Фолклендский морской бой в истории первой мировой — история России

Первый морской бой 2-й Мировой

?nosikot (nosikot) wrote,
2013-12-26 14:51:00nosikot
nosikot
2013-12-26 14:51:00

«Шпее» целехонький еще

13 декабря 1939 года у устья реки Ла-Плата в Южной Америке/Атлантике состоялся первый морской бой 2-й Мировой войны между немецким броненосцем «Адмирал граф Шпее» (6х280-мм орудий в двух 3-х орудийных башнях и 8х150-мм орудий в одноорудийных башенноподобных установках – по 4 на каждый борт) и британскими крейсерами «Эксетер» (тяжелый, 6х203-мм орудий в трех 2-х орудийных башнях), «Аякс» и «Ахиллес» (легкие, по 8х152-мм орудий в четырех 2-х орудийных башнях; «Ахиллес» — новозеландский). Т.к. я всего лишь позавчера покинул этот р-н то и решил вспомнить об этом.

Если британские крейсера были типичными представителями «договорных» кораблей межвоенного периода, то их немецкий противник — весьма необычная конструкция. Он был создан в рамках версальских ограничений для замены устаревших броненосцев времен периода русско-японской войны (более крупные корабли немцам иметь не разрешалось).

Правда, предел в 10.000т в/и немцам удержать не удалось, но результат оказался неплох – новые корабли превосходили по силе все «договорные крейсера» и были быстрее большинства линкоров, т.е. в теории могли уничтожить первого и убежать от второго.

Лишь 5 кораблей в 1939 году представляли для них опасность – 3 британских («Худ», «Рипалс» и «Ринаун», соответственно 8 и 6х 381-мм орудий) и 2 французских («Дюнкерк» и «Страсбург», 8х330-мм), имевших превосходство в скорости и бронировании. Особенно необычной была ГЭУ корабля – 8 (!) дизелей обеспечивали скорость в 26 уз.

Бронирование было посредственным. Сами немцы использовали для классификации традиционный термин «броненосец» (позднее перевели в крейсера), британцы придумали термин «карманный линкор» (встречал и термин «дизельный линкор»).

Всего немцы построили 3 корабля этого типа («Шпее» — 3-й), их основное предназначение – рейдерские операции на морских коммуникациях противника. И вот судьба распорядилась довольно скоро проверить на практике теоретические расчеты.

«Шпее» вышел в море еще до начала войны и приступил к операциям в южной части Атлантического и Индийского океанов после того как исчезли надежды на заключение мира между Германией и Британией. Нельзя сказать что его охота была удачной – он уничтожил всего 9 британских «купцов», критически ценного груза ни на одном из них не было.

Для поимки рейдера британцы сформировали несколько поисковых групп, одна из к-рых – коммодора Г.Харвуда (флаг на «Аяксе») – и сыграла свою роль (кроме упомянутых выше крейсеров в группу входил еще тяжелый крейсер «Камберленд» — 8х203-мм орудий, но в момент боя он ремонтировался на Фолклендах).

Харвуд верно угадал время и р-н «встречи» — у устья Ла-Платы и распорядился действовать в бою двумя группами – «Эксетер» отдельно и два легких крейсера вместе, с целью разделения огня противника.

Для «приманивания» броненосца британцы использовали случайно встреченного голландского купца, силуэтом похожего на немецкое вспомогательное судно снабжения «Уссукума» (везло для «Шпее» з/ч и пр.), перехваченное и уничтоженное ими ранее.

В 6:10 утра 13 декабря стороны обнаружили друг друга, причем немцы неверно идентифицировали противника (как тяжелый крейсер и 2 эсминца – сказались однотрубные силуэты британских легких крейсеров типа «Линдер» и неисправность самолета броненосца) и командир «Шпее» Г.Лангсдорф быстро пошел на сближение (говорят сказалось его торпедно-катерное прошлое).

Нек-рые считают это его ошибкой, но это не так – британские корабли превосходили броненосец в скорости (на 4-6 уз) и могли бы выбирать дистанцию в любом случае. В 6:18 броненосец открыл огонь, британские корабли начали отвечать в 6:20/23. Уже в 6:23 «Эксетер» получил первое попадание (немцы стрелять умели!).

А вот свою ПЕРВУЮ ОШИБКУ Лангсдорф совершил в 6:30 – он разделил огонь главного калибра (т.е.

сделал то, чего и добивались британцы) – стрельба 150-мм орудий броненосца, не имевших центральной наводки была абсолютно неэффективной (планировалось, что с их помощью будут топить неподвижные или медленно идущие торговые суда) и он решил использовать против легких крейсеров британцев одну из двух башен 280-мм…

К 7:30 на «Эксетере» были выведены из строя все орудия ГК и он вышел из боя, имея крен, пожары на борту и скорость упавшую до 18 уз.

Тут Лангсдорф совершил свою ВТОРУЮ ОШИБКУ – не добил противника («Эксетер» дойдет до Фолклендов, где пройдет минимально необходимый ремонт, за к-рым последует уже основательный 13-месячный в Британии – и лишь для того, чтобы попасть на Восток и быть потопленным японцами в 1942 году…) – а ведь Харвуд не прошел бы мимо барахтающихся в воде моряков – даже для сброса спасательных средств нужно время!

«Шпее» после боя — видны надводные пробоины в носовой части

Повреждения получил и «Шпее» (включая топливную систему), для их исправления Лангсдорф и решил зайти в нейтральный порт, выбрал Монтевидео – ТРЕТЬЯ ОШИБКА (аргентинцы к немцам относились лучше). В 7:40 бой практически закончился, хотя стороны изредка обменивались залпами.

В ночь с 13-го на 14-е декабря броненосец вошел в порт Монтевидео, где и получил разрешение находиться 72 часа.

Тут британцы мастерски развернули информационную войну – создали у немцев впечатление, что к ним присоединились линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял» и еще 3 крейсера (на самом деле они могли прибыть только 19-го, а 14-го вечером с Фолклендов подошел только «Камберленд», но боевой дух немцев из-за этих липовых новостей сильно упал). Лангсдорф вел интенсивные переговоры с Берлином, но в результате лишь совершил ЧЕТВЕРТУЮ ОШИБКУ – 17-го вышел на рейд Монтевидео (на набережной в предвкушении зрелища морского боя собрался весь город, радиокомментаторы вели прямые репортажи) и там покинул и взорвал свой корабль – считают, что повлияла контузия, полученная во время боя (напомню – устье Ла-Платы шириной ок. 100 км, с тремя основными проходами, британцы физически не в состоянии были их перекрыть тремя кораблями, особенно в темное время суток)… Экипаж перешел на вспомогательный корабль «Такома», на к-рой пришел в Буэнос-Айрес, где и интернировался.

Взорванный броненосец горел 3 дня

Конечно, такой оборот событий негативно сказался на общественном мнении в Германии – надо вспомнить, что шла «странная война» — т.е. после Польши особых событий не было – гибель броненосца в бою была бы, несомненно, достойнее.

19 декабря, видимо осознав, что он совершил Лангсдорф застрелился… Результат то совсем неважный – против 9 британских торговых судов (50.000т) и 2 поврежденных крейсеров («Ахиллес» практически не имел повреждений) – 1.

000 интернированных моряков (в бою погибло 72 британца и 36 немцев), потерянный броненосец (один из всего 10 немецких тяжелых кораблей в войну) и 3 вспомогательных судна (кроме «Уссукумы» и «Такомы» британцы перехватили в норвежских водах в феврале 1940 года «Альтмарк» с частью экипажей судов, потопленных «Шпее» — этот инцидент подтолкнул Гитлера к захвату Норвегии). В 1940 году головной корабль серии — «Дойчланд» был переименовпн в «Лютцов» (Гитлер не хотел услышать что Германия утонула).

Кстати, говорят в юности соседом Лангсдорфа был сам адмирал фон Шпее, что и повлияло на выбор профессии. Напомню, что сам Шпее погиб со своей эскадрой и двумя сыновьями в той же самой Южной Атлантике (у Фолклендов) за 25 лет до описанных событий – об этом напишу отдельно.

Из почти 1.000 немцев из экипажа броненосца, интернированных в Аргентине нек-рые так там и остались, но был и другой пример – главный артиллерист «Шпее» П.Ашер сумел вернуться в Германию, стал 1-м офицером штаба адмирала Лютьенса на «Бисмарке» и погиб на нем в мае 1941 года – как вам «типичная» судьба «еврейского паренька» (а Ашер именно такой!) в гитлеровской Германии?!

В 1956 году британцы сняли фильм о бое — The Battle of the River Plate – он переведен на русский язык.

Немцы там чуть ли не друзья британцев (надо вспомнить что это за время – их только в НАТО приняли, общий враг – мы), «Шпее» «играет» американский тяжелый крейсер «Салем», а вот «Ахиллес» — настоящий (в это время он уже служил в индийском флоте под именем «Дели»).

В фильме вовсю присутствует типичный британский юмор – например при осмотре повреждений «Аякса» Харвуд делится со своим штабом: «хорошо стреляет, на деревенской ярмарке он бы получил плюшевого мишку».

С 1940 года предпринимались попытки подьема отдельных частей «Шпее» (особенно британцев интересовал радар), последние – в 2006 году. Часть поднятого установлена в порту и музее Монтевидео, кое-что я сфотографировал… Есть даже проект подьема остатков корабля целиком – но это фантастика уругвайских масштабов.

P.S. На первый взгляд эпизод схож с нашим «Варягом», но не стоит забывать о том, что японцы имели изначально подавляющее превосходство в силах, ТТЭ кораблей, на их стороне были особенности места боя.

Дальномер «Шпее» в порту Монтевидео — не мое фото, сейчас покрашен в нормальный шаровый, позже выложу

P.P.S. Писано и отправлено из Южной Атлантики (примерно на полпути из Монтевидео в Порт-Стенли), борт MS «Zaandam».

Источник: https://nosikot.livejournal.com/1400091.html

Морские сражения Первой мировой войны — самые крупные в истории

Первая мировая война либо Великая война, как ее называли до начала Второй мировой войны, один из самых крупных, разрушительных и смертоносных военных конфликтов за всю историю человечества. Человеческие жертвы, понесенные в ходе Первой мировой войны, насчитывают 22 млн. человек – военнослужащих и мирного населения.

Две стороны конфликта – это Антанта и коалиция центральных государств, таких как Германия, Австро–Венгрия, Турция и Болгария. Предлогом для развязывания конфликта стало убийство наследника престола Австро-Венгрии — Франца Фердинанда 28 июля 1914 года.

Читайте также:  Военные действия в азии - история России

Сражения велись как на суше, так и на воде. Многочисленными были морские сражения Первой мировой войны.

К ним относятся такие известные исторические события как бой у Босфора, бой 22 сентября 1914 года, бой у Пенанга, бомбардировка Анконы, Мадраса, сражение в Гельголандской Бухте, Готландский бой, бой у Кокосовых островов, оборона Рижского залива, бой у мыса Сарыч, Фолклендский бой и др.

История: бой у Босфора

Причиной всех выше перечисленных столкновений была блокада Германии и пресечение ее попыток подорвать судоходную мощь Антанты. В морских сражениях в ходе Первой мировой войны наиболее активно принимали участие линкоры. Они были главной атакующей силой на море. Также широкое применение получили водные мины и подводные лодки.

Однако не одно морское сражение Первой мировой войны не сравнится с Ютландским.

Битва при Скагерраке (такое название сражения используют немцы) – самое крупное военное столкновение в море, которое имело место в ходе Первой мировой войны. Он длился с 31 мая по 1 июня 1916 года.

На данный момент написано немало трудов на тему этого сражения. Некоторые авторы изложили события этих двух дней в нескольких томах, настолько насыщенными были события.

В битве принимали участие британский и немецкий флот. Названия сражения произошли от места, в котором столкнулись противники. Ареной для этого занесенного в века события стало Северное море, а именно Скагерракский пролив, около полуострова Ютландия.

Как и во всех морских сражениях Первой мировой войны, суть заключалась в попытках флота Германии прорвать блокаду, а флота Британии – всеми способами не допустить этого.

История: Ютландское морское сражение

В планы немцев в мае 1916 года входило обманным путем разбить британцев, выманив часть линкоров британского флота, навести их на основные силы Германии. Тем самым существенно подорвав военно-морскую мощь противника.

Однако их планы не увенчались успехом, так как англичане заранее узнали о планах немцев и вовремя начали развертывание собственных главных сил. 31 мая авангард Германии, под командованием адмирала Хиппера, вступили в бой с авангардом Британии, под командованием адмирала Битти.

Немцы направили свои корабли к главным силам, но легкий разведывательный крейсер англичан доложил о близком расположении сил противника. Битти развернул свою эскадру к основным силам британцев.

В шесть часов пополудни началось сражение главных сил. Англичане пытались взять немцев в кольцо, но это им не удалось. Германия начала отступать под прикрытием дыма от пожаров на кораблях.

Флот Британии пытался догнать противника. Погоня и сражения отдельных групп кораблей продолжалось всю ночь.

В результате части немецкого флота удалось скрыться в своих базах, а флот англичан повернул на север.

Потери сторон были колоссальными. Германия потеряла 11 кораблей и 2500 человек, Британия – 14 кораблей и 6100 человек. Ни одна из сторон не достигла поставленных целей. Коренным образом ситуацию не удалось изменить, однако сражение привело к затягиванию войны, что в конечном итоге стало основной причиной падения Германии.

Статья в тему: Крупнейшие морские сражения

Источник: https://sea-man.org/morskie-srazheniya-pervoy-mirovoy-voyny.html

Курс: Первая мировая война

Страница 26 из 50

Морское сражение при мысе Ютланд

Первая Мировая война началась во многом из-за военно-морского соперничества. Она продолжалась уже годы, а предмет гордости наций — их великие флоты — стояли под прикрытием береговых батарей.

Генеральное сражение откладывалось, ему предшествовали две весьма ожесточенные схватки: у Гельголанда и у Доггер Банка в августе 1914 и январе 1915 года.
Но «супердредноуты» — линкоры нового поколения — так и не были задействованы. После января 1915 года флоты прятались в бухты, а инициатива была отдана подводным лодкам.

Это почти неестественное состояние продолжалось до весны 1916 года, когда немцы все же решились вывести свой флот на битву с британским флотом.

Встреча двух великих флотов — сражение у датского побережья, у мыса Ютланд — началось 31 мая 1916 года. У англичан было преимущество в чтении кодированных посланий германских адмиралов, что позволяло следить за движением главных германских сил.

В ночь на 31 мая командующий английским флотом адмирал Джеллико (Джеллико Джон Рашуорт (1859-1935), английский адмирал флота (1919). С 1913 г. — 2-й морской лорд. Во время Первой мировой войны в 1914-1916 гг.

— главнокомандующий Гранд-флитом (Большим флотом), которым руководил в Ютландском сражении 1916. С декабря 1916 г. до конца 1917 г. — 1-й морской лорд.

Под его руководством была начата активная борьба с германскими подводными лодками) узнал о движении основной массы огромного германского флота на север. Утром этого дня две грандиозные военно-морские силы двинулись навстречу друг другу (чего немцы пока не знали).

В окружении невиданного числа легких крейсеров и эсминцев навстречу друг другу шли огромные линейные корабли, что предвещало решительную развязку. С германской стороны шли шестнадцать дредноутов и пять тяжелых крейсеров. С английской — навстречу им устремились двадцать восемь дредноутов и девять тяжелых крейсеров.

Гордостью адмирала Джеллико были четыре новейших линейных корабля во главе с «Королевой Елизаветой». Во главе его флота находилась ударная группа адмирала Битти, задачей которой было вовлечь немцев в сражение. У немцев впереди находилась группа из пяти тяжелых крейсеров.

За нею на расстоянии в пятьдесят миль следовали основные силы адмирала Шеера (Шеер Рейнхард Карл Фридрих фон (1863-1928), германский адмирал. На флоте с 1879 г.
В 1913-1915 гг. — командующий эскадрой линейных кораблей, с января 1916 г. командовал флотом Открытого моря, которым руководил в Ютландском сражении 1916 г.

Проводил неограниченную подводную войну, но не смог осуществить полную блокаду Великобритании и ослабить блокаду Германии) . Выход в открытое море объяснялся убежденностью немцев в том, что англичане не знают о его выдвижении в открытое море.

И напротив, Джеллико и Битти твердо знали, что огромный флот Германии находится уже достаточно далеко от спасительных портов — им уже не избежать сражения.

Итак, в битве сошлись два крупнейших флота мира, началась самая большая морская битва в мировой истории. Особенностью этой битвы была неожиданно малая роль подводных лодок и (еще) малая роль самолетов.

То была гигантская встреча морских армад. Участникам запомнились серое море, серый дым из труб, белый цвет от разрывов снарядов.

Численность задействованных судов была столь велика, что значительная их доля пряталась за горизонтом.

О Ютланде создана целая литература и ведется непрекращающийся спор. Битва состояла из пяти фаз.

На первой фазе крейсерский флот адмирала Битти бросился в южном направлении и встретил более слабый крейсерский флот немцев. Корабли Битти прошли сквозь патрульную линию германских подводных лодок и приблизились на расстояние пятидесяти миль от противостоящего флота адмирала Хиппера. Пока все было довольно спокойно.

Легкие корабли обоих флотов обнаружили неведомо как проникшее в эти воды нейтральное судно и в ходе инспекции его обнаружили друг друга. Раздались первые залпы. Система сигнализации англичан сработала хуже, и они понесли более ощутимые потери. Англичане обнаружили пробоины в «Индифатигабл» и в «Куин Мэри».

Огонь прорвался в корабельные магазины, оба корабля взорвались и потонули. Превосходство Битти растаяло в кратчайшее время. Прибытие четырех скоростных линкоров позволило восстановить баланс, но бросившиеся вперед корабли Битти обнаружили перед собой основную массу грандиозного флота немцев.

Англичанам ничего не оставалось, кроме как сделать полный поворот и рвануться на север – к основной массе своего флота.

Наступила вторая фаза битвы. Уходящие линкоры Битти сумели нанести удачные удары по преследующим их крупным германским кораблям. 15-дюймовые орудия поразили линкор «Зейдлиц» и смешали всю линию кораблей Шеера.

На третьей фазе, когда друг против друга оказались основные силы двух величайших флотов мира, это замешательство имело роковые последствия: страшные своей разрушительной силой пушки основных кораблей адмирала Джеллико начали наносить удары по германским кораблям после шести часов вечера.

Немцы сражались отчаянно и потопили «Инвинсибл», но мощь британских пушек была столь велика, что германский флот вынужден был начать отход. Шеер изменил свой маневр и направился на северо-восток, в направлении пролива Скагерак, ведущего в Балтийское море (начиная тем самым четвертую фазу битвы). Оба флота встретились на пересекающихся курсах.

Британская позиция была предпочтительней – их корабли как бы врезались во фланг германского флота. В течение десяти минут убийственного огня англичан германские корабли получили двадцать семь пробоин орудий самого большого калибра, а англичане получили лишь две пробоины.

https://www.youtube.com/watch?v=YLGDDleRcFI

Шеер бросился на восток, прикрывая свои основные корабли легкими быстроходными крейсерами и старыми стальными громадами эры «до-дредноутов». Между основными силами адмирала Шеера и главными линкорами англичан было всего 16 километров.

Второстепенным судам было приказано фактически пожертвовать собой ради спасения основной боевой силы германского флота. На пятой фазе торпедные аппараты работали в глухой ночи – легкие суда обоих флотов стремились нанести противнику максимальный урон.

К утру 1 июня флот Шеера был в безопасности, и оба противника начали считать потери. Германский флот потерял тяжелый крейсер, старый линкор, четыре легких крейсера и пять миноносцев. Британский флот потерял три тяжелых крейсера, четыре средних крейсера и восемь эсминцев.

В море опустили 6094 английских моряков и 2551 германских.

Потери англичан позволили кайзеру возвестить о победе. Ютландская битва продемонстрировала превосходные качества германского флота. Она же обнажила недостатки строения британских кораблей, дефекты ведения морского боя (неадекватная система сигнализации и прочее).

И все же Ютланд не стал германской победой. Потери англичан были больше, но и их флот был больше, так что после сражения соотношение сил изменилось еще более в пользу Британии. Эта битва еще раз показала германским адмиралам самоубийственность выхода в море на решающий бой с англичанами.

Читайте также:  А. и. герцен в его революционная агитация накануне падения крепостного права. колокол - история России

Немцы теперь верили лишь в свой подводный флот.

Источник: https://madrace.ru/istoriya-mirovich-voyn-xx-veka/kurs-pervaya-mirovaya-voyna/morskoe-srazhenie-pri-mise-utland

Читать

31 мая 1916 года в Северном море состоялось крупнейшее сражение паровых флотов – Ютландская битва, как ее называют англичане, или сражение у Скагеррака, как утверждают немцы. В нем приняло участие более 200 кораблей всех классов – от линкоров до миноносцев.

Иногда встречается утверждение, что крупнейшим морским сражением современности была все-таки битва за Лейте. Действительно, если формально просуммировать все корабли 3-го и 7-го американских флотов и прибавить к ним корабли Императорского японского флота, то итог окажется несколько больше.

Однако нам следует помнить, что битва за Лейте распадается на несколько отдельных боев, происходивших на весьма значительном расстоянии один от другого, поэтому считать ее единым сражением весьма сложно и скорее следовало бы отнести к категории операций.

Зато Ютландская битва происходила буквально на пятачке диаметром около 50 миль, где крутились все эти корабли, поэтому справедливо было бы оставить титул крупнейшего сражения именно за ней.

Результаты этого боя до сих пор разные историки трактуют по-разному. Собственно, разброс мнений не особенно велик. Одни утверждают, что немцы одержали тактическую победу, другие говорят о стратегической победе англичан при несколько сомнительных тактических результатах.

Но почему-то никто не пытается всерьез проанализировать предысторию Ютландской битвы, и, по моему мнению, совершенно напрасно, потому что она как минимум не менее интересна и противоречива, чем итоги сражения.

В лучшем случае исследователи ограничиваются беглым анализом характеристик британских и немецких кораблей, но даже он проводится в контексте результатов сражения с обязательным появлением сакраментального вопроса: а почему взорвались британские линейные крейсера? А ведь эта предыстория позволяет нам совершенно точно и однозначно оценить итоги битвы.

На самом деле эта проблема глубоко уходит корнями в прошлое. Отсчет времени нужно начинать отнюдь не с 1 сентября 1914 года, когда началась Первая мировая война. Точно так же ошибочно было бы вернуться в 21 октября 1905 года, когда был заложен «Дредноут».

Исходной точкой следует считать 5 марта 1897 года, когда морской министр Германии фон Холльман представил комитету по финансам германского рейхстага проект нового морского бюджета, составившего более 9 миллионов фунтов стерлингов, что в три раза превышало прошлогодний. И хотя рейхстаг значительно урезал этот бюджет, первый шаг в пропасть был сделан.

В июне происходят знаковые перестановки в германском кабинете министров. Энергичный, я бы даже сказал, фанатичный адмирал фон Тирпиц меняет фон Холльмана на посту морского министра, а министром иностранных дел становится фон Бюлов. Их задачей является реализация программы «вельтполитики» и развертывание строительства флота.

Император Вильгельм торжественно провозглашает, что трезубец Нептуна должен перейти в руки Германии. Всё. После этого столкновение Германии и «владычицы морей» становится неизбежным, остается лишь вопрос, когда именно оно произойдет.

При этом немцы, еще не успев решительно ничего сделать в намеченном направлении, ухитрились сразу же допустить несколько грубейших ошибок. Их мало извиняет даже то, что аналогичные ошибки допускали и другие державы.

А ведь Бисмарк заявлял, что он предпочитает учиться именно на чужих ошибках… Вспомним искреннее недоумение и обиду, которые до сих пор видны во всей русской исторической литературе.

Почему, дескать, Великобритания во время Русско-японской войны активно помогала Японии и постоянно мешала продвижению эскадры адмирала Рожественского? Но простите, а каким должно быть отношение Великобритании к стране, которая откровенно готовится к войне с британским судоходством? Россия строит океанские рейдеры вроде «Рюрика» и «Пересвета», а потом не может понять, почему Англия враждебно относится к русскому флоту? А как еще она должна относиться к нему? Я совершенно не понимаю восхищения безответственными болтунами из пресловутой французской «жён эколь». Эти глупцы точно так же начинают вопить во все горло, что готовят свой флот к войне с Великобританией, причем в тот самый момент, когда у французских границ на континенте стремительно нарастает германская угроза. Франции мало одного смертельного врага, нужно как можно скорее обзавестись еще и вторым? Ох, не поделили тропические болота в верховьях Нила, Фашода кому-то остро понадобилась.

И вот Германия повторяет эту же самую ошибку, но при этом ухитряется совершить еще и несколько своих собственных. Еще не имея практически никакого флота, Вильгельм II громогласно объявляет, что будет оспаривать у англичан господство на море. Вообще следует отметить несравненную способность немцев создавать себе врагов.

Барон фон Люттвиц публикует статью, в которой обстоятельно доказывает возможность высадки десанта на английские берега, и в результате Вильгельм II тут же назначает его военным атташе в Великобритании.

Разве можно это расценить иначе, как преднамеренное и тяжелое оскорбление? В результате любые попытки немцев делать примирительные заявления воспринимались как отъявленное лицемерие и заведомая ложь.

Но помимо ошибок политических командование немецкого флота, в том числе и хваленый адмирал фон Тирпиц, допускает несколько грубых ошибок уже чисто военного характера. Историки, восхваляющие непревзойденные боевые качества германских кораблей, упускают из вида один весьма существенный фактор.

Все они имели относительно небольшое водоизмещение, ограниченную дальность плавания и неважную мореходность. Само по себе это не страшно, и корабли вполне могли успешно действовать в пределах Северного моря, но… Но! Целью строительства германского флота было вырвать трезубец Нептуна из рук Англии, и как сделать это, не выходя из Гельголандской бухты, я откровенно не представляю.

Немцы должны были готовиться к сражению не на Доггер-банке, а где-то в районе Оркнейских или даже Фарерских островов. Вот французы оказались более последовательными – их броненосцы и крейсера все-таки предназначались для океанских плаваний.

На фоне этого упорное стремление адмирала вооружать легкие крейсера только мелкокалиберными орудиями (105-мм) выглядит как невинная оговорка, крейсер все-таки не линкор и решающей силой не является. Но даже эту ошибку пришлось в аварийном порядке исправлять в годы войны.

В известной книге «1906 год.

Крушение старого мира», описывающей гипотетический военный конфликт между Германией и англо-французским альянсом, тоже говорится, что германские корабли будут уступать по своим боевым качествам британским.

Однако автор книги, кем бы он ни был (Зеештерн, Генрих Фердинанд Граутофф или принц Генрих Прусский), делает утешительный вывод: если англичане попытаются прорваться мимо укреплений Гельголанда, им придется плохо.

И здесь германское морское командование, взгляды которого были предельно точно изложены автором, допускает сразу две грубые ошибки. Непонятно, из каких соображений, но немцы решили, что англичане будут использовать стратегию ближней блокады и британский флот будет держаться в пределах прямой видимости от германских портов.

Предположение дикое, даже совершенно абсурдное. Единственным аргументом в пользу этого были действия американской эскадры, блокировавшей Сантьяго, во время испано-американской войны.

Там американцы поступили предельно просто – выстроили свои корабли по окружности диаметром около 10 миль и стояли на месте, подрабатывая машинами. Но даже при этом они до судорог боялись атаки испанских миноносцев, хотя тех было всего две штуки.

Тесная же блокада порта, в котором базируются 50 эсминцев и 20 подводных лодок, лично мне представляется форменным безумием, однако немецкие адмиралы совершенно серьезно строили свои планы, исходя из этого предположения.

Вторая ошибка была не столь явная, но не менее тяжелая. Немцы совершенно неправильно истолковали суть знаменитой доктрины «fleet in being». Флот не может оказывать влияние одним только фактом своего существования, он оказывает действие на ход событий лишь в том случае, когда представляет собой какую-то угрозу.

Если же флот не способен ни к каким действиям, он угрозы не представляет и заниматься нейтрализацией миражей совершенно необязательно. Кстати, именно практика британского флота это постоянно доказывала.

В период наполеоновских войн англичане ограничивались пассивной блокадой французских портов и переходили к активным действиям только в случае попыток французских кораблей выйти на просторы океана. При этом их блокада совсем не напоминала действия американцев у Сантьяго.

За портами наблюдали фрегаты, а линейные эскадры крейсировали в открытом море на некотором удалении. То же самое происходило и в начале ХХ века во время русско-японской войны. Японцы отнюдь не пытались ворваться на внутренний рейд Порт-Артура, чтобы уничтожить русскую эскадру.

Они ограничились блокадой, которую тоже ведь нельзя назвать ближней в полном смысле этого слова. На внешнем рейде маячили только легкие крейсера и миноносцы, наблюдавшие за портом, но никак его не блокировавшие.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=199799&p=1

Самые крупные морские сражения. ТОП-13 морских битв

С древнейших времен морские битвы не уступали сухопутным столкновением по напряженности и числу задействованных боевых сил, а так же, как не печально это констатировать, количеству людских потерь. Цели на море те же, что и на суше – уничтожение сил противника, не позволение ему выполнить определенную боевую задачу, и, что немаловажно, установление контроля над территорией.

Военное превосходство на море дает целый ряд преимуществ. Эту непреложную истину давно поняли военные стратеги и правители государств, имеющих выход к морю, и со времен античности развитие боевого флота всегда было приоритетным в обеспечении обороноспособности и наступательном потенциале ведущих мировых держав.

Поднимем архивы, старые карты и рассмотрим самые крупные морские сражения в истории Человечества. Чтобы было легче ориентироваться, наш рассказ будет построен в хронологическом порядке.

Саламинское сражение. 480 год до н.э

Царь персов Ксеркс намеревался захватить Грецию, но на пути его замыслам встала не только сухопутная армия греков, но и морские силы.

Одно из первых крупных сражений на воде в мировой истории произошло в Эгейском море между греческим и персидским флотом. Шла война и в узких проливах между островами и материком сошлись 311 кораблей греков и около 1000 персидских.

Военачальник греков спартанец Еврибиад сражался против самого Ксеркса, и своими умелыми действиями смог разбить намного превосходящие силы противника.

Поражение персов нарушило планы восточного царя и, в конечном итоге, переломило ситуацию в пользу греков в ходе греко-персидской войны. Основным плодом победы стало установление контроля объединенного греческого флота над Эгейским морем.

Читайте также:  Изменения в общественном сознании. нюрнбергские процессы. - история России

Сражение при Акциуме. 31 год до н.э

В последнем морском бою Античности сошлись корабли под командованием римского императора Октавиана Августа и политика, военачальника Марка Антония. В противостоянии у мыса Акций в Ионическом море решалась дальнейшая судьба Рима.

Долгое время не одна из сторон не могла получить тактического и оперативного превосходства. Переломным моментом стал внезапный уход 60 египетских галер Клеопатры обратно в порт. Октавиан воспользовавшись ситуацией, уничтожил большое число кораблей Антония. Уцелевшие суда укрылись в бухте, но позже сдались на милость победителя.

Битва стала завершающим этапом гражданского противостояния и борьбы за власть в Римской империи.

Битва при Лепанто. 1571 год

У входа в Патрасский залив в 60 километрах от города Лепанто в битве сошлись боевые эскадры Священной Лиги и Османской империи. В историю она вошла как одна из самых трагических и кровопролитнейших битв, когда-либо происходивших на море.

Столкнулись не только армии, столкнулись два мировоззрения, две религии – католицизм и мусульманство. Под флагами Священной Лиги собрались силы многих католических государств.

Корабли неожиданно встретились ранним утром 7 октября, и в завязавшемся столкновении почти весь османский флот был сожжен за несколько часов, а 117 турецких судов были захвачены как трофеи.

Турки проиграли, и вся Европа увидела, что непобедимые доселе армию и флот Османской империи можно побеждать.

Гравелинское сражение. 1588 год

В ходе Итальянской войны 7 августа английские корабли неожиданно атаковали испанскую Великую армаду недалеко от французского побережья. На следующий день, получив подкрепление и боеприпасы, командующий англичан Френсис Дрейк решил встретиться с испанцами в открытом бою.

После продолжительного противостояния, испанцы начали отступать, потеряв в бою около 600 человек. Англичане два дня преследовали испанский флот, чтобы полностью разгромить, но так и не выполнили эту задачу.

Из 130 кораблей Великой Армады только 65 смогли вернуться в испанские порты. Некоторые из них попали в шторм у берегов Ирландии, и были выброшены волнами на берег. Большинство выживших после крушения моряков убили местные жители, остальные были захвачены в плен.

Битва при Гангуте. 1714 год

Чтобы укрепить сухопутные успехи в Северной войне, целью которой был выход к Балтийскому морю, России нужна была победа на море. У мыса Гангут в начале августа 1714 года шведы преградили путь русским кораблям с 15-титысячным десантом, завязалась битва. Это была настоящая проверка молодого, только зарождающегося российского флота.

Русские корабли взяли на абордаж фланговые суда шведов, вынудив их сдаться. Петр I лично принял участие в атаке на флагманский прам «Элефант». После непродолжительного сопротивления шведский флот сдался, а часть военных судов скрылись за Аландскими островами.

Гангутское сражение стало первой военно-морской победой русского флота и обеспечило ему свободу действий на Балтике. Русский царь после победы, за мужество и стойкость в абордажной атаке был произведен в вице-адмиралы.

Сражение при Гренгаме. 1720 год

Последняя морская битва Северной войны произошла вблизи острова Гренгам. Российская эскадра вплотную подошла к Аландским остовам и была неожиданно атакована шведами.

Корабли стали отходить на мелководье, где более крупные суда шведов сели на мель и не смогли успешно маневрировать. Воспользовавшись этим, русские моряки и офицеры на галерах взяли на абордаж 4 шведских фрегата. Остальные шведские корабли отступили.

Победа русской эскадры у острова Гренгам окончательно утвердила русский флот на Балтийском море, а главное приблизила подписание победного для России Ништадтского мира.

Чесменское сражение. 1770 год

Перенесемся с севера на юг. В ходе русско-турецкой воны в Чесменской бухте произошло величайшая баталия между русскими эскадрами и турками. Общее командование российскими военно-морскими силами осуществлял граф Алексей Орлов.

В Хиосском проливе турецкие суда начали обстрел русских кораблей, но после контратаки, турки обрубили якоря и отвели свои фрегаты и линейные корабли в бухту.

Благодаря невероятному мужеству, стойкости и смелости русских моряков удалось уничтожить турецкие суда, и в восемь утра 26 июня двухдневный бой был завершен полной победой русского флота.

Победа позволила России контролировать пролив Дарданеллы и диктовать свои условия при заключении мира с османской империей.

Битва у мыса Трафальгар. 1805 год

Решающий морской бой периода Наполеоновских войн произошел в Атлантическом океане, у побережья Испании, неподалеку города Кадис.

Объединенный французско-испанский флот потерял в столкновении с англичанами 22 корабля. Английская эскадра не потеряла в ходе боя ни одного своего корабля, но у Трафальгара погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После двухдневного противостояния, начавшийся шторм потопил плохо державшиеся на воде суда, имевшие повреждения и пробоины.

Результатом поражения Франции и Испании стала утрата этими государствами преимущества на море. Англия же, наоборот, укрепила свои позиции морской державы.

Синопская битва. 1853 год

Всего за несколько часов в гавани города Синоп у черноморского побережья Турции российский Черноморский флот разгромил турецкую эскадру.

Командовал российской флотилией вице-адмирал Павел Нахимов. Всего несколькими линейными кораблями он блокировал турецкие суда в бухте, а по приходу подкрепления начался обстрел. Умелыми действиями русским морякам и офицерам удалось уничтожить не только турецкие корабли, а также подавить шквальный огонь береговых батарей.

Пленены были многие капитаны турецких судов, в том числе и командующий вице-адмирал Осман-Паша. Чтобы не дать России развить успех в войну на стороне Османской империи в марте 1954 года вступили Великобритания и Франция.

Цусимское сражение. 1905 год

Бой между японской и русской эскадрой у острова Цусима произошел 14-15 мая 1905 года. По сути, исход сражения был решен в первый же день после массированной артдуэли между броненосцами.

Из 38 русских судов, участвовавших в бою, были затоплены или взорваны 21. Японские потери составили два небольших миноносца, а также небольшие повреждения других кораблей. Еще один миноносец затонул после случайного столкновения со своим же крейсером.

Битва стала крупнейшим морским сражением русско-японской войны 1904-1905 годов. Победа японского флота в Цусимском проливе выявила множественные недостатки в организации русской армии, а также приблизила общую победу Японии в войне.

Ютландское сражение. 1916 год

В противостоянии стран в годы Первой мировой войны Германия и Великобритания не могли не сойтись на море, чтобы решить, чьи военно-морские силы сильнее, и кто, в конечном счете, будет контролировать водные пути.

Крупнейшее морское сражение Первой мировой произошло в Северном море неподалеку полуострова Ютландия.

Германия стремилась полностью контролировать просторы мирового океана, а если конкретизировать, то уничтожить значительную часть британского флота.

Английские суда успешно блокировали немцев, и не давали им свободно выходить в Северное море. Британия, разгадав планы противника, попыталась нанести неожиданный контрудар.

После битвы обе стороны заявили о своей победе. Германия смогла нанести значительный урон британской военной эскадре, но в то же время, Великобритании удалось удержать блокаду немецких судов.

Бой у Лейте. 1944 год

Самая масштабная битва на море в истории военных конфликтов произошла в ходе Второй мировой войны между американским и японским флотом у острова Лейте в Филиппинском море.

В баталию в общей сложности было вовлечено 244 судна. Первые боевые столкновения принесли преимущество японцам, но они не смогли развить свое стратегическое превосходство, и в первый же день боя потеряли крейсер «Musashi». В результате японского обстрела затонул американский авианосец «Princeton», а многие корабли США повредили пилоты-камикадзе, направлявшие свои самолеты на вражеские суда.

Но в результате ошибки командования Японии, был отдан приказ к отступлению военно-морских сил и ухода авиации. После отхода японского флота, Япония окончательно потеряла стратегическое и оперативное преимущество в Тихоокеанском регионе.

Битва за Атлантику

Историческая наука ввела термин «Битва за Атлантику» для определения противостояния на просторах океана воюющих держав, как в годы Первой мировой войны, так и в период Второй мировой.

Совокупность больших и локальных столкновений в водах Атлантики привели к большим людским потерям, а также уничтожению большого количества боевой техники.

Самое страшное, что жертвами атак зачастую были мирные суда с не в чем неповинными пассажирами на борту.

Главной целью немецких морских сил в обеих войнах было нарушение транспортных коммуникаций между странами антигитлеровской коалиции. Государства, воевавшие с Германией и ее союзниками, стремились заблокировать немцев в европейских портах, и не дать им оперативного простора.

Важной составляющей битв за Атлантику стала подводная война, с использованием воюющими державами подводных лодок разных модификаций.

До сегодняшнего дня не удается точно посчитать потери обеих сторон в кровопролитнейших войнах ХХ века в борьбе за контроль над Атлантическим океаном.

Военно-морская техника прошла большой путь развития, от первых весельных галер и галеонов Древнего мира до современнейших авианосцев и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту.

В заключение отметим, что морские сражения не меньше наземных военных операций влияют на ход мировой истории. По окончании Второй мировой войны крупные морские бои ушли в историю, уступив место мелким локальным конфликтам.

Но военно-морские силы в современных условиях не утратили своего тактического и стратегического значения, выступая поддержкой наземным военным операциям.

Но хочется верить, что с каждым годом их будет все меньше, а со временем исчезнут совсем, и о морских баталиях мы сможем узнать только со страниц учебников и энциклопедий.

Источник: https://TheBiggest.ru/drugoe/samye-bolshie-morskie-srazheniya.html

Ссылка на основную публикацию