Эволюция декабристского движения в начале xix века — история России

Общественное движение в первой половине XIX века. Декабризм

Революционные идеи появились в России в 1 четверти 19 века. Прогрессивная часть тогдашнего общества разочаровалась в правлении Александра 1. Однако лучшие люди страны стремились покончить с отсталостью общества в России.

В период освободительных походов, ознакомившись с западными политическими движениями, русское передовое дворянство осознало, что крепостное право является важнейшей причиной отсталости отечества. Жесткая реакционная политика в сфере просвещения, участие России в подавлении европейских революционных событий только укрепили уверенность в настоятельной необходимости изменений.

Российское крепостничество воспринималось как оскорбление национального достоинства каждого, кто считал себя просвещенным человеком. Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений, русская публицистика и просветительская литература.

Таким образом, можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов:

● усиление крепостного гнета,

● непростая социально – экономическая ситуация в стране,

● отказ Александра 1 от проведения либеральных реформ,

● влияние трудов западных мыслителей.

Первое политическое тайное общество было образовано в Петербурге, в феврале 1816 года. Его целью было принятие в стране конституции и уничтожение крепостного права. В состав его вошли Пестель, Муравьев, Муравьевы-Апостолы С.И. и М.И. (всего 28 членов).

Позже, в 1818 г. в Москве была создана более крупная организация «Союз благоденствия», которая насчитывала до 200 членов. Она имела управы и в других городах России. Целью тайного общества стала идея пропаганды отмены крепостничества. Офицерством была начата подготовка переворота. Но, «Союз благоденствия», так и не достигнув цели, распался из-за внутренних разногласий.

«Северное общество», созданное по инициативе Муравьева Н.М. в Петербурге, было настроено более либерально. Тем не менее, и для этого общества важнейшими целями было провозглашение гражданских свобод, уничтожение крепостничества и самодержавия.

Заговорщики вели подготовку к вооруженному восстанию. И удобный момент для реализации планов настал в ноябре 1825 г., после смерти императора Александра. Несмотря на то, что далеко не все было готово, заговорщики решили действовать, и восстание декабристов произошло в 1825 г. Планировалось совершить переворот, захватить Сенат и монарха, в день принесения Николаю 1 присяги.

14 декабря на Сенатской площади с утра находился Лейб-гвардии московский полк, а так же, Лейб-гвардии гренадерский и Гвардейский морской полки. В общей сложности на площади собралось около 3 тыс. человек.

Но, Николай 1 был предупрежден о том, что готовится восстание декабристов на Сенатской площади. Он заранее привел к присяге Сенат. После этого смог собрать оставшиеся верными войска и окружить Сенатскую площадь. Были начаты переговоры. Результата они не принесли.

Со стороны правительства в них принимали участие митрополит Серафим и Милорадович М.А., губернатор Петербурга. Милорадович получил в ходе переговоров ранение, ставшее смертельным. После этого, по приказу Николая 1, была применена артиллерия.

Восстание декабристов 1825 года потерпело крах.

Позднее, 29 декабря, С.И. Муравьев-Апостол смог поднять Черниговский полк. Этот мятеж, так же, был подавлен войсками правительства уже 2 января. Итоги восстания декабристов оказались далеки от планов заговорщиков.

Восстание декабристов потерпело крах по причинам:

● несогласованности действий заговорщиков

● неподготовленности общества к столь радикальным преобразованиям,

● отсутствия поддержки широких масс

Тем не менее, историческое значение восстания декабристов сложно переоценить. Впервые была выдвинута достаточно четкая политическая программа, состоялось вооруженное выступление против властей.

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.

В 1831 г. царской охранкой был раскрыт и разгромлен кружек Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11 нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. раскрыт кружок А.И. Герцена.

В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления:

● реакционно-охранительное,

● либеральное,

● революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов — убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1.

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), в социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

Западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея — концепция общности исторического развития Европы и России.

Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин).

Реформаторскую деятельность Петра 1 они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

Источник: https://megalektsii.ru/s12173t9.html

Общественно-политические движения в России 19 века :

19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве.

От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП).

Как это происходило?

Предпосылки

К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право.

Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять.

Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей. В России появилось новое общественно-политическое движение — это движение за отмену крепостного права.

Таким образом, стали появляться основы для организационного оформления консерватизма и либерализма. Либералы выступали за перемены, инициатором которых должна была стать власть. Консерваторы стремились сохранить существующее положение вещей. На фоне борьбы этих двух направлений у отдельной части общества стали появляться мысли о революционном переустройстве России.

Более активно общественно-политические движения в России стали проявляться после похода русской армии в Европу. Сравнение европейских реалий с жизнью на родине было явно не в пользу России. Первыми начали действовать революционно настроенные офицеры, вернувшиеся из Парижа.

Декабристы

Уже в 1816 году в Петербурге этими офицерами было образовано первое общественно-политическое движение. Это был «Союз спасения» из 30 человек.

Они ясно видели цель (ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии) и совсем не представляли, как этого можно добиться.

Следствием этого стал распад «Союза спасения» и создание в 1818 году нового «Союза благоденствия», в который входили уже 200 человек.

Но из-за разного взгляда на будущую судьбу самодержавия и этот союз просуществовал всего три года и в январе 1821 года самораспустился. Бывшие его члены в 1821—1822 годах организовали два общества: «Южное» в Малороссии и «Северное» в Петербурге. Именно их совместное выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года впоследствии стало называться восстанием декабристов.

Поиск путей

Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков.

Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?».

Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.

Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры.

Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии.

Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.

Отмена крепостного права

К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма.

Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому.

Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел — эмигрировал в Европу.

Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.

Читайте также:  Славяне из источников: занятия, быт, верования, взаимоотношения с соседями - история России

Активизация революционеров

Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений.

В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.

Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные.

Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания.

Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.

В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства.

Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны.

Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.

Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу.

Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел».

Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.

В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.

Самые активные

В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс.

В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю.

Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.

Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html

Общественное движение в России в первой четверти XIX века. Восстание декабристов

Кризисные явления в социально-экономической и политической жизни России в начале  XIX века стимулировали развитие общественной мысли. В это время получили развитие все три ее основных направления: либеральное, консервативное и радикально-демократическое.

Ведущим представителем либеральной мысли был М.М. Сперанский, автор проекта создания в России конституционной монархии. Главным критиком проекта Сперанского стал известный писатель и историк Н.М.

 Карамзин. Критикуя Сперанского, он доказывал, что ограничение самодержавия негативно повлияет на Россию. Карамзин считал, что стране необходимы не реформы, а авторитетный монарх и хорошие чиновники.

Непоследовательность Александра I в осуществлении реформ и недовольство часть дворян государственной бюрократией привели к распространению в среде оппозиционно настроенного офицерства радикально-демократических взглядов. Благоприятные условия для их развития создавали патриотический подъем в русском обществе, связанный с Отечественной войной 1812 года, и революции в странах Европы и Латинской Америки.

Социальной базой радикального либерализма стали молодые гвардейские офицеры из аристократических семей, в которых постоянно существовал дух оппозиции государству. В их среде в 1816 году сложилась первая организация, «Союз спасения».

В 1818 году его сменил более многочисленный «Союз благоденствия», имевший несколько отделений (управ), устав и программу, которая объявляла целью союза ликвидацию самодержавия и крепостного права. «Союз благоденствия» распался в 1821 году, но на его основе возникли новые организации декабристов – Южное (на Украине) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества.

Лидером Южного общества стал П.И. Пестель, составивший проект конституции, известный под названием «Русская правда». Он предусматривал немедленную ликвидацию крепостного права и самодержавной монархии. Все население получало равные гражданские и политические права.

Пестель также предлагал провести аграрную реформу и передать половину помещичьих земель в общественный фонд, из которого каждый крестьянин мог бы получить по 2 десятины земли. Будущее государственное устройство представлялось Пестелю как республика с однопалатным парламентом и разделением властей.

Для осуществления революционных преобразований он предлагал на определенный срок передать власть революционному правительству, наделенному неограниченными полномочиями.

Программа Северного общества носила более умеренный характер. Она нашла отражение в незавершенном проекте Конституции Н. Муравьева.

Он также предусматривал отмену крепостного права и предоставление крестьянам личных и имущественных прав, но не допускал конфискации помещичьей земельной собственности.

Самодержавие Муравьев предлагал заменить конституционной монархией, в которой наследному монарху сохраняется только исполнительная власть. Монарх подчиняется парламенту, состоящему из двух палат и избираемому на основе имущественного и образовательного ценза.

Методом осуществления своих планов декабристы избрали военную революцию, т.е. захват власти группой офицеров, опирающихся на верные части и проведение преобразований «сверху». Выступление декабристов ускорила смерть Александра I.

14 декабря 1825 года состоялось восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, завершившееся разгромом восставших. Неудачей закончилось и восстание Черниговского полка, организованное членами Южного общества в январе 1826 года.

Причину поражения декабристов современные исследователи видят в том, что восстание было недостаточно подготовленным и не имело четкого плана.

Для многих декабристов участие в нем было скорее «гусарством», чем серьезным делом. Общество не было готово поддержать декабристов и плохо понимало их идеи.

Успех их выступления мог бы перерасти в масштабную буржуазную революцию и крестьянскую войну, с которой сами декабристы вряд ли справились бы.

Источник: http://histor-ru.ru/konspekt-lekcij-po-otechestvennoj-istorii/259-obshhestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj.html

Общественная мысль России в первой четверти XIX века. Декабристы. История России. 8 класс. — Объяснение нового материала

Об­ще­ствен­ное дви­же­ние при Алек­сан­дре 1 — об­ще­ствен­ное дви­же­ние в Рос­сии, союз спа­се­ния и бла­го­ден­ствия

 Одной из ха­рак­тер­ных черт по­сле­во­ен­ной эпохи ста­нет ак­тив­ное раз­ви­тие об­ще­ствен­но­го дви­же­ния в Рос­сии. Пер­во­на­чаль­ной ос­но­вой де­я­тель­но­сти воз­ни­кав­ших круж­ков и об­ществ будут идеи ли­бе­раль­ные.

И, на­вер­ное, клю­че­вым по­ло­же­ни­ем будет идея о важ­но­сти че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ее по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских сво­бод. Для нашей стра­ны это будет эво­лю­ци­он­но, по­то­му что тра­ди­ци­он­но в Рос­сии во главу угла ста­ви­лись ин­те­ре­сы го­су­да­ря, всего го­су­дар­ства, церк­ви, об­ще­ства, чего угод­но, но никак не че­ло­ве­ка.

И идея о цен­но­сти от­дель­но взя­той лич­но­сти будет очень и очень важна для им­пе­рии. В прин­ци­пы ли­бе­раль­ные идеи будут уже из­вест­ны, так ска­зать, на тер­ри­то­рии го­су­дар­ства. Они по­явят­ся еще в прав­ле­ние Ека­те­ри­ны II, ко­то­рая была свя­за­на с фран­цуз­ски­ми про­све­ти­те­ля­ми: с Руссо, Воль­те­ром и др.

Но на­сто­я­щий всплеск этих идей будет спро­во­ци­ро­ван вой­ной 1812 года и по­сле­до­вав­ши­ми за этим за­гра­нич­ны­ми по­хо­да­ми. Дело в том, что огром­ное ко­ли­че­ство рос­сий­ских дво­рян, ко­то­рые были офи­це­ра­ми в армии, на про­тя­же­нии трех лет на­хо­ди­лись в Ев­ро­пе и в раз­ных стра­нах Ев­ро­пы.

Они на­блю­да­ли со­вер­шен­но иные от­но­ше­ния между лю­дь­ми, иные от­но­ше­ния между со­сло­ви­я­ми. И, без­услов­но, что они ви­де­ли на За­па­де, им по­нра­ви­лось. Они хо­те­ли при­не­сти удач­ный опыт ев­ро­пей­ских го­су­дарств на почву рос­сий­скую.

Пер­вым тай­ным об­ще­ством в Рос­сии ста­нет «Союз спа­се­ния», также оно из­вест­но под дру­гим на­зва­ни­ем «Об­ще­ство вер­ных и ис­тин­ных сынов Оте­че­ства». Союз спа­се­ния будет дей­ство­вать в 1816–1818 гг., его чле­на­ми будут такие люди, как Му­ра­вье­вы-Апо­сто­лы, Пущин, Тру­бец­кой, Пе­стель и др.

Всего чле­на­ми об­ще­ства будет 30 че­ло­век, оно неболь­шое. В ходе дис­кус­сий были сфор­му­ли­ро­ва­ны и цели об­ще­ства. Ос­нов­ной целью ста­нет под­держ­ка ре­фор­ма­тор­ских на­чи­на­ний Алек­сандра I. Впро­чем, о том, как дей­ство­вать, что де­лать, о том мне­ния участ­ни­ков силь­но рас­хо­ди­лись.

Да и не было чет­ко­го пред­став­ле­ния о том, как что-то ме­нять в го­су­дар­стве в луч­шую сто­ро­ну. Тем не менее были сфор­му­ли­ро­ва­ны и ос­нов­ные идеи. Этими иде­я­ми будет необ­хо­ди­мость вве­де­ния кон­сти­ту­ции в стране, устра­не­ние кре­пост­но­го права.

«Союз спа­се­ния» про­су­ще­ство­вал недол­го, по мере взрос­ле­ния участ­ни­ков тай­но­го об­ще­ства при­хо­дит по­ни­ма­ние о необ­хо­ди­мо­сти из­ме­не­ний целей и средств. И в 1818 году об­ще­ство из­ме­ня­ет­ся и те­перь носит на­зва­ние «Союз бла­го­ден­ствия».

В прин­ци­пе цели и идеи те же, но те­перь четко сфор­му­ли­ро­ва­но сле­ду­ю­щее по­ло­же­ние: члены об­ще­ства долж­ны со­дей­ство­вать ре­фор­мам цен­траль­ной вла­сти сле­ду­ю­щим об­ра­зом – они долж­ны про­све­щать народ, они долж­ны го­то­вить людей к но­во­вве­де­ни­ям, к ре­фор­мам.

Пла­ни­ро­ва­лось из­да­ние жур­на­лов, пла­ни­ро­ва­лось про­ве­де­ние ка­ких-то се­ми­на­ров об­ра­зо­ва­тель­ных, все это долж­но было под­го­то­вить об­ще­ство к бу­ду­щим ли­бе­раль­ным по­тря­се­ни­ям.

Уве­ли­чи­лось и число участ­ни­ков: «Союз бла­го­ден­ствия» на­счи­ты­вал около 200 чле­нов, впро­чем, в ру­ко­вод­стве об­ще­ством оста­лись все те же самые люди. Союз бла­го­ден­ствия про­су­ще­ство­вал недол­го. Таким мир­ным на­деж­дам сбыть­ся было не суж­де­но. Как мы знаем, к на­ча­лу 20-х годов Алек­сандр от­ка­зы­ва­ет­ся от своих соб­ствен­ных ли­бе­раль­ных на­чи­на­ний, и не за­ме­тить этого члены «Союза бла­го­ден­ствия», ко­неч­но, не могли. В об­ще­стве на­сту­па­ет рас­кол, оно де­лит­ся на более ра­ди­каль­ные груп­пы, ко­то­рые, видя неже­ла­ние Алек­сандра ре­фор­ми­ро­вать стра­ну, тре­бу­ют си­ло­во­го, во­ен­но­го ре­ше­ния про­бле­мы, и на более мяг­кую, ли­бе­раль­ную часть, ко­то­рая все-та­ки на­де­ет­ся на мир­ное ре­ше­ние про­бле­мы. Вско­ре «Союз бла­го­ден­ствия» пе­ре­ста­нет су­ще­ство­вать, он раз­де­лит­ся на два об­ще­ства – Се­вер­ное и Южное.

Об­ще­ствен­ные дви­же­ния в Рос­сии в 19 веке, вос­ста­ние де­каб­ри­стов

 Речь пой­дёт о двух зна­ме­ни­тых ор­га­ни­за­ци­ях: Южном и Се­вер­ном об­ще­стве, члены ко­то­рых 14 де­каб­ря 1825 года вы­сту­пят на Се­нат­ской пло­ща­ди в по­пыт­ке из­ме­нить го­су­дар­ствен­ный строй Рос­сий­ской им­пе­рии. В первую оче­редь мы по­го­во­рим о Южном об­ще­стве. Южное об­ще­ство со­сто­я­ло из офи­це­ров Вто­рой армии, ко­то­рая ба­зи­ро­ва­лась на Укра­ине.

Читайте также:  Судьбоносный для руси «путь из варяг в греки» - история России

Южное об­ще­ство де­ли­лось на 3 ос­нов­ные части: пер­вая ба­зи­ро­ва­лась в Туль­чине, её ли­де­ра­ми были Пе­стель и Виш­нев­ский. Вто­рая на­хо­ди­лась в Ка­мен­ке, и её ли­де­ра­ми яв­ля­лись Да­вы­дов и Вол­кон­ский, и, на­ко­нец, тре­тья на­хо­ди­лась в Ва­силь­ко­ве, где её ру­ко­во­ди­те­ля­ми яв­ля­лись Му­ра­вьёв-Апо­стол и Бе­с­ту­жев-Рю­мин.

Од­на­ко в целом можно ска­зать, что ли­де­ром и вдох­но­ви­те­лем этого об­ще­ства всё-та­ки яв­лял­ся Пе­стель. Имен­но он на за­се­да­нии об­ще­ства в 1822 году пред­ла­га­ет свой про­ект кон­сти­ту­ции. Это будет пер­вый рес­пуб­ли­кан­ский про­ект кон­сти­ту­ции на тер­ри­то­рии нашей стра­ны.

На­зы­вал­ся он «Рус­ская прав­да» и по­лу­чил своё на­зва­ние в честь пер­во­го за­ко­но­да­тель­но­го ко­дек­са ещё в Ки­ев­ской Руси.

Что же Пе­стель пред­ла­гал сде­лать в Рос­сии? Рос­сия будет рес­пуб­ли­кой. Власть в стране будет раз­де­ле­на на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. За­ко­но­да­тель­ная власть будет пред­став­ле­на од­но­па­лат­ным На­род­ным вече – ман­дат-пар­ла­мен­том.

Ис­пол­ни­тель­ную власть будет осу­ществ­лять Дер­жав­ная дума, со­сто­я­щая из 5 че­ло­век, каж­дый год один из ко­то­рых будет пе­ре­из­би­рать­ся. Кон­троль за со­блю­де­ни­ем кон­сти­ту­ции будет осу­ществ­лять Вер­хов­ный собор.

Этот орган со­сто­ит, по идее Пе­сте­ля, из 200 че­ло­век, из­би­ра­е­мых по­жиз­нен­но.

Также из важ­ных пунк­тов про­грам­мы Пе­сте­ля сле­ду­ет от­ме­тить то, что он пред­по­ла­гал уни­что­же­ние со­слов­но­го де­ле­ния об­ще­ства, когда фак­ти­че­ски все долж­ны были быть равны. Кре­пост­ное право, есте­ствен­но, от­ме­ня­лось.

Из­бра­ние на важ­ней­шие го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти про­хо­ди­ло вы­бор­ным путём.

Надо от­ме­тить, что сам Пе­стель был че­ло­ве­ком до­ста­точ­но жёст­ким, и не раз в Южном об­ще­стве зву­ча­ли идеи о необ­хо­ди­мо­сти си­ло­во­го пе­ре­во­ро­та, и не раз зву­ча­ли идеи о том, что на время устрой­ства но­во­го го­су­дар­ства Пе­стель ста­нет дик­та­то­ром.

Несколь­ко более мяг­ки­ми были пред­став­ле­ния об­ще­ства Се­вер­но­го. Се­вер­ное об­ще­ство ба­зи­ру­ет­ся в Пе­тер­бур­ге. Его ак­тив­ны­ми де­я­те­ля­ми были Тру­бец­кой, Лунин, Пущин, Обо­лен­ский. Глав­ным до­ку­мен­том стал про­ект кон­сти­ту­ции Ни­ки­ты Ми­хай­ло­ви­ча Му­ра­вьё­ва.

Он преду­смат­ри­вал де­ле­ние им­пе­рии на 15 дер­жав, при­чём в каж­дой дер­жа­ве пред­по­ла­га­лась соб­ствен­ная сто­ли­ца. На­при­мер, Вол­хов­ская дер­жа­ва – сто­ли­ца Пе­тер­бург, Укра­ин­ская – Харь­ков, Чер­но­мор­ская – Киев и т.д.

Мест­ная власть в таких дер­жа­вах осу­ществ­ля­лась двух­па­лат­ным учре­жде­ни­ем: Верх­няя па­ла­та – Дер­жав­ная дума, Ниж­няя па­ла­та – вы­бор­ных де­пу­та­тов. Также двух­па­лат­ный пар­ла­мент осу­ществ­лял и вер­хов­ную власть в стране и на­хо­дил­ся он в Пе­тер­бур­ге.

Эта ор­га­ни­за­ция, по мысли Му­ра­вьё­ва, на­зы­ва­лась На­род­ное вече.

Лю­бо­пыт­но от­ме­тить, что Се­вер­ное об­ще­ство по­ста­ви­ло очень вы­со­кий иму­ще­ствен­ный ценз для тех людей, ко­то­рые могли за­се­дать в по­доб­ных пар­ла­мен­тах. То есть для того, чтобы стать одним из го­су­дар­ствен­ных чи­нов­ни­ков круп­но­го уров­ня, необ­хо­ди­мо было иметь весь­ма и весь­ма со­лид­ное со­сто­я­ние.

Роль го­су­да­ря была су­ще­ствен­но со­кра­ще­на. То есть, по идее Му­ра­вьё­ва, им­пе­ра­тор дол­жен был стать как бы вер­хов­ным чи­нов­ни­ком в стране, но не более. Он мог за­тя­ги­вать при­ня­тие за­ко­но­про­ек­тов, вно­сить новые за­ко­ны в пар­ла­мент, и всё. Тем не менее, в том, что Рос­сии им­пе­ра­тор нужен, Му­ра­вьёв не со­мне­вал­ся.

Фор­мой прав­ле­ния в Рос­сии долж­на была стать кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия. Также Му­ра­вьёв преду­смат­ри­вал и от­ме­ну кре­пост­но­го права. Здесь надо снова сде­лать до­ста­точ­но важ­ную ого­вор­ку. Он пред­по­ла­гал оста­вить боль­шую часть земли по­ме­щи­кам.

Кре­стьяне по­лу­ча­ли по две де­ся­ти­ны земли для того, чтобы они оста­лись на своих участ­ках, а ра­бо­тать же в ос­нов­ном долж­ны были на зем­лях по­ме­щи­ков.

Таким об­ра­зом, кон­сти­ту­ция Му­ра­вьё­ва, без­услов­но, учи­ты­ва­ла ин­те­ре­сы круп­но­го дво­рян­ства рос­сий­ско­го, и тем самым к вла­сти была зна­чи­тель­но ближе, чем более ра­ди­каль­ные идеи Юж­но­го об­ще­ства.

В об­ще­ствах ки­пе­ли споры о том, каким путём их идеи сле­ду­ет во­пло­щать в ре­аль­ность. Как мы знаем, в итоге вос­тор­же­ство­ва­ла идея о вос­ста­нии де­каб­ри­стов 1825 года. Оно и слу­чит­ся 14 де­каб­ря 1825 года.

Сле­ду­ет ска­зать ещё пару слов о том, как от­но­си­лась к по­доб­ной де­я­тель­но­сти вер­хов­ная власть.

А надо ска­зать, что Алек­сандр пре­крас­но был осве­дом­лён о де­я­тель­но­сти тай­ных об­ществ, ему были из­вест­ны ос­нов­ные фи­гу­ран­ты, ему были из­вест­ны идеи. И дол­гое время Алек­сандр смот­рел на де­я­тель­ность бу­ду­щих де­каб­ри­стов сквозь паль­цы.

Он го­во­рил: «Не мне су­дить этих людей!». Он пом­нил свои юно­ше­ские ли­бе­раль­ные меч­та­ния.

Од­на­ко ближе к концу прав­ле­ния Алек­сандр на­чи­на­ет всё более и более раз­дра­жать­ся, и к концу жизни Алек­сандр при­мет ре­ше­ние о до­ста­точ­но жёст­ких дей­стви­ях про­тив ре­фор­ма­то­ров. Впро­чем, не успе­ет. Он умрёт, и при­каз об аре­сте Пе­сте­ля будет издан через несколь­ко дней после смер­ти Алек­сандра.

В итоге, за­бе­гая в бу­ду­щее: мо­ло­дые ре­фор­ма­то­ры вы­сту­пят. Вы­ступ­ле­ние их не будет иметь успе­ха. Од­на­ко во мно­гом под­го­то­вит почву для даль­ней­ших пре­об­ра­зо­ва­ний на тер­ри­то­ри­ях Рос­сии.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3138/lesson

Brainmove: Материалы: История: Конспект «Общественное движение в первой половине XIX в.»

«Общественное движение в первой половине XIX в.»

Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:

•  во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;

•         во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась дея­тельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В общественном движении первой половины XIX в. началось размежева­ние трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права.

Идея необходимости самодержавия по­лучает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв.

В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения муд­рого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Рос­сию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало дви­жение декабристов.

В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодер­жавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С.

Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как един­ственно возможной формы правления в России.

Крепостное право рассмат­ривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем.

Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (из­датели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Москов­ского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах раз­вивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П.

Шевыревым (профессор фило­логии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только про­пагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либера­лов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е.

под­черкивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славяно­фильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славя­нофильство — до реформы 1861 г.

и позднее (пореформенное) славянофиль­ство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литера­туры, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области филосо­фии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической нау­ке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

Основные идеи славянофилов:

•   убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;

•   большое значение придавали крестьянской общине;

•   Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;

•     резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;

•   единственно верной и глубоко нравственной религией считали право­славие;

•   верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возро­дить Земские соборы.

Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими исто­рии народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на призна­нии общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рам­ки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н.

Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет ле­тописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеха­нова появление западников датируется XVII в. Вл. С.

Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в.

и выделял в его развитии три глав­ных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно рим­ским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выра­зившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преоб­ладании социально-экономических интересов.

Ярким представителем пер­вого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шести­десятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григо­рьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).

В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться  прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.            

Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западни­ков были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.

В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Бе­линского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некра­сов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

Читайте также:  Освобождение белоруссии: подготовка наступления - история России

Основные идеи западников:

•   благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;

•   необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (пози­ция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;

•   особая позиция была у радикальных западников (в отечественной исто­риографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее дей­ственным средством для этого являются не реформы, а революция.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом сту­денты Московского университета:

•   кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;

•    кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;

•   кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализ­ма, западноевропейскую философию.

Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок вхо­дили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф. М. Достоев­ский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали про­грамму широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и бе­зусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали.

Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и гор­нозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны.

Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России социалис­тических идей.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Конспект «Новгородская земля XII-XV вв.»
Конспект «Правление Павла I»
Деятели XX века

Перейти к списку «Каталог конспектов» по предмету «История»

Источник: http://www.brainmove.ru/materials.php?material_id=62

Общественно-политическое движения России в первой половине 19 века; декабристы, западники, славянофилы

Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:

• во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;

• во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась дея­тельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В общественном движении первой половины XIX в. началось размежева­ние трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права.

Идея необходимости самодержавия по­лучает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв.

В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения муд­рого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Рос­сию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало дви­жение декабристов.

В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодер­жавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С.

Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе.Своеобразие заключалось в признании самодержавия как един­ственно возможной формы правления в России.

Крепостное право рассмат­ривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем.

Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (из­датели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Москов­ского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах раз­вивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П.

Шевыревым (профессор фило­логии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только про­пагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либера­лов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

Сам термин «славянофильство»придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е.

под­черкивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славяно­фильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славя­нофильство — до реформы 1861 г.

и позднее (пореформенное) славянофиль­ство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литера­туры, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области филосо­фии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической нау­ке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

Основные идеи славянофилов:

• убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;

• большое значение придавали крестьянской общине;

• Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;

• резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;

• единственно верной и глубоко нравственной религией считали право­славие;

• верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возро­дить Земские соборы.

Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими исто­рии народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на призна­нии общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рам­ки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н.

Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет ле­тописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеха­нова появление западников датируется XVII в. Вл. С.

Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в.

и выделял в его развитии три глав­ных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно рим­ским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выра­зившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преоб­ладании социально-экономических интересов.

Ярким представителем пер­вого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шести­десятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григо­рьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).

В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.

Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западни­ков были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.

В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Бе­линского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некра­сов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

Основные идеи западников:

• благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;

• необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (пози­ция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;

• особая позиция была у радикальных западников (в отечественной исто­риографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее дей­ственным средством для этого являются не реформы, а революция.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом сту­денты Московского университета:

• кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;

• кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;

• кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализ­ма, западноевропейскую философию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/b137.html

Ссылка на основную публикацию