Общественное движение в первой половине XIX века. Декабризм
Революционные идеи появились в России в 1 четверти 19 века. Прогрессивная часть тогдашнего общества разочаровалась в правлении Александра 1. Однако лучшие люди страны стремились покончить с отсталостью общества в России.
В период освободительных походов, ознакомившись с западными политическими движениями, русское передовое дворянство осознало, что крепостное право является важнейшей причиной отсталости отечества. Жесткая реакционная политика в сфере просвещения, участие России в подавлении европейских революционных событий только укрепили уверенность в настоятельной необходимости изменений.
Российское крепостничество воспринималось как оскорбление национального достоинства каждого, кто считал себя просвещенным человеком. Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений, русская публицистика и просветительская литература.
Таким образом, можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов:
● усиление крепостного гнета,
● непростая социально – экономическая ситуация в стране,
● отказ Александра 1 от проведения либеральных реформ,
● влияние трудов западных мыслителей.
Первое политическое тайное общество было образовано в Петербурге, в феврале 1816 года. Его целью было принятие в стране конституции и уничтожение крепостного права. В состав его вошли Пестель, Муравьев, Муравьевы-Апостолы С.И. и М.И. (всего 28 членов).
Позже, в 1818 г. в Москве была создана более крупная организация «Союз благоденствия», которая насчитывала до 200 членов. Она имела управы и в других городах России. Целью тайного общества стала идея пропаганды отмены крепостничества. Офицерством была начата подготовка переворота. Но, «Союз благоденствия», так и не достигнув цели, распался из-за внутренних разногласий.
«Северное общество», созданное по инициативе Муравьева Н.М. в Петербурге, было настроено более либерально. Тем не менее, и для этого общества важнейшими целями было провозглашение гражданских свобод, уничтожение крепостничества и самодержавия.
Заговорщики вели подготовку к вооруженному восстанию. И удобный момент для реализации планов настал в ноябре 1825 г., после смерти императора Александра. Несмотря на то, что далеко не все было готово, заговорщики решили действовать, и восстание декабристов произошло в 1825 г. Планировалось совершить переворот, захватить Сенат и монарха, в день принесения Николаю 1 присяги.
14 декабря на Сенатской площади с утра находился Лейб-гвардии московский полк, а так же, Лейб-гвардии гренадерский и Гвардейский морской полки. В общей сложности на площади собралось около 3 тыс. человек.
Но, Николай 1 был предупрежден о том, что готовится восстание декабристов на Сенатской площади. Он заранее привел к присяге Сенат. После этого смог собрать оставшиеся верными войска и окружить Сенатскую площадь. Были начаты переговоры. Результата они не принесли.
Со стороны правительства в них принимали участие митрополит Серафим и Милорадович М.А., губернатор Петербурга. Милорадович получил в ходе переговоров ранение, ставшее смертельным. После этого, по приказу Николая 1, была применена артиллерия.
Восстание декабристов 1825 года потерпело крах.
Позднее, 29 декабря, С.И. Муравьев-Апостол смог поднять Черниговский полк. Этот мятеж, так же, был подавлен войсками правительства уже 2 января. Итоги восстания декабристов оказались далеки от планов заговорщиков.
Восстание декабристов потерпело крах по причинам:
● несогласованности действий заговорщиков
● неподготовленности общества к столь радикальным преобразованиям,
● отсутствия поддержки широких масс
Тем не менее, историческое значение восстания декабристов сложно переоценить. Впервые была выдвинута достаточно четкая политическая программа, состоялось вооруженное выступление против властей.
После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.
Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.
В 1831 г. царской охранкой был раскрыт и разгромлен кружек Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11 нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. раскрыт кружок А.И. Герцена.
В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления:
● реакционно-охранительное,
● либеральное,
● революционно-демократическое.
Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.
Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.
Центральная идея в концепции славянофилов — убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1.
Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), в социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».
Западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея — концепция общности исторического развития Европы и России.
Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин).
Реформаторскую деятельность Петра 1 они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.
Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).
С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.
Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.
В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.
Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.
Источник: https://megalektsii.ru/s12173t9.html
Общественно-политические движения в России 19 века :
19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве.
От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП).
Как это происходило?
Предпосылки
К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право.
Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять.
Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей. В России появилось новое общественно-политическое движение — это движение за отмену крепостного права.
Таким образом, стали появляться основы для организационного оформления консерватизма и либерализма. Либералы выступали за перемены, инициатором которых должна была стать власть. Консерваторы стремились сохранить существующее положение вещей. На фоне борьбы этих двух направлений у отдельной части общества стали появляться мысли о революционном переустройстве России.
Более активно общественно-политические движения в России стали проявляться после похода русской армии в Европу. Сравнение европейских реалий с жизнью на родине было явно не в пользу России. Первыми начали действовать революционно настроенные офицеры, вернувшиеся из Парижа.
Декабристы
Уже в 1816 году в Петербурге этими офицерами было образовано первое общественно-политическое движение. Это был «Союз спасения» из 30 человек.
Они ясно видели цель (ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии) и совсем не представляли, как этого можно добиться.
Следствием этого стал распад «Союза спасения» и создание в 1818 году нового «Союза благоденствия», в который входили уже 200 человек.
Но из-за разного взгляда на будущую судьбу самодержавия и этот союз просуществовал всего три года и в январе 1821 года самораспустился. Бывшие его члены в 1821—1822 годах организовали два общества: «Южное» в Малороссии и «Северное» в Петербурге. Именно их совместное выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года впоследствии стало называться восстанием декабристов.
Поиск путей
Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков.
Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?».
Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.
Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры.
Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии.
Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.
Отмена крепостного права
К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма.
Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому.
Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел — эмигрировал в Европу.
Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.
Активизация революционеров
Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений.
В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.
Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные.
Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания.
Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.
В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства.
Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны.
Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.
Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу.
Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел».
Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.
В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.
Самые активные
В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс.
В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю.
Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.
Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html
Общественное движение в России в первой четверти XIX века. Восстание декабристов
Кризисные явления в социально-экономической и политической жизни России в начале XIX века стимулировали развитие общественной мысли. В это время получили развитие все три ее основных направления: либеральное, консервативное и радикально-демократическое.
Ведущим представителем либеральной мысли был М.М. Сперанский, автор проекта создания в России конституционной монархии. Главным критиком проекта Сперанского стал известный писатель и историк Н.М.
Карамзин. Критикуя Сперанского, он доказывал, что ограничение самодержавия негативно повлияет на Россию. Карамзин считал, что стране необходимы не реформы, а авторитетный монарх и хорошие чиновники.
Непоследовательность Александра I в осуществлении реформ и недовольство часть дворян государственной бюрократией привели к распространению в среде оппозиционно настроенного офицерства радикально-демократических взглядов. Благоприятные условия для их развития создавали патриотический подъем в русском обществе, связанный с Отечественной войной 1812 года, и революции в странах Европы и Латинской Америки.
Социальной базой радикального либерализма стали молодые гвардейские офицеры из аристократических семей, в которых постоянно существовал дух оппозиции государству. В их среде в 1816 году сложилась первая организация, «Союз спасения».
В 1818 году его сменил более многочисленный «Союз благоденствия», имевший несколько отделений (управ), устав и программу, которая объявляла целью союза ликвидацию самодержавия и крепостного права. «Союз благоденствия» распался в 1821 году, но на его основе возникли новые организации декабристов – Южное (на Украине) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества.
Лидером Южного общества стал П.И. Пестель, составивший проект конституции, известный под названием «Русская правда». Он предусматривал немедленную ликвидацию крепостного права и самодержавной монархии. Все население получало равные гражданские и политические права.
Пестель также предлагал провести аграрную реформу и передать половину помещичьих земель в общественный фонд, из которого каждый крестьянин мог бы получить по 2 десятины земли. Будущее государственное устройство представлялось Пестелю как республика с однопалатным парламентом и разделением властей.
Для осуществления революционных преобразований он предлагал на определенный срок передать власть революционному правительству, наделенному неограниченными полномочиями.
Программа Северного общества носила более умеренный характер. Она нашла отражение в незавершенном проекте Конституции Н. Муравьева.
Он также предусматривал отмену крепостного права и предоставление крестьянам личных и имущественных прав, но не допускал конфискации помещичьей земельной собственности.
Самодержавие Муравьев предлагал заменить конституционной монархией, в которой наследному монарху сохраняется только исполнительная власть. Монарх подчиняется парламенту, состоящему из двух палат и избираемому на основе имущественного и образовательного ценза.
Методом осуществления своих планов декабристы избрали военную революцию, т.е. захват власти группой офицеров, опирающихся на верные части и проведение преобразований «сверху». Выступление декабристов ускорила смерть Александра I.
14 декабря 1825 года состоялось восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, завершившееся разгромом восставших. Неудачей закончилось и восстание Черниговского полка, организованное членами Южного общества в январе 1826 года.
Причину поражения декабристов современные исследователи видят в том, что восстание было недостаточно подготовленным и не имело четкого плана.
Для многих декабристов участие в нем было скорее «гусарством», чем серьезным делом. Общество не было готово поддержать декабристов и плохо понимало их идеи.
Успех их выступления мог бы перерасти в масштабную буржуазную революцию и крестьянскую войну, с которой сами декабристы вряд ли справились бы.
Источник: http://histor-ru.ru/konspekt-lekcij-po-otechestvennoj-istorii/259-obshhestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj.html
Общественная мысль России в первой четверти XIX века. Декабристы. История России. 8 класс. — Объяснение нового материала
Общественное движение при Александре 1 — общественное движение в России, союз спасения и благоденствия
Одной из характерных черт послевоенной эпохи станет активное развитие общественного движения в России. Первоначальной основой деятельности возникавших кружков и обществ будут идеи либеральные.
И, наверное, ключевым положением будет идея о важности человеческой личности, ее политических и экономических свобод. Для нашей страны это будет эволюционно, потому что традиционно в России во главу угла ставились интересы государя, всего государства, церкви, общества, чего угодно, но никак не человека.
И идея о ценности отдельно взятой личности будет очень и очень важна для империи. В принципы либеральные идеи будут уже известны, так сказать, на территории государства. Они появятся еще в правление Екатерины II, которая была связана с французскими просветителями: с Руссо, Вольтером и др.
Но настоящий всплеск этих идей будет спровоцирован войной 1812 года и последовавшими за этим заграничными походами. Дело в том, что огромное количество российских дворян, которые были офицерами в армии, на протяжении трех лет находились в Европе и в разных странах Европы.
Они наблюдали совершенно иные отношения между людьми, иные отношения между сословиями. И, безусловно, что они видели на Западе, им понравилось. Они хотели принести удачный опыт европейских государств на почву российскую.
Первым тайным обществом в России станет «Союз спасения», также оно известно под другим названием «Общество верных и истинных сынов Отечества». Союз спасения будет действовать в 1816–1818 гг., его членами будут такие люди, как Муравьевы-Апостолы, Пущин, Трубецкой, Пестель и др.
Всего членами общества будет 30 человек, оно небольшое. В ходе дискуссий были сформулированы и цели общества. Основной целью станет поддержка реформаторских начинаний Александра I. Впрочем, о том, как действовать, что делать, о том мнения участников сильно расходились.
Да и не было четкого представления о том, как что-то менять в государстве в лучшую сторону. Тем не менее были сформулированы и основные идеи. Этими идеями будет необходимость введения конституции в стране, устранение крепостного права.
«Союз спасения» просуществовал недолго, по мере взросления участников тайного общества приходит понимание о необходимости изменений целей и средств. И в 1818 году общество изменяется и теперь носит название «Союз благоденствия».
В принципе цели и идеи те же, но теперь четко сформулировано следующее положение: члены общества должны содействовать реформам центральной власти следующим образом – они должны просвещать народ, они должны готовить людей к нововведениям, к реформам.
Планировалось издание журналов, планировалось проведение каких-то семинаров образовательных, все это должно было подготовить общество к будущим либеральным потрясениям.
Увеличилось и число участников: «Союз благоденствия» насчитывал около 200 членов, впрочем, в руководстве обществом остались все те же самые люди. Союз благоденствия просуществовал недолго. Таким мирным надеждам сбыться было не суждено. Как мы знаем, к началу 20-х годов Александр отказывается от своих собственных либеральных начинаний, и не заметить этого члены «Союза благоденствия», конечно, не могли. В обществе наступает раскол, оно делится на более радикальные группы, которые, видя нежелание Александра реформировать страну, требуют силового, военного решения проблемы, и на более мягкую, либеральную часть, которая все-таки надеется на мирное решение проблемы. Вскоре «Союз благоденствия» перестанет существовать, он разделится на два общества – Северное и Южное.
Общественные движения в России в 19 веке, восстание декабристов
Речь пойдёт о двух знаменитых организациях: Южном и Северном обществе, члены которых 14 декабря 1825 года выступят на Сенатской площади в попытке изменить государственный строй Российской империи. В первую очередь мы поговорим о Южном обществе. Южное общество состояло из офицеров Второй армии, которая базировалась на Украине.
Южное общество делилось на 3 основные части: первая базировалась в Тульчине, её лидерами были Пестель и Вишневский. Вторая находилась в Каменке, и её лидерами являлись Давыдов и Волконский, и, наконец, третья находилась в Василькове, где её руководителями являлись Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин.
Однако в целом можно сказать, что лидером и вдохновителем этого общества всё-таки являлся Пестель. Именно он на заседании общества в 1822 году предлагает свой проект конституции. Это будет первый республиканский проект конституции на территории нашей страны.
Назывался он «Русская правда» и получил своё название в честь первого законодательного кодекса ещё в Киевской Руси.
Что же Пестель предлагал сделать в России? Россия будет республикой. Власть в стране будет разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть будет представлена однопалатным Народным вече – мандат-парламентом.
Исполнительную власть будет осуществлять Державная дума, состоящая из 5 человек, каждый год один из которых будет переизбираться. Контроль за соблюдением конституции будет осуществлять Верховный собор.
Этот орган состоит, по идее Пестеля, из 200 человек, избираемых пожизненно.
Также из важных пунктов программы Пестеля следует отметить то, что он предполагал уничтожение сословного деления общества, когда фактически все должны были быть равны. Крепостное право, естественно, отменялось.
Избрание на важнейшие государственные должности проходило выборным путём.
Надо отметить, что сам Пестель был человеком достаточно жёстким, и не раз в Южном обществе звучали идеи о необходимости силового переворота, и не раз звучали идеи о том, что на время устройства нового государства Пестель станет диктатором.
Несколько более мягкими были представления общества Северного. Северное общество базируется в Петербурге. Его активными деятелями были Трубецкой, Лунин, Пущин, Оболенский. Главным документом стал проект конституции Никиты Михайловича Муравьёва.
Он предусматривал деление империи на 15 держав, причём в каждой державе предполагалась собственная столица. Например, Волховская держава – столица Петербург, Украинская – Харьков, Черноморская – Киев и т.д.
Местная власть в таких державах осуществлялась двухпалатным учреждением: Верхняя палата – Державная дума, Нижняя палата – выборных депутатов. Также двухпалатный парламент осуществлял и верховную власть в стране и находился он в Петербурге.
Эта организация, по мысли Муравьёва, называлась Народное вече.
Любопытно отметить, что Северное общество поставило очень высокий имущественный ценз для тех людей, которые могли заседать в подобных парламентах. То есть для того, чтобы стать одним из государственных чиновников крупного уровня, необходимо было иметь весьма и весьма солидное состояние.
Роль государя была существенно сокращена. То есть, по идее Муравьёва, император должен был стать как бы верховным чиновником в стране, но не более. Он мог затягивать принятие законопроектов, вносить новые законы в парламент, и всё. Тем не менее, в том, что России император нужен, Муравьёв не сомневался.
Формой правления в России должна была стать конституционная монархия. Также Муравьёв предусматривал и отмену крепостного права. Здесь надо снова сделать достаточно важную оговорку. Он предполагал оставить большую часть земли помещикам.
Крестьяне получали по две десятины земли для того, чтобы они остались на своих участках, а работать же в основном должны были на землях помещиков.
Таким образом, конституция Муравьёва, безусловно, учитывала интересы крупного дворянства российского, и тем самым к власти была значительно ближе, чем более радикальные идеи Южного общества.
В обществах кипели споры о том, каким путём их идеи следует воплощать в реальность. Как мы знаем, в итоге восторжествовала идея о восстании декабристов 1825 года. Оно и случится 14 декабря 1825 года.
Следует сказать ещё пару слов о том, как относилась к подобной деятельности верховная власть.
А надо сказать, что Александр прекрасно был осведомлён о деятельности тайных обществ, ему были известны основные фигуранты, ему были известны идеи. И долгое время Александр смотрел на деятельность будущих декабристов сквозь пальцы.
Он говорил: «Не мне судить этих людей!». Он помнил свои юношеские либеральные мечтания.
Однако ближе к концу правления Александр начинает всё более и более раздражаться, и к концу жизни Александр примет решение о достаточно жёстких действиях против реформаторов. Впрочем, не успеет. Он умрёт, и приказ об аресте Пестеля будет издан через несколько дней после смерти Александра.
В итоге, забегая в будущее: молодые реформаторы выступят. Выступление их не будет иметь успеха. Однако во многом подготовит почву для дальнейших преобразований на территориях России.
Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3138/lesson
Brainmove: Материалы: История: Конспект «Общественное движение в первой половине XIX в.»
«Общественное движение в первой половине XIX в.»
Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:
• во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;
• во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права.
Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв.
В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.
В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов.
В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С.
Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России.
Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем.
Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П.
Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.
Сам термин «славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е.
подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г.
и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.
Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).
Основные идеи славянофилов:
• убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;
• большое значение придавали крестьянской общине;
• Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;
• резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;
• единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие;
• верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.
Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рамки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н.
Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет летописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеханова появление западников датируется XVII в. Вл. С.
Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в.
и выделял в его развитии три главных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно римским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преобладании социально-экономических интересов.
Ярким представителем первого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шестидесятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григорьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).
В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.
Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.
В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Белинского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.
Основные идеи западников:
• благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;
• необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;
• особая позиция была у радикальных западников (в отечественной историографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция.
Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета:
• кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;
• кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;
• кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.
Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).
М. В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам.
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали.
Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.
Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны.
Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Конспект «Новгородская земля XII-XV вв.»
Конспект «Правление Павла I»
Деятели XX века
Перейти к списку «Каталог конспектов» по предмету «История»
Источник: http://www.brainmove.ru/materials.php?material_id=62
Общественно-политическое движения России в первой половине 19 века; декабристы, западники, славянофилы
Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:
• во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;
• во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права.
Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв.
В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.
В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов.
В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С.
Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе.Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России.
Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем.
Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П.
Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.
Сам термин «славянофильство»придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е.
подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г.
и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.
Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).
Основные идеи славянофилов:
• убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;
• большое значение придавали крестьянской общине;
• Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;
• резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;
• единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие;
• верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.
Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рамки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н.
Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет летописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеханова появление западников датируется XVII в. Вл. С.
Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в.
и выделял в его развитии три главных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно римским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преобладании социально-экономических интересов.
Ярким представителем первого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шестидесятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григорьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).
В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.
Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.
В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Белинского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.
Основные идеи западников:
• благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;
• необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;
• особая позиция была у радикальных западников (в отечественной историографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция.
Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета:
• кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;
• кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;
• кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: http://zdamsam.ru/b137.html