Экономическая реформа а.н. косыгина — история России

Косыгин и его реформы — суть и итоги

Косыгинская реформа (экономическая реформа 1965 года) – комплекс преобразований, направленных на реформирование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Реформы проводились с 1965 по 1970 год, и получили свое название в честь А.Н.

Косыгина, председателя Совета Министров СССР, который занимался разработкой и контролировал проведение реформы в Советском Союзе.

На Западе эта реформа также известна как «Реформа Либермана» — в честь советского экономиста Е.Г. Либермана, который стал еще одним автором основной концепции данной экономической реформы.

Основная суть Косыгинской реформы заключалась во внедрении новых экономических методов управления, расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и широком использовании инновационных приемов материального стимулирования.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге в семье Николая Ильича и Матроны Александровны Косыгиных.

С 1919 по 1921 год Алексей служил в 7-ой армии на военно-полевом строительстве участка Петроград-Мурманск, а затем стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома и поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого был отправлен в Новосибирск.

В 1927 году был принят в члены ВКП(б), а с 1928 года работал заведующим плановым отделением Сибирского краевого союза потребкооперации. В 1930 году, после возвращения в Ленинград, поступил в Ленинградский текстильный институт, который окончил в 1935 году.

Карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 год он работал простым мастером, затем начальником смены, а потом и директором фабрики «Октябрьская». Сразу после этого в 1938 году назначен на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а в 1939 году был избран членом ЦК ВКП(б). Так началась его политическая деятельность.

До войны Косыгин занимал разные посты, а в 1941 году возглавил группу комиссаров Комитета по Гражданской Обороне. Группа занималась эвакуацией и снабжением продовольствием мирного населения в осажденном Ленинграде, сам Косыгин принял участие в создании знаменитой «Дороги жизни».

После войны Косыгин назначен на пост председателя Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 году стал Председателем Совета Министров СССР и членом политбюро ЦК КПСС.

В эти годы начинается его активная политическая и экономическая деятельность, самое заметное место в которой занимает экономическая реформа 1965 года.

Разработанная и проведенная Косыгиным и Либерманом, она существенно меняет экономику СССР и направляет ее в новое русло.

В 1980 году Косыгина освобождают от должности члена Политбюро ЦК КПСС и от должности Председателя Совета Министров СССР в связи со значительным ухудшением здоровья. Косыгин умирает 18 декабря 1980 года.

За год своей работы Косыгин внес значительный вклад не только в разработку новой экономики, но и во внешнюю политику СССР – благодаря его стараниям удалось нормализовать отношения между СССР и Китаем.

Косыгинская экономическая реформа

В октябре 1964 года происходит отставка Н.С. Хрущева с поста главы государства, а вместе с этим заканчивается и эпоха «хрущевской оттепели», характеризующаяся частыми и серьезными (но зачастую непродуманными) реформами всех сфер жизни. Наступает время более умеренных преобразований, возвращавших страну обратно к консерватизму.

Несмотря на то, что вместе с Хрущёвым ушла определенная свобода, возвращения к сталинизму не произошло – новое руководство страны во главе с Л. Брежневым решило продолжить курс умеренных, но все же преобразований, призванных и далее совершенствовать социализм.

Для того, чтобы эти преобразования были возможны, а также для того, чтобы соответствовать резкому научно-техническому скачку, произошедшему в мире, было принято решение разработать и провести социально-экономическую реформу. Разработку и проведение поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Общая суть реформы состояла в том, чтобы дать различным предприятиям большую степень экономической свободы, а также в качестве основного движущего стимула выбрать материальные ценности и поощрения.

Основные положения реформы:

  • Восстановление системы отраслевого управления промышленностью, ликвидация органов территориального управления хозяйством;
  • Сокращение количества директивных плановых показателей с целью уменьшения бюрократизации;
  • Ключевыми показателями экономической состоятельности предприятия становились прибыль и рентабельность;
  • Новая ценовая политика.

Однако проведение реформы столкнулось с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо было также реформировать аграрный сектор, чтобы он смог настроиться на работу в новой экономической системе – время проведения реформ было продлено и внедрение изменений заняло пять лет, с 1965 по 1970 год, после чего они были свернуты, так и не достигнув значительного успеха.

Итоги реформ

В ходе реформ была сделана попытка перейти к интенсивному качеству роста экономики СССР, был создан фундамент для дальнейшего развития постиндустриальной экономики, где важную часть занимали показатели эффективности. К сожалению, проведение Косыгинской реформы нельзя назвать удачным.

В современной исторической науке доминирует мнение о том, что реформы Косыгина были свернуты или просто провалились из-за большого количества нестыковок и проблем в административно-управленческом корпусе, который мешал внедрению новой экономической политики. Кроме того, на проведение реформ необходимы были деньги, которых у государства не было – в результате реформы постепенно пошли на убыль и были свернуты.

Результаты Косыгинской реформы были взяты за основу для проведения экономических реформ 1987-1988 годов.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kosyginskaya-reforma

Начало реформ Косыгина

Косыгинская реформа (Реформа Либермана) — экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н.

Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований.

Кроме того, она известна как Реформа Либермана — в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 г. в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование. С 1919 по 1921 г.

он служил в армии на военно-полевом строительстве участка дороги между Петроградом и Мурманском, после чего вернулся в город и стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома.

В этом же году он поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого отправился в Новосибирск. В 1927 г. Косыгин стал членом ВКП(б), а в 1930 г. вернулся в Ленинград и поступил в Ленинградский текстильный институт.

После окончания института карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 г. он работал сначала простым мастером, затем начальником смены, а после и директором фабрики «Октябрьская». В 1938 г.

его назначили на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а уже спустя год избрали членом ЦК ВКП(б).

С этого момента началась политическая карьера Косыгина, который стремительно поднимался по карьерной лестнице в партии.

В начале войны его назначили во главу группы комиссаров Комитета по гражданской обороне. Комитет занимался эвакуацией и поставками пропитания для мирных жителей в осажденный Ленинград. В ходе своей работы Косыгин стал одним из участников группы, создавшей и распланировавшей знаменитую «Дорогу жизни», что во многом и способствовало его дальнейшим успехам в политической деятельности.

После войны Косыгина назначили председателем Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 г. он стал Председателем Совета министров СССР и членом политбюро ЦК КПССС. Именно на этих должностях и прошла его основная политическая и экономическая деятельность, одно из самых заметных мест в которой занимает экономическая реформа 1965 г.

Косыгинская экономическая реформа

После того как в октябре 1964 г. пост главы государства покинул Н.С. Хрущев, закончилась и знаменитая хрущевская оттепель, во время которой в СССР активно проводились разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. На смену им пришли уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не вернулась к сталинизму, начался ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

Реформа предполагала:

  • ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;
  • сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;
  • переход на экономические стимулы;
  • ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;
  • новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями: аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 г. стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Читайте также:  Племена сибири и казахстана в бронзовом веке - история России

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно-управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии). Кроме того, сказалась банальная нехватка денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 гг.

В 1980 г. Косыгина освободили от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 г., он умер. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но и внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kosyginskaya-reforma/

Trojden | Реформы А. Н. Косыгина

Реформа 1965 года. С осени 1965 г. в СССР стала осуществляться экономическая реформа, инициатором которой был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Эйфория в обществе, возникшая в первые годы работы совнархозов, быстро прошла.

Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положения в народном хозяйстве. Оно развивалось экстенсивно, ресурсоемкость экономики нарастала, а эффективность падала. Серьезных структурных изменений также не произошло.

Главным предметом экспорта по-прежнему оставались нефть и другое сырье.

Уже в конце 50-х годов отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961—1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для решения основных социально-экономических задач.

В эти же годы за счет роста производительности труда было получено лишь 62% прироста промышленной продукции, а 38% — за счет быстро возрастающей численности рабочих.

Все это свидетельствовало об отсутствии заинтересованности предприятий в улучшении использования основных и оборотных фондов, во внедрении достижений научно-технического прогресса.

К началу 60-х годов экономистам и руководителям производства стало ясно, что хозяйственный механизм устарел. Для преодоления «временных» экономических трудностей требовались иные методы управления экономикой, иные методы планирования.

Из Центра было невозможно методами прямого администрирования управлять десятками тысяч промышленных предприятий и организаций. В связи с этим проблема совершенствования управления и планирования становится главной в научных дискуссиях, развернувшихся в конце 50-х — начале 60-х годов. Математическая школа (Л. Канторович, В. Немчинов, В.

Новожилов) сосредоточивается на поиске «оптимального планирования», вновь в научный оборот вводятся такие ранее отвергнутые понятия, как полезность, редкость, маржинальный счет. После статьи харьковского экономиста Е. Либермана в газете «Правда» в 1962 г.

в прессе разворачивается дискуссия о возможности использования прибыли в качестве критерия эффективности работы предприятия. Часть ученых доказывала необходимость перехода к экономическим методам управления, активизации товарно-денежных отношений.

Итоги дискуссии подвел сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, поставивший задачу существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в пользу последних. Таким образом, изначально речь шла о полумерах. Реформа не меняла основ административно-командной системы.

Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями (вместо 30 — 9), среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. е.

учитывалось только то, что действительно было продано.

Предприятия получали небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы.

Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью — можно было использовать эти средства и на повышение заработной платы рабочим. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

Процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. В промышленности были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб и Госкомцен СССР. Вслед за этим весной 1965 г. была проведена реформа в сельском хозяйстве. Мартовский (1965 г.

) Пленум ЦК КПСС принял новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве. Вновь были повышены закупочные цены, сокращены налоги, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет.

Имея твердый план закупки на длительный срок, предприятия могли самостоятельно составлять производственный план, определять наиболее рациональную специализацию.

На первых порах эта мера способствовала росту сельскохозяйственного производства.

Осенью 1965 г. 43 предприятия легкой и пищевой промышленности были переведены в порядке эксперимента на новые условия хозяйствования. По мере накопления опыта их число расширялось, и лишь к 1972 г.

удалось перевести около 90% промышленных предприятий на новые условия работы. Не удалась попытка реформировать строительство. Номенклатуру вполне устраивал такой замедленный ход реформ. Министерства и ведомства работали по-старому.

Их аппарат увеличивался, возникали новые главки. Но принимать важное решение без согласования с соответствующим отраслевым отделом ЦК КПСС они не могли. В Политбюро часть его членов, включая Л. И. Брежнева и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В.

Подгорного, полагали, что условия для реформ еще не созрели. «Мы что, плохо развиваемся?» — считали они.

Тем не менее даже медленное, частичное реформирование промышленности дало неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965—1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы.

По официальным (завышенным) данным, валовой общественный продукт увеличился на 43%, национальный доход — на 45%, продукция промышленности выросла на 50%.

Происходившее три предыдущих пятилетки снижение темпов роста производства было на время приостановлено.

А. Н. Косыгину не удалось до конца осуществить замыслы реформы. В силу многих причин она потерпела крушение, «ушла в песок». В чем же причины неудачи? Их несколько. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений.

В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. А. Н. Косыгину пришлось пойти на временное, как тогда казалось, заимствование средств для покрытия бюджетного дефицита из фондов предприятий. И наконец, преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.

Без демократизации общества, поддержки ее «снизу» реформа была обречена.

Нарастание противоречий в экономике. На рубеже 70—80-х годов в мире начинается новый этап научно-технической революции (НТР), получивший название «микроэлектронная революция». С этого момента уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием микроэлектронной техники.

По этому показателю СССР отставал не только от западных, но и новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия.

Экономика продолжала развиваться экстенсивно, в ее основе по-прежнему находились устаревшие, традиционные отрасли по производству продукции, в которых Советский Союз уже к 1970 г. был «впереди планеты всей». СССР производил больше всех в мире стали, чугуна, кокса, железной и марганцевой руды.

Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов — электроэнергии, металла, которые к тому же использовались не рационально, поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками. Ресурсы страны все больше истощались.

Лишь небольшую часть советской экономики составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые полностью работали на военные заказы, а в производстве современной бытовой техники СССР также отставал на десятилетия.

В 70-е годы экономика страны была предельно милитаризована, «работала» в основном на военно-промышленный комплекс (ВПК). В общем объеме продукции машиностроения производство военной техники составляло более 60%, а доля военных расходов в валовом национальном продукте — около 23%.

Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. Из-за огромной разницы издержек в разных отраслях экономики покупательная способность рубля также была различной (в «оборонке» она равнялась 4—6 долларам США, в других отраслях — значительно ниже).

В стране практически не было единой денежной системы, а поэтому не срабатывали бюджетные методы регулирования экономики. Госплан не мог реально поддерживать баланс инвестиций и материальных ресурсов. Планируемые цифры увеличения добычи нефти, угля, производства электроэнергии были, по существу, фикцией.

Министерства и ведомства, распоряжающиеся ресурсами, а с 1965 г. наделенные и государственной властью, стали крупной экономической силой, монопольно господствующей в своей отрасли.

В 70-е годы министерства предпочитали строить новые предприятия, а не переоснащать действующие.

Следствие такой политики — в стране ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины работников материального производства: свыше 50 млн.

В годы девятой пятилетки (1971 — 1975) экономический рост фактически прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся все 70-е годы, обеспечивалась за счет «нефтяного допинга».

Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли в эти годы почти в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» программы.

Главным образом за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60—70-е годы шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы — Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский.

За эти годы появились соответствующие мировому уровню ВАЗ и КамАЗ, новые нефтехимические комплексы и предприятия оборонной промышленности.

В 70-е годы в принципе еще были возможны другие варианты дальнейшего развития страны. Однако «пражская весна» 1968 г. всерьез напугала советское руководство. Оно увидело, что экономические реформы неотделимы от политических. Поэтому даже А. Н.

Косыгин, реалистичнее других членов брежневского Политбюро представлявший истинное положение в экономике, не был склонен к принятию каких-либо радикальных мер. Тем более к этому не был расположен сменивший его на посту Председателя Совмина СССР в 1980 г. Н. А. Тихонов. После 1968 г.

вместо реальных реформ проводились затяжные эксперименты с расширением хозрасчета на предприятиях (бригадный метод строителя Николая Злобина; на комбинате «Азот» в Щекино близ Тулы) и введением показателя условно чистой продукции.

Читайте также:  Внешняя политика России во второй половине xix века - история России

В начале 70-х годов был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х годов начала меняться организация промышленного производства.

Широкое распространение получили производственные и научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло.

Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой — разного рода полузаконной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами.

К началу 80-х годов стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.

Несостоявшийся «поворот к человеку». С первых дней прихода Л. И. Брежнева к власти неотъемлемой частью официальной пропаганды становится лозунг «о благе народа». Сразу после октябрьского (1964 г.

) Пленума ЦК КПСС новый советский лидер внес на Политбюро предложение повысить заработную плату целому ряду категорий работников. В начале 1971 г. на XXIV съезде КПСС впервые в советской истории подъем материального и культурного уровня трудящихся был объявлен главной задачей девятого пятилетнего плана.

Столь целенаправленный поворот к ускоренному решению социальных задач объективно отвечал требованиям развития советского общества. Острая необходимость поворота экономики лицом к человеку диктовалась растущей зависимостью социально-экономического прогресса общества от полноценных условий труда и жизни рабочих.

В то же время в росте уровня жизни народа был заинтересован и правящий класс, вынужденный заботиться о собственной легитимности, лояльном к себе отношении со стороны трудящихся.

В 70-е годы были сделаны достаточно большие капиталовложения в социальную сферу — самые большие в абсолютном выражении за все предшествующие годы. Наибольшее продвижение было достигнуто лишь в одной сфере — в жилищном строительстве. С 1970 по 1985 г.

в СССР было построено более 31 млн квартир, более 157 млн человек улучшили свои жилищные условия. Тем не менее очередь на жилье не сокращалась, а продолжала расти. К середине 80-х годов она составила около 14 млн семей. В 1979 г. в общежитиях проживало около 6 млн человек, а на начало 1988 г. — около 11,5 млн.

При этом около 5 млрд рублей государство выделяло ежегодно только на поддержание уже построенного жилищного фонда.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-11-class-dmitrenko-2002/64

17.2.2. Экономические реформы А.Н. Косыгина и их последствия

В середине 60-х гг. назначенный после октябрьского (1964 г.) пленума ЦК председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгин попытался реформировать хозяйственный механизм, добился обсуждения положения в экономике страны и принятия новых решений на мартовском и сентябрьском пленумах ЦК (1965 г.) по сельскому хозяйству и реформе в промышленности.

В программе мероприятий по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и совхозов, ускорению развития АПК, принятой на мартовском пленуме, устанавливался принципиально новый порядок планирования заготовок сельскохозяйственных продуктов: был принят неизменный план закупок зерна на 6 лет в размере 3,4 млрд.

пудов в год; повышались закупочные цены на зерновые культуры и продукты животноводства с учетом особенностей отдельных регионов; устанавливалась надбавка в размере 50% к основной закупочной цене на продукцию, поставленную сверх плана.

Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально-технической базы сельского хозяйства, увеличению выпуска техники, повышению её качества, осуществлению электрификации, химизации аграрного производства, орошению и мелиорации полей.

Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) пленума ЦК. Они ориентировали Госплан страны, органы управления на сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, самостоятельность хозрасчётного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование.

Предполагалось, в частности: 1) сокращение числа директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объёмов реализации; 2) укрепление хозрасчёта предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли; 3) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчёта; 4) восстановление отраслевого принципа управления промышленностью. Исходной идеей реформы была потребность в децентрализации: оставлялось пять директивно планируемых показателей – объём реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Но реформа не затрагивала основы командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение административных методов и сочетание их с некоторыми экономическими рычагами. Первые годы реформы дали положительные результаты – среднегодовые темпы прироста национального дохода в 1966 – 1970 гг. составили 3,9 %.

Вместе с тем выявились и негативные стороны реформы, как результат её половинчатости, в ней не обеспечивалось сочетание интересов общества и предприятия.

Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам; это стало приводить к сбоям в работе хозяйственного механизма, могло привести к экономическому кризису.

Чтобы избежать его, было принято решение вернуться к проверенной жёсткой административной структуре при детальном планировании номенклатурной продукции и других показателей с ограничением прав предприятий. В начале 70-х гг. от реформы практически отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

Несмотря на половинчатость и непоследовательность, реформа 1965 г. несколько задержала темпы падения производства, но ненадолго. Если в 1967 – 1970 гг. прирост национального дохода составлял в среднем за год 7,8 %, то в 1971-1975 – 6,3%, 1975-1980 – 4,2%, 1981-1985 – 3,5 %.

Следует подчеркнуть, что в те годы существовало понимание необходимости эффективнее использовать экономические законы, усилить внимание к вопросам интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса.

И в отдельные периоды достигались впечатляющие результаты: в восьмой пятилетке (1966 – 1970) прирост объёмов производства промышленной продукции составил 50 %, в электроэнергетике – 54 %, машиностроении – 74 %, нефтехимической отрасли – 78 %, в приборостроении – в 2,3 раза.

Для периода 60-х гг. были характерны не только декларации об успехах хозяйственного строительства. В правительственных документах определялись главная цель экономической политики – «Все во имя человека и его блага!», а также пути ее достижения.

И в реализации этой цели достигались определенные результаты: реальные доходы населения увеличились за годы восьмой пятилетки на 33%, минимальная заработная плата рабочих и служащих поднялась до 60 – 70 рублей (против 40 – 45), оплата труда колхозников – на 40 %.

Главным достижением социальной политики в те годы было государственное жилищное строительство; широкое применение блочного, а затем панельного строительства помогло миллионам людей переселиться из подвалов и коммуналок в отдельные квартиры.

Определяющую роль в происходивших переменах играли подъем промышленного производства, достижение в его развитии нового технического уровня. За два послевоенных десятилетия в стране была завершена вторая советская модернизация производства. В результате 60-е гг.

ознаменовались переходом от простого количественного наращивания промышленного потенциала к новому качеству роста, получившему у нас и за рубежом название научно-технической революции.

Начало последней было связано с открытиями в естественных науках, внедрением этих открытий в производство и переходом к новейшим технологиям.

НТР внесла много нового в развитие страны. Использование её достижений в производстве позволило обеспечить высокие темпы экономического роста (среднегодовые – 8,5%), увеличить за годы восьмой пятилетки (1966 – 1970 гг.) производство промышленной продукции в 1,5 раза.

Но в начале 60-х годов в стране усилилась тенденция к снижению темпов экономического роста.

Советское руководство того времени оценивало результаты экономического развития недостаточно объективно, брал вверх субъективизм, не были предприняты энергичные меры для обновления устаревших экономических отношений.

Основной причиной замедления темпов экономического роста в 60-е гг. и после оставались господство в стране планово-командной экономики, сложившаяся ранее модель экономического развития. Были и объективные причины, влиявшие на ограничение внедрения достижений НТР в народное хозяйство.

В условиях противостояния Запада и Востока Советское государство должно было не ослаблять заботы об укреплении обороноспособности страны. Нельзя было не считаться с проявлениями агрессивности в политике США, НАТО, с тем, что США до начала 60-х гг.

не признавали принцип мирного сосуществования стран с различными социальными системами, не поддерживали шаги по разрядке международной напряженности (пока не был достигнут в СССР военный паритет).

Реализация достижений НТР в народном хозяйстве, даже при сохранявшихся тогда ограничениях, позволила в годы реформ заметно повысить темпы развития базовых отраслей промышленности, расширить масштабы производства, обеспечить большую стабильность в развитии аграрного сектора экономики, увеличить производство зерна, продукции сельского хозяйства. Созданием мощного промышленного потенциала были подготовлены условия для развития и других сфер общественной жизни, прежде всего науки и системы образования, роль которых в условиях НТР, а также требования к ним значительно повышались.

Читайте также:  Высшие государственные учреждения - история России

В 1961-1962 уч. году в стране был осуществлён переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией пед. наук.

В них учитывались последние достижения науки и техники, обеспечивались преемственность в изучении материала с первого по десятый класс школы, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, систематическое преподавание основ наук с четвертого класса.

Для углубленного освоения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные предметы по выбору учащихся, начиная с седьмого класса. Силами ведущих ученых страны и опытных учителей были созданы новые учебники, пособия и методические руководства для педагогов. В середине 60-х гг.

завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, к середине 70-х гг. была решена задача осуществления всеобщего среднего образования. Возможность получить образование в объеме средней школы предоставлялась также в средних специальных учебных заведениях и технических училищах.

Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодежи с последующим поступлением в вузы создавали организованные в 1969 г. подготовительные отделения. В 70-е гг. было достигнуто заметное повышение образовательного уровня населения: удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в сравнении с 1959 г. в 3,9 раза, полное среднее образование – в 3,6 раза, одновременно сократилось количество людей с неполным средним образованием.

На новые рубежи вышла советская наука, особенно в изучении космического пространства, планет Солнечной системы. В 1965 г. автоматическая станция сфотографировала обратную сторону Луны, робот «Луноход-1» провел уникальное исследование поверхности планеты. Наряду с созданием нового направления в физике космоса (С.Н. Вернов, А.Е. Чудаков, Н.Н.

Пушков) были осуществлены открытия мирового уровня в области изучения термоядерного синтеза (создание установки «Токамак» в Институте атомной энергии), в разработке лазерной техники (Н.Г. Басов и A.M. Прохоров, ставшие лауреатами Нобелевской премии), в электронике (А.Ф. Прихотько, А.С. Давыдов, Е.Ф. Гросс), теории сверхпроводящих сплавов (А.А. Абрикосов, В.Л.

Гинзбург, Л.П. Горьков).

При всем этом с позиций современности в реформаторском курсе конца 60-х гг. отчетливо видны просчеты, снизившие результаты положительных сдвигов в экономической и социальной сферах общества.

Причины этого, по-видимому, следует искать в противоречиях самой концепции реформы, в том, что она неравномерно проводилась по отраслям; многое в ней носило экспериментальный характер; расширение прав предприятий осуществлялось при одновременном учреждении министерств в качестве органов управления производством, усиления административно-бюрократического диктата; игнорировались проблемы ценообразования и материальной заинтересованности конкретного работника; капиталовложения концентрировались в основном в сфере тяжелой и военной промышленности.

В конце 60-х гг. заметно активизировались сторонники административно-бюрократических методов управления. Постановка вопроса о рыночных отношениях в экономике не находила поддержки руководства. В результате в 70-е гг. в стране обострился бюджетный дефицит, возросла денежная эмиссия.

В то же время органами управления не сдерживалась милитаризация отраслей промышленности (на оборону работало более 70% предприятий машиностроения). СССР значительно уступал капиталистическим странам по уровню информатизации и компьютеризации производства, темпам экономического роста.

Развитие советского общества шло противоречиво, реформирование экономики велось непоследовательно и не всегда эффективно.

Противоречивость и непоследовательность демократических преобразований в различных сферах общественной жизни, сохранявшаяся в те годы командно-административная система явились основной причиной стагнации экономики, а в дальнейшем – развития кризисных явлений.

Источник: http://online.ncfu.ru/ebook/history/lesson_17/ru/html/02_learningObject2.html

Косыгина реформа 1965 г — «Энциклопедия»

КОСЫГИНА РЕФОРМА 1965 года, совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под руководством председателя СМ СССР А. Н. Косыгина. В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др.

Основные цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сентябрь 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.

1965 и в утверждённом тогда же СМ СССР «Положении о социалистическом государственном предприятии». Государственные комитеты по отраслям промышленности и совнархозы были упразднены, вместо них образованы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства.

Территориальный принцип в организации материально-технического снабжения был сохранён.

Предполагались существенное расширение самостоятельности и прав предприятий, переход к стимулированию их деятельности в зависимости от показателей не только количественного, но и качественного, экономически эффективного роста, что должно было внести в экономическую организацию элементы состязательности ради достижения лучших результатов и даже определённой конкуренции. В качестве главного показателя эффективности работы предприятия вводился показатель объёма реализованной продукции (вместо объёма валовой продукции) и прибыли, что, как ожидалось, должно было способствовать учёту спроса населения и производственных потребителей на разнообразную, современную и качественную продукцию. Предусматривалось сокращение числа обязательных плановых показателей.

Реклама

Реформой предполагалось образование фондов экономического стимулирования предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; развития производства) в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности (отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких по своим производственно-технологическим и экономическим характеристикам. Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значительной мере за счёт дополнительных обязательств по увеличению объёмов производства и прибыли, в том числе за счёт сокращения издержек производства, снижения численности работающих, самостоятельной реализации на сторону излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить многочисленные сложившиеся ещё в период социалистической индустриализации деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования, так и для стимулирования технического прогресса.

Первоначально реформа в основных своих направлениях была достаточно активно и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономической общественностью, внеся значительное оживление в научную мысль и практику.

Она способствовала вскрытию и использованию внутренних резервов предприятий (при прежней хозяйственной системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К 1970 году на новые условия работы перешло свыше 90% предприятий ведущих отраслей промышленности, а также 40% совхозов.

Пятилетка реформы, по данным официальной статистики, стала лучшей из всех пятилеток: объём промышленного производства вырос на 50%, производительность труда — на 39%, среднегодовые темпы прироста национального дохода составили 7,7%. Однако вскоре выявились внутренние несовершенства, противоречия реформы, не предвиденные её авторами.

Отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивая одно из главных преимуществ плановой экономики — концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того, в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой. Капиталовложения и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно, что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисленным долгостроям, срывало планы Технического перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки современного оборудования за рубежом.

Практика реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и административной системы организации экономики.

Не оказались жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, так как в реальной экономической жизни предприятия различались по множеству производственных, технологических, экономических, географических и многих других признаков.

Реформа в её центральном звене, в хозяйственном механизме на уровне предприятия, не преодолела главной проблемы планово-командной организации экономики — отторжения ею Технического прогресса. При фактическом отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции, перелива капитала и пр.

) и господстве командных начал фонды развития средств производства не смогли стать ресурсом и механизмом технологической модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции — сыграть решающую роль в повышении эффективности производства.

Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократических структур, при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйственной деятельности и (наряду с другими компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной экономической стагнации.

Прежде всего, по этим причинам, а также из-за противодействия партийно-государственной номенклатуры, не видевшей своего места в реформируемой экономической системе, уже через 3-4 года эффективность Косыгина реформы стала снижаться и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др.).

Лит.: Фирсов Ю. Косыгин и его время // Российский экономический журнал. 2004. № 5/6; Сейфетдинов Р. М. Экономическая реформа 1965 г.: Замыслы и результаты // Наше Отечество. Страницы истории. М., 2004; Золотой П. А.

Экономическая реформа 1965 г. и ее теоретическая база: оценки зарубежных экономистов // Экономический журнал. 2005. № 10; Коваленко С. Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х — 1970-х гг. // Вопросы истории.

2008. № 6.

Я. Н. Дубенецкий, В. В. Ивантер.

Источник: http://knowledge.su/k/kosygina-reforma-1965-g

Ссылка на основную публикацию