Черты и особенности сельского образа жизни — история России

Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке

Черты и особенности сельского образа жизни - история России

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам — скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян — в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения.

Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни.

Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей деревни.

Одно дело — небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое — станица, большое село Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта и т.д.

, а также близость к городу — большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников.

И сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

ГОРОД. Город и городской образ жизни. Город — тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курортные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) — Новгород Великий, Великий Устюг; старые — Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) — Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения — соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно — средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город — средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения.

В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

МАЛЫЙ ГОРОД. Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения

Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.

Обычно малый город в отличие от средних, крупных и др. имеет одну или две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.

В малом городе население профессионально дифференцирование, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа — промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней — с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность.

Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено.

Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам… И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к развитию…

Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А.И. Пригожин).

Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;

Читайте также:  Культура казахского народа в 19 веке - история России

в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;

в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах.

Малый город и социализация. Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, так же отличается от влияний деревни и более крупных городов.

В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для:

образовательного и профессионального выбора;

разнообразия занятий в свободное время;

потребления духовных ценностей;

социального творчества, самореализации, самоутверждения (М.В. Никитский).

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.

В то же время, как показало исследование В.С.

Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства — квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.

ПОСЕЛОК. Поселок — это специфический для России (а также ряда республик бывшего СССР) тип поселения. Поселок — абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие — при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни.

Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сельских к городским нормам.

Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения — город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каждой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.

В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям.

Главное для подростков — раствориться в «стае», найти свою «заводь».

Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения — как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера.

Для многих поселков типичны аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т.е. не только не отвергаются, но и принимаются.

В качестве иллюстрации можно привести наблюдения журналиста Андрея Уланова, сделанные в Мичуринске, где есть свой пригородный поселок, называемый ласково Кочетовкой.

Эта железнодорожная станция славится на весь регион устоявшимися воровскими династиями. В тюрьму здесь «ходят» как в армию, только куда более охотно.

Общепринятый тост за здоровье ребенка: «Вот вырастет, отсидит свое, поумнеет».

С наступлением сумерек пол-Кочетовки выходит на дело с санками и колясками. Место промысла у всех одно — стоянка товарных вагонов. Железная обшивка контейнеров от кражи не спасает».

Сказанное не означает, что поселок всегда таков, каким он описан (речь идет о тенденциях), а поселковый образ жизни фатален для судьбы его жителей.

Человек не только объект и жертва, но и субъект социализации.

Поэтому, несмотря на то, что поселок продуцирует своеобразный срединный тип человека (и не селянина, и не горожанина), в поселках вырастали и вырастают позитивно социализированные личности.

Источник: http://socialpeded.ru/konspekty-k-ekzamenu-soczialnaya-pedagogika/33-dajte-sravnitelnyj-analiz-obraza-zhizni-v-derevne-gorode.html

Быт и обычаи населения России во второй половине XIX века. Новые черты в жизни города и деревни

Отмена крепостного права способствовала росту населения Российской империи и его свободному расселению по всей территории. Росли города, менялся образ жизни людей.

На уроке вы узнаете об изменениях в облике городов России, познакомитесь с особенностями быта разных слоев населения, узнаете о досуге жителей империи.

Население России за 30 пореформенных лет выросло практически в два раза: с 74 миллионов в 1860 году до 126 миллионов (без учета населения Финляндии) в 1897 году.

Это несмотря на то, что дважды прирост населения практически равнялся нулю: в 1855-1856 годах, во время Крымской войны, и 1891-1892 годах, во время голода, вызванного неурожаем. В конце века в Российской империи насчитывалось два города, количество жителей которых превысило 1 миллион человек.

Это были Петербург и Москва. 13% населения проживали в городах. Рост городов и городского населения называется урбанизацией.

Количество населения России во второй половине XIXвека

Сейчас нам предстоит узнать, как выглядели города во второй половине XIX века.

Градостроители конца XIX века понимали необходимость перехода к постройке зданий, соответствующих духу времени и потребностям населения. В городах появлялись вокзалы, торговые пассажи, крупные магазины, банки, трактиры. До сих пор сохранилось здание чайного магазина Перлова в Москве, построенного в китайском стиле.

Для посетителей предназначались шелковые пуфики, на которые можно было присесть и попробовать чай. В 1872 году появился в Москве трактир «Прага», извозчики его называли понятным для себя словом «Брага». А в 1896 году купец выиграл этот трактир и превратил в ресторан, который существует и сейчас.

Улицы в городах мостились булыжником. Однако его круглая форма была не очень удобной и создавала неудобства при движении. Тогда стали использовать гранитную брусчатку. Но и у нее были недостатки.

Основным был постоянный грохот, который создавали колеса, едущих по улицам повозок. В конце XIX века в некоторых городах стало появляться асфальтовое покрытие.

Посмотрите, как выглядела Тверская улица в Петербурге конца XIX века.

Постепенно в городах появлялось электрическое освещение. Ранее улицы больших городов освещались газовыми и масляными светильниками. В 1878 году благодаря изобретению Петра Яблочкова электрическим светом наполнились Михайловский манеж и Большой театр. Однако люди еще остерегались электричества.

Ходили слухи, что оно искажает естественные цвета и очень вредно для глаз. Талантливый предприниматель Карл Сименс одним из первых понял все преимущества электричества. Он приобрел у Эдисона патент на использование ламп. 30 декабря 1883 года газовые фонари были заменены лампами на Невском проспекте.

Сименс провел электрификацию Зимнего дворца, установив 12 тысяч лампочек.

2 мая 1892 года в Киеве был пущен первый электрический трамвай. Проехал он по Александровскому спуску. Людям настолько понравился новый вид транспорта, что они по несколько раз в день на нем катались. Позже, 7 апреля 1899 года, трамвай появился в Москве.

Развивалась телеграфная связь. Первая станция появилась 1 октября 1852 года на Николаевском вокзале. Телеграмму можно было отправлять между Петербургом и Москвой.

Но это было очень дорого и использовалось только в случае сильной необходимости. К 1860-м годам телеграфные линии соединяли почти все губернские города.

В 1871 году открыта самая длинная в мире телеграфная линия между Москвой и Владивостоком.

1 июля 1882 года была запущена первая телефонная станция в Петербурге. В 1898 году впервые жители Москвы и Петербурга смогли позвонить друг другу по телефону.

Разговоры были очень дорогими, а заявку на осуществление звонка необходимо было подавать заранее.

Телефонистками вплоть до 1917 года могли стать только незамужние девушки, «дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединениях».

Вы узнали, как выглядели города России, пришла пора познакомиться с образом жизни их жителей.

В центре города находились особняки дворян. Большинство из них были построены в начале XIX века в стиле классицизма. Это были большие дома с колоннами, выкрашенные в яркие цвета. Некоторые из них сохранились до нашего времени. В Петербурге особняки вдоль набережной строились очень близко друг к другу. Высотой они были не более трех этажей.

Читайте также:  Лекции т. н. грановского - история России

Неподалеку от дворянских размещались купеческие кварталы. Ко второй половине XIX века образ жизни и мышления купечества изменился по сравнению с предыдущим временем. Как правило, это были образованные, умные люди.

Своим образом жизни они хотели продемонстрировать достаток, который могут себе позволить.   Дома купцов практически не отличались от дворянских. Их украшали колоннами, лепниной, перестраивали в духе времени.

В доме на каждого члена семьи приходилось по две комнаты.

Часто купцы сдавали комнаты в своих домах как отдельным людям, так и учреждениям. Для купечества это был прекрасный способ дополнительного заработка. Характерной чертой купеческих домов было большое количество мебели, как правило, дорогой деревянной.

К высшим слоям городского общества относилась состоятельная интеллигенция – профессора, врачи, артисты. Они жили не в собственных особняках, а в многоэтажных доходных домах, расположенных ближе к центру города. К квартирам вели просторные, красивые лестницы, покрытые коврами.

В доме стали появляться лифты, у входа посетителей встречал швейцар. Квартиры интеллигенции состояли из множества комнат. Состоятельные люди могли позволить себе более 6 комнат. Помещения в квартире делились на парадные и жилые. Парадные комнаты выходили окнами на уличный фасад дома и были очень светлыми.

Жилые комнаты выходили во двор-колодец и были темными и прохладными. Самым престижным являлся третий этаж. Как правило, в домах было большое количество прислуги, они пользовались «черным» входом, чтобы попасть в квартиру. У парадного входа в квартиру в 1870-е годы появился электрический звонок.

На двери размещалась табличка с именем владельца и указанием профессии.

Ко второй половине XIX века значительно изменилась мода. Женщины стали более активно участвовать в жизни общества, они получали образование. Следовательно, их одежда должна была соответствовать образу жизни. На дамах конца XIX века вы не увидите пышных платьев на кринолинах. Костюм приобретал более плавные и естественные формы.

В 1870-е годы на некоторое время появилась мода на турнюры – это небольшие подушки, прикрепленные к платью сзади. Однако уже к 80-м годам она прошла. Юбки становились узкими, женщины отказывались от неудобных корсетов. Модным стало сочетание юбки и блузки. Появился деловой стиль одежды.

Это был «костюм тайлер», состоящий из жакета, длинной юбки и блузки. Женщины начали носить галстуки.

Среди мужчин были популярны костюмы, сюртуки и куртки. Выходной одеждой был фрак. На особо важные мероприятия мужчины надевали визитку.

На окраинах городов жизнь не была такой яркой и праздничной. Часто здесь можно было встретить студентов. В Петербурге они жили в общежитиях по 10-12 человек. Из-за постоянной нехватки воздуха и света, частыми среди студентов были болезни.

Наиболее распространенные – головные боли, чесотка, чахотка. В 1882 году во дворе Петербургского университета была построена Коллегия Александра II, при ней размещалось общежитие для студентов.

Она было более благоустроенным по сравнению с окраинными.

Часто студенты снимали «углы» в доходных домах. Жильцы арендованной квартиры сдавали комнату, внутри которой занавесками разгораживали «углы». Место возле окна стоило дороже, чем у стены. Иногда в такой комнате размещалось по 10 человек.

Быт студентов

В Киеве студенты жили в прилегающем к университету районе, так называемом «Латинском квартале». Прозвали его так по примеру с европейскими студенческими кварталами. Студенты снимали комнаты в небольших особняках. Питались в дешевых столовых, где можно было заказать половину порции.

В Казанском университете 6 студентов, с разрешения местной полиции, жили в доме, предназначенном на снос. На всех было только два комплекта одежды, в которых они по очереди и ходили на занятия.

Часто студенты складывались деньгами и покупали необходимые книги. Иначе они не смогли бы продолжать обучение. Бедность быта вызывала у студентов ненависть к обществу. Вид роскоши их ожесточал и превращал часть студенчества в самый взрывоопасный слой населения.

На окраинах жили рабочие. Располагаться они могли в фабричных казармах, доходных домах или ночлежках. Жилые помещения в казармах представляли собой комнаты, уставленные нарами. Спали, подкладывая под голову собственную одежду.

Иногда на одном лежаке могли находиться по несколько человек. Только к 1880-м годам начали строить благоустроенные казармы. Здесь рабочим выдавали тюфяки, подушки, белье. Обязательно должна была быть спальная одежда. За проживание в казармах рабочие не платили.

Питаться они должны были за свой счет.

Те, кто мог себе позволить, жили в доходных домах, где снимали место в комнате. Однако условия их жизни не соответствовали нормальным. Врач Покровская в конце XIX века писала: «Рабочее население живет теснее, чем мертвые на кладбищах, где на каждую могилу приходится около четырех квадратных метров».

Самые бедные рабочие могли найти приют в ночлежках. По вечерам они бесплатно получали похлебку и чай, а утром – хлеб и чай. В ночлежках пристально следили за порядком, не пускали пьяных.

Были в городах и такие районы, где проживали бедняки, неработающие и пьяницы. Такие места были самыми страшными и без надобности туда посторонние не заходили. Один из самых известных таких районов – Московская Хитровка. Там находился рабочий рынок.

Однако наем рабочих шел слабо, а людям было нужно где-то жить. Вот они и стали здесь размещаться. К концу XIX века на Хитровке проживало 5 тысяч человек. Часто люди, не нашедшие работу, оставались ночевать прямо на земле либо отправлялись в местные ночлежки. Они отличались от ночлежных домов рабочих.

Сюда впускали людей в несколько потоков: сначала на места на нарах, затем под нарами, и в конце на места в проходах между нарами.  Состав населения Хитровки был разнообразным – от бывших заключенных до разорившихся помещиков.  Все они жили в основном за счет попрошайничества и  мошенничества.

Некоторым удавалось устроиться продавцами газет. 

Развлечения у городских жителей были разные. Представители высших слоев населения устраивали балы, частные маскарады. Необычным развлечением были «живые картины».

Во время приемов в залах устраивалась импровизированная сцена, на ней появлялись несколько человек и замирали как на картине. Через некоторое время картина менялась.

Это требовало определенной подготовки и репетиций и пользовалось большим успехом.

Простой народ любил посмотреть на выступления уличных музыкантов. Частыми были выступления зверинцев. Среди рабочих часто устраивались кулачные бои. Возникали они не стихийно, а после соответствующей подготовки.

Предводители команд собирались, обговаривали между собой место и время, а также составы. Тысячи людей собирались поглазеть на бой, заключали пари. После такого развлечения часто оказывалось много покалеченных и убитых бойцов.

Быт крестьян во второй половине XIX века изменился незначительно. Они были не так подвержены капиталистическим процессам, охватившим городское население, и не имели острой необходимости менять жизненный уклад.

В деревнях зажиточные крестьяне начали строить каменные дома. Освещали жилище свечами или керосиновыми лампами. Состояние крестьянской семьи оценивали по дому: «Плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности».

Мужчины стали по праздникам носить красные ситцевые рубахи и сапоги «в гармошку». На ногах крестьянок красовались башмаки или полусапожки. Важным изменением в одежде стала ткань. Вместо грубого домотканого полотна, женщины шили себе наряды из сатина или шёлка. Модными стали сочетания кофты и юбки, вместо платья.

На столе крестьян по праздникам стало появляться больше мяса. Но следует помнить, что обилие еды для крестьян зависело от сезона и урожая. Случался в деревне голод, когда умирало большое количество крестьян.

Появилось и новое развлечение крестьян – сочинение и распевание частушек. Их пели на свадьбах, праздниках. Отличительной особенностью частушек была их сатирическая тематика. Высмеивались самые неприглядные черты характера людей и общества.

Несмотря на все изменения, средняя продолжительность жизни мужчин-крестьян была всего 31 год, а женщин – 33 года.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Быстрыми темпами шел процесс урбанизации.

Активно внедрялись в жизнь различные технические новшества.

Образ жизни высших слоев общества разительно отличался от жизни рабочих и бедной интеллигенции.

В обществе нарастали противоречия, причиной которых было материальное положение разных слоев населения.

Источник: https://videouroki.net/video/41-byt-i-obychai-nasielieniia-rossii-vo-vtoroi-polovinie-xix-vieka-novyie-chierty-v-zhizni-ghoroda-i-dierievni.html

10

Уровень социального оптимизма связан с миграционными  настроениями. Одна из задач исследования состояла в том, чтобы выявить миграционный ресурс на селе, распространенность миграционных настроений среди учителей сельских школ.

Как свидетельствуют результаты опроса, несмотря на тяжелые условия жизни, миграционные настроения у сельского учительства не являются преобладающими. 62,2% опрошенных — противники отъезда из села, а 15,4% из них “даже мысли об этом не допускают”. Они  — “патриоты села”.

И все же не следует недооценивать уровень миграционных настроений. Убежденными сторонниками отъезда из села являются 8,3% учителей, еще 16,5% “собираются, хотя и колеблются”; 10,5% опрошенных уклонились от ответа. В целом общий миграционный ресурс сельского учительства составляет не менее 25% без учета группы тех (10,5%), кто в этом важном вопросе пока не определил свою позицию.

Читайте также:  Российская экономика во второй половине xviii века: положение крестьянства - история России

Образ жизни и адаптационный ресурс сельских учителей

Анализ образа жизни предполагает выявление реального содержания социальных и социокультурных потребностей, интересов, стимулов деятельности и ее мотивации, а также действующих традиций, обычаев и

социальных ценностей, обуславливающих специфику повседневной жизни сельских учителей, ее социально-психологический  климат,   нравственную атмосферу.

Полученные данные, характеризующие сегодня сельский образ  жизни, можно типологизировать по трем группам критериев: социально-экономическим, социокультурным и психологическим

          К первой группе относятся такие черты образа сельской жизни как: бесперспективность для молодежи, скромность в запросах и потребностях, резкое расслоение на бедных и богатых .

          Самой характерной чертой сельского образа жизни в настоящее время стало, по признанию учителей, отсутствие перспективы жизни на селе для молодежи (69,3% ответивших). А ведь обучение и воспитание молодых — главная цель, смысл жизни учителя.

Второй, важнейшей чертой является социальная дифференциация сельского населения на бедных и богатых (39,0%). Именно эти две черты являются доминантными и определяют сегодня образ жизни всего сельского населения России — и молодежи, и старшего поколения.

          К социокультурным чертам сельского образа жизни можно отнести: скромность в запросах и потребностях — 53,8% респондентов; привязанность к работе на земле (39,3%); изоляция от культурной жизни страны (32,3%); приверженность прошлым идеалам, ностальгия по прошлому (16%); признание, что сельская семья более прочная, чем городская (16%); верность исторической памяти (7,5%); высокие требования к нравственности человека (6,1%).

Многие из этих черт являются традиционными для российской деревни. Среди новых черт отметим “приверженность прошлым идеалам, ностальгия по прошлому” и “верность исторической памяти”. Эти особенности порождены неоднократными на протяжении последнего десятилетия попытками очернения истории России и СССР, Великой Отечественной войны, революционного прошлого страны, идеалов социализма.

К психологическим чертам сельского образа жизни, по мнению учителей, относятся: открытость людей, их дружественный настрой (17,3%);

живучесть духа коллективизма (9,2%); доверие к местной власти (5,3%).

          Сравнивая результаты социологических исследований сельского образа

жизни, проведенных в советское время, можно констатировать значительное  снижение духа коллективизма, требований к нравственности человека, открытости людей. Скорее всего это результат общей и далеко зашедшей эрозии морали, нравственности, в целом духовности в обществе, произошедшей за годы  перехода к рыночной экономике.

Семья, учащиеся и учительство в условиях перехода села к рыночным отношениям вынуждены приспосабливаться к социальным последствиям переходного периода.

Эти последствия: безработица, изменение уровня доходов и обеспеченности семьи; либерализация (свобода фактически) цен и новое качество жизни; распад коллективных и создание фермерских хозяйств; качественное изменение характера труда; сокращение социальных

возможностей и перспектив; снижение социального и профессионального статуса; принципиальное изменение стартовых возможностей развития (прежде всего в сфере образования); резкое сужение культурного пространства на селе, сокращение доступа к культурным и духовным ценностям;  коммерциализация всех сфер общественной жизни, социальная дискриминация; морально-психологическая отчужденность, социальная депрессия; смена (зачастую радикальная) социальных приоритетов в обществе и в сельской жизни;  вытеснение коллективистской, общинной психологии индивидуалистической и эгоцентристской; насаждение в массовом сознании селян чуждых им морально-этических ценностей и нравственных ориентаций.

Источник: http://www.ahmerov.com/book_695_chapter_11_10..html

Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрослые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей.

В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е.

основные переменные, входящие как в со держание понятия «ментальность», так н в содержание понятия «образ жизни» (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия; материальных, духовных, социальных, культурных, пространственных, временных и т.д.).

Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека.

В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи.

Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем чем меньше деревня, тем «интимнее» общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.

Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню.

Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях.

Особую роль в этом игра ют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.

Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве.

Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры (Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». — Ростов-на-Дону, 1994).

Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город — средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.

Город увеличивает мобильность людей, в том числе школьников. За единицу времени они получают большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка города, транспорт, реклама, поток людей, отдельные люди, учреждения и организации.

В городе в течение дня школьник сталкивается с огромным количеством людей, что позволяет ему приобрести опыт социальных взаимодействий, помогающих лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это же развивает у ребенка способность к наблюдению и пробуждает интерес к социальной жизни.

В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп по месту жительства, обучения, проведения досуга и т.д. Чем старше он становится, тем в большее количество групп входит. В каждой имеются свои требования, свои нормы жизни и общения.

Так, в городе существенно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками отличается тем, что с возрастом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими.

Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социализации складываются в типах поселения, которые получили название «поселок». Это специфические микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии.

Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни.

Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

Жизнь каждого в поселке настолько зависит от окружающей среды, что противопоставлять себя ей практически невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е.

не анализируют свое поведение), несклонны к глубоким дружеским отношениям. Главное — раствориться в «массе».

Уровень общении характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

Как видим, результатом социализации детей и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни.

Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.

Источник: https://megalektsii.ru/s14344t5.html

Ссылка на основную публикацию