Племена сибири и казахстана в бронзовом веке — история России

Роль народов Сибири в истории

Роль народов Сибири в истории

Весь обобщенный документальный материал наглядно опровергает расистские взгляды на всемирную историю, на взаимоотношения к. место в ней «малых» и «больших» народов.

Народы Сибири внесли оригинальный вклад в мировую культуру. Их история — нераздельная и существенная часть истории советского народа, а вместе с ней и всемирной истории человечества. Она начинается с освоения человеком пространства между Уралом и Тихим океаном.

Первоначальное проникновение человека в Северную Азию произошло, возможно, значительно раньше, чем принято думать, еще задолго до последнего, сартанского, оледенения. 20—25 тыс. лет тому назад на берегах.

Ангары, Енисея, Селенги и Лены уже существовали общины палеолитических охотников, добывавшие себе пищу охотой на мамонтов, носорогов и северных оленей.

Палеолитические люди при этом проникали сюда не из одного какого-либо центра, а из различных областей Европы и Азии, в первую очередь из приледниковой зоны Европы, а также из Средней Азии и, вероятно, из Центральной Азии — Монголии.

Освоение новых областей в глубине Азии было вместе с тем процессом возникновения новых очагов культуры, в том числе искусства.

Об этом свидетельствуют замечательные образцы реалистического в своей основе художественного творчества охотников на мамонтов, найденные сначала у Военного госпиталя в Иркутске, а затем — в Мальте и Бурети, такие же в основном, как в Дордони, в Моравии, на Дону в Костёнках. или в Мезине на Украине.

Культура палеолитических племен Сибири, какой она окончательна сложилась к концу ледникового периода, обнаруживает удивительную УСТОЙЧИВОСТЬ. Здесь не произошло такого крутого перелома, каким была «микролитическая революция» на западе. Минуя ее, древние племена Сибири вступили в новую, неолитическую, эру своей истории.

Это объясняется, нужно думать, с одной стороны, стабильностью этнического состава местного населения на протяжении тысячелетий, а с другой — тем, что еще в недрах палеолита и особенно на том этапе, который можно назвать сибирским мезолитом или с одинаковым правом эпипалеолитом, здесь были заложены основы дальнейшего прогресса.

В это время появляются вкладышевые орудия, а затем и гарпуны. Рано было приручено и первое в истории домашнее животное — собака.

В Сибири 4—5 тыс. лет тому назад потомки палеолитических людей, люди неолита, все еще в подавляющем своем большинстве находились на уровне древнего охотничье-собирательского и рыболовецкого хозяйства. Однако это хозяйство уже нельзя было назвать примитивным. У охотников Прибайкалья появляется, например, первый в мире серовский лук

усиленного или даже сложного типа. Они создают богатый набор орудий, обслуживающих потребности их охотничьего производства. У них складывается оригинальный тип легкой распашной одежды и, должно быть, появляются лодки-берестянки и лыжи.

Развивается и реалистическое искусство, анималистическое в основе.

Одним словом, возникает своеобразный этнографический комплекс культуры пеших охотников тайги, определявшийся жизнью человека в новых ландшафтных условиях: открытые пространства степей и тундр ледниковой эпохи теперь сменила тайга, безбрежное зеленое море.

Одновременно возникают не менее развитые и специализированные культуры дальневосточных рыболовов и морских охотников, а в Приморье и на Среднем Амуре — также и земледельцев — представителей принципиально нового производящего хозяйства.

На фоне этого прогрессивного развития в области материальной культуры и хозяйства происходят не менее важные события в иной сфере исторического процесса — этнической.

К западу от Урала и до Енисея выступает целостным массивом группа неолитических памятников, для которых характерны такие признаки, как ямочный и струйчатый орнамент на сосудах и образ птицы (утки) в искусстве.

К востоку от Енисея в Восточной Сибири распространены своеобразные памятники байкальской неолитической культуры и других родственных ей культур таежных охотников. Третий большой мир неолитических племен начинается в верховьях Амура и может быть назван дальневосточным, или тихоокеанским.

Внутри каждой такой области можно проследить более мелкие локальные подразделения, которые нередко переслаиваются и мозаичным образом перекрывают друг друга. За взаимоотношениями групп неолитических памятников — археологических культур прослеживаются еще более сложные отношения конкретных этнических образований.

Между Уралом и Енисеем развертывался процесс становления угро-самоедской этнической общности. В восточносибирской тайге и верховьях Амура возник тот этнокультурный комплекс, который сохранился до недавнего времени у северных тунгусов и их двойников по культуре (но не по языку)—юкагиров.

На Амуре и в Приморье жили группы племен, культура которых, как свидетельствует археология и этнография, пережиточно уцелела у амурских племен XVIII—XIX вв. — нивхов, ульчей и нанайцев.

У ительменов же и у оседлых коряков, а также у эскимосов древняя неолитическая культура устойчиво жила и господствовала вплоть до соприкосновения с европейцами.

Неолитическая эпоха явилась, таким образом, решающим этноисторическим рубежом в прошлом народов Сибири и Дальнего Востока, периодом первоначального оформления тех этнических групп и культур, которые так или иначе дошли до нашего времени и являются в полном смысле этого слова аборигенными — исходной основой для дальнейшего развития сибирских народностей.

В дальнейшем, в эпоху бронзы и в раннем железном веке, когда камень в технике сменяется металлом, происходят новые большие перемены в хозяйстве ряда сибирских племен, в первую очередь тех из них, которые заселяли плодородную Минусинскую котловину, Туву, степи Западной Сибири и степные области Забайкалья. Уже во II тыс. до н. э. у андроновских племен складывается комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, классическим образцом которого стал затем в I тыс. до н. э. уклад жизни тагарских племен в Минусинском крае. Затем в степях Евразии и на Алтае распространяются скотоводы, конные кочевники с их войлочными юртами, «звериным» стилем и первыми эпическими поэмами, с хищной воинственной аристократией во главе. Передвижения кочевых племен и их социальный строй, все возрастающие потребности степной аристократии к роскоши способствовали резкому расширению политиче-

ских, экономических и культурных связей с другими странами, в том числе со скифами-саками и древними цивилизациями классического Востока. Вместе с тем начинается экспансия степняков, преимущественно иранцев по языку и культуре, в области, занятые носителями древней охотничье-рыболовческой культуры. Так возникает, в частности, удивительно «гибридное» искусство усть-полуйской культуры.

Если сначала эти культурные и политические связи были ориентированы в основном на запад, то в конце I тыс. до н. э. происходят существенные перемены. В степях Центральной Азии возникает мощное племенное объединение гуннов. Развертывается экспансия гуннов на запад. В I тыс. н. э. руководящая роль в степях переходит к тюркам.

Начинаете» новый, тюркский, период в истории Центральной Азии и на всем протяжении «степного пояса» Евразии. Складываются первые степные империи, первые государства кочевников — тюркские каганаты, в которых определяющее место занимают новые, феодальные в основе, социальные отношения.

Отражение этих событий обнаруживается в Сибири повсюду, где могли кочевать степняки со своими стадами, — от Хингана и Кореи до Урала.

В то же время возникают первые государства дальневосточных племен. В Маньчжурии, в Приморье и отчасти на Амуре появляются сначала государства Бохай и империя киданей Ляо, а затем — еще более могущественная Золотая империя чжурчженей (Цзинь).

Эти государства были созданы в одно время с Киевской Русью, в XI—XIII вв. тунгусскими (Бохай и Цзинь) и монгольскими народами (Ляо). Социально-политическая эволюция и экономика дальневосточных племен достигают на этом этапе своей высшей точки.

Но все было прервано новыми событиями катастрофического масштаба, надолго оставившими свой след не только в истории Сибири, но и в мировой истории. В степях по Онону и Керулену под знаменами Чингис-хана собираются монгольские племена.

Завоеватели монголы устремляются сначала против своего извечного врага — чжурчженей, а затем против Китая. Монгольское завоевание уничтожило государство и культуру чжурчженей.

После упорной борьбы под властью монгольских завоевателей на долгое время оказались и многие восточносибирские племена, начиная с «лесных монголов», а также степные кочевники Западной Сибири.

В дальнейшем началась новая агрессия из глубин Азии маньчжурских феодалов, создавших в XVII—XVIII вв. свое столь же могущественное, как и воинственное государство. Маньчжуры на 300 лет покорили Китай и Монголию. Они насаждали в захваченных ими странах, в том числе и в соседней с Сибирью Монголии, свои азиатские порядки и жестоко порабощали покоренные народы.

Их политика способствовала углублению застоя в развитии производительных сил и у тех народов, которые не входили в сферу непосредственного господства маньчжуров.

Застой этот на Дальнем Востоке и в Маньчжурии был вызван сначала тем тяжелым ударом, которым явилось вторжение монголов и гибель государства чжурчженей.

Возникновение маньчжурской империи не способствовало прогрессивному развитию даже и самой родины Цинской династии, Маньчжурии. Она служила лишь источником, откуда маньчжурскими феодалами черпались людские и манные резервы для новых завоеваний.

Приморье же и Приамурье, не принадлежавшие Китаю и маньчжурам, вообще оставались в стороне от всего, что происходило за их пределами: там по-прежнему сохранялись старые первобытнообщинные порядки и сложившиеся веками древние формы хозяйства.

На остальных пространствах Сибири остро сказывалось отрицательное влияние суровых природных условий. Достигнув определенного уровня

в развитии производительных сил, население тайги и тундры исчерпало свои возможности. Оно уже не могло пойти дальше охотничье-рыболовческого хозяйства, опираясь только на собственные силы и ресурсы, без прогрессивных стимулов, без поддержки извне.

Здесь повсюду безраздельно господствовало натуральное хозяйство существовали архаические общественные отношения, не поднимавшиеся первобытной общины. В лучшем случае наблюдалось переплетение первобытнообщинного строя с элементами феодализма.

Решающее значение для дальнейшей истории Сибири имело поэтому то обстоятельство что агрессия маньчжурских феодалов столкнулась со временем с мощной встречной силой Русского централизованного государства и захлебнулась у его границ, простиравшихся уже в XVII в. до Тихого океана.

Включение Сибири в состав России имело свои глубокие причины и соответствовало исторически складывавшейся необходимости. Как писал В. И. Ленин, «Россия географически, экономически и исторически относится не только к Европе, но и к Азии».

1 Вся история Сибири, начиная с палеолита, свидетельствует о тесной связи между Сибирью и пространствами, лежащими к западу от Урала, который больше соединял, чем разъединял народы Восточной Европы и Азии.

Такие контакты начинаются уже в те отдаленные времена, когда охотники за мамонтами начинают освоение освобожденных от льда северных пустынь. Они продолжаются и позже, когда по обе стороны Урала складываются этнические общности финских, самоедских и угорских племен.

Затем родственные скифам Причерноморья, сакам Памира племена и их культуры распространяются вплоть до глубины Центральной Азии. Со временем на берегу Ангары обосновывается согдийская колония, а тюркские племена, по словам летописи, «геройствуют» от Дуная до р. Желтой.

Во времена Монгольской империи русские земли испытали общую судьбу с Сибирью и в то же время стали заслоном на пути завоевателей, грозивших всему остальному миру.

300 лет тому назад этот заслон был отодвинут на Восток до берегов Амура и Саянского хребта, на этот раз против новых претендентов на господство в Азии — маньчжурской династии Цин.

И тогда же народы Сибири навсегда, навеки, объединяются в пределах одного могущественного государства с русским народом и другими народами нашей Родины.

Это был для них новый путь в будущее, сложный и противоречивый, на в целом с точки зрения общей исторической перспективы, безусловно, прогрессивный. Войдя в состав Русского государства, народы Сибири на всем ее пространстве подпадали под власть царизма.

Но в то же время они вошли в прямой контакт с русским народом, приобщились к передовой цивилизации, к высокой культуре русского народа, нашли в ней мощный стимул для своего дальнейшего развития. Началась их совместная борьба за лучшее будущее.

Читайте также:  Расстрел царской семьи - история России

1 В. И. Ленин, Полн. собр. соч. т. 30, стр. 326.

Рекомендуем ознакомится: http://www.protown.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya/34371-rol-narodov-sibiri-v-istorii

Казахская электронная библиотека

 Тема I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

2. Бронзовый век

Период энеолита на территории Казахстана сменяется эпохой бронзы (второе—первое тысячелетие до нашей эры), обусловившей дальнейший прогресс в развитии производительных сил и общественных отношений. Человек научился получать сплав меди и олова: бронзу.

Развитию металлургии способстврвало наличие на территории Казахстана огромных запасов полиметаллических руд.

Использование бронзы широко применялось в изготовлении орудий труда, оружия, предметов быта, что, в свою очередь, привело к постепенному вытеснению из хозяйственной деятельности изделий из камня и кости. 

В эпоху бронзы на территории Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство.

Бескрайние степные просторы Казахстана, богатые травостоем и водными источниками, как нельзя лучше способствовали развитию скотоводства.

В начале первого тысячелетия до нашей эры большинство населения степных районов Казахстана переходит к более прогрессивной форме хозяйства — яйлажному, а потом и к полукочевому скотоводству.

Переход к скотоводству повлек за собой изменения в Общественных отношениях людей и установлению так называемого «патриархата» («отцовского рода»), обусловленного увеличением социального статуса мужчины. Основой общественной организации оставалась община (большая патриархальная семья), для которой была характерна совместная производственная деятельность членов коллектива.

Племена, проживавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили после себя интересные археологические памятники, которые ученые первоначально отнесли к так называемой «андроновской культуре» (по месту первого обнаружения и раскопок у села Андроново, недалеко от города Ачинска, в Южной Сибири в 1914 г. Б. А. Андриановым).

Территория распространения андроновских памятников очень обширна; на западе граница культуры проходит по реке Урал, на востоке — по речной артерии Енисея, на севере проникает в лесную полосу Западной Сибири, а на юге подходит к подножьям горных систем Памира, Тянь-Шаня, Тар-багатая, Алтая.

Таким образом, территория, занимаемая ан-дроновским населением, протянулась с запада на восток на три тысячи километров, а с севера на юг — более чем на полторы тысячи километров. Территория расселения андроновской культуры включала четыре  ландшафтные зоны: лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.

На основании концентрации археологических памятников в различных районах можно отметить, что наиболее благоприятной средой для обитания андроновцев были лесостепи и степи.

Сложнейшим вопросом в андроноведении является периодизация, определение временных рамок в развитии отдельных этапов культуры. Большинство исследователей делят время существования андроновской культуры на этапы, которые укладываются в рамки с XVII до VIII вв. до н. э.

Они получили названия петровский, алакульский, федоровский, замараевский. Полагают, что центром расселения федоровских племен был Казахстан, именно их материальная культура и представляет расцвет «андроновцев», а население этого времени принято называть «индоиранцами».

Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких (родственных), параллельно развивающихся археологических культур, занимающих какие-либо смежные территории, сменяющих друг друга во времени, генетически связанных между собой и динамически развивающихся в рамках одних и тех же территориальных границ.

Самый ранний этап бронзового века представлен петровской культурой, выделенной Г. Б. Здановичем в Северном Казахстане.

Вся материальная культура населения бронзового века свидетельствует, что основным занятием в это время было скотоводство в сочетании с мотыжным земледелием.

Земледелие у андроновцев практиковалось в поймах рек, рядом с поселениями. На плодородной и увлажненной почве возделывались поля, возможно, и огороды. Земли обрабатывали при помощи каменных мотыг. Из злаков выращивались просо, пшеница, урожай убирали серпами, зерно перетирали в муку зернотерками, пестами прямоугольной или круглой формы.

Скотоводство в жизни андроновских племен играло большую роль, т. к. животные давали все необходимое для существования человека: пищу, шерсть, кожу, кости для поделок, даже топливо в виде кизяка. Основной пищей у андроновцев являлось молоко, из которого также изготавливались творог и сыр.

Мясо считалось деликатесом, употребляли его по праздникам, приносили в жертву богам. Из животных разводили овец, коров, лошадей. Особое внимание уделялось разведению лошадей, среди которых выделяются три типа породы. Отличались они как ростом, так и формами.

Элитной была лошадь с высотой в холке 152—160 см, поджарая, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Она использовалась для колесничей запряжки, представляющей основную военную силу андроновского общества.

Разводили андроновцы и двугорбых верблюдов-бактрианов, что подтверждается археологическими раскопками по костным остаткам на поселениях, отражено в наскальных рисунках.

Андроновцы были прекрасными скотоводами. Они первыми стали применять в зимнее время стойловое содержание скота. В холодные зимние дни молодняк держали в отапливаемом жилище, отгораживая для этих целей часть помещения. К жилищам пристраивались загоны.

Скотоводство как форма хозяйственной деятельности было чрезвычайно выгодно на степных просторах Казахстана. Один квадратный километр разнотравной степи позволял прокормить в год 6—7 голов быков и лошадей. Это обстоятельство предопределило дальнейшую эволюцию андроновского хозяйства в сторону увеличения роли скотоводства. В XVII—XVI вв. до н. э.

, когда в основном шло становление андроновского общества, хозяйство было комплексным, оседлым, с развитой системой фортификационных сооружений. Однако племена петровской культуры не пошли дорогой прогресса городской цивилизации за счет интенсификации экономики и роста производительных сил.

Специфика экологической ниши обусловила экстенсивное развитие андроновского общества.

Следующий этап — XV—XIII вв. до н. э. — связан с расцветом культуры, что подтверждается расширением территории и обилием памятников, количество которых превышает число памятников других эпох. К XIII в. до н. э. возможности экстенсивного развития комплексного хозяйства были исчерпаны.

Интенсификация была возможна только при переходе к яйлажному (отгонному) скотоводству, т. к. сезонное распределение пастбищ было наиболее рациональной системой землепользования.

У пастухов, уходивших со стадами, появляется новый вид временного жилища — легкие шалаши, вероятно, прообраз будущей юрты.

Яйлажное и выросшее на его основе в эпоху поздней бронзы полукочевое скотоводство позволяло андроновцам вовлечь в хозяйственный оборот и пустынные территории, значительно увеличить численность стад. Претерпевает изменения и видовой состав стада: предпочтение отдается овцам и лошадям, которые способны переносить частые перемещения и добывать зимой корм из-под снега (тебеневка).

В эпоху поздней бронзы значение лошади увеличивается: она используется для хозяйственных нужд (транспортировка), на смену колесницам приходит всадничество, которое становится важным средством передвижения с появлением стержневых псалиев.

Простота и удобство передвижения на лошади наряду с увеличением прибавочного продукта в обществе, которое ведет к его дифференциации и способствует обострению отношений в степи, учащению набегов, как наиболее легкой форме получения материальных благ, к ослаблению и деградации племен андроновской культурной общности.

Горное дело и металлургия. Крупнейшим центром добычи меди был Центральный Казахстан, где известны богатейшие месторождения окисленных полиметаллических руд и находки кусков самородной меди весом до нескольких центнеров; ряд рудников в районе Джезказгана, где найдено много орудий горного дела и следов обработки металлов.

Принципиальное значение для развития металлургии у андроновцев имело то, что они были главными, если не единственными, поставщиками в евразийских степях олова, необходимого для производства бронзы. Олово добывали в Центральном и Восточном Казахстане, на Алтае, в бассейне Иртыша.

Наличие месторождений олова обусловило расцвет бронзолитейного производства у андроновцев, способствовало установлению активных связей с другими племенами и обеспечило выдающуюся роль андроновцев в степях. Андроновцы добывали также золото, серебро, свинец.

Орудия труда для добычй руды: клинья из грубо обработанного камня, отбойники весом до 40 кг, кайлы, кирки, молоты, топоры, рудодробилки, песты и ступки для измельчения руды; из рога марала делались легкие кайлы для разработки россыпей, из ребер животных — орудия для выемки мягкой породы, из лопаток — совки, из бронзы делали кирки и кайлы.

Выплавка металла осуществлялась в поселках. Яркие следы металлургического производства отмечены уже на этапе ранней бронзы.

Существенный прогресс в металлургии был достигнут в эпоху поздней бронзы.

Стали использовать не только окисленные, но и сернистые руды, что требовало введения дополнительной стадии обработки — выплавки шлаков и штейна и получения черновой меди, для чего необходимо повышение температурного уровня, это повлекло дальнейшее совершенствование конструкций металлургических горнов и создания специализированных типов печей появились новые сплавы; медь плюс олово, медь плюс сурьма плюс олово, медь плюс мышьяк плюс олово, которые использовались в зависимости от назначения изделия.

На существенные изменения в степях в XII—IX вв. до и. э. указывает появление в это время кладов бронзовых изделий. Клады двух типов: семейные и клады литейщиков. Появление этих кладов отражает процесс имущественной дифференциации позднеандроновского общества.

Попадание кладов в землю) свидетельствует о напряженной обстановке в степи, участившихся военных столкновениях, что подтверждает распространение в эту эпоху многочисленных новых типов наступательного оружия и появление псалиев, употреблявшихся воинамц-всадниками.

Клады литейщиков содержат металл, заготовки, литейные формы, однотипные изделия, иногда отлитые в одной матрице. Клады указывают на выделение металлообработки в особую отрасль ремесленного производства и ее клановую организацию. Она оставалась общинным промыслом, хотя и очень развитым и работавшим на экспорт.

>

Источник: http://bibliotekar.kz/kurs-lekcii-po-istorii-kazahstana/2-bronzovyi-vek.html

Древние сибирские города и народы

Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. Первый историк Сибири говорит о том, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».

Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени.

Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! – за тысячи лет до появления Ермака.

Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.
Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена.

В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.

Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города. На фундаменте прошлого.

Читайте также:  Установление советской власти в москве - история России

Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.
Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».

По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.

В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода.

Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком.

Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.

Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.
Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски – Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.

Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро… Русские аборигены

В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик – VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.
Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.
Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII – начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.

Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно – протогородами или поселениями, претендующими на статус городов.

Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади – от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I – одиннадцать, Мыржик – три гектара.

Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.

Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.

Большое количество ранее не афишируемых сибирских городов содержится в Ремезовской летописи.

Источник: https://nethistory.su/blog/43291081427

Бронзовый век России

Бронзовый век –  эпоха человеческой истории, выделяемая на основе данных археологии. Каменный век сменила эпоха раннего металла, первой фазой которой был медный век. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла и характеризуется использованием бронзы в качестве основного материала для производства орудий труда и оружия.

Наступление бронзового века было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.

Бронза – это сплав меди с оловом, а также другими металлами (мышьяк, свинец). Бронза отличается от меди большей прочностью и более низкой температурой плавления (700-900 °С), что обусловило ее распространение в первобытном обществе.

Для отдельных регионов датировки бронзового века существенно различаются, многие страны его вообще не знали.

Принято ограничивать бронзовый век хронологическими рамками с конца 3 тысячелетия до н.э. до начала первого тысячелетия до н.э. В бронзовый век появились поливное земледелие и кочевое скотоводство,  письменность, рабовладение (Китай, Ближний Восток, Южная Америка). В данной статье бронзовый век рассматривается как часть истории России. В свою очередь бронзовый век сменился железным веком.

Бронзовый век в степной зоне Восточной Европы

В начале второго тысячелетия до н.э. в степной зоне Восточной Европы жили племена катакомбной культуры, занимавшиеся земледелием, пастушеским скотоводством, литьем бронзы. Наряду с ними обитали племена ямной культуры. Своё название ямная культура получила от характерного для всей её территории обряда погребения умерших в ямах, над которыми возводились курганы.

В середине второго тысячелетия до н.э. развитие приуральского металлургического очага привело к появлению на базе ямной культуры срубной культуры в Заволжье. Племена срубной культуры были вооружены бронзовыми «вислообушными» топорами, кинжалами, копьями, имели коней и освоили навыки верховой езды.

Представители срубной культуры расселились в степи по обоим берегам Волги, а на восток – до реки Урал. Племенам срубной культуры принадлежат клады бронзовых изделий, литейных форм, полуфабрикатов, изделий из драгоценных металлов. Они были ассимилированы в первой половине первого тысячелетия до н.э.

родственными им скифами.

Бронзовый век в средней части Восточной Европы

В бронзовом веке в средней части Восточной Европы жили племена, оставившие несколько археологических культур. Среди них основными были фатьяновская и абашевская. В эпоху бронзы в этом регионе получило распространение оседлое скотоводство, земледелие, а в ряде мест – бронзолитейное производство.

Развитие его в лесной зоне было связано с влиянием племен, расселившихся на Урале и Кавказе. Следует отметить, что на протяжении всей эпохи бронзы и даже вплоть до I тысячелетия до н. э.

у жителей Крайнего Севера – побережья Белого моря, бассейна Печоры и Северной Двины – сохранялся старый неолитический уклад жизни и хозяйство, традиционное для неолита: охота на морского зверя и рыболовство.

Фатьяновская культура

В результате вторжения в начале II тысячелетия до н. э. с юго-запада нового населения на Оке и Верхней Волге складывается фатьяновская культура. Своё название культура получила по открытому в конце XIX века могильнику у села Фатьяново близ Ярославля.

Фатьяновские племена расселились почти на всей центральной части европейской территории России: на востоке граница доходила до Камы и Вятки, на западе – до Псковского озера, на юго-западе –  до Десны и верховьев Оки, на юго-востоке проходила по Суре и Средней Волге.

В ходе изучения результатов раскопок выделено существование нескольких районов культуры: московско-ярославский, ярославско-калининский, чувашский и днепро-деснинский. Каждый район имеет свои характерные черты и особенности. Основными памятниками являются грунтовые могильники.

На Средней Волге в конце фатьяновской культуры появляются курганные погребения; хорошо изучены Фатьяновский, Воронковский,  Волосово-Даниловский, Протаговский, Вацловский, Никулинский и другие могильники. Покойников хоронили на спине или на боку в скорченном положении, с сильно согнутыми в коленях ногами.

Могилы овальные, некоторые укреплены срубом.

Существование фатьяновской культуры большинство исследователей относит к первой половине – середине II тысячелетия до н. э. (1700-1300 гг. до н. э.).

В период формирования культуры наблюдалась некоторая подвижность населения. Племена фатьяновской культуры занимались скотоводством.

Во время расцвета культуры на памятниках этого периода отражена прочная оседлость, развитие огневого земледелия и свиноводства.

Для фатьяновской культуры характерными являются выпуклодонные бомбовидные сосуды в форме шара, чашки и так называемые реповидные сосуды (в форме репы). Они украшены орнаментом из различных геометрических

элементов: треугольников, ромбов, косой штриховки.

В хозяйственном инвентаре присутствовали клиновидные кремневые топоры с полированным лезвием, каменные сверленые топоры-молотки, боевые ладьевидные топоры с отверстием для ручки (в профиль похожи на ладью), особые булавы, шлифованные долота, прекрасно отретушированные наконечники стрел и копий, полированные плиты, терочники, костяные острия и проколки.

Обилие на стоянках «фатьяновцев» находок боевого оружия говорит о большой роли, которую в их жизни играла война.

Изделия из камня преобладают среди находок, но встречаются костяные, медные и бронзовые предметы.

Известны костяные шилья, украшения, мотыги, металлические копья, топоры, ножи, обоюдоострые шилья, браслеты, бусы и спиральные кольца.

Абашевская культура

Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. обширную лесную территорию на восток до Урала заселяли скотоводческо-земледельческие племена абашевской культуры, названной по одноименному могильнику в Чувашии. Исследовано много могильников абашевской культуры.

Это земляные курганы, под насыпями которых расположены могильные ямы. Дно некоторых могил выстлано берестой, сами могилы укреплены деревом. Погребенных клали на спину с подогнутыми ногами. В могилах найдены медные украшения, сосуды, кремневые скребки, ножи, рыболовные крючки и кости принесенных в жертву животных.

Читайте также:  Золотая орда и ислам - история России

По остаткам костей установлено, что «абашевцы» разводили лошадей, коров и свиней.

Сложный и богато украшенный костюм абашевских женщин является особенностью абашевской культуры. Головной убор состоял из ряда горизонтальных бронзовых пронизок, перемежающихся с медными спиралями, полушарными бляшками, очкообразными привесками и розетками. К числу украшений относятся спиральные перстни и желобчатые браслеты.

Из орудий труда и оружия известны копья с ввернутой длинной втулкой, плоские бронзовые топоры, обоюдоострые и односторонние ножи, ретушированные длинные кремневые наконечники стрел и костяные проколки.

Своеобразна глиняная посуда. Сосуды плоскодонные и выпуклодонные похожие по форме на перевернутый колокол, очень простые баночной формы украшены прочерченными или оттиснутыми гребенкой волнистыми горизонтальными или наклонными линиями и вдавлениями.

На разных территориях огромного абашевского мира выявляются различия в форме посуды, орнаменте, наборе инвентаря. Распространено мнение, что абашевские племена были финно-угроязычными.

Андроновская культура

С середины II тысячелетия до н. э. в степной зоне Сибири появились памятники так называемой андроновской культуры, представители которой проживали на территории от Урала до Енисея и от тайги до Тянь-Шаня.

У них господствовало скотоводческое хозяйство. Шла интенсивная разработка рудных месторождений, находившихся на этой территории.

В их жизненном обиходе широко использовались металлические изделия: орудия труда, оружие, предметы быта.

На смену андроновской позднее пришли другие культуры, сходные с ней по основному хозяйственному типу. Однако, в лесной зоне Сибири сохранялось сложившееся здесь ранее охотничье- рыболовецкое хозяйство, в котором продолжали преобладать каменные орудия.

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/stravizi-istorii-rossii/1018-bronzovii-vek.html

Кочевые народы урала и сибири история южного

КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ УРАЛА И СИБИРИ

ИСТОРИЯ ЮЖНОГО УРАЛА – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций — оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения.

АНДРОНОВЦЫ Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени. О племенах Бронзового века рассказывают историки Н. А. Мажитов и А. И. Александров. Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием «андроновцы» . Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIXвеке.

АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА распространена в Западной Сибири и Казахстане в бронзовом веке. Погребения совершались в ямах под курганами. Костяки лежат скорченно на боку, известны случаи кремации. В керамике выделяются баночные сосуды и горшки, часто с богатым геометрическим орнаментом. Инвентарь включает бронзовое оружие, украшения, кремневые наконечники стрел.

Развитие раннежелезного века на Южном Урале охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье.

САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА.

ВООРУЖЕНИЕ, КОНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, СОСУДЫ: 1 -3 — железные мечи; 4 — бронзовый наконечник стрелы с втульчатым креплением; 5 — железный наконечник стрелы с черешковым креплением; 6 — костяной наконечник стрелы с черешковым креплением; 7 — костяная концевая накладка на лук; 8, 9 — керамические сосуды; 10, 11 — бронзовые котлы; 12 — изображение конного боя на серебряном кубке; 13 — железные удила с кольцами и зажимами для крепления оголовных ремней; 14, 16 — серебряные конские украшения (фалары) с зооморфными изображениями; 15 — реконструкция снаряжения коня; 17 — золотая обкладка рукояти железного кинжала с зооморфными изображениями (инкрустация бирюзой и сердоликом).

САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА — это культура периода разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ Поздний железный век Урала по времени совпадает с ранним средневековьем Европы.

В эпоху железного века на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта территория становится местом кочевий различных племен.

Это было время «великого переселения народов» . С передвижением кочевников, связано формирование башкирского народа и распространение тюркского языка на территории области.

БАШКИРЫ Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Первые исторические сведения о башкирах относятся к X веку.

Башкиры в прошлом

Башкиры издревле обитали на землях современной Башкирии, занимая территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой и верхним течением реки Урала.

Они были кочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством, бортничеством.

В западной части Башкирии развивалось земледелие, уничтоженное татаро-монгольскими завоевателями и восстановленное с появлением в Башкирии русского населения.

Группа женщин в праздничных одеждах в кибитке. Башкиры. Начало XX в.

РЕМЕСЛО Ремесло у башкир было развито слабо. Но все же, как свидетельствуют письменные источники, уже в X в. башкиры умели кустарным способом добывать железную и медную руды и производить их обработку. Они занимались выделкой кожи, изготовляли из железа пики, наконечники стрел, из меди украшения конской сбруи.

БАШКИРЫ Этнографам удалось восстановить родоплеменной состав башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самые древние башкирские этнические образования, состоявшие из ряда самостоятельных племенных групп — это бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне и др.

Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала.

В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов.

За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д.

Жилище башкир

ТАТАРЫ Этнически близкими к башкирам стоят татары, а их длительная жизнь по соседству привела к существенному стиранию многих национальных различий. Интересно отметить, что значительная часть башкирского населения Урала говорит потатарски и считает татарский язык своим родным языком.

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ Татары стали появляться в крае с основанием в 1743 году города Оренбурга и строительства укрепленных поселений по рекам Яику, Самаре и Сакмаре.

Это открыло широкие перспективы для энергичного заселения и освоения малолюдных и необжитых земель. Основная масса людей прибывала сюда из Среднего Поволжья.

Переселенцы отличались сложным этническим составом населения, значительная доля которых приходилась на татар — выходцев преимущественно из Казанского ханства.

Татары в прошлом

ТАТАРЫ После падения в XVI веке Казанского ханства значительная часть татарского населения вначале осваивалась в Южном Приуралье, на территории современного Башкортостана, а затем они расселились по всему Уралу.

В городах они занимались преимущественно мелочной торговлей, а в селах — земледелием и скотоводством. Татары, как свидетельствует И. С. Хохлов, — народ трезвый, трудолюбивый, способный на тяжелые работы.

Они занимались земледелием, извозом, скотоводством, но любимым их ремеслом являлась все-таки торговля.

КАЗАХИ

Долгое время очагом вольности были и казахские степи. Этническое ядро народа с самоназванием «казак» , т. е.

«вольный человек» , «кочевник» 1, возникло в южной части современного Казахстана, в долинах рек Чу и Талас, при озере Балхаш, вовлекая в свое образование всех потомков кыпчаков вплоть до Иртыша и Яика (Урала). Так в середине XVI — начале XVII в.

2 возникла кочевая казахская народность, состоявшая из трех групп, соответствующих трем историкохозяйственным зонам Казахстана: Южному — Семиречью, Центральному и Западному.

Казахи в прошлом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского.

Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края.

Главная цель моей работы рассказать на сколько разнообразны народы, населяющие нашу область и их культура.

Источник: http://present5.com/kochevye-narody-urala-i-sibiri-istoriya-yuzhnogo/

Бронзовый век | История Казахстана

Процесс овладения человеком навыками земледелия, перевод от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия Время выведения культурных злаков локализуется учеными VIII—VII тыс. до н. э.

, произошло это скорее всего в предгорьях Малой Азии. В VI-V тыс. до н. э.

земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага, а в горных районах Казахстана земледелие утвердилось в эпоху бронзы, в конце III тыс. до н. э

Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал одновременно и вел комплексное хозяйство.

Ковыльные разнотравные степи Казахстана с высоким травостоем были идеальным пастбищем.

На рубеже первой — второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях произошло важное событие- была изобретена технология получения бронзы.

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре. Это условное название. Оно было выбрано по месту первых раскопок, могильника у с. Андронов, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири.

Сейчас большинство исследователей делят время существования культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII- XVI вв. до н э ; средняя — XV—XII вв до н. э ; поздняя — XII — начало VIII вв. до н э.

Одним из основных и крупных районов распространения племен, входивших в состав андроновской общности. был Центральный Казахстан. Сейчас на этой территории известно свыше 30 поселений и более 150 могильников.

Для андроновской культуры здесь характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Большинство андроновских поселений были расположены на берегах степных рек или ручьев. Рядом с ними в поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды, на которых выращивали зерно и овощи.

Важную роль, более существенную, чем земледелие, играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали молоко, мясо, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей было молоко. Из него изготавливали творог и сыр.

Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имела огромные размеры. В районе Джезказгана было выплавлено около 100 тысяч т меди, на Успенском руднике было добыто 200 тыс.т. руды.

В гончарстве в разное время совершенствовалась техника лепки сосудов, что обусловливало и различные формы горшков, менялась техника украшения и сам характер орнамента на сосудах.

В ушах женщины носили бронзовые серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом. Шею украшали бронзовые гривны, иногда с одетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках позванивали браслеты и перстни.

Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры и кинжалы, каменные булавы.

Источник: http://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/bronzovyy-vek

Ссылка на основную публикацию