Племена средней азии, закавказья и кавказа в 4 тысячелетии до н. э. — история России

Древнейшая история Северного Кавказа

Наиболее полно представить прошлое мы можем благодаря письменным источникам, но письменность возникла недавно, а до этого всю много тысячелетнюю историю человечества мы можем воссоздать по археологическим данным отчасти.

Человек (homo sapiens) выделился из животной среды 2 миллиона лет назад и его последующая длительная эволюция оказалась разбита на несколько этапов, которые классифицируются учеными по материалам и технике изготовления орудий труда и оружия у других людей:

  1. палеолит (древний каменный век), от момента возникновения человечества до 10 000 лет до н.э.;
  2. мезолит (средний каменный век), от 10 000 до 5 000 лет до н.э.;
  3. неолит (новый каменный век), от 5 000 до 3 000 лет до н.э.;
  4. энеолит (медно-каменный век), 4 000 до 3 000 ет до н.э..

Согласно археологическим данным древнейший человек (архантроп) обитал на Северном Кавказе уже в эпоху палеолита.

Самые древние стоянки датируются 350-1000 тысяч лет назад и обнаруживаются на территориях современных Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Равнинных районах Краснодарского края и Ростовской области.

Наиболее древнейшие стоянки древних людей – стоянки на реках Псекупс и Иль в Краснодарском крае, Урочище Чумус-Иниц (юг Дагестана), окрестностях г. Кисловодск.

Человек эпохи позднего палеолита мог производить из камня наконечники копий, скребки, резцы, ножи, проколки, строил жилища в виде землянок, мог изготавливать меховую одежду.

Основа социальной организации того времени – родовая община с экзогамией (с греческого, экзо – вне, гамос – брак) – запрет браков внутри одного коллектива и матриархатом.

Для справки: эндогамия (с греческого, эндо – внури, гамос – брак) – брачные связи внутри племени.

В конце палеолита завершается формирование современного человека (homo habilis – человек умелый). На всей территории Северного Кавказа последовательно фиксируются находки, относящиеся к периоду мезолита и неолита, что ясно свидетельствует о том, что эволюция на Северо-Кавказских землях не прерывалась.

В эпоху неолита происходят самые значительные изменения: хозяйство древнего человека переходит от присваивающего к производящему.

Возникают гончарное дело, прядение, используются множество приемов обработки камня. Стоянки неолита прослеживаются на всей территории Северного Кавказа.

Наибольшую известность приобретают стоянки на реке Зеленчук и реке Кубань (КЧР), стоянка Ястак-Кудук (Калмыкия).

Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности

По мнению ученых именно в эпоху неолита происходит формирование языковых семей, а затем и выделение отдельных языков. Предполагают, что 3000 лет до н.э.

на языках автохтонных народов Кавказа (абхазо-адыгская, нахская, дагестанская группы) говорили на достаточно обширной территории, куда входили Малая Азия, Закавказье, Западная часть Ирана.

Доказано, что отдаленными родственниками вайнахских языков были Урартский и Хурритский (хуриты – древний народ, 3 тысячи лет до н.э. на территории современных Сирии и северного Ирака). Урартский язык исчез на протяжении 1-ой тысячи лет до н.э., вытесненный протоармянским.

На языках абхазо-адыгской группы говорили не только на Западном и Центральном Кавказе, но и в восточной части современной Турции. В лингвистическом отношении к ним был близок язык древнего народа хеттов, обитавшего в 2000-начале 1 000 году до н.э. в центральном и восточном районах Малой Азии.

Наречия современной дагестанской языковой группы также охватывали более обширные ареалы, включавшие в себя нынешний Азербайджан и часть Ирана. Почему сузились ранее существовавшие языковые области наука четкого ответа не дает.

Местные археологические культуры

В конце 4000 лет до н.э. начинается оформление локальных археологических культур. На территориях современных Дагестана, Чечни, Осетии обитало население, которое археологи причислят к куро-аракской культуре. Ареал этой культуры охватывает большую часть Закавказья, верховья реки Евфрат, некоторые территории Ближнего востока.

По неизвестным причинам к 3 000 летию до н.э. развитие земледельческо-скотоводческих племен Северного Кавказа замедляется. Куро-аракская общность распадается и нарастают локальные отличия. Появляется большое археологическое разнообразие.

В западной и центральной частях Кавказа в 3 000 – 2 000 лет до н.э. фиксируются племена, которые современные археологи относят к Майкопской культуре. В 1897 году российский ученый востоковед Н.И.

Веселовский в окрестностях города Майкоп раскапывает курган Ошад, под насыпью которого оказалась могила с необычными находками.

Были обнаружены: характерные золотые бляшки в виде львов, быков и прочих зверей, золотые кольца, бусы из золота и серебра, изделия из полудрагоценных и драгоценных камней (сердолика, бирюзы, лазурита и прочих). В этом же захоронении были найдены глиняная и бронзовая посуда, медные и каменные топоры, кремниевые наконечники стрел.

После раскопок Веселовского, захоронения с подобным набором инвентаря обнаруживатся в других частях Северного Кавказа и всем им дается условное название как памятники Майкопской культуры. Вскрытые археологами погребения Майкопской культуры свидетельствовали о высоком уровне развития производительных сил ее представителей.

Ученые констатировали прочные навыки майкопцев в обработке мягких металлов, гончарном ремесле. Большое развитие получило скотоводство. Предполагают, что племена Майкопской культуры жили в патриархально-родовым обществом, в котором тем не менее уже были элементы социального неравенства. Исследователи выделят три основных слоя:

  1. вожди племен и родовые старейшины;
  2. свободные рядовые общинники;
  3. патриархальные рабы или домашние рабы, которые жили в семьях свободных жителей общин. источник рабства – плен.

Следы Майкопской культуры сохраняются до начала 2-го тысячелетия до н.э., при этом некоторые черты сходства с ней фиксируются в отдельных районах современных Сирии, Ирака, Восточной Турции.

Другие культуры на Северном Кавказе:

  • Дольменная культура(также культура строителей дольменов) — археологическая культура среднего бронзового века (2400-2100 год до н.э.). В настоящее время занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).
  • Северокавказская культурасуществовала в конце 3 000 — начале 2 000 лет до н. э. в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции. Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры.На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной исрубной).На Юго-Западе — с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа.На Востоке — с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту.Культура известная главным образом по погребениям, поселения изучены мало. Обряд захоронения включал в себя создание для покойного камеры на дне вертикальной ямы, тело чаще всего укладывалось на спину в вытянутом положении, в ногах помещался сосуд с пищей. Население Северокавказской общности было оседлым, использовало оловяннистые бронзы и многие новые технологии металлообработки. Гончарный круг известен не был. Некоторые ученые к Северокавсказской общности относят и специфические Дольмены, в которых 5 огромных плит образуют закрытое помещение, в которое помещается тело умершего.
  • Каякентско-Хорочоевская культураархеологическая культура племен Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.), представленная могильниками. Первые паматники раскопаны у станицы Каякент (Даг. АССР) и у села Хорочой (Чечено-Ингуш. АССР). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребенных в каменных гробницах с произвольной ориентацией покойников, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, обмазанной с внешней стороны жидкой глиной и украшенной налепными валиками или штрихами в елочку. Оружие в погребениях отсутствует. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески -принадлежности головного убора. Памятники Каякентско-Хорочоевская культуры разделяются на 2 группы – восточную (приморский Дагестан) и западную (горний Дагестан и Чечня). В центральной части горного Дагестана (могильник у села Чох) выделена новая группа памятников Каякентско-Хорочоевская культуры, отличающаяся особой формой могил в виде овальных в планеколодцев и другими особенностями. Основу хозяйства племен Каякентско-Хорочоевская культуры составляли земледелие и особенно скотоводство. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархальные отношения.
  • Катакомбная культураПервооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура получила название катакомбной. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой.
  • Кобанская культура археологическая культура на Кавказе в периодыбронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезекарачаевцев, балкарцев, осетин, вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев).Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства.

©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

(43 голоса, в среднем: 5 из 5)

Источник: https://ncau.ru/3/

Катакомбная культура Причерноморья начала формироваться в IV тысячелетии до нашей эры, в Закавказье

Баку, Fineko/abc.az. Как сообщает Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана (AMEA) экспедиция «Древняя Габала», изучающая относящиеся к Халколиту и Бронзовому веку археологические памятники в Габалинском районе Азербайджана, обнаружила катакомбный могильник под культурным слоем IV-III тысячелетия до нашей эры.

«Этот могильник самый древний могильник катакомбного типа на Кавказе и в Европе», — сказано в сообщении.

Катакомбная культура, как считается, — этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV-XX века до нашей эры), распространённое в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная.

Но в свете открытия габалинского могильника катакомбного типа получается, что Катакомбная культура может происходит от Куро-аракской культуры — археологической культуры, кавказских племён существовавшей в промежутке от IX до начала II тысячелетий до нашей эры на территории Северного Кавказа, Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Азербайджан, Армения, Грузия, восток Турции и северный Иран).

В 2016 году в ходе археологических раскопок городища Гудабертка на 77-м километре автомагистрали Тбилиси-Сенаки-Леселидзе были обнаружены: строение эпохи Куро-араксской культуры (IV-III тысячелетие до нашей эры), а также посуда, штукатурка и рельефы того же периода  .

Как заявляют в Национальном агентстве защиты культурного наследия, обнаруженное строение, предположительно, носит культовый характер и относится к числу очень редких находок, потому что в Грузии таких культовых строений почти нет. Работы на территории городища ведутся с весны при совместном финансировании НАЗКН и Горийского муниципалитета, сообщает apsny.

ge  со ссылкой на газету Резонанси». Руководитель археологической экспедиции Гоги Миндиашвили пояснил, что строение эпохи бронзового века состоит из двух комнат, но большей частью оно пострадало из-за пожара, сообщает Грузия онлайн. По первоначальным предположениям археолога, это  строение культового характера, потому что на стенах просматриваются рельефные фигурные изображения.

Читайте также:  Племена сибири и казахстана в бронзовом веке - история России

«Эта часть строения (рельеф) обвалилась в результате пожара, до нас она дошла в виде обломков. После реставрации станет известно,  содержание изображения на стене, но сам факт наличия подобного изображения указывает на то, что это не было рядовым, жилым строением», — считает Гоги Миндиашвили. По его словам, наличие такого рельефа встречается именно на культовых строениях.

По предположению грузинского археолога, новое строение может быть частью храма или молельни. В этом же строении найдена и изготовленная из золы форма, которая не могла иметь какое-либо практическое предназначение, ввиду повышенной хрупкости.

  Эта фигура обнаружена во второй, задней комнате, где также был найден стационарный очаг, характерный для Куро-араксской культуры», — рассказал археолог, особо отметив, что в Грузии и даже на Кавказе в целом никто еще таких рельефов не находил.

Работы продлятся еще несколько дней, но, исходя из масштабов памятника (он охватывает около 300 гектаров, слой земли толщиной 3 метра), на его изучение потребуется немалое время, следовательно, велика вероятность обнаружения новых находок. «Вместе с тем, раскопки требуют большой осторожности, потому что мы имеем дело с глиняной архитектурой», — заявил руководитель грузинской археологической экспедиции

Куро-аракская культура в дальнейшем значительно повлияла на последующую закавказскую триалетскую культуру (2200-1500 годы до нашей эры).

В 1988-2000 годах, сирийской экспедицией археологов РАН выявлено сходство артефактов Майкопской культуры и местной Лейлатепинской культуры с артефактами найденными в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии. Постройка Телль Хазны датируется IV тыс до нашей эры.

Источник: http://round-the-world.org/?p=2112

Тема 11 Малая Азия и Закавказье в древности

Тема 10 Сирия, Финикия и Палестина в древности

Тема 9 Месопотамия в 1-й половинœе 1 тыс. до н. э.

Тема 8 Месопотамия во 2 тыс. до н. э.

Политическая раздробленность Месопотамии в начале 2 тыс. до н. э. Аморейские государства в Месопотамии. Возвышение Вавилона. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Экономика, социальная структура и политический строй Вавилонии. Ослабление Вавилонского государства при преемниках Хаммурапи. Наступление касситов. Вавилония при аморейской и касситской династиях.

Ассирийское общество и государство в 1-й половинœе 2 тыс. до н. э.

Усиление Ассирии в Среднеассирийский период. Среднеассирийские законы. Характеристика социально-экономических отношений и политического строя Ассирии во 2-й половинœе 2 тыс. до н. э. Вторжение арамейских племён и упадок Ассирийского государства.

Государство Митанни: государственно-политическая структура, экономика, общество. Место Митанни в системе государств 14-13 вв. до н.э. Разгром Митаннийского царства ассирийцами.

Культура Месопотамии 2 тыс. до н. э.

Международная обстановка на Ближнем Востоке в конце 2 — начале 1 тыс. до н. э. Ассирия в Новоассирийский период. Экономический и военно-политический подъём Ассирии в Новоассирийский период. Ассирийские завоевания в 9 в. до н. э.

Реформы Тиглатпаласара III. Ассирийская армия и организация военного дела. Военные походы царей династии Саргонидов. Расцвет ассирийской военной державы. Правление Ашшурбанапала и закат ассирийской истории.

Социально-экономический строй и политическая организация ассирийской державы в I тыс. до н. э. Причины крушения Ассирии.

Вавилония в 12 – 7 вв. до н.э.: борьба за независимость

Основные процессы этнического и политического развития послекасситской Вавилонии в конце 2 — начале 1 тыс. до н. э. Утверждение власти Ассирии над Вавилоном. Возвращение независимости. Вавилоно-мидийская коалиция и её победа над Ассирией. Создание Нововавилонской державы, расцвет при Навуходоносоре II. Набонид и завоевание страны персами. Вавилония в орбите персидской политической системы.

Нововавилонская держава в 7 – 4 вв. до н.э. Экономика Вавилонии в 7 — 4 вв. до н. э. Социальная структура поздней Вавилонии.

Культура Месопотамии 1-й половины 1 тыс. до н. э.

Возникновение цивилизации в регионе Особенности природной среды. Населœение. Источники. История изучения древних археологических памятников. Первые земледельческие и скотоводческие культуры. Развитие ремесла. Города-государства 3-2 тыс. до н.э.

Регион как арена борьбы мощных держав древнего мира. Угарит. ʼʼНароды моряʼʼ. Приход древнееврейских племён. Возникновение Израильско-Иудейского царства и его история. Социальная структура общества. Пророческое движение. Палестина в 1 тыс. до н.э. Вавилонский плен.

Южно-палестинские царства Аммон, Моав, Эдом.

Наиболее значительные государства на территории Сирии и Финикии. Сирия, Палестина и Финикия под властью Ассирийской, Нововавилонской и Персидской держав.

Мифология и литература Сирии, Финикии и Палестины. Cистемы письменности. Наука, архитектура, прикладное искусство. Библия как культурно-исторический памятник. Распространение культуры Сирии, Финикии и Палестины в древнем мире.

Основание Карфагена и других финикийских колоний в Северной Африке. Политический строй Карфагена. Причины возвышения Карфагена и превращения его в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья. Развитие военной экспансии Карфагена в 7-5 вв. до н. э. Его союзники. Наивысший расцвет Карфагена и создание Карфагенской державы в 5-3 вв. до н. э.

Географическое положение и природные богатства Малой Азии. Населœение и языки. Источники по древней истории Малой Азии. Изучение древнейшей истории Малой Азии. Дешифровка хеттской клинописи и иероглифического письма. Проблематика малоазийской истории в современной историографии.

Древнейшие земледельческие посœелœения Малой Азии. Чатал-Гуюк. Зарождение металлургического производства. Основные экономические процессы в Малой Азии в 3 тыс. до н.э. Рост укреплённых центров. Подъём ремесла и торговли. Имущественное неравенство и социальная дифференциация. Распад родового строя.

Хеттская цивилизация. Периодизация хеттской истории. Борьба племенных центров за политическое объединœение страны в начале 2 тыс. до н. э. Образование Древнехеттского царства. Внутренняя и внешняя политика его правителœей. Династическая борьба и указ Телœепина о престолонаследии. Характерные черты политической организации хеттского государства. Упадок Древнехеттского царства.

Возрождение Хеттского государства в Новохеттский период. Борьба за обладание в Передней Азии. Успехи Суппилулиумы. Хетто-египетское противоборство. Битва при Кадеше и мирный договор египтян с хеттами. Натиск «народов моря» и крушение Хеттской державы.

Экономика хеттов. Аграрные отношения. Царские и храмовые хозяйства. Особенности социальной структуры. Эволюция политического строя. Хеттский судебник.

Хеттская культура. Религиозные воззрения и культы. Мифология и литература хеттов. Научно-практические знания. Хеттская архитектура, скульптура и рельеф.

Троада, Лидия и Фригия. Троя как экономический и политический центр запада Малой Азии во II тыс. до н. э. Связи Троады с Эгейским миром. Троянское царство и его расцвет. Война ахейцев против Трои, её гибель и раздел Троянского царства.

Переселœение фригийских племён. Образование Фригийского царства и его господство над западной частью Малой Азии. Фригийское царство в X -VIII вв. до н. э. Натиск киммерийцев. Борьба с Ассирией. Распад Фригийского государства на рубеже 8-7 вв. до н. э. Важнейшие достижения фригийской культуры.

Образование Лидийского царства. Достижения лидийской экономики. Торговые связи Лидии. Общественный строй. Политическое устройство. Роль родовых традиций. Расцвет Лидийского царства при династии Мермнужнов. Складывание Лидийской державы. Её взаимоотношения с сосœедями. Лидийско-персидская война и покорение Лидии персами. Культурные достижения лидийцев.

Природно-географические условия Закавказья. Народы. Основные исторические источники.

Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена Закавказья в V-III тыс. до н. э. Развитие сельского хозяйства и ремёсел. Металлургическое производство. Имущественное расслоение. Строительство крепостей и развитие оружейного дела. Межплеменные войны. Процесс возникновения государства у племён Закавказья.

Ванское царство. Возникновение Ванского царства (Урарту). Его усиление при Сардури I и Ишпуини. Ванское царство в I-й половинœе VIII в. до н. э. Борьба Урарту с Ассирией в правление Сардури II и Русы I. Поход Саргона II. Упадок и гибель Урартского государства.

Экономика и социальная структура Урарту. Политический строй, административная система и военная организация. Достижения урартской культуры. Клинопись урартов. Городская и крепостная архитектура. Скульптура, рельеф, роспись, металлопластика. Урартский пантеон. Использование урартами хеттского и хурритского культурного наследия.

Послеурартский период в Закавказье. Греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа. Государство в Колхиде. Ранние государственные образования в Иберии и Албании.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/76160_tema_11_malaya_aziya_i_zakavkaz_e_v_drevnosti

Кавказ — это такая же Русская земля, как и другие

Всё чаще раздаются голоса о необходимости отделения Северного Кавказа от Российской Федерации, об этом говорят либералы и даже русские националисты, патриоты. Но так думать может только человек с неполноценным образованием, или враг своего народа. Как можно отделить от России – Кавказ, если это такая же Русская земля, как Рязанская, Новгородская область?! 

Знающий историю Руси-России знает, что русские-русы были на Кавказе уже более тысячи лет назад. История Русского Кавказа началась не с 19 столетия – с памятных всем произведений Лермонтова, Пушкина, Грибоедова, Толстого, с побед Цицианова и Ермолова. Освоение Кавказа славянами, русами началось ещё задолго до т. н. Крещения Руси в 988 году.

Краткая летопись присутствия славян-русов на Кавказе, до Крещения Руси

По указанию ряда источников – согласно сообщениям персов Мухаммеда Бал-ами, ас-Салиби, этот факт подтверждает и «Степенная книга» написанная при Иване Грозном, знаменитая Дербентская стена (Дербент занимал важное стратегическое положение, перекрывая узкий проход между Каспийским морем и отрогами Кавказских гор – её возвёл правитель ещё немусульманской Персии Хосров I Справедливый, он умер в 579 году), была построена против северных народов – хазар и русов. 627 году войско Хазарии прорвалось в Закавказье, оно осадило город Партаву (позднее Бердаа). Армянский историк Моисей Кагантакаваци в книге «История агван», сообщил интересный факт, когда он вместе с послами посетил лагерь хазарского войска, он записал несколько слов из языка воинов. Все они оказались славянскими – «сало», «тиун», «чором» (разные исследователи сходятся, что это славянское слово, но предлагают разные переводы – «черпак», «горшок», «шелом-шлём». То есть в составе хазарского войска было немало славянских воинов. 644 году правитель Дербента Шахриар предложил повелителю арабов свою службу, выразив готовность следить, чтобы с севера не вторглись хазары и русы. Предложение было принято, вместо дани Дербент обязали военной службой. 737 году арабский полководец, брат арабского халифа Мерван Безжалостный совершил поход по землям Хазарии, прорвался до «реки славян» — Дона. Там он встретил ожесточённое сопротивление и прибегнул к тактике «выжженной земли». По сообщения источников было пленено 20 тыс. семей славян, их поселили в Кахетии. Через несколько лет славяне взбунтовали и убив наместника с приближенными, попытались вернуться на родину. На обратном пути их настигло арабское войско и все погибли в последнем безнадёжном бою. 840-е годы таможенник Арабского халифата ибн Хордадбег описывает купцов-русов прибывших с Каспийского моря в Багдад. Согласно арабским и персидским источникам. Можно сделать вывод, что Средняя Азия, Кавказ, Персия и даже Индия и Китай, были знакомы «гостям» (купцам) русов, славян. Русы не только вели торговлю с южными странами, но и проводили разбойные набеги, стиль, которых знаком нам по более поздним походам ушкуйников на города Орды, запорожских и донских казаков на Крымское ханство, Османскую империю, на Персию. Казаки фактически повторяли более ранние походы своих пращуров, идя теми же путями. В 909 году русы на 16 лодьях (они вмещали 40-100 бойцов) апали на остров Абескун в Астрабадском заливе Каспийского моря, разграбили его. В 910 году другой отряд напал на город Сари в персидскм Мазендаране. Местные жители разъяренные этими событиями напали на купцов русов, ночевавших у берега, те лодьи, которые смогли уйти в море были уничтожены флотилией правителя закавказского государства Ширван – шаха Али ибн аль Гайтмана. 912 году русы пришли мстить на 500 ладьях, хазары их пропустили, согласившись на долю в добыче. Они прошлись огненным смерчем по побережью Каспийского моря: были захвачены ряд городов, разгромлены войска арабского наместника в Армении и Азербайджане, уничтожена флотилия шаха Ширвана. Несколько месяцев русы стояли хозяевами на берегах южного Каспия. На обратном пути их войско попало в ловушку расставленную хазарами, те не собирались их пропускать и обратно и пока русы мстили, собирали войска. Бой был страшный, русы попавшие в окружение дрались на смерть. 30 тыс. бойцов пали в жестокой битве, лишь 5 тысячам удалось прорваться с Итиля, но сколько из них смогло вернуться на Русь не известно. 944-945 годы отряд русов захватывает город Бердаа (современный Азербайджан. В 965-966 годы армия великого князя Святослава уничтожает Хазарский каганат и покоряет северокавказские владения Хазарии – земли ясов, касогов. Основано русское Тмутараканское княжество.

Читайте также:  Проекты реформ 1933 - 1934 гг. - история России

Подводя итоги, можно сказать, что славяне-русы присутствуют на Кавказе уже более 13 столетий. И оставить Северный Кавказ и Кавказ вообще – это преступление перед нашими предками. Русские-русы распишутся в своём безсилии и безответственности – наши предки, включив эти земли в состав Руси, взяли на себя ответственность за эти народы. 

Солнечная страна Ариев

АРРАН – Солнечная страна Ариев, несущая им Жизнь, но находящаяся среди «Тёмных племён». В III – I тысячелетии до нашей эры земли Аррана принадлежали Словяно-Ариям ( Скифам-Сколотам ). Ещё, Арран назывался – Хвалынь ( отсюда древнее название Каспия – Хвалынское море ), а позднее – Ширван.

Так же, страна Арран упоминается, и как – Кавказская Албания, раскинувшаяся от Дербента ( Баб Ал-Абаб ) на севере, до Аракса на юге, и от Каспия на востоке до Грузии на западе. Отсюда Арийское название реки – Аракс.

Государство Арран ( Шарван, Ширван ), уже со II тысячелетия до нашей эры, в основе своей имело Словяно-Арийское население, от которого плодородные земли в пойме рек Куры и Аракса стали называться – Хвалынью, а в Византийских летописях эти земли упоминаются, как – Халисия.

Отсюда и частое упоминание в русских народных сказках Хвалынского города Шемаха, где правила – Шемаханская царица. Однако, вначале главным городом Аррана был – Хорас ( Хорван, Харван ). В период Персидской империи, южная часть Аррана у Персов стала называться – Каспиана, и была сатрапией державы Ахеменидов ( VI – IV вв. до н.э. ).

При Албанах, начиная с III века до нашей эры, земли Аррана получают название – Хорахистан, а город Харван постепенно превращается в Шарван. С III века нашей эры, название города Шарван переходит в название страны, которая входит в состав империи Сасанидов.

Те, в свою очередь, дали Аррану и всей этой благодатной земле в Закавказье имя – Ширван, где главным городом стала Шемаха. В 654 году государство Ширван было захвачено Арабами, которые постепенно навязали местному населению мусульманскую веру.

В археологии территория Куро-Аракского двуречья выделяется, как отдельная Закавказская культура зольных холмов, с прекрасной художественной керамикой особого стиля, относящейся к III тысячелетию до нашей эры.

Эта древнейшая культура края очень резко отличалась от синхронных культур Ближнего Востока, имея в своей основе земледельческо-скотоводческую традицию, сходную со Скифской. В науке эта культура получила название – «Куро-Аракский энеолит».

Однако, ряд поселений с Куро-Аракской культурой, были обнаружены в районах Южной Осетии, Грузии ( Цалкинский район, и у Параванского озера ), а так же, в Дагестане, и по всему южному склону Большого Кавказа, ещё в Армении, и на востоке Турции, в округе озера Ван, и даже у озера Урмия ( северо-западный Иран ).

К наиболее раннему этапу Куро-Аракской культуры эпохи ранней бронзы, можно отнести археологические памятники Нахичевани, датированные – 3600-3400 годами до нашей эры. Само название «Арран» происходит от Русо-Арийского «Ар-Ръшань» ( непоседливые Арии ), которые пришли из Ръшани ( Решани, Ресани, Резани или Аршании, Арсании, Артании ). Просто, со временем, произошла подмена понятий в Древнерусском языке, которая началась очень давно, с того самого момента, когда «Дьжиды» ( дети Скверны и Мерзости ) стали проникать в Арийскую общность. Наглядным тому примером может послужить Латинское слово «Arrhabo», доставшееся Римлянам от Этруссков в значении – «Залога Любви» ( как сильного и светлого духовного качества ), но, с появлением в Империи торгашей-рахдонитов, это слово утеряло звук «ХА» ( как символ Духа ) превратившись в «Arrabo» – задаток, заклад, залог ( но уже денежный ).

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/russkoe-delo/kavkaz-yeto-takaja-zhe-russkaja-zemlja-kak-i-drugie.html

Племена Закавказья в V—II тысячелетиях до н. э. Возникновение государства Урарту

Категория: Малая Азия 12.01.2014

В районах Армянского нагорья и Закавказья, где природные условия не благоприятствовали прогрессу поливного земледелия, важную роль играло наличие рудных богатств, главным образом меди и железа; на степных нагорьях и альпийских лугах развивалось скотоводство.

Среди источников по истории Закавказья в древности важны урартские надписи. По содержанию они представляют собой либо летописи, по годам освещающие деятельность урартских царей, либо строительные надписи.

Много данных по истории Урарту содержится в ассирийских и вавилонских источниках, описывающих внешнюю политику и военные походы этих государств, в частности в район Закавказья.

Огромный материал дает археология, особенно раскопки таких важных урартских центров, как Кармир-блур (Тейшебаини), Аргиштихинили и Еребуни.

Урартские памятники стали известны еще в 1828—1829 гг., но лишь к концу XIX в. успехи лингвистики позволили произвести их убедительную дешифровку. Одним из первых их стал изучать и публиковать М. В. Никольский. Большое значение имели в начале XX в. экспедиции под руководством Н. Я. Марра и И. А. Орбели, одна из которых открыла на Ванской скале обширную надпись царя Сардури II.

Ведущее место в изучении Урарту принадлежит советской науке. Особо следует отметить издания и комментированные переводы урартских надписей и ассиро-вавилонских источников по истории Урарту. С 30-х годов систематически исследуются археологические памятники древних государств, располагавшихся на территории советских республик Закавказья.

В последние годы проводятся раскопки урартских памятников на территории Турции и Ирана.

В V—IV тысячелетиях до н. э. долины Куры и Аракса в основном по берегам небольших впадающих в них речек были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами, поселки которых хорошо изучены археологами при раскопках в Шому-тепе в Азербайджане, Шулавери в Грузии и Техут в Армении.

Они состояли из круглых в плане глинобитных жилых и хозяйственных строений, что является специфической чертой культуры закавказских земледельцев, поскольку в большинстве других раннеземледельческих культур Древнего Востока строения имеют квадратную или прямоугольную планировку.

В хозяйстве большую роль играли каменные, кремневые и костяные орудия, наряду с которыми появляются и медные изделия. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса и полбы, разведение крупного и мелкого рогатого скота.

В небольших поселках площадью в 0,5—1 га проживало по 100—300 человек, видимо, образующих одну общину, сообща ведущую хозяйство. Весьма архаическая по облику культура ранних земледельцев Закавказья^ заметно уступала по уровню развития современным ей культурам Северной и Южной Месопотамии — Халафу и Убейду.

Из этих более развитых южных областей иногда попадали в Закавказье отдельные предметы — нарядные расписные сосуды и каменные печати, что свидетельствует о наличии культурных связей, благотворно влияющих на формирование местной культуры.

В III тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, названная куро-аракской. Значительное развитие получает земледелие; при обработке полей используется примитивная соха, урожай убирается с помощью серпов, лезвия которых изготовлены из сплава меди с мышьяком.

Все это вело к увеличению населения, и наряду с небольшими поселками появляются сравнительно крупные центры, нередко обнесенные оборонительными стенами. Весьма разнообразной становится ремесленная деятельность.

Обычно в каждом поселении был дом-мастерская ремесленника, члена данной общины, обслуживавшего ее потребности, где изготовлялись из различных сплавов украшения, керамика, орудия труда и оружие — топоры, кинжалы и копья. Одновременно с широким освоением низменностей и горных долин в III тысячелетии до н. э.

закавказские племена поднимаются со своими стадами высоко в горы. Здесь складьшается особый вид хозяйства—отгонное скотоводство.

Освоившие горные районы скотоводческо-земледельческие племена стали также и хозяевами расположенных там рудных месторождений, что послужило для них дополнительным источником богатства. Интенсивно идет разложение первобытного строя, выделение племенных вождей и богатой знати, начинающей противопоставлять себя рядовым общинникам.

Этот процесс нашел свое отражение в погребальных памятниках горных скотоводческих племен II тысячелетия до н. э. Для племенных вождей сооружаются огромные каменные курганы диаметром в 80—100 м, под насыпью которых скрывались большие залы площадью до 150 кв. м, со стенами, выложенными из крупных камней.

Здесь и располагалось само погребение, находились погребальные четырехколесные повозки, лежали многочисленные предметы, в том числе богатое церемониальное оружие из серебра, художественные сосуды с рельефами, изготовлявшиеся из драгоценных металлов.

Такие курганы были раскопаны на высокогорном плато в Триалети к юго-западу от Тбилиси и в других местах.

Накопление богатств, складывание социального и имущественного неравенства вели к частым межплеменным столкновениям.

В горах строятся большие укрепленные крепости, стены которых сложены из огромных каменных глыб. В особую ремесленную отрасль выделяется оружейное дело. В конце II тысяелетия до н. э.

появляется оружие из железа. Оснащенные этим оружием воины образовывали боевую дружину племенных вождей.

Возникновение государства Урарту. Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В конце XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпаласар I.

Он повествует о своих победах над 23 «царями» местной страны, которые имели свои колесницы и дворцы. Скорее всего речь идет о предводителях небольших территориальных объединений, подобных племенным вождям, захороненным в триалетских курганах.

Колесницы находились на вооружении тогдашних армий и в определенной мере символизировали военную власть местных правителей — недаром Сих помещают в богатые погребения.

Плодородные земли в Ванском районе способствовали развитию земледелия, и скоро именно эта область становится центром нового государственного образования Древнего Востока. В XI—X вв. до н. э.

здесь идет объединение мелких владений в более крупное образование, носящее уже характер государства.

Видимо, к этому времени восходят и первые попытки создания местной урартской письменности на основе иероглифики, близкой в ряде отношений к хеттской.

В документах ассирийского царя Ашшур-нацирапала II (IX в. до н. э.) вместо многочисленных мелких владений уже упоминается одна страна, носящая имя Урарту.

Читайте также:  Письмо белинского гоголю - история России

Ее центром были земли Чю восточным и северным берегам озера Ван. Другое государственное объединение урартских племен под названием Муцацир сложилось к юго-западу от озера Урмия.

Здесь находился общеурартский культовый центр, особо почитаемые храмы и святилища.

Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью объединения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым правителем объединенного Урарту стал царь Араму (864—845 гг. до н. э.

), против владений которого были направлены походы армии Салманасара III.

Однако, хотя в ассирийских летописях результаты этих вторжений оцениваются как весьма успешные, очевидно, что они не затронули основных областей Урарту и Му-цацира, и вопреки надеждам ассирийских владык рост и усиление нового государства продолжались.

Урартский правитель Сардури I (835— 825 гг. до н. э.) уже официально оформляет свои великодержавные претензии. Он принимает пышный титул, полностью заимствованный у ассирийских царей, в котором только название Ассирия заменено именем Урарту.

Это был прямой вызов могущественнейшей державе Древнего Востока. Столицей Урартского государства становится город Тушпа, вокруг которого возводятся мощные каменные стены. Под эгидой правителя Тушпы объединяются мелкие владения, сплачиваясь в единый государственный организм.

Недаром Сардури I именует себя «царем царей, который от всех царей получал дань».

Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то при его преемниках все официальные тексты составляются на урартском языке, для которого была использована чуть измененная ассирийская клинопись.

Границы владений правителей Тушпы расширяются до озера Урмия, и второе урартское государственное образование Му-цацир становится зависимым владением.

Теперь уже все урартские племена объединены в одном государстве.

С целью идеологического сплочения разноплеменной державы проводится и своего рода религиозная реформа с выделением трех главных божеств: Халди — бога неба, Тейшебы — бога грома и дождя, Шивини — бога солнца. В древнем религиозном центре Муцацире возводятся культовые строения, храму Халди жертвуются богатые дары.

Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. Многочисленные царские надписи сообщают о возведении храмов и дворцов, организации храмовых хозяйств. Однако это была лишь одна сторона энергичной деятельности молодого государства. Надписи повествуют и о многочисленных походах.

Урартские войска проникают в царство Манна, расположенное южнее озера Урмия, стремятся обойти с фланга Ассирийскую державу. Урарты уводили из захваченных областей в качестве добычи многочисленные стада, но в отличие от большинства ассирийских набегов не разоряли присоединяемые территории.

В надписях оговаривается, что часть имущества оставлялась покоренным странам, которые отныне должны были представлять надежный оплот Урартского государства.

Источник: http://vladhistory.com/plemena-zakavkazya-v-v-ii-tysyacheletiyax-do-n-e-vozniknovenie-gosudarstva-urartu/

История России

Кавказ в XVI — первой половине XVII века

XVI—XVII века — период ожесточённой борьбы за Кавказ между Османской империей и сефевидским Ираном. Разгоревшаяся в начале XVI в. между ними война закончилась договором 1555 г., по которому Закавказье было поделено между султаном и шахом.

Имеретинское царство, княжества Гурия и Мегрелия и западная часть Месхети (Грузия), а также области Васпуракан, Алашкерт и Баязет (Армения) отходили к Турции, а восточные части Грузии и Армении и весь Азербайджан — к Сефевидам. Феодальная усобица в Иране во второй половине XVI в. ослабила Сефевидское государство и содействовала усилению позиций Турции.

В результате войны 1578—1590 гг. всё Закавказье отошло к Турции. Лишь шаху Аббасу I после десятилетней войны 1603—1612 гг. удалось добиться восстановления границ, определённых договором 1555 г. Новая война, разразившаяся несколько лет спустя после заключения договора 1612 г.

, продолжалась с перерывами до 1639 г. и не внесла каких-либо существенных изменений в распределение закавказских владений между Турцией и Ираном.

В сфере влияния шахов оказался и приморский Дагестан, в то время как Турция и Крым стремились распространить своё влияние на адыгские племена Северного Кавказа.

В условиях борьбы за Кавказ двух крупных и сильных в военном отношении держав феодальные государства Закавказья оказались неспособными сохранить независимость.

Экономическая и политическая разобщённость кавказских народов и нескончаемые междоусобные войны не давали им возможности сплотиться для отпора завоевателям. В начале XVI в.

Грузия окончательно распалась на три царства — Имеретинское, Картлийское и Кахетинское — и на несколько княжеств, некоторые из них, такие как Гурия, Мегрелия или Абхазия, фактически были независимы от царской власти. Каждое из этих царств раздирала междоусобная борьба крупных феодалов.

В Армении в начале XVI в. вовсе не существовало армянских государственных образований. В Азербайджане государство ширван-шахов, территория которого занимала большую часть северных районов Азербайджана, и Шекинское ханство прекратили своё существование к середине XVI в. в результате завоевательной политики Сефевидов.

На территории Армении и Азербайджана было введено частью турецкое, частью характерное для Сефевидского государства административное устройство.

В Западной Армении, находившейся под властью Османской империи, были образованы вилайеты и санджаки, в Восточной Армении и в Азербайджане, включённых в состав Сефевидского государства, — беглербегства, внутри которых выделялись обширные земельные владения, пожалованные шахами представителям кызыл-башской знати или местных феодальных династий. В течение XVI—XVII вв. некоторые из таких пожалований закрепляются как наследственные владения. Это привело в дальнейшем к образованию в Северном Азербайджане и Армении ряда отдельных ханств.

В равнинной и предгорной частях Дагестана в XVI—XVII вв. сложились миниатюрные феодальные владения, в которых наряду с развивавшимися феодальными отношениями существовали патриархальные пережитки. У адыгских племён Северного Кавказа, живших в условиях неполной оседлости, не было сколько-нибудь прочных и развитых государственных образований.

Для населения высокогорных областей Кавказского хребта характерна чрезвычайная этническая пестрота. По уровню своего социально-экономического развития эти области отставали от равнинных и предгорных частей Кавказа. Основным занятием горцев было отгонное скотоводство.

Родовые отношения сохраняли ещё устойчивость, и процесс феодализации лишь начинался.

Нашествия завоевателей сопровождались разрушением производительных сил, уничтожением культурных ценностей, гибелью и угоном в рабство десятков тысяч людей. Такие наиболеё значительные города Закавказья, как Тбилиси, Ереван, Шемаха, десятки раз переходили из рук в руки и подвергались беспощадному разграблению.

Примером вопиющего произвола и насилий завоевателей было и разрушение в 1603 г. по приказанию шаха Аббаса I крупного центра международной торговли шёлком — города Джуги с поголовным выселением его жителей в глубь Ирана.

Период борьбы Турции и сефевидского Ирана за Кавказ — это период упадка экономической, политической и культурной жизни Армении, Грузии и Азербайджана. Во многих местах лишь поросшие густым лесом развалины свидетельствовали, что ранее здесь била ключом ремесленная или сельскохозяйственная деятельность.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xvii-vek/narody-kavkaza.html

Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н.э. — IV в. н.э. )

Первые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III-V вв. н.э.

Предпосылки создания государственности складывались на протяжении сотен лет. Форма первых цивилизационных отношений могла быть различна: в одних условиях — рабовладельческой, в других — феодальной.

Процесс перехода от первобытно-общинных отношений к цивилизации растянулся на несколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н.э.

, а у некоторых народов он начался только в XIX в. н.э.

На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные рабовладельческие государства, предшествующие появлению феодального общества и оказавшие влияние на ход мировой истории.

В рабовладельческом и феодальном обществах существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли.

Различие между этими обществами состояло в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, полностью являющихся собственностью их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм — на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведущих свое хозяйство и обладающих средствами производства (кроме земли, принадлежащей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытного общества рабство имело значительное место (патриархальная форма рабства).

Развитию рабовладельческой цивилизации способствовало наличие ряда условий:

  1. организация крупного господского хозяйства (при примитивной технике);
  2. контроль племенной знати, а впоследствии и государства над жизненно важными средствами ведения общинного хозяйства (оросительными каналами, рудными разработками и др.);
  3. расширение источников получения новых рабов.

Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая цивилизация была значительным шагом вперед по сравнению с первобытным обществом:

  • получило развитие специализированное ремесло;
  • завязывались широкие торговые связи;
  • возникали города с высокой для того времени культурой;
  • появилась письменность, которая сохранила имена народов и драгоценные сведения об их языке и образе жизни.

Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает нам о превращении в XI в. до н.э. союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий и было разгромлено около 590 г.

до н.э. милянами, южными соседями урартцев. Десятки племен были подчинены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н.э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.

В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах — полукочевое (эйлажное) скотоводство.

Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, выращивались виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы.

Постепенно расширялось коневодство, имевшее большое значение для потребностей царского войска. Разводились верблюды.

Урартские ремесленники были опытными мастерами, постигшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева и т.д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к рабам.

Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочисленными рабами.

Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Жители Урарту приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях — людей.

В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытного общества: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки.

У населения Урарту была своя письменность (клинопись), возникла математическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.

В Средней Азии к середине I тысячелетия до н.э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, который привел к возникновению рабовладельческих отношений.

Созданный индоевропейскими народами Средней Азии древний эпос («Авеста») упоминает Хорезм — «страну солнца» (по нижнему течению Амударьи), Согдиану — «богатую людьми и стадами» (в долине Зеравшана), Бактрию — «страну с высоко поднятыми знаменами» (в верховьях Амударьи).

Особенность развития этих стран, как и других стран Древнего Востока, состояла в сохранении элементов родоплеменного строя.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3625/867/lecture/31077

Ссылка на основную публикацию