Атаман василий ус — история России

Восстание Василия Уса

Донские казаки в 1666 году во главе с атаманом Василием Усом, а также крепостные крестьяне в районе Воронежа и Тулы подняли восстание, грабя местных бояр, а также угрожая дальнейшим походом на Москву.

Бунт 1666 года закончился для казаков ничем, несмотря на это он стал предвестником восстания Степана Разина. Одним из руководителей восстания Разина стал именно Василий Ус.

В статье описаны основные причины казацко-крестьянского восстание Василия Уса, его ход и основные результаты.

Причины восстания

В 1665-1666 годах в некоторых районах Дона был неурожай, который вызвал бедственное положение казаков этого края, а в отдельных частях даже голод. Кроме того, после принятия Соборного уложения 1649 года окончательно сформировалось крепостное право, которое осложняло положение крестьянства.

Отдельные помещики пытались по максимуму использовать крепостной труд, увеличивая повинности (панщина, натуральная рента и т.д.).

Находясь в сложном финансовом положении, донские казаки решили отправиться в Москву для того, чтобы быть официально приняты на службу к царю, а значит получить от государства спасительное жалование.

Атаманом на Дону был Василий Ус, человек в военных делах опытный, поскольку участвовал в российско-польской войне в конце 1650-х – начале 60-х  годов.

Идею похода поддержали в основном «голутвенные», то есть беднейшие казаки.

Кроме того, планировалось в случае затруднений во время похода привлекать в армию местных крепостных крестьян, тем самым вынуждая монарха согласиться на условия казаков.

Ход восстания

Поход начался в начале июня 1666 года, однако в районе Воронежа отряд донских казаков, состоящий из 800 лиц, был остановлен. Местный воевода Василий Уваров уговорил Уса не отправляться всем отрядом на Москву, а отправить туда несколько представителей для оглашения царю челобитной от казаков.

Василий Ус согласился на условия и отправил несколько казаков со списком требований. Главная просьба казаков – взятие их на службу для войны с поляками. Но в связи с тем, что война подходила к концу, а стороны готовились к подписанию мирного соглашения, царь отказал казакам в их просьбе.

Узнав об этом, Василий Ус приказал выступить из Воронежа в направлении Тулы для разворачивания восстания.

Восстание Василия Уса охватило территорию нескольких районов вокруг Воронежа и Тулы. Сам Василий Ус разместил свой лагерь возле Тулы, на Упской гати. Атаман отправлял послов в соседние уезды для призыва крепостных крестьян вступать в отряды.

Поскольку среди крестьянства было множество недовольным положением дел, поэтому число повстанцев Уса ежедневно увеличивалось. Еще одной причиной популярность призыва к восстанию был слух, распространяемый людьми Уса о том, что все те, кто запишутся в отряды, будут получать от царя 10 рублей жалования.

Приблизительное число повстанцев доходило до цифры 8 тысяч человек.

Поскольку о повстанцев не было продовольствия, они начали нападать на боярские имения с целью грабежа и дальнейшего распределения продовольствия.

В район Тулы царь Алексей Михайлович отправил воеводу Юрия Барятинского. Ему было поставлено задание: переговоры с казаками для прекращения восстания, отход на Доны с дальнейшим арестом зачинщиков восстания среди крепостных. Василий Ус отклонил предложение начать переговоры с Барятинским.

Однако уже 14 июля сам возглавил вторую делегацию казаков в Москву к Алексею Михайловичу. Ус просил царя выдать жалование, а также клялся в том, что беглые крестьяне самостоятельно подняли бунт, а казаки их к себе не принимали.

Царь вновь ответил отказом, однако предложил поехать к Барятинскому для проведения переговоров на месте.

Когда Ус вернулся под Тулу, он заявил казакам, что царь не желает давать им жалование и будет применять против них армию. Казаки собирались готовить военный поход на Москву, однако царь увеличил количество военных частей в регионе.

Василий Ус принял решение разделиться на три отряда (для большей мобильности) и отступить в районы Дона. Царь назначил новым атаманом Корнея Яковлева, который должен был провести суд над Василием Усом.

Однако лидер восстания скрылся и избежал наказания.

Результаты восстания

Восстание Василия Уса 1666 года закончилось неудачей. Главные причины поражения бунта:

  1. Стихийный и неорганизованный характер восстания.
  2. Отсутствие четко сформированных целей и опытного руководства.
  3. Бунтарский характер восстания, основой которого были крестьяне, занимавшиеся обычным грабежом.

В результате казацкий отряд Василий Уса так и не был принят на военную службу к царю. Что касается крестьянства, то оно возвращалось к своим помещикам, а особо яркие повстанцы получили различные наказания от государства и бояр.

Однако часть казацких повстанцев, в том числе Василий Ус, стали участниками восстания Степана Разина, которое началось 1670 году.

Тем самы восстание Василия Уса можно считать важным моментом в борьбе русского народа, но тем не менее в отечественной историографики этому событию уделяется мало времени.

Источник: http://istoriarusi.ru/car/vosstanie_vasilija-usa-1666.html

Мятежный атаман | История России | Тайны истории

Категория: История РоссииДмитрий Митюрин

Пушкин называл Степана Разина «единственным поэтическим лицом в русской истории». И в то же время в биографии этого «поэтического лица» немало деяний, присущих не «народному заступнику», а самому настоящему разбойнику.

Журнал: Загадки истории №21, май 2018 года Рубрика: Историческое расследование

Автор: Дмитрий Митюрин

Восстанием Степана Разина руководил патриарх Никон

Занимаясь «Историей Пугачёвского бунта» Пушкин обнаружил, что Пугачёву посвящено намного меньше фольклорных произведений, нежели его земляку Степану Разину, происходившему из той же самой Зимовейской станицы. Общее число сказаний и песен о нём переваливает за две сотни. Так, Пушкин записал песни «Поход Разина на Яик», где поминается мать атамана, а также «Песню о сыне Сеньки Разина».

«Из-за острова на стрежень…»

О реальной матери Разина почти ничего не известно. А прототипом героини песни стала некая «названная мать» народного предводителя Матрёна Говоруха, обезглавленная карателями в ноябре 1670 года. С сыном Степана Разина ещё сложнее.

Был у него сын Афанасий, захваченный в плен татарами, выкупленный в 1684 году донскими казаками и более в исторических хрониках не фигурировавший. В предании всё по-другому. Атаман хочет принести в жертву Волге награбленное золото, но прежде спрашивает у казаков: «Кто хочет золотом владети?». Претензии предъявляет только сын атамана.

После чего дискуссия сворачивается, и Разин отрубает отпрыску голову, тоже принося его в жертву Волге-матушке в качестве бонуса.

Сам Пушкин посвятил атаману три песни, стилизованные под народные, но Николай I публиковать их запретил категорически: «При всем поэтическом своём достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачёва».

Зато в 1860-1880-х годах, когда гнёт цензуры ослаб, песни и сказания пошли косяком. Даже литературоведы не всегда могут понять, что из этого творчества относится к народу, а что было написано профессиональными поэтами.

Но совершенно достоверный факт, что популярная «Жертва Волге» (более известная» по первой строке «Из-за острова на стрежень…») была написана в 1883 году поэтом Дмитрием Садовниковым. В 1908-м на её сюжет сняли первый в России художественный фильм «Понизовая вольница».

Впрочем, чтобы разобраться с парадоксальными метаморфозами образа Разина, попытаемся суммировать, что же мы, собственно, о нём знаем.

Хитрый замысел

Отцом атамана был Тимофей Разя, прибывший на Дон из соседнего Воронежского края. Возможно, речь шла о беглом крепостном крестьянине. На «вольном Дону» таким беглецам («голутвенным казакам») приходилось достаточно долго обустраиваться на новом месте.

Тимофей же достаточно быстро завоевал авторитет: ведь крёстным отцом его сына Степана стал будущий войсковой атаман Корнила Яковлев. Версия о том, что мать Степана была пленной турчанкой, основывается на устных преданиях. Но может объяснять его сложное отношение к официальной церкви.

В Бога он, конечно, верил, но по взглядам близок был к богомилам, считавшим, что настоящему христианину священники как посредники между ним и Всевышним без надобности. Отсюда разинские лозунги: «Попов — на дыбу! За бороды вздерну. Вредное семя».

И ещё совет-рекомендация языческого характера: «В церковь не ходите, а свадьбы вкруг берёзы водите, как велят старинные обычаи…».

Родился Степан в 1630 году. А в начале 1650-х уже фигурировал в списках казачьих предводителей, контактировавших с царскими воеводами. Считается, что поворотным моментом в его биографии стал 1665 год, когда его старший брат Иван Разин со своим отрядом участвовал в войне против поляков и самовольно попытался бежать с царской службы. По приказу воеводы Юрия Долгорукова Ивана повесили.

Однако вместо того, чтобы бросится на царских прислужников с саблей наголо, Степан собрал ватагу казачьей «голытьбы» и двинулся в прямо противоположном направлении — на Каспий.

Интересно, что ровно в это же время другой казачий предводитель Василий Ус тоже собрал донскую «голытьбу» и пошёл на Москву с требованием принять его на царскую службу и отправить против поляков. Дело, конечно, заключалось не в пробудившихся патриотических чувствах.

Принятие на царскую службу как бы легализовало превращение бывших крестьян в полноценных казаков. Естественно, под знамёна Василия Уса стали стекаться крепостные со всей России. Царское правительство не имело под рукой свободных войск и попыталось расколоть восставших, обещая принять часть из них на службу.

Поняв, в какую игру с ним играют, и здраво оценив силы, Ус от переговоров уклонился и с полпути вернулся обратно. Разин явно исходил из других замыслов. Успешно пограбив персидские земли, он, помимо финансовых средств, получил бы в своё распоряжение спаянное в боях войско. При этом неудача персидского похода ещё не превращала его в мятежника.

В ответ на протесты соседних держав в Москве в таких случаях отговаривались, что казаки «шалят» без государева разрешения и виновные, конечно, будут наказаны. Реально же наказание сводилось к тому, что казаки отдавали часть добычи в казну и заступавшимся за них воеводам.

Разгром у Свиного острова

В мае 1667 года выше Царицына казаки напали на подвернувшийся по дороге купеческий караван, в который входили и суда, принадлежавшие патриарху Иоасафу II. Кого-то из духовных лиц убили. Царицынский воевода проблемы из этой истории делать не стал и даже подкинул казакам оружие (вероятно, за обещание доли от добычи).

Выйдя в Каспий, Разин вместо Персии повернул на север — к Яицкому городку, продолжая грабить купеческие караваны. С донцами яицкие казаки не дружили и, увидев собратьев, засели в глухой обороне. Разин попросил разрешения с небольшим отрядом посетить городок для богомолья. Не то чтобы защитники были людьми наивными, но, чтобы не обострять ситуацию, на просьбу согласились.

Однако якобы безоружные разинцы сумели захватить ворота и продержались до появления основной массы своих подельников. В результате Яицкий городок пал. Часть защитников перебили, жителей ограбили. Это выходило за рамки обычных конфликтов между царскими властями и отправившимися «шалить» казаками.

Разин и сам понял, что перегнул палку, и отправился к берегам Персии, решив, что за время этого вояжа его предыдущие прегрешения позабудутся. Из Москвы между тем послали персидскому шаху письмо, предупреждая о не слушающихся царя «воровских казаках», которых предлагалось «бить везде и смертию уморять без пощады».

Надо понимать, Алексей Михайлович Тишайший искренне надеялся, что шах Сулейман избавит его от этой головной боли. Но Разин оказался крепким орешком. Апофеозом похода стал бой у Свиного острова близ Баку (июль 1669 года), где примерно 1200 казаков на 25-30 стругах смогли разгромить флот персов, насчитывавший не менее 50 судов с экипажами числом не менее 3,5 тысячи воинов.

Читайте также:  Политические партии в России в начале xx века (таблица) - история России

Персы были неважными моряками и скрепили свои корабли цепями «в надежде захватить их (казаков, — прим. авт.) всех как бы в сеть, чтобы никто не мог ускользнуть». Разинцы обратились в притворное бегство, а когда преследовавший их противник превратился в плохо управляемую толпу, развернулись и сосредоточили огонь на флагмане вражеского предводителя Мамедхана Астаринского.

Сражение превратилось в свалку. У персов уцелели только три судна, на одном из которых спасся Мамед-хан. Его сын Шабын и дочь, не названная по имени, попали в плен к казакам. Несчастная юная персиянка и стала той пресловутой песенной княжной, которую Разин бросил в воду, желая доказать, что не меняет друзей на бабу…

Шах начал собирать новый флот, но Разин решил судьбу больше не испытывать и отправился на Родину. Для прохода на Дон ему требовалось миновать Астрахань, где воеводами сидели Иван Прозоровский и Семён Львов. Казаки получили проход на Дон, отдав пленных, артиллерию и часть трофеев. А далее произошло то, что можно считать главной загадкой разинского восстания.

С чужого голоса?

Итак, осенью 1669 года атаман появился на Дону в качестве вполне удачливого военного предводителя. Он и его казаки грабили соотечественников, громили и убивали верных слуг государевых, разорили владения шаха, поддерживавшего с Москвой дружественные отношения. Но благополучно договорились с царскими воеводами и вернулись на Дон как бы в положении амнистированных.

Жить бы да радоваться… Но уже весной 1670 года Разин появляется на Волге в качестве мятежника против царской власти. Правда, самому государю Алексею Михайловичу он войны не объявляет, но всех его бояр, воевод и мелких чиновников клеймит изменниками, а крестьянам обещает казачьи вольности, в случае если они примут его сторону.

Для этого надо «притти во град Москву и всех князей, и бояр, и знатных людей, и все шляхетство российское побить». При этом Разин ссылался на то, что с его войском следуют патриарх Никон (в реальности находившийся в ссылке) и 16-летний сын государя Алексей (как раз в январе 1670 года скончавшийся).

Какая муха укусила Степана Тимофеевича и заставила его пуститься в столь отчаянную авантюру — непонятно. Рассчитанные на привлечение широких крестьянских масс лозунги были все же нетипичны для казаков.

А неожиданно серьёзное пиар-обеспечение (со ссылками на Никона и царевича Алексея) наводит на мысль, что лихим атаманом манипулировали некие советники, хорошо разбирающиеся в политических пасьянсах. Интересно, что о происходившем в глубине Московского царства разинском восстании были на удивление хорошо информированы в Европе.

Отдельное «спасибо» здесь следует сказать датчанину Яну Стрейсу, оказавшемуся в этот период в Астрахани в качестве парусного мастера на первом линейном корабле российского флота «Орёл». С Разиным он встречался лично, описывая его так: «Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью».

Но Стрейс вернулся на Родину в 1673 году, а вести о перипетиях разинского восстания доходили до Европы чуть ли не с максимальной для тех времён скоростью.

«Я пришёл дать вам волю»

Советские историки и писатели объясняли поведение Разина исключительно заботой о благе народном. Василий Шукшин прямо так и вложил в его уста слова, ставшие названием романа: «Я пришёл дать вам волю».

Но почему вместо того, чтобы начать восстание осенью 1669 года Разин предпочёл договариваться с астраханскими воеводами, буквально с кровью отдирая от себя честно награбленное? Допустим, атаманом могла манипулировать какая-нибудь иностранная держава. Но этот вариант выглядит слишком натянутым, если учесть тогдашние средства коммуникации и геополитические реалии.

Более вероятно, что у Разина имелась какая-то связь с опальным патриархом Никоном, который и попытался использовать казаков для собственного возвращения во власть.

Но, скорее всего, подоплёка была более скучной и банальной… Астраханским воеводам Прозоровскому и Львову было приказано переловить и скрутить возвращавшихся из Персии казаков за их грабежи караванов и бойню среди уральских казаков. Однако воеводы, поняв, что сил для такой операции у них маловато, предпочли взять с Разина «откат» или «отступные».

При этом Прозоровский выступал в роли «злого», а Львов — «доброго» следователя, обещая выхлопотать казакам царское прощение. Однако, вернувшись на Дон, Разин узнал, что продолжает числиться в мятежниках и никаких шансов на амнистию не предвидится. Тогда-то он и пошёл ва-банк, причём в первую очередь двинулся на юг, выяснять отношения с обманувшими его астраханскими воеводами.

Взяв город, Львову он сохранил жизнь, а вот Прозоровского приказал сбросить с башни. И лишь потом отправился на Москву. В которую, впрочем, попал только в качестве пленника. Поднятое им восстание распалось на множество отдельных очагов, которые методично подавлялись царскими войсками. Даже ближайшие сподвижники не очень слушались Разина. Так, оставленные в Астрахани за главных Фёдор Шелудяк и Василий Ус убили воеводу Львова и до смерти замучили местного владыку митрополита Иосифа.

Сам Разин за свои ошибки расплатился сполна, будучи казнён четвертованием. Надо сказать, что в народном фольклоре образ у него сложился не очень-то благостный. Да — лихой, да — отважный, но, как говоря сейчас, «безбашенный». То княжну утопит, то сыну голову отрубит.

Загадка рождения

Источник: http://bagira.guru/russian-history/myatezhnyj-ataman.html

Ус, Василий Родионович

казачий атаман

Дата рождения:

неизвестно Место рождения:

Область Войска Донского Гражданство:

Русское царство Русское царство Дата смерти:

лето 1671 Место смерти:

Астрахань

Васи́лий Родио́нович Ус (? — лето 1671, Астрахань) — донской казак, один из руководителей Крестьянской войны под предводительством Степана Разина 1670—1671.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Поход Василия Уса
  • 3 Восстание С. Разина
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Участник русско-польской войны (1654—1667). В 1655/1656 году Василий Ус был атаманом отряда донских казаков, зимовавших в ходе войны с Польшей на царской службе в Могилеве. В июне 1664 года — атаман отряда донских казаков (387 человек), вышедших в Тулу для участия в военных действия против Речи Посполитой.

Поход Василия Уса

Весной 1666 года из-за неурожаев в некоторых уездах на Дону начался голод. Донские казаки, жившие по Хопру и Иловле, выбрали Василия Уса своим атаманом.

В мае 1666 года атаман Василий Ус возглавил поход беднейших донских казаков к Москве, чтобы просить назначения на царскую военную службу. Под его командованием находилось 700—800 вооруженных казаков.

10 июня 1666 года донские казаки под командованием атамана Василия Уса подошли к Воронежу. Местный воевода Василий Уваров, подозревая людей Уса в бунтовских намерениях, преградил им дальнейший путь на север. Василий Ус на переговорах с воеводой притворно-смиренно просил пропустить к царю в Москву депутацию из шести своих людей.

Прибыв в Москву, казацкая станица 22 июня подала царскому правительству челобитье с просьбой послать казаков на войну с поляками и выдать им жалованье. Однако русско-польская война уже оканчивалась, и пополнения в армии более не требовались.

Царское правительство предписало отряду Василия Уса немедленно вернуться на Дон и по пути не сманивать за собой служилых людей.

26 июня казацкий отряд Василия Уса выступил из-под Воронежа и продолжил своё движение на север. По пути к ним примкнули беглые солдаты, крестьяне и холопы с юга страны. Мятежное движение стало быстро разрастаться, охватив не только Скопинский, Дедиловский, Крапивенский, Каширский, Серпуховской и Соловской уезды.

Василий Ус разбил лагерь в окрестностях Тулы, на Упской гати. Число людей в лагере Василия Уса постоянно росло благодаря постоянному притоку местного бунтовского элемента. Василий Ус рассылал повсюду агентов, распространявших слухи, что всем пришедшим к нему будет выдаваться 10 рублей деньгами, оружие и конь. В середине июля войско В.

Уса насчитывало 1500 человек, а к концу месяца — уже восемь тысяч.

Большое скопище казаков и беглых надо было кормить, и люди Василия Уса стали грабить соседние уезды. Особенно страдали усадьбы бояр и помещиков. Грабежи воров сопровождались и убийствами. Мелкие дворяне в панике бежали из Венева, Дедилова, с реки Соловы, спасаясь с женами и детьми в тульский кремль.

А их холопы и крестьяне шли к Василию Усу на Упу. В восьми верстах от Тулы собралось большое вооружённое войско. Тульский воевода И. Ивашкин пытался завязать переговоры с Усом и приглашал его выборных в Тулу, однако воровской атаман от сношений с властями отказался.

Повстанческие движение приняло антифеодальный характер.

Царское правительство, обеспокоенное продвижением отряда атамана Василия Уса и расширением крестьянского бунта, поспешно снарядило карательную экспедицию против казацких отрядов В. Уса. Главным воеводой царской рати был назначен полковой воевода князь Юрий Никитич Барятинский, отличившийся во время русско-польской войны.

По приезде в Тулу главный воевода должны были вступить в переговоры с мятежниками, раздать жалованье 700 казакам, но потребовать от них выдать беглых и вернуться на Дон. Царь Алексей Михайлович вновь отказался принять на службу казацкий отряд Василия Уса. Ю. Н.

 Барятинский должен был сообщить Василию Усу, что его донцам в Воронеже выдадут » корм » (хлеб, муку, сухари) и дадут суда для плавания по Дону.

700 казаков Уса могли свободно идти на Дон, однако царь настаивал на выдаче остальных мятежников, которые » збежали из полков же и из городов, и боярских холопей и крестьян «.

Вину за поход Уса правительство возлагало на недавних беглецов в Донскую область из центральных уездов, которые » пришли ныне з Дону без ево, великого государя, указу, самовольством, и свою братью, беглых служилых людей и холопий, и слуг боярских, и жон их и детей, к себе ныне позывали, и с ними уездных людей разоряли, и грабили, и всякое насильство чинили «.

В июле 1666 года царские войска под командованием князя Ю. Н. Барятинского прибыли в Тулу, туда же стали прибывать отряды окрестных помещиков. Воевода попытался вступить в переговоры с казаками и отправил к ним в лагерь своего парламентера. Однако Василий Ус вновь уклонился от переговоров.

14 июля 1666 года сам атаман Василий Ус во главе казацкой делегации приехал в Москву, чтобы подать царю челобитную.

Главная цель его визита состояла в том, чтобы ввести власти в заблуждение, удержать их на время от решительных действий и выведать обстановку в столице на предмет возможности расширить начатый бунт.

В челобитной царю казаки писали, что двинулись с Дона к Москве якобы по бедности. Они просили царя выдать им » жалование » и ложно уверяли, что никаких насилий и грабежей нигде по пути не чинили и беглых к себе не принимали.

Читайте также:  Царица савская - история России

Царское правительство предложило Василию Усу отправиться в Тулу на переговоры с князем Ю. Н. Барятинским.

24 июля 1666 года казаки Уса покинули Москву, но во время ночевки под Серпуховом они ускакали от сына боярского Ярышкина, который должен был их сопровождать, и на следующий день прибыли в лагерь на р. Упе.

Здесь Василий Ус стал возбуждать толпу своих приверженцев, уверяя, что царь не хочет с ними мириться и намерен действовать против них только силой. Казацкий стан был переведен на Упёрту, приток Упы.

Получив о концентрации в Туле больших силы царской армии, атаман Василий Ус отказался от похода на Москву и решил вернуться со своими казаками на Дон, минуя Воронеж и другие крупные города. От переговоров с князем Юрием Барятинским Василий Ус отказался и угрожал убить его посланника.

Разделившись на три отряда, донские казаки выступили на юг через Ефремов и Елец. Отряды правительственных силы, посланные в погоню, не смогли настичь казаков. На Дону по требованию царского правительства Василий Ус был подвергнут казачьим войсковым кругом наказанию.

Опасаясь дальнейшего преследования, Ус скрылся.

Восстание С. Разина

Летом 1668 года Василий Ус стал собирать казачий отряд на реке Лиске, между Черкасском и Пятиизбянским городком, и к нему примкнуло 300 человек. Когда Василий Ус отправился к Волге, чтобы соединиться с разинцами, его остановили станичники — домовитые казаки, ехавшие из Москвы, и убедили В.

Уса повернуть на запад. Позднее этот отряд был включен в полк белгородского воеводы, князя Г. Г. Ромодановского. В грамоте, присланной вслед за тем донскому атаману М.

Самаренину, царь отблагодарил домовитых казаков за то, что они старались » самовольных людей от воровства унимать и на злые дела их не пускать «.

Весной 1670 года Василий Ус присоединился к повстанческому войску Степана Разина и стал одним из его ближайших соратников. Он командовал конными казаками.

Во время наступления на Царицын и Чёрный Яр возглавлял повстанческое войско, шедшее берегом Волги, командовал одним из отрядов при взятии Астрахани (1670). После ухода повстанческого войска под командованием Степана Разина вверх по Волге Василий Ус был оставлен в городе атаманом.

Его товарищами здесь были старшины Федор Шелудяк и Иван Терской. Совместно с ними он обеспечивал коммуникации и тыл повстанцев.

Когда в Астрахани в октябре 1670 года стало известно о поражении С. Разина от царских воевод в битве под Симбирском, навстречу раненому Разину, возвращавшемуся вниз по Волге, атаман Василий Ус отправил из Астрахани небольшой отряд людей, который должен был оберегать » батьку » и проводить его на Дон. На всякий случай каждый из 50 казаков был « одвуконь».

В начале мая 1671 года атаман Фёдор Шелудяк, ближайший соратник Василия Уса, выступивший в поход из Царицына на Симбирск, отправил в Астрахань 500 казаков под руководством С. Кочановского.

Вместе с Кочановским Фёдор Шелудяк передал Василию Усу, что по дороге к Симбирску он получил сведения о враждебных действиях астраханского митрополита Иосифа, его сношениях с царским правительством и воеводами окрестных городов, с Доном и Тереком. 11 мая того же года В. Ус созвал казачий круг, куда был призван митрополит Иосиф.

Сам Василий Ус провёл его допрос. Когда появился митрополит, Ус обратился к Кочановскому: «Что-де ты стал? Выступай, с чем приехал от войска, и говори то перво «. Кочановский повторил обвинение. Казаки обвинили его во лжи, лицемерии, ханжестве, измене. Круг вынес ему смертный приговор.

Митрополит астраханский Иосиф был подвергнут пыткам и казнен. Затем был казнен оставленный Степаном Разиным в живых второй воевода Астрахани князь С. И. Львов, а с ним и другие «нарочитые люди».

Летом 1671 года атаман Василий Ус скончался от тяжелой кожной болезни. В правительственных грамотах было сообщалось » злой смертью скончашася » от кожной болезни (» черви изъели «). После смерти В.

Уса атаманом восставших астраханцев стал Фёдор Шелудяк, вернувшийся из неудачного похода на Симбирск. Весть о смерти Василия Уса разнеслась по стране и за ее рубежами.

1 августа 1671 года о кончине одного «из первых воров» как о крупной сенсации сообщили голландские вестовые письма — «Куранты».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Степан Разин и его соратники
  2. Степан Разин и его соратники

Ссылки

  • Степан Разин и его соратники
  • Соловьев С. М. «История России с древнейших времен», том 11, глава 5
  • Карта восстания Разина

Ус, Василий Родионович Информация о

Ус, Василий Родионович
Ус, Василий Родионович

Ус, Василий Родионович Информация Видео

Ус, Василий Родионович Просмотр темы.

Ус, Василий Родионович что, Ус, Василий Родионович кто, Ус, Василий Родионович объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-144623.html

Донское казачество Главной мятежной силой в России XVII

Донское казачество Главной мятежной силой в России XVII в. явилось казачество. ? Донской казак (хоперец) в 16 в. Кто такие казаки? Каковы были их занятия и образ жизни? Казак – по-тюркски «вольный» .

Казаками становились беглые из Орды, а позже – из русских земель. Бежали от тягла, от повинностей, за «волей» . Местом обитания казаков становились вольные степи на окраинах государства, где надзор властей был слабее.

После Смуты казачество сосредоточилось на Дону.

Донское казачество Казачья усадьба Реконструкция ? Почему казаки решили отказаться от обработки земли? Земледелие на Дону было запрещено. Вероятно, казачья верхушка опасалась, что с появлением земледелия исчезнет вольный казачий дух.

Донское казачество Нижнедонская казачка Казаки занимались рыбной ловлей, разводили коней, устраивали грабительские набеги на соседей. Разбойничья жизнь казака, не знавшего ни труда, ни зависимости и податей, была привольна и полна риска. Все вопросы казачьей жизни решали на общем сходе – Верхнедонская казачьем кругу. казачка

Донское казачество Чаще всего казаки совершали набеги на владения Крыма и Турции, калмыцкие кочевья, а также грабили купеческие караваны на Дону и на Волге. Казаки в конном походе. Царское правительство, видя в казаках «порубежное войско» , защищающее границы, платило им жалование деньгами, хлебом и порохом.

Донское казачество Равенства на Дону не было: казаки делились на домовитых (зажиточных) и голутвенных (бедных). Домовитым принадлежали лучшие пастбища и обширные табуны, им доставалась большая доля добычи и царского жалования. Особенно много домовитых было на Нижнем Дону, в то время, как на Верхнем Дону преобладали голутвенные. Домовитый казак

Донское казачество Казачество придерживалось принципа «с Дону выдачи нет!» : беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. ? Казак в полном боевом снаряжении Почему правительство России мирилось с присутствием на Дону множества белых даже не пытаясь осуществлять сыск? Потому что правительство нуждалось в казачестве для охраны границ.

Донское казачество После того, как в 1642 г. казаки, не получив помощи от Москвы, оставили Азов, турки укрепили крепость, перекрыв для казаков устье Дона. Казаки, лишившись выхода в Азовское море, стали чаще грабить купеческие караваны на Волге. Страдали от них как персидские, так и русские купцы. ? К чему это могло привести?

Поход Василия Уса В 1666 г. атаман Василий Ус впервые повел казаков в набег не на крымские или калмыцкие владения, а на южные уезды России. Казаки Василия Уса грабили и жгли дворянские усадьбы.

Только под Тулой отряд был остановлен царскими войсками. Уходя на Дон, Василий Ус увел с собой несколько сот примкнувших к казакам крестьян.

? В чем состоит значение похода Василия Уса? Казачество осознало возможность действий против России.

Восстание Степана Разина В 1667 г. уроженец станицы Зимовейской Степан Тимофеевич Разин сформировал свою казачью ватагу и отправился в поход за «зипунами» , т. е. за добычей. . Атаман Разин был энергичен, властен и беспощаден. Казаки подчинялись ему беспрекословно. Атаман Стенька Разин. Гравюра XVII в.

Восстание Степана Разина Поход Степана Разина за «зипунами» Летом и осенью 1667 г. казаки Разина грабили русские и персидские купеческие караваны на Нижней Волге. Потом они вышли в Каспий, поднялись по р.

Яик к Яицкому городку, перезимовали, а весной 1668 г. двинулись вдоль западного побережья Каспийского моря. Двухтысячный отряд Разина разграбил города: Тарки, Дербент, Баку, Решт, Ферахабад.

Перезимовав на Свином острове, Разин в августе 1669 г. вернулся в Астрахань.

Восстание Степана Разина В Астрахани казаки Разина «гуляли» , щедро раздавая награбленную добычу и поражая жителей богатством. Из Астрахани Разин вернулся на Дон, перезимовал в Кагальницком городке, а весной 1670 г. вновь вышел на Волгу. Теперь он собирался идти вверх по Волге – против московских бояр- «изменников» . Степан Разин. Гравюра XVII века

Восстание Степана Разина Взятие Астрахани Разиным. Гравюра XVII века Все сопротивлявшиеся во главе с воеводой С. Прозоровским были перебиты. Разин без боя взял Царицын: жители сами открыли ему ворота.

Посланные против Разина астраханские стрельцы перешли на его сторону. 22 июня 1670 г. Разин овладел Астраханью.

Сопротивление ему оказали лишь немногочисленные дворяне и стрелецкие головы, а большинство стрельцов пристали к мятежникам.

Восстание Степана Разина Овладев Астраханью, Разин двинулся вверх по Волге. Ему добровольно сдались Саратов и Самара. В захваченных городах Разин вводил управление по типу казачьего круга. Территория, охваченная восстанием С. Разина.

Восстание Степана Разина «Прелестное письмо» С. Разина Разин рассылал по окрестным городам «прелестные письма» , призывая убивать бояр, дворян, приказных людей. «Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни.

Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.

И мои казаки како промысь [промысел] станут чинить и вам бы итить к ним в совет и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам» . К Разину стекались крестьяне, холопы, посадская беднота.

Восстание Степана Разина Суд народный. Худ. Б. Щербаков ? Опишите происходящее на картине

Восстание Степана Разина Корабли Разина на Волге. Гравюра из книги «Три путешествия» Яна Стрейса, очевидца восстания Разина. В «прелестных письмах» Разин утверждал, что идет не против царя, а против бояр.

Восстанию Разина было не чуждо самозванчество: один из соратников Разина изображал патриарха Никона, а другой – царевича Алексея Алексеевича, бежавшего от «злых бояр» .

Когда царевич взойдет на престол, обещали разинцы, всем будет «воля» .

Восстание Степана Разина Степан Разин. Худ. В. Суриков ? О чем говорит использование восставшими имени Никона? В 1670 г. Никон находился в заключении, а потому можно было утверждать, что «злые бояре» рассорили царя с патриархом. Поскольку Разин утверждал, что его поддерживает Никон, можно сделать вывод, что восставших не привлекала идея борьбы за «старую веру» .

Восстание Степана Разина Бой отряда Степана Разина с царскими войсками. Худ. Н. С. Самокиш Бунт разрастался. Восстали крестьяне под Тамбовом, в руки мятежников перешли Пенза и Саранск. Взбунтовались народы Поволжья: марийцы, мордва, чуваши. Разин осадил Симбирск, но не сумел взять мощную крепость с сильным гарнизоном под началом И. М. Милославского.

Читайте также:  Послевоенный период отечественной войны - история России

Восстание Степана Разина На выручку Симбирску подошел воевода Ю. Барятинский со стрелецкими и солдатскими полками. В бою с войском Барятинского Разин был разбит и бежал с приближенными казаками. Войско Разина разбежалось, более 600 человек, взятых в плен, были казнены Барятинским. Жители окрестных сел явились с повинной. Солдат 1 -го выборного солдатского полка.

Восстание Степана Разина везут на казнь. Старинная гравюра. Домовитые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым разорили Кагальницкий городок, схватили Разина и выдали его Москве. 6 июня 1670 г. после пытки Степан Разин был четвертован на Болотной площади в Москве.

Восстание Степана Разина ? Почему разбойник Стенька Разин сделался любимым героем русского фольклора? Потому что крестьяне и посадские люди, жизнь которых была неимоверно тяжела, ненавидели бояр, дворян, приказных, богатых купцов, были рады возможности расправиться с ними и захватить их имущество. В Разине они видели своего защитника, мстителя за свои страдания.

Восстание Степана Разина ? Почему же восстание Разина потерпело поражение? Восстание было стихийным и неорганизованным, плана действий восставшие не имели.

Его участники были вооружены, но плохо обучены и не могли противостоять армии, повинующейся приказу. Казаки, основная сила восстания, стремились к грабежу, а при столкновении с сильной армией обращались в бегство.

Крестьяне, участвовавшие в восстании, расправлялись со своими помещиками, но не хотели идти в далекие походы.

Восстание Степана Разина «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» . А. С. Пушкин ? Действительно ли восстание С.

Разина было бессмысленным? Конечно, те лозунги, которые провозглашали восставшие, были нереальны: государство не могло жить без налогов, армии и высшего сословия, управление по образу и подобию казачьего круга было невозможно в масштабах целой страны.

Но смысл восстания, хотя сами повстанцы этого и не осознавали, в другом: угроза нового мятежа, подобного разинскому, на время задержала рост крестьянских повинностей, смягчила произвол воевод и приказных.

Источник: http://present5.com/donskoe-kazachestvo-glavnoj-myatezhnoj-siloj-v-rossii-xvii/

Леонид Милов — История России с древнейших времен до конца XVII века

Власти послали на помощь Царицыну стрелецкий отряд в тысячу человек под командованием И. Лопатина (он шел по Волге сверху) и пятитысячное войско С. И. Львова из Астрахани. Вначале Разин внезапно напал на отряд Лопатина.

С отрядом Львова фактически не было никакого боя — астраханские стрельцы перешли на сторону «батюшки» Степана Тимофеевича. Очевидец событий голландец Фабрициус вспоминал, что все обнимались, целовались, клялись стоять заедино, «сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми».

Львова Разин пощадил, он не забыл, что тот при возвращении разинцев из каспийского похода был к ним щедр и милостив.

Разин не рискнул идти в верхние волжские города и оставлять в тылу сильную астраханскую крепость, поэтому он с войском в 12 тыс. человек двинулся вниз по Волге на Астрахань. В городе был гарнизон с 400 пушками, в устье Волги стоял первый русский корабль «Орел» (был позднее потоплен восставшими).

На стрельцов, хотя им срочно выдали жалованье на общую сумму 2600 руб., рассчитывать не приходилось. Разин послал к воеводе Й. С. Прозоровскому послов с требованием немедленной сдачи города, но послов казнили. 22 июня начался штурм крепости, в итоге которого астраханцы перешли на сторону казаков.

Вскоре был взят собор, последний оплот оборонявшихся, где с раненым воеводой князем Прозоровским собрались дворяне, приказные люди и их жены с детьми. Утром следующего дня началась дикая расправа. До 500 человек было порублено. Прозоровский был сброшен с колокольни — «раската»-: (В XVII в.

раскатом называли всякое сооружение, которое служило еще и целям обзора: башни крепостных стен, лобные места, насыпи для размещения пушек.)

Разинцы ввели в Астрахани казацкое устройство: город был поделен на тысячи, сотни и десятки. Во главе их стояли атаманы Василий Ус, Иван Гладков, Михаил Самаренин. Имущество убитых было поделено («подуванено») между казаками и приставшими к ним астраханцами; бумаги из приказной палаты сожжены.

Разин пробыл в Астрахани до 20 июля^ГИучения, кровь и смерть царили в городе. Скорый на расправу атаман творил под пьяную руку суди вершил наказания. Перед уходом Разин отнял у княгини Прозоровской сыновей 16 и 8 лет, приказал повесить их вниз головами на городской стене.

На другой день старшего сбросили со стены, младшего, чуть живого, высекли и отдали обезумевшей от горя матери.

Оставив в Астрахани верного Василия Уса, Разин двинулся вверх по Волге. Саратов и Самара перешли на сторону восставших без боя. К разинскому войску, численностью около 10 тыс. человек, присоединялись бедные горожане, стрельцы, работные люди, крестьяне и холопы, вовлекались мордва, татары, чуваши, марийцы.

Разин of Царицына начал рассылать свои «прелестные грамоты», в которых призывал «постоять за великого государя», истреблять «кровопийцев» бояр-изменников и приказных людей. Из документов видно, что на протяжении всего движения личность царя оставалась для восставших священной. Наивный монархизм исходил из сакрального понимания природы и характера царской власти.

Защита царя от плохих бояр являлась нравственным обоснованием всего содеянного восставшими, придавала ему характер «законности». В подтверждение якобы справедливости борьбы восставших во флотилии Разина на обитой красным бархатом барке везли самозванца, «царевича Алексея» (настоящий царевич незадолго до этого умер).

На другой барке, обшитой черным бархатом, с восставшими плыл якобы сам «патриарх Никон».

4 сентября 1670 г. Разин подошел к Симбирску. Отряд Ю. Н. Барятинского, пришедший из Казани, попытался задержать наступление Разина, но был разбит и с остатками войска отступил к Тетюшам. Жители Симбирска пустили разинцев в посад; воевода И. Б. Милославский с ратными людьми укрылся в кремле.

Разин осаждал их почти месяц. Наконец на помощь к осажденным снова пришел Барятинский. 1 октября в двух верстах от города произошла битва. Разинцы оказали жесткое сопротивление, наиболее отчаянно бились донские казаки. Сам Разин был ранен в ногу и голову.

В ночь на 4 октября Барятинскому удалось обмануть атамана, изобразив «подход» несуществовавшего подкрепления. Разин с донцами на стругах ушел из-под Симбирска, цинично бросив остальных повстанцев. Барятинский разгромил оставшихся без предводителя восставших и освободил симбирский гарнизон.

Правительственные войска учинили расправу.

Разин ушел на Дон, в Кагальник. Но после поражения под Симбирском восстание не прекратилось, а продолжало распространяться, охватывая новые территории — Нижегородский край, Заволжье, Слободскую Украину, где действовали отряды атаманов Максима Осипова, Михаила Харитонова, Фрола Разина, бывшей монахини Алены.

В сентябре восставшие захватили Алатырь и Саранск, в октябре — Козьмодемьянск, приблизились к Нижнему Новгороду. Города засечной черты Пенза, Нижний и Верхний Ломов, Керенск сдались восставшим. Волнения охватили Шацк, Темников, Кадом. Расправа с побежденными была ужасной. За три.

месяца только в Арзамасе было казнено не менее 11 тыс. человек.

Тем временем Разин пытался собрать новые силы на Дону. Но казацкая старшина отмежевалась от мятежного атамана, особенно после того, как в Москве в неделю Православия Разин был предан анафеме. 14 февраля К.

Яковлев с «домовитыми» казаками сжег Кагальник и захватил в плен своего крестника Степана Разина с братом Фролом. 4 июня братья были привезены в Москву. После жестоких пыток Степана Разина приговорили к четвертованию. 6 июня 1670 г.

он был казнен на Красной площади.

В Астрахани восставшие под началом атамана Федора Шелудяка продержались до 27 ноября 1671 г. После пленения восставших Я. Н. Одоевским и «розыска» летом следующего года зачинщики бунта были повешены.

Крестьянская война или русский бунт? Наивная мечта о равенстве, «земле и воле» или кровь и насилие? Подобная постановка вопроса, столь распространенная в литературе, не может дать однозначного ответа.

В социуме с крайне ограниченным совокупным прибавочным продуктом жесткие механизмы извлечения средств жизнеобеспечения государства были объективно неизбежны. Поэтому неизбежны были и социальные кризисы.

Восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина, которое охватило тысячи людей (в момент наивысшего размаха в нем участвовало до 200 тыс. человек) и распространилось на огромные территории — крупное историческое событие XVII столетия, вызванное, социальноэкономическими причинами.

Рожденный насилием протест порождал новое насилие. Но проявленная в жестоких формах способность народа к сопротивлению властям вынуждала последних к более осторожным действиям. Иначе у народа мог появиться новый заступник, память о котором сохранялась в народном сознании и фольклоре в образе «благородного разбойника» Степана Разина.

Борьба с последствиями интервенции. Для правительства царя Михаила после окончания Смуты главной задачей стала борьба с вторгшимися на территорию Русского государства врагами — Польско-Литовским государством, захватившим Смоленск, и Швецией, оккупировавшей Новгородскую землю.

На первых порах главная опасность исходила от Швеции. Не удовлетворясь оккупацией Новгородской земли, шведский король Густав-Адольф попытался распространить свою власть на весь русский Северо-Запад. 30 июня 1615 г. шведские войска осадили Псков и несколько месяцев пытались его штурмовать.

Однако под Псковом они потерпели неудачу, а в Новгородской земле стало нарастать движение населения против оккупантов.

В этих условиях по миру, заключенному в Столбове (1617), шведы очистили большую часть занятых ими в годы Смуты территорий, но, используя трудное положение, в котором оказалось Русское государство после долголетней гражданской войны и интервенции, шведские правящие круги сумели удержать под своей властью новгородские пригороды на побережье Финского залива. Тем самым Россия оказалась полностью отрезанной от Балтийского моря, и ее развивающаяся торговля со странами Западной Европы должна была осуществляться, как и ранее, при принудительном посредничестве немецких купцов — шведских подданных.

Если шведские политики сумели понять причины своих неудач и отказаться от нереальных планов, то правящие круги Речи Посполитой, несмотря на все, что произошло, считали, что в русском обществе, особенно среди знати, много тайных сторонников Владислава, которые перейдут на его сторону, если на русскую территорию вступит польско-литовское войско. Поход Владислава за царской короной начался осенью 1617 г. По стране были разосланы многочисленные обращения и к русскому обществу в целом, и к отдельным «чинам» с призывами признать «законного» царя. Преодолевая сопротивление, польско-литовская армия, двигавшаяся по наиболее короткому западному направлению, в сентябре 1618 г. подошла к Москве, где с ней соединились казацкие полки во главе с гетманом Сагайдачным, разорившие южные районы страны,. 1 октября 1618 г. соединенное войско пыталось штурмовать Москву. Однако и в этой критической ситуации никаких сторонников Владислава не обнаружилось. Вместе с тем разоренная долголетней гражданской войной и интервенцией страна не была в состоянии нанести поражение неприятельской армии. Заключения мира пришлось добиваться ценой уступок. По перемирию, заключенному в деревне Деулино под Троице-Сергиевым монастырем на 14 лет, к Речи Посполитой отошла Смоленщина и большая часть Северской земли с ее главными городами Новгородом Северским и Черниговом. Пограничными русскими крепостями стали Вязьма и Путивль. Речь Посполитая не признала Михаила Федоровича, и здесь продолжали считать «законным» русским царем Владислава. Между двумя государствами на длительный срок были разорваны нормальные дипломатические отношения.

Источник: https://profilib.net/chtenie/113282/leonid-milov-istoriya-rossii-s-drevneyshikh-vremen-do-kontsa-xvii-veka-154.php

Ссылка на основную публикацию