Влияние передовой культуры русского народа на культуры братских народов России. общение литератур братских народов. — история России

Развитие культуры народов России

Влияние передовой культуры русского народа на культуры братских народов России. Общение литератур братских народов. - история России

Наука, литература и искусство народов России развивались под воздействием передовой русской культуры. Писатели, живописцы, ар­тисты, ученые братских народов изучали и творчески использовали опыт русской культуры.

В Петербурге, Москве и других городах полу­чали образование виднейшие деятели национальных культур.

Произве­дения русских революционеров, ученых, писателей переводились на род­ные языки и получали широкое распространение в национальных рай­онах страны.

Во второй половине XIX века на Украине борьбу за интересы народа вели последователи и продолжатели творчества Т. Г. Шевченко, талант­ливые писатели-реалисты, классики украинской литературы Марко Вовчок, Панас Мирный, И. Я. Франко, П. А. Грабовский, М. М. Коцю­бинский, Леся Украинка. Составной частью передовой украинской ли­тературы была украинская демократическая драматургия.

Выдающи­мися ее представителями были И. К. Карпенко-Карый, М. Л. Кропивницкий. Из монументальных произведений скульптуры второй полови­ны XIX века значительным является памятник Богдану Хмельницкому, созданный М. И. Микешиным и сооруженный в 1888 г. в Киеве на Со­фийской площади. Украинская музыка развивалась под благотворным влиянием творчества русских композиторов.

В основу оперы С. С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» легли мелодии украинских песен. Выдающееся место в развитии украинского музыкального искус­ства принадлежит основоположнику украинской классической музыки П.В. Лысенко (1842—1912). В творческом наследии композитора — симфонические, оперные и камерные произведения.

Наиболее известны его оперы «Тарас Бульба» и «Наталка Полтавка».

Большую роль в развитии белорусской литературы сыграли участни­ки восстания 1863 г. Ф. К. Богушевич и У. Л. Неслуховский. Последо­ватели некрасовских и шевченковских традиций в литературе, они были выразителями интересов крестьянских масс, авторами глубоких произ­ведений о тяжелой жизни белорусских крестьян.

Идеи освободительного движения в России оказали огромное влия­ние и на грузинских писателей. Борьба против крепостничества и его пережитков, национально-освободительное движение были главными мотивами в творчестве таких выдающихся писателей, как И. Чавчавадзе и А. Церетели. Глубокий след в общественном движении и культуре армянского народа оставила многогранная деятельность М. Налбандяна.

Основоположником новой азербайджанской художественной прозы и драматургии был М. Ф. Ахундов, на Северном Кавказе — Коста Хетагуров, в Казахстане — Абай Кунанбаев, в Узбекистане — Фуркат.

Передовая культура прибалтийских народов развивалась также в тесном взаимовлиянии с русской. В этот период начинают свою творче­скую деятельность гениальный поэт Латвии Ян Райнис, литовская пи­сательница Ю. Желайте, выдающийся эстонский романист Э. Вильде.

Источник: http://waldorf.in.ua/razvitie-kultury-narodov-rossii/

Культура народов России — самое интересное

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.

Наиболее многочисленно в России русское население — оно составляет 111 миллионов человек. Замыкают тройку наиболее многочисленных национальностей татары и украинцы.

Русская культура

Русская культура обладает огромным историко-культурным наследием и доминирует в государстве.

Религия русского народа

Православие — наиболее распространенная религия среди русского народа, которая оказала огромное влияние на развитие нравственной культуры народов России.

Вторая религия по численности, хотя несравнимо проигрывающая православию — это протестантизм.

Русское жилье

Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.

В России до сих пор стоит много изб, например, в г. Вятка Арбажского района Кировской области. Есть возможность посетить уникальный Музей русской избы в селе Кочемирово Кадомского района Рязанской области, где можно увидеть не только настоящую избу, но и предметы домашнего обихода, печь, ткацкий станок и другие элементы русской культуры.

Русский национальный костюм

В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.

Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.

В повседневной жизни русские народные костюмы уже не носят. Лучшие образцы этой одежды можно увидеть в этнографических музеях, а также на всевозможных танцевальных соревнованиях и фестивалях русской культуры.

Традиционная русская кухня

Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.

Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек.

Популярно приготовление различных солений и маринадов. Отличительными русскими блюдами можно считать холодец и заливную рыбу.

Попробовать русские блюда можно в многочисленных ресторанах русской кухни, которые встречаются практически везде и в России, и за рубежом.

Семейные традиции и духовные ценности русского народа

Семья всегда была главной и безоговорочной ценностью для русского человека. Поэтому издревле было важно помнить свой род. Связь с предками была сакральной. Детям часто дают имена в честь бабушек или дедушек, сыновей называют в честь отцов — таким способом проявляют уважение к родственникам.

Раньше нередко профессия передавалась от отца к сыну, но в сейчас эта традиция практически вымерла.

Важная традиция — передача по наследству вещей, семейных реликвий. Так вещи сопровождают род из поколения в поколение и обретают свою историю.

Русские праздники

Отмечаются и религиозные, и светские праздники. Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.

Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.

Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.

Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники: Крещение Господне, Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.

Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.

Украинская культура

Численность украинцев в РФ составляет примерно 1 млн 928 тысяч человек — это третье место по численности среди общего населения, а потому украинская культура является немаловажной составляющей культуры народов России.

Традиционное украинское жилье

Украинская хата — важная составляющая украинской традиционной культуры. Типичный украинский дом был деревянным, небольших размеров, с четырехскатной крышей из соломы. Хату обязательно белили изнутри и снаружи.

Встречаются такие хаты в России, например, в Оренбургской области, в западных и центральных областях Украины, в Казахстане, однако почти всегда соломенная крыша заменена на шифер или покрыта рубероидом.

Украинский народный костюм

Мужской костюм составляет льняную сорочку и шаровары. Для украинской рубахи характерен вышитый разрез спереди; носят ее, заправив в штаны, подпоясавшись кушаком.

Основой для женского наряда выступает длинная сорочка. Подол сорочки и рукава всегда вышивали. Сверху надевали корсетку, юпку либо андарак.

Самым известным элементом традиционной украинской одежды является вышиванка — мужская или женская рубаха, отличающаяся сложной и разнообразной вышивкой.

Украинские народные костюмы уже не носят, но их можно увидеть в музеях и на фестивалях украинской народной культуры. А вот вышиванки до сих пор в ходу и даже набирают все большую популярность — их любят носить украинцы всех возрастов, и в качестве праздничного наряда, и как элемент повседневного гардероба.

Украинская кухня

Наиболее известное украинское блюдо — красный борщ из свеклы и капусты.

Популярнейшим продуктом в украинской кулинарии является сало — его используют для приготовления множества блюд, едят отдельно, солят, жарят и коптят.

Широко распространены мучные изделия из пшеничной муки. К национальным блюдам можно отнести вареники, галушки, вергуны, лемишки.

Украинская кухня любима и популярна не только среди украинцев, но и среди многих других жителей России — встретить ресторан украинской кухни в крупных городах не составит труда.

Семейные ценности украинцев и русских во многом идентичны. То же касается и религии — православное христианство занимает большую часть среди вероисповедания украинцев, проживающих в России; почти ничем не отличаются и традиционные праздники.

Татарская культура

Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.

Религия татар

Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.

Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.

Традиционное татарское жилье

Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.

Татарский национальный костюм

Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика - история России

В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.

Традиционная татарская кухня

Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.

Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек.

Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.

Семейные традиции и духовные ценности татар

Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью.

Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман.

Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.

Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.

Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно.

Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.

Татарские праздники

Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.

Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.

До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.

Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.

Источник: http://megapoisk.com/kultura-narodov-rossii-samoe-interesnoe

Влияние творчества Пушкина на литературы братских народов

В литературах многих братских народов (грузинского, армянского, татарского и многих-многих других) явственно ощущалось благотворное влияние пушкинского гения. Пребывание Пушкина на Украине (в 1820—1824 гг.) имело для него большое значение.

Он много путешествовал, посещал Ека-теринослав, Каменку, Тульчин, Киев, Одессу, знал о крестьянских восстаниях, о военных поселениях, живо интересовался украинской культурой, народным творчеством. Именно на Украине Пушкин сблизился с многими будущими декабристами. И в последующие годы не прерывалась связь Пушкина с Украиной.

Много важных и интересных сведений почерпнул он из общения с воспитанником Харьковского университета Орестом Сомовым, который активно участвовал в литературном движении пушкинского времени, был сотрудником великого поэта в редакции «Литературной газеты», а в собственных повестях и рассказах по мотивам украинского фольклора был одним из предшественников Гоголя.

Пушкин был хорошо знаком с М. А.

Максимовичем, украинским поэтом, историком, фольклористом, много сделавшим для развития и русской, и украинской журналистики. Наконец, тесное общение с Гоголем во многом способствовало повышению интереса автора «Полтавы» к истории украинского народа, его быту и культуре. Уже в стихах Пушкина лицейского периода проявляется его ятерес к украинской тематике.

Стихотворение «Казак» (1814) зляется прямым подражанием украинским народным песням. Через 20 лет Пушкин пишет стихотворение «Гусар» (1834), навеянное украинскими сказками и легендами и вызванное, возможно, впечатлениями от ранних повестей Гоголя'.

Вслед за поэтами-декабристами внимание Пушкина привлекали героическое прошлое украинского народа, его борьба за свободу и национальную независимость. Поэма «Полтава» открывала новую страницу в трактовке украинской темы в русской литературе.

Пушкинское восприятие исторических событий, его понимание образов Петра и Мазепы соответствовали традициям украинских народных песен, легенд и дум. Мотивы украинской народной поэзии в «Полтаве» обусловлены общественно-исторической идеей произведения, связанной с народной оценкой изображаемых событий.

Новый этап в истории восприятия на Украине творчества Пушкина связан с именем гениального украинского поэта Т.

Г. Шевченко, сделавшего дли украинской литературы и украинского языка то, что сделал Пушкин для русской литературы и русского языка. Есть немало свидетельств постоянного интереса Шевченко к сочинениям русского поэта. В повестях и письмах Шевченко много раз упоминается Пушкин и его произведения.

Творчество автора «Евгения Онегина» способствовало художественному решению проблем, поставленных перед Тарасом Шевченко самой действительностью.

При всех различиях этих гениальных поэтов, определяемых их происхождением, мировоззрением, самой исторической эпохой, несомненна типологическая связь многих мотивом в их поэзии.

Несомненное значение в истории русско-украинских литера турных связей имела работа украинского поэта-революционера П. А» Грабовского над переводом 1-й главы «Евгения Онегина».

Само обращение Грабовского к пушкинскому роману в стихах было предопределено его глубоким пониманием значения творчества великого русского поэта. В сложных условиях прокладывал путь к Пушкину дли себя и для своих читателей выдающийся деятель украинской культуры И. Я. Франко. В своих литературно-критических статьях он неоднократно обращался к творчеству Пушкина.

Он относил его, как и Лермонтова, к числу наиболее замечательных поэтом мира. В Пушкине Франко ценил прежде всего проповедника ВЫСОКИХ гуманистических идеалов. Драматургия Пушкина имела большое значение для Леси Украинки.

Создавая свою драму «Каменный властелин», она ориентировалась и на пушкинские «маленькие трагедии». В советское время освоение творческого наследия Пушкина на Украине приобретает новый характер.

Благотворные пушкинские традиции живут и развиваются в украинской советской литературе (как и во всей многонациональной советской литературе), обогащая творческий опыт поэтов, прозаиков, драматургов.

Выдающимся событием по своему культурному значению были переводы Максима Рыльского пушкинских стихов, поэм и в особенности романа в стихах «Евгений Онегин». Среди переводчиков Пушкина были и такие замечательные советские поэты и прозаики, как П. Тычина, М. Бажан, В. Сосюра, М.

Стельмах, О. Вишня, О Гончар и др. Подводя итог своим постоянным раздумьям о Пушкине, Рыльский писал: «Пушкин свой не только для всех народов, не только для различных творческих индивидуальностей, но и для всех эпох… Пушкин был человеком в самом высоком значении этого слова, и его поэзия — это прежде всего человечность…» Когда-то великий русский поэт мечтал:

  • Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
  • И назовет мепя всяк сущий в ней язык,
  • И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
  • («Я памятник себе воздвиг нерукотворный», 1836).

История подтвердила пушкинское предвидение.

Но, даже учитывая то несомненное значение, которое имело и имеет творчество гениального поэта в развитии многочисленных литератур народов , мы должны оп справедливости особо выделить тему «Пушкин и Украина», составляющую одну из самых ярких страниц в истории взаимодействия и взаимообогащения культур русского и украинского народов. Пушкин поставил в своих произведениях целый ряд наиболее существенных проблем, глубоко исследуя противоречия эпохи, соотношение личности и общества, народа и государства. В центре его внимания были важнейшие вопросы исторического развития. Его творчество стало образцом высокого и совершенного искусства. Поэтому было естественным и закономерным, что украинские поэты и писатели в ряде случаев опирались на опыты Пушкина, развивали его традиции, нисколько не теряя, разумеется, при этом своей самобытности.

Источник: http://ruslit.biz/vliyanie-tvorchestva-pushkina-na-literatury-bratskix-narodov/

Братские народы России

Сегодня мы часто слышим с экранов телевизоров про «братский народ Украины», «братский народ Сирии» и некоторые другие братские народы россиян, которым мы, россияне, что-то должны. А что вообще означает понятие «братский народ» и кого мы действительно можем считать своими братьями?

Изначально (в древние русские времена) брат – это тот, кто с тобой одной крови. Примерно в то же время появилось и понятие «побратим». Побратим – это названный брат. Существовал у наших предков обряд в соответствии с которым друзья (подчёркиваю – друзья) называли друг друга братьями. Есть (во всяком случае, раньше было) такое слово во всех славянских языках.

Хочу отметить такую особенность – я не слышал ничего о братских народах американцев, англичан, французов или немцев. Союзники, дружественные государства, обиженные геи, коалиция по борьбе с кем-то или за что-то, и т.п. И не более того. А вот мы в России, во всяком случае политики, постоянно ищем братский народ…

Этой «братской истории» уже больше тысячи лет. Сначала нужно было объединить действительно близкие по крови славянские племена, чтобы просто выжить. Потом княжество Московское превратилось в Великое княжество, а потом в  империю. И в состав империи вошли совсем не славянские народы.

Читайте также:  Итоги боевых действий красной армии в летне-осенней кампании 1944 года - история России

Можно было, как это делалось в Северной Америке, вырезать аборигенов, а можно было как-то попробовать жить вместе. Но невозможно жить вместе с врагами, рабами, покорённым народом, который будет ощущать себя народом второго сорта. Рано или поздно рабы взбунтуются. Вот тут и пригодился древний русский обычай побратимства.

Вы не завоеванный и покорённый народ – вы теперь наши братья. У вас такие же права, и такие же обязанности.

Я вам нарисовал, безусловно, очень упрощенную историю о истории. Тут можно законно возмутиться: А хотели ли эти народы становиться братскими? А у них был выбор.

Нужно заметить, что российская империя сильно отличалась от империй английской, испанской, французской, португальской и многих других. Индийцы никогда не нападали на англичан, негры не жгли французских городов, инки не грабили испанских гробниц.

А чем занимались много веков татары казанские и татары крымские, и некоторые другие в будущем братские народы? Пограбить, вырезать, пленников взять, всё сжечь.

И расширение российского государства, в большинстве случаев, это ответ на визиты буйных соседей  — а теперь уже мы идём к вам. И было у русских полное моральное право «ответить зеркально» в соответствии с европейскими традициями. Все, к взаимному удовольствию, выбрали побратимство.

Это кстати ответ на вопрос: «Почему в 1945 году Германию не превратили в пустыню»? Традиция у нас такая. Просто инстинкт, с которым сегодня нужно бороться. Впрочем, об этом мы поговорим ниже.

В Советском Союзе была «семья братских народов СССР» и ещё целый букет «братских социалистических народов».

Я не жил во времена Петра Первого, а вот в СССР мне пожить удалось. И по роду своей трудовой деятельности я не просто на недельку в отпуск приезжал, а некоторое время трудился практически во всех советских республиках.

По этой причине я просто испытал шок, когда в начале девяностых начали говорить о «тюрьме народов, в которой русские были тюремщиками», про геноцид народов русскими, про оккупацию Восточной Европы, про голодомор и т.п. хрень.

Вдруг «братские народы» оказались совсем не братскими. Далеко не братскими. И не только в Восточной Европе и СССР. В самой России вдруг выяснилось, что не все народы одинаково братские. Я хорошо помню «убирайтесь с нашей башкирской земли». Было? Было! Русские стали чужими и врагами для всех прежде братьев.

Сегодня в самой России всё, на первый взгляд, как-то «устаканилось». Есть отдельные ещё, в некоторых местах, шероховатости, но выглядит всё вполне прилично.

Ложки нашлись, а осадочек-то остался. Как жить дальше с уже приобретенным опытом?

Тут можно поругать Советский Союз, в котором все народы были равны, но некоторые были немного ровнее – это я про заигрывание с национальными элитами, неравномерность, так сказать, материально-технического снабжения некоторых республик. От чего возникла иллюзия (и она действительно была), что все кормят русских, и если отделиться, то жить станет веселее. И это было. Особенно в последние годы существования СССР.

Только проблема с небратскими «братскими народами» случилась существенно раньше, чем СССР появился на мировой карте. Жил такой писатель Фёдор Михайлович Достоевский. И вот, что он написал в ноябре 1877 года, когда шла русско-турецкая война за «освобождение от турецкого ига братского болгарского народа»:

Ну и как вам пророчество? Просто Нострадамус теории «братских народов». И ответ тем, кто сегодня говорит о славянском мире. Лукавый, как выяснилось, народ славяне. Но не все.

За многие века разделился славянский народ и, как это не больно, продолжает делиться и трансформироваться.

Сегодня о славянском мире можно достаточно уверенно сказать, что есть славяне и они же русские, а есть бывшие славяне: славяно-немцы, славяно-турки, славяно-арабы и самое больше племя – славяно-американцы.

Я, безусловно, утрирую, но именно к этому идёт «славянский мир». Кстати, учёные на основании статистических данных утверждает, что количество славян на планете неуклонно и регулярно сокращается. Он даже не вымирают. Не хотят бывшие славяне, чтобы просвещённые американцы и европейцы считали их славянами, т.е. людьми, имеющими общие корни с русскими. Это факт.

Да и Бог с ним, со славянским миром. Тут, как говорится, мы уже имеем отрезанный ломоть. Им не нужно, а нам это зачем?

Мы сегодня в России снова «семья братских народов» (семья предполагает, что может быть и развод) или мы единый российский народ?

Сегодня учёные люди говорят, что «братские народы» — это не вопрос национальности и крови. Это мультиэтническое общество объединенное единой надэтнической идентичностью. Если перевести с учёного языка на человеческий – это сообщество, которое объединено единой идеей (целью), для которого эта цель важнее национального эгоизма.

Соответственно, чтобы в России был российский братский народ, у этого народа должна быть единая объединяющая цель. Например, жить в большой богатой и сильной стране, которой можно гордиться.

Источник: http://typrishol.ru/istoriya-obshhestvo-politika/bratskie-narody-rossiyan-predskazanie-f-m-dostoevskogo.html

Новости

  • 12 июня наша страна отмечала праздник — День России, день рождения нашей Родины. Откуда произошло священное для русского человека слово родина, узнали ребята младшего и среднего возраста, приняв участие в познавательно-игровой программе «Если будет Россия, — значит, буду и я».
  • В 2018/2019 учебном году планируется открытие 9 класса (20 человек) и 10 класса (20 человек) Центра поддержки одаренных детей Тульской области (далее – Центр) по направлениям: естественнонаучное и гуманитарное. Каждому обучающемуся будет предоставлена возможностью проживания в пансионе.
  • Офис обслуживания потребителей филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» — «Тулэнерго» напоминает жителям региона о возможности использования интерактивной системы обслуживания.
  • Работники районного Дома культуры подготовили для воловчан и гостей праздника концертную программу «Мы с тобой Россия»
  •    Накануне Дня России центральная районная библиотека и детский филиал провели литературно-музыкальный вечер «Я, Ты, Он, Она – вместе целая страна!» и викторину «День России».
  • Ежегодно в сельских филиалах района для читателей проводятся мероприятия, посвященные жизни и творчеству великого поэта: оформляются книжные выставки, проводятся литературные конкурсы, викторины, часы, утренники. Этот год не стал исключением, и Станционный сельский филиал подготовил и провел для своих читателей цикл мероприятий.
  • Поздравляю вас с одним из главных государственных праздников – Днем России!Он объединяет всех граждан нашей страны, которые чувствуют ответственность за судьбу Отечества и честно трудятся ради его благополучия.
  • Организаторы мероприятия рассказали ребятам и о других многочисленных увлечениях Александра Пушкина, о том каким он был в быту, о его поездках по Руси-матушке и как эти его дорожные впечатления нашли отражение в его замечательных произведениях.
  • Чтобы дети пос. Волово смогли активно отдохнуть в летний период, при школе №2 радушно распахнул свои двери детский оздоровительный лагерь. «Здравствуй, лето!» — под таким девизом прошло открытие.
  • Чтецы разных возрастов прочли вслух любимые пушкинские строки. Задачами конкурса являлись возрождение традиции звучащего слова, воспитание культуры чтения, развитие навыков выступления перед аудиторией.
  • Молодые люди, проходящие военную службу по призыву, с даты ее начала до окончания имеют статус военнослужащих. Именно этот статус дает им право на пользование различными льготами. О них не всегда бывает известно широкому кругу призывников.
  • Работа на селе требует больших сил и самоотдачи, усердия и терпения. Вы трудитесь в будни и выходные, оставаясь надежной опорой нашего аг-рарного сектора.
  • Легкая промышленность – один из важнейших секторов экономики не только Тульской области, но и всей России.

Источник: http://vilvolovo.ru/news/bratskix-narodov-soyuz-vekovoj/

Братских народов союз вековой

Европейские завоевания обеспечивались подавляющим военно-техническим превосходством. Коренные народы Америки до прихода европейцев не знали металлических орудий и верховых лошадей. Африканцев косили пушки и ружья.

Колонизаторы господствовали на морях, а их базы на побережье могли быстро вызвать на помощь мощные эскадры с десантами. Широко применялись подкуп и обман.

Если вождю племени преподносили дешевые украшения, а взамен просили отпечатать палец на бумаге, мог ли он догадаться, что продает свою землю?

Небольшая Европа раскидывала щупальца на весь мир. Формировалась цивилизация-вампир, впитывавшая соки из других стран и народов. Чтобы обосновать хищничество, создавались теории о «высокой миссии белого человека»: руководить остальным человечеством, приобщать «дикарей» к культуре.

Та оказывалась сомнительной.

Миссионер Ксавье побывал на Молуккских островах, захваченных Португалией, и писал, что знакомство туземцев с португальским языком ограничивается спряжением глагола «грабить», причем «местные жители проявляют огромную изобретательность, производя все новые слова от этого глагола».

Столь же «культурно» вели себя другие завоеватели. Голландцы за непокорство истребляли целые народы — так было уничтожено население островов Банда, Серам, Рун.

А в британских американских колониях родилась пословица: «Хороший индеец — мертвый индеец». В Северной Америке до ее «открытия» обитало несколько миллионов коренных жителей. В ХХ веке их осталось менее 200 000.

В Индии хозяйничанье англичан несколько раз приводило к чудовищному голоду, когда вымирали миллионы. 

Африку превратили в источник рабской силы. По оценкам историков, отсюда вывезли 13–15 млн подневольных. Приблизительно столько же людей погибли при транспортировке (потери в 50% считались нормальными). И примерно вдвое большее число — это жертвы войн, которые велись за захват рабов. Китай был слишком большим и многолюдным для завоевания.

Читайте также:  Участие России в мировой войне - таблица - история России

Но в 1840–1850-е армады британских и французских кораблей бомбардировали китайские порты, пока тамошнее правительство не разрешило ввоз опиума. Порабощали, превращая в наркоманов, и это не требовало затрат, а приносило колоссальные прибыли. Для слабых и миролюбивых аборигенов Тасмании подобных ухищрений не потребовалось. Их истребили полностью.

И не в эпоху Средневековья, а в «цивилизованном» ХIХ веке.

Русские в Сибири не располагали подобными преимуществами. У местных народов имелись сильная конница, развитая металлургия, отличные доспехи, сабли, копья. У некоторых племен было огнестрельное оружие. Впрочем, качество фитильных ружей землепроходцев оставляло желать много лучшего. Татарские луки оказались куда скорострельнее и по дальности боя не уступали.

Сибирские племена были малочисленными, но и русских там было мало. В начале XVII века насчитывалось 2–3 тысячи служивых людей на всю Сибирь. Базировались они не по морским берегам, быстрой подмоги из метрополии получить не могли. Дорога из сибирских городов в Москву иногда занимала несколько лет. А в экспедиции отправлялось всего по 10–20 человек! Редко сотня или больше.

Уходили на 5–10 лет в таежное море, и никто не знал, живы ли. Но открывали «новые землицы», приводили жителей «под государеву руку», облагая их ясаком. Кстати, для сбора ясака к отдаленным племенам ходили чаще всего по два казака. А то и по одному. Казалось бы, стрела в спину — и ищи-свищи. Но ведь возвращались.

Привозили «меховую казну», узнавали новые сведения, и на их основе снаряжались следующие экспедиции.

Дело в том, что освоение сибирских пространств вообще не было «завоеванием». Действовали иные механизмы. Ясак, строго говоря, представлял собой не дань, а службу царю. Ясачные становились государевыми служащими. Размер ясака не был обременительным.

С главы семьи брали в год от одной шкурки лисицы. С крупного хозяина, имевшего много работников, — до 30–40 соболей. Для племен, промышлявших охотой, это было не тяжело.

Причем служба не являлась безвозмездной: тот, кто сдавал ясак, получал за это «государево жалованье» — ремесленные изделия, ткани. 

После сдачи сибиряки обретали право свободно продавать излишки мехов. Возникали ярмарки, куда купцы привозили разные товары. Иностранцы еще в XVII веке удивлялись, как «горсть людей овладела таким громадным пространством».

Ответ они давали верный: причиной успеха стало вовсе не «покорение военною силою, но по убеждению туземцев и исключительно в надежде на выгоду в будущем от торговых отношений с московитянами». Впрочем, реальная картина была все-таки сложнее.

Желание пускать на свою территорию чужих и платить ясак проявлялось далеко не всегда. Первое знакомство с тем или иным племенем нередко начиналось с вооруженных столкновений. 

Потом узнавали друг друга, и налаживалось взаимопонимание. Способствовала этому не только торговля. Жизнь в Сибири была очень неспокойной. На селения по Оби, Иртышу, Енисею то и дело нападали степняки — калмыки, казахи, каракалпаки, киргизы.

Грабили, угоняли людей, облагали данью. А Забайкалье и земли Дальнего Востока пыталась подмять китайская (маньчжурская) империя Цин. Русские в подобной обстановке становились защитниками, местные жители отбивались вместе с ними.

Да и внутри Сибири постоянно кипели страсти между родами, племенами. Дрались за угодья, отбивали друг у друга скот, имущество, захватывали женщин и рабов. В таких случаях тоже обращались к русским. Просили оборонить от соседей, выручить из плена сородичей.

Воеводы и отряды землепроходцев заступались за своих ясачных, гасили конфликты, присылали вооруженную подмогу.

Почему же сибирские народы выбирали власть русского царя, а не степных ханов или маньчжурских императоров? Так ведь русские не порабощали. Полностью сохранялись угодья, самоуправление, верования, традиции. Ясачных категорически запрещалось обращать в холопство.

Царские наказы воеводам в Сибири раз за разом гласили: «Приводить инородцев под высокую государеву руку» и собирать ясак «ласкою, а не жесточью». «Держать к ним ласку и привет и бережение, а напрасные жесточи… им ни в чем не чинить… чтоб их в чем напрасно не ожесточить и от государевой милости не отгонить».

К ясачным запрещалось применять смертную казнь — даже в случае восстаний. Права их строго охранялись законами.

Вслед за землепроходцами в Сибирь ехали охотники, промышленники, крестьяне. Возникали и разрастались города. Множились русские деревни. Освоение окраин поощрялось. Переселенцы получали значительную помощь от казны, земских властей. В Сибири им на обзаведение хозяйством предоставляли ссуды, семенное зерно, лошадей.

Земли можно было взять сколько угодно — сколько сможешь обработать. Но при одном непременном условии: интересы коренных жителей нарушать было нельзя. Царские указы требовали селиться только на «порозжих» местах, а «ясачных угодий не имать».

Воеводам предписывалось: если кто-нибудь «у ясачных людей угодья пустошает», таких хозяев «сбивати долой» и даже «бить кнутом нещадно». Нередко земли, более подходящие для земледелия, оставались в распоряжении местных охотников. Крестьянам же приходилось довольствоваться тем, что осталось. В спорных случаях правительство принимало сторону ясачных.

Короче говоря, история вроде покупки голландцами Манхэттена за безделушки стоимостью в несколько десятков гульденов в России не прошла бы.

Кстати, о безделушках. Списки товаров, которые русские купцы везли на сибирские ярмарки, включали: английское сукно, сермяжное сукно, холст, кафтаны, сапоги, топоры, пилы, иголки. Привозили хлеб. Всевозможные украшения занимали в этих перечнях очень скромное место. Перечисленные товары стоили в Сибири дороже, чем в европейской России, однако и накладные расходы были значительными. 

Специалисты оценили, что доходы купцов от этих поездок составляли 22–25%. То есть были высокими, но не сверхприбылью. Торговля не носила «колониальный» характер. 

Основным товаром для ограбления (а в перспективе и для депопуляции) туземцев со стороны западных предпринимателей служила «огненная вода». В списках русских купцов ее вообще нет. В России спиртные напитки являлись казенной монополией, а правительство не поставляло их сибирским племенам. Между прочим, этим пытались пользоваться иностранцы.

В XIX — начале ХХ века из Китая пробирались по тайге «спиртоносы», тащившие за плечами канистры с отравой. На Чукотке и Камчатке причаливали шхуны американцев. Опоив население, почти задаром тащили бесценные меха, моржовую кость и прочие дорогие грузы.

Особенно катастрофичными были эти визиты в первые годы после революции, когда рухнула пограничная охрана. 

Нет, русские такими приемами не пользовались. Поддержанию хороших отношений с коренными сибиряками немало способствовала специфическая черта нашего народа — отсутствие расизма и национального высокомерия.

Коренных обитателей уважали, никогда не «учили жить». Зато сами не стеснялись учиться, перенимали здешнюю одежду, виды и способы жилья, транспорта, хозяйствования.

К национальным особенностям относились очень бережно. 

Европейцы свалили в кучу многочисленные народы Америки, прозвав их «индейцами», а Африки — «неграми». У русских никакого обобщенного названия для племен Сибири не возникло.

В докладах и переписке каждый этнос выделяли особо — «остяцкие люди», «тунгусские мужики». С бурятами отношения сложились настолько дружеские, что в документах XVII века их называли не бурятами, а «братами», «братскими людьми».

А уж определение «дикари» наша интеллигенция начала употреблять лишь в XIX веке, нахлебавшись западной «культуры».

В отличие от европейских первооткрывателей русские везде сохраняли исконные названия гор и рек, данные коренным населением. Среди сибирских городов не возникло ни одной Новой Москвы или, допустим, Нового Устюга. Они получали имена по названиям здешних народов, местностей, рек: Мангазея, Якутск, Братский (бурятский) острог. Разве не признак уважения?

В целом же получалось не покорение, а хороший симбиоз. Несмотря на то, что сохранялось племенное и родовое самоуправление, якуты, буряты, эвенки нередко шли судиться не к своим князькам, а к русским начальникам. Считали их более справедливыми. Поступали и на службу.

Так, для охраны восточных границ было сформировано Забайкальское казачье войско — три полка составились из русских, два полка являлись бурятскими и один — тунгусским.

Для коренных сибиряков не было никаких ограничений при поступлении в учебные заведения — земские школы, гимназии, реальные училища. 

При Советской власти все сибирские народы получили те или иные формы автономии — республики, области, округа.

Целенаправленно разрабатывались и внедрялись системы национального образования, поддерживалось сохранение и развитие национальной культуры. Результат известен. В XX веке численность народов Сибири возросла многократно.

И это не считая смешанного населения. Сопоставить с судьбой индейцев Северной Америки не так уж и трудно. 

«А как же повсеместное пьянство, приведшее во второй половине двадцатого столетия на грань катастрофы некоторые малочисленные народы нашей страны?» — возможно, спросите вы. Отрицать это бессмысленно.

Действительно, чрезмерно либеральная политика советских властей в вопросах продажи и потребления алкоголя принесла весьма скверные плоды. Однако вряд ли в этой политике следует искать злой умысел, тем более направленный против малых народностей.

В конце концов, депопуляция, негативные демографические последствия, связанные с пьянством и алкоголизмом, сильно ударили не только по ним, но и по самому большому народу бывшего СССР.

Источник: http://portal-kultura.ru/svoy/articles/russkaya-evraziya/71748-bratskikh-narodov-soyuz-vekovoy/?CODE=71748-bratskikh-narodov-soyuz-vekovoy&print=Y

Ссылка на основную публикацию