Внешняя политика России в 20-х годах хх века — история России

Внешняя политика России в 20-м веке (кратко)

Внешняя политика России в начале 20-го в. была направлена на установление официальных отношений с другими странами. В то же время наблюдалось стремление к экспорту революционных идей. Осознание невозможности немедленной мировой революции привело к концентрации внимания правительства на укреплении стабильности внутри страны.

Советским дипломатам уже в начале 20-х удалось добиться прекращения экономической блокады молодого государства. Немалую роль в этом сыграл принятый 23 ноября 1920 г. декрет о концессиях СНК. Вскоре после этого были подписаны торговые соглашения с Италией, Норвегией, Чехословакией, Данией, Германией, что было равносильно признанию СССР в мире.

Однако к окончанию 20-х гг. произошло серьезное осложнение международной обстановки. Советское правительство поддержало начавшееся в Китае национально-освободительное движение. А попытки материальной поддержки начавших бастовать рабочих Англии привели к серьезному осложнению отношений и с Великобританией. Негативно настроены по отношению к молодой державе были и религиозные лидеры.

В последующие годы политика СССР отвечала довольно сложной международной обстановке. Уже в 1933 г., после прихода к власти в Германии Гитлера, руководители СССР стали выражать заинтересованность в формировании серьезной системы коллективной безопасности в Европе. В 1934 г. СССР получил членство в Лиге наций. В 1935 г. был заключен договор о взаимопомощи в случае агрессии с Францией.

В 1936 г. фашизм начал свое шествие по Европе. В то же время на Дальнем Востоке ситуация оставалась достаточно напряженной. В период 1938-1939 гг. происходили неоднократно боевые столкновения на о. Хасан, р. Халхин-Гол и территории Монголии с частями Кваньтунской армии Японии. В результате СССР удалось добиться определенных территориальных уступок.

Поскольку попытки создания коллективной системы безопасности в Европе не оказались успешными, советское правительство одобрило новый курс — на сближение с Германией. Важнейшей целью советской дипломатии при этом стало стремление избежать преждевременного начала военного столкновения.

Пакт Молотова — Риббентропа о ненападении между СССР и Германией был подписан в августе 1939 г. К нему прилагался секретный протокол о разделе зон влияния Германии и СССР. К германской сфере влияния отходила Польша. СССР же получал Северную Буковину, Западную Украину, Финляндию, Прибалтику, Восточную Польшу. В тот же период были разорваны дипломатические отношения с Францией и Англией.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Этот день стал датой начала Второй мировой войны. Стоит отметить, что 28 сентября того же года был подписан договор между Германией и СССР «О дружбе и границах».

И 30 ноября, стремясь отодвинуть государственную границу дальше от Ленинграда, СССР начал войну с Финляндией. Хотя ее цель была достигнута, Советско-финская война нанесла СССР серьезный финансовый урон.

Эти действия СССР были осуждены мировым сообществом и привели к исключению Советского Союза из Лиги наций.

По окончании Второй мировой войны мир оказался расколот на два противостоящих лагеря. К 50-м гг. идеологический диктат КПСС несколько ослаб. В противовес НАТО в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского договора. В нее вошли СССР, ГДР, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Польша, Албания, Болгария.

Постепенно началось сближение СССР и Китая. Советский Союз взял обязательства по выводу войск из Порт-Артура, отказался от всех интересов в Маньчжурии. Тем не менее отказ Китая в размещении на своей территории советских военных баз привел к обострению отношений.

Стоит отметить и возведение Берлинской стены 13 августа 1962 г., ставшее знаковым событием для всего мира. Западная и восточная части Берлина оказались разделены на десятки лет.

Поводом к возведению стены стали призывы США к объединению Германии и отказ признавать ГДР самостоятельным государством.

Однако острейшим в истории стал Карибский кризис 1962 г., спровоцированный попыткой СССР разместить на Кубе ядерные ракеты. Он был преодолен благодаря разумным и взвешенным действиям глав СССР и США. Вскоре отношения между странами вновь накалились из-за ввода войск США во Вьетнам.

Необходимо отметить, что гонка вооружений стала тяжким бременем для экономики СССР. В 1959-м Хрущев на Ассамблее ООН внес предложение о заключении договора о нераспространении ядерного оружия.

Уменьшение напряженности между Западом и Востоком стало основной проблемой последующих трех десятилетий. Этому способствовало заключение договора между СССР и США об ограничении систем ПРО и четырехстороннего соглашения по Западному Берлину. В 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба государства получили членство в ООН.

26 мая 1972 г. был заключен договор об ограничении количества наступательных ракет и ракет подводного базирования ОСВ-1. А позже, в 1978-м, — ОСВ-2. Увеличился и объем торговли между США и СССР (в 8 раз).

Постепенно удалось добиться сближения и с другими капиталистическими странами, в частности с Англией и Францией. Важной вехой в истории международных отношений стало СБСЕ (Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству), состоявшееся в Хельсинки в 1975 г.

Несмотря на все дипломатические усилия в 1979 г., напряженность в международных отношениях вновь возросла: СССР ввел в Афганистан свои войска.

Говоря о внешней политике СССР, стоит упомянуть и территориальный конфликт с Китаем, приведший к серьезным столкновениям на полуострове Даманский (1969).

Во второй половине 80-х серьезные изменения произошли и во внутренней, и во внешней политике Советского Союза. Власть получили люди, обладающие новым мышлением. Пришедший в тот период к власти М.С.

Горбачев провозгласил приоритет общечеловеческих ценностей и отказ от важнейшего постулата советской идеологии о расколе мира на два противоборствующих лагеря.

Стали регулярно проводиться встречи в верхах.

Были нормализованы и отношения с Китаем после визита в 1989 г. в Пекин советской делегации. В том же году завершился вывод советских войск из Афганистана. После юридического роспуска Варшавского договора войска СССР были выведены из Чехословакии и Венгрии. В июле 1991 г. Горбачевым и Бушем был подписан договор об ограничении наступательных вооружений.

Но отказ от применения силы в международных отношениях привел к скорому ниспровержению коммунистических режимов Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, ГДР. 1989 г. ознаменовался падением Берлинской стены. Это событие имело огромный резонанс во всем мире. ГДР после многопартийных выборов в 1990 г. вошла в состав ФРГ.

Доверие к СССР и лидеру страны Горбачеву значительно возросло. Он был удостоен Нобелевской премии мира. Однако нельзя не сказать о том, что влияние СССР в мире значительно уменьшилось.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/vneshnyaya-politika-rossii-20-veka/

Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия (стр. 1 из 4)

План:

1. Введение.

2. Внешняя политика Российского государства в 20-е годы.

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Решение двух главных внешнеполитических задач:

— признание советской власти со стороны основных мировых держав;

— курс на мировую революцию.

Расширение сферы влияния на Востоке и налаживание отношений со странами Западной Европы.

Генуэзская конференция.

Временные осложнения отношений с Англией и Францией.

Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.

Внешнеполитические отношения с Китаем.

3. Внешняя политика Российского государства в 30-е годы.

Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг. Новые задачи внешней политики.

Отношения с Германией.

Новая внешнеполитическая доктрина.

Политика «умиротворения».

Отношения на Дальнем Востоке.

Советско-германские договоренности.

События в Испании.

Начало Второй мировой войны.

4. Заключение: итоги внешнеполитической деятельности Советского

Союза в 20-30-е годы ХХ века.

Введение.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях.

Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира.

Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20—30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока.

В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств — Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемствен­ность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В. И. Лениным.

Первое — принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г.

Читайте также:  Взаимоотношения партизан и населения - история России

в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции.

Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение — принцип мирного сосуществования с капиталистической системой — определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане.

С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров.

Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

В течение 20 — 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.

Внешняя политика Российского государства

в 20-е годы XX века.

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить только с союзниками Германии – так называемыми Центральными державами. Заключение Брестского мира означало временную передышку.

Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор: «Большевики – подлые и в высшей степени противные люди, но это не помешало нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем их. Это политично, и это – политика». Но, спустя время, стало ясно, кто кого использовал.

После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир был аннулирован советским правительством.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах.

Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление боль­шевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества.

Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

Решение двух главных внешнеполитических задач.

В первые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской власти со стороны основных мировых держав.

С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так, 17 марта 1920 г.

Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму, поскольку «только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и спартаковцы (члены коммунистического «Союза Спартака») завладели частью города.

Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад на помощь коммунистам». В действительности в те дни бои в Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем Вольфгангом Каппом.

Однако вскоре поход к германским границам всё же состоялся – во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под Варшавой. Стало ясно, что «экспортировать революцию» на красноармейских штыках – задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.

Государства, ранее входившие в состав Российской империи (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая российскую Бессарабию), назывались «лимитрофами», т. е. «пограничными». По замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный «санитарный кордон» против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.

Расширение сферы влияния на Востоке.

Первых успехов советской дипломатии удалось добиться в сопредельных государствах. Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией.

В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции».

Часть Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.

Параллельно этим внешнеполитическим успехам в 1921—1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды.

Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, — Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Генуэзская конференция.

В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной кон­ференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России.

В случае их принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция.

В ней участвовало 29 государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд., руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Источник: http://MirZnanii.com/a/24925/vneshnyaya-politika-rossiyskogo-gosudarstva-v-20-30-e-gody-20-go-stoletiya

Внешняя политика СССР в 20-30 годы. История СССР :

Советский Союз — это великая и могущественная страна, существовавшая в ХХ веке. В мировой истории она оставила след как страна-лидер. Но было время, когда и СССР добивался признания Европейских государств, начиная развиваться с самых низов.

Предыстория

Начало ХХ века ознаменовалось для Российской империи рядом исторически важных событий: Первая мировая война, Февральская Октябрьская революции, свержение дома Романовых и образование нового государства.

С этого момента начинается новая страница в истории Российского государства – история СССР.

Правительство во главе с Владимиром Ильичом Лениным положило в основу развития новообразованного государства идею достижения социализма.

Мировое признание СССР в 20-30 годы XX века

Несмотря на то, что свержение монархии и преобразование государства произошло в 1917 г., международное признание страна получила после 20-х годов. Внешняя политика СССР в 20-30 годы в первую очередь была направлена на признание новообразовавшегося государства во всём мире.

После преждевременного выхода из Первой мировой войны и отказа платить царские долги СССР попал в немилость мировых государств-лидеров.

Однако в 1922 году, после официального объединения Украины, Белоруссии, Закавказья и России в единый Союз, было положено начало полосе дипломатического признания СССР.

Достичь европейской предрасположенности и снять экономическую блокаду удалось благодаря первым Народным комиссарам иностранных дел. Эту должность в то время занимали Г. В. Чичерин и М. М. Литвинов.

Важную роль сыграло введение НЭПа. Голод 1921 года вызвал недовольство среди крестьян и рабочих, которое переросло в Кронштадтский мятеж.

Политическая система СССР в 20-30 годы нуждалась в смене своего направления и преобразовалась из военного коммунизма в новую экономическую политику.

Такие изменения во внутреннем правлении страны смягчили отношение западных государств к России и способствовали их сближению в дальнейшем.

Первой заключила международный договор с Советским Союзом Эстония, после этого в течение трёх лет были заключены договора ещё с 13 европейскими странами. В 1922 году в ходе Генуэзской конференции, куда СССР пригласили для урегулирования конфликта между странами Запада и Россией, был подписан Рапалльский договор с Германией.

Позже были подписаны договора, решающие вопросы границ и экономических взаимоотношений со смежными странами: Афганистаном, Турцией, Ираном. В течение 1921-22 годов с Норвегией, Англией, Австрией, Чехословакией и Италией Советский Союз подписал торговые соглашения. Внешняя политика СССР в 20-30 годы начала своё активное развитие.

Читайте также:  Основные события при эпохе петра первого - история России

Первые обострения

Однако такой внешнеполитический подъем длился недолго, и вскоре назрели новые конфликты. После смерти В. И.

Ленина в 1923 году произошли внутриполитические столкновения между его приближенными за освободившееся место лидера. Его занял решительный и амбициозный Иосиф Сталин.

Для достижения своих целей он использовал любые средства. Такой резкой политики генералиссимус придерживался и в международных отношениях.

В 1927 году в Англии вспыхнул бунт шахтеров. В их поддержку выступил СССР и планировал оказать материальную помощь. Такое поведение государства отвернуло от правительство Англии и послужило толчком для разрыва всех дипломатических отношений. Вслед за Англией ввели запрет на поставку товаров из Советского Союза Канада, США, Франция и Бельгия.

Через 2 года в Китае вспыхнуло политическое освободительное движение, которое также поддержал СССР, но в итоге закончилось все поражением и обострением отношений с Китаем. Восстановить их удалось только в 1930 году в целях противостояния нараставшей агрессии со стороны Японии.

Период мирового экономического кризиса

В 1929 году произошло невероятное событие, которое повлекло за собой развитие мирового кризиса. В историю оно вошло под названием «Черный вторник». Внезапно произошёл обвал биржи на Уолл Стрит. Падение акций началось ещё в четверг, но полный крах настал во вторник 29 октября 1929 года.

Так как большинство европейских стран, которые понесли потери в ходе Первой мировой войны, выживали на денежные займы от США, падение доллара незамедлительно повлекло за собой эти государства в экономический кризис. Начались массовые протесты, повысился уровень безработицы, ухудшились условия жизни населения.

Такие проблемы способствовали внутриполитическим изменениям во многих странах.

Чем же в это время было занято Правительство Советского Союза? В СССР в 20-30 годы ХХ века наступил период экономического подъема.

Появились планы первых «пятилеток», заново заключались договора с ведущими европейскими странами.

В период мирового кризиса в СССР в разы увеличился экспорт продовольственных товаров: хлеба, зерна, мяса и других продуктов. Внешняя политика СССР в 20-30 годы переживала новый подъем.

Положение СССР в конце 30-х годов

Подавить кризис получилось только к середине 1933 года. Тогда же произошло важное изменение, существенно повлиявшее на ход истории — приход к власти в Германии Адольфа Гитлера. Пока мировые страны-лидеры были заняты решением внутриполитических проблем, в Германии началось развитие военной промышленности, в обход условий Версальского договора.

Союзу снова удалось вернуть благосклонность европейских государств и укрепить свои позиции. Внешняя политика СССР в 20-30 годы перешла на новый уровень европейских взаимоотношений. Об этом свидетельствует вступление в 1934 году Союза в Лигу Наций. В связи с событиями, происходившими в Германии, СССР выступил с предложением о создании системы общей безопасности в Европе.

Уже через год с Францией и Чехословакией были подписаны договора о взаимопомощи в случае нападения одного из европейских государств, негласно подразумевали при этом Германию. Один за одним начали заключать подобные документы с Союзом Китай, Польша, Литва, Эстония.

В свою очередь, Германия создает альянс с Японией, а позже с Италией. Постепенно начались агрессивные действия со стороны Германии по отношению к ближайшим странам.

Активная внешнеполитическая деятельность СССР

С 1936 по 1941 годы Советский Союз вел активную внешнеполитическую деятельность, поддерживал Испанское правительство в борьбе с мятежниками, которых спонсировали Германия и Италия. Помогал СССР Китаю в противостоянии с Японией.

Одновременно с этим в 1933 году Советский Союз напал на Финляндию. В результате к государству была присоединена северная часть Карелии. Такое поведение возмутило Правительство европейских стран. В итоге СССР исключили из Лиги Наций.

Ситуация в Европе резко поменялась, как и внешнеполитический курс СССР. На смену М. Литвинову пришел В.М. Молотов. В свете последних событий Советский Союз решился на серьёзный шаг – подписание с Германией тайного пакта о ненападении, известного в истории СССР как пакт Молотова-Риббентропа. Уже через неделю германские войска вступили на территорию Польши, начав Вторую мировую войну.

Источник: https://www.syl.ru/article/330054/vneshnyaya-politika-sssr-v—godyi-istoriya-sssr

Trojden | Внешняя политика России в 90-е годы XX века — История России: Конспект лекций

Вопрос 68

1. Становление нового внешнеполитического курса

2. Россия и страны ближнего зарубежья.

3. Запад и Восток во внешнеполитическом курсе России.

4. Итоги внешней политики.

1. После распада СССР и создания СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие изменения геополитической и геостратегической обстановки потребовали переосмыслить роль и место России в системе международных отношений.

В новой геополитической ситуации Россия столкнулась с большим количеством проблем. В результате изменившейся экономической, политической и идеологической ситуации в стране резко снизилась ее внешнеполитическая активность. С сокращением экономического потенциала пострадала обороноспособность страны.

Россия потеряла половину морских портов и прямой выход к мировым путям на западе и на юге. Российский флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спор с Украиной о базировании Черноморского флота России в Севастополе.

Бывшие республики СССР национализировали наиболее мощные ударные военные группировки, расположенные на их территории.

Основные направления внешней политики. Перед Россией встала задача интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав.

После прекращения «холодной войны» заметно снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Вблизи границ СНГ образовался пояс нестабильных государств.

Постепенно осознается в качестве важной задачи хотя бы частичное восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. Основу для этого представляют еще сохранившийся значительный экономический и военный потенциал страны, ее внешнеполитические и экономические связи.

2.

В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Главной проблемой оставался невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями.

В 1992 г. начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях России со странами Прибалтики остро встал вопрос о правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция.

Появились беженцы. В 1990—1991 гг. процесс реэмиграции русских стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия).

В отношениях с Украиной по-прежнему остается проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г.

Ситуация в этой области усугублялась также тем, что в первые годы независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья.

3. На протяжении 90-х гг. предпочтение во внешней политике продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США.

В конце 1991 — начале 1992 г. Президентом России было заявлено о том, что ядерные ракеты больше не направлены на объекты США и других западных стран. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга — в ненаселенные районы Земли.

В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения основаны на элементах взаимного доверия и общей приверженности демократии и экономической свободе.

Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Согласно Договору, к 2003 г.

должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1.

Российское руководство столкнулось с новой проблемой — расширением НАТО на Восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов Организации Варшавского Договора, а также прибалтийских стран в НАТО.

С этой целью она выступила с идеей предоставления странам Центральной Европы перекрестных гарантий безопасности как со стороны России, так и со стороны западноевропейских стран. Предложение не было принято бывшими союзниками СССР.

Руководство Североатлантического союза в свою очередь объявило о промежуточном варианте сотрудничества с этими странами: без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу «Партнерство во имя мира». К лету 1994 г.

ее подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия.

Россия и Япония. Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о концепции новой дипломатии в отношении России, в основу которой легли принципы доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы. Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» от всего комплекса вопросов двусторонних отношений.

Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран.

Читайте также:  Патриотизм - история России

Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры с целью заключения мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны.

Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности России.

Здесь наша страна сохранила прямой выход на мировой рынок, здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона.

В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей.

Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН, в том числе на рынке вооружений.

4. После 1991 г. Российская Федерация получила международное признание как наследница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.

Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям — политической, экономической, военной.

Однако обострившееся в современных условиях противоборство между ведущими торгово-промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда, сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска.

Источник: https://trojden.com/students/russian-history/shevelev-russian-history-lections-conspects-2012/68

Контент / ИСТОРИЯ РОССИИ / Внешняя политика России в 90-е годы XX века — Я знаю!

Внешняя политика России в 90-е годы XX века

С распадом СССР мир кардинально изменился. Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств.

Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.

Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и  ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились.

Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии.

Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.

Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.

Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада более не являлись врагами, а страны Восточной Европы более не являлись друзьями.

В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.

Отношения с Западом.

В 1992 году Президент Ельцин заявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на США и другие страны НАТО. Подписана декларация о прекращении «холодной войны». Взят курс на установление партнерских, дружественных отношений со странами Запада.

В 1993 году между Россией и США заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %.

В 1994 году Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предполагающая возможность военного сотрудничества.

В 1996 году Россия вошла в «Большую семерку», объединяющую группу семи самых развитых стран. Тем самым «Большая семерка» преобразована в «Большую восьмерку».

Начали выстраиваться глубокие экономические и политические отношения с Западом, Россия вошла в мировую экономическую систему.

Ради установления партнерских отношений с бывшими врагами Россия часто шла компромиссы и односторонние уступки. Однако эти уступки нередко воспринимались на Западе как признак слабости.

Ведущие западные страны, заявляя о союзнических отношениях с Россией, все реже учитывали ее национальные интересы.

В частности, они приняли решение о расширении НАТО на Восток – включении в его состав бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Интересы России и ее протесты были проигнорированы.

Все это приводило к охлаждению отношений с США и другими странами Запада. В результате во второй половине 90-х годов внешнеполитическая линия страны заметно изменилась.

С 1996 года Россия стала активно выступать против однополярного мира во главе с США и за создание многополярного мира, в котором исключена гегемония одной страны, а безопасность строится не на силе, а на праве.

Переломным моментом в отношениях России и Запада стал Балканский кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению ООН и протестам России развернуло военную операцию против Сербии, пытавшейся силой подавить сепаратизм в населенной албанцами сербской провинции Косово.

Россия выступила резко против бомбежек самолетами НАТО сербских городов. Впервые после распада СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные позиции при решении острой международной проблемы. Кризис в отношениях углублялся и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу.

Многие западные политики и международные организации выступали за отделение Чечни от России или пытались навязать свое посредничество в урегулировании чеченской проблемы.

В этих условиях внешнеполитический курс России претерпевал серьезные изменения, становясь более адекватной существующим международным реалиям.

Отношения с Востоком.

В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей.

В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей России со странами региона и усилило ее политические позиции.

Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.

Отношения с бывшими республиками СССР.

СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения.

Кроме того, необходимо было принять меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества.

Были приняты сотни совместных решений – в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.

Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия.

Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство.

И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.

В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств.

В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ – политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии.

Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.

Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.

В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.

Источник: http://test1.czl23.ru/plugins/content/content.php?content.364

Ссылка на основную публикацию