Возникновение государственности у восточных славян в vii — viii век — история России

Возникновение государства у восточных славян 8-9 век

Возникновение государственности у восточных славян в VII - VIII век - история России

Понятие и определœение истории. Исторические источники и их классификация.

История — ϶ᴛᴏ н., занимающаяся изучением человека

И. бывает. экон., соц., воен., полит., цивил., информ.

Истор.

источн.— ϶ᴛᴏ свид-ва о прошлом, остатки прошлой жизни.

Классиф-я: 1) веществ., 2) изобр.-письм., 3) словестные: устн. и летоп., 4) поведенч., 5) звук., 6) конвенц.-граф. (ноты, знаки), 7) фотокинодок-ты.

Возникновение государства у восточных славян 8-9 век.

Попытки создать государство, где проживали славянские племена, предпринимались неоднократно. Первая ступень – создание княжеств.

В случае если кратко, не вдаваясь в историю, то было это так: по своей сути ведический народ не агрессивен и, соответственно, не воинственен, а внешних врагов становилось больше, пришлось прибегнуть к помощи варяжских наёмников, которые руководили военными действиями. Благодаря им независимость Руси была продлена и, самое важное, осталась незавоёванной.

При этом, получив бразды правления мирным населœением, варяги стали использовать это для достижения личных выгод, они стали властвовать, назвав себя князями от слова ʼʼзнатьʼʼ. Ведуны предупреждали их, что счастья власть над руссами не принœесёт.

Но предупреждения игнорировались, а напрасно, редкий князь доживал до старости, междоусобицы, внутренние распри, болезни делали жизнь князей невыносимой и не могли они понять, почему. Нельзя вредить ведунам, а они рушили ведическую культуру, в связи с этим мучительно жили и мучительно умирали, вплоть до последнего российского императора Николая II .

Одна из удачнейших попыток загнать руссов в рамки систем привела к возникновению древнерусского государства Киевская Русь (конец восьмого — начало девятого века). Интервенция внешних врагов сплотила русских князей (в большинстве они имели варяжские корни) в единый союз. В то время, в IX веке, славяне оказались в окружении целых трёх империй, стремящихся расширить свои владения.

С запада это были франки, с юга — византийцы, с юго-востока – хазары. Да ещё и многочисленные мусульманские народности постоянно терзали Русь своими набегами. В 808 году в Хазарии в результате коварного переворота сменилась власть. Полноправным правителœем там стал некий Обадия. В своё время данный Обадия преуспел в пособничестве иудеям, и ему были раскрыты сокровенные израильские тайны.

Он получил толкование таких иудейских творений, как мишну и талмуд. Он был посвящён в иудейские ритуалы и научен их молитвам. В результате чего Хазарией стала править иудейская община, фанатично верующая в свою избранность богом, что чревато навязыванием этой избранности другим народам, в т.ч. и русским.

В конце VIII века франки, возглавляемые Карлом Великим, начинают свои крестовые походы на восток, в т.ч. и на славянские земли. За своё усердие в кровавых проповедях христианства Карл Великий в 800 году был торжественно коронован папой имперской короной. В то время византийцы смотрели на славян как на низшую расу. А себя считали богоизбранным народом, который превосходит жителœей других стран. С политической точки зрения, оставаясь нехристианской страной, Русь обрекала себя на постоянные нападения со стороны ʼʼбогоугодныхʼʼ народов, дабы просветить нас, дикарей.

И хотя создание государства и защитило завоевание Руси от внешних врагов, тем не менее ведическая культура здесь понесла поражение.

Князям было без разницы, какому богу служить, так как им была чужда славянская культура, а вот политическая ситуация в мире их очень интересовала и, исходя из неё, выбиралась религия.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/280614_vozniknovenie_gosudarstva_u_vostochnyh_slavyan_8_9_vek

Восточные славяне в VI-VIII вв., образование Древнерусского государства

Рассмотрим период жизни восточных славян, когда они стали самостоятельной группой, отделившись от славянской общности.

Восточные славяне в древности (VI-VIII века)

В шестой-восьмой века новой эры у восточной ветви славян полным ходом шло разложение родоплеменного строя. Теперь община стала не родовой, а соседской (другое ее название – вервь). Тут же появляются зачатки частной собственности, когда у каждой общины есть свое личное имущество и блага. Но, разумеется, леса и окружающие территории были общими для всех.

Как известно, первые люди, которые появлялись на какой-либо новой территории, обычно селились около рек или других водоемов. Не исключением были и наши предки. Жили восточные славяне в эти столетия еще в полуземлянках. Но ближе к девятому веку кое-где начинали появляться избы. Это стало важным шагом вперед.

К шестому-восьмому векам восточные славяне прочно обосновались на землях Восточно-Европейской равнины. Процесс их расселения происходил без особых проблем. Соседские племена никак не противостояли этому.

Да и смысла в этом не было. Ведь плотность населения в то время была еще очень низкой, то есть земли хватало всем.

Соседями славян были балты (тоже выходцы из индоевропейской семьи), финно-угры (эстонцы, финны, венгры, коми).

Но не стоит думать, что жизнь восточных славян была совсем безоблачной и беззаботной. Например, с юга-востока они терпели набеги кочевников (тюрков), живших в степях.

Постепенно в всей совокупности восточных славян начали появляться люди, полномочия которых были больше, чем у других. Речь идет о вождях, старейшинах. Они принимали решения, участвовали в качестве судий в спорных вопросах.

Народное собрание (вече) хоть и продолжало существовать, но имело гораздо меньше прав. У племен были свои князья, которые занимали в нем главенствующее положение. Например, у полян его звали Кий.

Появление князей стало первым небольшим шагом к государственности.

Но самым радикальным этапом в истории восточных славян стало образование так называемых племенных союзов (объединений племен) в восьмом веке. Знаменитый Нестор называл их в своей летописи «Повесть временных лет» племенными княжениями. Всего их существовало пятнадцать. Каждый такой союз занимал определенную территорию, у него был свой князь. Существовавшие племенные союзы:

  • Кривичи.
  • Словене ильменские.
  • Волыняне.
  • Белые хорваты.
  • Поляне.
  • Древляне.
  • Дреговичи.
  • Северяне.
  • Радимичи.
  • Вятичи.
  • Тиверцы.
  • Уличи.
  • Бужане.
  • Дулебы.
  • Полочане.

Восточные славяне в VI-VIII веке: образование Древнерусского государства

Весь этот период был подготовительным для формирования первого восточно-славянского государства, которое еще называли Киевская Русь. Для княжения на Русь были призваны варяги (вторая половина девятого века).

Читайте также:  Русь накануне образования централизованного государства - история России

Однако некоторые ученые и историки придерживаются антинорманнской теории. Согласно ей, государственность существовала у восточных славян еще до прихода варяг. Они лишь стали толчком к ее окончательному оформлению.

Сначала Рюрик и его братья, дружинники заняли основные города (Новгород, Киев). А уже в 882 году князем стал Олег, который объединил все земли под своей властью.

С этих пор Киев стал столицей: «Киев – мать городов русских». Кроме того, появляется система налогообложения (дань) и другие признаки государства. Одним из них стала религия.

Христианство было принято в десятом веке князем Владимиром.

Характер и нравы, верования и занятия восточных славян

Наши предки были необычайно радушными хозяевами, отличались милосердием и добродушностью. Кроме того, для славянина было в порядке вещей помочь нуждающемуся в этом. Очень чтили и уважали восточные славяне своих предков, свой род. В их честь устраивали особые поминальные дни.

Занимались восточные славяне в VI-VIII веках земледелием, которое называется подсечно-огневым. Напомним, что оно предполагало срубание деревьев в лесу, сжигание пней и удобрение образовавшейся золой земли.И вторым наиболее значимым занятием в сельском хозяйстве было скотоводство. Уже в то время было распространено бортничество (пчеловодство).

Эти насекомые приносили много пользы: сладкий мед, прополис, а также воск. Еще одним занятием была охота и рыбалка. Леса средней полосы всегда славились богатой фауной. А меха пушных зверей (белки, куницы, соболя) шли на экспорт. Все эти занятия позволяли восточным славянам выживать, рожать и воспитывать детей, быть уверенным в завтрашнем дне.

Также были популярны и различные ремесла. Например, гончарное дело. Из глины делали посуду и другие предметы домашнего обихода.

Из дерева могли делать абсолютно любые предметы: и посуду, и орудия труда для обработки земли, и детские игрушки. Женщины шили одежду, вышивали, ткали. У каждого было свое занятие, и никто не сидел без дела.

Прослеживалось разделение труда, которое тоже сыграло значительную роль в образовании государственности.

Мы уже сказали, что шестой век стал переломным для восточных славян. Их жизненный уклад претерпел крупные изменения. Однако все равно сохранялись такие понятия как вече, кровная месть.

Верования восточных славян назывались язычеством. Оно было широко распространено как раз в шестом-восьмом веках. А потом, с принятием христианства, его стали искоренять. У славян существовало множество богов, в которых они верили, которых славили, которым приносили жертвы (требы). В их честь строили языческие храмы, совершали обряды и праздники.

В целом жизнь восточных славян в шестом-восьмом веке была похожа на жизнь и других племен, живших в это время. Конечно, где-то они отставали, но где-то были и первыми.

Реальное прошлое России

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/istoriya/1257-slavyane-v-vi-viii-vv.html

Становление государственности у восточных славян

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 16Следующая ⇒

Вопрос об образовании, становлении и развитии Древнерусского государства, его политической и социально-экономической структуре представляется принципиальной проблемой, вызывающей порою противоречивые истолкования.

Большинство ученых считает, что Киевская Русь сформировалась в результате продолжительного, органичного процесса эволюции славянского общества путем разложения первобытнообщинного хозяйства, имущественного неравенства, складывания в нем классов и классовых отношений, объединения племенных территорий в племенные союзы. Другие, напротив, полагают, что формы и социально-экономическое содержание русского государства стали результатом завоевания иноземцами, привнесены извне и не были связаны с развитием самого славянского общества.

Проследим основные этапы становления и развития Древнерусского раннефеодального государства — Киевской Руси, складывания форм государственного управления и законодательных документов на конкретных исторических фактах.

Возникновение Древнерусского государства. Предки нынешних славян — праславяне были известны уже с середины II тыс. до н.э. Начальные письменные свидетельства о них греческих, римских, арабских и византийских историков относятся к началу I тыс. н.э.

Разложение родового строя у восточных славян характеризовалось выделением внутри племен больших патриархальных семей, которые вели совместное хозяйство на осваиваемых ими землях. При этом леса, пастбища, охотничьи угодья оставались объектами общего пользования, а освоенные участки пахоты, орудия труда, рабочий скот постепенно приобретали хозяев в лице отдельных семей.

Часто три-пять домохозяев селились в общих поселках, где за высокой деревянной оградой стояли бревенчатые жилища. Рядом располагались кузница, амбар с ручной мельницей, помещение для прядения, ткачества и шитья одежды, загон для скота и пр. Для своего жилья славяне выкапывали углубление. Верхняя часть такой полуземлянки укреплялась бревнами или жердями.

Стены избы снаружи обмазывались глиной. Внутреннее убранство составляли скамьи-лежанки, печь с дымоходом, глиняная и деревянная посуда, мелкий рабочий инвентарь и пр. Трудовая мирная жизнь неоднократно прерывалась многочисленными иноземными противниками. В борьбе с ними начали складываться первые племенные союзы. Известно, что уже с VI в.

славяне и сами совершали походы в земли Восточной Римской империи — Византии.

Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства, «лучших людей» — так назывались зажиточные люди. К VI-VII вв.

у восточных славян формирующиеся хозяйственные системы территориально-племенных земледельческих общин складываются в полугосударственные объединения переходного типа и кровнородственные отношения заменяются территориальными, политическими и военными связями.

Среди объединяющих факторов — сходство направлений социально-экономического развития восточнославянских племен, основу которого составляли пашенное земледелие, скотоводство, охота, бортничество (сбор меда диких пчел) и др.

Источники позволяют сделать вывод о том, что процесс становления государственности у восточных славян характеризовался тремя общественно-экономическими укладами.

Так, первобытнообщинный неуклонно разлагался, рабовладельческий, вследствие нерациональности и неокупаемости рабского труда в суровом климате и других обстоятельств, не получил законченного развития, а феодальный обрел свои сущностные черты.

Необходимость возникновения государства обусловливалась потребностями ограничения родовой власти, выделившейся вследствие имущественного расслоения и зарождения племенной знати, появления славянских дружин, призванных поддерживать внутреннюю и внешнюю политику своих вождей. На рубеже VIII-IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов — военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.

Один из первых русских историков, монах-летописец Киево-Печерского монастыря — Нестор (конец XI вв. — начало XII вв.) в «Повести временных лет» повествует о создании в VI в.

крупного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшем название одного из племен «рос» или «рус». Уже в VIII — IX вв.

этот союз объединял несколько десятков славянских племен с центром в Киеве и занимал значительную территорию, не уступающую по размеру Византийской империи.

Читайте также:  Россия во времена правления павла i - история России

Новгородская летопись сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем славянское объединение вокруг Новгорода.

Согласно восточным источникам накануне образования Древнерусского государства на этой территории сформировались три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куявия (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде) и Артания (юго-восточная группа, предположительно район Рязани). При этом южные славяне платили дань хазарам, северные — варягам. И хотя государственность у славян пока еще была примитивной, она стала основой, фундаментом для формирования Древнерусского государства.

Территориальное оформление Киевской Руси. Сложившиеся условия для создания государства потребовали соответствующего оформления. По мнению автора «Повести временных лет», враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжит и володеть нами»'.

Князь Рюрик прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья — в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI в.

Как установлено археологическими раскопками, IX в. на Рюриковом городище (в районе современного Новгорода; находилась резиденция скандинавского князя, что подтверждает рассказ древнего летописца о приглашении князя «из заморья» верхушкой славянских и местных угро-финских племен.

Источниковедческие исследования показывают, что с приглашенным и князем племенная знать заключила договор, по которому сбор государственных доходов с подвластных территорий оставался за представителями местных верхов.

Этот договор и лег, видимо, в основу дальнейшего взаимоотношения Новгорода с князем, могущества и независимости новгородского боярства с его крупным корпоративным землевладением и торговлей.

К тому же политические пре имущество новгородской аристократии подкреплялось институтом вечевого строя.

По некоторым источникам, недовольные Рюриком его соплеменники, князья Аскольд и Дир, в поисках добычи и развлечений направились с частью дружины из Новгорода в Константинополь. По пути им удалось захватить небольшой красивый город на высоком берегу Днепра — Киев. Переадресовав выплачиваемую киевлянами дань от хазар на себя, они остались в Киеве государями.

После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (?-912, 879-912), прозванный Вещим.

Предпринятый им удачный поход на юг обеспечил объединение двух главных центров восточных славян — Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского моря, до Черного, или Русского) и его ответвлений, освобождение земель северян и радимичей от хазарской дани. Сформировалось Древнерусское государство — Киевская Русь (882) со столицей в Киеве, по определению князя, «матерью городов русских».

Сплочение восточных славян вокруг Киева, проходившее в ожесточенной борьбе с внешними врагами, продолжалось и в Х в. К середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

В этому времени в состав Киевского государства вошли все восточнославянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер — на севере (новгородские и ильменские славяне) до верховьев Волги — на востоке (вятичи, меря, мурома и др.

), от середины Днепра — на юге (Чернигове-Северская, Киевская, Галицкая Волынская земли северян, полян, древлян, волынян, тиверцев) до Чудского озера — на западе, включая земли дреговичей, полочан, кривичей, радимичей.

Древнерусское государство было признано в качестве равного Византийской империи. Предание повествует, что князь Олег, совершивший поход на Константинополь, в знак победы повесил свой щит на воротах Царьграда. Византийский император уплатил Олегу значительную дань и заключил с ним договор (911), предоставлявший русским купцам беспошлинную торговлю и другие привилегии.

Таким образом, очевидно, что государство — продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организовано одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых. Тем не менее, летописное предание о призвании варяжских князей было облечено в так называемую «норманнскую теорию».

Основоположниками этой концепции принято считать немецких историков Г. Байера, Г. Миллера, А.Шлецера, приглашенных в Россию в период правления Анны Иоанновны (1693-1740,1730-1740) и расцвета бироновщины.

Авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси.

И уже в тот период норманнизм встретил активное возражение со стороны ряда передовых русских ученых, в том числе и М.В. Ломоносова.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей в качестве военных специалистов не вызывает сомнения. Однако ряд историков, начиная с М.В. Ломоносова, сомневались в неславянском происхождении Рюрика.

Приглашенные предводители рюриковой рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою и гражданскую власть. Норманны, по существу, превратились из наемной (союзной) дружины в опору военной власти своего представителя — князя.

Это было не завоевание, а сотрудничество, своеобразный синтез культур.

Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические насильственные истоки. К тому же князь, и его дружина быстро «ославянилась». Уже внук Рюрика носил чисто русское имя -Святослав.

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственность отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процесса противоречит известным фактам.

Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение севере русских и южнорусских племен — характерные черты продвижения славянского общества к государству.

Читайте также:  Внутренняя политика екатерины ii (1762-1796) - история России

Первые восточнославянские княжества существовали до прихода Рюрика, и первые русские князи именовались хаканами — царями. Древнерусское государство, подготовленное многовековым развитием восточного славянства, по своему политическому и экономическому развитию стояло выше варягов и не могло по этой причине заимствовать у пришельцев опыт государственности.

Однако именно норманны, во многом, увлекли славян в походы на Византию. Они же способствовали объединению Новгорода и Киева. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги стимулировали этот процесс.

Источник: https://lektsia.com/2x7cb7.html

Складывание государства у восточных славян

История как наука. Периодизация истории России.

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Первым считается время Древней или Киевской Руси. Если смотреть хронологические рамки, то это с IX века, а если быть точнее, с 862 года — года призвания Рюрика, по Норманнской теории, до нашествия монголо-татар в XIII веке.

https://www.youtube.com/watch?v=ykKyCCzhAAk

Второй период включает в себя время с XIII по XVI век — период образования единого централизованного государства, кроме того в этот период шел процесс борьбы с Золотой Ордой.

Следующим уже идет период c XVI по XVII век, шло развитие Московского государства (правление Ивана IV, Смутное время, Бунташный век и правление Софьи Алексеевны)

Период Империи — с XVIII по начало XX века, то есть с правления Петра Великого, заканчивая крахом монархии в 1917 году.

Следующий период — Советский, с октября 1917 года по декабрь 1991 года.

И последним периодом можно назвать Новейший период с декабря 1991 года по наши дни.

Складывание государства у восточных славян.

В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Такая община являлась основной производственной ячейкой первобытнообщинного строя.

Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности. Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. При родовом строе в руках глав родов сосредоточивались продукты труда членов рода — он был их главным распорядителем.

Это создавало предпосылки для появления имущественного неравенства и частной собственности.

У славян выделились вожди с наследственной властью. Вокруг них складываются отряды профессиональных воинов и советников — «дружины».

В то же время большую роль продолжали играть народное ополчение и народное собрание. Подобные периоды в истории общества именуются вождеством».

Для них характерным является то, что уже существует социальное и имущественное неравенство, но еще отсутствует узаконенный аппарат принуждения.

К IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля способствовали укреплению позиций родоплеменной знати, ее обогащению, укреплению военно-дружинной организации. На место родовой общины приходит соседская /территориальная/ община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.

РАННИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Первые шаги к развитию начал государственности относятся у славян к VI в. По сведениям арабских авторов, в VI в. у славян Прикарпатья возникло племенное объединение, которое принято именовать Дулебско-Волынский союз. Он погиб в результате нашествия авар в том же столетии.

Возможно, в это же время сложился племенной союз у славян Среднего Поднепровья. Следы этого усматривают в летописной легенде о князе Кие — основателеКиева. Есть мнение, что правившие Киевом в сер. IX в.

Аскольд и Дир были не пришельцы-варяги, а принадлежали к древней династии Кия.

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени «полянский» союз, «радимический «, «кривичский» и т.д. Эти союзы, имевшие четко фиксируемую территорию, являлись объединениями, переходными к раннегосударственным образованиям.

Такие объединения, по сведениям арабских авторов, возникли в конце VIII- начале IX в. Первое — Куява, т.е. Киевская земля, второе — Славия — Новгородская земля, третье — Артания, до сих пор не идентифицирована. Многое еще спорно и неясно, однако очевидно одно: в начале IX в.

государственность у восточных славян уже существовала.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КИЕВСКОЙ ДЕРЖАВЫ.

Центрами образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород. Роль катализатора, способствовавшего их объединению, сыграли т.н. варяги, в которых видят выходцев из Скандинавии. Под 859 г. в летописи помещено сообщение о том, что варяги брали дань с кривичей. Под 862 г.

— сообщение о их изгнании, а затем о новом их призвании в качестве наемной дружины. Однако варяги захватывают в Новгороде власть, их конунг Рюрик становится правителем. В 882 г. преемник Рюрика Олег совершает поход на Киев и захватывает его.

Произошло объединение киевских и новгородских земель в одно государство со столицей в Киеве.

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ.

Впервые «норманскую теорию» высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер. Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами-скандинавами.

М.В.Ломоносов убедительно продемонстрировал научную несостоятельность норманской теории, она неоднократно реанимировалась противниками России для обоснования утверждения о том, что славяне якобы неспособны к самостоятельному историческому развитию — им необходимо иноземное руководство. В частности, эту теорию активно пропагандировали в нацистской Германии.

Варяги сыграли роль эпизодическую, хотя, как распорядилась история, и важную в деле создания ЕДИНОГО Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли. Ошибка Миллера и др. была в том, что под образованием государства они понимали складывание правящей верхушки, утверждение династии, а не развитие всей совокупности социально-экономических отношений и институтов.

Источник: http://studopedya.ru/2-42250.html

Ссылка на основную публикацию