Правление симеона бекбулатовича — история России

Семен Бекбулатович Касимовский

Правление Симеона Бекбулатовича - история России

Семен Бекбулатович Касимовский Симеон Бекбулатович (до крещения — Саин-Булат) Касимовский. Годы жизни: ?-1616

Годы правления: 1574-1576

Из династии Герай.

Касимовский правитель, хан (1567—1573гг.). Царь и великий князь всея Руси (1575—1576гг.), великий князь тверской (с 1576 г.).

Его отец – султан  Бек-Булат, потомок ханов Золотой Орды. Саин-Булат — правнук Ахмата, хана Золотой Орды. Племянник царицы Марии Темрюковны. Вместе с отцом перешел на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному.

Крещение Семена Касимовского

Он участвовал в Ливонской войне 1558-1583 годов.

В 1573 году  крестился, приняв имя Симеона. Интересно его крестильное имя Саин-Булат. С одной стороны, на  выбор повлиял  ассонанс христианского имени с мусульманским (Саин-Булат – Симеон), а с другой – существовавшая традиция имя наречения ордынских царевичей.

Летом 1573 году Симеон Бекбулатович сочетался браком с Анастасией Мстиславской, дочерью  князя Ивана Фёдоровича Мстиславского и княжны И.А.Шуйской. Этот брак открыл потрясающую генеалогическую перспективу. Через свою жену связь с потомством Ивана Третьего, а также стал своего рода племянником самого Никиты Романовича, а следовательно, и царицы Анастасии.

Правление Симеона Бекбулатовича

Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля прошла коронация Симеона Бекбулатовича. Он был коронован и стал называться великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским.

Над Симеоном Бекбулатовичем был произведен обряд венчания на царство. Также он председательствовал в думе земских бояр и издавал правительственные указы от своего имени.

Жил Симеон Бекбулатович в Москве, окружённый пышным двором, а Грозный поселился в Петровке в скромной обстановке.

Формально страна разделилась на владения великого князя   и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства по-прежнему оставался Иван Васильевич.

Причины «политического маскарада», во время которого Иван Грозный продолжал держать власть, до сих пор остаются загадкой для историков и современников.

Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, его страх  перед предсказаниями волхвов, которые напророчили «московскому царю смерть»на этот год) не доказано, но и не опровергнуто.

Грозный передал власть не просто потомку золотоордынских ханов и самому царю (Касимовскому), но и своему близкому родственнику, который являлся племянником русской царицы. Факт восхождения Симеона Бекбулатовича на престол воспринялся его современниками  как вполне реальный и вполне законный. Об этом свидетельствуют тексты присяг царям из рода Годуновых.

Князь Симеон Бекбулатович

Через 11 месяцев  он получил земли в Твери  в удел и стал называться «великим князем тверским», а Иван Грозный снова стал царем.

Во времена правления Бориса Годунова Симеон Бекбулатович обеднел, потерял свои земельные владения, ослеп и жил в нищете. После избрания на престол Бориса Годунова, его враги начали агитацию в пользу тверского князя, и испуганный Борис сослал его  в отдалённый город.

Великий князь  вернулся ко двору при Лжедмитрии I. Вскоре последовали новая опала. В 1606 году Лжедмитрий I постриг его в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана.

Василий Шуйский в том же году отдал приказ сослать его на Соловки. Умер Семен Касимовский в 1616 году. Похоронен в Симоновом монастыре.

Его жена Анастасия тоже скончалась в иночестве в 1607 году (монашье имя — Александра). Его тесть — князь Иван Федорович Мстиславский также был пострижен в монахи (еще при Федоре Ивановиче) с именем Иона.

Дети  Симеона Бекбулатовича не дожили до взрослого возраста, их было 5 человек, и все они носили очень знаковые имена: дочери Евдокия, Мария, Анастасия, сыновья Федор, Дмитрий и Иван. Эти имена совпадали с именами детей  Грозного (от 1-го брака – Мария, Дмитрий, Иван, Евдокия, Федор; от 6-го – Дмитрий).

Источник: http://kremlion.ru/praviteli/semenkasimovsky/

Как Симеон Бекбулатович стал «царем всея Руси»

Среди многих загадок царствования Ивана Грозного одной из самых тёмных представляется возведение им на московский престол крещёного татарина Симеона Бекбулатовича.

Грозный был склонен к разного рода эпатажным действиям, вроде внезапного отъезда из Москвы в Александрову слободу или сватовства к английской королеве Елизавете I. Однако царствование на Москве потомка Чингисхана можно считать едва ли не наиболее загадочным из всех событий того времени.

Симеон Бекбулатович, до крещения Саин-Булат, был правнуком Ахмата — хана Золотой Орды, который неудачно ходил на Москву в 1480 году и бежал после знаменитого стояния на Угре. Внук Ахмата Бек-Булата известен как астраханский царевич. В 1555 или 1556 году Астраханское царство вошло в состав России.

В 1558 году Бек-Булат перешёл на службу к московскому царю. В 1567 году Иван IV назначил его сына Саин-Булата царём в Касимове. [С-BLOCK]

Вассальное по отношению к Москве Касимовское царство было образовано в середине XV века при московском князе Василии II (Тёмном). Основным его населением были татары-мишари и мордва. Это владение давалось союзным с Москвой потомкам Чингисхана.

Вообще, Чингисиды ещё очень долго после падения Золотой Орды почитались на Москве как лица царского достоинства, выше всех русских княжеских родов, за исключением династической линии московского царя.

Касимовское царство долго сохраняло своё особое устройство уже после ликвидации в Московском государстве всех удельных владений. Упразднено оно было только в 1681 году.

Саин-Булат водил касимовские рати в составе русского войска в Прибалтику во время Ливонской войны. В 1573 году царь женил Саин-Булата на дочери князя И. Ф. Мстиславского.

В связи с этим Саин-Булат был вынужден креститься в православие, а касимовский престол был у него отобран, так как московские цари назначали правителями этого государственного образования только мусульман.

В течение двух лет после этого о Симеоне Бекбулатовиче не было никаких известий, пока осенью 1575 года не произошло событие, очень удивившее современников (хотя, казалось бы, они должны были перестать удивляться причудам царя) и продолжающее озадачивать историков. [С-BLOCK]

Иван Грозный внезапно отрёкся от престола. По его распоряжению Симеон Бекбулатович был венчан в Успенском соборе московского Кремля «царским венцом» (как гласит летопись).

Симеон стал официально величаться «великим князем московским и всея Руси» (не царём!). Он председательствовал в Боярской думе, от его имени издавались указы и жалованные грамоты.

Сам Иван Грозный писал Симеону челобитные, именуя себя в них уменьшительно «Иванец», переехал из Кремля на Петровку и стал жить как обычный боярин.

Зачем ему это понадобилось? В некоторых летописях более позднего времени говорится, будто царь поставил Симеона «царём Земщины», а себе выделил Опричнину. Однако здесь явно смешиваются два разных события. К моменту коронации Симеона опричнина была уже три года как официально упразднена.

Выдвигались разные версии такого поступка царя. Одни историки предполагали, что это была очередная театральная выходка Ивана Грозного, лишенная всякого смысла. Но расценивать все странные действия царя лишь как помрачение рассудка — значит, по сути, уклоняться от всякого разумного объяснения. Иногда, как уверял Н. М.

Карамзин, Иван Грозный возвышал того или иного вельможу для того, чтобы потом подвергнуть его опале и насладиться зрелищем его падения. К случаю с Симеоном Бекбулатовичем подобный вариант явно не подходит.

Когда спустя 11 месяцев, в августе 1576 года, Иван IV свёл Симеона с московского трона, то не только не стал его преследовать, но наградил титулом великого князя Тверского, каковым Симеон пользовался до конца жизни царя. В Твери Симеон жил настоящим удельным князем, имея право суда и расправы над подвластными людьми.

Это совершенно не согласуется с образом Ивана Грозного, нарисованным историками С. М. Соловьёвым и С. Ф. Платоновым, как царя, целенаправленно искоренявшего удельные владения. [С-BLOCK]

В числе прочих была выдвинута и экзотическая гипотеза, а именно, что в среде московских бояр созрел заговор с целью свергнуть Ивана IV и возвести на престол крымского царя Девлет-Гирея — того самого, что в 1571 году сжёг Москву.

Не имея сил бороться с заговорщиками, Иван был вынужден на время имитировать уход от власти и посадить вместо себя на московский трон одного из Чингисидов. Эта версия не находит прямых доказательств. Однако, по-видимому, вес Симеона Бекбулатовича среди московской знати был достаточно велик.

Иначе не стал бы Борис Годунов при своём избрании на царство в 1598 году брать с бояр присяжную запись, что они не будут искать под ним трона для Симеона Бекбулатовича! К тому времени Симеон был лишён прав тверского удельного властителя.

Воцарившись, Борис сослал его в Кирилло-Белозёрский монастырь (по некоторым сведениям, предварительно ослепив).

Вряд ли казус Симеона Бекбулатовича следует рассматривать в отрыве от изменения этнической ситуации в Московском государстве в середине XVI века.

В связи с присоединением Казанского и Астраханского царств, среди московского служилого сословия значительно выросло количество крещёных инородцев. В борьбе с мятежными, как ему казалось, замыслами знати, Иван Грозный мог пытаться найти дополнительную опору в этом новом дворянстве и задобрить его возвышением одного из их вождей.

Поскольку никакого научного подхода к управлению в то время не существовало, результат этого поиска обернулся импровизацией — такой же бессмысленной с виду, как и опричнина. Иван Грозный не воспринимал Симеона Бекбулатовича как соперника, о чём свидетельствует благоволение царя к нему до самой своей кончины. [С-BLOCK]

Возможно, что некую роль в воцарении Симеона могли сыграть внешнеполитические дела. Крымские ханы, подстрекаемые турецкими султанами, постоянно заявляли претензии Москве на Казань и Астрахань.

При этом они явно имели поддержку среди каких-то группировок знати этих бывших царств, а также среди различных орд, кочевавших у южных рубежей России.

Венчание Симеона на царство как бы показывало, что теперь на самой Москве государь из Чингисидов и желание отложиться от Москвы к Крыму или другому ханству лишено всякого обоснования. Впрочем, какие бы догадки по этому поводу ни строились, все они пока не имеют прямого подтверждения в источниках той эпохи.

Источник: https://news.rambler.ru/other/38880964-kak-simeon-bekbulatovich-stal-tsarem-vseya-rusi/

Симеон Бекбулатович

Первое упоминание о Симеоне Бекбулатовиче относится к 1570 году. К этому времени он уже носил титул Касимовского царя. Время и обстоятельства «пожалования» Саин-Булата неизвестны.

https://www.youtube.com/watch?v=Pu4r3byGSa8

Историк А. А. Зимин так раскрывает тайну выдвижения татарского царевича:

Симеон Бекбулатович на великокняжеском престоле «Всея Руси»

После отмены опричнины в 1572 году прошло три года, и Грозный решил вновь разделить страну.

Осенью 1575 года касимовский правитель Симеон Бекбулатович был торжественно провозглашен в Успенском соборе Московского Кремля «великим князем всея Руси», а Иван Васильевич стал именоваться князем Иваном Московским.

По свидетельству автора Пискаревского летописца, он «ездил просто, что бояре, а зимою возница в оглоблех… А как приедет к великому князю Симеону, и сядет, далеко, как и бояря, а Симеон князь велики сядет в царьском месте».

Истинные причины решения государя остаются неизвестными. Уже его современники размышляли об этом шаге державного, высказывая различные предположения. И нам приходится только гадать, какие мотивы побудили Ивана Васильевича к действию.

Сделано несколько основных предположений. Во-первых, внешнеполитическая необходимость, связанная с попыткой Ивана Грозного выдвинуть свою кандидатуру на пустующий польский престол и таким образом завершить Ливонскую войну.

Во-вторых, реставрация опричнины в новых условиях и желание усилить личный террор против неугодных. Впрочем, иногда на разделение страны в 1575 году смотрят и как на антиопричнину. В-третьих, целью царя называют отказ от обязательств, розданных от царского имени, в первую очередь финансовых.

В-четвертых, существует «мистическое» объяснение. Оно основывается на свидетельстве все того же Пискаревского летописца, который записал слухи, ходившие в народе. Так, современники поговаривали, что Грозный испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть».

Перестав быть царем, костлявую «даму» с косой можно было попытаться обмануть.

Конечно, слухи есть слухи, но, как справедливо считают некоторые специалисты, в колдунов и предсказателей тогда верили безоговорочно. Вот что пишет по этому поводу знаменитый исследователь грозненской эпохи В. Б. Кобрин: «Дела о „ведунах“, которых держали у себя для гаданий, весьма распространены.

Так, при Федоре Ивановиче родственников последней жены царя Ивана — Нагих — обвиняли в том,что они специально „добывали“ ведунов, чтобы узнать, „сколь долговечен“ царь Федор.

Читайте также:  Продолжение политики реформ. земское и городское самоуправление, судебная, военная и другие реформы - история России

Если царь действительно испугался предсказания, то я даже готов признать за ним некоторую толику своеобразного гуманизма: отказавшись сам от титула московского царя, он не подставил под удар судьбы-злодейки и Симеона — тот был всего лишь великим князем, а не царем, да к тому же не московским, а „только“ всея Руси. Так что в этом году просто не было „московского царя“». Ни одно из предположений пока не доказано и не опровергнуто.

Симеон Бекбулатович — хозяин земли Тверской

Высокое положение татарина Симеона Бекбулатовича было неприемлемо для большей части русской аристократии. Сохранились сведения, что «елицы же супротив сташа, глаголюще: „Не подобает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти“. И на тех [Иван Грозный] возъяряся».

Не до конца прояснены и полномочия Симеона. Есть основания предполагать, что от его имени велась значительная часть внутренней политики, а внешняя целиком оставалась в ведении Ивана Грозного.

В то же время большинство историков сходятся на том, что права Симеона были сильно ограничены, видимо, он был лишен даже права выдачи жалованных грамот монастырям.

Скорее всего, перед нами пример «политического маскарада», когда за спиной формально восседающего на великокняжеском престоле «всея Руси» бывшего касимовского царя реальная политика велась руками все того же Ивана Грозного.

В августе 1576 года Симеон Бекбулатович лишился своего московского престола: Иван Васильевич упразднил свой «удел», вернулся в Кремль, а верному слуге Бекбулатовичу пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Тот стал называться «великим князем Тверским».

Видимо, было бы неправильно преувеличивать положение Симеона, которое он обрел в Твери. У него действительно был свой двор с положенным числом придворных, к нему обращались с различными земельными просьбами, и великий князь имел право судить-рядить в спорных случаях.

Но настоящим государем он все-таки не являлся, его «великое княжение», конечно, несопоставимо с правлением исконных великих князей Ярославичей.

Звезда и смерть Симеона Бекбулатовича

Точные вехи медленного заката звезды «царя» Симеона Бекбулатовича неизвестны, но общая линия движения вниз прослеживается. По словам московских летописцев, Симеон лишился великого княжения Тверского еще при царе Федоре Ивановиче. Царь Федор властвовал с марта 1584 по январь 1598 года. Показательно, что последние упоминания Симеона с великокняжеским титулом относятся к 1585 году.

Его «сведение» с престола подтверждается и присягой на имя Бориса Годунова 1598 года. В момент венчания Бориса на царство «царь Симеон Бекбулатов» именовался уже без великокняжеского титула.

Кушалинская волость Симеона Бекбулатовича перешла в царские владения. Для управления были назначены дворцовые приказчики. Передача земель возможно, сопровождались некоторым волнением среди местного населения. Во всяком случае, кое-кто из кушалинских „мужиков“ были отправлены в Сибирь, а их имущество отписано в казну.

Конфискация вотчины свидетельствовала о том, что власти предъявили Симеону достаточно серьезные обвинения. Тем не менее местом его ссылки стали не сибирские города и не северные погосты, а его собственные недавние владения. Условия ссылки были почетными. Симеон жил в Кушалине в окружении своего двора.

Подобно Филарету, Симеон получил послабления, но ему не разрешили вернуться в Москву. Годунов нашел время, чтобы написать ему утешительное послание. Государь обещал, что на свой день рождения он пожалует ссыльного и даст ему свободу. Однако обещание осталось невыполненным.

Сколько бы мягкими не были гонения на служилого „царя“, они дали почву для слухов, порочащих Годунова. Ослепший от старости Симеон сам жаловался Я. Маржарету, будто лишился зрения из-за Бориса, приславшего ему отравленного вина.

В русских летописях то же обвинение приобрело мистический оттенок: царь якобы ослепил Симеона с помощью некоей „волшебной хитрости“.

Надежда на восстановление хотя бы некоторого положения возникла в 1605 году, когда Лжедмитрий I пригласил Бекбулатовича в Москву. Однако здесь от него потребовали, как свидетельствует «Новый летописец», поддержать окатоличивание России. Бывший мусульманин, ставший ревностным православным, ответил отказом.

Лжедмитрий не стал церемониться и отправил Симеона в Кирилло-Белозерский монастырь. По разным источникам, это произошло 29 марта или 3 апреля 1606 года. В обители Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан.

При Василии Шуйском Симеона-Стефана перевели в Соловецкий монастырь, где он пробыл до изгнания поляков из Москвы. По решению Земского собора высокородного монаха вернули в Москву. Точное время его возвращения в столицу неизвестно, но это произошло не ранее венчания на царство Михаила Романова 22 июля 1613 года.

Старец Стефан ушел из жизни 5 января 1616 года и был похоронен в Симоновом монастыре, где девятью годами ранее нашла свое последнее пристанище его жена Анастасия, в инокинях — Александра.

Выдающиеся личности России.

Источник: http://posmotrim.by/article/simeon-bekbulatovich.html

Как преемника Ивана Грозного царя Симеона Бекбулатовича подвели под монастырь

Судьба тандема Иван IV — касимовский хан

Институт политических преемников давно применяется в политике. Его используют в наше время, использовали и прежде.

Можно ли чему-нибудь научиться у истории в этом вопросе? Историк средневековья и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов в сегодняшней авторской колонке выясняет, как Иван Грозный экспериментировал с двоевластием и разделением страны на части.

Симеон Бекбулатович, бывший татарский хан Саин-Булат, служил для него примером того, что жизнь готовит бывшему любимцу первого лица государства.

Кто такой загадочный Симеон Бекбулатович? До крещения его звали Саин-Булатом. Он — касимовский хан в 1567—1573 годах, сын султана Бек-Булата, правнук хана Ахмада, правившего Большой Ордой и угрожавшего Ивану III в «Стоянии на Угре» 1480 года.

Саин-Булат вместе с отцом перешел на службу к Ивану Грозному. В 1575 году Иван IV настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575—1576). C 1576 года Саин-Булат — великий князь Тверской.

Рассмотрим его жизнь и политическую карьеру подробнее.

Хан Касимова

Точный год назначения Саин-Булата касимовским владельцем неизвестен. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем.

https://www.youtube.com/watch?v=wAGU15YMtWk

Ранее для того, чтобы стать касимовскими царями (ханами), Чингисиды должны были успеть «поправить» в каком-нибудь татарском ханстве.

Однако Иван Грозный сделал для юного, нигде до того не бывшего на престоле Саин-Булата исключение и личной властью поставил его царем; после него начался ряд царей, или ханов, собственно касимовских.

Что заставило российского государя сделать этот шаг, неизвестно.

Свадьба Симеона Бекбулатовича и Анастасии Мстиславской. Миниатюра Лицевого летописного свода. Илл. runivers.ru

В середине 1573 года Саин-Булат принял христианство и был наречен Симеоном. Тогда же Иван Грозный, делая понятное только ему одному дело, женил новообращенного.

Его суженой стала Анастасия Мстиславская, дочь влиятельнейшего боярина князя Ивана Федоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. После этого Саин-Булат был лишен города Касимова и Касимовского царства.

Жизнь Саин-Булата после принятия христианства заслуживает отдельного и очень тщательного исследования: много спорных моментов в этом периоде его жизни.

Он был орудием политики Ивана Грозного, владел титулами великого князя всея России, великого князя Тверского, его имя звучало в политической борьбе за власть в годы «Смутного времени». Умер он простым монахом под именем инока Стефана в 1616 году. Так что же произошло после 1573 года в жизни Саин-Булата?

Наследник Грозного царя?

Осенью 1575 года судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу неожиданный сюрприз. В его жизни произошел переворот, о котором, надо думать, впоследствии он не раз с отчаянием вспоминал.

Царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича в ранге «великого князя всея Руси», уступив ему и Кремль, и дворец, и трон, и царский выезд.

Сам Иван IV стал именоваться московским князем — «Иванец московский»:

«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…».

Современники недоумевали. Но не удивление оказалось главным их чувством, а страх. Все гадали, чем может обернуться очередная метаморфоза грозного царя. Царская игра в отречения была уже знакома. Десять лет назад с этого началась опричнина.

«Лета 7084-го октября в 30 день. Великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии сю челобитную подали князь Иван Васильевичь Московской и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские». Послание Симеону Бекбулатовичу от Ивана VI. Илл. historic.ru

Автор Пискаревского летописца передает противоречивые слухи, ходившие в то время среди русских людей: одни утверждали, что царь испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть»; другие полагали, будто царь «искушал люди: что молва будет в людех про то». Разумеется, это не более чем слухи.

Второй из них показывает, как представляли себе современники личность и нрав царя Ивана. Он, по их мнению, был готов даже на такую крупномасштабную игру, как отказ от трона, чтобы услышать «молву» о себе, выявить своих противников.

Впрочем, если вспомнить времена заката советской империи периода позднего Брежнева, Леонид Ильич также, в духе царедворства и подхалимческих интриг, царивших в кругу «олигархии стариков», не раз в приватных компаниях приближенных к трону заявлял, что «устал» и собирается отойти от дел. По его сценарию, все должны были упрашивать правителя остаться.

Если же кто-то вдруг хотя бы молчал при этом маскараде лизоблюдов, такого «деятеля» тут же списывали в политический утиль и отодвигали от кормушки. Однако вернемся в средневековье.

Как и прежде, во времена опричнины, Россия разделилась на две части — великое княжение (владение Симеона) и государев удел (владение Ивана IV). Интересно отметить, что это нестандартное решение не послужило причиной каких-либо возмущений со стороны ни знати, ни народа. Все это было воспринято как нормальное явление.

Симеон жил в Москве, окруженный пышным двором. Известны уничижительные формулы обращения Ивана IV к Симеону Бекбулатовичу:

«Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

Читайте также:  Сша во второй половине xx века — начале xxi века - история России

Не все верили в двоевластие, считая, что это была «кратковременная и совсем не выдержанная проба разделения власти, — как сообщал один из послов своему королю, — какая-то игра или причуда, смысл которой неясен». В.О.

Ключевский и С.Ф. Платонов обозначили данное событие как «политический маскарад». Это неудивительно, ведь историки того времени переносили свои мысли и видения людей XIX века на события прошлого. Это не всегда правомерно.

Великий князь Иоанн IV Васильевич. (миниатюра из Царского титулярника 1672 года). Илл. wellesley.edu

Здесь не стоит упускать из внимания тот факт, что наивысшим авторитетом и недосягаемой высотой для московских политиков XVI века была династия Чингисхана; образцом для них являлась построенная его потомками империя Золотой Орды, в системе которой Московская Русь выросла и «возмужала».

Именно поэтому татарин-Чингисид был для российских правителей не только не «чужим», но, напротив, желанным и очень авторитетным лицом в системе управления страной.

«Потерей чести» для русской знати скорее стало бы возведение на престол равного им русского родовитого боярина из бывших удельных князей: Симеон Бекбулатович по родовитости неизмеримо превосходил их всех.

И до Симеона выходцам из татарских родов случалось занимать высокие посты в Московском государстве. Так, в 1572—1575 годах, как раз перед началом царствования Симеона Бекбулатовича, главой земщины был астраханский царевич Михаил Кайбулович.

Конечно, фактически Иван IV все так же управлял Московской Русью, но и Симеон был не так прост и «бутафорен»; когда царь пошел в выступление против крымского хана Даулет-Гирея, страной правил Симеон.

Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси всего 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского, а Иван Грозный снова стал царем.

Политический финал

После смерти царя Федора Ивановича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться против Бориса Годунова. Симеон стал знаменем этих сил. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…».

Симеон был лишен удела и сведен на одну тверскую вотчину — сослан на житье в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп и жил в скудости.

После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал бывшего татарского хана в отдаленный город.

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Илл. historydoc.edu.ru

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Все это время Симеон посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. Умер Симеон 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре.

Итак, «преемничество» Симеона сильно изменило дальнейшую жизнь бывшего татарского хана. Иван Грозный, видимо, изначально никаким «преемником» его не видел и использовал в своих корыстных целях. Вообще же игры в преемников не так безобидны, как может показаться из этого текста.

В истории много случаев, когда реальные правители ставили во главе государства, казалось бы, «подставных» и слабых в политическом отношении фигур, однако через некоторое время эти персоны вдруг проявляли себя отнюдь не как слабые и безвольные, а как стремящиеся к авторитаризму деятели. Их бывшие покровители нередко страдали от своих протеже. А бывало и наоборот. В любом случае, преемник, каким бы он ни был, — это не его покровитель, и его политика, если это реальный политик, а не подставное лицо, будет так или иначе отличаться от линии прежнего лидера.

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/74515-car-simeon-bekbulatovich—preemnik-ivana-groznogo

История царя Симеона Бекбулатовича

Историки до сих пор не сошлись во мнении, почему Иван Грозный в 1575 году временно заменил себя на троне касимовским «царём» Симеоном Бекбулатовичем.

Как по мне, это было связано с возможным избранием русского правителя на польский престол. И надо было выглядеть «свободным». Хотя на этой версии я не настаиваю. Но прочие и того хуже.

Оригинал взят у shatff в В этот день… 4 апреля – 3

О загадочном русском царе Симеоне Бекбулатовиче

…Согласно источникам, 4 апреля 1606 года в монахи постригли Симеона Бекбулатовича… Так свершится очередная метаморфоза в жизни Саин-Булат хана, почти год звавшегося Великим князем всея Руси.

(Заметим – в историографии принято с пренебрежением говорить о касимовском хане, но всё не так просто – во-первых, по рождению он был настоящим кровным чингизидом; во-вторых, женившись на Анастасии Черкасской, станет отцом последних потомков Ивана III и Софьи Палеолог.

…Что касается самого Касимовского ханства, то история его возникновения в Рязанских краях достаточно курьёзна – за полтора века до описываемых событий Иван Тёмный одарит этими землями перешедшего к нему на службу казанского царевича Касима… под конец XVII века ханство будет упразднено – а вот город Касимов существует и ныне… Впрочем, мы отвлеклись).

…Итак, в 1575-м Иван Грозный выкинул фортель, до сих пор однозначно не объяснённый – отрёкся от престола, и переехал на Петровку… предварительно позаботившись о венчании на царство упомянутого касимовского хана.

(Есть мнение, что Ивану был нужен «подставной» государь на время «заката» опричнины; по другой версии – колдуны нагадали в тот год Московскому царю погибель, и Грозный решил перестраховаться; полагают, даже, что среди бояр затевался заговор в пользу  Девлет-Гирея… (Звучит странновато – но, во-первых, чингизид Симеон получался знатнее крымского хана; во-вторых – хронологически Грозный вернётся во дворец незадолго до смерти последнего!..) Разумеется, присутствует и версия, что Иван просто чудил – «сумасшедший, что возьмёшь»… Надо сказать, сдавший полномочия монарх вожжи из рук не выпустит – но правила игры будет соблюдать неукоснительно, адресуясь к преемнику так: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

…Так или иначе – через одиннадцать месяцев царствование Симеона (каким бы формальным его не считать) закончится – при этом Бекбулатовича не бросят, за ненужностью, на съедение медведям!.. Совсем наоборот, «экс-царь» получит титул Великого князя тверского – и отбудет к новому месту правления, фактически, променяв один двор на другой – лишь чуть менее пышный…

…Всё бы хорошо – но с годами над князем сгустятся тучи… (Как мы помним, в своё время обряд венчания на царство был проведён по всей форме – и его никто не отменял!) Потому, после смерти Фёдора Иоанновича, Симеона начнут «поднимать на флаг» противники Годунова… Сам-то князь никаких претензий, похоже, не имел – но избранный царь Борис потенциальным конкурентом весьма тяготился. (Насколько именно – можно судить по тексту присяги, в которой подданные отдельно обещались Годунову: «…царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети». Как видим – всё-таки «царя»!..)

На всякий случай, подозрительный Борис отнимет у Симеона княжество, оставив одно село. (И, как говорят, прикажет ослепить – хотя, возможно, на Годунова, по привычке, пытаются «повесить» очередное прегрешение). Впрочем, настоящая беда придёт к царю Борису совсем с другой стороны – в лице Самозванца.

…Симеону от этого лучше не станет – в конце концов, легитимность Лжедмитрия была ещё более сомнительна!.. Так, 4 апреля 1606 года, хан и великий князь превращается в старца Стефана, инока Кирилло-Белозерского монастыря.

Но власть продолжает меняться – и в том же году уже Шуйский (тоже – государь сомнительный) сошлёт бедолагу в Соловки.

 (Надо сказать, словно предчувствуя судьбу, Симеон ещё раньше всё своё имущество растратит на храмы и монастыри – причём первым в списке (по совпадению, или нет)  стоял именно Соловецкий).

PS: …Уже после известных событий 1612 года его вернут-таки на Вологодчину – а ещё через четыре года обладатель множества имён и титулов отойдёт в мир иной.

Могила его утеряна, но, как свидетельствуют источники, надпись на ней была такая: «Лета 7124 генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан».

И снова – «царь»… Похоже, Грозный не так уж и шутил… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 4 апреля 1966 года родился Майкл Кристофер «Майк» Старр – басист успешной в 1990-е американской группы «Alice In Chains». Музыкант умер в 2011 году.

И ещё. 4 апреля 1972 года родился Йохан Магнус Свенингссон – басист шведской группы «The Cardigans».

Источник: https://skeptimist.livejournal.com/1576461.html

Симеон Бекбулатович отвел смерть от Грозного

«За многие службы»
Монаршие милости взамен гарема
Уж подан яд
Умывая руки
КОММЕНТАРИЙ

Загадочна история русского средневековья. Столь же таинственны многие страницы из прошлого Тверского княжества.

Но, пожалуй, нет более непонятной фигуры в пантеоне тверских князей, чем последний из них, — Симеон Бекбулатович, потомок ханов Золотой Орды. 440 лет назад, в 1567 году, он стал во главе Касимовского царства.

Читайте также:  Советско-германский пакт - история России

Ученые до сих пор спорят, из каких соображений Иван Грозный отрекся от престола и передал государственную власть в руки крещеного татарина Саин-Булата.

Саша Антонова, уже знакомая нашим читателям по серии статей из истории Тверского края, предлагает собственную версию появления на царском престоле Симеона Бекбулатовича.

«За многие службы»

Современники Ивана Грозного терялись в догадках по поводу воцарения Саин-Булата, приводили противоречивые суждения. Одни видели в поступке государя желание «поставить препону» царевичу Ивану, который вознамерился сам занять отцовский престол. Другие считали, что Иван Грозный таким образом собирался решить финансовые проблемы, урезав земельные владения церкви.

Третьи объясняли опасением Ивана Грозного за свою жизнь, будто бы «волхвы» предсказали русскому царю в тот год смерть. Российская историография отвергла все три версии как несостоятельные. Действительно, царевич Иван Иванович как был, так и остался наследником русского престола после годичного правления Симеона Бекбулатовича.

Земельные владения церкви нисколько за это время не уменьшились. Ну, а уж веру в волхвов назвать серьезным мотивом для передачи царского титула вассалу язык не поворачивается.

Историки ограничились гипотезами, будто Иван Грозный таким образом намеревался унизить ненавистных ему бояр или дать волю необузданной жестокости, и новых идей более не высказывают, предпочитая объяснять поступки царя умственной патологией. Но так ли безумны и необъяснимы поступки Ивана Грозного? Почти год главой русского государства являлся новообращенный христианин.

Ссадив Симеона Бекбулатовича с царского трона, царь высоко оценил его заслуги: наделил обширными землями в Твери, Торжке и Микулинском уезде, а также пожаловал татарина званием слуги государева, которое давалось только ближайшим сановникам за особые услуги.

Такой титул кроме Симеона был дарован лишь князю Михаилу Воротынскому, главнокомандующему русской армией, за разгром Крымской орды. Иностранным дипломатам давалось разъяснение по поводу присвоения звания слуги государева: «то имя честнее всех бояр, а дается то имя от государя за многие службы». За какие же «многие службы» Иван Грозный так щедро отблагодарил Симеона Бекбулатовича?

Монаршие милости взамен гарема

На протяжении двухсот лет на берегу реки Оки, среди березок и елей исконно русских земель существовало мусульманское государство. История появления Касимовского ханства на рязанщине не самая славная страница в наших летописях. Прадед Ивана Грозного великий князь Василий Васильевич потерпел сокрушительное поражение от татар и попал в плен.

Сумма выкупа составила по тем временам колоссальную сумму в 200 тысяч рублей, «всю казну». Возможно, обширные земли на Оке были переданы татарам как часть выкупа. Так русский городок Городец-Мещерский стал называться Хан-Керманом, или Касимовым — по имени первого владельца, казанского царевича Касима.

По повелению хана здесь отстроили белокаменную мечеть и ханский дворец, устроили татарские кладбища и мавзолеи для усопших родственников правителей. Жители Касимовского царства исповедовали мусульманство, на его территории действовали законы шариата. Русские князья выплачивали дань касимовским ханам.

Лишь при Иване Грозном после взятия Казани касимовские правители перешли в вассальную зависимость от Москвы, стали получать жалованье от царского правительства. Русский царь доверил воинам хана охранять приграничные земли. Касимовские татары принимали участие в русско-ливонской войне в составе государева войска.

В 1566 году погиб хан Шах-Али и на касимовский престол сел его младший сын Саин-Булат. В отличие от отца, молодой Саин-Булат оказался посредственным военоначальником: в 1571 году касимовские татары проворонили наступление Дивлет-Гирея, который беспрепятственно переправился через Оку, дошел до Москвы и сжег ее дотла.

Поразительно, но царский вассал не только не попал в опалу, но даже возглавил передовой полк в походе на литовские земли. Однако и здесь военное счастье не сопутствовало хану: по его вине царское войско проиграло сражение под Коловери. И вновь Иван Грозный проявил удивительное великодушие, назначив касимовского хана первым воеводой большого полка.

А через несколько месяцев после «повышения» Саин-Булата состоялось его крещение в селе Кушалино Тверского уезда. Новообращенный христианин принял имя Симеон. Вскоре государь выдал замуж за Симеона Бекбулатовича Анастасию Ивановну Мещерскую. Православная вера порицает многоженство, и бывшему мусульманину пришлось распрощаться с гаремом.

К тому же с принятием христианства он потерял право на ханство в Касимовском царстве. Должно быть, Симеон Бекбулатович не слишком печалился по этому поводу, потому что впереди его ждала неслыханная милость.

Уж подан яд

Через два года после обращения в православную веру Симеон Бекбулатович был торжественно наречен Великим князем всея Руси (30 октября 1575 года). Двор Симеона Бекбулатовича находился в селе Кушалине, в вотчину входили села Щербинино, Березник, Мигайлово (ныне Мигалово). В Твери дворец Симеона Бекбулатовича находился на территории кремля близ Волги.

Любопытно, что 105 лет назад в селе Тутани был найден колокол с надписью «слит повелением царя Симеона Бекбулатовича», но позднее колокол был утерян. Отречение Ивана Грозного от престола и передача царской власти в руки бывшего мусульманина вызвали недовольство в боярской среде.

Ближайшие советники укоряли царя: «Не подобает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти». Государь робкие голоса недовольных слушать не стал, сделал по своему разумению, ибо речь шла о спасении жизни самого Ивана Грозного и его семьи. Как сообщали современники, царь был уверен в том, что его пытаются извести с помощью яда.

Так, в 1570 году были казнены по обвинению в попытке убийства государя с помощью отравленной рыбы князь Владимир Старицкий с семьей. Вместе с ним сложили головы царский повар и рыболовы. Как это ни странно, подозрения Ивана Грозного имели под собой реальные основания.

Исследования останков царя и его сына царевича Ивана Ивановича, проведенные специалистами института судебной медицины в 1964 году, подтвердили, что в костных тканях обоих Рюриковичей содержание мышьяка, ртути и других тяжелых металлов превышало в десятки, а то и сотни раз допустимые пределы.

По мнению специалистов, царь и его сын подвергались отравлению на протяжении длительного времени. Медицина знает, что отравление тяжелыми металлами приводит к изменению психики больного. Действие ядов может проявляться через неконтролируемую ярость, склонность к садизму или сексуальную агрессию.

Летописи приводят немало примеров труднообъяснимого пристрастия Ивана Грозного к пыткам и жестоким казням. Возможно, виной тому были яды. Жертвами неконтролируемого царского гнева становились ближайшие сановники, слуги, ни в чем не повинные люди. Их имена перечислены в документе, который носит название «Синодик опальных царя Ивана Грозного».

Этот документ был составлен по приказанию государя после смерти царевича Ивана Ивановича. Как выяснили ученые, в основу синодика положены списки казненных за одиннадцать лет (с 1564-го по 1575 год). Имена опальных, чью смерть государь считал своим грехом, расположены в хронологической последовательности, их количество составляет около 4000.

И вот что удивительно, списки невинно убиенных обрываются одновременно с воцарением Симеона Бекбулатовича. Как будто с появлением в Кремле крещеного татарина прекратилось воздействие отравляющих веществ на организм Ивана Грозного. Уж не спас ли Симеон Бекбулатович царя от верной гибели?

Умывая руки

Как сообщают летописи, с поставлением Симеона на царский престол Иван Грозный полностью изменил уклад жизни: снял с себя царские регалии, поселился на Петровке, «как приедет к великому князю Семиону, и сядет далеко, а Семион князь велики сядет в царьском месте».

Вполне вероятно, что действия государя были продиктованы настоятельной необходимостью определить источник отравления. Известно, что яд может проникать в организм человека через желудок, с едой или питьем, через кожный покров или путем вдыхания через легкие.

Царь, наблюдая за состоянием здоровья своего двойника, должно быть, отмечал, что тот ест, пьет, какую одежду носит, к чему притрагивается и т.д.

В летописных источниках отсутствуют какие-либо сведения, почему выбор Ивана Грозного пал на крещеного мусульманина, но мы можем высказать предположение, что не последнюю роль в этом сыграли привычки татарского князя. Так, известно, что мусульмане не едят свинины, не пьют спиртных напитков, а также пять раз в день омывают руки.

Возможно, это простое совпадение, но уже через три месяца после воцарения Симеона Бекбулатовича в донесении австрийского посла появилось сообщение о переменах в поведении Ивана Грозного: царь мыл руки во время приема. В дальнейшем иностранцы подчеркивали, что, «в других случаях на частных пирах московиты, собираясь сесть за стол, рук не моют».

Вполне вероятно, царь и его сын царевич Иван Иванович последовали привычкам крещеного татарина. Вода смывала с кожного покрова рук яд, и тем самым они избавлялись от источника хронического отравления.

Любопытно, что не только царь перенял мусульманский обычай, но и Симеон Бекбулатович с годами обрусел, пристрастившись к спиртным напиткам.

Спустя годы вино стало причиной его ослепления. Француз Яков Маржарет утверждал, что лично знал царя Симеона и тот ему поведал, что в село Кушалино прибыл в день его рождения человек от Бориса Годунова. В знак своей царской милости Борис посылал Симеону бочонок испанского вина. Выпив за Здоровье Бориса, Симеон вскоре ослеп. Вполне вероятно, что яд попадал в организм Ивана Грозного не только через руки, но и с вином.

Царь щедро расплатился с Симеоном Бекбулатовичем, одарив его землями Тверского удела, а также оставив престол Касимовского ханства вакантным. Последний тверской князь получил высокое звание царева слуги, скорее всего, за спасение жизни Ивана Грозного.

КОММЕНТАРИЙ

Профессор Тверского госуниверситета Юрий Смирнов — автор множества публикаций краеведческого характера. В поле его интересов попадала и биография Симеона Бекбулатовича. — Версия Саши Антоновой может иметь место.

Характерно то, что при всей своей маниакальной подозрительности Грозный полностью доверял Симеону, считал его абсолютно надежным человеком. Он не изменил России до смертного часа, несмотря на все жизненные невзгоды. Борис Годунов очень хотел перетащить его в стан своих сторонников.

На свою сторону его хотели перетащить участники семибоярщины и свита короля Владислава. Симеону было несладко. В 1605 году его постригли в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, затем сослали в Соловецкий монастырь. Но ни одному искусителю не удалось отвратить Симеона Бекбулатовича от России.

Он в конечном итоге остался на стороне России Минина и Пожарского, царей Романовых. Саша АНТОНОВА

Суд постановил обеспечить качественное водоснабжение села в Хакасии

Источник: http://vesvladivostok.ru/publ/politika/geopolitika/simeon_bekbulatovich_otvel_smert_ot_groznogo/52-1-0-30047

Ссылка на основную публикацию