Волнения в башкирии — история России

Восстание в Башкирии. 1705-1711

Когда  и где происходило

1705-1711

Башкирия и соседние с ней районы: от реки Тобол на востоке до Волги на западе, на юге — огромная территория от реки Яик до Казани, на севере- от реки Вятки до города Кунгура.

Причины

  • Недовольство введением различных поборов и сборов с местного населения (в частности, «прибыльщики», то есть сборщики налогов,  А.Жихарев и М.Дохов  ввели 72 налога).
  • Захват русскими помещиками башкирских земель
  • Оскорбление национальных и религиозных чувств мусульман
  • Возмущение притеснением мусульман, установление налогов на мечеть и даже на каждого, кто приходил туда молиться. Кроме того, было указано строить мечети по христианским образцам, а брак и смерть фиксировать только в присутствии русского священника.
  • Требование выделить 20 тысяч лошадей и 4 тысячи воинов для войны со шведами.
  • Требование выдачи беглых людей

Цели

  • Сокращение налогов, поборов и сборов
  • Уравнение в правах мусульман с христианами
  • Сохранение вассального положения Башкорстана по отношению к России

Движущие силы

  • Башкирская знать
  • Мусульманское духовенство
  • Народные массы

Этапы восстания

  1. 1704-1706, начало восстания

Поводом стал очередной грабёж со стороны правительства- сбор лошадей для нужд армии Неповиновение вылилось в восстание.

  1. 1707-1708, наивысший размах восстания

Восставшие пытаются наладить связь с Турцией и казаками Дона, которые тоже выступали против правительства( восстание Булавина).Был избран даже хан – Хази Аккускаров

  1. 1709-1710, восстание проходило в Зауралье

На данном этапе правительственные войска с помощью колымского войска разгромили восставших, к которым присоединились в то время каракалпаки.

  1. 1711, завершающий этап восстания

  2. Принятие присяги царю в 1725 году.

Ход восстания:

Даты События
Лето 1704- начало восстания Разорение русских деревень, пленение жителей, продажа их в рабство на турецких рынках и в Крымском ханстве
Декабрь 1704  Восстание охватило многие города: Уфу, Борск, Мензелинск, не дошло лишь 30 км.  до Казани.
Начало 1705 Массовые выступления против сбора лошадей в Уфе для нужд армии (во главе карательной экспедиции – А.С. Сергеев). Массовое неповиновение башкир, отказ платить налоги вообще.
Март 1705 Против восставших выступили правительственные войска во главе с Хованским
1706, лето Восставшие отправили в Москву с челобитной царю выборных во главе с Дюмеем Ишкеевым.  Но всех арестовали, а Ишкеева повесили
Осень-декабрь 1707 Расширение территории восстания и охватило Вятский, Кунгурский и Казанский уезды ( во главе А. Исянгильдин и К.Тюлекеев)Башкирская верхушка хотела создать Башкирское ханство, став вассалами Турции  и Крымского ханства.
Начало 1708 Против восставших направлены войска во главе с Хованским П.И.
Апрель-май 1708 Восставшие связались с руководством восстания Булавина, надеясь совместно продолжить выступление.
Май 1708 Обращение к восставшим башкирам со стороны правительства о прекращении восстания, сокращении налогов, рассмотрении жалоб на притеснение властей, а главное — о прощении восставших. Но власти нарушили все условия перемирия.
Весна 1709 Продолжение восстания в Зауралье. Во главе- А.Исянгильдин и У.Юлдашбаев. Совместно с каракалпаками восставшие нападали и  разоряли остроги, заводы, сёла и монастыри
1710 В Зауралье было направлено 2 полка во главе с И.Я. Якушиным. Восставшие на время прекратили борьбу.
1711 Восставшие пытаются возобновить борьбу в центральной части Башкорстана. Снова восстание было подавлено.

Причины поражения

  • Стихийный , разрозненный характер восстания
  • Локальность действий
  • Неорганизованность, отсутствие чёткого плана действий
  • Плохое вооружение, слабая военная подготовка
  • Отсутствие грамотного руководства и чётких целей( от обычного грабежа дл создания самостоятельного государства)
  • Измена руководителей — Алдара Исекеева и Кусюма Тюлекеева, котрые пошли на сговор  с администрацией.

Итоги

  • Огромные потери как материальные, так и людские.
  • Отмена некоторых налогов
  • Подтверждено вассальное отношение Башкирии, право на особый статус.
  • Было осуждено поведение местных властей, предписано им действовать в рамках закона
  • Был проведён судебный процесс над «прибыльщиками» Сергеевым, Доховым и Жихаревым, их всех казнили за превышение полномочий.

Башкирское восстание — одно из самых длительных народных выступлений в истории России. Оно показало нерешённость многих вопросов в стране, в том числе национального, религиозного, которые требовали срочного решения, позволило привлечь на какое-то время внимание  к положению нерусских народов в России. 

Немного из последующей истории

  • 1735-1740- наиболее кровопролитное восстание башкир , унёсшее жизнь каждого четвёртого башкира. Причины те же. Поводом стала раздача вотчинных земель служилым людям. Жестоко подавлено.
  • 1755-1756.Вспихиваюит бунты по всему Башкорстану. Причина — стремление обратить в христианство .Подавлено, но христианизация не была проведена.
  • 1835-1840.Появились слухи о крепостной зависимости крестьян от помещиков ( в Башкирии не было крепостного права). Однако восставшие разгромлены, да и в самой России крепостничество шло к упадку. Больше вотчинные земли не трогали. В период капитализма началось развиваться промышленное производство, добываться природные ресурсы, развиваться экономика края. На этом закончились башкирские восстания.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Два воина- башкира. 1814. Рисунок художника А.О.Орловского

Башкирский воин в вооружении XVII в. Французский рисунок XIX в.

Башкирская знать

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/122-narodnye-vosstaniya-vojny/578-vosstanie-v-bashkirii-1705-1711

Башкирские восстания: причины, даты :

В XVIII веке Российская империя не раз становилась ареной мощных социальных потрясений, среди которых значительное место занимает Башкирское восстание 1705-1711 гг.

Эти события, отделённые от нас более чем тремя столетиями, наглядно демонстрируют пагубные результаты, к которым может привести недальновидная, а порой и преступная политика, проводимая местными властями.

В чем проявилась специфика Башкирского восстания и каковы его причины, постараемся разобраться в этой статье.

Детонатор для социального взрыва

На протяжении длительного исторического периода, охватывавшего весь предшествующий XVII в.

, среди населения Башкирии росло недовольство попытками российских властей всеми возможными путями насаждать среди них христианство в ущерб национальной религии ─ исламу.

Возмущение вызывали и незаконные поборы, устраиваемые царскими чиновниками. Порой обстановка накалялась до такой степени, что башкиры брались за оружие.

Очередной раз это произошло в 1705 году, и детонатором для социального взрыва послужил указ местных чиновников налогового ведомства М. Дохова и А. Жихарева. На общем собрании представителей башкирских родов они объявили о введении 72 новых налогов, большинство из которых являлись незаконными и должны были пополнять их собственные карманы.

Последняя капля в чаше терпения

Кроме того, чиновники предъявили местным жителям ряд требований религиозного характера. Так, в их указе говорилось, что отныне все мечети должны строиться по образцу христианских церквей, а заключать браки и фиксировать смерти муллы обязаны в присутствии православных священников. Особенно же возмутило башкир требование выплачивать налог за каждое посещение молитвенных собраний.

Подобные притязания были восприняты как подготовка к насильственной христианизации народа. В довершение всего они были обязаны для нужд армии Петра I, который вёл тогда Северную войну, поставить 20 тыс.

лошадей и 4 тыс. рекрутов.

Все эти требования, выполнение которых являлось непосильной обузой для основной массы населения, и стали причиной Башкирского восстания, вспыхнувшего в 1705 году и полыхавшего в течение почти шести лет.

Социальный взрыв

Начало событий было спровоцировано также приездом в Уфимский уезд печально известного своей жестокостью полковника А. С. Сергеева.

Собрав выборных старейшин, он поставил их в положение заложников, объявив, что казнит всех, если ему в кратчайший срок не передадут 5 тыс. лошадей.

Под страхом гибели своих соотечественников башкиры подчинились, однако этим произвол властей не ограничился. Сбор лошадей вылился в неприкрытый грабёж и без того обнищавшего населения.

В результате доведённые до отчаяния жители вообще отказались повиноваться местным чиновникам, прекратили выплату налогов и, как это не раз уже бывало, взялись за оружие.

Местом начала Башкирского восстания стала Ногайская даруга (административно-территориальная единица тех лет), но очень скоро оно охватило всё пространство от Кунгура на севере до реки Яика на юге, и от Волги на западе до Тобола на востоке.

Опрометчивый шаг государя

Во главе повстанцев встал житель Уфы Дюмей Ишкеев. Его отряды совершили ряд нападений на Закамские крепости и активно действовали в районе города Солеваренного.

Следует отметить, что, несмотря на военные успехи первого этапа Башкирского восстания, его организаторы всеми силами пытались избежать кровопролития, и с этой целью летом 1706 года направили Петру I челобитную с перечнем своих обид.

В Санкт-Петербург её повёз сам Ишкеев. Вместе с ним к берегам Невы отправились наиболее уважаемые представители народа. Однако государь не только не счёл нужным рассматривать их требования, но приказал Ишкеева повесить, а остальных как преступников и бунтовщиков заточить в острог. Этот его явно недальновидный шаг дал толчок к продолжению Башкирского восстания.

Сепаратистские тенденции

Наиболее массовый характер движение приобрело в 1707 году, когда жители Казанской и Нагайской даруг объединёнными усилиями разгромили присланные для подавления волнений воинские части генерала П. С. Хохлова, а затем, перейдя Каму, атаковали города Вятского и Кунгурского уездов.

В это же время феодальная верхушка края заявила об отказе от российского подданства и предприняла попытку создания Башкирского ханства. В своём начинании она рассчитывала на помощь крымского и турецкого ханов, к которым были немедленно отправлены послы.

Невыполненные обещания

В начале следующего 1708 года в охваченные восстанием районы из столицы были направлены новые воинские подразделения во главе с князем П. И. Хованским.

Читайте также:  Социалистическая идея и революционная перестройка - история России

Его задача осложнялась тем, что к тому времени башкиры тесно взаимодействовали с крестьянами и казаками Дона, так же как и они, взбунтовавшимися против чиновничьего произвола.

Сознавая, что полномасштабные военные действия приведут лишь к обострению обстановки, правительство через своего представителя Хованского объявило о готовности пойти на уступки.

В частности, было обещано отменить незаконные налоги, установленные местными чиновниками, а также рассмотреть все поданные ранее жалобы. В ответ на это восставшие согласились сложить оружие, но поскольку на деле власти ни одно из своих обещаний не выполнили, их борьба была продолжена.

Война в Зауралье

В 1709 году центр военных действий переместился в Зауралье, где к отрядам повстанцев, руководимых Уракаем Юлдашбаевым и Алдаром Исянгильдином, примкнули местные каракалпаки. Объединёнными усилиями они совершали дерзкие нападения на сёла, заводы, монастыри и остроги, расположенные в бассейнах рек Теча, Исеть и Миасс.

Хроника событий Башкирского восстания показывает, что на определённом этапе к различным этническим группам, участвовавшим в мятеже, присоединилось немало русских жителей края. Одни из них имели реальные основания ненавидеть власть, другие же просто воспользовались случаем принять участие в грабежах. Но так или иначе, их присутствие создало правительственным войскам дополнительные трудности.

Завершение масштабных военных действий

Чтобы наконец покончить с бунтовщиками и нормализовать обстановку, в 1710 году государь направил в Зауралье 2 свежих полка под командованием генерала И. Я. Якушина.

Имевший к тому времени достаточно богатый опыт в усмирении мятежей генерал сумел привлечь к подавлению восстания местных калмыков и даже несколько тысяч башкир, пожелавших остаться лояльными к царскому правительству. Благодаря этому на его стороне оказался значительный перевес сил.

Кроме того, добровольные помощники из числа местных жителей прекрасно ориентировались на местности и с большой долей вероятности могли предвидеть дальнейшие действия своих мятежных соотечественников.

В результате Башкирское восстание пошло на убыль, и летом 1710 года основная масса мятежников сложила оружие. Сопротивление продолжали лишь их отдельные разрозненные группы, ликвидация которых не представляла для правительственных войск серьёзной проблемы.

Уступки властей

Последний слабый всплеск антиправительственных действий наблюдался в 1711 году, когда небольшая группа местных жителей пыталась возобновить борьбу в центральной части Башкортостана. Их мятеж также был подавлен, но для предупреждения дальнейших выступлений власти сочли целесообразным пойти на реальные уступки.

Так, указом царя были подтверждены вотчинные права башкир и отменена значительная часть установленных ранее налогов. Кроме того, встречаясь с выборными представителями населения, царские эмиссары от его имени осудили насилие и произвол, чинимые прежде местными властями.

В довершение всего был проведён открытый судебный процесс над чиновниками налогового ведомства Жихаревым и Доховым, которые своими противозаконными действиями подтолкнули мирных до той поры жителей края к мятежу. Обоих их приговорили к смерти, что в немалой степени послужило восстановлению мира и спокойствия.

Однако Башкирское восстание 1705-1711 гг. стало причиной больших людских и материальных потерь с обеих сторон. Вновь российское подданство вчерашние бунтовщики обрели лишь в 1725 году, присягнув вдове Петра Великого ─ государыне Екатерине I.

Причины поражения Башкирского восстания

Касаясь тех объективных факторов, которые помешали мятежникам добиться успеха, исследователи указывают прежде всего на их этническую неоднородность.

Это восстание вошло в историю как Башкирское лишь потому, что представители данного этноса являлись его зачинщиками и составляли большую часть участников.

Однако наряду с ними активное участие в событиях тех лет принимали каракалпаки, калмыки и целый ряд других народов, каждый из которых преследовал свои цели.

Кроме того, на руку царским войскам сыграла разрозненность отдельных отрядов восставших и почти полное отсутствие централизованного руководства военными действиями, что во многом снижало их эффективность. И кроме того, плохо вооружённые и не прошедшие никакой военной подготовки мятежники во многом уступали хорошо обученным и в достаточной степени экипированным правительственным частям.

Источник: https://www.syl.ru/article/354284/bashkirskie-vosstaniya-prichinyi-datyi

Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII — XVIII веков: феномен в истории народов Евразии

на правах рекламы

Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII — XVIII веков: феномен в истории народов ЕвразииУфа: Китап, 2016. — 376 с.

Информация о файле: DJVU, 14 mb.

Скачать с sibit.net
Скачать с turbobit.netВ монографии комплексно исследуется история башкирских восстаний XVII — XVIII вв., отнесенных к феноменам в истории народов Евразии. Эти восстания были борьбой не только за права коренных жителей, но и за интересы всего многонационального населения Башкортостана.

В книге рассмотрены такие вопросы, как вхождение башкир в состав Русского государства, их хозяйство, социальные отношения, политика правительства в крае. Достаточно подробно изложена история башкирских восстаний — причины, действия восставших, мероприятия властей по подавлению народной борьбы.

Также выясняются программы повстанцев, которые носили динамичный характер и менялись в соответствии с изменениями политики правительства. Книга предназначена для историков, политологов, социологов, преподавателей вузов, учителей средних школ, студентов и всех тех, кто интересуется историей Башкортостана и России.

Крупным социально-политическим событием в истории народов Евразии эпохи Средневековья являются башкирские восстания XVII —XVIII вв. —вооруженная борьба коренного населения края против Русского феодального государства, дворянства и заводчиков.

Они не были выступлениями против присоединения к России, не означали борьбу башкир против тех или иных народов, а являлись активным и массовым протестом против усиления феодального и национального гнета в крае. Башкиры в XVII — XVIII вв. восставали через каждые 15 — 20 лет, несли значительные человеческие жертвы и материальный ущерб, потеряли больше половины своих вотчинных земель.

Но в эти жестокие века крепостничества они не сделались крепостными крестьянами, отстояли личную свободу, вотчинное право на часть своих земельных владений. Систематические башкирские восстания вынуждали правительство вести осторожную политику не только в отношении коренных жителей, но и всего трудового населения Южного и Среднего Урала.

Во всем этом заключается важное историческое значение башкирских восстаний XVII —XVIII вв. и их актуальность как научной проблемы.Башкирские восстания XVII —XVIII вв. —большая и сложная проблема.

Ее невозможно понять без исследования таких аспектов истории Башкирии, как вхождение башкир в состав Русского государства, социально-экономическое и политическое развитие края, правительственно-дворянская, заводская, народная колонизация и т. д. Поэтому этим проблемам в данной работе также уделено значительное внимание…ОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава I.

Вхождение Башкортостана в состав Русского государства и его историческое значение1.1. Добровольное вхождение западных, центральных и юго-восточных башкир1.2. Присоединение северо-восточных башкирГлава II. Башкортостан в составе Российского государства во второй половине XVI — XVIII в.2.1. Основание города Уфы и управление башкирами.

Статус башкир как народа-вотчинника и Башкортостана как особо управляемой территории 2.2. Территория, административное устройство и население2.3. Хозяйство и социальные отношения в краеГлава III. Борьба башкир за сохранение условий вхождения в состав Русского государства в конце XVI — XVII в.3.1.

Земельный вопрос в крае, налоги и повинности, положение мусульманской религии и методы управления краем3.2. Волнения и восстания башкир в конце XVI — начале XVII в. Восстание 1662 — 1664 гг. — первое всебашкирское народное движение3.3. Восстание 1681 — 1684 гг.Глава IV. Народные восстания в Башкортостане в условиях Северной войны и реформ первой четверти XVIII в. в России4.1.

Восстание 1704—1706 гг.4.2. Восстание 1707—1708 гг.4.3. Восстание 1709—1711 гг.Глава V. Организация Оренбургской экспедиции — начало новой политики России на юго-восточной окраине5.1. Проекты представителей царской администрации о юго-восточной политике России, о башкирах и Башкортостане5.2. Организация Оренбургской экспедиции и ее основные мероприятия в 30-х гг. XVIII в.Глава VI. Борьба башкир против новой юго-восточной политики царской России в 30-х гг. XVIII в.6.1. Восстание 1735 — 1736 гг. Борьба на Ногайской и Казанской дорогах6.2. Восстание 1737— 1738 гг.6.3. Восстание 1739 —1740 гг.Глава VII. Борьба населения Башкортостана против политики Оренбургской экспедиции в 40-50-х гг. XVIII в.7.1. Волнения башкир-тептярей, бобылей и мишарей в 1747 г.7.2.Восстание башкир в 1755 — 1756 гг.

Заключение

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

    Мазитов В.Р. Башкирское шежере как историко-этнографический источникМазитов В.Р. Башкирское шежере как историко-этнографический источник Уфа: Гилем, Башкирская энциклопедия, 2014. — 224 с. Настоящая монография посвящена изучению историко-генеалогических памятников прошлого башкир — башкирских родословий (шежере), сохранившихся в виде рукописей XVIII-XIX вв. На основе сравнительного анализа различных историко-этнографических материалов делается вывод о том, что…
    Зинуров Р.Н. Башкирские восстания и индейские войны — феномен в мировой ист …Зинуров Р.Н. Башкирские восстания и индейские войны — феномен в мировой истории Уфа: Гилем, 2001. — 536 с. Автор, используя широкий круг источников, впервые исследует историко-правовые закономерности колониальной политики крупнейших империй XVI-XIX веков (Англии, Испании, США и России), подробно освещает причины, ход и результаты башкирских восстаний и индейских войн, рисует яркие образы их…
    Насыров Р.Г. Нереализованные права башкир в революциях 1917 г. и Чукари-Ива …Насыров Р.Г. Нереализованные права башкир в революциях 1917 г. и Чукари-Ивановское восстание 1920-1921 гг. Б/и., 2013 г., 196 с. В книге исследуются важнейшие аспекты борьбы башкирского народа за свои политические и национальные права в революциях 1917 года в России и освещаются малоизвестные страницы Чукари-Ивановского восстания крестьян русских сел и хуторов Усерганского кантона в…
    Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII—начала XVIII в.в.Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII—начала XVIII в.в. Уфа: Китап, 1993 — 224 с. Книга посвящена восстаниям на территории Башкортостана — важнейшим социально-политическим событиям в истории края. Более чем тысячелетняя история Башкирии наполнена крупными и сложными социально политическими событиями. Одними из них являются знаменитые башкирские восстания XVII—XVIII вв. Вызванные…
    Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям …Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг Уфа: Китап, 2001. — 712 с. В последнее десятилетие значительно возрос интерес к разработке социально-экономической истории Исторического Башкортостана и проблемам его заселения нерусскими крестьянами в XVII—XIX вв. Историков, этнографов, а также и языковедов-диалектологов интересуют формы хозяйствования у…
Читайте также:  Общественно-политическая жизнь ссср - история России

Источник: http://na5ballov.pro/lib/kray/4563-akmanov-ig-bashkirskie-vosstaniya-xvii-xviii-vekov-fenomen-v-istorii-narodov-evrazii.html

Что изменила Октябрьская революция в Башкирии?

Страна празднует 100-летие, как её раньше называли, Великой Октябрьской социалистической революции.

Прежде всего, благодаря этой революции, на карте России появилась Башкирская автономная советская социалистическая республика.

Стали республикой

Башкурдистан был провозглашён ещё в ноябре 1917 года, но окончательные границы республики, вобравшей в себя Уфимскую губернию, а также части территорий Челябинской и Оренбургской губерний, определялись с 1919 года. Тогда 20 марта в Москве было подписано соглашение советской власти с Башкирским правительством об образовании автономии. А окончательные очертания наш регион приобрёл в 1922 году.

Апологеты Октября считают, что революция сделала Башкирию промышленным краем. Но и до неё, в начале XX века, Южный Урал входил в число экономически развитых регионов Российской империи. У нас работали металлургические заводы, развивались золотодобыча, лесоразработки.

В Уфе самыми крупными предприятиями были железнодорожные мастерские и депо. В них работало более 2,5 тысяч рабочих. Кстати, с их представителями и встречался Владимир Ленин. Будущий основатель СССР дважды побывал в Уфе в 1900 году. Ведь здесь отбывала ссылку его супруга, Надежда Крупская.

Но основным занятием большинства населения Башкирии тогда было сельское хозяйство.

Большие потрясения

Сразу после октября 1917 года Башкирия оказалась в центре событий гражданской войны. Уфа в эти годы повидала на своих улицах Верховного правителя России Александра Колчака, солдат и офицеров чехословацкого корпуса, легендарных красных командиров Михаила Фрунзе и Василия Чапаева.

Кстати, в Уфе осенью 1918 года было создано Временное Всероссийское правительство, вошедшее в историю как Уфимская директория. Но просуществовала она недолго. Длились кровавые события братоубийственной бойни несколько лет.

Начались они с восстания оренбургских казаков атамана Александра Дутова в 1917 году до отступления колчаковцев в 1919 году. Уфа дважды переходила от белых к красным.

Но некоторые исследователи окончание военных действий в крае связывают с разгромом восстания «Чёрного орла» многонационального крестьянства, выступившего против продотрядов в 1920 году.

О степени прошедших потрясений говорит тот факт, что только к 1928 году Уфа поднялась до дореволюционного уровня промышленного развития.

А потом была предвоенная индустриализация. Открытие месторождений башкирской нефти. Появление в столице автономии стратегических предприятий союзного значения — моторостроительного и нефтеперерабатывающего заводов и других производств. Всё это сопровождалось урбанизацией населения республики. Улучшался, пусть не быстро, быт людей.

Исчезнувшие сословные препятствия позволили пользоваться, как сейчас принято говорить, социальными лифтами выходцам из простых слоёв населения. Таким, например, был простой башкирский деревенский парень Минигали Шаймуратов, ставший генералом и командиром дивизии. Расцвели, при поддержке государства, национальные искусство и культура.

Добилась бы современного уровня социально-экономического развития Башкирия без революции? Возможно. Но развивать эту тему не будем. Это уже альтернативная история.

Комментарий

Спикер Госсобрания РБ Константин Толкачёв:

«Эта дата — хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Оно позволило нашей стране выйти из затянувшегося кризиса и в короткие сроки построить новое великое государство.

Можно по-разному относиться к революции или, как сейчас все чаще принято говорить, октябрьскому перевороту.

В этом историческом событии, бесспорно, присутствовали свои положительные и негативные стороны.

Не хотелось бы сейчас вдаваться в рассуждения о причинах и последствиях революции, потому как они тут же найдут своих сторонников и противников, вызовут бурные, но не нужные сегодня дискуссии.

Считаю для каждого гражданина нашей страны правильным уважать нашу общую историю, независимо от личного отношения к данному событию. Для многих представителей старшего поколения годовщина революции по-прежнему остается великим праздником.

Эти люди создали державу, достижениями которой все мы пользуемся по сей день. Это прорыв научной технической мысли, мощные предприятия, дороги, оборонный комплекс, созданные в советскую эпоху.

Это и развитие гуманитарного знания, сферы культуры».

Источник: https://news.rambler.ru/other/38353906-chto-izmenila-oktyabrskaya-revolyutsiya-v-bashkirii/

Башкиры: жизнь в движении. Часть 1: прийти к России

Этноним «башкиры» впервые упоминается в сочинениях арабо-персидских учёных и путешественников в VIII-Х вв. В это время они органически входили в огромный номадический тюрко-угорский мир кочевников Евразии, который охватывал обширную территорию от Приуралья до Волги, от Южного Урала и Западной Сибири до Северного Кавказа, Прикаспия и Причерноморья.

Формирование народа

В описании Ахмеда ибн-Фадлана (922 г.

) – одного из членов посольства халифа Ал-Муктадира к волжским булгарам – башкиры были кочевым, воинственным народом, который придерживался языческих верований с элементами тотемизма и анимизма.

«… Мы видели, как одна группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям»[1]. Примерно с этого времени начинается распространение ислама среди башкир.

В середине XI в. в Урало-Поволжском регионе меняется этнополитическая ситуация. Перемены были связаны с нашествием кыпчаков-половцев на юг и на запад.

Несмотря на то, что конечной целью кыпчаков-половцев были степи, лежащие к западу от Волги, их стремительное перемещение привело в движение кочевников Урало-Каспийского степного коридора, включая башкир.

Уступая кыпчакскому нажиму, огузы, печенеги и, находившиеся с ними в союзе часть башкир, уходят на запад, осев в конечном счете в Центральной Европе, приняв таким образом участие в этногенезе венгерского народа. Этот интересный факт ныне получает всё большее освещение как в российской, так и венгерской историографии.

Оставшиеся башкиры уходят севернее, в Приуральскую лесостепь, положив тем самым начало заселению современной Башкирии. Ключевым фактором этногенеза башкир на данном этапе стала ассимиляция ими приуральских угров (поэтому этот этап часто называют «угорским»), приведшая к формированию культуры, сочетающей степные и лесные черты.

Последние, воспринятые башкирами на самых ранних этапах башкиро-угорского этнокультурного взаимодействия, к XVI-XVII вв. становятся неотъемлемыми, традиционными чертами образа жизни башкир. Влияние приуральского населения способствовало сохранению у башкир ярко выраженного кочевого образа жизни.

Так, Гильом Рубрук сообщает, что «Язык паскатир [башкир] и венгров – один и тот же; страна их соприкасается с Великой Булгарией»[2].

Башкиры в Золотой Орде

Следующим этапом развития башкирского народа стал период монгольского завоевания.

Первым документально подтверждённым известием о появлении монголов в непосредственной близости от кочевий приуральских башкир стало сообщение о неудачной попытке вторжения войск Субедея и Джебе в Волжскую Булгарию (1223 г.).

К этому времени относят начало интенсивных столкновений башкир с монголами, что принято объединять понятием «башкирско-монгольская война», которая длилась до начала великого западного похода монголов в 1236 г.

Эти события нашли отражения в эпосе башкир, в частности в легенде «Акман-Токман»: «Но вот нагрянула с востока страшная черная рать. Было это летом. Все люди, вся скотина были на яйляу, в лесу, в горах, в долинах рек… Вскоре затем монгольский хан послал к башкирам своих нукеров – воинов и вынудил народ покориться».

Будучи политически разобщёнными, башкирские племена по-разному повели себя перед лицом монгольского нашествия. Если приуральские башкиры, жившие в лесостепных и предгорных районах Южного Урала, сопротивлялись монголам (т.к.

находились в удалении от степного театра боевых действий), то юго-восточные башкиры, находившиеся в непосредственной близости к монголам, вынуждены были выбирать между угрозой физического уничтожения и вхождением в империю.

Башкирские бии выбрали последнее, сохранив у себя систему внутреннего управления, получили от хана соответствующий ярлык и стали держателями улусов. Одним из первых добровольное подданство приняли башкиры племени усерган.

Политика Золотой Орды, освобождавшей наиболее удобные районы для собственного обитания от «лишних», способствовала новому переселению, в результате которого на территорию современной Башкирии мигрируют родоплеменные группы кыпчаков, катайцев, табынцев, минцев, которые расселяются на пространствах от р. Самары до р. Белой, тесня кочевавших там башкир на север. В итоге этого движения в XIII-XIV вв. приуральские башкиры сконцентрировались в предгорных и горнолесных районах Южного Урала. К этому времени относят и окончательное распространение ислама суннитского толка среди башкирских племён.

Важной особенностью положения башкир в составе Золотой Орды являлось то, что на их землях (наряду с русскими княжествами, Волжской Булгарией и Мордовскими землями) не было реального присутствия ордынской администрации. Местные правители с санкции ордынских ханов должны были исправно собирать «ордынский выход» и участвовать в военно-политических акциях империи, обеспечивая тем самым автономию своих владений.

На осколках Орды

Упадок Золотой Орды оказал значительное влияние на историческую судьбу башкирского народа. Нынешняя Башкирия была поделена между тремя ханствами (Казанским, Сибирским и Ногайским), каждое из которых считало себя прямым наследником золотоордынской империи. В первой половине XVI в.

большинство башкир являлись данниками Ногайской Орды, а ногайскую часть нынешней Башкирии в русских источниках именовали Башкирским улусом или, собственно, Башкирской землёй. Западные и северо-западные башкиры платили ясак Казанскому ханству, а территория их расселения называлась Беловолжской землёй.

Наконец, некоторые роды зауральских башкир попали под власть Сибирского ханства.

Читайте также:  Войны петра первого (таблица) - история России

Малочисленность башкир (не более 100 тыс. человек) обусловила их непростое положение в составе Ногайской Орды: «Трём великим (ханам) уплачивали ясак. Доставляли из этих мест и платили». Наиболее неприятным было занятие ногаями лучших охотничьих угодий, кочевий и вытеснение оттуда башкир.

Дополнительным фактором, вызывавшим недовольство башкир, было нарушение ногаями золотоордынской системы наследования престола, согласно которой безусловное право на престол принадлежало потомкам Чингисхана (чингизидам)[3].

Эти факторы отчасти способствовали переходу некоторых башкирских племён в подданство Казанскому ханству, где они наряду с ясаком должны были нести военную службу.

Казанское ханство, активно готовившееся к войне с Россией, нуждалось в армии, а его оседлое и земледельческое население было малопригодно для службы в коннице. Поэтому ханы Казани активно привлекают башкир к военной службе.

За это власти Казанского ханства не выселяли башкир с их земель и не вмешивались во внутреннюю жизнь башкирских родов. Наконец, казанские ханы были чингизидами.

Эти факторы предопределили как лояльное отношение башкир к Казанскому ханству, так и способствовали закреплению за башкирами своего рода привилегии военной службы.

Русский выбор башкир

Расширение Российского государства, взятие Казани Иваном Грозным в 1552 г., междоусобица в Ногайской Орде, а также тяжелейший природно-климатический кризис (суровые зимы, приведшие к гибели скота, эпидемия чумы, охватившая ногайские улусы) поставили глав башкирских родов перед выбором, от которого зависела будущая судьба народа.

Башкиры стали одними из последних данников казанского хана, заявивших о намерении добровольно войти в состав Российского государства (1554), причём посольства отправлял каждый башкирский род, в отличие от других народов Казанского ханства (так, чуваши и марийцы послали одну делегацию от двух народов).

«Особое» отношение к башкирам было обусловлено желанием правительства Ивана Грозного показать всем башкирским родам (особенно входившим в Ногайскую Орду) преимущества добровольного вхождения в состав России. В этом случае башкирам гарантировалось сохранение вотчинных земель, свободное исповедование Ислама и облегчение податных повинностей.

Кроме того, Иван IV продолжил практику привлечения башкир на военную службу, признав их право на военную организацию племенного ополчения.

В итоге уже в 1555 г. башкиры Ногайской Орды направили своих представителей в Казань, где проходило первоначальное оформление принятия русского подданства и переговоры с наместником Ивана IV князем А. Шуйским-Горбатым. Окончательное оформление подданства проходило в Москве, где послы получали жалованную грамоту от царя.

Длительным (более 80 лет) и более противоречивым стал процесс принятия русского подданства зауральскими башкирами – подданными Сибирского хана. Около 40 % сибирских башкир отказались добровольно принять российское подданство и были покорены в ходе военных действий, что привело к установлению для них более жёстких условий.

Несмотря на разные политические обстоятельства, башкиры во второй половине XVI в. на добровольной основе принимают российское подданство, добившись при этом самых значительных привилегий из всех народов Казанского ханства и Ногайской Орды.

Царское правительство подтвердило вотчинные права башкир на занимаемые земли, не проводя при этом их обмера, а лишь фиксируя границы. Причём владельцем конкретной территории признавался отдельный башкирский род, который в российском законодательстве стал называться волостью, а вся территория башкир была разделена между родами.

Башкиры в свою очередь были обязаны охранять юго-восточную границу России, протяжённость которой составляла 2 тыс. км, платить ясак и нести подводную повинность[4].

***

Таким образом, принятие башкир в подданство гарантировало защиту границ Российского государства и возможность создать плацдарм для освоения Сибири, так как единственная дорога, которая связывала Сибирь с европейской частью страны в XVI- начале XVII вв., проходила через Уфу, от безопасности которой зависело снабжением продовольствием сибирских крепостей.

Продолжение следует

***

Литература

  1. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.
  2. Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Уфа, 2007. Ч. 1. С. 164-165.
  3. Рахимов Р.Н. Западные мифы о народах России: от «диких башкир» к «полуазиатским ордам» // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 6 (27).
  4. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.
  5. Прозоровский А.А. Записки генерал-фельдмаршала Александра Александровича Прозоровского. М., 2003.
  6. Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. М., 1984.
  7. Документы и материалы по истории Башкирского народа (1900-1940). Уфа, 2012.
  8. Валиди А.-З. Воспоминания. Уфа, 1994.
  9. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Уфа, 2006.
  10. Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574-2000. Уфа, 2002.

***

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/bashkiry-zhizn-v-dvizhienii-chast-1-priiti-k-rossii

Эксперт Карнеги: Рахимов не сдастся Кремлю без боя

Президент Башкирии Муртаза Рахимов, полномочия которого истекают в 2011 году, может покинуть свой пост.

Разговоры о досрочном уходе Рахимова начались после того, как федеральные СМИ рассказали о злоупотреблениях президента и его сына — депутата башкирского парламента Урала Рахимова.

Из Москвы в Башкирию направлен ОМОН, чтобы пресечь возможные волнения в регионе в момент смены власти, сообщает «Труд».

Муртаза Рахимов 17 лет безраздельно правил в Башкирии, однако сейчас весьма остро встал вопрос о его отставке. В понедельник Рахимов встретился в Москве с руководителем администрации президента Сергеем Нарышкиным.

По данным газеты «Ведомости», с инициативой встречи выступил Кремль. Темой обсуждения стало обострение отношений региона с федеральным центром и перспективы обновления руководства республики.

Как рассказал после переговоров источник, близкий к башкирскому правительству, переговоры продолжались больше часа.

По его словам, Рахимову удалось убедить Нарышкина в том, чтобы ему позволили самому выбрать время для отставки, а Нарышкину — чтобы Рахимов с уходом не затягивал. Обе стороны пришли к соглашению, чтобы список кандидатов на пост нового президента составлялся на компромиссной основе.

Как будут развиваться события в Башкирии, рассуждает политолог Евгений Минченко.

«СП»: — Евгений Николаевич, по слухам, Рахимов добивался аудиенции с Путиным, но получил отказ. Это похоже на правду?

— Да. И информация о переговорах между Муртазой Рахимовым и Сергеем Нарышкиным тоже выглядит правдоподобной, поскольку разговоры с губернаторами из числа потенциальных отставников ведет Нарышкин.

И единственный человек, к которому в такой ситуации мог апеллировать Рахимов — это премьер Владимир Путин.

Поэтому слухи, что Путин отказал Рахимову во встрече, не счел нужным ничего обсуждать с башкирским лидером, действительно, похожи на правду.

На самом деле, уход Рахимова — это вопрос времени, причем небольшого. Эпоха Муртазы Рахимова в Башкирии заканчивается, это очевидно. Преемника ему поставить не дадут, да у него и нет подходящей кандидатуры на этот пост.

Урал Рахимов — человек абсолютно не публичный, при этом с большим шлейфом скандалов. Недавно он был лишен депутатской неприкосновенности. С премьером республики Раилем Сарбаевым тоже связаны скандалы.

Поэтому Кремль не будет рассматривать кандидатов из команды Рахимова.

«СП»: — В Башкирию якобы направлен московский ОМОН на случай волнений. А волнения могут быть?

— Рахимов долгое время выращивал националистическую оппозицию, которая была пугалом для Кремля. Мол, смотрите, ребята, если меня уберете, ситуация станет неконтролируемой. Кроме того, в республике активно работают ваххабиты. Их деятельность не имеет отношения к Рахимову, но они могут воспользоваться его отставкой как поводом для активизации.

Думаю, одна из составляющих разговора между Рахимовым и Нарышкиным как раз и касалась этого момента: если будут протестные акции, это будет иметь самые негативные последствия лично для Рахимова и для членов его семьи. Думаю, имелась в виду и личная свобода, и сохранность финансовых ресурсов клана.

«СП»: — Как скоро может произойти смена власти?

— Как ни странно, нынешняя жара — оптимальный момент для смещения Рахимова. В это время уровень политической активности населения минимален.

«СП»: — Какая судьба ожидает башкирского лидера?

— Почетная отставка и пенсия. Рахимов будет наслаждаться покоем.

«СП»: — Его посадят в Совет Федерации?

— Не факт. В принципе, место в Совете Федерации — это стандартный вариант, который предлагают отставным губернаторам. Но, учитывая упорство Рахимова и длительность его сопротивления, я не исключаю, что ему могут не предложить место сенатора.

Другое мнение

Николай Петров, эксперт Московского центра Карнеги:

— Приготовления к замене Рахимова, по всей видимости, вступили в финальную стадию. Башкирский лидер оказался умелым политиком, который противостоял попыткам выдавливания его из республики много лет. До последнего времени у него это хорошо получалось, но теперь вопрос об отставке, по-видимому, решен.

На Всемирном курултае башкир в июне Рахимов сделал ряд жестких заявлений. В частности, он сказал, что если республику возглавит человек не из Башкирии, это будет большим унижением. Это отражало содержание переговоров, которые велись в последнее время с Рахимовым.

По сюжетам, которые мы наблюдали ранее, понятно, что Рахимов не сдаст без боя ни пяди. И не исключено, что сейчас, на заключительном этапе, понадобится применение активных средств, чтобы проблема решилась, чтобы ушел в отставку последний из могикан, который находится у власти с конца 1980-х годов.

«СП»: — Руководить Башкирией поставят варяга?

— Скорее всего, да. Этот человек будет, конечно, иметь соответствующее этническое происхождение. Но он не будет членом команды Рахимова.

Это главный пункт, по поводу которого обычно происходят длительные позиционные войны между уходящим лидером и Кремлем.

Мне кажется, картина в Башкирии будет существенно отличаться от соседнего Татарстана: наиболее вероятен приход одного из башкирских политиков, которые удобны Москве.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:

— Думаю, ситуация с неповиновением Рахимова вполне возможна. Он будет соглашаться на преемника-кандидата Кремля, но по факту все пойдет вверх дном. В Башкирии будет конфликт, это очевидно. Рахимов хочет уйти так, как сам это представляет.

«СП»: — Внешне конфликт может походить на киргизский вариант?

— Киргизский вариант возможен в любом субъекте РФ, губернатор которого хочет завоевать легитимность низов через кровь и круговую поруку в криминале. В Башкирии, правда, меньше инородного этнического элемента.

«СП»: — То есть, не исключен вариант некоей заварухи?

— Раз ОМОН послали — значит, опасения есть.

Источник: https://svpressa.ru/politic/article/27713/

Ссылка на основную публикацию