Установление в ссср тоталитарного политического режима. культ личности и.в. сталина — история России

Установление в ссср тоталитарного политического режима. «культ личности» и. в. сталина

Установление в СССР тоталитарного политического режима. Культ личности И.В. Сталина - история России⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 16Следующая ⇒

Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х годов, который приобрел форму режима личной власти (культа личности).

Пирамида высших руководителей ВКП (б) и советского государства замыкалась на Генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Кроме того, к 20-м гг.

в руках Сталина было сосредоточено все дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

Социальная база.Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную – ближайшее окружение вождя, советская партийная номенклатура на местах, и пассивную. Последнюю предсталяли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую собой все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, социалистическую религию.

При этомСталин, которого с 1929 г. называли не иначе как Ленин наших дней, стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии, признания ее непогрешимости. Краткий курс истории ВКП (б), вышедший в 1938 г. под его редакцией, также служил целям унификации мировоззрения народа.

Был установленпартийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни.

Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации, формально общественные, а фактически руководимые партией, содержавшиеся государством союзы писателей, композиторов, художников – эти и другие организации, добровольные общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Политические репрессии

Составной частью сталинского режима 30-х годов явились террор и репрессии.

Цели установленияреперессивного режима.

Форсированная индустриализация и ускоренная коллективизация должны были опираться на внеэкономическое принуждение, выражавшееся в массовом терроре и создании политико-идеологической и социально-психологической атмосферы для массового энтузиазма.

Помимо этого, требовалось объяснить гражданам страны, причины снижения уровня жизни, постоянных экономических проблем, дефицита потребительских товаров. Генеральный прокурор СССР А. Я.

Вышинский на одном из процессов прямо заявил, что именно деятельность вредительских организаций объясняет, почему здесь и там у нас перебои, почему вдруг у нас при богатстве и изобилии продуктов нет того, нет другого, нет десятого.

Важной целью организаторов политических процессов было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости закручивания гаек,установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях возможно было развитие и укрепление диктатуры партии и лично ее вождя.

Подавление инакомыслия в среде интеллигенции.Первоначально власти инспирировали ряд политических процессов против буржуазных специалистов (в 1928 г. – Шахтинское дело; 1930 г. – процесс против несуществовавшей Трудовой крестьянской партии – Н. Д.

Кондратьева, А. В. Чаянова, Л. Н. Юровского; такой же мифической процесс против так называемой Промпартии – Л. К. Рамзин, И. А. Иконников, В. А. Ларичев). За 1931 г. репрессии затронули около 5% общего числа специалистов промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Позже репрессии и дискриминация интеллигенции были смягчены, так как процессы сыграли свою роль, подчинив эту социальную группу режиму. Кроме того, выяснилось, что спецеедство лишало народное хозяйство, науку и образование необходимых и незаменимых кадров.

Начало репрессий против партийно-государственного аппарата, армии.

В начале 30-х гг.

Источник: https://lektsia.com/4x8e79.html

Формирование тоталитарного государства и культа личности Сталина в СССР

В апреле 1922 г. И.В.

Сталин, по рекомендации Ленина был назначен Генеральным секретарем ЦК РКП(б), в обязанность которого входила организация более четкой работы аппарата ЦК по исполнению и контролю коллегиальных решений руководства партии. Вместе с тем уже в конце 1922 г. Ленин в «Письме к съезду» советует делегатам подобрать Сталину другую должность. Однако в этой должности Сталин будет находиться 30 лет.

В 1927 г. на пленуме ЦК ВКП(б), проходившем сразу же после XV съезда партии, Сталин в очередной раз попросил освободить его от должности или (когда отставка была отвергнута) ликвидировать саму должность Генсека. Председательствующий на пленуме А.И.Рыков заявил: «Институт Генсека и работа тов.

Сталина в качестве Генсека оправдана всей жизнью нашей, организационной и политической, как при Ленине, так и после смерти товЛенина, оправдана на все 100%». Последовало единогласное решение (против — один Сталин) сохранить должность Генсека и Сталина на этом посту.

Диктатура власти, определяемая формами и методами строительства социализма, непременно вела к культу личности руководителя, которому приписывают необычайные достоинства, возводят в ранг божества.

На XVII съезде ВКП(б) культ Сталина был закреплен как норма партийной жизни.

Не было ни одного выступления, в котором не содержалось бы хвалебных слов, восторженных восклицаний, здравиц, подчеркивающих мудрость и гениальность Сталина. Имя вождя прозвучало на съезде более 1500 раз.

Из уст Кагановича — 37 раз, Орджоникидзе — 40, Микояна — 50, Косиора — 35 раз. Вместе с тем съезд был началом конца культа.

Диктатор — лишь вершина пирамиды власти, каждый камень которой представляет свой авторитарный «вождь», зависимый и ответственный перед вышестоящим «вождем». На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 г.

Сталин представил партийную пирамиду: «В нашей партии имеется 3— 4 тыс. руководителей, составлявших ее, партии, генералитет, 30—40 тыс. деятелей среднего звена —- офицерство, и 100—150 тыс.

низовых работников районного звена, составляющих унтер-офицерские кадры партии».

Проявлением демократизма и закономерным явлением в жизни номенклатурных кадров было перемещение их с партийной работы на советскую, в профсоюзы, комсомол и другие общественные организации, и наоборот. И эти кадры решали все, все, что приказывалось сверху партийным вождем, без права на инициативу и без обязательства ответственности перед народом.

Таким образом, сама демократия и институты ее механизма были не нужны. В стране действовал тоталитарный режим, выставляя напоказ формально-демократические формы правления. Роль органов советской власти, как и других общественных организаций, приобрела номинальный характер и фактически была сведена на нет, даже вопреки Конституции СССР.

В 30-е годы окончательно оформилась та административно-командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране.

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты.

Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно осваивать технику государственного управления и заменить Советы. Предложения оппозиции о необходимости разграничения полномочий центра и местных.

органов, о подчинении центру, но автономии в выработке средств реализации директив центра, отделении партийных органов от советских, запрещении командовать Советами, превращении последних в постоянно работающие совещания (своего рода малые парламенты), прекращении практики назначенства (как только прошел пик гражданской войны), к сожалею по, не были услышаны, ибо всегда опровергались ленинской аргументацией.

Ограничения демократии, вызванные обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются единственной партией.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь к концу 20-х годов в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч человек.

Подавляющая масса принятых тогда в партию — люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу протаю оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия.

Слой же старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была втянута в борьбу за власть и была расколота, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения в государственную партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился XVII съезд ВКП(б).

Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.

Прежде всего, съездом была введена новая структура партийных комитетов. Взамен “функционалки”, как пренебрежительно был назван до тех пор существовавший принцип организации парткомовских отделов, создавались теперь “целостные производственно-отраслевые отделы”.

Возникли таким образом параллельные отделы наряду с существовавшими уже при исполкомах Советов отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и т.д. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие.

Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью всего советского периода.

Читайте также:  Народы России в первой половине 19 века - история России

Следующим существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенного еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля.

Упраздняя наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК.

Одновременно была преобразована комиссия исполнения при СНК Союза ССР в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза ССР комиссию советского контроля при СНК Союза ССР. Руководитель и этой комиссии также назначался из числа заместителей председателя СНК Союза ССР.

Таким образом, съезд учредил “зоны вне критики”, Исторический опыт показал, что даже ЦКК-РКП не смог подняться над ЦК партии и оказался орудием в борьбе Сталина за единоличную власть. деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.

Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б), дополнило еще одно решение съезда.

В Уставе, принятом на съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением большинству и обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений.

Если первые два пункта можно назвать декларативными, то два последних действительно строго и неукоснительно выполнялись.

Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая в первую очередь выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех, вышестоящих партийных органов.

Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического, централизма была возведена съездом в закон, распространивший свое действие не только на партийную, но и на все другие сферы управления в условиях советской действительности.

Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.

Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства. его репрессивных органов.

Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые “тройки”, в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного аполитического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры.

В декабре 1932 г. в стране была введена особая паспортная система. Все сельское население страны за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-ти километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов.

Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания. В июне 1934 г.

ОПТУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренние дед.

При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события, произошедшие на XVII съезде партии, вошедшем в ее историю официально как “съезд расстрелянных”.

Действительно, факты свидетельствуют о том, что из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, — 98.

Главной причиной этих репрессий, которые были организованы Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном Секретаре ЦК ВКП(б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, вызвавшие многочисленные жертвы.

Источник: http://poznayka.org/s36924t1.html

Установление в СССР тоталитарного политического режима

Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа лично­сти И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновре­менно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность.

Культ личности И.В. Сталина был вызван многими факторами: от­сутствием в стране демократических традиций; во многом сохранив­шейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию муд­рости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрес­сий и политических процессов. Укреплению веры народа в И.В.

Стали­на способствовали также подлинные и мнимые (распропагандирован­ные) успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быст­рую политическую карьеру, — К.Е. Ворошиловым, JI.M. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В.

Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

В области экономики продолжала развиваться система государствен­ного социализма — жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Были расширены полномо­чия Госплана, создан Наркомат государственного контроля.

Укрепля­лись командно-административные методы управления, которые, несмот­ря на их недостатки, сыграли положительную роль в мобилизации эко­номических и людских ресурсов для отражения фашистской агрессии.

Советское правительство провело серию экономических, военных, со­циально-политических и идеологических мероприятий для укрепления обороноспособности страны.

Экономическая политика.

Развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942 гг.), утвержденного XVIII съез­дом ВКП(б) в марте 1939 г. Был выдвинут политический лозунг — дог­нать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Эта установка была демагогиче­ской.

Она исходила из сфальсифицированных и завышенных показате­лей итогов выполнения второго пятилетнего плана. Несмотря на несо­мненные успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Наглядно проявлялись пере­косы в экономике.

Передовые позиции, достигнутые в металлургиче­ской, химической, некоторых отраслях машиностроительной промыш­ленности, сочетались с заметным отставанием в освоении новых техно­логий, и особенно в выпуске предметов народного потребления. В лег­кой промышленности планы были выполнены на 40-60% и не отвечали уровню потребностей населения.

Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, где производство к 1938 г. резко снизилось по сравнению с концом 20-х годов.

Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность стра­ны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышлен­ности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.

В годы третьей пятилетки были осуществлены специальные военно- экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии уско­ренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание «второго Баку» — нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом.

Обращалось особое внимание на ме­таллургическую промышленность — основу военного производства. Бьш расширен и модернизирован Магнитогорский металлургический комби­нат, завершено строительство Нижнетагильского.

Были созданы так называемые «заводы-дублеры» (филиалы заводов Европейской части СССР) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии — в районах вне пределов досягаемости авиации вероятного противника.

В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления оборо­носпособности страны.

Расширялись посевы технических культур (сахарной свеклы и, в первую очередь, хлопка, необходимого для про­изводства взрывчатых веществ), осуществлялись мероприятия по рас­ширению посевных площадей и увеличению производства зерновых в Сибири и Казахстане. К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы.

Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции.

В резуль­тате ее объем значительно увеличился, начался массовый выпуск стрел­кового, артиллерийского оружия и боеприпасов.

В первые месяцы вой­ны стали производить автоматическое стрелковое оружие (пистолет- пулемет Шпагина — ППШ) и установки реактивной артиллерии БМ-13 («катюши»).

Вместе с тем политика в области вооружений имела отстающий от Запада и, в первую очередь, от фашистской Германии характер. Это определялось продолжающимся производством морально устаревшей военной техники.

Создание современных для того времени видов воору­жений затягивалось. В годы третьей пятилетки были разработаны но­вые конструкции самолетов: истребители Як-1 и Миг-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, пггурмовик Ил-2.

Однако их широкое производ­ство до войны наладить не сумели. Так, в 1940 г. было произведено все­го 64 самолета Як-1, 20 — Миг-3, лишь 2 — Пе-2. Массовый выпуск со­временных танков Т-34 и KB к началу Великой Отечественной войны промышленность также не освоила.

На ускорение внедрения новой во­енной техники повлиял опыт советско-финляндской и начавшейся в 1939 г. второй мировой войны.

Социальная политика.

программа разви­тия государственных трудовых резервов. Она предусматривала созда­ние широкой сети школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремес­ленных училищ для подготовки молодежи к трудовой деятельности. В 1940 г.

был осуществлен переход на 8-часовой рабочий день и 7- дневную рабочую неделю. Особый (круглосуточный) режим работы вве­ли на предприятиях оборонного значения.

Был принят закон о судебной ответственности (вплоть до тюремного заключения) за самовольное увольнение, прогулы и опоздания на работу.

Ужесточались производственные отношения на селе. Увеличивались плановые показатели (введена погектарная разверстка) сдачи государст­ву сельскохозяйственной продукции, устанавливался обязательный для каждого колхозника минимум выработанных трудодней и сокращались размеры приусадебных участков.

Читайте также:  Лучшие книги для подготовки к егэ по истории - история России

В результате социальной политики ухудшилось положение некото­рых групп населения, снизился их жизненный уровень. Вместе с тем продолжалось совершенствование образовательной системы, расширя­лось жилищное строительство и бесплатное медицинское обслуживание.

Укрепление армии.

Осуществлялись крупные мероприятия и в об­ласти военного строительства. Завершился процесс перехода к кадровой системе комплектования армии. Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности позволил увеличить ее численность к 1941 г. до 5 млн. человек.

После советско-финляндской войны особое внимание уделялось созданию отдельных бронетанковых и механизированных час­тей, развитию военно-воздушных сил. Развернулась учеба команд­ных и инженерно-технических кадров в военных училищах и академи­ях. В 1940 г.

были установлены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте, введено полное единоначалие (отменен институт военных комиссаров), повышен авторитет высших офицерских кад­ров. Осуществлялся ряд мероприятий по совершенствованию организа­ции и боевой подготовки войск. В 1940 г. был уволен в отставку нар­ком обороны К.Е.

Ворошилов и назначен маршал С.К. Тимошенко, несколько позднее начальником Генерального штаба стал генерал армии Г.К. Жуков, сыгравший выдающуюся роль в Великой Отечественной войне.

Среди населения развернулась оборонно-массовая работа: велась до­призывная подготовка учащихся старших классов, деятельность Обще­ства содействия армии, авиации и флоту (Осоавиахим), работали круж­ки противовоздушной обороны, осуществлялось обучение медицинских сестер и санитаров.

Идеология.

Идеологическая работа в массах основывалась на поло­жениях, сформулированных в партийных документах конца 30-х годов. В них декларировалось, что СССР вступил в новую полосу развития — упрочения победившего социализма и постепенного перехода к комму­низму.

Вместе с тем на идеологию влияли осложнение международной обстановки и реальная опасность приближающейся войны. XVIII съезд ВКП(б) обосновал главный принцип — необходимость сильной государ­ственной власти для отражения внешней угрозы.

Продолжала развивать­ся «теория» обострения классовой борьбы в период построения социа­лизма, оправдывавшая грубейшие нарушения законности. Массовым репрессиям подвергались многие тысячи советских людей, в том числе опытные государственные, хозяйственные и военные руководители.

Бы­ла арестована пятая часть офицерских кадров (все командиры корпусов и командующие войсками военных округов).

Партийное руководство страны и сам И.В. Сталин уделяли особое внимание патриотическому воспитанию народа. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность Александра Невско­го, Дмитрия Донского, К.

Минина, A.M. Пожарского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и др. Иван Грозный и Петр I провозглашались образцо­выми государственными деятелями. В 1937 г. было торжественно отме­чено 125-летие Бородинской битвы и 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина.

Официальная теория («царская Россия — тюрьма народов») сменилась новой установкой о положительном значении для многих народов их вхождения в состав Российской империи.

Обосновывалась идея полнокровного расцвета всех наций и народностей при социализме, возрождался тезис о консолидирующей исторической роли русского народа.

Продолжали активно культивироваться моральные принципы, осно­ванные на коммунистической идеологии. У руководства страны появи­лось новое понимание значения семейных отношений. Предпринимались меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению инсти­тута брака.

Мероприятия в области экономики, военного строительства и идео­логии свидетельствовали, что в стране велась всесторонняя работа по подготовке к будущей войне. Однако культ личности И.В.

Сталина, сложившаяся партийно-государственная бюрократическая система, по­родившие волюнтаризм и авторитаризм руководства, привели ко многим ошибкам, которые наглядно проявились в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Источник: https://infopedia.su/4x5c44.html

открытая библиотека учебной информации

Внутрипартийная борьба в 1920-е гᴦ. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения относительно внутренней и внешней политики. В 1921 ᴦ.

на Х съезде РКП(б) были запрещены фракции и оппозиции, ᴛ.ᴇ. группировки с отличающимися от мнения руководства партии взглядами. Пока был жив Ленин, он своим авторитетом добивался единства. Смерть Ленина (21 января 1924 ᴦ.

) обострила борьбу за лидерство в РКП(б) и определœение базовых принципов внутренней и внешней политики советского государства.

Основная борьба развернулась между Троцким, претендовавшим на роль второго (после Ленина) вождя партии, и Сталиным, занимавшим с 1922 ᴦ. пост генерального секретаря ЦК РКП(б). В 1924 ᴦ. Троцкий был обвинœен в «левом уклоне».

Выступившие первоначально на стороне Сталина Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев в 1925 ᴦ. сами перешли в оппозицию к генеральному секретарю («новая оппозиция»), объявив выдвинутый им тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране изменой делу мировой революции.

В 1926 ᴦ. произошло объединœение Зиновьева и Каменева с Троцким («объединœенная оппозиция»). В 1927 ᴦ. Троцкий, Зиновьев и Каменев были исключены из партии (в 1929 ᴦ. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а затем – за границу).

В 1928-1929 гᴦ. сталинская группировка добилась победы и над сторонниками «правого уклона» в партии (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), выступившими против свертывания НЭП. В 1929 ᴦ.

Сталин оказывается единоличным правителœем страны.

Особенности советской политической системы.В 1920-1930-е гᴦ. сформировались основные черты советской политической системы. Она была однопартийной. Все партии, кроме большевистской, были запрещены.

Сама большевистская партия многократно выросла в численности, изменилось ее название. В 1918 ᴦ. она получила название Российской коммунистической партии (большевиков) – РКП(б), в 1925 ᴦ.

– Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) – ВКП(б).

Государственный и партийный аппараты срослись. Более того, к концу 1920-х гᴦ. партийные органы практически подменили Советы. Ни одно решение, принимаемое государственными органами, не обходилось без предварительного обсуждения в партийных комитетах того или иного уровня. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, фактическая власть в государстве оказалась в руках коммунистической партии.

Ведущей социальной опорой формирующегося режима стала номенклатура – список должностей, назначение на которые производилось решением вышестоящего партийного комитета.

Был создан особый карательный аппарат. Карательные органы (ВЧК, затем ОГПУ, затем НКВД) вели борьбу с «ненадежными элементами», прежде всœего интеллигенцией и церковью.

В 1922 ᴦ. из страны были высланы около 200 представителœей интеллигенции («Философской пароход»). В 1928 ᴦ. инженеры и техники Донбасса были обвинœены во вредительстве (взрывах), сговоре с бывшими владельцами, покупке ненужного импортного оборудования, нарушении законов о труде («Шахтинское дело»).

В 1930 ᴦ. по делу «Промпартии» была осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с Л.К. Рамзиным.

По обвинœению в принадлежности к Трудовой крестьянской партии были осуждены ученые-аграрники Н.Д. Кондратьев (предсказавший окончание экономического кризиса за рубежом), А.В. Чаянов (за то, что выступал против методов коллективизации).

Церковь была поставлена под контроль государства. Значительная часть церковных ценностей была конфискована. Усилена антицерковная пропаганда, разрушались храмы и соборы. Началось преследование священников.

Патриарх Тихон – заключен под домашний арест. Для подрыва церковного единства, правительство поддержало «обновленческие» течения, призывавшие мирян повиноваться власти. После смерти Тихона в 1925 ᴦ.

правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха.

Начинает формироваться культ личности И.В. Сталина, ᴛ.ᴇ. его возвеличивание. Портреты и имя Сталина были везде, его благотворному влиянию и политике приписывались всœе достижения, всœе провалы считались происками «врагов народа».

Источник: http://oplib.ru/random/view/39220

Разработка урока: «Культ личности Cталина, массовые репрессии и политическая система в СССР.»

Тема: Культ личности Cталина, массовые репрессии и политическая система в СССР.

Цели урока:

— сформировать у учащихся представление о негативной сущности политических репрессий в СССР в 20-30-е гг;

— продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе материала учебника и дополнительных источников;

— развивать речь, мышление и внимание учащихся;

— способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народа.

Оборудование урока:

— учебник «История Отечества XX- начало XXI века» авторы: Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; проектор, компьютер.

1.Подготовительная работа:

1. Словарная работа.

Повторить значение понятий:

— репрессия;

— тоталитарный режим;

— депортация;

— культ личности;

— ГУЛАГ.

Проблема урока. Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф:

«Что царь или вождь — это главный злодей,

Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы
»

Ход урока

1.Организационная часть:

    1. Приветствие.

    2. Рапорт дежурного об отсутствующих.

    3. Определение темы урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучение трагических страниц нашей истории . С середины 20-х гг. усиливается политика террора и беззакония, резко ухудшавшая существование отдельного человека, менявшая его повседневную жизнь.

Человек жил в атмосфере страха, опасности, напряжения, в условиях отказа- и осуждения!- от всего уклада и всех идеалов прежней жизни.

Читайте также:  Усиление реакции - история России

В стране возникла атмосфера слежки, доносов, подчинения навязываемой партийной идеологии.

Классовый подход к положению человека в обществе, его продвижению по работе, его равноправию и справедливому существованию деформировал восприятие мира, окружающей действительности, отношения с людьми.

Усвоение коммунистической идеологии меняло привычные ценностные ориентиры, отлучение от религии меняло и привычные моральные нормы: человек предпочитал не задумываться, не размышлять, подчиняться новым догмам и ритуалам.

Человек в условиях террора и беззакония терял многие гуманистические черты, чувствовал себя сломленным.

У нас есть возможность почувствовать дух тех страшных лет и в течение урока проанализировать причины и масштабы политических репрессий 20-30-х гг.

II. Актуализация ранее изученного материала:

1. Устный опрос учащихся.

Дайте определение : « Репрессии – это…»

«… карательные меры государства против своих граждан, нарушающие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.»

Дайте определение : « Тоталитарный режим – это…».

«… государственная власть, осуществляющая полный ( тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества».

Дайте определение: «Депортация – это…».

«… в период массовых репрессий 20- 40-х гг. – насильственное и незаконное изгнание многих народов СССР со своих территорий.

Дайте определение: «Культ личности – это…».

«… единовластие, сложившееся в СССР с 20-х гг. как культ И.В. Сталина.

Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим. Источники культа личности коренятся как в объективных, так и в субъективных условиях, сложившихся в советском обществе.»

Дайте определение: « ГУЛАГ – это…»

«… Главное управление исправительно- трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения- образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Ему переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Существовал до 1956 г.

Термин «ГУЛАГ» используется как общее название системы лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола, периода культа личности, тоталитарного режима в СССР.»

III. Изучение нового материала.

План:

  1. Борьба за власть в партии большевиков.

  2. Негативные последствия возвышения И.В. Сталина и утверждения его в качестве лидера.

  3. Культ личности вождя и репрессии в 1930-е гг.

  4. Предпосылки «большого террора» 1936-1938 гг.

  5. Жертвы среди высшего командного состава Красной Армии.

  6. Создание сталинской системы управления и Конституции 1936 г.

Мы видим, что в жизни общества кризисы экономический, политический, внутрипартийный тесно переплетались. Поэтому вполне закономерно, что на судьбу страны так влияли дискуссии внутри правящей партии, они выливались в форму:

— 1923-1924 гг.- борьба с троцкистами;

— 1925 г. – борьба с т.н. «новой оппозицией», сторонниками Каменева, Зиновьева;

— 1926-1927 гг.- борьба с т.н. «объединенной» троцкистско-зиновьевской оппозицией;

Результатами внутрипартийных дискуссий 20-х гг. были осуждение оппозиционных групп, изоляция, а затем- устранение противников Сталина, утверждения культа личности Сталина .

Вопрос.Охарактеризуйте рычаги власти и методы, используемые И.В.Сталиным в борьбе со своими политическими соперниками. Дайте оценку этим методам. ( работа с учебником)

Партийная пропаганда 1930-х гг. рассматривала Сталина как верного продолжателя учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Рядовые партийцы видели в Сталине борца за осуществление коммунистических идеалов, вождя международного революционного движения.

В действительности же взгляды И.В.Сталина во многом противоречили воззрениям классиков марксизма.

Провозгласив цели построения социализма в СССР, он обосновал право партии большевиков на монопольное удержание власти в стране на неопределенно длительный срок.

В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс.

После разгрома оппозиций партия большевиков в СССР в 30-х гг. стала отлаженным механизмом: единым, строго централизованным, жестко соподчиненным. Стр. 162.

Вопрос. К каким негативным последствиям привело возвышение И.В. Сталина?- 1 ряд.

Репрессии в СССР не прекращались со времени Гражданской войны и интервенции. Однако после завоевания Сталиным в 1929 г. позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Подчеркивалось, что все достигнуто благодаря «мудрому руководству» Сталина. Формировался ореол непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя.

Формировалось массовое репрессивное сознание: искреннее желание выявить «врага», что поощрялось руководством всех уровней. Люди становились простыми исполнителями. Система пронизывала все сферы жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, почти невозможно. Если кто пытался это делать, то его постигали репрессии.

В 1928-1931 гг. были сфабрикованы дела:

«Шахтинское», 1928 г.

«Промышленной партии», 1930 г.

«Союзного бюро меньшевиков», 1931 г.

Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80 % репрессированных в 30-е гг. погибли по доносам соседей и коллег по службе.

Антидемократическое наступление сопровождалось расширением сферы деятельности карательных органов. Все политические решения проводились при непрерывном участии чекистов.

Массовый террор в мирное время стал возможен в результате нарушения законности.

В обход органов суда и прокуратуры была создана разветвленная сеть внесудебных органов (Особое совещание при Коллегии ОГПУ, «тройки» НКВД, Особое совещание при НКВД и др.)

Своего апогея репрессии достигли после трагедии, разразившейся в Ленинграде 1 декабря 1934 г. –убийства первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии, члена Политбюро, оргбюро и Секретариата ЦК партии С.М. Кирова.

После каждого политического процесса репрессии становились все более массовыми, а приговоры- суровыми.

Сознательно создавалась обстановка массового психоза.

По всей стране прокатилась волна выявления «заговоров».

Репрессии были обращены против политработников, рядовых коммунистов и беспартийных.

В августе 1936 г. состоялся открытый процесс над группой бывших партийных лидеров.

Закрытый процесс в июне 1937 г. над группой высших военных руководителей (М.Н. Тухачевским, И.Э. Якиром, И.П. Уборевичем и др.) и расстрел обвиняемых явился сигналом для массовой кампании по выявлению «врагов народа» в рядах Красной Армии.

За ними «пошли» тысячи военнослужащих.

Многие были отстранены от занимаемых должностей и исключены из партии.

Армия была фактически обезглавлена, она лишилась наиболее подготовленных и опытных кадров.

В застенках погибли почти все военачальники в звании командармов, оклеветанные как «враги народа». Стр. 166-167.- 2 ряд.

Террор охватывал без разбора все регионы, все республики.

Штамп «враг народа» ставился на своих и «чужих» , знакомых и родственниках, неграмотных мужиках и академиках.

Сопротивление режиму наблюдалось во всех слоях общества: среди ученых, писателей, государственных и общественных деятелей, военных, рабочих, колхозников и т.д.

Сейчас мы ознакомимся с фрагментами письма Ф.Ф. Раскольникова, которое было опубликовано во Франции и стало наиболее резким и в то же время наиболее обоснованным обвинением Сталина в массовых репрессиях.

Ф.Ф. Раскольников

«Открытое письмо Сталину», 17 августа 1939 г.

(фрагменты)

…Сталин, вы открыли новый этап в истории нашей революции, который получит название «Эпохи террора».

…Ваш «социализм», при торжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решеткой, так же далек от истинного социализма, как произвол вашей личной диктатуры не имеет ничего общего с диктатурой пролетариата.

…Вы оболгали, обесчестили и расстреляли многолетних соратников Ленина: Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., невинность которых вам была хороша известна.

…Накануне войны вы разрушаете Красную Армию, любовь и гордость страны, оплот ее мощи.

…Вы отняли у колхозных крестьян всякий стимул к работе.

…Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца.

… Рано или поздно советский народ посадит вас на скамью подсудимых как предателя социализма и революции, главного вредителя, подлинного врага народа, организатора голода и судебных процессов.

Вопрос:Как вы думаете, могли ли опубликовать это письмо в советской прессе? Почему?

Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены.

Истинные цифры мы, наверно, не узнаем никогда.

Не прошли стороной ветры репрессий и наш народ…

6. Сталинская система управления. Конституция СССР. ( Характеристика – стр. 167 – 168 ) – 3 ряд.

V . Заключительная часть.

30 октября мы отмечаем День памяти жертв политических репрессий.

На сегодняшний день почти все репрессированные в разные годы реабилитированы, то есть оправданы. Это говорит о том, что государство признало их невиновность в преступлениях, в которых их обвинял сталинизм.

Мы обсуждали серьезную проблему истории нашей страны, трагедии нашего народа. Наш долг- добиться, чтобы каждому невинно пострадавшему человеку вернули доброе имя и светлую память.

Этот разговор мы еще продолжим при изучении репрессий послевоенных лет.

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чем этот урок был полезен для вас?

Спасибо.

Домашнее задание:

п.19

Подготовить небольшое сообщение о истории родного края в изуча

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-kult-lichnosti-ctalina-massovie-repressii-i-politicheskaya-sistema-v-sssr-1159755.html

Ссылка на основную публикацию