Традиционная культура московского государства — история России

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Традиционная культура Московского государства - история России

Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире — это отображение божественного “первообраза”, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило “искажение” истины.

При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого.

Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать “по отчине” или “по обычаю”, т.

е. точно так, как делали в старину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. “А которая земля обычаи переменяет,— писал боярин Берсень Беклемишев,— та земля недолго стоит”.

Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы.

Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XV—XVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев. Распространялись новые идеи, обычаи — брить бороду и курить табак.

Это активизировало силы традиционалистской реакции.

Иван Грозный с тревогой писал, что “обычаи в прежние времена после отца моего… и до настоящего времени поизшаталися”. Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.

Роль семьи в традиционном обществе

Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак.

Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек.

Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.

Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы.

Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор податей и повинностей.

Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной.

Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего беспрекословным подчинением мужу, “жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены”.

Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.

Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры “верхов” и “низов”. Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования. Порой боярам было легче реализовать традиционный идеал, чем народу. В XVI в.

многие православные обычаи были сильнее развиты у верхов общества. Именно для бояр предназначался первоначально созданный духовником Ивана Грозного Сильвестром “Домострой” — устав образцового поведения подданного Московского государства.

Бояре первые, вслед за царем и духовенством, стали начинать и завершать день молитвой, молиться перед едой, креститься на церкви и при входе в дом — на иконы.

Национальным обычаем стало в это время ношение взрослыми мужчинами бороды. После того как начал бриться отец Ивана Грозного Василий III, церковь официально осудила бритье как вероотступничество. Бреющиеся причислялись к “неверным”. За них нельзя было молиться в церкви и даже ставить в их память свечи.

Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей.

Традиционализм и модернизация

В Европе XVI в. впервые появился идеологический механизм, позволяющий преодолевать сопротивление традиционализма.

В концепции спасения, принятой протестантизмом (в наиболее яркой форме его разновидностью — кальвинизмом), “избранность” человека Богом для спасения после смерти проявляется уже при жизни в том, что он наиболее удачлив в делах.

В эпоху, когда внешняя, общественная оценка деятельности человека была главной и ставилась гораздо выше внутренней, это заставляло людей уже с детства своим неустанным систематическим трудом, предприимчивостью, изобретательностью, финансовыми успехами убеждать окружающих в том, что именно он — избранник Бога, “счастливчик”. Делать это было необходимо в рамках моральных норм, честности и справедливости, чтобы не прогневать Бога. Это позволяло постепенно разрушать традиционный характер экономики, заложило основы модернизации — промышленного развития и роста буржуазных отношений в обществе.

Цена прогресса была поистине страшной — распадались общинные и родовые связи, средства внешнего контроля за поведением человека утрачивали свое значение. Поэтому модернизация и криминализация общества шли рука об руку. В своей экспансии западная цивилизация разоряла целые континенты. Лишь ориентация на общественный идеал удерживала ее от полного морального краха.

Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому.

Наряду с идеалом “справного мужика” в русской культуре постоянно присутствовал идеал “нищего духом”, юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду.

Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный.

В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным. Формой покаяния в этом грехе была раздача щедрой милостыни нищим и монастырям.

Особенно крупными были завещания бояр, по которым в собственность монастырей и патриарха переходили целые деревни. В результате к XVI в. монастыри стали крупнейшими земельными собственниками в России.

Появились образцовые монастырские хозяйства с передовыми формами земледелия, новыми сортами сельскохозяйственных культур, развитой торговлей.

Но в отличие от западноевропейского протестантизма, создававшего наследственную традицию предпринимательства и упорного, высокоэффективного труда, “монастырское предпринимательство” в России такой традиции не создавало. Идеалом глубоко верующих монахов все равно оставалось пустынножительство по образцу XIV в.

В результате трудолюбие народа, нововведения в монастырском землевладении и развитие торговли сами по себе не могли изменить традиционного характера экономики. В XVI—XIX вв. основные приемы крестьянского хозяйствования оставались неизменными. Почву обрабатывали деревянной сохой с металлическим отвалом.

Плуги встречались реже, в основном в образцовых монастырских хозяйствах. В сельскохозяйственных работах применялись косы-литовки, серпы, цепы, грабли, лопаты. В течение веков этот набор оставался неизменным. Постоянной сохранялась и урожайность полей: примерно сам-три, т. е.

урожай лишь втрое превышал по весу посеянное зерно.

Идеал традиционной культуры и отпадение от него

Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры.

В традиционной православной культуре отразились коллективистские идеалы русского народа. Поэтому покаяние в грехе часто носило поверхностный характер. Это, скорее, покаяние не перед Богом, а перед обществом.

Легкость покаяния обусловливалась и представлением о “духовной младости” человека. “Совершеннолетними” считались только царь да еще патриарх.

Подданные, в том числе высшие, князья и бояре, именовали себя “худыми и малоумными”, царскими холопами, Ваньками и Митьками.

“Младшим” считался всякий подчиненный по отношению к своему господину или начальнику (например, бояре и их низший разряд — дети боярские).

Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей.

Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу “мы — они”.

При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а “они” — людьми безнравственными и проклятыми.

С ростом эксплуатации крестьянства простые люди стали противопоставлять себя боярам, монастырям, богатеям-купцам, выводя их за рамки “народа”, т. е. переставая считать их людьми, а также за рамки “крестьянства”, т. е. христианства.

Соблюдая нормы честности внутри “народа” и “крестьянства”, простые люди не считали для себя грехом обмануть или ограбить богатого человека.

В царе народ видел не защитника богатых, а, напротив, гаранта “справедливости”, царя-батюшку, причисляя его к своей, а не к чужой общности.

Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе

Для православия было характерно не столько следование учению Христа, сколько упор на его миссию в мире. Само учение интересовало верующих так мало, что долгое время не существовало полного перевода Библии на церковнославянский язык.

Для Европы Христос был учителем, эллинизированным философом, для России — прежде всего героем-подвижником, страдальцем за человечество. Соответственно связь веры и науки, теологии и философии была затруднена. У греков русские восприняли, что “многознание уму не научает”.

Они подчас кичились своим невежеством в науках, придавая первостепенное значение приобретению мудрости, самопознанию как обретению божественного света в собственной душе. В центре размышлений всегда стояли моральные проблемы, а не проблемы устройства мира, как на Западе.

Предметом поисков был духовно-нравственный идеал.

В XV—XVI вв. усиление итальянского влияния в России привело к стремлению овладеть тайнами науки, получить власть над миром, распространению приверженцев алхимии и астрологии. Но уже “Стоглав” воспрепятствовал этому. Усилились преследования инакомыслящих. Они подвергались бичеваниям и сожжениям, хотя против этого возражали заволжские старцы.

Поэтому понятие “наука” до XVII в. ассоциировалось в России лишь с военным делом. Преследовалась самостоятельность мышления. Главным предметом знания оставались навыки покаяния и спасения души.

Это сближало Россию с Востоком, где ислам также ввел запрет на нововведения, проповедовал подражание ученика учителю (в особенности в учениях шиизма и мюридизма).

Искусство имело главной целью погружение человека в молитвенное состояние. Архитектура помогала наделить символическим значением окружающее пространство, переносила верующего из мира земного в мир духовный. Большое значение при этом имели формы храма. В XVI в. особенностью церковной архитектуры в России становится луковичная форма купола.

Ее происхождение связано с украшениями интерьера иерусалимского храма Гроба Господня. Она символизировала тождественность России со Святой Землей, подлинным Израилем и подлинным Иерусалимом, связь Бога и русского народа.

Расположение храма по оси Восток — Запад придавало ему роль модели Вселенной и обращало взгляды молящихся к Востоку, откуда они и ждали второго пришествия Христа и Страшного суда.

Читайте также:  Победы петра i - история России

Другой особенностью русских церквей еще с XVI в. становится иконостас, который символизировал связь Бога (алтарь которого он закрывал) и паствы. Иконы при этом как бы изображали окна, через которые молящийся смотрит в лучший небесный мир, где царствует святость и духовность.

Ведь икона — это земное отображение небесной реальности (в этом смысле Московское государство именовалось “иконой Царства Божьего”). Поэтому живопись не стремилась отобразить земную реальность, а сосредоточивалась на задаче воплощения духовной сущности людей и событий.

Лишь постепенно земная красота находит свое воплощение в иконописи. Духовная музыка должна была “пробудить” человека к молитве и объединить молящихся. Церковная служба воплощала мечту о высшей гармонии, о святом царстве на Земле. Поэтому службы были столь притягательными и к XVII в.

длились многими часами.

Сохранять преемственность культуры помогал канон — неизменный, считавшийся божественным образец, которому должен был следовать всякий автор. Особенно строго он соблюдался в иконописи и архитектуре, в житиях святых.

Церковь стремилась упорядочить круг чтения верующих. Митрополит Макарий объединил все рекомендовавшиеся к чтению книги в единый список, “Четьи Минеи”, т. е.

чтение на каждый день, причем книги переписывались, в них вносились “исправления” в интересах государства и церкви.

Вместе с тем традиционная православная культура препятствовала развитию в России скульптуры, театра и инструментальной музыки. Эти искусства считались языческими. Деревянная скульптура и музыкальные инструменты собирались и сжигались.

Говоря о традиционной культуре, необходимо помнить, что она представляет собой особый мир, который невозможно правильно оценить, используя понятия современной культуры, так как он основывался на совершенно других ценностях. Традиционная культура находилась в большей гармонии с окружающей природной средой и с человеком.

Она не требовала преобразования природы и перенапряжения сил индивида. В те времена человек чувствовал себя гораздо более защищенным, чем в современном обществе. Его права и обязанности были гораздо более определенными, так же как точки отсчета — внутренний идеал “правды” и общественное мнение. Человек всегда мог надеяться на помощь большой семьи или общины-волости.

Свои внутренние противоречия он разрешал в процессе покаяния и молитвы.

Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв.

прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин.

Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=75573

Традиционная культура Московского государства.(XV-XVIвв.)

Posted in Ответы к экзамену по дисциплине Отечественная история.

Важнейшим явлением культуры 16 века стало начало книгопечатания. В 1564 году дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол» — первая русская печатная книга с выходными данными. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый русский Букварь с грамматикой. Однако в 16 веке печатали в основном богослужебные книги.

Традиционная культура Московского государства Традиционализм как явление. Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире это отображение божественного первообраза, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило искажение истины.

При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого.

Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать по отчине или по обычаю, т. е. точно так, как делали в старину.

Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. А которая земля обычаи переменяет, писал боярин Берсень Беклемишев, та земля недолго стоит. Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе.

Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы. Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XVXVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев.

Распространялись новые идеи, обычаи брить бороду и курить табак. Это активизировало силы традиционалистской реакции. Иван Грозный с тревогой писал, что обычаи в прежние времена после отца моего… и до настоящего времени поизшаталися. Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.

Иконопись в 16 веке испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось.

В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды.

Это направление получило название «строгановская школа», по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

В 16 веке ведется  грандиозное крепостное строительство. К Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города, защищавшего центральную часть посада.


Источник: http://histor-ru.ru/otvety-k-jekzamenu-po-discipline-otechestvennaja/467-tradicionnaja-kultura-moskovskogo-gosudarstva-xv.html

Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)

В конце XIV в. начинается активное возрождение русской культуры, огромный ущерб которой нанесло татаромонгольское иго. После победы на Куликовом поле определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель.

Середина XVI в. характеризуется процессом секуляризации – обмирщения, освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.

Значимое культурное значение имело создание «Великих Четьих Миней».

Над грандиозным сводом оригинальных и переводных литературных памятников более двадцати лет трудился большой коллектив авторов, редакторов, переписчиков.

Каменное строительство началось в Москве во второй четверти XIV в. В 1367 г. в Москве возводился каменный Кремль. Поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля.

Идея устремленности вверх, воплощенная прежде всего в храме Вознесения (село Коломенское, 1532 г.), стала отражением духовной атмосферы первой половины XVII в. В конце столетия возникло т. н. барышкинское барокко.

Главный его признак – сочетание внешней пышности и декоративности с четкостью и симметричностью композиции.

«Золотой век стенной живописи» – вторая половина XIV – начало XV вв. В Новгороде и Москве работал Феофан Грек. Его лучшей работой стала фресковая роспись новгородской церкви Спаса. Появление авторской иконописи связано с именем Андрея Рублева.

В живописи проявляется интерес к человеку, с этим связано появление и развитие в XVII в. парсуны – портретной живописи.

В литературе появляются новые жанры – демократическая сатира, бытовая повесть. Первым высшим заведением в Москве стала Славяно-греко-латинская академия. Широко и повсеместно используется книгопечатание.

«Житие протопопа Аввакума» – выдающийся памятник русской литературы второй половины XVII в.

Его отличительные черты – это новаторство художественной формы, индивидуальная манера письма, обличение социальной несправедливости и произвола новой церковной власти.

В XVII в. появляются первые театры: придворные и школьные. До этого театры на Руси заменяли скоморохи.

Придворные спектакли отличались большой пышностью, иногда они сопровождались музыкой и танцами.

Русская культура XVIII в.

Радикальные реформы Петра I коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени:

1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь;

2) «спрессованность» культурного процесса;

3) развитие «обмирщения».

Реформа школьного образования положила начало светскому образованию.

Появляются профессиональные школы: артиллерийская, горная, медицинская, инженерная.

Итог Петровских преобразований – открытие Академии наук (1725 г.), объединявшей научно-исследовательские и педагогические функции.

В 1775 г. императрицей Елизаветой Петровной был открыт Московский университет (сегодня – МГУ).

Петровские преобразования касались не только политики и экономики, но и общественной и частной жизни.

Были введены новые формы светского досуга, правила поведения молодых людей.

В первой четверти XVIII в. в литературе преобладает жанр истории – повести. Герои этих повестей – энергичные молодые дворяне, заявляющие о себе как о европейцах.

М.В. Ломоносов (1711–1765) стал одним из наиболее ярких представителей этого времени – ученый в области естественных и гуманитарных наук, поэт и художник, инициатор создания Московского университета.

На середину XVIII в. приходится расцвет русского изобразительного искусства и архитектуры. Для зодчества этого периода характерны объемно-пространственные композиции.

Явлением особой значимости стало развитие российского классицизма. Он вывел русскую культуру на общеевропейскую арену. Больших успехов, впитав европейские традиции, достигла живопись, особенно портретная.

Это было связано с пониманием человека как разносторонней личности. Портрет становится ведущим жанром русской живописной школы.

Особенностью русского классицизма в литературе был интерес к национальной тематике, связь с фольклорными традициями. А. Кантемир, В. Тредиаковский, М.В. Ломоносов создали фундамент новой словесности.

Общественная мысль нашла выражение в идеях просветительства. Показательны деятельность издателя и журналиста Н.И. Новикова (1744–1802), писателя и публициста А.Н. Радищева (1749–1802).

Формирование национальной композиторской школы началось в последней трети XVIII в. Ведущим жанром была опера. Композиторам были близки и народные традиции.

Наряду со становлением русской национальной культуры шел интенсивный рост национального самосознания. Утверждение самобытных черт русского искусства происходило одновременно с осваиванием традиций западноевропейской культуры нового времени.

Золотой век культуры России

Культура России XIX в. – это невиданный взлет в вершинах своего достижения. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.

Читайте также:  Восточный кризис и русско-турецкая война 1877—1878 годах - история России

Вспомним их имена: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Глинка, И.С. Тургенев, К.П. Брюллов, Н.В. Гоголь, Н.Н. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, М.П. Мусоргский, Н.С. Лесков.

Это далеко не полный перечень тех великих мастеров, имена которых озаряли золотой век русской культуры.

Золотой век был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, и в особенности Петровскими реформами.

С начала века в обществе наблюдается небывалый подъем патриотизма. Еще более усилившийся с началом войны 1812 г., он способствовал углублению понимания национальной общности.

Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.

Культурным событием колоссальной важности стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Автор первым почувствовал, что самым важным в наступающем веке в русской культуре будет решение проблемы национальной самоидентичности.

Следом за Карамзиным шел Пушкин, решающий задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами. Затем появилось «Философское письмо» П.Я. Чаадаева.

Особое место в культуре XIX в. занимала литература. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному мировосприятию. Классическая литература XIX в. стала больше, чем просто литературой.

Она стала синтетическим явлением культуры. Многие просвещенные люди строили свою жизнь на основе литературных образов.

К середине века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым прославившимся за рубежом российским ученым.

П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.

Во второй половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается в первую очередь благодаря литературе.

Произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского получили мировую известность. Впервые культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер. Русская культура приобрела европейское и мировое значение.

Но, несмотря на все грандиозные достижения культуры золотого века, глубокий культурный раскол не был преодолен. По переписи населения России в 1897 г. было только немногим более 20 % населения грамотных.

Роковым для страны стал террор 1 марта 1881 г. Равновесие в культуре нарушилось.

Возобладали радикальные модернистские идеи в своем разрушительном виде. Золотому веку русской культуры пришел конец.

Начало XX в. – это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатого поэтического разнообразия: А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Брюсов, И. Северянин, Н. Гумилев.

Окончательно оформилось течение космизма, которое сформировалось еще во второй половине XIX в. Представителями этого течения были писатели, философы, ученые: Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев. Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И.

Вернадский и др.

Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества приобретает все более общепланетарный характер.

Космос и человек, природа и человек оказываются неотделимыми, и надо уметь изучать будущее человечества и будущее природы вместе.

Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И. Вернадского о ноосфере, очень актуальное и в наши дни.

Согласно этому учению человечество становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т. е. в сферу разума.

Сложилась самобытная русская философия. Ее выдающимися представителями стали Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.И. Шис-тов, П.А. Флоренский, И.А. Ильин и др.

Одной из особенностей русской философии, по словам А.Ф. Лосева, было «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения».

Русская культура в XIX – начале XX вв. находилась на грани крупных перемен, которые не состоялись из-за революции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a44183.html

УРОК-ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Главная задача урока — создать объемное представление об этой форме культуры: как о ее ограниченности, так и о значительных возможностях, которые она открывает перед человеком, о ее актуальном значении для современной России.

Форма урока — лекция и опрос или беседа.

В начале урока школьники должны вспомнить, какие деятели культуры составляют славу России. Пусть они расскажут о личных впечатлениях от «Троицы» Андрея Рублева, храмов Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском, о старинных русских былинах и песнях.

Можно задать вопрос о том, какие обычаи и обряды Православной церкви (ислама, буддизма и т. п. в зависимости от состава аудитории) производят на них наибольшее впечатление, очищают душу.

Учащиеся должны понять, что традиция культуры представляет собой ценность, предмет благоговения.

ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Традиционализм как явление.

Роль семьи в традиционном обществе.

Традиционализм и  модернизация.

Диалог традиционалистских культур.

Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе.

План урока велик, поэтому для менее подготовленных учащихся можно ограничиться вопросами традиций в семейной жизни и культуре, а также соотношением традиционализма и модернизации, в более сильных классах можно провести два урока по этой теме.

При изложении первого вопроса надо помочь учащимся вспомнить, что традиционализм обладает рядом особенностей по сравнению с господствующей ныне культурой. Его идеал находится в прошлом, а не в будущем.

Для условий медленного развития, почти полного повторения из поколения в поколение одних и тех же способов деятельности это не является недостатком.

Тем не менее, об этом надо говорить, чтобы верно оценивать роль и место традиционных элементов культуры в современном мире. Материал для такой беседы имеется в учебнике.

https://www.youtube.com/watch?v=Mcm9oMGrrUk

Особую роль в истории России играла традиционалистская реакция. Она была порождена стремлением защитить не столько традиционалистскую культуру, сколько сам принцип ориентации на прошлое в условиях, когда новое (например, в виде иностранных обычаев) все более активно входило в жизнь людей.

В культуре возрождались не только верования и нормы эпохи первоначального христианства, но и языческие представления. Они постоянно существовали в народном христианстве в форме двоеверия, а в эпохи традиционалистской реакции могли активно влиять на культуру духовной элиты.

Так сформировалось, в частности, «обрядоверие», языческая по сути своей вера во всемогущество правильно проведенного ритуала, которая была полностью усвоена старообрядцами и в значительной степени сохранилась в современном православии.

Примеры манипулирования священными символами христианства как языческими идолами приведены в учебнике.

При изложении второго вопроса учитель показывает, как народные обычаи влияли на формирование взаимоотношений между членами русской семьи. Развивая эту тему, можно связать деспотический характер власти главы большой семьи с абсолютным характером власти самодержца.

Большая семья была порождением условий и образа жизни людей в старой России. Изменение этих условий в XIX и особенно в XX в. привело почти к полному ее устранению (хотя отношения между бабушками и внуками до сих пор воспроизводят прежние формы).

Для всесторонней характеристики большесемейных отношений необходимо представлять себе не только их историческую обусловленность, но и историческую ограниченность, жесткость власти «большака» над женщинами, детьми и внуками. Эта сторона жизни большой семьи, сохранившаяся лишь в пережитках, нуждается в критике, материал для которой учитель найдет в учебнике.

Можно задать учащимся вопрос о том, какие произведения русской литературы, критикующие большесемейные отношения, они знают.

При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на то, что модернизация в любой стране возможна лишь тогда, когда ценности упорного, систематического и честного труда, богатой обеспеченной жизни получают не только статус нормы жизни, но и божественную санкцию, связываются с идеей спасения души после смерти. В русской культуре, как показывает материал учебника, такая связь не сложилась, хотя повседневный труд (часто без праздников) был уделом большинства населения. Нищий, странник, юродивый по самому своему положению считались Божьими людьми, в то время как богатый крестьянин, заработавший право на благосостояние своими руками, такого статуса не имел. Представление о богатстве как Божьем благословении сложилось довольно поздно и не имело повсеместного распространения. Примеры такого рода имеются и в учебнике.

Рассказ о диалоге православной культуры как господствующей в стране и других традиционалистских культур можно построить на разных примерах в зависимости от того, какая из конфессий наиболее распространена в данном регионе.

В учебнике приведены примеры диалога православия и ислама как двух наиболее распространенных вероисповеданий. Это особенно важно потому, что исторически ислам считался главным врагом православия. Ведь и монголо-татары с XIV в.

, и турки, захватившие земли православной Византии, были мусульманами.

Надо четко представлять себе и пояснить учащимся, что в рамках конфессиональных расхождений часто главную роль играет ритуальная сторона религиозной практики и внешние отличия в образе жизни людей, а не то, что человек другой религии на свой лад любит родину и семью, стремится к моральному совершенству. Православного может раздражать, что мусульманин устраивает праздник жертвоприношений (Курбан-байрам) во дни Великого поста, а мусульманина, что православный заходит в храм Божий, не сняв при этом обувь, что стены храма украшены иконами и фресками. В глазах друг друга тот и другой предстают святотатцами, забывшими заповеди Бога. Требуется большой опыт взаимного диалога и преодоления взаимного непонимания для того, чтобы увидеть в человеке другой конфессии родственную душу, чтобы понять, что все вероисповедания по-своему ищут дорогу к человеческому совершенству.

При изложении пятого вопроса главное — создать у учащихся представление о том, какие рамки задавало православие для развития культуры.

Для этого надо отделить привычное для школьников от непривычного: идеал познания и православный идеал духовно-нравственной чистоты; функциональность современной архитектуры, стремящейся быть удобной и полезной, и одухотворенность православной архитектуры и живописи, глубоко насыщенных религиозной символикой, которую нужно стремиться понять. Примеры такого рода символов приведены в учебнике. Учащиеся должны усвоить, что при помощи этих символов творцы прошлого умели воплощать в художественных формах вечные, нетленные человеческие чувства и устремления. Именно это способствовало тому, что произведения средневекового искусства не погибли в процессе модернизации, а были «переоткрыты» крупнейшими деятелями эпохи модернизма, такими, как И. Грабарь, которые сумели не только объяснить их красоту современникам, но и возродить ее, создав искусство реставрации.

Читайте также:  Международная обстановка в мире в 1945 - 1953 гг. холодная война - история России

Охарактеризуйте территориальный и этнический состав Московского царства к концу XVI в.

Можно ли говорить о Русском государстве как о сословно-представительной монархии? С какого времени? Если да, объясните почему.

Охарактеризуйте сословное общество в Русском государстве XVI в. На конкретных примерах покажите изменения, происходившие в XV-XVI вв. в русской традиционной культуре. Каково было соотношение этих изменений с влиянием других культур — европейской, восточной?

«Литва и Москва в XIV-XVI вв.» — составьте тезисный план на эту тему, покажите динамику и значение этих взаимоотношений.

Объясните изменения в отношениях власти и общества на Руси, происходившие в XV-XVI вв. Какие тенденции возобладали? Почему? Какое значение это имело?

Абсолютизм — самодержавие — деспотизм: что общего? Чем различаются? Какое из этих понятий более точно характеризует царствование Ивана Грозного? Приведите примеры и сделайте выводы.

Можно ли утверждать, что на Руси в конце XV — начале XVI в. имело место явление, которое можно было назвать Возрождением? Для ответа вспомните характерные черты западноевропейского Возрождения.

На примере истории опричнины покажите соотношение объективных и субъективных факторов. Можно ли говорить, что она имела не только отрицательное, но и положительное воздействие?

Источник: http://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/load/plany_konspekty_urokov/istorija/urok_lekcija_po_istorii_quot_tradicionnaja_kultura_moskovskogo_gosudarstva_quot/35-1-0-2229

Культура и быт Московского государства в XIV–XV вв

Сегодняшний урок посвящён культуре и быту русских земель в 14 – 15 веках. Мы рассмотрим развитие литературы этого периода, архитектуры и живописи. Рассмотрим наиболее значимые произведения культуры, созданные в то время. Познакомимся с бытом населения русских земель. Узнаем, как жили наши предки в то время как одевались, чем питались.

Пир московских бояр

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре большой урон. Но со 2-й половины 14 века начинается её подъём, связанный с успехами хозяйства и победой в Куликовской битве.

Культура отражала новшества в жизни страны и изменившееся настроение народа.  Это было связано с объединением вокруг Москвы и наметившимся освобождением от ига.

Летописец

Возрождается летописание. Новые летописные своды создавались при дворах князей – во Владимире, Ростове, Рязани, Твери, Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове.

Центры летописания

Летописи писались по образцу. Сначала рассказывали о событиях времён Рюрика. Включали «Повесть временных лет». Повествовали о своих князьях. Авторы связывали древнюю историю Руси с историей собственного княжества и делали вывод, что только их князья должны возглавить процесс объединения.

Объединение вокруг Москвы привело к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер.

Первым общерусским летописным сводом стала Троицкая летопись, созданная в начале 15 века.

В 1442 году начал создаваться «Русский хронограф» – описание всемирной истории, которое составил Пахо̀мий Логофѐт. Одним из знаменитых сводов стал Московский свод 1479 года.

Московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения русских земель и сильной власти. В них Москва рассматривается как преемница Киева и Владимира.

Жития̀ – церковные сочинения о выдающихся людях. Их героями становились личности, чья жизнь была связана с событиями в истории Руси. Чей подвиг стал примером. Многих из них церковь причисляла к лику святых.

«Житие святого Александра Невского» рассказывало о подвигах князя в борьбе с завоевателями, о его отношениях с Ордой, о его смерти на пути из Сарая.  Люди, читая «Житие…», проникались высокими идеями служения Родине.

Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского». Оно показывает образец высоконравственного, трудолюбивого, религиозного человека.

Появляется воинская повесть. В этом жанре совмещались исторические факты с литературным вымыслом. Одним из памятников является «Повесть о разорении Рязани Батыем», где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения.

После победы на Куликовском поле возникли произведения, проникнутые мыслью о единстве русских земель, как залога победы над Ордой. Популярными были «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задо̀нщина». Главная идея «Задо̀нщины» – распри ведут к поражению, единство между князьями – залог победы над врагом.

Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» воссоздаёт события после победы на Куликовом поле. Идея произведения – враг ещё силен, и для победы нужно объединение.

Не прервались культурные связи Руси с народами Европы и Азии. Русские путешественники посещали Византию и другие страны. Оставили их описание. Таковы сочинения новгородца Стефана и смолянина Игнатия, побывавших в Константинополе. Сохранился дневник русского посольства на соборе во Флоренции и описание ряда европейских городов.

Особенный интерес представляет книга Афанасия Никѝтина «Хождение за три моря».

«Хождение» Афанасия Никитина

В ней автор рассказывает о своих приключениях и наблюдениях во время трёхлетнего путешествия. Никитин первый из европейцев совершил путешествие по Индии и описал её города, природу, быт и нравы народа.

Борьба против ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. Среди них выделяется «Сказание о битве на Ка̀лке», «О рязанском богатыре Евпа̀тии Коловра̀те», «О Куликовской битве».

Борьба с крестоносцами отражена в сказаниях о Невской битве и Ледовом побоище. Новгородские былины о Василии Бусла̀еве и Садко̀ отражали богатство и мощь независимого города.

Сложился жанр исторической песни. В них описывались реальные события. В исторических песнях отражался подвиг людей, пытавшихся остановить орду Батыя и о борьбе с игом.

В начале 14 века возобновилось каменное строительство. Возводились новые жилые дома, храмы и крепости.

Их строили там, где опасность вражеских нашествий была наиболее велика. На границах с крестоносцами – в Избо̀рске и Копо̀рье, на границе со шведами – в Орѐшке.

Крепости

Развитие получили местные архитектурные школы. Одним из центров каменного строительства был Новгород. Отличительной чертой новгородского зодчества было богатое декоративное украшение церковных фасадов. Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Лѝпне, Фёдора Стратила̀та, Спаса на Ильине.

Церковь Николы на Липне

В Москве начало каменного строительства относится ко второй четверти 14 века. Первые каменные постройки – храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве.

Интенсивное строительство в Москве начинает Иван 3. Он привлёк итальянских зодчих. Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, итальянцы совместно с русскими мастерами создали Успенский собор — архитектурный шедевр эпохи.

В 1367 году в Москве был построен Кремль из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной.

В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен. Была построена Грановѝтая палата, место торжественных приёмов иностранных послов.

Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого. Москва принимала облик царственной столицы.

Архангельский собор

14 – 15 века стали расцветом фресковой живописи и иконописи. Большой вклад в развитие фресковой живописи внёс Феофа̀н Грек, приехавший в Россию из Византии. Для него были характерны смелая, живописная манера, виртуозность исполнения, интерес к внутреннему миру человека. В его фресках воплощалось стремление человека к возвышенному.

Феофан Грек

Расцвета достигла живопись в Москве, где складывается своя школа живописи. Её ярким представителем был Андрей Рублёв. Он был монахом, вместе с Феофаном греком в 1405 году расписывал стены Благовещенского собора в Москве.

В 1408 году вместе с Даниилом Чёрным создал фрески в Успѐнском соборе во Владимире.

Андрей Рублёв

Лучше всего его фрески сохранились во Владимире. Самая известная работа Рублёва – икона «Троица», написанная для Троицкого собора.

В творчестве Рублёва решались такие религиозно-нравственные проблемы, как идеалы праведной жизни, ответственность за выбор между добром и злом.

После освобождения от ига Россия начала расширять контакты с Европой. Она перенимала её военный, культурный, строительный опыт.

Но Россия крепко держалась за традиции. Все это приводило к тому, что быт народа менялся медленно, новшества касались крупных городов, в первую очередь Москвы.

Княжеские и боярские дома, состояли из двух, трёхэтажных теремов со многими жилыми палатами, светлицами, сенями и переходами. Для украшения использовались ковры, употреблялась металлическая посуда. Хоромы освещались сальными свечами.

Хоромы

Знатные люди носили кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим шитьём, вышивкой.

Одежды шили из заморских тканей. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее шуба, тем больше достоинства придаёт она владельцу.

Головы знатных людей были покрыты высокими меховыми шапками. Чем выше шапка, тем больше почёта и уважения воздавалось князю или боярину.

Одежда бояр

Мужчины и женщины носили украшения – перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были надеты сапоги из тонко выделанной кожи.

Питание богатых людей включало мясо, птицу рыбу разных сортов, молочные продукты. На столах можно было увидеть заморские вина.

Быт простого народа отличался традиционностью. По-прежнему строились деревянные рубленые избы. Скот содержался в подклети. Печи топились по-чёрному. Бедные селяне и горожане сооружали себе избы-полуземлянки.

План избы

Мебель была самодельной – деревянной.  Вдоль стен стояли лавки, в центре находился стол. Освещались избы лучиной.

По вечерам люди отдыхали: пели, любили слушать различные истории, сказки, былины.

Люди труда одевались соответственно. Одежда не должна была мешать им во время работы. Это были рубахи из холста или сукна, стянутые в талии поясами, порты. На ногах крестьяне носили лапти, городские жители – кожаную обувь.

Зимой надевали овчинные тулупы, на ноги – валяную обувь.

Одежда простых людей

Еда была простая: ржаной хлеб, квас, каша, кисели, овощи. Из молочных продуктов: масло, молоко, сыр и творог. Мясо появлялось только по праздникам. В изобилии употребляли ягоды, грибы и орехи.

Еда простых людей

Неотъемлемой чертой жизни были разные праздники. В них участвовали скоморохи. Старые языческие торжества отмечались игрищами. Двоеверие продолжало жить в русских селениях. 

Скоморохи

Период 14 – 15 веков был для русской культуры знаковым.

Именно в это время началось возрождение утраченного в ходе монгольского нашествия наследия.

Появились новшества в литературе, архитектуре и живописи.

Русская культура постепенно начинала приобретать целостность.

Источник: https://videouroki.net/video/25-kul-tura-i-byt-moskovskogho-ghosudarstva-v-xiv-xv-vv.html

Ссылка на основную публикацию