Структура центрального аппарата министерства полиции России 1811 — 1819 гг. — история России

Министерство Полициии России (1811-1819гг.)

Структура центрального аппарата министерства полиции России 1811 - 1819 гг. - история России

В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М.

Сперанский подготовил проект реорганизации органов власти и управления – “Введение к уложению государственных законов”. Документ предусматривал создание выборной законодательной Государственной Думы, Государственного Совета и значительную реорганизацию министерств.

Реализована была только часть проекта. В 1810 году создается Государственный Совет и почти одновременно издается Манифест “О разделении государственных дел по министерствам”, который предусматривал создание специального Министерства полиции.

В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти:

  • проведение рекрутского набора в армию;
  • охрана государственных запасов продовольствия;
  • таможенный контроль;
  • содержание и трудоиспользование осужденных;
  • обеспечение исправности и безопасности путей сообщения
  • министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполнять цензурные функции.

В силу важности функций, возлагавшихся на Министерство полиции, для него первого было разработано и одновременно с “Общим учреждением министерств” опубликовано “Учреждение и наказ министру полиции”, ставшее нормативной основой его организации и деятельности. Составной частью в нем были “Правила особенной ответственности министра полиции”.

Действуя в “обстоятельствах чрезвычайных” (определение и условия “чрезвычайности” не давались), министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков.

Специальный параграф “Общего учреждения министерств” предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал “в видах общей безопасности”.

Первым министром полиции был назначен генерал — адъютант императора Александра I А. Д. Балашов, который с начала Отечественной войны 1812 года находился при действующей армии, выполняя особо важные поручения царя, в том числе вел переговоры с Наполеоном. Исполняющим обязанности, а фактически министром полиции, до 1819 года был С.

К. Вязмитинов, в прошлом — первый военный министр России (1802-1808гг.). Одновременно возглавляя Министерство полиции, он был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. По свидетельству современников, “сколько бы бесполезных жертв подозрения пало бы в Петербурге (в 1812 году), если бы не опытность и человеколюбие С. К. Вязмитинова”.

Министерство полиции состояло из трех департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент), а также общей и особенной канцелярий министра.

В компетенцию Департамента полиции хозяйственной входил контроль за соблюдением снабжения городов, особенно Петербурга и Москвы продовольствием, пресечение спекуляции, а также надзор за смирительными и работными домами.

Самым большим основным подразделением министерства стал Департамент полиции исполнительной, образованный на основе экспедиции государственного благоустройства МВД.

Наряду с отбором кадров в различные полицейские службы, Первое отделение Департамента полиции исполнительной собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы учета.

Второе отделение осуществляло надзор за проведением следствия по уголовным делам, а также “полиции дел судных”, контролировало исполнение полицией судебных приговоров.

Третьему отделению было поручено содействовать в организации и проведении общих ревизий губерний. На него возлагались также содержание земского ополчения (милиции), поимка дезертиров и другие задачи.

Медицинский Департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами.

Кроме охраны внутренней безопасности Министерство полиции наделялось правом надзирать за “окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам”. Министр полиции имел право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие им министерства.

Указы, циркуляры, относящиеся к деятельности местных органов различных министерств, направлялись в губернии для чиновника Министерства полиции, который при помощи полицейских органов следил за их соблюдением.

Тем самым полиция обособлялась от административного аппарата, стояла над ним, контролируя его деятельность.

Такой порядок был зафиксирован в “Учреждении министерства финансов”, где указывалось, что “употребление сумм”, выделенных для местных губернских органов, должно производиться “под надзором» Министерства полиции”.

Образование Министерства полиции с неудовольствием было воспринято значительной частью влиятельных государственных и общественных деятелей. Н. М.

Карамзин иронизировал по поводу того, что когда “заметили излишнюю многосложность Министерства внутренних дел” и провели очередную реорганизацию центральных органов, то и создали Министерство полиции “столь же многосложное и непонятное для русских”.

“Непонятность” заключалась, прежде всего, в предоставлении Министерству полиции права контролировать местные органы других министерств, что ставило его как бы над местными учреждениями. Практика функционирования Министерства полиции доказала, что его учреждение не дало ожидаемого результата. Наоборот усложнило и запутало взаимодействие местных органов.

В слабости полицейского управления убедился и сам царь. Проведенные по его распоряжению ревизии полицейских учреждений выявили массу недостатков: полусгнившие дела обнаруживались, например, в навозе во дворе полиции, а в остроге арестанты спокойно изготовляли фальшивые ассигнации.

Ликвидация министерства была предрешена. Бывший министр внутренних дел В. П. Кочубей, в 1819 году вновь назначенный на этот пост, обосновал перед царем необходимость возвращения функций управления полицией в МВД, ликвидировав не пользовавшееся популярностью Министерство полиции.

После смерти в 1819 году министра полиции С. К. Вязмитинова нового назначения не последовало. Руководство министерством временно передавалось председателю Комитета министров. А управляющий Особенной канцелярией министра полиции докладывал о ее деятельности лично царю.

После реорганизации министерства внутренних дел в 1819 году существенных изменений в его структуре, функциях, компетенции до конца царствования Александра I не происходило.

Ликвидация Министерства полиции и передача его функций в МВД большинством высших чиновников империи расценивалась как правильное решение. Но через несколько лет вновь рассматривался вопрос о создании Министерства полиции.

Было это в самом начале царствования императора Николая I.

Источник: https://21.xn--b1aew.xn--p1ai/gumvd/history/obrzovanie_mvd/471

300 лет полицейско-милицейским формированиям России

В череде крупных событий и памятных дат российской истории приближается ещё один значимый юбилей — три века полиции-
милиции России. Наступит эта дата 25 мая 2018 года по старой системе летоисчисления. Тогда принятый документ назывался длинновато:УКАЗ Петра I от 25 мая 1718 года

«Пункты, данные С.-Петербургскому Генерал-полицмейстеру.

— О смотрении, чтобы строение домов производилось по указу; о содержании улиц в чистоте; о допущении торговых шалашей в указанных местах; о съестных припасах, о подозрительных домах, о гулящих людях, о приезжих и отъезжающих; об определении с дворов караульщиков, в каждой слободе или улице старост и при каждых десяти дворах десятского и о распространении повинности постоя на людей всякого чина и звания».

В итоге создаваемой полиции поручались три главные задачи: надзор за благоустройством и санитарией; охрана общественного порядка и борьба с преступностью; обеспечение пожарной безопасности. Для этих целей в Петербурге учреждались Канцелярия полицмейстерских дел во главе с Генерал-полицмейстером, царским денщиком Антоном Дивиером, а со временем и местные органы полиции.

Читайте также:  Социалистическая идея и революционная перестройка - история России

Созданная государственная структура с момента образования и до революции 1917 года называлась полицией, в советское время и в последующий период до 2011 года – милицией, а потом снова – полицией. Сначала она подчинялась местным властям, губернаторам. С образованием министерств после 1802 года входила в состав МВД (в 1811–1819 гг. в Министерство полиции).

В отдельные периоды переподчинялась органам государственной безопасности. Хлопот во все времена это беспокойное хозяйство приносило немало. Функции сложные, малопривлекательные, «ассенизационные», но совершенно необходимые в любом государстве.

Полагаю, что за оставшееся до этой  даты время в центре и на местах предстоит проделать большую работу: тщательно и беспристрастно, начиная с правительственного уровня, проинвентаризировать фактическое состояние дел в данной сфере, разработать программу реального их улучшения в наше непростое время, укрепить кадровый потенциал, развернуть с привлечением всех возможностей средств массовой информации широкую пропагандистскую работу по объективному показу предпринимаемых усилий для обеспечения правопорядка и хода подготовки по достойной встрече грядущего знаменательного события.

Некоторые могут подумать, что до названной юбилейной даты пока довольно много времени и поэтому сейчас начинать такую работу ещё рано. Отвечу так. Если предстоящую дату понимать только как повод для очередных торжеств и одобрительного хлопания, то действительно – рано.

Если же интенсивно использовать оставшееся время для настойчивого решения указанных проблем в деятельности полиции, выполнения того, что нужно, но пока ещё не удалось сделать, то в самый раз, а может быть и поздно.

Сошлюсь на опыт подготовки к 200-летию МВД России. В организации этой работы мне довелось принимать непосредственное участие.

Тогда такая деятельность началась загодя. Юбилейная дата наступала в 2002 году, а письмо министру внутренних дел Российской Федерации В.Ф. Ерину с предложением начать такую работу было направлено мною в 1994 году, то есть за восемь лет до события. Министр отнёсся к предложению благосклонно и сделал соответствующие распоряжения аппарату ведомства.

Это дало возможность продуманно спланировать предстоящие дела, создать в центре и на местах комиссии по подготовке к 200-летию МВД России, с дальнейшим личным участием в этой деятельности нескольких министров внутренних дел, их заместителей, других руководителей.

На места постоянно выезжали бригады для изучения хода такой работы и оказания помощи, с последующим заслушиванием в министерстве как передовиков, так и отстающих. Всё это придавало боевой настрой, дополнительные импульсы в повседневной деятельности.

Творческие коллективы в столице и на периферии создали за эти годы многие значимые труды.

Среди них впервые в российской истории разработана и издана двумя тиражами в 25 тысяч экземпляров энциклопедия МВД России, вышли в свет обстоятельные документальные сборники по истории полиции, милиции, противопожарной службы, три книги о министрах внутренних дел за два века и другие монографии.

Были проведены юбилейные научно-практические конференции, Спартакиада МВД России по служебно-прикладным видам спорта, другие крупные мероприятия. Примерно так же можно и теперь представить предстоящую работу по подготовке к 300-летию полицейско-милицейских формирований России.

Владимир НЕКРАСОВ,

генерал-майор в отставке, научный консультант Большой Российской энциклопедии, доктор исторических наук, профессор Писатель и историк Владимир Некрасов Таганский полицейский дом Пречистенский полицейский дом Пятницкий полицейский дом. 1914 год

Номер 4 (9458) 10 февраля 2015 года, Вехи истории

Источник: http://petrovka-38.com/arkhiv/item/300-let-politsejsko-militsejskim-formirovaniyam-rossii

Образование и деятельность МВД, Министерства полиции

Тема № 2. Образование и деятельность МВД, Министерства полиции.

План:

1. Внутренняя политика России  в начале XIX века, реорганизация    системы государственного управления и образование МВД.

2. Создание и деятельность Министерства  полиции  (1811 — 1819 гг.)

В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата.

В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России.

Важной  частью реформы системы государственных  органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых  органов центрального управления министерств. В число которых входило Министерство внутренних дел.

Министр внутренних дел был обязан заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве  всей Империи, что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией исполнение большого объема внутренних функций государства.

1. Внутренняя политика России в начале XIX века, реорганизация    системы государственного управления и образование МВД.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый  переворот. Заговорщики из высшей петербургской  знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший  сын Александр.

Вступив на престол, Александр не рискнул  прямолинейно проводить деспотическую  политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской  аристократии, но и широкой русской  общественности.

Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле.

Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

В начале царствования Александр дал  понять, что намерен провести реформы  по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован  Непременный совет — совещательный  орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи.

Однако основным центром, в котором  разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь  А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей  и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые  они разрабатывали, не привели к  коренным реформам.

Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад  Российской империи.

К началу XIX в. коллегии, созданные  еще при Петре I как главные  органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали  функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась  центральная исполнительная власть.

Реформа завершила процесс разграничения  функций органов государственного управления. Она привела к утверждению  системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров  перед императором, усилению централизации  и укреплению самодержавия.

В России начала быстро складываться прослойка  бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских  сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного  просвещения. В 1810—1811 гг.

при реорганизации  министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший  высшим административным судебным и  контролирующим органом в системе  государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право  делать императору «представления»  по поводу устаревших законов, а также  участвовать в обсуждении новых.

Читайте также:  Единый государственный экзамен по истории 2015 - история России

Введение принципа единоначалия затронуло  и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена  государству. Духовными делами ведал  Святейший синод, члены которого назначались императором.

Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803—1824 гг. князь А. Н.

Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником  идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь  Непременного совета       М. М. Сперанский (1772—1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М.

М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России.

В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций.

Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно  настроенная часть дворян, которая  увидела в нем опасность для  самодержавно-крепостнической системы  и для своего привилегированного положения.

Идеологом консерваторов  стал известный писатель и историк  Н. М. Карамзин.

В записке «О древней  и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества.

В практическом плане реакционную  политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие  от М. М. Сперанского стремился к  укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической  системы. Борьба между либералами и  консерваторами закончилась победой  последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который  состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором.

Ему были приданы совещательные  функции при разработке новых  законов и толковании смысла уже  изданных. Государственный совет  распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору.

(С такими функциями  Государственный совет просуществовал до 1906 г.)

Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной  сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию  и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император  обладал верховной законодательной  и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве  Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н.

Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819—1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства.

Однако все эти предложения остались на бумаге.

В последнее десятилетие правления  Александра I во внутренней политике все  больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина».

Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права.

Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением  аракчеевщины стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений — добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях.

Первые попытки их организации относились к 1808—1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815—1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи.

Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 — в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована.

За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев.

Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась.

На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.

15 сентября 1801 г., в день коронации Александра I издается Императорский Указ «Об отмене пыток».

В честь  нового Императора выпускается бронзовая  медаль с изображением монарха на лицевой стороне и надписью «Закон — залог блаженства всех и каждого» на реверсе.

24 июня 1801 г. В императорских покоях проходит первое заседание Негласного комитета, в состав которого входят друзья юности Александра I: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторижский. Это были образованные государственные деятели.

В круг задач  Комитета входит: «прежде всего узнать действительное положение дел; затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на истинном духе русского народа».

8 сентября 1802 г. Утвержден Манифест Александра I «Об учреждении министерств».

Для управления государственными делами создается  единое Министерство, разделенное на 8 отделений: военное, морское, иностранных  дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.

Руководитель каждого отделения  именуется Министром, и сами отделения сразу после их учреждения официально называются Министерствами. Все министерства вместе с Комитетом министров просуществовали до 1917 г.

(кроме Министерства коммерции, упраздненного в 1810 г.).

Первым  Министром внутренних дел назначается  граф Кочубей Виктор Павлович. Товарищем  Министра — граф Павел Александрович  Строганов.

Первый  Министр внутренних дел России граф Кочубей Виктор Павлович.

Министру Внутренних Дел подчинены:

  • Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги);
  • Медицинская коллегия;
  • Главная соляная контора;
  • Главное почтовое правление;
  • Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камеральнаго стола и печатания векселей;
  • Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения.

К ведению  Министерства внутренних дел Российской империи относятся местные административно-полицейские  учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.

19 сентября 1802 г. Граф Кочубей личным циркуляром требует, чтобы губернаторы сообщили в Министерство данные «для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления».

Источник: http://yaneuch.ru/cat_06/obrazovanie-i-deyatelnost-mvd-ministerstva/400807.2715427.page1.html

Читать контрольная по основам права: «Министерство полиции (1811-1819 гг.)»

(Назад)(Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Читайте также:  Подготовка к егэ по истории на 100 баллов - история России

Московский университет МВД России

Кафедра истории государства и права Контрольная работа

по дисциплине «История органов внутренних дел»

Тема 3. Министерство полиции (1811-1819 гг.). Москва — 2013

ПланВведение

Создание Министерства полиции в 1810-1811 гг.: функции и организационная структура

Основные направления деятельности Министерства полиции

Заключение

Литература Введение Характерная черта общеисторического процесса развития полицейских органов России состоит в том, что в течение довольно длительного времени они были объединены организационно в масштабе государства.

По сути дела, они представляли собой децентрализованный аппарат, не составлявший единого организационного целого.

Такое положение сохранялось до начала XIX века и изменилось с учреждением в 1802 году Министерства внутренних дел, которое в результате объединило в единой системе весь полицейский аппарат.

В истории правоохранительной деятельности России принято выделять несколько основных этапов. Первый охватывает время до начала XVIII в. и характерен отсутствием регулярных полицейских органов: функции исполняются некоторыми органами управления общей компетенции.

Содержание второго этапа, а он приходится на период с первой четверти XVIII в. до февраля 1917 г., связано с формированием и развитием регулярной полиции, специализированного органа, одной из основных задач которого является охрана общественного порядка.

Третий этап — это период создания и деятельности советской милиции.

Мы рассмотрим второй этап, а именно создание и деятельность Министерства полиции в 1811-1819 гг. Создание Министерства полиции в 1810-1811 гг.: функции и организационная структура.

В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М.

Сперанский подготовил проект реорганизации органов власти и управления — “Введение к уложению государственных законов”. Документ предусматривал создание выборной законодательной Государственной Думы, Государственного Совета и значительную реорганизацию министерств.

Необходимость новой реформы Сперанский объяснял следующими несовершенствами учреждений 1802 г.:

. недостаток действительной ответственности Министров,

. недостаток единства в действиях отдельных Министров,

. недостаток точности в распределении дел, основанном на случайном соединении прежних ведомств, а не на естественных отраслях государственного управления,

. недостаток учреждений, т.е. отсутствие твердой внутренней организации Министерств: «ни внутри Министерств, ни в частях, от них зависящих, не сделано никакого правильного образования. Отсюда произошло, что дела, не будучи разделены на свои степени, все по-прежнему стекаются в одни руки и естественно производят пустое многоделие и беспорядки»

В 1810 году создается Государственный Совет и почти одновременно издается Манифест “Общее разделение государственных дел” по министерствам, который предусматривал создание специального Министерства полиции. В его состав вошли:

Бывшая вторая Экспедиция Министерства Внутренних дел (до реформы она вела борьбу с религиозными и должностными преступлениями, в ее ведении находились политические тюрьмы);

Бывшая третья Экспедиция Министерства Внутренних дел (до реформы она организовала наблюдение за иностранцами).

В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти:

проведение рекрутского набора в армию;

охрана государственных запасов продовольствия;

таможенный контроль;

содержание и трудоиспользование осужденных;

обеспечение исправности и безопасности путей сообщения;

осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России;

выполнять цензурные функции.

В силу важности функций, возлагавшихся на Министерство полиции, для него первого было разработано и одновременно с “Общим учреждением министерств” опубликовано “Образование Министерства полиции” и “Наказ Министерству полиции”, ставшие нормативной основой его организации и деятельности.

«Наказом Министерству полиции», определялось существо власти, вверяемой министру полиции, предмет ведения и особенные отношения Министерства полиции с другими министерствами — Военным министерством, Министерством юстиции, Министерством финансов и Министерством просвещения.

Также составной частью в нем были «Правила особенной ответственности министра полиции». Действуя в «обстоятельствах чрезвычайных» (определение и условия «чрезвычайности» не давались) министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков.

Специальный параграф «Общего учреждения министерств» предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал «в видах общей безопасности».

Первым министром полиции был назначен генерал — адъютант императора Александра I А. Д. Балашов, который с начала Отечественной войны 1812 года находился при действующей армии, выполняя особо важные поручения царя, в том числе вел переговоры с Наполеоном .

Исполняющим обязанности, а фактически министром полиции, до 1819 года был С. К. Вязмитинов, в прошлом — первый военный министр России (1802-1808гг.). Одновременно с управлением Министерством полиции он был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. .

Министерство полиции состояло из трех департаментов:

Департамент полиции хозяйственной,

Департамент полиции исполнительной,

Департамент медицинский.

А также из Канцелярии министра и Особого Медицинского Совета.

Департамент полиции хозяйственной разделялся на два отделения. В их компетенцию входили: контроль за соблюдением снабжения городов, особенно Петербурга и Москвы продовольствием, заготовление продовольствия для войск, наблюдения за исполнением постановлений о продовольствии, пресечение спекуляции, а также надзор за смирительными и работными домами, дела по опекам за малолетними и немощными.

Самым большим основным подразделением министерства стал Департамент полиции исполнительной, образованный на основе экспедиции государственного благоустройства Министерства внутренних дел. Департамент разделялся на три отделения.

Первое отделение Департамента полиции исполнительной занималось отбором кадров в различные полицейские службы, увольнением, награждением, учреждением городской стражи и пожарных команд, собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы учета, а также проверка разных сведений и отчетов.

Второе отделение подразделялось на полицию Судебных и Уголовных дел. А именно, оно осуществляло устройство тюрем и их стражу, распределение преступников к работам, поимку беглых, пресечение бродяжничества, надзор за проведением следствия по уголовным делам, за исполнением полицией судебных приговоров, пресечение самоуправства.

Третьему отделению было поручено содействовать в организации и проведении общих ревизий в Государстве. На него возлагались также надзор за исполнением правил о взыскании разного рода податей и повинностей, рекрутский набор, содержание земского ополчения, отопление и освещение, строение казарм и конюшен, поимка дезертиров и другие задачи.

Департамент Медицинский делился на три отделения.

Первое отделение занималось определение, увольнением и награждение Медицинских чинов, создание Медицинского списка и ведомства Врачебных Управ, карантинов, организация мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, наблюдение за вольными аптеками.

Второе отделение занималось сбором врачебных растений, снабжением лекарствами, назначением сумм на медицинские потребности и на содержание медицинской части. Ко второму отделению также относились инструментальные заводы и Медицинская типография.

Третье отделение занималось счетом сумм по Медицинской части и ревизией материалов.

Канцелярия Министерства полиции, в компетенцию которой входили вопросы делопроизводства документов,

Источник: https://referat.co/ref/654069/read

Ссылка на основную публикацию