Становление революционных партий в России — история России

Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика

На определенном этапе общественного развития выдвигается па повестку дня необходимость создания организаций, объединяющих наиболее активных представителей различных классов или социальных групп, способных отстаивать интересы данной части населения. К началу XX в. человечество уже располагало таким опытом строительства политических партий. В России же этот про-цесс начался позже, так как самодержавие тормозило какую-либо политическую деятельность.

Образование партий — это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы. 1-й этап — это формирование определенных идейно-политических настроений, побуждающих единомышленников объединяться в кружки.

На 2-м этапе — выкристаллизовываются направления общественно-политической мысли, носители которой группируются вокруг определенных публичных изданий.

И лишь потом на 3-м этапе происходит организационное и политическое оформление самого партийного коллектива на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной организационной работы — пропаганды и агитации за свою программу и тактику.

Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления.

Причем если господствующие классы помещиков и крупная буржуазия еще не ощутили грозящей опасности их интересам и поэтому не испытывали пока необходимости в политическом объединении в партии и союзы, то демократические слои общества увидели в организованной оппозиции реальную альтернативу существующей политической власти.

В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап.

В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы:1) пролетарские (большевики); 2) революционно-демократические (социал-демократического и левонароднического направлений); 3) буржуазные (с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных);

4) помещичье-монархические.

В свою очередь каждая из этих четырех групп партий входила в тот или иной из трех политических лагерей: правительственный, либерально-буржуазный, революционно-демократический.

При этом надо иметь в виду, что развитие революции, углубление классовых противоречий, хотя и не нарушало основ разграничения политических сил, в то же время часто вело к изменению позиции партий и групп, стоявших на границе делений.

Еще задолго до революции начали организовываться социалистические партии. Так, в 1892 г. образовалась Польская социалистическая партия, в 1893 г. — социал-демократия Королевства Польского и Литвы, в 1898 г. — литовская и латышская социал-демократические партии.

В. И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали подготовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Деятельность Союза был нацелена на соединение теории социализма с массовым рабочим движением. На местах из кружков и групп под разными названиями начали создаваться социал-демократические организации.

Задача создания партии стала особо актуальной в связи с начавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демократическом движении и обозначившимся разделением на 2 основных направления: революционное и реформаторское.

Реформаторские тенденции в социал-демократическом движении получили наиболее полное выражение в идеологии и тактике «экономизма».

«Экономисты» выступали в защиту профессиональных интересов рабочих и удовлетворения их повседневных нужд и создания партии по типу конфедерации местных кружков культурно-просветительского толка.

В марте 1898 г. в Минске представители четырех «Союзов борьбы», Бунда и группы «Рабочей газеты» (всего 9 делегатов) собрались на I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). Съезд стал ступенью на пути создания революционной пролетарской партии, хотя и продолжался период раздробленности кустарничества и кружковщины,

Идейно-теоретическая и организаторская работа В. И. Ленина и его соратников сделала возможным созыв II съезда РСДРП (июль — август 1903 г.). Важнейшими документами, принятыми съездом, были Программа и Устав партии.

В Программе были поставлены две коренные задачи партии — свержение самодержавия в России и установление демократической республики, борьба за победу диктатуры пролетариата. Но в демократическом лагере вместо единой РСДРП практически выступали две партии — большевики и меньшевики.

Окончательное размежевание этих партий произошло в 1912 г.

На рубеже XIX-XX вв. в революционно-демократическом движении сложились два основных направления: социал-демократиче-ское и левонародническое, которым соответствовали две группы политических партий. Большевики как представители революционной социал-демократии возглавляли демократический лагерь. Меньшевики представляли реформаторское течение социал-демо-кратии.

Социал-демократическое направление пестрело разного рода национальными образованиями, родственными меньшевикам. В их числе: «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» — Бунд (1897 г.), Революционная украинская партия — РУП (1900 г.), социал-демократическая партия (1887 г.), Литовская социал-демократическая партия (1896 г.

), Эстонский социал-демократический рабочий союз (1905 г.).

Главной силой левонароднического направления выступила партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры, официально заявившие о себе в январе 1902 г., образовались из разрозненных организаций народнического направления на платформе демократического «крестьянского социализма». Претендуя на титул «крестьянской», партия эсеров по своему составу была преимущественно интеллигентской.

Много в ней было выходцев из семей капиталистов и дворян. Вошли в партию эсеров и представители крестьян и рабочих. Идейные и политические разногласия в партии, наметившиеся уже на ее I съезде (декабрь 1905 г. — январь 1906 г.), привели летом 1906 г. к расколу эсеров на три течения: а) левое — «максималисты», б) центр — эсеры старого типа, в) правое — «народные социалисты» (энесы).

«Максималисты» предстоящую революцию предлагали признать не буржуазной, а социалистической. Требовали немедленной «социализации» не только земли, но и всех фабрик и заводов.

Энесы стремились свой «социализм» приспособить к интересам зажиточной части крестьянства.

Они отказались поддержать эсеровскую идею социализации земли, отреклись не только от социализма, но и от требования демократической республики. Их устраивала конституционная монархия.

Основная масса всего состава партии эсеров сгруппировалась вокруг Центра на основе программы, принятой на I съезде.

В их программе говорилось, что в России противостоят друг другу две силы: с одной стороны, дворянство, буржуазия и деревенское кулачество, а с другой — пролетариат, трудовое крестьянство и интеллигенция. Одну из задач революции они видели в социализации земли, т. е.

в ее передаче из частной собственности в общенародное достояние и распределение ее органами народного самоуправления на основе уравнительно-трудового принципа.

Эсеры в качестве своей ближайшей цели ставили задачу агитации за созыв Учредительного собрания для ликвидации самодержавного режима и установления свободного народного правления. Проявляя склонность к революционному авантюризму, эсеры признавали тактику индивидуального террора главным методом политической борьбы. Лидерами партии стали В. М. Чернов, П. А. Аргунов, А. П. Гоц и др.

По тактическим методам борьбы к эсерам приближались анар-хисты.

Среди ряда национальных партий левонароднического направления наиболее крупной была партия Дашнакцутюн — Армянский революционный союз (1890 г.). Это направление также поддерживали Революционная партия социалистов-федералистов Грузии (1904 г.

), Белорусская революционная партия, переименованная вскоре в Белорусскую социалистическую громаду (1902 г.), Латышский социал-демократический союз (1901 г.).

Так как при разработке своих программ национальные левонароднические партии брали за эталон документы партии социалистов-революционеров, их программные установки имели много общего.

Наряду с этими партиями, выступавшими сторонниками различных ветвей социалистической мысли, на окраинах страны стали возникать национальные партии, выдвигающие общедемократические требования в национальном вопросе, — польская, литовская, латышская, армянская, грузинская, еврейская.

В августе 1905 г. состоялся 1 съезд «Иттифак-эль-Муслимин» («Союз мусульман»), в котором участвовали и башкирские либералы.

В резолюции съезда указывалось на необходимость еди-нения всех мусульман, выдвигалось требование об уравнении му-сульман с русскими «в политических, религиозных и имущественных правах».

Принятие партийного устава и официальное заявление о создании партии состоялось в январе 1906 г. «Иттифак-эль-Муслимин» самораспустилось после третьеиюньского переворота 1907 г.

Читайте также:  Русское революционное движение и польское восстание 1863 г. казанский заговор. - история России

Завершение создания партий либеральной буржуазии пришлось на подъем первой революции в России. Еще в 1899 г. большая группа земских либералов объединилась в полулегальный кружок «Беседа». В 1903 г. из наиболее радикальных земцев был создан «Союз земцевконституционалистов. Одновременно в 1902 г. вышел первый номер журнала «Освобождение». В 1904 г.

из представителей буржуазной интеллигенции и либеральных земцев создается «Союз освобождения», завершивший консолидацию сил и подошедший к образованию партии конституционных демократов (октябрь 1905 г.). В 1906 г. к ранее принятому официальному названию добавилось: партия «народной свободы».

В целом программа кадетов была рассчитана на развитие России по капиталистическому пути западного образца. Выдвинутое вначале требование конституционной монархии в 1917 г. было заменено требованием демократической парламентской республики.

Кадеты подчеркивали, что они как партия надклассовая занимают особую позицию, Партия кадетов выступала за культурное самоопределение наций, равенство граждан, независимо от сословий. Основу партии составляла либеральная интеллигенция, в первую очередь представители ее высших слоев. В партию также входили высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии.

Первым председателем конституционно-демократической партии народной свободы стал крупный землевладелец князь П. Д. Долгоруков. В 1907 г. председателем партии становится ученый-историк П. Н. Милюков. В действовавших в 1905-1907 гг. примерно трехстах организациях кадетов числилось от 60 до 100 тыс. членов партии.

Кроме кадетов, в либерально-буржуазный лагерь входило более десятка общероссийских и национально-буржуазных партий.

Наиболее значительными из них были партия демократических реформ, демократический союз конституционалистов, партия мирного обновления и др.

Все они находились в оппозиции к царскому правительству, и их программы отличались от кадетской требованием национального равноправия и права политического и культурного самоопределения в рамках автономии.

В революции 1905-1907 гг. правительство поддерживали помещичье-монархические, реакционные буржуазные партия и множество мелких политических организаций, которые в той или иной мере примыкали к этим партиям. В отличие от буржуазных и ре-волюционно-демократических партий эти организации, как правило, были только русскими. Это объясняется тем, что во главе госу-дарства стояли русские помещики.

Наиболее крупными монархическими партиями, образовавшимися после 17 октября 1905 г., были «Союз русского народа» (100 тыс. человек), «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (20 тыс.), «Русская монархическая партия» (более 2 тыс. человек).

«Союз русского народа» в своем первом программном документе заявил, что в основу деятельности этой партии положены идеи православия, самодержавия, народности. Членами союза могли состоять «только природные русские люди обоего пола, всех сословий и достояний».

Главным органом партии стала газета «Русское знамя», председателем главного совета стал статский советник Дубровин А. И.

В программе главной партии буржуазии — «Союз 17 октября» (октябристов) — государственное устройство России виделось как конституционная монархия, но не с Учредительным собранием, а с Государственной думой. За нерусскими народами, кроме финнов, не признавалось даже права культурной автономии.

Социальную основу партии составила крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свое хозяйство по капиталистическому пути, незначительная часть верхушки интеллигенции. Председателем ЦК партии вначале был крупный землевладелец Д. Н. Шипов, а с октября 1906 г.

московский купец А. И. Гучков.

К «Союзу 17 октября» в годы революции примыкали 18 различных партийных организаций, в их числе Торгово-промышленный союз, прогрессивно-экономическая партия, Балтийская конституционная партия и др. Подобно октябристам действовали и многие национальные буржуазные партии, видя в царизме своего защитника от народного гнева.

Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. происходит оформление течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов определенных социальных групп и классов в острых политических схватках.

Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира.

К концу гражданской войны 1917-1920 годов численность российских партий составила около 100.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history2/30.shtml

Революционные партии в россии (конец xix — начало xx вв.)

ПЛАН:

1. Социал-демократия и неонародничество на рубеже двух веков2. Идейно-политические платформы и организационное оформление революционных партий3. Большевики и меньшевики — фракции в РСДРП4. Революция 1905-1907 гг. — первая народная революция XX века5. Большевистская, меньшевистская и эсеровская концепции революции6. Новые средства борьбы и формы организации масс7. Партии и массовые демократические организации

На рубеже двух веков российская социал-демократия вступила в качественно новую стадию своего развития. Шел процесс перехода от кружковщины к формированию единой политической партии рабочего класса. Но т.к.

внутри социал-демократии продолжали существовать несколько течений, имевших свое видение путей революции, то этот процесс протекал не просто. Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось т.н.

ортодоксальное направление, ведущее свою родословную от группы «Освобождение труда» и получившее в дальнейшее развитие в Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» и в однородных с ним организациях.

В конце 90-х гг. XIX в. в российской социал-демократии появились «легальные марксисты» и «экономисты», представители которых предприняли попытку «модернизации» марксистской ортодоксии. Разделяя многие идеи Э.Бернштейна, «легальные марксисты» и «экономисты» стремились приспособить и развить их применительно к конкретным российским условиям.

Наряду с вышеперечисленными течениями в российской социал-демократии возникли и стали набирать силу национальные партии и организации. Причем некоторые из них организационно оформились в партии раньше, чем РСДРП.

Так, зарождение польской социал-демократии (группа «Пролетариат») и армянской партии социал-демократической ориентации Гнчак относится еще к 80-му году прошлого века. В 1893 г. на основе слияния партии польских социалистов и Союза польских рабочих образуется Социал-демократия Королевства Польского. Позже с ней сливаются социал-демократы Литвы.

В 1897 году возникает Всеобщий еврейский рабочий союз — Бунд. На исходе XIX века оформляются организационно а национальной основе группы социал-демократов в Латвии и на Украине.

Таким образом, на рубеже двух веков социал-демократическое движение в стране представляли как общероссийская РСДРП, так и ряд национальных партий.

Кружковщина (наличие различных групп и течений) были характерны и для народнического движения. Оно, преодолев кризис, сумело перестроиться к концу XIX века, восприняв, с одной стороны, новые идеи, шедшие с Запада, а с другой, возрождая революционные народовольческие традиции.

Молодое поколение народников, жаждущее активных революционных действий, сменило свое название. Термин «народовольцы» ушел в прошлое. Вместо него широкое распространение получил новый: «социалисты-революционеры» или в сокращении — эсеры.

Началось объединение народнических групп и кружков.

Народнические идеи находили благодатную почву в национальных регионах. При этом образование национальных партий народнической ориентации (Дашнакцутюн в Армении и Польской социалистической партии) опередило складывание таковой в общероссийском масштабе. Несколько позже, уже в начале нашего века национальные движения эсеровского направления оформляются в Грузии, на Украине и в Белоруссии.

Итак, в России в это время интенсивно шел процесс формирования партий революционно-демократической ориентации. Форсированное развитие капитализма «сверху», развитие городских структур, рост численности рабочего класса, расслоение деревни настоятельно выдвигали перед революционной мыслью необходимость пересмотра народнической доктрины.

Этому способствовало также усвоение определенными кругами радикальной, в том числе и народнической интеллигенции идей марксизма. Созданная в 1983 году группа «Освобождение труда» положила начало русской социал-демократии и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

Читайте также:  Модернизация российской экономики во второй половине xix века - история России

Закономерным этапом в развитии рабочего и социал-демократического движения в России стало образование РСДРП в 1989 году. После съезда российская социал-демократия переживала полосу глубокого кризиса.

В конце 90-х годов социал-демократическое движение встало перед альтернативой: либо сосредоточить все свои усилия на улучшении экономического положения рабочих, либо готовить пролетариат к революционному свержению самодержавия. Это и определяло различное отношение к организационным принципам построения партии.

Сторонники первой точки зрения, так называемые «экономисты», считали необходимым создавать партию не на основе нелегальных революционных кружков интеллигенции, а на широкой основе легальных рабочих организаций. Говоря иными словами, на основе создания тред-юнионистского рабочего движения.

В 1899 году концепция «экономизма» была изложена в документе, получившем название «CREDO» (Верую), автором которого была член заграничного «Союза русских социал-демократов» Е.Д.Кускова. «Союз» занимал особую позицию, отличную как от плехановской группы «Освобождения труда», так и от Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

В «CREDO» было заявлено, что российский пролетариат еще «не созрел» для участия в сознательной политической борьбе, которую способны вести на данном этапе лишь либералы. Подобная позиция была совершенно неприемлема для революционного крыла российской социал-демократии.

С критикой «CREDO» выступили 17 авторитетных участников социал-демократического движения, находившихся в то время в ссылке («Протест российских социал-демократов»). Для них данная программа была равносильна «политическому самоубийству». Главную задачу рабочего движения они видели в основании самостоятельной рабочей партии, нацеленной на захват политической власти пролетариатом для организации социалистического общества.

Источник: http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/referatyi/revolyuczionnyie-partii-v-rossii-konecz-xix-nachalo-xx-vv

Революционные партии в России (конец XIX — начало XX вв.)

 На рубеже двух веков российская социал-демократия вступила в качественно новую стадию своего развития. Шел процесс перехода от кружковщины к формированию единой политической партии рабочего класса. Но т.к.

внутри социал-демократии продолжали существовать несколько течений, имевших свое видение путей революции, то этот процесс протекал не просто. Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось т. н.

ортодоксальное направление, ведущее свою родословную от группы «Освобождение труда» и получившее в дальнейшее развитие в Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» и в однородных с ним организациях.

 В конце 90-х гг. XIX в. в российской социал-демократии появились «легальные марксисты» и «экономисты», представители которых предприняли попытку «модернизации» марксистской ортодоксии. Разделяя многие идеи Э. Бернштейна, «легальные марксисты» и «экономисты» стремились приспособить и развить их применительно к конкретным российским условиям.

  Наряду с вышеперечисленными течениями в российской социал-демократии возникли и стали набирать силу национальные партии и организации. Причем некоторые из них организационно оформились в партии раньше, чем РСДРП.

Так, зарождение польской социал-демократии (группа «Пролетариат») и армянской партии социал-демократической ориентации Гнчак относится еще к 80-му году прошлого века. В 1893 г. на основе слияния партии польских социалистов и Союза польских рабочих образуется Социал-демократия Королевства Польского. Позже с ней сливаются социал-демократы Литвы.

В 1897 году возникает Всеобщий еврейский рабочий союз — Бунд. На исходе XIX века оформляются организационно на национальной основе группы социал-демократов в Латвии и на Украине.

 Таким образом, на рубеже двух веков социал-демократическое движение в стране представляли как общероссийская РСДРП, так и ряд национальных партий.

 Кружковщина (наличие различных групп и течений) были характерны и для народнического движения. Оно, преодолев кризис, сумело перестроиться к концу XIX века, восприняв, с одной стороны, новые идеи, шедшие с Запада, а с другой, возрождая революционные народовольческие традиции.

Молодое поколение народников, жаждущее активных революционных действий, сменило свое название. Термин «народовольцы» ушел в прошлое. Вместо него широкое распространение получил новый: «социалисты-революционеры» или в сокращении — эсеры.

Началось объединение народнических групп и кружков.

  Народнические идеи находили благодатную почву в национальных регионах. При этом образование национальных партий народнической ориентации (Дашнакцутюн в Армении и Польской социалистической партии) опередило складывание таковой в общероссийском масштабе. Несколько позже, уже в начале нашего века национальные движения эсеровского направления оформляются в Грузии, на Украине и в Белоруссии.

  Итак, в России в это время интенсивно шел процесс формирования партий революционно-демократической ориентации. Форсированное развитие капитализма «сверху», развитие городских структур, рост численности рабочего класса, расслоение деревни настоятельно выдвигали перед революционной мыслью необходимость пересмотра народнической доктрины.

Этому способствовало также усвоение определенными кругами радикальной, в том числе и народнической интеллигенции идей марксизма. Созданная в 1983 году группа «Освобождение труда» положила начало русской социал-демократии и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

Закономерным этапом в развитии рабочего и социал-демократического движения в России стало образование РСДРП в 1989 году. После съезда российская социал-демократия переживала полосу глубокого кризиса.

В конце 90-х годов социал-демократическое движение встало перед альтернативой: либо сосредоточить все свои усилия на улучшении экономического положения рабочих, либо готовить пролетариат к революционному свержению самодержавия. Это и определяло различное отношение к организационным принципам построения партии.

Сторонники первой точки зрения, так называемые «экономисты», считали необходимым создавать партию не на основе нелегальных революционных кружков интеллигенции, а на широкой основе легальных рабочих организаций. Говоря иными словами, на основе создания тред-юнионистского рабочего движения.

В 1899 году концепция «экономизма» была изложена в документе, получившем название «CREDO» (Верую) , автором которого была член заграничного «Союза русских социал-демократов» Е.Д. Кускова. «Союз» занимал особую позицию, отличную как от плехановской группы «Освобождения труда», так и от Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

В «CREDO» было заявлено, что российский пролетариат еще «не созрел» для участия в сознательной политической борьбе, которую способны вести на данном этапе лишь либералы. Подобная позиция была совершенно неприемлема для революционного крыла российской социал-демократии.

С критикой «CREDO» выступили 17 авторитетных участников социал-демократического движения, находившихся в то время в ссылке («Протест российских социал-демократов») . Для них данная программа была равносильна «политическому самоубийству». Главную задачу рабочего движения они видели в основании самостоятельной рабочей партии, нацеленной на захват политической власти пролетариатом для организации социалистического общества.

Источник: http://xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai/index.php/history/52-articles/9279——xix—xx—

Политические партии в России в начале XX века — История и обществознание. Баутина Екатерина

Монархические партии.

Наиболее крупные и из­вестные — «Союз русского народа» (1905 г., ли­деры: А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) и «Союз Михаила Архангела» (1907 г., лидер — В. М. Пуришкевич).

Социальный состав был очень пестрым, в ос­новном преобладали представители мелкой бур­жуазии — лавочники, ремесленники, кустари, извозчики и т. д., но среди монархистов встреча­лись и дворяне, крестьяне, рабочие. Максималь­ная численность — 100 тыс. человек в 1907г., однако фиксированного членства не было.

Про­граммные цели: сохранение самодержавия, борь­ба с революцией. В качестве методов их достиже­ния допускали насилие и террор, погромы. Обви­няли во всех бедах инородцев, и прежде всего евреев, выдвигали крайне националистические, антисемитские лозунги: «Россия для русских», «Бей жидов — спасай Россию».

В этих лозун­гах — сущность этих партий, опиравшихся на низменные инстинкты толпы.

Большое влияние монархические партии имели в III и отчасти в IV Государственной думе. К 1917 г. они фактически распались на более мелкие политические образования, после Февра­ля 1917 г. прекратили существование.

Либеральные партии.

 Их можно разделить на два крыла — умеренно-консервативное и либераль­но-демократическое.

Умеренно-консервативное кры-л о возглавляла партия октябристов («Союз 17 октября»). Она образовалась в ноябре 1905 г., названа в честь Манифеста 17 октября. Лидер — А. И. Гучков. Социальный состав: крупные пред­приниматели, интеллигенция. Максимальная численность — 60 тыс. человек в 1907 г.

Про­граммные цели: дальнейшее развитие политиче­ских свобод, дарованных Манифестом 17 октяб­ря, идеал — ограниченная конституционная монархия. Методы борьбы — только парламент­ские. Выступали за свободу предпринимательст­ва, отказ от мелочной опеки со стороны государ­ства, против введения 8-часового рабочего дня. Поддержали столыпинскую аграрную реформу.

Особым влиянием партия пользовалась в III Ду­ме. После 1917 г. прекратила существование.

Читайте также:  Северо-кавказская наступательная операция 1943 года (1 - 4 января) - история России

Другие партии: Торгово-промышленная (братья Рябушинские), Прогрессивная экономи­ческая партия.

Самой крупной партией либерально-демократического крыла были ка­деты (Конституционно-демократическая пар­тия,   или Партия народной свободы).  Лидер —П. Н. Милюков. Партия образовалась в октябре 1905 г. на основе объединения «Союза освобож­дения» и левого крыла «Союза земцев-конститу­ционалистов». Социальный состав: интеллиген­ция. Максимальная численность — 100 тыс.

в 1907 г. Программные цели: установление конс­титуционного строя, введение демократических свобод — слова, совести, собраний, равенство пе­ред законом и т. д.

, наделение крестьян землей за счет отчуждения за плату частновладельче­ских земель, отмена выкупных платежей, введе­ние 8-часового рабочего дня, свобода стачек, сою­зов, собраний, культурная автономия всех наро­дов России. Методы борьбы — парламентские, допускали гражданское неповиновение.

Особым влиянием кадеты пользовались в I и II Государст­венной думе, затем их влияние несколько упало, численность партии снизилась. Вновь активизи­ровались в IV Думе: инициаторы создания «Про­грессивного блока». В марте — апреле 1917 г. — партия власти. Кадетская партия прекратила су­ществование в начале 1920-х гг.

Другие партии: Прогрессивная партия, Пар­тия демократических реформ.

Социалистические партии. Их объединяло нега­тивное отношение к капиталистическому строю. Идеал — общество без эксплуатации человека че­ловеком, т. е. социализм.

Выступали за ради­кальные преобразования социального и поли­тического строя — свержение самодержавия и установление демократической республики. Рас­ходились в путях и методах достижения целей.

Наиболее крупные и влиятельные — Партия со­циалистов-революционеров (эсеры) и РСДРП (со­циал-демократы).

Социалистические партии также можно раз­делить на два крыла — умеренное и радикальное.

Умеренное крыло представляли мень­шевики и энесы.

Создание РСДРП было провозглашено на I съезде партии в 1898 г. В 1903 г. на II съезде произошел раскол на большевиков и меньшеви­ков. Лидеры меньшевиков: Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, Л. Мартов. Социальный состав: ин­теллигенция, рабочие.

По численности почти всегда превосходили большевиков (так, в 1907 г. насчитывалось порядка 100 тыс. меньшевиков и 50—60 тыс. большевиков).

Программные цели: расходились с большевиками по поводу перспек­тив построения социализма в России — считали, что в России нет для этого экономических пред­посылок и необходим длительный путь капита­листического развития, поэтому во время рево­люции 1905—1907 гг.

выступали за союз с бур­жуазными партиями, против самостоятельной роли социал-демократов. Методы борьбы: сочета­ние легальных и нелегальных с преобладанием первых. Партия прекратила существовать к сере­дине 1920-х гг.

Партия эсеров образовалась в 1901 г. на осно­ве народнических кружков. Народные социалис­ты {энесы) выделились из нее в 1905 г. Лидер — А. В. Пешехонов. В отличие от эсеров не призна­вали террор, упор делали на легальные методы борьбы. Наибольшим влиянием пользовались в I и II Государственной думе, где их программу взя­ли на вооружение крестьянские депутаты — тру­довики.

Радикальное крыло социалистов бы­ло представлено эсерами и большевиками.

Лидерами партии эсеров были В. М. Чер­нов и М. А. Спиридонова. Социальный состав: интеллигенция, крестьяне, рабочие. Максималь­ная   численность   —   60 тыс.   в   1905 г.   и   до 500 тыс. в 1917 г.

Программные цели: считали себя выразителями интересов крестьян, поэтому основной упор делали на аграрную программу (так называемая социализация земли). Методы борьбы — насильственные, прежде всего индиви­дуальный террор, как у народников.

Источник: http://historyteacher.ru/istoriya/9i/politicheskie-partii-v-rossii-v-nachale-xx-veka/

История отечества

9. Возникновение и становление первых российских политических партий

и особенности этого процесса в России.

Для правления политических партий необходимо два условия:

• Социальная сила в обществе, осознающая себя.

• Нужна теория, дающая научное обоснование процессам общественного развития. Особенности сказались на партийном строительстве.

• Первые политические партии стали появляться в районах с передовой буржуазией, промышленно развитые, где были сильны национально освободительные тенденции.

• Процесс партийного строительства начался не в либеральном лагере, а в революционно- демократическом.

Стачки после начала буржуазных реформ..

• 1870 год Бумагопрядильная мануфактура..

• 1872 год Кренгольмская мануфактура.

1875 год. Возникает организация «Союз Южно-российского рабочего общества» (руководитель Заславский).

Союз поставил себе задачу: борьба с установившимся экономическим и политическим порядком, уничтожения привилегий господствующего класса, превращение труда в основу личного и общественного благосостояния.

(дек. 75г. — разогнан)

В Петербурге (декабрь 1878 года) создаётся Северный Союз во главе со Степаном Николаевичем Халтуриным, Обновским. В 1880 году он был разгромлен полицией, но его роль была велика.

Северный Союз сформировал первые политические цели борьбы (свержение строя, как несправедливого). В пролетарских кругах быстро шёл процесс освобождения от монархических иллюзий, нарастания революционных настроений.

Понимание необходимости революции..

Начиная с 80 года, независимо от рабочего движения, стало активно развиваться социально-демократическое движение.

• 1847 год — первый конгресс коммунизма.

• 1864 год — международное товарищество рабочих.

• 1869 год — в Германии образован социал-демократическая рабочая партия.

• 1883 год — Женева. Образование группы «Освобождения труда» во главе с Плехановым.

Цели этой группы были следующие:

• Полный разрыв с народничеством.

• Перевод на русский язык произведений марксизма и распространение их в России.

• Анализ всех политических проблем с точки зрения марксизма.

Одновременно появляются социал-демократические организации и в России:

• Петербург. Революционные студенты.

• 1885 г.Петербург. Организация «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых»; Точисский.

• Казань. Кружок Николая Евграфовича Фадеева. Революционные студенты КГУ.

К началу 90 годов революционные кружки и группы были практически во всех промышленных цехах.

Во всех 24 губерниях действовало 60 социал-демократических кружков. Эти кружки в России заложили основу теории и программу будущей политической партии. Рабочие организации существовали сами по себе. Социальные партии отдельно. Большой вклад в их объединение внес Владимир Ильич Ленин. С середины 90 годов В. И.

Ленин активно включался в социал-демократическое движение. Ленин теоретическую деятельность сочетает с практической деятельностью в рабочих кружках. В 1895 году Ленин в Петербурге создает организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего классам. Союз стал основой будущей политической партии.

Он представлял собой общегородскую организацию в каждом районе: районные комитеты, промышленные организации. Вскоре аналогичные организации стали складываться в других городах страны. Появляется необходимость координации действий. С 1 по 3 марта 1898 года в Москве состоялся съезд РСДРП.

Съезд провозгласил образование партий, мелких структур. В 1895 году Ленин отправился в ссылку.

В России появились два течения: реформистское и революционное.

Реформизм — это политическое мировоззрение, выступающее за сотрудничество с буржуазией.

С помощью реформ превратить эксплутационное общество в общество социальной справедливости.

Представители реформизма не посягали на основу буржуазной демократии.

Революционное течение выступало за качественное, существенное изменение власти и общества.

Эксонолизм — это определённая часть революционно настроенной интеллигенции, которая стала проповедовать экономическую часть политической борьбы. Они доказывали, что политическую борьбу должна вести буржуазия, а рабочий класс должен заниматься практическими делами. Они требовали повышения заработной платы, улучшения условий труда.

II съезд РСДРП август 1903 года. Съезд состоялся за границей. Социал-демократическое движение раскололось

на два движения:

реформистское — меньшевики (представители Марков, Аксельрод),

Источник: http://textarchive.ru/c-2280434-p2.html

Ссылка на основную публикацию