Славяне в европе в эпоху крушения рабовладельческого строя — история России

История.ру

Борьба племён Средней и Восточной Европы с Римской империей вначале не была ещё борьбой за новые места для поселения. Такой характер она принимает лишь со второй половины III в.

По-видимому, поход 267 г., в который готы отправились с семьями и имуществом, имел целью не захват добычи, как раньше, а приобретение земли.

В IV в. «варвары» уже расселяются в захваченных ими областях.

В III в., несмотря на победы «варваров», перевес в военной технике и организации был ещё на стороне империи; в планомерных сражениях её войска большей частью одерживали победу.

«Варвары» не умели брать города, которые были достаточно укреплены, так как их осадная техника только ещё зарождалась.

Поэтому во время военных действий окрестное население обычно сбегалось под защиту городских стен, которые часто могли выдержать длительную осаду.

Подробнее »

Выше уже были приведены данные, свидетельствующие о развитии производительных сил у восточных и западных славян в III—IV вв. н. э.

В это же время резко сокращаются их экономические связи с Римской империей и её дунайскими провинциями.

Уменьшается число импортированных в славянские области римских вещей, единичными становятся находки римских монет.

Зато усиливаются связи с Северным Причерноморьем, главнейшие центры которого (Ольвия, Тира и др.) были теперь в руках «варваров»).

Крепнут связи и между отдельными славянскими племенами и их соседями, в первую очередь, с многочисленными племенами сарматов.

Как и другие народы Средней и Восточной Европы, славяне включаются в борьбу с рабовладельческим миром Римской империи.

Славянские племена участвовали в маркоманских войнах второй половины II в. н. э.

Подробнее »

В III в. германцы были не единственным врагом Рима в Европе.

У племён придунайских областей Прикарпатья, Северного Причерноморья, Поднепроьья и Поволжья происходят такие же изменения в экономике и общественном строе, как и у германцев.

Торговые сношения этих племён с римскими провинциями и городами Северного Причерноморья способствовали развитию местного ремесла и сельского хозяйства, накоплению богатств в руках племенной знати, росту имущественного неравенства, а также совершенствованию военного дела.

И здесь складываются новые, более сильные племенные союзы — свободных даков, карпов, которых римские писатели иногда называют гетами, аланов и, наконец, мощный союз ряда племён Причерноморья, которым античные писатели дали общее наименование готов.

В IV—V вв. готы сыграли большую роль в истории гибели империи.

Более поздние римские историки считали, что готам принадлежала руководящая роль и в том племенном союзе, который обрушился на Рим в середине III в.

Подробнее »

В Средней Европе особенно активизируются племена Северо-Восточной Германии, более сильные в военном отношении.

Разложению у них первобытно-общинного строя способствовала значительно развитая торговля, которую эти племена вели с империей, со Скандинавией и ближайшими областями Восточной Европы.

В восточной части Германии по берегам Балтийского моря укрепляются или вновь складываются племенные союзы вандалов, которые во время войн Марка Аврелия начали продвигаться на юг и были частично поселены этим императором в Дакии, а также бургундов, которые в начале III в. продвинулись в район реки Майна.

Далее к западу, между Одером и Эльбой, возник сильный союз аламанов, ближе к устью Эльбы жили лангобарды, а на юге Ютландии — англы, саксы и юты, отважные мореплаватели и пираты, нападавшие на Британию и западное побережье Галлии.

Жившие по Рейну племена батавов, хаттов и др. образовали племенной союз франков.

Подробнее »

Золотые ритуальные рога из Северного Шлезвига с рельефными изображениями.

На нижнем роге руническая надпись: «Я, Хлевагаст, сын Холтеса, сделал рог». Около 400 г. н. э.

Один из наиболее ранних и сильных союзов возникает у германских племён Скандинавии. Согласно Тациту, обитателями Южной Скандинавии были свионы.

Тацит характеризует свионов как искусных мореплавателей, отмечает, что у них богатство в чести и что «царская власть», в которой надо подразумевать власть племенного вождя, у них сильнее, чем у других германских племён.

Подробнее »

Мозельский крестьянин в капюшоне. IV в. н.э. Бронза

С первых десятилетий III в. начинается всё усиливающийся натиск на Римскую империю племён Европы, а также Аравии и Африки.

Подобно другим рабовладельческим государствам, Римская империя переживала острый кризис, который делал её лёгкой добычей для вторгавшихся извне племён.

В этот период выступают новые, ранее неизвестные племена, передвигавшиеся из областей, лишь косвенно задетых римским влиянием. Складываются племенные союзы, послужившие основой для формирования народностей, создавших средневековые государства.

Маркоманские воины Марка Аврелия послужили началом не прекращавшихся почти весь III век войн между империей и племенами Северной, Средней и Восточной Европы. Эти войны обусловливались не столько внутренним состоянием империи, сколько изменениями, происшедшими у этих племён.

Подробнее »

Перемещение гуннов на запад началось ещё с I в. до н. э.

В середине I в. до н. э. часть гуннов признала себя зависимой от Китая, а часть откочевала на запад, в Южный Казахстан.

На рубеже нашей эры гуннские элементы появляются на побережье Аральского моря, где они смешиваются с местным кочевым населением.

Таким образом, уже в I в. н. э. гунны были восточными соседями аланов.

Новый напор кочевников на запад начался с III в., когда тунгусо-маньчжурские кочевники сянь-би стали теснить гуннов к укреплённым границам Китая и на запад, в степи Казахстана.

Вторжение кочевников в Китай и делёж ими богатых провинций Китайской империи несколько ослабили напор с востока, но затем он усиливается снова.

Гунны разгромили закаспийских аланов, перешли Урал, Волгу и вторглись на территорию западных аланов, именовавшихся танаитами (поскольку они жили на берегах Танаиса— Дона).

Подробнее »

Военные набеги и грабеж занимали довольно большое место в жизни аланов.

Аланы сражались и в конном и в пешем строю.

Для вооружения аланов характерны длинные железные мечи, сходные с сарматскими.

Конные дружины аланов упоминаются в античных источниках, а также в армянских и грузинских летописях.

Основной целью аланских набегов были Закавказье и прилегающие области Ирана и Передней Азии.

Особенно усиливаются их набеги в Закавказье с III в. В это время начинается наступление сасанидского Ирана на Закавказье, и аланы часто нанимаются на службу к армянским и иберским царям.

Узкий проход между долинами Терека и Арагвы, именовавшийся ранее то Кавказскими, то Каспийскими, то Сарматскими воротами, получает теперь название Аланских ворот.

Аланы совершали также далёкие походы на запад.

Подробнее »

Золотые украшения с сердоликовыми вставками из могильника Рутха (Северная Осетия) IV — V вв. н.э.

III—IV вв. н. э.— время крупнейших сдвигов в кочевом мире, о которых, однако, известно лишь постольку, поскольку они затрагивали судьбу соседних рабовладельческих империй.

Более или менее ясны события, имевшие место на берегах Дуная и Хуанхэ, но то, что происходило посередине, в самом сердце азиатских степей и плоскогорий, остаётся недостаточно выясненным.

А между тем именно здесь подготовлялисъ грандиозные события, совершенно изменившие облик Европы, события, которые принято называть «великим переселением народов».

Подробнее »

В степях к северу от Средней Азии в IV в складывается несколько племенных союзов, которые впоследствии объединились под именем эфталитов.

Упоминания эфталитов в письменных источниках довольно многочисленны; о них говорят латинские, греческие, сирийские, армянские, китайские, арабские, средне- и новоперсидские источники, поздние части «Авесты», однако в большинстве своём все эти известия относятся уже ко времени господства эфталитов в Средней Азии, к V—VI вв.

Проблема происхождения эфталитов весьма сложна. В источниках имеется несколько наименований, относящихся к кочевым племенам Средней Азии рассматриваемого периода. Важнейшие из них —эфталиты, хиониты, кидариты и белые гунны. Взаимоотношения этих племён или народов между собой, а также с кушанами еще не вполне ясны.

Эфталиты связаны по своему происхождению с местным кочевым населением Средней Азии. По данным китайских источников, владетельный дом «еда» (эфталитов) происходит от одного рода с юэчжи.

Подробнее »

Источник: http://www.istoriia.ru/category/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/pozdnyaya-rimskaya-imperiya-krushenie-rabovladelcheskogo-stroya/soyuzy-plemyon-i-ix-istoricheskaya-rol-v-padenii-rabovladelcheskogo-stroya

Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений (стр. 1 из 3)

Реферат по истории на тему:

Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений.

Работа студента ______ курса

______________________________

Преподаватель: _________

________________________

________________________

1996

ПЛАН РЕФЕРАТА:

Введение 3

Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества. 4

Зарождение феодализма в Западной Европе. 6

До феодальные отношения у варваров. 7

Начало формирования классов феодального общества. 9

Изменение в политическом строе. 10

Новые этнические общности. 12

Вывод. 13

Использованная литература : 14

Средние века — это много вековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии — еще дольше. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.

Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-племенных отношений.

Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию, начали свою средневековую историю с традициями классового общества и государства. Но суть нового общественного строя осталась та же.

Повсюду переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам , превратившим землю — основное условие приложения человеческого труда — в свою монопольную собственность (государственную, частную ).

Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости.

Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества.

В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на натуральный или денежный налог (его платили феодалам или государству лично свободные чиншевые крестьяне), местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.

В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации.

Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура.

Если в эпоху раннего средневековья люди довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное представление об окружающей природе и были заложены основы материалистического мировоззрения.

Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития, чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он образовался.

В отличие от рабовладельческого строя, при котором непосредственный производитель — раб — был лишь «говорящее орудие» и он не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий труда. Рабовладельческое хозяйство было экономически выгодно только при наличии дешевой рабочей силы.

Рабовладельческая форма эксплуатации почти исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого рабовладельческого хозяйства. Раб не имел семьи, он быстро истощался от тяжёлой работы, рано умирал.

Поэтому необходим был постоянный приток рабов, добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских экспедиций и работорговли. Например, в Римской империи упадок военной мощи был связан с хозяйственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не позволявший пополнять убывающий контингент рабов.

Рабы дорожали, и настоятельно вставал вопрос о целесообразности ведения хозяйства прежним, рабовладельческим способом. Рабовладение становилось преградой на пути развития экономики. Нужно было искать новые формы организации хозяйства, по-новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда рабов.

Рабовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не поступаясь своим неограниченным правом собственности на их личность. Они наделяли рабов землей, превращая их в подневольных оброчных держателей. Вместе с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на пустующие земли свободных арендаторов .

А при феодализме зависимый и крепостной крестьянин был наделен землей и вел свое мелкое хозяйство.

Крестьяне проявляли заинтересованность в росте производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и улучшения благосостояния зависимого населения.

По мере развития феодализма личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.

Не менее прогрессивно превращение мелкого крестьянского хозяйства в основную экономическую ячейку общества способствовало росту производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться жестокой эксплуатации.

Читайте также:  Система внеэкономического принуждения - история России

В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Переход к феодализму проходил в разных странах не одновременно.

Раньше на путь феодального развития вступили народы, пережившие рабовладельческий строй, позже народы у которых феодализм был первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие позже.

Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни народов и естественно- географической средой.

По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытно-общинного строя. В частности, весьма заметные различия наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах.

Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье широко была распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монархии.

Начало западноевропейского средневековья началось с крушения рабовладельческой Римской империи (V в.), а в азиатских странах с древнейшей цивилизацией — Китае, Северной Индии — переход к феодализму начался несколько раньше (II — III в.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-ХIХ вв.).

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений — образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антогонических класса феодального общества — класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян.

В экономике сочетались разные уклады — рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определяется характер раннефеодального государства.

Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти.

В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических общностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.

В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находящегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев.

В некоторых странах Европы, как ,например, в Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее.

На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.

Варварами в Римской империи называли жившие за ее пределами племена и народы, которые не знали латинского языка и были чужды римской культуре: кельты германцы и славяне.

Кельты жили в Северной Италии, Галлии, Испании, Британии и Ирландии. Отдельные из них встречались и в Германии вплоть до Одера. Римское государство завоевало и подчинило большую часть кельтского населения, которое слилось с римским образовав галло-римскую и испано-римскую народности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/333295/krizis-rabovladelcheskogo-stroya-i-zarozhdenie-feodalnykh-otnosheniy

Переходный период от рабовладельческого строя к феодализму в VIII-XII вв

Наиболее верным указанный период назвать раннефеодальным государством.

Для него характерна о трехуровневая социально-политическая организация для регулирования социальных отношений в сложном стратифицированном (многоуровневом) обществе, разделенном, по крайней мере, на два основных класса – правителей и подданных, чьи отношения узаконены общей идеологией, основополагающим принципом которой является реципрокность.

При этом граница государственности в первоначальном варианте теории была ниже, чем например, у Элмана Сервиса Л. Е.

Гринин уточняет, что раннее государство – это отделенная от населения организация власти политическая форма, которая обладает верховностью и суверенностью, способна принуждать к выполнению своих требований и менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы, также она построена не на принципе родства.

Теория раннего государства имеет некоторые общие черты с распространенной среди советских ученых концепцией «дофеодального периода» А. И. Неусыхина.

Позднее, когда стали выделять три этапа становления государственности (предгосударственный, этап раннего государства, этап традиционного государства), раннее государство трактовалось как государство, знакомое с эксплуатацией, но не знающего частной собственности («раннеклассовое общество», «раннефеодальное», «варварское» или «сословное» государство). Ранние государства очень сильно отличаются между собой по многим характеристикам, в частности по степени развитости централизации, управления, налоговой и судебной систем. В Киевской Руси С постепенным развитием хозяйства крестьяне и ремесленники стали производить больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины, военные предводители, дружинники. Они могли теперь жить за счет труда зависимых от них крестьян и ремесленников.

Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще попадали в зависимость от государственной власти: князья захватывали общинные земли и собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор дани так и назывался – полюдье. Обычно князья отправлялись в полюдье с началом зимы.

Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители – «подданные» князя (от слова «дань») несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты своего хозяйства. Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной.

Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».

Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли.

Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так называли на Руси знатного землевладельца) оставляли крестьянам небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне, работая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями.

Иногда крестьянин получал от боярина ссуду – по-тогдашнему «купу» – деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд», —о работе на феодала. Такой работник назывался «рядович».

Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали, прежде всего военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Женившийся на холопке становился холопом.

Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала (барщина) или платили натуральный оброк. Землевладельцы Древней Руси различались по количеству находившихся в их собственности земли зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов.

«Великий князь русский» считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и бояре владели отдельными княжествами и землями, а также городами.

Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами. Земельные владения князей и бояр назывались вотчинами (вотчина – владение, передаваемое по наследству от отца).

В Западной Европе такие владения назывались феодами, что и дало название эпохе – феодализм.

Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей.

В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян.

Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за военную службу.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение.

В догосударственную эпоху, какой для Польши оставался период VI – IX вв. социальные структуры невозможно отделить от политических (властных, потестарных). Сама власть, ее распределение и разделение внутри семьи, общины, племени, союза племен выступает структурообразующим фактором социальной дифференциации. В известном смысле власть оказывается первичнее и экономики, и социальных отношений.

Семья составляет первый и базовый уровень социально-политической организации общества. Первенство и власть мужчины – главы семьи неоспоримы. Его авторитет и воля служат главной гарантией и хозяйственного преуспеяния, и внутрисемейного согласия, и статуса семьи внутри общины.

Это не означает, однако, что власть семейного лидера непременно деспотична и жестока.

Его главная задача, как подчеркивают некоторые историки, – не столько командовать, судить и наказывать, сколько примирять, объединять, консолидировать, поскольку семейная солидарность служит оплотом благополучного существования каждого члена семьи.

Функции и труд женщины в этом социальном организме не менее важны, чем трудовой и организующий вклад мужчины. Поэтому патриархальность социальных устоев не означала угнетенного и приниженного положения женщины в семье.

Скорее, наоборот, вследствие жизненной важности женского труда и заинтересованности семьи в детях как будущей рабочей силе, женщины занимали самостоятельное и достойное место в древнепольских племенах. Плохо было только слабым, неработоспособным и бесплодным, которым грозило самое страшное из всех возможных несчастий – изгойничество, изгнание из семьи, что означало неминуемую скорую кончину. Отсюда же и упомянутое выше жестокое отношение к старикам.

Кровная связь и потребность выживания и трудовой солидарности были главным интегрирующим механизмом большой семьи, препятствуя ее распаду на малые, нуклеарные семьи.

На втором уровне социальной организации древнепольских племен – на уровне общины-ополя – интеграция обеспечивалась уже иными потребностями – нуждой в коллективном освоении новых земель, согласованной хозяйственной деятельности всей общины, в совместной борьбе с грозящими каждой семье опасностями (агрессивные соседи, разбойники, голод, болезни), психологическими и религиозно-культовыми факторами.

На уровне ополя властные функции руководителей уже отделялись от хозяйственных. Главой общины выступал избираемый на общинном собрании (вец, вече) жулан. Он возглавлял ополчение, руководил судом, созывал собрания, представлял общину в ее внешних связях.

Что представляла собой при этом внутриобщинная племенная «демократия»? Ее центральным институтом был, видимо, не вече, собрание всех взрослых мужчин общины, а сход глав семейств, которые только в случае затруднений или очень важных вопросов обращались к созыву веча, во время которого участники криками одобрения или неодобрения реагировали на предлагаемые решения.

Процесс оформления феодальных отношений у мадьяр характеризует эпоху до начала XII в.

Наряду с ростом имущественной дифференциации и выделением родоплеменной знати этот процесс был обусловлен походами венгерских отрядов в страны Центральной и Западной Европы, а также на Балканы в первой половине X в.

Захваченная добыча – рабы и имущество – обогащала родоплеменную верхушку, составившую несколько позже основу класса феодалов. Определенное влияние на трансформацию хозяйственно-культурного типа и этносоциального организма мадьяр оказало проживавшее вместе с мадьярами славяноязычное население.

Скандинавские страны, как и многие другие, не переживали рабовладельческой стадии развития. Здесь, однако, существовало патриархальное рабство. Особенное развитие рабовладельческий уклад получил в Скандинавии в IX–XI вв.

, когда отдельные военные вожди начали предпринимать далёкие морские походы с целью грабежа, торговли и захвата военнопленных, которых норманны продавали в другие государства в рабство, а отчасти использовали и в своём хозяйстве.

В экономически более развитых районах Скандинавии, особенно в Дании, в Южной Швеции, а отчасти и в Средней Швеции, рабский труд имел большее распространение.

Возвышавшаяся над массой свободных общинников родоплеменная и военно-землевладельческая знать эксплуатировала в своём хозяйстве значительное количество рабов, по большей части уже имевших наделы, т. е. посаженных на землю. Эта знать начинала подчинять себе и свободных крестьян.

Пережитки рабского труда сохранили в Скандинавии немалое значение и позже, вплоть до XIII и даже до начала XIV века, однако основой производства рабство не стало.

Читайте также:  Хивинский поход в. а. перовского 1839 г. - история России

На путь феодального развития Скандинавские страны вступили только в IX– XI вв., причём самый процесс феодализации проходил в Скандинавии медленнее, чем в большинстве стран Западной Европы. Свободное крестьянство, хотя и в уменьшавшемся количестве, существовало в Скандинавии на протяжении всего средневековья.

Существовала и была широко распространена в течение всего средневековья общинная собственность на необработанную землю, на пастбища, луга, леса, болота и другие угодья.

При сохранении значительного слоя самостоятельного свободного крестьянства в Норвегии и Швеции не утратили личной свободы и феодальные держатели, что составляло важную особенность развития феодализма в Скандинавии.

В большей части Швеции и Норвегии, где земледелие не стало основным занятием населения, обычно отсутствовали условия для возникновения крупных феодальных хозяйств с большими господскими полями, для обработки которых потребовалось бы применение барщинного труда крепостных крестьян. Здесь феодальная эксплуатация выражалась главным образом в продуктовой ренте и в некоторых других натуральных повинностях зависимого населения.

В Дании же, т. е. в Ютландии, на датских островах и в Сконе (в южной части Скандинавии, входившей в средние века в состав датских владений) земледелие составляло основную отрасль хозяйства. Поэтому здесь впоследствии значительную роль играло крупное феодальное поместье с барщиной и крепостничеством. Развитие феодализма в Дании

Феодальные отношения в Дании начали развиваться раньше, чем в других Скандинавских странах.

Это было обусловлено более значительным, чем в других областях Скандинавии, развитием земледелия и связанных с ним отраслей хозяйства, более ранним распадом родовых отношений и переходом к сельской общине, разложение которой и привело к образованию предпосылок для перехода к феодализму.

Некоторое значение имело и то обстоятельство, что Дания вследствие своего географического положения больше, чем Норвегия, не говоря уже о Швеции, была связана с феодальными странами Западной Европы и, следовательно, её общественный строй в большей степени мог испытывать воздействие сложившихся в этих странах порядков.

Раньше, чем в других Скандинавских странах, начало складываться в Дании и раннефеодальное государство. Ещё в VIII веке король (конунг) Гаральд Боевой Зуб, по преданию, объединил под своей властью всю Данию и южную часть Скандинавского полуострова (Сконе, Халланд, Блекинге).

В X веке, при короле Гаральде Синезубом (около 950–986) Датское королевство было уже достаточно сильным, чтобы вести успешные войны с племенами пруссов и поморских славян. При том же Гаральде Синезубом в Дании стало распространяться христианство. Короли предоставляли церкви большие земельные пожалования. Окончательно христианство укрепилось в Дании в XI веке.

Значительного могущества Датское королевство достигло при короле Кануте (1017–1035). В состав его державы, кроме Южной Скандинавии, входили также Англия и Норвегия.

Но это было столь же непрочное государственное образование, как и другие крупные раннефеодальные государства. Оно распалось сразу же после смерти Канута.

Из всех завоёванных датчанами территорий в составе Датского королевства осталась только Южная Скандинавия. Норвегия в раннее средневековье

Многочисленные мелкие племена, населявшие издавна Норвегию, жили в пределах небольших областей (фюльков), разделённых высокими горами. Связь между ними велась главным образом по морю, благодаря глубоко вдающимся в сушу заливам (фиордам). Во главе каждого племени стоял его вождь – ярл, представитель родоплеменной знати, правивший с помощью народного собрания.

Несколько племён объединялись в племенные союзы. Дела такого союза решались народным собранием, куда первоначально входили все свободные люди. Такие собрания; назывались тингами. В действительности далеко не все свободные люди могли являться на тинг. Часто препятствием служило слишком большое расстояние: члены племени были вынуждены надолго отрываться от своего хозяйства.

С ростом социального расслоения менялся и характер тингов. Военные вожди и другие представители знати являлись на тинги со своими дружинами и зависимыми людьми, оказывая всё большее давление на их решения. Более крупными племенными союзами были рики.

Во главе таких объединений стояли выборные короли (конунги), которые избирались на народных собраниях – тингах, обычно из представителей определённого знатного рода.

Разложение родовых отношений и возникновение классов привело к складыванию раннефеодального Норвежского государства. Важную роль при этом, так же как и в других Скандинавских странах, сыграло образование военно-служилой знати, группировавшейся вокруг ярлов и королей, принимавшей участие в их военных походах и дележе добычи.

Длительная ожесточённая борьба между военными вождями (пытавшимися объединить под своею властью все фюльки) и местной родоплеменной знатью не раз приводила на протяжении IX–X вв. к временному объединению страны под властью того или иного короля. Первое ещё очень непрочное объединение Норвегии произошло при Гаральде Прекрасноволосом около 872 г.

Источник: http://biofile.ru/his/30211.html

Милов Леонид Васильевич — История России с древнейших времен до конца XVII века

Во всяком случае, общие элементы лексики, свойственные южным и восточным славянам, свидетельствуют об уже довольно резком социальном размежевании.

Прежде всего термин «глота», в древнейшей функции означающий «сорняк, мусор», но, вместе с тем, имеющий уже и оценочный высокомерный смысл социального плана, «толпа, сброд».

Во-вторых, четырем южнославянским языкам и древнерусскому присущ термин «имовит», что означает «зажиточный, состоятельный» (у западных славян этой функции лексемы нет).

Далее, македонскому, сербохорватскому, словенскому и древнерусскому языкам общей является лексема «госпуда» (женский род), что означает «совокупность господ», а старославянский язык сохранил лексему «госпуда» лишь в наиболее древней функции — «гостиница, постоялый двор», как и во всех западнославянских языках.

Весьма интересно, что термин «мытарь» в значении сборщика пошлин сохранился в старославянском, болгарском, сербохорватском, словенском, чешском и древнерусском.

Общим для старославянского, старосербохорватского, старочешского и древнерусского языков является слово «цята», означающее мелкую монету. Термин «начальник» фигурирует в старославянском, болгарском, македонском, сербохорватском и древнерусском.

В болгарском, сербохорватском, чешском и древнерусском есть лексема «даньник» в значении «вассал, подданный».

Следовательно, даже на основе этой, далеко не полной информации можно предполагать, что в лесостепном междуречье Днепра и Днестра восточные славяне антской эпохи в период Великого переселения народов достигли уровня, при котором оказалось возможным возникновение протогосударства.

Вторжения кочевых племен и славяне.Во второй половине IV в. южные территории Восточной Европы были охвачены волной миграций кочевых племен теперь уже из Центральной Азии, которые стали характерной приметой региона на протяжении длительного хронологического периода. Речь идет о кочевых племенах гуннов (хунну). Это были типичные кочевники-скотоводы.

Стремительное разложение родового строя привело к появлению племенной аристократии и социальному расслоению. Острота внутренних противоречий повлекла за собой создание сильной власти, сплотившей хуннский социум и открывшей путь к захватническим войнам. Как уже упоминалось, в середине I в. до н. э. хунны распались на две части, и одна из них откочевала в Семиречье и Приуралье.

Аммиан Марцеллин, описавший события гуннского нашествия в 90-х гг. IV в. н. э., характеризует их как людей коренастого сложения, «чудовищной и страшной» внешности.

«Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам… с кибитками, в которых они проводят жизнь… гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их». Главная забота хунну-скотоводов лошади.

Как известно, скотоводы-кочевники самой логикой жизни вынуждены были вести экстенсивное хозяйство, постоянно нуждаясь в новых пастбищах, часто захватываемых силой. К тому же кочевой образ жизни стал предпосылкой к созданию воинской организации, охватывающей практически весь социум.

Как и всегда в таких случаях, рано или поздно «народ-воин» превращается в страшную агрессивную силу. Союз кочевых племен хунну, потерпевший поражение в борьбе за власть на сибирских степях, двинулся на запад, вовлекая в свои ряды попадавшиеся на дороге кочевые племена. В 70-х гг. IV в.

племена хунну появились на Северном Кавказе, разорив кочевья алан в придонских степях. В борьбе с ними потерпели поражение и бежали к границам Римской империи готы Германариха, были взяты и разрушены города Боспорского царства, включая его столицу Пантикапей, разграблены многие греческие города Северного Причерноморья.

Дикие орды кочевников «все наполняли резней и ужасом». Подверглись разгрому и поселения носителей Черняховской культуры. Гунны вскоре ушли на земли Нижнего, а потом и Среднего Подунавья, откуда стали нападать на земли сначала Восточной, а затем — Западной Римской империи.

Объединивший все гуннские орды в мощный союз их вождь Аттила (445–454 гт.) подчинил себе некоторые соседние германские племена, а также славян верховьев Вислы и Одера. Гунны контролировали через сына Аттилы Элака и славян Северного Причерноморья. Вторжение гуннов в Европу имело важные последствия.

После разгрома объединение носителей Черняховской культуры распалось, и славяне, ряды которых постоянно пополнялись за счет миграции с севера, стали главным земледельческим этносом на юге Восточной Европы. Со смертью Аттилы гуннская держава распалась и началась великая славянская миграция. Вслед за гуннами в середине V в.

в восточноевропейских степях появились новые кочевые племена, тюркские по языку. Племена кутургуров и утургуров поселились в бассейне Дона и Приазовья, а протОболгары — в Прикубанье. Для VI–VII вв. нам ничего неизвестно о каких-либо конфликтах между ними и славянами.

§ 2. Восточные славяне и Великое переселение народов

Климат и миграции славян на юг и восток.Великое переселение народов создавало грандиозные критические ситуации в ряде европейских регионов. Более того, они были усугублены резким изменением климата в Европе. С конца IV в. н. э.

происходит сильное похолодание; особенно суровым был Vb. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало интенсивное увлажнение и стремительный рост количества осадков. Ученые полагают, что эти изменения сопровождались трансгрессией Балтийского моря, т.

 е. наступлением моря на сушу, поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и т. п.

Огромные бедствия постигли, в частности, Ютландию, ряд германских племен вообще покинул родные места.

Эти грозные процессы вызывали постоянный отток населения из Висло-Одерского региона. Среднеевропейское население сдвигалось на юг и восток.

Миграция населения из районов пшеворской и вельбарской (готской) культур, помимо движения к среднему Дунаю и далее на юг, перемещалась и на восток, в частности в будущие северорусские земли. Если в первой половине I тысячелетия н. э.

развитие балтских и финских этносов находилось все еще на стадии раннего железного века и охотничье-собирательских форм деятельности, то с конца IV–V в.

на территориях их расселения под воздействием миграции славян происходят постепенные изменения материальной культуры, нарастают количество и ассортимент предметов быта пшеворской и даже вельбарской культур (например, появляются более совершенные по форме серпы, каменные ручные жернова и др.). Именно с этого времени в дополнение к таким зерновым культурам, как пшеница, ячмень, просо, появляются рожь и овес из Висло-Одерского региона.

Мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район озер Ильмень и Чудского, междуречья Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги.

В итоге нашествия гуннов достижения черняховцев были уничтожены, как и часть полиэтничного населения.

Вместе с тем значительные группы населения лесостепных пространств левобережья Днепра уцелели и стали основателями новой жизни, следы которой получили у археологов название пеньковской культуры, имеющей признаки преемственности с Черняховской культурой. Это были анты-пеньковцы, жизнедеятельность которых прослеживается до конца VII в. н. э.

Вместе с тем еще в период бытования Черняховской культуры в III–IV вв. в междуречье Дуная и Прута начинают проникать славяне. На относящейся к этому времени «Певтингерове карте» отмечено, что здесь обитают «венеды» — этим именем авторы поздней античности и раннего Средневековья обозначали славян. Вместе с гуннами часть черняховцев (видимо, анты) проникают и на среднее течение Дуная.

В V–VI вв. происходит массовое расселение славян-антов в левобережье нижнего Дуная. По мнению ряда исследователей, импульсы миграции в пределы среднего Дуная исходили из среднего Повисленья, из районов пшеворской и отчасти вельбарской (готской) культур. В VI–VII вв. славяне уже преобладали и в Нижнем, и в Среднем Подунавье. А Среднее Подунавье стало исходным центром движения на Балканы.

Читайте также:  Роль монастырей в xvii - история России

Вторжения славян в Подунавье и на Балканы.Важным явлением европейской истории VI–VII вв. стали вторжения славян на территорию Восточной Римской империи, которые привели к крушению рабовладельческого строя на огромной территории Балканского полуострова.

До начала VI в. в сочинениях византийских авторов славяне не упоминаются, но в VI в. положение резко изменилось. Первые нападения славян на территорию Восточной Римской (Византийской) империи начались в начале третьего десятилетия VI в. и к середине VI в. приобрели широкий размах.

Нападения происходили на всем протяжении северной границы империи, проходившей по Дунаю. Нападая на византийские земли, славяне не могли в то время захватывать укрепленные крепости, их набеги имели поначалу грабительский характер. Захватывая добычу и пленных, славяне уводили и уносили их на свои земли к северу от Дуная.

Положение осложнилось, когда в 565–567 гг. на Среднем Подунавье поселился пришедший из Центральной Азии через степи Северного Причерноморья союз аварских племен, создавших здесь свое государство — Аварский каганат. Правители каганата подчинили своей власти славянское население Среднего Подунавья.

Начались походы на Балканы, в которых совместно участвовали авары и славяне. В этих условиях византийским военачальникам становилось все труднее удерживать линию обороны на Дунае. Пытаясь избавиться от набегов, византийские императоры были вынуждены уплачивать дань аварам.

Вместе с аварами славяне Подунавья добивались значительных успехов, но в битвах авары посылали их вперед и отбирали лучшую часть добычи. Восточные славяне-анты аварам не подчинялись и предпринимали нападения на Восточную Римскую империю самостоятельно.

Источник: http://fanread.ru/book/8051019?page=9

Причины, по которым восточные славяне миновали рабовладельческий строй

Поиск Лекций

Тема 1 Общественный строй восточных славян

Общественный строй у восточных славян в начале 1 тысячелетия

— Родоплеменной строй

2. Первобытный род, основные черты:

— Основу социальной организации восточных славян в нача­ле I тысячелетия составлял род.

— Род — это объединение людей, связанных кровнородствен­ными узами с подчинением младших старшим.

— Существование рода базировалось на принципах «перво­бытной демократии» («первобытного коммунизма»):

1) Свобода — отсутствие в роде угнетенных.

2) Равенство — одинаковые права у всех членов рода.

3) Уравнительность — равная доля у всех членов рода в про­изведенном продукте.

— Род возглавлял старейшина — наиболее опытный член рода, как правило, из пожилых мужчин.

— Род жил родовой (кровнородственной) общиной.

— Родовая община — это поселение людей, связанных друг с другом кровнородственными узами и ведущих совместное хо­зяйство на основе коллективной собственности.

Характерные черты первобытного рода.

— Происхождение членов рода от общего мифического пра­родителя, которого они считали тотемом, охраняющим род.

— Наличие территории, которую члены рода считали своей и защищали от чужаков.

— Совместное владение и пользование членов рода землей, скотом и совместное ведение хозяйства.

— Переход имущества умершего члена рода другим членам рода.

— Обязанность членов рода оказывать друг другу помощь и защиту, содействие при мщении за обиду или ущерб, нанесен­ные чужаками.

— Наличие у рода своих имен, пользоваться которыми могли только члены рода.

— Запрет на брак внутри рода.

— Наличие у рода своего места погребения и родовых свя­тынь (особо оберегались, их осквернение считалось тягчайшим преступлением).

— Наличие у рода своих религиозных церемоний и празд­неств.

— Право рода принимать в члены рода посторонних.

4.Образование племен.

— Рост населения привел к трудностям в управлении родом и нехватке ресурсов на территории, занимаемой родом.

— Поэтому по мере увеличения числа сородичей происходи­ло деление рода на две и более мелких группы, которые, пересе­ляясь на новую территорию, сохраняли межродовые связи.

— Так в эпоху неолита началось складывание племен.

— Племя — это союз нескольких родственных родов, зани­мающих общую территорию и имеющих единое управление.

— Высшим органом власти восточнославянского племени было вече.

— Вече — это собрание всех свободнорожденных мужчин пле­мени, имеющих право носить оружие, для решения вопросов внутриплеменной жизни.

— Для управления повседневными делами на вече избирался вождь племени — князь.

Причины распада родоплеменного строя у восточных славян.

— Развитие производительных сил (в первую очередь, со­вершенствование металлических орудий труда) и появление имущественного неравенства.

— Расселение восточнославянских племен по Восточно-Европейской равнине.

— Военные походы.

6. Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян.

— Возникновение имущественного неравенства (сосредото­чение богатств в руках родоплеменной верхушки).

— Вооруженные столкновения между племенами с целью за­хвата добычи.

— Обращение пленных в рабов.

— Превращение родовой общины в территориальную.

— Появление больших патриархальных семей.

— Попытки родоплеменной знати передавать свою власть по наследству.

7. Территориальная (соседская) община.

— Ломка кровнородственных отношений и распад родопле­менного строя у восточных славян приходится на вторую поло­вину I тысячелетия.

— Из-за смешения родов во время переселений и военных походов родовая община заменяется территориальной общиной.

— Территориальная община — это поселение людей, не свя­занных кровнородственными отношениями, совместно владею­щих землей, но ведущих индивидуальное хозяйство.

— Территориальная община включала в себя несколько боль­ших патриархальных семей, пришедших на смену роду.

— Большая патриархальная семья — это моногамная семья, состоящая из трех и более поколений близких родственников, строго подчиняющихся старшему мужчине в семье — мужу (большаку).

— Каждая семья в территориальной общине имела в пользо­вании участок обрабатываемой земли — пашни, размер которого зависел от числа членов семьи.

— Сельскохозяйственные угодья находились в коллективном пользовании.

— Члены территориальной общины были связаны круговой порукой и были обязаны поддерживать друг друга.

— Территориальная община у восточных славян называлась вервьили мир.

Причины, по которым восточные славяне миновали рабовладельческий строй.

— Наличие естественных водоемов не требовало труда рабов на ирригационных работах.

— Сильная община — вервь — не позволяла обращать в рабов обедневших общинников.

— С падением Западной Римской империи массовый рабский труд изжил себя.

— Появление более совершенных орудий труда — из железа -требовало более прогрессивных общественных отношений.

— Славянское язычество не освящало несвободу (зависи­мость, рабство) и социальное неравенство.

Источник: https://poisk-ru.ru/s46754t3.html

Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины

О лекторе

Черникова Татьяна Васильевна — кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У) МИД России).

План лекции

1. Кризис Античной цивилизации и Великое переселение народов.2. Варварские королевства в Западной Европе. 3. Праславяне — анты, склавины и венеды. Формирование трех ветвей славянства. Южные, западные и восточные славяне.4. Расселение восточных славян по Восточно-европейской равнине в VII-IX вв. Народы — соседи восточных славян.

5. Хозяйство и общественный строй восточных славян в VII-IX вв. Верования и обычаи.

Аннотация

В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение.

Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими «варварами» стали разрушителями античного мира.

В лекции названы наиболее значительные вожди «варварского мира» — Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами.

Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории.

Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор.

Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья.

В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа.

Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной.

Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя.

В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя.

Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья.

Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена.

В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии.

С севера «из-за моря» в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь «Из варяг в греки», которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь «Из варяг в греки» начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.

Вопросы по теме лекции

1. Дайте определение термину «Великое переселение народов».2. Какие народы участвовали в Великом переселении народов?3. На какие этапы можно разбить эпоху Великого переселения народов?4. Какие проблемные вопросы связаны с происхождением славян?5.

Какие народы, упомянутые в трудах поздних римских и византийских авторов, а также историка готов Иордана, ученые связывают с праславянами?6. Когда сформировались три современные ветви славянства?7. Дайте характеристику особенностей процесса Великого переселения народов у восточных славян?8.

Укажите направление расселения восточных славян и дайте характеристику их взаимоотношениям с соседними народами.9. Что являлось основой хозяйственной жизни восточных славян в VII-IX вв.?

10. Каковы были общественная организация, верования и обычаи восточнославянских племен в VII-IX вв.?

Литература

Источники1. Повесть Временных лет (ПВЛ)- Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950.- Повесть временных лет. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. СПб., 1999 (по списку Лаврентьевской летописи)- Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку / ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. I.- Повесть временных лет по Ипатьевскому списку /ПСРЛ. Т. II

2. Первая Новгородская летопись / ПСРЛ. Т. III.

Хрестоматии1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г и др. М.: Проспект, 2012.2. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1: С древнейших времён до XVII века / сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т.I-V. / под ред. А.В. Подосинова. М., 2009.

Учебные пособия1. История России. Учебное пособие в 3-х т. М.: МГИМО, 2012: Черникова Т.В. Ч.1.: История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II.2. Кириллов В.В. История России. М.: Юрайт, 2014.

3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.

Литература
1. Буданова В.П. Великое переселение народов как универсальная модель взаимодействия цивилизации и варварства.
2. Буданова В.П. Великое переселение народов.3. Древняя Русь. IX-XIII века. Родина. 2002. №11-12. 4.

Древняя Русь в свете зарубежных источников / Предисловие — Е.А. Мельникова. Часть I — А.В. Подосинов. Часть II — М.В. Бибиков. Часть III — И.Г. Коновалова. Часть IV — А.В. Назаренко. Часть V — Г.В. Глазырина Т.Н. Джаксон Б.А. Мельникова. М.

, 1999.

5. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. М., 1997.

6. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.
7. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
9. Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002.
10. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
11. Стриннгольм А.М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1.
12. Щукин М.Б. Рождение славян. М.,2001.

Источник: https://histrf.ru/lectorium/lektion/vielikoie-pieriesielieniie-narodov-i-slavianskaia-kolonizatsiia-vostochno-ievropieiskoi-ravniny

Ссылка на основную публикацию