Система образования в австрии в хiх – ххi веках — история России

Школа 19-го века в Австрии

Система образования в Австрии в ХIХ – ХХI веках - история РоссииВдогонку моим топикам про музей под открытым небом в Штюбинге (здесь и здесь) ….Посетила еще один подобный музей, в Нидерзульце (регион Вайнфиртль). Это целая аутентичная деревня 19 века, с домами разной степени зажиточности, постройками, ремеслами…Но акцент именно на 19 веке и именно на регионе Вайнфиртль.

В этом топике остановлюсь на школе из этого музея и истории школьного образования в Австрии. Остальное потом.Школа стояла раньше в деревне Гайзельберг. Теперь  она находится в музее Нидерзульца.Школы была построена в 1808 году и состояла из двух классных комнат, комнаты учителя и сарая для козы….

В средние века вся система образования в Австрии находилась в руках церквей и монастырей. Самая старая школа в Австрии это католическая гимназия при монастыре Мелька. Она была открыта в 12 веке и существует до сих пор.Но вернемся в школу-музей.Вот так выглядела классная комната году этак в 1890.

На стене — обязательный портрет императора. Обратите внимание: на учительском столе лежат длинные указки-прутики — чтобы нестарательных учеников бить по рукам.В 13 м веке в городах появились школы для мальчиков из состоятельных семей. Девочки из состоятельных семей обучались дома (если вообще обучались!).

Низы были в подавляющей массе неграмотные.

В 1774 году императрицей Марией Терезией был выпущен закон „Allgemeine Schulordnung» об обязательном 6-летнем образовании австрийских детей 6-12 лет всех сословий и обоих полов. Правда, Австрия не была первопроходцем в этой области.

Пруссия выпустила такой закон на пару десятилетий раньше. А в Вюртемберге обязательное начальное образование существовало с 1559 (Источник).

Как выглядели будни школы для детей конца 18-го века можно посмотреть на ютьюбе во фрагменте из фильма «Измеряя мир» о знаменитом математике Гауссе.

Правда, там показана школа в немецком герцогцстве Брауншвейг…Но навряд ли школа в Австрии для низов выглядела сильно по-другому.Программы и учебники были едиными по всей империи.Но с кадрами для школ была проблема…Учителем мог стать любой грамотный католик, прошедший экзамен-собеседование в церкви.

После смерти Марии Терезии ее сын император Иосиф II реформировал систему образования — ввел три уровня: начальная, средняя и «нормальная» школа. Но обязательным оставалось 6-летнее образование.

В деревнях, где насчитывалось не менее 90-100 детей, открывались начальные школы, находящиеся под опекой и контролем местной церкви. Дети из меньших деревень должны были ходить в школу в соседние деревни.

Российская императрица Екатерина II очень заинтересовалась австрийским опытом народного образования, это было одной из тем при встрече Иосифа и Екатерины в Могилеве в 1780 году (об этом путешествии Иосифа в Россию топик еще будет).

Школьные учебники из славяноязычных регионов Австрии были взяты за основу для русских школ. Иосиф порекомендовал Екатерине сербского дворянина Теодора Янковича де Мириево, закончившего Венский университет. Он переехал в Россию и стал одним из разработчиков и активным участником реформ образования в Российской империи.

Жалованье учителя было небольшим. Обычно он жил при школе и держал огород. Школьный огород был одновременно местом изучения растений для учеников и способом «прикорма» учителя и его семьи.

С большой долей вероятности можно предположить, что пололи и ухаживали за этим огородом ученики.Школьный огород:

В отдельных деревнях родителей учеников обязывали платить учителю «натуралии» — столько-то кг сала, столько-то яиц…

Нетрудно предположить, как «радовались» отдельные родители, что их чада ходят в школу.

У учителя сельской школы были помимо прямых преподавательских и другие обязанности. Чинить перья, готовить чернила, исполнять повинность писаря в деревенской коммуне, а при необходимости быть при церкви органистом, звонарем, руководителем хора…С точки зрения властей учитель принадлежал к деревенской «элите» наряду со священником и бургомистром.

Но в глазах крестьян он был небольшой шишкой, так как он не был землевладельцем.Школьные материалы разных лет:Значительные изменения в народном образовании Австрии произошли в 1869 году, когда был издан «Reichsvolksschulgesetz» (закон о начальных школах. Volksschule в Австрии до сих пор называется начальная школа).

Согласно которому:

  • Обязательное школьное образование составляло уже 8 лет, а не 6, как прежде.
  • Церковь лишалась прав на контроль школьного образования. Отныне все школьное образование находилось в ведении государства.
  • Были созданы первые педагогические училища. (Также женщины могли выучиться на учительниц. Но их оклад был ниже, чем у коллег-мужчин. Кроме того им нельзя было выходить замуж (замужняя учительница это было неприлично). Потом этот целибат для учительниц отменили, но не знаю, в каком году.)

Вторая классная комната в школе:В этой конкретной деревне ученики из всех 8 классов сидели в двух классных комнатах, все классы обучал один учитель.

Таковы были реалии этой деревни. В других деревнях, возможно, было больше учителей и больше классных комнат. А где-то было точно так же.

В том же 1869 году в школах было введено обязательное обучение девочек рукоделию — чтобы подготовить их к будущей роли жены и матери… Назывался предмет «Индустрия» (от латинского слова «industria» — прилежность, усердность).

Учительница по этому предмету называлась «индустри-фройляйн». Девочек учили: вязать носки, шить рубахи и постельные принадлежности, штопать и чинить белье.

Типичными было вышивание различными методами вот таких вот полотенец с буквами алфавита:Такие полотенца вешали дома на стену, как украшение.Умывальник  в классе:Карта Австро-Венгерской империи в классе:Фото 1897 года из школы другой деревни.

Обратите внимание — вся эта орава это только третий класс из восьми!!!! Можно себе представить, сколько детей раньше было в деревнях! Девочка с распущенными волосами в самом центре небось отличница или дочка бургомистра.Кухня при школе.

Вероятно использовалась одновременно и семьей учителя:В 1938 году после аншлюса к Третьему Рейху были закрыты все религиозные учебные заведения (от детсадов до гимназий), остались только государственные. По мере возможностей школы были разделены по половому признаку (не знаю, насколько это было осуществимо в деревнях). Еврейские учителя были отстранены от преподавания, а ученики от учебы.

В 1945 году были отменены все законы времен национал-социализма, касающиеся школьного образования.Экскурсии были составной частью преподавания.

Вот такая идиллия изображена на картине:»Школьный распорядок» на стене:

Вкратце: приходить в школу умытыми и опрятно одетыми, содержать книги и тетради чистыми, по дороге в школу не озорничать, перед зданием школы снимать головной убор, на уроке сидеть тихо и прямо, отвечать только когда спрашивают — громко и четко, на переменах вести себя примерно, конфликты не решать самому, а доложить учителю, о потерях и находках докладывать учителю, при появлении или уходе учителя вставать и приветствовать/прощаться, домашние задания выполнять прилежно и чисто.

Источник: https://joeck-12.livejournal.com/77490.html

Cистема образования в Австрии

Обучение за рубежом Системы образования за рубежом Cистема образования в Австрии

Ошибочно считается, что школа в Австрии намного сильнее российской. На деле же существенной разницы между выпускниками не ощущается, другое дело признание дипломов.

Согласно соглашению стран, входящих в состав Европейского союза, дипломы вузов Австрии не нуждаются в подтверждении, тогда как российский диплом и аттестат придется подтвердить прохождением специальной комиссии.

И это одна из множества общеизвестных причин, почему многие предпочитают ехать за образованием в эту, бесспорно, развитую и достаточно интересую, страну со сложной историей.

Ступени образования в Австрии

В целом обучение в Австрии строится на системе, достаточно привычной россиянам и включает два этапа:

  • начальный – это первые четыре года младшей школы;
  • и основной – средняя школа в Австрии предполагает прохождение 5 или 8 классов, к этому этапу относятся гимназии и школы со специальным уклоном.

Дошкольные учреждения страны к системе образования никакого отношения не имеют и приравниваются к няням.

Вариантов мест получения высшего образования в стране три:

  • университеты;
  • колледжи;
  • специализированные высшие школы (практические).

По окончании обучения в школе каждый ученик сдает экзамен, с результатами которого и аттестатом он уже может подавать документы на получение высшего образования в любом удобном ему формате по выбранной специальности.

Дошкольное образование в Австрии

Дошкольное образование в Австрии практически идентично российскому. В возрасте трех лет ребенка можно отдать в государственный или частный детский сад.

В старших группах садика детей готовят к поступлению в школу, но их не учат основам чтения и письма, в частных учреждениях в программу может входить изучение языков, танцы и занятия музыкой, не более.

Дошкольные учреждения все полностью платные, а посещение их не навязывается, ибо они не включаются в школьное образование в Австрии.

Для иностранных детей организованы специальные учреждения, где детки в игровой форме смогут выучить немецкий язык

Школьное образование в Австрии

Начинается для детей обучение в школе в Австрии с шести лет. Учатся в начальной школе полных 4 класса. Государственные и частные школы Австрии начального типа делятся на три подвида: классическая школа, народная и школа для детей, нуждающихся в специальной программе, иными словами – специальная школа. В школе дети могут выучить два иностранных языка.

По окончании первых четырех классов родителям десятилетнего ребенка предлагается определить его дальнейшее будущее. На выбор им предоставляется вариант обычной пятилетней школы или средней общеобразовательной, в которой чаду предстоит провести за партой восемь лет.

Пятилетний же курс, называемый по некоторым источникам ускоренным профессиональным, подразумевает профильную подготовку учеников. По окончании пяти классов общей школы можно перейти в гимназию для дальнейшего образования.

В школах Австрии так же работает группа продленного дня. Работы таких групп делятся на две части:

Организация школ и групп с продленкой возможно только при достаточном финансировании и количестве заявлений от родителей учеников (не меньше 7).

Русская школа в Австрии базируется на общеобразовательной системе. Для неграждан обучение в школе платное, стоимость его от 100 долларов за год обучения. Для поступления в школу родители ребенка должны предоставить переведенные и заверенные документы на ребенка, в перечень которых обязательно входит свидетельство о рождении, справка об уже полученных знаниях и медицинская справка.

Система образования в Австрии подразумевает деление академических средних школ на обычные гимназии, гимназии с упором на науку и с упором на обеспечение домашнего быта. Последние еще называются «бытовыми».

Независимо от того, какой из типов гимназий ученик закончил, после выпуска ему предлагается пройти профильное обучение в высшей средней школе, длящееся 4 года.

За это время ученик подготавливается непосредственно для поступления в вуз выбранного профиля.

В колледжи в Австрии и университеты страны принимают исключительно тех абитуриентов, кто успешно сдал экзамен на зрелость и имеет аттестат о полном среднем образовании.

Высшее образование в Австрии

Медицинское образование в Австрии, как и другие ветки высших школ страны, всегда держатся в середине рейтингов качества вузов в Европе.  Главные вузы в предоставлении образования в области медицины это:

  • Медицинский Университет в Граце;
  • Венский Медицинский Университет;
  • Медицинский Университет в Инсбруке.
Читайте также:  Начало крымской войны - история России

Так как медицинское австрийское образование получило большую популярность, вузы ввели более строгие вступительные испытания, так же ограничился прием студентов из других стран. К примеру, студенты третьих стран получают только 5% от общих мест в вузе.

Бесплатное обучение в Австрии имеют право пройти в высшей школе все граждане, но только в университетах, находящихся в ведении местного Министерства науки и спорта, или Публичных университетах.

Иностранные граждане вправе рассчитывать на бесплатное высшее образование в Австрии только в случае наличия гранта или стипендии, выданной одним из многочисленных европейских и американских фондов поддержки учащихся.

На сегодня в стране действуют 23 аккредитованных государственных и более десятка частных высших учебных заведений, предлагающих достаточно обширный выбор образовательных программ.

Всего уровней высшего образования в стране три:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Обучение во всех типах австрийских высших школ строится в основном не на практике, а на базе теоретических знаний. В частных университетах в Австрии обучение ведется на английском языке.

Для жителей бывших советских республик в стране даже существуют специальные курсы по быстрому освоению языка, абитуриентам местных вузов на обучение на курсах предоставляются внушительные скидки.

К примеру, можно пройти курс по изучению немецкого языка при Венском университете на подготовительном факультете. Курс длится 2 семестра.

Студенты австрийских вузов сами продумывают для себя программу получения знаний. Им предоставляется возможность выбирать дисциплины, которые бы им хотелось изучить, также можно самостоятельно определять тему дипломной работы и срок сдачи экзамена. Потому, как правило, реальная длительность получения той или иной степени обычно превышает стандартные сроки в несколько раз.

Как русскому поступить в австрийский вуз?

Чтобы поступить в Австрию, точнее в один из многочисленных вузов страны, нужно подготовить классический пакет документов:

  • паспорт;
  • сертификат и диплом полного среднего образования (11 классов для России);
  • диплом о первом образовании, если таковой имеется;
  • медицинская справка;
  • справка, подтверждающая льготы или предполагающая их предоставления.

Все вышеперечисленные бумаги должны быть переведены на английский язык и заверены нотариально. Их следует отправить в выбранное учебное заведение не позднее чем за квартал до начала семестра.

Обучение в Австрии для русских платное, при отсутствии грантов и стипендий. Стоимость обучения в Австрии, в зависимости от вуза и специальности, варьируется в пределах 5–7 тысяч евро.

В половину этой стоимости обойдется проживание в стране в течение этого времени. Для студентов, в том числе приезжих, выделяется место в общежитии, не включающее питание.

Лучшие студенты могут рассчитывать на стипендии, но размер их небольшой.

Источник: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/avstrija/

Система образования Австрии — выбор выпускников школ XXI века

Система образования Австрии отличается от системы образования в ВУЗах стран СНГ. Прежде всего, тут учебный год разбит на две части, на два семестра: зимний и летний. Зимний начинается 1 октября, а летний 1 марта. Точно так же поступление в университеты проходит дважды в год.

Австрийцы довольно педантичны, поэтому документы на поступление стоит тщательно готовить, тем более, что это является основным требованием при поступлении. Практически на все специальности поступают без экзаменов, единственное условие – документы. Они должны быть апостилированы, переведены на немецкий, нотариально заверены. Немаловажный момент – получение визы.

Все это занимает достаточно много времени, поэтому, возможность поступать дважды в год очень удобна.

В Австрии 23 государственных университета и 11 частных. Огромное количество факультетов и специальностей на любой вкус и талант.

Самые крупные и знаменитые университеты Австрии находятся в Вене (Венский университет, основанный еще в 1367 году), Зальцбурге (Зальцбургский, где ежегодно проходят обучение 16,5 тысяч студентов), в городе Грац (Грацский университет имени Карла и Франца).

Обучение проходит на немецком языке, поэтому заранее стоит побеспокоиться о достаточном уровне знаний (B2), хотя здесь же, при университетах, работают языковые школы, в которых довольно легко восполнить пробелы в знаниях.

  1. Качество подаваемого материала.
  2. Престижные университеты с многовековой историей.
  3. Современные лаборатории и классы.
  4. Возможность участия в научно-исследовательских международных проектах.
  5. Низкая стоимость обучения.
  6. Возможность совмещать учебу и работу.

Австрийская система образования построена таким образом, что студент сам выбирает интенсивность обучения, составляет план занятий, расписание экзаменов. Это требует большей организованности и самодисциплины. Срок обучения в одном из университетов составит от 3 до 6 лет, в зависимости от выбранной специальности.

Дольше всех обучаются работники медицины. Сроки не являются окончательными, как в отечественных ВУЗах, и могут быть продлены. Дело в том, что студенту для получения диплома нужно набрать определенное количество баллов после сдачи экзаменов за пройденный материал.

Поэтому, более занятые или слабые ученики несколько увеличивают срок обучения и получают диплом не за 6, а за 7-8 семестров.

Все о высшем образовании в Европе более подробно можно узнать на сайте компании Education in Vienna.

Великолепная страна, возможность путешествовать по Европе, новые, интересные знакомства и удобная система обучения – все это говорит в пользу выбора получения высшего образования в Австрии.

Источник: http://web.snauka.ru/site/obrazovanie/sistema-obrazovaniya-avstrii-vybor-vypusknikov-shkol-xxi-veka

Австрия: история страны кратко

Во все времена исторические перипетии Австрии были обусловлены географическим положением страны, которая находится на перекрестке славянской, германской и романской культуры. На основании археологических находок ученые пришли к выводу, что за тысячу лет до Р.Х.

на этой благодатной земле жили загадочные и высокоразвитые иллирийцы. Несколько позже здесь образовалось кельтское государство, известное нам как Норикум.

Затем правый берег Дуная стал одной из провинций Римской империи, что разделило Австрию на две религиозных территории, на одной из которых стали проживать христиане (римляне), на другой – язычники, в лице германских племен.
Период великого переселения характеризовался закладкой основ последующего территориального устройства Австрии.

С 6 века в альпийских предгорьях образовалась уникальная местность, где смогли объединиться многочисленные народы, говорящие на разных языках. Германцы, завоевавшие в 5 веке римские провинции, неожиданно натолкнулись на славян, мигрировавших в этом направлении.

В 6-8 веках землями начинают править герцоги – выходцы из Баварии, пока их власть не была прервана Карлом Великим, захватившим север страны в процессе кровопролитных сражений. Чуть позже из-за Урала сюда мигрировали венгры, на этом эпоха перемещения многочисленных этнических групп закончилась.

История страны 10 – 13 веков

Границы Австрии существенно расширяются с приходом на эти территории Бабенбергов, в 10 веке. В этот период столицей страны становится Вена, где сконцентрировались все основные административные и политические структуры. Около 996 года Австрия фигурирует в письменных источниках как «восточная страна» — “Ostarrichi”.

Бабенберги активно заключали браки с самыми влиятельными семьями Европы, что позволило правителям усилить свое влияние. В 11 году к Вене присоединилась часть Нижней и Верхней Австрии и Штирия. 12 век для страны характеризовался стремительным развитием торговли.

Римский император Фридрих Барбаросса с 1156 года повелел считать Австрию герцогством, эмблемой которого стал орел. Процветание региона отражалось на духовной жизни: сюда массово прибывали христианские миссионеры и монахи, основывая «очаги истинной веры» — монастыри.

Во времена крестоносцев Австрия — перевалочная база для рыцарей, что послужило толчком к развитию светской жизни, искусства, культуры. На берегах Вены была создана жемчужина того времени — «Песнь о Нибелунгах». В 1246 году в размеренный уклад страны врывается печальное событие: гибель Фридриха II в сражении с венграми.

Герцог не оставил после себя наследника, чем не преминул воспользоваться Оттокар II, король Чехии. Его целью был захват австрийского трона, но монарх переоценил свои силы и отверг призыв императора Священной Римской Империи присягнуть ему на верность. Рудольф Габсбургский не простил неповиновения и убил Оттокара в битве при Маркфельде, в 1278 году.

Через 4 года император даровал Австрию и Штирию своим сыновьям, которые основали одну из самых могущественных европейских династий – Габсбурги, правящие на этой земле до начала 20 века.

Австрия в 14 – 16 века

Первые годы правления Габсбургов характеризовались постоянными стычками с соседями, иногда имели место поражения от швейцарской армии. Внутри страны братья смогли консолидировать ресурсы и силы, благодаря чему стало возможным присоединение в середине 14 века Карниолы и Каринтии, чуть позже частью Австрии становится Тироль.

Рудольф IV, вошедший в историю как «Основатель» решил объединить все регионы под одним флагом, на котором, по аналогии с римскими правителями, приказал изобразить пять орлов, а сам стал носить титул эрцгерцога. При нем возведен собор Святого Стефана, расположенный в Вене, чуть позже под его покровительством создается Венский университет.

В 1453 году эрцгерцог Фридрих III был избран императором Римской империи. Хорошие отношения с понтификом Павлом II позволили убедить его в необходимости сделать Вену епископством.

Фридрих III на этом не остановился: сначала он придумал себе пафосный девиз «Австрия – император всего мира», а затем развязал войну с венгерским королем Маттиусом Корвинусом, которому с легкостью удалось оккупировать Вену с 1485 по 1490 год.

Ученые считают стратегической ошибкой эрцгерцога отказ вступить в союз с архиепископом Зальцбургским, одним из самых влиятельных фигур на политической арене Европы того времени.

Фридрих III запомнился потомкам как правитель, заключавший наиболее успешные браки по расчету, благодаря чему австрийское влияние распространилось на ряд европейских государств. Максимилиан, сын эрцгерцога, взял в жены в 1477 году Марию Бургундскую, что помогло осуществлять контроль над Нидерландами и Бургундией.

Династические браки продолжались: сын Максимилиана, Филипп, женился на испанской принцессе. Его сын, Карл, превзошел достижения отца и стал, в 1516 году королем Испании Карлосом I, а в 1519 году получил еще один титул – Император Священной Римской империи Карл V. Младший сын Филиппа, Фердинанд, унаследовал Венгрию и Богемию после брака с принцессой Анной, ему же достались все австрийские территории после отречения Карла от престола.

Войны 16 – 17 века

На протяжении нескольких веков через южные границы Австрии в страну периодически вторгались турецкие племена. В начале 16 века под ордой уже находилась почти вся территория Балкан, и следующей целью османов была Вена.

Но и на этот раз австрийской столице улыбнулась удача – турецкая армия не смогла осадить город из-за раннего наступления холодов.
С 1571 года подданные Австрии получают право на свободу вероисповедания – указ был подписан Максимилианом II, после чего основным религиозным направлением в стране становится протестантизм.

В 1576 году наследник правителя – Рудольф II совершает контрреформацию, принудительно возвращая народ в католичество.
Религиозная непримиримость повлекла за собой начало Тридцатилетней войны, унесшей около 8 миллионов человек.

Читайте также:  Раннеславянские племена - история России

Швейцарское войско протестантов уже стояло на подступах к Вене, но и тогда город не понес ущерба. Фердинанд III обратился с просьбами к церкви и пообещал, в случае победы, воздвигнуть в честь Богородицы колонну. Неизвестно, что послужило причиной отступления швейцарцев, но войско, под командованием Тортенсона, ретировалось.

Кайзер исполнил клятву и воздвиг в центре Вены обещанный монумент, который простоял здесь с 1646 по 1667 год, пока не был демонтирован по распоряжению его сына Леопольда I. Памятник был доставлен в город Верштейн, где стоит и сегодня, а на место подлинника водрузили копию из бронзы.

Тридцатилетняя война, хотя и не привела к значительным разрушениям и гибели австрийцев, закончилась для Австрии с потерями – часть земель, по Вестфальскому мирному договору, в 1648 году отошли Франции.

В третий раз столице повезло в 1683 году, когда в Европе разразилась эпидемия чумы, а турки, воспользовавшись ситуацией, попытались захватить Вену. Буквально за несколько дней до капитуляции, на помощь австрийцам пришли германцы и поляки, и противника оттеснили до юго-восточной границы Европы. Австрийская столица до сих пор хранит память об этом событии в виде фресок и скульптур, которые украшают здания того времени.

18 – 19 века в истории Австрии

После смерти последнего из династии Габсбургов – Карла II, Австрия вступает в борьбу за испанское наследство. Итогом войны 1701 – 1714 года стало отторжение в пользу австрийского императора части итальянских и нидерландских земель.

Дочь Карла, Мария-Терезия в 1740 году занимает Габсбургский престол ввиду отсутствия наследников по мужской линии. Австрия заручается поддержкой Нидерландов и Британии, после чего получает Баварию.

Семилетняя война расставляет бывших союзников по разные стороны баррикад и теперь уже Австрия пытается отбить Силезию у Пруссии, а Британия выступает в качестве противника.
«Золотой эпохой» называют историки время правления Марии-Терезии, которая властвовала на троне 40 лет.

Императрица вводит институт гражданской службы, упрочивает власть центра, с успехом реформирует экономику, усиливает армию, развивает образование. С этого момента Австрия становится страной великих музыкантов.

После Марии-Терезии на трон вступил Иосиф II, ее сын, который запомнился эдиктом о веротерпимости, изъятием собственности у церкви и отменой крепостного права. Национальный гимн Австрии был утвержден императором Францем, главный музыкальный символ страны создал Йозеф Гайдн на основе хорватской мелодии.

Закат золотого века ознаменовался приходом на европейскую политическую арену Наполеона Бонапарта, военные деяния которого спровоцировали отречение Франца II. Непомерные расходы разорили бы Австрию, если бы не помощь России, а венский конгресс 1815-1814 года частично вернул государству утраченное. Через 53 года в стране происходит реставрация монархии и образование Австро-Венгрии. Конец 19 века ознаменовался новым витком развития искусства, науки, литературы и музыки.

Австрия в 20 веке

28 июня 1914 года Австрию постигло великое горе – в Сараево террорист совершил покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу. Их смерть стала поводом для начала Первой мировой войны. 12 ноября 1918 года Австрия становится республикой, а династия Габсбургов прекращает свое существование.

Стране пришлось признать независимость Югославии, Чехословакии, Венгрии и Польши, а влияние на румынские и болгарские земли было утрачено. Послевоенное время стало испытанием для австрийского народа – разразился экономический кризис, сопровождавшийся катастрофическим дефицитом. Усилиями федерального правительства ситуация постепенно пришла в норму.

Вторая мировая для Австрии началась 11 марта 1938 года, когда по венским улицам маршировала армия Германии, освободили союзники альпийскую республику только через 8 лет. 11 апреля 1945 года в Вену вошли советские танки, а после войны страна была поделена на четыре подконтрольные зоны.

Бельведерский договор 1955 года вернул Австрии целостность и подтвердил ее нейтралитет, армия союзников покинула страну. Во времена «холодной войны» Вена стала дипломатическим центром, где расположился офис ООН и других международных организаций. Экономика республики оправилась от оккупации и сегодня является одной из самых развитых в мире.

С 1 января 1955 года Австрия стала членом Евросоюза.

Оценить!<\p>

Источник: http://at.rukivnogi.com/avstriya-istoriya-strany

Прусская школа: вся власть канону

Большая перемена: как эволюционирует образование

В системе образования всегда найдётся повод для критики.

Кто-то винит школу в излишней консервативности, кто-то — в «клиповом» построении расписания, когда ученик в течение дня балансирует на грани литературы, физкультуры и математики, кто-то участвует в ожесточённых дискуссиях о том, почему учебные заведения не развивают творческое мышление.

Однако такой школа была не всегда: знакомые нам учебные каноны — порождение прусской образовательной модели, которая, получив бразды правления ещё в XIX веке, царствует и сегодня.  

М. Вестлинг, «Сельская школа».

Что же мы знаем о прусской школе и почему современные исследователи образования настаивают на том, что она безнадёжно устарела?

 Школа под присмотром государства

Да-да, когда-то не было ни единого учебного плана, ни фиксированного содержания обучения, ни министерства образования, да что там говорить — учиться и вовсе было необязательно. И как-то же справлялись!

 Всё начало меняться три столетия назад, когда указом прусского короля Фридриха II Великого, увлекающегося философией, масонством и, конечно же, войнами, была провозглашена обязательность начального образования.

Правда, пока только в теории: совершив такой смелый ход, государство не спешило вкладывать деньги в развитие учебных заведений.

И тем не менее, латинские школы, сфокусированные на изучении грамматики и античной литературы, с жёсткими правилами и бескомпромиссной зубрёжкой, были потеснены новыми, в которых не гнушались изучением точных наук, а современные языки ценились больше «мёртвых».

Увеличивалось и число профессиональных школ: буржуазия всё больше нуждалась в образовании, прививавшем навыки, которые были необходимы в повседневной работе, и всё меньше — в размышлении над религиозными постулатами.

Р. Келер,  «Забастовка».

Так постепенно изменялась образовательная система, однако для запуска судьбоносных реформ не хватало масштабного события, которое бы привело к более радикальным решениям. И такое событие произошло: им стало грандиозное поражение Пруссии от Наполеона.

Непомерная контрибуция и лишение территорий недвусмысленно намекнули прусскому правительству, что что-то, очевидно, идёт не так.

Выводы не заставили себя долго ждать: было решено создать конвейер по производству дисциплинированных солдат, сражавшихся до последнего по приказу военачальника, а не покидавших в панике поле боя.

А в качестве инструмента влияния на массы решили избрать школу, предварительно лишив её ореола элитарности. Для этого необходимо было загнать население страны в учебные заведения, которые взращивали бы правильные ценности молодого поколения.

Памятник Вильгельму фон Гумбольдту, филологу, дипломату и реформатору прусской образовательной системы, в Берлине

Ходьба по кругу: как мы вернулись к образованию прошлых тысячелетий

Идеологом реформы образования принято считать Вильгельма фон Гумбольдта. Тем не менее, принципы, положенные им в основу преобразований, прошли обточку «сторонними» идеями, поэтому справедливо было бы сказать, что модель прусской школы появилась на стыке разных концепций.

Гумбольдт ратовал за взращивание самостоятельности и интереса к исследованию, признание автономности науки; впрочем, он разделял категории науки и образования, признавая необходимость подконтрольности школ государству.

Консерваторы, естественно, настаивали на сохранении традиций: школа должна не забывать о религии и проверенных методах обучения — старой доброй лекции вполне достаточно, чтобы должным образом воспитать юные умы. «Утилитаристы» заявляли о необходимости поставить образование на рельсы практичности, убеждая, что учёба должна готовить рабочих, государственных служащих и военных, обладающих конкретными умениями.

Таким образом, прусская образовательная модель хоть и являлась порождением революционной реформы, не желала так просто порывать с традицией.

Изменения в системе образования стали частью Больших прусских реформ. Прежде всего, правительство решило вспомнить об указе Фридриха II: теперь он был уже не просто бумажной формальностью, а важнейшим документом, который напоминал о необходимости всеобщего образования. 

Кроме того, было решено финансировать школы из государственного бюджета, что позволило организовать полноценное бесплатное образование в том числе и для малоимущих. 

Вырвавшись из-под опеки церкви, школа, удочерённая государством, стала светской: отныне теологический курс был всего лишь одним из предметов расписания.  

Правительство стало осуществлять контроль за всем, что связано с учебными заведениями.

Так, например, решено было «легитимизировать» профессию учителя: государство стало следить за тем, чтобы все педагоги проходили подготовку по специальности.

А ведь до этого профильное профессиональное образование не было обязательным условием для работы в школе: отнюдь не редкость, когда в деревнях преподавали те, кто даже читать толком не умел.

А. Анкер, «Утро в деревенской школе».

Чтобы облегчить надзор, школу нужно было привести к единообразию: образование нуждалось в разработке единого учебного плана, установлении стандартов, введении выпускного экзамена, что и было сделано в скором времени. 

Именно прусская образовательная система учредила классно-урочное обучение, при котором деление классов осуществлялось по возрастному критерию, тогда как в тех же латинских школах совместно обучались ученики, равные по уровню подготовки, но разные по возрасту.

Наконец, под воздействием реформы изменились школьные пространство и время. 

В классе готовились покорные исполнители приказов, поэтому образовательная среда должна была дисциплинировать: парты, за которыми смирно сидели ученики, выстраивались в несколько ровных рядов, а звонок, символ порядка, отмеривал школьный день, разрешая учащимся выйти на перемену и возвращая их обратно, в атмосферу строгости.

Ещё одно нововведение прусской системы — это расписание, предполагавшее, что ученика в течение дня ждёт несколько разных дисциплин.

 По мнению современных исследователей, расписание, в котором урок математики предшествует истории и следует за письмом, способствует усвоению фрагментарного, обрывочного знания и уничтожает мотивацию к обучению.

Все эти новшества должны были приблизить государство к цели, которую последний король Пруссии Вильгельм II обозначил как «долг воспитать молодых людей так, чтобы они стали молодыми немцами, а не молодыми греками или римлянами». Так формирование национальной идентичности и патриотическое воспитание стали флагманами прусской образовательной системы.

 Фабрика по производству конформистов

Всеобщее образование, отказавшееся от сословного принципа, дало свои плоды: к 1890 году не менее 89 % населения было грамотным. 

Система массового обучения декларировала блага жёсткой дисциплины, подчинения, гражданской ответственности и веры в ту правду, что спускается в школу «сверху». Сама «вертикаль образования», чётко регламентировавшая возможности и задачи каждого участника учебного процесса, — от ученика до министра образования — задавала тон послушанию.  

Источником передачи знания был учитель, транслируемая им истина не подвергалась порочным сомнениям и атаке каверзных вопросов, поэтому всё, что требовалось от учеников — это повторять за преподавателем.

Человеку больше не нужно было раздумывать над тем, что такое «добро» и «зло», из каких ценностей состоит культура, может ли государство вмешиваться в частную жизнь. Уже в начальной школе учащимся преподносилось готовое структурированное знание, которое демонстрировало, что есть норма — оставалось лишь добросовестно его зазубрить.

Ученики, покидая школу, умели читать, писать и считать, знали, что написано в Библии, более-менее ориентировались в исторической дисциплине, а девочки, конечно же, должны были стать добросовестными хозяйками, в чём им помогали уроки рукоделия. Этого вполне хватало для того, чтобы выжить в индустриальном мире и успешно справляться со своими профессиональными обязанностями.

М. Либерман, «Голландская школа шитья»

Читайте также:  Первые денежные реформы русского государства - история России

По сути, учеников готовили принимать любое распоряжение начальника, и, если говорить шире, государства в качестве аксиомы. Размышлять не нужно: нужно понимать и выполнять приказы вышестоящего, трудясь для развития экономики и безропотно участвуя в захватнических войнах.

В эссе «К истории государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года)» Борис Бим-Бад замечает, что подчинение школы государству позволяло сформировать «тип конформиста, лояльного гражданина, патриота-националиста, главное же — умелого, прилежного, исполнительного работника». 

И всё-таки стоит признать, что именно прусская модель образования позволяла ученику выйти за рамки своего происхождения.

О школе, подожжённой сразу с шести концов

Однако в этом заложен и её парадокс: действительно, появилась  возможность выбиться в люди благодаря таланту, но «талантом» чаще всего становились умение давать правильные ответы и способность не задавать лишних вопросов.

Нужен ли сегодня всеобуч?

Долгое время прусская система считалась фаворитом: она обосновалась в Японии, России, конечно же, Германии и других странах, поддерживая огонь промышленной революции и служа милитаристским интересам.

Однако современность проповедует иные ценности. Безупречный аттестат с застывшими оценками пасует перед умением креативно решать проблемы и потребностью учиться на протяжении всей жизни. Как этому поможет строгая дисциплина? А заучивание материала по учебнику?

К. Верлинд, «Марионетки»

Современные исследователи образования отмечают, что идея всеобщего обучения исчерпала себя. Например, педагог Г. Тэйлор в книге «Фабрика марионеток.

Исповедь школьного учителя» замечает, что сегодня образование — капитал конкретной личности, а вовсе не государства.

Учась, человек вкладывает усилия в своё будущее, обеспечивает себе интересную профессию и достойную работу нередко за пределами своей страны, поэтому увеличение финансирования школ выглядит нерационально.

По мнению Тэйлора, нужно увеличивать не бюджет учебных заведений, а менять сами принципы: прусская модель была сформирована потребностями времени, но времена меняются.

Сегодня, чтобы адаптироваться под чудеса и ужасы, которые преподносит нам современный мир, человеку необходимо обладать свободой самостоятельного исследования и критическим мышлением, а вовсе не покорностью исполнять чьи-то указы и умением выучивать учебник от корки до корки.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/prusskaya-shkola-vsya-vlast-kanonu

Германия во второй половине XIX — начале XX века

В германской истории второй половины XIX в. произошло два важнейших события: политическое объединение и превращение Германии в сильнейшую промышленную страну Европы. В то же время мощная Германская империя считала себя обделенной в колониальной сфере.

Объединение Германии

Попытка объединить Германию в 1848—1849 гг. оказалась неудачной. В последующие годы стремление к объединению усилилось. Ускорявшееся экономическое развитие требовало образования общегерманского рынка, свободного передвижения товаров и рабочих. Создание мощного государства соответствовало и политическим умонастроениям немецкого населения.

Но на этом пути существовало серьезное препятствие: соперничество между двумя крупнейшими государствами — Пруссией и Австрией. И та, и другая стремились занять господствующее положение в единой стране.

Конфликт между ними был неизбежен. Как заявил глава прусского правительства: «Германия слишком тесна для того, чтобы Австрия и Пруссия могли в ней поместиться обе».

В экономическом и военном отношениях Пруссия в это время была сильнее своей соперницы.

Объединение Германии произошло в 60 х гг. XIX в. В 1864 г. прусские и австрийские войска напали на Данию и захватили герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Оба герцогства, в которых проживало в основном немецкое население, стали совместной прусско-австрийской собственностью. Шлезвигом стала управлять Пруссия, а Гольштейном — Австрия.

Затем в 1866 г. прусские войска на удивление быстро разгромили примерно равную по численности австрийскую армию. Решающая победа, ошеломившая всю Европу, была одержана 3 июля у чешской деревни Садова. Вскоре был заключен мирный договор, по которому Австрия отказалась от притязаний на гегемонию в Германии и уступила Пруссии Гольштейн.

После военного поражения в 1867 г. Австрия была преобразована в Австро-Венгерскую империю. Венгрия получила в ней значительные автономные права. Тогда же был создан Северо-германский союз, решающее слово в котором принадлежало Пруссии. Вне его границ находились лишь южные германские земли.

Их вхождению в состав союза всячески препятствовала' Франция.

Объединение Германии завершилось в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870—1871 гг. 18 января 1871 г. в Версале была провозглашена Германская империя. Австрия в состав империи не вошла.

Главную роль во всех общегерманских делах стала играть Пруссия. Объединение немецких земель осуществилось «сверху», т. е. правящим классом, а не революцией.

Важную роль в разработке прусской политики того времени сыграл глава правительства канцлер Бисмарк, талантливый дипломат и верный слуга монархии и прусского юнкерства.

Бисмарк — «железный канцлер»

Экономическое развитие

После объединения экономическое развитие Германии значительно ускорилось. Произошло расширение внутреннего рынка. Присоединение Эльзаса и Лотарингии обеспечило германскую металлургию железной рудой. На 5-миллиардную французскую контрибуцию были построены сотни новых предприятий.

В 80-х гг. завершился промышленный переворот, начавшийся в 40-х гг. XIX в. Производство промышленной продукции с 1870 по 1913 г. увеличилось в 6 раз. Германия стала второй после США индустриальной державой мира.

В это время увеличилось число крупных предприятий, возникли мощные монополии, главным образом картели и синдикаты.

Заводы «пушечного короля» Крупна занимали господствующие позиции в военной промышленности. Рейнско-Вестфальский угольный синдикат контролировал половину добычи каменного угля. В начале XX в.

существовало 600 подобных монополистических объединений, т. е. в 10 раз больше, чем в Англии.

На угольной шахте в Германии

Под воздействием экономических сдвигов городское население по своей численности превысило сельское и составило около 60 % всех жителей. Выросли крупные города. В Берлине насчитывалось около 3 млн человек.

Капитализм глубоко проник и в сельское хозяйство. Помещики-юнкеры широко использовали труд батраков, которые за небольшой надел земли работали в имении.

Среди крестьян выделилась прослойка гросбауэров (крупных крестьян) со значительными участками земли. Но еще сохранялись остатки феодализма и обычаи прошлых времен.

Небольшому числу крупных помещиков принадлежало больше земли, чем миллионам крестьян.

Крестьяне могли выкупать феодальные повинности и освобождаться, но за это они должны были платить большие суммы денег или отдавать значительную часть своего земельного надела. Такой путь развития капитализма в сельском хозяйстве получил название прусского пути. Он был характерен не только для Пруссии, но также для Австрии, России и некоторых других стран.

Политический строй и внутренняя политика

В состав Германской империи вошло 22 монархических государства и 3 «вольных» города. По конституции империя представляла союз князей под главенством прусской династии Гогенцоллернов. Только представитель этой династии мог стать германским императором.

Предусматривались выборы парламента (рейхстага). Он обсуждал проекты законов и утверждал бюджет. Первым императором был прусский король Вильгельм I, но главную роль в государственных делах по-прежнему играл Бисмарк, ставший имперским канцлером.

Основной целью его политики было укрепление господства земельной аристократии и позиций Пруссии в Германской империи.

В то же время канцлер понимал, что нельзя было не считаться и с крупной буржуазией, которая приобретала все большее значение в экономической и политической жизни страны.

При Бисмарке в Германии был проведен ряд преобразований: введена единая денежная система, создан имперский банк, усилена армия.

Бисмарк крайне нетерпимо относился к любой оппозиции. Он преследовал буржуазных лидеров и католическое духовенство, которые выражали недовольство господством прусского юнкерства в государственном аппарате.

Но особую тревогу у него вызывали социалисты. Воспользовавшись покушением террористов на жизнь императора, в 1878 г. Бисмарк провел закон против социалистов, который действовал до 1890 г.

На основании этого закона запрещались социалистические организации и газеты.

В 1890 г. Бисмарк из-за разногласий с новым императором Вильгельмом II вынужден был уйти в отставку. При его преемниках основные направления внутренней политики существенно не изменились. На первом месте была защита интересов юнкеров и крупной буржуазии и подавление оппозиции. Но в ряде случаев правительство шло и на некоторые уступки рабочему классу.

Внешняя политика

В 70—80-х гг. Германия укрепляла свои позиции в Европе и принимала активное участие в разделе мира. Бисмарк стремился предотвратить создание антигерманских союзов и не допустить сближения России с Францией или Англией. Но, со своей стороны, он заключил союзный договор с Австро-Венгрией и Италией.

К колониальным захватам Германия приступила позже Англии и Франции. В 1884 г. была основана ее первая колония в Африке, получившая название Германская Юго-Западная Африка.

В том же году во владение Германии перешли Того и Камерун, а несколько позднее была образована колония Германская Восточная Африка. В Океании Германия захватила часть острова Новая Гвинея и еще несколько небольших островов.

Однако главное внимание Бисмарк уделял европейской (континентальной), а не колониальной политике.

В 90-х гг. обозначился переход Германии от континентальной к так называемой мировой политике. Ее главной целью было создание германской «мировой империи». Обосновывая колониальные захваты, немецкий дипломат граф Бюлов заявил: «Мы имеем свои интересы во всех частях света… Мы требуем создания Великой Германии».

Усилилось германское проникновение в Китай, некоторые районы Африки (Марокко), Океанию. Большое значение в Берлине придавали проекту строительства Багдадской железной дороги. Она должна была соединить Берлин с Багдадом и Персидским заливом и тем самым укрепить влияние Германии на Ближнем Востоке.

Рабочее и социалистическое движение

Увеличение численности германского пролетариата сопровождалось ростом его активности и организованности. В 60-х гг. возникают первые рабочие партии. В 1875 г.

они объединились в Социалистическую рабочую партию, которая позже стала называться Социал-демократической партией Германии (СДПГ). Ее возглавляли видные представители социалистического движения Август Бебель и Вильгельм Либкнехт.

Программа СДПГ провозгласила главной задачей германского пролетариата борьбу за социализм.

Рабочее движение становилось все более массовым. Большим влиянием в рабочих коллективах пользовались профсоюзы. Ежегодно проводились сотни забастовок. СДПГ стала одной из самых многочисленных социалистических партий Европы. Под ее руководством рабочие добились сокращения рабочего дня и некоторого повышения заработной платы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/germaniya-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka

Ссылка на основную публикацию