Русская культура xvii века — история России

Культура России в XVII веке

Конспект по истории России

На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры — освобождения её от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции.

Наиболее известные произведения: «Сказание» Авраамия Палицина, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета.

Основная цель этого произведения — укрепить положение новой династии Романовых.

Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, «жития», поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание.

Показательно в этом отношении «Житие» протопопа Аввакума. Фанатически проповедуя старую веру, он тем не менее выступает как писатель и как личность.

Аввакум описывает собственную жизнь и прославляет собственную личность, а это было бы сочтено грехом в предшествующее время.

Развивается и чисто народная литература — «Повесть о Горе-Злочастии», «Повести о Савве Грудцыне», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершёвиче», «Кялязинская челобитная». Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

Во второй половине XVII века активно развивается силлабическое стихотворство. Крупнейший представитель русской поэзии этого времени — Симеон Полоцкий. Он много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей.

Во второй половине XVII века (в 1672 году) при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России. Постановщиком и актёрами в первой его пьесе были иностранцы. Но вскоре роли стали играть и русские. Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы. Некоторые из них оказались настолько популярны, что были изданы отдельной книжкой.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича — в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий.

Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей — Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры — московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Появляется ренессанская линейная перспектива, стремящаяся к реализму.

Это особенно проявилось в творчестве Симона Ушакова, который на протяжении 30 лет возглавлял художественную деятельность в Русском государстве. Иконописный шаблонный «лик» уступает место в его творчестве живому лицу.

Во второй половине XVII века развёртывается деятельность Оружейной палаты (в московском Кремле), ставшей своеобразной академией художеств. Здесь сосредотачивается много русских и иностранных художников.

В XVII веке происходит активное накопление практических знаний. Особенно велик вклад России в географическую науку. Благодаря переводу многих иностранных трудов в России популяризируется научное знание — достояние европейской науки.

Появляются и отечественные книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний, например «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А.Михайлова. При измерении земельных площадей пользовались «Книгой сошного письма».

В медицинской практике пользовались «Травниками», «Лечебниками», а в Аптекарском приказе составили «Фармакопею».

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях.

Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: «Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и другие.

В 1685 году открылась Московская Славяно- греколатинская академия — первое высшее учебное заведение в России.

Новые явления в культуре XVII века утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с «латинствующей» Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра. Победа светского начала стала очевидной лишь в XVIII веке.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria24.html

Культура России в XVII веке

События 17 века, прежде всего развитие государственного аппарата, необходимость налаживания дипломатических связей, рост промышленного производства и торговли, требовали большого количества образованных людей.

К концу 17 века количество грамотных среди различных категорий российского населения значительно возросло.

Среди белого духовенства процент грамотности приближался к ста. Чёрного – около 70.

Грамотой владело большинство купцов. Уровень грамотности среди дворянства и бояр составлял 65 процентов. Среди горожан по разным данным грамоте было обучено от 20 до 30 процентов. Грамотных среди черносошных крестьян было порядка 15 процентов. Зависимые крестьяне в основном были неграмотны.

Чёткой государственной системы образования до второй половины 17 века в России не было.

Самым распространённым было начальное образование. Преподавание велось чаще всего на дому или в небольших частных школах, существовали школы при церквях.

В таких школах могли получать знания представители всех сословий. Учителями были представители духовенства, грамотные члены семьи, у знатных людей – часто приглашались иностранцы.

На начальном этапе образования изучались чтение, письмо, счёт, основы религии.

Более углубленные знания человек мог получить самостоятельно, изучая интересующую его литературу. Получить образование за границей было почти невозможно. Государство и церковь этого не допускали. Так как считали, что западные идеи могут «испортить» русского человека.

Однако развитие страны требовало повышение качества и уровня знаний.

Активная внешняя политика России, в особенности в Западном направлении, сыграла значительную роль в развитии российского образования.

В землях Беларуси и Украины к 17 веку существовала развитая сеть православных братских школ. Они были созданы для борьбы с «окатоличиванием» населения этих земель, для сохранения национальной культуры.

В них сочетались духовное и светское образование. При этом светские науки не ограничивались чтением, письмом и счётом.

Читайте также:  Битва на реке сомма – в бой идут танки - история России

В таких школах изучались иностранные языки (прежде всего латынь), основы семи свободных искусств.

Такие школы, при покровительстве царя Алексея Михайловича, стали образцом для организации сети духовных училищ в России. Главным образом из-за того, что братские школы, прежде всего, служили укреплению православной веры и церкви.

Во второй половине 17 века появляется ряд «профессиональных» учебных заведений. Школы при аптекарском, печатном, посольском приказах.

При содействии приглашённого из Беларуси деятеля восточнославянского просвещения Симеона Полоцкого, в 1665 году была открыта специальная школа для подготовки служащих приказов.

В 1648 была открыта школа боярина Ртищева для дворянских детей. В ней обучали иностранным языкам, частично свободным искусствам.

После вхождения в состав Росси Киева, по образцу существовавшей там высшей школы –  Киево-Могилянской академии, в Москве было открыто первое высшее учебное заведение России – Славяно-Греко- Латинская академия.

Датой её основания принято считать 1687 год. Академия готовила высшее духовенство  и государственных чиновников.

Таким образом, к концу 17 века в России стала складывать система образования. Она состояла из трёх основных ступеней: начальной, средней и высшей.

Большую роль в развитии и образования сыграло книгопечатание. К 17 веку бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. Печатные издания стали массовыми и доступными широким слоям населения.

За вторую половину 17 века было издано около 300 тысяч букварей (стоили одну копейку) и более 150 тысяч церковных книг. Они пользовались большим спросом.

Развитие научных знаний в России 17 века носило прикладной характер. Ввиду развития российской промышленности понадобились различные руководства и справочники по добыче полезных ископаемых, военному, печатному делу, металлургии, производству стекла. В основном ими стали европейские переводные издания.

В медицине также наравне с традиционными «травниками» и «лечебниками» использовались иностранные трактаты.

В течение 17 века в Россию проникли многие технические новшества: микроскоп, телескоп, подзорная труба.

Но высокими были и достижения российской техники в этот период. В 1667 году, по приказу Алексея Михайловича, была основана первая в России верфь для постройки современных военных кораблей. Успешно развивалось оружейное дело, в особенности артиллерия.

Литейщики смогли отлить колокол весом более 160 тонн и установить его на колокольне.

Развивались астрономические знания. Их подталкивала необходимость составлять точные календари, определять переходящие праздники. В конце века в Холмогорах для этих целей была основана обсерватория. Её создателем был архиепископ Афанасий.

Больших успехов достигла география. Путешественники и послы описали не только европейские страны, но и далёкий Китай, страны Востока.

Были составлены справочники, содержащие информацию о соседних с Россией странах. В это же время были составлены достаточно подробные карты России и её отдельных областей.

17 век – период великих русских географических открытий. Благодаря стараниям русских первопроходцев были описаны обширные земли Сибири. В 30-х – 50-х годах 17 века, в ходе экспедиций Семёна Дежнёва были освоены земли Восточной Сибири и Крайнего Севера. Совершено плавание вдоль берегов Чукотки, открыт пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки.

Экспедиция Василия Пояркова исследовала бассейн Амура.

Михаил Стадухин стал исследователем Оймякона и Анадыря.

Ерофей Хабаров исследовал район Приамурья.

Владимир Атласов исследовал Камчатку.

В исторической науке появились масштабные исторические труды. В частности «Синопсис» – печатная история Руси с древности до 70-х годов 17 века.

Наряду с традиционной церковной литературой (жития святых, богослужебные книги), в России 17 века широкое развитие получили светские жанры. Среди них сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»).

Бытовая повесть – рассказывает о жизни простых людей различных сословий («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии»).

Публицистика – в основном о причинах и последствиях Смуты («Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», «Плач о пленении и разоренииМосковского государства»). Автобиографии («Житиепротопопа Аввакума»).

Популярность приобретаю переводы европейских рыцарских романов, произведений городской литературы, приключенческие произведения.

Продолжает развитие устное народное творчество. Тематика таких произведений остаётся прежней, но зачастую главными героями становятся участники недавних событий (восстаний, бунтов, войн). Поэтому популярным героем народных произведений становится Степан Разин.

Архитектура России 17 века так же стала отходить от строгих церковных канонов.

В первой половине 17 века оформился стиль, получивший название Русского узорочья.

Для него были характерны необычные, отходящие от церковных стандартов формы построек, сложный и затейливый декор. Присутствие элементов других архитектурных стилей.

Такие нововведения хорошо видны в Теремном дворце Михаила Романова. Загородном дворце Алексея Михайловича.

Из образцов церковной архитектуры можно выделить храм Рождества Богородицы в Путинках, церковь Илии Пророка в Ярославле.

К концу 17 века появился архитектурный стиль, названный Московское (или Нарышкинское) барокко. Для него были характерны строгая  пропорциональность построек, пышная декоративная отделка, многоярусность, смешение русских и европейских архитектурных традиций. Яркими примерами такой архитектуры стали церковь Покрова Богородицы в Филях, Успенский собор в Рязани, церковь Спаса в Уборах.

Российская живопись 17 века в основном продолжала оставаться церковной. Но изменения затрагивают и её. В своих произведениях художники стараются сделать упор на изображение реальных персонажей и бытовых сцен, сохраняя при этом религиозную тематику.

Примером нового в церковной живописи является творчество Симона Ушакова и его наиболее знаменитая икона «Спас Нерукотворный».

В это же время в России получает развитие портретный жанр живописи – парсуна. Он сочетал элементы иконописи и новых явлений в русской живописи (точное отражение характерных черт персонажа, особое внимание при изображении лица). 

Новым явление в русской культуре стал придворный театр. Он был образован в 1672 году по приказу Алексея Михайловича. Образцом для него послужили европейские театры.

Перед царём разыгрывались сцены из Библии, некоторые европейские постановки. Труппа состояла в основном из иностранцев. Но после смерти царя театр прекратил существование.

Таким образом, за период 17 века культура России приобрела многие светские  черты. Они проявились в образовании (учреждение светских учебных заведений), науке (развитие реальных научных знаний), литературе, архитектуре и живописи (отход от церковных канонов, «обмирщение» искусства).

Источник: https://videouroki.net/video/11-kul-tura-rossii-v-xvii-viekie.html

Русская культура в xvii веке доклад по истории

Русская культура в xvii веке доклад по истории студентки I курса биологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена Егоровой Ксении Санкт-Петербург 2012

Читайте также:  Кризис династии рюриковичей. борис годунов - история России

Введение Русская культура — это, по выражению Д. С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоковучителей. дохристианская культура восточных славян отсутствие единства свобода иностранные влияния и заимствования Д. С. Лихачев

Кризис средневековой идеологии v проникновение идей и форм европейской культуры v идейные споры, приведшие к расколу, v церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т. е. теряется единство средневековой духовной сферы. Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Патриарх Никон

Материальная Культура Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй еще более укрепился в XVII столетии.

v развитие городских посадов , сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах v прогресс общественного разделения труда v рост товарного производства и обращения v развитие торговли и общение с другими странами v начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы расширили кругозор русских людей в XVII веке.

Ремесленное производство В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве.

Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в.

возникли первые русские мануфактуры Мануфакту ра — большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда

Обработка Металлов Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов — золота и серебра, особенно в специальных мастерских — золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20 -х годах XVII в. сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля

Устное народное творчество В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества.

Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века.

Степан Разин На матушке Волге праздник – Сходись, голытьба, на праздник. Готовьтесь, бояре на праздник.

Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания.

донской казак, предводитель восстания 1670— 1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России

Грамотность «Аз, буки, веди страшат, что медведи» Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века.

Усиление влияние народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей.

Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

Славяно-греко-латинское академия 1687 г. была основана во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Научные знания Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний “Кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился “ При этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. «О строении человеческого тела».

Географические знания Большое развитие получили географические знания.

Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.

Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии). «Покорение Сибири Ермаком”, В. И. Суриков

Литература Как и в предшествующее время, литература XVII в. была тесно связана с общественнополитической мыслью, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития. Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников.

Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников церковной старины — протопопа Аввакума С классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название.

В реальности это автобиография самого влиятельного и яркого вождя старообрядческой оппозиции Аввакума (1620 – 1682) Аввакум Петров (Аввакум Петрович Кондратьев)

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий переложил на стихи Псалтырь.

Это переложение долгое время было широко распространенным учебным пособием в России. В 1678 -1679 г. г. появились два сборника стихотворений «Вертоград многоцветный» и «Рифмалогион. Стихи Симеона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны. В творчестве С.

Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко» второй половины XVII в

Силлаби ческое стихосложе ние или изосиллаби зм — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка.

Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают. Первый же лист есть небо, на нем же светила, яко писмена, Божия крепость положила. Вторый лист огнь стихийный под небом высоко в нем яко Писание силу да зрит око. Третий лист преширокий аер мощно звати, на нем дождь, снег, облаки и птицы читати.

Читайте также:  Различные виды химического вооружения первой мировой войны - история России

Четвертый лист – сонм водный в нем ся обретает, в том животных множество удобь ся читает. Последний лист есть земля с древесы, с травами, с крушцы и с животными, яко с письменами. Таким образом, на протяжении XVII в.

произошли значительные перемены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии.

Демократическая сатира Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII века является оформление и развитие сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой социальной жизни того времени.

Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодально -крепостнического общества; несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие.

Повесть о Ерше Ершовиче Является ярким сатирическим изображением практики воеводского суда. Повесть обличает хитрого, пронырливого и наглого «ябедника» Ерша, стремящегося насилием и обманом присвоить себе чужие владения, похолопить окрестных крестьян.

Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры.

Живопись Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

Реалистические тенденции в живописи развивались еще очень медленно. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Эмоциональность отступала перед описанием.

Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем царского изографа Симона Федоровича Ушакова (1626 – 1686). Он отказался от идущей еще из византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия» . «Спас нерукотворный» «Троица»

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов

Музыка К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов».

Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью.

Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Театр Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. Новым явлением было возникновение первого придворного театра.

Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А. С. Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И. Г.

Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.

Зодчество Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 1635 -1636 г. г. Перестройка кремлевских башен Знаменитый дворец в придала Кремлю совершенно новый. Коломенском, построенный в вид. Строго крепостной его облик 1667 -1678 г.

г уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства

Скульптура Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохрани- лось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы.

Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т. ч. и на оружии. В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными.

Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

Вывод XVII в. , являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к новому времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: 1. проникновение западноевропейских влияний 2. прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е.

освобождения от господства церкви. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело.

Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени.

Использованные источники: 1. Авт. кол. М. Ю. Брандт, М. М. Горинов «Россия и мир», часть I; изд. «Владос», г. Москва, 1994 г. 2. А. В. Муравьев, А. М. Сахаров «Очерки истории русской культуры» 4. В. О. Ключевский «Русская история» в 3 -х томах; изд. «Мысль», г.

Москва, 1993 г. 5. С. Ф. Платонов «Учебник русской истории», изд. «Наука», г. Санкт-Петербург, 1994 г 6. http: //exam. forum 2 x 2. ru/t 15 -topic 7. http: //big-archive. ru/history_of_russia_1/39. php 8. http: //xreferat. ru/ 9. http: //ru. wikipedia. org 10.

http: //orpheusmusic. ru

Спасибо за внимание

Источник: http://present5.com/russkaya-kultura-v-xvii-veke-doklad-po-istorii/

Ссылка на основную публикацию