Россия времен преобразования петра i — история России

Россия в эпоху реформ Петра I (стр. 1 из 3)

Контрольная работа

По дисциплине: «Отечественная история»

На тему: « Россия в эпоху реформ Петра I ».

г. Санкт-Петербург

2010 г .

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Административные преобразования……………………………………6

2. Реформа армии и военно-морского флота…………………………….10

3. Экономические реформы………………………………………………15

4. Церковная реформа…………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………..…23

Список использованной литературы…………………………………… .24

Введение

Целью данной контрольной работы является анализ реформ, проведенных во время царствования Петра Iво всех областях государственной жизни страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть административные преобразования;

— определить место реформ армии и военно-морского флота;

— исследовать экономические реформы;

— установить основные тенденции церковной реформы.

Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век — социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер­жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти.

Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по­давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.

Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном — это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.

В рос­сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос­сии полезным, что — вредным, что — главным, а что — второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер­ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико­го, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного управления.

Предпринимались также попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии — полки иноземного строя.

Происходили из­менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г.

Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос­ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными, она превратилась в Российскую империю — одну из вели­чайших держав мира.

Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) — недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы — Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро­пейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы — все это становилось делом всей страны.

1. Административные преобразования

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и су­дебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императо­ра. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнитель­ной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительны­ми законодательными функциями. Он принципиально отли­чался от своего предшественника — Боярской думы.

Члены совета назначались императором. В порядке осу­ществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт­роль за деятельностью всех правительственных учреждений.

Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока госу­дарства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В пер­вой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом.

В обязан­ности фискалов входило донесение обо всех злоупотребле­ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».

Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе.

Воз­никшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям.

Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала опре­деленной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство.

В компетенцию Комерц-, Ману­фактур- и Берг — коллегии входили вопросы торговли и промышленности.

Три коллегии ведали финансами: Камер-колле­гия — доходами, Штатс — коллегия — расходами, а Ревизи­он — коллегия контролировала поступления доходов, сбор по­датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж­дениями отпущенных им сумм.

Юстиц-коллегия ведала граж­данским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, — дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени­ем; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы­ли также четко разграничены.

Одни из них, например Ге­рольдмейстерская контора, ведавшая службой и произ­водством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле­ниях, подчинялись Сенату, другие — Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. — подчинялись одной из коллегий.

В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Ря­занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи­ла почти половина всего населения страны. В число губер­ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губерна­тор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол­легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во­евода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной кан­целярией.

Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комисса­ром из местных дворян или отставных офицеров. Его функ­ции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г.

местному дворянству было пре­доставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по­душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро­вавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г.

, табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности — все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, — выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов.

Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги.

В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

Источник: http://MirZnanii.com/a/342424/rossiya-v-epokhu-reform-petra-i

Преобразования Петра 1 в России

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина,

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.

Сложный государственный аппарат.

Отставала Россия и в области духовной культуры.

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем.

Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем, с одной стороны — развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой — ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Однако было бы значительным упрощением представлять усилия Петра I по реформированию России как последовательное выполнение какого-то заранее задуманного плана.

Чаще всего они носили спорадический характер в виде реакций на те или иные складывающиеся обстоятельства.

Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700—1721), и как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т. д.

Военная реформа

Как известно, Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии — регулярной.

Читайте также:  Принятие христианства на руси и её значение - история России

Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже Срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе.

Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Таким образом армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров.

Реформа государственного аппарата

Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и огромную, неповоротливую государственную машину. Петр мечтал создать такой государственный аппарат, который бы работал четко, «регулярно», как часы.

В силу ряда обстоятельств, господствующих в европейских странах умонастроений, с которыми он познакомился в двух своих зарубежных поездках и тесном общении с иностранцами Кукуевой слободы, авторитарной традиции власти в России, а также рационалистического склада своего ума, Петр I верил в огромные возможности государственного аппарата.

Ему казалось, измени он рациональным образом деятельность государственного аппарата, и изменится жизнь всего общества. Тем более в стране, где государственная власть подавляла общество, а воля монарха являлась законом, нетрудно было поверить в силу приказа.

Поэтому Петр I, будучи человеком сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, считал, что только он один знает, что необходимо стране. Логическим следствием этого стала реформа государственного аппарата. В 1711 г. был создан высший орган государственной власти — Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената стоял генерал-прокурор. В 1718—1721 гг.

были ликвидированы приказы, а вместо них учреждены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функции. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте.

В 1708—1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

Содержание регулярной армии и разросшегося государственного аппарата требовало гигантских средств. Одним из способов получения этих средств рассматривалась налоговая реформа.

В допетровские времена налогами облагался двор, равное количество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел подушный налог — теперь налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем ее ревизия. С тех пор периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни.

Существенное значение для духовной жизни россиян имела реформа церковного управления. Эта реформа затрагивала очень чувствительные стороны российской жизни и потому проводилась постепенно. В 1700 г. умер патриарх Андриан.

Петр I решил повременить с выбором нового патриарха, а для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана государственная коллегия — Святейший Синод.

Таким образом, патриаршество фактически было ликвидировано (хотя официально такого решения не принималось). Начался Синодальный период деятельности церкви, который продолжался до августа 1917 г.

Синод занимался имущественными делами церкви, назначением высших должностных лиц — епархиальных архиереев, выполнял координирующие функции в области религиозного и нравственного образования и воспитания.

Создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. Это отрицательно сказалось на духовной жизни русского общества.

Православная церковь была административно ограничена и законсервирована и смирилась со своим положением служителя режиму. В отличие от Запада, где католическая церковь играла самостоятельную политическую роль, и более того, диктовала свою волю политическим режимам.

Например, католическая церковь оказывала решающее влияние на формирование политической власти. Поэтому русские священнослужители никогда не выступали в роли духовных вождей, которые вели бы общество вперед. Наоборот церковь активно выступала против всех нововведений.

Создание новых властных структур завершается провозглашением в 1721 г. Петра I императором, т. е. главой светской и духовной сфер жизни. Никогда прежде глава российского государства не обладал такой полнотой власти. «…

его величество самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен».

Следует особо отметить, что это осознанный выбор Петра, так как он абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти.

Систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Попытаемся ответить на вопрос, в чем же состоят особенности российского абсолютизма?

Абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран имел свою специфику. В Европе, например, абсолютные монархи стремились не только укрепить свою личную власть, но и государственность в целом. В России, он обладал рядом отличительных черт:

а) особой расстановкой сил в господствующем классе (боярство-дворянство);

б) сложной внешнеполитической обстановкой;

в) обострившейся социальной рознью (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и т. д);

г) опытом и примером развития Западной Европы (успехи в науке, экономике, военном деле);

д) сложностью управления государством на обширных территориях России.

Созданные Петром I силовые структуры — армия, полиция — повсеместно применялись для достижения государственных целей.

Реформа промышленного производства

Большие надежды в достижении своих целей Петр I возлагал на развитие отечественной промышленности. Инициатором ее развития, как правило, выступало государство. 43% основанных к концу XVII—началу XVIII вв. промышленных предприятий были созданы на государственные средства. Половина предприятий предназначались для снабжения армии и флота.

Особенно большое значение приобрел уральский металлургический район. На его заводах отливали и ковали пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря, сабли и т. д. Теперь уже не нужно было ввозить из-за границы «литтихские мушкеты», как это делал Петр до войны, — они производились в самой России. Первая пушка из уральского железа была отлита осенью 1702 г.

, и с тех пор Россия прекращает импорт оружия. Всего за год работы этих и других заводов было произведено 300 пушек — в два раза больше, чем потеряно под Нарвой. Русские войска получили прекрасное оружие, в некоторых отношениях даже превосходившее их противников.

В течение нескольких лет Петру удалось снабдить армию первоклассным стрелковым оружием, которым были вооружены далеко не все армии Европы.

Основывались суконные, полотняно-парусные и др. промышленные предприятия. В царствование Петра I текстильная промышленность была создана заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к нынешнему веку. Теперь их насчитывалось 32, и центром текстильной промышленности стала Москва.

Купцы, строившие заводы, получали льготы. Так, благодаря покровительству государства стал крупнейшим заводчиком бывший тульский кузнец Никита Демидов.

Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сначала Бурмистровскую, палату, потом Главный магистрат, который должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи.

Введение цехов — свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламентации и усилении опеки со стороны властей. Хотя следует отметить, что в Западной Европе цехи, как средневековый институт, давно ушли в прошлое.

Цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.

Каковы же итоги преобразовательной деятельности Петра I в промышленности?

К концу царствования Петра I в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических заводов, причем 40 из них были очень крупными. Из этих заводов только 21 были основаны до Петра и продолжали действовать при нем.

Кроме того, ряд предприятий, возникших в 1726—1730 гг., проектировался еще при нем. На этой основе в России была создана промышленная основа крупнейшей регулярной армии.

Современный флот связал Россию с другими странами, обеспечил военно-политический паритет и торговые связи.

Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Это имело огромное значение на начальном этапе ее становления, но стало тормозом на этапе вступления в конкуренцию на мировом рынке. Она была проникнута духом меркантилизма. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье.

В итоге принятых им и правительством мер зависимость от импорта значительно сократилась. Изделия из русских мануфактур широко распространились по всей стране. В 1724 г.

Петр и власти ввели таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия и льготные условия для ввоза сырья для промышленности и вывоза готовых изделий.

Бесспорно, политика протекционизма дала возможность более быстрого роста отечественной промышленности, но тем не менее, она в такой же степени и мешала складыванию единого мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны.

При Петре I идет процесс зарождения социально-классовой структуры европейского типа.

Прежде всего вырос слой собственников. Изданным в 1714 г. указом о единонаследии было уничтожено различие между вотчинами и поместьями. Все земли стали полной собственностью дворян, их «недвижимой собственностью». Указ 1714 г.

устанавливал, что отныне поместье может передаваться по наследству лишь одному сыну в семье, что способствовало выделению крупных собственников.

Указ преследовал цель заставить дворян нести службу, торговать, заниматься промышленной деятельностью, ибо для многих из них отныне источником существования должно стать государево жалованье или доходы от промышленности и торговли.

Одновременно шел и активный процесс формирования слоя предпринимателей, причем из разных слоев общества. Интересен в этом отношении указ от 1719 г., который гласил, если кто найдет месторождение и начнет его разработку, тот станет собственником, независимо от того, кому эта земля принадлежала ранее.

Автор разделяет точку зрения Л.И. Семенниковой, которая считает, что с середины XVIII в. появилась новая социальная категория «наемные рабочие», состоящая из свободных наемных мастеров из ремесленников и крепостных, отпущенных помещиками на денежный оброк. Они выступали вольнонаемной силой (Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М, 1994.—С.191).

Однако все большее значение получал труд принудительный. В 1721 г. последовал указ, разрешающий частным предпринимателям покупать крепостных для работы на предприятиях.

Трудно не согласиться, что принятые Петром I меры по развитию промышленности, предпринимательства и торговли благоприятствовали формированию свободного российского рынка. Да, этот процесс шел, но очень медленно.

Его естественному становлению мешало всесильное государство, которое к этому времени превратилось в корпоративного собственника, обладающего преимущественными правами по отношению к другим участникам экономики.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Петр явился основоположником светского просвещения России.

Для этого он прежде всего вызывал в России множество европейских учителей всех специальностей и посылал русских молодых людей за границу.

Читайте также:  Образование ссср на съезде советов союза сср 30 декабря 1922 года - история России

Он создал русскую светскую школу, при нем началось печатание в широком масштабе книг светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Он также положил начало и периодической печати.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается далеко неоднозначно: от восторженно позитивного до глубоко отрицательного.

В то время как первые делают акцент на его преданности отечеству и русскому народу, реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в промышленности и военном деле, государственном строительстве и реформах в области образования и культуры, вторые — в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации его обширной программы преобразований в России и критикуют за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования. В России, наконец-то, был сформирован компетентный государственный аппарат. При нем Россия получает широкое международное признание.

В результате Россия сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. Произошло полное огосударствление общественной жизни.

Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи оставались формально свободными.

Созданный Петром I огромный государственный сектор стал главным препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности.

https://www.youtube.com/watch?v=0W9basKgswU

Однако решающую роль в этом противоречивом процессе принадлежит все-таки западноцентристскому вектору в развитии России. Этот путь продолжили его преемники, из которых следует особо выделить царствование Екатерины II.

Источник: http://biofile.ru/his/12463.html

Россия времен преобразований Петра I

РЕФЕРАТ

РОССИЯ ВРЕМЕН ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

1.ВВЕДЕНИЕ

Европа XVII века заканчивалась на восточной границе Польши. Это было очевидно всем — как европейцам, так и россиянам — и не вызывало споров, подобных сегодняшним. Де ла Фротье, автор популярного в свое время Путешествия в Санкт-Петербург или Новых воспоминаний о России, назвал Московию краем света.

По его свидетельству, для путешественника, которому приходилось по пути в Персию вступать на территорию Московского государства возле Смоленска, Московия представала как великая и обширная страна, дикая, пустынная, болотистая, покрытая зарослями кустарника и лесами, пересеченная болотами, кои переезжают по гатям (между Москвой и Смоленском насчитывалось более 600 переходов такого рода, зачастую в весьма скверном состоянии), страна, где все выглядит не таким, как в иных странах, пустынная (можно проехать 20 или 30 миль, не увидев ни одного города или деревни), с отвратительными дорогами, мучительными для путника даже в хорошее время года…

Наконец, это страна, столь наглухо закрытая для въезда, что невозможно в нес проникнуть или покинуть ее тайком, без дозволения или охранной грамоты великого князя.

Себастьян Куберо, подданный испанской короны, предаваясь воспоминаниям о путешествии из Вильно в Москву около 1680 г., утверждал, будто вся Московия — сплошной лес, где нет иных деревень, кроме тех, что поставлены на вырубках.

Даже в середине XVIII века путешественник, проехавший дальше Митавы (ныне Елгава), столицы Курляндии, не мог более нигде найти приюта, кроме как на убогих постоялых дворах, содержавшихся евреями, где приходилось укладываться спать вперемежку с коровами, свиньями, курами, утками, коих источаемые запахи еще усиливала всегда чересчур раскаленная печка.

Очевидно, что петровские преобразования, занимающие центральное место в истории России XVIII века, не смогли одним махом изменить страну, ее социально-экономический акцент и, тем паче, строй.

Крепостная неволя усилилась, соответственно положение дворянства упрочилось… Но вместе с этим стало более заметной силой и российское купечество.

Реформы Петра оказали глубокое влияние на последующее развитие России. Между Российской империей XVII века и Российской империей XVIII века лежит пропасть.

И дело, конечно, не в том, что россиянин 1700-х годов был обязан брить бороду, а в том, чтопетровская Россия располагала первоклассной армией и флотом, упорядоченными (сравнительно, конечно) административными учреждениями, более развитой промышленностью, и, наконец, учеными-просветителями, обеспечившими общий подъем науки и культуры.

реформа петр стрелецкий полк

2.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ КОНЦА XVII В. МОЛОДЫЕ ГОДЫ ПЕТРА I

Конец века в России отличался небывало ожесточенной борьбой политических группировок. Рядовые дворяне постепенно оттирали родовитую боярскую знать. Новая служилая знать получала чины и крупные земельные пожалования.

Был ограничен рост церковного землевладения — Уложение 1649 года категорически запретило монастырям приобретение новых вотчин. А. Керсновский (История русской армии, М.

, Голос, 1992), назвал XVII век веком упадка русской государственности. Правление царя Алексея нельзя было назвать удачным даже несмотря на присоединение Хмельницким Украины. Царская власть ослабла.

Самодержавие по сути осуществлялось лишь на бумаге.

Налицо было государственное банкротство, выразившееся в конце концов в чеканке медных рублей. Простая полицейская мера Годунова теперь была превращена в крепостное право. Умирая, царь Алексей Михайлович оставил страну в состоянии несравненно худшем, чем принял.

В военном отношении Россия была практически бессильной. Москва платила ежегодную дань крымскому хану, опустошавшему Украину н низовые области. Только в 1688 году турки увели в рабство свыше 700 ООО человек.

Русскими невольниками были переполнены восточные и западные рынки. Как свидетельствует известный славист профессор В.И. Ламанский, С XV века в продолжение 4 столетий Русь и Украина, а также часть Польши лишились от 3 до 5 миллионов жителей обоего пола, насильно уведенных в турецкую неволю и проданных в рабство.

Вот что он пишет но исследовании архивов Венецианской республики: Венецианские посланники XVI века говорят, что вся прислуга Константинополя у турок и христиан состояла из этих русских рабов и рабынь.

Не было нянек и кормилиц, если крымцы долго не чинили набегов на Восточную и Западную Русь. Русские рабыни встречаются еще в XV веке в разных городах Италии. Немало было русских рабов и у мамелюков в Египте.

С конца XVI века, в XVII и даже в XVIII столетии Венеция и Франция употребляли русских рабов на военных галерах как гребцов колодочников, вечно закованных в цепи.

Кольбер особенно не жалел денег на покупку этих рабов на рынках Леванта, а Благочестивый Людовик XIV только иногда прибавлял, чтобы эти не были схизматик. В таких размерах совершалась в XV — XVIII веках торговля русскими невольниками и невольницами в Европе.

Лишь покорением Крыма положен был конец этой позорной для Европы торговле христианскими рабами.

Москве приходилось ограничиваться лишь пассивной обороной: от Брянска на Тулу и Каширу — и дальше на Рязань — была проведена укрепленная стороже�

Источник: https://www.studsell.com/view/153968/

Россия в эпоху реформ Петра I

Военная реформа

Правительство с 1699 г. переходит к новой системе комплектования вооруженных сил — набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных полках, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов. Это был важный шаг к укреплению оборонной мощи страны.

Совершенствовалась также система комплектования личного состава вооруженных сил. Рекрутские наборы, введенные в 1699 г., стали основным источником пополнения армии.

Крестьяне и посадское население поставляли рядовых; офицерский состав комплектовался преимущественно из дворян.

Важное значение в подготовке офицерских кадров имели преобразованные в гвардию Преображенский и Семеновский полки, из которых дворяне после прохождения практического обучения в качестве рядовых направлялись офицерами в полевые полки.

Был создан военный флот на Балтийском море.

Реформа центрального управления

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю.

Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил в 1722 г. при Сенате высшего чиновника – генерал-прокурора.

С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате – генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий:

Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом.

Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась «Кабинетом».

Реформа областного управления.

В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников.

https://www.youtube.com/watch?v=hwwGupgUebA

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора.

Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем.

Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем в 1724 г. титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.

Такая огромная роль монарха, государства нашла прямое отражение в развитии экономики России и ее социальной структуре.

Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе.

Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Составной частью этой политики был протекционизм – поощрение промышленности, производящей товары преимущественно для внешнего рынка.

Государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства.

Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности. Для мануфактуры характерно, в отличие от мелкотоварного производства, разделение труда, по преобладает еще ручной труд.

Фабрика – производство, на котором при разделении труда господствует уже машинное производство.

Характер русской мануфактуры – один из самых спорных моментов в дискуссии о возникновении в России капиталистических отношений. Дело в том, что для капиталистической мануфактуры характерен наемный труд. Русская же мануфактура основывалась на труде крепостных, зависимых людей. Крестьяне «приписывались» к заводам и вынуждены были работать на них.

Правительство усиленно прикрепляло к мануфактурам также «гулящих» людей, «татей». Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

В 1701-1704 гг. на Урале были построены четыре крупных металлургических завода, выпускавших железо, чугун, ядра и пушки. Правительство в первую очередь сооружало крупные предприятия, обеспечивавшие армию и флот вооружением, снаряжением, парусным полотном, экипировкой.

Читайте также:  Причины, сущность, итоги дворцовых переворотов в России - история России

В условиях отсутствия денежных накоплений у купцов строительство металлургических заводов на Урале и в Олонецком крае, а также суконных, парусно-полотняных, шляпных и других мануфактур взяло на себя государство. Всего было построено около 100 мануфактур, преимущественно казенных.

Это немало, если учесть, что вся промышленность России, создававшаяся на протяжении предшествующего столетия, на грани двух веков едва насчитывала полтора десятка крупных предприятий.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

Изменилось и назначение продукции, выпускавшейся крупным производством: сначала эта продукция предназначалась главным образом для военных нужд (металлургия, сукноделие, парусно-полотняное производство); на втором этапе появляются мануфактуры, выпускающие изделия для населения: игральные карты, краски, курительные трубки, шелковые ленты и др.

https://www.youtube.com/watch?v=Si0k3MpeX_U

В промышленной политике правительства тоже прослеживается два этапа: на первом, продолжавшемся до 1717 г., единственным средством поощрения привлечения купеческих капиталов в сферу производства была передача купцам на льготных условиях казенных заводов: Невьянского на Урале П. Демидову в 1702 г. и полотняной мануфактуры компании купцов в 1711 г.

В этот же период многочисленные меры правительства наносили такой ущерб купцам, что многие из них разорились.

К таким мерам относятся объявление торговли солью и табаком государственной монополией, принудительное перенесение торговли с заграницей из Архангельска в Петербург, запрещение пользоваться речными судами старой конструкции, расширение списка товаров, монополизированных казной при торговле с заграницей.

Новый этап в торгово-промышленной политике наступает с 1717 г., когда государство отказалось от монополии на продажу за границу ряда ходовых товаров, освободило от служб владельцев мануфактур, а главное — предоставило им в 1721 г. право покупать к предприятиям крепостных. Тем самым было положено начало широкого применения крепостного труда в промышленности.

Другим источником обеспечения предприятий рабочей силой, тоже начавшим использоваться при Петре, было закрепление за мануфактурами беглых крестьян — указом 1722 г. мануфактуристы получили право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством.

Успехи в развитии промышленности сказались на структуре ввоза и вывоза. Если накануне Северной войны Россия ввозила высшие сорта железа из Швеции, то к концу первой четверти XVIII в.

русская металлургия оказалась способной полностью удовлетворить внутренние потребности в металле и даже производить его для продажи за границу. Первая партия железа в количестве 42,4 тыс.

пудов была продана за границу в 1722 г.

Вершиной протекционистской политики правительства явился таможенный тариф 1724 г. Размер пошлины, взимаемой с заграничных товаров, находился в прямой зависимости от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Промышленная политика правительства способствовала увеличению числа мануфактур, повышала экономическую независимость России и укрепляла ее обороноспособность.

Но, с другой стороны, прогресс осуществлялся на крепостнической основе с использованием ресурсов феодальной системы, что нашло отражение в широком применении принудительного труда в промышленности.

Но иного пути развития Россия тогда не имела.

Мануфактурное производство, на каком бы уровне развития оно ни находилось, не в состоянии обеспечить население промышленными изделиями. Основную массу промышленных товаров по-прежнему поставляли мелкие производители-ремесленники.

Из России вывозились преимущественно лен, пенька, кожи, мачтовый лес, канаты, поташ. Новое в структуре русского экспорта состояло в продаже за границу изделий молодой промышленности: железа и полотна. За границей Россия закупала изделия мануфактурной промышленности: сукна, краски, шелковые материи, вино и колониальные товары: сахар, пряности и т. д.

Баланс внешней торговли был активным для России, вывоз в два раза превышал ввоз.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства.

Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой.

Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и «Табель о рангах», изданная в 1722 г.

Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия.

Но главное значение этого указа все-таки не в этом.

В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий.

«Табель о рангах» вводила в обиход 14 рангов. Самым высших чином был 1-й ранг, или «класс», а самым низшим – 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо «породы» и «знатности» основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности.

https://www.youtube.com/watch?v=_6KxcaYOmFI

Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г.

регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на «регулярных» и «нерегулярных» граждан.

Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название – «подлые люди».

Огромное значение для унификации и правового оформления низших сословий в государстве имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов – подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта.

С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода гулящий люд, холопы были записаны в «тягло» и таким образом уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых уже мало отличалось от прежних холопов.

Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Война вызвала значительный рост государственных повинностей крестьян и посадских людей. Помимо ямских, стрелецких и полоняничных денег, взимавшихся в XVII в., население должно было платить новые налоги на корабельную починку, жалованье ратным людям, рекрутам, устанавливались поборы с бань, ульев, подымные, с рыбных ловель, с перевоза и т. д.

Поощряемые правительством изобретатели новых налогов — прибыльщики изощрялись в поисках новых источников дохода. По предложению прибыльщика Курбатова в России была введена орленая (гербовая) бумага. Налогом облагались даже дубовые гробы.

Не менее обременительными для трудовых масс были рекрутская, подводная и постойная повинности. Тысячи людей ежегодно призывались на пожизненную службу в армию и на флот. Кроме того, с 1699 по 1709 г.

На строительстве крепостей и гаваней ежегодно было занято около 17 тыс. крестьян и посадских. Если в XVII в. подводная повинность населения была эпизодической, то в связи с Северной войной она стала постоянной.

На крестьянских подводах к театру военных действий доставлялись продовольствие, фураж, вооружение, снаряжение, боеприпасы, а иногда и рекруты.

Обязанность предоставлять постой войскам при их формировании, маршах и расположении на зимние квартиры также разоряла крестьян и посадских. На содержание армии с населения взимались сухари, мука, крупа, овес, или вместо всего этого оно вносило деньги.

Помимо налогов, правительство использовало еще один источник увеличения государственных доходов. С 1700 г. оно стало проводить денежную реформу, сопровождавшуюся уменьшением количества серебра в монете.

Только за три года (1701 — 1703), в течение которых наиболее интенсивно проводилась чеканка новой монеты, казна получила чистой прибыли свыше 1,9 млн. рублей.

Порча монеты вызвала понижение курса рубля почти вдвое, соответственно поднялись цены на товары.

На рост государственных и владельческих повинностей крестьяне и посадские отвечали прежде всего бегством. В первом десятилетии XVIII в. бегство приняло невиданный ранее размах. Перепись населения, предпринятая в 1710 г.

, обнаружила массу пустых дворов, причем, чем ближе тот или иной район находился к театру военных действий, тем больше там было пустых дворов. В Смоленской губернии более 20% дворов пустовало, в Архангелогородской и Ингерманландской губерниях по сравнению с данными переписи 1678 г. численность населения уменьшилась почти на 40%.

Крестьяне бежали на окраины государства: в Сибирь, на Дон, в Поволжье, где было легче укрыться от всяческих сборов и поборов.

Церковная реформа.

Патриарх Адриан умер в 1700 г. Вместо избираемого собором патриарха Петр назначил митрополита Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола.

Монастырский приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык и поделил их на две категории: доходы с одних, так называемых определенных, шли на удовлетворение нужд монастыря из расчета на каждого монашествующего, независимо от чина, по 10 руб.

и 10 четвертей хлеба в год; другие вотчины управлялись чиновниками, назначаемыми Монастырским приказом. Все доходы с этих вотчин поступали в казну. За первые 11 лет своего существования Монастырский приказ перечислил в государственный фонд свыше 1 млн. руб. Но в 1721 г.

Они вернулись монастырям (ибо их разорили).

Учреждена Духовная коллегия – Синод. Контроль государственной власти за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор, светское лицо, объявленное инструкцией таким же «оком государевым», как генерал-прокурор Сената.

На священнослужителей возлагались и полицейские функции — разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям в тех случаях, когда исповедовавшийся замышлял что-либо против существовавших порядков.

Указ 1716 г. разрешал записываться в раскол «без всякого сомнения», но за эту милость с лиц, придерживавшихся старых обрядов, налоги взыскивались в двойном размере.

Кроме того старообрядцев принудили носить иной, чем у остального населения, головной убор — его украшали рога.

Сторонников старой веры лишали также некоторых гражданских прав, предоставляемых посадскому населению: участия в выборах и права занимать выборные должности.

Манифестом 1702 г. предоставлял иностранцам право беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была обусловлена привлечением иностранных специалистов на русскую службу.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/24218.html

Ссылка на основную публикацию