Роль труда работников тыла в годы войны — история России

Советский тыл в годы войны

Роль труда работников тыла в годы войны - история России

План – разработка открытого урока

по истории России в 11-м классе.

Тема: «Советский тыл в годы войны».

Задачи урока: Расширить и углубить знания учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; подчеркнуть массовый героизм и самоотверженность нашего народа (в том числе наших родных) во имя спасения родины и его вклада в победу; сформировать представления о взаимоотношениях общества и власти, о некоторых изменениях тоталитарной системы под воздействием военного времени.

В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть, что тяжелейший труд в тылу – это труд наших родных, тех, кто окружает сегодня нас,  и тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.

Оборудование: учебник, парта.

Основные понятия: мобилизация, ГУЛАГ, спецпоселенцы, директивная экономика, перестройка на военный лад, тоталитарный режим.

План урока:

  1. Перевод народного хозяйства на военный лад. Усиление централизации и регламентации жизни общества.
  2. Героизм и самоотверженность народа; условия жизни, труда и быта в тылу.
  3. ГУЛАГ в годы войны.
  4. Общество и власть.

Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.

В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. Программой деятельности тружеников тыла стал лозунг «Все для фронта, все для победы!»

Экономическая ситуация в значительной степени осложнилась тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн. кв. км где проживало 74,5 млн. человек и выпускалось до 50% промышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось, имея в тылу промышленный потенциал чуть ли не начала 1930-х гг.

24  июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника. Массовые эвакуационные перевозки в довоенном мобилизационном плане небыли предусмотрены, поэтому перед руководителями различного уровня стояли сложнейшие вопросы, требовавшие оперативных действий.

В крайне тяжелых условиях эвакуировались предприятия Запорожья, Днепропетровска, Краматорска, Харькова, Ленинграда. В течение июля – Ноября 1941г. в восточные районы было перебазировано 1523 предприятия, в том числе 1360 крупных военных.

Они разместились в Поволжье, на Урале, в Западной и в Восточной Сибири, в Казахстане и Средней Азии. В рекордные сроки эти предприятия вводились в строй.

Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь №5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).

С этой позиции война явилась апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы. Несмотря на огромные трудности, режим смог использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы, а также вызванное патриотическими чувствами напряжение всех сил народа.

Война изменила прежний трудовой режим. Увеличивался рабочий день, вводились обязательные сверхсуточные работы, отменялись отпуска. Положение тружеников было крайне тяжелым.

Ушедших на фронт мужчин на предприятиях, в колхозах заменяли женщины, пенсионеры и подростки. 40% численности рабочих в промышленности составляли женщины. 360 тыс. учащихся VIII-X классов пришли на производство во второй половине 1941г. В 1944г. среди рабочего класса насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.

В годы войны участников трудового фронта оценивали зачастую наравне с фронтовыми. Характер и режим труда людей в тылу мало чем отличался от многих видов работ во фронтовой полосе. Нагрузка была чудовищная.

Кроме основной работы, подавляющее большинство трудилось по мобилизации на непосильных сверхурочных работах.

Они заготавливали топливо и продовольствие для фронта и тыла, вручную разгружали многотонные составы с каменным углем, вагоны с раненными, возводили оборонительные сооружения, дежурили в госпиталях, в качестве доноров сдавали кровь. На тяжелых работах многие подростки были покалечены.

Учитель обратит внимание на то, что среди этих людей были их родные (прабабушки, бабушки, дедушки), так как все семьи затронула война. Именно их самоотверженный труд обеспечивал армию всем необходимым для победы.

Учитель предлагает выяснить к следующему уроку: как живут эти люди сегодня? Чем мы можем им помочь? Как поддержать тех, кто рядом с нами? Какую заботу о них проявить?

За особые отличия в тылу 18 человек были удостоены звания Героя Социалистического труда, 16 млн. – награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

Однако, говоря о трудовых свершениях и проявленном в тылу массовом героизме,  не следует забывать, что война подорвала здоровье народа.

Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей.

На уроке мы отмечаем, что значительный вклад в дело победы (добыча полезных ископаемых, производство снарядов, пошив обмундирования) внесли заключенные ГУЛАГа (к началу войны количество заключенных достигло чудовищных размеров – 2 млн. человек; в 1943г. – 983974 человека).

В справке о числе спецпоселенцев и заключенных, используемых в народном хозяйстве в годы войны, приводятся следующие цифры: лесоповал – 400 тыс., шахты – 1 млн., сельское хозяйство – 200 тыс., поставка предприятиям по договорам – 1 млн., обслуживание лагерей – 600 тыс., изготовление лагерного инвентаря – 600 тыс., строительные работы – 3,5 млн. человек.

Учитель ставит вопрос: как Вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте? Какую роль играла система ГУЛАГа в создании и укреплении тоталитарной системы, в судьбах отдельных людей, целых народов?

Тыл направлял на фронт оружие, боеприпасы, военную технику, продовольствие и обмундирование. Достижения промышленности сделали возможным уже к ноябрю 1942г. изменить соотношение сил в пользу советских войск.

Количественное увеличение производства военной техники и вооружения сопровождалось быстрым улучшением их качественных характеристик, созданием новых типов машин, артиллерийских систем, и стрелкового оружия.

Так, средний танк Т-34 оставался лучшим танком второй мировой войны; в конце 1943г. началось производство нового тяжелого танка ИС, который превосходил однотипный фашистский танк Т-У («Пантера»). В том же 1943г. началось серийное производство самоходно-артиллерийских установок (САУ).

1943г. стал годом коренного перелома в деятельности советского тыла.

В ходе войны улучшались тактико-технические данные самолетов. Появились более совершенные истребители Ла-5, Як-9, Як-7; было освоено серийное производство штурмовика Ил-2, прозванного истребителем танков, аналога которому германской промышленности так и не удалось сделать.

В целом, располагая меньшим, чем германия военным потенциалом, СССР произвел за годы войны гораздо больше (по некоторым оценкам, почти в 2 раза) современной боевой техники. Большой вклад в победу внесли деятели науки. А.П. Александровым был получен эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин; Е.О.

Патон разработал метод автоматической сварки брони; М.Т. Калашников изобрел новую конструкцию автомата, а затем ручного пулемета.

Читайте также:  Уложенная комиссия - история России

Укреплению народного духа способствовала активная деятельность творческой интеллигенции: писателей, музыкантов, актеров, режиссеров, художников.

Сталинская система под воздействием патриотического подъема и экстремальной ситуации не могла не претерпевать некоторых изменений. В августе 1942г., осознав свой явно недостаточный профессионализм в военных делах, Сталин сделал заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К. Жукова.

При назначении на высшие командные посты Сталин ставит на первый план теперь уже не личную преданность и политическую благонадежность, а военное мастерство. В крайне экстремальных условиях система была вынуждена дать возможность народной энергии развернуться в полную мощь, при этом, конечно используя ее в своих целях.

Усилилось влияние русской Православной Церкви, были открыты сотни православных храмов. Сталин был вынужден согласиться на избрание патриарха, которым в 1943г. решением Поместного собора стал Сергий. В ходе войны в сознании народа начинают происходить колоссальные изменения.

Очевидно, что без пробуждения личной ответственности, осознания каждым собственной необходимости и значимости мы бы не выиграли войну. Именно с этими изменениями Сталин начнет борьбу сразу же после победы.

Однако некоторое смягчение тоталитарного режима в годы войны не меняло его сущности. В течении военных лет Сталин предпринимал акции по разобщению и наказанию целых народов. В 1941г. жертвой геноцида стали калмыки, которые были загнаны в товарные вагоны и переселены в восточные районы страны. В том же году были выселены карачаевцы, в 1944г. – чеченцы, ингуши, крымские татары.

Вопросы для закрепления:

1.Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?

2.Каковы итоги работы советского тыла?

О методике формирования

учебных умений школьников.

На уроках вводного курса истории школьники впервые встречаются с историческими фактами, излагаемыми в учебнике в строго хронологической последовательности. В связи с этим учителю необходимо формировать у школьников умение локализовать исторический материал во времени и пространстве.

овладение этим умением начинается со знакомства школьников с единицами измерения исторического времени. В процессе такой работы дети осознают, что отдаленность событий во времени исчисляется тысячелетиями, веками, десятилетиями, годами.

Затем учащиеся постепенно начинают овладевать способами действий при исчислении исторического времени, учатся устанавливать, как давно происходило событие, какова его продолжительность во времени; что было раньше, что позже, на сколько лет или веков; к какому веку относится событие в каком году произошло; в какое время года случилось, какова точная дата происшедшего.

Формирование историко-временных представлений и, соответственно, умений работать с хронологическим материалом следует начинать на первом, вводном уроке при ознакомлении школьников с оглавлением учебника.

Учитель объясняет, что каждое историческое событие, о котором рассказывается в учебнике, ограничено временными рамками. Предлагая детям прочитать заголовки, он дает задание установить, что из того о чем говорится в оглавлении учебника, произошло раньше, а что позже.

Школьники подмечают, что события, относящиеся к более отдаленному времени, представлены в учебной книге в первых рассказах, а к более поздним событиям – в последующих рассказах.

Под руководством учителя дети делают вывод о последовательности исторических событий во времени.

Далее учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом вступительной статьи, где приводятся исторические факты.

После чтения ими текста обсуждает с учащимися вопросы о назначении в курсе хронологических данных и о важности работы с ними.

Выслушав объяснения учащихся, учитель подводит итог проделанной ими работы и еще раз уточняет, что слово дата – это обозначение времени, когда совершился исторический факт.

Для закрепления полученной информации учителю следует провести со школьниками беседу, в которой могут быть поставлены такие вопросы: что такое век? В каком веке мы живем? Далее организуется работа с лентой времени, вмещающим временные рамки с I по XXI в.

Учитель предлагает учащимся установить, какие века были раньше, в более отдаленное от нас время, а какие позже, то есть ближе к нашим дням. После чего ученики должны определить, к какому веку относятся названные учителям даты.

В качестве примеров педагогу целесообразно предлагать не отвлеченные данные, а даты наиболее важных исторических событий, изучать которые ученикам предстоит на следующих уроках. Такая работа будет способствовать становлению познавательного интереса школьников.

Младшие школьники затрудняются соотнести год и век пограничных дат, находящихся на стыке веков. Это даты конца 90-х гг. любого века, обозначающиеся сотенными числами, например: 1000, 1700, 1900 гг.

Тщательной отработки требуют даты, состоящие из трех цифр, так как отсутствие первой, указывающей на тысячелетие цифры, на начальном этапе работы сбивает с толку как четвероклассников, так и пятиклассников.

Поэтому, опираясь на материал учебника, учителю следует напомнить детям, что счет лет ведется не только годами и веками, но и тысячелетиями.

Им необходимо объяснить, что при четырехзначном обозначении года первые две цифры (тысячи и сотни) указывают число уже прошедших веков, а две последние показывают, сколько прошло лет нового века. При трехзначной дате количество прошедших веков указывается одной первой цифрой даты обозначающей сотни. Это значит, что событие относится к более отдаленному времени, когда не прошло ни одного тысячелетия.

Учащимся, которые на первых занятиях не усваивают это умение, можно предложить к числам, указывающим тысячи и сотни лет (четырехзначная дата), или одни лишь сотни (в трехзначной дате) мысленно прибавить единицу. Например: 1146г. – 11+1=12 (XII) век, 1242г. – 12+1=13 (XIII) в.

исключение составляют лишь даты, не имеющие десятков и единиц и оканчивающиеся двумя нулями, например 1700г.

В таких датах, в связи с тем, что окончанием любого века является цифра обозначающая количество сотен, единица не прибавляется, а первые две (в трехзначной дате – одна) цифры даты указывают на то, к какому веку она относится.

На последующих уроках работа по формированию это ведущего предметного умения продолжается, а на отдельных уроках по мере необходимости, ей отводится значительное время. По прошествии нескольких уроков дети должны научиться работать с датами правильно и быстро.

При изучении содержания первых рассказов учебника учителю необходимо сосредотачивать внимание учеников на всех эпизодах, содержащих хронологические данные.

Впервые точные данные по хронологии приводятся в рассказе учебника «Крещение Руси» (возникновение христианства – I век, начало крещения Руси – X век; 988г.).

Внимание учеников следует обратить на отдаленность этих событий друг от друга и от наших дней:

-Сколько веков прошло со времени зарождения христианства до начала принятия этой религии на Руси?

-Сколько веков прошло с начала крещения Руси до наших дней?

-Сколько лет тому назад на Руси было принято христианство?

Работа с хронологией должна органично увязываться с другими видами учебной деятельности. Так при изучении рассказа «Приди ко мне брате, в Москов» ученикам предлагается ответить на вопросы о природных условиях края, где была основана Москва.

Одновременно учащиеся выполняют задание, приведенное в учебнике, и объясняют названия рек: Ленивка, Каменка, Капля и др.

Читайте также:  Эпоха палеологов и падение византийской империи - история России

после самостоятельного чтения пяти абзацев в ходе беседы обсуждается информация о встрече Юрия Долгорукова с Черниговским князем Святославом об истории возникновения прозвания  князя Юрия, о его внешнем виде и активной самостоятельной деятельности.

Встретившуюся в тексте дату первого упоминания о Москве в летописи учащиеся записывают в «Таблицу дат».

Затем учитель спрашивает у детей: к какому веку относятся описываемые в рассказе события, сколько веков назад это было, сколько лет исполняется Москве в этом году, если год первого упоминания о Москве в летописи считать датой основания города? После ознакомления с материалом о результатах раскопок на территории Кремля учитель предлагает учащимся определить, на сколько лет раньше первого летописного упоминания возникла Москва. Они, как правило дают правильный ответ: почти на сто лет.

Учебная деятельность школьников по формированию умений локализации исторических фактов во времени должна предварительно продумываться и постоянно направляться учителем. По мере накопления учащимися «хронологического багажа» можно проводить игры-соревнования команд на лучшее знание дат. Особое внимание следует уделить работе с тестовыми заданиями.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/sovetskiy-tyl-v-gody-voyny/

Разработка урока по истории «Труженики тыла»

Конкурс: Всероссийская акция «Уроки памяти»Номинация: Конкурс для учителейСкачать: 1177_0.docx  

РАЗРАБОТКА УРОКА. Учителя Жердевой Л.Н.

«Труженики тыла в годы ВОВ»

Цели и задачи:

  • Ознакомить учащихся с героическим трудом советского народа в годы войны.
  • Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.
  • Показать как происходила перестройка страны на военный лад; какую роль в завоевании победы сыграл героический труд советского народа в тылу;
  • Развивать умения видеть ситуацию с различных точек зрения, оценивать целесообразность тех или иных решений;
  • Воспитывать чувство патриотизма, понимание подвига нашего народа, проявленного не только на полях сражений, но и в тылу;

1 Организационный момент:

Стремительно летят годы, но время, прошедшее с того момента, как закончилась Великая Отечественная война, только укрепляет чувство патриотизма нашего народа.

Трудно поверить, что прошло уже более 70 лет с момента Победы над фашизмом. Ветераны, прошедшие эту страшную, беспощадную войну, помнят каждый прожитый день на фронте и и в тылу, как будто это было вчера. Они со слезами на глазах рассказывают о пережитом: ранениях, после которых чудом оставались в живых, голоде, невыносимом холоде, сковавшем тело с студёных окопах.

Но самым ярким воспоминанием тех лет у каждого из них связано с тем днём, когда пришла весть о Победе. Сколько радости принесла она всему народу!!!

Неужели война закончилась и наступил мир?

С каждым годом ряды ветеранов редеют. Но остаётся память, сложенных из частичек воспоминаний людей, сражавшихся за наше счастливое будущее. Она как печать в душе каждого из нас. Это «память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца.»

2. Вводная часть:

Труженикам тыла
Июнь. Далёкий …41 год. Великая война в стране идёт. Не только фронт тогда В военных сводках был. Ковал победу и советский тыл. Трудились в сёлах люди на земле, Весною бороны таская на себе. Чтоб сытым в бой советский шёл солдат, Последнее отдать был каждый рад. В цехах заводов, фабрик, у станков Стояли по четырнадцать часов. И собирали новый самолёт, И танк с конвейера шёл прямо на фронт. И чтоб голодных им не видеть глаз, Несли паёк детишкам каждый раз. А сами, туже затянув ремень, Работали в две смены: ночь и день. Так труженики тыла в ту войну Кормили, одевали всю страну. И я хочу, чтоб подвиг трудовой Был равен нашей славе боевой.В годы Великой Отечественной войны 204 тысячи тружеников тыла были награждены орденами и медалями;201 труженику тыла было присвоено звание Героя Социалистического труда;16 млн. тружеников были награждены медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».3. Основная часть22 июня… когда видишь листок с календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далёкий 1941 год, быть может, самый трагический в многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом – всё это было в 1941 году. Весь народ — и стар, и млад – встали на защиту своей Родины.

Доклады учащихся (опережающее задание)

Перевод экономики на военные рельсы.

В первые месяцы войны была потеряна огромная территория, к тому же наиболее индустриально развития. На оккупированной врагом территории до войны проживало 40% населения страны, производилось 58% стали и 38% зерна, добывалось 63% угля. Перед руководством страны встала задача перевода экономики станы на военные рельсы.

Предстояло эвакуировать людей и промышленные предприятия из тех районов, которым угрожала оккупация. Эта задача была решена в кратчайшие сроки. Уже 24 июня 1941 года был создан специальный Совет по эвакуации. В Поволжье, в Сибирь, на Урал, Среднюю Азию и Казахстан к ноябрю 1941 года было перемещено 1523 предприятия.

На новом месте предприятия монтировались и тут же вводились в строй. Нередко, несмотря на морозы, станки работали под открытым небом т. к. на производственных площадках ещё возводили корпуса и прокладывали коммуникации. В строй не только вводились эвакуируемые предприятия, но и строились новые.

На военное производство были переориентированы и многие машиностроительные и станкостроительные заводы, производившие до войны сельскохозяйственную технику и оборудование.

Производство военной техники.

Все усилия были направлены на увеличение выпуска продукции и создание таких танков, самолётов и миномётов, которые по техническим показателям превосходили бы технику врага. Над решением этой задачи трудились множество учёных, конструкторов.

В сентябре 1943 года танкисты получили новый танк ИС, созданный под руководством Котина. Этот танк превосходил по защите немецкий «тигр» в 1.5 раза. Кроме того, он был оснащён мощным вооружением.

Также продолжалась и модернизация среднего танка Т-34, который считался лучшим танком Второй мировой войны, и даже немцы признавали его самым мощным из всех существовавших тогда танков.

Началось массовое производство более совершенных видов самолётов: истребителей Як -9, Як -3, ЛаГг-3, пикирующих бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, бронированного штурмовика Ил-2. Если в 1942 г Германии было выпущено1160 самолётов, . в то в СССР – 21 700, это сыграло важную роль в завоевании нашей авиацией господства в воздухе.

Труженики тыла.

С началом войны остро встала проблема рабочих рук. Часть квалифицированных специалистов и конструкторов, трудившихся на военных заводах, получили бронь. Но большинство рабочих были призваны в армию. Их место заняли женщины и дети-подростки.

Читайте также:  Англо-японский договор - история России

На производство привлекались учащиеся ремесленных училищ, служащие, учителя, домохозяйки. Рабочий день удлинился до 11часов при шестидневной неделе. Вводились сверхурочные работы. Отпуска отменялись. Исполнительные органы в конце июля 1941г.

получили право переводить рабочих на другую работу без их согласия. Все трудящиеся военных заводов закреплялись за ними и считались мобилизованными до конца войны. Самовольный уход с предприятия приравнивался к дезертирству и карался сроком заключения от 5 до 8 лет.

Все эти меры, несмотря на их жёсткость, были с пониманием восприняты населением, которое было готово трудится и отдавать все силы во имя победы.

Аналогичные меры были предприняты и в сельском хозяйстве. В колхозах в 1.5 раза был увеличен обязательный минимум трудодней. Был установлен также минимум трудодней и для подростков с 12 лет. В это сложное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, женщины, подростки и старики кормили страну.

Они осваивали сельскохозяйственную технику, создавали женские тракторные бригады. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Дети рано повзрослели, привыкли к самостоятельной жизни, неделями оставаясь без присмотра родителей.

Сами топили печь, варили немудрёные обеды, управлялись со скотиной В результате, несмотря на огромные потери посевных площадей и скота, всё же удалось обеспечить продовольствием армию и население.

Людей военного времени объединяет одинаково тяжёлое прошлое: постоянное чувство голода, недосыпание, длинный рабочий день, изнурительная работа.

Этап рефлексии : Письмо в 41-й год. (Учащиеся пишут на отдельных листках, которые надо будет свернуть «солдатским треугольником»)

4.Итог занятия:

Колоссальные жертвы, принесённые советским народом во имя свободы и независимости Отечества, напряжённый труд и подвиги в тылу не пропали даром – над врагом была одержана полная победа.

Наша тема «Труженики тыла» помогла нам понять, что жизнь людей во время Великой Отечественной войны была очень тяжёлой. Много испытаний пришлось им пережить, но при этом люди не переставали радоваться жизни и надеяться на победу.

Они всегда поддерживали друг друга, помогали в трудную минуту, делились последним куском хлеба, были братьями и сёстрами, связанными узами войны.

Люли никогда не забывали о таких качествах, как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство сострадания к другим.

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Источник: https://hist.drofa-ventana.ru/article/1177

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

Советская экономика в годы войны

В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла.

Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др.

Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта.

В условиях войны граждане страны забывали о сне и отдыхе, многие из них перевыполняли трудовые нормы в 10 и более раз. Лозунг: «Все для фронта, все для победы над врагом!» стал по сути всенародным. Желание внести свой вклад в победу над врагом проявлялось в разных формах трудового соревнования. Оно стало важным моральным стимулом для роста производительности труда в советском тылу.

Достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без трудового героизма советских людей. Работая в неимоверно тяжелых условиях, не жалея своих сил, здоровья и времени, они проявляли стойкость и упорство в выполнении заданий.

Небывалый размах приобрело социалистическое соревнование за выпуск сверхплановой продукции. Подвигом можно назвать героический труд молодежи и женщин, делавших все необходимое для победы над врагом. В 1943 г.

развернулось движение молодежных бригад за усовершенствование производства, выполнение и перевыполнение плана, за достижение высоких результатов с меньшим количеством рабочих. Благодаря этому значительно увеличился выпуск боевой техники, вооружения и боеприпасов.

Происходило непрерывное усовершенствование танков, орудий, самолетов .

Образование и наука в годы войны

Война нанесла тяжелый удар по системе образования. Десятки тысяч школьных зданий оказались разрушены, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет.

Учебники заменял устный рассказ учителя. Преподавание велось даже в осажденных Севастополе, Одессе, Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии.

В оккупированных же районах страны обучение детей полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на восток — в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.

Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Здесь они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров.

Более двух тысяч работников Академии наук СССР сражались в составе действующей армии.

В ходе войны авиаконструкторы А. С. Яковлев, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, М. И. Гуревич и др. создали новые типы самолетов, превосходивших немецкие. Разрабатывались новые образцы танков. Лучший танк периода Второй мировой войны — Т-34 — был сконструирован М. И. Кошкиным.

Деятели культуры-фронту

С первых дней войны тысячи деятелей советской культуры ушли на фронт. Защищая Родину погибли А.Гайдар и Е. Петров. Фронтовыми корреспондентами работали М.Шолохов, К.Симонов,А.Фадеев и др. В осажденном Лениграде продолжали работать О. Бергольц, В.Инбер. События тех дней нашли отражение во «Фронтовых дневниках» К.Симонова,И.Эрен бурга, Н.Тихонова и др.

Церковь в годы войны

К началу войны церковь находилась в тяжелом положении. 22 июня 1941 г., сразу после объявления о на­чале войны, митрополит Сергий выступил с призывом к верующим встать на защиту Родины. С аналогичным призывом выступили духовные лидеры советских мусульман, иудеев, буддистов.

Церковь не только заняла активную гражданскую позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии.

По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени святого Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты гитлеровцами.

Танковая колонна имени святого Дмитрия Донского

Таким образом, советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/sovietskii-tyl-v-ghody-vielikoi-otiechiestvienno-1.html

Ссылка на основную публикацию