Развитие культуры киевской руси — история России

Культура Киевской Руси кратко

Развитие культуры Киевской Руси - история России

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность.

На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия.

До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство.

Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям.

Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

Декоративно-прикладное искусство

Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

Фольклор

Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

  • Появление письменности;
  • Зарождение государственности;
  • Становление христианства.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kultura-kievskoy-rusi-kratko

Культура Киевской Руси: краткое описание :

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии — Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является «Остромирово Евангелие». Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором «Слова о законе и благодати». Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором «Чтения», «Жития Феодосия» и «Повести временных лет». Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. «Поучение» стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы — «Слове о полку Игореве».

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию («Слово о гибели Русской земли»).

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода — Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды — фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Источник: https://www.syl.ru/article/199438/new_kultura-kievskoy-rusi-kratkoe-opisanie

Культура киевской Руси

Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров — Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв.

активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить.

Так же была развита мифология и устное народное творчество. Сказания передавались из уст в уста.

Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.

Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

Читайте также:  Русское театральное искусство - история России

Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси. Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях.

Они переписывали книги и переводили их, вели летописи. Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв.

, при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.

Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.

Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси.

Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры. основные принципы были взяты со строительства Византии.

Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.

Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

Художественная культура киевской Руси 9-12 вв

Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон.

Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси.

Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет. Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

  • развитие письменности;
  • принятие христианства;
  • открытие школ;
  • перепись книг;
  • развитие зодчества;
  • народный фольклор;
  • развитие прикладного искусства.

Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.

История достижений культуры Руси IX-начало XII вв

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/slav-kult/1477-kultura-rusi.html

Глава 1. Культура Киевской Руси IX-XI вв

Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX-X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств — земель-волостей.

Славяне издревле были земледельческим народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Выращивались пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных лесистых районах восточнославянской территории долгое время сохранялось подсечно-огневое земледелие.

О развитости земледелия свидетельствуют частые находки при археологических раскопках железных наральников (наконечников для сох), мотыг, серпов, кос и прочего сельскохозяйственного инвентаря.

Об уровне земледелия у славян красноречиво говорит тот факт, что в языке соседей славян, венгров, сравнительно поздно перешедших от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни, вся земледельческая терминология заимствована из славянских языков.

Среди огородных культур самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Кроме того, имели широкое распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля.

Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе). В меньшей степени был распространен мелкий рогатый скот — овцы и козы.

При археологических раскопках найдены останки разнообразной домашней живности — кур, кошек, собак.

Лошадь древними славянами использовалась редко, но по мере развития общества и становления государства значение ее в жизни человека сильно возросло: ее использовали в качестве упряжного животного и для верховой езды.

Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта.

Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Считается, что в глубокой древности они составляли некое единство, один язык. Затем восточнославянская ветвь распалась на ряд близких друг другу племенных диалектов.

Разница между языком различных племенных объединений была не очень сильна, представитель племени полян вполне мог понимать, например, кривича, но не без труда. С возникновением русского государства возникла потребность в выработке среднего наречия, одинаково понятного для всех племен.

Потребность эта была обусловлена необходимостью центральной власти поддерживать связь с регионами. И такой диалект сложился на основании диалекта полян, жителей столичного Киева. В него кроме южных по происхождению слов (таких, например, как «вол», «брехати», «лепый») вошли и много северных («лошадь», «векша», «изба», «обилье»).

Этот усредненный диалект, так называемое киевское койне, стал основой древнерусского литературного языка.

Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым данным утверждение это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в.

Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства.

Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы.

При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.

Азбука — не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с христианством. Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед.

Христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира — Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций. Эта религиозная система по многим параметрам превосходила традиционное славянское язычество.

Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке.

Болгария приняла христианство раньше, чем Русь, и к концу Х в. там было сделано большое количество переводов необходимой в церковном обиходе литературы. Этот язык, (который часто именуется церковнославянским) хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен русским читателям.

Читайте также:  Боевые действия летом – осенью 1941 г. причины неудач красной армии. - история России

Он стал официальным языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное влияние на литературный язык Древней Руси.

Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы — «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический деятель.

Это был первый русский человек, занявший киевский митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Это блестящий религиозно-философский трактат в лучших традициях византийской образованности.

В нем, помимо вопросов сугубо богословских, рассматриваются темы церковно-политические. Иларион пишет ярко и убедительно, использует многочисленные библейские метафоры и исторические примеры. Основной идеей «Слова» является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским.

Митрополит возносит хвалы князю Владимиру, крестителю Руси, уподобляя его знаменитому императору Константину.

Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси.

При нем были канонизированы первые русские святые — князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси.

Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей.

В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.

В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св.

Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе.

Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д.

Одна из характерных черт культуры Древней Руси — большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др.

, на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х — начале XI в.

За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.).

Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса — былин.

Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества.

Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем чтобы они обучали людей грамоте и письму.

О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания.

Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира.

Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.

Больших высот достигла в Х-XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева.

Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви — строились прежде всего храмы.

Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г.

На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство.

Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк.

По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое было выбрано не случайно — главный городской храм Константинополя тоже Софийский.

В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город.

Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью.

Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками.

Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера.

В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии — причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.

Источник: https://examen.ru/add/manual/school-subjects/arts/russian-culture/istoriya-russkoj-kulturyi-s-drevnejshix-vremen-do-nashix-dnej/glava-1-kultura-kievskoj-rusi-ix-xi-vv

Культура Киевской Руси (кратко)

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежат славянские дохристианские традиции, которые с принятием христианства подверглись влиянию Византии, Болгарии, а через них — античной и ближневосточной культурным традициям.

Один из основных признаков культуры — наличие письменности. Первые свидетельства о письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10-м в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9-го в., попытках использовать греческий алфавит. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е гг. 9-го в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9-го в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Временем политического и культурного расцвета Киевской Руси принято считать годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира.

В городе было 400 церквей (в том числе и Собор Святой Софии, воздвигнутый в честь победы Ярослава над печенегами в 1036 г.), въезд в Киев украшали золотые ворота, имелось восемь рынков.

Для укрепления могущества Руси Ярослав (без разрешения на то Константинополя) своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

Ярослав уделял большое внимание просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей, было положено начало русскому летописанию. Первый летописный свод, относящийся к концу 11-го в., дошел до современников в составе Новгородской летописи. Сподвижник Ярослава — митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории — «Слово о законе и благодати».

Читайте также:  Усиление реакции - история России

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам князя Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Документ включал в себя уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

Успешно развивались и внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира. Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его три дочери: Анна, Анастасия и Елизавета — вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-kievskoy-rusi/

Культура Киевской Руси IX-начала XII вв

Культура Киевской Руси IX-начала XII вв.

Характерные черты

1.Основой Древнерусской культуры стало богатое культурное наследие восточных славян. 2. Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов. (булгар, печенегов, половцев, угро-финнов). 3.

Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, и культурой христианской. 4.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм  (любовь к Родине, преданность своему народу).

Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства.

Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации.

Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их резами . Письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь.

Фольклорное творчество Древней Руси, уходящие своими корнями в языческие обряды восточных славян, было чрезвычайно разнообразным.

Но особое место в устном народном творчестве всегда занимали  былины, или  старины, которые стали настоящими шедеврами древнерусского фольклора.

К числу древнейших русских старин относят цикл былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, о Соловье-разбойнике, былины «Добрыня и змей» и «Добрыня-сват», «Иван — гостиный сын», «Алеша Попович и Тугарин» и другие.

Развитие письменной культуры Древней Руси дало мощный импульс зарождению летописания, которое возникло в конце X — начале XI вв.

К сожалению, первые русские летописи не сохранились, но они дошли до нас в составе трех редакций знаменитой «Повести временных лет», созданных монахами Нестором, Сильвестром и Иоанном в 1113 г., 1116 и 1118 г.

Архитектура

В 11 веке между Киевской Русью и Византийской Империей царили дружеские отношения. Происходил активный культурный обмен, на Руси было принято Христианство, и были переняты архитектурные навыки строительства каменных построек. В это время началось строительство каменных храмов. Самыми частыми стали храмы крестово-купольного типа.

Внутри эти здания разделялись массивными столбами, которые образовывали крест. Первой культовой каменной постройкой стала Десятинная церковь, которую в Киеве построили мастера из Византии.

Живопись

Строительство крупных храмовых сопровождалось бурным развитием монументальной и станковой живописи.

Монументальное искусство Киевской Руси (мозаики, фрески и темперная живопись) наиболее ярко было представлено в Киевской Софии, Десятинной церкви, Киево-Печерском Успенском соборе, Спасо-Преображенском храме и других культовых постройках той поры.

К древнейшим раритетам  станковой живописи Киевской Руси, созданных во второй половине XI — XII вв., следует отнести такие знаменитые иконы, как «Владимирская богоматерь», «Боголюбская богоматерь», «Устюжское благовещение», «Успение Богородицы», «Георгий Победоносец» и многие другие.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/kulturakiievskoirusiixnachalaxiivv

1. Роль городов киевской Руси как центров формирования и развития русской культуры

культура киевский русь

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие.

Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше.

Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси.

Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры.

Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности.

Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.

Вопрос об изначальной роли Киева спорен. Согласно некоторым исследованиям, вероятно, первым центром русской государственности явился Новгород, уже имевший за плечами несколько веков истории к тому моменту, когда появилась Киевская Русь, долгое время считавшаяся колыбелью славяно-русской культуры.

Даже первое упоминание о Новгороде официально относится к 859 году, что на три года раньше того времени, которое легендарное предание отводит к Киеву. И начало знаменитой Новгородской летописи, особенно ее старшего извода, некоторые ученые относят к более ранним временам, нежели Повесть временных лет.

Превознесение же Киева в качестве первого центрального города восточных славян связано с летописцем Нестором, поставившим киевскую культуру выше прочих, верой и правдой служа своему князю.

К сожалению, нет достаточных сведений, позволивших восстановить культуру Древнего Новгорода с такой же точностью, как культуру Киевской Руси, поэтому мы пойдем по традиционному пути и обратимся к городу на Днепре.

Как свидетельствует Повесть временных лет, датой основания Киева и началом отсчета времени Киевской Руси следует считать 862 год, хотя в действительности крупное поселение на месте Киева существовало уже в V веке.

Но, тем не менее, в качестве государственного образования Киевская Русь действительно ведет свою историю с IX века, и более ста лет Киев просуществовал как языческая держава.

Возникшие города (к концу IX века их было не менее 25), дворы князей разных рангов, а тем более самого киевского великого князя уже достигли уровня культуры, совместимого с западноевропейским. Русская военная знать проложила магистральные пути и на юг в Византию, и на запад в германские земли.

Киевская Русь располагалась на так называемом пути «из варяг в греки». Знали дороги и в сказочные страны Востока. О русских знали далеко за пределами киевских земель. Художественные изделия из драгоценных металлов, выполненные древнерусскими мастерами, славились по всей Европе.

Язычество превратилось в государственную религию, что отразилось в создании жреческого сословия: волхвов, чародеев, кощунников, — которые разработали точный календарь и умели неплохо предсказывать погоду.

Именно жрецы принимали важное участие в разработке мифологии. Многие дошедшие до нас волшебные сказки, созданы ими.

А сказки о Кощее Бессмертном и Анастасии Прекрасной восходят к еще более ранним индоевропейским мифам и близки к древнегреческому мифу об Аиде и Персефоне. Именно в ту эпоху складывается былинный эпос.

Несмотря на свои древнейшие корни, другой центр Древней Руси — Новгород — по своей значимости в ту эпоху не идет ни в какое сравнение с Киевом. Можно сказать, что Новгород как бы передал культурную эстафету своему младшему брату — Киеву. Однако именно с Новгородом связано предание о приглашении на княжение варягов, Рюрика и его братьев.

Отсюда идет варяжская теория происхождения российской государственности, долгое время бывшая популярной, особенно льстившая немцам.

Но дело в том, что подобный элемент политического механизма довольно широко использовался в средневековой Европе — приглашение для управления чужака, человека нейтрального, не связанного финансовыми и родственными отношениями с местной знатью. Этот человек становился своеобразным главой администрации и не более того.

В Древней домонгольской Руси был довольно распространен этот прием. Поэтому ничего экзотического, а тем более основополагающего в приглашении варягов на княжение нет. К тому же существуют определенные факты, свидетельствующие о том, что Рюрик и его братья имели славянские корни, хотя и проживали вдали от родины.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/13798

Ссылка на основную публикацию