Различные виды химического вооружения первой мировой войны — история России

1914-1918. Первая мировая война. Спецпроект ТАСС

Во время Первой мировой войны появился новый участник боевых действий, без которого теперь нельзя представить себе ни один военный конфликт – танк.

Его появление было связано с тем, что развитие атаки отстало от развития обороны, и существовавшее тогда оружие уже практически не позволяло прорвать более-менее укрепленные позиции. Именно это стало в 1914 году главной причиной перехода к позиционной войне.

Первоначально решить эту проблему пытались с помощью артиллерии, но она оказалась малоэффективной, так как на время артподготовки противник мог укрыться в подземных убежищах и после ее окончания вновь занять свои, пусть и разрушенные, позиции.

А имея пулеметы, на тот момент было возможно отразить атаку почти любого числа пехотинцев. (Забегая вперед, можем сказать, что первый проект британского танка так и назывался – «гусеничный истребитель пулеметов».) Задача перед военными инженерами обеих противоборствующих сторон была одинаковой: найти способ защиты идущих в атаку войск.

Решение, как это часто бывает, одновременно нашли два человека – британец Суинтон и француз Этьен. Оба они по сути вернулись к идее средневековых лат, с тем лишь отличием, что латы, достаточные для того, чтобы остановить пулю, человек был носить не в состоянии, поэтому в них нужно было одеть машину.

Французские бронеавтомобили и британская кавалерия. 1914 год
© National Library of Scotland

Здесь возникла новая проблема. Автомобили и бронеавтомобили уже существовали, но они были не в состоянии не то что прорывать оборонительные укрепления, но и просто двигаться по пересеченной местности. Суинтон и Этьен нашли решение в одной и той же машине – поставлявшемся и в Великобританию, и во Францию американском тракторе «Холт».

Но здесь Суинтон оказался расторопнее больше чем на год: свой проект «гусеничного истребителя пулеметов» он отправил в военное министерство в самом начале войны – 20 октября 1914 года, а Этьен написал главнокомандующему Жозефу Жаку Сезеру Жоффру лишь 20 декабря 1915-го.

Справедливости ради стоит заметить, что еще в 1913 году поручик австро-венгерских железнодорожных войск Бурштынь представил в военное министерство своей страны проект вполне работоспособного «истребителя пулеметов», но какой-то «дальновидный» чиновник поставил на проекте резолюцию «Человек сошел с ума…»

В России во время Первой мировой также разрабатывался собственный танк. Это был оригинальный двухместный «Вездеход» инженера Александра Пороховщикова.

Машина была во многих отношениях удачной, что подтвердили испытания: она легко преодолевала вертикальные стенки, у нее была удобная коробка передач, и она развивала скорость, которая и не снилась британскому «Вилли» — 40 км/ч.

У «Вездехода» был лишь один недостаток: его гусеница (кстати, единственная), была резиновой, и когда война перешла в позиционную стадию, маленький танк с хрупкой гусеницей оказался непригоден для преодоления многочисленных рядов проволочных заграждений.

Пороховщиков получил заказ на разработку более мощного «Вездехода – 2», но на дворе уже был январь 1917 года. Едва ли нужно говорить, что стало с его проектом. Сам инженер, который был еще и летчиком и предпринимателем-самолетостроителем, в конце 1940 года был обвинен в шпионаже и антисоветской деятельности и полгода спустя расстрелян
© Репродукция Фотохроники ТАСС

Как бы то ни было, первенство в разработке «истребителя пулеметов» захватили британцы. Опуская перипетии испытаний опытных образцов и разногласий разработчиков, перейдем сразу к итоговому варианту, который был готов к концу 1915 года. Основной отличительной чертой новой машины от ее прародителя – трактора – стали гусеницы, охватывающие корпус по периметру.

Машина, получившая на стадии разработки имя «Большой Вилли» (был и «Маленький Вилли», но он проиграл конкуренцию более крупному собрату), была покрыта листами брони толщиной чуть более чем в сантиметр. На тот момент такую броню не могла пробить ни одна пуля.

Основное отличие «Вилли» от танков современной конфигурации заключалось в том, что его вооружение располагалось не в башне сверху, а в боковых выступах корпуса, которые назывались спонсонами.

Это были либо пять пулеметов (тогда танк назывался «Самкой»), либо три пулемета и две 57-миллиметровые морские пушки (тогда он становился «Самцом»). «Вилли» имел двигатель мощностью 105 лошадиных сил (как, например, у Ford Focus с объемом двигателя 1,6) и мог развивать максимальную скорость в 6 км/ч.

На деле за час по пересеченной местности «Вилли» проходил два-три километра. Экипаж состоял из восьми или девяти человек, из которых четыре занимались исключительно управлением машиной.

«Вилли» очень неуклюже поворачивал: для того, чтобы повернуть направо, стопорили правую гусеницу, для поворота налево – соответственно, левую. Но так можно было сделать только незначительный поворот, потому что водитель имел доступ к управлению лишь первыми двумя передачами.

Чтобы сделать по-настоящему крутой вираж, он жестами (внутри «Вилли» из-за грохота не было слышно даже крика) указывал своим помощникам номера третьей или четвертой передач, и каждый из них выставлял нужную на свою гусеницу.

У самых первых «Вилли», получивших маркировку Mk-I, для поворотов сзади также были приделаны два колеса, действовавшие по принципу корабельного руля, но они не приносили никакой пользы, и на следующих моделях от них отказались.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ow3hZkk3iU

Новую машину продемонстрировали и испытали в феврале 1916 года. Она была признана удовлетворяющей ожиданиям, и правительство разместило заказ на производство первых ста «истребителей пулеметов».

Тогда же возникло слово «танк», которым в итоге стали называть не только Mk-I, но и всех его собратьев, причем, как ни странно, здесь не обошлось без «российского следа». Tank по-английски – это всего лишь «чан» или «цистерна». Такой эвфемизм был придуман для защиты новой разработки от внимания немецких шпионов.

Укрытые для транспортировки брезентом машины действительно напоминали цистерны, и британцы запустили слух, что эти цистерны изготовлены по заказу российского правительства и предназначены для отправки в Петроград. На каждом брезенте старательно выводили мелом по-русски: «Чан. Осторожно. Петроград».

В итоге слово tank прижилось в английском и русском языках, тогда как для немцев танк – это Panzer, то есть «бронированный», а для французов – char – «повозка».

Британский Mk валит дерево перед танковой атакой под Камбре. Ноябрь 1917 года
© AP Photo

Пора вступить в бой настала для танков 15 сентября 1916 года. Произошло это на реке Сомма на севере Франции.

В тактическом отношении все говорило против танковой атаки: землю развезло от дождей, и танки рисковали увязнуть в ней, да и количество машин оставляло желать лучшего – их было всего несколько десятков, тогда как для полноценного прорыва необходимы были сотни машин (в ноябре 1917 года прорвать фронт под Камбре не смогут почти 400 британских танков). Но британский главнокомандующий Дуглас Хейг, и сам не доверявший танкам, исчерпал уже все возможности для наступления и решился на отчаянный шаг.

Ночью на передовые позиции выдвинулись 49 танков. Цели достигли 32 из них – еще 17 либо заглохли, либо застряли по дороге. На рассвете эти 32 танка и пошли в первую в истории танковую атаку. Немецкие солдаты, никогда прежде не видевшие ничего подобного, в панике бросали оружие и бежали.

Очевидцы сообщали, что некоторые из немцев пытались сдаваться танкам в плен. За танками следовала английская пехота. Первая линия немецкой обороны была взята практически без потерь.

Но к девяти часам утра запас горючего в танках стал подходить к концу, экипажи вынуждены были прекратить атаку и возвращаться на базу, и наступление на этом, по сути, закончилось.

Читайте также:  Эволюция революционного движения в России в xix веке - история России

Из 32 танков, пошедших в атаку на Сомме, в расположение самостоятельно возвратились 18. Почти все участвовавшие в атаке танкисты были ранены в голову осколками пуль, залетавшими в незащищенные смотровые щели. Однако несмотря на все это генерал Дуглас Хейг почти сразу после этой атаки послал в Лондон телеграмму с требованием к правительству заказать еще тысячу таких машин.

В Первой мировой войне успели принять участие еще множество танков: несколько моделей Mk, английские «Уиппеты», французские «Шнейдеры» и «Сен-Шамоны», немецкие A7V.

Все они, за исключением, пожалуй, «Уиппета» были очень неудачными, да и «Гончую» (так переводится с английского слово whippet) нельзя было назвать прорывом в деле танкостроения.

Таким прорывом ближе к концу войны стал танк FT-17, разработанный Луи Рено – тем самым, который основал названную его именем автомобильную компанию. Но в истории все-таки навсегда остался неуклюжий Mk-I, просто потому, что он был первым.

Конвенции, запрещающие применение химического оружия, были приняты на международных конференциях в Гааге еще в 1899 и 1907 годах. Однако с началом Первой мировой войны они были забыты, причем не только Германией, как полагают некоторые: российские войска, например, тоже применяли химическое оружие, в частности, во время Брусиловского прорыва.

Немцы впервые попытались применить химическое оружие в феврале 1915 года против российских войск в районе Варшавы. Однако хлор, который они использовали, не принес ожидаемого эффекта из-за установившихся сильных морозов.

Академик Николай Зелинский в 1950 году
© Фотохроника ТАСС

В апреле того же года немцы применили хлор уже на Западном фронте, севернее бельгийского города Ипр. Туда были доставлены шесть тысяч баллонов, в которых содержались 180 тонн газа.

Эта атака оказалась успешной, и британское и французское командования в тот же день начали обеспечение своих солдат простейшими средствами защиты – в первую очередь, марлевыми повязками, которые вскоре были заменены на противогазы, причем лучшим считался российский угольный противогаз, разработанный в том же 1915 году профессором Московского университета Николаем Зелинским.

А два года спустя, 12 июля 1917 года все под тем же Ипром немцы применили уже другое химическое оружие – темно-коричневую жидкость с запахом горчицы, испарения которой так и называли – горчичный газ, но после этого дня их стали называть ипритом. Это оружие в тот день унесло жизни 90 тыс. британских и французских солдат.

Спектр применявшихся во время Первой мировой отравляющих веществ не ограничивается хлором и ипритом. В разное время и на разных фронтах противники применяли фосген, дифосген, хлорпикрин, хлорацетофенон, люизит и адамсит.

В общей сложности воюющие страны израсходовали за годы Первой мировой более 125 тыс.

 тонн отравляющих веществ, а число солдат, погибших от отравления, достигло миллиона человек, то есть каждый тринадцатый погибший был убит именно химическим оружием.

Берта Крупп перед портретом своего покойного мужа Густава Круппа. 3 февраля 1951 года
© AP Photo/Jaeger

Основателем династии немецких промышленников, на протяжении столетия снабжавших германскую армию артиллерией, был Фридрих Крупп (1787-1826), построивший в городе Эссен в Рурской области на западе Германии сталелитейный завод.

Его сын Альфред (1812-1887) в 1847 году изготовил первое небольшое орудие, а уже в 1856 году фирма получила военные заказы из Египта, в 1861 году – из Бельгии, а в 1863 – из России. Тогда же, в 1860-х годах Альфред Крупп приобрел угольные шахты и рудники, и его фирма превратилась в промышленную империю. На момент его смерти эта империя поставляла оружие уже в 46 стран.

Продолжателями дела Альфреда Круппа стали его сын Фридрих Альфред (1854-1902) и внучка Берта (1886-1957), в честь которой была названа серия гигантских пушек, выпускавшихся в Первую мировую.

Берта вышла замуж за Густава фон Болен унд Хальбаха (1870-1950), который стал еще одним достойным наследником и продолжателем дела Круппов. 

Густав Крупп

Тюремное фото Альфрида Круппа

Именно при Густаве и Берте империя Круппов в годы Первой мировой войны стала крупнейшим поставщиком вооружений германской армии. По окончании Первой мировой по условиям более половины производств империи Круппов должны были быть демонтированы. Густав попытался противодействовать этому и в 1923 году был приговорен к 15 годам лишения свободы, однако на деле провел в тюрьме лишь семь месяцев.

Альфрид Крупп (в центре) на Нюрнбергском процессе
© AP Photo

С приходом к власти в Германии нацистов заводы Круппов вновь заработали на полную мощность. Старший сын Густава и Берты Альфрид (1907-1967) в 1938 году вступил в НСДАП. В 1943 году Гитлер издал так называемый Закон Круппа, по которому концерн объявлялся исключительной семейной собственностью.

Широко известно, что во время Второй мировой на заводах Круппов использовался труд заключенных концлагерей.

В 1948 году за использование рабского труда Нюрнбергский трибунал приговорил Альфрида Круппа фон Болен унд Хальбаха к 12 годам лишения свободы, однако в 1951 году он был амнистирован и ему даже вернули часть предприятий, которые были переведены на производство станков и оборудования для тяжелой промышленности.

После смерти Альфрида в 1967 году имущество концерна было передано его благотворительному фонду. В конце XX века концерн Круппов объединился с концерном «Тиссен» (правильнее «Тюссен», Thyssen AG) в предприятие ThyssenKrupp AG, которое по сей день является одним из крупнейших в мире производителей стали и оборудования.

«Большая Берта» под Ипром во время Первой мировой войны
© AP Photo

«Большая Берта»

На самом деле циклопические пушки этой серии, изготовленные на заводах Круппа для германской армии, назывались «Толстая Берта» («Dicke Berta»). Они были названы в честь дочери Фридриха Альфреда Круппа. Это были 420-милиметровые мортиры со стволами длиной более пяти метров, весившие почти по 43 тонны.

«Берты» стреляли снарядами массой от 810 до 1160 килограммов на расстояние почти в 10 километров. Применяли их в основном на бельгийской территории: «Берты» бомбили Льеж, Антверпен и Ипр. Впрочем, работали они и под Верденом и на Восточном фронте.

По разным данным, в общей сложности было изготовлено от двух до семи таких орудий.

Источник: http://tass.ru/wwi/tehnika-voyny

Стрелковое оружие России в годы Первой мировой

Первая мировая война началась чуть больше века назад и закончилась спустя четыре года. Всему миру она запомнилась тем, что это была первая масштабная война, в которую были вовлечены большинство стран Европы с применением таких страшных видов вооружения, как танки, самолёты, химическое оружие. Но использование всего этого не убрало с театра военных действий огнестрельного оружия.

Именно в это время начали появляться пулемёты и автоматические винтовки, а за океаном появился знаменитый Colt, образца 1911 года.
В то время основным стрелковым оружием в российской армии служила знаменитая «трёхлинейка» или же винтовка Мосина образца 1891 года под патрон 7,62 миллиметра. Это сравнительно новое оружие не уступало по своим характеристикам вооружению других стран участников.

На момент начала боевых действий всего насчитывалось 4519700 винтовок. К сожалению, данного количества было явно не достаточно, чтобы удовлетворить нужды Российской армии и, на протяжении всей войны, правительство активно закупало иностранное вооружение, а бойцы на линии фронта охотно пользовались трофейными винтовками и пистолетами.

В руках бойцов можно было встретить такое стрелковое оружие, как:

  • винтовка и карабин Винчестер М.1895 под патрон 7.62-миллиметра (США);
  • винтовка «Арисака» обр.38 1905 года под патрон 6,5- миллиметра (Япония);

Основным, принятым на вооружение пулемётом в Первую мировую войну был пулемёт Максима, производство которого было налажено на Тульском оружейном заводе в 1904 году.

Читайте также:  Причины, сущность, итоги дворцовых переворотов в России - история России

Немецкий пулемет системы Максим

Темпы производства не позволяли в полной мере перекрыть потери данного стрелкового оружия, поэтому Российская Империя была вынуждена закупать аналогичные ему виды. Новое оружие, попадавшее в армию, поставлялось различными странами и включало в себя следующие модели:

  • пулемёт ручной «Гочкис» обр. 1909 года под патрон 7,71 миллиметра (Франция);
  • станковый пулемёт «Кольт-Браунинг» обр. 1895/1914 года под патрон 30 кал. (США);
  • ручной пулемёт «Льюис» обр. 1915 года под патрон 7,71-миллиметра (Великобритания);
  • Ручной пулемёт «Шош» обр. 1915 г.под патрон 8 миллиметров (Франция);

Основным стрелковым оружием среди офицеров Российской армии являлся пистолет системы Нагана, под патрон 7,62 миллиметра принятого на вооружение указом Николая II в 1895 году. Этот пистолет производился для нужд армии в двух вариантах:

  • офицерский – с механизмом самовзвода после каждого выстрела;
  • солдатский – с необходимостью взводить механизм после каждого выстрела.

В 1907 году высочайшим приказом №74 офицерам было разрешено самостоятельно приобретать пистолеты, а также приводился список рекомендованных образцов, которые разрешалось носить в кобуре вместо револьвера Нагана. В этот список вошли:

  • «Люгер» («Парабеллум» Р.08) обр. 1908 года под патрон 7,65 либо 9 миллиметра (Германия);
  • «Кольт М.1911» обр. 1911 года под патрон калибра 0.45(США);
  • «Маузер» С.96 обр. 1896 года под патрон 7,63 либо 9 миллиметра (Германия);
  • «Браунинг» обр. 1903 года под патрон 7,65 либо 9 миллиметра (Бельгия);
  • «Штейер» обр. 1907 года под патрон 8 миллиметра (Австрия).

Кроме того, существовал второй список, данные пистолеты были разрешены для ношения в свободное время и по возвращении в строй должны были заменяться на стандартный «наган»:

  • пистолет карманный Браунинг обр. 1900 года под патрон 7,65 миллиметра (Бельгия);
  • Браунинг обр. 1906 года под патрон 6,35 миллиметра (Бельгия);
  • Штейер-Пипер обр. 1909 года под патрон 7,65 миллиметра (Австрия);
  • Браунинг обр. 1910 года под патрон 7,65 либо 9 миллиметра (Бельгия);
  • Маузер обр. 1910 года под патрон 6,35 миллиметра (Германия).

Подведя черту, можно сказать, что в период Первой мировой войны в рядах армии Российской империи находилось огромное, по своему разнообразию, количество стрелкового оружия. Причём сказать это можно даже без учёта того, что в ходе боевых действий солдаты часто захватывали трофейные единицы вооружения и зачастую пользовались именно ими.

Похожее

Источник: http://lockwork.ru/oruzhie-rossii-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny/

10 инноваций Первой мировой войны

«Я так и не понял, зачем надо было воевать», — спел как-то американский бард Боб Дилан о Первой мировой войне.

Надо или не надо, но первый высокотехнологичный конфликт в истории человечества начался ровно сто лет назад, унес миллионы жизней и кардинально изменил ход истории в Старом Свете, да и во всем мире.

Научно-технический прогресс впервые с такой невероятной силой показал, что он способен быть убийственным и опасным для цивилизации.

К 1914 году Западная Европа отвыкла от больших войн. Последний грандиозный конфликт — Франко-Прусская война — состоялся почти за полвека до первых залпов Первой мировой.

Но та война 1870 года прямо или косвенно привела к окончательному оформлению двух крупных государств — Германской империи и Королевства Италия.

Эти новые игроки чувствовали себя как никогда сильными, но обделенными в мире, где Британия правила морями, обширными колониями владела Франция, серьезное влияние на европейские дела имела огромная Российская империя.

Большая бойня за передел мира зрела долго, и когда она все-таки началась, политики и военные еще не поняли, что войны, в которых офицеры гарцуют на конях в ярких мундирах, а исход конфликта решается в больших, но скоротечных сражениях профессиональных армий (типа больших битв в наполеоновских войнах), ушли в прошлое.

Пришла эпоха траншей и дотов, полевой формы маскирующего цвета и многомесячных позиционных «боданий», когда солдаты гибли десятками тысяч, а линия фронта почти не двигалась ни в ту, ни в другую сторону.

Вторая мировая война, конечно, тоже была связана с большим прогрессом в военно-технической области — чего стоит только появившееся в ту пору ракетное и ядерное оружие.

Но по количеству всевозможных инноваций Первая мировая вряд ли уступает Второй, если не превосходит ее.

В этой статье мы упомянем десять из них, хотя список можно было бы расширить. Скажем, формально военная авиация и боевые подводные лодки появились еще до войны, но раскрыли свой потенциал именно в сражениях Первой мировой. В этот период воздушные и подводные боевые корабли обзавелись многими важными усовершенствованиями.

Самолет оказался весьма перспективной платформой для размещения оружия, вот только не сразу стало понятно, как именно его там размещать. В первых воздушных боях пилоты стреляли друг в друга из револьверов.

Пулеметы пытались подвешивать к самолету снизу на ремнях или ставить над кабиной, но все это создавало проблемы с прицеливанием.

Хорошо бы разместить пулемет точно перед кабиной пилота, но как стрелять через пропеллер?

Эту инженерную задачу решил еще в 1913 году швейцарец Франц Шнайдер, однако по-настоящему рабочую систему синхронизации стрельбы, где пулемет был механически связан с валом двигателя, разработал голландский авиаконструктор Энтони Фоккер. В мае 1915 года германские самолеты, пулеметы которых стреляли через винт, вступили в бой, а вскоре новшество переняли и военно-воздушные силы стран Антанты.

Синхронизатор стрельбы позволил летчикам вести прицельную стрельбу из пулемета через лопасти винта.

В это непросто поверить, но ко времени Первой мировой относится и первый опыт создания беспилотного летательного аппарата, ставшего предком одновременно БПЛА и крылатых ракет.

Два американских изобретателя — Элмер Сперри и Питер Хьюитт — разрабатывали в 1916—1917 годах беспилотный биплан, задача которого была доставить к цели заряд взрывчатки. Ни о какой электронике тогда никто не слышал, и направление аппарат должен был выдерживать с помощью гироскопов и альтиметра на основе барометра.

В 1918 году дошло дело и до первого полета, но точность оружия настолько «оставляла желать», что военные отказались от новинки.

Читайте также  Первая мировая война: забавные изобретения

Первый БПЛА взлетел в 1918 году, но до поля сражений так и не добрался. Точность подвела.

Расцвет подводных операций заставил инженерную мысль активно работать над созданием средств обнаружения и уничтожения спрятавшихся в морских глубинах боевых кораблей.

Примитивные гидрофоны — микрофоны для прослушивания подводных шумов — существовали еще в XIX столетии: они представляли собой мембрану и резонатор в виде колоколообразной трубы.

Работы над прослушиванием моря активизировались после столкновения «Титаника» с айсбергом — именно тогда возникла идея активной звуковой гидролокации.

И наконец, уже в годы Первой мировой благодаря работам французского инженера и в будущем общественного деятеля Поля Ланжевена, а также русского инженера Константина Чиловского был создан гидролокатор, основанный на ультразвуке и пьезоэлектрическом эффекте — этот прибор мог не только определять расстояние до объекта, но и указывать направление на него. Первая немецкая подлодка была обнаружена с помощью гидролокатора и уничтожена в апреле 1916 года.

Гидрофон и гидролокатор стали ответом на успехи немецких подводников. Скрытность субмарин пострадала.

Борьба с немецкими субмаринами привела к появлению и такого оружия, как глубинные бомбы. Идея зародилась в стенах Королевской военно-морской торпедной и минной школы (Британия) в 1913 году. Главной задачей было создать бомбу, которая взрывалась бы только на заданной глубине и не могла повредить надводным кораблям и судам.

Читайте также:  Реформы государственного устройства 1700-1725 годах - история России

Глубинные бомбы. Гидростатический взрыватель замерял давление воды и приводился в действие лишь при определенном его значении.

Что бы ни происходило на море и в воздухе, главные битвы велись на земле. Возросшая огневая мощь артиллерии и особенно распространение пулеметов быстро отбили охоту воевать на открытых пространствах.

Теперь противники соревновались в умении вырыть как можно больше рядов траншей и глубже закопаться в землю, которая надежнее уберегала от шквального артиллерийского огня, чем форты и крепости — те, что были в моде в предыдущую эпоху.

Разумеется, земляные укрепления существовали с древних времен, но только в ходе Первой мировой возникли гигантские по протяженности сплошные линии фронта, тщательно раскопанные по обе стороны.

Бесконечные траншеи. Артиллерийский и пулеметный огонь заставили противников закопаться в землю, результатом чего стал позиционный тупик.

Линии траншей немцы дополняли отдельными бетонированными огневыми точками — наследниками крепостных фортов, получившими впоследствии название дотов.

Этот опыт был не очень удачен — более мощные доты, способные выдерживать удары тяжелой артиллерии, появились уже в межвоенный период.

Но тут можно вспомнить, что гигантские многоуровневые бетонные укрепления линии Мажино не спасли французов в 1940-м от удара танковых клиньев вермахта.

Военная мысль ушла дальше. Закапывание в землю привело к позиционному кризису, когда оборона с обеих сторон стала настолько качественной, что пробить ее оказывалось дьявольски трудной задачей.

Классический пример — Верденская мясорубка, в которой многочисленные обоюдные наступления всякий раз захлебывались в море огня, оставляя на поле боя тысячи трупов, не давая решающего перевеса ни одной из сторон.

Читайте также  Зачем хозяева Запада развязали Первую мировую войну

Доты усиливали германские оборонительные линии, однако были уязвимы перед ударами тяжелой артиллерии.

Сражения часто шли и ночью, в темноте. В 1916 году британцы «радуют» войска еще одной новинкой — трассирующими пулями .303 Inch Mark I, оставляющими зеленоватый светящийся след.

Трассирующие пули сделали возможной прицельную стрельбу в ночное время.

В этой ситуации военные умы сосредоточились на создании своего рода тарана, который помог бы пехоте прорваться сквозь ряды траншей.

Например, была разработана тактика «огненного вала», когда впереди наступавшей на траншеи противника пехоты катился вал разрывов от артиллерийских снарядов.

Его задача была максимально «зачистить» окопы перед их захватом пехотинцами. Но эта тактика имела и минусы в виде потерь среди атакующих от «дружественного» огня.

Определенным подспорьем для наступающих могло бы стать легкое автоматическое оружие, но время его пока не пришло.

Правда, первые образцы ручных пулеметов, пистолетов-пулеметов и автоматических винтовок появились тоже во время Первой мировой.

В частности, первый пистолет-пулемет Beretta Model 1918 был создан конструктором Тулио Маренгони и поступил на вооружение итальянской армии в 1918 году.

Пистолет-пулемет Beretta открыл эпоху легкого автоматического оружия.

Пожалуй, самым заметным новшеством, которое было нацелено на преодоление позиционного тупика, стал танк.

Первенцем оказался британский Mark I, разработанный в 1915 году и отправившийся в атаку на немецкие позиции в битве на Сомме в сентябре 1916-го.

Ранние танки были медлительными и неуклюжими и являли собой прототипы танков прорыва, относительно устойчивых к огню противника бронеобъектов, поддерживающих наступающую пехоту.

Вслед за англичанами танк Renault FT построили французы. Немцы тоже сделали свою машину A7V, однако в танкостроении особенно не усердствовали.

Через два десятилетия именно немцы найдут своим уже более проворным танкам новое применение — они станут использовать танковые войска как отдельный инструмент стремительного стратегического маневра и споткнутся о собственное изобретение только под Сталинградом.

Танки были еще медленными, неуклюжими и уязвимыми, но оказались очень перспективным видом боевой техники.

Отравляющие газы — еще одна попытка подавить глубоко эшелонированную оборону и подлинная «визитная карточка» бойни на европейском ТВД. Все началось со слезоточивых и раздражающих газов: в сражении при Болимове (территория современной Польши) немцы применили против русских войск артиллерийские снаряды с ксилобромидом.

Боевые газы стали причиной многочисленных жертв, но супероружием не стали. Зато противогазы появились даже у животных.

Затем пришло время газов, которые убивают. 22 апреля 1915 года немцы выпустили на французские позиции у реки Ипр 168 т хлора. В ответ французы разработали фосген, а в 1917 году у той же реки Ипр германская армия применила иприт.

Гонка газовых вооружений шла всю войну, хотя решающего преимущества боевые отравляющие вещества не дали ни одной из сторон.

Кроме того, опасность газовых атак привела к расцвету еще одного довоенного изобретения — противогаза.

/Олег Макаров, popmech.ru/

Источник: http://army-news.ru/2014/09/10-innovacij-pervoj-mirovoj-vojny/

Технологии Первой мировой войны

Одним из самых масштабных и разрушительных вооруженных конфликтов в истории человечества является Первая мировая война, которая началась 28 июля 1914 года и закончилась 11 ноября 1918-го. Технологии, которые применялись в сражениях противоборствующих государств, были сравнительно новыми и имели весьма сильный эффект.
 

Поскольку интенсивно развивалась индустрия, буквально на глазах появлялись все новые и новые смертоносные приспособления и устройства, поражающее действие которых не шло ни в какое сравнение с военными технологиями XVII-XVIII веков. Были изобретены доселе невиданные типы оружия, некоторые из которых вследствие огромной разрушающей силы были запрещены различными международными конвенциями и соглашениями.

Именно во время Первой мировой войны были впервые использованы боевые отравляющие вещества. Самой мощной химической промышленностью в начале XX века располагала Германия. Именно это государство создало первое в мире химическое оружие – хлорный газ, которое было применено в 1915 году в битве под Ипром.

Следом за ним стали использоваться иприт и фосген, а также ряд других боевых отравляющих веществ. Соответственно, для защиты от химического оружия были разработаны особые средства, самым известным среди которых является противогаз.

Всего во время Первой мировой войны от действия химического оружия пострадало около 1 миллиона человек.

Начало XX века ознаменовалось появлением боевых машин и новых морских технологий. В частности, первые танки на гусеничной тяге, которые работали на четырехтактных двигателях внутреннего сгорания, были разработаны в Великобритании. В качестве вооружения на них использовались пулеметы Максима и Льюиса, кроме того, боевые машины оснащались противопульной броней.

Что касается подводных лодок, то они работали на гибридных двигателях, представляющих собой сочетание электрических и дизельных агрегатов. Одно из самых масштабных сражений, в котором применялись субмарины, вошло в историю как битва за Атлантику.

В процессе противостояния сильнейших европейских государств германские войска пытались блокировать поставки продовольствия и различных бытовых товаров в Великобританию, сбивая торпедами английские суда. В начале XX века отмечалось интенсивное развитие самолетостроения.

Первоначально воздушные суда использовались для разведки, однако в скором времени на авиацию были возложены и боевые задачи. Появились первые бомбардировщики, штурмовики и истребители. Через некоторое время на борту военных самолетов стали использоваться стационарные пулеметы.

Кроме того, развивалась и морская авиация.

И практически в тоже время человечество освоило ночные полеты. Согласно военным хроникам, около 485 германских самолетов пытались ночью атаковать Париж, но замысел провалился, поскольку до цели добралось не более 4-х десятков из них – в городе уже действовала мощная противовоздушная оборона. 

Что касается артиллерии, то следует отметить, что мощность гаубиц и пушек была существенно увеличена именно в начале XX века. На заводах Круппа создавались невиданные своими размерами и дальностью стрельбы пушки, а в 1914 году немецкие войска уже использовали минометы. 

Источник: http://www.letopis.info/themes/weapons/tehnologii_pervoy_mirovoy_voyniy.html

Ссылка на основную публикацию