Распад ссср — история России

Последствия распада ссср — международный журнал

Ершов Б.А. Последствия распада СССР / Б.А. Ершов, Е.В. Зименкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №3. — С. 20-22.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР

Б.А. Ершов, д-р ист. наук, профессор

Е.В. Зименкова, студент

Воронежский государственный технический университет

(Россия, г. Воронеж)

Аннотация. В данной статье проанализированы последствия распада СССР с экономической, политической и социальной сторон.

Ключевые слова: распад СССР, последствия, экономика, политика, социум.

Распад СССР по праву можно назвать крупнейшим геополитическим событием XX века и это едва ли будет преувеличением.

В течение столетия Российская империя, а затем СССР являлись одними из крупнейших игроков на международной арене, и вторую половину века СССР вместе с другой крупнейшей державой – Соединенными Штатами Америки поддерживали в своем противостоянии всю сложившуюся после Второй Мировой войны систему международных отношений. И вот зимой 1991 г. Союз Советских Социалистических республик в одночасье перестал существовать. Можно утверждать, что распад Советского Союза являлся без малого крупнейшей политической катастрофой ХХ века. Распад Советского Союза это часть нашей личной биографии и драмы. Событие, которое дало начало новому витку истории России, которое до сих пор влияет на нашу жизнь.

Последствия распада СССР

1. Экономические последствия

Распад СССР привел к разрыву большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках, значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами, вследствие обособления экономических систем государств и повсеместного кризиса, связанного с дезинтеграцией советской экономики. В этой ситуации Российская Федерация проиграла меньше других в силу относительной самодостаточности ее экономического потенциала [1].

Россия выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

Государственная территория сократилась на четверть, население – наполовину [2]. Возникла проблема слабой развитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны.

На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок более дешевыми потребительскими товарами из стран СНГ (например, сезонными овощами, фруктами и т.д.).

2. Политические последствия

В данной сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и регионального баланса сил: экономических, политических, военных. По мнению Г. Киссинджера, государственного секретаря США в 1973 – 1977 гг.

, «…Советский Союз не должен был так быстро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последствиям…». Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой.

Отодвинув угрозу мировой войны, распад СССР повысил вероятность локальных войн и конфликтов. Позже В.В. Путин отметил: «…Ситуация на Северном Кавказе и в Чечне – это продолжение развала СССР.

Какое-то время я надеялся, что с ростом экономики и развитием демократических институтов этот процесс будет заторможен. Но жизнь и практика показали, что этого не происходит» [3].

Резко уменьшился международный политический потенциал и влияние России на мировое сообщество по сравнению с СССР, резко упала способность отстаивать свои интересы (выборы президента в республике Украина в 2004 г.).

Россия постепенно теряет сферы влияния на постсоветском пространстве.

Да, правительство стало использовать энергетический рычаг для усиления влияния на западе, да и подобная стратегия является, на мой взгляд, очень нестабильной и односложной.

Внешний мир изменил отношение к России с опасения, на активную экспансию, как в развивающуюся молодую страну. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения уменьшилась, во многом благодаря резкому снижению военного потенциала. Нельзя точно сказать, хорошо это или плохо. С позиции патриотизма – безусловно негативно.

3. Социальные последствия

Разорваны миллионы человеческих связей, у людей сформировался комплекс «разделенной нации». Чтобы попасть к родственникам, живущим на Украине, Россиянин должен был проходить таможенный контроль, чего раньше не было, ввиду отсутствия границ. В 2003 г. компанией Romir Monitoring было проведено социологическое исследование по вопросу отношения россиян к распаду СССР.

Респондентам в возрасте от 18 лет и старше были заданы следующие вопросы: «Как Вы считаете, был ли распад СССР неизбежным или его можно было предотвратить? И В целом, Вы сожалеете, что СССР распался, одобряете его распад или Вам это безразлично?» Подавляющее большинство опрошенных ответило на первый вопрос: «Да, можно было предотвратить», а на второй: «Сожалею».

Возникла проблема национальных меньшинств, проживающих вне своих национальных центров. В России заработала машина национализма и расовой дискриминации. Защита интересов меньшинств средствами традиционной дипломатии в долгосрочном плане требует комплексного подхода.

В странах Балтии резко ухудшилось отношение к преобладающему там русскому населению, начались гонения и всяческие притеснения в их адрес. Появился легальный фашизм.

Имеет место проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР, где такой проблемы не существовало. Наиболее остро стоит проблема Калининграда, который оказался отрезан от большой России.

Иной аспект, подпавший под несколько предвзятую критику – экономика СССР. Застой, конечно, был, если говорить о нем как о комплексе проявлений (закостенение госаппарата, отсутствие новых тенденций в культурной жизни, давление идеологических клише).

Однако рост экономики был и составлял 3-4% в год, что в общем-то нормально для развитой экономики. Техническая отсталость, конечно была, но сказывалось это в основном в быту.

В целом же уровень технологических разработок был таким – 15% выше мировых стандартов, 70% на уровне; сейчас – соответственно 4 и 15%.

Проблемы в сфере управления, конечно, также были. Громоздкого и чрезмерно централизованный аппарат был неадекватен нуждам гибкого управления.

Систему сломали, однако в результате имеем в 4 раза больше чиновников на душу населения при ухудшении качества управления.

В этом отношении хотелось бы сослаться на пример Китая, который решал аналогичные проблемы гибкой перестройкой системы с передачей части функций на нижние «этажи».

Реальная же проблема – внутреннее разложение номенклатуры (связано с кризисом в сфере идеологии), отсутствовала адекватной системы отбора кадров, имело место желание прибрать к рукам собственность. К середине 80-х ощущалось кризисное положение, необходимость перемен.

За 3 года (1982-1985 гг.) сменилось 4 генсека. В 1985 г. стоял выбор: 1) реформы по китайскому образцу; 2) реализованный вариант «нового мышления» – беспланово и непродуманно [4].

Современные попытки доказать, что реформа «по-китайски» была невозможна, базируется на утверждении о якобы слишком высоком уровне развития. Суть реформ по-китайски: ничего не делать наобум, «нащупывать камни, переходя реку», сначала реформировать экономику, потом политику.

Причина кризиса, на мой взгляд, в том, что сделали с точностью до наоборот. Не использовали конкурентные преимущества СССР в 1980-е гг.

Настоящей проблемой была откровенная бездарность руководства и наличие неблагоприятных факторов. Так, например, 50 млрд. руб. давала торговля водкой, а Горбачев развернул антиалкогольную кампанию. В то же самое время имело место резкое падение цен на нефть, в том числе и из-за структурной перестройки экономики Запада; Чернобыль – 1986 г., землетрясение в Армении – 1988 г.

Так, столкнувшись с реальными экономическими проблемами, власти решили параллельно запустить политическую реформу, основу которой составили гласность и плюрализм. В результате население получило возможность возмущаться открыто. Где-то с 1988 г. началось скатывание в кризис.

Во внешней политике шел поворот в сторону односторонних уступок Западу в условиях внутреннего кризиса. Как указывалось выше, в 1988 – 1991 гг.

доминировали «антисоюзные» настроения, которые базировались даже не столько на массах, сколько на обозначенной выше «триаде» – коммерсанты, интеллигенция, местная национальная номенклатура, которую в первую очередь интересовала власть в своих, если так можно выразиться, уделах (типичные примеры – Шеварднадзе, Назарбаев, Ниязов, Алиев) [5].

Распад СССР не стал окончательным актом, а запустил долгосрочный процесс создания и развития новых независимых государств. Этот процесс характеризуется значительной нестабильностью.

Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными, что приведет к их распаду, существует возможность образования новых государств (Абхазия, Преднестровье).

Подобную ситуацию в настоящее время можно наблюдать во многих республиках бывшего СССР: в Грузии это проблемы, связанные с попытками отделения Абхазии, Аджарии, Южной Осетии. В Молдове – приднестровская проблема.

Эту нестабильность придется регулировать – желательно политическими методами, и огромную роль в этом вопросе должна сыграть Российская Федерация, ни в коем случае не устраняясь от проблем бывшего СССР. Иначе, вместо нас эту проблему решит Запад, и Россия окончательно потеряет влияние на пространстве бывшего СССР.

Библиографический список

1. Богомолов Б.А., Блашенкова В.С. Распад СССР в контексте решения национального вопроса. http://niiss.ru/mags_bogomolov.shtml

2. Ионов И.Н. Советская экономика и НТР. Отечественная история – 1992

3. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М.,2000.

4. Ненароков А.П. Несостоявшийся Юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? М.,1992.

5. Поляк Г.Б. Всемирная история. М.,1997

THE CONSEQUENCES OF THE COLLAPSE OF THE SOVIET UNION

B.A. Ershov, doctor of historical sciences, professor

E.V. Semenkova, student

Voronezh state technical University

(Russia, Voronezh)

Abstract. .postlight.com»>

Источник: http://intjournal.ru/posledstviya-raspada-sssr/

РАСПА́Д СССР

Распад СССР – совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989–1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута.

Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И.

Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда.

Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности.

Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989–1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К.

Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года.

Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат – демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений.

Читайте также:  Вооруженные силы ссср - история России

В 1988–1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990).

Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать.

К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того – Россией.

В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило.

Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР.

В конце 1988 – начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия.

11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая – в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д.

Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги.

Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики.

Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы.

Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований – обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода – ликвидаторский и прагматический.

Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать.

Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства.

Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность.

Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство – за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР.

Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик.

В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР.

Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений.

Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда.

Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон.

Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу».

В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками.

Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики.

В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики.

Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям.

Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»).

В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А.

Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 – были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях.

Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники.

Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР.

На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва.

Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В.

Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты – за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным – руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками – каждые в свою пользу.

В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года.

Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/raspad_sssr_n

Почему распался СССР?

Краткое содержание статьи:

Войны и экспансии всегда вели к возникновению крупных государств. Но даже огромные и неодолимые державы рушатся. Римская, Монгольская, Российская и Византийские империи, имели в своей истории, как пики своего могущества, так и падения. Рассмотрим причины развала самой огромной страны XX века. Почему распался СССР, и к каким последствиям это привело, читайте в нашей статье ниже.

В каком году произошел распад ссср?

Пик кризиса в СССР попал на середину 80-х годов прошлого века. Именно тогда, ЦК КПСС ослабил контроль над внутренними делами стран социалистического лагеря.

В Восточной Европе произошел упадок коммунистического режима.

Падение Берлинской стены, приход к власти в Польше и Чехословакии демократических сил, военный переворот в Румынии – все это сильно ослабило геополитическую мощь СССР.

Период выхода социалистических республик из состава страны выпал на начало 90-х годов.

Точная дата прекращения существования великой державы – 26 декабря 1991 года.

Перед этим событием, произошел быстрый выход из страны шести республик:

  • Литва. Первая республика, вышедшая из состава Советского Союза. Независимость была провозглашена 11 марта 1990 года, но ни одна страна мира тогда, не решилась признать возникновение нового государства.
  • Эстония, Латвия, Азербайджан и Молдова. Период с 30 марта до 27 мая 1990 года.
  • Грузия. Последняя республика, выход которой произошел до августовского ГКЧП.
Читайте также:  Гражданская война на дону: течение и специфика - история России

Ситуация в стране становилась неспокойной. Вечером 25 декабря 1991 года, Михаил Горбачев выступает с обращением к народу и снимает с себя должность главы государства.

Распад СССР: причины и последствия

Прекращению существования СССР, предшествовало множество факторов, главный из которых – экономический кризис.

Аналитики и историки не могут дать однозначный ответ на этот вопрос, поэтому назовем основные причины:

  • Спад экономики. Крушение экономики повлекло за собой к дефициту не только товаров народного потребление (телевизоры, холодильники, мебель), но и к перебоями продуктового обеспечения.
  • Идеология. Единственная коммунистическая идеология в стране не впускала в свои ряды людей со свежими идеями и новыми взглядами на жизнь. Итог – многолетнее отставание от развитых стран мира во многих сферах жизни.
  • Неэффективное производство. Ставка на простые материалы и неэффективные механизмы производства, работала при большой стоимости углеводородов. После обвала цен на нефть, который произошел в начале 80-х годов, казну страны не было чем заполнять, а быстрая перестройка экономики усугубила ситуацию в стране.

Последствия распада:

  • Геополитическая ситуация. Прекратилось экономическое и военное противостояние двух супердержав 21 века: США и СССР.
  • Новые страны. На территории бывшей империи, которая занимала почти 1/6 часть земли, возникли новые государственные образования.
  • Экономическая ситуация. Ни одной из стран бывшего Советского Союза, не удалось поднять уровень жизни своих граждан до уровня западных стран. Во многих из них идет постоянный экономический спад.

Распад СССР и образование СНГ

В неспокойные времена для страны, были робкие попытки руководства исправить ситуацию. В 1991 году, произошел так называемый «государственный переворот» или «путч» (putsch).

В этом же году, 17 марта, был проведен референдум о возможности сохранить единство СССР.

Но экономическая ситуация была настолько запущена, что в большинстве своем население поверило популистским лозунгам и высказалось против.

После того, как СССР перестал существовать, на карте мира появились новые государства. Если не брать в учет страны Балтийского региона, экономика 12 стан бывших республик были намертво связаны между собой.

В 1991 году стал серьезный вопрос о сотрудничестве.

  • Ноябрь 1991г. Семь республик (Беларусь, Казахстан, Россия и страны Азиатского региона) попытались создать Союз Суверенных Государств (ССГ).
  • Декабрь1991г. 8 декабря, в Беловежской пуще, был подписан политический пакт между Беларусью, Россией и Украиной, о создании Содружества Независимых Государств. В этот союз первоначально вошли три страны.

В декабре того же года, о своей готовности присоединится к новому союзному образованию высказались еще некоторые страны Азии и Казахстан. Последним, вступившим в СНГ, был Узбекистан (4 января 1992) года, после чего состав участников составил 12 стран.

Ссср и цена на нефть

Почему-то многие финансовые эксперты, говоря о прекращении существования Советского Союза, винят в этом низкую стоимость углеводородов. На первое место ставят цену нефти, которая за два года (в период с 1985 — 1986) уменьшилось почти в два раза.

Год 1984 1985 1986
Цена за 1 баррель, долл. 27,56 14,43 18,44

На самом деле это не отражает общей картины, которая существовала в экономике СССР в те времена. С Олимпиадой 1980 года, страна встретила с самый быстрый скачок цен на нефть за всю историю. Более 35 долларов за баррель. Но систематические проблемы в экономике (последствия 20-ти лет периода Брежневского «застоя») начались именно с этого года.

Война в Афганистане

Еще один из многих факторов, который стал причиной ослабления советского режима – десятилетняя война в Афганистане. Причиной военного противостояния стала успешная попытка Соединенных Штатов сменить руководство этой страны. Геополитическое поражение возле своих границ не оставило СССР никаких других вариантов, кроме как ввести советские войска на территорию Афганистана.

В итоге Советский Союз получил «свой Вьетнам», которые пагубно действовал как на экономику страны, так и подрывал моральный устой советского человека.

Хотя СССР и поставил своего правителя в Кабуле, многие считают эту войну, которая окончательно прекратилась в 1989 году, одной из главных причин развала страны.

Еще 3 причины, которые послужили причиной распада СССР

Экономика страны и война в Афганистане стали не единственными причинами, которые «помогли» развалить Советский Союз. Назовем еще 3 события, которые произошли в середине-конце 90-х годов прошлого века, и стали у многих ассоциироваться с распадом СССР:

  1. Падение «железного занавеса». Пропаганда советского руководства о «ужасном» уровне жизни в США и демократических стран Европы, разрушилась после падения железного занавеса.
  2. Техногенные катастрофы. С середины 80-х годов, по все стране прошли техногенные катастрофы. Апогеем стала авария на Чернобыльской АЭС.
  3. Мораль. Низкая мораль людей занимающих государственные должности, помогла развитию в стране воровства и беззакония.

Теперь вы знаете, почему распался СССР. Хорошо это, или плохо – решать каждому. Но история человечества не стоит на месте и, возможно, в ближайшее время, мы станем свидетелями создания новых государственных союзов.

Видео о распаде СССР

Далее документальный фильм телеканала «Россия 1» о причинах распада СССР, где расскажут об основных событиях способствовавших развалу некогда мощной державы:

Источник: http://1-vopros.ru/483-pochemu-raspalsya-sssr.html

Распад СССР: причины, последствия, факты

Распад СССР: причины, последствия, факты

Распад СССР: причины, последствия, факты

Распад СССР является важнейшим событием не только мировой истории, но и истории России. Сегодня эта тема на временно не так популярна, вообще не принято как-то вспоминать советское прошлое. Зато во все государственные праздники по многим центральным каналам только советские фильмы и крутят.

Это странно. Но объяснимо — современной государственной власти на фоне своего бездействия в социальной сфере, в сфере промышленности и науки абсолютно нечего противопоставить Советскому Союзу. Только беспримерный уровень коррупции, с которым, судя по центральным каналам и идет непрерывная борьба.

Почему же сейчас мы живем в такой стране? Почему Советский Союз распался? Какая точная дата? Был ли он неизбежен? Кто виноват и что делать? Эти два вечных для России вопроса и постараемся задать в этой статье. И может быть даже ответить, а также разберем причины и последствия кратко.

Причины

Какая-то часть населения до сих пор уверена, что СССР развалила «американская разведка». На самом деле, этот довод имеет весьма зыбкую основу, вернее не имеет никакой.

Поскольку всегда при ослаблении центральной власти: (1) возникает центробежные тенденции, и (2) активизируется оппозиция.

Самое главное понять, что это не плохо и не хорошо, пока не проливаются реки крови и пока государство не рушится.

Почему же Советский союз приказал долго жить? 

Во-первых, кризис системы хозяйствования, построенной при сталинизме. Напомню, что в годы индустриализации была создана командно-административная плановая модель хозяйствования.

Эта советская модель дала стране потрясающее производство: в нищей и полуголодной стране вдруг стали появляться свои машины, сельхозтехника, самолеты, современное вооружение.

Именно благодаря успехам индустриализации в том числе (наравне с непревзойденным героизмом советских людей) страна дала отпор нацистской Германии и фашистской Италии.

Однако в долгосрочной перспективе эта командно-административная плановая модель хозяйствования не могла быть эффективной, поскольку была неповоротливой.

Ее основные издержки: излишняя бюрократизация, негибкость плана, курс на гонку вооружений.

Эти три условия истощили советскую экономику вследствие чего был: (1) постоянный дефицит товаров широкого потребления (ширпотреба), (2) как следствие недовольство населения.

Во-вторых, кризис политической системы также была причиной распада Советского Союза. Под кризисом мы понимаем кризис национальной политики, кризис внутренней политики, негибкость партийной идеологии, преклонный возраст членов партаппарата. Постепенно идеология зажила своей собственной жизнью и перестала отвечать времени. 

Страна требовала изменения самой системы хозяйствования. Примером для СССР могли служить реформы в Китае, которые проводило правительство Дэн Сяопина. Реформы в Китае фактически содержали в себе плавный переход к капитализму: через постепенный уход государства из экономики и формирование доходного производства.

Однако россиянам надо все и сразу: капитализм — значит старое надо непременно разрушить, а новое непременно построить. В результате, я думаю, советские люди, увидев бы современную Россию — ужаснулись бы… Как думаете? Напишите в комментариях. 

Формально Союз распался 8 декабря 1991 года, когда лидеры России, Белоруссии и Украины подписали соглашение в Беловежской пуще о прекращении действия союзного договора 1922 года. В реальности СССР перестал существовать уже в 1989 — 90 годах, когда из состава союза вышли его республики.

Последствия

Последствия распада СССР были просто катастрофическими как для мировой политики, так и для внутренней политики.

Первое следствие: в мире не стало противовесу американскому милитаризму и империализму. В результате отсутствия такого противовеса мир получил две войны США с Ираком, вторжение в Афганистан и бомбежку и расчленение Югославии в 1999 году.

Второе следствие: мир стал ориентироваться преимущественно на одну модель — модель либеральной демократии.

Однако, огульное заимствование западных форму труда и производства привело к непредсказуемым последствиям, например, в нашей стране.

Однако есть и ряд стран, которые развиваются хоть и по пути капитализма, но адаптируя его к своим условиям. К таким странам относится: Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея, Индия.

Вместе с этим распад Советской державы привело к образованию СНГ

Только сейчас, когда в отношении России введены санкции, высшее руководство только начинает задумываться о создании отечественного производства всего необходимого…

На самом деле, на мой взгляд, наша страна находится сейчас в такой же ситуации, в какой она находилась в 1921 году: с разрушенной напрочь экономикой, с отсутствием своего производства и с инфаструктурой.

Недавно вот в Госдуме от ведущего аналитика прозвучало, что только для поддержания существующей инфраструктуры России (дорог, труб, мостов и пр.) требуется минимум 3 триллиона рублей в год. 

Третье следствие: во внутренней жизни страны наступила настоящая катастрофа.

Разрушилась система органов власти, страна оказалась на грани гражданской войны (путч ГКЧП, события сентября—октября 1993 года), возник передел государственной собственности, в результате которого основная часть государственных активов прошла мимо неуклонно беднеющего населения. Зато у нас появилось много долларовых миллиардеров… Более детально про 90-е годы читайте здесь=>>

Посмотрите мое видео по рассматриваемой теме:

Были и другие последствия распада Советского союза. Но их разбор мы проводим за рамками этого поста. Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу.

Post Scriptum. Если Вы оказались на этом сайте впервые, и Вы готовитесь к ЕГЭ по истории, то наверняка столкнулись с целым рядом проблем: как запоминать исторические события, как вообще решать тесты ЕГЭ по истории 2 части? Как в целом поступить в вуз на бюджет? Ответы на все эти и другие вопросы Вы сможете найти на наших курсах подготовки к ЕГЭ. 

Набор на курсы осуществляется круглый год, мы гарантируем индивидуальный подход и то, что, освоив все наши рекомендации, Вы не только сдадите ЕГЭ по истории выше 90 баллов, но и поступите в высшее учебное заведение на бюджет.

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ=>>

С уважением, Андрей Пучков

Читайте также:  Феодальная раздробленность на руси: причины и следствия - история России

Источник: http://ege59.ru/2016/11/27/raspad-sssr-prichiny-posledstviya-fakty/

Учебные материалы по Истории России

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

·         СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений.

Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг.

Накопление противоречий сделало распад неизбежным;  

·         СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

·         сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

·         советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

·         единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

·         политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит.

Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г.

ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

·         распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

·         коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

·         разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР;

·         возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность.

Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г.

сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»).

Начались столкновения на  национальной почве, с 1987 г.

  национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов».

Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ.

Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху.  В апреле 1991 г.

союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора.

Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=260

Распад СССР

В конце 1991 Советский Союз, одна из двух крупнейших держав в мире прекратила свое существование. Что же привело к распаду СССР? Как происходили эти события, не столь далекие, но оказавшие огромное влияние на дальнейший ход истории человечества.

Разумеется, столь крупная держава не могла развалиться просто так. Причин распада СССР было множество. Главной из них было сильнейшее недовольство подавляющей части населения существующим режимом. Недовольство это носило социально-экономический характер.

В социальном плане люди хотели свободы: горбачевская перестройка, вызвавшая поначалу ожидания перемен, надежд народа не оправдала. Новые лозунги и идеи, новые вожди, более смелые и радикальные (по крайней мере, на словах), находили в людских сердцах гораздо больший отклик, нежели действия существовавшей власти.

В экономическом плане накопилась чудовищная усталость от постоянного дефицита, очередей, от сознания того, что там, в далеком капиталистическом западе люди живут гораздо лучше. В то время мало кто следил за ценами на нефть, обрушение которых явилось одной из причин катастрофы в экономике. Казалось – изменить строй и все станет хорошо.

Кроме того, Советский Союз был государством многонациональным и в момент кризиса национальные настроения (как и межнациональные противоречия) проявились особенно ярко. Но и еще одной немаловажной причиной распада СССР стало властолюбие новых лидеров.

Распад страны и образование нескольких новых позволял им удовлетворить свои амбиции, а потому они использовали народное недовольство и разрывали Советский Союз на куски. Общественным сознанием довольно легко манипулировать, когда люди злы. Народ сам шел на улицы митинговать и не воспользоваться этим новые властолюбцы, конечно, не могли.

Однако вступая в область догадок, можно предположить, что причинами, приведшими к распаду СССР, активно постарались воспользоваться другие страны. В отличие от современных «оранжево-розовых» революций развал Советского Союза не был обусловлен их политическими «технологиями», но старались урвать себе всяческие преимущества, различными способами поддерживая определенных личностей из числа «новых лидеров».

Михаил Сергеевич Горбачев, затеявший перестройку, ввел в обиход такие понятия как «гласность», «демократия». Кроме того, он пошел на резкое сближение с нашими бывшими врагами: странами Запада. Внешняя политика СССР в корне изменилась: «новое мышление» требовало качественных изменений.

Был проведен ряд дружественных встреч с президентом Соединенных Штатов Америки Рональдом Рейганом. Стремясь приобрести репутацию демократического лидера, Михаил Горбачев вел себя на мировой арене иначе, нежели его предшественники.

Почувствовав слабину, «наши новые друзья» резко активизировались в странах Варшавского договора и начали применять тактику смещения неугодных режимов изнутри, которую они потом многократно применяли, и которая впоследствии получила название «цветных революций».

Большую поддержку получала прозападная оппозиция, но главное — народам активно внушалась мысль, что нынешние лидеры виноваты во всех грехах и что «движение к демократии» принесет людям свободу и процветание.

Подобная пропаганда в итоге привела не только к падению коммунистических режимов в восточной Европе, но и к распаду СССР: сам того не осознавая, Горбачев рубил сук, на котором сидел. Первой взбунтовалась Польша, затем Венгрия, следом за нею  — Чехословакия и Болгария. Переход от коммунизма в этих стран прошел мирно, а вот в Румынии Чаушеску решил подавить восстание силой.

Но времена изменились: войска перешли на сторону митингующих, а коммунистический лидер был расстрелян. В череде этих событий особняком стоят падение Берлинской стены и объединение двух Германий.

Разделение бывшей фашисткой державы было одним из результатов Великой Отечественной войны и для объединения их недостаточно было просто воли народа, согласие Советского Союза являлось необходимым условием. Впоследствии, уже после распада СССР, Михаил Горбачев, давший согласие на воссоединение Германии утверждал, что в обмен получил обещание от стран запада о невступлении стран бывшего Варшавского договора в НАТО, однако юридически это никак оформлено не было. Поэтому наши «друзья» отвергли факт такого соглашения. Это лишь один из примеров многочисленных ошибок советской дипломатии в период распада СССР. Падение коммунистических режимов в 1989 году стало прообразом того, что меньше чем через год начнет происходить в самом Советском Союзе.

Почувствовав слабину режима, лидеры на местах, потакая либеральным и националистическим настроениям в народе (возможно даже,  поощряя их) стали прибирать все больше власти в свои руки и объявлять о суверенитете своих территорий.

Пока еще это не приводило к распаду Советского Союза, все сильнее подтачивало его, как вредители постепенно превращают изнутри дерево в труху пока оно не рухнет.

Доверие и уважение населения к центральному правительству падало, вслед за декларациями о суверенитете объявлялось о приоритете местных законов над федеральными, сокращалось поступление налогов в союзный бюджет, поскольку местные лидеры оставляли их себе.

Все это стало сильным ударом по экономике СССР, которая была плановой, а не рыночной и во многом зависела от четкого взаимодействия территорий в области транспорта, промышленности и т.д. А сейчас во многих сферах ситуация все больше напоминала басню о лебеде, раке и щуке, что все сильнее ослабляло и без того слабую экономику страны.

Это неизбежно сказывалось на людях, которые винили во всем коммунистов и которым все больше и больше хотелось перехода к капитализму. Парад суверенитетов начала Нахичеванская АССР, затем ее примеру последовали Литва и Грузия. В 1990 и 1991 годах о своем суверенитете объявили все союзные республики, включая РСФСР и часть автономных республик. Для руководителей слово «суверенитет» было синонимом слову «власть», для простых людей — слову «свобода». Свержение коммунистического режима и распад СССР приближались…

Была предпринята попытка сохранения Советского Союза. Чтобы опереться на широкие слои населения власти предлагали народу придать прежнему государству обновленный вид.

Они соблазняли людей обещаниями, что Советский Союз в «новой упаковке» будет лучше старого и провели референдум о сохранении СССР в обновленном виде, который состоялся в марте 1991 года.

Три четверти (76%) населения высказалось за сохранение государства, что должно было остановить распад СССР

Источник: http://rhistory.ucoz.ru/publ/istorija_sssr/vnutrennjaja_politika/raspad_sssr/81-1-0-246

Ссылка на основную публикацию