Произведения маркса и энгельса в России — история России

Издательская деятельность первых русских марксистских организаций. Начало издания и распространения в России произведений К. Маркса и Ф. Энгельса

Произведения Маркса и Энгельса в России - история России

Интерес к произведениям К. Маркса и Ф. Энгельса возник в России еще в 40-е гг. С отдельными произведениями основоположников научного социализма в оригинале были знакомы Герцен, Белинский и петрашевцы. В 1843 г. в журнале «Отечественные записки» В.П. Боткин в обзоре новинок германской литературы за 1842 г. излагал содержание статьи Ф. Энгельса «Шеллинг и откровение».

26 января 1845 г-. Белинский писал Герцену о сильном впечатлении, которое произвела на него статья К. Маркса «К критике гегелевской философии права», опубликованная в журнале «Немецко-французские ежегодники». В коллективной библиотеке кружка петрашевцев хранились книги К. Маркса «Нищета философии» и «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса.

Маркс отмечал большой успех «Нищеты философии» в России.

Интерес к произведениям Маркса и Энгельса в России усиливается в 60-70-е гг. Особенный успех выпал на долю книги Маркса «К критике политической экономии». В 1860 г. в Московском университете была прочитана лекция об этой книге Маркса, замалчивавшейся на Западе. Идеи Маркса проникают на страницы демократической русской печати. Известный писатель-революционер Н.В.

Шелгунов популяризировал в журнале «Современник» книгу Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Шелгунов писал об Энгельсе, что «европейская литература обязана ему лучшими сочинениями об экономическом быте английского рабочего». В 1871 г. была предпринята попытка издать книгу «Положение рабочего класса в Англии» в русском переводе.

Однако этому помешала царская цензура.

В конце 60-х гг. появляются первые русские переводы произведений Маркса и Энгельса. В изданной в Петербурге в 1869 г. книге Э. Бехера «Рабочий вопрос в его современном значении и средства к его разрешению» был напечатан перевод написанного Марксом программного документа I Интернационала «Временный устав Международного товарищества рабочих». В 1869 г.

в Женеве был выпущен первый русский перевод «Манифеста Коммунистической партии». Перевод приписывается М.А. Бакунину. Многие важнейшие положения этого классического произведения Маркса и Энгельса были искажены в переводе. Так, понятие «класс» Бакунин перевел как «сословие», «классовая борьба» как «сословная борьба», понятие «открытое восстание» заменялось словом «бунт» и т.д.

Это объяснялось анархизмом М.А. Бакунина.

Ряд произведений Маркса в русском переводе был издан в 1870-1871 гг. Русской секцией I Интернационала. Ее представителем на Генеральном совете Интернационала был К. Маркс. В 1871 г. в Цюрихе чайковцы выпустили русский перевод книги К. Маркса «Гражданская война во Франции», содержащей блестящей анализ деятельности и ошибок Парижской коммуны.

Первой крупной книгой К. Маркса, изданной в России, был «Капитал». На немецком языке «Капитал» был опубликован в 1867 г. Еще до выхода русского перевода «Капитал» был известен в России на языке оригинала. В 1870 г.

в демократических журналах «Отечественные записки» и «Дело» были опубликованы статьи с выдержками из «Капитала». С «Капиталом» были знакомы К.А. Тимирязев, видные русские экономисты В.В. Берви-Флеровский, Н.И. Зибер и др.

Переводить «Капитал» начал еще в конце 60-х гг. М.А. Бакунин, но вскоре отказался от этой работы. За нее взялся видный русский революционер, друг Маркса Герман Лопатин. Но и Лопатину не удалось закончить перевод «Капитала», он выехал в Сибирь для организации побега Чернышевского из Вилюйской тюрьмы.

Работа была доведена до конца русским народником Н.Ф. Даниельсоном (Николай — он). В 1872 г. в издательстве Н.П. Полякова вышел Первый русский перевод первого тома «Капитала». Тираж — 3 тыс. экз. В 1885 г. (в переводе того же Даниельсона) вышел второй том «Капитала», а в 1896 г. — третий.

Россия была первой страной, где появился перевод гениального творения Маркса. Царская цензура разрешила легальное издание первого тома «Капитала». «Можно утвердительно сказать, — писал один из цензоров этой книги, — что ее немногие прочтут в России, а еще менее поймут ее.

Притом же исследование автора относится исключительно к заграничным порядкам фабричной Промышленности, преимущественно английской, о русских фабриках упоминается только вскользь в двух или трех местах» . Однако мнение цензора не оправдалось. Книга привлекла внимание различных кругов русского общества.

О выходе «Капитала» оповестили многие газеты Петербурга и Москвы. За 12 месяцев было распродано около 1 тыс. экз. Выход в свет русского перевода «Капитала» доставил Марксу огромную радость. Позднее друг Маркса рабочий Ф.

Лесснер вспоминал: «Когда готовый экземпляр русского «Капитала» дошел до него из Петербурга, то это событие, как важное знамение времени, превратилось для Маркса, его семьи и его друзей в настоящее торжество» .

В начале 80-х гг. возникают первые русские марксистские группы, начинается новый этап в истории русской революционной печати и книгоиздания.

В 1883 г. в Женеве создана первая русская марксистская организация — группа «Освобождение труда», она много сделала для распространения марксизма в России. Еще до организационного оформления группы, в 1882 г., Г.В.

Плеханов перевел и издал в Женеве «Манифест Коммунистической партии». «Чтение «Коммунистического манифеста» составляет эпоху в моей жизни, — писал Плеханов. — Я был вдохновлен «Манифестом» и тотчас же решил его перевести на русский язык».

Авторы «Манифеста» высоко ценили перевод Плеханова. «Переводить «Манифест» необычайно трудно, — писал Ф. Энгельс, — русские переводы пока что лучшие из всех, которые я видел» . Высокую оценку плехановскому переводу дал В.И. Ленин.

Русское издание «Манифеста» сыграло большую роль в пропаганде идей марксизма в России и получило широкое распространение в нелегальных рабочих и студенческих кружках.

25 сентября 1883 г. в Женеве появилось официальное извещение об организации группы «Освобождение труда» и об издании ею серии книг под названием «Библиотека современного социализма». С этого времени русские переводы произведений Маркса и Энгельса выходят в этой серии уже как официальные издания группы. Группа ставила при этом следующие задачи:

1. распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык важнейших произведений школы Маркса и Энгельса и оригинальных сочинений для читателей различной подготовки;

2. критика господствующих в среде русских революционеров учений и разработка важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России.

С 1884 г. по 1894 г. в серии «Библиотека современного социализма» вышло пять работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

Читайте также:  Подготовка берлинской операции - история России

В 1884 г. опубликована работа Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» в переводе В.И. Засулич под названием «Развитие научного Социализма». «Ваш перевод моей брошюры, — писал Энгельс В.И. Засулич, — я нахожу превосходным. Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости» .

В 1885 г. выходит «Речь о свободе торговли» К. Маркса, а в следующем, 1886 г. — «Нищета философии». Энгельс охотно откликнулся на просьбу группы «Освобождение труда» просмотреть корректурные листы русского издания. «Для меня и для дочерей Маркса, — писал он, — будет праздником тот день, когда появится в свет «Нищета философии» в русском переводе» .

Группа «Освобождение труда» издала также произведения Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах» (1892) и «Социальные отношения в России» (1894). В 1894 г. опубликована работа К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».

Несмотря на отдельные пропуски, неточности и прямые ошибки, переводы группы «Освобождение труда» в целом верно передавали текст работ К. Маркса и Ф. Энгельса, знакомили русского читателя с произведениями основоположников научного социализма.

Кроме «Библиотеки современного социализма», группа « Освобождение труда» издала серию книг под общим названием «Рабочая библиотека». Эта серия была рассчитана на наиболее подготовленных «интеллигентных читателей рабочего класса».

Брошюры этой серии проникли в Россию и читались в первых марксистских кружках.

В серии «Библиотека современного социализма» и помимо нее выходили работы представителей западноевропейского социализма (П. Лафарга, Ж. Геда и др.), произведения членов группы «Освобождение труда» — Г.В. Плеханова, П.Б. Аксельрода, В.И. Засулич. Особое значение для русского революционного движения имели сочинения Г.В.

Плеханова, выдающегося пропагандиста и теоретика марксизма, — «Социализм и политическая борьба» (1883- первый выпуск «Библиотеки современного социализма»), «Наши разногласия» (1884 — третий выпуск «Библиотеки современного социализма»). Работы Г.В.

Плеханова способствовали распространению марксизма в России и сыграли важную роль в борьбе с народничеством.

Кроме книг и брошюр, группа «Освобождение труда» издавала также литературно-политический сборник «Социал-демократ» (1888-1892). В нем принимали участие некоторые деятели западноевропейского рабочего движения: Элеонора Маркс-Эвелинг, Жюль Гед и др.

В № 1-2 «Социал-демократа» за 1890 г. была напечатана статья Ф. Энгельса «Внешняя политика русского царизма», написанная по просьбе Засулич специально для журнала, и статья «Отставка буржуазии». Была опубликована часть переписки К. Маркса и А. Руге 1843 г.

(№ 4 за 1892 г.).

Издания группы широко распространялись в нелегальных революционных кружках России 80-90-х гг. На них воспитывалось целое поколение русских марксистов. Значение группы «Освобождение труда» В.И. Ленин видел в том, что она теоретически основала русскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению.

Первой в России революционной организацией, установившей связь с группой «Освобождение труда», было студенческое «Общество переводчиков и издателей», созданное в августе 1882 г. в Москве.

Руководителями и организаторами общества были студенты Московского университета П.А. Аргунов, В.Т. Распопин и П.В. Соколов.

«Общество переводчиков и издателей» не понимало принципиальной разницы между народничеством и марксизмом, но развивалось в марксистском направлении и проявило серьезный интерес к теории научного социализма.

Члены «Общества переводчиков и издателей» переводили и издавали произведения западноевропейских социалистов, главным образом работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Они выпустили ряд агитационных брошюр и воззваний, периодические сборники «Социалистическое знание», где публиковались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

Большая часть изданий была отпечатана в литографии Н.А. Янковской под видом университетских лекций.

Осенью 1883 г. «Общество переводчиков и издателей» установило связь с группой «Освобождение труда». В апреле 1884 г. «переводчики» перепечатали большим тиражом и распространили книгу Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борьба».

Члены «Общества переводчиков и издателей» имели непосредственную связь с Ф. Энгельсом. Он одобрил работу «Общества» и его планы на будущее. Выпущенные «Обществом переводчиков и издателей» произведения социалистической литературы знакомили революционную молодежь с марксизмом.

В конце 1883 г. в Петербурге независимо от группы «Освобождение труда» была создана социал-демократическая группа — «Партия русских социал-демократов». Ее организатором был болгарский революционер Д. Благоев, в ту пору студент Петербургского университета.

Вскоре благоевцы установили связь с плехановской группой «Освобождение труда» и приступили к пропагандистской работе среди рабочих и интеллигенции.

Издательская деятельность группы началась с выпуска гектографированных популярных народовольческих брошюр и прокламаций.

В 1884 г. благоевцы организуют собственную типографию. Оборудование привез из Западного края В.А. Кугушев. В этой типографии была напечатана популярная в рабочей среде брошюра «Хитрая механика» В.Е. Варзара. Вскоре полиция обнаружила типографию.

Пришлось начать все сначала. Новая типография была оборудована на квартире В.Г. Харитонова. Здесь в 1885 г. напечатаны два номера газеты «Рабочий». Это была первая социал-демократическая газета в России.

«Рабочие говорили о ней с гордостью», — вспоминал Благоев .

В 1886 г. благоевцы напечатали брошюру «Царь голод». Автор ее — народоволец А.Н. Бах, впоследствии крупный советский ученый, академик.

Во втором номере «Рабочего» была напечатана статья Г.В. Плеханова «Современные задачи русских рабочих (письмо к петербургским рабочим кружкам)» и статья П.Б. Аксельрода «Выборы в германский рейхстаг и социально-демократическая партия». В 1885 г.

Благоева арестовали и выслали за границу, были схвачены и другие члены группы. При обыске на квартире Харитонова было обнаружено 9 экз.

гектографированной программы под названием «Введение в историю и политическую экономию» и списки литературы к этой программе со ссылками на произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

В Казани в конце 80-х гг. XIX в. пропаганду марксистских идей вел кружок Н.Е. Федосеева. В 1889 г. «федосеевский кружок» отпечатал на гектографе работу Ф. Энгельса «Развитие научного социализма». Готовились к изданию переводы других произведений основоположников научного социализма.

Несмотря на крайне тяжелые условия, издательская деятельность первых русских марксистских организаций принесла свои плоды. Выпущенные ими произведения К. Маркса и Ф. Энгельса сыграли значительную роль в распространении марксистских идей в России среди передовой части русской молодежи.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/8838.html

События | «это маркс?!»

«Это Маркс?!»

18 мая 2018 — 1 июля 2018

Музей современной истории России

Читайте также:  Социалистическая идея и революционная перестройка - история России

18 мая 2018 года открылась выставка «Это Маркс?!» – совместный проект Музея современной истории России и Российского государственного архива социально-политической истории. Выставка приурочена к 200-летнему юбилею со дня рождения великого мыслителя, идеи которого оказали влияние на весь ход мировой истории.  

В основе выставки – разноплановое собрание памятников бывшего Музея революции и без преувеличения уникальная коллекция архива, в составе которой фонды бывшего Музея К. Маркса и Ф. Энгельса и Института марксизма-ленинизма – единственного в России хранилища оригинальных документов и личных вещей Маркса и Энгельса.

Среди экспонатов – черновые рукописи «Капитала» и первое издание «Манифеста Коммунистической партии», выписки полицейских досье и докторский диплом, рабочее кресло и чернильница, переписка с соратником и другом Энгельсом и любовные письма к жене Женни – «самой красивой девушке Трира и царице балов», как писал в одном из посланий сам Маркс.

В представленных документах и артефактах события персональной истории автора «Капитала» и «Манифеста…» соединяются с рассказом о положении дел в Европе и общем культурно-историческом контексте эпохи, на которую пришлись три волны революций и обострение социальных конфликтов в обществе.

Посетители увидят музейные и архивные подлинники периода Великой французской и европейских революций XIX века, узнают историю развития марксистских идей в России и проследят формирование канонического образа Маркса в советской пропаганде: от выпуска стандартного набора значков и марок до появления юбилейных оберток конфет и игральных карт с его изображением.

Всего на выставке будет представлено более 400 экспонатов, большая часть которых не выставлялись для широкого обозрения более тридцати лет.

Генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова:

«Маркс – культовая фигура XIX века, оказавшая кардинальное влияние на ход истории в XX веке.

Несмотря на то, что сила идеологического воздействия марксизма сделала практически невозможным беспристрастный подход к его изучению, без знакомства с ним и его наследием – невозможно до конца понять и осмыслить историю нашей собственной страны. Особенно это актуально сегодня, когда со дня революционных событий 1917 года минуло столетие.

Выставкой «Это Маркс?!» мы приглашаем посетителей продолжить разговор, направленный на более глубокое осмысление темы революции».

Директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин: «Карл Маркс целью своей профессиональной деятельности обозначил «благо человечества». Главные его произведения — «Манифест коммунистической партии» и первый том «Капитала» по праву заняли свое место в списке печатных изданий всемирного значения. 

Маркс, несомненно, принадлежит к числу величайших интеллектуалов, несмотря на противоположный характер существующих оценок данного им экономического анализа капитализма, или предложенной политической доктрины.

Непропорциональная концентрация общественного богатства в руках немногих, рост неравенства ведут к дестабилизации общества, к появлению радикальных идей и реализующих их практик социального переустройства, глубоко травмирующих социум, — вот ясный вывод, к которому приводят нас размышления о трудах Маркса и судьбе комплекса марксистских идей в России в ХХ веке».

Выставка организована при поддержке фонда «История Отечества».

Пресс-показ: 17 мая в 16:30 Аккредитация СМИ: 8 (495) 699 09 74, pressa@sovrhistory.ru

8 (903) 505 93 88 Ольга Болотова

Источник: https://www.sovrhistory.ru/events/exhibition/5aec788e33f5d23383b87268

История.ру

Великие вожди международного пролетариата Маркс и Энгельс неизменно сохраняли и в мрачную пору политической реакции, установившейся в Европе после подавления революций 1848—1849 гг., непоколебимую уверенность в неизбежности нового революционного подъема трудящихся масс.

Эта уверенность вытекала из научного анализа законов развития капитализма, классовых противоречий буржуазного общества.

В предвидении нового подъема рабочего движения Маркс и Энгельс приступили к собиранию сил рабочего класса, ослабленных поражениями и преследованиями, и занялись обобщением опыта недавно пройденного революционного пути.

В Лондоне, куда Маркс, а затем Энгельс вынуждены были эмигрировать осенью 1849 г. после победы контрреволюции во Франции и Германии, возобновилась их совместная революционная деятельность.

Преодолевая всевозможные трудности, они начали восстанавливать Союз коммунистов, члены которого были рассеяны в разных местах и утратили связь между собой. В сентябре 1849 г. был обновлен Центральный комитет Союза коммунистов. В Центральный комитет вошел и Энгельс.

С марта 1850 г. в Гамбурге начал выходить под редакцией Маркса теоретический орган Союза коммунистов — ежемесячный журнал «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение», явившийся продолжением прежней «Новой Рейнской газеты».

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Задача нового журнала, как ее формулировали Маркс и Энгельс, заключалась в том, чтобы «уяснить пережитый период революции, характер борющихся партий, общественные отношения, которые обусловливают существование и борьбу этих партий».

Через Генриха Бауэра, специально посланного представителя, которому поручено было осуществить реорганизацию Союза на местах, в конце марта 1850 г. в Германию было направлено «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов», написанное Марксом и Энгельсом.

Маркс и Энгельс прилагали большие усилия, чтобы сплотить вокруг Центрального комитета революционные силы международного рабочего движения. Новые общины Союза были созданы во многих крупных городах Германии, а также в некоторых пунктах Швейцарии.

Была восстановлена связь Союза с Просветительным обществом немецких рабочих в Лондоне, с французскими революционными эмигрантами-бланкистами, левым крылом чартистов, прогрессивными представителями венгерской эмиграции, революционными рабочими Бельгии.

В середине апреля 1850 г. состоялось соглашение с бланкистами и чартистами о создании «Всемирного общества коммунистов-революционеров». Соглашение это подписали Маркс, Энгельс, А. Виллих, чартист Дж. Гарни, бланкисты Адан и Видиль.

Целью общества, как гласила первая статья этого соглашения, являлось «низложение всех привилегированных классов, подчинение этих классов диктатуре пролетариев путем поддержания непрерывной революции вплоть до осуществления коммунизма, который должен явиться последней формой устройства человеческого рода».

Во «Втором обращении Центрального комитета к Союзу коммунистов», опубликованном в июне 1850 г., были отмечены достигнутые Союзом успехи в установлении связи с передовыми отрядами рабочего класса Германии, Англии, Франции, Швейцарии.

Обобщая опыт недавних революционных боев европейского пролетариата, Маркс и Энгельс одновременно развивали основные положения своего учения.

Уже в мартовском «Обращении Центрального комитета к Союзу коммунистов» содержался глубокий анализ важнейших итогов революционных событий 1848—1849 гг.

в Германии и делались конкретные выводы относительно тактики, которой должны придерживаться рабочие в буржуазно-демократической революции.

Маркс и Энгельс считали, что в ходе будущей революции мелкобуржуазным демократам удастся на время получить преобладающее влияние и прийти к власти.

Рабочая партия, разъясняли они в «Обращении», должна выступать совместно с мелкобуржуазной демократией в борьбе против сил реакции, но она не должна забывать того, что демократические мелкие буржуа не стремятся к коренному переустройству общества, что они хотят сохранить капитализм и его основу — капиталистическую частную собственность на средства производства. Задачи рабочего класса иные.

Читайте также:  Кризис династии рюриковичей. борис годунов - история России

Для рабочего класса, подчеркивали Маркс и Энгельс, «дело идет не об изменении частной собственности, а об ее уничтожении, не о затушевывании классовых противоречий, а об уничтожении классов, не об улучшении существующего общества, а об основании нового общества».

Поэтому пролетариат и его партия заинтересованы в том, «чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти…» Боевой лозунг пролетариата должен гласить: «Непрерывная революция».

Для обеспечения возможности решительных выступлений против буржуазно-демократических правительств, которые, одержав победу, начнут борьбу против рабачих, необходимо, писали Маркс и Энгельс, чтобы рабочие были организованы в общинные советы, клубы или комитеты, возглавляемые органом, находящимся в центре движения. Необходимо также, чтобы рабочие были вооружены и чтобы была создана пролетарская гвардия с выборными командирами. Для конечной победы рабочих имеет большое значение их позиция в крестьянском вопросе.

В противовес буржуазным демократам, которые будут стараться привлечь крестьянские массы предоставлением им мелких земельных участков при сохранении сельского пролетариата, рабочие должны требовать, «чтобы конфискованная феодальная собственность осталась государственным достоянием и была превращена в рабочие колонии, обрабатываемые ассоциированным сельским пролетариатом, который использует все преимущества крупного земледелия».

Таким образом, основоположники научного социализма уже здесь подчеркнули важность привлечения трудящегося крестьянства на сторону пролетариата и преимущества коллективного сельскохозяйственного производства над индивидуальным.

Маркс и Энгельс далее указывали, что рабочие должны бороться за объединение Германии в единую демократическую республику, противодействовать стремлению мелкобуржуазных демократов к установлению федеративной республики, выставлять собственных кандидатов на выборах в Национальное собрание.

В том же 1850 г. Маркс опубликовал в «Обозрении» серию статей о революции 1848 г. во Франции, переизданных впоследствии (в 1895 г.) Энгельсом под названием «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.

» В этом выдающемся труде Маркс развил высказанное еще в «Манифесте Коммунистической партии» положение о том, что только завоевание пролетариатом политической власти приведет к уничтожению капиталистических производственных отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, и к построению бесклассового социалистического общества.

Развивая идею диктатуры пролетариата, Маркс подчеркивал, что она является необходимой переходной ступенью «к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия…»

Крайне важное теоретическое и политическое значение имел и другой вывод, сделанный Марксом в «Классовой борьбе во Франции»,— о том, что «только падение капитала может поднять крестьянина, только антикапиталистическое, пролетарское правительство может положить конец его экономической нищете и общественной деградации»2. Тем самым Маркс приходил к выводу о необходимости союза пролетариата и крестьянства, как непременного условия успешной борьбы за свержение капитализма.

Революционные события 1848—1849 гг. полностью подтвердили учение Маркса и Энгельса о государстве, изложенное ими в «Манифесте Коммунистической партии».

Эти события вместе с тем позволили Марксу и Энгельсу не только развить уже высказанные ими мысли, но и обогатить свое учение новыми положениями, имевшими жизненное значение для освободительной борьбы пролетариата.

Положения эти были изложены Марксом в его труде «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», написанном в декабре 1851— марте 1852 г. и напечатанном в 1852 г. в Нью-Йорке.

В этой замечательной работе Маркс впервые поставил вопрос о сломе буржуазной государственной машины как основной задаче грядущей народной революции. «Все перевороты,— писал Маркс о прежних революциях,— усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее».

В том же произведении Маркс подверг дальнейшей разработке вопрос о взаимоотношениях пролетариата и крестьянства.

Анализируя историческое развитие крестьянской мелкой собственности во Франции в первой половине XIX в.

, вскрывая процесс растущего обнищания трудовых слоев крестьянства при капитализме, он доказывал, что интересы основной массы крестьянства находятся в противоречии с интересами буржуазии.

Маркс писал: «Крестьяне поэтому находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок», а «пролетарская революция получит тот хор, без которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню)).

Анализу опыта германской революции 1848—1849 гг. посвящен ряд работ Энгельса, написанных в тот же период: «Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии», «Революция и контрреволюция в Германии». Энгельс так же, как и Маркс, придавал огромное значение роли крестьянства в грядущей пролетарской революции.

Его труд «Крестьянская война в Германии» имел непосредственное отношение к жгучим проблемам классовой борьбы, выдвинутым революционными боями 1848—1849 гг., хотя в нем речь идет о далеком прошлом германского народа—о борьбе немецких крестьян против феодального гнета в начале XVI в.

Энгельс показал в этом произведении, что предательство немецкого бюргерства в 1525 г. и немецкой буржуазии в 1848—1849 гг., как и разрозненность выступлений народных масс, послужили главными причинами поражения немецкого народа в революционном движении в начале XVI и в середине XIX в.

В произведениях, посвященных революции 1848—1849 гг. в Германии, в том числе в работе «Германская кампания за имперскую конституцию», Энгельс выступает как очевидец и активный участник событий, излагает причины, ход и итоги этой революции, позицию различных классов и партий на разных ее этапах п дает глубокие теоретические обобщения, касающиеся тактики пролетарской партии.

В серии статей под общим названием «Революция и контрреволюция в Германии», печатавшихся с 25 октября 1851 г. по 23 октября 1852 г. в «Нью-йоркской трибуне», содержится, в частности, классическое определение вооруженного восстания как искусства.

Подчеркнув, что восстание «подчинено известным правилам, забвение которых ведет к гибели партии, оказавшейся виновной в их несоблюдении», Энгельс далее конкретизировал, какими именно должны быть правила, от соблюдения которых зависит успех восстания: выбор подходящего момента, наступательная тактика, решимость бороться до конца, руководство революционной организации.

Источник: http://www.istoriia.ru/konec-xviii-v-konec-xix-v/deyatelnost-marksa-i-engelsa-v-50-x-godax.html

Ссылка на основную публикацию