Поход хана тохтамыша на русь и куликовская битва — история России

Поход хана Тохтамыша на Москву (1382) — Русская историческая библиотека

Поход хана Тохтамыша на Москву (1382)

После Куликовской битвы в Золотой Орде совершались события и перемены, имевшие важные следствия для Москвы.

Побеждённый Дмитрием Донским хан Мамай успел собрать новые силы и намерен был отомстить Москве.

Но соперником ему явился хан Заяицкой (за рекой Яик, теперь Урал) или Синей Орды, Тохтамыш, который в юности, спасаясь от преследования своего родственника, нашел убежище у знаменитого Тамерлана, и впоследствии с его помощью сел на престол Синей Орды! Тохтамыш происходил из рода Джучидов (потомков старшего сына Чингисхана – Джучи), от старшего Батыева брата. Он не хотел признавать Сарайским ханом Мамая, завладевшего престолом не по праву, и воспользовался его поражением, чтобы сесть в Сарае. Собранные против Дмитрия силы Мамай должен был обратить на Тохтамыша. Но у Азовского моря на берегах Калки, когда-то видевшей первое поражение русских от татар, Мамай был разбит. Спасаясь от погони, он укрылся в Кафу (Феодосию), к своим прежним союзникам генуэзцам; но жители Кафы вероломно его убили, чтобы воспользоваться оставшимися у него сокровищами.

Соединив под своей властью обе Орды, Золотую и Синию, Волжскую и Заяицкую, Тохтамыш известил русских князей о своем воцарении в Сарае. Князья с честью приняли его послов, и отправили бояр с подарками к хану.

Тохтамыш понял, что князь московский Дмитрий Донской после Куликовской победы считает себя независимым от татар и намерен ограничиться одними посольскими отношениями и подарками. Хан по прежнему обычаю отправил на Русь посла Акхозю, с отрядом татар.

Он дошел до Нижнего Новгорода; но в Москву ехать не решился; послал туда несколько человек из своей свиты, и те не осмелились войти в самый город. После Куликовской битвы русские самоуверенно стали относиться к золотоордынским татарам. Тохтамыш задумал нанести внезапный и сильный удар, чтобы восстановить прежние отношения.

Он употребил все меры, чтобы не дать Дмитрию времени собрать полки, и приказал захватить русских гостей, особенно в Волжской Болгарии – главным образом, чтобы они не дали знать в Москву о приготовлениях хана к походу. Затем Тохтамыш нежданно переправил свою рать на правую сторону Волги и быстро пошел на Русь.

В Нижнем узнали о походе; но тесть Дмитрия Донского, Дмитрий Константинович, опять изменил зятю и общерусскому делу – как и раньше, когда отказался участвовать в Куликовской битве. Он отправил двух сыновей своих, Василия и Семена, с изъявлением покорности Тохтамышу.

Хан продвигался в походе так скоро, что суздальские князья нагнали его уже близ Рязанских пределов. Олег Рязанский, несмотря на недавний договор с Москвой, думал только о спасении собственной области; встретил с дарами Тохтамыша, упросил его не воевать Рязанской земли, и, обведя около ее пределов, указал ему броды на Оке и дал проводников. А в Москву на этот раз он не послал и вестей о татарском нашествии.

Однако, у московского великого князя в ордынских пределах были «доброхоты»; между самими татарами находились люди, получавшие от князя подарки и извещавшие его о том, что делалось в Орде. Дмитрий успел получить вести о походе Тохтамыша на Москву.

Он начал собирать войско и вместе с братом Владимиром уже двинулся было к Коломне навстречу хану и татарам, разослав гонцов к подручным князьям. Но сказались последствия страшного напряжения Куликовской битвы. После испытанных в ней огромных потерь, Русь «оскудела» ратными людьми.

Удельные князья, истощенные потерями и, может быть, не совсем довольные усилившеюся зависимостью от Москвы, на этот раз не обнаружили ревности к борьбе с татарами. Никто не спешил на помощь Дмитрию.

В среде самих московских воевод возникло разномыслие. Кто-то из тысяцких предлагал идти к Оке, стать на переправах и оттуда послать к Тохтамышу посольство с дарами и с мольбой укротить свою ярость; если же просьбы и дары не подействуют, то отступая, задерживать татар на пути и тем дать время для сбора рати.

Донской не решился ждать хана с теми малыми силами, какие у него были. Он отступил к Переяславлю, а оттуда мимо Ростова прошел в Кострому; брата Владимира Андреевича он отрядил к Волоку (Ламскому), чтобы там он ожидал помощи от новгородцев и от Тверского князя, к которым отправлены были гонцы.

В Москву Дмитрий послал приказ готовиться к обороне; княгине же велел с детьми спешить к себе в Кострому.

https://www.youtube.com/watch?v=v7_87p39BQw

Тохтамыш в своём походе беспрепятственно переправился через Оку; сжег Серпухов, и двинулся прямо на Москву, разоряя все на своем пути.

Осада и сожжение Москвы Тохтамышем

В покинутой великим князем столице весть о приближении хана произвела большое смятение. Из окрестностей многие жители бежали в Москву; а богатые граждане спешили с имуществом и семьями выехать из города в дальние места; но чернь подняла мятеж, и, если отпускала их, то предварительно ограбивши.

Мятежники собирались на шумные веча; решено было не выпускать никого из города. Высшим лицом в городе оставался митрополит Киприан, которого в предыдущем году великий князь призвал в Москву и торжественно принял в митрополию.

Но он первый думал только о своей личной безопасности, и решил уехать вместе с великой княгиней Евдокией. Чернь едва согласилась выпустить их.

В это время в Москву прибыл, вероятно, назначенный от великого князя воеводой, один из православных Литовских княжичей, внук Ольгерда, Остей (может быть, сын Андрея Полоцкого). Он принял начальство, восстановил некоторый порядок в городе и приготовил его к осаде.

Выстроенные Дмитрием каменные стены Москвы представляли надежную защиту; жители вооружились и вместе со множеством граждан и крестьян, сбежавшихся из ближних городов, составили значительную рать. От страха и смятений они перешли к противоположной крайности, к излишней самоуверенности и пренебрежению неприятелем.

23 августа 1382 года передовые отряды Тохтамыша появились под Москвой. Хан остановился за два или за три перестрела от города. Узнав, что великий князь отсутствует, татары начали ездить вокруг города, осматривая его укрепления. Граждане предварительно пожгли все посады и даже загородные монастыри; не оставили ни одного тына или бревна.

Буйная часть москвичей предавалась пьянству и грабежу тех домов, хозяева которых бежали; особенно опустошались запасы меда и вина в погребах. Разгулявшиеся буяны ходили по городу и хвастались будущею победой над врагами; некоторые влезали на стены, оттуда сквернословили и плевали на татар.

В ответ татары грозили обнаженными саблями и знаками показывали, как они будут рубить головы. На следующее утро пришел сам хан Тохтамыш с главными силами, и темные тучи варваров облегли город со всех сторон. Осажденные жители Москвы первые начали бросать стрелы в неприятеля.

Татары открыли частую и меткую стрельбу; стрелы их сыпались как сильный дождь; граждане падали мертвыми на забралах. Часть варваров приставила лестницы и полезла на стены. Москвичи обливали их кипящей водою и отразили приступ.

Тохтамыш возобновлял его три дня, но безуспешно: башни были снабжены самострелами и камнеметательными орудиями, каковы: пороки, тюфяки и даже пушки, тут впервые упоминаемые. Были и в числе москвичей искусные стрелки; некий суконник, по имени Адам поразил из самострела прямо в сердце одного из первых ордынских князей.

Оборона Москвы от хана Тохтамыша

Видя, что Москву нельзя взять открытой силой, варвар Тохтамыш употребил коварство.

На четвертый день к стенам по спасу (парламентерами) подъехали знатные татарские вельможи с такими речами: «Хан Тохтамыш вас, людей своего улуса, хочет жаловать; не на вас он гневается, а на князя Дмитрия. От вас же он ничего другого не требует, а только то, чтобы вышли к нему с честью и дарами; царь хочет только видеть ваш город и побывать в нем».

Такое предложение, конечно, было слишком подозрительно, чтобы ввести в заблуждение осторожных московских жителей. Но в числе ханских посланцев находились два суздальских князя, помянутые Василий и Семен Дмитриевич. Застращенные Тохтамышем или поверившие его лживой клятве, они на кресте присягнули, что хан говорит искренно и что он не сделает никакого зла гражданам.

Их присяга показалась многим москвичам достаточным основанием верить хану. Напрасно князь Остей и воеводы пытались убеждать граждан, чтобы они повременили, пока Дмитрий и Владимир Андреевич придут на помощь. Толпа настояла на своем. Отворились Кремлевские ворота, и Остей в сопровождении бояр вынес дары хану; за ним следовали священники и черные люди.

Тут одни воины Тохтамыша бросились на эту процессию и произвели избиение; другие ворвались в город через ворота; третьи влезли на стены. В Москве начались страшные сцены убийств и грабежа. Избиение прекратилось тогда, когда руки татар утомились, и сабли их притупились.

Многие искали спасения в церквах; но воины хана Тохтамыша разбивали их двери, и, посекши христиан, расхищали церковную утварь. Варвары разграбили богатства, десятилетиями накопленные в боярских дворах, и склады товаров купцов.

Разорение Москвы Тохтамышем (1382)

Насытившись убийством и захватив огромный полон, состоявший преимущественно из здоровых мужчин, молодых женщин и девиц, варвары зажгли город. «Дотоле, – говорит летописец, – город Москва кипел многолюдством; славою превзошел все грады русской земли… А в сие время отошла слава его».

Это бедствие случилось 26 августа 1382 года. В особенности невозратима была потеря сгоревшего в соборных храмах великого множества книг; в них снесены были на хранение книги из всех окрестных монастырей и посадских церквей. В этом пожаре погибли многие памятники отечественного бытописания.

Не одна Москва пострадала в это нашествие. Тохтамыш разослал отряды опустошать другие города. Татары разграбили и пожгли Владимир, Звенигород, Можайск, Юрьев, Дмитров, Боровск, Рузу и Переяславль-Залесский.

В последнем многие граждане спасались тем, что сели на суда и отплыли на середину озера.

Один татарский загон, подошедши к Волоку, наткнулся на стоящего там Владимира Андреевича; последний ударил на татар и разбил их. Беглецы принесли о том весть Тохтамышу. Этой небольшой победы было достаточно, чтобы напугать хана: таково было впечатление Куликовской битвы.

Опасаясь прибытия великокняжеской рати, Тохтамыш стал поспешно уходить. На обратном пути однако татары успели взять Коломну, пограбить и попленить землю Рязанскую. Князь Олег Иванович был достойно наказан за свое малодушие и близорукую политику.

По некоторым известиям, и в этом случае поведение двух Суздальских князей, сопровождавших хана было позорное: по личным расчетам и неприязни к Олегу, они натравливали татар на разорение Рязанской земли.

В награду, Тохтамыш послал в Нижний к Дмитрию Константиновичу своего шурина Шихомата и князя Семена Дмитриевича с ярлыком на великое княжение Владимирское; а другого Дмитриева сына, Василия, взял в Орду заложником.

Последствия похода Тохтамыша на Москву

Дмитрий Иванович, воротившись в столицу, проливал горькие слезы, над московским пепелищем. Он немедленно принялся созывать из лесов разбежавшихся жителей, возобновлять Москву и очищать её от трупов; причем велел давать по рублю за восемьдесят тел людям, занимавшимся погребением.

Роздано было 300 рублей; следовательно, число погребенных простиралось до 24.000; да, кроме того, много народу сгорело во время пожара или потонуло в реке, куда бросались от страха перед варварами.

А если определим число уведенных в неволю москвитян в двадцать или двадцать пять тысяч, то придётся признать, что Москва и ее окрестности лишились после похода Тохтамыша 50‑60 тысяч своего населения.

Легко было бы обвинять Дмитрия в том бедствии, осуждать его за оставление Москвы на жертву Тохтамышу. Но нельзя забывать, каких усилий требовалось, чтобы собрать и вооружить ополчение в несколько десятков тысяч человек; особенно после Куликовских потерь. В народе уверенность в освобождении от ига сменилась на время горьким разочарованием.

Если мы у Дмитрия не находим бодрости и воинского пыла, которые он обнаружил в эпоху битвы на Воже и Куликова поля, то можем предполагать, что его здоровье было надломлено чрезмерным напряжением сил в достопамятный день 8 сентября 1380 года. Мы не можем однако освободить его от упрека в недостатке заботливости о Москве.

Если бы она была вовремя поручена надежным воеводам, а не предоставлена на волю мятежной толпы, то могла бы отбиться от Тохтамыша. Может быть, великий князь слишком понадеялся на присутствие митрополита Киприана. Этот ученый серб не мог заменить такого патриотичного пастыря, как прежний русский по крови митрополит Алексей.

Известно, что Дмитрий гневался на Киприана за то, что он покинул Москву и удалился именно к старому сопернику московского князя, Михаилу Тверскому, который отправил к Тохтамышу посла с дарами и с мольбой не воевать Тверского княжения и получил от хана милостивый ярлык.

По возвращении Киприана в Москву, Дмитрий изгнал его, и тот снова воротился в Киев. А на Владимирскую митрополию великий князь вызвал из заточения опального Пимена.

После похода Тохтамыша московскому князю приходилось снова признавать себя данником Орды. К тому побуждала измена общерусскому делу больших соседних княжений, Рязанского, Суздальско-Нижегородского и Тверского.

Читайте также:  Суд и казнь - история России

Тотчас после нашествия в Орду на поклон к Тохтамышу отправились сын Дмитрия Константиновича Семен, Борис Городецкий и Михаил Тверской. Тверской князь возобновил свои домогательства о ярлыке на великое княжение. Надобно было помешать его домогательствам.

Дмитрий отправил в Орду своего старшего сына Василия (1383). Хан оставил за московским князем великий Владимирский стол; однако, молодого Василия удержал при себе, требуя за него 8000 руб. окупа.

Тесть великого князя Дмитрий Константинович в том же 1383 году скончался, омрачив конец своей жизни изменой зятю и раболепием перед татарами. Но, судя по местным свидетельствам, он пользовался уважением нижегородцев.

Дмитрий Константинович памятен еще тем, что при нем монах одного нижегородского монастыря Лаврентий составил летописный свод (так называемый Лаврентьевский). Сыновья и брат Дмитрия Константиновича в Орде подняли распрю о Нижегородском столе, старшем в их семье. Тохтамыш решил спор в пользу дяди, Бориса Константиновича.

https://www.youtube.com/watch?v=aO3YwdnXoTQ

Первое время после похода Тохтамыша было очень трудно для Москвы: пришлось заплатить большую дань – хан, вероятно, потребовал платежа и за предыдущие годы. На это собирались деньги со всякой деревни по полтине. Во Владимире пребывал в то время хищный ханский посол Адаш.

Но спустя два года молодому князю Василию Дмитриевичу удалось убежать из Орды в Подолию, откуда он ушел в землю Волошскую (Валахию), а потом в Германию. Во владениях Прусского Ордена он встретился с Витовтом Литовским. Витовт помолвил за него свою дочь Софью и отпустил его в Москву. В странствиях Василий провел около двух лет.

Не видно, чтобы его бегство из Орды навлекло на Москву какое-либо наказание от Тохтамыша. Вообще в последние годы своего княжения Дмитрий Иванович снова перестал унижаться перед татарами и, кажется, ограничивался только легкой данью. Куликовская победа оказала свое действие на отношения Руси к Орде.

А внезапные набеги на Москву, как поход Тохтамыша 1382 года, не всегда могли повторяться.

Источник: http://rushist.com/index.php/russia/2937

Куликовская битва и нашествие Тохтамыша

В $1357$ году в Золотой Орде началась «великая замятня» после убийства хана Джанибека. За время смуты в Орде сменилось 25 ханов.

Замечание 1

В условиях смуты Орда ослабила давление на Русь, и великий князь отказался платить дань.

Фактически вызов Орде бросил Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты. В $1377$ году в Великом княжестве Литовском умер князь Ольгерд. Великим князем стал Ягайло, сын Ольгерда. Ягайло принял решение улучшить отношения с Ордой. Русь оказалась в кольце врагов.

Первое столкновение с ордынским войском произошло в $1378$ году на реке Воже. Русские войска не стали дожидаться, пока ордынцы придут и потребуют свое, а вышли им навстречу, воспользовавшись эффектом неожиданности. Победа оказалась достаточно быстрой и легкой, войско мурзы Бегича было разбито. Это еще более укрепило уверенность князя Дмитрия.

Подготовка к битве

После битвы на реке Воже крупного сражения было не избежать. Обе стороны конфликта начали подготовку. Союзником Мамая стал литовский князь Ягайло. К Дмитрию Ивановичу примкнули князья:

  • Дмитрий Боброк-Волынский
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Любопытно, что Москву поддержали братья Ягайло. В целом примерно $30$ городов выслали воинов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Куликовская битва

Вечером $7$ сентября $1380$ года русские войска перешли Дон. Ягайло не пришел на помощь Мамаю, поскольку в Литве его сверг брат Ольгерда Кейстут. Стратегия князя Дмитрия состояла в Засадном полке, возглавляемом Дмитрием Боброком-Волынским и Владимиром Серпуховским.

Утром 8 сентября началось сражение, согласно летописям его открыл поединок между монахом Пересветом и представителем Орды Челубеем, оба они погибли. Натиск монголо-татар был очень сильным. Засадный полк, скрытый в лесу, выступил после того, как оборона полка левой руки была прорвана.

Маневр с Засадным полком подействовал сокрушительно, в рядах войска Орды началась паника. Мамай в спешке отступил, победа Дмитрия Донского была полной.

Последствия Куликовской битвы

Победа русских войск под руководством Дмитрия, прозванного Донским, оказала мощное психологическое воздействие на весь народ.

Появилась вера в возможность избавления от ига, в силу русских воинов. Кроме того, Москва стала безоговорочным лидером сопротивления Орде и объединения земель.

Проиграв битву на Куликовом поле, Мамай не смог удержать и власть в Орде. В том же $1380$ году он был свергнут Тохтамышем. Таким образом, победа на Куликовом поле, как бы парадоксально это ни звучало, помогла Золотой Орде вскоре восстановиться в качестве единого государства.

Поход Тохтамыша

Новый хан учел опыт Куликовской битвы и начал действовать молниеносно. Задачей его похода было возобновление дани и покорности Руси.

В $1382$ году в Казани внезапно перебили всех русских купцов. Суда передали Тохтамышу, и он с войском переправился через Волгу.

О перемещениях Тохтамыша было известно нижегородскому князю, но он не успел предпринять конкретных действий, более того, отправил своих сыновей в качестве поддержки ордынцам.

Князь Олег Рязанский выразил Тохтамышу покорность, встретив его на Оке за пределами своих земель, и указал броды на реке.

Князь Дмитрий Донской оказался застигнут врасплох и покинул Москву, надеясь в Костроме собрать войска. Княгиня Евдокия с детьми также покинула город. Уехал и митрополит Киприан.

Подобные действия вызвали восстание внутри Москвы, потому что нарушали традицию, согласно которой князь и митрополит не должны были бросать город.

Навести порядок в городе и возглавить оборону удалось внуку Ольгерда Остею, который оказался в городе случайно.

$24$ и $25$ августа Тохтамыш пытался штурмом взять Москву, но атаки были отбиты.

Тогда делегация из нижегородских княжичей и ордынской знати обманом убедила горожан открыть ворота. Город был разграблен и сожжен, все люди были либо перебиты, либо уведены в рабство.

Князь Остей погиб. Русь вновь вынуждена была возобновить выплату дани. Но прежнего сокрушения Орда нанести уже не могла.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kulikovskaya_bitva_i_nashestvie_tohtamysha/

Поход на Москву Тохтамыша: дата, причины, итоги и последствия :

В 1382 году золоордынский хан Тохтамыш во главе большой армии осадил и хитростью взял Москву. Город был разорен и разрушен, погибли многие его жители.

Трагедия произошла вскоре после триумфального Куликовского сражения, в котором русское войско Дмитрия Донского разгромило полчища Мамая.

Падение столицы Великого княжества показало, что Москва еще не окончательно освободилась от татаро-монгольского ига.

Предпосылки

Печально известный поход на Москву Тохтамыша произошел в 1382 году, во время обострения борьбы между Русью и Золотой Ордой.

К концу XIV века в восточнославянских княжествах окончательно определилась политическая сила, вокруг которой должны были объединиться соседние разрозненные земли. Это была Москва.

До поры до времени ее князья не вступали в открытый конфликт с ханской властью. Все изменилось после восшествия на престол Дмитрия Ивановича.

В это время Золотая Орда вступила в период кризиса. Претенденты на управление улусом устроили междоусобную войну. Тохтамыш, как потомок Чингисхана, имел законное право заявить о своих претензиях.

К 1379 году он взял под контроль крупные ордынские города, в том числе Сыгнак и Сарай. Однако значительная часть монголов подчинялась темнику Мамаю. Он не принадлежал к Чингисидам, хотя и собрал вокруг себя сильную армию.

В 1380 году именно это войско встретилось с армией Дмитрия Донского в Куликовской битве и потерпело сокрушительное поражение.

Ханское посольство

Как показало время, поход на Москву Тохтамыша стал прямым следствием Куликовской битвы. Потерпевший поражение Мамай остался без союзников. Он в спешке отступил во владения Орды, но к тому времени улусы уже подчинялись Тохтамышу. Все приближенные и мурзы Мамая переметнулись к его оппоненту. Темник бежал в Крым, но там его убили генуэзцы.

Итак, Тохтамыш стал полновластным правителем Золотой Орды. Избавившись от внутренних врагов, он отправил к Дмитрию Донскому посольство.

Делегация сообщила, что Тохтамыш благодарен московскому князю за то, что тот разбил войско Мамая.

Теперь, когда в Сарае была восстановлена легитимная власть, хан призывал Дмитрия вновь признать свой вассалитет по отношению к Орде. Взамен Тохтамыш обещал ему защиту от противников и милость.

Ответ Дмитрия

Донской вел полки на кровопролитную Куликовскую битву не для того, чтобы сменить одного хана на другого. Поэтому князь уклонился от прямого ответа на требование восстановления зависимости Руси от Орды.

Его фактический отказ подчиняться татарам и стал причиной, по которой случился поход на Москву Тохтамыша. Получив сообщение от своих послов, он пришел в ярость и пообещал поставить московского князя на место.

Тем временем вся Северо-Восточная Русь благодарила Б,ога за победу в Куликовской битве. Населению казалось, что море пролитой крови стало достаточной ценой за освобождение страны от ненавистного ига, продолжавшегося уже больше полутора столетий. Пока в Московском княжестве вновь привыкали к прежней мирной жизни, в глубине восточных степей собирались все новые войска.

Прежде чем отправиться в русские земли, Тохтамыш хотел собрать все свои силы. В 1381 году он предварительно послал к Дмитрию Донскому небольшой отряд, во главе которого встал царевич Ак-Хозя. Добравшись до Нижнего Новгорода, он повернул обратно в волжские степи. На Руси окончательно (и ошибочно) решили, что враг деморализован, и о нем больше не стоит беспокоиться.

Начало похода

Согласно плану татар, нашествие Тохтамыша на Москву началось с задержания в Казани всех русских гостей и купцов. Их перебили, а войско хана забрало торговые корабли, с помощью которых переправилось по Волге. Орда не могла позволить москвитянам вернуться домой еще и потому, что в своем походе надеялась на фактор неожиданности. План этот полностью оправдался.

Вести о приближающихся степняках не могли обогнать их самих. Лошади татар двигались так стремительно, как только могли.

Правитель Нижнего Новгорода Дмитрий Константинович отправил к Тохтамышу посольство, по главе которого поставил собственных сыновей, однако оно не смогло угнаться за непрошеными гостями.

Хан нигде не задерживался – он стремился как можно быстрее оказаться во владениях Донского.

После Нижегородской земли поход на Москву Тохтамыша затронул Рязанское княжество. Его монарх, Олег Иванович (на фото ниже), лично встретил монголов у границ своих владений. Чтобы отвести беду от княжества, он изъявил Тохтамышу покорность и показал самый короткий и удобный путь к Москве.

Донской собирает войска

Рано или поздно Дмитрий Иванович все-таки должен был узнать о приближающемся войске золотоордынцев. Когда тревожные сообщения достигли Кремля, князь оказался застигнутым врасплох. Стратегия неприятеля полностью оправдала себя. Вскоре по всему городу распространились слухи о том, что к нему идет сам хан Тохтамыш. Поход на Москву вызвал среди населения панику.

Дмитрий Донской уже побеждал татар на Куликовом поле, но сделал он это во главе объединенной армии, в которую входили силы и других Рюриковичей. Для сопротивления Тохтамышу исключительно московской городской рати было недостаточно.

По этой причине Дмитрий Иванович принял решение объявить сбор дружины со всех уделов. Местом соединения разрозненных отрядов стали северные области. Донской отбыл в Кострому.

Его двоюродный брат Владимир Андреевич Храбрый (еще один герой Куликовской битвы) также стал собирать войска в Волоке Ламском.

Вече

Тем временем нашествие Тохтамыша на Москву продолжалось. Ордынцы перешли Оку, захватили Серпухов и стали жечь каждое встречное село и каждую встречную волость. Люди из московских окрестностей стекались в столицу, чтобы укрыться за крепкими стенами ее кремля.

Поскольку великого князя в городе не было, власть в нем оказалась практически парализованной. Скопившаяся людская толпа разделилась на два враждующих лагеря. Одни хотели поскорее покинуть город и бежать на север, другие призывали объединить усилия и до конца держать оборону. По старой традиции было созвано вече. На нем горожане решение запереть город и никого из него не выпускать.

Подготовка к осаде

Москва перешла на осадное положение. Военные заняли все выходы из города. Вооруженные люди не выпускали беглецов. Исключение было сделано для митрополита Киприана и княжеской семьи. Супруга Донского Евдокия забрала детей и уехала с ними в Кострому. Митрополит отбыл в соседнюю Тверь.

Читайте также:  Обстановка в 80-х годах - история России

Хан Тохтамыш, поход на Москву которого испугал всю Россию, не мог быть встречен одними только москвичами. Жителям город был необходим лидер. Им стал Остей – князь литовского происхождения, поступивший на российскую службу. Он был внуком легендарного Ольгерда и слыл искусным воином.

Прибыв в Москву, Остей возглавил оборону и навел там порядок. Для того чтобы как можно сильнее осложнить жизнь осаждавшим, все посадские постройки, окружавшие крепость, были сожжены. Стены кремля укрепили. Москвичи запаслись кипящей смолой, дегтем, кипятком и камнями. Вооружившись и подготовившись, они стали ждать неприятеля.

Штурм

Авангард ханского войска подошел к Москве 23 августа 1382 года. Узнав, что Дмитрия Донского нет в городе, этот отряд удалился. Предварительно татары осмотрели крепость, выяснили состояние ее стен, рвов и подступов. Защитники крепости открыто насмехались над ордынцами.

Поход Тохтамыша на Москву, причины которого заключались в нежелании Руси оставаться под чужеземным игом, подошел к своей решающей стадии 24 августа, когда к городу приблизилось основное татарское войско во главе с самим ханом. Сразу же завязалась перестрелка из луков и самострелов. Степняки, не теряя времени, приступили к штурму. Они изготовили специальные лестницы, по которым собирались взобраться на стены.

Москвичи оборонялись, забрасывая «поганых» камнями, заливая их кипятком и обстреливая из первых образцов русского огнестрельного оружия (в столице хранились архаичные прообразы пушек). Штурм продолжался два дня. Татары понесли значительные потери, но не смогли ни повредить стен, ни прорваться в город.

Переговоры

На третий день осады (26 августа 1382) поход хана Тохтамыша на Москву завершился хитростью. Правитель Орды отправил к горожанам посольство, в которое вошли татарские мурзы, вельможи и сыновья нижегородского князя Семен и Василий. Эти двое были братьями супруги Донского Евдокии и пользовались особенным доверием у московских бояр, чем Тохтамыш умело воспользовался.

Делегация сообщила осажденным, что хан готов прекратить штурм города.

Посланцы объяснили это тем, что Тохтамыш собирался воевать против ослушника Дмитрия Донского, а жители самой Москвы не сделали ему ничего дурного.

Поэтому хан предлагал защитникам кремля открыть ворота и дружелюбно принять ордынцев. Тохтамыш восхищался мужеством москвичей и даже просил дозволения мирно побывать в этом героическом городе.

Вероломство

Предложение хана было принято. Поход Тохтамыша на Москву, год которого стал черной страницей отечественной истории, завершился предательством. Чуть только горожане открыли ворота, татары ворвались в столицу и принялись грабить и убивать. Сделано это было, несмотря на клятвенные заверения князей Василия и Семена.

Захватчики разграбили город, уничтожили множество зданий и церквей. Огню были преданы ценные книги. Золото, церковная утварь и другие сокровища ордынцы присвоили себе и забрали в степи. Была вывезена и великокняжеская казна.

Жители, оказавшиеся запертыми в занятой неприятелем крепости, беспощадно убивались. Людей рубили, топили, сжигали заживо. Многих увели в рабство. Храбрый князь Остей погиб.

Поход Тохтамыша на Москву, последствия которого сказывались на Руси еще много лет, закончился для города полной катастрофой.

Итоги и последствия

После взятия Москвы татары разделились на несколько отрядов. Эти войска захватили и разорили еще несколько городов: Можайск, Звенигород, Владимир, Юрьев. Отряд, отправившийся в Волок Ламский, был разбит силами Владимира Андреевича. Бежавшие с поля боя ордынцы сообщили Тохтамышу об этом первом поражении. Хан решил не дожидаться основной армии Донского и отступил в степь.

Итоги похода Тохтамыша на Москву были печальными. В столице погибло более 24 тысяч человек (при населении в 40 тысяч). Вернувшийся в Москву Дмитрий Донской был ошеломлен картиной руин, оставшихся на месте недавно цветущего города.

Князь вынужденно признал свою зависимость от Орды. Москва продолжила платить дань.

В то же время хан подтвердил права Донского на Великое княжество Владимирское, даровав ему соответствующий ярлык и закрепив основной престол Северо-Восточной Руси за его потомками.

Источник: https://www.syl.ru/article/295406/pohod-na-moskvu-tohtamyisha-data-prichinyi-itogi-i-posledstviya

Тохтамыш Куликовская битва кратко

Куликовская битва – битва, проведенная между монголо-татарами и русскими, между Мамаем и Дмитрием Ивановичем Донским. Но одну из важнейших ролей в этой битве играет также хан Тохтамыш, который не принимал прямого участие в этой битве.

“Почему же так это несправедливо? – спросит умный читатель. – Ведь он же ничего не делал, как он может вообще как-то влиять на ход тех или иных событий?” Ответ будет вполне очевиден: была междоусобица между ханом Мамаем и ханом Тохтамышем.

Итак, как же это могло повлиять на исход событий, из-за которых Мамая был абсолютно разгромлен и позорно бежал, а Тохтамыш вернул собственный законный престол.

Итак, в Золотой Орде была Великая замятня, и была она, как известно, между Мамаем и Тохтамышем.

Мамая поддерживали воины, видящие прекрасного полководца и политика, а Тохтамыша поддерживали консерваторы и приверженцы продолжения линия ханства.

Мамай мог бы одержать великую победу над Тохтамышем, если бы не поражение его войска на реке Воже, где он потерял почти всю свою конницу и пехоту. После этого Тохтамыш завоевал почти все земли, которые принадлежали Мамаю не по праву, и оставил ему только переданные по наследству Крым да Причерноморье.

Людей у Мамая не осталось из-за постоянных битв с Тохтамышем и из-за схватки на реке Воже с русскими. Надо было мстить русским, соединяться с Ягайло Литовским и единственным верным ему Олегом Рязанским. Мамай пошел на Русь.

Шел он быстро, но и Дмитрий не плошал, также быстро продвигался, стараясь как можно больше отдалить место схватки от центра Руси – Москвы. И он смог это сделать. Дошел он аж до Тульской области, до поля Куликова, где и произошла схватка между монголо-татарами и русскими. Сеча была ужасная, резали и били всех подряд.

У Мамая даже была надежда на победу, но ее разбил вдребезги Засадный полк, поставленный Дмитрием в лесочке. Мамай бежал в Крым. Вскоре его там убили.

А что же сделал Тохтамыш здесь? Во время битвы его не было, в Крым он не ездил.

Правда ли, что он совсем ничегошеньки не сделал? Не тут-то было! Именно он стал одной из основных причин ослабления войск Мамая, которые, во-первых, были порублены его свитой, а, во-вторых, присягнули настоящему хану, который был рожден вождем. Кроме того, именно он убил Мамая. Точнее, не он, а его наемники.

Тохтамыш нанял несколько людей (на самом деле, еще не до конца известно, кто были эти люди – это могли были быть как приближенные Мамая или приближенные Тохтамыша, так и просто наемники), которые поехали в Крым и зарезали Мамая, оставшегося без своих воинов.

Источник: http://antiquehistory.ru/tohtamysh-kulikovskaya-bitva-kratko/

Поход Тохтамыша на Москву

23.01.2018

Тохтамыш-хан в 1382 году напал на Москву, жестоко убив огромную часть населения, разграбив казну и церкви, увел в рабство многих русских людей.

Причины нападения на Москву

В 1380 году к власти в Золотой орде приходит хан Тохтамыш, свергая при этом незаконно захватившего власть Мамая. Объединив две орды, он объявляет о своем воцарении в Сарае.

С Руси, со всех княжеств к нему проследовали послы с поздравлениями и шикарными подарками.

Заподозрив, что Московское княжество ограничится лишь поздравлениями, а дань откажется платить, хан решил пойти на Русь чтобы усмирить непокорного князя Дмитрия, а также для приумножения своих богатств.

Поход на Москву

Для начала хан отправил в Москву посла, своего сына Ак-хозю, для переговоров. Но тот не решился зайти в Москву, остановившись в Нижнем Новгороде.

Им был послан отряд, который также не появился в городе.

После этого Тохтамыш решил втайне напасть на Русь, для этого он даже убил всех русских купцов, находившихся тогда в Казани, забрал их богатства и захватил корабли, которые хотел использовать для похода.

https://www.youtube.com/watch?v=wAGU15YMtWk

Переправившись с войском на правую сторону Волги, Тохтамыш «изгоном» погнал свое войско в сторону Москвы. Князь Нижнего Новгорода узнав об этом, решил пойти на переговоры, для этого отправил своих сыновей.

Они догнали его лишь возле Рязанского княжества, где ему на верность присягнул местный князь Олег, который хотел спасти свои земли от нападения татар. Согласно историкам, он показал Тохтамышу броды через Оку и дал проводников.

Взамен хан обошел его земли стороной.

Узнав о походе Тохтамыша при помощи информаторов, князь московский Дмитрий Донской собрал небольшое войско вместе со своим братом Владимиром, и они вместе выдвинулись в сторону Коломны, для защиты Москвы.

При этом он просил помощи у других князей, но в связи с тяжелыми потерями в Куликовской битве, добровольцев нашлось немного.

Не собрав большого войска, князь решил не рисковать и отправился со своей ратью в Кострому, а брата отправил к Волоку ждать подмоги.

Осада Москвы

Осада Москвы началась 23 августа, к тому времени город забаррикадировался. Передовые отряды хана начали осматривать городскую крепость на предмет слабых мест. Внутри же крепости многие напивались и в пьяном бреду кричали оскорбления в сторону татар, те же угрожали им саблями.

Первыми начали стрелять стрелами жители осажденного города. В ответ татары открыли частую стрельбу, из-за которой многие горожане умерли прям на стенах крепости.  После этого войско Тохтамыша пыталось взять крепость штурмом, прислоняя лестницы к стенам. Но москвичи не сдавались, обливая неприятеля кипятком и горячей смолой.

Три дня продолжалась безуспешная осада Москвы.

Понимая, что открытым наступлением Москва не покорится, Тохтамыш решил прибегнуть к хитрости. Он подослал делегатов, якобы для примирения, а вместе с ними сыновей тестя Дмитрия. Они подтвердили слова послов и жители открыли двери. Но это была всего лишь ловушка, после чего войска Тохтамыша ворвались в город и разграбили его, убив и пленив при этом множество людей.

Итоги

По результатам этого похода Тохтамыш значительно обогатился и направился в Орду, по пути разграбив еще множество городов, в том числе и княжество предателя Олега Рязанского.  Вернувшийся в Москву Дмитрий Донской был вынужден покориться хану.

Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/voyny/pohod-tohtamysha-na-rus.html

Миф о Куликовской битве

Как и зачем создавались ложные ментальные коды в русском сознании

Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Богородицы, который православная церковь празднует 21 сентября по новому стилю, в 1380 году. Что значат для нас сегодня события далекого XIV столетия, чему они нас учат? Размышляем вместе с Геннадием КЛИМОВЫМ, автором новой концепции истории Руси

Принято считать, что Куликовская битва – это начало объединения русских княжеств в освободительной борьбе с татаро-монгольскими поработителями. Это совсем не так. Во-первых, первыми знамя борьбы с монголами за много лет до Куликовского сражения подняли тверские князья. Именно они играли основную роль в антиордынской коалиции.

Роль Москвы была в том, чтобы бороться за сохранение православного исихазма, основанного на заветах Сергия Радонежского. Поэтому она вела сложную игру на два фронта. Заигрывая с мусульманами, вела ожесточенные войны с западной Русью, которая во многом склонялась к союзу с католической Европой.

Без понимания этой сложной церковной дипломатии вообще нельзя понять, что происходило во времена Куликовского побоища.

БОРЬБА РЕЛИГИЙ

Еще раз напомню, что предшествовало этому сражению, которое часто преподносится как решающее в деле освобождения Руси от монгольского ига. Во времена правления хана Узбека (1312–1342) и его сына Джанибека (1342–1357) Золотая Орда приняла ислам, в результате чего в стране наступил мир и расцвет торговли.

https://www.youtube.com/watch?v=siS4ny8wt0o

В это время на Руси начал свою деятельность Сергий Радонежский (около 1321–1391 годы). На Руси уже более 300 лет было христианство. Но Сергий Радонежский дополнил его новым учением, которое именуется у богословов «умным деланием», или исихазмом. Он принял его у византийского богослова и философа Георгия Паламы.

На Преображенье Иисус Христос взял с собой на гору Фавор трех апостолов (заметьте, всего трех из двенадцати) и там открыл их сознание, позволив видеть себя как Бога. Умение видеть Бога на Земле «здесь и сейчас» – это особое свойство человеческого мозга. Оно доступно избранным из избранных.

Именно учение о Фаворском свете отличает истинных православных христиан от католиков или протестантов.

Православие — это очень сложная система духовных знаний, сакральных практик и особая «техника умно думать». Те, кто достигает такой глубины, наделяются способностью «умного делания».

Это особая каста, которая управляет всем, что происходит в мире. Сакральная миссия Руси – хранить старцев-исихастов.

О существовании в верховьях Волги, Даугавы, Днепра, Невы, на Валдае, в Белоозерье и Беломорье поселений отшельников говорится еще в арийских легендах.

Читайте также:  Стратегическая оборона 1941 г. битва за москву - история России

Мудрецы-валакхильи, согласно древним эпосам, обладали огромным могуществом.

В ведической культуре они являлись земным представителями Брахмы – одной из проявлений Троицы (Триглава, Тримурти), наряду с Вишну и Шивой – богами создания и творения. Супруга Брахмы — богиня знания и учености Сарасвати.

Сарасвати – это одно из древних названий реки Волга. И вот в XIV столетии на ее берегах вновь появляются «заволжские старцы», хранители истинного знания и учености, умного делания. Они обладали особой техникой думать, принимать решения, видя Бога и сверяя с ним свои действия. Вся планета для исихастов – это единая система, единый дом, где все имеет свой порядок и смысл.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ «ВАТНИКИ»

Периодически любому компьютеру нужна перезагрузка программ и чистка от вирусов. То же самое происходит с человеческим сознанием. Когда оно зарастает «плесенью», люди теряют живой ум, они начинают говорить и думать штампами, их мозг становится «ватным».

К моменту Куликовской битвы прошло больше 300 лет со времени крестителя Руси князя Владимира. Русские люди забыли не только своих древних богов, но поверхностно стали понимать и догматы христианства. Все, как и сейчас, свелось к обрядовой стороне: платочкам да бородам. Для продолжения истории русского народа понадобился Сергий Радонежский, и он пришел.

В Средневековье московские князья вовсе не ставили никаких задач территориального объединения русского мира. Их волновали только вопросы идеологии и религии.

Эффективность любого государственного управления вовсе не в том, сколько царь победил врагов или присоединил смежных территорий. Все это пустяки. Остаются в памяти предков великими государственными деятелями только те, кто научил свой народ быть миролюбивым и правильно думать.

Любая живая система, пока она жива, осуществляет экспансию. Стратегически всегда побеждает народ, который добивается больших успехов в науке и культуре. Оставаясь миролюбивым, доминирующий народ всегда занимается народосбережением. Собственно, в этом и есть сущность христианского «умного делания».

Сергий Радонежский стал духовным центром, определившим возрождение Руси XIV века. Преподобный Сергий избегал участия в современной ему политике, он отказался даже от того, чтобы стать митрополитом Руси после Алексия Московского.

Но духовный авторитет его был настолько высок, что московские князья на самые важные дела брали его благословение. Самое известное – благословение преподобным Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

По преданию, он дал это благословение на битву с Мамаем не сразу, и в помощь князю дал двух иноков, бывших бояр-военачальников Ослабю и Пересвета.

СТОЛКНОВЕНИЕ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ РУССКИХ КОАЛИЦИЙ

 Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Сбор промосковских войск был назначен в Коломне 15 августа. Отдельно шел двор Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского, отдельно полки белозерских, ярославских и ростовских князей.

https://www.youtube.com/watch?v=BOnsUjXjq7I

Мамай же рассчитывал, вероятно, объединить силы с великим князем литовским Ягайло, сыном тверской православной княжны Юлиании, а также с Олегом Рязанским и Михаилом Тверским (внуком святого благоверного князя).

Соединение сил западного союза на южном берегу Оки планировалось на 14 сентября. Скорее всего, Мамай вовсе не рассчитывал воевать с Москвой.

В конце сентября планировалось генеральное сражение объединенного войска Мамая и русских князей с армией хана Тохтамыша, двигавшейся на Русь с востока.

На соединение с Мамаем шел литовский великий князь Ягайло с литовско-румынскими полками. Но он не успел к первой части сражения на Куликовом поле или умышленно не захотел участвовать в нем. Остались неподвижными находящие рядом с Куликовым полем рязанские дружины. Нижний Новгород и вовсе не прислал войско.

Восточная коалиция, созданная Москвой, как можно предположить, по наущению хана Тохтамыша, тоже перед сражением распалась окончательно. Лишь два княжества – Ростовское и Ярославское – прислали на помощь московскому князю Дмитрию свои дружины.

Вся диспозиция войск говорит о том, что была готова ловушка, в которую неминуемо должен был попасть Дмитрий вместе со своим войском, и у московского князя не было ни одного шанса.

Но кто-то неизвестный, руководивший всей западной коалицией, не отдал приказа захлопнуть мышеловку. Почему?

Дмитрий, вероятно осознавая опасность своего положения, 26 августа стремительно вывел войско на устье Лопасни, осуществил переправу через Оку в рязанские пределы.

«И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошел князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех ее пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий…». Так пишут летописи. О чем так горевал русский народ?

На пути к Дону, в урочище Березуй, к войску Дмитрия все же присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. В последний момент к войску присоединились новгородцы (в Новгороде в 1379–1380 годах наместником был литовский князь Юрий Наримантович).

Подойдя с юга, Мамай разбил ставку на вершине Красного Холма. Около полудня он бросил свою конницу в атаку.

Московский князь Дмитрий, подчинив воеводе Боброку значительные силы, велел ему укрыться в засаде в дубраве на левом фланге. Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский был внуком литовского князя Гедимина. Он вместе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым и стоял во главе засадного полка.

В непосредственной близости от поля битвы находилось огромное войско литовского князя Ягайло, который, казалось, готов был прийти на помощь Мамаю. И дружины рязанского князей по-прежнему оставались неподвижными, наблюдая за ходом сражения. Как будто решая, на какой стороне выступить в битве. Или же наблюдая, чтобы Мамай и Дмитрий уничтожили друг друга.

Возможно, это тоже результат церковной дипломатии: православным были чужды москвичи, уличенные в сепаратных переговорах с мусульманами Тохтамыша, но и поддерживать Мамая, в рядах которого оказались католики из Генуи, православное войско не хотело.

Тевтонский рыцарский орден нес с собой католическую веру, а родоначальница Ягеллонов тверская княжна Юлиания была истовой православной христианкой.

Литовские князья придерживались древних ведических традиций, а женились преимущественно на православных тверских княжнах. Это сыграло решающую роль в истории Руси и севера Европы. Именно из Твери и Торжка исходила на запад и восток православная вера.

Недаром Тверь и Торжок, как и Соловецкий архипелаг, и Иерусалим, расположены на 35-м меридиане.

НЕ БИТВА, А СТЫЧКА?

В «Сказании о Мамаевом побоище», составленном в стенах Троице-Сергиева монастыря, можно прочесть, что московский князь Дмитрий в первой схватке был ранен и пролежал в беспамятстве под березой до самого конца битвы. Воевода Боброк-Волынский и князь Владимир Храбрый возглавили атаку засадного полка, разгромили Мамая, после чего они нашли едва живого Дмитрия Донского в перелеске.

https://www.youtube.com/watch?v=4_lvu84IjJI

Центр боевого порядка Мамая составляла наемная генуэзская пехота. Степная конница стояла на флангах. За участие в походе Мамай обещал генуэзцам земли крымского побережья от Судака до Балаклавы. Возможно, эти католики из Генуи и были причиной того, что западные православные князья не стали помогать Мамаю и сохранили жизнь московскому князю Дмитрию.

 Битва была скоротечной. Мамай уклонялся от серьезного сражения в преддверии битвы с монгольским ханом Тохтамышем, который двигался с востока. В военном смысле Мамай не понес от москвичей серьезных уронов, но тем не менее это сражение стало для него роковым.

 В стычке с московским войском погиб юный ордынский хан из чингизитов Мухаммед-Булак, который формально возглавлял Золотую Орду. Это сразу сделало в глазах современников притязания киевлянина Мамая на верховную власть в Золотой Орде нелегитимными. Мамая срочно стал отводить войска в днепровские степи.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

Битва на Куликовом поле же в традиционном лубочном изложении стала частью русской православной культуры. И вместе с тем существуют иностранные летописи, свидетельства которых противоречат информации московских летописей. Противоречат московские источники и тверскому летописному своду.

Одним из самых ранних немецких свидетельств о Куликовской битве является текст Детмара из Любека, который составлял свою хронику как раз в 1380-е:

«(1380) В то же самое время была большая битва у синей воды (blowasser) между русскими и татарами; с обеих сторон погибло около 400.000, русские победили. Как только они хотели выходить с большой добычей, пришли литовцы им наперерез, у которых татары просили помощи, и отобрали у них добычу, и уничтожили многих из них на поле».

Сведения о поражении войска Дмитрия Донского в ходе Куликовского сражения имеются и в прусской хронистике — в частности, в хронике Иоганна фон Позильге. Татарами немцы называли половцев и булгар, коренных жителей степной Руси.

Все говорит о том, что победителем Куликовского сражения было союзное Мамаю войско Великого княжества литовского, состоявшее в союзе с Тверью и Рязанью. После отхода Мамая они атаковали москвичей и разгромили их войско. Дмитрий Донской бежал в Москву. Все легенды о нем позже придумали летописцы, которым было поручено создать героическую историю Московии.

Когда в результате фальсификаций истории исчезла правда, был наложен определенный запрет для русских, внедрен в наше сознание один из многих ментальных кодов. В результате за мифическим подвигом Дмитрия Донского исчез из массового сознания неброский подвиг Сергия Радонежского, который вернул русским русскую веру. И таким образом продлил их существование.

Итогом Куликовской битвы стало то, что создать армию «Всей Руси» для противостояния монголам благодаря необдуманной атаке Дмитрия Донского военачальнику Мамаю не удалось. Собственно, именно это на протяжении многих веков и скрывали московские летописцы, исправляя в книгах фактическую историю.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ. ВОЗМЕЗДИЕ ТОХТАМЫША

Уже через две недели после Куликовской битвы состоялась битва между войсками Мамая и Тохтамыша. Эта битва произошла в районе Днепра, близ порогов. Битвы, собственно, не было, так как на поле боя большая часть войск Мамая перешла на сторону Тохтамыша и присягнула ему.

Бедой Мамая было то, что в Куликовской битве погиб юный чингизид хан Мухаммед, при котором Мамай был беклярбеком. Без законного хана власть Мамая перестала быть законной. Тохтамыш же был законным потомком Чингисхана. Русские преклонили колени перед тенью Чингизхана.

Бесшабашный Мамай с остатками верных войск отступил в Крым, при этом его гарем был захвачен Тохтамышем.

Мамай бежал в Кафу (ныне город Феодосия), где имел политическую поддержку генуэзцев, но его не впустили в город. Он пытался проникнуть в Солхат, но был перехвачен разъездами Тохтамыша и убит.

Похоронили Мамая в Крыму с почестями в нынешнем местечке Айвазовское (ранее Шейх-Мамай) возле Феодосии.

После Куликовской битвы Тохтамыш овладел престолом Золотой Орды. Князья Руси приняли монгольских послов с честью и, в свою очередь, отправили послов с дарами для нового хана.

Дальнейших ход событий не поддается пониманию.. Монгольский хан велел грабить русских послов и захватить их суда, а сам в 1382 году с большим войском пошел к Москве. Вся предыдущая политика Московии оказалась как минимум недальновидной.

Дмитрий Донской прятался в Костроме, православный митрополит Киприан укрылся в Твери. Тверской князь Михаил Александрович прислал к Тохтамышу посла с заявлением о покорности.

После Москвы на обратном пути Тохтамыш разграбил и землю рязанского князя Олега.

Преемник Дмитрия Донского Василий III купил в Орде ярлык на княжество Нижегородское. Татары еще несколько раз делали небольшие набеги на русскую землю, разграбили Рязань, Вятку; но предпринять серьезный поход против Москвы Тохтамыш уже не мог, так как в это время вступил в борьбу с Тимуром. А в 1407 году Тохтамыш был убит.

ПОТОМКИ ХАНА МАМАЯ ВЕРНУЛИСЬ В МОСКВУ

Потомки киевлянина Мамая жили князьями в Великом княжестве Литовском. От сына Мамая ведут свой род русские князья Глинские. Елена Глинская – мать русского царя Ивана Грозного. Дело Мамая продолжили уже московские цари.

Ягайло (Владислав II Ягелло, 1362-1434) – сын великого князя Ольгерда и православной княгини Юлиании из Твери, родоначальник династии Ягеллонов. Собственно, от этого рода происходят все королевские фамилии Европы. Главное сражение князя Ягайло состоится только через 30 лет после Куликова поля. Это будет Грюнвальдская битва…

Грюнвальдская битва – решающее сражение «Великой войны» 1409–1411 годов, произошедшее 15 июля 1410 года. Союз Королевства Польского и Великого княжеств Литовского под предводительством короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта одержал решающую победу над войском Тевтонского ордена. Большинство рыцарей ордена было убито или взято в плен.

Геннадий Климов 

Источник: https://hystory.mediasole.ru/mif_o_kulikovskoy_bitve

Ссылка на основную публикацию