Племена сибири и дальнего востока в 1 тысячелетии до н. э. — история России

Кто жил в Сибири до нашей эры

История Сибири в представлении большинства начинается с истории «русской Сибири», то есть со времени походов казаков и Ермака, но в Сибири и до нашей эры жили люди. Ученые даже считают Сибирь одним из главных центров антропогенеза.

Древний мир

Когда разговор заходит об истории Древнего мира, то обычно вспоминают древние государства Ближнего Востока. Понятно, что такое видение весьма ограничено, поскольку на территории той же Сибири люди жили задолго до времени строительства египетских пирамид. Возраст раннепалеолитической стоянки Карама на Алтае оценивается археологами в 600-800 тысяч лет.

Советский академик Алексей Петрович Окладников считал Сибирь одним из первых центров антропогенеза. Находки последних десятилетий полностью подтверждают мнение академика. В 1993 году новосибирскими археологами на плато Укок (Горный Алтай) было найдено захоронение женщины, датируемое V-III веками до нашей эры.

В прессе сенсационную находку назвали «Принцессой Укока». В погребальной камере были найдены шесть коней под седлами и со сбруей, колода из лиственницы с бронзовыми гвоздями. Мумия молодой девушки (на момент смерти ей было около 25 лет) хорошо сохранилась.

Она была в парике и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки и шубу.

В Денисовой пещере на Алтае также были найдены останки так называемого «денисовского человека». Исследователи провели анализ ДНК и выяснили, что остатки кости датируются периодом 40 тысяч лет назад.

Проведенные исследования показали, что «денисовский человек» оказался вымершим типом человека, чей геном значительно отличается от нашего. Эволюционное расхождение такого человека и неандертальца произошло около 640 тыс. лет назад.

Позже эти люди вымерли или частично смешались с Homo sapiens.

Культуры

Эпоха бронзового века связана в Сибири в первую очередь с Афанасьевской культурой. Многочисленные следы деятельности её представителей были сначала найдены в Саянах и на Алтае.

В III тысячелетии до нашей эры носители Афанасьевской культуры занимались на территории своего обитания земледелием и скотоводчеством.

Позже следы этой культуры были найдены не только в Сибири, но и на территории современного Восточного Казахстана, Западной Монголии и Северного Китая.

Этнически «афанасьевцы» не были монголоидами. Историки полагают, что Афанасьевская культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, которые ассимилировали местное население

На смену Афанасьевской археологической культуре приходит Андроновская культура XVII—IX веков до н. э. «Андроновцы» на юге занимали территорию до современных Киргизии, Туркмении и Таджикистана, на востоке – Южный Урал, Западную Сибирь.

Хунну

Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.

Около 51 г до н. э. держава Хунну раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги.

Котел народов

Сибирь до нашей эры представляла из себя настоящий «котел народов». Здесь проживали юэчжи, динлины, предположительно скифы. Для этой эпохи характерны волны миграции, переход от оседлости к кочевому образу жизни.

Большинство генетиков уже согласилось с тем, что те же индейцы, коренные жители Америки, произошли от сибиряков, которые от 18 до 26 веков назад перешли по перешейку из Чукотки на Аляску.

Генетический анализ останков скелета девочки-подростка, возраст которого 12-13 тысяч лет, который был найден на полуострове Юкатан в 2014 году, подтвердил догадки ученых на этот счет. О результатах исследований писал журнал Science.

Международная поисковая экспедиция под флагом Русского географического общества обнаружила на территории Среднего Приобья в дебрях сибирской тайги, загадочные артефакты древней погибшей цивилизации.

 На територии Сибири за последние несколько лет были открыты руины древних городов, курганы, огромные солярные капища, загадочные каменные и земляные пирамиды. Всё это было создано не предками современных сибирских племен, а какой-то другой цивилизацией, которая процветала на территории Сибири не одно тысячелетие.

В этом году состоялась экспедиция на Алтай, где на высоте 1000 метров находятся руины сооружения из огромных блоков, по массе превышающие знаменитые камни Баальбекской террасы. Орнаменты на керамике, найденной на руинах древних городов оказались индентичными с орнаментами древнего Шумера.

Этнографы, скрупулезно изучая историю Сибири по преданиям коренного населения, не обращают внимания на то, что все народы, населяющие огромные просторы севера Азии указывают, что до их прихода на эту территорию здесь, в Сибири, жили высокоразвитые, могущественные белые, бородатые люди.

Именно отсюда, из Сибири, сначала в лесостепь, а потом на запад ушли наши общие предки Ориане- Гипербореи. Те самые, о которых написано во многих мифах Индии, Ирана, Руси и Европы.

Источник: http://www.stena.ee/blog/kto-zhil-v-sibiri-do-nashej-ery

История Сибири

На рубеже 1-2-ого тысячелетий до н.э., на территории Сибири преимущественно появляется новая культура — Ирменская (Сие название происходит от поселения, которое обжилось у устья р.Ирмень, левого притока Оби).

Характеризующую эту культуру находки встречаются археологам довольно часто. В них много обломков типичной для этого времени керамики с геометрическим узором.

Население в этот отрезок времени занималось скотоводством, земледелием, ткачеством, обработкой шкур и шитьем теплой и красивой одежды.

Шло время, и вот уже VII — VI вв. до н.э. и территорию Сибири стали заселять лесные племена монголоидного типа.
В V в. до н.э. в жизни племен Сибирского края наступают большие перемены. Появляются первые железные изделия. Бронзовые орудия постепенно заменяются железными.

В это время самыми развитыми племенами Сибири были те, которые жили на территории Алтая, Кузбасса, Хакассии, где имелись запасы металла и лучшие условия для занятия скотоводством. Эти племена оказывали большое влияние на своих соседей. Народ с самой развитой культурой обселился на горах Алтая.

О чем свидетельствуют их богатые погребения — Пазырские и Башадарские курганы — получили мировую известность. В Новосибирском Приобье население получило название Большереченское, это названием происходило от Большой реке в Алтайском крае. Археологические исследования того времени уже могли сказать о неком зародыше цивилизации.

Скот уже держали в отдельных помещениях. Сохранялось мотыжное земледелие. Распространено было и ткачество. Появляется расслоение населения. В некоторых могилах можно было увидеть большое количество разнообразных вещей, а в других лежал только один сосуд. Учащаются военные столкновения между соседними племенами.

В связи с этим появляется необходимость в организации обороны поселений, которые укрепляют рядами рвов и валов.

Находки III в.до н.э. свидетельствуют о появлении на сибирских землях — северных племен. Однако по Оби сохранялись и связи с южным населением Сибири, хотя связи с северными племенами значительно преобладали. Это вызвано новой политической обстановкой на юго-востоке Сибири.

Здесь сложился союз воинственных гуннских племен, живших в Забайкалье и монгольских степях. Гунны были давно известны нападениями на своих ближайших соседей. Влияние юга все более стало ослабевать, вопреки этому связи с северными и северо-западными лесными племенами постепенно усиливаются.

В результате слияния большереченских племен с северными образовалось население 1-ого тысячелетия Сибири.

В 15 в. Московская Русь окончательно избавилась от монголо-татарского ига. После чего русские сами отправились покорять восток. В конце 15 в. войсками Ивана III была взята Казань. Но удержать её не удалось и татарский хан получил её обратно.

Больших успехов в покорении восточных земель добился царь Иван Грозный. Им в 16 в. были захвачены и присоединены к России две очень мощные крепости Казань и Астрахань.

Города эти были очень богатыми, а также имели важное стратегическое и торговое значение.

Поход Ермака в Сибирь

В давние времена на Руси было достаточно много энергичных людей, жаждущих приключений. Они формировали казачьи отряды на низовьях Дона. Откуда могли делать набеги на соседние государства или торговать с ними. Естественно, что таких людей просто не могла не задеть идея о покорении обширных восточных земель.

К тому же хозяин тех земель монголо-татарское государство к середине 16-го века уже давно утратило свою былую мощь, оно было раздроблено, отстало в развитии и на огнестрельное оружие русских могло ответить лишь стрелами из лука.

На тот момент серьёзную опасность русским могла представлять лишь Синяя Орда (территория от Тюмени до Мангышлака). Хан Синей Орды Кучум тревожил своими набегами городки на освоенной русскими территорией.

Из таких поселений выделялся городок Строгоновых, которые дабы обезопасить себя от неприятеля наняли для экспедиции на восток отряд атамана Ермака в 1581 г. Войско его был небольшим примерно 800 человек.

Поход Ермака в Сибирь несмотря на маленький состав его отряда шел успешно. Русские захватили столицу Кучума – Искер. От Ермака в Москву пришла грамота, говорившая об обширной сибирской территории. После чего на подкрепление казакам отправились князья Болховский и Глухов. В 1583 они соединились с Ермаком.

Всё это время шла битва казаков с Кучумом. В 1584 ордынский хан всё же победил и занял свою столицу, тогда же погиб и сам Ермак. Однако в последствии русское продвижение на восток было необратимым, Кучум был окончательно разбит и обещал русскому царю покорность.

История Синей Орды завершилась и произошло присоединение Сибири к России.

Русские охватили огромную территорию Урал, Сибирь и Дальний Восток. В последствие русские овладеют Аляской и крепостью, которая сейчас находится в Калифорнии и назовут её Форт-Росс. Впрочем, Аляску и Форт-Росс они продадали США в 19 веке.
Поход Ермака в Сибирь имел огромную роль в освоении русскими этой территории.

Причины успеха русской экспедиции

Освоение русскими Дальнего Востока и всей Сибири прошло успешно. Каковы были причины успеха похода Ермака в Сибирь и последующих экспедиций на восток? Многие народы этих земель без проблем входили в состав России, а те, кто оказывали сопротивление не были так уж едины и решительны в том, чтобы прогнать иноземцев.

Да и такие столкновения носили скорее локальный характер для каждого народа. Народы Сибири не объединялись между собой против русских, как это, например, делали арабы против крестоносцев. Одной из основных причин этого может быть особый менталитет русского народа. Русские терпимо относился к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа.

Наши предки не старались сломать чужой менталитет, они даже сами охотно перенимали обычаи иноземцев. Конечно, народы покорённых русскими земель должны были согласиться войти в состав России и платить ей дань, но эта дань была настолько мала, что её спокойно можно было расценить как подарок.

В замен же эти народы получали защиту и могли написать царю письмо в случае каких-либо больших проблем, после чего этот вопрос подлежал разбору в Москве.

Читайте также:  Павел i и последний дворцовый переворот - история России

Во многом благодаря этим особенностям русского менталитета произошло присоединение Сибири к России и других земель.

Присоединение Восточной Сибири

Русские промысловики еще в XVI в. охотились на пушного зверя в правобережье нижнего течения Оби, в бассейнах рек Таза и Турухана, постепенно продвигались на восток к Енисею. Они основывали зимовья (которые из временных перерастали в постоянные), вступали с местными жителями в обменные, производственные, бытовые и даже родственные отношения.

Политическое включение этого тундрового района в состав России началось позднее расселения здесь русских промысловиков—на рубеже XVI-— XVII вв. с построением в 1601 г. на берегу р.

Таза Мангазейского городка,ставшего административным центром Мангазейского уезда и важнейшим торгово-перевалочным пунктом на севере Азии, местом, куда стекались промысловики, готовясь к очередному охотничьему сезону. До 1625 г. в Мангазее не было постоянного отряда служилых люден.

Военно-караульную службу выполняла небольшая группа «годовальщиков» (30 чел.), присылаемых из Тобольска и Березова. После создания постоянного гарнизона (100 чел.

) мангазейские воеводы создали несколько ясачных зимовий, стали отправлять сборщиков пушнины в казну на берега нижнего Енисея, на правобережные притоки его—Подкаменную Тунгуску и Нижнюю Тунгуску и далее в бассейны Пясины и Хатанги.

Как уже отмечалось, проникновение русских на средний Енисей шло по правому притоку Оби — Кети, которая в XVII в. стала главной дорогой из Обского бассейна па восток. В 1619 г. на берегу Енисея был построен первый русский административный центр — Енисейский острог, который быстро вырос в значительный перевалочный пункт для промысловиков и торговых людей.

В прилегающем к Енисейску районе появились первые русские .земледельцы.
Вторым укрепленным городком на Енисее стал заложенный в 1628 г. Красноярский острог, ставший основным оплотом обороны рубежей на юге Енисейского края. В течение всего XVII в.

южнее Красноярска шла ожесточенная борьба с кочевниками, вызванная агрессией киргизских князьков верхнего Енисея, которые опирались в первой половине века на сильное государство Алтын-ханов (сложившееся в Западной Монголии), а во' второй половине — на джунгарских правителей, вассалами которых они стали.

Киргизские князьки считали своими киштымами (зависимыми людьми, данни-ками) местные тюркоязычные группы верхнего Енисея: тубннцев, яринцев, моторцев, камасинцев и др.

Почти ежегодно правители киргизских улусов осаждали Красноярскую крепость, истребляли и угоняли в плен коренное и русское население, захватывали скот и лошадей, уничтожали посевы. Документы рассказывают о многократных военных походах против степных кочевников отрядов красноярских, енисейских, томских и кузнецких служилых людей.

Положение изменилось только в начале XVIII в., когда по распоряжению джунгарского контайши Цеван-Раптана началось насильственное переселение киргизских улусов и киштымов знати на основные кочевья джунгаров в Семиречье. Осуществить полностью перевод на новые места рядовых жителей киргизских улусов военачальникам не удалось.

Местные жители укрывались в лесах, часть угоняемых бежала при переходе через Саяны. В массе своей зависимое от киргизских князьков население осталось на прежних местах обитания и было затем включено в состав России. Закрепление территории верхнего Енисея завершилось постройкой Абаканского (1707 г.) и Саянского (1709 г.) острогов.

От русских промысловиков мангазейские и енисейские воеводы узнали о богатой пушниной «Ленской землице». Они стали направлять на среднюю Лену, где обитали якуты, служилых людей за ясаком. Уже в 1632 г. на берегу Лены небольшая группа енисейских казаков во главе с П. Бекетовым поставила Якутский острог—первое русское селение, ставшее затем центром Якутского (Ленского) воеводства.

Источник: http://biofile.ru/geo/7347.html

История Сибири. Кратко, основные даты и периоды освоения Сибири

Перевод слова Сибирь на русский язык означает « ты первый или главный».

Сибирь от названия народа шибир, который упоминается в одной из монгольских хроник среди лесных народов, попавших под власть монгольских завоевателей.

Сибирь происходит от названия народа, населявшего в конце 1 тысячелетия до н. э. территорию лесостепной полосы Западной Сибири. Это были предки древних угров – племена сипыр.

Античные историки о народах Северной Азии

Геродот в 5 в. до н. э. писал о Скифии, имея ввиду степные пространства между Дунаем и Доном. Все ираноязычные народы, пришедшие в южные степи Евразии на смену Скифам, получили общее греческое название сарматы (более раннее название савроматы). Поэтому с 1 в. до н. э. вся территория Скифии на античных картах называется Сарматией.

Древне греческий историк и географ Страбон сделал описание ойкумены на основе сопоставления всех известных к его времени сведений. Его труд «География»в 17 книгах- первый опыт исторической географии и обобщённый итог античных знаний.

О Северной Азии в нём сообщены лишь скудные отрывочные факты: говорится о непрерывном ряде горных цепей, разделяющих материк Азии на две части по всей его длине то запада к востоку и скрывающих её Север, где по мнению античных ученых , была необъятная снежная пустыня.

Представления о Сибири в средние века на основе монгольских источников

Плано Карпини и Гильом де Рубук в 1253- 1255гг. по поручению французского короля Людовика отправились в путешествие. Главный интерес был к завоевателям- монголам. Путь их не пролегал через Сибирь, но они записали слышанные от монголов отрывочные сведения о ней. Отрывок из книги Рубука о народах Сибири, в русском переводе 1911г.

: « Они живут рыбной ловлей и охотой, не имея никаких снад , не крупных ни мелких. К северу так же нет ни одного города, а живее т народ , разводящий скот, по имени керкисы.

Живут там так же оренгаи, которые подвязывают себе под ноги отполированные кости и двигаются на них по замёрзшему снегу и по льду с такой сильною быстротой, что ловят птиц и зверей».

Путешественник Марко Поло в Сибири он не был, но, вероятно, получил о ней некоторые сведения от монголов. Слово Сибирь в его сочинении не употребляется, вместо него есть три названия, относящиеся к разным территориям Сибири: равнина Баргу, владения северного татарского царя Канчи и страна мрака.

Интерес европейцев к Сибири

16 век — начало перемен в Европе

Появился устойчивый интерес к знаниям о мире. Естественно возник вопрос: « А что там, на северо- востоке Азии, в стране мрака, о жителях которой рассказывали легенды?». Европейцы стали с интересом собирать сведения о Сибири, предприимчивые мореплаватели организовывали разведывательные экспедиции по Северному Ледовитому океану.

Матвей Меховский о Сибири

Польский историк М. Меховский (1457- 1523гг.)- профессор и ректор Краковского университета. Он сам не бывал в России но сумел собрать сведения о ней от русских приезжавших в Польшу. В 1517г.

им был издан трактат « О двух Сармациях», в котором есть скупые сведения о восточных землях России: « За Москвой находятся к северо- востоку племена и области в конце северной Азии, именуемые собственно Скифией, подвластные московскому князю и покорённые первоначально Иваном, князем московским, а именно Пермь, Башкирия, Черемиссия, Юрга, Корела; эти области упорно остаются в языческой вере и идолопоклонстве.

Сигмунд Герберштейн о Сибири

С. Герберштейн (1486-1566)гг. посол императора Священной Римской империи, ездил в Россию дважды: в 1516 и 1536гг. Впоследствии им была написана и в 1549г.издана книга « Записки о Московитских делах». Это было первое большое, обстоятельное сочинение о России.

В нём дана полная картина жизни Московского государства и его окраин, в том числе и Сибири. Из книги С. Герберштейна « Если подниматься от Обской крепости по реке Оби до устья реки Иртыша, в который впадает Сосьва, то это составит три месяца пути.

В этих местах находятся две крепости: Ером и Тюмень, которыми управляют властелины, князья югорские платящие (как говорят) дань великому князю московскому. Там имеется много животных и превеликое множество мехов.

С людьми же Лукоморья, как говорят, случается нечто удивительное, невероятное и весьма похожее на басню; именно говорят, будто каждый год, и при том, в определённый день27 ноября, который у русских посвящён святому Георгию, они умирают, а на следующую весну, чаще всего к 24 апреля, наподобие лягушек оживают снова.

Рассказ о «Золотой бабе»

На карте Герберштейна есть изображение идола, которого называют «Золотая баба», «Золотая баба, т.е. Золотая старуха, есть идол, находящийся при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу. Статуя в виде старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребёнок про которого говорят, что он её внук.

Английские морские экспедиции к берегам Сибири

В1553г. была организованна экспедиция в Китай, под началом Ричарда Ченслера, достиг берегов только один корабль из трёх. Доплыл корабль до берегов Белого моря и устья Северной Двины, остальные погибли в Баренцевом море. Ченслер поехал в Москву и был принят Иваном 4 , который выразил желание установить торговые отношения с Англией

В 1556г. англичане организуют вторую северную экспедицию в Китай. Мореплаватель Стефан Бёрро достиг пролива Карские Ворота, но льды помешали ему проникнуть дальше, и он вернулся в Холмогоры. В 1568г.

снова снаряжается экспедиция с целью достичь устья Оби и опять неудачно. Но Московская компания не теряет надежд и в 1580г.вновь отправляет экспедицию. Два корабля пришли в Карское море, но дальше не смогли пробиться из-за скопления льдов.

Обратно вернулся только корабль начальника экспедиции Артура Пэта. Второй корабль пропал без вести.

Географические представления о северном морском пути

Каким европейцы представляли путь на восток по Северному Ледовитому океану, можно узнать из письма Герарда Меркатора к Ричарду Гэклюйту – организатору экспедиции1580г. Автор письма, — знаменитый фландрский математик и картограф. Сделанная им в 1554г.

карта Европы прославила его как выдающегося географа. В 1569г. Г. Меркатор издал большую карту всего мира. На ней из античной географии оставлен мыс Табин, а очертания северных берегов Азии явно не соответствуют действительности.

Тем не менее это была для своего времени самая авторитетная карта.

https://www.youtube.com/watch?v=fUbWFeAYk30

Достоверные географические сведения о Северной Сибири собрал в начале 17в. голландец Исаак Масса. К статье о Сибири была приложена карта , в основу которой положена русская карта, составленная человеком, проплывшим проливом у острова Вайгач и хорошо знавшим места до реки Оби.

Читайте также:  Раннеславянские племена - история России

В левом нижнем углу карты- остров Вайгач, в центре- полуостров Ямал, с правой стороны которого изображена река Обь. В средней части полуострова нарисованы реки Мутная и Зелёная и озёра, через которые русские мореходы переправлялись в Обскую губу.

И Масса указал реку Енисей и места расселения тунгусов и самоедов.

Колонизация Поморья и начало русского проникновения за Урал

Знакомство с Юргой

Камень так называли тогда Уральские горы,- путь через который был доступен только летом; лишь в исключительных случаях через горы осмеливались перебираться зимой на оленях или собаках.

В те времена новгородцы открыли путь в Юргу – мансийские и хантыйские земли к востоку от Урала в нижнем течении Оби. Проникновение новгородцев в Юргу стало результатом освоения Поморья.

Местность, расположенную по реке Вычегде и её притокам называли Пермской землёй. Дальше находились земли Печоры.

Освоение Поморья

Экономические перемены в жизни России16в. ускорили освоение Поморья. Когда в 1514г. у Польши был отвоёван Смоленск, открылся сухопутный торговый путь на Запад. В 1553г. англичане открыли морской торговый путь в Россию. В устье Северной Двины в летние месяцы велась оживлённая торговля, центром которой позже стал Архангельск основанный в 1587г.

Печорский чрез каменный путь

Перевал через Уральские горы был, конечно, самый опасный. «Камень», грандиозная горная цепь, вершины которой в «облаках не видети, а коли ветрено, ино облака раздирает, а длина его от моря и до моря», пугал своей неприступной дикостью: « место пустое», а жилецких людей на Камени нет.

Морской путь в Сибирь

К началу 17в. русским мореходам был известен полуостров Ямал. Морские походы совершали на малых судах, хорошо приспособленных для плавания в водах Ледовитого океана, называемых кочи. Морской путь был долгий, всё зависело от случайностей погоды, «а коли бог не даст подобных ветров, тогда все кочи ворочаются в Пустоозёро». В среднем путь из Пустоозёрска до полуострова Ямал занимал 3-4 месяца.

Владения Строгановых

Из среды поморских разбогатевших крестьян ведёт своё начало род Строгановых. Началась деятельность Луки Кузьмича Строганова, его сын Фёдор Лукич уже прочно поселился в Сольвычегодске, с этим городом начался расцвет дома Строгановых. Сын Фёдора Аника Строганов смог увеличить свои владения, создать обширное хозяйство.

Аника рано привлёк к делу своих сыновей – Якова, Григория и Семёна, которые стали его деятельными помощниками.

Предприятие Строгановых, кроме соляного промысла , имело железодутное и кузнечное дело, вело оптовую торговлю печорской красной рыбой, железными изделиями, Иконами и разнообразными товарами собственного производства, а так же розничную торговлю по сёлам Поморья.

Первые знания русских о народах Сибири

В конце 15-16вв. неизвестный русский автор написал «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране», в котором дал описание народов северной Сибири, проживающих в тундре и лесотундре. Это были предки современных ненцев, нганасан, энцев, которых в научной литературе называют самодийскими племенами. Впервые они упомянуты ещё в « Повести временных лет» за 1096г. как «Самоядь».

Поход Ермака

Имя Ермака хорошо известно истории по народным сказания, песням и повестям. Достоверных сведений о покорители Сибири к сожаленью мало.

Неоспоримым является факт, что свой поход в Сибирь он начал уже будучи атаманом волжских казаков, к тому времени Ермаку уже исполнилось 40 лет.

Неизвестно кот именно организовал этот поход, либо это было инициативой самого атамана. Одну из версий тех далёких событий предлагает историк Скрынников.

Приглашение Строгановых

Сибирское ханство со столицей Кашлык, расположенной на берегу Иртыша, поддерживало добрососедские отношения с Москвой, Сибирские ханы платили ежегодную дань пушниной, размеры которой устанавливали сами.

В 1563 году, власть в сибирском ханстве захватил Кучум, потомок Чингисхана. Хан Кучум перестал посылать дань в Москву, его войны стали совершать набеги во владения Строгановых, богатых солепромышленников.

Строгановы получили у царя Ивана 4 разрешение провести набор казаков для защиты своих владений. Гонцы Строгановых поехали на Волгу и там вступили в переговоры с вольными казаками. Однако, вместо приглашенной 1000, во владения Строганновых прибыло 2 отряда в 540 казаков с двумя атаманами, Ермаком и Иваном Кольцо. Ермак был назначен старшим.

Поход в Сибирь

Отряд Ермака отправился в поход 1 сентября 1582 года. В поход отправились на стругах вверх по реке Чусовой, затем по её притоку, речке Серебрянке, дошли до самых перевалов. Перенеся на руках струги и груз через перевал, до реки Баранчук, притока Тагила, отправились дальше.

Из рассказов ветеранов походов, известно, что первый бой с татарами на реке Туре, они считают неудачным, им даже не удалось взять языка. На реке Тоболе одержали победу над знатным татарским правителем Карачой и двинулись дальше на Кашлык.

Первая победа

Бой за Кашлык состоялся 26 октября того же года. Предводитель татарского войска Маметкул был ранен, это посеяло панику и татары обратились в бегство. Казаки одержали победу и вступили в столицу.

Началась первая зимовка. С местными жителями установились мирные отношения. Ермак наградил знатных людей подарками и получил заверения в том, что они признают себя подданными русского царя.

Однако бежавший Кучум не сложил оружия.

Три зимы в Сибири

Казаки устроили зимовку не в столице, а на большом острове Карачин. Там состоялся жестокий бой с войнами выздоравливающего Маметкула. Казаки понимали, что без победы их всех ждёт смерть и они победили.

Весной в Москву отправили посольство с полной стругой пушнины, и известием о том, что Сибирь признаёт правление царя и согласна платить дань, а так же просьбой о подкреплении.

Вторую зиму провели в Кашлыке, постоянно воюя с отрядами Кучума. Местный князец Карача, объявил себя союзником казаков. Из Азии вернулся хан Сеид, законный наследник убитого Кучумом хана Эдигера. К исходу второго года, прибыло долгожданное подкрепление из 100 стрельцов. Измученных тяжёлым походом.

Третья зима была самой тяжёлой. Ослабев от голода и болезней умирали стрельцы, Кучум не давал покоя постоянными засадами, позже выход из Кашлака бол и вовсе блокирован.

Гибель Ермака

Кучум, решивший устроить западню, распространил слух о богатом караване купцов, которых татары не пропускают в Кашлак. Казаки отправились вверх по Иртышу, на выручку каравану, хотя их отряд насчитывал чуть более 100 человек.

Во время ночлега на острове в устье Варяга, татары напали на лагерь. Подробности стычки не знает ни кто, известно лишь, что казаки потеряли несколько человек и отступили. Однако сам Ермак был убит. Случилось это 5 августа 1585 года. По словам татар, Ермак был ранен и утонул, что достоверно неизвестно.

После гибели Ермака, 90 оставшихся в живых казаков, под руководством Матвея Мещеряка, вернулся в Россию. Покидая Сибирь Казаки не знали, что в это время к Кышлаку подходит отряд в 700 стрельцов, во главе с воеводой И.А. Мансуровым.

Сибирские летописи о походе Ермака

Сибирское летописание началось в 20-30 годы, 17 века. Интерес к летописи не утрачен до сих пор, потому что они основной источник наших знаний о начальном периоде присоединения Сибири к России.

В Сибирских летописях можно выделить 3 различных суждения о походе Ермака, названных условно народное, представленное Кунгурской летописью, Строгановская летопись и официальная, представленная Есиповской летописью и «Румянцевским летописцем».

Судьбы и воспоминания соратников Ермака

В 1621 году в Сибирь был назначен первый архиепископ Киприан. Он решил использовать имя Ермака для прославления христианства. В 1622 году он приказал петь в церкви «вечную память» Ермаку и его товарищам, погибшим за православие.

Тобольский воевода проявил заботу о престарелых казаках. Он написал прошение в Москву о постройке дома для содержания тех, кто служил в Сибири лет по сорок и более.

Ходатайство воеводы было удовлетворено. Дом для престарелых казаков построили при Тобольском монастыре. Так в Тобольске, через 40 лет после похода Ермака появились списки убитых и воспоминания оставшихся в живых.

Назад в раздел

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

В край гор и водопадов

Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех

В край крымских гор

Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма — Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.

Источник: http://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/sibir/istoriya-sibiri.html

«История Сибири с древнейших времен до наших дней»

Несмотря на то, что время выхода в свет неизбежно повлияло на некоторые выводы и оценки, 5–томное академическое издание «История Сибири с древнейших времен до наших дней», вышедшее в 1968–1969 годах под редакцией академика Алексея Павловича Окладникова, и поныне остаётся авторитетнейшим комплексным исследованием по истории Сибири, являя собой замечательный памятник советской научной мысли.

«История Сибири с древнейших времен до наших дней»: библиографическое описание

История Сибири с древнейших времен до наших дней (в 5 томах) / гл. ред. А.П. Окладников . — Л: Наука. Ленингр. отд–ние, 1968–1969.

Содержание

Том 1. Древняя Сибирь (Читать)

Первый том посвящен народам Сибири до присоединения к России. В нем охвачено, по крайней мере 25 тысячелетий сибирской истории, начиная с наиболее древних, известных в настоящее время, палеолитических культур каменного века и кончая периодом, непосредственно предшествующим приходу русских за Урал.

В нём в основном на новом археологическом материале с привлечением данных этнографии, языкознания, а также антропологии и четвертичной геологии освещен исторический путь многочисленных народов Сибири.

Показаны своеобразие их исторического развития и самобытный вклад в общечеловеческую мировую культуру, культурно–этнические связи и взаимодействие народов Сибири с соседними странами и народами.

Глава первая. История изучения древнейшего прошлого Сибири

Раздел первый ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ

Глава вторая. Сибирь в древнекаменном веке. Эпоха палеолита

​Глава третья. Сибирь в новокаменном веке. Эпоха неолита

Глава четвертая. Сибирь в бронзовом веке

Раздел второй ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА

Глава пятая. Сибирь в раннем железном веке. Первые племенные союзы

Глава шестая. Тюрки Сибири в VI—X вв. Первые государства

Глава седьмая. Дальний Восток в эпоху тунгусских государств. Бохай и Золотая империя (чжурчясени)

Читайте также:  Брестский мир 1918 года - история России

Глава восьмая. Народы Сибири перед присоединением к Русскому государству 

Том 2. Сибирь в составе феодальной России (Читать)

Второй том хронологически охватывает большой этап исторического развития Сибирской земли – с конца XVI до середины XIX века.

Присоединение Сибири к Русскому государству с конца XVI века обусловило коренной перелом в ее истории, отразившийся на этническом развитии и всех сторонах жизни местного населения и приведший к тому, что в относительно короткий срок Сибирская земля со своим этнически разнообразным населением, среди которого стали численно преобладать русские, превратилась в органическую часть многонационального Российского государства.

Раздел первый ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СОСТАВЕ РОССИИ В XVI—НАЧАЛЕ XVIII в.

Глава первая. Присоединение Сибири к Русскому государству

Глава вторая. Хозяйственное освоение Сибири русским населением и народы Сибири

Глава третья. Социальные отношения, управление и классовая борьба

  1. Развитие феодальных отношений
  2. Управление
  3. Классовая борьба

Глава четвертая. Начало изучения Сибири. Культура края

  1. Накопление научных сведений о Сибири
  2. Культура

Раздел второй СИБИРЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 20—80-е ГОДЫ XVIII в.

Глава пятая. Производительные силы и социально-экономическое развитие

Глава шестая. Управление и классовая борьба

  1. Управление
  2. Классовая борьба

Глава седьмая. Культура края и исследование Сибири

  1. Культура
  2. Научные экспедиции и изучение Сибири

Раздел третий СИБИРЬ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И РОСТА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII—ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава восьмая. Экономическое развитие и социальные отношения

Глава девятая. Классовая борьба

Глава десятая. Управление, политическая ссылка и развитие общественной мысли в Сибири

Глава одиннадцатая. Культура Сибири

Том 3. Сибирь в эпоху капитализма (Читать)

В третьем томе исследуется процесс социально–экономического, политического и культурного развития огромной части России в эпоху капитализма вплоть до 1917 года. В пореформенное время совершался процесс развития капитализма вширь – сфера его господства распространялась и на сибирские окраины России.

Отсутствие помещичьего землевладения стимулировало рост капиталистических отношений, но более широкое развитие капитализма томозилось докапиталистическими пережитками. Особенность развития Сибири в конце XIX – начале XX века определялась тем, что она продолжала оставаться аграрно–сырьевой базой центра страны.

Однако в это время усилилась роль Сибири как сферы приложения свободных капиталов. Рост внутреннего общероссийского российского рынка, приток русских и иностранных капиталов дали толчок развитию сибирской промышленности. Важнейшее значение для развития Сибири имело проведение Сибирской железной дороги.

Великий Сибирский путь усилил экономические, политические и культурные связи сибирских окраин с Европейской Россией, способствовал росту переселения в Сибирь, придал мощный импульс развитию новых отраслей экономики.

Раздел первый СИБИРЬ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (60—90-е ГОДЫ XIX в.)

Глава первая. Развитие капитализма в Сибири в 60—90-х годах XIX в.

Глава вторая. Народы Сибири во второй половине XIX и начале XX в.

Глава третья. Политическая ссылка, общественное движение и классовая борьба в Сибири во второй половине XIX в.

Раздел второй СИБИРЬ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА

Глава четвертая. Экономическое развитие Сибири в конце XIX и начале XX в.

Глава пятая. Революционное движение в Сибири в конце XIX—начале XX в.

Глава шестая. Революционное движение в Сибири периода первой русской революции 1905—1907 гг.

Том 4. Сибирь в период строительства социализма (Читать)

В IV томе освещено (естественно – с позиции советской исторической школы), как победа Октябрьской революции 1917 года и последовавшие за ней события – гражданская война, восстановление хозяйства и социалистическое строительство – отразились на истории Сибирского края. Хронологические рамки тома – 1917–1937 годы.

Раздел первый ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В СИБИРИ

Глава первая. Великая Октябрьская социалистическая революция

Глава вторая. Организация Советской власти и первые социалистические мероприятия

Глава третья. Гражданская война

Раздел второй СИБИРЬ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ И НАЧАЛА РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1921-1928 гг.)

Глава четвертая. Борьба за восстановление народного хозяйства (1921 — 1925 гг.) 

Глава пятая. Начало социалистической реконструкции народного хозяйства (1926-1928 гг.)

Глава шестая. Культурное строительство

Том 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму (Читать)

Заключительный том рассказывает о развитии Сибири в годы социалистического строительства с конца 1930–х до середины 1960–х годов. Важное место в томе занимает освещение неоценимого вклада сибиряков в дело победы в Великой Отечественной войне.

Раздел первый СИБИРЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1937—1945 гг.)

Глава первая. Сибирь в годы упрочения и развития социалистического общества (1937—июнь 1941 г.) 

Глава вторая. Сибирь в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 — 1945 г.) 

Раздел второй СИБИРЬ В ГОДЫ ПОСЛЕВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК (1946-1958 гг.)

Глава третья. Сибирь в период восстановления и развития народного хозяйства (1946—1950 гг.) 

Глава четвертая. Сибирь на завершающем этапе социалистического строительства (1951—1958 гг.) 

Глава пятая. Культура и наука (1946—1958 гг.) 

Глава шестая. Национальные районы Сибири 

Раздел третий СИБИРЬ НА НОВОМ ЭТАПЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1959-1965 гг.)

Глава седьмая. Строительство материально-технической базы коммунизма. Дальнейшее совершенствование общественных отношений 

Глава восьмая. Культура и наука 

Глава девятая. Национальные районы Сибири 

Источник: http://irkipedia.ru/node/3644/%E2%80%A6

Geum.ru

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

В первой половине 1-го тысячелетия н.э. на территории южной части Дальнего Востока обитали различные, в основном тунгусо-маньчжурские, племена, среди которых наиболее значительными были илоу и мохэ.

Археологические исследования показали, что поселения мохэ строили на склонах гор, по берегам рек и озер. Они занимали обширные земли от р. Шилка до Тихого океана, жили в полуземлянках. Распространение железа у мохэ сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню лесных пространств. Уже летописи V в.

характеризуют их как хороших земледельцев, которые пашут землю парой лошадей, сеют просо, пшеницу, рис.

В IV-VIII вв. на Дальнем Востоке складывается единая на всей территории мохэская культура.

В настоящее время археологами открыты десятки поселений этого времени в пади Степаниха (на Амуре около Благовещенска), у Осинового озера и Михайловское городище, расположенное на высоком мысу и обнесенное валом и рвом.

На его территории открыто более 300 жилищ прямоугольной формы площадью около 25 кв. м с полом, обмазанным глиной. В центре такого помещения располагался очаг. В некоторых из них сохранились остатки угловых столбов и стен.

Крупные мохэские могильники исследованы у пос. Найдфельд Еврейской автономной области, на р. Кочковатка и в других местах. Уникальным памятником является огромный могильник у с.

Троицкое в Амурской области, где были обнаружены погребения в прямоугольных или закругленных ямах, обложенных и покрытых сверху деревянными плахами. Рядом с покойником в большинстве случаев клали специально произведенные для этого вещи.

Основной археологический материал мохэской культуры — керамика. Сосуды изготовлялись вручную. Они разнообразны

но форме: вазообразные с высоким туловом, четко выраженной высокой шейкой и отогнутым наружу венчиком, горшковидные с круто отогнутым венчиком и маленькие керамические чашечки, похожие на пиалы.

Из орудий труда применялись железные кельты, костяные мотыги, каменные тесла, черешковые железные ножи. В погребениях часто встречается оружие: слабо изогнутые железные сабли, появившиеся в VII-VIII вв., узколезвийные мечи, втульчатые железные наконечники копий нескольких типов.

Наиболее распространенным видом оружия был лук со стрелами. Лук был сложным, наконечники стрел изготавливались преимущественно из железа, реже из кости. Известны железные трехлопастные и плоские наконечники стрел нескольких разновидностей.

Воин был защищен в бою пластинчато-наборным панцирем из металлических и костяных пластинок.

Мохэ поддерживали тесные связи с тюрками Южной Сибири и другими племенами. Они стали предками целой группы этнически родственных народов тунгусо-маньчжурской группы. Как закономерный итог исторического развития древних тунгусо-маньчжурских племен в конце VII в. возникло государство Бохай, первоначально занимавшее небольшую площадь.

Представление о характере бохайских городских поселений дают памятники, найденные в долине р. Раздольной, где сохранились развалины городов, крепостей и храмов, остатки благоустроенных дорог и пышные могильники знати, близ которых располагались монументальные статуи людей и животных.

Хорошо изучены остатки двух буддийских храмов по течению р. Чапигоу, Краснинское городище у оз. Хасан и городище у пос. Теттоха. Величественный вид имел Абрикосовский храм. Его окружал небольшой дворик, обнесенный каменной четырехугольной оградой. Храм возвышался на квадратной платформе.

Стены его покоились на каменном основании, но имели деревянную основу, к которой прикреплялись снопики тростника, обмазывавшиеся толстым слоем глины. Поверх глиняной обмазки наносился слой штукатурки. Снаружи стены покрывала цветная роспись. Храм венчала черепичная двухъярусная крыша.

Простое население жило в полуземлянках, обогревавшихся камином. Археологические предметы свидетельствуют о развитии земледелия и ремесел. Ремесленники изготавливали керамическую посуду и черепицу.

Плоской черепицей покрывали крышу, полукруглой и круглой отделывали карнизы. Здесь встречаются сосуды двух типов: глазурованные и неглазурованные, которые имеют очень тонкие и твердые стенки и окрашены в черный цвет.

По форме это горшки представляют собой кувшины, чаши и высокие кубки. Все они изготовлены на гончарном круге.

Государство Бохай было уничтожено в XI в. чжурчженями. Ко времени господства чжурчженей в Приморье и Приамурье относятся памятники в виде сельских поселений, укрепленных крепостей, могильников, дорог и больших городов. Погребения X-XI вв.

изучены по материалам раскопок Белопольского, Надеждинского и Молчанихинского могильников в бассейне Амура.

Существовало несколько способов погребения в грунтовых могилах: трупоположение, трупосожжение и вторичное захоронение останков в могильную яму, после того как они были погребены где-то на поверхности.

Жилища чжурчженей представляют собой деревянные полуподземные и наземные постройки. Холодный климат заставлял заботиться об утеплении помещений, поэтому внутри устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центральной глинобитной печки и лежанок — канов.

Па правом берегу р. Раздольная, на Красноярской сопке открыто самое крупное на Дальнем Востоке городище. Высокие валы тянулись на 10 км, опоясывая его сплошным кольцом. Около валов найдены скопления каменных ядер для метательных машин. В особой части городища находились жилища в виде полуземлянок, в которых жили рядовые жители или размещался военный гарнизон.

К востоку от крепости находились два кургана. На вершине одного из них стояло каменное изваяние черепахи со стелой на спине. Очевидно, над курганом возвышался храм с черепичной крышей. Внутри храма находилась каменная гробница с останками похороненного вождя.

От кургана с черепахой на юг тянулась аллея каменных скульптур. Она начиналась многогранными колоннами, за которыми следовали изваяния чиновников, воинов с мечами, каменных баранов и львов. Весь этот величественный погребальный комплекс был окружен неглубоким рвом.

Возникновение укрепленных городищ в Приморье было связано с борьбой, которую вели чжурчжени с Корё (Кореей) и Китаем. Вторжение монголов привело к падению чжурчженьского государства.

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/narody_russkogo_dalnego_vostoka_1-m_tysyacheletii.php

Ссылка на основную публикацию