Откуда пошла русская земля? — история России

Откуда пошла русская земля

Поселок Древних славян у реки Волхов

Поселок

Занимались земледелием

Растили детей

Принадлежности древних славян

Как изнутри устроен дом славян

Печь топили «по черному»

Поселок славян

Праздник славян

Более чем полторы тысячи лет прошло с тех пор как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

Это земли нынешних России, Украины и Белоруссии, и это были народ от которого мы происходим. Этот народ называл себя славянами и разделялся на многие племена: поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и другие.

Одно из племен звалось просто славянами, оно жило по берегам озера Ильмень и реки Волхов.

У славян этих был город Новгород, у кривичей – Смоленск, у полян – Киев. Городов таких было немного, состояли они из таких же домов, как и поселки, — только поселки были поменьше.

Города были огорожены валом (земляной насыпью), рвом (глубокой канавой), тыном (оставленными вплотную одно к другому заостренными бревнами) или засекой (поваленным лесом).

Правда, поселками земля славянская в то время тоже была небогата – земли было много, а народу мало.

Славяне жили родами (все были в родстве между собой). Главный среди родичей назывался князем.

Если, возникали какие- то разногласия между родами – собирали вече (собрание). Зачастую вече кончалось дракой, тогда вопрос решался в пользу победившей стороны.

Жили славяне в бревенчатых  домах. Пол в доме был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки , прорубленные в стенах , на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней готовили еду.

Печь топилась по-черному – это значит , что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери отверстия в кровле. В доме почти все свободное место занимали стол и две три деревянные лавки . В углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами – это были постели.

Как непросто было устроено жилье , в нем можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Славяне были людьми добрыми и гостеприимными. Выходя из дому, дверь не запирали, а на столе оставляли еду, на случай если зайдет странник.

Славяне пахали землю, сеяли хлеб, жили другими промыслами. Торговали хлебом, пушниной, воском, медом и всем тем что добывали своим трудом.

Вот от этого народа, от общего славянского корня и произошли три живущих сейчас по соседству народа: русские, украинцы и белорусы.

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Читайте также

Конкурс «Глобус-2017» продлён

Дорогие ребята! В связи с тем, что журнал «Наш Филиппок» № 9 , вышел из печати с задержкой, …

Если плыть по Волге мимо города Волгограда, трудно не заметить огромную статую. Женщина …

Остров Кижи – один из 1369 островов в северо-восточной части Онежского озера. Длина его …

Источник: http://www.filipoc.ru/rodina/otkuda-poshla-russkaya-zemlya

«Откуда есть пошла Русская земля» — Академия «Фомы»

Феликс Разумовский, историк, писатель, телеведущий

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Если задаться вопросом, а что для России самое важное, самое главное, что определяет ее бытие, прежде всего конечно культурное бытие. То ответить на этот вопрос не сложно, достаточно посмотреть на карту.

Конечно пространство, территория, а точнее – это не территория, это земля.

И то, что Россия обладает таким пространством и такой землей – это конечно наш величайший дар и одновременно величайшее испытание для нас, потому что освоить, охранять и просто жить на такой земле – это большая проблема, как теперь говорят – вызов.

Почему это действительно понятие важное, центральное? О нем ведь, тем более сегодня почти никто не говорит, а слово «земля» имеет трактовку, как какой-то ресурс, то, что можно продать и так далее.

Дело в том, что все важные понятия в жизни, они принадлежат не к событийной, а к обиходной культуре. То есть это настолько внутри, это настолько внутри, это настолько как-то помещено в наше сознание, в наше такое культурное дыхание, что об этом не нужно говорить.

Но поскольку вот это сознание мы успели как-то за свою жизнь национальную растранжирить, то говорить об этом приходится.

И вот первое, о чем нужно сказать – это знаменитое слово о погибели земли русской. Дело в том, что о вещах обиходных, о том, что самое важное для человека, он начинает говорить в минуту опасности, в минуту беды, катастрофы и вот так было в 1238 году – орды Батыя, сметая все на своем пути, как такой огненный вал, катились по Руси.

Все поддавалось разрушению – города, села, храмы, замечательная великая культура. И вот как это событие осмысляет современник, о чем он говорит и о чем прежде всего скорбит – это чрезвычайно важно.

Я прочитаю те слова, которые конечно каждый русский человек помнит и знает и все-таки с них, наверное, нужно начать: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями…» Вот понимаете, ни о потерях экономических, ни о политических коллизиях, ни ВВП – ничего подобного – красота земли, вот о чем говорит русский человек начала XIII века в пору наивысшей опасности. То есть он говорит о главном.

Чтобы именно это понятие, вот такое восприятие жизни. Значит, я еще раз остановлюсь на этом, земля – это прежде всего красота окружающего пространства, это люди, которые живут в этом пространстве и это вера, которая все и вся освещает. Потому что я процитировал конечно далеко не полностью «Слово о погибели земли Русской».

Это понятие нужно было как-то утвердить в культуре и в жизни. Это конечно было сделано не сразу, на это ушли столетия. Но вот важный шаг на этом пути, на пути такого утверждения.

Этот шаг был сделан в 1112 году, монах, который подвязался в одном из древнейших русских монастырей в Киеве в Печерском монастыре, он за два года до своей кончины – это монах Нестор – закончил сочинение, которое тоже относится к пантеону важнейших русских культурных текстов. Это сочинение историческое, он написал историю.

Он конечно не первый пытался осветить историю той жизни, которая на Руси в это время существовала, но мы запомнили именно его. А назвал он свой труд и конечно название определяет его смысл «Се повести временных лет, откуда пошла есть Русская земля, кто первое в Киеве нача княжити и откуда Русская земля стала есть».

Такую историю мы конечно не привыкли осмыслять, не привыкли с ней работать что ли, потому что после XII века в русской культуре были другие исторические своды, ну, прежде всего «История государства Российского» Карамзина, там истории политические, социальные, потом настало время таких классовых историй. И только наш первый летописец, наш замечательный святой Нестор написал историю Русской земли. Это как вообще такое завещание всем нам, что храните свою землю, берегите ее, сохраняйте, потому что это то, что для вас важнее всего.

Почему это важнее действительно? Потому что это понятие позволило объединить самых разных людей, живущих на Восточно-Европейской равнине. Здесь жили люди, принадлежавшие к разным этносам, и угро-финны, и славяне, пришедшие, как известно с запада, и не только они.

И вот это понятие «Русская земля» оно всех объединяло.

Если бы Нестор написал историю рода племени, историю какого-то княжеского рода, или историю главного города страны, он бы при этом кого-то выделил, кто-то стал бы первым, кто-то стал бы в подчиненное какое-то положение.

Вот идея Русской земли, она объединяла всех.

Это то, что является фундаментальным русским понятием, потому что другие цивилизации и в первую очередь цивилизации Западной Европы, объединяют людей, которые входят в эти цивилизации все-таки прежде всего на основе идеи рода, идеи этноса, то есть на такой исключительно национальной основе. Россия, русская цивилизация объединила людей не на этнической и национальной основе, а на основе этой украшенной, возделанной и оберегаемой земли.

Источник: http://academy.foma.ru/otkuda-est-poshla-russkaya-zemlya.html

«Откуда пошла Русская Земля»

Размышления протоиерея Геннадия Беловолова на выставке «Рюриковичи. Моя история» …

Меня всегда поражало то обстоятельство, что наша первая русская летопись, написанная преподобным Нестором, имеет название в виде вопроса: «Откуда пошла Русская Земля, кто в ней стал первым княжить, и откуда возникла Русская Земля». Я это понимал так, что любовь к своей Родине неотрывна от любви к своей истории. Истинная любовь к отечеству всегда ищет свои истоки, корни, то, Пушкин называл любовью «к отеческим гробам».

2013 год напомнил нам о 400-летии Дома Романовых. Хотя нынешнее государство фактически проигнорировало этот юбилей, однако общество его не пропустило. По сути 2013 год стал годом Романовых в России. Было организовано множество мероприятий, самым резонансным из которых стала передвижная выставка «Романовы. Моя история», имевшая неожиданный и небывалый успех, будучи показанная во многих градах и весях нашей страны. Наступивший 2015 год напоминает нам о 1000-летии преставления святого князя Владимира. К этому юбилейному году была подготовлена новая выставка «Рюриковичи. Моя история», ставшая продолжением Романовской выставки. 

Эти две выставки как будто вдохновлены вопрошанием Нестора Летописца: «Откуда пошла есть Русская Земля», и дают на этот древний вопрос ответ с помощью самых современных выставочных и медийных технологий.

Поэтому, как ни парадоксально, можно эти две выставки рассматривать как продолжение деятельности преподобного Нестора.

Кто знает, может быть в наше время, Нестор также активно участвовал бы в проведении этих выставок?!

Выставка, посвященная Роду Рюриковией в современной России, как неожиданна, так и вполне естественна. Род Рюриковией один из самых удивительных в истории правящих династий мира. Во-первых, это одна из самых продолжительных династий в человеческой истории.

Рюриковичи правили от «призвания варягов» в 862 году до кончины царя Федора Иоановича в 1598 г. Однако строго говоря, последним Рюриковичем на престоле был царь Василий Шуйский. И стало быть конец правления Рюриковичей можно датировать 1612 годом.

В итоге получается, что Рюриковичи правили на Руси ровно 750 лет. 

Семь с половиной столетий — по законам генеалогии это тридцать поколений. Род Рюриковича за эти века разросся в ветвистое родословное древо, которое при этом не распалось на множество саженцев, но сохранило свое единство. Именно это древо и стало кровеносной системой государства под названием Русь.

Но более важно то, что Рюриковичи сохранили не только личное сознание единства своего Рода, но сохранили сознание единство всей Русской Земли.

Именно Дом Рюриковичей даже во времена междоусобиц, в период распада Киевской Руси как единого государства, когда Русские земли вошли в состав других государств, — позволил сохранить память об историческом и национальном единстве страны и народа. 

Семь веков русской истории мы должны заслуженно назвать Рюриковскими, а Русь Рюриковской.

Вряд ли Рюрик, основывая в 862 году новое государство славян, мог предполагать, что его проект будет столь успешным, и что это государство будет существовать тысячелетия и станет спустя века самым большим государством на земле.

Вряд ли Рюрик догадывался, что он станет родоначальником величайшей династии в истории человечества. Все это знаем мы, его потомки и наследники. 

Династия Рюриковичей одна из самых многочисленных династий мира. В полных генеалогических списках Дома Рюриковчией насчитывается более 10000 имен — от Рюрика до ныне здравствующих потомков династии.

Рюриковичи были кузницей кадров русской государственности и дали множество гениальных государственных деятелей: это великие князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III, царь Иван Грозный. Такими именами могла бы гордиться любая династия. 

Нужно отметить особую пассионарность представителей Рода Рюриковичей, начиная от самого факта основания Русского государства, когда все приходилось начинать с нуля.

Они объединяли Русскую землю, основывали новые города, строили крепости, переносили столичные центры, осваивали новые жизненные пространства. Нужно отметить, что Рюриковичам в большинстве была присуща особая креативность.

Они совершили много неожиданных деяний, приводивших к судьбоносным переменам в русской истории. 

Самое главное, что именно Рюриковичи определили, как сейчас стало принято говорить, цивилизационный выбор Руси. Здесь, прежде всего, нужно назвать Крещение Руси. Духовный выбор, сделанный князем Владимиром, предопределил духовную сущность нашего народа, определил исторический путь России, стал основой формирования Русской цивилизации.

Мы можем сказать, что все мы вышли из Днепровской купели святого князя Владимира, которого можно назвать крестным отцом Русского народа. В Днепре не просто крестился, но родился наш народ как новый христианский народ. Многочисленные славянские племена слились в единую христианскую семью.

Завет князя Владимира состоит в нашем неразрывном духовном, религиозном, национальном и политическом единстве.

Читайте также:  Реформы государственного устройства 1700-1725 годах - история России

Другим масштабным цивилизационным проектом Дома Рюриковичей стала идея Москвы как Третьего Рима.

Это было историческое прозрение, вдохновившее на великие исторические деяния, ставшее практической государственной программой Дома Рюриковичей, которую наследовал потом Дом Романовых.

Эта идея легла краеугольным камнем в здание Российской империи. Именно при Рюриковичах на русский стяг вознесся двуглавый византийский орел.

Дом Романовых стал наследником Дома Рюриковичей. Два Дома строили одну Россию, имели одну духовную основу и историческую идеологию.

В этом смысле символично, что Романовы находились в кровном родстве с Рюриковичами, если вспомнить, что основатель династии Романовых Никита Романович Захарьин-Юрьев был женат на Евдокии Александровне Шуйской, происходившей из Рода Рюриковичей.

Стало быть, первый царь дома Романовых Михаил Федорович был внуком Рюриковны, то есть на четверть сам Рюрикович.

Рюриковичи трижды переносили столицы Русской Земли, основав и саму первопрестольную Москву. Они стали создателями концепция подвижной столицы Руси, которая несколько раз спасала Русь от исторического уничтожения.

Рюриковичи возвели древнерусское княжество на степень царства, а Русскую Церковь вознесли на степень патриаршества. Для нас это известные и само собой разумеющиеся вещи. Но этих явлений когда-то не было и могло и не быть.

Если бы не Рюриковичи.

Что еще более важно, Род Рюриковичей дал Русской Церкви целый сонм святых. Святые благоверные Государи Дома Рюриковичей составляют особый, многочисленный собор святых Русской Церкви. Лик благоверных русских Государей Дома Рюриковичей насчитывает в своем составе почти 150 венценосных угодников Божиих, канонизованных к общему или местному почитанию.

Среди них Царь Феодор Иоаннович, 40 Великих и 91 удельных князей и княгинь из Дома Рюриковичей. Многочисленность этого собора обусловливается и многообразием подвигов, которыми каждый из них угодил Богу, и заслужил добрую память и почитание соотечественников.

Этот собор святых Государей можно разделить по ликам святости: равноапостольных, мучеников, преподобных, преподобномучеников и благоверных. Среди святых Дома Рюриковичей русских князей и Царей было 2 равноапостольных государя, 37 мучеников, 26 преподобных и 70 благоверных князей.

Каждому из святых Дома Рюриковичей приходилось совершать судьбоносный выбор: Христианство или идолослужение, Благочестие или нечестие, верность христианскому долгу ценой собственной жизни или временная жизнь ценой вероломства и измены. Они стали солью Русской земли. 

В конце концов, в ответ на вопрос, откуда пошла Святая Русь, мы должны признать, что именно благодаря Дому Рюриковичей и возникло и сформировалось это сакральное понятие — Святая Русь. Дом Романовых создал Российскую Империю, а Дом Рюриковичей — создал Святую Русь.

Наследие Дома Рюриковичей живо и поныне. Фундаментальные ценности нашей духовности и исторического самосознания определены этим Домом. Очевидно, что без Рюриковичей не было бы современной России.

Хотелось бы подчеркнуть, что и сама династия не исчезла. На царе Федоре Ивановиче пресеклась лишь младшая — московская — ветвь Рюриковичей.

Но многие другие ветви продолжают существовать, приобретя в течение времени другие фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и другие.

Они составили цвет русской истории и культуры в последующие века. 

Выставка «Рюриковичи. Моя история» оказалась необыкновенно актуальной в нынешней политической ситуации в контексте внутриукраинской конфликта.

Дом Рюриковичей напоминает нам сегодня об историческом единстве Русской Земли: состоящей из Великой, Малой и белой Руси. Рюриковичи никакой «Украины» не знали.

Украинство как идея направлена, прежде всего, против наследия Дома Рюриковичей, против заветов Святого Князя Владимира. Это один из самых масштабных западных проектов разрушения русского единства.

На фоне столь высоких оценок Дома Рюриковичей нужно признать, что историческая роль Дома Рюриковичей не отражена соответствующим образом в реальных памятниках. В России нет ни одного памятника Дому Рюриковичей как таковому. Да и отдельным его представителям также крайне мало памятников. Достаточно сказать, что в Москве до сих пор так и не воздвигли памятник святому князю Владимиру.

Считаю, что наступающий год 1000-летия памяти святого князя Владимира должно максимально использовать для возрождения благодарной памяти о Доме Рюриковичей. В идеале нужно было бы в России объявить Год Князя Владимира. Это был бы достойный акт исторической памяти и справедливости, а также весьма креативный шаг в отношениях с Украиной. Выставка могла бы быть открытием этого года.

Очевидно, что нужен особый памятник Дому Рюриковичей в России, который можно было бы установить в Москве, а также параллельно в столицах других государств, исторически связанных с наследием Дома Рюриковичей. Нужно подумать и о создании Всероссийского музея Дома Рюриковичей.

Необходимо запечатлеть историческое значение Дома Рюриковичей в топонимике страны, ее городов и поселков, улиц, площадей. Пока что единственная точка на карте России, носящая имя Рюрика — станция на железной дороге в Тульской области. Безусловно, нужна Национальная энциклопедия Дома Рюриковичей.

Все это нужно, потому что мы хотим знать, «откуда пошла Земля Русская»! Ну а пока давайте начнем с посещения выставки «Рюриковичи. Моя история». 

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье)

Источник: http://origin.ruskline.ru/news_rl/2015/02/03/otkuda_poshla_russkaya_zemlya/

Откуда пошла русская земля

Рецензия

На учебное пособие «Курс лекций по истории России IX – XXI вв.»,

Под редакцией Т.В. Беловой,

Подготовленное коллективом кафедры Отечественной истории КГТУ

Учебное пособие написано как ряд самостоятельных лекций, каждая из которых отличается авторской самостоятельностью, своеобразным стилем. В то же время все они объединены единой концепцией, методикой и методологией, написаны на высоком научном уровне.

Современная жизнь общества всегда опирается на вековые культурные традиции народа, духовное наследие прошлого. Для студентов, не только историков, очень важно изучать и ценить свою историю, с уважением относиться к прошлому своей страны.

Данное учебное пособие, на мой взгляд, решает проблему подготовки студентов, т.к. содержит материал по основным темам курса истории России, в котором представлены точки зрения современных историков на многие спорные вопросы нашего прошлого.

Доктор исторических наук,

Профессор кафедры истории России

КГУ им. Н.А. Некрасова Веселов В.Р.

Рецензия

На учебное пособие «Курс лекций по истории России IX – XXI вв.»,

Под редакцией Т.В. Беловой,

Подготовленное коллективом кафедры Отечественной истории КГТУ

Учебное пособие содержит основной материал по курсу «История России», написано на высоком научном уровне. Пособие содержит новые концептуальные и методологические подходы по ряду вопросов курса отечественной истории.

Обращение к историческим корням помогает понять не только духовное наследие народа, но и ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем? Пособие написано, как курс лекций, простым, понятным для студентов языком.

Так как единого учебника по курсу «История России» не существует, данное пособие способно оказать большую помощь студентам, особенно не исторических специальностей, в подготовке к занятиям, зачетам, экзаменам.

Кандидат исторических наук, доцент,

заведующий кафедрой истории России

КГУ им. Н.А. Некрасова Шипилов А.Д.

https://www.youtube.com/watch?v=D1lE9IDj0jM

Рецензия утверждена на заседании кафедры истории России КГУ им. Н.А. Некрасова, протокол №___________ от _________________

Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

Кафедра отечественной истории

ИСТОРИЯ РОССИИ

IX – XIX вв.

Курс лекций

ЧАСТЬ I

Кострома, 2005 г.

УДК

История России IX – XIX вв.: курс лекций, часть I. Авторский конспект лекций подготовлен преподавателями кафедры отечественной истории Костромского государственного технологического университета под редакцией кандидата исторических наук, доцента Т.В. Беловой – Кострома. Из-во КГТУ, 2005.

Содержание данного учебного пособия отражает новые концептуальные подходы, современные научные оценки и выводы по основным периодам истории отечества, по роли и месту России в мировом историческом пространстве. Учебное пособие адресовано студентам I курса всех специальностей. Назначение его в том, чтобы оказать методическую помощь при подготовке к занятиям и экзаменам по курсу «История России».

Данное учебное пособие соответствует программе курса и Федеральному стандарту по истории отечества.

Рецензенты: д.и.н., проф. кафедры истории России КГУ В.Р. Веселов;

к.и.н., доц. заведующий кафедрой истории России КГУ А.Д. Шипилов.

@ Костромской государственный технологический университет, 2005

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/10057.html

Русь изначальная. Откуда есть пошла русская земля

В связи с тем, что киевской власти вновь нужно отвлечь украинцев от внутренних проблем в стране, на новый виток вышли споры о языке и повалили псевдоисторические изыскания украинских «экспертов».

Чего они только не нагородили, в приступе величайшего «патриотизма». Но порой очень интересно узнать, откуда все же появилась Русь и что было в те стародавние времена.

Школьный учебник даёт слишком общие и расплывчатые сведения.

Итак, почему возникло само слово Русь и как оно превратилось в Россию. Широко известна версия, что такое название появилось от некой реки Рось, недалеко от Киева. Жителей окрестных земель звали росами, что потом трансформировалось в русов и далее в русских.

Теорию «внутреннего» появления названия отстаивал Ломоносов, а впоследствии рьяно поддерживали советские историки. Вроде довольно логично. Но строить теории на созвучиях слишком опасно для истины.

Дело в том, что эта река, существующая и сегодня, раньше называлась иначе: «Ръсь»! И жителей её берегов звали конечно не россами, а пршанами или поршанами.

Есть ещё несколько теорий, связанных с похожим произношением. Например, предполагают связь с цветом волос. Русы, то есть светловолосые, русые. Или от иранского рукс (рухс)-светлый.

Так же имеются версии о переходе названия от более древних племён, живших на близких территориях, например в Приазовье. Либо по аналогии: пруссы-руссы.

Но все эти версии и теории не столько подтверждаются источниками, сколько додумываются путём нужной интерпретации фактов. Однако, это не все.

Есть теория, условно называемая «норманской». Согласно ей, «русь» это всего лишь название одного из племён. Ещё со времён школы большинство помнит о призвании варягов на Русь, но история утверждает обратное! Если обратиться к «Повести временных лет», то мы увидим такие слова: «И пошли за море к варягам, к руси.

Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти». Упоминание руси, именно как северного племени, присутствует и в других источниках, иностранных. Как же так получилось, что это название распространили на другой народ и оно дало имя нашей стране.

Для начала разберемся с самими варягами и их прибытием на земли славян. Между прочим, тогда они были «словѣнє», так что и тему с инсинуациями по поводу славы и тп., можно закрыть. Тот факт, что ряд восточнославянских племён действительно призвал варягов, в целом сомнения не вызывает.

Но везде лишь упоминание о княжении и правом суде, а так ли это? Зачем вдруг свободные люди навязывают себе на шею некоего повелителя, да ещё не достойного соплеменника на эту роль выбирают, а зазывают неизвестного иноземца?! Звучит довольно нелепо.

Но наши предки идиотами не были и конечно имели очень веские причины позвать варягов.

И причины эти легко понять, стоит только абстрагироваться от современных понятий и внимательней посмотреть на ту эпоху. Не просто князя звали, а князя и его дружину. Не просто дружину, а одних из лучших воинов того мира! И надо думать, Рюрика знали прекрасно, раз обратились именно к нему.

Грубо говоря, славяне наняли самую крутую банду головорезов в известных им землях. Вероятно, что и сами «зазывалы» не раз имели возможность испытать на себе воинское умение Рюрика и его бойцов. Дело по тем временам самое обычное.

Вот так, на землях кривичей, словен и чуди, появились грозные викинги племени русь, под командованием конунга Рюрика…

Собственно, только с этого момента и начинается история государства Русь, зародившего на севере. И тут мы подходим к одной щекотливой и неудобной теме. Строго говоря, князь славянам был совсем не нужен, даже в качестве военной силы.

Поскольку никаких военных угроз на горизонте не просматривались даже в перспективе. А мелкие межплеменные разборки можно было и самостоятельно решить, ведь судя по всему, славяне тоже знали, с какой стороны за меч браться.

И даже версия с охраной торговых путей и караванов не подходит, для этого наемники есть. Но все же позвали князя со всем родом, а зачем?

Остаётся лишь одна реальная причина-завоевание новых территорий! Вполне вероятно, что сначала попробовали сами, но «процесс не пошёл».

А вот с приходом Рюрика дело сдвинулось, да ещё как! Следует понимать, что референдумов никто не проводил, затею с князем наверняка провернула правящая верхушка. Собственно, никому кроме них, Рюрик был не нужен.

Имеются летописные свидетельства, что правителем он был не слишком добрым и имели место серьезные, кровопролитные восстания.

Освоились варяги быстро и начали присоединять все, до чего смогли дотянуться. Где-то в этих походах, мимоходом взяли и Киев. «Присоединение» территории мало походило на какую-то церемонию, а скорее было рэкетерским наездом. Подъезжают ребята, «конны и оружны» и громко объявляют: кому, какого числа и куда доставить дань.

На этом все, расходитесь, товарищи. Если кто-то не понимал или обнаруживались «конкуренты», доставались мечи и происходило вразумление неразумных. Как уже говорилось выше, варяги были одними из лучших воинов мира, поэтому сопротивление если и было, удачных примеров в летописях не упомянуто.

Читайте также:  Правление варягов на руси - история России

В это время ещё не существует никакой Руси, но викинги рванули в Византию…

Как метко подметили византийцы, русь поработила все близлежащие племена и устремила свои взоры к Византии. Первый набег был удачным. Ромеи были заняты войной и в тылу войск не оставили.

Из первых письменных источников, упоминавших о вторжении, можно легко понять, что слово русь, летописцы применяют не по отношению к государству, а непосредственно к людям, напавшим на Византию. И они их однозначно отождествляют с викингами.

Собственно, даже Вещий Олег на самом деле был Хлгом, а Игорь-Ингером. Именно так они записаны в западных, восточных и византийских источниках.

Имеет место любопытный момент. После первого набега (предположительно) в Константинополь прибывают послы от Рюрика. Чего-то там обговорили и попросили их отправить кружным путём, дескать разбойники лютуют и вообще дорога плохая. Добренький Феофил отправил этих послов со своими в империю франков.

Но местный император сильно засомневался, что эти бравые ребята кого-то могут испугаться и разумно предположил, что никакие они не послы, а обычные шпионы. Высока вероятность, что именно так и было. Поэтому франк решил себя обезопасить и запер всех в клетку.

Возможно спас свое государство от вторжения викингов с востока.

Это событие попало в хроники и знаменательно ещё и тем, что впервые появился термин «россы». Дело довольно простое, в византийской речи не было звука «у», поэтому русы и стали россами. А впоследствии и страну русов-росов, византийцы стали звать Россией. Так что и это название пришло к нам из-за рубежа.

В летописях франков чётко отмечено, что к ним прибыли скандинавы из племени русь, по-византийски россы. Однако, сами франки их именовали русами. Стоит объяснить, откуда появилась вторая буква «С». Ответ так же простой. В латинском языке, при написании с одной буквой «S», получился бы звук «З» или «Ж». Поэтому не росы, а россы.

Так и закончилось первое знакомство.

Новому ромеи совсем не обрадовались, прибыл Олег. Нужно отметить, что в этом походе, если верить Нестору и константинопольским летописцам, участвовали уже не одни варяги , а практически все славянские племена. И это событие стало переломным. В Византии постепенно стали называть россами всех, кто живёт под властью Олега.

Ромеи справедливо полагали, что за Чёрным морем нет никакого государства и их довольно жестоко поправили мечами. Конечно, в Византии считали славян и россов варварами. Тогда же родилось и отождествление их со скифами, такими же варварами, ранее проживавшими в том же направлении.

Сами славяне ничего не знали о скифах, но впоследствии, как и многие другие народы, пытались вывести свое происхождение от них.

С великим князем заключили великий мир. Но никто не вечен и Олег умер. Ставший самым главным Ингер (Игорь), собрал новое войско и по традициям викингов отправился грабить. Направлением выбрал Каспий. Средняя Азия вздрогнула, а русы появились в восточных хрониках. Причём, даже купцов они впоследствии различали, русь и славян не путали.

Здраво рассудив, что мировую византийцы подписывали с Олегом, а не с ним, Ингер решил попотрошить и ромеев. Но на сей раз они были готовы и флот грабителей потопили. Вернувшиеся домой оправдывались, что подлые греки их предательски сожгли издалека. Но надо думать, что мечи по побережью все же погуляли изрядно.

Византийцы ещё очень долго будут непременно справляться о здоровье дорогого Ингера. А когда узнали, что он решил пешим порядком довершить начатое, выслали ему столько даров, что войско повернуло домой… С этим событием связан ещё один любопытный эпизод. Некоторые византийцы называли это войско турками. Дело в том, что раньше, ромеи звали турками венгров.

Это чтобы было понятнее, как обманчивы бывают созвучия.

Собственно, именно походы Игоря Рюриковича закрепили за всеми его славянами название «россы» и страну их назвали Россия. А где же русские, наконец?! А их вообще-то не существовало вплоть до ХХ века! Начнём с самой «Руси». Все мы помним еще со школы про Киевскую Русь.

Но такого государства никогда не существовало. Это понятие ввели историки, надо же как-то обозначать. Существовали Киевская Русь, Новгородская Русь, Суздальская Русь и тд..

Само слово «Русь», по сути лишь обозначало некую область, которой правит прямой потомок Рюрика из племени русь и ничего больше.

Стоит упомянуть и «русичей». Данное слово встречается лишь в одном месте: «Слово о полку Игореве». К кому именно обращался князь понять сложно, но вряд ли он со всеми разговаривал.

Логично будет предположить, что обращение «русичи» и «русици» (так в оригинале по два раза), Игорь делал к своей личной дружине, которая в то время еще наверняка состояла из одних потомственных варягов, то есть из воинов племени русь.

Больше такого слова мы не находим нигде. «Русских» тогда попросту не существовало.

А как же тогда называли наших предков?! На Западе русинами или русаками (множественное число оставалось русь, аналогично чудь или весь), а те, кто перенял наследие Византии-россиянами или россиянцами, именно по отношению к народу и нации. Сами же себя называли роусами, а впоследствии россами или росами.

Поэтому наша страна издавна справедливо зовется Россией, ведь и жили в ней всегда россы. Слово же «русские» использовалось исключительно в словосочетаниях «русские люди», «русская земля», «русский человек» и тд.. Изначально относившееся к конкретному племени, значение постепенно перешло на всех жителей России. А позже исчезло и обязательное второе слово.

Вот так мы и стали русскими, живущими в России.

Подытоживая все вышесказанное, хочется дать ответ всем тем, кто использует историю в качестве инструмента нагнетания истерии и распространения идей национализма или сектантства. Славяне-язычники не были единой культурой и не несли общих традиций.

Они были древлянами или кривичами, словенами или чудью, а не русскими. Население времён «Киевской Руси» были суздальцами или новгородцами, киевлянами или рязанами, а не русскими. Лишь гораздо позднее они все стали россиянами.

Не русскими, а именно россиянами, ибо так они себя самоидентифицировали…

И напоследок, подарок украинским «историкам», слова из «Повести временных лет»: «Афетово же колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци…».

Да, господа украинцы, даже в древности россияне ваш новый идол от Руси отделяли в отдельную нацию, простите за тавтологию.

Не нужно насиловать историю, потому что рано или поздно история изнасилует вас!

Источник

https://cont.ws/@amurweb/503472

Источник: https://myhistori.ru/blog/43945043109

Откуда есть пошла Русская земля

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме

«Откуда есть пошла земля Русская…»

Цели и задачи урока.

  1. Повторить и обобщить пройденный материал, закрепить знания учащихся по истории родной страны и родного края, содействовать формированию следующих образовательных компетенций: ценностно-ориентированной, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной и компетенции самосовершенствования.

  1. Способствовать развитию интереса учащихся к истории России и родного края, содействовать формированию чувства гордости за свой народ и страну, осознанию ценности научных знаний и важности овладения ими.

  1. Актуализировать уже полученные знания по истории России; содействовать развитию умения свободно оперировать историческими понятиями, развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к ситуации исторического поиска.

Оборудование урока

  • Карта «Расселение славян».
  • Портреты первых русских князей.
  • Раздаточный материал: карточки с датами, задания для конкурса «Историческая лаборатория», купоны с заданиями для конкурсов, жетоны-«звёздочки» для правильно ответивших учеников.
  • Проектор для демонстрации видеоматериала.
  • Мультимедийная презентация по теме урока.

Методическая литература

  1. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001

  1. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества: 6 – 7 кл. Пособие для учителя. / М.: Аквариум, 1999.

  1. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2001.

  1. Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1/ История России и её ближайших соседей. – М.: Аванта+, 1995.

  1. Данилов А.А. История России: С древнейших времён до конца XVI века. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

(слайд 1)

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы с вами в палатах белокаменных, чтобы поговорить о временах стародавних, для нас, потомков, важных. Во времена те зарождалась земля Русская, её мощь и величие закладывались. (по щелчку на слайде появляется тема урока) Вспомним мы богатырей могучих, за Отечество стоятельных, и князей великих, Русь укреплявших и прославлявших.

  1. Основная часть.

    • Как же назывался тот славный народ?

Славяне (слайд 2 — карта)

    • Какие союзы племён существовали у славян?

Радимичи, вятичи, кривичи, северяне, древляне…

(по щелчку на карте появляются названия союзов славянских племён)

    • Если бы мы жили в то время, то к какому племени относились бы?
    • Откуда нам известно, где и как жили люди минувших веков?

Археологические находки.

Следы тех людей (остатки жилищ, орудий труда, посуды) археологи находят в разных частях Воронежской области. Вот это – осколок древнего кувшина (а может быть, вазы), который разбили люди, жившие на берегу реки Усманка, недалеко от посёлка Сомово. Подержите его в руках, рассмотрите его. Это как письмо из далёкого прошлого. Проникнитесь его духом.

Как же жили те люди, восточные славяне? Сейчас гусляр-сказитель нам расскажет об этом. А вы слушайте внимательно. Сказитель стар, может что-нибудь напутать.

(по щелчку — аудиорассказ о жизни славян на фоне видеоряда:

В стародавние времена в вековых лесах и бескрайних степях жили племена славян. Это были могучие высокие светловолосые богатыри огромной силы. У них не было царя, а все вопросы решались ПАРЛАМЕНТОМ (ВЕЧЕ). Главным занятием славян было земледелие.

С раннего утра до позднего вечера трудились славяне на поле. Ведь прежде, чем сажать, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни, сжечь их, а золой удобрить почву. Это ПЕРЕЛОЖНАЯ СИСТЕМА (ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ) земледелия.

Выращивали славяне репу, капусту, чеснок, пшеницу, РИС, просо… Восточные славяне были МУСУЛЬМАНАМИ (ЯЗЫЧНИКАМИ). Для поклонения своим богам они не строили храмов. Более всего почитали бога Солнца – Ярило, бога грома и молний – Зевса (ПЕРУНА).

С родителями они были почтительными, с врагами – непримиримыми, с иноземцами – гостеприимными.)

  • Всё ли правильно рассказал нам гусляр?
  • Что надо изменить в его рассказе?

Шли годы… У славян образовывались города.

      • Какие города были у славян?

Новгород, Киев…

      • Как назывались правители русских земель?

Князья.

Сегодня у нас есть возможность повстречаться с этими князьями.

(Выбираются 6 человек, которые получают задание рассказать о каком-либо князе от первого лица, не упоминая его имя. Время на подготовку – 5 минут.)

      • Откуда современные люди узнают о жизни и деятельности древнерусских князей?
      • Что такое летопись?
      • Какая самая древняя летопись вам известна?

Сейчас мы немного побудем историками, изучающими прошлое с помощью летописи.

(Работа с документом.

Тексты лежат на каждой парте и дублируются на экране)

«Повесть временных лет»

В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир.

И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идём мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам».

Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков».

И убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»… Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…

  • Представители каких племён приняли участие в походе Олега?

«варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи».

  • О чём это свидетельствует?

Эти племена подчинялись новгородскому князю.

  • Когда произошло описываемое событие?

В 882 году.

  • Какую роль в русском государстве стал играть Киев?

Киев стал столицей, «матерью городам русским».

А теперь нас ждёт встреча с первыми русскими князьями. Внимательно слушая рассказ, определите, что за князь перед вами.

Я жил «за морем», ходил в походы, любил воевать. И вот однажды пришли ко мне люди из далёких славянских земель и сказали: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Собрал я дружину свою и отправился в землю незнакомую. Там построил Новый город и стал в нём князем.

Читайте также:  Положение народных масс после войны - история России

(Рюрик)

Когда умер мой родственник, новгородский князь, я решил стать правителем, покуда племянник не подрастёт. Хотел я подчинить себе народы славянские, чтобы все они мне дань платили. Покорил я Смоленск, и Любеч, и Киев. Войско у меня могучее стало, и отправился я походом на Царьград. Два раза воевал я с «греками» и поклялись они не обижать купцов русских.

(Олег)

Я тоже, как и дядя, ходил в Царьград, но «греческий огонь» уничтожил наши ладьи. Хотел я сохранить власть над всеми славянскими племенами, поэтому воевал с непокорными древлянами. Подчинил их, заставил вновь платить дань. А они меня невзлюбили и сказали: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока его не убьют».

(Игорь)

В тяжёлый год я начала управлять Русской землёй – не стало моего мужа. Погоревав, я собралась с силами и отомстила за него! Чтобы мои дети, внуки и правнуки были избавлены от опасности быть убитыми, я ввела уроки и погосты.

(Ольга)

Я присоединил к Руси последний непокорённый славянский народ – вятичей. Любовь к сражениям звала меня в походы. «Иду на Вы!» — говорил я своим противникам и отправлялся в путь. Мне покорились Волжская Булгария, Хазария, Болгария. Это привело в ужас византийского императора. Если бы не печенеги, кто знает, каких границ достигли бы просторы Руси!

(Святослав)

Не должно было мне быть князем – ведь моя мать рабыня. Но после смерти отца мы с братьями начали ссориться между собой, и они погибли. Став правителем Руси, я стремился подчинить местных князей своей власти, защитить земли от набегов степных кочевников. Чтобы сохранить единство Русского государства, я дал Руси новую религию, единую для всех славянских народов.

(Владимир)

Напомнили нам государи земли Русской о славных днях своего княжения. Давайте же вспомним, когда, в какие лета были все эти события.

(Работа с датами. Называется событие, вопрос дублируется на экране, на счёт 1-2-3 дети поднимают карточку с верным ответом.

По щелчку «мыши» ответ выводится на экран.)

Убийство князя Игоря древлянами. 945 г.

Поход Олега на Киев. 882 г.

Призвание варягов. 862 г.

Поход князя Игоря на Царьград. 941 г.

Крещение Руси. 988 г.

Много разных событий было в истории государства Русского. Пусть ребята покажут нам некоторые из них, а мы отгадаем.

(Три творческие группы по 4 человека готовят инсценированное представление одного из исторических терминов – полюдье, вече, крещение. На подготовку – 5 минут, на инсценировку – 2-3 минуты.)

Пока группы готовятся, мы проведём конкурс почемучек.

  • Почему верования древних славян называют язычеством?

У каждого племени было множество собственных богов.

  • Почему у славян были боги солнца, дождя, плодородия?

Главное занятие – земледелие.

  • Почему главный торговый путь получил название «из варяг в греки»?

Он начинался в Прибалтике, где жили варяги, и заканчивался в Византии.

  • Почему княгиня Ольга ввела уроки и погосты?

Чтобы предотвратить восстания недовольных племён.

  • Почему князь Владимир решил избавиться от язычества?

Чтобы идеологически объединить славянские племена, повысить международный авторитет Руси.

Почему не все русские люди с радостью принимали христианство?

(Выступления творческих групп. После каждой сценки учащиеся-зрители должны ответить, какой исторический термин был представлен, и дать ему определение.)

Полюдье – объезд князем своих владений

с целью сбора дани.

Вече – народное собрание у славян.

Крещение – обряд принятия в число верующих.

Вспомнили мы сегодня историю Древней Руси, жизнь первых русских князей. Они, такие разные, были объединены одной целью. Какой?

Объединение русских земель, формирование единого государства.

Как они достигали этой цели?

Рюрик. Основатель династии русских князей. Он присоединил земли племен меря, весь и муром.

Олег. Предприимчивый и воинственный, он стремился присоединить к своему государству земли по течению Днепра, подчинил кривичей, северян, древлян, радимичей, захватил Киев. Князь установил общие для всех территорий налоги.

Игорь. Стремился удерживать под своей властью древлян, защищал русские земли от печенегов.

Ольга. Расширяла международные связи Киевской Руси, провела первые реформы. Н.Карамзин: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою».

Святослав. Присоединил земли вятичей. Совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

Владимир. Много сделал для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев, и к началу XI века в состав Русского государства вошли практически все крупные союзы восточных славян.

Хорошее наследие оставили первые русские князья следующему правителю. Какой должна быть цель его деятельности? Какую задачу он должен будет решить?

  • Завершение формирования Древнерусского государства.
  • Обеспечение безопасности территории своего государства.
  • Укрепление международного положения Руси.

На следующем занятии вы познакомитесь с правителем, который прославил Русь, способствовал её возвышению и расцвету.

8

Источник: https://multiurok.ru/files/otkuda-iest-poshla-russkaia-ziemlia.html

Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская

Рюрик

(Наша потерянная быль)

В истории России много загадок. Но есть одна особенная — тайна тайн! Кем был тот первый русский князь Рюрик, с которого, как написано в летописи: «…есть и пошла земля русская…»?

Учитывая, что 2012 год для этого события юбилейный, хочу, чтобы как можно больше людей узнало о недавнем сенсационном открытии, которое сделала Лидия Грот — ученый-историк, живущая нынче в Швеции.

Однако, чтобы было понятно, в чем сенсационность открытия, надо напомнить о той неразберихе, которую устроили «остепененные» историки в толковании нашего прошлого.

Начну очень издалека — с политики! Поскольку никто так не перевирает историю, как политики и оплачиваемые ими «летописцы».

В этом году исполняется 1150 лет с того года, в который, согласно летописи, Рюрик с братьями пришел княжить к восточным славянам из-за моря, после чего и образовалось государство Русь. А позже — Россия.

Важнейшее событие для нашего государства!

Конечно, не очень круглая дата. Но более круглой многие уже не дождутся. Во всяком случае, у меня надежд маловато.

Празднование вроде бы намечено на осень. Даже издан указ Президента о том, что надо бы отметить. В прошлогоднем интервью он признался, как долго думал: издавать этот указ или нет. Потом все-таки надумал, издал! Однако к этому событию стараются особо внимания не привлекать. И сейчас об указе не вспоминает даже сам «издатель».

Почему?

Да потому что не знают, как объяснить людям, что надо праздновать. Смысл этой даты? Какие тосты и здравницы произносить? Радоваться или печалиться? До сих пор нет общей точки зрения у ученых-историков и даже у политиков, у которых историки-ученые во все времена узнавали свою «ученую» точку зрения.

Согласитесь, чтобы праздник удался, желательно народу понимать: кем был Рюрик, откуда пришел, ради чего? Из-за какого моря, какого он был рода? Немец, швед, норманн, западный славянин? Князь, витязь, воин, купец или вообще бомж без рода, без племени?

Посмотрим, что написано об этом событии в Лаврентьевской летописи, которую начинал писать монах Нестор в Киево-Печерской лавре в начале XII века и которая всеми без исключения учеными признана подлинной.

«…и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.

И от тех варягов прозвалась Русская земля…»

Расселение славян в IX веке

Наверняка Нестор, сделав такую запись, был уверен, что все объяснил потомкам.

Но он ошибся. Загадок в его записи даже для ученых потомков оказалось больше, чем отгадок.

Во-первых, кто такие варяги? Может, во времена Нестора точно знали, кто они… А нынче что только не предполагают по этому поводу.

К какому народу они принадлежали? Что вообще означает слово «варяг»? Национальность или профессия? Народ или бандформирование, типа сегодняшних тамбовских, казанских и солнцевских? И что за уточнение — не просто к варягам пошли упрашивать, а к варягам-руси? Если государства Русь еще не было, откуда взялась эта добавка — «русь»? Принадлежность к касте авторитетов? Или народ в народе?

Более двухсот лет среди ученых-историков существуют две непримиримые «партии» с двумя точками зрения на это важнейшее событие.

Первая утверждает, что Рюрик и его братья были скандинавами, причем неизвестного рода-племени: то ли князья, то ли просто воины-захватчики, которых пригласили как защитников славян-землепашцев от ворогов, а они, разбойники, пришли, захватили власть, превратили славян в своих невольников.

Заставили работать на себя, стали считать своей собственностью, а поскольку сами себя называли русами, то славяне превратились в русских, что означает принадлежность к русам. А потому слово «русские», в отличие от французов, англичан, американцев и других названий национальностей, не существительное, а прилагательное.

То есть так же забавно сегодня было бы говорить не «французы», а «французские»; не «англичане», а «английские»… А банкиров в Америке называть американскими, типа принадлежащими американским индейцам. Ну а потом эти русы-скандинавы уже придумали легенду: мол, их славяне сами призвали.

Вполне реальная история даже по сегодняшним временам. Американцы тоже нынче входят во все страны Латинской Америки и Северной Африки якобы по приглашению, а потом хозяйничают.

Вторая «партия» с такой теорией категорически не соглашается. Считает, что Рюрик и его братья были рода славянского, княжеского, поскольку не могли славяне пригласить на княжение тех, кого издревле ненавидели.

Все равно что сегодня в Кремль позовут на княжение Доку Умарова или Киссинджера. Хотя порой мне кажется, что в наше время даже это возможно, раз губернаторов и президентов на местах порой назначают из бывших бандитов и боевиков.

Но не будем отвлекаться.

Первая теория, так называемая норманнская, появилась еще при Екатерине II. Разработали и обосновали ее с немецкой тщательностью ученые, академики-немцы, приглашенные в Россию императрицей. Этакие «варяги» в науке.

Их теория сразу получила одобрение царского «верха».

Тут надо напомнить, что Екатерина была чистокровной… немкой! Как ей могло не понравиться утверждение, будто первым великим князем у славян был немец? Что он сорганизовал этих ни к чему не способных многочисленных варваров-дикарей-славян?

Необходимо также подчеркнуть, что все русские цари после Екатерины по крови тоже были немцами. Естественно, что норманнская теория не просто прижилась более чем на сто лет, а пришлась очень даже по душе российской царской власти.

И вошла во все учебники! Даже великие историки, такие как Карамзин, Соловьев, Ключевский, обязаны были ее принять.

Иначе бы к ним относились как сегодня относятся в Кремле к тем, кто пытается утверждать, будто все лучшее, что есть в нынешней России: образование, военное дело и многое другое — досталось в наследство от Советского Союза.

Правда, Карамзин в «Истории государства Российского», как истинный патриот, пытался намекнуть, что может быть и другое, не норманнское, объяснение слова «варяги-русь». Но об этом позже… Кто захочет, может эту главу у Карамзина, посвященную призванию варягов, сам внимательно прочитать.

Вторую «партию» ученых, которые не принимали норманнскую теорию, норманисты обозвали «позорным» словом «славянофилы». Обвинили в том, что утверждения последних ни на чем не основываются, кроме как на ложном чувстве патриотизма. Хотя среди антинорманистов были такие уважаемые ученые мужи, как Ломоносов, Татищев, Шишков и другие.

Этот спор на время прекратила советская власть, которая вообще клеймила позором всех царей, независимо от рода и племени. Эксплуататоры — и все! И от кого они произошли, не имело для пролетариев никакого значения.

По традиции всех времен и народов историкам-ученым в очередной раз было спущено их новое мнение: такой исторической фигуры, как Рюрик, никогда не было! Легенда, миф, сказка, придуманная царями специально, чтобы иметь идеологическую платформу для эксплуатации русского народа.

Норманисты и славянофилы вынуждены были примириться. Сказали сверху примириться — и примирились! И дружили! И при встрече обнимались и целовались, продолжая ненавидеть друг друга. Однако «официальную» грязь друг на друга более не выливали. Хотя в душе со спущенным сверху мнением наверняка не соглашались и продолжали спорить на кухнях, тихо посапывая под музыку Вивальди.

Да и как можно было в эту советскую сказку поверить?

Ведь все цари до Ивана Грозного назывались Рюриковичами. Что же получается? Свою «фамилию» взяли от несуществующего сказочного персонажа? Настолько были несведущи? Тогда почему от неизвестного? Почему не от Ильи Муромца или не от Алеши Поповича? Можно представить себе реальный род потомков от Шерлока Холмса, Чингачгука или от Карабаса Барабаса?

В общем, только развалился Советский Союз — споры разгорелись с новой энергией, присущей только отпущенной на свободу России.

Источник: http://ogrik2.ru/b/mihailnikolaevichzadornov/knyaz-ryurik-otkuda-poshla-zemlya-russkaya/4143/kto-ukral-istoriyu-rossii/1

Ссылка на основную публикацию