Обстановка в 80-х годах — история России

Переломный период в истории России (80–90 гг. XX в.)

Обстановка в 80-х годах - история России

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ политического устройства и духовной жизни общества.

Коренные изменения условий развития производства и методов руководство экономикой, преобразование в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся перестройкой.

Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десяти лет советской системы.

К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений.

Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефти- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов.

Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г.

Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет министров СССР на тот момент возглавил Н. И. Рыжков. М. С.

 Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма».

Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединение социализма и демократии, в установление «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев.

Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления.

Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг.

возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Для более глубокого понимания выше перечисленных проблем остановимся на краткой характеристике политического развития СССР.

Перемены в общественно- политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало новый всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждения нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан.

На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения.

Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей.

Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартии большинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразование в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества.

Реформы политической системы: В 1985–1986 г. Развернулась борьба с нарушениями производительной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряды бывших государственных деятелей.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.

) На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросам о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С.

 Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразованию политической системы общества.

Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший в 1985 г. генеральным секретарём КПСС, был встречен обществом как лидер совершенно новой формации.

После коротких правлений Андропова и Черненко молодой лидер вернул обществу ощущение долгосрочной стабильности

Людей подкупала его молодость, выступления без бумажек, выходы в народ и программа реформ, лозунги которой — «перестройка, ускорение, гласность» — на несколько лет превратились в символы обновления страны.

Горбачёв имел свой взгляд на природу кризиса советской системы.

По его мнению, причина лежит не в недостатках социализма, а в недостаточном использовании его возможностей.

Это и предопределило цели его реформаторского курса:

—         «перестройка», т. е. внесение структурных и организационных изменений;

—         «гласность», т. е. выявление всех недостатков, препятствовавших ускорению социалистического развития;

—         «ускорение», т. е. вывод советской экономики на мировой уровень за счёт:

—         — опоры на живое творчество масс;

—         — поворота к науке;

—         — приоритета социальной сферы;

—         — избавления от искажений социалистической морали.

Замысел реформ был изложен Горбачёвым на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.

В короткий срок был омоложен верхний эшелон руководства: Николай Рыжков стал премьер-министром, Борис Ельцин — секретарём ЦК и позже 1-ым секретарём Московского горкома партии и т. п.

Аппарат не только омолаживался, но и освобождался от наиболее консервативных членов — к 1987 г. было заменено 70 % Политбюро, 60 % секретарей обкомов партии, 40 % членов ЦК.

Политическое реформирование (1988 — март 1990 гг.)

Первый этап экономических реформ (1985–87 гг.) был направлен на подъём экономики с минимальными затратами за счёт «скрытых резервов».

На этом этапе не затрагивалась сама политическая система, а признавалась лишь необходимость совершенствования избирательной системы и контроля «снизу».

Концепция экономических реформ, разработанная к лету 1987 г., лишь в отдалённом будущем предполагала вхождение в рыночные отношения.

Ближайшей же задачей ставилась перестройка управления экономикой — переход от преимущественно административных к экономическим методам управления, т. е. перевод предприятий на хозрасчёт и самофинансирование.

Таким образом, наряду с экономической самостоятельностью должно было сохраняться государственное планирование экономики.

Эти идеи вылились в Закон о госпредприятии 1987 г.:

—         сохранялся принцип плановой экономики в виде госзаказа;

—         разрешение различных форм кооперации (однако, такие формы как акционерная, коллективная и частная ещё не предусматривались).

Важную роль сыграли и скороспелые и ничем не подкрепленные мероприятия Горбачёва.

—         Перенос упора с нового строительства на техническое перевооружение действующих предприятий.

—         Импорт был переориентирован с ширпотреба на новейшую технику, но из-за неправильной эксплуатации, отсутствия специалистов, запчастей и сырья необходимого качества эта техника простаивала.

—         В школьной реформе упор делался на всеобщее компьютерное обучение, чтобы быстро создать кадровую базу для научно-технического прогресса.

—         Но наша компьютерная техника была настолько отсталой и слабой, что не могла обеспечить этих нужд не только в качественном принципе, но и в количественном.

—         Постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» 1985 г.

—         Эта мера, направленная на укрепление дисциплины, напоминала эпоху Н. С. Хрущёва.

—         «Закон о госприемке» должен был повысить дисциплину и качество на производстве, но привёл лишь к сокращению производства.

—         Промышленность не способна была соответствовать заявленному уровню качества.

В октябре 1987 г. неожиданно с критикой хода «перестройки» выступил Б. Н. Ельцин.

Он критиковал не только консервативизм Лигачёва, но и нерешительность и полумеры самого Горбачёва.

В 1990 г. в верхах было разработано две экономические программы, что ознаменовало переход ко 2-ому этапу экономических реформ:

Правительственная (Рыжков) и «500 дней» (Шаталин — Явлинский).

Обе программы склонялись к радикализации реформ и переходу к рыночным отношениям, обе включали признание частной собственности и приватизацию, как передачу гос. собственности пока только в собственность трудовых коллективов, базовые же отрасли (энергетика, топливо, транспорт и т. п.) должны были оставаться в руках государства.

Второй этап «перестройки» (1988 — март 1990 гг.) начался с XIX Всесоюзной конференции КПСС (лето 1988 г.), на которой была поставлена задача радикальной демократизации партии, а через неё и общества.

Партия должна была сохранить роль политического авангарда, а административно-управленческие функции и государственная власть планировалось передать Советам.

Но партийная бюрократия не желали лишаться даже части своей власти, что подтолкнуло реформаторов к идее полного переноса власти в Советы, которые выступали на реформаторских позициях.

Читайте также:  Последствия гражданской войны - история России

Подобный курс был с радостью встречен либерально-демократическими силами.

В обществе из «неформалов» возникают политические группы и организации, объединившие различные общественные силы.

В национальных республиках и городах формируются «Народные фронты», повсеместно проходят митинги и манифестации.

К сожалению, переносом власти в местные Советы воспользовались и национальные сепаратисты, выступающие на националистических позициях.

Наиболее кровавые столкновения на национальной почве произошли в Карабахе и в Грузии.

Карабахский конфликт, начавшийся осенью 1987 г., превратился в один из самых кровавых на территории СССР, продолжившись и в постсоветское время.

Нагорный Карабах, являясь автономной областью в составе Азербайджанской ССР, на 80 % был населен армянами.

Эта область была создана на армянской территории в 1923 г. для укрепления интернационализма между армянами и азербайджанцами.

Но в конце 80-х эта земля превратилась в первую «горячую точку» на советском пространстве.

Начало 1989 г. прошло на волне политической активности народных масс — общество было захвачено выборами I съезда народных депутатов СССР.

После распада СССР страна столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь — сентябрь 1993 г.

по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15 %, объем промышленного производства — на 16,5 %, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн.

рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.

Литература:

1)      История России А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева. Т. Ф. Сивохина

2)      «История России» Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов

3)      История России Б. В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов.

Основные термины (генерируются автоматически): XXVII, государственная власть, общество, реформа, советская система, эта.

Источник: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/7665/

Книга История России от древнейших времен до начала XX. Содержание — Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х – начала 90-х годов

Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участников «хождения в народ» (было арестовано около тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим «Процессом 193-х», центральным событием которого стала известная речь И.Н.Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежное народное восстание в стране.

«Хождение в народ» стало первой героической попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством.

Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г.

нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 70-х годов (не следует смешивать с одноименной организацией 60-х годов).

Члены «Земли и воли» ставили перед собой задачу объединения революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье.

Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О.В.Аптекман, Д.А.Лизогуб, А.Д.Михайлов, В.А.Осинский, Г.В.Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции.

Издавался организацией носивший то же название печатный листок.

Важнейшим пунктом программы общества являлся «переход всей земли в руки сельского рабочего сословия», выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было «только путем насильственного переворота». Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов.

Уделялось внимание и работе в «центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных». Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян.

Агитационная деятельность замлевольцев велась и в среде недовольного студенчества и интеллигенции, предусматривались попытки привлечения сознательных прогрессивных офицеров и чиновников.

Главные силы и средства «Земли и воли» были направлены на создание «поселений» в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне «аграрный террор», поднять крестьян на вооруженные выступления.

В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение землевольцев к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством. Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия.

В январе 1878 г. В.И.Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова (последний подверг телесному наказанию политического заключенного), летом того же года С.М.Кравчинский убил шефа жандармов Н.В.Мезенцева. 2 апреля 1879 г. на Дворцовой площади А.К.

Соловьев совершил неудавшееся покушение на Александра II.

Постепенно внутри «Земли и воли» возникли два течения. Представители одного из них (А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов и др.) были сторонниками террористических методов политической борьбы. Другая часть, так называемые «деревенщики» (Г.В.Плеханов, М.Р.Попов, О.В.Аптекман), выступала за сохранение пропагандистской и агитационной работы в деревне.

Уже в 1879 г. сторонники террора образовали внутри организации группу «Свобода или смерть», в июне того же года в Липецке состоялся их съезд, на котором было принято решение не порывать с «Землей и волей», а завоевать ее изнутри.

Через несколько дней в Воронеже состоялся общий съезд, принявший компромиссное решение о допустимости террористических методов борьбы наряду с агитацией и пропагандой. Однако решения съезда не могли сохранить единства «Земли и воли», которая в августе 1879 г. раскололась на две организации: «Черный передел» (Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, П.Г.

Дейч, Я.В.Стефанович и др.) и «Народную волю» (А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.А.Морозов, Н.И.Кибальчич, А.Д.Михайлов и др.).

Взгляды организаторов «Черного передела» в это время не отличались принципиально от взглядов землевольцев. Попытки продолжать пропаганду в деревне окончились неудачей и привели к новым арестам. Часть членов организации эмигрировала за границу. В целом «Черный передел» не сыграл существенной роли в народническом движении.

«Народная воля» была хорошо законспирированной организацией, возглавляемой исполнительным комитетом. В условиях демократического подъема конца 70-годов организация активно включилась в политическую борьбу.

Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг.

народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С.Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце).

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.), в условиях новой революционной ситуации 1879-1881 гг. имела большое политическое значение.

На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Реформы 60-70-х годов не разрешили противоречий между ростом производительных сил общества и сдерживающими их производственными отношениями.

Крестьянская реформа не смогла решить проблемы в сельском хозяйстве страны. Помещичье землевладение оставалось главным тормозом в его развитии. В деревне росло малоземелье, увеличивались недоимки и нищета. Заметно возросла арендная плата за землю.

Тяжело сказались на состоянии крестьянских хозяйств неурожаи 1879-1880 гг.

В конце 70-х годов наблюдается новый подъем крестьянского движения в стране, которое хотя и не достигло уровня конца 50 – начала 60-х годов, но по накалу борьбы заметно превысило предшествующие годы.

Читайте также:  Общественное движение второй половины xix века - история России

Важным показателем недовольства масс стал рост стачечной борьбы пролетариата, на уровне жизни которого сказались кризисные явления конца 70-х годов.

Положение трудящихся значительно ухудшилось также в результате русско-турецкой войны. Волнения охватили русское студенчество.

В условиях надвигающегося политического кризиса наступило оживление либерального движения, проявившееся, прежде всего, в активности земств.

В этих условиях правительство пыталось лавировать. Так, после неудачной попытки покушения на Александра II, предпринятой С.Халтуриным, в феврале 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с М.Лорис-Меликовым.

Перед ней стояла задача пресечения революционной деятельности репрессивным путем и в то же время привлечения «умеренной части общества» на сторону самодержавия.

С этой целью был создан проект так называемой «Конституции» Лорис-Меликова, крайне умеренного документа, который, однако, так и не был принят правительством.

Существенным фактором, способствовавшим развитию кризиса, была деятельность народников. Ряд предпринятых ими террористических актов, завершившихся гибелью Александра II 1 марта 1881 г., вызвал временное замешательство правительства. Но воспользоваться этим революционеры-народовольцы не смогли.

Не поддержанные ни выступлением народных масс, ни либеральным движением, они не сумели нанести самодержавию смертельного удара. События 1 марта 1881 г. в развитии революционной ситуации были кульминационным моментом.

В течение года правительство проявляло колебания, но затем перешло к открытой реакции и репрессиям.

Проводя линию на усиление репрессий, царизм обрушился на народовольцев, в результате многочисленных арестов движение было практически обезглавлено, а попытки воссоздать Исполнительный комитет, предпринятые В.Фигнер, парализовала провокация.

К середине 80-х годов остатки народнических организаций были в значительной мере децентрализованы. Не удалась попытка организовать покушение на Александра III, предпринятая в Петербурге «Террористической фракцией» партии «Народная воля». Руководители организации (А.И.Ульянов, П.И.Андреюшкин, В.Д.Генералов, В.С.Осипанов, П.Я.

Шевырев) были арестованы 1 марта 1887 г. и казнены в Шлиссельбурге в мае этого же года.

70

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/istoriya/book/istoriya-rossii-ot-drevneyshih-vremen-do-nachala-xx/content/1215945-revolyutsionnaya-situatsiya-iv-rubeje-7080ya-godov-politicheskaya-reaktsiya-80h-nachala-90h-godov/

Советский союз в 80-ые годы кратко

В этот период в государстве начали происходить серьезные изменения, которые преобразовали все сферы социальной, экономической и политической жизни граждан Советского Союза. Изменения были очень быстрыми и противоречивыми, их размах был столь широким, что они оказали серьезное влияние и на мировую политическую арену.

К началу восьмидесятых годов СССР дошел до нового уровня технического развития, в это время производились многие виды отечественной бытовой техники, военные технологии были сравнимыми с иностранными, а некоторые виды боевой авиации самыми лучшими в своем роде.

Пожалуй, только в этот период в стране производились отечественные телевизоры, первые компьютеры и прочая электроника, с момента развала Союза практически все это перестало выпускаться.

В стране удалось создать единую энергетическую и транспортную систему, были созданы системы для газоснабжения и нефтеснабжения, межрегиональные связи в хозяйственном секторе стали более тесными. Однако в это же время сказалась централизованная политика центральной власти.

На партийных съездах власти страны принимали решения, нацеленные на устранение негативного эффекта от диктатуры в ведомственной бюрократии. Предпринимались попытки усовершенствования экономических методов хозяйствования, предприятиям пытались придать большую самостоятельность. Однако все принятые решения не были воплощены в жизнь на деле, страна так и не сумела выйти из периода застоя.

Описывая СССР в 80-ые годы кратко, многие исследователи связывают этот период с политикой «Перестройки», которая была сформирована Андроповым 1984 году. В 1985 году ее начал продвигать новый генсек – Горбачев.

Перестройку возвели на уровень государственной идеологии, поначалу она вызвала эйфорию у населения.

Однако уже спустя год руководство страны осознало, что командно-административные методы не позволят добиться реального улучшения, поэтому были предприняты попытки внедрения реформ, свойственных демократическому социализму.

В 1989 году общество не выдержало идеологического перенапряжения. Перестройка не оправдала надежд граждан, в то же время демократизация дала возможность создания новых политических движений, в определенный момент ставших полностью неподконтрольных коммунистической партии.

Вместе с тем в стране происходили и другие дестабилизирующие процессы. Непосредственное участие в затянувшейся афганской войне Союз скрывать от собственного народа уже не мог, поддержание своих военных сил за границей требовало больших капиталовложений.

Экономическая система к концу 80-ых зашаталась, и практически рухнула, когда на мировом рынке стоимость нефти упала до рекордно низких значений. Дешевая нефть, фактически, уничтожила одно из самых могущественных государств в мире.

Долгие годы неумелого управления со стороны властей все сделали свое дело.

Источник: http://antiquehistory.ru/sssr-v-80-gody-kratko/

Глава 13. Переломный период в истории России (80 — 90-е гг. XXв.)

Категория: Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов История России

Страница 1 из 2

§ 1. Перестройка, ее противоречивый характер и последствия

С середины 80-х гг. и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

Вместе с тем политические события, проходившие в Советском Союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой политической истории. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают.

Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения.

Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала.

В данной главе в пределах учебного курса «История России» будут кратко освещены такие конкретные вопросы, как: перестройка, ее противоречивый характер и последствия; политическая смена общественно-государственного  строя России;  отдельные  аспекты  политической  истории России в постперестроечное время.

*   *   *

К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, меж­колхозных объединений.

Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов.

Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

Руководством страны на съездах КПСС неоднократно принимались решения, направленные на преодоление диктата ведомственной бюрократии, на развитие экономических методов хозяйствования, расширение самостоятельности предприятий. Однако эти решения оставались на бумаге. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило.

Научно-технический процесс действовал вяло. По-прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления. Серьезные деформации накопились в планировании. Просчеты допускались в товарно-денежных отношениях. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства. Ослаб экономический контроль за использованием форм собственности.

Грубые просчеты были допущены в экономической политике.

Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления.

Читайте также:  Система образования в австрии в хiх – ххi веках - история России

Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг.

возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались дефор­мации в экономической и социальной жизни.

Для более глубокого понимания выше перечисленных проблем остановимся на краткой характеристике политического развития СССР.

С 1961 по 1985 г. число депутатов местных Советов — представителей рабочих увеличилась почти в 2 раза. Тот же процесс был характерен и для Верховных Советов союзных республик.

Представители трудящихся оказывали недостаточное воздействие на выработку важнейших политических и государственных решений. Все в большей степени они выступали лишь в роли посредников, которые через наказы избирателей передавали волю населения исполнительному аппарату Советов.

Действовал такой политический механизм, когда представители рабочего класса, крестьянство, интеллигенция собирались на сессии Советов лишь для того, чтобы в течение нескольких дней обсудить и утвердить решения, выработанные бюрократией исполнительных органов.

Депутаты Советов оказывались лишенными самостоятельности в законодательной деятельности, влиянии на го­сударственное законодательство, на проведение в жизнь принимаемых решений. Работа на сессиях во многом носила формальный характер. Правилом стало единогласное утверждение решений.

Часто на сессии выносились заранее предрешенные или второстепенные вопросы. Действия исполнительных органов власти практически не контролировались выборными советскими организациями. Происходило усиление прерогатив исполнительных органов.

Сходные процессы характеризовали развитие других общественных организаций, профсоюзов, комсомола.

В первой половине 80-х гг. постоянно росла их численность. К началу 80-х гг. профсоюзы СССР объединяли в своих рядах 130 млн. рабочих и служащих, около 12 млн. колхозников. Профсоюзным членством было охвачено к этому времени 98,6 % всех работающих. Численность ВЛКСМ составляла в начале 70-х гг. 27 млн. человек, через десять лет, в начале 80-х гг., — 41,7 млн. человек.

Одним из важнейших показателей общественно-политической жизни является характер контрольной деятельности трудящихся. К 1980 г. в стране насчитывалось около 1,3 млн. групп и постов народного контроля. На 1 января 1986 г. примерно 5 млн.

рабочих являлись членами народного контроля. Вместе с тем в политической практике конца 70-х — начала 80-х гг. реальное воздействие контрольной деятельности трудящихся на процесс формирования и реализации политики было крайне незначительным.

Кризис поразил и КПСС. После XX съезда КПСС предпринимались попытки преодоления последствий культа личности Сталина, демократизации партийной жизни. Однако в реальной полити­ческой практике подлинный демократизм отсутствовал.

Сложилось четкое расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Была ослаблена роль выборных партийных органов. Реальная власть перешла к исполнительным структурам КПСС — бюро, секретарям партийных комитетов, а зачастую просто к аппарату партийных органов.

Логика командно-административной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в управленческую деятельность по решению текущих хозяйственных, социально-экономических, культурных и других проблем.

Партийные комитеты приняли на себя многие текущие оперативно-распорядительные функции. В их деятельности стали преобладать командные методы и подходы.

Административно-распорядительная работа практически вытесняла политические методы руководства.

С начала 60-х гг. в партийный аппарат стали выдвигать специалистов промышленности и сельского хозяйства.

Во многом не учитывалось, умеют ли новые кадры вести разъяснительную работу с людьми, активно участвовать в политических дискуссиях, предвидеть социальные последствия принимаемых решений.

В результате в практике работы партийных комитетов резко усилились технократический подход, тяга к командному стилю, что не могло не отразиться на качестве всей работы.

В 60-е — первой половине 80-х гг. рост КПСС в значительной мере формировался искусственно. В партию было принято примерно 10 млн. человек. В результате ее численность к середине 80-х гг. составляла более 19 миллионов.

В результате этого в КПСС оказалось много политически инертных, социально и морально незрелых людей.

К началу 80-х гг. стало ясно, что цели, поставленные Программой КПСС, принятой в 1961 г. на XX съезде, реализовать в ближайшей исторической перспективе не удастся. Требовалась новая идейно-теоретическая платформа. Ее суть высказал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

На торжественном заседании в честь 50-летия Великого Октября он заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение развитого социалистического общества. Концепция развернутого строительства коммунизма была заменена концепцией развитого социализма. В пропаганде этой концепции вплоть до середины 80-х гг.

реальный социализм представлялся как высшее для данного времени достижение общественного прогресса.

Таким образом, к середине 80-х гг. несмотря на элементы некоторой демократизации политической жизни советского общества сохранялись и даже усиливались многочисленные деформации. Сфера законодательной и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-административной бюрократии.

При этом отсутствовала реальная контрольная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность общественных организаций. Кроме того, они мало выражали реальные интересы тех групп трудящихся, от имени которых они выступали. Зависимой оставалась и судебная власть. КПСС стремительно теряла свою руководящую и организующую роль среди трудящихся.

Она перестала быть авангардом советского общества.

В сложившихся условиях требовались перестройка и на ее основе создание качественно новой политической и общественно-экономической обстановки для значительного улучшения социальных условий жизни трудящихся. Последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный Президент СССР, начавший весной 1986 г.

перестройку и стоявший у ее истоков и последующих событий, М.С. Горбачев в статье «Новая политика в новой России» отмечал: «Перестройка — не изобретение Горбачева. Это даже не изобретение группы лиц. Попытки реформировать страну предпри­нимались не раз после смерти Сталина.

Первая, самая мужественная попытка, сопряженная с опасностью дважды или трижды быть свергнутым, была предпринята Хрущевым. Затем произошла стабилизация, но такая, за которой последовали консервация и возрождение, реанимация сталинских норм жизни, а кое в чем даже еще хуже. Но и в это время предпринимались попытки добиться перемен, в том числе реформа 1965 г. Косыгина.

Точно так же были разрозненные попытки реформировать наше сельское хозяйство, капитальное строительство и другие сферы.

Нарастало понимание того, что мы теряем темпы — самое главное наше преимущество; что начинаем пятилетку за пятилеткой сдавать позиции, уступаем по производительности труда: в 5 раз по производительности в сельском хозяйстве стали отставать от Америки, в 2,5-3 раза в промышленности. Нас губила расточительная экономика, затратная, всепожирающая.

Латали дыры за счет нефти, нефтяного бума, который пришелся как раз на времена правления Брежнева, а также за счет водки, спаивали народ… Кроме того, начали брать кредиты в сбербанках и покрывать дефицит бюджета, который давно уже существовал, но о котором никто нам никогда не докладывал. Выплачивали зарплату, люди откладывали свои деньги, вкладывали их опять. Иными словами, какую сферу ни взять, везде все загоняли в тупик.

Источник: http://pravoknigi.ru/istorija-rf/73-shm-munchaev-vm-ustinov-istorija-rossii/1488-glava-13-perelomnyj-period-v-istorii-rossii-80—90-e-gg-xxv.html

Ссылка на основную публикацию