Литература 30 — 60-х годов — история России

История России

Литература 30 - 60-х годов - история России

М. В. Куприянов, И. А. Ильф, Н. А. Соколов, Е. П. Петров, П. Н. Крылов и А. Г. Архангельский. Фотография 1934 года.

Литература 30-х годов широко отразила перестройку жизни, обусловленную активностью масс и их созидательной работой. Предметом изображения становятся индустриальные гиганты, преображающаяся деревня, глубокие изменения в среде интеллигенции. В конце периода усиливается также интерес писателей к оборонной и патриотической теме, решаемой на современном и историческом материале.

Вместе с тем сказалось отрицательное воздействие культа личности Сталина. Ряд талантливых писателей — М. Кольцов, В. Киршон, И. Бабель, Бр. Ясенский и другие — стали жертвами необоснованных репрессий.

Обстановка культа личности сковывала творчество многих писателей.

Тем не менее советская литература, шедшая в ногу со всем советским народом, успешно завершавшим строительство социализма добилась значительных успехов.

А. Толстой заканчивает в это время трилогию «Хождение по мукам», повествующую о судьбе интеллигенции в революции. Строя многоплановое повествование, вводя много новых действующих лиц, и прежде всего В. И. Ленина, А.

Толстой стремится показать те особенные пути, которыми его герои подходят к осознанию своей внутренней причастности к свершающимся событиям. Для большевика Телегина вихрь революции — родная стихия. Не сразу и не просто находят себя в новой жизни Катя и Даша.

Самая трудная судьба у Рощина, понявшего наконец гуманистические цели революции. Расширяя возможности реалистического эпоса как в плане охвата жизни, так и в плане психологического раскрытия личности, А. Толстой придал «Хождению по мукам» многокрасочность и тематическое богатство.

Во второй и третьей частях трилогии встречаются представители почти всех слоев тогдашней России — от рабочих (большевик Иван Гора) до утонченных столичных декадентов.

Глубочайшие сдвиги, происходившие в деревне, вдохновили Ф. Панферова на создание четырехтомной эпопеи «Бруски» (1928—1937 гг.). С большим знанием и художественной силой Ф. Панферов изобразил победу коллективного начала над мелкособственническими инстинктами крестьянства.

В исторической тематике большое место занимают моменты бурных народных выступлений (первая часть романа «Емельян Пугачев» Вяч. Шишкова, «Гулящие люди» А. Чапыгина), но еще больше выдвигается проблема соотношения выдающейся личности и исторического потока. О. Форш пишет трилогию «Радищев» (1934 — 1939 гг.), Ю.

Тынянов — роман «Пушкин» (1936 г.), В. Ян — роман «Чингис-хан» (1939 г.). А. Толстой в течение всего десятилетия работает над романом «Петр I». Историческую правоту Петра он объясняет тем, что направление его деятельности совпало с объективным ходом развития истории и было поддержано лучшими представителями народа.

К выдающимся произведениям эпического жанра относится «Угрюм-река» Вяч. Шишкова, рисующая революционное развитие Сибири в начале XX в.

Проза 30-х годов (преимущественно первой половины) испытала на себе сильнейшее влияние очерка. Бурное развитие собственно очеркового жанра идет параллельно развитию эпопеи. «Широкий поток очерков,— писал в 1931 г. Горький,— явление, какого еще не было в нашей литературе».

Темой очерков была индустриальная перестройка страны, мощь и красота пятилетних планов, иной раз почти очеловеченных под пером писателей. Б. Агапов, Б. Галин, Б. Горбатов, В. Ставский, М. Ильин впечатляюще отразили в своих очерках эпоху первых пятилеток.

Михаил Кольцов в «Испанском дневнике» (1937 г.), серии очерков, посвященных революционной войне в Испании, дал образец новой публицистики, соединяющей точность реалистического рисунка с богатством выразительных средств.

Великолепны и его фельетоны, в которых едкий юмор сочетается с энергией и остротой памфлета.

Многие значительные произведения прозы 30-х годов были написаны в результате поездок писателей на новостройки. Мариэтта Шагинян в «Гидроцентрали» (1931 г.), Ф. Гладков в «Энергии» (1938 г.) рисуют возведение мощных гидростанций.

В. Катаев в романе «Время, вперед!» (1932 г.) динамично повествует о соревновании строителей Магнитогорска с рабочими Харькова. И. Эренбург.

для которого знакомство с новостройками пятилеток имело решающее творческое значение, выступил с романами «День второй» и «Не переводя дыхания», посвященными тому, как в трудных условиях люди самоотверженно возводят стройку, изменяясь и вырастая. Повесть К. Паустовского «Кара-Бугаз» (1932 г.) рассказывает об освоении богатств Кара-Бугазского залива.

Пафос, динамизм и напряженность действия, яркость и приподнятость стиля, идущие от стремления отразить снос восприятие героической действительности, — характерные черты этих произведений, как бы выросших из очерка.

Однако, широко и ярко показывая перемены, происходящие в жизни, столкновение строителей нового с приверженцами старого, писатели все еще не делают нового человека основным предметом художественного произведения. Главным «героем» романа В. Катаева «Время, вперед!» является тем, и выдвижение человека в центр внимания писателя происходит не сразу.

Поиски нового героя и новой психологии личности определили в 30-е годы дальнейшее развитие творчества Л. Леонова, давшего в романе «Скутаревекин» (1932 г.) глубокий анализ той убежденности, которая движет советскими людьми. Эволюция ученого-физика Скутаревского, преодолевающего индивидуализм и осознающего великий смысл своего участия в пятилетке, составляет сюжет романа.

Блеск и остроумие мысли в сочетании с неповторимой поэтичностью стиля создают новый в реализме тип ненавязчивого, органического и активного участия автора в действии. Скутаревский, в каких-то чертах сливающийся с авторским «я» писателя, — мощная фигура интеллигента с самобытным и глубоким мироощущением. В «Дороге на океан» (1936 г.

) Леонов сделал попытку показать нового героя на фоне мировых социальных потрясений.

Литературу 30-х годов пронизывает ощущение победоносности и счастья, неотделимого от трудной и героической работы. Темные стороны жизни не выглядят ужасающими — они презрительно осмеиваются. И. Ильф и Е. Петров публикуют в 1931 г.

«Золотого теленка» — второй роман об Остапе Бендере (первый роман «Двенадцать стульев» вышел в 1928 г.).

Изобразив «великого комбинатора», вторично терпящего фиаско в советских условиях, Ильф и Петров завершили создание нового сатирического стиля, остроумного и содержательного, насыщенного оптимизмом и тонким юмором.

Разоблачение философии одиночества составляет смысл повести Н. Вирты «Одиночество» (1935 г.), показывающей гибель кулака, мятежника, одинокого врага Советской власти.

Борис Левин в романе «Юноша» убедительно изобразил крушение карьеристских поползновений молодого интеллигента, который пытался противопоставить себя социалистическому миру и воздействовать на него методами бальзаковского «завоевателя жизни».

Углубленное изучение психологии человека социалистической эпохи во многом обогатило реализм.

Наряду с ярким эпическим живописанием, во многом близким к публицистике, появляются прекрасные образцы передачи тончайших сторон души (Р.

Фраерман — «Дальнее плавание») и психологического богатства человеческой натуры («природоведческие» повести М. Пришвина, проникнутые фольклорной поэтикой уральские сказы П. Бажова).

Раскрытие психологических черт нового положительного героя, его типизация увенчались созданием в середине 30-х годов романов и повестей, в которых облик строителя нового общества получил сильное художественное выражение и глубокое истолкование.

Роман Н. Островского «Как закалялась сталь» (1935 г.) повествует о жизни Павла Корчагина, не мыслящего себя вне борьбы народа за всеобщее счастье.

Тяжелые испытания, через которые победоносно прошел Корчагин от вступления в революционную борьбу до момента, когда, приговоренный врачами к смерти, он отказался от самоубийства и нашел свой путь в жизни, составляют содержание этого своеобразного учебника новой морали.

Построенный однопланово, как «монолог от третьего лица», роман этот приобрел мировую известность, а Павел Корчагин стал образцом поведения для многих поколений молодежи.

Одновременно с Н. Островским завершил свой главный труд — «Педагогическую поэму» А. Макаренко.

Темой «Педагогической поэмы», построенной как своеобразный дневник педагога, является «выпрямление» людей, исковерканных беспризорностью.

Эта талантливая картина «перековки» беспризорных детей в трудовых колониях 20-х и 30-х годов ярко воплощает нравственную силу рядовой личности, чувствующей себя хозяином общего дела и субъектом истории.

Примечателен также роман Ю. Крымова «Танкер Дербент» (1938 г.), в котором раскрыты творческие возможности коллектива и каждого человека, ощутившего свою ценность во всенародной борьбе за социализм.

Главным завоеванием «повести воспитания» и примыкающих к ней романов была разработка моральных основ социализма. Показывая связь рядового гражданина со всем обществом, вне которого герой не мыслит себя, советские писатели обогатили реализм новым пафосом — пафосом коллективизма.

30-е годы — это также расцвет детской литературы. Блестящий вклад в нее внесли К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой, В. Каверин, Б. Житков и другие. В эти годы В. Катаев пишет повесть «Белеет парус одинокий» (1935 г.

), посвященную становлению характера юного героя в обстановке революции 1905 г. и отличающуюся большим мастерством в передаче детской психологии. Двумя классическими произведениями для детей («Школа», 1930 г. и «Тимур и его команда», 1940 г.

) очерчено десятилетие наивысшей творческой активности Аркадия Гайдара.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/proza-30-x-godov.html

Литература 30 х годов 20 века: общая характеристика и особенности, представители, соцреализм

Уже к концу 20-х годов в советской литературе стали нарастать тревожные тенденции, свидетельствовавшие о том, что писательский труд все больше начинает привлекать к себе «заботливое» внимание и властей, и верных им «компетентных органов».

В частности, это выразилось в усилении репрессивных мер против неугодных литераторов. Так, в 1926 году конфискуется номер журнала «Новый мир» с повестью Б.

Пильняка «Повесть непогашенной луны»: история командарма Гаврилова, главного героя повести, слишком напоминала судьбу Михаила Фрунзе, одного из крупнейших деятелей революции и Гражданской войны, под давлением партии вынужденного пойти на ненужную ему операцию и погибшего под ножом хирурга.

В том же году производится обыск на квартире М. Булгакова, изымается рукопись повести «Собачье сердце». В 1929 году устраивается настоящая травля целого ряда авторов, в том числе Ю. Олеши, В. Вересаева, А. Платонова и др.

Особенно разнузданно ведут себя рапповцы, почувствовавшие свою безнаказанность и не останавливающиеся ни перед чем в стремлении очернить своих противников. В 1930 году, затравленный, не сумевший распутать клубок личных и творческих проблем, кончает с собой В. Маяковский, а отлученный от своего читателя Е. Замятин с трудом добивается разрешения оставить родину.

Читайте также:  Феодализм - история России

Запрет литературных объединений и создание ССП

В 1932 году постановление Центрального Комитета партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП.

Именно по этой причине многими писателями постановление было воспринято с радостью, к тому же все писатели объединялись в единый Союз советских писателей (ССП), берущий на себя все бремя забот по обеспечению их всем необходимым для творчества.

Первый пленум оргкомитета писательского союза стал важнейшим шагом в сторону унификации всей советской литературы. Объединение творческих сил страны в единый Союз не только упростило контроль над ними — отлучение от него означало отлучение от литературы, от читателя.

Лишь члены ССП имели возможность печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и в санатории, остальные же были обречены на нищенское существование.

Утверждение метода социалистического реализма

Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М.

Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др.

Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства. «Тенденциозный» — идеологическая заданность. «Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм).

Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»). «Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности.

«Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений. Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».

Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения.

При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи.

Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).

Преобладание романа в прозе

От многообразия идейно-стилевых течений советская культура пришла к навязываемому ей единообразию и единомыслию: в эпических формах начинает доминировать роман — большое эпическое полотно, с трафаретными сюжетными ходами, системой персонажей, обилием риторических и дидактических вкраплений.

Особенно популярна так называемая «производственная проза», зачастую включающая в себя элементы «шпионского» романа (названия произведений говорят сами за себя): Ф. Гладков. «Энергия»; М. Шагинян. «Гидроцентраль»; Я. Ильин. «Большой конвейер» и др. Активно публикуется и проза, посвященная становлению колхозной жизни, и тоже говорящие заглавия: Ф. Панферов. «Бруски»; П.

Замойский. «Лапти»; В. Ставский. «Разбег»; И. Шухов. «Ненависть» и др.

Герой мыслящий уступает место герою действующему, не знающему слабостей и сомнений, нравственных мук и даже объяснимых человеческих слабостей.

Из романа в роман кочует стандартный набор шаблонных персонажей: сознательный коммунист, сознательная комсомолка, бухгалтер-«недобиток» из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант, приехавший в советскую Россию под маской специалиста-консультанта…

Борьба с «формализмом»

В середине 30-х годов 20 века развернулась борьба с «формализмом», под которым понимался любой поиск в области художественного слова, любой творческий эксперимент, будь то сказ, орнаментальность или просто склонность автора к лирическим медитациям.

Советская литература заболела тяжелой болезнью усредненности — естественного следствия унификации.

Несмотря на звездопад государственных премий и наград, все меньше публикуется произведений, которые без натяжки могут быть названы крупными событиями в литературе.

Отрыв литературы от реальности

Само развитие метода социалистического реализма показало невозможность управлять живым процессом творчества, не убивая самого главного — творческого духа.

От официальных критиков требовались сложные пируэты мысли, чтобы «пристегнуть» к официальному методу советской литературы лучшие произведения тех лет — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М.

Шолохова, эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, роман «Петр Первый» А. Толстого и др.

Литература переставала отражать реальность, отвечать на действительно насущные вопросы. Как результат — писатели, не приспособившиеся к новым правилам игры, нередко уходили из «большой литературы» в пограничные сферы. Одной из таких сфер стали детские книги. Произведения для детей Б. Житкова, А. Гайдара, М. Пришвина, К.

Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина, Ю. Олеши, писателей группы ОБЭРИУ (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского и др.

) нередко затрагивали проблемы, недоступные для «взрослой» литературы тех лет, детская поэзия оставалась чуть ли не единственным легальным способом работать с экспериментальными художественными формами, обогащая русский стих. Другой областью «внутренней эмиграции» для многих авторов стала переводческая деятельность.

Следствием того, что многие крупные художники, среди которых Б. Пастернак, А. Ахматова, С. Маршак, А. Тарковский, в этот период имели возможность заниматься только переводами, стало создание высочайшего уровня русской переводческой школы.

«Потаенная» литература

Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от всевидящего ока властей создавалась еще одна литература, получившая название «потаенной».

Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые выстраданные произведения, откладывали их до лучших времен: другие изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время, сразу же писали «в стол», для потомков.

Подводная часть айсберга советской литературы вполне соотносилась по своей значимости и мощи с массивом официально разрешенных произведений: среди них такие шедевры, как «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др.

Своего читателя эти книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой «возвращенной литературы». Однако не следует забывать, что эти произведения создавались в тех же условиях, под влиянием тех же исторических и культурных факторов, что и произведения «разрешенные», и потому они являются органической частью единой русской литературы 20—30-х годов.

Литература русского зарубежья

Картина русской литературы послереволюционных десятилетий все равно будет также неполной, если не упомянуть еще и литературу русского зарубежья. Страну в то время покинуло множество замечательных писателей и поэтов, среди которых И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева и др.

Своей миссией они видели сохранение России такой, какой они ее запомнили: даже за много тысяч верст от Родины авторы старшего поколения в своем творчестве обращались к родной земле, ее судьбе, традициям, вере.

Многие представители молодого поколения, эмигрировавшие еще совсем юными или же мало кому известными авторами, стремились сопрягать традиции русской классики с новыми веяниями европейской литературы и искусства, присматривались к опытам советских литераторов. Некоторые писатели, как, например, М. Горький или А.

Толстой, впоследствии вернулись из изгнания, однако в целом литература русской эмиграции первой волны стала значительнейшим явлением мировой и отечественной культуры, ее неотъемлемой частью. Не случайно первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии в 1933 году стал И. Бунин.

Не все писатели русской эмиграции сумели сохранить и преумножить свой талант в изгнании: лучшее, что было создано А. Куприным, К. Бальмонтом, И. Северянином, Е. Замятиным и другими писателями и поэтами, — произведения, написанные на Родине.

Судьба значительной части мастеров слова, оставшихся в России, сложилась трагично. В поминальном списке русских писателей, погибших в застенках и лагерях НКВД, имена Н. Гумилева, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама, Н. Олейникова, Б. Пильняка, Д.

Хармса и многих других замечательных авторов. В число жертв эпохи можно включить и А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаеву…

Впрочем, ни репрессии, ни официальное забвение не смогли изъять из русской культуры творческого наследия лучших представителей отечественной словесности.

Картина живого литературного процесса 20— 30-х годов 20 века будет неполной без творчества писателей, искренне веривших в идеалы социалистической революции и победу коммунизма, тех, кто под гнетом идеологического диктата пытался сохранить свою творческую индивидуальность, нередко ценою свободы и даже жизни, и тех, кто вдали от родины с болью и любовью вспоминал о ней, имея полное право повторить вслед за 3. Гиппиус: «Мы не в изгнании, мы — в послании». Русская литература едина, несмотря на разделившие ее идеологические барьеры и даже государственные границы.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/literatura_30_kh_godov_20_veka_obshhaja_kharakteristika_i_osobennosti_predstaviteli_socrealizm/89-1-0-617

Развитие литературы в 30-х годах

Годами бурного социалистического строительства стали 30-е годы. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»,— это не просто строка из попу­лярной в 30-е годы песни. Это девиз эпохи. Советские люди действительно творили сказку, творили своим трудом, своим энтузиазмом.

На развалинах от­сталой царской России воздвигалось здание могучей социалистической дер­жавы. В наши дни уже как легенда звучат названия Комсомольск-на-Аму­ре, Турксиб, Магнитка и Днепрострой, вспоминаются имена А. Стаханова и П. Ангелиной, М. Демченко и М. Криво­носа.

Довоенные пятилетки ликвиди­ровали вековую отсталость России и выводили страну на передовые рубежи производства, науки и техники.

Экономические и политические про­цессы сопровождались коренной ломкой отживших представлений, перестройкой человеческого сознания. Советское крестьянство «с кровью рвало пупови­ну», соединявшую его с собственно­стью. Новые, социалистические пред­ставления о роли труда в жизни, новые нравственные и эстетические ценности стали объектом пристального внимания советского искусства.

30-е годы — это время освоения Арктики, время знаме­нитых авиационных перелетов В. Чкалова, М. Громова, М. Расковой; это время, когда в нашей стране работали выдающиеся ученые, гордость мировой науки — К.

Читайте также:  Советское и немецкое оружие второй мировой войны - история России

Циол­ковский и Н. Вавилов, В. Вернадский и П. Капица, время, когда научные и технические проблемы овладевали внима­нием всего общества: не было семьи, не было человека, оставшихся безразличными к происходившему.

Успехи советского народа в строительстве нового обще­ства, в экономике и культуре были очевидны.

Сделано могло быть и больше. Но в Европе уже подни­мал голову фашизм. Значительных средств и напряженно­го труда потребовало укрепление обороноспособности страны. Складывался культ личности Сталина. Были со­вершены ошибки в экономическом и социальном развитии, многие стали жертвами необоснованных репрессий.

В 30-е годы и в советской литературе произошли события большой важности. 23 апреля 1932 года было принято постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

«В настоящее время,— указывалось в постановле­нии,— когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и ху­дожники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существую­щих пролетарских литературно-художественных организа­ций (ВОАПП, РАПП, РАПМ и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творче­ства».

Центральный Комитет партии предложил ликвидиро­вать ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП) и другие писательские организации и создать единый Союз советских писателей. Было принято решение о проведении Всесоюзного съезда писателей, подготовку к которому начал Организационный комитет во главе с Горьким.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей от­крылся 17 августа 1934 года под председательством Горь­кого, который выступил с основным докладом. В работе съезда приняли участие представители пятидесяти двух братских народов СССР.

Здесь впервые со всей очевидно­стью выявился многонациональный характер советской литературы. На съезде Горький особое внимание уделил проблемам развития братских литератур народов СССР.

Всесоюзному читателю стали известны имена Джамбула, Сулеймана Стальского, Лахути, Айни и многих других.

В Уставе Союза советских писателей, принятом на съезде, указывалось, что основным методом советской литературы является метод социалистического реализма.

Этот метод требует от писателя «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее револю­ционном развитии». В произведениях советской литерату­ры ставится и решается задача «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

Непре­менным условием успешного решения этой задачи являет­ся соблюдение принципов высокой коммунистической партийности.

Социалистический реализм, специально подчеркива­лось в Уставе, обеспечивает художнику возможность про­явить «творческую инициативу, возможность выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

Первый Всесоюзный съезд советских писателей стал событием большого политического и культурного значе­ния. На нем была сформулирована программа дальнейше­го развития советской литературы. «Основным героем наших книг мы должны избрать труд»,— говорил Горький.

Огромным было влияние личности и творчества великого пролетарского писателя на развитие советской литерату­ры. Горький поддерживал личные творческие контакты со многими писателями, помогал им словом и делом. Его организаторскому таланту мы обязаны рождением журна­лов «.

Наши достижения» (1929), «СССР на стройке» (1930), «Литературная учеба» (1930) и книжных серий «Жизнь замечательных людей» (1933), «Библиотека поэ­та» (1931) и др.

Насыщенной и интересной была литературная жизнь 30-х годов: выходили новые периодические издания — «Знамя», «Интернациональная литература» и другие, ки­пели литературные дискуссии — о формализме, о языке художественных произведений, о путях развития историче­ского жанра.

Литературный процесс 30-х годов характеризуется во всех основных видах литературного творчества (проза, поэзия, драматургия) высокой творческой активностью писателей. Его главная тенденция — создание широких, монументальных эпических полотен.

В прозе это «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Поднятая целина» и «Ти­хий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, в поэзии «Страна Муравия» А. Твардовского, в драма­тургии «Человек с ружьем» Н. Погодина, пьеса, начавшая трилогию, посвященную В.

И. Ленину.

Советская литература вступила в 30-е годы во всеору­жии богатого опыта, накопленного за прошедшее время. Еще в 20-е годы В. Маяковский нашел емкую поэтическую формулу, прекрасно охарактеризовавшую содержание со­ветской литературы: «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем». 30-е годы достойным образом продолжили и реализовали эту традицию.

Дальнейший процесс сближения с жизнью, с заботами и нуждами строящегося социализма — главная линия раз­вития нашей литературы. Писателей в эти годы можно было видеть во всех уголках страны — на стройках, в кол­хозах, на заводах. В составе первой ударной писательской бригады, отправившейся в 1930 году в Туркмению, были Н. Тихонов, Л. Леонов, В. Луговской, Вс. Иванов и др.

Новая действительность отражалась, осмыслялась и в привычных жанрах — очерке, повести, романе и т. п., и в новых, только что возникших, таких, как поэтический репортаж с места события («Стихи делают сталь» А. Безыменского, «Электрозаводская газета» И. Сельвинского), как научно-художественные жанры в творчестве М. Ильи­на, К. Паустовского, Б. Житкова.

Художественная литература начинала освоение слож­ных проблем, связанных с вторжением науки и техники в каждодневную жизнь человека. Новые сферы жизни, новые конфликты, новые характеры, видоизменение тради­ционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Даже традиционный образ музы, юной девы, много веков олицетворявший поэтическое вдохновение, в это время является поэтам в необычном виде: «С лопатой, взятой на плечо, и с «Политграмотой» подмышкой» (Я. Смеляков).

Отличительной особенностью советской поэзии 30-х го­дов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М. Исаков­ский), «Широка страна моя родная…» (В. Лебедев-Ку­мач), «Каховка» (М. Светлов) и многие другие.

Писатели обращались к будням социалистического строительства не для того только, чтобы изобразить про­изводственные процессы. Главный итог послереволюци­онного времени литература видела в формировании прин­ципиально новой личности, не встречавшейся на протяже­нии многовековой истории человечества.

В конце 20-х го­дов Горький писал: «…моя радость и гордость — новый русский человек, строитель нового государства».

Исследо­ванию внутреннего мира, духовного облика этого нового человека — рабочего, колхозника, инженера, погранични­ка, строителя, ученого, летчика — и посвятили свое твор­чество советские писатели.

На рубеже 20-х и 30-х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Дайра» А. Малышкина, «Вет­ром» Б.

Лавренева, изменила ориентацию. Глава социоло­гической школы В. Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья. А.

Фа­деева «Долой Шиллера» (1929), направленная против романтического начала в литературе.

Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку. Читатель ждал от литературы немедленного и документального отклика на происходящие события.

Но раздавались и голоса в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о гра­мотности», где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпросе, которая «браку­ет» произведения, находя в них элементы романтики, фантастики; журнал «Печать и революция» публикует статью философа В. Асмуса «В защиту вымысла».

Позиции романтиков в этом споре хорошо охарактери­зованы в словах К. Паустовского: «…я посвящаю этот очерк всем, кто не видит романтики нашей эпохи и оплаки­вает пафос недавних лет. Есть пафос борьбы и пафос упорной и талантливой работы. Есть романтика Перекопа и романтика селекции. И то, и другое равноценно».

И тем — не менее лирико-романтическое начало в литера­туре 30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А. Твардовский, Д. Кедрин, И. Сельвинский).

Источник: http://waldorf.in.ua/razvitie-literatury-v-30-x-godax/

Литература 50-60-х годов ХХ века период

Литература 50-60-х годов ХХ века (период «ОТТЕПЕЛИ»).
1953 – важная веха в истории советской литературу (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» — доклад Н.С.

Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы.

— подъем литературы ,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;

возникают новые литературные объединения, поэтические школы;

— появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.);

— расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;

романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;

гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);

— возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой);

— «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.),

— «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Н.Рубцов, Н.Яшин, Ю.Кузнецов.

— «деревенская» проза: — А.Солженицын, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.;

*проблема жизни на селе,

*сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,

*человек и природа,

*недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,

*интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,

*идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,

*экологическая проблематика.

«городская» проза: — В.Астафьев, Ю.Трифонов и др.

* проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;

* анализ внутреннего мира человека, его проблем;

Читайте также:  Александр колчак: жизнь верховного правителя российского государства - история России

*проблемы одиночества и неустроенности жизни;

*тема разочарования в прежних идеалах;

*герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;

*проблема нравственности человека и обстоятельств;

— популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава,А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой, А.Башлачев и др.;

развивалась драматургия (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.). Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.

Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»).

Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».

Задания:

  1. Читать произведения: А.Солженицын «Матренин двор»; В.Белов «Привычное дело»; В.Распутин «Последний срок»; Ф.Абрамов «Пелагея»; В.Шукшин «Калина красная»; Ю.Трифонов «Обмен»; В.Астафьев «Царь-рыба».
  2. Написать изложения (4 страницы) по одному из произведений и проанализировать рассказ с точки зрения темы, идеи, образов героев, стиля и т.д.
  3. Подготовить реферат на тему: «Поэзия 60-х годов ХХ века» (Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Евтушенко, Рубцов, Бродский и т.д.) или «Авторская песня 2 половины ХХ века» (Визбор, Высоцкий, Окуджава, Цой, И.Тальков, Ким и т.д.).

Литература периода Великой Отечественной войны (1940-1945)

и период послевоенных лет о войне.

Я знаю, никакой моей вины,

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, кто старше, кто моложе, остались там.

Но не о том речь, что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но все же, все же, все же…

А.Т.Твардовский.

Не потому ли мы живем, что умерли они…

Цель литературы: «ковать» и укреплять волю народа к победе.

  • война вернула в литературу многообразие и одновременно сделала ее объединенной темой войны;
  • трагедийность и лиризм одновременно;
  • появился новый герой (боец, человек из народа);
  • реализм в показе войны в военное время и романтизм, «лакировка действительности» — в послевоенное;
  • развитие публицистики (статьи, очерки) «на злобу дня»;
  • популярность лирики (особенно песенной), ее призывный характер с сильной личностью в центре;
  • проза «малых» жанров;

Произведения для чтения и анализа: В хрестоматии (2 часть) очерки о войне (стр.7-14), стихи А.Суркова, С.Орлова, Ю.Друниной, М.Кульчицкого, рассказы (К.Воробьев «Гуси-лебеди»; В.Некрасов «Сенька»; В.Быков «Одна ночь»).

ЗАДАНИЯ:

  1. Прочитайте очерки о войне А.Толстого и Л.Леонова. Какой эмоциональный фон у этих произведений? Почему? Какими средствами это достигается? Почему Толстой и Леонов обращаются к событиям русской истории?
  2. Читая стихи, обратите внимание на образ лирического героя, эмоциональность, метафоры (С.Орлов), повторы (К.

    Симонова), а также авторские идеи (верность, память, любовь на войне, страх и т.д.). Выучите наизусть одно из стихотворений.

  3. Прочитайте рассказ «Гуси-лебеди» К.Воробьева. Какая тема заявлена в эпиграфе? Почему автор обратился к теме любви на войне? Какой показана любовь? Смысл названия и фольклорные традиции.

    Попытайтесь дописать это произведение до конца (как могла закончится история Сергея Марьянова и Тани Лебедевой)?

  4. Прочитайте рассказ В.Некрасова «Сенька».

    какой показана война в произведении? Почему Сенька решил стать самострелом? Что это означило на войне? Как меняется характер героя в конце рассказа? Почему? Как повлияли на Саньку встречи с Ахрамеевым и Николаем? Какие чувства вызывает у вас герой?

  5. Прочитайте рассказ В.Быкова «Одна ночь».

    Что общего у героев рассказа? Как ведут себя Иван Волков и Фриц, попав в заточение? Почему? Как они ведут себя в финале? Почему так меняется их поведение? Какова идея этого произведения, философский смысл

  6. Напишите изложение (4 страницы) по одному из рассказов и сделайте вывод о проблеме, образах героев, авторских идеях.

Вопросы Варианты ответов
А Б В
1. Какое чувство объединяет всех авторов в показе войны? Патриотизм Желание привлечь читателей сюжетов Боязнь цензуры
2.

Какая тема была наиболее популярна в военной лирике Гордость за страну Верность Любовь
3. Что было главным в военной публицистике? Призыв сражаться до конца Возмущение войной Надежда на лучшее
4. В каком рассказе показана история любви и верности на войне.

«Одна ночь» «Сенька» «Гуси-лебеди»
5. В каком рассказе герой становится самострелом? «Одна ночь» «Сенька» «Гуси-лебеди»
6. В каком рассказе немец и русский становятся друзьями? «Одна ночь» «Сенька» «Гуси-лебеди»
7. Какова главная идея послевоенной лирики о войне? Русский нацио-

нальный характер

Воспевание подвига русского народа Память о войне и ее героях
8. Какой род литературы был наиболее популярен в военное время? Драма Лирика Эпос
9. Какой военный писатель эмигрировал из Советского Союза? В.Быков К.Воробьев В.Некрасов

Анализ произведений.

«Фро» (1936год).

Относится к новеллам на вечную тему (любовь и смысл жизни человека, борьба между чувствами и долгом). Главная героиня – Фрося, муж которой (Федор) работает на Дальнем Востоке, относится в типу чеховской «душечка».

Она стремится традиционному мещанскому женскому счастью, не может понять новое время «строительство новой жизни», она может лишь пытаться подражать (курсы, работа и т.п.). Героиня, как сказочная Ассоль, находится в вечном ожидании своего счастья.

Победа идеи семейственности, Дома над Дорогой и призрачными надеждами на всеобщее счастье и строительство новой жизни (муж предпочел труд во имя идеи, государства).

ЗАДАНИЯ:

  1. В чем истинное предназначение человека?
  2. Почему Платонов обращается к традиционным женским образам?
  3. Какие чувства вызывают у вас герои рассказа? Почему?

«Епифанские шлюзы» (1936 год).

Главная тема: человек и природа, губительность всякой идеи «усовершенствования» природы, населения над природой и людьми как творениями природы.

Обращение к петровским временам и его реформам неслучайно, т.к. 20-30-е гг. в советской России наблюдались алогичные тенденции: стремление улучшить природу и человека любыми средствами.

ЗАДАНИЯ:

Найти общее между временами Петра 1 и сталинским периодом.

  • Почему простой народ не хотел строить шлюзы, несмотря на то, что его заставляли?
  • В каком еще произведении современника Платонова мы видим аналогичную проблему и предупреждение современникам? Было ли услышано это предупреждение Платонова?
  • Докажите, что писатель был прав, используя свои знания о преобразованиях в Вологодской и Ярославской области в первой половине ХХ века.

    «Сокровенный человек» (1928 год).

    Главный герой – Фома Пухов, стихийный созерцатель, «сокровенный» тип человека. Пухов – большой ребенок, сохранивший в себе качества «естественного» человека, непосредственность, прямоту и открытость, но он одинок и тяжело переживает свое душевное сиротство в этом жестоком и бессмысленном мире. Финал произведения открыт.

    Произведение символично: дорога, поезд в никуда, природные явления (снег, шторм, ветер) и т.д.

    ЗАДАНИЯ:

    Почему герой живет стихийно, почему никогда ничего не планирует в жизни?

  • Какие чувства вызывает герой при чтении произведения? Почему?
  • Каков смысл слова «СОКРОВЕННЫЙ»? Объясните название произведения.
  • Докажите, что произведение имеет романтический пафос и одновременно является сатирическим.

    «Котлован» (1930 год).

    Жанр: антиутопия разоблачение несбыточных, бессмысленных мечтаний о строительстве «Общепролетарского Дома» (коммунизма в России). Символическое произведение.

    Тема: строительство «светлого» будущего в России, индустриализация и коллективизация, судьба человека в этот переломный период.

    Главный герой – Вощев, уволенный с работы за то, что он много думал, в том числе и о смысле «своего существования».

    Он «сокровенный человек», анализирующий все происходящее, попадает на грандиозное строительство котлована для будущего общепролетарского дома, где все будут счастливы, а также в колхоз имени Генеральной линии, где происходит коллективизация (создается этот колхоз).

    Котлован – символ несбыточных надежд на всеобщее счастье и равенство (утопия) превращается в могилу для ребенка (т.е. обречена на гибель надежд на будущее).

    Автор пытается предупредить современников и потомков, что превращение человека в винтик механизма для реализации несбыточных и абстрактных идей, приведет к гибели, обезличиванию человека. «Человек – художник, а не глина для творчества». Традиции Достоевского об идее всеобщего счастья и «слезинке замученного ребенка».

    ЗАДАНИЯ:

    1. Почему это произведение не было напечатано при жизни писателя?
    2. Почему писатель обратился к этим темам?
    3. В чем оказалось проведение автора, почему он не смог вовремя предупредить современников?

    ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

    АНДРЕЯ ПЛАТОНОВИЧА ПЛАТОНОВА (1899-1951).

    Он влечет нас вперед, одновременно заставляя

    осмысливать свое прошлое, вознося к самым

    высоким понятиям, требуя вдумываться в их

    глубинную сущность.

    Т.Шеханова.
    Судьба очень трудна, во многом трагическая. Настоящая фамилия – Климентов.

    Дата События Творчество
    20.08(1.

    09)1899

    Родился в Воронеже в многодетной семье слесаря
    1906-1909-1914 Церковно-приходская школа и городское училище, которое не закончил – не было денег в семье
    1914 Как старший в семье идет работать, помогает отцу
    1918 Революцию принимает, надеется на перемены к лучшему, поступает в железнодорожный техникум Участвует в литературной жизни Воронежа, увлекается социалистическими идеями, печатаем стихи, статьи, рассказы «рабочего-философа»
    1921-22 Выходит из коммунистической партии, работает, возглавляет комиссию по борьбе с засухой Кн. «Электрификация», стихи
    1923 Работает губернским мелиоратором, занимается самообразованием, много читает
    1926 С женой и сыном переезжает в Москву
    1927 Литературный успех «Епифанские шлюзы»

    «Сокровенный человек»

  • Источник: http://konesh.ru/literatura-50-60-h-godov-hh-veka-period.html

    Ссылка на основную публикацию