Культура белоруссии в xix веке — история России

Культура Беларуси в 19 веке

Культура Белоруссии в XIX веке - история России

Первая половина 19 века

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты.

Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений.  Обучение в них велось на польском языке.

Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I.

Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б.

Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура.

Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния.

По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

В соответствии с реформой просвещения 1803 – 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы.

Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники.

Кроме государственных,  работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование.

Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

После восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.).

Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.).

Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше.

Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др.

Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина – в Виленском университете, агробиология – в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский.

Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли  Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др.

Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе».

Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство.

Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто – В. Дунин-Мартинкевич.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В.

Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С.

Манюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.

Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов.

Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 – 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 – 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также  картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 – 1840 гг.

) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 – 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа  был В. Дмоховский (1807 – 1867 гг.).

Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Культура Беларуси в 60 – 90-е гг. 19 века

Школьная  реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России. После подавления восстания 1863 г.

  были закрыты Гори – Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г.

Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика – этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов.

С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 – 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари.

Чтобы исправить положение в Молодечно,  Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались.

Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г.

Читайте также:  Тезисы сталина о государстве - история России

в Беларуси было восемнадцать  средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище.

Всего в средних учебных  заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7%  всех жителей Беларуси.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г.

в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси  М. Довнар-Запольского,  Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др.

За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра  «Про богатство и бедность». В 1892 г.

в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит – не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры:  «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете».

Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича (1840 – 1900 гг.), Я. Лучины (1851 – 1897 гг.),  А. Гуриновича (1869 – 1894 гг.), А. Обуховича (1840 – 1898 гг.) и др.

Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России.

Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник – «Смык белорусский» —  в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А.

Гуриновича были также изданы после его смерти.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Им  были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н.

Селивановичем (1830 – 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А.

Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители – певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г.

в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в.  произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома.

Однако основная масса гражданских  зданий  характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля.

Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально-экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности.

Источник: http://biofile.ru/his/13445.html

История и культура белорусского народа

Беларусь, Беларусь!
Огнем имя твое мне горит
И с песнею матери вольно несется,
Страшным огнем в разговоре стоит,
В гневе мне в грудь отдается.
                       

                             М. Богушевич

Белорусы (самоназвание беларусы) – восточнославянский народ, основное население Республики Беларусь. Выделяется субэтническая группа полешуки/полещуки (Гомельская, Брестская области).

Численность белорусов в Российской Федерации – 1.206.222 человека, согласно переписи 1989 года. Кроме того, они проживают в Литве – 63,2 тыс. человек, Латвии – 119,7 тыс. человек, Казахстане – 182,6 тыс. человек, в Украине – 440 тыс. человек, в Молдавии – 19,6 тыс. человек.

Живут также в Польше – около 250 тыс. человек – и в странах Америки (США, Аргентина, Канада). Общая численность белорусов в мире составляет около 10,5 млн. человек.

В Удмуртии проживает около четырех тысяч белорусов. Общество белорусской культуры «Батьковщина» было зарегистрировано в декабре 1998 года. С июля 2001 года оно стало республиканским. Его отделения действуют в городах Сарапуле и Воткинске, а также в селах Завьялово и Малая Пурга.

Основной целью Общества является сохранение белорусской культуры и самобытного уклада жизни, обычаев, традиций.

«Батьковщина» стремится создать необходимые условия для общения на родном белорусском языке, укрепить связи с другими национальными объединениями Удмуртии, а также содействует развитию культурных, общественных, научных контактов и обменов с Белоруссией.

По инициативе Президента Белоруссии А. Г. Лукашенко в честь 60-летия освобождения республики от фашизма были вручены медали ветеранам Удмуртии, принимавшим в этом непосредственное участие.

Значительное внимание уделяется взаимодействию с детскими дошкольными учреждениями – в детском саду № 48 города Ижевска создана белорусская группа.

Большой вклад в дело становления и развития Общества внесли К. А. Роговец, Н. Д. Украинец, Б. А. Якимович, Н. В. Мацулевич, М. И. Дятко, К. П. Орлицкая, В. В. Придыбайло, Н. В. Захарова.

Среди национальных праздников и торжественных событий, отмечаемых Обществом белорусской культуры, особое место занимают День освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (3 июля) и Каляды.

Белорусы говорят на белорусском языке, относящемся к восточнославянской ветви славянской языковой семьи. Различаются два основных его диалекта: северо-восточный (включает полоцкую и витебско-могилевскую группы говоров) и юго-западный (охватывает гродненско-барановичскую и слуцко-мозырскую группы говоров).

Существуют также среднебелорусские (переходные) говоры; особо выделяется группа полесских говоров, близких к северным украинским. Современный литературный белорусский язык сложился на основе живой народной речи в конце XVIII – XIX веке. В его развитии и совершенствовании большую роль сыграло творчество Я. Купалы и Я.

Коласа.

Письменность на белорусских землях начала развиваться сравнительно рано. Уже в XII–XIII веках такие города, как Полоцк и Туров, продолжали древнерусскую традицию по переписыванию книг.

В письменных источниках этого времени сохранились и имена первых белорусских книжников – Евросинии Полоцкой, Кирилла Туровского и других.

По своему содержанию ранние рукописные книги были преимущественно богослужебными, библейскими.

Совершенно новым этапом в истории белорусской письменности явилось книгопечатание. Зарождение его связано с именем выдающегося культурного деятеля Белоруссии начала XVI века Франциска Скорины.

Стремясь распространить просвещение в родном крае и дать своему народу книги на понятном языке, он в одних случаях свободно вмешивается в текст Священного писания, заменяет в нем «неразумные простым людямъ» выражения лексическими средствами живой разговорной речи и снабжает свои издания оригинальными предисловиями на народном языке; в других же случаях – просто переводит церковнославянские книги на белорусский язык. Примером такой творческой обработки книжных текстов могут служить изданные с 1517 по 1519 годы в Праге «Псалтырь» и 22 книги из Ветхого Завета. Издания Ф. Скорины вскоре получили общеславянскую известность и оказали благотворное влияние на развитие книгопечатания (как в самой Белоруссии, так и за ее пределами).

Читайте также:  Украинская культура - история России

Белорусы как этнос сложились на основе единой древнерусской народности.

В их формировании приняли участие несколько восточнославянских племен, в том числе дреговичи, юго-западные кривичи (полочане и смоленские кривичи), радимичи и отчасти древляне, северяне и волыняне.

До прихода славян все Верхнее Поднепровье было занято балтийскими племенами, оказавшими влияние, в частности, на этногенез белорусов.

В эпоху феодальной раздробленности в XIII–XIV веках земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского.

Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось восточнославянское население Великого княжества Литовского, сыграли определяющую роль в формировании специфических черт белорусской культуры и языка. Белорусская этническая общность складывалась в XIV–XVI веках.

В это время по отношению к части белорусских земель начало употребляться название «Белая Русь». С созданием в 1569 году объединенного польско-литовского государства – Речи Посполитой – в его составе оказались и белорусские земли. Осуществлялась полонизация белорусов, насаждались католичество, униатство.

Высшие слои общества в XVI–XVIII веках ориентировались на польские культуру и язык, низшие и средние слои (крестьянство, часть горожан, мелкая шляхта) – воспроизводили традиции народной белорусской культуры.

К XVII веку название «Белая Русь» закрепляется за белорусскими землями. Для обозначения жителей Белой Руси появляется определение «белорусцы», одновременно существовали обозначения «литвины», «русины», «полещуки», «полесяне». В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 годы) белорусские земли отошли к России.

Усиление экономических связей между белорусскими землями способствовало консолидации белорусской этнической общности.

С конца 30-х годов XIX века усилилось русское влияние в Белоруссии, однако оно касалось, прежде всего, ее восточной и северной частей, где население было православным; между тем белорусы-католики (преимущественно на западе) длительное время оставались под влиянием польской культуры. Царизм проводил в Белоруссии русификаторскую политику.

Функции белорусского языка были ограничены; употребление самих названий «Белоруссия» и «белорусы» было запрещено, присоединенные белорусские земли назывались Северо-Западным краем. Однако в конце XIX – начале XX века постепенно росло национальное самосознание белорусского народа. После революции 1917 года была образована Белорусская ССР – 1919 год.

Западная Белоруссия по Рижскому договору 1921 года отошла к Польше. В 1922 году Белоруссия вошла в состав СССР. В ноябре 1939 года Западная Белоруссия воссоединилась с Белорусской ССР. После распада СССР в 1991 году было образовано суверенное государство Республика Беларусь.

Традиционные формы культуры белорусов складывались в XII–XVII веках. Белорусы – исконные земледельцы. Основные сельскохозяйственные культуры – рожь, пшеница, овес, ячмень, картофель, из технических — лен, конопля.

Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, ремесла и промыслы – столярное, плотницкое, бондарное, гончарное, кузнечное, портняжное, сапожное, прядильное дело, ткачество.

Поселения на севере и северо-востоке – в основном малодворные, кучевые, в Поднепровье – крупные, скученной планировки. Традиционное жилище – срубная изба (хата) с двускатной, редко четырехскатной, крышей, покрытой соломой, камышом или дранкой.

Планировка усадеб — веночная (хата и хозяйственные постройки, создающие замкнутый двор) и погонная (все постройки расположены в ряд).

В национальной одежде преобладал белый цвет.

Mужчины носили навыпуск полотняную рубаху туникообразного покроя до колен с прямым разрезом на груди, которую подвязывали цветным шерстяным поясом, сверху – безрукавка из цветного сукна; штаны холщовые, зимой поверх них надевались суконные или полусуконные. Головные уборы – валяная шапка (магерка), зимой – меховая (кучма, аблавўха, аўчына), летом – соломенная шляпа с широкими полями (брыль).

Женская традиционная одежда состояла из рубахи, иногда туникообразного покроя, но чаще с прямыми поликами, на которую надевалась понева (сшитая из суконных полотнищ) или андарак (шерстяная юбка в разноцветную клетку с вертикальными или горизонтальными полосами); поверх юбки надевали передник (фартук) и цветной пояс.

Обязательной была цветная безрукавка (гарсет, кабат), богато украшавшаяся в праздничной одежде. Старинная девичья прическа – распущенные волосы, с нею связаны традиционные головные уборы – венок с налобником, орнаментированная повязка из ткани.

Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур), носили намитку (аналогично русскому повойнику и рушниковым головным уборам других народов).

Верхняя мужская и женская одежда – суконная свитка, зимой – белые недубленые и охристо-красные дубленые кожухи и полушубки.

Традиционная обувь – лапти из лыка или лозы, кожаные постолы, зимой – валенки. Сапоги (боты) и ботинки надевались в особых случаях.

Народная кухня включает множество блюд из муки, круп, овощей, картофеля (блины, оладьи, затирка, кулеш, солодуха, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники). Мясо употребляли редко, в праздники готовили из него печисты, жаркое, верещаку, мачанку (из поджаренных свиных ребер и колбасы с мукой, ели с блинами), студень. Традиционные напитки – квасы (хлебный, ягодный, медовый).

Основные календарные праздники – святки (Каляды), Пасха (вяликдзень), Троица (сёмуха), купалье, зажынки, дажынки, пакроу, дзяды (день поминовения усопших). Святки проходили с участием ряженых с колядованием и щедрованием (хождением от дома к дому с величальными песнями).

На купалье жгли костры, девушки и парни гадали, искали цветы папоротника. На Пасху волочебники ходили по деревне, исполняя специальные волочебные песни с пожеланиями благоприятных погодных условий, приплода скота, здоровья и счастья в семье.

Из семейных обрядов выделяются свадебные, родильные и похоронные. Центральные моменты свадебного обряда – «пасад» невесты (иногда и жениха) на дзяжу (квашню), покрытую вывернутым вверх кожухом, постригание и прижигание волос молодых, раздел каравая. Распространены родильные песни.

Важный момент – выбор крестных родителей, раздел «бабиной» каши.

Устное народное творчество включает легенды, предания, волшебные сказки, былины. Чрезвычайно богат песенный фольклор. Традиционные музыкальные инструменты – цимбалы, дудочки, басетля (струнный, смычковый), жалейка, лира, бубен. Традиционный танец – весенне-летний и зимний хоровод (каровод, танок); распространены полька, кадриль, лявониха, юрачка.

Литература

Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000. – С. 68-72.

Белорусы // Большая Российская энциклопедия. – М., 2004. – Т. 3. – С. 260-262.

Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110-112.

Источник: http://narodudm.unatlib.ru/istoriya-i-kultura-belorusskogo-naroda

Культура Беларуси в 19 веке

Культура Белоруссии в XIX веке - история России

Первая половина 19 века

В соответствии с реформой просвещения 1803 – 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства в каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы.

Все учебные заведения стали подчиняться Виленскому университету, кот. осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники.

Кроме государственных, работали гимназии (при католических монастырях) среднего образова-я.

После восстания 1830 – 1831 гг. –произошли изменения-1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия.

Обучение во всех школ-х переводится на русский язык. Учителя, не владеющие рус. языком, отстраняются от преподавания.

Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария.

В 1848 г. открылся Гори-Горецкий земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

В это вр.возникло новое научное направление-беларусоведение.Большой вклад в его развитие внесли братья Тышкевичи-по их инициативе в г.Логойске в 1842г.был создан 1-й в Беларуси истор.музей,в г.Вильно-основан музей древности.

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др.

Ян Чечот-издал шесть фольклорных сборников«Деревенские песни»,

Ян Борщевский-издал 4-х-томный сборник«Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе»

Адам Киркор-археолог,историк,литиратор,написал книгу «Литовское и Беларуское Полесье».

Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

Адам Мицкевич-самый известный поэт,классик польской лит-ры,его поэмы: «Пан Тадеуш», «Дяды».

Театр.Развивалось как любительское, так и профессии-е театральное искусство,возникновение 1-е труппы бел.национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

Архитектура.Она определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения.

Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.

Читайте также:  Наступление советских войск в южной карелии. выход их на границу с финляндией - история России

Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Живопись.Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи.За четверть века школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов.

Иосиф Олешкевич- написал портрет, Радзивилла, Сапеги, и др.

В. Ванькович -создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого

Ян Дамель -создал картины «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы»,

Я пол 19 века.

После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори – Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, гимназии, а также все школы на польском языке.

В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем: начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции.

Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика –все что изучалось,а также история родного края.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно-не хватало учителей. В место них часто работали священники,были открыты учитель-е семинарии, но это не спасло положения. В 1864г.была проведена школьная реформа по кот. нач. школы закрывались.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии,4-духовные семинарии, Земледельческое училище.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости»,«Виленский вестник» .

В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича, Лучины, Гуриновича и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное истор-е и куль-е развитие, защита бел. языка.

Ф. Богушевич был первым национа-м бел. поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России.Его стихот-я:1-й сборник стихотворений «Дудка белорусская»,2-й сборник – «Смык белорусский».

Только через 6 лет после смерти Я. Лучины кружок бел. студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка».

Изобразитель-е искус-во.В белорусской живописи на 1-й план выходит исторический жанр, его представителем был К. Альхимович, им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме».

Мастером бытового жанра Н. Селивановичем были написаны картины «Дети во дворе» и др.Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге.

Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в.произошли заметные изменения вархитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение.

В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характери-сь 1-этажными деревянными постройками.

До конца XIX в. в бел.зодчестве господствовал стиль готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля.

Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях.

Таковы основные направления развития белорусской куль-ры во 2-й половине XIX в.

Беларусь в нач.20века

Конец XIX – начало ХХ вв. – время создания и становления политических партий. На территории Беларуси возникали и действовали общероссийские и местные национальные партийные организации.

На II съезде РСДРП (1903 г.) была принята программа этой партии. Она предусматривала свержение самодержавия, установление демократической республики, а позже – и диктатуры пролетариата путем социалистической революции.

На съезде партия раскололась на большевиков (сторонников В.И. Ульянова (Ленина) и меньшевиков (сторонников Ю. Мартова). Большевики выступали за проведение буржуазно-демократической и сразу социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, меньшевики выбирали либеральные методы.

В 1904 – 1905 гг. на действовала Социалистическая партия Белой Руси, которая распространяла листовки на белорусском языке демократического содержания.

Активно действовал Бунд. Его организации существовали по всей Беларуси. С 1901 г. Бунд провозгласил себя единственной национальной партией еврейского пролетариата.

В конце 1901 – начале 1902 гг. была создана партия социалистов-революционеров. В 1902 г. в ее состав вошла Рабочая партия политического освобождения России, которая базировалась в Минске. В своей деятельности эсеры выступали за демократическую республику, проведение социализации земли; средством достижения цели считали террор.

Летом 1905 г. наблюдался подъем рабочего и крестьянского движения. В августе царь опубликовал закон о созыве совещательной Думы, подготовленный Министром внутренних дел Булыгиным.

По этому закону рабочие и другие лица, работающие по найму, не получали избирательного права. Либералы согласились участвовать в выборах.

Все партии социалистической ориентации бойкотировали выборы в Думу.

В октябре 1905 г. страну охватила всероссийская стачка(забастовка). В Беларуси в результате стачки была парализована вся железная дорога. В разгар этой стачки, 17 октября 1905 г., царь подписал манифест, в котором народу были обещаны свобода слова, собраний, союзов, а также созыв законодательной Думы.

В это же время власти перешли к репрессиям. 18 октября по согласованию с губернатором П. Курловым в Минске на привокзальной площади был расстрелян двадцатитысячный митинг.

В результате до 100 человек было убито, около 300 ранено. В ответ эсеры(социалисты-ревалюционеры) решили провести ряд террористи-х актов. Эсер И. Пулихов совершил неудачное покушение на П.

Курлова и был расстрелян.

События 9 января 1905 г. в Петербурге, когда по приказу царя была расстреляна мирная демонстрация рабочих, всколыхнули всю Россию. Мощная волна стачек и демонстраций прокатилась по всей стране, в том числе и по Беларуси. Инициаторами и руководителями револю-х выступлений в Беларуси стали организации РСДРП, Бунда, партии эсеров,БСГ(Бел. Соц.Грамада)и др.

Отступление революции сопровождалось карательными экспедициями, расстрелами, увольнениями.

11 декабря 1905 г. был опубликован новый избирательный закон, по кот. преимущество на выборах было у помещиков и буржуазии. Либералы призвали граждан к участию в выборах. Большевики, эсеры, Бунд, поддержали тактику бойкота Думы. Меньшевики заняли половинчатую позицию: они отвергали выборы депутатов, но согласны были принять участие в выборах .

Белорусская социалистическая громада на II съезде в январе 1906 г. приняла новую программу.

Конечной целью громады была замена капитализма социализмом, частной собственности – общественной,свержением царизма,землей должны распоряжаться земельные фонды, чтобы каждый мог взять землю в пожизненное пользование,должно быть создана федеративно-демократи-я республика с культурно-национальной автономией.

Обосновывалось требование автономии для Беларуси с местным сеймом в Вильно. БСГ присоединилась к тактике бойкота.

После революции 1905-1907 гг. начинается период политической реакции. Правительство перешло к более жестким формам управления. Летом 1907 г. были проведены аресты лидеров и активистов революционно-демократических партий.

Принятый 3 июня 1907 г. избирательный закон должен был обеспечить победу в думе правительственных партий, по нему увеличивалось представительство от помещиков до 51%.

Однако в белорусских губерниях царизм не дал преимущества помещикам, их квота была ограничена 48,5%.

Вместе с тем в Беларуси сохранилось большее, чем в Европейской России в целом, представительство от крестьян (29,5% выборщиков). Это было сделано с целью ослабить позиции польского дворянства.

Черносотенцы и октябристы на выборах в Ш и IV Гос. думы получили в бел-х губерниях абсолютное большинство мест.

БСГ в этот период свернула свои подпольные структуры, и ее руководители сосредоточились на легальной деятельности в газете «Наша HiBa».

Созданная в 1907 г. Краевая партия Литвы и Беларуси,добивалась упразднения дискриминационных законов в отношении поляков и католиков, но отрицали существование белорусского этноса, выступали против белорусского национального движения.

Резко сократилось количество выступлений, стачек. Рабочее движение приобрело оборонительный характер, выдвигались преимуще-но экономические требования.

В крестьянском движении также наблюдался спад.

В 1908 г. произошло 132 крестьянские выступления,особенное распространение получили поджоги помещичьих и казенных имений и имущества. Кроме того, относительно широко были распространены выступления крестьян-бедняков против зажиточной части деревни.

Белорусское национальное движение, приняло преимущест-но культурно-просветительский характер.Центром его была газета «Наша HiBa«.

Ее деятель-ть содействовала объединению национальной интеллигенции, развитию куль-ры, распространению научных знаний .

Были созданы издательские товарищества «Загляне сонца i у наша аконца»,»Наша хата»,»Беларус», и др.

Источник: http://studopedya.ru/2-44538.html

Ссылка на основную публикацию