Контрреформы александра iii — история России

Контрреформы Александра III

Контрреформы Александра III - история России

Александр III и его контрреформы

Александр III родился в 1845 г . Он был вторым сыном Александра II, и его не готовили на престол. Он получил обычное для великих князей военное образование. Особыми успехами в учебе не отличался.

Педагоги считали его старательным тугодумом. В 1865 г . умер старший сын Александра II. К этому времени Александр Александрович был уже сложившимся человеком, с определенными взглядами, склонностями, кругозором.

Александр III имел мужиковатую внешность и мужицкие привычки. Он носил бороду лопатой, был неприхотлив в быту, в обыденной обстановке ходил в простой рубахе, не лез в карман за бранным словом. Мало кого из приближенных он беззлобно не называл «скотиной» или «канальей» (не всегда, впрочем, незаслуженно).

Любимым занятием его была рыбная ловля, требовавшая усидчивости и отвечавшая его неторопливому темпераменту, позволявшая ему погрузиться в мир своих медленных мыслей.

«Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит», — сказал он однажды, желая подчеркнуть свой вес в мировой политике и действительно отправляясь на рыбалку.

Вопреки распространенному мнению, Александр III не был глуп. Но его мышление было слишком приземленным, отсутствовала фантазия, он не умел смотреть вдаль, в перспективу. Был он законченный консерватор и ретроград. Но, подобно многим медвежьим натурам, отличался осторожностью, был слегка трусоват. Мудро избегал войн. Осторожно действовал и во внутренней политике.

Когда Александр III сравнивал царствование отца и деда, сравнение было не в пользу отца. Отец слишком много «нареформировал».

Постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя и самодержавия составляло суть внутренней политики Александра III. Ему казалось, что он возвращает страну с опасного пути на здоровые исторические основания.

На самом деле это были обреченные на неуспех попытки направить вспять течение жизни.

Верноподданнические публицисты именовали Александра III «Миротворцем». Действительно, ему удалось быстро стабилизировать обстановку после убийства Александра II. Но он не принес стране настоящего мира. Среди обманчивого спокойствия царствования Александра III были посеяны семена будущих бурь.

29 апреля 1881 г . был опубликован манифест, над текстом которого трудились К.П. Победоносцев и известный правый публицист М.Н. Катков. В этом манифесте Александр III заявлял, что он вступает на престол «с верой в силу и истину самодержавной власти». После этого ушли в отставку Лорис-Меликов и Милютин.

В августе 1881 г . было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране».

При введении его в какой-либо местности власти могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать выпуск газет и журналов.

Несмотря на временный характер этого закона, он просуществовал вплоть до падения самодержавия. Некоторые местности десятилетиями находились на режиме чрезвычайного управления, хотя особой необходимости в том не было. Просто губернаторы не хотели расставаться с дополнительными полномочиями.

Наиболее сложный характер имела крестьянская проблема. Реформа 1861 г . за 20 лет исчерпала свой положительный заряд. Требовались новые меры, которые сделали бы крестьянина полноправным членом общества и помогли бы ему приспособиться к рыночным отношениям.

Сначала правительство попыталось кое-что сделать в этом отношении. В 1882 г . начал действовать Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли. В 1883 г . все крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, были переведены на обязательный выкуп.

Сумма выкупных платежей была немного понижена.

Но затем Александр III пошел в противоположном направлении — по пути укрепления помещичьего хозяйства, власти поместного дворянства над крестьянством и поддержания патриархального строя в деревне. Этот поворот был связан с назначением на пост министра внутренних дел Д.А. Толстого, того самого, чью отставку в 1880 г . приветствовала чуть ли не вся Россия.

В 1883 г . Александр III заявил волостным старшинам, собранным на его коронацию: «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о даровых прирезках и тому подобному».

В 1885 г . был создан Дворянский банк. Правительство опасалось, что в условиях падения цен на зерно многие помещики разорятся и самодержавие потеряет свою опору. В этом банке они получали самый льготный кредит под залог имений. Правительство фактически субсидировало помещиков.

Со стороны помещиков шли постоянные жалобы на то, что мужики «разбаловались», а мировые судьи недостаточно строги. В связи с этим в 1889 г . правительство ввело «Положение о земских участковых начальниках». Мировой суд в деревне был упразднен.

Земские начальники (к земству они отношения не имели) сосредоточили в своих руках административную и судебную власть. На эти должности назначались дворяне из числа местных помещиков.

Общее руководство земскими начальниками в уезде осуществлял предводитель дворянства.

Земский начальник стал полновластным распорядителем в своем участке. В полной зависимости от него оказались сельские и волостные сходы. Он мог отменить любой их приговор, арестовать сельского старосту, волостного старшину, оштрафовать всех участников схода.

В эти же годы был принят ряд законов, которые затруднили семейные разделы, выход из общины отдельных крестьян и земельные переделы.

Эти законы имели целью загнать крестьян в большую патриархальную семью и в общину, усилить начальственный надзор над ними. В такой обстановке крестьянину трудно было проявить хозяйственную инициативу, чтобы выпутаться из растущей нищеты.

По-видимому, Александр III не ведал, что творил. Его крепостническая политика делала положение в деревне еще более взрывоопасным.

В конечном счете три фактора подготовили социальный взрыв в деревне: растущее крестьянское малоземелье, мировой сельскохозяйственный кризис и крепостническая политика правительства.

Когда министром внутренних дел стал Д.А. Толстой, вновь начались притеснения земств. В 1890 г ., уже на излете своего короткого царствования, Александр III провел земскую контрреформу. По новому закону был усилен правительственный контроль над земством.

Для дворян-землевладельцев был понижен имущественный ценз, для горожан — повышен. Крестьянские гласные стали назначаться губернатором из числа кандидатов, заявленных на волостных сходах. Однако контрреформа почти не коснулась «третьего элемента», ставшего к тому времени основным двигателем земской работы.

И потому земское дело продолжало развиваться, несмотря на все трудности.

Источник: https://alpan365.ru/istoriya-rossii-xviii-xix-vv/kontrreformy-aleksandra-iii/

Контрреформы Александра III

Контрреформы Александра III - история России

После убийства Александра II к власти пришел его сын Александр III, противник либеральных реформ. Его политической программой стал Манифест о незыблемости самодержавия (апрель 1881 г.

), отрицавший любые ограничения самодержавной власти.

Реакцией царского правительства на революционный террор и проблемы буржуазного развития общества стала политика контрреформ, направленная на ограничение демократических завоеваний реформ шестидесятых-семидесятых годов.

Политика контрреформ основывалась на консервативной идеологии, ведущим представителем которой являлся обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, имевший большое влияние на императора.

Он критиковал парламентскую демократию и доказывал, что только самодержавный монарх может быть подлинным выразителем интересов народа. Реформы Александра II, по его мнению, дали обществу слишком много свободы, которой оно не умеет пользоваться.

Победоносцев предлагал «подморозить» Россию, сохраняя традиционные общественные институты, разрушавшиеся под воздействием капиталистического развития, и укрепляя влияние дворян в обществе.

Для борьбы с революционным движением Александр III в августе  1881 года издал Положение, по которому в стране мог вводиться режим усиленной или чрезвычайной охраны, предоставлявший губернаторам широкие административные полномочия, прямо противоречившие принципам судебной и земской реформ. Губернаторы наделялись правом без судебного решения, в административном порядке, заключать подозрительных лиц под арест или высылать их за пределы губернии. Губернаторы могли приостанавливать деятельность фабричных и торговых заведений, университетов и земств.

В 1889 году была проведена административно-судебная контрреформа.

Она ввела должность земских участковых начальников, которые назначались из потомственных дворян, осуществляли надзор за крестьянским самоуправлением и могли отменить любое решение крестьянского схода или волостного суда. Земским начальникам передавались судебные полномочия мировых судей. Мировой суд упразднялся за исключением столиц и нескольких крупных городов.

Одновременно правительство принимало меры по консервации крестьянской общины, которую хотело превратить в инструмент полицейского и фискального контроля. Были изданы указы, затруднявшие семейные разделы крестьян и выход из общины.

В 1890 году была проведена земская контрреформа. За счет изменения избирательных цензов она повысила представительство в земских собраниях дворян-землевладельцев.

Городская контрреформа 1892 года повысила ценз на выборах гласных в городские думы  и заметно сократила число выборщиков.

Контрреформы местного самоуправления дали губернаторам дополнительные полномочия по надзору за деятельностью земств и городских дум.

Политика контрреформ оказала большое влияние и на идеологическую сферу. Александр III отменил либеральный цензурный устав и ввел предварительную цензуру. Была отменена автономия университетов и усилен контроль над студентами и преподавателями.

В школьном образовании было введено деление на классические гимназии и реальные училища, в программе обучения основное место заняли древние языки. Циркуляр министра народного просвещения Делянова в 1887 году запретил прием в средние учебные заведения детей прислуги (циркуляр о кухаркиных детях).

Были установлены квоты на прием в средние и высшие учебные заведения евреев.

Читайте также:  Модернизация российского феодализма при петре 1. утверждение России на берегах балтики - история России

Политика Александра III долгое время оценивалась историками однозначно негативно. Сейчас высказывается мнение о том, что она была частично оправданной в условиях роста революционного террора. Изменения в законодательстве о местном самоуправлении исправили ряд недостатков, выявившихся в процессе реализации земской и городской реформ.

Действительно, административно-полицейские меры позволили подавить революционное движение и прекратить террор, но политика контрреформ не могла разрешить уже существовавших противоречий, порожденных феодальными пережитками реформ  Александра II, и только усугубляла их, создавая препятствия капиталистическому развитию.

Источник: http://histor-ru.ru/konspekt-lekcij-po-otechestvennoj-istorii/269-kontrreformy-aleksandra-iii.html

Контрреформы Александра III: содержание и последствия

война с первых дней стала общим делом всего народа. Произошла консолидация власти и народа, что, в общем, и предопределило победу в Великой Отечественной войне.

Д. А. Самородов

Контрреформы Александра III: содержание и последствия

Эпоха Александра II (1855-1881) вошла в историю как «эпоха великих реформ». Отмена в 1861 г. крепостного права открыла целую полосу преобразований в различных сферах российской жизни.

Вводилось местное самоуправление земское (1864) и городское (1870); была осуществлена судебная реформа, установившая ранее неизвестные российскому судопроизводству принципы независимости судей от администрации, гласности, публичности и состязательности суда; демократизация образования (1863-1864), реформа печати, выразившаяся, в частности, в ослаблении цензуры (1865).

По мнению ряда исследователей, завершающим этапом преобразований должно было стать превращение России из абсолютной монархии в парламентарную. В 1881 г. граф М. Т.

Лорис-Меликов разработал «конституционный проект», предполагавший введение в состав Государственного совета — законосовещательного органа при монархе, членов которого назначал непосредственно император — выборных представителей от органов местного самоуправления (губернских земских собраний и городских дум крупных городов) в количестве 10-15 человек, вне зависимости от их классового происхождения или имущественного положения. По мнению М. Т. Лорис-Меликова, такая мера позволила бы снять общественное напряжение, организовать диалог власти и общества, усовершенствовать систему государственного управления и стать первым шагом на пути создания в России общегосударственного представительного органа, каким были Земские соборы в XVI-XVII вв. Проект манифеста о преобразовании Государственного совета был доложен императору Александру II.

Однако 1 марта 1881 г. император Александр II погиб в результате покушения на него членов террористической организации «Народная воля».

Новый император Александр III (1881-1894) после непродолжительных колебаний и лавирования между двумя противостоящими политическими группировками — «либеральной», выступавшей за продолжение конституционных преобразований (министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов «охранительной»

76

(обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев), выбрал последнюю. В марте 1881 г. конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа, был отклонен. В опубликованном 29 апреля 1881 г.

царском манифесте «О незыблемости самодержавия» заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления, с верой в силу и истину самодержавной власти», которую император призван «утверждать и охранять от всяких на нее поползновений для блага народного»1.

Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратиться к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские интересы2.

Решающую роль в выборе курса сыграла напряженная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев и прежде всего убийством Александра II, после которого большая часть общества была настроена на необходимость «наведения порядка».

Духовный наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев считал парламентарную монархию английского образца категорически неприемлемой формой правления для России. Исторически обоснованной формой правления для России была, по мнению Победоносцева, абсолютная монархия. Парламентаризм он называл «величайшей ложью нашего времени». Зло парламентского правления К. П.

Победоносцев видел в том, что на выборах получается не отбор лучших, а только «наиболее честолюбивых и нахальных»3. Западные демократии, по его мнению, изначально порочны, поскольку постоянно обсуждают, толкуют и изменяют государственный закон в угоду времени, а также тех или иных групп людей.

Между тем такие интересы могут быть временными и не всегда совпадают с интересами всего народа. «Вместо неограниченной власти монарха, — отмечал К. П.

Победоносцев, — мы получаем неограниченную власть парламента с тою разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности, так как воля парламента определяется большинством… Такое состояние неотразимо ведет к анархии, от которой общество

1 Буровский А. М. Да здравствует «Застой»! М.: Яуза: Эксмо, 2010. С. 303.

2 Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2000. С. 475.

3 Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. М.: Эксмо, 2003. С. 36.

77

спасается одною лишь диктатурою, то есть восстановлением единой воли и единой власти в парламенте»1. С точки зрения Победоносцева, идея российской самодержавной государственности, освященной самой Церковью, предполагает только один вариант толкования государственных законов — заботу о благе и спокойствии народа.

Особенно опасной парламентская демократия, по мнению К. П. Победоносцева, является в многонациональных государствах. «Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования и порывы — и не одной только силой, а уравнением прав и отношений под одной властью.

Но демократия не может с ними справиться, а инстинкты национализма служат для нее разъедающим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей — не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти — и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению». В качестве примера Победоносцев приводил парламент Австро-Венгрии. Судя по содержанию манифеста от 29 апреля 1881 г. и всей его дальнейшей внутренней политике, Александр III вполне разделял эту точку зрения.

14 августа 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». В соответствии с ним в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Любого ее жителя могли подвергнуть аресту, сослать без суда на 5 лет, предать военному суду.

Губернаторы получали право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное» и фактически устанавливавшее в Российской империи режим чрезвычайного положения сроком на 3 года, это «Положение» постоянно возобновлялось и действовало до 1917 г. В. И.

Ленин иронически назвал этот документ «действительной российской конституцией».

Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, отстаивали незыблемость самодержавия и заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

1 Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. М.: Эксмо, 2003. С. 37.

78

Земство. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило право избирать большую часть депутатов земств -гласных (около 57 % от их общего числа).

Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в делах земских учреждений) понижался для дворян и повышался для городского населения.

Крестьяне вообще потеряли право участвовать в выборах гласных, так как теперь их назначал губернатор из числа крестьянских выборщиков -лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства. Фактически это перечеркивало главную идею земства — независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.

Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов нежелательных для правительства людей, увеличить представительство дворян — опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.

Городское самоуправление. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участия в выборах, повышался. В результате число избирателей, например, в Москве, снизилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно.

Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получило право официально не утверждать избранного городского голову — председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось.

Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

Суд. Судебная система России не претерпела каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать.

Читайте также:  Окружение вражеских войск в районе брод: освобождение львова - история России

Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикация отчетов о политических процессах запрещалась. Из ведения суда присяжных, принципиальным противником которых был К. П.

Победоносцев, были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц1.

Были в основном ликвидированы мировые суды, которые, помимо мелких дел, решали спорные вопросы между крестьянами и

1 Кудинов О. А. История отечественного государства и права: практикум. М.: Ось-89, 2006. С. 156.

79

помещиками (кроме городов Москвы, Петербурга и Одессы). Вместо них был введен институт земских участковых начальников, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом.

Образование. Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства и рассадником революционных идей, новый университетский устав упразднил автономию университетов. Был запрещен университетский суд, любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учеными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения.

В 1882 г. по инициативе министра народного просвещения графа И. Д. Делянова был издан циркуляр «о кухаркиных детях».

Этим документом рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался прием лиц еврейской национальности.

Печать. В августе 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

Итак, каков же итог 13-летней эпохи «контрреформ»? Историк И. Куликов справедливо отметил, что «все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам [Александра II — авт.], обладали одной ярко выраженной чертой.

Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля.

Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева человека», чиновника — будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа.

Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины»1. К 1894 году — году смерти Александра III и воцарения последнего российского императора — Николая II, Россия оставалась абсолютной монархией. Это означало, что власть императора не была ограничена ничем (никакими законами) и никем (никакой * Ч.

1 Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей.

Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта +, 2о0о. С. 480.

80

политической партией, никаким государственным органом). Право издавать законы нераздельно принадлежало императору1. Интересно отметить, что к 1894 году — году смерти Александра III, из европейских держав парламента не имели, помимо России, только Турция и Черногория2.

Высшим исполнительным органом власти фактически тоже был император. Формально существовавший Комитет министров представлял собой не полноценное правительство, а только своего рода межведомственное совещание. Должности председателя правительства Россия не знала. По существу, им был сам император.

Все министры и главноуправляющие отдельными частями имели у него свой самостоятельный доклад. Императору были непосредственно подчинены генерал-губернаторы и градоначальники обеих столиц.

Функции органов местного самоуправления (земств) ограничивались узким кругом хозяйственных задач — устройством сточных канав, ремонтом мостов на дорогах, выработкой правил содержания скота и собак, строительством фонарей для освещения улиц и т. д. К тому же земства имелись только в 34 из 50 губерний Европейской России.

В итоге императору приходилось управлять буквально всем. Так, 15 мая 1895 г. император (уже Николай II) «соизволил дать свое согласие на создание в больницах города Нижний Новгород четырех коек, предоставляемых старикам, на сумму 6300 рублей, пожертвованных вдовой генерала Д. госпожой Катериной Д.

В тот же день Его Величество дал свое согласие на создание стипендии в Первой Казанской гимназии на сумму 5000 рублей, пожертвованных вдовой дворцового советника, а также стипендии 300 рублей за счет выручки, получаемой этим городом».

Таким образом, в конце XIX — начале ХХ в. Россия имела систему управления, совершенно не отвечающую требованиям времени. Абсолютная монархия была терпима в XVIII — начале XIX в., когда сильный монарх, имея советников уровня Панина, Потемкина, Безбородко или Сперанского, мог непосредственно управлять министрами. Но к началу XX в.

объем информации, доставляемой императору, во много раз возрос. Л. Н. Толстой язвительно писал в 1895 г.: «в кокандском ханстве все дела можно было рассмотреть в одно утро, а в России в наше время для того, чтобы управлять государством, нужны десятки тысяч ежедневных решений»3.

К тому же при абсолютизме колоссальное политическое значение приобрета-

1 Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 13.

2 Ольденбург С. С. Указ. соч. С. 11.

3 Широкорад А. Б. Русско-японские войны 1904 — 1945 гг. / под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. С. 67.

81

ли личностные особенности каждого из самодержцев, его умение подбирать себе грамотных помощников. В связи с этим уместно привести мнение министра иностранных дел А. П. Извольского: «Можно сказать, что в течение первых пяти лет нового царствования [царствования Николая II — авт.

] русская империя продолжала управляться почти буквально тенью умершего императора [Александра III — авт.].

Увы, с моей стороны не будет преувеличением сказать, что когда советники Александра III уступили свое место людям по выбору самого Николая II, империя совсем не управлялась или, вернее, управлялась неразумно»1.

Несовершенство формы правления в совокупности с нерешенностью социальных проблем (в частности, крестьянского малоземелья) привело к тяжелым социальным потрясениям. Их началом стали неурожай и голод 1891 г.

, а также последовавшая вскоре эпидемия холеры, которые обнаружили неспособность государства справляться с результатами стихийных бедствий, страшную и безысходную нищету народа.

Основная их часть пришлась уже на царствование Николая II и повлекла гибель как самого императора, его семьи и многочисленных родственников, так и самой Российской империи.

А. М. Судариков

Причины нехватки артиллерийских боеприпасов у Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны

Среди причин крупных неудач Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны относительно малоизвестным фактом является серьезная нехватка артиллерийских боеприпасов, проявившаяся с ноября 1941 г.

Некоторые современные исследователи считают, что главной проблемой при использовании боеприпасов в годы войны стала нехватка в ее начальный период как специальных видов снарядов, так и боеприпасов в целом. Это привело к массовым потерям в советских войсках во второй половине 1941 — начале 1942 г.

Такое положение было устранено лишь в течение 1942-1944 гг., что считается одной из главных причин затягивания хода Великой Отечественной войны.

1 Широкорад А. Б. Русско-японские войны 1904-1945 гг. / под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. С. 70.

82

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrreformy-aleksandra-iii-soderzhanie-i-posledstviya

Презентация на тему «Александр 3. Реформы и контрреформы»

  • Скачать презентацию (2.08 Мб)
  • 82 загрузки
  • 4.5 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация «Александр III.Реформы и контрреформы.» описывает период истории Российской империи с 1881 по 1894 гг.: правление Александра III, его внутренняя политика, контрреформы, их цели, задачи, направления: печать и образование, управление на местах, законодательство в области труда и крестьянского вопроса.

Краткое содержание

  • Александр III Александрович;
  • Внутренняя политика нового императора;
  • Контрреформы Александра III.
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов15
  • Аудитория
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 4Александр III Александрович – император Российской империи в период с 1881 г. по 1894 г.
  • Слайд 5Политический курс Александра III можно охарактеризовать так: «сначала порядок, затем либеральные реформы».
    • реформа МВД,
    • борьба с революционными настроениями внутри страны,
    • преобразования в культуре и сфере образования,
    • изменения в сфере местного самоуправления,
    • экономические преобразования и др.).
  • Слайд 6

    Идеологи:

    • К.П. Победоносцев,
    • Д.А. Толстой,
    • В.П. Мещерский

    Увольнение либеральных министров:

    • Д. Милютина, А. Абаза,
    • Т. Лорис-Меликова, великого князя Константина Николаевича.
  • Слайд 7

    Задачи:

    • Централизация власти,
    • Поддержка привилегий дворянства,
    • Ограничение земского и городского самоуправления,
    • Подавление либеральной оппозиции и разгром революционного движения.

    Защита основ самодержавия.

  • Слайд 8

    «Самодержавие, православие и дух смирения»:

    • Укрепить самодержавие, поддержав дворянство в качестве его опоры.
    • Понятие «народ» опущено как опасное.
  • Слайд 9

    Причины:

    • Подъем земского и либерального движения в России (требование конституции).
    • Террористическая деятельность революционных народников.
    • Консервативные взгляды Александра III (“батюшка слишком нареформировал»).
  • Слайд 10

    Контрреформы — принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 60-х гг.

    • Ограничение земского и городского самоуправления.
    • Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864 г.
    • Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования.
  • Слайд 11

    Печать и образование:

    • 1882. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных и радикальных журналов.
    • 1884. Реакционный университетский устав, ликвидировавший по сути автономию университетов.
    • 1887. Указ о «кухаркиных детях».
  • Слайд 12

    Управление на местах:

    • 1890 — Ограничение функций земств и усиление контроля за деятельностью зтих учреждений. Сокращение крестьянского представительства в земствах.
    • 1892 — Ограничение избирательных прав городского населения (высокий имущественный ценз).
  • Слайд 13

    Местное самоуправление:

    • Создание земских участков во главе с земскими начальниками в целях усиления административного и полицейского надзора в уездах и губерниях.
    • Упразднение нового суда.
  • Слайд 14
    • 1882 г.- закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста и ограничивавший рабочий день малолетних (от 12 до 15 лет) 8-ю часами.
    • 1885 г.- запрет ночного труда для женщин и подростков.
    • 1886 г.- ограничение размера штрафов
    • 1886 г. — ограничение произвола работодателей в отношении работников

    За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 г. фабричная инспекция.

  • Слайд 15
    • 1881 г. Прекращение временнообязанных отношений (с 1883 г.).
    • 1882 г. Создание Крестьянского банка (кредит под 6,5%).
    • Снижение суммы выкупных платежей
    • 1882-1887 г.г. Отмена подушной подати.
Читайте также:  Боевые действия партизан - история России

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/aleksandr-3-reformy-i-kontrreformy

Реформы Александра третьего кратко

Содержание:

  1. Первые шаги Александра III на пути контрреформ
  2. Закон о земских начальниках
  3. Земская и городская контрреформы (1890-1892)
  4. Судебные преобразования
  5. Реформа образования
  6. Цензурные реформы
  7. Аграрный вопрос
  8. Рабочее законодательство
  9. Итоги контрреформ

Статья кратко излагает политику реформ Александра III, являвшихся по сути контрреформами, направленными на уничтожение преобразований, осуществленных Александром II. Такая политика в значительной степени была вызвана активизацией различных революционных общественно-политических движений и убийством Александра II.

Первые шаги Александра III на пути контрреформБольшая часть министров была настроена на продолжение преобразований, начатых Александром II.

Главным их противником выступал Победоносцев, сумевший убедить нового императора, что реформы его отца принесли России только зло; необходимо медленное, но верное движение в сторону искоренения последствий нововведений. Император послушался советов Победоносцева.

Результатом стал царский манифест, опубликованный в конце апреля 1881 г. Из него становилось ясно, что Россия пойдет по пути контрреформ. Министры — сторонники реформ подали в отставку.

С сентября 1881 г. в любое время могло быть объявлено о введении чрезвычайных мер с предоставлением местным властям особых полномочий, что фактически означало возможность объявления военного положения на любой территории Российской империи.

Закон о земских начальниках
Закон о земских начальниках (12 июля 1889 г.) упразднял основные положения Судебного устава 1864 г. Во всех уездах Российской империи вводилась новая должность земских начальников, соединяющих в своих руках административную и судебную власть и подчиняющихся только губернатору и председателю уездного собрания дворянства.

Назначались они непосредственно министром внутренних дел. Земские начальники должны были назначаться из дворян, для которых к тому же существовал ценз (высшее образование, длительное проживание на территории земельных владений). По сути, земские начальники осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами, следили за сбором податей, применяли телесные наказания.

По задумке автора проекта, графа Толстого, должна была создаться идиллическая патриархальная система с начальником — покровителем своих крестьян. Даже сторонники такого мнения утверждали, что успех реформы целиком будет зависеть от личных качеств земских начальников, от их действительной заботы о нуждах подвластного крестьянского населения. На практике получилось все иначе.

Фактически реформа означала возвращение подчинения крестьян помещикам.

Земская и городская контрреформы (1890-1892)Земская реформа была направлена на встраивание земств в централизованную систему государственной власти. Она должна была провести резкую черту между сословиями и увеличить влияние дворян в земствах.

По ней число гласных из помещиков увеличивалось вдвое благодаря снижению имущественного ценза. Для жителей городов возрастал имущественный ценз. Крестьяне не могли непосредственно выбирать гласных, а должны были сперва предоставить список кандидатов в гласные для рассмотрения губернатора.

При этом крестьяне могли предлагать кандидатов только из своего сословия.

Согласно Городовому положению устанавливался новый порядок выборов в городские Думы. Владельцы крупной недвижимости получали значительное преимущество. Все решения Думы должны были утверждаться губернатором. Соответственно городское управление также вновь попадало под полный контроль правительства.

Судебные преобразования
Главной реформой в судопроизводстве являлась уже упомянутое объединение административной и судебной власти в лице земских начальников. Увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжный заседателей. Из их ведения изымались дела о «сопротивлении властям». В целом суды подпадали под государственный и дворянский контроль.

Реформа образованияОдной из мер по реформирования образования стало открытие церковно-приходских школ, что должно было усилить нравственное состояние общества. Самая низшая ступень образования — т. н. школы грамоты, от учителей в которых даже не требовалось специального образования, передавались в ведение Священного Синода.

Реформа высшего образования выразилась в Университетском уставе 1884 г., который фактически упразднял существующие свободы и привилегии университетов. Программы университетов, главным образом, для юридического и филологического факультетов, составлялись реакционным министерством просвещения.

Правительство само назначало ректоров и профессоров, повышалась плата за обучение, студенты находились под особым наблюдением.

Были приняты меры по ограничению получения образования выходцам из недворянских сословий. Правительство Александра III полагало, что чем темнее и невежественнее будет народ, тем легче будет им управлять.

Цензурные реформы
В 1882 г. были введены новые правила для печати, по которым усиливалась цензура, а ряд изданий был закрыт.

Периодические издания, которым было вынесено три предостережения, могли быть выпущены только в том случае, если предоставляли материалы для выпуска на рассмотрение цензуры не позднее 11 часов вечера перед днем выхода в свет.

Естественно, что для ежедневных газет это было практически невыполнимое условие. Совет из четыре министров обладал правом на полное лишение прав на издательскую деятельность.

Аграрный вопрос
К чести Александра III следует сказать, что им принимались некоторые меры для попытки улучшения крестьянского положения.

При передаче казенных земель в аренду преимущество отдавалось безземельным крестьянам (до этого большая часть этих земель отдавалась в аренду предпринимателям и зажиточным крестьянам, не использовавшим земли напрямую, а лишь получающим с них доход). Срок аренды составлял 12 лет.

Были снижены выкупные платежи, а сам выкуп стал обязательным. Отменялось крестьянское временнообязанное положение, которое держало их по-прежнему в зависимости. Был учрежден Крестьянский банк, призванный помочь малоимущим крестьянам в покупке земли.

Однако, деятельность банка не принесла значительных результатов. За 10 лет существования банка крестьянское землевладение увеличилось при его содействии на 1%. Подушная подать с крестьян была сначала снижена, а потом и совсем отменена.

Безземельные крестьяне на всем протяжении XIX в. совершали самовольные переселения за Урал. Правительство не могло с этим бороться и только предпринимало слабые попытки узаконить данный процесс. Однако связанная с этим юридическая волокита отталкивала крестьянство и процесс  самовольного переселения продолжался, составляя к концу века около 40 тыс. чел. в год.

Наконец в июле 1889 г. был опубликован закон о переселениях. По нему для переселения было необходимо разрешение министра внутренних дел (до этого еще и министра государственных имуществ). Для облегчения обустройства на новом месте переселенцы первые три года полностью освобождались от податей, еще три года могли платить их на 50%.

В незначительной степени выдавалась денежная и натуральная помощь.

Рабочее законодательство
В правление Александра III делаются первые попытки по улучшению положения рабочих, снижения чрезмерной эксплуатации труда. Был запрещен труд детей до 12 лет.

Максимальная длительность рабочего для была ограничена 11 с половиной часами. Были определены положения заключения и расторжения трудовых договоров рабочих с предпринимателями.

Наконец, запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.

Итоги контрреформ
Убийство отца сильно повлияло на Александра III. Он был против проводимых реформ, считая их неприемлемыми для российского самодержавия. Трагедия только укрепила его в своих мыслях.

Начавшаяся в годы его правления реакция была направлена на возвращение могущества центральной власти с опорой на дворянство. Посеянные Александром II ростки свободы затаптывались, принимались меры к консервации существующего строя. Это, конечно, значительно тормозило развитие Российской империи.

Наиболее реакционными были меры в отношении судопроизводства, образования и усиления цензуры.

Положительными можно признать только меры, направленные на улучшение положения рабочих и крестьян. Эти меры не принесли значительных результатов, но сам факт признания их необходимости позволяет с большей симпатией относиться к реакционному правительству Александра III.

Источник: http://antiquehistory.ru/reformy-aleksandra-3-kratko/

Ссылка на основную публикацию