Конституция рф 1993 г. развитие России на современном этапе — история России

Книга Шпаргалка по истории государства и права России. Содержание — 90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе - история России

2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

1) народ – единственный источник власти;

2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);

3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.

Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Современная демократическая государственность РФ начала складываться в период «перестройки» (1989–1993 гг.).

Сущность реформы общества в СССР (1985 г.) – распространение гласности в общественной жизни, перестройка аппарата во всех государственных органах.

Причины проведения реформ государственного аппарата:

1) существующая социалистическая система государственной власти перестала отвечать новым демократическим принципам, признанным в мировом сообществе;

2) сложилась неблагоприятная экономическая обстановка в середине 70-х гг. XX в. – теневая экономика широко распространилась во всех сферах;

3) в 1980 г. была распространена коррупция в государственном аппарате.

Реформы были направлены и на изменение политической обстановки в стране, появление плюрализма и многопартийности.

Результатом реформирования социалистической системы в СССР стало возрастание в его республиках национального напряжения, которое в свою очередь привело к межнациональным вооруженным столкновениям в 1988 г.

Реформы 1980-х гг. затронули и экономику, что привело к проблемам в данной сфере (спаду производства, инфляции), хотя по задумке реформаторов должны были быть расширены права предприятий и трудовых коллективов, частная предпринимательская деятельность, а позднее предполагалось проведение приватизации национального имущества.

Последствия объявления курса на формирование рыночных отношений:

1) Законом «О государственном предприятии» от 1987 г. введены хозрасчет и самофинансирование предприятий при сохранении государственных монополий;

2) была легализована частная предпринимательская деятельность;

3) сформировались четыре уровня цен: государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка».

Реформы 1980-х гг. затронули и аграрный сектор экономики. В 1988 г. получили распространение арендные договоры на землю (на срок не более 50 лет), устанавливался максимальный размер приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве (Положение «О колхозах» от 1988 г.).

В результате реформирования государственного аппарата в октябре 1988 г. была установлена система представительных органов 2 уровней:

1) Съезд народных депутатов;

2) Верховный Совет.

Был учрежден пост Президента СССР. Первым и единственным Президентом СССР в марте 1990 г. был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев.

Особенно важны внешнеполитические результаты реформирования социалистического общества:

1) окончательный распад СССР (21 декабря 1991 г., когда на встрече в Алма-Ате члены СНГ признали его лишь координирующим органом; 26 декабря 1991 г. приняли Декларацию о прекращении существования СССР);

2) признание РФ правопреемником СССР;

3) расширение внешнеполитических отношений России.

Недостатки реформ 1980-х гг.:

1) реформирование государственного аппарата привело скорее к разрушению, чем преобразованиям;

2) реформы, которые первоначально шли в рамках запланированных программ, позднее вышли из-под контроля инициаторов этих программ;

3) гласность во многом понималась неправильно, открывая доступ не только к необходимой информации, но подчас государственным тайнам, это привело к подрыву государственного авторитета.

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yurisprudentsiya/book/shpargalka-po-istorii-gosudarstva-i-prava-rossii/content/2562037-90-konstitutsiya-rf-1993-g-razvitie-rossii-na-sovremennom-etape/

Конституционное развитие России после 1993 года

После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений.

Аналогичные действия предприняли и другие органы государственной власти Российской Федерации, самостоятельно отменившие или изменившие с целью приведения в соответствие с конституционными нормами свои акты.

На основе действующей Конституции развивается Российское государство, создается правовая система, строятся отношения в экономической, политической, социальной, культурной жизни.

Вне зависимости от восприятия Конституции, от политических устремлений нельзя не признать следующие положения, определяющие ее значение.

Во-первых, Конституция 1993 г. сыграла и продолжает играть принципиально важную роль в обновлении всего российского законодательства. На ее основе и в соответствии с ней были перестроены или даже фактически заново сложились отрасли права.

Так, гражданское право отражает отказ от директивного, административного управления экономикой, введение рыночных отношений, признание частной собственности.

Еще один пример – банковское право, которое прежде регулировало организацию и деятельность только государственных кредитных организаций, а сейчас охватывает своими нормами также и частные банки. Стоит сказать и о налоговом праве, в сущности, созданном в большей своей части заново.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией 1993 г. сложилась и действует нынешняя система управления государством. В Конституции закреплен принцип разделения властей, определены звенья такой системы. Конституция подтвердила институт Президента Российской Федерации.

В-третьих, Конституция 1993 г. содержит основы современного нового российского федерализма. Ее субъектами стали как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения).

В-четвертых, Конституция 1993 г. сыграла положительную роль в становлении современного российского правосудия. Она установила важные гарантии независимости суда, повысила авторитет судей и подчеркнула, что они связаны только законом, подчинены только ему.

Реальная, действующая конституция отличается от фиктивной, декларативной прежде всего тем, что ее положения не остаются на бумаге, а максимально, последовательно и полно претворяются в жизнь.

13. Прямое действие, соблюдение и охрана Конституции Российской Федерации.

Целям охраны Конституции служит положение (ч. 5 ст. 13): «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя…». Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными. В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество — ст. 57 — 59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан.

От каждого гражданина требуется:

Уважать конституционные права других граждан;

Подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти, а также вступившим в законную силу судебным решениям и приговорам;

Уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилия.

Эти минимальные требования законопослушания абсолютно необходимы для жизнеспособности любой конституции, они должны рассматриваться, как добровольно принятые на себя гражданами обстоятельства охранять конституцию и ее порядки. Они, как видим, носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конституции.

Необходимо также признавать за гражданами, как и за народом в целом, еще одно важное право на активные действия по охране Конституции. Речь идет о чрезвычайной ситуации, когда возникает непосредственная угроза существованию Конституции путем совершения государственного переворота. Народ, безусловно, вправе противостоять таким действиям антиконституционных сил.

Об этом праве ничего не говорится в тексте Конституции РФ, но оно принадлежит народу в силу его суверенитета и естественного права.

Невозможно, следовательно, придать такому праву позитивную форму, оно при любом повороте событий может прозвучать только как моральное оправдание действий народа, несмотря на то, что не сможет опереться на единообразное понимание всеми его слоями.

14. Способы и порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается наме­ренной усложненностью изменения Конституции без серьезных основа­ний.

С этой целью ограничен круг субъектов права на инициати­ву, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционого Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре.

Тем самым учреди­тельная власть подчеркивает свое верховенство над законодатель­ной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пе­ресмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

· Президент РФ;

· Совет Федерации;

· Государственная Дума;

· Правительство РФ;

· законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

· группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, кото­рые, согласно ст. 104 Конституции РФ, обладают правом законо­дательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/30163.html

1.1 Основные этапы формирования социально-политической системы Российской Федерации в 1990-1993 гг

РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины её населения.

Как и другие союзные республики, РСФСР имело свою Конституцию, свои органы государственной власти и управления — Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерства и ведомства. В то же время государственность РСФСР была в значительной степени номинальной.

В отличие от других республик её государственные структуры не дополняли пирамиду власти и являлись часто лишним звеном, без которого легко можно было обойтись, поэтому в РСФСР не создавались многие органы, имевшееся в других союзных республиках.

Непосредственно затронули РСФСР политические процессы поздней перестройки и децентрализации государственного управления. Весной 1990г. в РСФСР были образованы новые органы государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

17 марта 1991г. на республиканском референдуме большинство россиян высказались за введение в РСФСР поста президента. 12 июня 1991г. состоялись первые президентские выборы, которые принесли победу Б.Н. Ельцину.

Читайте также:  Усиление реакции - история России

После провала попытки государственного переворота в августе 1991г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе и РСФСР.

Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение.

В декабре 1991г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992г.

было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовалась в Российскую Федерацию — Россию.

Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.

Новой России досталось тяжелое наследство в области территориального устройства. Управление страной было жёстко централизованно, каждую мелочь региона или города надо было решать в Москве.

Интересы регионов были полностью подчинены общегосударственным целям, а если между ними возникали противоречия, то интересами регионов без колебания пренебрегали.

Между тем страна по мере своего развития и роста становилась слишком сложной по своей территориальной структуре.

После падения тоталитарного государства центробежные силы вырвались наружу. Они привели к развалу СССР, а затем стали угрозой целостности России. Автономные республики и административно-национальные образования стала объявлять себя самостоятельными субъектами.

Ослаблению влияния центра на регионы, потере управляемости экономики из единого центра, укреплению республиканско-региональных элит способствовали реализуемые в 1991-1992гг.

принципы государственного управления, согласно которым федеральные органы власти и управления ответственны лишь за экономические проблемы, только координируют хозяйственную деятельность, не должны в условиях «саморегулирующегося рынка» заниматься государственным управлением экономикой, планированием.

Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он вёлся в острых дискуссиях и спорах с сепаратистски настроенными политическими элитами автономных образований. 31 марта 1992г. в Кремле большинством субъектов Российской Федерации был подписан Федеративный договор. Он состоял из трёх отдельных договоров:

Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ;

Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;

Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ. С заключением Федеративного договора удалось избежать распада России.

Таким образом, подписание Федеративного договора стало серьёзным шагом на пути сохранения единства Росси.

Государственный аппарат РФ 1991 — 1993 гг.

Период с декабря 1991г. по декабрь 1993г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся ещё в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства.

Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных депутатов. К его компетенции относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение ряда других важных государственных вопросов. На Съезде избирался Верховных Совет РФ.

Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным, исполнительным, распорядительным и контрольным органом. Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок.

Конституция устанавливала определённые требования к кандидатам на обе эти должности: они должны быть на моложе 35 лет и не старше 65. Одно и то же лицо не могло занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент наделялся значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, руководил деятельностью правительства.

Новым органом государственной власти РФ стал Конституционный суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

С распадом СССР претерпела изменения исполнительно-распорядительная власть. Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты.

Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ. В местном управлении начался отход от принципа единства и полновластия Советов.

Он выразился в том, что местная власть, оставаясь подотчётной Совету, переставала быть её исполнительным органом.

Таким образом, сосуществование старых и новых структур управления, разная степень их приспособления к новым условиям, сложность политической и экономической обстановки в стране, начавшийся передел государственной собственности, разногласия по вопросу принятия новой Конституции стали причиной кризиса 1993г., вылившегося в вооружённое противостояние между сторонниками Съезда народных депутатов и Верховного Совета и сторонниками президента и правительства.

1.2 Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.

Работа над новым Основным законом началась ещё летом 1990г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете и образовал Конституционную комиссию. К осени 1990г. проект был опубликован.

Учреждение поста Президента РФ, распад СССР, превращение Российской Федерации в самостоятельное государства, подписание Федеративного договора и другие изменения заставляли всё время дорабатывать подготовленный Конституционной комиссией проект.

В мае 1993г. от имени Президента РФ был предложен альтернативный проект Основного закона. Он перераспределял властные полномочия в сторону президента. Антиельцинская оппозиция расценила его как «монархический» и «авторитарный». С целью поиска согласия в июне 1993г. было созвано конституционное совещание.

Президентский проект дополнился рядом дополнений, взятых из проекта Конституционной комиссии. Камнем преткновения оказалась дилемма: президентская или парламентская республика. Другой спорной проблемой оставалась проблема национально-государственного устройства РФ, лишь частично урегулированная Федеративным договором.

Так же обсуждалось, каким способом принимать Конституцию: Съездом народных депутатов; новым составом парламента; путём референдума.

Противостояние законодательной и исполнительной властей породило острейший конституционный кризис. Инициативу в его разрешении взял на себя Президент РФ, поправ при этом действующую Конституцию. 21 сентября 1993г. Б.Н.

Ельцин издал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». Согласно этому указу Съезд народных депутатов и Верховный Совет распускались.

Одновременно объявились выборы в новый парламент и конституционный референдум.

После октября 1993г. проект был доработан конституционным совещанием с учётом поправок, предложенных субъектами РФ, общественными организациями, а также специалистами. Спорные вопросы, в том числе затрагивающие теорию конституционного права, передавались на рассмотрение Комиссии конституционного арбитража, образованного из высококвалифицированных юристов.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/24521

Реферат: История развития российской конституции. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Содержание.

Введение.

1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года.

2. История российской конституции с 1918 года по 1993 год

2.1. Конституция России 1918 года.

2.2. Конституция Российской Федерации 1993 года.

Заключение.

Введение.

Конституция (от лат. – constitutie – установление) – основной закон или совокупность наиболее важных законов государства.

В демократическом правовом государстве конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан. В Советской России были приняты конституции в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. В Российской Федерации в 1993 году.

Однако свою историю развитие конституции в России начинает задолго до 1918 года, еще в девятнадцатом веке известные государственные деятели пытались оформить созревшие идеи о создании правового общества в некие подобия современной конституции. В данной работе я рассмотрю постепенное развитие российской конституции с начала девятнадцатого века до нашего времени.

В качестве основополагающих источников в курсовой работе будет использована Конституция Российской Федерации, постатейные комментарии к Конституции РФ под редакцией Кудрявцева Ю.В. и под редакцией Окунькова Л.А., учебник «Конституционное право» под редакцией М.В. Баглая и Б.Н. Габричадзе, а также ряд других источников по конституционному праву и истории конституционализма в России.

1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года.

Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права.

Конституция по Сперанскому — закон, «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “ правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”.

Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти — монарх — участвует в деятельности Думы.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом — Сенатом.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам.

Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются непременно и исключительно Государственной думой.

Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов -дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Читайте также:  Феодальная раздробленность на руси: причины и следствия - история России

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его «Русская правда» была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Конституционный проект Пестеля многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества и к работе над ним привлекались отдельные члены общества.

В «Русской правде» намечалось 10 глав (хотя полностью были написаны только первые две и половина третьей) и мелось введение, говорившее об основных понятиях и краткое заключение.

2 основных вопроса политической идеологии декабристов, затрагиваемых в проекте Пестеля – вопрос о крепостном праве и об уничтожении самодержавия. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. А самодержавие было быть решительно уничтожено, при этом весь царствующий дом уничтожался физически.

Все сословия в государстве уничтожались вместе со всеми привилегиями, объявлялось равенство всех перед законом право всех граждан участвовать в государственных делах. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в 20 лет, и по достижении этого возраста получал избирательные права, правда женщины избирательных прав не имели.

Высшим законодательным органом назначалось Народное вече, которое было выборным с двухступенчатыми выборами и сроком действия 5 лет.

Исполнительная власть вручалась Державной Думе, состоящей из 5 членов, избираемых Народным вече на 5 лет.

Центральным органом блюстительной власти, наблюдающей за исполнением конституции, назначался Верховный Собор из 120 членов («бояр»), избиравшихся пожизненно.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

 Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу — первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных.

Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права.

Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган — Совет Министров.

Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности.

В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата — администрации, суда, армии, полиции, земства.

 Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление коммунизма.

В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”.

Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.

2. История российской конституции с 1918 года по 1993 год.

За всю историю Российской Федерации принято 5 Конституций: в 1918- ом, 1925-ом, 1937-ом, 1978-ом и 1993-ем годах. Принятие каждой из них означало существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства.

Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими Конституциями.

Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере «фиктивный» характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.

По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года.

Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.

Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.

Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1925-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924-го года. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

В отличие от своей предшественницы, Конституция РСФСР 1925-го года не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако декларировала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.

Кроме того в тексте косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов СССР, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в Конституции не содержалось (не было предусмотрено права выхода из состава Союза ССР, несмотря на то, что в союзной конституции такая норма имелась.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/12785/referat-istoriya-razvitiya-rossiyskoy-konstitucii.html

Конституционное развитие России в 1980 – 1993 гг

Период действия Конституции СССР 1977 г. в научной литературе условно делят на два этапа. Первый из них — 1977-начало 1985 гг.

В этот период, с одной стороны, назрела необходимость реформирования государственного права, а с другой — демократические положения советского Основного закона в силу консервативности политического режима не могли получить дальнейшее развития в законодательстве.

Начало второго периода обусловлено политикой «перестройки». Этот период постепенного поворота от многолетних идеологических стереотипов к плюрализму, пересмотр подходов к регулированию отношений, связанных с правовым статусом человека, и его отношений с государством. Во второй половине 1980-х гг.

в СССР, по инициативе избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем КПСС М.С. Горбачёва, начинается процесс перестройки. Этот период характеризуется проведением целого ряда скоропалительных государственно-правовых реформ, логика и цель которых, по мнению А.А. Безуглова и С.А.

Солдатова, для многих были и остаются не очень понятными[180]. В Конституцию СССР, в основные законы союзных республик вносится большое количество изменений и дополнений. В 1989 г.

высшим органом государственной власти СССР становится Съезд народных депутатов, который избрал подотчетный ему постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР. С 1990 г. подобная структура высших органов государственной власти закрепляется и в РСФСР. В 1990 г. учреждается пост Президента СССР, в 1991 г. — Президента РСФСР.

Первым Президентом СССР стал М.С. Горбачев, избранный на этот пост на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР. 12 июня 1991 г. состоялись первые президентские выборы, на которых первым российским Президентом сроком на пять лет был избран Б.Н. Ельцин.

Особенно значительными были изменения в социально-экономической сфере (была разрешена частная собственность, расширены возможности для предпринимательской деятельности) и в политической сфере (14 марта 1990 г.

из Конституции СССР были исключены положения о руководящей и направляющей роли КПСС), был создан Комитет конституционного надзора в СССР и Конституционный суд РСФСР. 12 июня 1990 г.

была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

К концу 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, в которых закреплялось верховенство республиканских законов над союзными. В августе 1991 г.

планировалось подписание Договора между полномочными представителя Республик, менявшего систему взаимоотношений Союза и его субъектов: союзные республики получали всю полноту государственной власти, а СССР утрачивал большую часть своих полномочий. Такое положение вызывало озабоченность у многих союзных руководителей, которые 18 августа 1991 г.

организовали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), взявшему на себя всю полноту власти в стране. Но народ не поддержал ГКЧП, который потерпел поражение.

Завершение кризиса союзных отношений произошло 8 декабря 1991 г.

, когда президенты России, Украины и Белоруссии подписали Договор об образовании Содружества независимых государств (СНГ) и заявили о прекращении действий Договора об образовании СССР 1922 г. М.С. Горбачёв 25 декабря 1991 г.

в заявлении по телевидению объявил о том, что Союз ССР прекратил своё существование. С этого момента все республики бывшего СССР вступили на путь самостоятельного развития и строительства новой государственности.

До 1993 г. российский законодатель шел по пути внесения поправок в Конституцию 1978 г. В ст. 12 российской Конституции вносится дополнение о продаже и ином отчуждении земельных участков, то есть признаётся частная собственность на землю.

Подобная судьба постигла многие статьи Основного закона, которые не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации. Вместе с тем в Конституцию вносятся и новые статьи. Так, появляется ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст.

Читайте также:  Обходный маневр кутузова и переход русской армии в контрнаступление - история России

67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причинённого незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т.д.[181]

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, ни по структуре, ни по содержанию она не могла служить полноценной юридической базой для коренных преобразований государства и общества. Экономические реформы, проводимые в России с 1991 г.

, вступили в противоречие с политической системой, основанной на созданном ещё в советскую эпоху Основном законе. Появилась необходимость принятия нового основного закона. Было создано много проектов Конституции. Но главными являлись проекты, подготовленные Конституционной комиссией и Конституционным Совещанием.

Последний проект был создан по инициативе Президента Российской Федерации[182]. Этот проект конституции предусматривал ликвидацию системы Советов, образование двухпалатного парламента России — Федерального Собрания, наделение Президента широкими полномочиями.

Подобная система органов государственной власти не могла вызвать одобрение со стороны Съезда народных депутатов. В связи с этим Б.Н. Ельцин пошел на обострение ситуации во взаимоотношениях с российским парламентом.

21 сентября 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 400, который приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. Конституционный Суд Российской Федерации 21 сентября 1993 г. признал данный Указ неконституционным[183].

Верховный Совет посчитал Постановление Конституционного Суда основанием для отрешения Президента от должности и, приняв решение о прекращении его полномочий, назначил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Пиком противостояния Президента и Верховного Совета и последним его этапом были трагические события 3-4 октября 1993 г.

, в ходе которых погибли сотни людей. Конфликт законодательной и исполнительной власти завершился победой последней.

Необходимо отметить, что «расстрел Белого дома» не был переходом к установлению в нашей стране диктатуры. Более того, данный процесс завершился проведением демократических выборов в Государственную Думу и Совет Федерации.

Подобные события в советское время завершились бы массовыми арестами как оппозиционеров, так и членов их семей, масштабными судебными процессами. Участники событий октября 1993 г. были амнистированы, многие из них затем были избраны депутатами нового российского парламента. А.В. Руцкой в 1997 г.

был избран губернатором Курской области. Демократические принципы новой России получили дальнейшее развитие.

Источник: http://zdamsam.ru/a63397.html

История конституционного развития России

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒

Обсуждение вопроса является своеобразным вступлением и должно быть кратким, даже тезисным. Однако при этом следует избежать нескольких методологических ошибок, ставших обычными при рассмотрении Конституции РФ.

Первая методологическая ошибка заключается в том, что конституционализм в России нередко связывают только с формальным моментом — появлением акта, именуемого конституцией. Между тем идеи конституционализма были известны России, особенно конца XIX — начала XX века.

Студенты могут проявить свою эрудицию, показать подходы к принятию Конституции в России, конституционное значение таких актов, как Манифест от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.

(с этими источниками можно познакомиться в ряде изданий, например: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т 9. М., 1994).

Вторая методологическая ошибка состоит в том, что некоторые авторы категорически отвергают существование конституционализма в России после Октябрьской революции 1917 г. Между тем новый строй нашел свое конституционное оформление.

Другое дело, что этот строй не согласовывался с общими процессами развития демократии в мире (да и были ли эти «общие» процессы в то время?). Но это уж особенности нашей истории.

На семинаре следует дать сжатую характеристику актов конституционного значения, оформивших установление советской власти в России (октябрь 1917 г. — июнь 1918 г.), а затем — Конституции РСФСР 1918 г.

Поскольку любая конституция имеет политическое и правовое назначение, при характеристике и этих, и последующих актов надо говорить, как о той реальной обстановке, в которой они принимались, так и о содержании соответствующего документа, его роли в конституционной истории России.

Третья методологическая ошибка стала особо распространенной в последнее время, а именно: говоря о российских конституционных документах, как бы забывают о том, что РСФСР с декабря 1922 г. по декабрь 1991 г. была одной из союзных республик в составе СССР.

Ее конституционная история в то время не просто связана с этапами развития Конституции СССР, но и предопределена ими, поэтому надо говорить в связке о Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г., Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., Конституции СССР 1977 г.

и Конституции РСФСР 1978 г.

Основные изменения в экономической и политической организации страны, происходившие с началом перестройки (т. е. после 1985 г.), находили со временем отражение и в конституционных реформах применительно как к СССР, так и к РСФСР. На базе учебников, лекционного материала, текстов законов об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР 1978 г.

(27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г., 21 апреля, 9 и 10 декабря 1992 г.

) и других источников следует рассмотреть особенности реформ политической системы общества, экономической системы и форм собственности, конституционного статуса человека и гражданина, федеративного устройства России, системы государственных органов РСФСР.

Студенты могут воспользоваться книгой С.А. Авакьяна «Конституция России: природа, эволюция и современность» (1-е изд. М., 1997; 2-е изд. М., 2000), в которой помещен текст Конституции РСФСР 1978 г. со всеми последующими изменениями и дополнениями.

В особенности студенты не должны забыть такие шаги конституционных реформ, как:

· последовательное изменение политической природы государства, отказ от его характеристик как «советского» и «социалистического», переход от наименования государства «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» к наименованию «Российская Федерация — Россия»;

· введение политического плюрализма как основы организации политической системы общества, отказ от конституционного закрепления роли одной политической партии (КПСС) как ведущей, руководящей и направляющей силы общества и государства;

· отказ от господствующего положения государственной собственности, допущение частной собственности, установление конституционного принципа многообразия форм собственности и их равной защиты в государстве;

· закрепление новой концепции статуса личности в обществе и государстве, основанной на приоритете личных прав и свобод человека и гражданина, его свободного выбора форм своего участия в экономических процессах, политической и государственной жизни;

· провозглашение государственного суверенитета РСФСР;

· установление нового содержания принципа федеративного устройства РСФСР, когда четко закрепляется, что субъектами РФ являются не только республики в ее составе, но и автономные образования (автономная область и автономные округа) и территориальные единицы (края, области, города федерального значения);

· введение избирательной системы, построенной на выдвижении альтернативных кандидатов и состязательности выборов;

· установление принципа разделения властей, предполагающего разделение функций власти между органами одного уровня (например, органами Федерации), а также между органами различных уровней (Федерация, субъекты РФ, местное самоуправление);

· учреждение постоянно действующего высшего представительного органа власти (парламента), постепенное введение парламентаризма как одной из форм государственной деятельности;

· введение поста Президента РСФСР (затем — Российской Федерации);

· учреждение института конституционного контроля и специального органа конституционного правосудия — Конституционного Суда;

· введение для уровня районов и городов, поселков и сельсоветов местного самоуправления, отказ от характеристики создаваемых здесь представительных органов (местных Советов) как органов государственной власти, конституционное обозначение их природы как органов местного самоуправления.

2. На пути к действующей Конституции РФ (вопросы ее разработки и принятия в 1990-1993 гг).

Разработка новой Конституции России началась в 1990 г. — сразу же в период работы 1-го Съезда народных депутатов РСФСР, избранного достаточно демократично, с использованием альтернативности и состязательности.

К власти пришли в основном политики, демократически настроенные, нацеленные на реформы в России. Именно на этом Съезде были приняты: 12 июня 1990 г.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР и 16 июня Закон о внесении изменений в Конституцию РСФСР, которым отменялась руководящая роль Компартии.

12 июня 1990 г. Съезд образовал Конституционную комиссию из 102 депутатов во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным. Она стала интенсивно готовить проект Конституции, его первый вариант был опубликован уже осенью 1990 г., хотя далее постоянно перерабатывался, и соответственно публиковались новые версии проекта.

Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ неоднократно обсуждали проект. В частности, постановлением от 18 апреля 1992 г. Съезд одобрил общую концепцию конституционных реформ в Российской Федерации, положенных в основу проекта новой Конституции РФ, а также главные положения самого ее проекта.

Наряду с этим тогда появлялись и альтернативные проекты Конституции РФ, подготовленные различными инициативными группами авторов и политическими объединениями. Тем не менее, именно проект Конституционной комиссии все это время (до мая 1993 г.) оставался официальным проектом Конституции РФ.

Источник: https://lektsia.com/5×3542.html

Ссылка на основную публикацию