Гражданская война в произведениях искусства — история России

Тема гражданской войны в литературе — произведения, авторы

Произведения (список) по данной теме: И.Бабель «Конармия», М.Булгаков «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег» А.Веселый «Россия, кровью умытая», Б.Лавренев «Сорок первый», Б.Пастернак «Доктор Живаго», Серафимович «Железный поток», А.Фадеев «Разгром», Д. Фурманов «Чапаев», И.Шмелев «Солнце мертвых», М.Шолохов «Донские рассказы»

Позиции авторов произведений о гражданской войне

В конце ХХ века после тех событий, которые произошли в нашей стране, мы можем относительно беспристрастно посмотреть, как изображали наши соотечественники события, которые были названы гражданской войной. Конечно, те, кто писал о войне, имели свою четко выраженную позицию.

Писатели-большевики

Это Серафимович, Шолохов, Фурманов, Фадеев, для них:

  • война справедлива,
  • ведется против врагов советской власти,
  • герои в их произведениях четко делятся на своих и чужих. Вражда их непримирима.

Писатели-интеллигенты

Для писателей беспартийной ориентации (это И. Шмелев, М.Булгаков, Б.Пастернак):

  • война братоубийственна,
  • власть большевиков вносит разруху, губит людей,
  • но и действия белых  не менее страшны.

В одном все русские писатели сходятся: война жестока, человек на войне ожесточается, ему приходится преступать общечеловеческие нравственные законы.

Понятие войны и образ человека в произведениях

Как братоубийственная война предстает во всех произведениях, независимо от социально-политических оценок. Михаил Шолохов в рассказе «Родинка» показывает,  как отец убивает сына и только по родинке узнает, что стал сыноубийцей.

В «Конармии» Бабеля мальчик-красноармеец диктует автору письмо, в котором рассказывает, как старший брат пытал отца, потому что тот был врагом, как сам потом был убит. Братоубийственный характер гражданской войны ощущает на себе Юрий Живаго, герой романа Б.Пастернака, врач, предназначение которого спасать жизни людей. Герой пьесы М.

Булгакова «Бег» белогвардейский генерал Хлудов тяжким бременем несет в  себе память о повешенных по его приказу людях.

         Почти во всех произведениях в центре стоит человек, который берет на себя ответственность за других людей — командир.

В центре романа А.Фадеева «Разгром» — образ командира партизанского отряда Левинсона. Жизнь этого человека подчинена служению революции, именно во имя революционной целесообразности действует командир.

Он воспитывает своих бойцов ( Морозка), он в любом случае берет ответственность на себя. Но революционная целесообразность требует жестокости не только к тем, кто является и считается врагом, но и к тем, кто просто мешает революции.

При этом деятельность Левинсона становится абсурдной : он и его отряд сражаются за трудовой народ, но ради сохранения отряда Левинсон вынужден отнять свинью у корейца ( простого крестьянина, ради которого и ведется война), семья корейца скорее всего погибнет зимой от голода, Левинсон отдает приказ  отравить смертельно раненного Фролова, так как раненые мешают продвижению отряда.

Так революционная целесообразность подменяет понятие гуманизма и гуманности.

Именно офицеры являются героями романа и пьес М.Булгакова. Алексей Турбин — русский офицер, прошедший германскую войну, настоящий боевой офицер,  цель которого защищать родину, а не воевать с собственным народом.

Булгаков показывает, что власть Петлюры в Киеве ничуть не лучше власти большевиков: грабежи, карьеризм во власти, насилие над мирным населением. Алексей Турбин не может воевать с собственным народом.

А  народ, по мнению героя, поддерживает большевиков.

         Итог войны смерть, опустение.

Именно пафос опустения, мертвой земли, людей без будущего звучит в «Солнце мертвых» Ивана Шмелева. Действие происходит в Крыму, который до революции был цветущим раем, а сейчас, после гражданской войны, превратился в пустыню. В пустыню превращаются и души людей.

Любовь и нравственный выбор в романах о гражданской войне

Ложно понятая идея социальной справедливости нарушает социальное равновесие и превращает пролетариев в грабителей, впрочем, не делая их от этого богаче.

  Революция и гражданская война — не время для любви.

Но писатели не могут не говорить о вечном. Герои рассказа Б.Лавренева «Сорок первый» — белогвардейский офицер Говоруха-Отрок и красноармеец Марютка.

Волею судьбы и автора они оказываются на острове вдали от гражданской войны, между ними вспыхивает чувство.

Но Марютка убивает любимого тогда, когда  перед нею встает социальный выбор — революция превыше всего, превыше человеческого счастья и вечной любви.

Абстрактная идея общечеловеческой любви заслоняет перед героями революции и гражданской войны любовь к конкретному человеку.

Так, герой «Чевенгура» А.Платонова Копенкин преданно любит Розу Люксембург, которую никогда не видел.

         Любая война ставит перед человеком проблему нравственного выбора.

Как уже говорилось,  для революционеров такой нравственный выбор однозначен: целесообразно все, что служит революции.

Для российской интеллигенции этот выбор крайне труден.

  • С одной стороны, именно интеллигенция  принимала участие в революции или сочувствовала ей.
  • С другой стороны,  ужас гражданской войны, большевистский террор отвратил интеллигенцию от происходящего или заставил служить ее идеям, несмотря на внутренние противоречия.

— так пишет Борис Пастернак. Его герой не хочет быть ни на чьей стороне, как истинно русского интеллигента его привлекает общечеловеческая истина. Но стать в стороне от войны не удается никому.

Совсем иная судьба — судьба, приводящая героиню в стан большевиков, у Любови Яровой. Позиция автора пьесы, К.Тренева, однозначна — жизнь Любови Яровой обретает смысл только в служении народу, революции, т.е.большевикам.

Правда, в жертву героиня должна принести своего мужа — поручика Ярового.

«Россия, кровью умытая» — так называется роман Артема Веселого, писателя, погибшего в сталинских застенках. Многоголосая Россия, сражающаяся, запутавшаяся в выборе, страстная, сильная, такой предстает страна в романе. Название же его символистично. Так можно определить и отношение всех отечественных  писателей к теме гражданской войны, независимо от их политической и социальной ориентации.

Читая произведения о гражданской войне, мы в конце ХХ века не можем не вспомнить слова Пушкина:

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/literatura-20-veka-tema-grazhdanskoy-voynyi

Гражданская война в литературе поэтов 20 века

Гражданская война в литературе поэтов 20 века

Гражданская война.doc

Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство.

На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война.

От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.

Что такое любая гражданская война? Обычно её определяют как вооружённую борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп.

Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, недавними сослуживцами или друзьями, даже близкими родственниками.

Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в её душе.

Как же протекало это драматическое противостояние в России? Каковы были особенности нашей Гражданской войны помимо беспрецедентного географического, пространственного размаха?

Узнать, увидеть, почувствовать всю палитру красок, мыслей, чувств эпохи гражданской войны можно, изучая архивные документы и воспоминания современников.

Также ответы на пронзительные вопросы можно найти и в произведениях литературы и искусства той огневой поры, что являются свидетельскими показаниями перед судом Истории.

А таких произведений немало, ведь революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под её влиянием, не коснулись этой темы в своём творчестве.

Один из лучших памятников любой эпохи, как я уже сказала, – это яркие и талантливые произведения художественной литературы. Так и с русской литературой о Гражданской войне. Очень интересны творения тех поэтов и писателей, что прошли через горнило Великой русской смуты.

Одни из них сражались «за счастье всех трудящихся», другие – «за единую и неделимую Россию». Кто-то делал для себя ясный нравственный выбор, кто-то был лишь косвенно причастен к деяниям одного из противоборствующих лагерей. А иные и вовсе пытались встать над схваткой.

Но каждый из них – личность, явление в русской литературе, талант, порой незаслуженно забытый.

Долгие десятилетия мы рассматривали нашу историю в двух цветах, черном и белом. Черный – это все враги – Троцкий, Бухарин, Каменев, Зиновьев и иже с ними, белый – это наши герои – Ворошилов, Буденный, Чапаев, Фурманов и другие.

Полутона не признавались. Если речь шла о гражданской войне, то зверства белых, благородство красных и, как исключение, подтверждающее правило, случайно затесавшийся между ними «зеленый» — батька Махно, который «ни нашим, ни вашим».

Но теперь-то мы знаем, как сложен и запутан на самом деле был весь этот процесс в начале 20-х годов 20 века, процесс отбора человеческого материала, знаем, что нельзя в черно-белом изображении подходить к оценке тех событий и литературных произведений, им посвященных. Ведь даже саму гражданскую войну историки склоняются теперь считать начавшейся не с лета 1918, а с 25 октября 1917, когда большевики совершили военный переворот и свергли законное Временное правительство.

Оценки Гражданской войны весьма несходны и противоречивы, начиная с её хронологических рамок. Некоторые исследователи датировали её 1918-1920 годами, что, по-видимому, нельзя признать справедливым (речь здесь может идти только о войне в европейской России). Наиболее точной является датировка 1917-1922 годы.

Гражданская война началась, без преувеличения, «на другой день» после захвата власти партией большевиков в ходе Октябрьской революции.

Меня заинтересовала эта тема, её воплощение в литературе той поры. Мне захотелось более подробно познакомиться с различными оценками происходящих событий, узнать точку зрения писателей, стоящих по разные стороны баррикад, по-разному оценивающих события тех лет.

Я поставила перед собой цель — познакомиться с некоторыми произведениями о гражданской войне, проанализировать их и постараться

* понять всю неоднозначность этой трагедии в нашей стране;

* рассмотреть ее с разных сторон, с разных точек зрения: от полнейшего поклонения

революции («Разгром» Александра Фадеева) до резкой критики («Россия, кровью

умытая» Артёма Веселого);

* доказать на примере литературных произведений, что любая война, говоря

словами Льва Николаевича Толстого, – это «противное человеческому разуму и

Читайте также:  Русская культура xvii века - история России

всей человеческой природе событие».

Интерес к этой теме возник у меня после знакомства с публицистическими заметками Алексея Максимовича Горького «Несвоевременные мысли», которые ранее были недоступны читателю.

Писатель за многое осуждает большевиков, выражает своё несогласие и осуждение: «Новое начальство такое же грубое, как и старое.

Орут и топают ногами, и взятки хапают, как прежние чинуши хапали, и людей стадами загоняют в тюрьмы».

Не читали советские читатели и «Окаянных дней» Ивана Алексеевича Бунина, назвавшего так время революции и гражданской войны, «Писем к Луначарскому» Валентина Галактионовича Короленко и других, запрещённых ранее произведений.

Как братоубийственную войну («зачем шли на брата, рубя и разя….»), как уничтожение «яркой культуры отчизны своей» воспринимал гражданскую войну и революцию не включаемый ранее в школьные программы поэт серебряного века Игорь Северянин.

Сочувствовал и белым, и красным Максимилиан Волошин:

…И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда, с нами!

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме.

И всеми силами моими

Молюсь за тех и за других.

Прошло более восьми десятилетий после Гражданской войны, но мы только сейчас начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Ещё недавно в литературе в изображении Гражданской войны на первый план выступала героика.

Преобладала идея: слава победителям, позор побежденным. Героями войны были те, кто сражался на стороне красных, на стороне большевиков.

Это Чапаев («Чапаев» Дмитрия Фурманова), Левинсон («Разгром» Александра Фадеева), Кожух («Железный поток» Александра Серафимовича) и другие солдаты революции.

Однако была и другая литература, с симпатией изображающая тех, кто встал на защиту России от мятежа большевиков. Эта литература осуждала насилие, жестокость, «красный террор». Но совершенно понятно, что такие произведения в годы советской власти были запрещены.

Однажды известный русский певец Александр Вертинский спел песню о юнкерах. За это его вызвали в ЧК и спросили: «Вы что, на стороне контрреволюции?». Вертинский ответил: «Я их жалею. Их жизнь могла бы пригодиться России. Вы же не можете мне запретить их жалеть».

«Дышать запретим, если найдем нужным! Без этих буржуазных выкормышей мы обойдемся».

Я познакомилась с разными произведениями о гражданской войне, как поэтическими, так и прозаическими, и увидела различные подходы авторов к изображаемому, различные точки зрения на происходящее.

Более подробно в реферате я проанализирую три произведения: роман Александра Фадеева «Разгром», неоконченный роман Артёма Весёлого «Россия, кровью умытая» и повесть Бориса Лавренёва «Сорок первый».

Роман Александра Фадеева «Разгром» является одним из самых ярких произведений, рисующих героику гражданской войны.

Юность самого Фадеева прошла на Дальнем Востоке. Там он активно участвовал в событиях Гражданской войны, сражаясь в красных партизанских отрядах.

Впечатления тех лет отразились в рассказе «Против течения» (1923), в повести «Разлив» (1924), романе «Разгром» (1927) и неоконченной эпопее «Последний из удэгэ» (1929-1940).

Когда у Фадеева родился замысел романа «Разгром», ещё продолжали полыхать последние бои на дальневосточных окраинах России. «Основные наметки этой темы, — отмечал Фадеев, — появились в моём сознании ещё в 1921 – 1922 годах».

Книгу высоко оценили читатели и многие литераторы.

Писали, что «Разгром» «открывает поистине новую страницу нашей литературы», что в нём найдены «основные типы нашей эпохи», относили роман к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны», подчёркивали, что «Разгром» показал, «какую крупную и серьёзную силу имеет наша литература в Фадееве».

В «Разгроме» нет предыстории персонажей, предваряющей действие. Но в повествовании о жизни и борьбе партизанского отряда в течение трех месяцев писатель, не отступая от основного сюжета, включает существенные детали из прошлой жизни героев ( Левинсона, Морозки, Мечика и др.), объясняющие истоки их характера и нравственных качеств.

Всего персонажей в романе (включая и эпизодические) около тридцати. Это необычно мало для произведения, рассказывающего о гражданской войне. Это объясняется тем, что в центре внимания Фадеева изображение человеческих характеров. Он любит подолгу и внимательно исследовать отдельную личность, наблюдать ее в разные моменты общественной и частной жизни.

Военным эпизодам в романе отведено немного места. Их описание подчинено углубленному анализу изменений во внутреннем мире участников борьбы. Заглавное событие – военный разгром партизанского отряда – начинает играть заметную роль в судьбах героев лишь с середины произведения (глава 10 – «Начало разгрома»).

Первая половина романа – неторопливое повествование о человеческих судьбах и характерах, жизненной ориентации героев в годы революции. Затем автор показывает сражение как испытание людей. И во время военных действий писатель обращает внимание прежде всего на поведение и переживания участников сражений.

Где находился, что делал, о чем думал тот или иной герой – вот какие вопросы волнуют Фадеева.

«Настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием». Это убеждение Фадеева обусловило его художественный прием – довершать характеристику человека изображением его поведения в той трудной обстановке, которая требует высшего напряжения сил.

Если брать чисто внешнюю оболочку развития событий в романе «Разгром», то это действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона, т.к. А.А.Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья.

К концу романа складывается трагическая ситуация: партизанский отряд оказывается во вражеском окружении. Выход из создавшегося положения потребовал больших жертв. Роман заканчивается гибелью лучших людей отряда. Осталось в живых только девятнадцать. Но дух бойцов не сломлен. Роман утверждает идею непобедимости народа в справедливой войне.

Система образов «Разгрома», взятая в целом, отразила реальное соотношение основных социальных сил нашей революции. В ней участвовали пролетариат, крестьяне и интеллигенция, руководимые большевистской партией. Соответственно этому в «Разгроме» показаны «угольное пламя», идущее в авангарде борьбы, крестьяне, преданный народу интеллигент – врач Сташинский, большевик – командир Левинсон.

Однако герои романа не просто « представители» определенных социальных групп, но и неповторимые индивидуальности.

Перед взором читателя, как живые, выступают спокойный и рассудительный Гончаренко, горячий и торопливый в суждениях Дубов, своевольный и увлекающийся Морозка, покорная и сострадательная Варя, обаятельный, сочетающий в себе наивность юноши и мужество борца Бакланов, отважный и стремительный Метелица, скромный и волевой Левинсон.

Образы Бакланова и Метелицы, юность которых совпала с революцией, открывают портретную галерею молодых героев, так богато и поэтично представленную в последующем творчестве Фадеева, и особенно в его романе «Молодая гвардия».

Бакланов, во всем подражавший большевику Левинсону, становится в ходе борьбы подлинным героем. Напомним строки, предваряющие эпизод его героической смерти: «…его наивное скуластое лицо, слегка подавшееся вперед, выжидая приказа, горело той подлинной и величайшей из страстей, во имя которой сгибли лучшие люди из их отряда».

Бывший пастух Метелица выделялся в партизанском отряде своей исключительной отвагой. Его храбрость восхищает окружающих. В разведке, в белогвардейском плену, во время жестокой казни Метелица показал высокий образец бесстрашия. Жизненная сила била в нем неиссякаемым ключом.

«Этот человек минуты не мог просидеть спокойно – весь был огонь и движение, и хищные его глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Метелица – герой-самородок, сформировавшийся в стихии трудовой жизни. Таких немало было в народе.

Революция выводила их из безвестности и помогала им раскрыть в полную меру свои прекрасные человеческие качества и возможности. Метелица олицетворяет их судьбу.

Рекомендуем ознакомится: http://stud24.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/31787-grazhdanskaya-vojna-v-literature-poetov-20-veka

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства.

Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества.

Если в искусстве 19-го — начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства.

Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х — 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора «Ты записался в добровольцы?» и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это «Окна РОСТА», где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России» (АХРР) «Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

 В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер. 

В эти же годы было положено начало эпопее «Лениниана», создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников. 

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Читайте также:  Оборонительная операция в белоруссии 1941 года (22 июня - 9 июля) - история России

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что «когда гремят пушки, музы молчат». Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.  

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества. 

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру «Окон РОСТА» в 1941 — 1945 годах создавались многочисленные листы «Окон ТАСС». Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в «Окнах ТАСС», в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова «Не забудем, не простим!» Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова «Ленинград в дни блокады».

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы.

Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова.

Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины «Победа», Б.М.Неменский и его картина «Мать», крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину. 

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма.

В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), триптих П.Д.Корина «Александр Невский», полотно А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле».

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями.  Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х — 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период — отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера. 

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека.

Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний.

Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей. 

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как»Машенька»Б.Неменского, «Письмо с фронта» А.Лактионова, «Отдых после  боя» Ю.Неменского, «Возвращение» В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме. 

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е.

картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями («Опять двойка!» Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах («Хлеб» Т.Яблонской, «На мирных полях» А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п.

Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись — это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Источник: http://cvetamira.ru/sovetskoe-izobrazitelnoe-iskusstvo

Гражданская война в произведениях русских писателей ХХ века (стр. 1 из 8)

Волгоград 2004

Реферат по литературе

« Гражданская война в произведениях русских писателей

ХХ века»

Выполнил:

ученик 11А класса

Архипов Алексей

Преподаватель:

Скоробогатова О.Г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Тема революции и гражданской войны

в творчестве русских писателей.

1.1. А.А. Фадеев – «важнейший зачинатель советской литера-

туры, певец юности нового мира и нового человека».

Роман «Разгром»………………………………………………__

1.2. Свойственные жизни противоречия эпохи классовой борьбы,

изображаемые в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»…….__

1.3. Конфликт между человеческой судьбой из интеллигенции и

ходом истории в произведениях М.М. Булгакова «Дни

Турбинных» и «Белая гвардия»………………………………__

1.4. «Конармия» И.Э. Бабеля – «летопись будничных злодеяний»,

времён революции и гражданской войны……………………__

Заключение……………………………………………………………….__

Список литературы………………………………………………………__

Введение

Здесь Бог с дьяволом борется,

а поле битвы — сердца людей! Ф. М. Достоевский Гражданская война 1918—1920 годов — один из самых трагичных пе­риодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных со­словий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и ис­тории.

Война вообще, а гражданская в частности — действо изна­чально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объек­тивный результат в истории достигается путем сложения воль отдель­ных людей в единое целое, в одну результирующую.

Человек — кро­хотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огром­ном и сложном механизме войны.

Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918—1920 годов, создали ряд жиз­ненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествова­ния судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутрен­ний мир, шкалу норм и ценностей.

Любая экстремальная ситуация ставит человека в крайне сложные ус­ловия и заставляет его проявить самые значительные и глубинные свойства характера; в борьбе доброго и злого начал души побеждает сильнейшие, а совершаемый человеком поступок становится итогом и следствием этой борьбы.

Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писате­лей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция – важнейший этап в истории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Много бумаги было исписано в ответ на революцию и контрреволю­цию, но лишь немногое, что вышло из-под пера творцов рассказов и романов, смогло в полной точности отразить все то, что двигало на­родом в столь трудные времена и именно в том направлении, в котором нужно было наивысшим постам, не имеющим единого лица. Также не везде описана моральная ломка людей, попавших в наитруднейшее по­ложение зверя революции. А тот, кто возбудил, развязал войну.… Разве им стало лучше? Нет! Они тоже оказались в руках того чудовища, ко­торое они сами же и породили. Эти люди из высшего света, цвет всего русского народа – советская интеллигенция. Они подверглись тяже­лейшим испытаниям со стороны второй, большей части населения страны, перехватившим прогресс, дальнейшее развитие войны. Неко­торые из них, особенно молодые люди, сломались…

Многие писатели использовали различные приемы воплощения и пе­редачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах граж­данской войны.

К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революцион­ного дела, как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были та­ковы, что А.А. Фадеев родился в семье сельских прогрес­сивно настроен­ных интеллигентов. А сразу же после школьной скамьи ринулся в битву.

Про такие времена и таких же молодых ребят, втяну­тых в рево­люцию он писал: «Вот мы все разъехались на лето, а когда вновь съе­хались осенью 18 года, уже совершился белый переворот, шла уже кровавая битва, в которую был, втянут весь народ, мир раско­лолся… Молодые люди, которых сама жизнь непосредственно подвела к рево­люции – такими были мы, — не искали друг друга, а сразу узна­вали друг друга по голосу; тоже происходило с молодыми людьми, шед­шими в контрреволюцию. Тот же, кто не понимал, кто плыл по тече­нию, увлекаемый неведомыми ему быстрыми или медленными, иногда даже мутными волнами, тот горевал, обижался, почему так да­леко ока­зался он от берега, на котором вот еще были видны вчера еще близкие люди…»

Читайте также:  Общественное движение второй половины xix века - история России

Но выбор еще не определял судьбы. Среди тех, кто ушел вместе с А.А. Фадеевым в партизаны, были и «соколята», были и такие, кто «пришел не воевать, а просто прятаться от возможности быть мобили­зованным в армию Колчака».

Другой пример — М.А. Булгаков «человек поразительного таланта, внутренне че­стный и принципиальный и очень умный» производит большое впечатление. Следует сказать, что он не сразу принял и понял революцию. Он, как и А.А.

Фадеев, во время революции много видел, ему довелось пережить сложную полосу гражданской волны, описан­ную затем в романе «Белая гвардия», пьесах «Дни Турбинных», «Бег» и многочисленных рассказах, в том числе – гетманщину и петлюров­щину в Киеве, разложение деникинской армии.

В романе “Белая гвар­дия” много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и про­никновение в проблему “Человек и эпоха”; это и исследование худож­ника, видящего неразрывную связь русской истории с философией.

Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, “Бе­лую гвардию” он любил более других своих произведений.

Булгаков всецело принял революцию и не мог себе представить жизни вне куль­турного подъема, постоянно, напряженно и самозабвенно работал, внес свой вклад в развитие литературы и искусства, стал крупным со­вет­ским писателем и драматургом.

Наконец И.Э. Бабель, работая в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» под псевдонимом К. Лютов в первой Конной армии, написал на основе дневниковых записей цикл рассказов «Кон­армия».

Литературоведы отмечают, что И.Э. Бабель очень сложен в человече­ском и литературном понимании, в связи, с чем он подвергался гоне­нию еще при жизни. После его смерти вопрос о произведениях, соз­данных им, до сих пор не разрешен, поэтому отношение к ним не одно­значное.

Согласимся с мнением К. Федина: «Если биография художника служит конкретным руслом его представления о мире, то на житейскую долю Шолохова выпало одно из самых бурных, самых глубоких течений, ка­кое знает социальная революция в России».

Путь Б. Лавренева: осенью я ушел с бронепоездом на фронт, штурмо­вал петлюровский Киев, ходил в Крым». Известны также слова Гай­дара: «когда меня спрашивают, как это могло случиться, что был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня не обыкно­венная, а время было необыкновенное».

Таким образом видно, что многие писатели не могли находиться в сто­роне от событий своей Родины, среди множества социальных, полити­ческих, духовных разногласий и царящего сумбура, но всегда честно выполняли свой писательский и гражданский долг.

Чем, какими веками различаются этапы движения искусства? Особен­ностями конфликта? Возникновением не разрабатывавшихся ранее, сюжетов, жанров? Прогрессом художественной техники, наконец?

Конечно, всем этим, да и многим другим тоже. Но, прежде всего появ­лением нового типа личности, выражающей ведущие черты времени, воплощающей народное стремление к будущему, к идеалу.

Человек в истории, литературе, философии, искусстве — это всегда пер­воочередное, весомее всего остального, во все времена актуально. Именно с этой позиции расцениваем возрастание актуальности иссле­дуемой темы, потому что на фронтах гражданской войны, во главе, прежде всего люди, описанные в художественных произведениях – Ча­паев, Клычков, Левинсон, Мелехов…

Литература в ярких образах запечатлела черты реальных героев, соз­дала собирательные фигуры современников писателей, отразив мысли, чаяния, идейные мытарства и мировоззрение целого поколения рус­ского общества, из которого складывается его менталитет.

Эти литературные аспекты позволяют потомкам обосновать многие ис­торические процессы, объяснить духовный потенциал, психологию и нынешнего поколения.

Вот почему данная тема является значимой и актуальной.

Нами поставлены следующие задачи:

Раскрыть формирование исторического представления о литера­турном процессе, раскрывающем тему революции и граждан­ской войны в России, значение исторической обусловленности данной тематики и проблематики в русской литературе.

Изучить и проанализировать тему революции и гражданской войны в творчестве А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, взгляды и оценку литературных критиков на от­ражение исторической проблемы данными авторами.

Создать представление и выявить наиболее характерные черты личности данного периода, основные общественно-духовные конфликты и ценности, отразившиеся в литературе о революции и гражданской войне.

Ценность рассматриваемых нами художественных произведений состоит в правдивом изображении революции и гражданской войны, тех, кто, втянутый эпохой, совершал революцию и сра­жался на фронтах.

Каким был человек времен революции и гражданской войны? По­чему он шел в бой? О чем он думал? Как менялось его отношение к происходящему? Людям нашего поколения интересно узнать, как изменялся этот человек, что появилось в нем нового, как окрепли и утвердились в нём те качества, которых требовало от них жесто­кое, кровавое время, какие уроки истории вынесло из пережитого человечество.

Источник: http://MirZnanii.com/a/355130/grazhdanskaya-voyna-v-proizvedeniyakh-russkikh-pisateley-khkh-veka

Изображение гражданской войны в произведениях писателей 20 века

Изображение гражданской войны в произведениях писателей 20 века

11 класс

Презентацию подготовила: Косырева Нина Петровна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 87 г. Воронеж

Тема гражданской войны представлена в литературе начала 20 века достаточно широко и многопланово, но каждый из писателей или поэтов решал задачу по- своему. Мы можем отметить многообразие подходов к изображению человека, вовлеченного в водоворот революции и гражданской войны

Александр Серафимович «Железный поток» 1924г.

«А вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море, неохватимо теряясь

пятнами бронзовых лиц. Седобородые старики, бабы с измученными лицами, веселые глаза дивчат; ребятишки шныряют между ногами – и все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат.

Александр Серафимович главное внимание акцентировал на изображении гражданской войны как «революционного потока». Он не стремится изобразить конкретного человека, его судьбу — у него историю делает некая безликая масса, захваченная стремлением изменить мир.

«Ординарец Морозка, отгоняя плетью осатаневших цесарок, сушил на брезенте овес.

—  Свезешь в отряд Шалдыбы, — сказал Левинсон, протягивая пакет. Морозка недовольно отвернул голову, заиграл плеткой — ехать не хотелось.

Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего — нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо.»

Александр Фадеев «Разгром» 1924-1926

В изображении А.Фадеева гражданская война — это исторический разлом, который разделил людей на две противоположные, враждующие стороны. Его привлекают люди, которые разными путями пришли в революцию. Он уже рисует индивидуальные портреты, показывает проявления героического в людях, которые не похожи на героев.

Борис Лавренев «Сорок первый» 1924 г.

Борис Лавренев изображал не столько события гражданской войны, сколько судьбы людей, их чувства, которые проявляются вне зависимости от социальных катаклизмов.

Красноармеец Марютка оказалась в силу обстоятельств на пустынном острове посреди Каспийского моря с синеглазым белогвардейским поручиком по фамилии Говоруха-Отрок. Она должна была ненавидеть его классовой ненавистью, а вместо этого между героями вспыхнула любовь…

Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку.

В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее недоуменно-жалостно.

Она шлепнулась коленями в воду, попыталась приподнять мертвую, изуродованную голову и вдруг упала на труп, колотясь, пачкая лицо в багровых сгустках, и завыла низким, гнетущим воем:

Родненький мой! Что ж я наделала? Очнись, болезный мой! Синегла-азенький!

Михаил Булгаков. «Белая гвардия»

О трудных судьбах интеллигенции в революции и гражданской войне рассказывает роман М.Булгакова «Белая гвардия»

Привычный, казалось бы, устойчивый и прочный мир рухнул в одно мгновение. Куда идти? В каком сражаться стане? Эти непростые вопросы задают себе герои романа братья Турбины и их друзья. Писатель пронзительно правдиво передал трагедию людей, для которых слово «честь» было основой поведения.

Он показал, какой хаос и разруху несут любые социальные катаклизмы простым людям

—  Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

—  Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…

Михаил Шолохов «Донские рассказы»

Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…

Особое место в изображении гражданской войны занимает писатель Михаил Шолохов, впервые появившийся в литературе со сборником «Донские рассказы».

Война предстала перед читателем страшной, кровавой, разрубающей пополам жизнь не только односельчан, но и родных по крови людей, членов одной семьи.

М. Шолохов «Тихий Дон». Великий роман великого писателя

Трагические события гражданской войны показаны на судьбе простого казака Григория Мелехова. Тяжелый путь разочарований, поражений и потерь проходит главный герой. Война калечит не только тело, но и душу человека – вот главный итог романа

По-своему изображали гражданскую войну поэты. Почти все они были революционными романтиками, верили во всемирную революцию, в очищающую силу революционной грозы. Даже от названий сборников веяло горячим огнем революционных событий.

Тема их стихотворений- героизация революционных будней. Символом революционной эпохи стало стихотворение Михаила Светлова «Гренада»

Любая эпоха, в которой происходят глобальные исторические события, меняющие ход истории, остается на страницах книг.

Писатели позволяют нам приблизить время, посмотреть пристальней на историю своей страны, ощутить её не через сухие строки документов, а через судьбы героев, живших в то непростое время

Ещё раз вспомним имена поэтов и писателей:

Александр Серафимович «Железный поток»

Александр Фадеев «Разгром»

Борис Лавренев «Сорок первый»

Михаил Булгаков «Белая гвардия»

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Поэты гражданской войны:

Асеев, Луговской, Светлов, Багрицкий

Домашнее задание. (по выбору или по вариантам) 1. Написать отзыв о любом поэте или писателе, о творчестве которого вы услышали на уроке. 2. Сделать сообщение об одном из произведений, исключая роман Шолохова «Тихий Дон»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/izobrazhieniie_ghrazhdanskoi_voiny_v_proizviedieniiakh_pisatieliei_20_vieka

Ссылка на основную публикацию