Формирование абсолютизма — история России

Предпосылки образования абсолютизма в России

В России абсолютизм развивался в специфических условиях крепостного права и сельской общины, которая в тот момент уже подверглась серьезному разложению. Не последнюю роль в становлении российского абсолютизма сыграла политика царствующих особ, стремящихся усилить собственную власть.

В XVII столетии возникли значительные противоречия между посадским населением и феодалами.

Зарождающийся в тот период абсолютизм для решения своих как внутренних, так и внешних задач старался поощрять развитие промышленности и торговли.

Поэтому в период начального становления абсолютной власти монарх в конфронтации с представителями боярской аристократии и церковной оппозиции опирается на верхи посада: купечество, служивое сословие, крепостническое дворянство.

Становлению абсолютизма в России способствовали и внешнеэкономические причины: необходимость ведения борьбы за экономическую и политическую независимость государства и возможность выхода к морскому побережью. Более подготовленной вести такую борьбу оказалась абсолютная монархия, а не сословно-представительная форма уклада государственной власти.

Возникновение в Российской империи абсолютной монархии было вызвано внешнеполитическим положением страны, ходом общественно-экономического развития, возникшими противоречиями между различными классами общества, приводящими к классовой борьбе, а также зарождением буржуазных отношений.

Развитие и становление абсолютизма как основной формы правления привело к отмене Земских соборов во второй половине XVII века, которые ограничивали власть царствующей особы.

Царь долбился ранее недоступной для него значительной финансовой самостоятельности, получая прибыль от собственных вотчин, таможенных сборов, податей с порабощенных народов, налогов с развивающейся торговли. Ослабление политической и экономической роли бояр привело к утрате значения Боярской думы. Имел место активный процесс подчинения священнослужителей государству.

Таким образом, второй половине XVII века в России установилась абсолютная монархия с боярской Думой и боярской аристократией, оформившаяся окончательно во времена правления Петра І, в первой четверти XVIII века.

В этот же период российская абсолютная монархия получила законодательное закрепление. Идеологическое обоснование абсолютизма было дано в книге Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», созданной в соответствии с требованиями специального указания Петра І.

В октябре 1721 года, после выдающейся победы России в баталиях Северной войны, Духовный Синод и Сенат жалуют Петру І почетный титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Государство российское становится империей.

Зарождение абсолютизма в условиях России, так же как и во многих других странах, было вполне закономерным процессом.

Однако, между абсолютными монархиями разных стран существуют как общие, так и обособленные черты, определяемые местными условиями развития того или иного государства.

Так, во Франции и в России абсолютная монархия существовала в полностью завершенном виде при котором в структурах государственного аппарата отсутствовал орган, который мог бы ограничить власть царствующей особы.

Абсолютизм такой формы характеризуется высокой степенью централизации государственной власти, наличием многочисленного чиновничьего аппарата и мощными вооруженными силами. Для Англии был характерен незавершенный абсолютизм.

Здесь имелся парламент, в незначительной степени все же ограничивающий власть правителя, существовали местные органы самоуправления, не было многочисленной постоянной армии. В Германии так называемый «княжеский абсолютизм» только способствовал дальнейшей феодальной раздробленности государства.

В течение своей 250-ти летней истории российский абсолютизм претерпел ряд изменений.

Существует пять основных периодов развития абсолютизма в условиях России: — первый этап – существующая во второй половине XVII века, наряду с боярской аристократией и Боярской Думой, абсолютная монархия;- второй – дворянско-чиновничья монархия XVIII века;- третий – абсолютная монархия первой половины XIX века, продолжающаяся вплоть до реформы 1861 года;- четвертый этап – абсолютная монархия в период с 1861 года по 1904 год, в период которой со стороны самодержавия был сделан шаг к буржуазной монархии;- пятый – в период с 1905 года по февраль 1917 года, когда со стороны абсолютизма был предпринят еще один шаг в направлении буржуазной монархии.

Абсолютная монархия в России была свергнута в результате событий Февральской буржуазной революции 1917 года.

Источники:

  • Развитие абсолютизма в России в XVIII веке.
  • Общественный и государственный строй

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-850586-predposylki-obrazovaniya-absolyutizma-v-rossii

Особенности абсолютизма в России

Символ абсолютизма

«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.

А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия.

Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.

), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».

Абсолютизм как общее явление для стран Европы

Символы абсолютной монархии

При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме  Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.

После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность.

Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.

Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.

Абсолютизм в России

В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: Абсолютизм Петра I. И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение — в 1917 г.

П. Деларош «Портрет Петра I»

Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии.

Деспотия — возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти.

Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.

Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт.

В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.

Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»

Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.

Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:

  • реже созывались Земские соборы;
  • снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие);
  • изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество); увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии;
  • возрастала роль светской культуры;
  • присоединившись к антитурецкой коалиции, Россия попыталась войти в систему европейских государств.

В Европе классические формы абсолютной монархии возникли в период относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства. В России было не так: капитализм и буржуазия еще не сформировались. Именно поэтому российский абсолютизм был отличен от западного.

Имея опору прежде всего в дворянстве, как и европейский, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства.

Охрана феодально-крепостнического строя была важной задачей государства на данном этапе, хотя наряду с этим решались и жизненно важные общенациональные задачи: преодоление отсталости и создания безопасности государства. Для этого потребовалась мобилизация всех материальных и духовных ресурсов, тотальный контроль за подданными.

Поэтому в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни. Реформы Петра проводились масштабно и жестко.

Объясняют это исключительно особенностью характера императора, но часто не принимают во внимание тот факт, что по-другому провести их в данной стране и в данное время было невозможно.

Читайте также:  Волнения в башкирии - история России

Сопротивление петровским реформам наблюдалось в самых различных кругах общества, в том числе и среди части духовенства и боярства, сплотившихся вокруг сына Петра от первой жены (Е. Лопухиной) царевича Алексея. Истинные планы царевича до сих не прояснены. Существует мнение, что он не был противником реформ вообще, но намеревался осуществлять их более эволюционно , без ломки старых традиций. Из-за разногласий с отцом он вынужден был бежать за границу, но в 1717 г. был возвращен в Россию и после следствия казнен.

В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.

Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века

Но почему существовало такое сопротивление?  Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698—1715 гг.)

Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.

К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни.

С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу  укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни.

Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну.

Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное — Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре.

Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.

После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.

После Петра I

Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия.

Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764—1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в.

Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия»

Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти».  Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием — такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.

Наказ Екатерины II

Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами.

Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи.

Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.

Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в.

выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.

Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.

Кстати…

В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.

Источник: http://www.rosimperija.info/post/2078

Абсолютизм в России. Абсолютизм(от лат. «неограниченный», «безусловный») – тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю. Существовал. — презентация

1 Абсолютизм в России<\p>

2 Абсолютизм(от лат. «неограниченный», «безусловный») – тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю. Существовал в России с конца 17 века по февраль 1917 года. В России синонимами слова «абсолютизм» служили понятия «самодержавие», «самодержавная монархия». Основные черты российского абсолютизма складывались более трех веков: самим самодержцем, от его имени издавались законы, творился суд, пополнялась и расходовалась казна. Монарх опирался на обширный административный аппарат, появившийся в середине 16 века. Церковь подчинилась гос-ву, крестьянство закабалено, существует постоянная армия и полиция, вся жизнь общ-ва и гос-ва регламентирована. Народ не принимал никакого участия в гос. делах.<\p>

3 Абсолютизм в Европе и в России Общее: Наличие абсолютной власти правителя. Утрата роли сословно-представительных органов. Абсолютизм проявился при переходе от средневековья к Новому времени. Абсолютизм в России имел ряд характерных специфических черт, отличающих его от западного варианта.<\p>

4 Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России Природно-климатический фактор (суровый климат сформировал мощный гос. механизм, при помощи которого обеспечивались гос-во и аппарат управления) Геополитический фактор (огромная слабозаселенная территория, открытость границ) Религиозный фактор (наследие Византии в форме таксиса – особой идеологии, суть которой в соединении земного и небесного порядков, царь – помазанник Божий) Социальный фактор (гос-во – основа и источник формирования гражданского общества, государство, общество и личность не разделены и не автономны, любое ослабление власти в России вело к сильнейшим потрясениям ) Ордынское господство Становление абсолютизма и оформление крепостного права шли параллельно<\p>

5 Истоки самодержавия История российского абсолютизма вызывает много споров. Один из нерешенных вопросов – время его возникновения. Большинство историков признают, что предпосылки абсолютной монархии проявились во второй половине 16 века – в правление Ивана Грозного. Признаки абсолютизма при Иване Грозном: Первым венчался на царство в 1547 году Использование самой истории в борьбе за единовластие («Лицевой летописный свод») Опричнина «Жаловать своих холопий мы вольны, а казнить вольны же».<\p>

6 Самодержавие при первых Романовых Алексей Михайлович( ): Ограничение сословно-представительных органов Угасание роли Боярской Думы Объявление тягчайшим гос. преступлением даже умысел на здоровье, честь и жизнь монарха, что было закреплено в Соборном уложении 1649 года Вмешательство гос-ва во внутренние дела РПЦ Юридическое закрепощение крестьян. Дети царя продолжили отцовские реформы. Федор Алексеевич( ): Уничтожил местничество Готовил реформы в области финансов, науки и образования Попытка создания гос. системы социального призрения и благотворительности<\p>

7 Абсолютизм императорского времени Петр Первый( ): Присвоение Петру титула императора Отстранение от участия в гос. делах главы РПЦ и Боярской думы Абсолютная монархия впервые получает законодательное оформление Издание книг о целесообразности, закономерности неограниченной монархии Борьба с несогласными Расширение территории России Содержание сильной армии и флота Укрепление экономического могущества страны Власть была инициатором открытия учебных заведений, Академии Наук, музеев и библиотек Европеизация российского быта<\p>

8 Абсолютизм преемников Петра Преемники Петра – это шесть случайных и быстро менявшихся «хозяев» российского трона за 37 лет, были вынуждены бороться с попытками дворянских группировок покончить с абсолютизмом самодержцев. Высшее сословие рвалось к «дворяновластию», желая управлять гос-вом с помощью собственного правительства. Главным содержанием политической жизни страны в период дворцовых переворотов и «бабьего правления» стали придворные интриги, фаворитизм, гвардейские выступления и полицейский сыск. Однако притязания дворян не имели успеха – Россия оставалась «самодержавнейшей в мире империей».<\p>

9 Шаткая основа монархии «Превращение России в монархию на европейский манер Петром Первым и Екатериной Второй – это попытки доказать, что Россия не деспотическая страна. Екатерина пыталась доказать, что в России есть дворянство – привилегированный правящий класс, промежуточная сила между царем и народом. Однако для народа это было плохим утешением. Русскую монархию не ограничивали никакие права сословий, никакие привилегии областей. Ей не пришлось бороться с чужим правом, а потому и сама она не заботилась забронировать себя доказательствами собственного права. Когда в конце царствования Екатерины Второй и Александра Первого образованные люди выступили против неограниченности царской власти, русское самодержавие прибегло к мерам самообороны. Меры эти были полицейскими и военными. На Западе право монарха вело туда, куда вел закон эволюции, но куда самодержавие не захотело пойти: к монархии конституционной. Не уступив закону эволюции, монархия окопалась на своих позициях и продолжала держаться практикой насилия, рассчитывая на неподготовленность масс и всячески задерживая просвещение народа». П. Н. Милюков.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1319581/

Россия в XVII в. Формирование абсолютизма

Ближайшим следствием “смутного времени” стало величайшее разорение страны. По выражению В.О. Ключевского “смута отняла спокойствие и довольство, но дала взамен опыт и идеи”. Главной тенденцией политического развития России в первой половине XVII в. стало формальное ограничение верховной власти.

В царствование Михаила Романова (1613 — 1645) все дела в государстве решались с участием Боярской Думы и Земского Собора. Первые десять лет правления Земские Соборы заседали почти беспрерывно.

Кроме того, сильное влияние на формирование политики Российского государства оказывал патриарх Московский и всея Руси Филарет (отец Михаила).

Основная задача этого времени — восстановление разрушенной экономики страны, порядка и стабильности, во внешней политике — возвращение потерянных в годы смуты земель и расширение территории страны.

Внешняя политика в XVII в.

Войны с Речью Посполитой и Швецией то вспыхивали, то затихали. В 1617 г. в Столбово был заключен “вечный” русско-шведский мир, по которому Россия вернула Новгород. А 1634 г. заключен мирный договор с Польшей. За Польшей остались Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли.

По Люблинской унии (1569 г.), объединившей Польшу и Литву в единое государство, Речь Посполитую, в нее были включены Белоруссия и большая часть Украины. Социальные, национальные и религиозные противоречия вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии.

Центром этой борьбы в 40-е гг. XVII в. стала Запорожская Сечь, территория казачества. Борьбу возглавил Б. Хмельницкий, захвативший со своим войском в 1648 г. Киев. Но ему было не обойтись без поддержки России. Решение о помощи было принято Земским Собором 1653 г.

Польше была объявлена война. 8 января 1654 г. Украина была принята в состав Российского Государства. Речь Посполитая не признала воссоединения. Началась изнурительная русско-польская война, закончившаяся в 1667 г.

заключением Андрусовского перемирия, по которому Россия получила Левобережную Украину, Смоленск, Киев.

В 1656 — 1658 гг. Россия вела войну и против Швеции. Но основная задача — завоевание Балтики — не была решена.

Территория России в XVII в.

В XVII веке в состав России вошли не только левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. Уже во второй четверти XVII в. были пройдены моря Северного Ледовитого океана, русские землепроходцы прошли к Байкалу. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649 — 1681 гг.

Ерофей Хабаров из Якутска дошел до Амура. Землепроходцами были, как правило, служилые люди, в том числе стрельцы, казаки. В это же время начинается заселение крестьянами Сибири, здесь основываются города-остроги (Енисейск, Якутский и др.), становившиеся впоследствии административно-военными и хозяйственными центрами.

Заинтересованные в освоении Сибири царские власти переселили сюда крестьян из Северного Приморья.

На юге границы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

Царь Алексей Михайлович (1645 — 1675 гг.)

Характерной чертой экономического развития России в XVII веке стало безраздельное господство феодально-крепостнической системы.

Правление Алексея Михайловича (1645 — 1675 гг.) фактически оформляет общегосударственную систему крепостного права.

Это было зафиксировано в Соборном Уложении 1649 г.: крестьяне навсегда прикреплялись к земле, посадские люди — к городам; была отменена исковая давность и урочные лета. По этому же закону устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельцев распоряжаться имуществом крепостного крестьянина.

Кроме того, в Уложении была узаконена самодержавная власть. Период сословно-представительной монархии закончился. Прекратился созыв Земских Соборов, которые являлись неотъемлемой частью государственной власти в первой половине XVII в.

Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями-приказами, а также Боярской думой.

Таким образом, в политическом строе страны отчетливо выступают тенденции оформления абсолютизма. Это проявилось прежде всего в переходе от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму.

Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве безраздельно принадлежит одному лицу — монарху. Власть достигает наибольшей степени централизации.

При этом монарх правит с помощью чиновничьего аппарата, имеет постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

“Бунташный век”

XVII в. вошел в историю как век бунташный. Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране городские восстания середины XVII в. Они охватили многие города России. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс, — волна движений летом этого года охватила многие города страны. Вслед за этим восстания развернулись в 1650 г.

в Пскове и Новгороде, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Восстание же в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны.

Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, оттуда двинулся к западным берегам Каспийского моря, где совершил набеги на владения иранского шаха.

В августе же 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани. Несколько позже, 4 сентября 1669 г., он отправился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Поход Разина в 1670 г. превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками, русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

С захватом Астрахани Разин создал себе условия для того, чтобы двинуться на север. И все же восстание потерпело поражение. С жестокостью царское правительство расправилось с восставшими, трагической оказалась судьба и самого Разина, в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади.

Церковная реформа Никона. Раскол

Расширение связей с Украиной, православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. В 1652 г. московским патриархом был избран Никон, который начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы по греческим правилам.

Эти нововведения вызвали протест со стороны части боярства и духовенства. Произошел раскол в русской церкви.

Внешне разногласия между Никоном и старообрядцами сводился к тому, по каким образцам — русским или греческим — унифицировать церковные книги. Спор шел и о том, как креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против.

Одержав победу над старообрядцами, Никон сумел добиться титула “великого государя”, что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Таким образом, церковь создавала серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму, претендуя на большую власть.

Конфликт церкви и государства принял открытый характер в 50 — 60-е гг. XVII в. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона — церковный собор 1666 г. сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Таким образом, в России в конце XVII в. отчетливо наметились тенденции перехода к абсолютной монархии.

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/rossiya-v-vii-v-formirovanie-absolyutizma.html

Начало формирования Абсолютизма

Формально власть российских государей и ранее была самодержавна, неограниченна. Однако в XVI и в первой половине XVII века она таковой была далеко не всегда.

Традиционно московские государи управляли страной с помощью Боярской думы и вынуждены были считаться с мнением заседавших в ней бояр. Кроме этого, со второй половины XVI века начали созываться Земские Соборы, знаменовавшие собой начало складывания в России Сословно-представительной монархии.

Роль земских Соборов возросла в годы Смуты, но еще более – в начале царствования Михаила Романова.

По документам известно, что за время царствования Михаила было до 10 созывов Земского собора, который рассматривал даже текущие государственные вопросы. Совершенно очевидно, что в той обстановке, которая сложилась после Смуты в России, авторитарная власть была обречена на провал; царь, нареченный народной волей, должен был и править при содействии земского представительства.

В новом способе управления страной отразилось понимание Михаилом и его окружением ситуации в стране.

Постепенно страна оправилась от потрясений Смутного времени. При Алексее Михайловиче роль Земских соборов в жизни государства падает. В 1648 – 1649 и 1651 – 1653 годах состоялись последние соборы. Крепнувшая самодержавная власть больше не нуждалась в поддержке сословно-представительного органа.

В XVII веке претерпевает изменения и Боярская дума. Аристократический характер ее сохранился, однако в Думу попадало все большее количество дворян и дьяков, а в среду бояр – родственников царя, фаворитов. Растет и численность Думы. В 70-е годы в нее входило болеее 70 членов, что делало ее работу затруднительной.

В итоге роль Боярской думы в государстве постепенно уменьшается. Наряду с ней при царе существует “так называемая “ближняя” или “тайная” дума из узкого круга особо приближенных вельмож для решения текущих вопросов. В полном составе Дума почти не собирается.

В XVII веке с усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни стала более разветвленной и громоздкой система Приказов. Росло их число. На протяжении XVII века действовало до 80 постоянных и временных приказов.

Функции их часто пересекались, что не способствовало четкости управления, выросла численнсть чиновников в них: в середине века насчитывалось 837 приказных, в конце – 2739. Приказная система с трудом поддавалась контролю верховной власти.

Стремясь поправить дело, правительство предпринимает различные меры – слияние и реорганизацию некоторых приказов: объединение их в группы; подчинение нескольких приказов одному лицу. В середине столетия был создан Приказ тайных дел для контроля за деятельностью других приказов.

Эти меры были направлены на Бюрократическую централизацию страны. Но приказную систему они коренным образом не изменили.

Централизации способствовали и изменения организации местного управления в уездах и городах.

В начале XVII века, в Смуту, на смену местному самоуправлению, введенному при Иване IV, пришло воеводское правление. Воеводы, посылаемые из Москвы, занимались и военными, и гражданскими делами на местах.

При широкой компетенции воеводской власти надзор за ней из центра был затруднителен ввиду обширности российской территории, где существовало более 250 уездов. Размеры их (особенно в восточных районах) были очень велики.

Это вызвало формирование в XVII веке более крупных территориально-административных единиц – разрядов, в которых объединялись несколько уездов под властью одного воеводы.

Общая тенденция к усилению Централизации проявилась и в организации вооруженных сил.

Русское войско со времен Ивана IV формировалось из служилых людей “по отечеству” и “по прибору.

Дворяне “по отечеству” должны были являться на службу дважды в год (на учения) или в военные походы со своими вооруженными слугами. Сбор дворянского ополчения в XVII веке становился все более затруднительным.

Многие служилые люди уклонялись от выполнения своих военных обязанностей. Возрастали их требования получения земель под условия несения службы.

Постоянный характер воинских частей имели Стрелецкие Полки, а так же другие, набираемые “по прибору” отряды: пушкари, городовые казаки, жившие с семьями в своих домах в специально отведенных слободах, получавшие от правительства земельные наделы, частью же занимавшиеся и торговлей, и разными ремеслами.

Совмещение государевой службы с другими занятиями, очевидно, неблаготворно влияло на боеспособность русского войска. В XVII веке стрелецкие полки часто показывали свою несостоятельность в столкновениях с западными соседями.

С 1630 года началось создание Полков регулярного строя, куда на добровольных началах вступали свободные люди и казаки. Прибегало правительство и к принудительным наборам “даточных людей”. Так появились солдатские, рейтарские и драгунские полки нового строя. Большинство офицеров этих полков было иностранцами.

К концу столетия полки иноземного строя стали играть все большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства. К 1681 году в стране насчитывалось свыше 60 тыс. солдат, около 30 тыс. рейтар; стрельцов – 50 тысяч и лишь около 16 тысяч дворян и детей боярских на военной службе.

Однако, содержать все полки регулярного строя правительству было не под силу, поэтому собирались они только на время войн, а после окончания войны – полностью или частично распускались.

В 60-х годах XVII века в селе Дединове, под Коломной, была предпринята попытка строительства кораблей, предназначавшихся для плавания по Волге и Каспийскому морю. В строительстве первого русского военного корабля “Орел”участвовали голландцы, приглашенные правительством для обучения русских кораблестроению.

С реорганизацией армии, с возрастанием роли чиновников, служилых незнатных людей в управлении государством серьезной помехой в укреплении самодержавной власти становится Местничество Не случайно уже Михаил предпринимает попытки его ликвидировать, начав с запрета местнических споров в двух основных полках, Передовом и Сторожевом, и среди дипломатических лиц.

В 1682 году при Федоре Алексеевиче местничество было отменено окончательно.

Эволюция политического строя России к абсолютизму отразилась и в новом кодексе законов, принятом в 1649 году при Алексее Михайловиче – Соборном Уложении, которое оставалось основным законом в России вплоть до первой половины XIX века.

Кроме вопросов, связанных с жизнью различных сословий, о чем говорилось выше, в Соборном уложении большое внимание уделялось вопросам, связанным с охраной здоровья и чести царя, царской власти. Вводилось в связи с этим понятие государственного преступления. Такая защита престижа царской власти явилась также свидетельством укрепления самодержавия в середине XVII века.

Постепенный переход России к абсолютизму отчетливо виден в различных областях политической жизни, как носящих более глубинный характер, так и во внешних.

Изменился титул московских государей, в котором появился титул “самодержец”. В 50-х годах, после вхождения Левобережной Украины в состав России, он звучал так: “Великий государь, царь, Великий князь всея Велики и Малыя и Белыя России Самодержец”.

На пути к абсолютизму определенное препятствие создавала церковь, главы которой могли претендовать на власть.

При Михаиле Романове в сан был возведен его отец Филарет Никитич, который получил при этом титул государя, коим именовался и сам царь. Филарет, по отзывам современников “был очень властный человек”.

Превосходя Михаила твердостью характера и опытностью в делах, он занимал первостепенное в управлении государством вплоть до кончины в 1633 году.

Однако, отношения Михаила и Филарета, поданным историков, были вполне дружелюбными.

Совсем по-иному сложились отношения патриарха и светской власти в царствование Алексея Михайловича, когда патриархом стал Никон. Возглавив Русскую православную церковь в 1652 году, Никон тоже получил титул “великого государя”.

Он пользовался тогда безграничным доверием молодого, малоопытного еще в делах Алексея Михайловича, на которого оказывал определенное влияние. В руках патриарха сосредоточились не только церковные, но и многие государственные дела.

Никон не только открыто равнял свою власть с государевой, но и отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви, доказывая, что церковь (“священство”) выше светской власти (“царства”), ибо царь получает свою корону из рук патриарха – представителя Бога на земле.

Жестокий, властолюбивый Никон вызывал недовольство не только у светских лиц, но и у высшего духовенства. Постепенно и сам царь начал освобождаться от слепого подчинения Никону. Размолвки с царем становятся все чаще.

Наконец, в 1658 году в результате очередной размолвки с царем, Никон демонстративно отказался от патриаршества и уехал в Воскресенский монастырь, переоценив силу своего влияния, надеясь, что его позовут обратно.

Официально патриарший сан с Никона снят не был, поэтому избрать нового патриарха было невозможно.

В конечном итоге Смута в Русской православной церкви зашла так далеко, что для разрешения всех конфликтов были, по инициативе царя, были приглашены главы православных церквей.

В 1666 – 1667 годах в Москве был созван Собор вселенских патриархов, на котором присутствовало до 30 архиереев, русских и от других главных церквей православного Востока.

Никон был обвинен в нарушении норм церковной жизни, неуважении к царю, вмешательстве в светские дела и т. д., лишен сана и сослан монахом в Ферапонтов монастырь.

Восточные патриархи, составив приговор над Никоном, поместили в его тексте утверждение о том, что патриарх должен быть во всем “послушен” царю. Русское высшее духовенство выступило против этого утверждения. В решении Собора после долгих споров было указано, что царь должен иметь преимущество в светских государственных делах, а патриарх – в церковных.

Однако, мнение греческих иерархов об общем превосходстве царской власти над патриаршеской было усвоено московскими государями, которые никогда больше не допускали возможности, чтобы власть церковная равняла себя с государственной.

Таким образом, в середине и второй половине XVII века в России начинается оформление Абсолютизма, что проявилось в разных сферах политической жизни: в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а так же состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате; в изменении царского титула; в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.

Цит. по: История России с древнейших времен. Учеб. пособие/Иван. Гос. Энерг. Ун-т. – Иваново, 2003. – C. 110 – 115.

Источник: http://www.slavkrug.org/nachalo-formirovaniya-absolyutizma/

Ссылка на основную публикацию