Эволюция революционного движения в России в xix веке — история России

Общественные движения в России второй половины XIX века. Зарождение организованной революционной деятельности и ошибки самодержавия

Прежде чем начать разговор об общественных движениях в России второй половины XIX века, следует строго обозначить, что в себя включает это понятие и чем общественное движение отличается от социального движения.

Социальное движение — это движение социальных групп, то есть рабочее движение, христианское движение, крестьянское движение и т.д.

Общественное движение — это движение общественных групп.

Население России XIX века, особенно второй его половины, можно грубо разделить на две основные части: безмолвствующий народ (98% населения страны) и остальные 2% — образованная интеллигенция.

В сегодняшнем разговоре под общественным движением мы будем понимать движение небольшой группы очень хорошо образованного и прогрессивного населения страны, представители которого рассуждали о судьбах Родины, на все имея какие-то взгляды и позиции.

Таким образом, общественное движение и социальное движение это далеко не одно и то же. Эти понятия ни в коем случае нельзя путать или объединять как одно.

Для понимания «природы» общественных движений данного периода российской истории я должен уделить немного времени характеристике того времени. Начало второй половины XIX века зачастую зовется в истории «периодом русской гласности». Именно гласность послужила толчком к возникновению общественных движений и вот ее основные, ключевые черты:

  1. Гласность — это явление, которое возникает после очень долгого и серьезного цензурного запрета. Во второй половине XIX перед нами появляются люди, которые вдруг почувствовали возможность выразить свою позицию, свои взгляды на многие вещи.

    Далее они, переполненные желанием сказать и прочитать то, что им интересно, начинают рассказывать об этом всем вокруг — «сколачиваются» кружки, где образованные молодые люди делятся друг с другом мнениями, в том числе и по отношению к действующей власти.

  2. Гласность всегда идет бок о бок с критикой. Все разговоры вышеупомянутых людей были переполнены критикой, которая зачастую носила оголтелый и неконструктивный характер.

    Период гласности — это когда все знают, как плохо, но не знают, как хорошо. Кончится он ровно в тот момент, когда люди придумают, как сделать лучше.

    Тогда начнут появляться сотни вариантов того, как правильно, и единство гласности распадется.

  3. Так как периоду всеобщей гласности предшествовал очень долгий период запрета, в каждом человеке по старой привычке сидел маленький цензор, который постепенно ослабевал по мере того, как за словами перестает следовать наказание. Смелость высказываний идет по нарастающей.

  4. В период гласности главной наукой становится история. В ней умные люди находят моменты и эпизоды, которые похожи на сегодняшний день. Эти эпизоды и становятся главной темой для разговоров — проводятся параллели и т.д.

  5. Период гласности очень короткий, так как нельзя вечно критиковать. Закономерно за критикой следовали конкретные предложения по улучшению ситуации, коих, естественно, было множество.

Так, начиная с 1859 года из гласности начинают формироваться общественные движения, которые характеризуются взглядами преимущественно интеллигенции на разные дискуссионные вопросы.

И тут сразу же возникает проблема: дискуссионных вопросов было не так много, как казалось изначально, но вариантов ответов на них было огромное количество у разных общественных групп.

Например, один из популярнейших вопросов того времени: близка ли смерть монархии и какая модель государственного устройства будет идеальной для России. Кто-то уверял, что России что нужна конституционная монархия. Другие — что республика, и т.д.

Таким образом, одной из главных характеристик общественных движений России второй половины XIX века можно назвать раздробленность. Члены различных кружков только спорили между собой и редко могли договориться. Единого движения не было, противники императорской власти выступали не как одно целое, и это вряд ли шло во благо по сути общему делу.

Но был один момент, на почве которого общественные движения почти не имели расхождений — ожидание революции. 1861 год, издан манифест об отмене крепостного права.

Каждый помещик вместе с мировым посредником и своими крестьянами должен был составить и подписать документ — уставную грамоту — в котором будут расписаны все условия, на которых крепостные будут «освобождены» (весьма условно, но об этом в другом посте).

В числе прочего, в уставной грамоте были описаны земельные наделы, полагающиеся крестьянам. За эту землю они потом очень долго расплачивались, ежегодно выплачивая выкупные платежи.

Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 год.*

На составление уставной грамоты государство дало помещикам время до 1863 года, и тогда среди крестьян начал блуждать слух, очень скоро принятый ими на веру: кто из крестьян не подпишет уставную грамоту сейчас, в 1861 году, тот в 1863 получит землю совершенно бесплатно! Естественно, этот слух дошел и до общественного движения, в том числе до ведущих идеологов того времени — Чернышевского и Герцена. Конечно, они понимали, что бесплатно землю крестьянам никто не даст, и пришли к выводу: вполне возможно, что в 1863 году начнется революция. Герцен считал революцию неминуемым исходом, однако не ждал ее и даже боялся, ибо знал, что революция — это кровь.

А.И. Герцен — русский публицист, писатель, философ, сторонник революционных буржуазно-демократических преобразований

Он начинает писать письма Александру II, чтобы тот предпринял какие-то действия, дабы дело не дошло до массовых крестьянских бунтов.

Само собой, Александр ему не отвечает и Герцен приходит к следующему выводу: власть бездействует, революция неизбежна, и нам, общественным деятелям, остается одно — сделать грядущую революцию минимально кровавой! Этого можно было добиться одним путем — попытаться, чтобы офицеры, которые должны будут выйти подавлять революцию, не вышли.

Большую роль играло также высшее чиновничество, поэтому по мнению Герцена и Чернышевского главной задачей становится попытка привлечь максимальное число образованных людей (гос. чиновников, офицеров, деятелей культуры) на сторону готовящейся революции.

В 1861 году была создана организация «Земля и Воля». Вдохновителями общества были, соответственно, Герцен и Чернышевский. Главная задача организации — подготовить мирную крестьянскую революцию.

«Земля и воля» представляла собой объединение раскиданных по городам 13-14 кружков, члены которых под каким-либо прикрытием промывали образованным людям (в большинстве своем молодежи) мозги, чтобы те не участвовали в подавлении революции, а наоборот примкнули к ней.

Но вот наступил 1863 год, и никакой крестьянской революции не последовало. Вместо революции произошло польское восстание.

Либералы, члены организации, отказались поддерживать польское восстание без «крестьянского продолжения». Кто-то сбежал, кто-то поверил в прогрессивность начавшихся в стране «великих реформ».

Так, в 1864 году «Земля и воля», сделавшая ставку на крестьянский бунт, теряет свой смысл и самоликвидируется.

В итоге, после распада организации молодые люди, которые туда входили и не отказались от своих идей, начали чувствовать внутри некую пустоту.

Они не знают, куда себя деть, и обращают свое внимание на опубликованное в журнале «Современник» в 1863 году произведение «Что делать?» Николая Чернышевского.

Там есть некая Вера Павловна, прогрессивная и «не такая как все» девушка, ратующая за справедливость и новый быт. Вера Павловна организовывает артели— организации людей, которые совместно живут и наравне работают.

Продукт, который изготавливается в артелях, дешевле продукта, изготавливающегося на капиталистических предприятиях. Как итог, по всей стране молодые люди, и мужчины и женщины, начинают организовывать такие артели.

Обложка первого издания романа в виде отдельной книги. 1867 год*

Наиболее крупная сеть артелей появляется в Санкт-Петербурге под руководством революционера, социалиста-утописта Николая Ишутина.

Молодые дворянские девушки селились вместе в квартире, с утра до обеда работали (в основном шили и ткали), после чего к ним приходили студенты и читали им университетские лекции.

Так, девушки не только сообща работали, но и образовывались — очень долго девушкам высшее образование было попросту недоступно, и просвещаться можно было только таким образом. Послушали лекции, пошли спать, а на следующий день все то же самое.

Бесспорно, социализм — идея прекрасная, однако неосуществимая, утопичная.

Все деньги членов артелей уходили на новое сырье и еду, ни один из них не получал денег на свои нужды, что со временем вполне закономерно привело к недовольствам и ссорам.

Идеализм столкнулся с человеческой природой и артели начали распадаться, просуществовав в среднем полтора-два года. Удивительно, но никто больше не хотел пахать как лошадь ради эфемерного «общего блага».

Не стоит думать, что артели были только женские. На фото — Санкт-Петербургская артель художников. 1863-1864 гг.

Двоюродный брат Ишутина Дмитрий Каракозов тоже занимался в одной из артелей, читал девушкам университетские лекции, а затем вместе с Ишутиным собрал группу из своих сверстников и назвал ее «АД».

По вечерам они собирались на квартирах и до глубокой ночи обсуждали, как они хотят убить царя! Честно говоря, эти собрания больше походили на обычные кухонные разговоры, однако за этими разговорами Каракозов реально убеждает себя, что он и в правду должен убить Александра II! 4 апреля 1866 года он приходит в Летний сад, где каждый день гуляет царь, и прямо у ворот стреляет в него, однако промахивается. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул проходящий мимо крестьянин Осип Комисаров из Костромской губернии, позже произведенный в дворянское достоинство.

Русский революционер-террорист Д.В. Каракозов

А теперь очень важный момент: когда власть разбирала дело Каракозова, был сделан вывод, что он — поляк, решивший отомстить за жестокое подавление польского восстания.

Царь наивно полагал, что произошедшее является банальной местью, и даже думать не думал в том направлении, что Каракозов — лицо общественного недовольства, но не Польши, а России! В итоге, поступок Каракозова был расценен не как сигнал к внутренним проблемам страны.

В глазах власти все было просто: поляк кинулся мстить Александру II за Польшу, а обычный костромской мужик — символ родины и отечества — царя-батюшку спас.

Великолепная картина: олицетворявший страну крестьянин готов отдать жизнь за императора, не дав подлому поляку убить его и нарушить царивший в стране «великий мир»! Александру была дана прекрасная возможность проанализировать ситуацию правильно и начать действовать, однако он ее упустил.

Итого, Каракозов и Ишутин были арестованы, а ишутинская организация, как и артели, была ликвидирована (это повлекло за собой «зачистку» и ликвидацию многих других кружков и артелей).

Каракозова казнили, Ишутина сослали на пожизненную каторгу, многие ишутинцы (особо радикальные) также были посажены в тюрьму.

Но что о членах артелей? Ведь толком, в чем они были виноваты? В том, что жили вместе и работали? Они тоже были наказаны, однако не каторгой, а ссылкой к каким-нибудь родственникам в глушь, или просто куда подальше в сельскую местность.

Так, прогрессивная молодежь, зараженная революционными взглядами, расползается по стране. Там они по понятным причинам начинают невероятно скучать, ибо даже пообсуждать будущее страны не с кем — кругом одни сельчане да крестьяне.

В раздумьях о том, куда себя деть, это образованное и несогласное студенчество начинает вести пропаганду своих взглядов среди местных, порой даже не осознавая этого.

От нечего делать они ходят по гостям, гоняют чаи и само собой ведут с хозяевами домов всяческие разговоры, тем самым заражая провинцию революционными мыслями о прогрессивном будущем страны.

Так начался фатальный, необратимый процесс, очередная ошибка императорской власти: революционная пропаганда развертывается там, до куда она никогда и не дошла бы, если б не массово ссылаемые на места «оппозиционеры».

Из этого вскоре вытекает движение народников, о чем мы поговорим в следующем посте!

Источник: https://golos.io/ru—istoriya/%40vood.one/obshestvennye-dvizheniya-v-rossii-vtoroi-poloviny-xix-veka-zarozhdenie-organizovannoi-revolyucionnoi-deyatelnosti-i-oshibki

Общественно-политические движения в России 19 века :

19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве.

От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП).

Как это происходило?

Предпосылки

К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право.

Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять.

Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей. В России появилось новое общественно-политическое движение — это движение за отмену крепостного права.

Таким образом, стали появляться основы для организационного оформления консерватизма и либерализма. Либералы выступали за перемены, инициатором которых должна была стать власть. Консерваторы стремились сохранить существующее положение вещей. На фоне борьбы этих двух направлений у отдельной части общества стали появляться мысли о революционном переустройстве России.

Более активно общественно-политические движения в России стали проявляться после похода русской армии в Европу. Сравнение европейских реалий с жизнью на родине было явно не в пользу России. Первыми начали действовать революционно настроенные офицеры, вернувшиеся из Парижа.

Декабристы

Уже в 1816 году в Петербурге этими офицерами было образовано первое общественно-политическое движение. Это был «Союз спасения» из 30 человек.

Они ясно видели цель (ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии) и совсем не представляли, как этого можно добиться.

Следствием этого стал распад «Союза спасения» и создание в 1818 году нового «Союза благоденствия», в который входили уже 200 человек.

Но из-за разного взгляда на будущую судьбу самодержавия и этот союз просуществовал всего три года и в январе 1821 года самораспустился. Бывшие его члены в 1821—1822 годах организовали два общества: «Южное» в Малороссии и «Северное» в Петербурге. Именно их совместное выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года впоследствии стало называться восстанием декабристов.

Поиск путей

Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков.

Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?».

Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.

Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры.

Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии.

Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.

Отмена крепостного права

К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма.

Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому.

Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел — эмигрировал в Европу.

Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.

Активизация революционеров

Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений.

В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.

Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные.

Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания.

Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.

В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства.

Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны.

Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.

Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу.

Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел».

Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.

В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.

Самые активные

В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс.

В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю.

Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.

Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html

Революционное движение в 60-70 годах XIX века

Конспект по истории России

Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения. Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала «Современник» и Чернышевского, возник план революционной агитации.

Чернышевский в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка «К молодому поколению», написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы «Великорусс».

Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация «Земля и воля» с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах.

На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе «Свобода». Во главу угла ставились агитация и пропаганда.

Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла — после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление.

Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. «Земля и воля» прекратила свое существование.

Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа «Ад». Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II.

Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация «Народная расправа». Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены «Народной расправы» были арестованы.

Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.

В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники. Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.

Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский.

Они сформулировали основное положение народнической доктрины — возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем.

Изначально в народничестве присутствовали две тенденции — революционная и реформистская.

Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть — как программу постепенного движения по пути реформ.

Революционное народничество разделялось на три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате.

Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих «Исторических письмах» и издании «Вперед» он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев.

Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое «хождение в народ», предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г.

Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. «Хождение» закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт «хождения в народ» способствовал организационному сплочению революционных сил.

Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

В 1876 г. была создана тайная революционная организация «Земля и воля» — централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель — передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г.

раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году «Земля и воля» распадается на две организации «Черный передел» и «Народную волю». Первая остается на позициях пропаганды.

«Народная воля» переходит к массовому террору против сановников и царя.

Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия, введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация.

Два покушения на царя — подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) — заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов.

Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria48.html

Развитие революционного движения в России

Реформы не удовлетворили значительную часть общественности, которая рассчитывала получить от властей большие уступки. Те, в свою очередь, отнюдь не намеревались заходить слишком далеко, что не могло не породить конфликта между обществом и властью.

Неумение найти общий язык, вызванное и отсутствием демократического опыта, и общественным нетерпением, приводило к быстрому нарастанию радикализма в общественном сознании в России, выражавшемуся, прежде всего, в складывании революционной идеологии.

Наибольшее распространение в революционной среде получили социалистические идеи, что объясняется, по-видимому, привлекательностью коллективистских установок и радикальностью предполагаемых изменений.

Возникновение революционного движения в России относится к середине XIX в. (Правда, длительное время в советской исторической литературе его начало связывали с декабристами и с периодом так называемой дворянской революционности.

Однако выступление декабристов более связано, хотя и с известными оговорками, с эпохой дворцовых переворотов, нежели с революционным движением. И уж тем более мало оснований для причисления к революционным проявлениям всевозможных кружков 30 — 40-х гг.

) Цели и задачи революционного движения на протяжении его развития постоянно менялись, прежде всего, в результате изменения основных социальных сил, в нем представленных. В соответствии с этим и может быть построена периодизация революционного движения в России.

Начавшись как антикрепостническое и антифеодальное течение, оно постепенно перерастает в антикапиталистическое. Точно также и первоначальная опора на крестьянское сопротивление постепенно уступает поискам социальных связей революционеров, являвшихся преимущественно представителями радикальной интеллигенции, с рабочими.

Первый этап революционного движения, получивший название народничества, приходится на отрезок времени с конца 50-х до начала 90-х гг.

Главной его особенностью является исключительное внимание к крестьянству и как к объекту заботы революционеров, и как к реальному субъекту революционной борьбы, и, наконец, как к классу, несущему в себе зародыш будущего социалистического строя, выраженному в крестьянской общине. Сами же революционеры рассматривались как организующе-координационная сила, возглавляющая борьбу.

Однако, поскольку в зависимости от того, в каком соотношении представлялась роль крестьянства и интеллигенции, менялись как идеологические позиции, так и тактика деятельности, в народническом этапе можно выделить несколько самостоятельных периодов.

Народники 60-х гг. своей основной задачей видели обеспечение крестьянского варианта проведения реформы, уповая на стихийную крестьянскую революцию, для которой они и должны подготовить кадры руководителей.

Именно с этой целью и была создана организация «Земля и воля» во главе с Н.Г. Чернышевским (Санкт-Петербургский центр) и А.И. Герценом (Лондонский центр).

Однако слабость крестьянского движения, а также самих революционеров привели к осознанию невозможности добиться поставленных целей и к самороспуску организации.

Определенную эволюцию проделало и народничество 70-х гг. Отталкиваясь от идей М. Бакунина, считавшего крестьянина прирожденным бунтарем, не требующим каких-либо значительных усилий со стороны интеллигенции с целью возбуждения крестьянского бунта, революционная теория сначала вынуждена была признать, в лице П.

Лаврова, недостаточную готовность крестьянства к выступлению, чтобы затем П. Ткачев и вовсе отказал ему в какой бы то ни было революционности, определив в качестве главной силы революции интеллигента. Причем, все эти идеи народники 70-х гг. проверили на практике. «Хождение в народ» и пропагандистская деятельность новой «Земли и воли» 70-х гг.

, во-первых, откровенно разочаровали часть из них в крестьянстве, а, во-вторых, полицейские репрессии привели к мысли о необходимости борьбы не только с социальным строем вообще а с вполне конкретным государством. Результатом стал переход группы членов «Земли и воли», ставшей теперь называться «Народной волей», к активной террористической деятельности.

Организовав настоящую охоту за императором, народовольцы сумели осуществить убийство Александра II, однако добиться поставленных целей и таким путем им не удалось. Сосредоточившись на акте цареубийства, они исчерпали этим свои силы, поэтому для окончательного разгрома революционного народничества государству даже не пришлось особенно напрягать свои силы.

В то же время последствия деятельности народнического движения весьма значительны.

С одной стороны, именно его действия стали причиной колебаний правительства Александра II, задумавшегося о введении «конституции», однако, с другой — они же привели Александра III к мысли о вреде каких-либо изменений в политическом строе страны, способствовав, тем самым, укреплению консервативных тенденций в политике государства в конце XIX — начале ХХ вв.

Да и само народническое движение после поражения претерпело серьезные изменения. Отвергая до сих пор возможность развития в России буржуазных отношений, оно вынуждено было теперь признать их существование. Тем самым, подверглись определенным изменениям как тактика, так и стратегия последователей народников.

Возникающие с середины 90-х гг. XIX в.

неонароднические организации социалистов-революционеров попытались увидеть в капитализме не только отрицательные, но и положительные стороны (подготовка материальных предпосылок социализма), выдвинули новый подход к решению земельного вопроса, получивший название социализации земли, стали больше внимания уделять рабочему движению и т.д. В то же время, в практике эсеровской деятельности сохранилось многое из народнического опыта, и, в частности, взгляд на индивидуальный террор как на главное средство революционной борьбы. Как раз благодаря своей террористической деятельности в начале ХХ в. эсеры и завоевали наибольшую популярность в массах. Убийства министров внутренних дел Д.С. Сипягина и В.К. Плеве, великого князя Сергея Александровича и ряда других правительственных чиновников, сделав эсеров главными врагами политического режима, одновременно привлекли к ним симпатии общественности.

Не меньшую популярность в России с 90-х гг. XIX в. приобрели марксистские идеи, что связано как с окончательным превращением рабочего класса в заметную социальную силу в стране, так и с неудачей народнического варианта осуществления социализма.

Возникновение марксистских организаций («Освобождение труда», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»), объединившихся в 1898 г.

в Российскую социал-демократическую рабочую партию, позднее расколовшуюся на крайне левых (большевиков) и умеренных (меньшевиков), с очевидностью свидетельствовало о выходе на арену революционной борьбы новой политической силы.

Активизация деятельности подпольных организаций свидетельствовала о нарастании недовольства во всех слоях российского общества. Несомненным доказательством этих тенденций является и рост рабочего и крестьянского движения (забастовки в С.-Петербурге 1897 г., «Обуховская оборона» 1901 г., всеобщая стачка на юге России 1903 г., крестьянские волнения на Украине 1902 г. и др.).

К внутренним проблемам добавлялись внешние. Рост противоречий на Дальнем Востоке между Россией и Японией по поводу раздела сфер влияния в Корее и Китае, наряду со стремлением погасить с помощью «маленькой победоносной войны» (В.К.

Плеве) растущее революционное движение, привел к началу русско-японской войны (январь 1904 г.) Однако крупные поражения русской армии и флота (под Ляояном и Мукденом, сдача Порт-Артура, Цусимское морское сражение), приведшие к поражению в войне и заключению невыгодного Портсмутского мира (август 1905 г.

), напротив, резко обострили и без того сложную внутриполитическую ситуацию в стране.

Не удивительно поэтому, что в январе 1905 г. грянул взрыв, вошедший в российскую историю как первая российская революция (1905 — 1907 гг.). Начавшись с событий «кровавого воскресенья», она быстро переросла в стихийное в своей основе массовое движение, с энтузиазмом встреченное как в революционных, так и в либеральных кругах, которые попытались не просто примкнуть, но и возглавить его.

Однако организованных политических сил первоначально не хватало, поэтому «профессиональные политики» явно не поспевали за событиями. Так, социал-демократы только к апрелю 1905 г. сумели увидеть в происходящем долгожданную ими революцию и обсудить вопросы участия в ней (III съезд РСДРП, Женевская партийная конференция). Еще позднее — в мае — это сделали либералы, и лишь в декабре — эсеры.

В большинстве случаев важнейшей задачей революции рассматривалась ликвидация самодержавия, однако, если для либералов это означало создание конституционно-монархического строя, то радикалы (социал-демократы, социалисты-революционеры) стремились не только к полной ликвидации монархии как государственного института, но и к уничтожению всей существующей социально-политической системы в целом, к смене ее новой социалистической формацией.

Впрочем, революция развивалась по собственным законам. Нарастание стачечной волны вызвало потребность в самоорганизации рабочих. Результатом стало возникновение новой формы руководства революционным движением — Советов рабочих депутатов (первый совет был создан в Иваново-Вознесенске во время одной из крупнейших забастовок в мае 1905 г.).

Другим важнейшим следствием развития революционного процесса стало ослабление авторитета власти в доселе, казалось, незыблемой его опоре — армии.

Раздраженные неумелостью ведения войны правительством и общей системой отношений в армии, солдаты и матросы начали примыкать к революционным выступлениям, что отчетливо проявилось в восстании на броненосце «Потемкин» (июнь 1905 г.).

Размах движения не мог не обеспокоить власти.

Однако правительство, как, впрочем, и его политические оппоненты, не поспевало за развитием событий, оно постоянно колебалось в выборе мер по стабилизации положения, что приводило к двойственности его политики: с одной стороны, оно использовало силу (хотя и не слишком последовательно), а с другой — шло на некоторые частичные уступки. К последним, в частности, можно отнести решение о создании нового законосовещательного учреждения — Государственной думы (6 августа 1906 г.), вошедшей в историю под именем «булыгинской».

Однако революционным движением подобные действия властей были восприняты, скорее, как проявление слабости, что, естественно, вызывало соблазн добиться больших уступок — и главной — ограничения самодержавия. Именно под этим лозунгом осенью 1905 г.

произошло объединение большинства революционных и либеральных сил, в результате чего октябрь ознаменовался крупнейшей стачкой всероссийского масштаба. К тому же с осени все более активно стало выступать пассивное до тех пор крестьянство. Давление принесло результаты.

Царь вынужден был пойти на самую серьезную уступку революционного времени, — расцениваемую многими как шаг на пути к превращению политического строя в конституционно-монархический — он издал Манифест 17 октября, провозгласивший политические свободы в стране и наделение Государственной думы законодательными правами.

Если либеральные круги вполне удовлетворились результатами стачки и развернули деятельность по формированию легальной политической среды (образование легальных политических партий: конституционно-демократической, октябристской; подготовка к выборам в Государственную думу и др.

), то среди радикалов сохранялась установка на продолжение борьбы вплоть до полной ликвидации монархии (по меньшей мере). Добиться этой цели уже опробованными средствами (демонстрациями и стачками) было практически невозможно, поэтому логика развития социального конфликта вплотную подвела противоборствующие стороны к вооруженному столкновению.

В декабре 1905 г. — январе 1906 г. по ряду российских городов прокатилась волна вооруженных восстаний (наиболее крупное — в Москве), однако в силу слабости революционеров, во многом связанной с расколом в их среде и отходом от революции либералов, они потерпели поражение.

В 1906 — 1907 гг. революционные выступления, хотя и во все уменьшающемся масштабе, продолжались. Но главные события в политической жизни были связаны уже не с ними, а с выборами и работой I и II Государственных дум.

Состав депутатов этих учреждений оказался весьма радикален, и это радикальное большинство заявило претензии на очень серьезные преобразования, прежде всего, в аграрной сфере.

Правительство же не было готово к столь решительным шагам по обеспечению участия общественности в государственном управлении, поэтому сроки деятельности обеих Дум оказались весьма краткими: чуть более двух месяцев работала первая (27 апреля — 8 июля 1906 г.) и три с половиной — вторая (20 февраля — 2 июня 1907 г.). Обе они были распущены правительством.

Роспуск последней 3 июня 1907 г., сопровождавшийся изменением избирательного закона, обычно рассматривается как государственный переворот и завершение первой российской революции. Важная заслуга в том, что эти события завершились благополучным для власти исходом, принадлежит твердости и решительности П.А. Столыпина, премьер-министра России в 1906 — 1911 гг.

Как бы ни оценивались результаты революции, следует отметить значительность изменений, происшедших в жизни страны. Прежде всего, начала меняться политическая структура российского государства, которое, хотя и медленно, стало двигаться в направлении преобразования в конституционную монархию.

Такой результат был вполне приемлемым для либералов, рассчитывавших путем постепенной эволюции довести этот процесс до логического конца. Таким образом, несмотря на неприятие ими революционных методов, от 1-й российской революции выиграли, в первую очередь, именно они.

Тем самым, революция явилась радикальным средством осуществления либерально-реформистской альтернативы.

Другим важнейшим следствием революции стало заметное преображение социально-экономической сферы, где, во-первых, начала осуществляться «столыпинская» аграрная реформа, освободившая крестьян от тисков сельской общины, а во-вторых, резко ускорилась модернизация российской промышленности, вызванная ликвидацией многих ограничений в индустриальных областях и ростом потребительского спроса на ее продукцию в результате выросшего материального уровня жизни рабочего класса.

Послереволюционный период характеризуется неуклонным развитием процессов становления российского парламентаризма в рамках III (1907 — 1912 гг.) и IV (1912 — 1917 гг.) Государственных дум. Большое значение имело здесь формирование «нормального» процесса политической борьбы легальных политических партий и межпартийных блоков, прежде всего, в рамках все той же Государственной думы.

С другой стороны, значительная часть политических противников существующего режима из радикального лагеря (социал-демократы, эсеры, анархисты) по-прежнему видела свою цель в ликвидации существующего политического и социально-экономического строя в целом, а потому настаивали на продолжении нелегальной деятельности.

В первые послереволюционные годы (1907 — 1910) их деятельность весьма жесткими усилиями властей и разбродом в собственных рядах, вызванном различием оценок итогов революции (что отразилось, например, в дискуссиях по поводу сборника «Вехи»), была практически полностью парализована, однако со второй половины 1910 г. радикалы начинают чувствовать себя все увереннее.

Продолжающееся сохранение разрыва связи между государством и обществом, незавершенность и ограниченность проведенных реформ по-прежнему воспроизводили условия нестабильности системы власти в России.
Поэтому, постепенно нарастая, революционное движение уже к 1912 г.

достигает вновь значительного размаха, став особенно массовым после расстрела рабочих на Ленских золотых приисках (апрель 1912 г.). А к середине 1914 г. страна вновь оказалась на грани революционного конфликта.

Дальнейшему развитию революционной ситуации помешала лишь I мировая война, разразившаяся в августе 1914 г.

Оказавшись втянутой в эту войну на стороне блока Антанты, Россия была, пожалуй, менее других готова к ней, что и предопределило огромные людские и материальные потери, понесенные ею в этой войне.

Неумелость политического руководства страной в условиях войны, тяжелая экономическая ситуация и неравномерность в распределении тягот военного бремени все более обостряли внутриполитическую ситуацию в стране, вплотную подводя ее к новому революционному взрыву, который и произошел в феврале 1917 г.

Источник: http://studopedya.ru/2-40954.html

Ссылка на основную публикацию