Дипломатия на руси 12 — 15 веков — история России

История димломатии, том 1 :: Читать книги онлайн

Дипломатия на Руси 12 - 15 веков - история России

Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитиче­ские задачи государств, экономической основой которых было рабовладение.

Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В про­цессе своего исторического развития он прошел несколько последовательных стадий.

Раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от об­щинно-родового строя, лежало в основе государственных обра­зований Древнего Востока — типа египетской деспотии, царства хеттов, Ассирии, Персии, государств Древней Индии.

В этих военно-теократических державах, опиравшихся на силу вне­экономического принуждения, внешняя политика направля­лась преимущественно завоевательными интересами: захват земель, рабов, скота, грабеж богатств, имевшихся в соседних странах, были главной целью тогдашних войн.

Международ­ные вопросы разрешались обычно вооруженной силой. Однако государствам Древнего Востока приходилось развивать и весьма оживленную дипломатическую деятельность. Дипло­матические сношения велись самими царями.

Властелины Древнего Востока почитались как боги, воплощали в своем лице все государство, имели в своем распоряжении целые армии «царских слуг» — чиновников и писцов.

В соответствии с основными задачами завоевательной внеш­ней политики военно-теократических царств Востока их цен­трализованная дипломатия разрешала сравнительно ограни­ченный круг вопросов. Наиболее сильной ее стороной явля­лась организация всепроникающей военно-политической раз­ведки.

Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денеж­ным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе античных государств — Греции и Рима.

Внешняя политика этих рабовладельческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расши­рение территорий, за приобретение рабов, за рынки.

Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, поиски союзников, обра­зование группировок, колониальная экспансия, которая ста­вила своей задачей образование крупных держав и вызвала столкновения у греков на Востоке, с Персидским царством, у римлян — на Западе, с богатейшей торговой республикой древнего мира — Карфагеном.

Дипломатическая деятельность античных полисов выра­жалась в оживленных переговорах, беспрерывном обмене посольствами, созыве совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров.

Во всей полноте развертывается деятельность дипломатии государств классической Греции в период Пелопоннесской войны между двумя крупнейшими военно-политическими союза­ми — Афинским и Спартанским, — которые боролись в тече­ние 30 лет за преобладание в эллинском мире.

В дальнейшем не менее напряженная деятельность дипломатии разгорается с выступлением на общегреческую арену новой силы — Ма­кедонского царства, которое воплощало в себе объединитель­ные тенденции Греции того времени в сочетании с колониаль­ной экспансией на Восток.

На западе, в Римской республике, наибольшая активность дипломатии наблюдается в период Второй и Третьей Пуни­ческих войн. В это время крепнущая Римская республика встречает в лице Ганнибала крупнейшего противника не только в военной, но и в дипломатической области.

На организации дипломатии античных республик сказа­лись особенности политического строя рабовладельческой де­мократии. Послы республик выбирались на открытых собра­ниях полноправных граждан и по окончании своей миссии отдавали им отчет.

Каждый полноправный гражданин, если он считал неправильными действия посла, мог требовать привлечения его к судебной ответственности.

Полностью это было проведено в греческих республиках, в меньшей степени — в Риме: здесь вместо Народного собрания полновластным ру­ководителем внешней политики являлся орган римской знати — Сенат.

В последние два века Римской республики и в первые два столетия Империи рабовладение достигло наивысшего разви­тия в пределах античного мира.

В этот период римское госу­дарство постепенно складывается в централизованную форму Империи.

Внешняя политика императорского Рима пресле­довала две основные цели: создание мировой державы, вобрав­шей в себя все страны известного тогда «круга земель», и обо­рону ее границ от нападения соседних народов.

На востоке, в своей борьбе и сношениях с Парфянским царством, дипломатия Римской империи при первых импера­торах успешно разрешает наступательные задачи. В дальнейшем, вынужденная к отступлению, она переходит к искус­ному маневрированию.

На Западе, в соприкосновении с варварами на европейских границах Империи, римская дипломатия стремится ослабить напор варварской стихии и использовать ее в качестве военной и рабочей силы.

Одновременно римской дипломатии приходилось разре­шать задачу поддержания целостности Империи путем согла­шений между отдельными частями римской державы.

В связи с централизацией государственной власти все руководство внешней политикой императорского Рима осу­ществлялось главой государства — императором, при посред­стве его личной канцелярии.

Техника дипломатии императорского Рима стояла на до­вольно высоком уровне: она отличалась сложной и тонкой разработкой приемов и форм.

Уже с конца II века замечаются признаки распада Римской империи, связанного с кризисом рабовладельческого способа производства: его вытесняют новые, полуфеодальные, способы эксплоатации труда (колонат и вольноотпущенничество).

Все это обостряло внутренние противоречия, подрывало хозяй­ственную и военную мощь Империи и ослабляло активность внешней политики Рима. В соответствии с упадком политиче­ской и военной мощи римской державы понижался и уро­вень ее дипломатии.

На содержании и формах дипломатиче­ской деятельности Поздней империи заметно сильное влияние восточных государств, в особенности Персии, и варварского мира.

Источник: http://rubooks.net/book.php?book=9604&page=44

Междукняжеская дипломатия на Руси XII—III веков

При политической раздробленности Русской земли дипломатические сношения не могли ограничиться только теми или иными отношениями с соседними государствами. Особое значение приобретали дипломатические отношения между отдельными княжествами, на которые распалось Киевское государство.

Урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками составляет главное содержание этой дипломатии. Лишь временами князья объединяются перед лицом общей опасности.

Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заинтересованные князья и в общем шатре, «сидя с братьями своими на одном ковре», совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили, как правило, распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие военные предприятия. В 1103 г.

на Долобском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич, после длительных споров, в которых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах же принимались и общеобязательные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыновья Ярослава утвердили дополнения к «Правде» их отца.

Таким образом, на съездах устанавливались принципы общей политики, обязательной для всех князей.

На Любечском съезде, который попытался разрешить споры из-за волостей, было провозглашено прекращение феодальных усобиц: «Почто губим Русскую землю, сами на себя котору делая?»— заявляли князья. «А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами рати.

Отныне имемся по едино сердце!» Тогда же, по-видимому, было принято решение, что князь, нарушивший это постановление, лишается волости (княженья), а боярин — головы.

Решения съездов, подобно международным постановлениям, скреплялись крестным целованием.

Участники соглашения брали на себя обязанность силой проводить его в жизнь: «если отселе кто на кого будет, и на того будем все и крест честный!» Действительно, когда после Любечского съезда один из его участников, князь волынский Давид Игоревич, вероломно захватил и ослепил галицкого князя Василька, то прочие князья, участвовавшие на съезде, во главе с Владимиром Мономахом, выступили против него и его соумышленника князя киевского Святополка Изяславича. Со Святополком они вскоре помирились, потребовав, чтобы он принял участие в карательной экспедиции против Давида, а самого Давида заставили явиться на новый снем. Здесь было решено отнять у него Владимир-Волынский, «затем, что ты вверг нож в нас, чего не бывало в Русской земле!»

Наряду со снемами в силе были и соглашения между отдельными князьями. Характерно, что и в таких случаях к дипломатическим переговорам привлекались третьи лица — союзные князья и их дружинники.

Иногда посредниками выступали женщины из княжеской семьи. Так, в 1097 г. мачеха Владимира Мономаха, вдова его отца Всеволода, по просьбе киевлян, примирила своего пасынка с киевским князем Святополком.

Владимир «преклонился на мольбу княгини, потому что чтил ее, как мать, отца ради своего».

Очень крупную роль играли при переговорах церковные феодалы — епископы и настоятели монастырей. В переговорах между Владимиром Мономахом и киевлянами, кроме его мачехи, принимал участие и митрополит, и это тоже оказало влияние на его решение, потому что он «и митрополита также чтил, сан святительский, и не преслушал мольбы его».

Епископы постоянно выступали в качестве послов. Среди них были выдающиеся дипломаты. Такие черты наблюдаются, например, у черниговского епископа Порфирия, который в 1187 г. был посредником между рязанскими князьями и владимирским великим князем Всеволодом Большое Гнездо, «милость прося у него, дабы умирить его с рязанцами».

При содействии обманутого им владимирского епископа Луки это ему удалось, и он сам, по просьбе Всеволода, поехал с его дружинниками в Рязань «с миром». Но в Рязани он повел свою линию, «утаився от Всеволодовых дружинников», так как его симпатии лежали всецело на стороне Рязани, которая входила в состав его епархии.

Он действовал, по словам владимиро-суздальского летописца, «не по-святительски, но как переветник и лжец» и «инако изворотил речь», т. е. проявил те свойства, которые в последующие века долгое время считались основными качествами настоящего дипломата.

Договоры между князьями нередко заключались непосредственно в присутствии епископов или в стенах почитаемых монастырей. Все это открывало широкую возможность духовенству вмешиваться в международную политику. Характерен случай, имевший место в 1127 г.

, когда игумен одного из киевских монастырей, Григорий, при поддержке созванного им церковного собора, понудил киевского князя Мстислава Владимировича нарушить договор с черниговским князем, заявив: «на мне пусть будет грех, если преступишь крестное целование». Мстислав «сотворил волю» духовенства и, по словам летописца, раскаивался в этом всю жизнь.

страницаназад
страницавперед

О проекте

Источник: http://tajni.ru/mejduknyajeskaya_diplomatiya_na_rusi_vekov-a45.html

Читать

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ

*ЧАСТЬ I *

ЕВРОПА В XIV — XV ВЕКАХ

Читайте также:  Победы петра i - история России

-=ГЛАВА 1=-

ИТАЛИЯ В XIV — XV ВЕКАХ

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ

РЕМЕСЛА

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ИТАЛИИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТИРАНИИ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИТАЛЬЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ

ПОСОЛЬСКОЕ ДЕЛО

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

КУЛЬТУРА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV — XV ВЕКОВ

ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XV ВЕКА

-=ГЛАВА 2=-

ФРАНЦИЯ ВО ВРЕМЯ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ

БОРЬБА С ПАПСТВОМ

«СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ»

НАЧАЛО СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ

ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ

«ЖАКЕРИЯ»

ФЕОДАЛЬНЫЕ УСОБИЦЫ

ПОБЕДА ФРАНЦИИ В СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ

БОРЬБА ЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНЦИИ

ЛЮДОВИК XI И КАРЛ СМЕЛЫЙ

КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ XIV—XV ВЕКОВ

-=ГЛАВА 3=-

АНГЛИЯ В XIV — XV ВЕКАХ

ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВИКЛЕФА ПРОТИВ ЦЕРКВИ

ВОССТАНИЕ КРЕСТЬЯН В 1381 ГОДУ

ВОЙНА АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ

КУЛЬТУРА АНГЛИИ XIV — XV ВЕКОВ

КУЛЬТУРА ШОТЛАНДИИ XIV — XV ВЕКОВ

-=ГЛАВА 4=-

ГЕРМАНИЯ В XIV — XV ВЕКАХ

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ГЕРМАНИИ

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

«НАТИСК НА ВОСТОК»

ОППОЗИЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА

ДВИЖЕНИЕ МИСТИКОВ

«МОЛОТ ВЕДЬМ», «МУРАВЕЙНИК», «БИЧ»

-=ГЛАВА 5=-

СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ В XII — XV ВЕКАХ

КАЛЬМАРСКАЯ УНИЯ

ГРЕНЛАНДИЯ, ИСЛАНДИЯ И ФИНЛЯНДИЯ

КУЛЬТУРА ДАНИИ И ИСЛАНДИИ

КУЛЬТУРА НОРВЕГИИ

НАУКА И КУЛЬТУРА ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ

-=ГЛАВА 6=-

ЧЕХИЯ И ПОЛЬША В XIV — XV ВЕКАХ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕХИИ В XIV ВЕКЕ

ОСНОВАНИЕ ПРАЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЯН ГУС

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ

ЗАВЕРШЕНИЕ ГУСИТСКИХ ВОЙН

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА

БОРЬБА С ТЕВТОНСКИМ ОРДЕНОМ

УНИЯ С ВЕЛИКИМ КНЯЖЕСТВОМ ЛИТОВСКИМ

СИТУАЦИЯ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА

ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

ПОЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА

КУЛЬТУРА ЧЕХИИ XI — XV ВЕКОВ

АРХИТЕКТУРА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЧЕХИИ XI—XV ВЕКОВ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

ФИЛОСОФИЯ

ИСТОРИОГРАФИЯ

КУЛЬТУРА СЛОВАКИИ XI—XV ВЕКОВ

АРХИТЕКТУРА СЛОВАКИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА ПОЛЬШИ XI—XV ВЕКОВ

АРХИТЕКТУРА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

-=ГЛАВА 7=-

КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КУЛЬТУРА ИСПАНИИ В XIV — XV ВЕКАХ

ИСПАНСКАЯ НАУКА В XIV —XV ВЕКАХ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОРТУГАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА

НАУКА

КУЛЬТУРА

-=ГЛАВА 8=-

КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ И КИПР

*ЧАСТЬ II*

ВОЗВЫШЕНИЕ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА

-=ГЛАВА 1=-

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIV — XV ВЕКАХ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ТУРКАМИ

ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАВОЕВАНИЯ МЕХМЕДА II

-=ГЛАВА 2=-

БОСНИЯ И ХОРВАТИЯ В XIII — XV ВЕКАХ

АЛБАНИЯ. СКАНДЕРБЕГ

КУЛЬТУРА

ВЕНГРИЯ В XIV — XV ВЕКАХ

НАУКА И КУЛЬТУРА ВЕНГЕРСКОГО КОРОЛЕВСТВА

ВАЛАХИЯ, МОЛДАВИЯ И ТРАНСИЛЬВАНИЯ

КУЛЬТУРА МОЛДАВИИ

ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ВИЗАНТИИ

СЕМЬЯ И БРАК

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ

ДЕТИ И РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ВИЗАНТИИ

НАУЧНЫЕ СПОРЫ И УВЛЕЧЕНИЯ

ВИЗАНТИЙЦЫ И ИНОСТРАНЦЫ

ПРАЗДНИКИ, ЗРЕЛИЩА, РАЗВЛЕЧЕНИЯ

*ЧАСТЬ II*

ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

-=ГЛАВА 1=-

МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО РУСЬ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА

ДИПЛОМАТИЯ НА РУСИ XII — XV ВЕКОВ

РУССКО-ТАТАРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XIII — XV ВЕКАХ

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

НАШЕСТВИЕ ТОХТАМЫША

ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА НА РУСИ В XV ВЕКЕ

-=ГЛАВА 2=-

ОСВОБОЖДЕНИЕ РУСИ ОТ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV—XV ВЕКОВ

-=ГЛАВА 3=-

УКРАИНА, БЕЛОРУССИЯ, ПРИБАЛТИКА В XIV—XV ВЕКАХ

ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТЕЙ

БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ

КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

КУЛЬТУРА УКРАИНЫ

ЛИТВА

ЛИТОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В ПРАВЛЕНИЕ ГЕДИМИНА

ЛИТВА В ПРАВЛЕНИЕ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ ОЛЬГЕРДА И КЕЙСТУТА

МЕЖДОУСОБИЦА В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ

ОКОНЧАНИЕ МЕЖДОУСОБНЫХ ВОЙН В ЛИТОВСКОМ КНЯЖЕСТВЕ

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В КОНЦЕ XIV ВЕКА

ЭСТОНИЯ И ЛАТВИЯ

КУЛЬТУРА ЛИТВЫ

КУЛЬТУРА ЛАТВИИ

КУЛЬТУРА ЭСТОНИИ

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ

*ЧАСТЬ I *

ЕВРОПА В XIV — XV ВЕКАХ

-=ГЛАВА 1=-

ИТАЛИЯ В XIV — XV ВЕКАХ

В XIV — XV веках Италия являлась одной из наиболее развитых стран Европы. За сто лет до этого итальянские города отстояли свою независимость в борьбе с войсками германских императоров. После падения династии Гогенштауфенов окончательно утвердилась фактическая независимость Италии от империи.

Однако временное объединение части городов для борьбы с империей не привело к уменьшению экономической и политической раздробленности Италии.

В XIV веке южную часть Апеннинского полуострова занимало Неаполитанское королевство. Значительная часть Центральной Италии входила в Папскую область. Ее правителем являлся папа римский, хотя в течение большей части XIV века папы проживали во Франции.

В Центральной Италии также располагались республиканские города-государства Сиена, Пиза и Флоренция.

Наиболее крупными государствами Северной Италии были Миланское герцогство, республика Генуя на побережье Лигурийского моря, которая владела островом Корсика, и Венеция с территорией на Апеннинском и Балканском побережьях Адриатического моря. Менее значительными были феодальные владения герцогства Савойя, маркграфства Монферрато, Салуццо и Фриуль.

С середины XIII века в Италии началось освобождение крестьян от крепостной зависимости.

В некоторых областях Италии в результате экономического подъема, связанного с развитием городов, была сломлена политическая власть феодалов.

Эти города-государства воспользовались своими возросшими политическими правами для проведения на подвластной им территории освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Так, коммуна Болоньи приняла официальное решение, которое вынуждало окрестных феодалов продать коммуне своих крепостных за определенную плату. После этого крепостные получили личную свободу, но их наделы и движимое имущество остались у феодалов. В 1257 году это решение было оформлено торжественной декларацией.

В 1289 году было проведено освобождение крепостных крестьян и на землях, подчиненных Флоренции. Во второй половине XIII века освобождение крестьян произошло в Сиене, Ассизи, Верчелли, Парме.

Одной из главных причин освобождения крестьян городами была нужда в сельскохозяйственных продуктах. После ликвидации крепостного права продукты могли направляться в город без каких-либо помех со стороны феодалов. К тому же часть земель феодалов переходила в руки новых владельцев — богатых горожан.

Одновременно с освобождением крестьян города подчинили себе и сельские коммуны. Отныне города назначали должностных лиц сельских коммун, вводили принудительные низкие цены на продукты сельского хозяйства, издавали распоряжения и устанавливали выгодную для горожан оплату труда сельскохозяйственных рабочих. Однако свою внутреннюю организацию сельские коммуны сохранили.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=207492&p=98

Удельная Русь в XII–XV веках

С 30-х гг. ХII в. древнерусское государство распадается на полтора десятка княжеств-государств, главными из которых постепенно становятся Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля.

Сохраняя общность языка и культуры, но утратив политическое единство, Русь вступает в период феодальной раздробленности, продолжавшийся до конца XV в. После походов Батыя (1237–1240 гг.) Владимиро-Суздальское и ряд других княжеств Северо-Восточной Руси входят в состав Золотой Орды.

Новгородская земля, платя дань монголам, все же сохраняет независимость. Часть русских княжеств вошла в состав Великого княжества Литовского и Русского, а часть – в Галицко-Волынское княжество, которое в ХIV в. было разделено между Литвой, Польшей и Венгрией. К концу XV в.

земли, объединившиеся вокруг Москвы, образуют независимое централизованное государство, получившее название Россия.

В чем причины распада Киевской Руси? К XII в. сложилось крупное боярское землевладение. Хо­зяйство носило натуральный характер, экономические связи княжеств были слабы. Удельным князьям и их боярам-вотчинникам требовалась самостоятельность для оперативного решения местных задач, например подавления народных выступлений.

Развитие производительных сил, установление само­стоятельных торговых связей (у Галицко-Волынского княжества с западными соседями – Чехией, Польшей, Венгрией, у Владимиро-Суздальского – с восточными, у Новгорода – с балтийскими стра­нами) поддерживало центробежную тенденцию.

Ей же способствовало снижение роли Киевского кня­жества, подвергавшегося набегам кочевников и бывшему яблоком раздора между удельными князьями, боровшимися за великое княжение.

Огромный урон экономике Руси нанесло монголо-татарское вторжение. Из 74 городов было разру­шено 49, причем 15 так и не смогли восстановиться. Велики были и людские потери.

В течение 2,5 ве­ков русские княжества платили ханам дань, торговые пошлины, налоги для «кормления» ханских чи­новников. Народные выступления заставили Орду с конца XIII в.

передать сбор дани в юрисдикцию русских князей, но она не стала меньше.

Тем не менее развитие производительных сил не остановилось.

Увеличивались площади пахотные земель, ос­новным типом землепользования стало трехполье (яровое и озимое поля, третье – под паром), хотя сохранились подсечно-огневая система (зерно сеялось в золу от вырубленного и сжигаемого леса) и перелог (распашка новых участков по мере истощения старых).

Землю стали обрабатывать железными орудиями труда, удобрять. Начал применяться водяной двигатель (в домницах, на мельницах, на руд­никах). Если в ХII в. было около 60 ремесел, а в ХIII в. – 90, то к XVI в. их стало более 200.

Хотя основной формой землевладения продолжала оставаться вотчина, но в производственных отно­шениях с XIII в. появляется принципиально новый элемент – условное, или поместное, землевладе­ние.

Князь или боярин наделял своего дружинника или слугу (нередко бывшего холопа) землей за службу (как правило, военную). Такое владение поначалу не было наследственным и сохранялось только при условии добросовестной службы господину.

Появляется новый социальный слой помещиков-дворян (термин «дворянин» известен с ХII в. и означал «человек княжеского двора»).

Система вассалитета, характерная для всех средневековых европейских государств, в т. ч. и для Ру­си, начинает вытесняться системой подданства. Отношения между сеньором и вассалами характеризо­вались определенным демократизмом и, как правило, скреплялись договором.

Относительная незави­симость западноевропейских феодалов от своих сеньоров и центральной королевской власти (плюс достаточно свободный статус городов) стали одной из предпосылок развития демократических инсти­тутов в Западной Европе (появление в ХIII в. английского парламента и др.).

Отношения подданства, характерные для восточных деспотий, начиная с Древнего Египта, требовали беспрекословного подчи­нения слуги, холопа своему господину.

Развитию их на Руси в значительной степени способствовали физическое уничтожение большого числа дружинников и бояр во время похода Батыя, княжеские усобицы, полу­оккупационный режим в период ига, частичное заимствование русскими феодалами золотоордынских порядков.

Процесс закрепощения крестьян, характерный для феодализма, нашел отражение в исчезновении старых терминов, обозначающих формы феодальной зависимости (смерды, закупы и др.), и появлении в XIV в.

нового термина — «крестьяне» («христиане»), что говорило о приобретении этой категорией населения общих черт, характерных для кресть­янства как класса феодального общества.

Читайте также:  Крестьянское движение 1861 года - история России

Наряду с зависимым крестьянством существовало и «черно­сошное», жившее на свободных («черных») землях и платившее подати в казну.

В Западной Европе в ходе длительной борьбы с феодалами (например, «коммунальные революции» на рубеже ХI–ХII вв. во Франции) городам удалось добиться независимости от сеньоров. На Руси же города (а не феодальные замки) были издавна административными центрами.

Их зависимость от кня­зей многократно возросла при монголах, т. к. князь был единственным защитником от ханских карательных экспедиций.

Зависимое городское население делилось на «черных ремесленников», несших натуральные и денежные повинности в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, князьям или монастырям.

Разделение Руси сказалось на процессах этногенеза: проживание в разных, нередко воюющих друг с другом государствах, разница климата и другие факторы привели к обособлению трех групп восточных славян.

Накапливались различия в языке, обрядах, традициях, образе жизни, культурно-психологическом складе. В результате в XIV–XVI вв.

на базе древнерусской народности постепенно формируются три новых: русская («великороссы»), белорусская и украинская.

«Белая Русь» означала «свободная Русь» – свободная от дани Орде. Белоруссия входила в состав Великого княжества Литовского и Рус­ского, большинство населения которого были русскими. «Украина» означала и «окраина», и «свой край», т. е. «своя страна».

Украина была разделена между Литвой, Польшей и Венгрией. Различия между родственными народностями поначалу были очень незначи­тельными, а самоназвание «Русь» среди украинцев и белорусов сохранялось очень долго. До конца XIX в.

украинский язык считался «полтавским диалектом» русского языка.

Активные этнические процессы происходят и на других территориях будущей Российской импе­рии.

Так, в это же время происходит образование татарской народности в Золотой Орде из завоевате­лей-монголов (их было меньшинство, название «татары» было, вероятно, наименованием одного из монгольских племен), булгар, кипчаков (половцев) и покоренных народов Средней Азии и Поволжья. Этому способствовало объявление в 1312 г. ислама государственной религией.

В социальной психологии и общественной мысли на Руси боролись достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, проявлялась сепаратистская тенденция (любой ценой защитить свое хозяйство, вотчину, княжеский удел), а с другой – объединительная, особенно заметная со второй половины XIV в.

С одной стороны, налицо было стремление к сохране­нию личных и групповых прав и привилегий, унаследованных со времен военной демократии (вече, общины, дружинников и др.), с другой– к закреплению отношений подданства (по типу «господин – хо­лоп»). Последнее, например, нашло отражение в таких литературных памятниках рубежа ХII–ХIII вв.

, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, где автор почти обожествляет княжескую власть. К концу XIV в. идея освобождения от ига и восстановления единства русских земель становится ведущей.

В ее становление внес заметный вклад один из духовных лидеров эпохи Сергий Радонежский, благословивший московского князя Дмитрия Ивановича на битву с войсками Мамая в 1380 г. Художественным воплощением идеи возрождения Руси стали фрески и иконы Андрея Рублева.

В ХIII–ХV вв. для Руси главными внутренними и внешнеполитическими задачами стали: выжить, а за­тем добиться независимости. Монгольская империя, основанная Чингисханом (1201–1227 гг.

), подчинила себе народы Сибири, Китая, Кореи, Средней Азии и др. Внук Чингисхана Батый (1208–1255 гг.) в 1236 г. предпринимает поход в Европу. Героическое сопротивление русских княжеств ослабило монголь­ские войска.

Их продвижение на запад было окончательно остановлено в Чехии и Венгрии в 1242 г.

Однако главная опасность Руси грозила с северо-запада – от шведских феодалов и немецкого Ливонского ордена (образовался в 1237 г. после слияния орденов меченосцев и Тевтонского). Монгольское завоевание не привело к ассимиляции русичей.

Русские воины служили в ордынских войсках. Относительно свободно действовала православная церковь. Крестоносцы же несли на покоренные земли крепостное право, жестокую эксплуатацию и насильственное «окатоличивание».

Кроме того, орден представлял собой одну из лучших по тем временам военную организацию и победить его было очень трудно. Победы Александра Невского над шведами в 1240 г. и орденом в 1242 г.

(битва на Чудском озере, или «Ледовое побоище»), а также победа польско-русско-литовских войск в битве при Грюнвальде в 1410 г. остановили западную агрессию.

https://www.youtube.com/watch?v=KkRXRVSGX20

Попытки галицко-волынских князей организовать сопротивление Золотой Орде в конечном итоге окончились неуда­чей. В XIV в. наметились три центра, претендовавшие на объединение русских земель: Москва, Тверь и Великое княжество Литовское и Русское. Последнее, возникнув в 40-х годах ХIII в.

как федерация рус­ских и литовских земель под верховной властью литовской династии, к ХIV в. объединяет под своей властью значительное число русских княжеств. Талантливый полководец князь Ольгерд в 1362 г. у Синих вод наносит крупное поражение татарам, а затем совершает три похода на Москву.

Однако взять Москву ему не удалось, и от претензий на объединение земель бывшей Киевской Руси пришлось отказаться.

В 1327 г., подавив антиордынское восстание в Твери, московский князь Иван Калита полу­чает от хана ярлык на великое княжение. К 1375 г. Тверь, как и другие княжества, признает лидерство Москвы в объединении Северо-Восточной Руси.

Возвышению Москвы способствовали не столько достаточно безопасное и выгодное географическое положение или экономические факторы (торговые свя­зи между вотчинами и княжествами были достаточно слабы), сколько стремление избавиться от дани и – главное – добиться национальной независимости, плюс достаточно последовательная, гибкая политика московских князей.

В 1378 г. на реке Воже русские войска во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем наносят первое крупное поражение Орде. Триумфом русского оружия стала победа в 1380 г.

на Куликовом поле объединенного войска большинства русских княжеств над ордынским военачальником Мамаем.

За нее великий московский князь стал именоваться Дмитрием Донским, а впоследствии был причислен к лику святых.

Эта победа настолько высоко подняла престиж Москвы, что бывший союзник Мамая литовский князь Ягайло, по каким-то причинам опоздавший (?) на Кули­ково поле, рассматривает проект союза с Дмитрием Донским.

Такой союз мог бы, вероятно, привести к восстановлению территориальной целостности русского государства и свержению монгольского ига уже в XIV в. Московско-Литовскому союзу помешал захват в 1382 г. (с помощью предательства) Москвы ханом Тохтамышем и восстановление дани. В 1385 г.

Литва заключает унию (союз) с Польшей и тем самым закрепляет территориальный раздел Руси.

Московскому княжеству потребовалось еще столетие, чтобы добиться независимости. За это время к нему были присоединены города Муром, Нижний Новгород, Новго­род и другие княжества и земли. Этому способствовало вступление Золотой Орды в полосу феодальной раздробленности. В XIV в.

от нее отделяются среднеазиатские владения, в XV в. – Крымское, Казан­ское, Астраханское и Сибирское ханства. В 1480 г. Москва отказывается платить дань Орде.

Хан Ахмат приводит войско на Русь, но не решается вступить в бой с полками московского великого князя Ивана III. Простояв несколько недель на реке Угре, Ахмат возвращается в Орду. С игом было покончено.

Вскоре после этого как отражение независимости государства появляется новое название Московской Руси – Россия. На смену древнерусской цивилизации приходит новая – российская цивилизация.

Таким образом, в ХII–XV вв. Русь, пережив феодальную раздробленность, монголо-татарское иго и потеряв часть территории, отошедшей к Литве, Польше и Венгрии, вновь возрождается как централи­зованное государство – Россия.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1652;

Источник: http://poznayka.org/s39584t1.html

Культура Руси в 12 веке

К началу 12 века Киевская Русь уже была достаточно благополучным и развитым государством: стремительно развивалось народное хозяйство, появилась четкая система землепользования, происходило постепенное освоение новых сельскохозяйственных культур. Благодаря росту хозяйства, на Руси начала складываться система разделения труда, появилась более развитая социальная структура общества, экономика и общественный строй приблизились к типично средневековым.

Несмотря на развитие экономики, в политической жизни государства назревал кризис. Прежде всего, это было связано с ослаблением власти Киева и ростом независимости отдельных княжеств – вместо единого центра начали появляться местные центры-города, объединяющие вокруг себя небольшие территории на разных концах государства.

Внутренняя политика Руси в 12 веке

Изменения, происходившие во внутренней политике тесно связаны с ролью Киева и властью Киевского князя, которая стала ослабевать в начале 12 века. Причин для упадка Киева было несколько.

Во-первых, благодаря развитию новых торговых путей по всей Руси, важность пути «из Варяг в Греки» снижалась, принося все меньше прибыли Киеву.

Во-вторых, благосостояние князей в других княжествах неуклонно росло, что давало им независимость от Киева и, как следствие, возможность проводить собственную политику.

В-третьих, Киев на протяжении долгого времени был главной целью иноземных захватчиков – город постоянно осаждали кочевники, ситуация в регионе была нестабильной и зачастую опасной для жизни. Все это привело к тому, что князья из других регионов все меньше подчинялись воле Киева и становились независимыми.

Несмотря на ухудшающееся положение, Киев и титул Киевского князя все еще привлекал многих местных князей, что стало причиной междоусобных конфликтов. Попытки снова объединить Русь под властью Киева предпринимал Мстислав Владимирович – сын Владимира Мономаха – однако они не увенчались существенным успехом.

В результате постоянного смещения власти в другие регионы Руси, уже к концу 12 века образовался новый политический центр – Владимиро-Суздальское княжество и город Владимир.

Несмотря на неуклонный рост важности Владимира, вплоть до монголо-татарского нашествия Киев все еще оставался важным центром власти, а киевский князь имел политическое влияние.

Внутренняя политика Руси в 12 веке характеризуется назревающими междоусобными конфликтами и борьбой князей (и княжеств) за власть. Политика, а позднее и экономика потеряли свою централизованность.

Читайте также:  Первая турецкая война - история России

Феодализм на Руси в 12 веке

Общество в 12 веке на Руси было разделено на свободных людей и зависимых, и связано это было, прежде всего, с земельными отношениями.

К началу 12 века князья, которые раньше обладали большей частью земельных владений, стали передавать часть административных прав на свои земли боярам и монастырям.

Таким образом князья освобождали себя от необходимости самолично собирать налоги со своих владений, а бояре и монастыри получали в пользование значительные территории.

Появилась система частного, боярского и монастырского землевладения. Между князьями, боярами и монастырями формировались устойчивые феодальные отношения. В свою очередь бояре нанимали для работы на землях крестьян или позволяли должникам отрабатывать долг, трудясь на земле. Феодализм развивался на более мелком уровне.

Внешняя политика Руси в 12 веке

Внешняя политика в 12 веке сосредоточилась на двух направлениях: борьба с кочевниками, которые постоянно осаждали границы государства, и попытки завоевать новые территории. Русские князья совершали регулярные походы против кочевников, а также пытались продвинуться в сторону Европы.

Культура и быт Руси в 12 веке

Традиционная русская культура только начинает формироваться, появляются новые виды ремесел, развивается зодчество и изобразительное искусство. Большое влияние на быт и культуру оказывает религия – недавно принятое христианство и не до конца искорененное язычество.

Основные события на Руси в 12 веке

  • 1100 г. — Витичевский съезд князей;
  • 1103 г. — Первый поход против половцев, позднее будет совершено еще несколько;
  • 1110 г. — Создание «Повести временных лет»;
  • 1111 г. — Победа над половцами при Сальнице;
  • 1113 г. — Владимир Мономах становится князем Киевским;
  • 1115 г. — Обострение отношений между Новгородом и Киевом;
  • 1116 г. — Новая победа киевлян над половцами;
  • 1125 г. — Создание «Поучения» Владимира Мономаха;
  • 1125 г. — Смерть Владимира Мономаха, Киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125 — 1132);
  • 1128 г. — Мстислав отнимает независимость у Полоцкого княжества;
  • 1130 г. — Первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям;
  • 1131 г. — Начало успешных походов на Литву (1131 — 1132 гг);
  • 1132 г. — Смерть Мстислава. Этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн;
  • 1136 г. — Изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода, начало эпохи независимости Новгорода;
  • 1139 г. — Волнения в Киеве, захват власти Всеволодом Ольговичем;
  • 1144 г. — Объединение Галицко-волынских уделов в единую Галицкую землю;
  • 1146 г. — Княжение в Киеве Изяслава (1146 — 1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода; начало ожесточенной борьбы князей за престол в Киеве;
  • 1147 г. — Первое летописное упоминание о Москве;
  • 1149 г. — Борьба новгородцев с финнами за Водь. Попытки суздальского князя Юрия Долгорукова отбить у новгородцев югорскую дань;
  • 1151 г. — Война великого князя Киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира, князя Галицкого;
  • 1152 г. — Основание Костромы и Переяславля Залесского;
  • 1154 г. — Княжение Юрия Долгорукого в Киеве;
  • 1157 г. — Восстание смердов в Киеве (1157 — 1159);
  • 1157 г. — Начало княжения Андрея Боголюбского (1157 — 1174 гг.);
  • 1160 г. — Восстание новгородцев против Святослава Ростиславича;
  • 1164 — Поход Андрея Боголюбского на волжских булгар, Победа Новгорода над шведами;
  • 1167 — Мстислав Изяславич становится князем в Киеве;
  • 1169 — Захват Киева Андреем Боголюбским;
  • 1174 —Убийство боярами Андрея Боголюбского;
  • 1176 — Начало княжения Всеволода Большое Гнездо в Суздали (1176 — 1212 гг.);
  • 1185 — Неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания Слова о полку Игореве;
  • 1197 — Роман Мстиславич объединяет Волынь и Галицию под своей властью.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/rossiya-v-12-veke

Киевская Русь в 12-м веке

К концу 11-го — началу 12-го в.

Киевская Русь превратилась в довольно развитое государство во многом благодаря развитию народного хозяйства: появилась регулярная система землепользования, были освоены новые сельскохозяйственные культуры, развивалось скотоводство.

Постепенно происходила специализация производства и процесс разделения труда. Вместе с деревнями развивались и города: к началу 12-го в. на Руси насчитывалось порядка 300 крупных городов, росло их благосостояние.

Однако в политической жизни государства начали происходить довольно серьезные изменения. Прежде всего 12-й в. (его вторая половина) ознаменован постепенным снижением власти Киева и упадком Киевского княжества.

Упадок Киева. Внутренняя политика на Руси

Причин для ослабления Киевского княжества было несколько:

  • снижение важности торгового пути «из варяг в греки», который имел большое значение для экономики региона;
  • усиление князей на местах (рост их благосостояния привел к тому, что князья больше не нуждались в существенной поддержке со стороны Киева);
  • рост военной напряженности в Киеве. Город постоянно подвергался атакам со стороны как кочевников, так и других князей, желавших добиться великого княжения. С каждым годом обстановка в княжестве становилась более напряженной.

Несмотря на все более тяжелое положение дел, князь Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) предпринимал попытки снова объединить Русь под началом Киева, которые, однако, не увенчались успехом. Уже к концу 12-го в.

центр Руси все больше смещался в сторону Владимиро-Суздальского княжества. Хотя Киев не утратил своего политического влияния вплоть до начала монголо-татарского нашествия, в конце 12-го в.

серьезную конкуренцию старой столице составлял Владимир.

Усиление отдельных княжеств привело к тому, что страна стала более разрозненной, в регионах стали появляться собственные центры власти, объединявшие под своим началом несколько близлежащих княжеств. Экономическая и политическая жизнь Руси к концу века также потеряла централизованность.

Развитие феодализма в 12-м в

В 12-м в. фактически завершается процесс формирования социальной структуры общества, характерной для большинства средневековых государств: общество делится на свободных и зависимых людей, появляются социальные слои.

С развитием общества и экономики все большее значение стали играть поземельные интересы.

Князья, ранее обладавшие большей частью всех земельных владений, постепенно передавали часть своих административных прав на земли боярам и монастырям, чтобы те могли самостоятельно заниматься сбором дани с вверенных им территорий, освобождая от этого самих князей. Так начала формироваться система частного, боярского и монастырского землевладения.

Позднее бояре и монастыри, получившие права на землю, смогли расширить собственные хозяйства за счет княжеских территорий; в этих новых, более обширных хозяйствах все чаще работали крестьяне, должники или те, кто искал защиты у боярина. Феодализм развивался.

Внешняя политика

Основное направление внешней политики в этот период — борьба с кочевниками, которые периодически нападали на Русь, а также попытки завоевать некоторые близлежащие земли и установить прочные контакты с пограничными европейскими княжествами.

Быт и культура Руси в 12-м в

Культура Киевской Руси в 12-м в. формировалась под влиянием языческих традиций и древнего быта, а также традиций недавно принятого христианства. Традиционная русская культура со всеми ее национальными чертами и отличиями в этот период только начинает свое становление — развиваются новые ремесла, изобразительное искусство, зодчество.

Основные события:

  • 1100 г. — съезд князей в Витичеве;
  • 1103 г. — начало целой серии походов против половцев (1103-1120);
  • 1110 г. — начало создания «Повести временных лет»;
  • 1111 г. — победа над половцами при Сальнице;
  • 1113 г. — начало княжения Владимира Мономаха (1113-1125);
  • 1115 г. — обострение отношений между Новгородом и Киевом;
  • 1116 г. — новая победа киевлян над половцами;
  • 1125 г. — создание «Поучения» Владимира Мономаха;
  • 1125 г. — смерть Владимира Мономаха, киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125-1132);
  • 1128 г. — Мстислав отнимает независимость у Полоцкого княжества;
  • 1130 г. — первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям;
  • 1131 г. — начало успешных походов на Литву (1131-1132);
  • 1132 г. — смерть Мстислава; этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн;
  • 1136 г. — изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода, начало эпохи независимости Новгорода;
  • 1139 г. — волнения в Киеве, захват власти Всеволодом Ольговичем;
  • 1144 г. — объединение Галицко-Волынских уделов в единую Галицкую землю;
  • 1146 г. — княжение в Киеве Изяслава (1146-1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода; начало ожесточенной борьбы князей за престол в Киеве;
  • 1147 г. — первое летописное упоминание о Москве;
  • 1149 г. — борьба новгородцев с финнами за Водь; попытки суздальского князя Юрия Долгорукого отбить у новгородцев югорскую дань;
  • 1151 г. — война великого князя киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира, князя галицкого;
  • 1152 г. — основание Костромы и Переяславля-Залесского;
  • 1154 г. — княжение Юрия Долгорукого в Киеве;
  • 1157 г. — восстание смердов в Киеве (1157-1159);
  • 1157 г. — начало княжения Андрея Боголюбского (1157-1174);
  • 1160 г. — восстание новгородцев против Святослава Ростиславича;
  • 1164 г. — поход Андрея Боголюбского на волжских булгар; победа Новгорода над шведами;
  • 1167 г. — Мстислав Изяславич становится князем в Киеве;
  • 1169 г. — захват Киева Андреем Боголюбским;
  • 1174 г. — убийство боярами Андрея Боголюбского;
  • 1176 г. — начало княжения Всеволода Большое Гнездо в Суздали (1176-1212);
  • 1185 г. — неудачный поход князя Игоря на половцев, послуживший поводом для написания «Слова о полку Игореве»;
  • 1197 г. — Роман Мстиславич объединяет Волынь и Галицию под своей властью.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/rus-v-12-veke/

Ссылка на основную публикацию