Демократия как форма государственного правления — история России

Республиканский монократизм или конституционализация российской формы правления

© Д.А. АВДЕЕВ

Тюменский государственный университет ronner@mail.ru

УДК 342.3; 342.4

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МОНОКРАТИЗМ ИЛИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФОРМЫ правления

REPUBLICAN MONOKRATIZM OR CONSTITUTIONALIZATION OF THE RUSSIAN FORM OF GOVERNMENT

АННОТАЦИЯ. Автор исследует демократические основы Российской Федерации как государства с республиканской формой правления, выявляет их особенности и их влияние на развитие самого государства, обобщает конституционно-правовой опыт и практику применения Конституции Российской Федерации с момента ее принятия по настоящее время. Делает выводы о двадцатилетнем опыте действия Конституции.

Закрепление в Конституции Российской Федерации республиканской формы правления стало предметом научных дискуссий о том, к какому виду республик следует относить современную отечественную форму государственного устройства. Автор говорит об определенной зависимости формы правления от правосознания населения.

Уникальность правосознания и ментальность российского народа оказывают значительное влияние на форму правления отечественного государства.

Правовая культура современного российского общества является качественным показателем происходящих политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации.

Автор на основе проведенного анализа предпринимает попытку показать особенности отечественной формы правления. Специфике российской республиканской формы правления посвящена данная статья.

SUMMARY.

The author analyzes the democratic framework of the Russian Federation as the state with the republican form of government, revealing the democratic foundations of the Russian state, their peculiarities and their influence to the development of the state itself. Summarizing the constitutional-legal experience he makes a number of conclusions concerning the practice of the Constitution application from the moment of it adoption until present days.

The republican form of government, stipulated in the Russian Constitution aroused numerous scientific discussions on the matter of which type of republics the modern state structure in Russia, belongs to.

The author believes that a form of government depends on the population sense of justice. The unique sense of justice and mentality of the Russian population influence the form of the government significantly.

The legal culture of the modern Russian society indicates the political and social-economic reforms occurring in the Russian Federation at present.

On the analysis conducted, the author attempts to reveal the distinctions of the domestic form of government. Thus, the article is devoted to the specific characteristics of the Russian republican form of government.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Форма правления, республика, президент, парламент, правительство, демократия, плюрализм, монократизм, правосознание

KEY WORDS. Form of governing, republic, president, parliament, government, democracy, pluralism, monokratizm, feeling for law and order.

Известный русский мыслитель И.А.

Ильин писал, что форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа, которому «причитается своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему» … «нелепо вводить в стране государственную форму не считаясь с уровнем и навыками народного правосознания» [1; 31].

Конституция Российской Федерации 1993 года, ознаменовав собой очередной этап социально-экономического и политико-правового развития общества, установила новые приоритеты и ориентиры.

Принятое в развитие конституционных положений законодательство продемонстрировало, что развитие государства исходит из новых принципов организации публичной власти, содержащихся в главе первой Конституции.

Как показал двадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации, часть ее положений, регламентирующая организацию публичной власти, в частности, порядка их формирования, взаимодействие между собой, ответственности за свою деятельность, нуждаются в совершенствовании.

В статье первой отечественной Конституции закрепляется, что Россия есть государство с «республиканской формой правления» без уточнения ее разновидности. В свою очередь, некоторые конституции зарубежных стран устанавливают тот или иной вид республиканской формы правления.

Так, в Конституции Казахстана говорится, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Конституции Туркменистана закрепляется, что государственное правление осуществляется в форме президентской республики.

Греческая конституция провозглашает, что государственный строй Греции — парламентская республика. Аналогичное определение мы можем встретить в Основном законе Болгарии.

Указание лишь на республиканскую форму правления содержится в Основном законе ФРГ, конституциях Польши, Латвии, Словении, Эстонии.

Процесс конституционализации формы правления в России проходил в период смены государственно-правовых ценностей и перехода от одного политического строя к другому. По верному замечанию И.Г.

Шаблинского, при разработке проекта Конституции большинство участников Конституционного Совещания «смутно представляло себе то, какой должна быть проектируемая форма с точки зрения классической теории конституционного права» [2; 111].

В то время обсуждались два основных проекта конституционного текста, предусматривающие два противоположных вида будущей формы правления: президентскую республику и парламентскую. Вариант «А» (вариант В. Д. Зорькина) получил условное название «президентская республика», а вариант «Б» (вариант Л. Б.

Волкова) — «ответственное перед Парламентом Правительство». Суть отличия этих двух вариантов упрощенно состояла в следующем: является ли президент только главой государства или он также возглавляет исполнительную власть, существует ли самостоятельное Правительство и перед кем оно ответственно [3; 27].

Конституционно-правовой статус Президента РФ не был определен, в связи с чем место главы государства до сих пор является предметом научных дискуссий.

В итоге полемик и диспутов на общероссийский референдум в декабре 1993 года был вынесен президентский проект Конституции, который и устанавливал весьма лаконичную и достаточно расплывчатую норму, провозгласившую Российскую Федерацию государством «с республиканской формой правления».

Неопределенность формы правления, содержащаяся в конституции, явилась результатом компромиссов ее разработчиков, которые заимствовали в большей степени признаки президентской, нежели парламентской республики. Желание взять самое лучшие от разных видов форм республиканского правления привело, как и следовало ожидать, к своеобразной ее «нестандартности».

Современная российская форма правления получила разную характеристику и оценку ученых юристов, палитра взглядов которых многообразна [4].

Однако, несмотря на некоторые разногласия в характеристике формы правления и ее признаков, большинство ученых признает, что российская форма правления характеризуется сосредоточением в руках Президента большого объема властных полномочий, что позволяет говорить о ее монархической природе.

В частности, по словам Д.А. Керимова «чрезмерная власть, внезапно представленная в республике гражданину, образует монархию и дальше больше, чем монархию…

в республике же гражданин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо большую возможность злоупотреблять ею, так как тут он не встречает никакого противодействия со стороны, не предусмотревшей этого обстоятельства.» [5; 587]. «Непредвзятый научный анализ существующих у нас основ конституционного строя…

— полагает Л.Д. Воеводин, — скорее можно представить в форме некой «выборной монархии» [6; 256]. Система организации власти и складывающийся порядок замещения президентского кресла, по мнению Е.А. Лукьяновой, позволяет говорить, «что формой правления в нашей стране является выборная дуалистическая монархия с институтом престолопре-емства» [7; 6].

Доминирование главы государства, который наделен широким перечнем характерных для исполнительной власти полномочий, свидетельствует о преемственности неизжитой традиции сильной монархической власти в истории России [8; 345-346].

Республиканская форма правления Российской Федерации в настоящее время характеризуется следующими чертами:

Сосредоточением властных полномочий в одном центре, порождающим неравномерность в распределении полномочий между высшими органами государственной власти (дисбаланс принципа разделения властей) и отсутствием реального политико-правового противовеса (системы сдержек и противовесов) этому центру.

По верному замечанию А.А.

Кондрашева, российская политическая система стала мононоцентрична «за счет сосредоточения властных полномочий в руках главы государства и отсутствия каких-либо иных «центров» силы как в рамках системы разделения властей, так и в целом среди субъектов политической системы» [9; 21].

Юридической и политической безответственностью за последствия принятых решений. Еще одной немаловажной проблемой является конститу-

ционная ответственность исполнительной ветви власти на федеральном уровне, фактическое отсутствие которой также является серьезным недостатком действующего Основного закона РФ [10; 14].

Слиянием членства партии с государственными должностями, получившим новое политологическое обозначение — «партия власти». Так, А.Ф.

Ноздрачев справедливо указывал, что «участие народа в управлении государством свелось к нулю, политические партии превратились в придаток государственного аппарата либо в корпоративные кланы, цели которых не всегда совпадают с интересами широких слоев населения» [11; 14].

Имитацией политического многообразия, выражающегося в фактической монопартийности. По верному замечанию профессора С.А. Авакьяна, «в последнее время конституционное законодательство формируется таким образом, что на смену политическому многообразию приходит обеспеченное нормами законодательства единообразие» [12; 6].

Становление реальной конкурентной партийной системы было заменено «искусственным» формированием «сверху» «псевдомногопартийности», посредством установления законодательных норм, ограничивающих свободу объединения в партии и предъявления требований, направленных на произвольное сокращение числа политических партий [9; 24].

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/respublikanskiy-monokratizm-ili-konstitutsionalizatsiya-rossiyskoy-formy-pravleniya

Лекция 12. Современная демократия в России

Лекция 12. Современная демократия в России

12.1. Форма правления российского государства

Политическая сис­тема государс­тва — это результат борьбы определенных политических сил в конкретный отрезок жизни данного государства с учетом всех особенностей его исторического развития.

Систему, сложившуюся се­годня в России, многие исследователи считают, единственной адекватной по­литической формой, обеспечивающей сохранение страны и возможность ее дальнейшего развития.

Она возникла на руинах коммунизма и олигархического капи­тализма 1990-х.

В период восстановления суве­ренной государственности в начале XXI века она обрела свои реальные очертания, институцио­нально воплотив главные ценности нынешнего российского общества: стремление к свободе, справедливости и суверенитету.

Политическая система России основывается на Кон­ституции, принятой на всенародном референ­думе 12 декабря 1993 года, и определяет наше государство как демократическое федеративное правовое с республиканс­кой формой правления.

В основе политической системы России лежат три базовых принципа:

Читайте также:  Сословный строй в xvii веке - история России

­       демократия — поскольку носителем су­веренитета и источником власти в России явля­ется народ;

­       республика — поскольку существует раз­деление властей;

­       федерация — по способу государственно­го устройства.

Реальными  эти принципы делают следующие механизмы.

Во-первых, народ в результате прямых выборов фор­мирует четыре института власти:      

­       Президента РФ;                            

­       Государственную Думу Федерального Собрания РФ;

­       представительные (законодательные) ор­ганы государственной власти субъектов РФ;

­       органы местного самоуправления.

Все остальные институты власти формиру­ются уже выборными органами власти — либо самостоятельно, либо в результате взаимодейс­твия. Таким образом, право на осуществление властных функций прямо или опосредовано де­легируется всем органам власти и должностным лицам народом. Он — носитель государственного суверенитета и источник власти в нашей стране.

Народ также обладает правом непосредствен­ного выражения своей воли путем референдума, который может быть общенациональным, реги­ональным (субъекта Федерации) или местным.

Во-вторых,    государственная власть  разделяется в России на:

­       законодательную;

­       исполнительную и

­       судебную.

Местное самоуправление, хотя и является формой публичной власти народа, в систему го­сударственной власти РФ не входит (ст. 12 Кон­ституции РФ).

В-третьих,      законодательную власть  осуществляет парламент РФ — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат:

­       Государственной Думы, которая избира­ется гражданами напрямую;

­       Совета Федерации, представляющего ор­ганы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ законодательную власть осуществляют избираемые народом зако­нодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, законодательные собрания, думы и т.д.

В-четвертых, федеральную исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, возглавляе­мое Председателем. Исполнительными органа­ми власти в России являются федеральные министерства, службы и агентства.

На уровне субъектов РФ исполнительную власть осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ — правительства, адми­нистрации. Их возглавляют главы исполнитель­ной власти субъектов — губернаторы, главы ад­министраций, президенты республик и т.д.

В-пятых, судебную власть осуществляют:

­       Конституционный Суд;

­       Верховный Суд;

­       Высший Арбитражный Суд;

­       федеральные суды общего судопроиз­водства и арбитражные суды;

­       суды субъектов Федерации — мировые, конституционные и уставные.

В-шестых,      ключевая роль в системе государственной власти принадлежит институту Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти. Президент является гла­вой государства, в функции которого входит:

­       выступать  гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80,п. 2);

­       определять «основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80, п. 3);

­       издавать указы и распоряжения, «обя­зательные для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90);

­       «использовать согласительные процеду­ры» для разрешения разногласий между властями федерального и регионального уровней, а также между властями субъекта Федерации; пе­редавать разрешение споров в соответствующие суды и приостанавливать действие актов испол­нительной власти субъектов Федерации до выне­сения решения судом (ст. 85);

­       Президент является Верховным Главно­командующим ВС РФ (ст. 87, п. 1).

Эти конституционные функции позволяют президенту гарантировать территориальную целостность и единство страны, а также ее пра­вового пространства, обеспечивать законное функционирование политической системы даже в случаях, когда орган законодательной власти отсутствует или по какой-то причине бездейс­твует.

Особенно важно, что функции Президента позволяют ему правовым способом решать проблемы, вытекающие из федеративного характера российской государственности. Он выступает посредником между властями федеральными и субъекта Федерации, а также между властями субъекта, не позволяя возможным конфликтам перерасти в кризис и спровоцировать развал всей политической системы.

Командование вооруженными силами России позволяет Президенту эффективно обеспечивать суверенитет безопасность страны.

Кроме этих системных функций глава госу­дарства  наделен  институциональными  полномочиями, позволяющими ему сохранять баланс всего механизма разделения ветвей власти.

В отношении Правительства РФ Президент наделен правом:

­       назначать с согласия Госдумы Председателя Правительства;

­       председательствовать на заседаниях Правительства;

­       по предложению премьер-министра назначать вице-премьеров и  министров Прави­тельства;

­       принимать решение об отставке Правительства (ст. 8, пп. а, б, д, в).

В отношении исполнительной власти субъек­тов РФ Президент наделен правом:

­       предлагать законодательному органу власти субъекта РФ кандидатуру главы исполнительной власти;

­       принимать решение об отставке главы исполнительной власти субъекта Федерации.

Что касается федеральной законодательной власти, то здесь Президент обладает лишь одним полномочием: правом роспуска Госдумы, но в строго определенных Конституцией условиях. Похожим правом он обладает и в отношении законодательных органов власти субъектов РФ.

В отношении судебной власти Прези­дент имеет право представлять кандидатуры судей трех высших судов — Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного — на ут­верждение Совета Федерации.

Он правомочен назначать судей других федеральных судов.

Пре­зидент также вносит кандидатуру Генерального прокурора на утверждение Совета Федерации, и только он может поставить перед этой палатой вопрос об отставке Генпрокурора.

Кроме того, Президент представляет для назначения Госдуме кандидатуру Председателя ЦБ РФ, а также ставит вопрос о его отставке. Он назначает и освобождает высшее командование ВС РФ, назначает своих полномочных предста­вителей, формирует и возглавляет Совет Безо­пасности РФ, назначает и отзывает послов и дру­гих дипломатических представителей России за рубежом.

Конституция РФ наделяет Президента весьма широкими полномочиями, из-за чего российскую республику иногда называют супер-президентской. Однако, следует отметить, что Конституция в то же время ограничивает его деятельность:

­       Президент России избирается всенародно на основе равного и прямого избирательного права;

­       избирается не более чем на два четырехлетних срока подряд;

­       он подчинен контролю со стороны зако­нодательной и судебной ветвей власти и может быть отстранен от должности в случае государс­твенной измены или иного тяжкого преступления.

Все формы, способы и процедуры президентского правления прописаны Основным Законом России. Это означает, что даже значительные пол­номочия института президентства исключают произвол в действиях главы государства и властный статус российского Президента не вы­водит нашу политическую систему за пределы правового государства.

Как Президент взаимодействует с ветвями власти? В отношении исполнительной власти Президент мо­жет отправить в отставку Правительство. Но в этом случае он может назначить нового премьера только с согласия Госдумы.

Если кандидатура премьера не устраивает думское большинство, Президен­ту придется серьезно подумать, прежде чем пос­ле двух отказов предлагать Госдуме ту же кан­дидатуру в третий раз.

Ведь при третьем отказе ему придется распускать саму нижнюю палату парламента, назначать внеочередные выборы и оставлять страну без высшего законодательного органа на целых 4 месяца, что приведет к прерыванию планового законода­тельного процесса, обеспечивающего государству стабильное развитие. А именно его гарантом вы­ступает Президент.

Приведенный пример свидетельствует о том, что контроль над Правительством прези­дент разделяет с Госдумой. В соответствии с Конституцией Президент правомочен распустить Государственную Думу. Но не в любой момент и не по собственному желанию, как президенты Франции или Греции, а в четко определенных Конституцией случаях:

­       после троекратного отклонения ею кандидатуры премьера;

­       если Госдума выражает недоверие Пра­вительству дважды в течение трех месяцев;

­       если Правительство поставит перед Госдумой вопрос о доверии и этого доверия не получит.

Причем в двух последних случаях Президент может не распускать Госдуму, а отправить в от­ставку Правительство. Более того, наш Основной Закон специально защищает высший законода­тельный орган страны от возможного произвола со стороны Президента и исполнительной власти. Госдума не может быть распущена:

­       в течение года после ее избрания;

­       с  момента  выдвижения  ею  обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

­       в случае введения на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

­       за шесть месяцев до истечения срока пол­номочий Президента (ст. 109).

У законодателей есть также право контроля над Президентом. В случае до­казанного факта совершения им тяжкого пре­ступления Госдуме дано право отрешить его от должности.

Но процедура отрешения, или им­пичмента, в свою очередь, выстроена так, чтобы защитить главу государства от произвола думс­кого большинства. Для этого в ней участвуют Верховный и Конституционный Суды, а реше­ние об импичменте принимается двумя третями членов каждой палаты парламента.

Сама про­цедура должна уложиться в три месяца со дня выдвижения обвинения — в противном случае обвинение будет считаться отклоненным (ст. 93 Конституции РФ).

Совет Федерации вообще не может быть рас­пущен Президентом. Поэтому, когда говорят о праве Президента РФ распустить парламент, это не совсем точно. Президент может распустить только одну из его палат.

Еще одна форма эффективного контроля зако­нодателей над деятельностью Президента обес­печена ст. 90, п. 3 Конституции РФ.

Она гласит: «Указы и распоряжения Президента Российс­кой Федерации не должны противоречить Конс­титуции Российской Федерации и федеральным законам».

Это означает, что если по одному и тому же поводу Президент издает указ, а парла­мент — закон, то действует именно последний.

Верховенство законодательной власти обеспе­чено и специальной процедурой прохождения закона:

­       его принятия законодателем,

­       подписания Президентом и

­       опубликования.

Источник: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-teorii-demokratii-i-demokraticheskij-tranzit/322-lektsiya-12-sovremennaya-demokratiya-v-rossii

Форма правления в России: история и современность :

История человеческих цивилизаций открывает нам весьма пестрое разнообразие вариантов общественного устройства, политической или экономической системы, социальных норм и табу. Одним из главных отображений общественного устройства является государственная форма правления.

В России, например, от эпохи к эпохе княжеская власть ослаблялась феодализмом военных дружинников, который, в своюочередь, сменялся через века абсолютизацией царизма. Аристократы в последнем случае буквально превращались в государственных служащих.

Вместе с тем, несмотря на подобную эволюцию, форма правления в России в целом оставалась неизменной – монархической.

Читайте также:  Боевые действия партизан - история России

Монархия в мире

Монархия исторически является древнейшим способом устройства развитых государств. Появившись впервые на Востоке – в Шумере, Вавилоне, Индии, – монархии существенно изменялись с течением веков и в разных регионах планеты.

Короли становились сильнее или разделяли собственную власть с представителями аристократии (издревле военной, позже – светской), обожествлялись или считались просто верховными главнокомандующими государственной армии.

Но так или иначе такое устройство всегда отмечалось существованием определенного лица – короля, императора, царя, цезаря, фараона, шаха, султана – которому принадлежала существенная власть по праву происхождения.

Падение монархии

Монархическая форма правления в России зашаталась несколько позже, чем в странах Западной Европы, однако по тем же причинам. С Возрождением и становлением гуманизма в среде просвещенной европейской интеллигенции всебольше крепнет идея равноправия всех представителей рода человеческого. Сперва это било по аристократии, пользовавшейся исключительными привилегиями.

Вчерашняя чернь все больше заявляла о собственных правах. Логичным развитием такой философии стало сомнение в божественном происхождении королевской власти. Наибольший вклад в развитие этих идей внесли мыслители XVIII-XIX веков: Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и другие. Первым практическим результатом подобной эволюции мысли стала Великая французская революция 1789 года.

Что касается нашего отечества, то сюда просветительские идеи приходили с некоторым запозданием. Да и местное общественное развитие несколько отставало к этому времени от передовых государств мира. Впервые об идее свержения реакционного царизма здесь несмело заговорили в первой половине XIX века.

Однако восстание, да и вся деятельность декабристов стали красноречивым свидетельством внутренней неготовности общества к таким революционным переменам. Монархическая форма правления в России тормозила развитие страны собственной реакционностью еще почти целый век.

Даже крепостное право, о котором в Европе уже столетия назад забыли, в нашем отечестве было отменено лишь тогда, когда в Англии и Франции полным ходом ходили поезда иразвивались капиталистические отношения.

А какая форма правления в России сегодня?

Сегодня наше государство представляет из себя республику. Распубликанская форма правления в современной России подразумевает ряд характерных черт. Прежде всего это строгая выборность властных структур и их переизбираемость каждые несколько лет (что резко контрастирует с пожизненной и наследственной царской должностью).

Кроме того, республика предполагает разделение ветвей власти, равноправие всех граждан страны и так далее. Монархическая форма правления в России была окончательно устранена большевиками в революции 1917 года и последующей гражданской войне.

Уже в первой Конституции Советского государства было законодательно закреплено республиканское управление в стране.

Источник: https://www.syl.ru/article/107993/forma-pravleniya-v-rossii-istoriya-i-sovremennost

Демократия или Народовластие — Государство или Республика?

?Маркив Владимир Иосифович (vladimir_000) wrote,
2017-04-30 00:04:00Маркив Владимир Иосифович
vladimir_000
2017-04-30 00:04:00НАРОДОВЛАСТИЕ — один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании. Само Народовластие в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета.

В политической и государственно-правовой теории»социалистических» стран часто не проводится различия между понятиями «Народовластие» и «демократия».

То есть, если в Контитуции определена основа управления как Народовластие, то в дальнейших документах понятия Народовластие и Демократия читаются уже как синонимы, поскольку в конституции указано — верховенство и независимость власти народа.

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть»):

Демократия — вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная демократия).

Демократия — способ организации коллектива, при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных стадиях управления.
Демократия — политическое движение, выступающее за демократическое общество (например, социал-демократия, христианская демократия).

И так:Народовластие — Верховенство и независимость власти народа.

И Демократия — Власть народа осуществляется посредством исполнения функций, законодательной и исполнительной власти.

Народовластие обеспечивает верховенство и независимость власти народа, а демократия дополняет власть народа функциями.
Так, что, сама по себе демократия  — это народ — слуга, исполняющий и осуществляющий, не принимающий решений, а только их исполняющий и в исполнении задействованный.

СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete — верховная власть) — верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов Суверенитета.:1) Суверенитет — государственный — верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е.

полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч.

в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего Суверенитета.

;

2) Суверенитет — национальный — полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства;

3) Суверенитет — народный — полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный Суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

В случае явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего Суверенитета —  Демократия. То есть из Конституции изымается термин Народовластие.

Выдержка из конституции:

Вся тонкость юридической беллетристики, очередность, что за чем следует, что внутри чего содержится, что в контексте чего читается, что определяет верховенство над подчиненным, заключенным внутри.

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Или:

1. Российская Федерация — Россия есть федеративное правовое государство с формой правления основанном на народовластии.
(Наличие термина «Федеративное» у же содержит в своем контексте прочтения, наличие республик и автономий, равно как и термин «Народовластие» содержит в своём контексте прочтения, определение — верховенство и независимость власти народа)
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2 (раскрытие термина «Народовластие» в контексте — верховенство и независимость власти народа )

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Верховенство власти народа внутри Российской Федерации и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти на территории Российской Федерации, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. (на этом месте мне хотелось бы остановиться, чтоб акцентировать внимание читателя)
В каком контексте читается понятие Народовластие?  — Вся власть принадлежит народу, что определяет верховенство и независимость власти народа.То есть каждый индивид, в отдельности, обладает долей власти, но доля власти — это, один голос. При избрании главы государства, своими голосами, каждый индивид отдает свой голос своему избраннику, тем самым передавая свою долю власти и суверенитета. Из чего следует, что передача — делегирование отдельных полномочий в одни руки, означает их концентрацию у избранного главы государства.Как так оказалось, что у избранного главы государства не оказалось тех полномочий, которые ему делегировали избранники?

Не получилось ли так, что произошло присвоение властных полномочий, либо захват власти, которое преследуется по Федеральному закону?

Статья 3(раскрытие термина «Демократия» в контексте Человек, его права и свободы являются высшей ценностью )

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Когда в статье 1, пункт 1, указывается установленная форма правления и если она указана как демократия, то все нижеизложенное относится к исполнительной власти, в подчиненной форме, то есть только исполнение.

Когда в статье 1. пункт 1, указывается форма правления как Народовластие, то всё ниже следующее подразумевает полный суверенитет, от участия в законотворчестве до исполнения независимо без участия третьих источников власти.
Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].

  • Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

От сюда следует, что Российская федерация — это, не республика, чтобы иметь республиканскую форму правления.

То есть:

1. Российская Федерация — Россия есть федеративное правовое государство с формой правления основанном на народовластии.
Именно та конструкция в которой, определено, что народы проживают не в республике, а в государстве, а значит и политическое устройство должно соответствовать Государственому образованию, а не республиканскому.

Современной республике присущи следующие признаки:

  • Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
  • Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик[3]).
Читайте также:  Участие России в антитурецкой коалиции - история России

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

Если в конституции прописано — Республиканская форма правления, то становится допустимым:

Республики, равно как и монархии, могут быть либо унитарными (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, Швейцария, США,Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми

Источник: https://vladimir-000.livejournal.com/37102.html

Форма правления в России, государственное устройство и политический режим

При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране.

Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы.

Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.

Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России.

Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте.

Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные -права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим.

Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг.

показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца.

В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества.

В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию.

Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели.

Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта.

В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм.

В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.

Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящийся о процветании общества гражданин.

Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения правовых норм, действующих законов.

Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной.

Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/forma-pravleniya-v-rossii-gosudarstvennoe-ustroystvo-i-politiche.html

Ссылка на основную публикацию