Дальнейшее укрепление реализма в русской художественной литературе — история России

Реалистическое направление в культуре 19 века

Дальнейшее укрепление реализма в русской художественной литературе - история России

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм.

Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений.

Реалистическая традиция имеет давнюю историю в культуре. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникают в 20-е годы XIX века, его значение усиливается к середине столетия, когда это направление становится господствующим в европейской культуре. Реализм XIX века принято называть критическим реализмом.

Критический реализм базируется на следующих принципах:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала («Природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты; они могут оставаться непонятными для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит», — писал Стендаль, а Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!»);
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации (по Бальзаку, художник не простой летописец своей эпохи, а исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт);
  • жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии);
  • критика материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации.

Как направление реализм складывается в 30-е гг. 19 в. Реализм возник как реакция на романтическое искусство. Разочарование в революции – толчок к возникновению нового метода.

Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма.

Реализм первоначально не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства.

Реализм имеет свои философские предпосылки – философия позитивизма – необходимость существования позитивных, научных знаний. Позитивизм предполагает рассматривать проблему человека и общества (развитие социологии).

Художественные предпосылки – литература просвещения. Реализм на первый план выдвигает идею понимания действительности, отвергает двоемирие.

Действительность как материя, полнота окружающего мира, реалисты стремятся показать множественность действительности. Взаимодействие человека с действительностью всегда существует независимо от воли человека.

Человек не может быть противопоставлен действительности (как у романтиков).

Реалисты, как и романисты, критикуют действительность, но критика основана на анализе, на научном подходе. Важна категория правды. Истина – одна, правды много.

Реалисты предлагают этический идеал, новую концепцию истории – актуальность, злободневность.

История понимается как становящееся событие, которое происходит здесь и сейчас, человек становится участником событий, художественно создает хронику своего времени.

Характерна новая концепция героя: типическое и индивидуальное. Акцент на типичность. Персонажи – индивидуальность – своя внешность, поведение и т.д.

Характерен процесс дегероизации, подчеркивается обыденность, повседневность.

Характерно обращение к крупным жанрам: история живопись, бытовая.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIXв. после революции 1848 г. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно.

Ж.Ф.

Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»), Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах Орнане» — значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Потрет Шопена»). Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832 — 1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства.

В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нина»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции.

Сильнейшая страница в истории французского критического реализма — его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» — об одиночестве человеческого существования.

Расцвет английской живописи приходится в XIXв. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851).

Смелые по колористическим и свето-воздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»).

Он прославился также и как исторический живописец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад Гесперид», «Диана, строящая Карфаген» и др.).

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы.

Он впервые ввел в обиход живописцев XIXв. этюды. Лучшие его работы — «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле» и др. Дж.

Констебль сыграл важнейшую роль в развитии европейской пленэрной живописи.

39. Реализм в русской литературе и искусстве

В литературе Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. Реализм зарождается в период господства романтизма, и в 1830-е годы романтизм и реализм сосуществуют, обогащая друг друга. Но в начале 1840-х годов, а затем в 1850-е годы реализм выдвинулся на первый план в литературном развитии.

Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения. Это умение дать типичные характеры в типичных обстоятельствах и является главной чертой реализма.

Типичными мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или другой общественной группы или явления.

В типических образах писатель-реалист отражает не только те черты, которые наиболее распространены в определённое время, но и те, которые только начинают появляться и развиваются полностью в будущем.

В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли Крылов и Грибоедов. Крылов стал создателем русской реалистической басни. В баснях Крылова глубоко правдиво изображена жизнь крепостнической России в её существенных чертах.

Идейное содержание его басен, демократическое по своей направленности, совершенство их построения, замечательный стих и живой разговорный язык, развитый на народной основе, — всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу и оказало воздействие на развитие творчества таких писателей, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь и другие.

Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества в самых разнообразных литературных жанрах, был великий народный поэт Пушкин.

Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX—XX вв., «социалистический реализм»

Основные черты реализма:

Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности;

Правдивое отражение мира, широкий охват действительности;

Историзм;

Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира;

Отражение связи человека и среды;

Типизация характеров и обстоятельств.

Писатели-реалисты в России. Представители реализма в России: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.

Реализм в русской живописи
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.

Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877).

открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями (в России – передвижничество).

Художник-реалист не является бесстрастным документалистом своей эпохи, не способным на художественный вымысел. Поэтому ему не чужды приёмы условности: гротеск, аллегория символ, фантастика. По отношению к своему герою художник-реалист часто занимает позицию стороннего наблюдателя, что вовсе не исключает авторского сочувствия, иронии или осуждения.

Русский реализм зачастую называют критическим реализмом, основателем которого принято считать Ивана Ивановича Шишкина. Критиковалась политика, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений и жизненная философия власть имущих.

Читайте также:  Борьба царизма против воссоединения германии - история России

В 1869 году Г.Г.Мясоедов выступил инициатором создания Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Своей идеей Мясоедову удалось увлечь Перова, который в эти годы пользовался огромным авторитетом.

Пылким сторонником нового начинания стал Саврасов и целый ряд других московских художников-реалистов. Мясоедов заручился содействием Крамского, который сплотил под знаменем Товарищества немало художественной молодежи Петербурга.

В 1870 году в Петербурге было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок».

В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве.

Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения.

Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.

Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы.

Реализм России, представители: Васнецов («Алёнушка», «Царь Иван Грозный», Мясоедов («Косцы», «Земство обедает»), Серов («Девушка, освещённая солнцем», «Девочка с персиками») Репин («Бурлаки на Волге», «Крёстный ход в Курской губернии»), Шишкин («Утро в сосновом бору», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес») , Маковский, Перов («Тройка», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», , Федотов («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста»), Куинджи «Ночь на Днепре», Саврасов («Грачи прилетели», этюд «Весна»)

Источник: https://lektsia.com/7x5b3b.html

Методическая разработка «Истоки русского реализма» : Литература

Пояснительная записка.

Методическая разработка “Истоки русского реализма” представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков до первой четверти XIX века. Лекция состоит из теоретического курса, разработанного преподавателем и включенного в программу изучения отечественной литературы на втором курсе по специальности “Библиотековедение”.

В виду сложности учебного материала в качестве методики проведения занятия выбрана форма лекции – практикума (использование сопровождения).

Эта форма позволила познакомить студентов с теоретическим материалом, критической литературой, таблицей, отражающей важнейшие исторические и культурологические события данного периода в истории России, биографией писателей (хронографами), художественными произведениями данного периода, иллюстративным материалом.

Весь этот дидактический материал позволяет проанализировать индивидуальность художника слова, осознать его вклад в развитие литературы 18 века и дальнейшее развитие литературного процесса. Сопровождение включает в себя и работу с другим видом искусства – живописью (представлен жанр портрета).

Преимуществом лекции – модуля (сопровождения) является активизация мыслительной деятельности учащихся, когда студент не только слушает и конспектирует, но и активно участвует в освоении нового лекционного текста, знакомится с историей своей родины, погружается в эпоху, изучает биографию писателей, делает выводы из своих наблюдений и, самое главное, – изучает литературные произведения отдаленной от нас эпохи, проводя параллели с развитием литературы в XIX и XX веке. Все это способствует развитию самостоятельного мышления, активизирует творческие и умственные способности студентов, прививает любовь к чтению, воспитывает патриотические чувства.

Учебный материал разделен на три периода. После освещения преподавателем каждого периода следует закрепление в виде выполнения соответствующей части модуля(c целью экономии учебного времени работу с модулем можно предложить как домашнее задание).

Модуль – это комплект дидактического раздаточного материала, предназначенный каждому студенту. Вопросы и задания в модуле сформулированы с учетом разного уровня сложности, что позволит каждому студенту справиться с ним в зависимости от способностей и начитанности.

Итогом работы является выполнение творческого задания (написание эссе, интервью писателя).

Методические приемы — индивидуальная работа, работа в паре (с соседом), работа в группе, анализ поэтического текста (выразительное чтение и погружение в текст), лексический анализ и работа с другим видом искусства – живописью, написание эссе.

Оборудование – проектор для презентации, книжная выставка с иллюстративным материалом; синхронистическая таблица “Осьмнадцатое столетие”*; портретная галерея (иллюстрации портретов Г.Р.Державина работы В.Л.Боровиковского, А.А.

Васильевского, гравюра Иордана(с портрета работы С.Тончи); толковый словарь В.И. Даля; комплект модуля- каждому студенту.

Приложение – хронографы (краткий обзор жизни и творчества писателей), синхронистическая таблица, портреты писателей, список использованной преподавателем литературы.

____________

Представленная работа – исследование “Истоки реализма в русской литературе”, которое преподаватель Серова Т.В. вела на протяжении трех лет.

Цель исследования – проследить, как закладывались основы реалистического метода, начиная с литературы Древней Руси / предреалистический период литературного развития/ и завершая литературой XVIII века; выявить связи между литературными направлениями, определить их значение, жанровое и стилевое многообразие литературы каждого периода; рассмотреть, как складывалась концепция человека в древнерусской литературе и литературе XVIII в. и обогащалось представление о человеке и его месте в мире.

В состав работы вошли лекция и приложения, содержащие методические разработки уроков, хронографы жизни и творчества писателей XVIII в., синхронистическая таблица, отражающая историко-литературный процесс XVIII в., вопросы к изучаемым темам, самостоятельной работе, списки литературы, иллюстративный материал.

Все компоненты лекции, логика ее построения соответствуют основным принципам методики изложения обзорной темы.

Содержание лекционного материала, формы самостоятельной работы помогут студентам получить представление о литературе как живом процессе, а не скоплении литературных памятников.

Работа Серовой Т.В имеет особое значение в связи с включением в новую программу курса “Отечественная литература” раздела “Введение в курс”, в состав которого входят темы “Древнерусская литература” и “Литература XVIII в.”.

Работа рассмотрена на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин и рекомендована в качестве учебно-методического пособия для студентов дневного и заочного отделений, а также методической разработки для преподавателей с целью развития и укрепления межпредметных связей.

30 августа 2015 года.

Председатель цикловой комиссии, преподаватель отечественной литературы — Полубиченко Л.И.

Осьмнадцатое столетие

__________

В 1801 — 1802 г. Радищев написал стихотворение как приветствие Александру I , воспитаннику республиканца Лагарпа. Смысл стихотворения не в приветствии новому царю, а в приветствии человеческому духу, непобедимому в своем вечном стремлении вперед, к свету, к мирозданию. Это гимн прогрессу, будущему, науке.

Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской литературы. Реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни. Рождалось новое государство с новой идеологией, новой культурой, новой литературой.

Семь с половиной веков древнерусской письменности создали произведения, для которых высшим авторитетом являлись религиозные представления. Реформы Петра подорвали авторитет церкви , лишив ее патриаршества (то есть самостоятельности), что сразу отразилось на художественной литературе.

Словесность переживает период “секуляризации ( обмирщения), становится сугубо светским искусством. На смену житиям и апокрифам, летописям и проповедям приходят новые жанры – ода, эклога, сатира, комедия, роман. Секуляризация оказала влияние и на литературный язык.

Церковнославянский язык уходит в прошлое, а основой литературных произведений становится русский, понятный всем слоям населения.

Изменилось и стихосложение. На смену силлабической системе приходит силлабо – тоническая , основанная на особенностях русского ударения. Первые литературные опыты русских писателей носили подражательный характер западным образцам. В.Г.

Белинский эту литературу назвал “младенцем”. Этот “младенец” стремительно рос, развивался, пройдя за 100 лет путь, который некоторые западные литературы преодолели за 2 столетия.

Эпоха Просвещения в России – это переходный период, переживший зарождение и развитие художественных методов : классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма.

И каждое из этих направлений характеризуется преемственностью (по отношению к древнерусской литературе) и новаторством, рожденным в недрах национальных особенностей. (Преподаватель предлагает рассмотреть синхронистическую таблицу).

— Внимательно рассмотрите таблицу, предложенную исследователем Леоновым С.А. Выберите, обсудите в группе наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории России.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

В истории русской литературы XVIII века принято выделять 3 периода.Первый период. Предклассицизм, или литература Петровского времени. Название предложил профессор П.А.Орлов, этот период начинается в 1700 году и продолжается до 30 годов.

Основная особенность – интенсивный процесс секуляризации (обмирщения). Верным сподвижником Петра и в мирской жизни, и в творчестве стал Феофан Прокопович.Второй период — становление русского классицизма. Он охватывает 30 – 60 годы 18 века.

Это первые шаги русского классицизма, которые осуществляют “птенцы гнезда Петрова” — Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.Третий период – вторая половина 18 века(60-90 годы).

Просветительская идеология становится доминирующей, эволюция классицизма (от расцвета до кризиса), зарождение сентиментализма, предромантизма , появление реалистических тенденций. К этому периоду относится творчество Крылова, Радищева, Державина.

Характеристика первого периода . Петровское время (предклассицизм) 1700 – 1730.

Русская литература родилась вместе с петровскими преобразованиями.

Известно обращение Петра к армии перед Полтавской битвой 27 июня 1709 года, которое, как утверждают исследователи, написал Феофан Прокопович: “Воины, пришел тот час, когда решается судьба Отечества! Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, врученное Петру…

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия , благополучие ее, слава и благосостояние ее” . Из этого обращения следует новая концепция человека: быть гражданином Отечества. Это понятие становится для современников Петра главной моральной ценностью.

Именно в этот период в русском языке появляется слово греческого происхождения – патриот. То есть сын Отечества. Человек перестает восприниматься как источник греховности, как было в древнерусской литературе, а становится активной личностью.

Читайте также:  Произведения маркса и энгельса в России - история России

Не богатство, не знатное происхождение , а ум, образованность, храбрость, общественная польза – вот что возносит человека на высокие ступени общественной лестницы.

Вот почему среди подвижников государя – люди незнатного происхождения: первый губернатор Петербурга Менщиков, дипломат Ягужинский , сенатор Нестеров, да и сама жена Петра I, будущая императрица, не отличалась знатностью рода. Первая четверть 18 века – это эпоха Просвещения. Вспомним деятельность Петра I (таблица): преобразование Славяно–Греко–Латинской академии в Москве в государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, первая русская газета “Ведомости”, Академия наук в Петербурге, введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше, чем за два предыдущих столетия.

Для литературы это был переходный период. С древнерусской литературой ее связывал рукописный способ распространения, силлабическая система стихосложения, некоторые традиционные жанры – проповедь, бытовая повесть, историческая драма.

Вместе с тем формируется главная тема классицизма – тема просвещенного абсолютизма.

Писателем, всем образом своей жизни и деятельности доказывающим верность петровским идеям, был оратор, публицист, поэт, драматург, теоретик церкви и литературы — Феофан Прокопович.

Феофан (Елеазар) Прокопович

Вырос в относительно демократической среде – был сыном киевского торговца. После смерти отца жил с матерью в крайней нищете.

Блестяще окончил Киево – Могилянскую академию , был пострижен в монахи , отправился на 3 года в Рим, где ему пророчили карьеру блестящего проповедника, так как был одарен ораторским искусством.

Но по образу мыслей отличался от священников критическим складом , понял значение петровских реформ и в борьбе Петра с церковниками встал на сторону государя, чем вызвал проклятия ортодоксального духовенства. Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди.

Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий. Эта форма общения священника с паствой существует и поныне. Любая церковная служба в храме заканчивается обращением священника к верующим.

Как утверждает профессор П.А.Орлов, автор учебника “История русской литературы”*, Феофан Прокопович “стал известен как драматург: для школьного театра в Киево – Могилянской академии он написал пьесу “Владимир” в 1705 году. Жанр своей пьесы автор определил как трагикомедию. Содержанием послужило принятие в 988 году киевским князем Владимиром христианства.

В основе сюжета – борьба Владимира с защитниками старой веры – язычниками – жрецами Жериволом, Куроядом, Пияром. Новизна в том, в основе сюжета не библейское событие, как было раньше в древнерусской литературе, а историческое. Это позволило придать пьесе злободневный характер.

Противостояние князя языческим жрецам уж очень напоминало современникам Феофана Прокоповича о борьбе Петра I с реакционным духовенством. Завершалась пьеса утверждением нового-то есть христианства и низвержением языческих кумиров.

Так , в начале 18 века, писатель в облачении архиепископа придал русской литературе особенную черту – умение говорить на злободневные темы, используя события глубокой древности или незначащие события. Эта черта русской литературы станет традицией в XIX и XX веках.

___________

В течение всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения.

В стихотворении “Плачет пастушок” в аллегорической форме он говорит о тяжелом времени, которое довелось пережить сподвижникам Петра после его смерти (выслан из Петербурга в Сибирь светлейший князь Меншиков с семьей , сослан в Соловецкий монастырь 82 – летний Петр Андреевич Толстой вместе с сыном Иваном, отошел от дел любимец Петра – Яков Вилимович Брюс, занявшись научной деятельностью). Автор стихотворения (стихотворение полностью приведено в 1 части модуля -сопровождения) уподобляет себя пастуху, застигнутому ненастьем, стадо которого поредело, прошло 5 лет (“прошел день пятый”) со дня смерти Петра , а “красные дни” все еще не предвидятся. Заканчивается стихотворение надеждой на милость Божию. Значение удивительной миссии Феофана Прокоповича: он не только соединил в своем лице православного архиепископа с создателем русской литературы, но и творчество его стало связующим звеном между 17 и 18 веком.

После выше изложенного лекционного материала для активизации мышления студентам предлагается выполнение 1 части практической работы (модуля).

Продолжение лекции.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/literature/662345732.php

Реализм 20 века в литературе | Инфошкола

Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).

Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни.

Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм.

К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.

ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».

Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения. Веком духовного обновления назвал ХХ век М. Горький.

В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.

Однако принцип старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.

Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, поучительного, проповеднического начала в литературе.

Если А. П. Чехов считал, что «суд» (т. е. художник) обязан только поставить вопросы, заострить внимание мыслящего читателя на важных проблемах, а отвечать обязаны «присяжные» (общественные структуры), то для писателей-реалистов начала ХХ века это казалось уже недостаточным.

Так, М. Горький прямо заявил, что «роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева… », и обвинил литературу в том, что «она не искала героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле».

Именно М. Горький, писатель-реалист младшего поколения, был основоположником нового литературного направления, получившего в дальнейшем название «социалистический реализм».

Литературно-общественная деятельность М. Горького сыграла значительную роль в объединении писателей-реалистов нового поколения. В 1890-е годы по инициативе М. Горького возникает литературный кружок «Среда», а затем издательство «Знание». Вокруг этого издательства собираются молодые, талантливые писатели А.И. Куприи, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А. Серафимович, Д. Бедный и др.

Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.

В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.

Самобытность русской реалистической литературы начала ХХ века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии.

Здесь и черты экспрессионизма (е Красный смех», «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева), и орнаментальная проза с искусной стилизацией (творчество А. Ремизова, Е. Замятина), и ритмизованная проза («Петербург» А. Белого), и особенный, «сгущенный реализм» с его точным и выразительным языком (проза И. А; Бунина).

И все-таки главным, решающим в русской литературе начала ХХ века оставалось то, насколько глубоко и верно осмысляла она жизненно важные проблемы, насколько высок был её нравственный идеал.

Источник: http://info-shkola.ru/realizm-20-veka-v-literature/

Расцвет реализма во второй половине XIX века

К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое.

Реализм — художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятель­ствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.

Термин «реализм» впервые был предложен французским писателем и литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX столетия. В 1857 году он издаёт сборник статей под названием «Реализм». Интересен тот факт, что почти одновременно это понятие стали использовать и в России.

И первым, кто это сделал, был известный литературный критик Павел Анненков. Вместе с тем понятие «реализм» и в Западной Европе, и в России, и в Украине стало широко употребляться лишь в 60-х годах XIX столетия.

Постепенно слово «реализм» вошло в лексикон людей разных стран применительно к различным видам искусства.

Гюстав Курбе. Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки. 1850–1855

Реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он и развился.

Особенность этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление дать свою, часто критическую, оценку негативным явлениям окружающей жизни.

Поэтому в центре внимания реалистов находятся не просто факты, события, люди и вещи, а общие закономерности действительности.

Рассмотрим, каковы же были предпосылки становления реализма в мировой культуре. Стремительное развитие промышленности в XIX веке требовало точных научных знаний. Писатели-реалисты, внимательно изучая жизнь и стремясь отобразить её объективные законы, интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.

Илья Репин.Портрет Д.И. Менделеева.1885
Читайте также:  Битва на реке сомма – в бой идут танки - история России

Среди множества научных достижений, оказавших серьёзное влияние на развитие общественной мысли и культуры во второй половине XIX столетия, следует особо выделить теорию ан­глийского натуралиста Чарльза Дар­вина о происхождении видов, естествен­но-научное объяснение пси­хических явлений осново­по­ложником физиологии Ильёй Сеченовым, открытие Дмитрием Менделе­евым периодиче­ского закона химиче­ских элементов повлиявшее на последующее развитие химии и физики, географи­ческие открытия, связанные с пу­те­шествиями Петра Семёнова и Николая Северцова по Тянь-Шаню и Средней Азии, а также исследование Николаем Пржевальским Уссурийского края и первые его поездки в Центральную Азию.

Научные открытия второй половины XIX в. меняли многие устоявшиеся взгляды на окружающую природу, доказывали её взаимосвязь с человеком. Всё это способствовало рождению нового способа мышления.

Быстрый прогресс, происходивший в науке, увлекал писате­лей, вооружая их новыми представлениями об окружающем мире. Главная проблема, поднимаемая в литературе второй половины XIX века, — отношения личности и общества. В какой мере общество влияет на судьбу человека? Что нужно делать, чтобы изменились человек и мир? Эти вопросы рассматривают многие писатели этого периода.

Для реалистических произведений характерно такое специфическое художественное средство, как конкретность образов, конфликта, сюжета. Вместе с тем художественный образ в таких произведениях не может быть соотнесён с живым человеком, он богаче конкретной личности.

«Художник должен быть не судьёю своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Моё дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», — писал Антон Павлович Чехов.

Целью реализма было правдиво показать и исследовать жизнь. Главным при этом, как утверждают теоретики реализма, является типизация. Об этом точно сказал Лев Николаевич Толстой: «Задача художника… извлечь из дей­ствительности типичное… собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ.

Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь».

Отсюда и объективность этого художественного направления.

Русская литература второй половины XIX века продолжает реалистические традиции Пушкина, Гоголя и других писателей. Вместе с тем в обществе ощущается сильное влияние критики на литературный процесс.

Особенно это касается работы «Эстетические отношения искусства к действительности» известного русского писателя, критика Николая Гавриловича Чернышевского.

Его тезис о том, что «прекрасное есть жизнь», станет идейной основой многих художественных произведений второй половины XIX века. Материал с сайта //iEssay.ru

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни.

Произведениям искусства, созданным в этот период, свой­ственен историзм — отображение явлений в их исторической конкретности.

Писатели ставят перед собой задачу вскрыть причины социального зла в обществе, показать в своих произведениях жизненно достоверные картины, создать такие исторически конкретные характеры, в которых будут запечатлены важнейшие закономерности эпохи.

Поэтому отдельная личность ими рисуется, в первую очередь, как существо социальное. В результате действительность, как отмечает современный российский литературовед Николай Гуляев, «представала в их творчестве как “объективный поток”, как самодвижущаяся реальность».

Таким образом, в литературе второй половины ХIХ века главными становятся проблемы личности, давления на неё окружающей среды, исследование глубины человеческой психики. Предлагаем вам самим узнать и осмыслить, что же происходило в русской литературе второй половины XIX века, прочитав произведения Достоевского, Толстого и Чехова.

На этой странице материал по темам:

  • развитие реализма во второй половине xix века
  • реализм в литературе 2 половины 19 в
  • произведения в стиле реализм в первой половине 19 века
  • реализм второй половины xix века
  • реализм в литературе во второй половине 19 века

Материал с сайта http://iEssay.ru

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/literatura-xix-veka/stati/realizm/rascvet-realizma-vo-vtoroj-polovine-xix-veka

Особенности реализма в русской литературе рубежа XIX-XX веков

В 1880-е годы в реалистической литературе отмечается истощённость: нас покидают Ф. Достоевский, И. Тургенев, Н. Некрасов, сложнейший период переживает и сам Л. Толстой. Только начинается зрелое творчество А. Чехова, только входят в литературу М. Горький и И. Бунин. Но значительных произведений в эту эпоху не появилось. Это понимали и сами писатели.

А. Чехов как-то сказал И. Бунину: «Вот Толстой умрет и все пойдет к черту!» — «А литература?» — «И литература».

Некоторый застой в реалистическом искусстве закономерно вызывает необходимость в его обновлении, поиске новых форм. Возникают объективные условия для становления модернизма (modern — «новый»). Его первыми идеологами стали литературные деятели Н.

Минский и Д. Мережковский, твердившие, что литература растеряла свою глубину, в ней закрепились материализм и гражданская направленность, обоснованная в 1860-е годы Н. Чернышевским, Н. Добролюбовым, Д. Писаревым, поэтому литература пришла в упадок, изжить который помогут новые подходы.

Русский модернизм был крайне неоднородным и существенно повлиял на развитие реализма.

Именно в конце 1900-х — начале 1910-х годов возникает термин «новейший реализм». К неореалистам можно отнести почти всех писателей начала ХХ века — от А. Белого и Ф. Сологуба до И. Бунина и А. Куприна.

Предметом их изображения становится повседневная жизнь, в которой нет места героическому событию, предмет их изображения — просто человек. Это относится, например, к главному герою в рассказе И.

Бунина «Господин из Сан-Франциско», не имеющему даже имени, живущему ради денег, положения в обществе и вещей.

Характерной чертой неореалистической литературы становится сближение прозы с поэзией, что проявилось в становлении лирической прозы (А. Чехов, И. Бунин).

В неореализме наблюдается небывалое разнообразие стилей, методов и жанров. Поколение «младших» реалистов (И.

Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, М. Горький и др.), продолжая гуманистические традиции русской классики (идея согласия и гармонии всех сословий, гуманизм, свобода и ценность каждого человека), вносит в реализм новые темы, жанры, стили. В рассказах зрелого А. Чехова, у И. Бунина и Б.

Зайцева проявляются черты импрессионизма. Например, в «Антоновских яблоках» И. Бунина практически исчезает сюжет, зато присутствует лиричность повествования, насыщенность художественными деталями (запах антоновских яблок, стук падающих яблок в саду и др.

), большое внимание уделяется передаче ощущений.

Резкая критика существующей власти, большая роль символов и условности в произведениях Л. Андреева позволяют определить его художественный метод как экспрессивный реализм.

В раннем творчестве Горького, Куприна, Короленко особо заметно воссоединение романтизма и реализма. Данные писатели усилили сюжетное начало, в свои произведения они внесли романтический пафос.

Творчество Д. Мамина-Сибиряка определяют как социальный реализм, где большое внимание уделялось обличению пороков российского капитализма.

В недрах реализма зарождается литература пролетариата, объединившая поэтов-самоучек (В. Князев, Д. Бедный и др.), которые показывали жизнь рабочих. Отличительными чертами этого направления были исторический оптимизм, злободневность, призывность, условно-романтические образы, социальная заостренность, использование жанров фельетона, эпиграммы, политической басни.

1905 год — рождение социалистического реализма, связанное с выходом в США романа «Мать» М. Горького. Сам термин «социалистический реализм» войдет в употребление только после 1934 года, но тенденциозное отражение мира, герой-революционер, жертвующий личной жизнью ради всеобщего блага, стали отличительными чертами нового течения в реалистической литературе.

В реалистической литературе начала ХХ века преобладают малые жанры: рассказ, новелла, очерк, часто объединяемые в циклы, что позволяло писателям быстро реагировать на события, откликаться на злобу дня.

В реалистической литературе появляются новые темы:

  • — исчезновение русской деревни, патриархальной России, «дворянских гнезд» («Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол» И. Бунина; «В овраге», «Мужики» А. Чехова);
  • — взаимоотношения интеллигенции и народа («Без дороги», «На повороте» В.

    Вересаева);

  • — капиталистический труд и жертвы капитализма (романны Д. Мамина-Сибиряка, «Молох» А. Куприна);
  • — разрушение гармонии между человеком и природой (М. Горький, В. Короленко);
  • — антивоенная тема («Красный смех» Л. Андреева, «Гамбринус» А.

    Куприна и др.).

Идет процесс объединения писательских сил вокруг М. Горького и издательства «Знание» (с 1902 года М. Горький — глава этого издательства). «Знание» поставило главной задачей популяризацию литературы среди всех слоев населения. В этом издательстве печатаются в небольших и удешевленных брошюрах классики и современники, книжки распространяются в основном среди рабочего и крестьянского класса.

С 1899 года у Н. Телешова по средам («телешовские среды», или кружок «Московская литературная среда») собираются прогрессивно настроенные интеллигенты: писатели (М. Горький, Л. Андреев, В. Вересаев, А. Серафимович, В. Зайцев, А. Куприн), художники (И.

Левитан, В. Васнецов), артисты (Ф. Шаляпин, В. Качалов). На заседаниях кружка обсуждались преимущественно неопубликованные произведения, которые часто читали сами авторы.

Впоследствии многое, что обсуждалось на «средах» было напечатано в сборниках издательства «Знание».

Источник: http://www.lang-lit.ru/2016/01/osobennosti-realizma-rubezha-19-20-vekov-v-russkoy-literature.html

Ссылка на основную публикацию