Боевые действия краснознаменного балтийского флота — история России

Балтийский флот РФ — история создания и современное состояние

С момента образования Древнерусского государства со столицей в Новгороде начались морские походы на Балтике.

Тогда не было отдельного военного флота и военные отряды содержались на купеческих ладьях, что им не мешало защищать знаменитый путь «из варяг в греки» от ливонских рыцарей и других врагов на всем водном пути до Ладоги, одного из древнейших городов Севера Руси.

В XII веке русичи закрепились на побережье Финского залива, и оно вошло в состав ганзейского Новгорода. Все  последующие века продолжалось постоянное противоборство с ливонцами и шведами за господство в Финском заливе Балтийского моря.

Многолетние войны продолжались десятилетиями и с приходом на царствие Ивана Грозного войны продолжились еще активнее. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война первоначально приносила победы русскому оружию и была захвачена Нарва, ставшая главным торговым портом, ведущим на Запад.

Швеция и Польша лишились больших доходов с русских купцов, продававших свои товары в Ревеле и Нарве, поэтому началась Шведская война.

В ходе войны датские союзники пошли на переговоры со шведами, после чего, их войска захватили Нарву и по заключенному в 1583 году перемирию, Московское царство лишилось не только Нарвы, но и всего побережья Финского залива.

Семнадцатый век в России начался с потрясений Смутного времени, практически полным разрушением государства и десятилетиями восстановления под самодержавной властью царей династии Романовых.

Во второй половине века войска Царя Алексея Михайловича, вели воны со шведами, но при незначительных успехах, поражения были серьезней, и это привело к окончательной потере выходов к морю.

Даже Иван-город был отдан врагу.

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем.

Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов.

После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года.

Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи.

Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах.

К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят.

Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава.

Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Морской пехотой Петра Великого.

Российская империя – морская держава

К 1725 году в состав Балтийского флота входило 646 парусных судов и гребных галер. Это и военные успехи позволили назвать Московское царство морской державой – Российской Империей, ставшей хозяйкой в Балтийском, Черном морях, и на северном побережье государства.

Лучшими свершениями Петра Великого на Балтике можно назвать:

  • Создание мощного флота;
  • Победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме;
  • Взятие при поддержке флота Ревеля (Таллина), Риги, Выборга, Гельсингфорса (Хельсинки), Або и Моозундских островов;
  • Основание Петербурга и Кронштадта – первой военно-морской базы российского флота.

Многие следующие десятилетия и весь девятнадцатый век Балтийский флот показывал всему миру мощь, а лучшие адмиралы и офицеры вносили величайший вклад в развитие русского оружия и освоение мирового океана.

История помнит имена великих флотоводцев и первооткрывателей новых заморских территорий и командиров кораблей, совершавших кругосветные плавания, которые поднимали гордый флаг Балтийского флота в южных и северных широтах, на островах Океании, на Аляске, у берегов Антарктиды и в других местах.

О величии Российского Балтийского флота говорят 432 открытия по всему земному шару, которые отмечены на глобусе именами 98 лучших людей – адмиралов и офицеров балтийцев.

Первая Мировая война охватила акваторию Балтийского моря, русские моряки в ожесточенных сражениях уничтожили более 100 немецких кораблей и транспортных судов.

В тяжелейших условиях, флот смог нанести поражение Германии и ее союзникам, выиграв большинство сражений за Балтику и города на ее побережье, включая Петроград.

И уже в дни и месяцы, когда была предпринята морская иностранная интервенция 1918-1922 годов, балтийцы смогли удержать морские рубежи, и не допустили врага к столице.

Создание и развитие Красного флота на Балтике

Балтийский флот в Первой Мировой войне, Гражданском противостоянии и интервенции потерял почти все корабли и портовую инфраструктуру. Первые годы после революции Советской власти было не до восстановления флота, так как требовалось побороть разруху и создать новое государство справедливости и мира.

Но уже к концу двадцатых годов, враждебное окружение вынудило власти заняться созданием нового Красного флота СССР. Настоящий подъем Балтийского флота выпал на тридцатые годы, когда на Ленинградских судостроительных предприятиях создавались современные корабли по новым проектам.

Суда спускались на воду и оснащались лучшим вооружением. В эти годы, Балтфлот стал центром инженерной и конструкторской мысли, отсюда на все флота Советского Союза приходили передовые корабли, новейшая техника, оружие и обученные флотские экипажи, воспитанные в духе моряков балтийцев.

Уже к концу тридцатых годов на защите Родины стоял мощный Краснознаменный Балтийский флот.

Участие Балтийского флота в Великой Отечественной войне

С первого дня Великой Отечественной войны Балтийский флот вступил в ожесточенную борьбу с Военно-Морским флотом фашистской Германией. Все эти годы командование Балтийского флота под руководством адмирала В. Ф.

Трибуца разрабатывало операции по участию всех сил в обороне Ленинграда, уничтожали коммуникации противника, вели морские бои с кораблями и подводными лодками.

Моряки-балтийцы в большом количестве воевали в составе сухопутных войск, героически защищая Ханко, Моонзундские острова, берега Финского залива. Позже моряки громили Балтийские порты фашистов уже на территории Германии.

О героизме флота написано много книг и снято фильмов, а писать и показывать есть что. За годы ВОВ силами Балтийского флота было уничтожено 1205 единиц фашистского флота,  сбито 2418 самолетов люфтваффе и проведено 24 успешных десантных операции.

В честь Великой Победы Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени.

За героические подвиги в деле защиты Родины от врага 24 формирования и корабля получили почетное звание гвардейских.

Советские люди высоко оценили морское братство балтийцев и личное мужество краснофлотцев, поэтому в Ленинграде, Кронштадте и других городах моряки пользуются огромной любовью жителей.

Послевоенное развитие Балтийского флота

За годы Великой Отечественной войны Балтийский флот понес серьезные потери, и, встав на путь мирного восстановления страны, Советская власть огромные силы вложила в развитие могущества армии и флота. Тратить дополнительные ресурсы заставила агрессивная политика США, выступивших открыто против СССР и других стран, входящих в состав Варшавского блока.

Усилилось влияние американского авианосного, подводного и надводного флота во всех морях мирового океана, а в пятидесятые годы он начал оснащаться ракетами с ядерными боеголовками. Советские Вооруженные силы должны были восстанавливать ядерный паритет и научные кадры сделали все, чтобы на флотах и других подразделениях встали на дежурство ракетные установки.

Советский Союз создал мощный Военно-Морской флот:

  • моря бороздили российские корабли;
  • в небе дежурила дальняя морская авиация противолодочного класса;
  • советские подводные крейсера с баллистическими ракетами стали реальной угрозой для Соединенных Штатов.

С нашей страной вынуждены были разговаривать, и такое равновесие сохранялось вплоть до развала СССР.

Современное состояние Балтийского флота

Остались в истории разрушительные для Вооруженных сил России девяностые и нулевые годы, когда своими руками уничтожался флот, принижались подвиги, и уменьшалось значение вклада Балтийского флота в становлении России, как великой морской державы. С середины две тысячи десятых годов начался постепенный подъем военной мощи страны.

Военно-Морской флот вернулся на просторы Мирового океана и завоевал свои позиции по защите военно-стратегических и экономических интересов страны. Надводные и подводные ракетно-ядерные силы дежурят во всех уголках земного шара, а штаб Балтийского флота ведет постоянную работу над повышением мастерства и боевой выучки экипажей.

Читайте также:  Борьба царизма против воссоединения германии - история России

Сегодняшний  флот России это грозная сила, с которой считаются все морские державы, а Соединенные Штаты вынуждены признавать равенство и уважать наших моряков. Командующие Балтийским флотом, адмиралы, офицеры и матросы внесли огромный вклад в победное развитие ВМФ России со времен Петра Великого и по сегодняшний день.

Уже больше 300 лет моряки-балтийцы служат примером всем другим российским флотам, поэтому День Балтийского флота ВМФ России отмечается, как важнейший всенародный праздник.

Источник: https://vmflot.ru/armiya/baltijskij-flot-rf/

Подготовка Краснознамённого Балтийского флота в начале 1941 года к возможной войне

Петров Павел Владимирович — кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: kbf1939@rambler.ru)

Подготовка краснознамённого балтийского флота в начале 1941 года к возможной войне

Краснознамённый Балтийский флот (КБФ; БФ) играл стратегическую роль в системе обороны территории СССР с моря на северо-западном направлении. Важнейшим элементом его подготовки к возможной войне являлось оперативное планирование, которое определяло цели и задачи БФ в случае ведения боевых действий.

С этой целью заместитель наркома ВМФ и начальник Главного морского штаба (ГМШ) адмирал И.С. Исаков утвердил 27 января 1941 года тезисы доклада по предполагаемому базированию флота.

В документе перечислялись следующие задачи, которые могли возникнуть перед БФ в случае войны: 1) уничтожение корабельных сил противника при попытке захватить побережье, недопущение их прорыва в Финский и Рижский заливы; 2) содействие Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА; КА) в захвате вражеского побережья и разгроме неприятельского флота; 3) действия на чужих коммуникациях с целью недопущения перевозок по Балтийскому морю; 4) обеспечение безопасности своих водных путей; 5) содействие продвижению фланга сухопутных войск по шхерному побережью Финского залива1.

Месяц спустя нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов в обстоятельной директиве (№ 14846 от 26 февраля 1941 г.) отметил, что в антисоветскую агрессивную коалицию могут войти Германия, Италия, Венгрия, Финляндия, Румыния, Швеция и Япония.

Исходя из этого, он поставил перед командованием флотов и флотилий «боевые задачи в рамках общего плана войны».

В частности, БФ должен был «не допустить морских десантов немцев на побережье Латвийской и Эстонской ССР и на острова Моонзундского архипелага», «совместно с ВВС КА нанести поражение германскому флоту при его попытке пройти в Финский залив», «не допустить прорыва кораблей противника в Рижский залив», «содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на п-ове Ханко, обеспечивая их фланги и уничтожая береговую оборону финнов», «уничтожить боевой флот Финляндии и Швеции (при выступлении последней против СССР)», «обеспечить в первые дни войны переброску двух стрелковых дивизий с северного побережья Эстонской ССР на п-ов Ханко, а также крупного десанта на Аландские о-ва», «прервать морские коммуникации Финляндии и Швеции в Балтийском море и Ботническом заливе»2. Согласно директиве флотам также требовалось к 15 апреля разработать оперативные планы как основу их действий в начальный период войны.

Содержание перечисленных Н.Г. Кузнецовым задач перекликалось с теми, которые вошли в «Соображения об основах стратегического развёртывания Вооружённых Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 годы» (от 18 сентября 1940 г.)3 и в директиву командующему войсками Ленинградского военного округа (ЛВО) (от 25 ноября 1940 г.)4.

, но они были куда как масштабнее значившихся в «Общем плане действий КБФ» на 1940 год5. В частности, если в последнем говорилось лишь о «недопущении» прорыва германских кораблей в Финский залив6, то в последующих документах от Балтфлота требовалось непременно нанести поражение немецким ВМС ещё при их попытке войти в наши воды.

Кроме того, добавилась задача по «недопущению» проникновения немецкого флота в Рижский залив. Наконец, возникла дополнительная задача по уничтожению финского и шведского военно-морских флотов. Это свидетельствовало об очередном усложнении оперативного плана без учёта реальности и возможностей.

Не будет преувеличением сказать, что и высшее руководство РККА, и командование ВМФ подходило к составлению оперативных планов для военно-морских объединений формально, «арифметическим» путём, то есть лишь суммируя боевые задачи из разных уже имевшихся документов. При этом одна нереальная задача нагромождалась на другую, ей подобную.

Когда же возникла необходимость в практическом осуществлении намеченного, то сразу же проявилась очевидность невозможности воплощения «абстрактных построений». Словом, порочность подобной практики стала понятной только летом 1941 года, в ходе боевых действий.

Весной же (5 апреля) нарком утвердил представленные военным советом БФ оперативный план и план прикрытия. При их разработке балтийцы исходили из того, что основным операционным направлением в случае войны станет южная часть Балтийского моря и Финский залив, что противник в состоянии овладеть островами Моонзундского архипелага, городами Ригой и Таллином.

Кроме того, учитывая выгодное, «нависающее» положение Финляндии над побережьем Эстонии, военный совет БФ полагал, что противник может развернуть активные боевые действия на морской коммуникации Кронштадт — Таллин — Ханко.

Возможность захвата островов Моонзунда и прорыва немецких ВМС в Финский залив вызывала особую озабоченность командования Балтфлота, поэтому оно подчёркивало, что на первые 10—12 дней войны противостояние этому и является главнейшей задачей.

Её выполнение мыслилось путём организации разведки, корабельных дозоров и наблюдения за морем, систематическим нанесением морской авиацией бомбовых ударов по войскам вражеского десанта, кораблям и транспортным средствам в пунктах их сосредоточения7.

Создание целого ряда минно-артиллерийских позиций (центральной в устье Финского залива, тыловых в Ирбенском проливе, Соэлозунде, в р-не Либавы и на рубеже Нарген — Порккала-удд) должно было обеспечить необходимые условия для боя с флотом противника.

В дальнейшем же, следуя планам, БФ предстояло захватить остров Оланд, высадив на него 2 стрелковые дивизии (сд), осуществить постановку с подводных минных заградителей минных банок на подходах к портам и военно-морским базам (ВМБ) противника для затруднения его действий, выставить мины на внутренних фарватерах морской авиацией8.

В рамках подготовки операции на центральной минно-артиллерийской позиции начальник штаба БФ контр-адмирал Ю.А. Пантелеев направил 11 января 1941 года начальнику ГМШ адмиралу И.С. Исакову «местный» документ — «Наставление на оборону устья Финского залива»9.

Основной задачей, вытекавшей из него, являлось недопущение «прорыва противника в Финский залив, для чего совместными ударами надводных, подводных, воздушных сил и сил береговой обороны — уничтожить ЛК [линкоры], КР [крейсеры], ТР [транспорты] противника при попытке форсирования ими главного оборонительного рубежа в устье Финского залива»10. Также штабом Балтфлота были разработаны (начало марта 1941 г.)11 отдельные наставления для ведения боя отрядом лёгких сил и частями северной и южной сковывающих групп на центральной минно-артиллерийской позиции12.

В случае обнаружения основной группировки германских ВМС в среднем и северном районах Балтийского моря первоначальное противоборство с ней предполагалось вести частью сил флота во взаимодействии с авиацией Прибалтийского особого военного округа (ПрибОВО).

Для полного уничтожения корабельных группировок, в первую очередь линкоров, крейсеров и транспортов с десантом, главный удар по ней рекомендовалось наносить своими основными силами с опорой на минно-артиллерийские позиции.

Но если они ещё не будут созданы, а противник попытается высадить десант, то главный удар следовало наносить совместно с войсками ПрибОВО непосредственно в пунктах высадки13.

С целью упреждения противника в его действиях на море военный совет БФ полагал необходимым провести (до объявления войны или с началом боевых действий) перевозку сд из Таллина на п-ов Ханко, а также постановку минных заграждений первой очереди (в устье Финского залива, в Ирбенском проливе, у Лиепаи и Ханко). К этому же времени подводные минные заградители должны были находиться на подходах к ВМБ и портам противника, а усиленные дозоры подлодок и надводных кораблей — к своим14.

Оборудование центральной минной позиции, состоявшей из трёх линий, планировалось осуществить на акватории протяженностью в 24 мили. Для её надёжного прикрытия на западном направлении предполагалось выставить мины на нескольких линиях, причём готовность 8 из них, считавшихся первоочередными, определялась сроком в 9 дней.

Характерно, что мины для третьей очереди ещё даже не поступили от промышленности15, что свидетельствовало о скудности флотских спецсредств, не позволявшей выполнить минно-заградительные операции в полном объёме. Это неприятное обстоятельство выяснилось для руководства в ходе оперативной проверки ГМШ (февраль 1941 г.).

Она показала, что планы основных минных постановок БФ совершенно не были обеспечены имевшимся на флоте минным запасом. Недостаточной оказалась и боевая подготовка корабельных экипажей16.<\p>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.

elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1877. Оп. 1. Д. 166. Л. 155.

2 Цит. по: Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота, 1914—1941. М.; СПб., 2004. С. 497; Золотарев В.А., Шломин В.С. Как создавалась военно-морская мощь Советского Союза: В 2 кн. М.; СПб., 2004. Кн. 1. С. 37, 38; Платонов А.В. Трагедии Финского залива. М.; СПб., 2005. С. 14, 15.

3 1941 год / Сост. Л.Е. Решин и др.: В 2 кн. М., 1998. Кн. 1. С. 236—253.

4 Там же. С. 418—423.

5 РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 2. Д. 660. Л. 1—24.

6 Там же. Л. 7.

7 См.: Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. 2-е изд., испр. и доп. Балтийский флот. СПб., 2006. Т. III. С. 24; Платонов А.В. Указ. соч. С. 15, 16.

8 Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Т. III. С. 24.

9 РГА ВМФ. Ф. Р-1877. Оп. 1. Д. 167. Л. 233—260 («Наставление на оборону устья Финского залива» было утверждено военным советом БФ 10 января 1941 г.).

10 Там же. Л. 234.

11 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 161. Оп. 6. Д. 56. Л. 1—9.

Читайте также:  Крестьянское движение 1861 года - история России

12 Там же. Д. 55. Л. 1—19.

13 Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Т. III. С. 24, 25.

14 Там же. С. 25.

15 Там же.

16 РГА ВМФ. Ф. Р-1877. Оп. 1. Д. 166. Л. 32—36.

Источник: http://history.milportal.ru/2012/10/podgotovka-baltijskogo-flota/

Самое интересное в истории Российского флота

Балтийский флот

18 мая (7 мая по старому стилю) — День Балтийского флота.

В этот день 315 лет назад отряд русских лодок под командованием Петра I в устье Невы взял на абордаж шведские суда «Астрильд» и «Гедан». С этой победы ведет свою историю и боевую летопись Балтийский флот.

В течение всего своего существования он надежно обеспечивает выход России к Балтийскому морю и ее многообразные связи с государствами на всех континентах планеты.

Героические действия балтийцев не ограничиваются акваторией Финского залива и ближайших к нему морей.

Балтийский флот не раз отстаивал интересы страны на просторах Мирового океана — в Атлантике и Тихом океане, нес боевую службу в Средиземном море, а также выполнял ответственные задания у берегов Америки.

В годы Великой Отечественной войны он в труднейших условиях сражался за Ленинград, а затем участвовал в освобождении от фашизма Прибалтики, Финляндии, Польши и Германии.

Мореплавание на Руси и возвращение к Балтийскому морю

Искусство мореплавания на Руси насчитывает не одно столетие. С древнейших времен наши предки жили по берегам Онежского и Ладожского озер, Невы и Финского залива.

Они были прекрасными мореходами и воинами, но им приходилось постоянно защищать свои земли от набегов шведов, поляков и немцев. Борьба была длительной и очень трудной. Но во второй половине XVI века шведам удалось оттеснить русских от Балтийского моря.

Все наши правители, будь то князья или самодержцы прекрасно понимали, что без сильного флота ни отвоевать, ни, тем более, удержать за собой выход к морю не удастся.

Портрет Петра I
Художник П. Деларош

Полное и окончательное решение балтийского вопроса удалось только Петру I.

Во время длившейся 21 год тяжелой Северной войны Россия прочно укрепилась на берегах Финского залива, и построила сильный военный флот, который прошел боевую закалку в сражениях с флотом Швеции — одной из сильнейших морских держав того времени. Об отражении многократных попыток шведов уничтожить Балтийский флот и захватить Петербург читайте здесь.

Создание регулярного Балтийского флота

В 1703 году в устье реки Невы заложили Петропавловскую крепость, положившую начало одному из красивейших городов мира и новой столице России — Санкт-Петербургу. На следующий год построили форт Кроншлот – основу будущего Кронштадта.

Позднее был создан целый пояс укреплений на подступах к Петербургу, а их связующим звеном был Балтийский флот. Одним из первых сооружений строящегося Санкт-Петербурга стало Адмиралтейство, в котором сразу же приступили к постройке кораблей.

Все это было очень нужно, но еще нужнее были знающие и опытные моряки.

Поэтому в 1701 году в Москве была создана Школа математических и навигацких наук — первое в России артиллерийское, инженерное и морское учебное заведение.

Для подготовки исключительно флотских офицеров в 1715 году в Петербурге была основана Академия морской гвардии. Петр I очень внимательно следил за ходом обучения, часто общался с преподавателями и учащимися.

Первые морские победы и их значение для страны

Победа в Северной войне стала поворотным событием в российской истории. Она показала политическую, военную и экономическую мощь Русского государства, которое в 1721 году было преобразовано в Российскую империю. Таким образом, становление мощного государства было непосредственно связано с созданием в стране сильного Балтийского военно-морского флота.

После кончины Петра I отношение к флоту изменилось. Корабли почти не выходили в море, падал престиж морской службы. Период застоя продолжался до «Золотого века Екатерины».

При ней Балтийский флот впервые вышел за пределы Балтики и прославил нашу страну крупными победами в Средиземном море. В ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов русские эскадры одержали настолько крупные победы, что шведы поспешили заключить мир.

К концу XVIII века Россия стала одной из великих мировых держав, и в этом немалая заслуга отечественного военно-морского флота.

Научные подвиги моряков

Портрет И.Ф. Крузенштерна
Из собрания Эрмитажа

Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие кораблестроения и военно-морского искусства, в русскую науку и культуру. Особенно ярко их таланты проявились в области географических открытий.

В первую очередь здесь надо сказать о Великой Северной экспедиции, трудами которой была обследована и положена на карту огромная по протяженности береговая полоса от Белого моря до Японии. По достигнутым результатам она не имела себе равных в истории географической науки.

Выполнение этой труднейшей миссии легло в основном на офицеров Балтийского флота.

В начале XIX века Российский флот стал заметно отставать по строительству паровых и железных судов. В штабах процветал бюрократизм и казнокрадство. Однако и в этих условиях передовые флотские офицеры стремились послужить стране своим участием в морских научных экспедициях и дальних плаваниях.

Их стараниями Россия в первой половине XIX века заняла ведущее место в мире по исследованию морей и океанов. Вся подготовка экспедиций, формирование экипажей и снаряжение кораблей происходили в главной базе Балтийского флота – Кронштадте. Отсюда же ушли в антарктическую экспедицию шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.

 Лазарева, читайте об этом в статье «Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков».

С его рейда 26 июля 1803 года вышли в первое для русских моряков кругосветное плавание шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Это они заложили прекрасную морскую традицию – «Служить флоту и науке!». В 1823 году И.Ф.

 Крузенштерн на основе громадной массы сведений, собранных русскими и иностранными мореплавателями, создал «Атлас Южного моря», который был сразу признан учеными и моряками всего мира.

Очень важно, что отправляя свои корабли в дальние плавания, Россия никогда не ставила цели колонизации или ограбления вновь открытых земель.

Дружественное, уважительное отношение к коренным народам посещаемых стран было важнейшей отличительной чертой наших моряков.

Руководители экспедиций и многие их участники снискали себе славу ученых, первооткрывателей и мореплавателей, но никак не захватчиков, корсаров и разбойников.

Затем последовала русско-японская война, которая очень убедительно показала, что даже могущественные державы терпят поражение в результате утраты своей морской мощи. После Цусимского сражения Россия превратилась во второстепенную морскую державу, а Балтийский флот пришлось возрождать заново. Подробнее о Цусимском сражении и его последствиях Читайте здесь.

Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне

Балтийский флот всегда был донором для всех флотов нашей страны. В XIX веке балтийские корабли несли постоянную службу у наших дальневосточных берегов, возвращаясь в Кронштадт только для ремонта и отдыха экипажей.

В ноябре 1929 года линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн» вышли из Кронштадта и, обогнув Европу, пришли в Севастополь для усиления Черноморского флота.

В 1930-х годах несколько эсминцев и подводных лодок перешли с Балтики по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск став ядром морских сил Заполярья. Вместе с кораблями передавались знания, опыт и боевые традиции.

Нашей стране выпала трудная судьба. В ее истории было много войн и почти в каждой из них принимали участие моряки Балтийского флота.

О подвигах балтийцев в этих войнах невозможно рассказать в рамках одной статьи, но нельзя обойти вниманием их огромный вклад в победу над фашизмом.

В результате стойкой обороны Либавы, Таллина, Ханко и Моонзундских островов был сорван план гитлеровцев победным маршем пройти по нашей стране и в кратчайший срок захватить Москву и Ленинград.

После тяжелейшего Таллинского прорыва, корабли приняли активное участие в обороне Ленинграда. Авиация флота уже 8 августа 1941 года нанесла бомбовый удар по Берлину.

В первые недели и месяцы войны авиаторы наносили мощные удары по войскам и наземным объектам противника. В этих тяжелейших воздушных боях родилась крылатая гвардия морской авиации.

Первыми в январе 1942 года звания гвардейских были удостоены 1-й минно-торпедный, а также 5-й и 13-й истребительные авиаполки Балтийского флота.

Мощные орудия кораблей громили живую силу и огневые точки врага на подступах к Ленинграду, а затем включились в контрбатарейную борьбу. Созданная из кораблей Балтийского флота Ладожская флотилия надежно прикрывала поставки боеприпасов, горючего и продовольствия в блокированный город.

Балтийцы самоотверженно дрались с врагом на море, на суше и в воздухе. Артиллерия и авиация флота оказали мощную поддержку частям Ленинградского фронта в январе 1943 года при прорыве блокады.

В начале 1944 года корабли флота скрытно перебросили на Ораниенбаумский плацдарм большое количество войск и техники, обеспечив успех нашего наступления и полное снятие блокады Ленинграда.

Корабли Балтийского флота ведут бой в Ирбенском проливе
Художник А.А. Ефимов

Исключительно важная роль принадлежала Балтийскому флоту в освобождении Карелии, после чего Финляндия вышла из войны. О первом опыте боевого взаимодействия Балтийского флота с Оборонительными силами Финляндии читайте здесь. Затем были бои за порты Прибалтики и Моонзундский архипелаг, в результате которых флот вышел в Балтийское море и к побережью Германии.

Здесь была сосредоточена основная часть надводных кораблей и морской авиации фашистов.

В то же время, наше командование отказалось от использования в этот период крупных надводных кораблей из-за очень серьезной минной опасности.

В связи с этим вся тяжесть ведения боевых действий на море легла на морскую авиацию, подводные лодки и катера. Боевые действия балтийцы завершили 9 мая 1945 года взятием острова Борнхольм.

Балтийский флот на современном этапе

В настоящее время Балтийский флот находится на передовой линии противостояния с флотом США и НАТО. После тяжелых лет перестройки флот вновь стал пополняться новыми кораблями, авиацией и береговыми ракетными комплексами. Значительно более содержательной и напряженной стала боевая подготовка моряков.

Читайте также:  Лучшие книги для подготовки к егэ по истории - история России

Вошли в норму дальние походы кораблей, боевая служба по выполнению задач контртеррористической деятельности, совместные ученья с кораблями союзных и дружественных нам государств. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что балтийцы с гордостью несут российский военно-морской флаг на просторах Мирового океана.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Военный Энциклопедический Лексикон. СПб. 1850 г.
  • Энциклопедия военных и морских наук под редакцией Г.А. Леера. СПб. 1897 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М. 1978 г.
  • В настоящее время все чаще можно слышать высказывания, что Балтийский флот теряет свое былое значение, поскольку его выход на океанские просторы может быть перекрыт, а корабли слишком уязвимы от ударов авиации и ракетного оружия. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?

Источник: http://www.korvet2.ru/baltflot.html

БАЛТИ́ЙСКИЙ ФЛОТ

Оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота (ВМФ) России на Балтийском море.

Попытки русского государства создать военно-морские силы на Балтике предпринимались давно. В 1570 во время Ливонской войны была создана наемная каперская флотилия под командованием датчанина К. Роде. Во время рус­ско-шведской войны 1656—1658 (см. Русско-шведские войны XVII—XIX вв.) было развернуто строительство военных кораблей для Балтики, однако все эти попытки закончились неудачно.

Создание Б. ф. произошло в ходе Северной войны 1700—1721 и связано с именем Петра I. Официальной датой рождения Б. ф. считается 18 мая 1703, когда шлюпочный десант из солдат гвардейских Преображенского и Семеновского ​полков захватил в устье Невы два небольших шведских корабля — галиот «Гедан» и шняву «Астрильд».

Первым кораблем нового флота стал спущенный на воду в 1703 30-пушечный фрегат «Штандарт». В ходе Северной войны недавно созданный флот одержал ряд важных побед над шведами — при Гангуте (1714), Эзеле (1719) и Гренгаме (1720), обеспечил высадку десантов на территории Финляндии и Швеции. Б. ф.

принял участие в войне за польское наследство 1733—1735 (осада Данцига), русско-шведской войне 1741—1743 и Семилетней войне 1756—1763 (взятие Мемеля и блокада Кольберга). В последней трети XVIII — первой четверти XIX в. Б. ф. участвовал в рус­ско-турецких (1768—1774, 1806—1812) (см. Русско-турецкие войны XVII—XIX вв.

), русско-шведских (1788—1790, 1808—1809) и наполеоновских войнах. В 1769—1774 состоялась Первая архипелагская экспедиция Б. ф., в ходе которой турецкий флот был разгромлен в Хиосском проливе и Чесменской бухте (см. Чесменский бой 1770).

В ходе Второй архипелагской экспедиции (1805—1807) турецкий флот был разбит балтийцами в Дарданелльском и Афонском сражениях (1807).

Активное участие Б. ф. принял в Отечественной войне 1812. Совместно с британским флотом балтий­ские корабли крейсировали у берегов Франции и Голландии; гребные суда поддерживали действия русской армии на северном фланге, участвовали в обороне Риги; морская пехота (морские полки, Гвардейский флотский экипаж) сражалась на суше (гвардейские моряки приняли участие в Бородинском сражении).

Помимо боевых действий моряки-балтийцы участвовали в научно-исследовательских экспедициях, в том числе Великой северной экспедиции (1733—1744), кругосветном плавании шлюпов «Надежда» и «Нева» (1803—1806), Первой русской антарктической экспедиции (1819—1821).

В 1827 эскадра Б. ф. в составе объединенных англо-франко-русских сил разгромила при Наварине турецко-египетский флот. В ходе русско-турецкой войны 1828—1829 корабли Б. ф. блокировали Дарданеллы. В результате войны Османская империя вынуждена была признать независимость Греции (смотрите Греческая национально-освободительная революция 1821-1829).

Во время Крымской войны 1853—1856 Б. ф. надежно защитил столицу империи Санкт-Петербург от угрозы нападения англо-французского флота.

В 1863 во время Гражданской войны в США эскадра Б. ф. была направлена в Нью-Йорк для поддержки федерального правительства.

Именно на Балтике были опробованы новинки в области морских во­оружений — первые в русском флоте корабли с паровой силовой установкой, первые в мире морские минные заграждения (в ходе Крымской войны), первый российский броненосный корабль (1861), радиосвязь (1899) и т. д.

На рубеже XIX—XX вв. часть кораблей Б. ф. была переведена на Дальний Восток и составила 1-ю Тихоокеанскую эскадру. В ходе Русско-японской войны 1904—1905 на Балтике были сформированы 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, погибшие в Цусимском сражении (1905).

Согласно большой кораблестроительной программе, направленной на возрождение флота после потерь в войне с Японией, в состав Б. ф.

во­шли первые русские дредноуты типа «Севастополь», новые эсминцы типа «Новик», подводные лодки (в 1906 субмарины были выделены в отдельный класс кораблей).

В годы Первой мировой войны Б. ф. достаточно успешно действовал против флота кайзеровской Германии на Балтике. В последнем Моонзундском сражении (1917) Б. ф.

нанес существенный урон противнику, хотя в ходе операции острова были захвачены немцами. В начале 1918 состоялся Ледовый поход Б. ф.

— переход кораблей из Ревеля (Таллин) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт в целях спасения от наступавших немецких войск.

Моряки-балтийцы активно участвовали в революционных событиях в России 1905—1907 и 1917. В ходе Октябрьской революции 1917 и последующей Гражданской войны 1918—1922 матросы Б. ф. выступили на стороне большевиков. Тем не менее на главной базе Б. ф. произо­шло Кронштадтское восстание 1921, вызванное недовольством большевистской политикой «военного коммунизма».

В конце 1920-х — 1930-х именно с Б. ф. началось возрождение ВМФ государства — были достроены и модернизированы корабли дореволюционной постройки, строились корабли новых проектов. Корабли Б. ф., переведенные в начале 1930-х в Заполярье и на Тихий океан, стали основой Северного и Тихо­океанского флотов.

В годы Совет­ско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны Б. ф. обеспечивал поддержку армии на приморских флангах. Летом 1941 авиация флота бомбила Берлин. Б. ф.

участвовал в обороне Либавы, Таллина, Моонзундских островов (1941), сыграл выдающуюся роль в обороне и прорыве блокады Ленинграда. С 1946 по 1955/56 Б. ф. был разделен на два флота — 4-й и 8-й.

В годы «холодной войны» усилился ракетоносными кораблями, реактивной авиацией, береговыми ракетными комплексами, однако постепенно потерял значение главного флота страны.

После распада СССР лишился основных баз в Таллине и Лиепае, сильно сократился корабельный состав. В настоящее время Б. ф. базируется в Балтийске и Кронштадте, в составе имеет дивизию надводных кораблей, бригаду подводных лодок, вспомогательные и поисково-спасательные суда, части ВВС флота, береговых войск, тылового технического и спец. обеспечения.

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/baltiiskii_flot

Балтийский флот перед Великой Отечественной войной

К лету 1941 года самый многочисленный флот Советского Союза — Краснознаменный Балтийский флот. Командует им вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.

вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.

Корабельный состав Балтийского флота перед войной

Балтийский флот перед началом Великой отечественной войны представляет собой довольно внушительную силу:

  • 2 линейных корабля («Марат», «Октябрьская Революция»)
  • 2 легких крейсера, или 3 если прибавить «Аврору» («Киров», «Максим Горький»)
  • 2 лидер-эсминца («Ленинград», «Минск»)
  • 19 эсминцев (Типа «Новик»: «Яков Свердлов», «Володарский», «Ленин», «Энгельс», «Артем», «Карл Маркс», «Калинин»; Типа «7»: «Сметливый», «Гневный», «Гордый», «Грозящий», «Стерегущий», «Сторожевой», «Сердитый», «Стойкий», «Сильный», «Славный», «Смелый», «Суровый»).
  • 7 сторожевых кораблей типа «Ураган» («Вихрь», «Тайфун», «Циклон», «Буря», «Пурга», «Снег», «Туча»).
  • 4 минных заградителя
  • 24 тральщика
  • 2 канонерские лодки
  • 54 Торпедных катера
  • 65 подводных лодок

Крейсер Максим Горький, балтийский флот

К сожалению, сила эта была далеко не монолитная. В одном строю находились корабли относящиеся не просто к разному времени – к разным эпохам. Доцусимовская «Аврора», герои Первой мировой «Новики», в муках рожденные крейсера тридцатых – все это составляло настолько пеструю смесь калибров, узлов и водоизмещений, что единым флотом назвать их массу просто не поворачивается язык.

Знаете ли вы, что…

…в последний раз британские и французские корабли сошлись в битве гораздо позже Трафальгара?Ситуация понятная – промышленность СССР была на тот момент не в состоянии полностью выполнить все заявленные программы по переоснащению флота, брак, заводские недоделки – все это серьезно затягивало процесс.

Вдобавок сама кораблестроительная программа страны была далеко не идеальной – вместо того, чтоб наращивать малый флот, отлично подходящий для условий Балтики, все мощности были брошены на постройку серии из 15 громадных линкоров серии «Советский Союз».

Те силы, что имелись в наличии, рассматривались как некий промежуточный вариант – пусть пока будут, место у причальных стоек заполнять. А мы вот-вот отстроим своих гигантов, и пустим все «стариков» на металлолом. Будущее, к сожалению, оказалось совершенно не таким, каким оно виделось командованию.

Подводная лодка Балтийского флота Д-2 «Народоволец»

Авиация и ПВО Балтийского флота перед войной

Балтийский флот имел в своем составе и весьма солидный воздушный флот, под командованием генерал-майора Василия Васильевича Ермаченкова, насчитывавший 707 самолетов разных классов, в том числе:

  • 368 истребителей
  • 151 самолет-разведчик
  • 131 бомбардировщик
  • 57 торпедоносцев.

Истребитель И-16 частей ПВО Балтийского флота

Также в состав флота входили средства противовоздушной обороны в составе 93 зенитных батарей, объединявших:

  • 370 орудий разных калибров
  • 327 пулеметов.

Но и тут дела обстояли не самым лучшим образом, правда, из-за проблем немного иного характера. Огромный разброс как театра действий, так и военно-морских баз, привели к тому, что зенитной артиллерией места действия кораблей флота были прикрыты лишь фрагментарно, да и то, довольно «жидко».

  Если добавить к этому то, что первая радарная станция появилась у Балтийского флота только в конце июля 1941 года, а у летчиков ВМС просто не было радиосвязи, становится вполне понятно – координация действий всех элементов, и именуемых в итоге Краснознамённым балтийским флотом, — корабельного состава, воздушных сил и средств ПВО, была весьма посредственной.

Источник: компиляция на основе открытых источников и книги «Краснознаменный Балтийский флот 1941-1945»

Источник: http://armedman.ru/korabli/1937-1945-korabli/baltiyskiy-flot-pered-velikoy-otechestvennoy-voynoy.html

Ссылка на основную публикацию