Краткое содержание истории России. Часть 1 (9-13 вв.)
Самые первые поселения человека на территории России были обнаружены в Костёнках (Воронежская область), им около 45 тыс. лет. Жилища людей были выполнены из костей мамонта, обтянутых шкурами.»Венера» из Костёнок. Сделана из бивня мамонта. 20-30 тыс. лет.
В начале 13 века монгольские орды через Кавказ вторгаются в причерноморские степи, разбив половцев, продвигаются на Русь. Против них выступило объединенное войско русских князей и половцев. Битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке
и завершилось полным разгромом — уцелела лишь десятая часть войска.
Нашествие Батыя на Русь произошло зимой 1237 года. Первым было разорено Рязанское княжество. Далее Батый двинулся во Владимиро-Суздальское княжество.
В январе 1238 года пала Коломна и Москва, в феврале Владимир, Суздаль, Переславль и др. Битва на реке Сить (4 марта 1238 г.) завершилась поражением русского войска.
7 недель держал оборону «злой город» (Козельск). До Новгорода монголы не дошли (по доминирующей версии из-за весенней распутицы).
Монголо-татарское нашествие на Русь. Кратко
История Древнерусского Государства 9-12 вв. Кратко
В 1238 году Батый отправил войска на завоевание южной Руси. В 1240 году, овладев Киевом, его войско двинулось в Европу.Во время нашествия монголы захватили все русские земли, кроме Новгорода.
Ежегодно Русские княжества выплачивали дань. Право на княжение (ярлык)
русские князья получали в Золотой Орде.
Диорама штурма Владимира татарами (Экспозиция в Золотых воротах). На переднем плане — Золотые ворота. Монголы не смогли войти через них и сделали пролом в стене. Автор фото: Бакулин Дмитрий (Фотки-Яндекс)
Славянские племена. Крещение Руси. Образование древнерусского государства.
Князья древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси.
Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1240 годы.
Объединение русских земель. Иван Грозный, Смутное время.
Древнерусское государство. Монголо-
татаское нашествие.
Россия после смуты.
Пётр I. Период дворцовых переворотов.
Екатерина II. Павел I. Отечественная война
1812 года.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Послевоенные годы.
Революция 1917 года.Гражданская война.
СССР перед войной.
Крымская война. Россия
в конце 19 начале 20 в. Первая мировая война.
СССР во второй половине 20-го века. Современная история России.
1300-1613 гг.
1613-1762 гг.
1762-1825 гг.
9-13 века
1825-1917 гг.
1917-1941 гг.
1941-1964 гг
1964-2014 гг
История Древнерусского государства 9-12 вв.
Монголо-татарское нашествие на Русь.
Наверх
Следующая часть 2 (1300-1584 гг.) >>
Краткая история России. Краткое содержание истории России. Истории России в картинках. История Древнерусского Государства 9-12 вв. Монголо-татарское нашествие кратко. История России для детей.
Kratkovik.ru 2016 г. Контакты: pavbv@yandex.ru
После смерти князя Мстислава (правил: 1125 -1132 гг.) Киевская Русь распадается на княжества, которые по размеру сопоставимы с западноевропейскими королевствами. В 1136 году восстание в Новгороде приводит
к появлению самостоятельного государства — Новгородской
республики, которая занимала территорию от Балтийского
моря до Уральских гор (на севере).
В 6 веке происходит Великое переселение славян, появляются первые политические объединения восточных славян в районе Днепра и озера Ильмень. Известно о существовании 13 племен: поляне, кривичи, древляне, уличи, вятичи и др. В то время, территорию современной Центральной России заселяют финно-угорские племена, они постепенно ассимилируются со славянами.
Развитие ремесла в 8-9 веках привело к появлению городов. Чаще всего они строились на стечении рек, которые служили торговыми путями. Самый известный
торговый путь того времени — «из варяг в греки», на
севере пути располагался Новгород, а на юге Киев.
В 862 году жители Новгорода призвали варяжских князей править городом
(согласно нормандской теории). Князь Рюрик стал родоначальником княжеской,
а в последствие царской династии. Нормандская теория не раз опровергалась знаменитыми историками и учеными (М. Ломоносовым, В. Татищевым и др.)
После кончины Рюрика, Новгородским князем становится
Олег (Вещий). Он захватывает Киев и переносит туда столицу Руси. Подчиняет себе ряд славянских племен. В 907 году совершает успешный поход на Византию,
получает дань и заключает выгодный торговый договор.
Князь Игорь подчинил восточные племена славян. В 945 г. он был убит древлянами, когда попытался повторно
получить с них дань. Княгиня Ольга (супруга) отомстила
древлянам, но делает дань фиксированной. В Царьграде она принимает христианство. В 16-м веке её
причислили к лику святых.
Ольга правила в период малолетства Святослава и продолжала властвовать после того как сын стал князем в 964 г. Святослав почти всё время находился в военныхпоходах. Им были разгромлены Болгарское и Хазарское царства. При возвращении на Русь, после неудачного
похода на Византию (971 г.) он был убит печенегами.
Гибель Святослава привела к междоусобной борьбе между его сыновьями. После убийства брата Ярополка к власти
приходит князь Владимир.
В 988 году Владимир принимает крещение в Херсонесе
(сейчас это музей-заповедник в Севастополе). Начинается
этап становления христианства на Руси.В ходе междоусобной войны (1015-1019 гг.), после кончины Владимира, погибают от рук Святополка князья Борис и Глеб (стали первыми русскими святыми). В борьбе со Святополком верх одерживает князь
Ярослав Мудрый. Он укрепляет государство, избавляет
Русь от набегов печенегов. При Ярославе началось
создание первого свода законов на Руси — «Русской Правды».
После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) происходит раздел
Руси между его сыновьями — «Триумвират Ярославичей«. В 1072 году составлена «Правда Ярославичей», вторая часть
«Русской Правды».
После смерти киевского князя Святополка (правление: 1093 — 1113 гг.), по
настоянию киевлян к власти приходит Владимир Мономаха.
В годы его княжения происходит усиление Киевской Руси, останавливаются княжеские междоусобицы.
В результате договорённости на Долобском съезде русских князей (1103 г.
) удалось остановить раздоры и в последующи годы, совместным войском нанести порожение половецким ханам.
В 1169 году Андрей Боголюбский разоряет Киев. Он переносит столицу Руси во Владимир. Политика по централизации власти приводит к заговору бояр. В 1174 году князь был убит в своём дворце в Боголюбово (пригород Владимира).
Его приемником становится Всеволода Большое Гнездо.
862
945
988
1019
1113
1136
1169
1223
1237
1242
Новгородская республика избежала монгольского нашествия, но испытывала
агрессию со стороны западных соседей. 15 июля 1240 г. состоялась Невская битва.
Дружина во главе с князем Александр Ярославовичем (ставшим — Невским) разбила шведское войско.
5 апреля 1242 г. на Чудском озере произошло сражение русского войска, во главе с Александром Невским, с рыцарями Ливонского ордена.
В ходе Ледового побоища немецкие рыцари были разбиты. В 16-м в. А. Невский был причислен к лику святых.
Источник: http://kratkovik.ru/History_Russia/1_Drevn_Rus.html
Изучаем историю литературы по эпохам: Древняя Русь
Словесность наших предков не исчерпывается житиями святых, летописями и переводами из Библии. В старинных текстах встречаются такие истории, сюжеты и образы, которым позавидовали бы многие современные писатели.
Мы хотим познакомить вас с ярким и разнообразным миром литературы Древней Руси.
Датировка: XI век
Один из главных и самых поэтичных памятников древнерусской литературы. Философские рассуждения монаха Илариона, написанные еще до возведения его в сан митрополита.
Хождение Богородицы по мукам
Датировка: конец XI — начало XII века
История, известная всем русскоязычным читателям благодаря роману «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, появилась на Руси не раньше XI века. Образ Богородицы, как заступницы всех грешников, пришелся по душе нашим предкам, текст быстро стал популярным и много раз переписывался. Кстати, мучения грешников здесь куда более изощрённые, чем в дантовском аду.
Поучение Владимира Мономаха
Датировка: XII век
Поучительное слово от непримиримого врага половцев, покровителя летописцев, одного из самых известных князей Древней Руси. Помимо практических советов по управлению княжествами, Владимир Мономах предостерегает потомков от лени, невежества и черствости.
Слово Даниила Заточника
Датировка: XII век
Покаянное послание опального дружинника князю Ярославу Владимировичу. Испытав всю тяжесть изгнания и нужду, Даниил просит своего покровителя о помиловании, да не просто о помиловании. Автор «Слова…» претендует на роль княжеского советника и посла, апеллируя к своим личным качествам: уму, мудрости, дару художественного слова, в наличии которых мы можем убедиться сами.
Из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия
Датировка: XII век
Шедевр русского переводного искусства. Текст, написанный в I веке нашей эры после взятия Иерусалима римлянами на Руси был переведен не позднее XII и оказался не менее колоритным и интересным, чем его греческий оригинал.
Сказание о Мелхиседеке
Датировка: XII век
Апокрифическое сказание об одном из самых загадочных библейских героев. Действие происходит накануне всемирного потопа, и сам Милхиседек здесь еще младенец. Человек «без матери, без родословия», в сказании он становится племянником Ноя.
Хождение игумена Даниила
Датировка: XII век
Одно из древнейших описаний паломничества на Руси, благодаря которому читатели узнавали не только о местах нахождения святых мощей, устройстве храмов и состоянии Святой земли в начале XII века в эпоху Крестовых походов, но и о качестве вина на острове Хиос, маслин в Иерусалиме и фимиама в Ликии.
Послание Климента Смолятича
Датировка: XII век
Остроумное философско-аллегорическое толкование Священного писания от книжника и философа, «какого прежде не бывало в Русской земле».
Пчела
Датировка: XII век
Сборник афоризмов, наставлений, коротких рассказов и анекдотов, составленный в Византии XI века. На Руси он появился столетие спустя. Даже в сокращенном формате содержал высказывания, приписываемые Плутарху, Сократу, Диогену и другим философам.
Слово о полку Игореве
Датировка: XII век
Легендарная поэма о неудачном походе на половцев князя Игоря Святославича. «Слово…» — яркое подтверждение того, насколько самобытной и интересной была не только литература, но и вся культура Древней Руси. В тексте нашли свое отражение как христианские, так и языческие мотивы.
Легенда о царе Авгаре
Датировка: XIII век
Эта история происхождения и чудес образа Спаса нерукотворного, пересказанная древнерусским автором в стилистике летописей. Переводчик вольно обошелся с текстом, гиперболизировав и приукрасив истории о чудотворной иконе, в итоге библейское сказание читается, не больше, не меньше, как остросюжетная повесть.
Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году
Датировка: XIII век
Описание взятия Константинополя, сделанное, вероятно, русским очевидцем. Рассказ изобилует подробностями осады города и описанием разрушений, причиненных рыцарями-крестоносцами. «Повесть» дополняет изложение этих событий, которое оставил византийский историк Никита Хониат.
Легенда о граде Китеже
Датировка неизвестна
Сказочное предание о волшебном невидимом граде, который «покрыл Господь дланию своею» окончательно сформировалось в XVIII веке, однако некоторые части памятника уводят нас на сто лет раньше, а сами описываемые события вообще отсылают к XIII веку и эпохе батыева нашествия.
Сказание об Индийском царстве
Датировка: конец XIII — начало XIV века
Греческое произведение, переведенное на Руси в XIII или XIV веке, благодаря которому вы узнаете, что Индия похожа на христианский рай, и правит в ней «царь и поп» Иоанн, а живут там «в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди — девяти сажен».
Задонщина
Датировка: XIV век
Одно из самых полных и поэтичных описаний Куликовской битвы, успех в которой стал первой большой победой над монголо-татарами, и оказался переломным во взаимоотношениях Руси с Ордой.
Физиолог
Датировка: XV век
Природоведческое сочинение, основанное как на естественно-научных представлениях древних греков, так и на аллегорических истолкованиях Священного писания.
Из него вы узнаете, что антилопа живет около реки-океана на краю земли, что змея оставляет яд в гнезде, когда идет (sic!) пить воду, и что существует такое животное как морской конь, который «от пояса и выше имеет образ коня, а ниже пояса образ рыбы кита».
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина
Датировка: XV век
А теперь уже правдивый рассказ о том, как живется в Индии. В глазах автора «Хождения» эта страна перестаёт быть раем и больше напоминает описание ада, хотя некоторые моменты, например — доступность женщин, Никитину определенно нравятся.
Сказание о Дракуле
Датировка: XV век
Древнейший из известных нам памятников русской беллетристики. Современники считали повесть «неполезной», но все-равно увлеченно читали.
История о Дракуле начинается с традиционного сказочного зачина и состоит из разрозненных эпизодов о зверствах валашского князя.
Так что с уверенностью можно говорить о том, что первым биографией Влада Цепеша заинтересовался не Брэм Стокер, а средневековые авторы, среди которых был и русский дьяк Федор Курицын.
Повесть о житии Михаила Клопского
Датировка: XV век
Единственное житие в нашем списке. Чтобы ощутить всю прелесть этого текста, лучше читать его в ранних изводах. Автор повести отступил от канонов агиографического повествования и рассказал историю святого живым разговорным языком.
«Александрия»
Датировка: XV век
В Древней Руси история великого полководца — это христианская переделка «Александрии» Псевдокаллисфена. Текст не являлся историческим сочинением, но для средневекового читателя он был основным источником сведений о жизни македонского царя. О популярности «Александрии» на Руси свидетельствует большое число списков, относящихся к периоду с XV до начала XIX веков.
Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе
Датировка: конец XV века
Легенда о чудесном путешествии новгородского епископа на бесе, сюжет которой восходит κ сказочному фольклору Древней Руси. Гоголь, в свое время, тоже был потрясен подобными сказками.
Из «Троянской истории»
Датировка: XVI век
Один из самых необычных текстов во всем корпусе древнерусской литературы. Перевод романа итальянского историка и поэта Гвидо де Колумна, скорее всего, был сделан в начале XVI века. У Гвидо история Троянской войны превратилась в типичный рыцарский роман, тем более странно, что во второй половине XVI столетия этот текст был включен в Лицевой свод, созданный по инициативе Ивана Грозного.
«Повесть о царице Динаре»
Датировка: XVI век
В основу повести, созданной в Москве в первой половине XVI века, легли легендарные сведения о двух грузинских царицах — Динаре (в X веке утвердившей православие в западной Грузии) и знаменитой Тамаре.
Основная идеи произведения — сильная царская власть, богоизбранность правителя, подчиненность (нравственная и политическая) бояр, сделали этот текст широко известным на всей территории Московской Руси.
Сказание об Аристотеле
Датировка: XVI век
Перевод жизнеописания Аристотеля, входящего в знаменитую книгу Диогена Лаэртского (III в.) также сделан в начале XVI века. Автор перевода заботливо исключил из текста все, что так или иначе могло порочить знаменитого философа. Зато в тексте есть описание его внешности, несколько афоризмов и рассказ о странном приборе, служившим Аристотелю в качестве будильника.
Сочинения Ермолая-Еразма
Датировка: вторая половина XVI века
Священника Ермолая (в иночестве — Еразма) с уверенностью можно назвать одним из первых русских писателей и публицистов. В текстах автора «Повести о Петре и Февронии Муромских» отразились и социальные проблемы, глубоко волнующие автора: положение зависимых крестьян, вседозволенность бояр, необходимость реформ. И это уже в XVI веке!
При копировании материалов обязательно размещайте активную сылку на eksmo.ru
Источник: https://eksmo.ru/articles/izuchaem-istoriyu-literatury-po-epokham-drevnyaya-rus-ID4155742/
Тема 1 Древнерусская культура (IX – первая половина XIII века) | Читать онлайн, без регистрации
Тема 1 Древнерусская культура (IX – первая половина XIII века)
Русская культура создавалась веками. Происходило это в процессе формирования и развития этнических групп древних предков славян и отразилось в древнерусской культуре как «старина», «предание».
Упоминания о «росах» или «русах» и их стране начинаются с IX века как в византийских, так и арабских источниках.
Особенности становления древнерусской культуры выявляются уже на начальной стадии формирования этнического самосознания славян еще до принятия Русью христианства.
Это происходит в те времена, которые сами славяне именовали «Троя – новыми веками», или «старым временем». «Были, братья, времена Трояна», – пишет автор «Слова о полку Игореве».
Память о дохристианской Руси сохранилась и в фольклоре: в песнях и былинах упоминаются имена далеких предков русских богатырей.
Известный российский историк В.О. Ключевский назвал Древнюю Русь «переходной страной», посредницей между Востоком и Западом. Этнокультурная история страны начиналась на перекрестке торговых путей и культурных влияний, и прежде всего европейского.
Формирование древнерусской культуры происходило в рамках городской и сельской общин. Сельская община представляла собой замкнутую систему – «мир». Здесь создавались предпосылки для формирования идеала трудовой деятельности, ценностных ориентаций русского человека.
Вместе с тем земля не могла быть единственным источником богатства. В результате появились города – крепости, в центре которых находились княжеский дворец и обязательно православный храм.
Большая часть исследователей склоняется к тому, что формирование древнерусского города как социокультурного феномена происходит после принятия христианства на Руси (988 год).
Итак, древнерусский город – это прежде всего укрепленное поселение. Первоначальное значение этого слова – «ограда, забор».
В летописях X века упоминается около 25 городов, что вполне соответствовало уровню государства раннего европейского средневековья. Однако между городами и селами обычно были огромные расстояния.
Из – за этого в Русской земле были сильны не только объединяющие, но и разъединяющие тенденции. Русь создала не только «тысячу городов», но и тысячу ликов культуры.
До принятия христианства Русь была языческой страной. Письменные источники называют имена многих богов, которым поклонялись древние славяне. Как правило, женские божества были связаны с аграрно – магическими культами (плодородия, солнца), а мужские – с природными стихиями (громом, бурей). Люди и боги в мифологии древних славян жили в одном мире – мире природы.
Философские начала в культуре Древней Руси связаны с такими понятиями, как, например, время. Представление о времени довольно часто выражалось через пространство, сама жизнь человека соотносилась с преодолением пространства: «Век прожить – не поле перейти».
Время как память существовало в сознании древних славян в виде родовой традиции. Старость мыслилась как длинный путь. Память фиксировалась через слово и действие, заключенное в обряде.
На этой основе возникали формы устного народного творчества: обрядовые заговоры, пословицы, поговорки.
Представление о жизни у людей было весьма простым: с одной стороны, они верили в судьбу, заданную человеку свыше, а с другой, полагали, что она может изменяться по воле случая.
Религия сыграла очень важную роль в плане самоидентификации Древней Руси. Выдающийся российский ученый Д.С.
Лихачев писал: «…культура не знает начальной даты, как не знают начальной даты и сами народы, племена, поселения… Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год».
Именно в этот год произошло крещение Руси князем Владимиром. Именно православная вера сформировала ценностно – смысловое поле древнерусской культуры.
После принятия христианства на Руси появилась единая письменность. Книга и книжное знание изменяли поле и формы культурной деятельности Древней Руси. Письменная культура распространялась через монастыри. Первый и самый известный монастырь был основан в XI веке. Он получил название Печерского, так как начало свое брал в Киевских пещерах.
Становление письменности происходило с помощью славянской азбуки, созданной монахами – миссионерами Кириллом и Мефодием.
Сыну князя Владимира Ярославу Мудрому Русь была обязана созданием первой библиотеки при Софийском соборе в Киеве.
Одна из первых школ была открыта при Киево – Печерском монастыре. В ней изучали богословие, философию, риторику, грамматику.
Появление письменности и книжной культуры позволило соединить прошлое и настоящее древнерусского народа в новом жанре литературы – в летописи. Одним из самых известных произведений летописного жанра стала «Повесть временных лет».
Она имела для Руси такое же определяющее значение, как «Илиада» Гомера для греков и «Энеида» Вергилия для римлян. Авторство этого литературного произведения принадлежит монаху Киево – Печерского монастыря Нестору. Нестор сравнивает настоящее и героическое прошлое русской земли.
Патриотическая возвышенность, использование устного народного творчества – особенности «Повести».
«Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова», – так писал Д.С. Лихачев об известном литературном памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Слово» – одно из первых светских произведений, в котором отсутствует церковная риторика.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов.
Получил распространение крестово – ку – польный тип, имевший следующую схему построения. Внутреннее пространство храма расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя крест.
На этих столбах, соединенных арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. В начале XI века в городе Чернигове было воздвигнуто еще одно каменное строение – Спасо – Преображенский собор.
Вершиной русской архитектуры этого времени является Софийский собор, построенный в 1037-1054 годах в Киеве греческими и русскими мастерами. Многоглавие куполов прежде в храмовой архитектуре не встречалось.
Храм символизировал не только величие церкви, но и мощь княжеской власти.
С XII века начался новый этап в развитии архитектуры. Зодчество XII-XIII веков отличается меньшими масштабами строений, более простыми, но в то же время красивыми формами, простотой отделки.
Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой башнеобразной формы.
Ранними примерами этого архитектурного стиля являются собор Спасо – Евфросиниева монастыря в Полоцке, собор Михаила Архангела в Смоленске.
Заметно становится влияние романского стиля, которое не затрагивало основ древнерусской архитектуры, но сказалось на внешнем оформлении построек: группы полуколонн, причудливая каменная резьба по внешней поверхности стен.
Использование элементов этого стиля распространилось в Смоленском княжестве, а затем во Владимиро – Суздальской Руси (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли). Успенский собор воздвигли на высоком берегу, чтобы он мог гордо парить над всем видимым пространством.
Он отличался величественностью и изяществом форм. Помимо каменного пояса из колонн, разделявшего храм на две части, в оформление храма вводятся скульптурные рельефы.
Этот собор сохранился до настоящего времени, хотя перестраивался после пожара 1185 года, когда он был значительно расширен и стал пятиглавым.
Церковь Покрова на реке Нерль восхищает безукоризненностью и чистотой форм. Архитектурные детали многократно подчеркивают ее вертикальный ритм, знаменуя связь этого храма с воздушной стихией. Фасады церкви украшены белокаменной резьбой.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также иконопись.
Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им новый иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.
Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределило более длительное и устойчивое влияние в живописи, нежели в архитектуре.
Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве.
Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора, выполненные в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи.
Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оран – ты и Христа Вседержителя, которые пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви. Среди фресок выделяются два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.
В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров все заметнее проявляются местные особенности.
Во второй половине XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, впервые внедренный мастерами – живописцами в одном из старейших городов Руси – Новгороде.
Этот стиль достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия, Спаса – Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных образов, экспрессивной трактовке иконографических изображений.
Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом евангелии», где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.
Источник: http://velib.com/read_book/vishnjakov_sergejj/kultura_rossii_ot_drevnejj_rusi_do_nashikh_dnejj_kulturovedenie_rossii/tema_1_drevnerusskaja_kultura_ix__pervaja_polovina_xiii_veka/
Древняя Русь в IX — XIII веках
Лекция 1. Происхождение и ранняя история славян
РАЗДЕЛ I Древняя Русь в 9-13 веках
«Повесть временных лет»
«откуду есть пошла руская земля, кто въ киеве нача первѣе княжити и откуду руская земля стала есть»
Монах Нестор
Великое переселение народов 4-7 вв. н.э.
Переход народов
Европы от
родоплеменных ГОСУДАРСТВО
отношений
Происхождение славян
Три основных хронологических этапа:
СЛАВЯНЕ
ПРОСЛАВЯНЕ
ПРОТОСЛАВЯНЕ
Большая территория расселения
Про – древний
Прото – первоначальный
III тыс. до н.э. – племена шнуровой керамики
5- 7 вв. н.э.
8-9 вв. н.э.
Первые индоевропейцы. Из них выходят славяне.
Выделение:
Письменные источники (византийские, арабские и др.)
славян
Славянский этнос (народ) 8 – 21 вв.
Центральная Европа
Западные славяне
Балканы
Поляки, чехи, словаки, силезцы и др.
Южные славяне
Восточно-Европейская равнина
Восточные славяне
Болгары, сербы, хорваты, черногорцы и др.
Русские, украинцы, белорусы, русины
В 6 – 9 вв. образовался СЛАВЯНСКИЙ НАРОД
Проверь себя
Назовите термин греческого происхождения, равнозначный русскоязычному понятию « НАРОД »
этнос
Этнический, этнография
Места расселения
Восточно-славянских племен
Славяне ильменские
Кривичи
Полочане
Дреговичи
Радимичи
Вятичи
Волыняне
Древляне Белые хорваты
Поляне Уличи
Северяне Тиверцы
НАРОДЫ, СОСЕДСТВУЮЩИЕ С ВОСТОЧНЫМИ СЛАВЯНАМИ
север
Эсты, Суоми, Ижора,
Мурома, Мещера,
Мордва, Чудь, Весь,
Пермь
Варяги,
Шведы,
Русь,
Англы
восток
запад
Булгары,
Печенеги,
Половцы,
Хазары
Восточные
славяне
Поляки,
Ливы,
Латгалы,
Пруссы
СТЕПЬ
Болгары, Мадъяры (венгры), Валахи
https://www.youtube.com/watch?v=_gOa71BJRvo
ВОРОТА НАРОДОВ
Эллины,
Греки,
византийцы
юг
в VI–IX веках на территории Восточно-Европейской равнины, соседствуя с другими народами, преобладающие позиции занимает восточнославянский этнос, в среде которого происходят процессы разложения родоплеменных отношений и формирования отношений государственных.
Родоплеменные отношения
- Кровное родство.
- Брачные отношения в племени (эндогамия), при запрете брака в роде.
- Совместный труд и собственность большой семьи, рода и племени.
- Власть князя как главы большой семьи, рода или племени.
- Коллективная власть старейшин рода или племени.
- Общественная власть вече (общего собрания мужчин).
Хозяйственные занятия
Пашенное земледелие
Оседлое скотоводство
Охота
Рыболовство
Бортничество
Ремёсла ( кузнечное, гончарное, ювелирное и др.)
Торговля (внутренняя и внешняя)
Религиозные верования
I. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ
ПРИРОДЫ
Перун – бог грозы, молнии и грома
II. БОЖЕСТВЕННАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Велес – бог скота, торговли, богатства
ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА:
- Замещение традиционных родоплеменных отношений территориальными связями.
- Появление и развитие городов ( Новгород, Киев, Изборск )
Проверь себя
Приведите термин греческого происхождения, равнозначный русскоязычному понятию народ. (выберите один правильный ответ из трёх предложенных ):
Этнос Популяция Нация
Проверь себя
Назовите исторический труд, в котором содержится следующая фраза: «откуду есть пошла руская земля, кто въ киеве нача первѣе княжити и откуду руская земля стала есть». (выберите один правильный ответ из четырёх предложенных)
Русская правда
Слово о законе и благодати
Киевский хронограф
Повесть временных лет
Проверь себя
Приведите географическое название основной территории, на которой совместно с другими народами расселился восточнославянский этнос.
(выберите один правильный ответ из трёх предложенных)
Карпатские горы
Прикас-пийская низмен-ность
Восточно-Европейская равнина
Проверь себя
Приведите название, общее для 5-ти германских народов, перечисляемых в Повести временных лет под 6370 (862) годом в качестве живущих «»за морем»». (выберите один правильный ответ из четырёх предложенных)
даки
варяги
галлы
эллины
Проверь себя
Назовите 3 группы, на которые разделился славянский этнос к 9 веку н.э. (выберите три правильных ответа из шести)
нижнеевропейские славяне среднеевропейские славяне западные славяне северные славяне южные славяне восточные славяне
нижнеевропейские славяне
среднеевропейские славяне
западные славяне
северные славяне
южные славяне
восточные славяне
Проверь себя
Путь «из варяг в греки» проходил: (выберите три правильных ответа из шести)
- через Балтийское море через
- Средиземное море по рекам западной Европы
- по рекам восточной Европы
- через Чёрное море
- вдоль берегов Северного ледовитого океана
Проверь себя
Язычество – это религия: (выберите правильный ответ)
- «при которой люди верят в единого бога, с которым связано много легенд и мифов»
- система верований в богов, олицетворяющих силы природы и явления человеческой жизни
- вера в разных богов одновременно: Христа, Магомета, Будду и т.д.
Проверь себя
Основными видами хозяйственной деятельности славян были: (выберите три правильных ответа из шести)
Ростовщичество
Скотоводство
Земледелие
Бортничество
Хлопководство
Работорговля
Источник: https://multiurok.ru/files/drievniaia-rus-v-ix-xiii-viekakh.html
История россии .6 — 12 век, основные даты и события (таблица)
Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 6 по 12 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.
Также смотрите таблицу «История России — основные даты и события 13 — 14 век»
Даты |
Основные события 6 -12 век |
6 – 9 вв. |
Образование племенных союзов Восточных славян |
9 в. |
Создание раннегосударственных объединений Восточных славян в районе Днепра и оз. Ильмень |
860 |
Совместный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград) |
862(?) – 879 |
Княжение Рюрика в Новгороде |
862 – 882 |
Правление в Киеве князей Аскольда и Дира |
882 – 912 |
Княжение Олега в Киеве |
907 |
Поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания |
911 |
Второй договор Руси с Византией |
912 – 945 |
Княжение Игоря в Киеве |
941 |
Первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом |
944 |
|
945 – 969 |
Правление Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря). |
945 – 972(973) |
Княжение Святослава Игоревича в Киеве |
Около 957 |
Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие ею христианства (под именем Елена) |
965 |
Разгром князем Святославом Хазарского каганата (на нижней Волге). Установление контроля над торговым путем Волга – Каспийское море. |
968 – 971 |
Походы князя Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами |
968 (969) |
Разгром печенегов под Киевом |
971 |
Договор Руси с Византией |
972(973) – 980 |
Междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава |
980 – 1015 |
Княжение Владимира I Святославича в Киеве |
980 |
Создание единого пантеона языческих богов в Киеве |
985 |
Поход князя Владимира на волжских булгар |
988 – 989 |
Крещение Руси |
990-е гг. |
Сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви) |
1015 – 1019 |
Междоусобные войны сыновей Владимира I за великокняжеский престол. |
1016 – 1018 1019 – 1054 |
Княжение Ярослава Владимировича Мудрого в Киеве. Составление свода законов «Правда Ярослава» — наиболее древней части «Русской правды» |
1024 |
Восстание в Ростово-Суздальской земле; подавлено князем Ярославом |
1024 |
Раздел Руси между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом по Днепру: — Правобережье (с Киевом) отходило к Ярославу — Левобережье (с Черниговом) – к Мстиславу |
1030 – 1035 |
Строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове |
1036 |
|
1037 – 1041 |
Строительство Софийского Собора в Киеве |
1043 |
Последний поход Руси (во главе с сыном Ярослава Мудрого князем Владимиром Ярославичем Новгородским) на Константинополь; завершился неудачей |
1045 – 1050 |
Строительство Софийского Собора в Новгороде |
1051 |
Поставление князем Ярославом Мудрым автора «Слова о Законе и Благодати» Иллариона (первого из русских) на митрополичью кафедру в Киеве. Основание отшельником Антонием Печорской обители в Киеве |
1054 |
Великое княжение в Киеве Изяслава Ярославича. Составление «Правды Ярославичей» — второй части «Русской правды» |
1068 |
|
Около 1071 |
Восстания в Новгороде и Ростово-Суздальской земле |
1072 |
Перенесение в новую церковь г. Вышгорода мощей князя Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира I), убитых сторонниками Святополка, ставших первыми русскими святыми |
1073 |
Изгнание князя Изяслава из Киева |
1073 – 1076 |
Великое княжение в Киеве Святослава Ярославича |
1078 – 1093 |
Великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича |
1093 – 1113 |
Великое княжение в Киеве Святополка Изяславича |
1093 |
Поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами на р. Стугна |
1096 |
Победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем. |
1097 |
Съезд князей в г. Люблеч |
1103 |
Долобский съезд русских князей для подготовки похода на половцев |
1103 |
Поход князей Святополка и Владимира Мономаха на половцев |
1108 |
Основание князем Владимиром II Всеволодовичем города |
1111 |
Поход русских князей на половцев |
1113 |
Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича |
1113 – 1125 |
Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества |
1116 |
Победа князя Владимира II Мономаха над половцами |
1125 – 1132 |
Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича |
1125 – 1157 |
Княжение Юрия Владимировича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле |
1127 — ок.1155 |
Княжение в Рязани Ростислава Ярославича |
1127 – 1159 |
Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича |
1131 |
Походы князя Мстислава Киевского на Литву |
1132 – 1139 |
Великое княжение в Киеве Ярополка Владимировича |
1135 – 1136 |
Волнения в Новгороде. Изгнание по решению веча князя Всеволода Мстиславича. Упрочение «боярской республики» и принципа приглашения князя |
1139 – 1146 |
Великое княжение в Киеве Всеволода Ольговича |
1147 |
Первое упоминание в летописи Москвы |
1149 – 1151 1155 – 1157 |
Великое княжение в Киеве Юрия Владимировича Долгорукого |
1155 |
Уход князя Андрея Юрьевича Боголюбского из Киева в Ростово-Суздальскую землю |
1156 |
Первое избрание архиепископа в Новгороде |
1157 |
Восстание в Киеве |
1157 – 1174 |
Великое княжение Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле |
1158 – 1161 |
Строительство Успенского собора во Владимире |
1164 |
Перенос во Владимир из Киевского Вышгородского монастыря иконы Богоматери (Богоматерь Владимирская) |
1168 |
Поход русских князей на половцев |
1169 |
Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского |
1170 |
Битва суздальцев с новгородцами. Поражение суздальцев |
1174 |
Убийство князя Андрея Боголюбского боярами-заговорщиками |
1174 – 1176 |
Усобицы и восстания во Владимиро-Суздальской земле |
1176 – 1212 |
|
1183 |
Объединенный поход южнорусских князей на половцев. Разгром хана Кобяка на р. Орель |
1185 |
Неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича, послуживший темой для «Слова о полку Игореве» |
Источник: http://infotables.ru/istoriya/23-istoriya-rossii-osnovnye-daty-i-sobytiya-6-12-vek