Живопись, скульптура и архитектура xix века — история России

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ

Патриотический подъем в России начала XIX века, дальнейшее развитие капиталистического уклада вызвало небывалый рост градостроительства.

Классицизм в градостроительстве проявляется в творчестве Л.Н.Воронихина (1759-1814), А.Д.Захарова (1761-1811), Росси (1794-1881), К.Тона (1794-1881).

Наиболее выдающимися постройками А.Н.Воронихина, занимающими видное место в истории русской архитектуры и представляющими собой замечательные памятники мирового зодчества, являются Казанский собор и Горный институт в Петербурге.

Казанский собор, созданный в 1801-1811 годах, непосредственно перед войной с Наполеоном, отражает в своем строгом, сдержанном и вместе с тем триумфальном облике идею мощи русского народа. Собор замечателен также своей скульптурой, к выполнению которой были привлечены такие известные мастера как И.П.Мартос, И.П.Прокофьев, С.С.Пименов.

После войны 1812 года собор стал музеем русской славы. Здесь был погребен великий полководец М.И.Кутузов, помещены знамена, взятые в боях у наполеоновской армии.

Главное адмиралтейство, символ морской мощи России, построенное в Петербурге (1806-1823) архитектором А.Д.Захаровым, является выдающимся памятником русского ампира.

Архитектором К.И.Росси был построен Михайловский дворец — ныне Русский музей. Его огромной заслугой является завершение строительства центральных площадей Петербурга: Дворцовой и Петровской. Напротив Зимнего дворца он выстроил два грандиозных здания Главного штаба и министерств.

Здания объединены в центре необычайно величественной монументальной аркой. Арку украшают колонны и скульптуры русских воинов. Он проектирует и строит Александровский театр, здание Публичной библиотеки.

Ансамбли Росси знаменуют одну из вершин русского градостроительного искусства и архитектуры XIX века.

В 30-е годы были поставлены превосходные памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли (работы скульптора Орловского), Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор-монументалист Мартос).

В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове и Д.И.Жилярди.

Бове была реконструирована Красная площадь с Торговыми рядами, создана Театральная площадь с Большим театром, манеж.

Большой театр (Петровский) — выдающийся по красоте и внутреннему устройству памятник русского ампира и по сути дела представляет собой вместе с Красной площадью визитную карточку современной Москвы.

По его проекту разбит Александровский сад, устроен грот, фонтан и спуск у Троицких ворот.

В архитектуре проявляется «русско-византийский стиль», создателем которого был К.А.Тон (1794-1881). Тон — автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

В первой половине XIX века Россия дала мировому искусству замечательных гениев в области музыкального искусства и, прежде всего, музыкальный гений России связан с именем М.И.Глинки (1804-1857). Он родился в Смоленской губернии, в связи с военными событиями 1812 года семья уехала из родового имения.

Детские впечатления Отечественной войны, рассказы матери, местных жителей о героизме народа сыграли большую роль в создании образа великого патриота Родины — Ивана Сусанина. Глинка начал работать над оперой «Иван Сусанин» в 1834 году (первоначальное ее название. «Жизнь за царя»).

Премьера постановки оперы состоялось в Петербурге 27 ноября 1836 года. Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский сразу оценили глубокую историческую и художественную ценность гениального глинкинского произведения. Одоевский писал «С оперы Глинки начинается в истории Европы период русской музыки».

Такое произведение есть дело не только таланта, но и гения». В 1837 году проявляется вторая опера — «Руслан и Людмила». Он пишет целый ряд «пушкинских» романсов: «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья» и т.д. В 1844 году он уехал в Париж, дал несколько блестящих концертов, устанавливает дружбу с Берлиозом.

Пробыл два года в Испании, где написал знаменитую «Арагонскую хоту». Это блестящее каприччио на тему арагонской хоты, в основу которого положена мелодия испанского танца.

Глинка — первый русский композитор, поднявший русскую музыку до уровня величайших достижений национальной культуры, утвердивший ее ведущую мировую роль. Он положил начало классическому периоду русской музыки. В 1847 году Глинка пишет гениальные фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой, называемой обычно «Камаринской».

К числу лучших вокальных сочинений относится вокальное сочинение на слова Пушкина «Не пой, красавица, при мне…». Неизменно присуще музыке Глинки — ясность, стройность, уравновешенность. Но форма не имеет самодовлеющего значения, она всегда органически слита с внутренней сущностью художественного образа.

Глинка считал мелодию главным, ведущим началом музыки, которому должны быть подчинены, все остальные средства музыкальной выразительности.

Наряду с принципами реализма и народности в творчестве А.С.Даргомыжского (1813-1869) на первом плане — социальная и драматическая напряженность (опера «Русалки»). Даргомыжский вносит в музыку новое средство музыкальной выразительности, — мелодичный речитатив (опера «Каменный гость»). Этот прием исполнения пения оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской классической оперы.

Наиболее ярким представителем классицизма в живописи России первой половины XIX века был К.П.Брюллов (1799-1852). Выпускник Петербургской академии художеств, Брюллов более 10 лет прожил в Италии как стипендиат академии.

Итальянский период жизни Брюллова был очень плодотворным и закончился подлинным триумфом. В 1832 году он написал знаменитую «Всадницу», грациозно сидящую на великоленном скакуне. Эта блестящая картина сразу поставила Брюллова в ряд крупнейших живописцев Европы. В 1833 году он создает монументальное полотно «Последний день Помпеи».

Это было триумфальное рождение славы Брюллова. Десятки тысяч римлян и жителей других городов Италии приходили в мастерскую полюбоваться шедевром. Великий английский писатель Вальтер Скотт, рассматривая «Последний день Помпеи», сказал с восторгом: «Это не картина, это целая поэма». Полотно привезли в Милан.

И снова, как и в Риме, в залах Милана с утра до вечера теснились толпы любителей живописи. Картина неторопливо шествовала по Европе и, побывав в Париже, летом 1834 года была привезена в Россию. Для современников ее появление было настоящим событием. Восторженное отношение к Брюллову разделяло все передовое русское общество.

Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Гениальным художником и первым живописцем Европы называл Брюллова Белинский.

Брюллов — величайший мастер портретной живописи. Портреты Брюллова — это живые люди, воссозданные и закрепленные художником с непревзойденным мастерством, во всем многообразии их характеров. Наиболее известные портреты — светской красавицы графини Ю.П.Самойловой, княгини Е.П.Салтыковой, скульптора И.П.Витали, поэта А.К.Толстого. Вершиной портретной живописи является автопортрет (1848).

Рождение бытового жанра связано с творчеством А.Г.Венецианова (1780-1847). Его картины 20-х годов («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» и др.

) изображали повседневную жизнь крестьян, их человеческое достоинство и красоту труда.

Венецианова называли «отцом» русского жанра, он создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в культуре 20-х 40-х годов.

Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А.Федотов (1815-1852). Его картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» сначала в Петербурге, а затем в Москве имели огромный успех. Всенародное признание картин, присвоение звания академика — это наиболее светлые страницы его биографии.

А.А.Иванов (1806-1858) — один из величайших русских художников XIX века, в творчестве которого гармонично соединились прогрессивные гуманистические идеи и философское религиозно-нравственное начало.

Перечитывая евангелие, Иванов нашел сюжет, до него никем из художников не бравшийся: первое появление Мессии (Христа) перед народом, ожидающим свершения своих надежд, предсказанных Иоанном Крестителем.

Нахождение этой темы определило все дальнейшее течение его творческой жизни, — работа над картиной продолжалась более 20 лет. Нравственное совершенствование человека — вот глазное содержание картины «Явление Христа народу».

Она очень скоро сделалась тем, к чему более всего предназначал ее сам художник — «школой для молодых живописцев русских». Чистяков, Крамской, Ге, Репин, Суриков, Врубель испытали благотворное влияние этого великого творения Иванова.

Источник: https://lektsia.com/5x763f.html

Архитектура скульптура и живопись XIX века Стиль

Архитектура, скульптура и живопись XIX века

Стиль классицизм Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров.

Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские. В 1806— 1823 годах архитектор Андреян Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем.

Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад)

Алекса ндровская коло нна (также Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник» ) – памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт. Петербурга. Воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Находится в ведении Государственного Эрмитажа

Корпус Горного института, выходящий фасадом на Неву, между 21 -й и 22 -й линиями Васильевского острова, был возведён в 1806— 1811 гг. в стиле классицизма по проекту А. Н. Воронихина

В 1805— 1810 годах архитектор Тома де Томон построил на пустой площади здание новой Санкт — Петербургской Биржи

Каза нский кафедра льный собо р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801— 1811 годах архитектором А. Н.

Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И.

Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Исаа киевский собо р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Построен в 1818— 1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Дом — дача архитектора Воронихина 1809 г

Здание Правительствующего Сената и Синода Архитектор Росси 1829 г

Зда ние Гла вного шта ба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Ныне в нём находится командование Западного военного округа.

Здание Елагинова дворца на Елагином острове Санкт — Петербурга архитектор Росси 1818 год

Николаевский (ныне Московский) вокзщал Санкт — Петербурга арх К. Тонн

Московский классицизм В 1831 году у Английского клуба появилось постоянное помещение — дворец графов Разумовских на Тверской улице. В конце XIX-начале XX века особняк перешёл в собственность клуба.

Русский стиль в архитектуре Особенное впечатление в Санкт — Петербурге производит доходный дом архитектора Н. П. Басина (пл. Островского, 5), построенный в стиле, который официально называли «русским» .

Старое здание Московской городской думы — монументальное здание теремного типа в псевдорусском стиле, которое определяет облик площади Революции в центре Москвы. Выстроено в 1890— 1892 годах по инициативе городского головы Н. А.

Алексеева. Победил на конкурсе проект Д. Н. Чичагова, который по стилю перекликался с новым зданием Исторического музея и сочетал древнерусский декор (поребрики, бегунцы, ширинки) с модными неоренессансными решениями интерьера.

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век) Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века, чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся к тому времени архитектурному ансамблю Красной площади[1]. По итогам конкурса предпочтение было отдано проекту архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова, который перекликался с решением снесённого здания приказа.

ГУМ (аббревиатура от «Государственный универсальный магазин» , до 1921 года — Верхние торговые ряды) — крупный торговый комплекс (универсальный магазин) в центре Москвы, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь. Построен в XVIII веке архитектором Померанцевым , но после пожара 1812 года торговые ряды перестроил мастер классицизма, Осип Бове.

Читайте также:  Восстание декабристов в России - история России

Модерн в архитектуре Доходный дом Лидваль — памятник северного модерна в Санкт-Петербурге по адресу Каменноостровский пр. , 1 -3/Малая Посадская ул. , 5. Построен в 1899— 1904 гг. Доходный дом Иды-Амалии Лидваль, первая самостоятельная работа Ф. И. Лидваля, построенный по заказу матери. Северное крыло являлось особняком Лидвалей.

Московский модерн Дом Дерожинской был построен в 1901 -1903 годах знаменитым архитектором, одним из виднейших деятелей модерна Ф. О. Шехтелем для дочери фабриканта Ивана Бутикова, Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой, и её супруга, гвардейского офицера В. В. Дерожинского.

По адресу Остоженка, дом 21 располагается одно из самых знаменитых и своеобразных зданий Москвы в стиле модерн – особняк А. И. Кекушевой. Архитектор Лев Николаевич Кекушев возвел этот замок для своей семьи в 1900 -1903 годах, записав его на свою жену – Анну Ионовну Кекушеву. Это был второй по счету личный особняк преуспевающего зодчего

Особняк по второму проекту – дом 1902 -1903 годах. К. А. Гутхейля – был выстроен по соседству в архитектор В. Ф. Валькот

Скульптуры В монументально-декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751 -1825). К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства.

Крупнейшим скульптором России конца XVIII — первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является Мартос (1752 -1835).

Начав с мемориальной скульптуры и создав замечательные образцы в этом виде искусства (надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной), к началу ХIХ в. он обращается к монументальному жанру.

Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804 -818).

Жизненность героев передана в творчестве Б. И. Орловского (1792 -1838). Он — автор памятников героям Отечественной войны 1812 г. , М. И. Кутузову (1829 -1832) — справа и М. Б. Барклаю-де-Толли (1829 -1837) — слева, поставленных у Казанского собора в Санкт Петербурге.

Выдающаяся роль в русской скульптуре принадлежит П. К. Клодту (1805 -1867). Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге (18491850). Не случайно их копии были подарены в Неаполь и Берлин.

Па мятник «Тысячеле тие Росси и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Памятник М. И. Глинке в Смоленске. 2 -я половина 19 века. Сооружен в 1885 -87 гг. на средства, собранные всероссийской подпиской по инициативе деятелей русской культуры — А. Г. Рубинштейна, В. В. Стасова, Г. А. Лароша и др. Скульптор А. Р. фон Бок, архитектор И. С. Богомолов.

Перов. Приезд станового. 1857.

Перов. Крестный ход. 1861.

Перов. Чаепитие в Мытищах. 1862.

Репин «Бурлаки на Волге» , 1870 — 1873

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

«Боярыня Морозова» — гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15 -й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов

Переход Суворова через Альпы в 1799 год. Суриков. 1899. Холст, масло.

Васнецов Богатыри (1898)

Васнецов Крещение Руси (1890)

Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)

Крамской Неизвестная, 1883

Художник Крамской Портрет Льва Николаевича Толстого

Картина, , не ждали»написанная И. Е. Репиным в 1884 -1888 г.

Источник: http://present5.com/arxitektura-skulptura-i-zhivopis-xix-veka-stil/

Культура России XIX века — архитектура, литература, живопись

Подробности Опубликовано: 17 февраля 2013 Обновлено: 17 февраля 2013 Просмотров: 15602

Россия первой половины XIX века представляла собой государство ярких контрастов, где, наряду с бурным развитием капитализма, процветало крепостничество, где идеи свободы, равенства и братства не могли пробиться сквозь мощную стену абсолютного самодержавия и воплотиться в реальность. С одной стороны, великие географические открытия, крупные научные достижения в области математики, физики, медицины ставили Россию в один ряд с развитыми европейскими странами, растущие экономические потребности страны стимулировали создание новых учебных заведений. С другой стороны, существовали такие факторы, как нежелание правительства менять устоявшийся жизненный уклад, стремление ограничить свободу граждан и ввести жесткую цензуру.

Исторические события первой половины XIX столетия диктовали новые настроения в обществе. После блестящей победы над наполеоновской империей идеи патриотизма, героики, величия России нашли яркое выражение во всех сферах отечественной культуры, и прежде всего, в архитектуре той эпохи.

Одним из наиболее талантливых мастеров первой половины XIX столетия был крепостной архитектор графа Строганова А.Н. Воронихин.

Построенный им Казанский собор в Петербурге представляет собой торжественный монументальный ансамбль, вызывающий скорее не религиозное настроение, а сознание величия России. Впоследствии перед собором были возведены памятники героям Отечественной войны М.И. Кутузову и М.Б.

Барклаю-де-Толли, созданные скульптором Б.И. Орловским. Это еще усилило гражданский характер ансамбля как храма славы русской военной доблести.

Для выражения величия и славы России, зодчие того времени использовали наследие античной культуры, принципы и формы архитектуры древней Греции и Рима. Таково построенное Ж. Тома де Томоном здание биржи.

Окруженное открытой колоннадой со всех сторон, оно поражает своей ясностью и простотой.

Весь ансамбль – здание биржи, ростральные колонны, каменный спуск, ведущий к реке, — архитектор искусно вписал в окружающий пейзаж города и суровые просторы Невы.

Среди известных архитекторов первой половины XIX века необходимо упомянуть также А.Д. Захарова и его детище – классически простое здание Адмиралтейства, скульптурное оформление которого подчинено общей идее утверждения России как морской державы.

Уже на закате русского классицизма О.

Монферран создает один из крупнейших памятников XIX века – Исаакиевский собор, который должен был символизировать единство самодержавия и православия, прославлять царей земных и небесных.

Тяжелый, изнурительный труд при создании главного православного храма Петербурга, призванного еще более утвердить крепостнические порядки, привел к гибели огромного количества безвестных крестьян.

В то же время назревали события, открывшие первую страницу в истории российского революционного движения.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади построились полки, во главе которых выступили офицеры, решившие изменить государственный строй.

В тот же день восстание было разгромлено, а зачинщиков заковали в Петропавловскую крепость, пятеро из них были казнены. Общественные настроения отразились в литературных произведениях того времени.

История не дала точного ответа, почему А.С. Пушкин не стал участником заговора декабристов, однако их взгляды и основные идеи он воплотил в своем творчестве.

Стихотворения «Во глубине сибирских руд», «Деревня» посвящены первым борцам за народную свободу и пронизаны надеждами на эту «просвещенную свободу». Гениальное творение Пушкина «Евгений Онегин», названное В.Г.

Белинским «энциклопедией русской жизни», оказало огромное влияние на развитие всей русской речи. Его поэтические традиции были продолжены в сочинениях М.Ю. Лермонтова.

Произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», «Мертвые души» под налетом тонкого юмора скрывают глубокие социальные проблемы российского общества. На подмостках российских театров, наряду с драматическими произведениями Н.В. Гоголя и А.С. Грибоедова, операми М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, ставились балеты при участии известных французских балетмейстеров Ш. Дидло и Ж. Перро.

Тема народа появляется в этот период и в живописи. Первым к этому сюжету обращается А.Г. Венецианов, создавая несколько идеализированный образ крестьянина-труженика. К.П. Брюллов ставил перед собой задачу показать состояние народа, его величие и красоту в момент страшной катастрофы, воплотив ее в своей картине «Последний день Помпеи».

Народ, «жаждущий слова свободы и идущий дружной толпой за своим проповедником», изображен на монументальном полотне А.А. Иванова «Явление Христа народу». Ярким представителем критического реализма в живописи стал П.А.

Федотов, в своих картинах акцентируя внимание на человеческих недостатках и слабостях, высмеивая пошлость и низость современных ему нравов.

Источник: https://www.ckofr.com/istoriya/574-kultura-rossii-xix-veka-arxitektura-literatura-zhivopis

ЕГЭ. История. Культура .Скульптура 19 века

Скульптура 19 века

Памятник Минину и Пожарскому, Мартос И.П. .

Особенности

  • Скульптура 19века отражала подъём национального самосознания, отражая патриотические черты личностей эпохи.
  • Приобретала мировое признание.
  • Использовались различные скульптурные формы: памятники, бюсты, рельефы, произведения гармонировали с природным ландшафтом, украшали площади и парки.
  • Появилась жанровая скульптура, передающей исторические и бытовые образы.
  • Во 2 половине 19 века появляются работы в стиле реализма.

 

  • Начала развитие станковая жанровая скульптура, которая отражала эпизоды крестьянской жизни: Чижов М.А., Лансере Е.Е., БеклемишевВ.А.
  • Однако продолжалось засилье академических и натуралистических течений, что снижало уровень произведений.
  • В конце 19 века появляются такие течения, как символизм, стиль модерн, импрессионизм, для которых свойственно экспериментирование, которое не всегда соседствовало с художественностью произведений.
  • Во 2 половине 19 века усилилось внимание к исторической тематике (Антокольский М.М.)
  • В области монументальной скульптуры следует отметить Микешина М.О. и Опекушина А.М.

Мартос И.П. ( 1754-1835)

Представитель классицизма. Стремился передать внутренний мир своих персонажей, многогранность и человечность образов.

Памятник Минину и Пожарскому, Мартос И.П. ,Москва, 1818

Памятник Ломоносову М.В., Мартос И.П. , Архангельск, 1832

Орловский Б.И. ( 1793-1837)

Памятник Кутузову М.И., Орловский Б.И., Петербург, 1837

Памятник Барклаю де Толи, Орловский Б.И., Петербург, 1837

Ангел на Александровской колонне, Орловский Б.И., Петербург, 1834.

Клодт П.К. (1805-1867)

Памятник Крылову, Петербург, Летний сад, Клодт П.К.,1848-1855

Памятник Николаю 1, Петербург, 1859,Клодт П.К. ( совместно с Монферраном О).

«Укротители коней», Аничков мост, Клодт П.К., Петербург, 1838

Нарвские Триумфальные ворота, Петербург, Клодт  П.К.,1833

Микешин М.О. (1835-1896)

Тысячелетие России , Новгород, Микешин М.О.,1862

Памятник Екатерине 2 в Петербурге, Микешин М.О., 1873( статую императрицы выполнил Чижов М.)

Шервуд В.О.(1832-1897)

Героям Плевны, Шервуд В.О., Москва, 1887

Памятник Пирогову Н.И., Шервуд В.О., 1897, Москва

Антокольский М.М. (1843-1902)

Автор статуй исторических деятелей.

Иван Грозный, Антокольский М.М.,1871

Ермак, Антокольский М.М.,1891

Нестор-летописец, Антокольский М.М.,1890

Памятник Петру 1 в Таганроге. 1903, Антокольский М.М., установлен после смерти скульптора.

Опекушин А.М. ( 1838-1923)

Памятник Пушкину в Москве. Опекушин А.М.,1880

Чижов М.А . (1838-1916)

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, совместно с Микешиным М.О., Чижов М.А. выполнил статую имепратрицы.1873

Первая любовь ( У колодца), Чижов М.А.,1973, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Резвушка. Чижов М.А., 1874. Государственный Русский музей

Россия. Чижов М.А., ГРМ,1897

 Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году, Чижов М.А., 1865. ГРМ.

Лансере Е.Е. (1875-1946)

Запорожец, после битвы. Лансере Е.Е., 1873

Киргизский косяк на отдыхе, Лансере Е.Е.,1780-е годы

Прощание казака с казачкой. Лансере Е.Е..

Богатырь, Лансере Е.Е.

 Беклемишев В.А. (1861-1919)

Деревенская любовь, Беклемишев В.А.,1896

Как хороши, как свежи были розы, Беклемишев В.А.,1896

Волнухин С.М. ( 1859 – 1921)

Бюст Третьякова П.М., Волнухин С.М., 1899.

Пименов  С.С. ( 1784-1833)

 «Колесница Славы»  над аркой Главного штаба, Пименов С.С., Санкт-Петербург ( 1891-1824)

Щедрин Ф.Ф. ( 1751-1825)

Представитель классицизма. Профессор, ректор Академии художеств.

Сирены. Щедрин Ф.Ф.,1800-1805, Петродворец, Санкт-Петербург.

Морские нимфы, несущие земную сферу. Щедрин Ф.Ф.,1812-1813

Персей с головой Гаргоны Медузы, Щедрин Ф.Ф.,1800

Демут-Малиновский В.И. ( 1779-1846)

Группа «Похищение Прозерпины» у здания Горного института, Демут – Малиновский В.И.


Витали И.П.(1794-1855)

Венера, Витали И.П.,1852, Русский музей

Читайте также:  Установление строя народной демократии. участие болгарии в войне - история России

Фонтан на Театральной площади в Москве, Витали И.П., 1835

Колесница Славы и рельеф «Освобождение Москвы» , Триумфальные ворота в Москве , Витали И.П., 1829—1834

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/167-kultura-teoriya/771-ege-istoriya-kultura-skulptura-19-veka

Культура России первой половины XIX в. Литература. Театр. Живопись. Архитектура

«Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья». Николай Васильевич Гоголь.

В ходе урока вы узнаете о литературе, театре и музыке, живописи и скульптуре, архитектуре России первой половины 19 века.

Литература. В первой половине 19 века русская литература приобрела самостоятельный, независимый от Запада характер.

Произведения, написанные в стиле романтизма, имели самобытные русские черты. Западные идеи индивидуализма и самоценности личности сочетались с проявлением чувства ответственности за народ, жертвенностью во благо других.

Такой подход характерен для творчества поэта-декабриста Кондратия Рылеева. В своем творчестве он часто искал сюжеты в русской истории. Все работы Рылеева проникнуты идеями декабристов.

Они были призваны воззвать к доблестям людей, описывая подвиги их предков. Рылеев написал цикл стихотворных рассказов, которые назвал «Думы». Самые известные из них «Святослав», «Смерть Ермака», «Рогнеда», «Иван Сусанин».

Главный герой всех произведений – человек, который борется за независимость своего государства.

Неудовлетворенность действительностью прослеживается в творчестве Василия Андреевича Жуковского. Его герои словно убегают от окружающего зла, скрываясь в сказочном мире. Для произведений Жуковского характерна ещё одна черта русского романтизма – внимание к фольклору и русским традициям. В балладе «Светлана» встречаются мистика, народные приметы, суеверия и русский быт.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина на раннем этапе развивалось в стиле романтизма. Но уже с 1820-х годов он стал писать в новом направлении – реализм. Читатель сталкивался не с условными героями и сюжетами, а с вполне реальными. Пушкин писал о радостях и бедах современных ему людей.

Он помещал своих героев в реальную бытовую среду, где все события закономерны, а поступки мотивированы. Примером может служить роман «Евгений Онегин», в котором автор хотел показать кризис, наступивший в дворянской культуре, противостояние личности и общества.

Этот роман критик Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».

Достойным продолжателем Пушкина был Михаил Лермонтов, ставший мастером психологического реализма. Среди множества его произведений выделяется роман «Герой нашего времени».

Герой романа Григорий Печорин является отражением всего современного Лермонтову поколения. Он оказывается в самых разных ситуациях и предстает перед читателем всегда по-новому.

Лермонтов при написании романа использовал приём «дневниковых записей», что также является чертой реализма.

Существовало и такое направление как критический реализм. Его ярким представителем являлся Николай Гоголь. В его «Ревизоре» и «Мёртвых душах» изображены тёмные стороны жизни России, корыстолюбие чиновников и невежественность помещиков. Чтобы наиболее ярко описать реалии 19 века Гоголь использовал приёмы сатиры.

Александр Островский в своих пьесах описывал мир купцов, мелких чиновников и мещан. Он изображал жестокий, несправедливый порядок, который превращал человека в свою жертву.

Таким образом, литература стала голосом поколения, она, как зеркало, отражала все проблемы, существовавшие в обществе.

Театр и музыка. Совершенно новую роль стали играть театры, популярные среди всех слоёв общества. Театральные труппы формировались не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах.

Наиболее крупными театрами были Большой и Малый в Москве, Александринский в Петербурге.

Постепенно формировалась русская актёрская школа. Заслуга в этом принадлежит таким выдающимся людям как Павел Мочалов и Михаил Щепкин.

Мочалов не отличался красивой внешностью, но он настолько перевоплощался в своих героев, что наблюдающие за его игрой забывали обо всём. За свою жизнь он сыграл более 250 ролей.

Щепкин играл более чем в 30 спектаклях. Ему одинаково превосходно давались как мужские, так и женские роли. Кроме того, Щепкин не только играл в драматическом театре, он ещё и пел в опере. Именем Михаила Семёновича Щепкина названо театральное училище при Малом театре Москвы.

Поиски самобытного пути продолжались и в музыке. Наиболее примечательной фигурой в этой сфере стал Михаил Глинка, создатель русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» проникнуты народным духом.

Начало реалистическому направлению в музыке положил Александр Даргомыжский. Его опера «Русалка» стала первым произведением, которое написано в жанре бытовой психологической драмы.

Популярностью пользовались романсы, тесно связанные с народными песнями.

Живопись и скульптура. В начале 19 века в живописи утвердился романтизм. Для него были характерны эмоциональная приподнятость и стремление выделить наиболее возвышенные черты, как в жанровой живописи, так и в портретной и пейзажной.

Одним из самых известных художников-романтиков был Орест Кипренский. Он старался подчеркнуть возвышенное начало человека и передать его богатый внутренний мир. Кипренский написал около 87 портретов, на которых были изображены многие известные люди.

Другим знаменитым портретистом был Василий Тропинин. Он изображал своих героев в домашней обстановке, таким образом раскрывая их характер. Тропинин стал одним из первых художников, кто обратился в своём творчестве к образам простых людей.

Представителем бытового жанра был Алексей Венецианов. Он изображал повседневную жизнь крестьян. Картины Венецианова отличаются необыкновенной естественностью и простотой.

Одним из самых популярных художников 19 века был Карл Брюллов. Он сочетал в своих работах элементы классицизма и романтизма. Вершиной творчества Брюллова стала картина «Последний день Помпеи», написанная в 1830–1833 годах. Художник противопоставил жизнь смерти, изобразил гибель старого и зарождение нового в мире.

Становление реализма в художественной культуре происходило в 1830–1840-е годы.

Вершиной реалистической живописи стали работы Павла Федотова. Он с непередаваемой выразительностью изображал купцов, мещан, обедневших дворян. Большинство работ Федотова были наполнены сатирой и имели разоблачительную направленность.

Отдельно следует рассмотреть творчество Александра Иванова. Он был глубоко верующим человеком и все свои силы посвятил созданию картины «Явление Христа народу». Её сюжет затронул поворотный, по мнению автора, момент в истории человечества. Появление Христа – символ торжества справедливости и добра, надежды на светлое будущее.

Множество значительных произведений было создано в русской скульптуре. Здесь основным было классическое направление. Борис Орловский стал автором памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Памятник Минину и Пожарскому, находящийся на Красной площади Москвы, принадлежит авторству Ивана Мартоса.

Ещё один известный скульптор Пётр Клодт украсил Петербург памятниками Крылову и Николаю I.

Архитектура. В начале 19 века в архитектуре господствовал классицизм. В это время наибольшей полноты достигли его торжественность, сочетание строгости и простоты. Примерами классической архитектуры являются Казанский собор и Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.

Появилось такое направление классицизма как ампир, которое можно охарактеризовать некоторой театральностью в оформлении зданий и интерьеров. Его отличительными чертами являются колонны, скульптурные композиции. Задачей этого стиля было подчёркивание могущества государства, его военной мощи.

После пожара 1812 года Москву пришлось отстраивать практически заново. Эта работа связана с именем Осипа Бове, возглавившего комиссию по строительству. Бове возвёл в Москве Большой и Малый театры, Триумфальную арку, созданную в честь победы над Наполеоном.

Швейцарец Доменико Жилярди построил здание Московского университета.

Самым знаменитым архитектором Петербурга был Карл Росси. Он построил Михайловский дворец, Дворцовую площадь и здание Главного штаба, которое располагается на ней. Проектом Росси стала Сенатская площадь.

С конца 1830-х годов на смену классицизму пришла эклектика, для которой было характерно искусственное сочетание стилей.

В период правления Николая I сформировался русско-византийский стиль. Его появлению способствовала теория «официальной народности». Архитекторы стремились возродить черты зодчества Древней Руси и Византии.

Константин Тон, работавший в этом стиле, создал такие памятники архитектуры как Большой Кремлёвский дворец, Оружейную палату. Самым известным его проектом стал Храм Христа Спасителя, построенный в память об Отечественной войне 1812 года.

Таким образом основными чертами культуры России 19 века стали избавление от западноевропейского влияния и рост национального самосознания.

Давайте подведём итоги.

Для литературы и живописи первой половины 19 века характерны такие направления как романтизм и реализм.

В начале 19 века сформировалась русская театральная культура.

После войны 1812 года в России стал популярным новый архитектурный стиль – ампир.

Источник: https://videouroki.net/video/45-kultura-rossii-pervoj-poloviny-xix-v-literatura-teatr-zhivopis-arhitektura.html

Живопись первой половины XIX века Первая половина XIX века яркая страница в культуре России. Все направления – живопись, литература, архитектура, скульптура, — презентация

1 Живопись первой половины XIX века Первая половина XIX века яркая страница в культуре России. Все направления – живопись, литература, архитектура, скульптура, театр этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность.<\p>

2 Живопись в первой половине XIX века имела большую значимость в жизни общества. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Вследствие чего в течение первой четверти столетия впервые возникли общественные организации, основной задачей которых ставилось развитие искусств: Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников. Появились специальные журналы, предпринимались первые попытки коллекционирования и показа русского искусства. Приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей. При этом большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа.<\p>

3 В самом начале XIX века в живописи значительную роль играл классицизм. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм — европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции — трагическую. Имея своей особенностью познание конкретного человека, романтизм стал основой для последующего зарождения и становления реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине XIX века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве жизни крестьян. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А.Г. Венецианова. Наиболее же полно реалистические открытия первой половины 19 века отразились в е годы в творчестве П.А. Федотова.<\p>

4 Выдающимися достижениями в русском искусстве первой половины XIX века характеризуется портретная живопись. Русский портрет – тот жанр живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Расцвет портретной живописи связан с поиском новых принципов художественного творчества и распространением в России романтизма. Романтизм присущ портретам художников О.А.Кипренского, В.А.Тропинина,, К.П.Брюллова. Самые известные портретисты этого времени – Кипренский О.А. и Тропинин В.А. Кипренский О.А. «Автопортрет» Тропинин В.А. «Автопортрет», 1846 год<\p>

5 Кипренский О.А. ( ). Особая страница в русской живописи – женские портреты художника. Каждый из его портретов захватывает проникновением в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, великолепным исполнительским мастерством. Наибольшую известность получили портреты Е.С. Авдулиной (1822 г.), Е.А. Телешовой (1828 г.), Д.Н. Хвостовой (1814 г.). Одна из вершин творчества Ореста Адамовича портрет Е.П. Ростопчиной (1809 г.). Портрет Е.С.Авдулиной Портрет Е.А.Телешовой Портрет Д.Н.Хвостовой Портрет Е.П.Ростопчиной<\p>

6 Знаменитый портрет поэта А.С. Пушкина (один из лучших прижизненных) кисти Кипренского. Сам поэт об этой картине писал: «Себя, как в зеркале, я вижу. Но это зеркало мне льстит». Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова(1809 г.). Образ Давыдова, созданный Кипренским, предстает перед зрителем символом эпохи войн с Наполеоном, в преддверии Отечественной войны 1812 года.<\p>

7 Тропинин Василий Андреевич ( ). Сын крепостного, сам крепостной до 1823 года. Способности к рисованию проявились еще в детстве, обучался в Академии художеств в Петербурге, показывал блестящие успехи в учебе, получил серебряную и золотую медали. Но барин отправил его в украинское имение, где художник прожил около 20 лет, занимался живописью, строил и расписывал церковь. Тропинин В.А. написал огромное количество портретов, причём не только известных и знаменитых людей, но и представителей из народа. Особое внимание обращают прижизненные портреты великого поэта А.С.Пушкина и героя Отечественной войны 1812 года И.П.Багратиона. «Портрет Багратиона П.И.» «Портрет А.С.Пушкина», 1827 год<\p>

8 В портретах современников, людей из народа, художник показывает внутреннюю красоту человека. Так, в картине «Кружевница» Тропинину В.А. удалось найти редкую гармонию физической и нравственной красоты, социальной определенности типа девушки из народа и поэтичности образа. «Кружевница» характерна для русской живописи предпередвижнической поры: традиции XVIII века переплетаются здесь с приметами новой эпохи. «Девушка с горшком роз», 1820 год «Гитарист», 1823 год «Кружевница», 1823 год «Золотошвейка», 1826 год<\p>

9 Карл Павлович Брюллов( ) был одним из самых ярких, и в то же время противоречивым художником в русской живописи XIX века. Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Воспитывался в семье художника, с детства был увлечён живописью, в 10 лет поступил учиться в Академию художеств. В 1822 году Карл Брюллов отправился в Рим для изучения искусства мастеров Эпохи Возрождения. «Автопортрет», 1834 «Автопортрет», 1848 г. «Портрет графини Ю. П. Самойловой с приёмной дочерью Амацилией Пачини» «Портрет Алексея Толстого»», 1832<\p>

10 В итальянский период творчества Брюллов значительное место уделял портретной живописи, написал знаменитую картину-портрет «Всадница». В картине «Итальянское утро» он обратился не к историко-мифологическим сюжетам, а к будничной сцене сбора винограда. В 1836 году Карл Павлович Брюллов становится профессором Петербургской Академии художеств, преподаёт в Академии, в этот период также пишет около 80 портретов. «Гадающая Светлана», 1836 год «Всадница», 1832 год «Итальянский полдень», 1832 год «Портрет сестёр Шишмарёвых, 1839 год<\p>

11 Самым высоким в Академии считался исторический жанр. Лучшими произведениями этого жанра стали работы К.П.Брюллова, в том числе «Последний день Помпеи». Эта картина является ярким образцом академического искусства, но уже просматриваются элементы романтизма.<\p>

12 История создания картины «Последний день Помпеи». В 1827 году на одном из приемов художник знакомится с графиней Юлией Павловной Самойловой, ставшей для него художественным идеалом, ближайшим другом и любовью. Вместе с ней Карл отправляется в Италию осматривать развалины античных городов Помпеи и Геркуланума, погибшие в результате извержения вулкана в 79 году н. э. Впечатлившись описанием очевидца трагедии римского писателя Плиния Младшего, Брюллов понял, что нашел тему для своего следующего произведения. Три года художник собирал материал в археологических музеях и на раскопках, чтобы каждый написанный на полотне предмет соответствовал эпохе. Вся работа над картиной продолжалась шесть лет. В процессе работы над картиной было сделано множество эскизов, набросков, этюдов, а сама композиция несколько раз перестраивалась. Когда в середине 1833 года произведение было представлено широкой публике, то оно вызвало взрыв восторга и преклонения перед художником. Ранее ни одной картине русской школы живописи не выпадала такая европейская слава. В 1834 году на выставках в Милане и Париже успех картины был потрясающим. В Италии Брюллова избирают почетным членом нескольких академий искусств, а в Париже ему была присуждена Золотая медаль. Успех картины предопределил не только удачно найденный сюжет, отвечающий романтическому сознанию эпохи, но также и то, как Брюллов делит толпу гибнущих людей на локальные группы, каждая из которых иллюстрирует тот или иной аффект — любви, самопожертвования, отчаяния, алчности. Показанная на картине губящая все вокруг сила, вторгшаяся в гармонию человеческого бытия, вызывала у современников мысли о кризисе иллюзий, о неосуществившихся надеждах. Это полотно принесло художнику всемирную славу. Заказчик картины — Анатолий Демидов – подарил ее царю Николаю I.<\p>

13 Иванов Александр Андреевич ( гг.) Особое место в историческом жанре занимает монументальное полотно А.А.Иванова «Явление Христа народу», над которым он трудился 20 лет. Исполненное с соблюдением основных норм классической живописи, оно совмещает идеалы романтизма и реализма. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей.<\p>

14 История создания картины «Явление Христа народу». В 1833 году (с 1830 по 1858 год художник проживал в Италии) у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины. Эта всемирно известная картина стала апогеем его творчества, в ней раскрылся в полной мере могучий талант художника. Работа над картиной занимала все мысли и время художника; было выполнено более трехсот подготовительных этюдов с натуры и альбомных зарисовок, многие из которых стали самостоятельными произведениями. За время работы над картиной Иванов перечитывал литературу по истории, философии, религиозным учениям, несколько раз переосмысливал замысел и сюжет. В Италии художник оказался в тяжелом материальном положении. Иванов жил на пособия, которые ему удавалось выхлопотать у разных учреждений или меценатов. Он экономил на каждой мелочи. Почти все деньги, которые ему удавалось достать, Александр Андреевич тратил на содержание громадной мастерской, покупку художественных материалов и оплату натурщиков. После нескольких перерывов в работе над картиной художник всё-таки закончил её к 1857 году. Но картина «Явление Христа народу», показанная художником после возвращения в 1857 году в Россию сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, была встречена довольно сдержанно.<\p>

15 О портретном мастерстве художника Иванова А.А. свидетельствуют написанный в 1841 году портрет Н.В.Гоголя, с которым живописца связывала тесная дружба. Картина «итальянского» периода творчества живописца «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», над которой он работал с 1834 по 1836 год. Это полотно было отослано в Петербург, где получила положительные отзывы. Картина была помещена в картинную галерею Эрмитажа. Совет Академии оценил творчество художника, которое строго соответствовало классическим канонам, и присвоил ему звание академика.<\p>

16 Автопортрет, 1848 год Федотов Павел Андреевич ( ). Основоположник критического реализма в русской живописи. В своих жанровых картинах выразил крупные социальные проблемы. В годах учился в Первом московском кадетском корпусе. Благодаря своей феноменальной памяти Павел учился хорошо, науки давались ему легко. Уже тогда, в первые годы учебы у Федотова проявилась тяга к живописи. Со временем рисование переросло в страстное увлечение. Первые работы Федотова были связаны с военной темой. Он поступает в Академию художеств. Он не принимал целиком на веру всего, что преподавалось в Академии, что обусловило формирование его собственного взгляда на живопись, отличного от застывших канонов академизма. Выйдя в отставку, художник создал талантливые произведения социального направления, показывающие критическую позицию автора по отношению к действительности.<\p>

17 «Свежий кавалер», 1846 год «Разборчивая невеста», 1847 год Первое произведение художника Федотова П.А., написанное маслом — «Свежий кавалер» — относится к 1846 году. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам, и демократическому зрителю. Через год Федотов написал еще одну картину «Разборчивая невеста». При непосредственном участии Брюллова эти две картины были приняты на академическую выставку 1847 года.<\p>

18 «Сватовство майора», 1851 За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты, из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. «Портрет Н. Жданович за фортепьяно»,1849 год<\p>

19 Венецианов Алексей Гаврилович ( ), родоначальник отечественного бытового жанра (жанровой живописи). Его картины поэтизировали жизнь простого русского народа, посвящались повседневному труду и быту крестьян. «Автопортрет», 1811 год Родился в Москве, в семье купца. Учился в частном пансионате, служил в Департаменте почты, с детства увлекался живописью. Был учеником известного художника В.Л. Боровиковского. В 1811 А.Г.Венецианов был избран академиком Петербургской Академии художеств.<\p>

20 В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов. Огромным вкладом Алексея Гавриловича Венецианова в развитие русской живописи является создание им своей школы, своего метода. От частных портретов крестьян художник приходит к великолепным художественным композициям, в которых народная жизнь, ее аура, находит многокрасочное выражение для неё. В 1822 году впервые работа художника А.Г.Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы». Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской живописи, зарождением нового направления в русском искусстве бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в народе.<\p>

21 В 1820-х годах Алексей Гаврилович написал несколько небольших картин, так называемых «крестьянских портретов», изображающих то девушек с крынкой молока, то с косой, со свеклой, с васильками, то мальчика с топором или заснувшего под деревом, то старика или старуху. «Девушка в платке», 1810 год «Захарка» «Девушка с крынкой молока», 1824 год Крестьянка с васильками.<\p>

22 «На пашне. Весна.» 1820 год На жатве. Лето. Следует отметить особенность образов крестьянок, свойственную многим картинам художника: их величавость, спокойное достоинство, деловитое выражение лиц. Прообразом крестьянки для картины «На пашне. Весна» послужила жена художника. Она — молодая, стройная женщина в длинном сарафане, ведущая по полю двух коней. Не менее известна картина «На жатве. Лето». Это произведение отличаются гармонией художественных образов: любовь Венецианова к трудовому крестьянскому народу позволила изобразить в нем подлинную красоту.<\p>

23 Проверим знания: 1. Какие художественные направления сосуществовали в живописи в первой половине XIX века: А) классицизм, сентиментализм, реализм Б) реализм, абстракционизм, сентиментализм В) классицизм, романтизм, реализм 2. Кто из художников написал портрет А.С.Пушкина, о котором поэт сказал:«Себя, как в зеркале, я вижу. Но это зеркало мне льстит»: А) Кипренский Б) Тропинин Г) Венецианов 3. Кто из художников первой половины XIX века является родоначальником отечественного бытового жанра в живописи: А) Брюллов Б) Венецианов Г) Федотов 4. Кто из художников первой половины XIX века является основоположником критического реализма в русской живописи: А) Тропинин Б) Федотов В) Иванов А.А.<\p>

24 5. Определите автора и название картины<\p>

25 6. Определите автора и название картины<\p>

26 7. Определите автора и название картины<\p>

27 8. Определите автора и название картины<\p>

28 9. Определите автора и название картины<\p>

29 10. Определите автора и название картины<\p>

30 Ответы: 1.В) классицизм, романтизм, реализм 2.А) Кипренский 3.Б) Венецианов 4.Б) Федотов 5.К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» 6.А.Г.Венецианов «На пашне. Весна» 7.П.А. Федотов «Свежий кавалер» 8.А.А. Иванов «Явление Христа народу» 9.В.А. Тропинин «Кружевница» 10. О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»<\p>

31 Определите, чьи это портреты<\p>

32 Пушкин ВЕНЕЦИАНОВ ФЕДОТОВ БРЮЛЛОВ ТРОПИНИН КИПРЕНСКИЙ Ответы<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/540642

Ссылка на основную публикацию