Земский собор 1642 г. — история России

Земский собор 1642 года

Земский собор 1642 г. - история России

В июне 1637 г. донские казаки штурмом взяли турецкую крепость Азов, стоявшую в устье Дона. Был сделан первый шаг к овладению выходом в Черное море.

Кроме того, сразу прекратились разорительные набеги крымских татар на Русскую землю. Но удерживать Азов своими силами казаки не могли. Они обратились к царю Михаилу Федоровичу с просьбой о помощи.

Для решения вопроса об Азове царь велел в январе 1642 г. собрать Земский собор.

Земский собор не был постоянным учреждением. Когда надо было решить особенно трудный государственный вопрос, царь созывал, кроме высшего духовенства и Боярской думы, выборных представителей «разных чинов людей»: дворян, стрельцов, купцов и др. Только крепостные крестьяне и холопы никаких прав не имели. На Земский собор 1642 г. явилось 192 выборных от разных сословий.

Думный дьяк прочитал собравшимся царский вопрос: воевать ли с Турцией и Крымом за Азов, и если воевать, то где взять денег на войну? Ответы составлялись в виде «челобитных» — прошений царю от представителей каждого сословия. В челобитных раскрылась интересная картина «сословного» строя того времени.

Удержать Азов как будто все хотели, но воевать и деньги давать не хотел никто.

Высшее духовенство заявило, что его дело «бога молити», а «ратное дело ему не за обычай».

Представители мелкого и среднего дворянства, служившего на окраинах и границах, жаловались на насилия и притеснения со стороны бояр и вообще правительственной администрации.

Они заявили, что разорены «пуще турских и крымских басурманов московскою волокитою» и требовали, чтобы деньги на войну были взяты с бояр, духовенства, приказных людей, разбогатевших на взятках в московских приказах, и чтобы сбор денег был поручен не приказам, а выборным людям из дворян и горожан.

Вместе с тем дворяне настаивали на полном закрепощении крестьян. Крупные купцы-гости тоже жаловались на бесчисленные притеснения со стороны приказов и воевод, требовали ввести выборное управление для купечества. Торговые люди были недовольны и тем, что правительство за большие деньги разрешило иностранным купцам торговать в России.

Московские посадские люди настаивали на том, чтобы оборона Азова стала делом всех сословий. А столичное дворянство заявило, что оно не хочет идти помогать казакам в Азов, потому что казаки — люди вольные, беглые и дворянам быть с ними вместе нельзя.

Правительству стало ясно, что противоречия между сословиями и недовольство слишком велики, чтобы можно было решиться на тяжелую войну. Царь послал казакам приказ оставить Азов.

Земские соборы нужны были царю для сплочения класса феодалов. А на соборе 1642 г. различные группы феодалов высказали серьезное недовольство и предъявили свои требования.

Поданные на соборе челобитные были извлечены из архивов после московского восстания 1648 г., когда правительству пришлось заняться составлением нового свода законов.

В так называемом «Соборном уложении», утвержденном на Земском соборе 1648—1649 гг., были учтены требования дворянства и в том числе главное — о полном закрепощении крестьян.

Удовлетворив требования дворянства и верхушки горожан, правительство в середине XVII в. укрепило свои позиции. Созыв земских соборов становился ненужным для царя, сосредоточивавшего все большую власть в своих руках.

Последним считают Земский собор, который собрался 1 октября 1653 г. и положительно ответил на царский вопрос о том, следует ли воссоединять Украину с Россией.

Сражение продолжалось уже около 15 часов, силы ополчения были на исходе. И тут Минин совершил замечательный воинский подвиг. Взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он неожиданно переправился через Москву-реку у Крымского брода и ударил во фланг неприятельского войска.

В лагере врага началась паника. Интервенты потерпели полное поражение: от всего войска уцелело не более 400 солдат. Русские захватили обоз, пушки, знамена. Ходкевич с остатками своих войск отступил к Донскому монастырю, а на другой день бежал из-под Москвы, «браду свою кусая зубами и царапая лицо ногтями…»

В октябре, не выдержав голода, вражеский гарнизон сдал Кремль. Москва была освобождена.

Вскоре и вся русская земля была очищена от отдельных отрядов польских панов. Русский народ, тесно сплотившийся для борьбы с врагом, спас свою землю от иноземного порабощения.

Источник: http://de-ussr.ru/history/rodina-sr/zemskij-sobor.html

Детская энциклопедия. Том 8. Из истории человеческого общества. Страница 268

Земский собор 1642 года

В июне 1637 г. донские казаки штурмом взяли турецкую крепость Азов, стоявшую в устье Дона. Этим был сделан первый шаг к овладению выходом в Черное море.

Кроме того, сразу прекратились разорительные на­беги крымских татар на Русскую зем­лю. Но удерживать Азов своими си­лами казаки не могли. Они обратились к царю Михаилу Федоровичу с прось­бой о помощи.

Для решения вопроса об Азове царь велел в январе 1642 г. собрать Земский собор.

Земский собор не был постоянным учреждением.

Когда надо было решить особенно трудный государственный вопрос, царь созывал, кроме высшего духовенства и Боярской думы, выбор­ных представителей «разных чинов людей»: дворян, стрельцов, купцов и др.

Только крепостные крестьяне и холопы никаких прав не имели и на Земский собор своих представите­лей не посылали. На Земский собор 1642 г. явилось 192 выборных от раз­ных сословий.

Думный дьяк прочитал собравшим­ся царский вопрос: воевать ли с Тур­цией и Крымом за Азов и если вое­вать, то где взять деньги на войну?

Ответы составлялись в виде «чело­битных» — прошений царю от пред­ставителей каждого сословия. В чело­битных раскрылась интересная кар­тина «сословного» строя того вре­мени.

Удержать Азов как будто все хо­тели, но воевать и деньги давать не хотел никто.

Высшее духовенство заявило, что его дело «бога молити», а «ратное дело ему не за обычай».

Представители мелкого и среднего дворянства, служившего на окраинах и границах, жаловались на насилия и притеснения со стороны бояр и вообще правительственной админист­рации.

Они заявили, что разорены «пуще турских и крымских басурманов московскою волокитою», и тре­бовали, чтобы деньги на войну были взяты с бояр, духовенства, приказ­ных людей, разбогатевших на взят­ках в московских приказах, и чтобы сбор денег был поручен не приказам, а выборным людям из дворян и горо­жан. Вместе с тем дворяне настаивали на полном закрепощении крестьян.

Крупные купцы — гости тоже жало­вались на бесчисленные притеснения

со стороны приказов и воевод, тре­бовали ввести выборное управление для купечества. Торговые люди были недовольны и тем, что правительство разрешило иностранным купцам тор­говать в России, это подрывало тор­говые дела русских купцов.

Московские посадские люди на­стаивали на том, чтобы оборона Азова стала делом всех сословий.

Столичное дворянство заявило, что оно не хочет идти помогать казакам в Азов, потому что казаки — люди вольные, беглые и дворянам быть с ними вместе нельзя.

Правительству стало ясно, что противоречия между сословиями и не­довольство в стране слишком велики, чтобы можно было решиться на тяже­лую войну. Царь послал казакам при­каз оставить Азов.

В середине XVII в. созыв земских соборов становился ненужным для царя, сосредоточившего всю полноту власти в своих руках.

Последним считают Земский собор, который собрался 1 октября 1653 г. и положительно ответил на царский вопрос о том, следует ли воссоединить Украину с Россией.

Из истории почты в России

В Московском государстве почты назывались «ямами» , а почтовая служба — ямской гоньбой. «Ям»татарское слово. Оно означает «дорога» . В русский язык оно вошло для обозначения особых станов, в ко­торых селили ямщиков. В XV в.

ямы были уже широко распространены. До наших дней во многих городах встречаются улицы с названием Ям­ская. В былые времена там жили ямщики — крестьяне, обязанные во­зить на своих лошадях княжеских гонцов. В ямскую повинность вхо­дила и починка мостов, дорог.

Иностранцы удивлялись быстрой езде ямщиков. Немецкий дипломат Герберштейн отмечал, что ямщики доезжают из Новгорода до Москвы за 3 дня. Другой иностранец писал: «Ямщики, подъезжая к яму, свистят сквозь зубы пронзительно, и, когда в яму услышат свист, тотчас выводят лошадей, чтобы проезжающие могли следовать дальше без задержки» .

Ямской гоньбой ведала Ямская изба, позже — Ямской приказ. Они собирали ямские деньги — подать на

содержание ямов. Сама же ямская гоньба оставалась крестьянской по­винностью.

В 1665 г, иноземцы взяли подряд на доставку почты между Москвой, Швецией и Польшей, но вели дело неисправно, и спустя 10 лет их почта перешла в Посольский приказ. Ямщи­ков одели в красные кафтаны с орла­ми, им платили жалованье из казны и велено было бить их нещадно бато­гами, если они доставят почту не в срок.

Постепенно ямскую гоньбу вытес­нила государственная почта: на Ар­хангельск, в Воронеж, на Дон (во время Азовских походов), в Сибирь до Якутска и Нерчинска. Ямщикам надлежало возить письма «бережно, в мешках за пазухой, а буде подмочат или потеряют, то им в потере тех писем быть пытаным».

При Петре I было создано особое по­чтовое ведомство. Для приема писем от населения открылись почтамты в Мо­скве, Петербурге, Риге. К началу ХIХ в. в России насчитывалось уже

свыше 400 почтовых учреждений. Плату за пересылку писем вносили наличными деньгами по весу письма и по расстоянию. За письмо весом 1 лот (12,8 г) из Петербурга в Нов­город следовало уплатить 3 коп.

; а в Иркутск — 1 руб. 19 коп. По тем временам это были очень большие деньги, поэтому почтой пользовались только богатые. Впрочем, простой народ не мог прибегать к услугам почты и из-за своей неграмотности.

Внутригородская почта впервые начала действовать в Петербурге в 1833 г. Первые почтовые ящики по­явились тоже в Петербурге в 1845 г. Тогда же для пересылки писем в пре­делах столицы были выпущены штем­пельные «куверты» (конверты с изоб­ражением государственного герба) це­ной 6 коп. Подобные же конверты на следующий год были выпущены и для московской городской почты.

Штемпельные конверты можно считать предшественниками русских почтовых марок, которые появились в 1857 г.

268

Источник: http://www.childrenpedia.org/8/page268.html

Часть 14. Значение земских соборов

И действительно, народ в первые годы царствования деятельно помогает своему избраннику в устроении земли. Земский собор почти не распускается, он делается постоянно действующим учреждением.

Он не созывается, как это было после, только на известное время, по известному поводу и затем распускается. Он участвует в текущих делах, и все распоряжения идут от государя и земского собора вместе. Государь все делает по совету с земским собором.

Земский собор даже по собственному почину вносит предложения. Так, в 1619 году он предложил (бил челом государю) о назначении отца государя Филарета патриархом. И отдельные сословия с редким единодушием на соборе отзываются на предложения правительства и оказывают ему свое содействие.

Так, на соборе 1621 года, когда решается вопрос о войне с Польшей, все чины обнаружили полное единодушие и готовность к жертвам ради общего блага.

Они все били челом государю, чтобы он стоял за церкви Божии, за свою государскую честь и за государство против недруга своего, польского короля Сигизмунда и сына его Владислава. Духовенство заявило, что будет молить Бога и чудотворцев о победе и скором замирении.

Служилое сословие обещалось «за их государей (Михаила Оедоровича и отца его митрополита Филарета) и за их государство против польского и литовского короля битися, не щадя голов своих».

А чтобы никто не уклонился от службы, дворяне и дети боярсше просили велеть разобрать их в городах, «кому мочно их государства службы служити».

Торговые люди, наконец, предложили в распоряжение правительства материальные средства — взять с них, «смотря по их прожитками», состоятельности. Такое исключительное положение земский собор занимал до 1622 года.

После этого чины московского государства стали созываться лишь по мере надобности, на короткое время, и тотчас же распускались, как проходила надобность, разрешался вопроси, по которому чины были созваны. Обыкновенно это были финансовые вопросы. Еще не приведенное в порядок государство очень нуждалось в средствах.

Читайте также:  История культуры древней руси и ее соседей - история России

Особенно нужда в деньгах обострялась во время войн, которые тогда были часты. И вот ради получения денег государь созывал земские соборы (1633—34, 1636—37, 1642 гг.). Но население, медленно оправлявшееся после смутного времени, начинало уже тяготиться частыми требованиями с него — то денег, то войска.

Заметно убавилась прежняя готовность к жертвами, отличавшая земских выборных в первые годы царствовашя Михаила Федоровича. Народ, очевидно, устал.

Правительство и само чувствовало это и старалось в таких случаях подействовать на народных представителей нравственными мерами: обращалось к чувству патриотизма, к религиозным чувствам.

Так на земском соборе 1633 года чинами говорили, что жертва с их стороны «будет приятна Богу и государю». «И то ваше прямое (нелицемерное) деяние приятно будет самому Создателю Богу. А Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович то ваше вспоможение учинит памятно (т.-е.

помнить будет) и впереди учнет жаловать своим государским жалованием во всякихъ мерах» (слова соборнаго акта). На соборе 1642 года, созванном для решения вопроса о принятии от казаков г.

Азова и войны с турками, эта усталость и уже рознь чинов, вместо былого единодушия, обозначились особенно полно и резко. Вопрос в сущности опять свелся к деньгам и войску. О войне же правительство решило само, еще до собора.

И вот отдельные чины, высказавшись все за принятие Азова и за войну с турками, в то же время дали сбивчивый, уклончивый ответ о своем содействие правительству.

Все больше положились на волю государя — «как его Бог известит». Духовенство сказало, что его дело молиться Богу, а ратное дело ему «не за обычай». Торговые и посадские люди сослались на служащих людей, которым ратное дело «за обычай» и у которых для этого есть средства (поместья и вотчины).

Они же, торговые люди, готовы тоже послужить, чем могут, но очень обнищали и «разорены в конец».

Служилые люди — одни предложили послать на войну вольных охочих людей (охотников), другие, изъявляя полную готовность служить государю, в то же время заявляли о своей бедности, разорение от мздоимцев и советовали государю обратиться за средствами к монастырям и собирать ратных людей «окромя их (наших) крепостных и старинных людишек и крестьянишек».

Мало того, уездное дворянство некоторых городов даже просило государя, в виду их бедности, «взыскать своею государскою милостью, поместным и денежным жалованием «. И это в такой-то момент, когда государство нуждается в деньгах и людях, когда нужны жертвы со стороны населения! Собор высказался за войну с Турцией.

Но это не меняет первого впечатления не в пользу собора. Новые жертвы, каких требует правительство, очень тяжелы и нежелательны; но так как обладание Азовом выгодно для России и желательно правительству (собор знал мнение царя), то надо уступить необходимости.

Вот смысл ответа народных представителей на земском соборе 1642 г.

https://www.youtube.com/watch?v=HO_25CbWGMw

Таким образом, к концу царствования Михаила Федоровича замечается как бы упадок деятельности земских соборов. Переход престола от Михаила Федоровича к сыну его Алексею Михайловичу состоялся при участии представителей земли, земского собора.

Современник, известный дьяк Котошихин рассказывает, что представители народа «обрали» (выбрали) сына Михаила Федоровича на царство.

Однако, собор, о котором говорит Котошихин, не то, что избирательный собор 1613 года; это скорее торжественное признание нова го царя » землею сопровождавшееся поздравлением и принесением ему даров.

Материал создан: 29.08.2015

Источник: http://iamruss.ru/article-29-08-15-08-50/

Земский собор — история и значение :

Земский собор — это часть истории развития Российского общества, первые эволюционные шаги государственного аппарата в новое время, свидетельство изменений сословного строя.

В XVI веке этот общественный институт только начинал формироваться и не имел ни четких задач, ни строго установленных полномочий. Даже порядок созыва и состав участников не были четко определены.

Между тем, сам факт создания собора являлся большим шагом в развитии молодого Московского государства.

Первый представительский орган Российского царства

Земский собор был высшим сословно-представительским учреждением Русского царства в 16-17 вв., созданным для обсуждения административно-хозяйственных, политических и экономических вопросов.

В нем были представлены (за исключением крепостных крестьян) все социальные слои населения.

 Само слово «собор» известно еще из древнерусских источников и обозначает «совет», «общий совет» или «совет всей земли».

Собор примирения

Первый Земский собор, по предложению митрополита Макария, созвал молодой царь Иван IV. Целью этого собрания было восстановление порядка в стране после периода правления бояр и восстания 1547 года в Москве. Собрание назвали «Собором примирения».

 Оно началось в феврале 1549 года. Участники его осудили распри среди русских людей и призвали народ простить друг другу «неправды» и обиды, причиненные в период боярского правления. Кроме того, были поддержаны реформы, проведенные «Избранной рабой».

Хронология

Далее на этих собраниях принимались важные политические решения. На Земском соборе в 1566 году постановили продолжать Ливонскую войну. Земский собор в 1584 г. утвердил на царстве Федора Ивановича, сына Ивана IV.

Кроме того, на земских соборах были выбраны цари: Годунов в 1598, Шуйский в 1606, королевич Владислав в 1610, Михаил Федорович в 1613, а также Иван и Петр Алексеевичи в 1682 г.

В 1645 году Земский собор признал династическое право Алексея Михайловича. 

Состав собраний

Участниками Земских соборов были Боярская дума, представители высшего духовенства (Освященный собор), делегаты от сословий. Состав последних изменялся в зависимости от того, какой вопрос рассматривался. Самым большим и полным по составу стал Земский собор 1613 года. Кроме прочих, в число его участников попали представители дворцовых и черносошных крестьянских волостей.

Всего количество «выборных людей» достигло 800 человек, которые представляли в общей сложности 58 городов страны. Изначально местом проведения Земских соборов была Красная площадь. Однако начиная с 1598 г., когда избирали на царство Бориса Годунова, заседания стали проводиться в разных дворцовых помещениях и патриарших палатах.

При Романовых соборы созывали в царских комнатах.

Изменение полномочий

В «Смутное время» Земский собор управлял главными вопросами внешних отношений и внутренней политики державы. В семнадцатом веке соборы принимали решения о финансовых сборах («пятины»). В 1613-22 гг. Земские соборы заседали практически непрерывно.

Но постепенное восстановление государственного аппарата и упрочнение внешнеполитического статуса Московского государства позволило царю Михаилу Федоровичу отказаться от Земских соборов, и десять лет их не созывали. В 1642 г. собор отказал в просьбе донских казаков помочь захваченному ими Азову. В 1653 г.

Земский собор принял решение о присоединении к Российской державе Левобережной части Украины. В 1682 г. им было отменено местничество.

Последний Земский собор

Его созвали в 1682 году. Он был призван ратифицировать вечный мир с Речью Посполитой. Больше Земские соборы не созывались, что было естественным следствием реформ, проводимых Петром I и направленных на укрепление абсолютизма.

Источник: https://www.syl.ru/article/78971/zemskiy-sobor—istoriya-i-znachenie

Земские соборы — «Энциклопедия»

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, институт общегосударственного сословного представительства при монархе с законосовещательными функциями в Русском государстве в середине 16-17 века; в период с 17(27).7.1610 по 21.2(З.3).1613, в отсутствие легитимного и общепризнанного государя, — законодательный и высший исполнительный орган.

Созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя, в отдельных случаях — патриарха и Боярской думы или сословий. Заседания земских соборов проходили в основном в Московском Кремле.

Число земских соборов (традиционно исследователи насчитывают более 50), характер представительства, процедура выборов депутатов, состав и круг разбиравшихся на них проблем (за исключением ряда важнейших вопросов внешней и внутренней политики) остаются в науке дискуссионными.

В источниках именовались «соборами», «советами», «советами всей земли» (то есть совокупности правоспособных сословий и сословных групп), «земскими советами». Термин «земский собор» введён в историографию в середине 19 века; в частности, он использовался в полемике К. С. Аксакова и С. М. Соловьёва.

Реклама

Предпосылки для появления земских соборов создавались по мере: формирования единой территории Русского государства в 15 — 1-й половине 16 века; складывания с конца 15 века традиции совместных заседаний соборов церковных (регулярно собирались с середины 15 века) с Боярской думой (становившейся в 16 веке представительским органом русской аристократии); возникновения практики совещаний монарха со своим двором и рядовыми детьми боярскими (октябрь 1445, май 1471 и др.).

Ядром земских соборов в подавляющем большинстве случаев являлись члены Освящённого собора, Боярской думы и Государева двора (в представлениях 16-17 века они представляли «лучшую» часть общества и в этом смысле были как бы «выборными» от него).

В соборах участвовали также представители торгово-ремесленного населения, прежде всего, крупного купечества (гостей, гостиной сотни и суконной сотни), а также, как правило, посадского населения Москвы и уездного дворянства, в исключительных случаях — черносошных крестьян.

С начала 17 века получил развитие принцип реального представительства городов (уездов) и реальной выборности депутатов земских соборов от уездных корпораций дворянства, белого городского духовенства, тяглых горожан и др.

В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития земских соборов выделяются 4 периода их истории.

Первый период (конец 1540-х — конец 1590-х годов) приходится на царствования Ивана IV Васильевича Грозного и его сына Фёдора Ивановича. Большинство исследователей считают первым земским собором так называемый Собор примирения (27-28.2.

1549), на котором при участии монарха, митрополита и других духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и других представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530-40-х годов, с рядовыми детьми боярскими.

Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника (смотри Судебники 15-16 века). В земском соборе, созванном 28.6.

1566 в Кремле по решению царя и приговору Боярской думы, участвовали, не считая представителей духовенства (более 30 человек), только представители земщины, притом лица, находившиеся в Москве (в ряде случаев депутаты, скорее всего, избирались из числа выборных дворян определённого уезда, бывших тогда в столице): около 270 членов Государева двора (с учётом думных лиц и приказных), свыше 70 представителей крупного купечества и торговых людей, 9 рядовых детей боярских западных уездов; всего свыше 370 человек. Обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённых условиях продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с земским собором 1566, привела к подаче коллективной челобитной группы дворян об отмене опричнины (позднее инициаторы акции были казнены). Участники проходившего в условиях нараставшего хозяйственного и социального кризиса земского собора конца 1580, на котором преобладали представители военно-служилых сословных групп, высказались за заключение мира с Речью Посполитой (заключён не был).

Некоторые учёные к земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 (на одном присутствовали члены Освящённого собора, Боярской думы, Государева двора и приказные, на втором — крупные купцы и представители московского посадского населения), к участникам которых с различными посланиями обратился из Александровской слободы Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам земских соборов относят войсковые собрания (соборы) в ходе казанских походов (1545-52) в январе 1550 во Владимире (по вопросу о местничестве) и в начале июля 1552 в Коломне (по поводу обеспечения участников похода на Казань); собрания представителей детей боярских южных уездов (главным образом пограничной службы), происходившие зимой 1571 и в сентябре 1575 под руководством авторитетных воевод и членов Боярской думы, на которых были разработаны меры по организации сторожевой службы, а также фактически фальсифицированные соборные разбирательства дел А. Ф. Адашева (1560) и митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева) (1568).

Читайте также:  Знаковый процесс воссоединения украины с россией - история России

Второй период существования земских соборов (конец 1590-х — начало 1620-х годов) совпал с системным кризисом общества и государства (события Смутного времени) и первыми шагами по его преодолению.

Прекращение династии московских Рюриковичей (1598) объективно расширило права и сферу деятельности земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при созыве земских соборов и во время их работы. В 1605-1622 земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2-3 года (депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618).

Расширилось сословное представительство земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп (в том числе иноэтнических), а в трёх случаях (при создании Земского правительства в 1612, на земских соборах 1613 и 1616) — за счёт выборных от черносошных крестьян.

Наряду со статусным представительством на земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие (особенно с 1610) принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха (в представлениях эпохи только через правильно сформированный земский собор мог проявиться Божий выбор).

От имени земских соборов велись переговоры с другими государствами и предварительно заключались акты о будущем государственном устройстве Русского государства (в 1610, 1611), так что они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти.

На ряде земских соборов избирались правители государства или Земское правительство.

На земском соборе 1598, созванном по инициативе патриарха Иова, присутствовали около 600 депутатов, преобладали представители Государева двора по статусу (включая выборных дворян 21 города), первые позиции занимали лица думных и московских чинов, а также члены Освящённого собора, гости участвовали персонально (сообразно своему статусу), остальных торговых и посадских людей из Москвы представляли старосты и сотские. На нём 17(27) февраля царём избран Борис Фёдорович Годунов, а 9(19) марта приняты решения о принесении ему присяги и о времени венчания его на царство; в апреле земский собор объявил поход-смотр всей армии в Серпухове. На соборе 19(29).5.1606 царём был избран Василий Иванович Шуйский, среди участников земских соборов преобладали его сторонники, находившиеся тогда в столице. В августе 1610 от имени земских соборов заключён предварительный договор с гетманом С. Жолкевским об условиях избрания польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) русским царём и о будущем государственном устройстве Русского государства. При Первом ополчении 1611 собрался земский собор («Совет всей земли») неполного состава (отсутствовали духовные чины, представители посадских людей, а преобладали представители уездных детей боярских и казачьих отрядов), сформировавший Земское правительство. Земский собор Второго ополчения 1611-12 окончательно оформился во время его пребывания в Ярославле весной 1612: присутствовали почти все сословные группы, включая представителей духовенства, некоторых членов Боярской думы, немалое число лиц из московских чинов Государева двора, рядовых детей боярских, казаков, представителей служилых татар (князей и мурз), а также депутатов от целого ряда городов (в том числе крестьян). К лету 1612 власть сформированного этим земским собором Земского правительства распространилась на большей части страны, и именно оно определило условия и сроки выборов депутатов на избирательных земских соборах. На нём (январь — февраль/март 1613) новым царём был избран Михаил Фёдорович (Романов). В этом земском соборе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу (члены Освящённого собора, думные чины, московские чины и выборные дворяне из членов Государева двора), выходцы из военно-служилых слоёв (казаков, стрельцов и др.), а также свыше 80 депутатов (о них сохранились точные сведения, но в реальности таких было намного больше), выбранных от 47 городов (в том числе представители белого духовенства, местные дети боярские, горожане, крестьяне и т.п.); решающую роль в избрании нового царя сыграли казаки, численно преобладавшие тогда в Москве (от 4,5 тысяч до 6 тысяч).

В 1614-18 годах основное внимание на земских соборах уделялось введению экстраординарных налогов, а также вопросам их эффективного взимания, для чего депутаты возглавили специальные комиссии, направлявшиеся на места. На летнем земском соборе 1619 были объявлены выборы земских соборов для утверждения обширной программы «устроения земли» (который, однако, не состоялся).

Рассматривались также вопросы борьбы с движением И. М. Заруцкого (март 1614), о ходе переговоров и условиях заключения мира со Швецией (сентябрь — декабрь 1616), о противодействии походу королевича Владислава (сентябрь 1618). На земском соборе 1621 (октябрь) и 1622 (март) рассматривался вопрос международного положения Русского государства и начала войны с Речью Посполитой.

Третий период деятельности земских соборов (начало 1630-х — середина 1650-х годов) также характеризовался острыми внутриполитическим и внешнеполитическим кризисами, во время которых правительство регулярно обращалось к сословиям за поддержкой своих действий и за «советами».

Одновременно в 1630-40-е годы нарастала социально-политическая активность уездных детей боярских и торгово-ремесленных слоёв городов. Они подавали коллективные челобитные грамоты во время земских соборов или до их начала.

Соборы в ноябре 1632 и январе 1634, проходившие в годы русско-польской войны 1632-34, одобрили дополнительные сборы экстраординарных налогов.

В 1637-42 земские соборы собирались неоднократно в связи с резким обострением отношений Русского государства с Крымским ханством и Османской империей.

На земском соборе 1639 депутаты подавали подписанные ими по куриям мнения по поводу выплат Крымскому ханству и мер по организации обороны южных уездов.

Наиболее представительным стал земский собор в январе 1642, в котором, помимо Освящённого собора, думных лиц, представителей московских чинов Государева двора, крупных купцов и посадских людей Москвы, участвовали 115 выборных дворян и детей боярских от 42 городов.

На этом земском соборе отклонена возможность включения Азова в состав Русского государства в связи с его захватом донскими казаками и «Азовским сидением» 1637-42; кроме того, в ходе земского собора были поданы жалобы на тяжесть налогов и служб, предложения о переменах в судебной сфере, обвинения в адрес бояр и московских приказных, местной воеводской администрации, поданные рядом уездных корпораций дворян и купцами. Это отразило крепнувшее в условиях кризиса «единачество» уездного дворянства и купечества, нарастание противостояния между ними, с одной стороны, и властью, аристократической элитой, приказной верхушкой, — с другой.

Проведения реформ суда, налогообложения, управления в столице и на местах, созыва земских соборов потребовали и участники Соляного бунта 1648 года в Москве. Земский собор с участием выборных, заседавший около 16(26).7.

1648, подтвердил необходимость создания Уложения, созыва для этого нового земского собора (выборы начались ещё с конца июля и сопровождались в ряде случаев острой политической борьбой, а в других случаях — пассивностью выборщиков).

Одновременно по указу царя Алексея Михайловича в соответствии с приговором Освящённого собора и Боярской думы был образован особый приказ во главе с князем Н. И. Одоевским для составления Уложения.

В земском соборе, проходившем в октябре 1648 — феврале 1649, участвовали около 350 человек от 116 городов — 14 иерархов и духовных лиц, 34 человека от Боярской думы и московских чинов Государева двора, 178 — от уездных дворян и детей боярских, 15 человек — от стрельцов, 3 гостя и 12 выборных — от торгово-ремесленного населения Москвы, 89 человек — от других городов и посадов. На земском соборе после детального и последовательного обсуждения в двух палатах был принят текст Соборного уложения 1649, удовлетворивший ряд кардинальных материальных требований уездного дворянства и посадского населения. Заседания земского собора посвящались также рассмотрению коллективных и групповых челобитных, не связанных прямо с текстом Соборного уложения. Работа на этом земском соборе рассматривалась как «государева служба» («повинность») и одновременно как факт представительства депутатами местных интересов перед государем. Длительность и интенсивность заседаний «компенсировались» денежным жалованьем и различными льготами.

К авторитету земских соборов правительство вновь вынудило обратиться Псковское восстание 1650. На первом заседании 4(14).7.

1650 была зачитана речь царя Алексея Михайловича, в которой политика по отношению к псковичам характеризовалась как «милостивая», а восстание — как государственная измена, на втором заседании 26 июля (5 августа) в присутствии царя говорилось о новых «винах» псковичей, военных мерах правительства и незначительном смягчении требований к повстанцам. Собор сформировал и направил в Псков делегацию из 15 человек, которой удалось в конце августа склонить псковичей к покорности и принесению присяги. На новом земском соборе (или 3-м заседании предыдущего собора) 8(18).10.1650 была зачитана правительственная декларация о принесении псковичами царю «повинной челобитной», его прощении и «милости».

На соборах 1653 (не менее двух) рассматривалась просьба гетмана Б. М. Хмельницкого и казацкой старшины о принятии в русское подданство Украины. Участвовали депутаты не менее чем от 55 городов, а также Освящённый собор, представители думных чинов, московских чинов Государева двора, гостей и посадских людей.

На основном заседании 25 мая (4 июня) была зачитана декларация правительства, в которой акцентировались польские «неправды» в отношении Украины, новые «неисправления» короля Речи Посполитой по отношению к Русскому государству (в том числе враждебные международные акции), говорилось об общности судеб Украины и России (отсутствие мира у Б. М.

Хмельницкого с Яном II Казимиром признавалось поводом к разрыву мирных отношений Русского государства с Речью Посполитой). В обсуждение этих вопросов оказались вовлечёнными не только депутаты земских соборов, но и «площадные люди». Приговор земского собора был единодушным — принять в подданство Украину и объявить войну Речи Посполитой.

Окончательно принятие и оформление акта — приговора о принятии Украины в подданство произошло на втором земском соборе 1(11).10.165З.

В документ, помимо собственно «приговора» думных чинов, вошли ещё два текста, содержавшие мнения остальных депутатов: военно-служилые лица обязались безупречной военной службой, а купцы и ремесленники приняли на себя финансовую поддержку грядущей войны. Тогда же земский собор выделил посольскую делегацию на Украину для приведения её жителей к присяге.

Защита интересов сословных групп уездного дворянства и торгово-ремесленного населения, помимо участия в земских соборах, выразилась также в подаче коллективных челобитных с социальными и материальными требованиями (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).

Источник: http://knowledge.su/z/zemskie-sobory

Земские соборы

 

С.В.Иванов  Земский собор

 Земскими соборами назывались сословно-представительные учреждения, существовавшие с середины ХVI до конца ХVII вв. Подобного рода учреждения были характерны для многих европейских государств, прошедших этап сословно-представительной монархии.

Впервые они возникли в 1188 году в Леоне и Кастилии, в 1218 год в Каталонии, в 1254 в Португалии, в 1265 в Англии, в 1274 в Арагоне.

В Испании эти представительства назывались кортесами, в Англии — парламентом, во Франции и Нидерландах — провинциальными и Генеральными штатами, в германских княжествах — ландтагами, в Польше и Чехии — сеймами. На Руси подобные учреждения получили наименования Земских соборов.

Характерно, что иностранные послы, сообщая своим правительством о созыве в Москве того или иного собора, называли их на свой лад: англичане — парламентом, поляки — сеймом.

 

Характер Земских соборов

На Руси издревле существовали вечевые традиции и обычай решать важнейшие дела совместно — «соборно», «всей землей». Монголо-татарское иго и укрепление централизованного государства поколебали, но не уничтожили древних традиций. Великокняжеская власть в самые ответственные, ключевые для русской истории моменты прибегала к совету всех сословий.

Так, прообразом Земских соборов можно считать совещании удельных князей, митрополита, бояр и воевод, созванных в 1471 г. Иваном III для принятия решения о военном походе на Новгород. Первый собор был созван при Иване Грозном в 1549 г.

Читайте также:  Иностранная интервенция - история России

— это был так называемый «собор примирения», на котором была изложена программа реформ, подготовленная членами Избранной рады.

В историографии существуют различные точки зрения по вопросу о характере Земских соборов. Славянофилы, в частности К.С. Аксаков, видели в соборах прямых наследников вечевых порядков. Напротив, С. М. Соловьев доказывал, что Земские соборы не имели никакой связи с древними областными вечами и отделены от них веками. Н. И.

Костомаров, сравнивая российские соборы с западноевропейскими представительными собраниями, не видел между ними ничего общего. В. О. Ключевский считал соборы всего лишь «совещанием правительства со своими агентами». (С лекцией В.О. Ключевского о Земских соборах XVI в. вы можете ознакомиться здесь, с лекцией о Земских соборахXVII в.

здесь ) Советская историография, исходя из марксистского постулата о классовой борьбе, рассматривали Земские соборы как результат компромисса между различными слоями господствующего класса феодалов.

В последнее время о Земских соборах и местных земских учреждениях часто упоминают как о нереализованной модели государственного устройства, имевшей парламентский потенциал, но уступившей место абсолютистской форме правления.

Земские соборы и царская власть

Парадоксально, что начало Земским соборам было положено в  царствование Ивана Грозного, который презрительно отзывался о современных ему монархах, чью власть ограничивали парламенты.

Он выговаривал в письмах Елизавете I за то, что  «у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые» и презрительно отзывался о шведском короле Иогане III Вазе, у которого «советники и вся земля… в товарищах, а он у них в головах, как староста в волости».

Тем не менее самодержец не мог обойтись без  содействия выборных от всей земли для утверждения дополнительного  налогообложения на ведение Ливонской войны и с этой целью созвал еще один Земский собор 1566 г. У новых представительных учреждений сразу же появились сторонники.

Во всяком случае князь Андрей Курбский, который вел полемическую переписку с Иваном Грозным, настаивал на том, что царь должен искать доброго совета у «всенародных человек», очевидно подразумевая под этим уже дважды созывавшиеся Земские соборы.

https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8

С конца XVI в. у Земских соборов появляется важнейшая функция, они начинают утверждать вступление на трон монархов. Хотя престол передавался по наследству, считалось, что царь непременно должен получить одобрение выборных от всех сословий. Первым царем, утвержденным собором, был Федор Иоаннович. Подобной легитимности добивался его шурин и преемник Борис Годунов.

Его венчание на царство в 1598 г. было утверждено собором, принявшим специальный соборный акт  от лица выборных «от конца до конца всех государств Российского царствия». В 1606 г.

Василий Шуйский  в борьбе за власть тоже стремился прикрыться авторитетом собора, но современники обвиняли его в том, что он «одною Москвою выбрали на царство, а иные де города того не ведают». 

Наивысшего влияния земские соборы достигли в конце эпохи Смутного времени. В 1611-1612 гг. на свободной от иноземных захватчиков территориях управлял «Совет всея земли», а Земский собор 1613 г. заседал в Москве почти без перерыва целое десятилетие до 1622 г. —  менялся только состав выборных.  Память о десятилетнем соборе сохранилась надолго. В 1634 г. стряпчий И.

А. Бутурлин бил челом о «слове и деле государеве», заявил, что дела в государстве «не строитца» и предложил проект преобразований, сводившийся к созданию постоянно действующего собора из выборных от московских и уездных служилых людей, которые должны были жить в специально отведенном для них дворце и извещать государя о всякой неправде.

Автора проекта объявили «не в целом уме», а его челобитную отвергли. Политическая система России эволюционировала совсем в ином направлении. Земским соборам не было суждено превратится в постоянные учреждения, и даже в период своей наивысшей активности они не вышли за рамки совещательных органов.

Соборы созывались по указу царя и никогда не имели права «вето» как, например, польские сеймы.

Состав Земских соборов

Считалось, что Земские соборы олицетворял собой «всю землю». На самом деле на Земских соборах было представлено далеко не все население России (то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях).В земских соборах принимали участие:

Боярская дума
(в полном составе

Освященный собор
(высшие церковные иерархи)

Выборные от служилых людей «по отечеству»
(дворян московских, приказной администрации, городового дворянства)

Выборные от служилых людей «по прибору»
(стрельцов, пушкарей, казаков и т.д.)

 Выборные от гостиной и суконной сотни

 Выборные от посадского населения
(черных сотен и слобод)

Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне была лишена права сословного представительства. Правда, на соборе 1613 г. присутствовали выборные от «уездных людей».

Историки до сих пор гадают, какую категорию населения они представляли? Предположительно, это были выборные от черносошных, то есть лично свободных крестьян. С другой стороны, они представляли Коломенский и Тульский уезда, где к началу столетия уже не было свободных от крепостной зависимости крестьян.

Во всяком случае крестьяне, свободные или владельческие, за всю историю соборов призывались на них лишь однажды в период общенационального кризиса.

 Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. — более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. — по разным подсчетам от 500 до 700 человек.

Как происходили выборы на соборы?  Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать «свое государство из городов всякого чина». В 1613 г. предводители второго ополчения призывали на совет в Москву «крепких и разумных» людей.

В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы «лучших людей, добрых, умных и постоятельных». Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию.

Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. избирались от каждого чина московского (стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов) — по два человека, от больших городов — по два дворянина, от малых — по одному.

Служилые люди «по прибору» в столице посылали выборных от полков, в провинции — от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни.

От провинциального посадского населения — по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие — меньше, а значительная часть не была представлена совсем.

Выборы происходили в уездных городах на сходах в съезжей избе под наблюдением местных воевод. Активность избирателей была различной, высокой — во время патриотического подъема 1612-1613 гг. и довольно низкой в последующий период, когда участие в соборе воспринималась как тяжкая повинность, от которой старались уклониться.

Нередко случалось, что воеводам по несколько раз приходилось созывать сходы служилых людей из-за отсутствия нужно количества участников.

С другой стороны, известны случаи настоящей предвыборной борьбы в уездах, когда  «молодшие» и «старшие» люди выдвигали различных кандидатов или когда местные дворяне по поводу выборов вступали в конфликт с воеводой.

 «Выборный список», подписанный участниками схода, передавался воеводе, который направлял выборных  в Разрядный приказ, где проверялась правильность выборов. В. О.

Ключевский приводил курьезный случай, когда один воевода, которому было предписано послать на собор двух лучших посадских людей, отписал, что  в его городе всего-то трое посадских, да и те худы и бродят промеж двор, своей волей назначил представлять посад людей из других сословий, за что получил выговор от дьяка Разрядного приказа: «не ему воеводе выбрать, и за то его осудить гораздо; да он же воевода сглупил, мимо посадских людей прислал в их место сына боярского да пушкаря»

Важнейшие Земские соборы  XVII в

Первый собор 1549 г., очевидно, был созван на Красной площади, во всяком случае на площади молодой Иван Грозный обратился к народу со своей речью. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате. И только самый многолюдный собор 1613 г.

собирался в Успенском соборе. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей. Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший «письмо», то есть перечень вопросов, поставленных обращение царя к выборным.

Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от различных сословий подавали «сказки», то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы.  С 1549 и до 1680-х гг. состоялось около 50 соборов. В XVII в.

наиболее значимыми соборами являлись следующие:

Земский собор 1613 г. начал свою работу в январе 1613 г. и избрал царем Михаила Федоровича Романова.  По приезде в Москву новый царь не распустил выборных земских людей. Они были заменены другими выборными только в 1615 г. Один состав собора сменялся другим до 1622 г. Более подробно о Земском соборе 1613 г. здесь.

Земский собор 1632-1634 гг. был созван по поводу войны с Польшей, возобновившейся сразу же после окончания 14-летнего срока Деулинского перемирия. Собор ввел дополнительный сбор на военные нужды —  «пятинную» деньгу.

Собор 1642 г. был созван для обсуждения вопроса об Азове, сильной турецкой крепости, захваченной донскими казаками. Судьба крепости так и не была решена (впоследствии казакам, не получившим помощи, пришлось оставить Азов туркам).

Этот собор запомнился тем, что непосредственный повод для его созыва отошел на задний план, а представители различных сословий увидели в соборе способ заявить о своих нуждах и жалобах.

Более подробно о «сказках», поданных членами собора, здесь.

Собор 1648-49 г. был созван после Соляного бунта в Москве. Он заседал почти полгода. Главным деянием этого собора было постатейное обсуждение и утверждение Соборного Уложения. Более подробно об обсуждении и принятии Соборного Уложения здесь. 

Собор 1650 г.  занимался вопросом умиротворения Пскова, где продолжались серьезные народные волнения. Соборы 1651 г. и 1653 г. были посвящены украинским делам. Собор 1653 г.

принял решение о принятии казачьего войска и Малороссии в русское подданство.  Последнее заседание собора состоялось 1 октября1653 г. После этого соборы в полном составе не созывались.

Более подробно о Соборе 1653 г. здесь.

Падение значения Земских соборов

По мере укрепления абсолютизма значение земских соборов неуклонно падало, они созываются все реже и реже, и наконец, полностью отмирают как политический институт. В исторической литературе можно встретить самые различные датировки прекращения Земских соборов.

Это связано с тем, что среди исследователей нет единства по вопросу о критериях, которым должен отвечать земский собор. Последним земским собором в полном составе следует считать собор 1653 г.

Соборы второй После этого соборы  созывались в урезанном составе, являясь чем-то вроде совещаний правительства с представителями отдельных сословий. Так,  в 1660, 1662-1663 гг. шли совещания бояр с гостями и тяглыми людьми г. Москвы по поводу тяжелого финансового положения кризиса, в 1681-1682 гг.

в Москве под руководством князя В. В. Голицына отдельно друг от друга заседали совещания служилых людей и тяглых людей. Последний собор (также неполного состава) был созван в 1698 г. для суда над царевной Софьей.

предыдущая

следующая

главная страница

Источник: http://stepanov01.narod.ru/history/lect06_4.htm

Ссылка на основную публикацию