Земледельческо-скотоводческие племена днепровско-дунайского междуречья в 4 тысячелетии до н. э. — история России

Переход к производящему хозяйству

Около 4,5 тысячелетий назад началось новое похолодание на Русской равнине. В результате здесь разрослись хвойные леса, а широколиственные, напротив, сократились. Вместе с ними уменьшились травяной покров и заросли кустарника, служившие основным источником питания для травоядных животных.

Человек начал подкармливать диких животных. Позднее некоторых из них он смог приручить. Рядом с жилищем появились свиньи, козы и овцы.

Одомашнивание животных— важный шаг в хозяйственной эволюции, открывавший в перспективе возможность для перехода к скотоводству.

Увеличившаяся потребность в растительной пище и растительных кормах подтолкнула к земледельческим занятиям. Прежние охотники и собиратели должны были научиться сами выращивать растения.

Так, постепенно человек переходил от потребляющих форм хозяйства — собирательства и охоты, к производящим — земледелию и скотоводству. Это привело к серьезнейшим переменам во всех сферах жизни.

Историки даже говорят о неолитической революции.

Действительно, переход к производящей форме хозяйствования привел к переменам во всех сферах деятельности человека — в материальной и духовной культуре, образе жизни, социальном устройстве.

-16-

Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном месте — оседлого образа жизни. Скотоводство же, напротив, предполагало постоянные кочевки с одного пастбища на другое. Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих.

Эти изменения — свидетельства тяжелейшей борьбы человека за выживание. В этой борьбе люди приспосабливались к природе, совершенствовали орудия труда, находили новые способы взаимодействия друг с другом.

Основным материалом для изготовления орудий труда по-прежнему оставался камень. Потребности в нем были столь большие, что уже в неолите начались горные разработки. В них нередко находят роговые мотыги и кирки.

Помимо кремня осваиваются новые породы камня: горный хрусталь, нефрит, яшма. Появлялись способы микролитической техники — двусторонняя обивка, шлифование, пиление, сверление.

Производство каменных орудий выходит на новый уровень — идет процесс их дифференциации, отражавший основные направления хозяйственной эволюции. Топор, появившийся еще в мезолите, становится основным орудием производства многих сообществ.

Керамика, пока еще лепная, еще одно «завоевание» неолита. Сделанные из керамики сосуды позволили перейти к вареной пище, упростили проблему хранения запасов. В неолите были изобретены лодка и ткань.

Неолитическая революция повлияла на социальные отношения. Значение приобретают более крупные сообщества — племена, объединявшие несколько родов. Родоплеменной строй характеризуется большей мобильностью. Хозяйственная жизнь побуждает к освоению новых территорий.

Расселение приводит к знакомству и столкновению с иными племенами. Обмен, причем не только материальный, но и культурный, становится неотъемлемой частью расширяющихся межплеменных контактов.

Племя уже не мыслимо без вождя, наделенного первоначально, по-видимому, различными функциями — от военных до религиозных. Вокруг вождя формируется племенная верхушка.

Погребения вождей уже отличаются от погребения рядовых соплеменников по богатству и разнообразию помещенных в них предметов. Многие исследователи считают эти факты свидетельством проявления имущественного неравенства.

Территория России включала во времена неолита несколько

природно-климатических зон, отличных от современных. Зависимость древнего человека от окружающей среды выразилась в том, что здесь сформировались две большие зоны хозяйства: традиционная — преимущественно присваивающего типа (охота и собирательство) и зона производящего хозяйства.

К земледелию, например, тяготели племена, жившие в Буго-Днестровском междуречье. В лесостепной и степной зонах междуречья Днепра и Волги и в Северном Причерноморье в 5—3 тысячелетиях до н. э. жили сообщества, занимавшиеся охотой и рыболовством (днепро-дрнецкая, сурская, горнокрымская культуры).

Конец неолита отмечен появлением сельскохозяйственных культур. В районе лесного неолита преобладает хозяйстве) присвающего типа.

-17-

Археологи обращают внимание на общие черты для проживающих на этой обширной территории племен. Основной тип жилища — крупные землянки с печами-каменками. Поселки, как правило, возводят по берегам озер и рек.

В керамике преобладают круглодонные и остродонные сосуды, сплошь покрытые гребенчатым или ямочным орнаментом (племена нарвской и неманской культур в Прибалтике и Ленинградской области, льяловской культуры в Волго-Окском бассейне).

Для племен Волго-Камского междуречья характерна керамика с узором «шагающей гребенки». Неолит Сибири хорошо представлен находками, сделанными в Приангарье (исаковская культура).

Культ природы и предков, характерный для каменного века, получил свое дальнейшие развитие в неолитическом искусстве. Широкое распространение получило поклонение матери-прародительнице, хранительнице домашнего очага. Намечаются известные различия в религиозных представлениях. Для южных областей, где формировались земледельческие племена, более свойственны культы плодородия и солнца.

Они представлены разнообразными знаками и рисунками с мифическими сюжетами о борьбе солнца с чудовищами. Для охотников и собирателей лесной зоны характерны культ животных и духов — покровителей охоты. Изображения почитаемых животных встречаются по всей территории лесной полосы европейской части России.

Многочисленны находки статуэток животных и птиц, которые выполняли, по-видимому, магические функции.

Подлинным переворотом в истории человечества было освоение металла. Переход к нему был долгим и не одновременным.

Освоение металла стало возможным только на основе производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовлению металлических изделий.

Именно поэтому металлургия зародилась в первую очередь в южных областях, где из-за благоприятных природных условий стало рано развиваться земледелие.

Первым металлом, использованным человеком, была медь — сравнительно мягкий металл, легко поддававшийся холодной ковке. В силу своей мягкости и редкости медные орудия не могли вытеснить каменные. Эпоху, сочетавшую применение каменных орудий труда с медными, принято называть энеолитом, или медно-каменным веком.

С появлением металлических орудий возрос обмен между племенами. Многие из них, использовавшие медь, жили далеко от мест ее залегания.

Постоянный обмен подтачивал замкнутость древних энеолитических сообществ. Из металлургических центров — к ним можно отнести и Кавказ — медь попадала на север.

Таким образом, племена, которые жили вблизи месторождений, получали дополнительные источники обогащения.

В лесостепной зоне, на территории Украины и Молдавии, в III тысячелетии до н. э. господствовала трипольская культура. Система земледелия здесь была экстенсивной,

-18-

что сильно истощало почву. На позднем этапе (рубеж III—II тысячелетий до н. э.) трипольцы перешли к пастушескому скотоводству. Медные орудия трипольцы получали в основном из прикарпатских месторождений.

В степной зоне жили пастушеские племена, которые, по их погребальному обряду, принято относить к древнеямной культурно-исторической области. Более экстенсивный, чем у земледельцев, характер хозяйства толкал эти племена к перемене мест проживания. Как и многие другие пастушеские народы, они были воинственными. Главными их противниками были трипольцы, которых позже удалось вытеснить.

На смену энеолиту пришел бронзовый век. Орудия из бронзы — сплава меди с оловом или другими добавками — значительно тверже и острее, чем медные.

Бронзовый век на Древнем Востоке привел к образованию первых классовых обществ и государств. В Европе в силу суровых природно-климатических условий бронзовые орудия еще не могли привести к серьезным общественным переменам.

И лишь на юге бронзовые орудия способствовали постепенному разложению первобытнообщинного строя.

В нашей стране появление бронзы повлияло на образ жизни племен, живших на Кавказе. Это хорошо видно на примере майкопской культуры (II тысячелетие до н. э.).

Племена Северного Кавказа, поддерживавшие тесные экономические и культурные связи с наиболее развитыми в то время районами Передней Азии, особенно с древними цивилизациями Двуречья, знали уже не только имущественную дифференциацию, но и выделение родоплеменной верхушки.

Об этом свидетельствует раскопанный под Майкопом курган племенного вождя. Власть покойного подчеркнута высотой кургана—более 10 м.

Облачение вождя украшено десятками золотых бляшек с изображениями, ожерелья и бусы из золота, серебра и драгоценных камней — изделия ремесленников из Средней Азии, Ирана и Малой Азии. Золотая корона на голове также имеет переднеазиатское происхождение.

В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство; однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы, а восточнее от них, в Поволжье,— племена, знавшие и скотоводство, и земледелие.

В бронзовом веке большинство племен занимались одновременно скотоводством и земледелием. Тем не менее тот или другой тип хозяйства уже начинает доминировать. Наметившееся еще в неолите разделение племен приобретало более четкий, общественный характер. Племена скотоводов-кочевников росли быстрее.

Они нередко объединялись друг с другом, создавали племенные союзы. В последующем теснимые кочевниками в лесостепные и лесные регионы земледельцы вынуждены были переходить к новым формам обработки земли. Они научились вырубать и сжигать участки леса, а освобожденную землю распахивать.

Читайте также:  Крепостные крестьяне (таблица) - история России

Первые 2—3 года такие участки давали довольно

-19

высокий урожай. Но потом земля истощалась, и людям приходилось продолжать свое наступление на лес. Такой способ освоения земли называется подсечно-огневым или подсекой.

Однако оставленная «отдыхать» земля через некоторое время вновь могла приносить урожай. Поэтому однажды освобожденные от леса участки не забрасывали навсегда. Через несколько лет их очищали от кустарника и молодых деревьев и вновь засевали.

Это было делать гораздо легче, чем корчевать вековой лес и распахивать новые участки. Повторное использование уже расчищенных земель называется лесным перелогом. Постепенно перелог становится преобладающей формой земледелия в лесостепных и лесных регионах России.

Впрочем, он не мог существовать без подсеки.

В первой половине I тысячелетия до н. э. на территории нашей страны появились железные орудия труда. Наступление железного века позволило человеку лучше защищаться от врагов и значительно быстрее, чем прежде, производить все необходимое для жизни.

Интенсификация хозяйственной жизни существенно повлияла на структуру общественных отношений. Возникли экономические предпосылки для межплеменной и родовой дифференциации.

Железный век был уже тесно связан с переходом к последней форме общественного устройства первобытного строя — военной демократии.

Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территории России и преимущественно Украины уже в I тысячелетии до н. э. в Причерноморье: они оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н. э.

и до начала — середины I тысячелетия н. э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье обитали близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII—I вв. до н. э.

— ананъинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя, то у племен лесной зоны, обитавших в более суровых условиях, появление железных орудий не привело к столь быстрым переменам.

Требовалось дальнейшее их развитие и совершенствование хозяйственных приемов.

Отдельные племена лесостепной зоны середины — второй половины I тысячелетия до н. э. и первой половины I тысячелетия н. э. оставили археологические культуры, в которых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встречаются и трупоположения. Их нередко объединяют под общим названием культур полей погребения.

Среди них можно назвать зарубинецкую и Черняховскую культуры. Черняховцы Нижнего Приднепровья в первой половине I тысячелетия н. э. уже применяли плужное земледелие, были знакомы с кузнечным и бронзолитейным делом, пользовались гончарным кругом. Эти племена общались с другими народами.

В их поселениях и погребениях встречается много античных монет и вещей.

Ареал распространения зарубинецкой культуры — территория Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Для этой культуры характерны бескурганные могильники.

-20-

Основное занятие — земледелие и скотоводство при широком распространении охоты и рыболовства. Орудия труда — железные, тогда как бронза использовалась для изготовления всякого рода украшений.

Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность общественного развития.

На территории Восточной Европы сосуществовали племена, находившиеся на разных стадиях развития.

Начинается процесс разложения родоплеменного строя, складываются и основные этнические общности, которые можно отнести к предкам народов, проживающих в современной России.

Источник: https://cyberpedia.su/10x30a2.html

Переход к производящему хозяйству

Около 4,5 тысячелетий назад началось новое похолодание на Русской равнине. В результате здесь разрослись хвойные леса, а широколиственные, напротив, сократились. Вместе с ними уменьшились травяной покров и заросли кустарника, служившие основным источником питания для травоядных животных.

Человек начал подкармливать диких животных. Позднее некоторых из них он смог приручить. Рядом с жилищем появились свиньи, козы и овцы.

Одомашнивание животных — важный шаг в хозяйственной эволюции, открывавший в перспективе возможность для перехода к скотоводству.

Увеличившаяся потребность в растительной пище и растительных кормах подтолкнула к земледельческим занятиям. Прежние охотники и собиратели должны были научиться сами выращивать растения.

Так, постепенно человек переходил от потребляющих форм хозяйства — собирательства и охоты, к производящим — земледелию и скотоводству. Это привело к серьезнейшим переменам во всех сферах жизни.

Историки даже говорят о неолитической революции.

Действительно, переход к производящей форме хозяйствования привел к переменам во всех сферах деятельности человека — в материальной и духовной культуре, образе жизни, социальном устройстве.

Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном месте — оседлого образа жизни. Скотоводство же, напротив, предполагало постоянные кочевки с одного пастбища на другое. Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих.

Эти изменения — свидетельства тяжелейшей борьбы человека за выживание. В этой борьбе люди приспосабливались к природе, совершенствовали орудия труда, находили новые способы взаимодействия друг с другом.

Основным материалом для изготовления орудий труда по-прежнему оставался камень. Потребности в нем были столь большие, что уже в неолите начались горные разработки. В них нередко находят роговые мотыги и кирки.

Помимо кремня осваиваются новые породы камня: горный хрусталь, нефрит, яшма. Появлялись способы микролитической техники — двусторонняя обивка, шлифование, пиление, сверление.

Производство каменных орудий выходит на новый уровень — идет процесс их дифференциации, отражавший основные направления хозяйственной эволюции. Топор, появившийся еще в мезолите, становится основным орудием производства многих сообществ.

Керамика, пока еще лепная, еще одно «завоевание» неолита. Сделанные из керамики сосуды позволили перейти к вареной пище, упростили проблему хранения запасов. В неолите были изобретены лодка и ткань.

Неолитическая революция повлияла на социальные отношения. Значение приобретают более крупные сообщества — племена, объединявшие несколько родов. Родоплеменной строй характеризуется большей мобильностью. Хозяйственная жизнь побуждает к освоению новых территорий.

Расселение приводит к знакомству и столкновению с иными племенами. Обмен, причем не только материальный, но и культурный, становится неотъемлемой частью расширяющихся межплеменных контактов.

Племя уже не мыслимо без вождя, наделенного первоначально, по-видимому, различными функциями — от военных до религиозных. Вокруг вождя формируется племенная верхушка.

Погребения вождей уже отличаются от погребения рядовых соплеменников по богатству и разнообразию помещенных в них предметов. Многие исследователи считают эти факты свидетельством проявления имущественного неравенства.

Территория России включала во времена неолита несколько природно-климатических зон, отличных от современных. Зависимость древнего человека от окружающей среды выразилась в том, что здесь сформировались две большие зоны хозяйства: традиционная — преимущественно присваивающего типа (охота и собирательство) и зона производящего хозяйства.

К земледелию, например, тяготели племена, жившие в Буго-Днестровском междуречье. В лесостепной и степной зонах междуречья Днепра и Волги и в Северном Причерноморье в 5 — 3 тысячелетиях до н.э. жили сообщества, занимавшиеся охотой и рыболовством (днепро-донецкая, сурская, горнокрымская культуры).

Конец неолита отмечен появлением сельскохозяйственных культур.

В районе лесного неолита преобладает хозяйство присваивающего типа. Археологи обращают внимание на общие черты для проживающих на этой обширной территории племен. Основной тип жилища — крупные землянки с печами-каменками. Поселки, как правило, возводят по берегам озер и рек.

В керамике преобладают круглодонные и остродонные сосуды, сплошь покрытые гребенчатым или ямочным орнаментом (племена нарвской и неманской культур в Прибалтике и Ленинградской области, льяловской культуры в Волго-Окском бассейне). Для племен Волго-Камского междуречья характерна керамика с узором «шагающей гребенки».

Неолит Сибири хорошо представлен находками, сделанными в Приангарье (исаковская культура).

Культ природы и предков, характерный для каменного века, получил свое дальнейшие развитие в неолитическом искусстве. Широкое распространение получило поклонение матери-прародительнице, хранительнице домашнего очага. Намечаются известные различия в религиозных представлениях. Для южных областей, где формировались земледельческие племена, более свойственны культы плодородия и солнца.

Они представлены разнообразными знаками и рисунками с мифическими сюжетами о борьбе солнца с чудовищами. Для охотников и собирателей лесной зоны характерны культ животных и духов — покровителей охоты. Изображения почитаемых животных встречаются по всей территории лесной полосы европейской части России.

Многочисленны находки статуэток животных и птиц, которые выполняли, по-видимому, магические функции.

Подлинным переворотом в истории человечества было освоение металла. Переход к нему был долгим и не одновременным.

Читайте также:  Курс на стабилизацию советского общества - история России

Освоение металла стало возможным только на основе производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовлению металлических изделий.

Именно поэтому металлургия зародилась в первую очередь в южных областях, где из-за благоприятных природных условий стало рано развиваться земледелие.

Первым металлом, использованным человеком, была медь — сравнительно мягкий металл, легко поддававшийся холодной ковке. В силу своей мягкости и редкости медные орудия не могли вытеснить каменные. Эпоху, сочетавшую применение каменных орудий труда с медными, принято называть энеолитом, или медно-каменным веком.

С появлением металлических орудий возрос обмен между племенами. Многие из них, использовавшие медь, жили далеко от мест ее залегания.

Постоянный обмен подтачивал замкнутость древних энеолитических сообществ. Из металлургических центров — к ним можно отнести и Кавказ — медь попадала на север.

Таким образом, племена, которые жили вблизи месторождений, получали дополнительные источники обогащения.

В лесостепной зоне, на территории Украины и Молдавии, в III тысячелетии до н.э. господствовала трипольская культура. Система земледелия здесь была экстенсивной, что сильно истощало почву. На позднем этапе (рубеж III-II тысячелетий до н. э) трипольцы перешли к пастушескому скотоводству. Медные орудия трипольцы получали в основном из прикарпатских месторождений.

В степной зоне жили пастушеские племена, которые, по их погребальному обряду, принято относить к древнеямной культурно-исторической области. Более экстенсивный, чем у земледельцев, характер хозяйства толкал эти племена к перемене мест проживания. Как и многие другие пастушеские народы, они были воинственными. Главными их противниками были трипольцы, которых позже удалось вытеснить.

На смену энеолиту пришел бронзовый век. Орудия из бронзы — сплава меди с оловом или другими добавками — значительно тверже и острее, чем медные.

Бронзовый век на Древнем Востоке привел к образованию первых классовых обществ и государств. В Европе в силу суровых природно-климатических условий бронзовые орудия еще не могли привести к серьезным общественным переменам.

И лишь на юге бронзовые орудия способствовали постепенному разложению первобытнообщинного строя.

В нашей стране появление бронзы повлияло на образ жизни племен, живших на Кавказе. Это хорошо видно на примере майкопской культуры (II тысячелетие до н. э).

Племена Северного Кавказа, поддерживавшие тесные экономические и культурные связи с наиболее развитыми в то время районами Передней Азии, особенно с древними цивилизациями Двуречья, знали уже не только имущественную дифференциацию, но и выделение родоплеменной верхушки.

Об этом свидетельствует раскопанный под Майкопом курган племенного вождя. Власть покойного подчеркнута высотой кургана — более Юм.

Облачение вождя украшено десятками золотых бляшек с изображениями, ожерелья и бусы из золота, серебра и драгоценных камней — изделия ремесленников из Средней Азии, Ирана и Малой Азии. Золотая корона на голове также имеет переднеазиатское происхождение.

В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство; однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы, а восточнее от них, в Поволжье, -племена, знавшие и скотоводство, и земледелие.

В бронзовом веке большинство племен занимались одновременно скотоводством и земледелием. Тем не менее тот или другой тип хозяйства уже начинает доминировать. Наметившееся еще в неолите разделение племен приобретало более четкий, общественный характер.

Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Они нередко объединялись друг с другом, создавали племенные союзы. В последующем теснимые кочевниками в лесостепные и лесные регионы земледельцы вынуждены были переходить к новым формам обработки земли.

Они научились вырубать и сжигать участки леса, а освобожденную землю распахивать. Первые 2 — 3 года такие участки давали довольно высокий урожай. Но потом земля истощалась, и людям приходилось продолжать свое наступление на лес.

Такой способ освоения земли называется подсечно-огневым или подсекой.

Однако оставленная «отдыхать» земля через некоторое время вновь могла приносить урожай. Поэтому однажды освобожденные от леса участки не забрасывали навсегда. Через несколько лет их очищали от кустарника и молодых деревьев и вновь засевали.

Это было делать гораздо легче, чем корчевать вековой лес и распахивать новые участки. Повторное использование уже расчищенных земель называется лесным перелогом. Постепенно перелог становится преобладающей формой земледелия в лесостепных и лесных регионах России.

Впрочем, он не мог существовать без подсеки.

В первой половине I тысячелетия до н.э. на территории нашей страны появились железные орудия труда. Наступление железного века позволило человеку лучше защищаться от врагов и значительно быстрее, чем прежде, производить все необходимое для жизни.

Интенсификация хозяйственной жизни существенно повлияла на структуру общественных отношений. Возникли экономические предпосылки для межплеменной и родовой дифференциации.

Железный век был уже тесно связан с переходом к последней форме общественного устройства первобытного строя — военной демократии.

Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территории России и преимущественно Украины уже в I тысячелетии до н.э. в Причерноморье: они оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н.э.

и до начала — середины I тысячелетия н.э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье обитали близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII-I вв. до н.э.

— ананшнцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя, то у племен лесной зоны, обитавших в более суровых условиях, появление железных орудий не привело к столь быстрым переменам.

Требовалось дальнейшее их развитие и совершенствование хозяйственных приемов.

Отдельные племена лесостепной зоны середины — второй половины I тысячелетия до н.э. и первой половины I тысячелетия н.э. оставили археологические культуры, в которых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встречаются и трупоположения. Их нередко объединяют под общим названием культур полей погребения.

Среди них можно назвать зарубинецкую и Черняховскую культуры. Черняховцы Нижнего Приднепровья в первой половине I тысячелетия н.э. уже применяли плужное земледелие, были знакомы с кузнечным и бронзолитейным делом, пользовались гончарным кругом. Эти племена общались с другими народами.

В их поселениях и погребениях встречается много античных монет и вещей.

Ареал распространения зарубинецкой культуры — территория Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Для этой культуры характерны бескурганные могильники. Основное занятие — земледелие и скотоводство при широком распространении охоты и рыболовства. Орудия труда — железные, тогда как бронза использовалась для изготовления всякого рода украшений.

Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность общественного развития.

На территории Восточной Европы сосуществовали племена, находившиеся на разных стадиях развития.

Начинается процесс разложения родоплеменного строя, складываются и основные этнические общности, которые можно отнести к предкам народов, проживающих в современной России.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/18852

Бадер Н.О. Первоначальное становление земледелия и скотоводства в Северной Месопотамии

К содержанию 180-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

1Ближний Восток — один из древнейших центров становления производящих форм хозяйства. История развития земледелия и скотоводства в этом районе не только представляет большой конкретный интерес, но и позволяет понять общие закономерности перехода человечества к производящей экономике.

Новые важные материалы для решения этих вопросов дали работы Советской археологической экспедиции в Ираке, которая начиная с 1969 г. ведет систематические исследования в районе Синджарского хребта 2.

До работ экспедиции первой земледельческой культурой Северной Месопотамии считалась хассунская.

Древнейший хассунский материал происходил из нижнего слоя Тель-Хассуны (1а), который интерпретировался исследователями как остатки временного лагеря охотников и собирателей, характерного для доземледельческого этапа развития экономики.

На подгорной равнине Синджара местонахождения хассунской культуры также были древнейшими из известных здесь археологических памятников.

Работами Советской археологической экспедиции в этом районе открыты памятники более раннего, до сих пор неизвестного этапа хассунской культуры, который был назван нами этапом Сотто по одному из исследованных поселений этого типа 3, и раннеземледельческий докерамический памятник VII тысячелетия до н. э. Телль Магзалия. Эти новые материалы принципиально изменили наши представления об истории Северной Месопотамии в период неолита.

Новые памятники находятся у подножия Джебел Синджара, в зоне современного неполивного земледелия.

Читайте также:  Состав категорий населения в киевской руси - история России

Пыльцевые диаграммы из культурных отложений показывают, что подгорная равнина в то время представляла собой субтропическую полусаванну, а склоны окружающих гор были покрыты мезофильными лесами и ксерофильными редколесьями.

Судя по остаткам охотничьей фауны из Телль Магзалии, на подгорной равнине жили большие стада различных антилоп, в том числе джейрана и мелкой газели, встречались бык, кабан, овца, коза и лисица.

Поселение Телль Магзалия, открытое в 1977 г. и затем широко исследовавшееся на протяжении четырех полевых сезонов, расположено в холмистых отрогах Синджара, обрамляющих с севера плодородную лёссовую равнину. Поселение находится на правом берегу р. Арбы недалеко от ее истоков.

Площадь телля первоначально превышала 1 га. Сейчас он почти наполовину разрушен рекой. Холм высотой более 8 м целиком сложен из развалин глинобитных построек на мощных каменных фундаментах.

Вся толща культурных отложений предварительно может быть расчленена на 15 горизонтов, которые, в свою очередь, разбиваются на три больших периода существования памятника.

На уровне третьего-четвертого горизонтов от вершины холма все поселение было обнесено глинобитной стеной на каменном цоколе, претерпевшем несколько перестроек. Камни в ее основании достигают полутора метров в поперечнике. Высота цоколя в отдельных местах приближается к 2 м.

На севере поселения обводная стена имеет подковообразный выступ диаметром около 3 м, который образуется фундаментом башни. На западе в стене выявлены входные ворота. Поселение было застроено прямоугольными многокамерными домами. В жилых комнатах прослежены входные двери, небольшие очаги и выгородки для хранения зерна, глиняные лежанки или скамьи вдоль стен.

В небольших квадратных или узких вытянутых помещениях, по-видимому, находились кладовые.

Глинобитные дома также ставились на каменный фундамент. Глиняные стены выполнены в технике «touth». Стены и полы помещений обмазаны толстым слоем гипса. Крыши покрывались камышовыми циновками и также обмазывались гипсом.

Большое количество отпечатков циновок найдено на обломках таких обмазок в завалах помещений. Перед одним из домов прослежена обмазанная гипсом площадка, перекрытая навесом. Следы столбов, поддерживавших перекрытие, видны в гипсовой обмазке пола.

В ямах столбы укреплялись каменной забутовкой.

В толще отложений древнего поселения найден неолитический могильник с восемью погребениями. Захоронения сделаны в неглубоких ямах, обложенных каменными плитами. Положение костяков скорченное, ориентировка северная или южная. Погребения безынвентарные. Лишь в одном случае у шеи погребенного найдена мраморная бусина.

Поселение существовало без перерывов. Материальная культура из всей толщи отложений характеризуется высокоразвитой техникой расщепления и шлифовки камня и обработки кости.

Характерны черешковые наконечники стрел на кремневых пластинах, концевые скребки, угловые резцы, кремневые и обсидиановые жатвенные ножи или вкладыши для серпов, клиновидные шлифованные топоры, костяные лощила, проколки, тонкие иглы с ушком, тщательно обрезанные медиальные части трубчатых костей, которые могли быть костяными рукоятками или звеньями ожерелий, песты и зернотерки из туфа. Геометрические микролиты отсутствуют. Обсидиан, происходящий из местонахождений Анатолии, преобладает над кремнем во всей толще отложений, кроме верхнего слоя.

Керамика отсутствует. Характерны ямы-хранилища. В одном случае глиняное хранилище для зерна примитивной бочонковидной формы было напольным, о чем можно судить по отверстию для ссыпки зерна в его основании. Разнообразны плетения, в том числе отпечатки корзин, каменные и гипсовые сосуды.

Широко распространены глиняные антропоморфные и зооморфные фигурки, но имеются и каменные статуэтки. Великолепно выполнено навершие составного костяного орудия в виде головки газели. Много украшений — каменных бус, подвесок, мраморных браслетов.

В слое найдены три обломка медной руды и медное шило. По определению Н. В. Рындиной, оно сделано методом холодной ковки. Медь также принесена на поселение с севера.

Хозяйство обитателей Телль Магзалии было комплексным: сочетание охоты и собирательства с земледелием и скотоводством. На занятие охотой указывают многочисленные наконечники стрел и кости диких животных, в первую очередь антилопы. По определению Д. В.

Гаджиева, бык из Телль Магзалии мог уже быть частично одомашнен, а овца и коза безусловно были домашними. В верхних слоях кости овцы и козы, по-видимому, преобладали. Большая коллекция злаков из слоя, по определению Г. Н.

Лисицыной, включает зерна культурного вида ячменя, пшеницы двузернянки, может быть, и карликовой пшеницы, сопровождающих зерновые культуры сорняков.

Поселение Телль Магзалия безусловно экстраординарный памятник, отражающий яркую вспышку в развитии культуры, вызванную переходом к производящим формам хозяйства.

Поселение могло возникнуть только на основе производящего хозяйства. Сооружение обводной стены и больших домов требовало высокой организации и совместных усилий всего родового коллектива.

Стены вокруг поселения, скорее всего, выполняли оборонительную функцию.

Абсолютная датировка памятника пока неизвестна. Судя по близким аналогиям с соседними датированными поселениями Сирии и Турции, прежде всего Чейеню Тепеси, Телль-Магзалия может быть отнесена к VII тысячелетию до н. э.

Исследование памятников VIII—VII тысячелетий до н. э. показывает, что развитие земледелия и скотоводства на Ближнем Востоке проходило в различных регионах различными путями 4.

В последние годы ряд докерамических и раннекерамических памятников исследован в Северной Месопотамии, в верховьях Тигра и Евфрата. При большом разнообразии, равно как и при заметных влияниях с запада, эти памятники (Абу Хурейра, Букра, Чейеню Тепеси и некоторые более мелкие) проявляют ряд общих черт.

Работы на поселении Телль Магзалия, которое находится в центре всего региона, позволяют наметить в Северной Месопотамии новую область своеобразного развития культур, еще один центр возникновения земледелия и скотоводства на Ближнем Востоке. Особое культурное сходство проявляют Магзалия и Чейеню Тепеси.

Судя по материалам из различных районов Ближнего Востока, первоначальное становление земледельческо-скотоводческого хозяйства прошло по крайней мере три этапа развития. Первый представлен небольшими открытыми стоянками охотников и собирателей конца мезолита — начала неолита (Карим Шахир).

Второй — крупными долговременными поселениями охотников и примитивных земледельцев и скотоводов (Иерихон А, Мурейбит, нижний слой Абу Хурейры 5, нижний слой Чейеню Тепеси 6). Их характерная черта состоит в преобладании на поселениях остатков охотничьей фауны над остатками домашних животных и в большом количестве зерен дикорастущих злаков.

Зародившееся земледелие и скотоводство не были еще биологически закреплены. Третий, заключительный этап — время окончательного сложения земледелия и скотоводства.

При сохранении заметной роли охоты и, по-видимому, собирательства остатки домашних козы и овцы начинают преобладать над дикими животными, широко распространяются зерна культурных злаков, складывается земледельческое хозяйство (Иерихон В, верхние слои Абу Хурейры и Чейеню Тепеси). К этому времени относится и Телль Магзалия, во всяком случае верхняя часть ее отложений.

Все это время памятники тяготеют к холмистым предгорьям и в целом не выходят за рамки зоны естественного распространения диких предков домашних животных и злаков.

Первоначальное освоение земледельцами равнины знаменует конец «неолитической революции» и начало победного шествия производящих форм хозяйства. С нашей точки зрения, этот момент фиксируется на памятниках типа Сотто, также открытых и исследованных экспедицией.

Все они расположены на подгорной равнине и имеют сложившийся земледельческий характер. Охота перестает играть сколько-нибудь заметную роль в добывании пищи. Памятники типа Сотто предшествуют известным хассунским и связаны с ними генетически.

Это убедительно прослежено на широко исследованных поселениях Телль-Сотто и Кюльтепе 7. Близкие аналогии эти памятники находят в соседних поселениях Джезиры (Ярымтепе I 8, Телюль эт-Телафат 9, Умм Дабагия 10, Телль-Хассуна 1 11 12) и в Загросе (Али Ага, керамический слой Джармо 13).

Отдельные близкие аналогии имеют они и в керамическом слое Букры 14.

Культуры Магзалии и Сотто проявляют определенное генетическое сходство и стадиально, несомненно, сменяют одна другую.

Однако прямой преемственности между ними не устанавливается, что может объясняться как заметным хронологическим разрывом между этими памятниками, так и большими изменениями в характере хозяйства.

Для окончательного решения этого вопроса необходимы дополнительные фактические материалы.

Таким образом, работами Советской археологической экспедиции выявлен новый район возникновения производящих форм хозяйства в Северной Месопотамии. Исследованные памятники фиксируют принципиальный момент в истории этого процесса.

Магзалия относится к завершающему этапу первоначального становления земледелия и скотоводства, конечному этапу «неолитической революции». Памятники типа Сотто — целиком земледельческо-скотоводческие поселения, первые в этом районе поселения на равнине.

Выход земледельцев на равнину фиксирует окончательную победу производящих форм хозяйства.

К содержанию 180-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Источник: http://arheologija.ru/bader-pervonachalnoe-stanovlenie-zemledeliya-i-skotovodstva-v-severnoy-mesopotamii/

Ссылка на основную публикацию