Земледельческие области и кочевые племена средней азии в 7-4 вв. до н. э. — история России

§14. Ранние государства на территории Узбекистана

Данные письменных источников свидетельствуют о древних народов том, что в VII — VI вв. до н.э. на территории Узбекистана и соседних областей проживали такие народности, как согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, саки и массагеты, являвшиеся древними предками узбекского народа.

Многочисленное земледельческое население проживало в долинах Зарафшана и Кашкадарьи. Эта территория называется по-разному: Сугда («Авеста»), Сугуда (Бехистунская надпись), Согдиана (труды Арриана, Страбона, Курция Руфа).

Население, проживавшее на этой территории, называлось согдийцами.

Другим оседлым земледельческим народом, жившим в низовьях Амударьи, были хорезмийцы. Их страна называлась Хваризам («Авеста»), Хваразмиш (Бехистунская надпись), а в трудах Арриана и Страбона — Хорасмия.

Ближайшими соседями согдийцев были бактрийцы, жившие на территории долины Сурхана, на севере Афганистана и юге Таджикистана. Письменные источники называли её Бахди («Авеста»), Бактриш (Бехистунская надпись), а греко-римские авторы — Бактрианой или Бактрией.

В степях и по берегам Амударьи (древнее название реки — Оке) жили кочевые племена массагетов, а в горных, степных и пустынных районах — саки, основным занятием которых являлось скотоводство. В VI в. до н.э. они образуют военно-племенной союз, чтобы защитить свои земли от набегов других племён.

Как пишут античные историки, саки делились на три группы. Наиболее многочисленная из них называлась саки-тиграхауда (в переводе — «носящие остроконечные шапки»). Они проживали на землях современной Ташкентской области и Южного Казахстана.

Вторым большим объединением были саки- тарадарайя (в переводе — «живущие за рекой»). Они обитали на берегах Аральского моря и в низовьях Сырдарьи (древнее название реки — Яксарт).

В горных районах Памира и Ферганы жили так называемые саки-хаумаварка (в переводе — «поклоняющиеся хаоме — священному напитку»).

Развитие экономики в VII-V- вв. до н.э

Основным занятием населения Хорезма, Согдианы и Бактрии в это время было земледелие, основанное на искусственном орошении. Немаловажную роль в жизни общества играли ремесло и торговля. На раскопках поселений найдены высококачественная гончарная посуда, изделия из железа и бронзы. Основным занятием кочевых племён саков и массагетов было скотоводство.

Они держали большие стада верблюдов, лошадей и овец. Из кожи животных шили обувь, головные уборы и одежду, а также изготавливали палатки. Эти изделия кочевники продавали оседлому земледельческому населению, которое, в свою очередь, имело тесные торговые и культурные связи со странами Востока.

Таким образом шёл взаимообмен между оседлым и кочевым населением Средней Азии.

В результате развития ремесла и торговли в VII -VI вв. до н.э. шёл быстрый процесс развития ранних городов, которые укреплялись мощными оборонительными стенами и становились центрами ремесленного производства и торговли.

Древнегородская культура в VII-VI вв. до н.э

Как же выглядели культура ранние города Узбекистана? Археолога¬ми тщательно изучены руины таких древних городов, как Афросиаб (Самарканд), Узункыр и Ер курган в долине Кашкадарьи, Кюзелигыр в Хорезме, Кызылтепа в долине Сурхандарьи и других.

Ранние города имели разное назначение: одни из них были торговыми и ремесленными центрами, другие выполняли роль центров отдельных районов и областей. Общим признаком ранних городов являлось то, что все они были укреплены оборонительными стенами.

Например, такой ранний город, как Кызылтепа укреплён мощными оборонительными стенами, перед которыми устроен широкий ров, заполнявшийся водой. Стены имеют башни и внутристенные помещения для стрельбы из лука. Внутри города располагались жилища и ремесленные мастерские.

В цитадели обнаружены остатки крупного дворца, состоявшего из различных помещений, построенных из сырцового кирпича.

Древние государства Средней Азии

Древним государством, которое государства образовалось на территории Средней Азии в VII в. до н.э.,является Древнебактрийское царство. Под его влиянием находились Маргиана и Согд, поэтому оно считается государственным объединением различных древних родственных народностей. В VII — VI вв. до н.э.

на территории долин Сурхандарьи, Кашкадарьи и Зарафшана была развита городская культура. Центральные города этих областей располагались на месте Кызылтепа, Еркургана, Узункыра и Афросиаба. Это самые древние города, обнаруженные археологами на территории Узбекистана.

Их возраст насчитывает не менее 2700 лет

Другое государство образовалось на территории Хорезма. Оно включало в свой состав земли не только собственно Хорезма. Один из крупных центров Хорезма располагался на месте городища Кюзелигыр, укреплённого мощной оборонительной стеной.

Вокруг таких центров располагались многочисленные земледельческие дома-усадьбы, сады и поля. В древнем Хорезме было развито ремесленное производство. Изделия местных гончаров, оружейников и ювелиров славились далеко за пределами Хорезма. В городах шла бойкая торговля.

Хорезмийцы были искусными строителями, ремесленниками и земледельцами.

Таким образом, на территории Узбекистана в IX — VIII вв. до н. э. начался переход к раннему железному веку. В VII — VI вв. до н.э.

здесь уже существовали первые крупные государства, возводились города, быстрыми темпами развивались земледелие, ремесло и торговля. Были установлены тесные контакты со странами Древнего Востока.

Развитие государственности на территории Узбекистана было основано на высокоразвитой древней земледельческой культуре местного населения.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма.

    Источник: http://vek-noviy.ru/istoriya-drevnego-mira/rannie-gosudarstva-na-territorii-uzbekistana.html

    Древние пастушеско- земледельческие племена эпохи бронзового века

    В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и в Центральном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту открытия первых памятников этой культуры у с.

    Андроновоблиз г. Ачинск). В восточной части Ферганской долины возникли поселения древних земледельцев. В своем развитии они были связаны с древнеземледельческими общинами Средней Азии. Их условно назвали чустскими (по месту открытия такого памятника у г. Чуст Наманганской области). Население обеих культурных зон было европеоидным и говорило на восточно-иранских языках.

    В северных районах Кыргызстана открыты различные памятники пастушеско-земледельческих племен: поселения, погребения, клады и наскальные рисунки. Наиболее древним из поселений эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (XV—XIII вв. до и. э.), несколько позже(в XII—IX вв. до н. э.) возникли Аламединское, Александровское, Джаильма и Каиндинское поселения.

    Как правило, они располагались на возвышенностях в заболоченных местностях. Характер поселений свидетельствует о том, что они были недолговечными, скорее всего, обжиты пастухами, совершавшими сезонные перекочевки. Андроновцы вели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство с преобладанием пастушеского скотоводства.

    О занятиях земледелием свидетельствуют каменные мотыги и зернотерки, а также бронзовые серпы. Искусственного орошения они, видимо, еще не знали. Землю обрабатывали в естественно увлажненных местах близ рек. Ведущей отраслью комплексного хозяйства андроновцев было скотоводство. В то время разводили крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов. Особо заботились о лошадях.

    Основу андроновского общества составляла большая семья, которую возглавлял мужчина. Он был хозяином стад и полей. В конце эпохи бронзы усилилось имущественное неравенство, о чем свидетельствуют погребения с бедными и очень богатыми вещами. А некоторым умершим воздвигались монументальные гробницы. Андроновцы занимали территорию от Волги и Урала до, Тянь-Шаня и Енисея.

    Андроновские племена, оставшиеся в горах и степях Кыргызстана и Казахстана, стали предками кочевников, которых именовали скифами или саками.

    Восточную Фергану с конца II тысячелетия до н. э. вплоть до VIII—VII вв. до н. э. населяли общины древних земледельцев. Поселения их располагались группами в долинах небольших рек и их дельтах.

    Жители чустских поселений держали скот, плавили бронзу и отливали орудия труда, оружие и украшения, делали красивую посуду, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, из которого делали зернотерки, песты, молоты, мотыги, отбойники.

    Обычно же в отдельных поселениях жил род, группа поселений в одном оазисе — племя, совокупность всех поселений — союз племен. Первобытнообщинные отношения разлагались: появились знать и богатые, противопоставлявшие себя рядовым общинникам.

    В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общинников.

    3. Саки, гунны. Первые раннегосударственные образования древних кочевников на территории Кыргызстана. Государство Усунь.

    Ксеверу от рабовладельческих цивилизаций Китая, Индии, Ирана и Греции в VIII—VII вв. до н. э. возникла культура древних кочевников-скотоводов. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири. С большими отарами овец и табунами лошадей они вели сезонные перекочевки.

    Кочевники создали свою экологическую нишу: освоили новые территории, где не могли жить земледельцы. Это сухие степи, пустыни и полупустыни, а в условиях Кыргызстана — высокогорье. Но главное — древние кочевники научились делать орудия труда и оружие из железа. Предполагают, что термин «сак» означал «могучий муж» (воин).

    Азиатские саки были близкородственны европейским скифам, которые занимали Северное Причерноморье и Северный Кавказ. В VI—V вв. до н. э. среднеазиатские саки были объединены в два крупных союза племен, о границах расселения которых можно судить лишь примерно. Один из них занимал территорию от Каспийского моря до Центрального Тянь-Шаня и долины р. Или включительно.

    В древнеперсидских источниках этот союз именовался саки-тиграхауда в переводе означает «острошапочные саки». Другой союз племен расселялся от Северной Индии до Алая и Ферганы включительно. Персы называли их саки-хаумаварга, то есть «почитающие хауму» (священное растение).

    На территории современного Кыргызстана, в его северных районах, жили саки-тиграхауда, а в южных — саки-хаумаварга. Саки сами обеспечивали себя всем необходимым: делали ткани из шерсти и растительных волокон, тонкий войлок для одежды и толстый — для жилищ, оружие, конскую сбрую, украшения и предметы быта.

    Схему структуры общества можно представить так: группа малых родственные семей составляла кочевую общину; несколько кочевых общин образовывали племя; племена объединялись в союзы племен. Имущественное неравенство к V в. до н. э. достигло того уровня, когда начало перерастать в классовые различия. Наглядно это прослеживается на размерах погребальных сооружений.

    Каждый взрослый сак считался воином и обязан был по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении и на своем коне. Верховую езду и стрельбу из лука они осваивали с детства, поэтому конница саков считалась лучшей в мире. В VI в до н. э. сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу с персами за независимость.

    После длительной династической борьбы власть в Иране захватил Дарий I Гистасп ему вынуждена была подчиниться и часть саков-хаумаварга. В 519 г. до н. э. Дарий I с громадным войском подвластных ему народов, включая саков-хаумаварга, напал на саков-тиграхауда. Кочевники не сумели собрать войска из отдаленных земель и не были готовы к войне.

    Войско персов сумело нанести поражение главному отряду конницы саков и пленить их вождя. Назначив вождем саков-тиграхауда верного ему человека из кочевников, Дарий покинул земли саков.Однако влияние древнего Ирана не распространилось на север от Сырдарьи.

    Вступив в мирные и военные отношения с Ираном, кочевники Средней Азии включились в экономическую, культурную и политическую историю Древнего мира. Еще Геродот свидетельствовал, что уже в V в. до н. э саки были участниками греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.), сражаясь на стороне Ахеменидов. Таким образом, саки не были изолированными в своих горах и пустынях. Они были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали в важнейших событиях мировой истории.

    В IIIв. до н. э. окрепли кочевые племена, обитавшие в степных и полупустынных районах от северных границ Китая до оз. Байкал. Они образовали мощный племенной союз во главе с сильными тюркоязычными гуннами. В 209 г. до н. э. его возглавил хан Маодунь. Это был умный, решительный и дальновидный политик.

    За короткое время Маодунь, опиравшийся на конницу, расширил границы своего государства. На западе он разбил кочевых юэчжей и усуней, на юге — Китай, на востоке — племена дунху. Императоры Китая выплачивали гуннам унизительную дань. Владения гуннов простирались от Восточного Туркестана до Забайкалья и от Южной Сибири до границ Китая.

    В пределах державы гуннов начали свое развитие многие народы тюркского корня.

    Этноним «усунь» вошел в историческую науку из китайских династийных хроник иего значение пока не выяснено. Происхождение усуней тоже остается загадкой. Внешним видом собственно усуни резко отличались от других жителей Средней Азии и Восточного Туркестана: у них были рыжие волосы и голубые глаза.

    Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой китайской стены. Около 160 г. до н. э. они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и Семиречье.

    Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбага была наследственной. В своей деятельности он опирался на совет старейшин. В государственном аппарате насчитывалось не менее 16 чиновников.

    Войско усуней по тем временам являлось грозной силой. С кунбагом были вынуждены считаться Китай и гунны, господствовавшие в Центральной Азии. В период становления государства у усуней началась международная торговля по Великому шелковому пути между Китаем и странами Средиземноморья (II в.

    до н. э.). Кроме обмена товарами на Великом шелковом пути происходил обмен культурными ценностями между Востоком и Западом.

    Основой хозяйства усуней было полукочевое скотоводство, а главным богатством — лошади. Между бедными ибогатыми усунями была пропасть имущественного неравенства.

    Основной ячейкой общества была патриархальная семья. Мужчина мог иметь несколько жен, за которых платил калым. Женщина считалась собственностью всей семьи.

    Если ее муж умирал, она обязана была стать женой его брата или другого родственника.

    4. Государство Даваньв Фергане.

    В Ферганской долине еще в I тысячелетии до новой эры возникло государство с развитой оседло-земледельческой культурой. Это государство имеет более чем тысячелетнюю историю. Однако сведения о нем в письменных источниках встречаются лишь со II—I вв. до н. э. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Государством правила династия местных царей.

    Власть их была существенноограничена советом старейшин из знати. Совет выбирал исмещал царя, решал вопросы войны имира, установления и разрыва дипломатических отношений. Во II в. до н. э. Фергана считалась сильным государством с высокоразвитым хозяйством. Основу его экономики составляло поливное земледелие.

    Население выращивало рис, пшеницу, виноград, хлопок, люцерну; разводило высокопродуктивных скакунов, которые славились далеко за пределами Ферганы. Столицей являлся город Зрши (развалины у совр. с. Мархамат в Узбекистане). Его окружалонесколько рядов укреплений. Центральная часть была обнесена мощными стенами с башнями, сложенными из сырцового кирпича.

    Большинство ферганцев жили в небольших селениях и домах-усадьбах, которые тоже были хорошо укреплены. Население Ферганы, по приблизительным данным, насчитывало около 300 тысяч человек. По внешнему виду жители были европеоидами. В конце II в. до ш э. народу Ферганы пришлось вынести всю тяжесть борьбы с сильным и агрессивным ханьским Китаем.

    После четырехлетней борьбы с империей Хань древнеферганское государство восстановило свою независимость.

    Источник: http://lektsia.info/4x5b9a.html

    История.ру

    Бронзовые удила из кургана в Туяхте (Алтай). V — IV вв. до н.э.

    К северу и северо-востоку от массагетов и саков, в степях и лесостепях Северного Казахстана и Южной Сибири, жили другие кочевые и полукочевые скотоводческие, а также оседлые земледельческие племена, известные уже почти исключительно по данным археологии.

    Племена Северного Казахстана и Южной Сибири, живя вдали от важнейших центров рабовладельческой цивилизации, гораздо меньше, чем их южные соседи, испытывали её воздействие, темп их развития был более медленным. Однако на протяжении I тысячелетия до н. э. в их жизни происходят весьма значительные сдвиги.

    Переход ряда племён к кочевому быту отразился и на тех племенах, которые остались оседлыми.

    Накопление скота у кочевников, как уже указывалось, способствовало усилению межплеменного обмена, а борьба за пастбища, угон скота и набеги кочевников на земледельческие области вызывали частые военные столкновения.

    Всё это приводило к этническому смешению и затем к возникновению общих черт в культуре степных племён, которые нашли выражение как в формах орудий труда и оружия, так и в искусстве.

    style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

    data-ad-slot=»5810772814″>

    style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

    data-ad-slot=»5810772814″>

    Однако, несмотря на эти нивелирующие тенденции, каждая группа племён имела самобытную культуру и свою особую историю.

    Лучше всего изучены памятники горного Алтая и прилегающих к нему степей верхнего течения Оби и степей Минусинской котловины (Хакасская автономная область и степные районы Красноярского края).

    Эти памятники и кладутся обычно в основу археологических классификаций.

    Бронзовые наконечники стрел из кургана в Туяхте (Алтай). V — IV вв. до н.э.

    На Алтае на протяжении всего I тысячелетия до н. э. ведущую роль играет кочевое хозяйство.

    Правда, в условиях горной страны оно имело своеобразные черты.

    Перекочёвки нередко сводились к перемещению из степных долин, в которых жили зимой, на высокогорные летние пастбища, так что кочевое скотоводство до известной степени превращалось в яйлажное.

    Кочевники Алтая ещё не знали железа. Топоры, мечи, кинжалы, ножи, наконечники стрел, удила, пряжки — всё делается из бронзы. Техника изготовления бронзовых орудий достигает непревзойдённого впоследствии уровня.

    Особую группу составляют памятники так называемого майэмирского этапа (VII—V вв. до н. э.), имеющие черты, характерные для курганов, воздвигнутых кочевниками. Они расположены обычно в богатых пастбищами районах, в них находятся обширные конские захоронения, отсутствует глиняная посуда, неудобная при постоянных перекочёвках.

    Среди майэмирских курганов отчётливо выделятся богатые и бедные погребения.

    В одном случае это небольшие курганы, в которых умершие погребены в простых грунтовых ямах, на боку, в скорченном положении. Инвентарь этих курганов еще очень близок к карасукскому и в общем весьма беден.

    Но наряду с погребениями рядовых свободных встречаются и фамильные кладбища знати, представляющие собой цепочки курганов, расположенные с севера на юг. К этому типу относится и сам Майэмир.

    Костяные части уздечных наборов. Алтай. V — IV вв. до н.э.

    Богатые курганы достигают 25 м в диаметре и 3 м высоты и содержат обширные могильные сооружения из дерева и камня.

    Курганы эти разграблены, но, судя по остаткам инвентаря, они были значительно богаче карасунеких. Встречаются золотые украшения. Вместе со знатными покойниками хоронили жён, рабов и верховых лошадей.

    Фамильные кладбища богатых семей указывают не только на накопление богатств, но и на передачу их по наследству из поколения в поколение. Размеры курганов, сложенных из земли и камней, свидетельствуют о том, что такие курганы требовали для постройки усилий целого племени.

    Однако далеко не всё население Алтая перешло к кочевому образу жизни. Сохранились остатки оседлых поселений.

    Богатый культурный слой свидетельствует об их длительном существовании. Кости домашних и диких животных, а также множество костей и чешуи мелкой рыбы говорят о том, что население занималось скотоводством, охотой и рыбной ловлей.

    Занималось оно, вероятно, и земледелием, но прямых свидетельств этого не обнаружено. Взаимоотношения между кочевниками и оседлым населением не ясны, но несомненно, что те и другие жили в непосредственной близости.

    Возможно даже, что оседлые поселения располагались на территории кочевий. Курганы оседлого населения беднее, чем курганы кочевников, и лишены конских захоронений.

    Не исключено, что оседлое население находилось в зависимости от кочевников.

    Следующая группа памятников Алтая охватывает время с IV по I в. до н. э. За это время бронзовые орудия труда постепенно сменяются железными. Остатки поселений (зимников) этого периода неизвестны.

    Исследованы только курганы, в которых в отличие от бронзового века умерших всегда хоронили с конём, причём мужчин — ещё и с оружием.

    Маска оленя из Пазырыкских курганов. IV — III вв. до н.э.

    Особенно замечательны большие курганы племенных вождей. Пять таких курганов раскопаны в урочище Пазырык, два—в Багаадаре (Восточный Алтай), по одному — в Катанде, Берели и Шибе. Наиболее ранние относятся к IV в. до н. э. (первый и второй Пазырыкские, второй Башадарскнй), более поздние — ко II—I вв. до н. э., а может быть, и к несколько более позднему времени (Катанда, Берель, Шибе).

    Культура всего периода имеет определённое единство и, возможно, принадлежит одному и тому же союзу племён горного и Западного Алтая, но вместе с тем между более ранними и более поздними курганами имеются определённые различия. Так, железо окончательно сменяет бронзу лишь со II в. до н. э.

    В период, к которому относятся более поздние курганы, на Алтае возрастает значение восточноазиатских племён, которые начинают проникать в Западную Сибирь, и одновременно усиливается гуннское влияние. Все эти явления тесно связаны с общими изменениями, которые происходят в Центральной Азии.

    Существенно новым явлением рассматриваемого периода было по. явление железа. Железные предметы встречаются и в бедных курганах, однако раньше появляются и более многочисленны они в курганах богатых.

    Это по преимуществу боевые чеканы, ножи и кинжалы типа скифских акинаков, несколько позже — удила, пряжки и другие предметы быта. Как и повсюду, из железа стало выделываться сперва оружие и лишь позже — орудия труда, которые и во времена сооружения Пазырыкских курганов продолжали оставаться бронзовыми.

    Дольше всего оставались бронзовыми наконечники стрел, которые начали изготовляться из железа, невидимому, лишь после начала нашей эры. Для наконечников стрел-вообще характерен консерватизм материала: в бронзовом веке они часто каменные, в железном—бронзовые» Это объясняется тем, что наконечники стрел легко терялись, и употреблять дорогой материал на них было нецелесообразно .

    Наиболее ярко элементы нового проявляются в погребениях племенной знати, которые для данного периода удобнее всего охарактеризовать на примере Пазырыкских курганов. Пазырыкские курганы стоят на рубеже между майэмирскими памятниками и богатыми курганами Алтая, относящимися к началу нашей эры (Шибе и др.).

    Они представляют собой громадные сооружения из камней и брёвен, внутри которых всё свободное пространство заполнено льдом, а самая могила заморожена. Небольшие очаги вечной мерзлоты, возникавшие под насыпями курганов, предохраняли трупы людей (к тому же искусственно мумифицированные) и лошадей, от гниения.

    Благодаря этому многие предметы, даже сделанные из таких нестойких материалов, как шерсть, ткани, мех, войлок, кожа, очень хорошо сохранились, хотя эти курганы были разграблены ещё в древности.

    Пазырыкские и другие современные им курганы представляют собой важный источник для изучения социально-экономического строя, идеологии и культуры алтайских племён в IV—I вв. до н. э. Строителями их были кочевники, разводившие главным образом лошадей, крупный рогатый скот и овец.

    В первом Пазырыкском кургане было найдено 10 лошадей, в других курганах их встречается ещё больше. На одной из пазырыкских лошадей была маска, увенчанная оленьими рогами, сделанными из кожи.

    Погребальная колесница из Пазырыкских курганов. IV — III вв. до н.э. (Реставрация).

    Очевидно, оленеводство было уже давно вытеснено коневодством, но представление о том, что человека должен сопровождать в загробный мир олень, осталось. Золотисто-рыжие и гнедые жеребцы сохранились с кожей, шерстью, мускулатурой и внутренностями.

    Высоким ростом и стройным сложением они сильно отличаются и от лошадей из менее богатых погребений, и от современных табунных лошадей Алтая и Казахстана.

    Наиболее близки к ним ахалтекинские скакуны из Туркмении, потомки древних парфянских и бактрийских лошадей. Лошади служили для верховой езды, применялись уздечки и сёдла, пока ещё без стремян. Овцы разводились на мясо.

    Как в первом Пазырыкском, так и в других курганах этого времени сохранились хвостовые позвонки барана — остатки курдюка, который, как наиболее лакомый кусок, клала покойнику.

    Пазырыкские погребения указывают на дальнейшее углубление имущественного неравенства. Развивается частная собственность на скот. Так, например, в первом Пазырыкском кургане все кони имели особые метки в виде надрезов на ушах.

    Любопытно, однако, что кони были отмечены разными знаками, а сёдла на них сделаны разными мастерами. Очевидно, эти кони не были собственностью умершего, а были принесены ему в дар от подчинённых лиц. Возможно, что он был вождём племени.

    Пазырыкские погребения были очень богаты. Об этом говорят превосходные кони в дорогой сбруе, украшенной золотом и оловом.

    Накопление богатств способствовало развитию обмена, особенно со Средней Азией и Ираном. Об этом свидетельствует среднеазиатское происхождение пазырыкских коней, а также наличие изделий из меха гепарда (из ближайших к Алтаю мест гепард водится в Западном Казахстане, между Каспийским и Аральским морями и в Иране).

    В более поздних курганах иноземных предметов ещё больше; таковы столики с выточенными ножками, арфы, иранские ткани и ковры.

    Пазырыкское общество характеризуется далеко зашедшим разложением первобытно-общинного строя.

    Появилось рабство, однако поскольку кочевой образ жизни не был особенно удобен для эксплуатации рабов, то наряду с этим развивается эксплуатация сородичей, облекаемая в формы родовой взаимопомощи.

    Так, у кочевников Алтая складываются зародыши классов рабовладельческого общества и создаются предпосылки для возникновения государства.

    Всадник перед божеством на троне. Фрагмент ковра из Пазырыкских курганов. IV — III вв. до н.э. Войлок. (Реконструкция по сохранившимся в разных частях ковра повторениям этого сюжета)

    Идеология пазырыкцев нашла яркое отражение в искусстве.

    Художественные изделия с изображениями то реалистическими, то вычурно стилизованными дают блестящие образцы звериного стиля.

    Разнообразная техника — графика, силуэтная и многокрасочная аппликация, барельеф, круглая скульптура и самые различные материалы — войлок, кожа, дерево, мех, рог, кость, краски, золото, серебро, олово, бронза — всё это служило одной цели: созданию образов зверей и мифических чудовищ, которые являлись главной темой искусства.

    Такова была жизнь племён Алтая и Восточного Казахстана в IV—I вв. до н. э.

    Для других областей Северного Казахстана в рассматриваемый период нет столь богатого археологического материала, но можно предполагать, что их население своим бытом напоминало отчасти своих восточных соседей — алтайцев, отчасти южных — саков и массагетов.

    Кое-какие смутные известия о населении всех этих областей в середине I тысячелетия до н. э. дошли и от античных авторов, которые помещают к востоку от скифов исседонов, аримаспов и гипербореев, но сведения эти ничего существенного для характеристики данных племён не содержат.

    Кочевники Алтая и по степени своего социально-экономического развития и по общему уровню культуры шли впереди населения соседних с ними лесостепных и лесных районов Сибири.

    Население лесистых берегов верхнего течения Оби жило по-прежнему оседло.

    В посёлке VII—VI вв. (т. е. современном Майэмиру), раскопанном около деревни Большая Речка, жители обитали в просторных землянках, занимались земледелием и скотоводством, рыболовством и охотой, в том числе на пушного зверя (соболь, бобр и т. д.). Им постоянно приходилось бороться с набегами кочевников.

    Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/plemena-severnogo-kazaxstana-i-yuzhnoj-sibiri.html

    Саки, племена, заселявшие территорию Казахстана в VII – IV вв. до н. э

    ??

    Территория     

    1.  саки-тиграхауда (саки с «остроконечными шапками») – Семиречье, в горах Тянь-Шаня, в ср. те. Сырдарьи. 2. саки-парадарайя (заморские)– Приаралье, низовья Сырдарьи; 3. саки-хаомоварга (изготавливающие напиток хаома)  – долина Мургаба (Туркменистан). Саки, заселявшие земли северо-восточнее Арала, получили название даи, аргиппеи, исседоны.

    Источники        

    1.  персидские источники 1 тыс. до н. э. называют жителей степи – саками («могучие мужи»).иранские источники называют «туры с резвыми конями».

    2.  Греко-римские источники: саков описывают Геродот и Страбон, греческие источники 1 тыс. до н. э. называют саков – «азиатские скифы». Геродот, в своей книге «История», написанной в 430-425гг. до н. э., называет саков массагетами.. у греков встречается еще название саков – даи.

    3.  Сведения о саках содержатся в священной книге древних иранцев – Авеста.

    Хозяйство         

    Занимались кочевым скотоводством. Кочевали родами по определенным маршрутам. При перекочевках использовали переносное жилище – юрта. По сведениям Геродота, на зимовках саки жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. На охоте или во время войн использовали куйме – юрту на повозке.

    На основной территории Казахстана саки разводили лошадей и овец. Но особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество КРС. Часть саков занималась земледелием. Найдены оросительные каналы на территории Кзыл-ординской области и около г.

    Талгар близ Алматы.

    Общественное устройство.    

    Находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество делилось на три группы: воины (красная одежда), жрецы (белая), скотоводы и земледельцы (желтая или синяя). Воины на индоиранском языке назывались «Ратайши» или «колесничие».Основную массу населения составляли скотоводы-общинники.

    «Восьминогими» называли земледельцев, которые пахали землю с помощью плуга и быков. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые гол. Уборы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания ( собрание всех взрослых мужчин и женщин племени). Др.

    письменные источники сообщают о высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Иногда женщины были правителями. Наиболее известна царица Томирис (6в.) и Зарина (5в.). Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по захоронениям с курганами.

    В сакском обществе существовало имущественное и социальное неравенство. На народном собрании избирали царя.

    Металлургия железа.

    Плавильные печи изготавливали из камня или сырой глины. Максимальная температура в такой печи – 1200 гр. Для получениярасплавленного железа необходимо 1530г. Поэтому получали не расплавленный металл, а крупинки железа, которые били на наковальне молотом и соединяли.

    В эпоху раннего железа на территории Казахстана получило развитие искусство плавки и обработки цветных металлов. Именно в этот период , в результате внедрения орудий из железа были окончательно вытеснены из употребления каменные орудия труда.

    Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III – I вв. до н. э.

    Военно-политическая история.           

    Персидский царь Кир вторгся на сакские земли в 530 г. до н. э. В это время саками управляла царица Томирис (557—520 гг.) Она одержала победу над Киром. О противоборстве сакской царицы Томирис и персидского царя Кира сообщает римский историк 1 в. Помпей Трог.

    Персы под предводительством Дария вторглись в 519 — 519 г. До н. э. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг сакского пастуха Ширака. По условиям мирного договора с Дарием 1 саки должны были персам посылать своих воинов.

    Саки в составе перскидских войск участвовали в войне персов с Египтом и Грецией. Отход персидских войск в Марафонской  битве с греками в 490 г. до н. э. прикрывала сакская конница.

    В восточных источниках под именем Ескендер Зулкарнай известен Александр Македонский. В 4в. до н. э.на саков напали Греко-македонские войска. Борьбу саков против Греко-македонских войск возглавил сак Спитамен.

    Греко-македонские войска потерпели поражение от саков у города Мараканда (Самарканд).

    Описал борьбу саков против Греко-македонских войск древнегреч. историк Арриан. По приказу Александра Македонского на Сырдарье был построен город Александрия Эсхата.

    Культура и искусство. Ремесло.           

    С VIII в. до н. э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается так называемый «звериный стиль», этоподтверждается многочисл. памятниками, оставленными саками на берегах рек Сырдарьи, Чу, Или, Таласа, в предгорьях Алатау. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов В 300 км. От Кзыл-Орды находился древнесакский город Чирик-Рабат.

    Город был заселен в IV – II вв. до н. э. Найденные ножи, бронз. након. стрел, золотые украшения, глин. изделия, железные доспехи воина насчитывают 2500 лет. Кроме Чирик-рабата археологами изучен также сакский город –Бабиш-Молда. Начиная с VII в. «звериный стиль» распространяется в степных районах Евразии. Саки привнесли «звериный стиль»из походов в Перед. Азию и Иран.

    Звериный стиль» в искусстве саков первым описал археолог Эдинг, назвавший его «вышедшим из лесов и долин своей родины». Искусство «звериного стиля» исчезает в начале н. э. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «з. с.» являлся отголоском тотемизма. Так, изображение льва символизировало древо жизни.Наряду со «звериным стилем» в ЦК начиная с VII – V в. до н.

    э. развивается «полихромный стиль».

    Религиозные представления.              

    Жители Казахстана уже в VI – III вв. до н. э. имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати, хотя регулярное сообщение по Великому Шелк. пути началось во II в. до н. э. В виде анимизма и тотемизма. У саков был культ вождя и царя.

    Об этом говорят сакские захоронения, среди которых выделяются бесшатырские и иссыкские курганы. Бесшатырские погребения расположены у подножия г. Желшалгыр, на правом берегу Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана. Большой Бесшат. Курган называют «царским», т. к. в нем хоронили царей. Бесшатырские захоронения относятся к V-IV вв. до н. э.

    Покойника помещали в деревянный саркофаг. Первый, третий и Шестой курганы Бесшатырского погребения являются крупными. Иссыкские курганы расположены в 50 км. К востоку от Алматы, на равнине у подножия гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый – Иссыкский курган диаметром 60 м., высотой 6 м. в нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное).

    Первое несколько раз было ограблено, в внутри второго в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека 17-18 лет («золотой человек»), одетого в наряд, расшитый 4 тыс. золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, орла и др. На голове царевича-воина был золотой конусообразный гол. Убор с 4 стрелами, что указывает на воина.

    «Золотой человек» из сакского кургана открыт археологами в 1969г. Сакский воин захоронен в особом погребении, напоминающем маленький домик. Захоронение датируется V в. до н. э. была найдена серебряная чаша с надписью из 26 знаков, пока не расшифрованная. Но по мнению археолога К. Акишева, эти знаки доказывают наличие у саков письменности.

    По одежде и регалиям сакских захоронений видно, что царя саки отождествляли с солнечным божеством. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.

    Название

    Саки, племена, заселявшие территорию Казахстана в VII – IV вв. до н. э.

    Территория

    1. саки-тиграхауда (саки с «остроконечными шапками») – Семиречье, в горах Тянь-Шаня, в ср. те. Сырдарьи. 2. саки-парадарайя (заморские)– Приаралье, низовья Сырдарьи; 3. саки-хаомоварга (изготавливающие напиток хаома) – долина Мургаба (Туркменистан). Саки, заселявшие земли северо-восточнее Арала, получили название даи, аргиппеи, исседоны.

    Источники

    1. персидские источники 1 тыс. до н. э. называют жителей степи – саками («могучие мужи»).иранские источники называют «туры с резвыми конями».

    2. Греко-римские источники: саков описывают Геродот и Страбон, греческие источники 1 тыс. до н. э. называют саков – «азиатские скифы». Геродот, в своей книге «История», написанной в 430-425гг. до н. э., называет саков массагетами.. у греков встречается еще название саков – даи.

    3. Сведения о саках содержатся в священной книге древних иранцев – Авеста.

    Хозяйство

    Занимались кочевым скотоводством. Кочевали родами по определенным маршрутам. При перекочевках использовали переносное жилище – юрта. По сведениям Геродота, на зимовках саки жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. На охоте или во время войн использовали куйме – юрту на повозке.

    На основной территории Казахстана саки разводили лошадей и овец. Но особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество КРС. Часть саков занималась земледелием. Найдены оросительные каналы на территории Кзыл-ординской области и около г.

    Талгар близ Алматы.

    Общественное устройство.

    Находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество делилось на три группы: воины (красная одежда), жрецы (белая), скотоводы и земледельцы (желтая или синяя). Воины на индоиранском языке назывались «Ратайши» или «колесничие».Основную массу населения составляли скотоводы-общинники.

    «Восьминогими» называли земледельцев, которые пахали землю с помощью плуга и быков. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые гол. Уборы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания ( собрание всех взрослых мужчин и женщин племени). Др.

    письменные источники сообщают о высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Иногда женщины были правителями. Наиболее известна царица Томирис (6в.) и Зарина (5в.). Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по захоронениям с курганами.

    В сакском обществе существовало имущественное и социальное неравенство. На народном собрании избирали царя.

    Металлургия железа.

    Плавильные печи изготавливали из камня или сырой глины. Максимальная температура в такой печи – 1200 гр. Для получениярасплавленного железа необходимо 1530г. Поэтому получали не расплавленный металл, а крупинки железа, которые били на наковальне молотом и соединяли.

    В эпоху раннего железа на территории Казахстана получило развитие искусство плавки и обработки цветных металлов. Именно в этот период , в результате внедрения орудий из железа были окончательно вытеснены из употребления каменные орудия труда.

    Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III – I вв. до н. э.

    Военно-политическая история.

    Персидский царь Кир вторгся на сакские земли в 530 г. до н. э. В это время саками управляла царица Томирис (557—520 гг.) Она одержала победу над Киром. О противоборстве сакской царицы Томирис и персидского царя Кира сообщает римский историк 1 в. Помпей Трог.

    Персы под предводительством Дария вторглись в 519 — 519 г. До н. э. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг сакского пастуха Ширака. По условиям мирного договора с Дарием 1 саки должны были персам посылать своих воинов.

    Саки в составе перскидских войск участвовали в войне персов с Египтом и Грецией. Отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 г. до н. э. прикрывала сакская конница.

    В восточных источниках под именем Ескендер Зулкарнай известен Александр Македонский. В 4в. до н. э.на саков напали Греко-македонские войска. Борьбу саков против Греко-македонских войск возглавил сак Спитамен.

    Греко-македонские войска потерпели поражение от саков у города Мараканда (Самарканд).

    Описал борьбу саков против Греко-македонских войск древнегреч. историк Арриан. По приказу Александра Македонского на Сырдарье был построен город Александрия Эсхата.

    Культура и искусство. Ремесло.

    С VIII в. до н. э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается так называемый «звериный стиль», этоподтверждается многочисл. памятниками, оставленными саками на берегах рек Сырдарьи, Чу, Или, Таласа, в предгорьях Алатау. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов В 300 км. От Кзыл-Орды находился древнесакский город Чирик-Рабат.

    Город был заселен в IV – II вв. до н. э. Найденные ножи, бронз. након. стрел, золотые украшения, глин. изделия, железные доспехи воина насчитывают 2500 лет. Кроме Чирик-рабата археологами изучен также сакский город –Бабиш-Молда. Начиная с VII в. «звериный стиль» распространяется в степных районах Евразии. Саки привнесли «звериный стиль»из походов в Перед. Азию и Иран.

    Звериный стиль» в искусстве саков первым описал археолог Эдинг, назвавший его «вышедшим из лесов и долин своей родины». Искусство «звериного стиля» исчезает в начале н. э. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «з. с.» являлся отголоском тотемизма. Так, изображение льва символизировало древо жизни.Наряду со «звериным стилем» в ЦК начиная с VII – V в. до н.

    э. развивается «полихромный стиль».

    Религиозные представления.

    Жители Казахстана уже в VI – III вв. до н. э. имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати, хотя регулярное сообщение по Великому Шелк. пути началось во II в. до н. э. В виде анимизма и тотемизма. У саков был культ вождя и царя.

    Об этом говорят сакские захоронения, среди которых выделяются бесшатырские и иссыкские курганы. Бесшатырские погребения расположены у подножия г. Желшалгыр, на правом берегу Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана. Большой Бесшат. Курган называют «царским», т. к. в нем хоронили царей. Бесшатырские захоронения относятся к V-IV вв. до н. э.

    Покойника помещали в деревянный саркофаг. Первый, третий и Шестой курганы Бесшатырского погребения являются крупными. Иссыкские курганы расположены в 50 км. К востоку от Алматы, на равнине у подножия гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый – Иссыкский курган диаметром 60 м., высотой 6 м. в нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное).

    Первое несколько раз было ограблено, в внутри второго в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека 17-18 лет («золотой человек»), одетого в наряд, расшитый 4 тыс. золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, орла и др. На голове царевича-воина был золотой конусообразный гол. Убор с 4 стрелами, что указывает на воина.

    «Золотой человек» из сакского кургана открыт археологами в 1969г. Сакский воин захоронен в особом погребении, напоминающем маленький домик. Захоронение датируется V в. до н. э. была найдена серебряная чаша с надписью из 26 знаков, пока не расшифрованная. Но по мнению археолога К. Акишева, эти знаки доказывают наличие у саков письменности.

    По одежде и регалиям сакских захоронений видно, что царя саки отождествляли с солнечным божеством. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/saki-pliemiena-zasieliavshiie-tierritoriiu-kazakhstana-v-vii-iv-vv-do-n-e

Ссылка на основную публикацию