Ютландское морское сражение — история России

Ютландское проклятие: кровавая битва на море

Ютландское морское сражение - история России31 мая 1916 года в Северном море близ датского полуострова Ютландия, в Скагерракском проливе, разыгралось крупнейшее в мировой истории морское сражение между британским Гранд-Флитом и германским Флотом открытого моря.

С обеих сторон в нем участвовали около 250 боевых кораблей и 100 тысяч человек личного состава.

С началом Первой мировой войны британский флот блокировал выход из Северного моря, прервав морские поставки в Германию сырья и продовольствия. Устранить эту блокаду немцы не могли.

Командующий кайзеровским Флотом открытого моря адмирал Фридрих фон Ингеноль понимал, что лобовое столкновение с неприятельским Гранд-Флитом, мягко говоря, нежелательно.

Силы были неравны, что наглядно показал бой в Гельголандской бухте 28 августа 1914 года, когда англичане, не потеряв ни одного корабля и лишь 32 человека убитыми, потопили три германских легких крейсера и эсминец.

В итоге Флот открытого моря, созданный практически с нуля в 1907 году, берегли как козырную карту.

Досаждать противнику немцы решили набеговыми операциями на восточное побережье Великобритании быстроходных крейсеров и действиями подводных лодок на коммуникациях близ баз Гранд-Флита. Плоды это приносило.

В частности, 22 сентября 1914 года субмарина U-9 за полтора часа отправила на дно три крейсера англичан. Однако тактика «ударь и отходи» не могла обеспечить прорыв блокады.

В январе 1916-го командующим Флотом открытого моря назначили вице-адмирала Рейнхарда Шеера, сторонника агрессивной наступательной стратегии. Этого старого служаку всю жизнь терзал внутренний конфликт.

По натуре он был бойцом, но ни проявить себя, ни сделать карьеру никак не удавалось. Сын баварского учителя, Шеер поступил на императорский флот в 16 лет.

Презираемый сослуживцами-аристократами за «врожденное плебейство», он лишь на пороге своего сорокалетия получил должность старшего помощника командира корабля.

Дальше дело пошло быстрее: в 1907 году Шеер уже руководил флотилией миноносцев, семью годами позже 2-й ударной эскадрой линкоров, а затем 3-й ударной эскадрой дредноутов. Наконец, всеми военно-морскими силами Германской империи.

Их возможности Шеер явно переоценивал. «Я проинспектировал весь свой флот, — заявил он однажды, — и мне остается лишь признать, что он не хуже английского». Вице-адмирал подготовил план, сутью которого была идея решительной битвы с неприятельской армадой.

В документе говорилось, что на Гранд-Флит «должно оказываться систематическое и постоянное давление с тем, чтобы принудить его отказаться от выжидательной тактики и выслать часть сил против германского флота.

Это предоставит последнему благоприятную возможность для атаки».

Шеер предлагал следующие формы давления: подводная война против торгового судоходства, минно-заградительные операции, атаки отдаленных океанских коммуникаций англичан, воздушная война. Кайзер Вильгельм II этот план утвердил.

Британское адмиралтейство отметило повышенную активность германских субмарин в Северном море и сделало вывод, что немцы что-то затевают. «Комната 40», криптографическое подразделение адмиралтейства, сформированное вскоре после начала войны, подтвердило эти опасения.

Расшифровав приказы Шеера, «комната 40» передала 30 мая 1916 года: «Вражеские силы могут выйти в море». Главнокомандующий Гранд-Флитом Джон Джеллико и командующий эскадрой линейных крейсеров Дэвид Битти получили сообщение: «Немцы наметили какую-то операцию.

Вы должны сосредоточиться к востоку от Долгих Сороковых (район в 110 километрах к востоку от шотландского побережья. — Г. Степанов.) в готовности к любой встрече».

«Величаво взошло солнце»

Гранд-Флит базировался в Скапа-Флоу, гавани в Шотландии на Оркнейских островах. В 1916 году он располагал 40 современными линкорами и линейными крейсерами, а также значительным числом легких крейсеров и эсминцев.

Набеговая тактика противника заставила британское адмиралтейство провести передислокацию ряда соединений. Большинство линейных крейсеров, находившихся в подчинении вице-адмирала Битти, перешло на 400 километров южнее, в залив Ферт-оф-Форт у городка Росайт.

Это позволяло более оперативно перехватывать немецкие корабли во время их вылазок к английскому побережью.

В войну Гранд-Флит вступил, имея централизованную структуру управления, тесно связанную с утвержденной на флоте системой связи.

Эта служба была перегружена различными правилами и процедурами, худо-бедно оправданными в мирное время, но абсолютно не подходящими для боя. Командиры кораблей дей-ствовали в четком соответствии с множеством сигналов, подаваемых с флагмана.

В реальном бою, с его высокими скоростями, с возникавшими при орудийных залпах клубами густого дыма, эти сигналы часто оставались незамеченными.

Структура Флота открытого моря в целом была схожа с английской. Она включала в себя и морское министерство, и штаб, и главные силы флота, дислоцированные на Северном и Балтийском морях. Однако командующие эскадрами подчинялись лично кайзеру, что связывало им руки в принятии решений.

Немецкие корабли уступали неприятельским в скорости и артиллерийской мощи. Это отставание компенсировалось более качественной броней и лучшей подготовкой артиллеристов.

Кроме того, у английских линейных крейсеров были крайне уязвимые погреба боезапаса, что неоднократно становилось причиной детонации снарядов и почти мгновенной гибели кораблей при удачном для противника прямом попадании в башни главного калибра.

Королевский флот вышел в море вечером 30 мая тремя соединениями из трех разных точек на восточном побережье Шотландии.

Через несколько часов, в ночь на 31 мая с базы в Вильгельмсхафене в устье реки Яде в Нижней Саксонии в направлении пролива Скагеррак вышел отряд контр-адмирала Франца фон Хиппера в составе пяти линейных крейсеров с легкими крейсерами и миноносцами. Через полчаса за ними последовал и весь Флот открытого моря, ведомый Шеером.

Капитан 3-го ранга Георг фон Хазе, командовавший артиллерией на тяжелом крейсере «Дерффлингер», вспоминал тот момент, когда около 8 часов утра германская эскадра миновала проход в минном поле у бухты Гельголанд и повернула на север: «Величаво взошло солнце, разметало свои золотые лучи по морю, и нашим глазам во всей своей красе предстал Флот открытого моря, идущий в бой, — зрелище, достойное восхищения… Погода стояла ясная, и далеко за кормой мы видели наши линейные корабли. Всего их было двадцать два — настоящая армада».

У немцев насчитывалось 99 кораблей общим водоизмещением 660 тысяч тонн и 45 тысяч человек команды. У англичан же — 149 кораблей общим водоизмещением почти миллион с четвертью тонн и около 60 тысяч человек.

Встреча противников произошла между 14 и 15 часами 31 мая примерно в 160 километрах к западу от побережья датского полуострова Ютландия. Об этом событии написаны тома, и нет смысла воспроизводить его во всех подробностях. Да и не получится.

Ютландское, или, в немецком варианте наименования, Скагерракское сражение стало единственной в Первой мировой войне морской операцией, где в полном объеме оказались задействованы Гранд-Флит и Флот открытого моря.

Сражение проходило в несколько этапов, распадаясь на каждом из них на множество мелких яростных стычек.

Его атмосферу передают слова Франца фон Хиппера, с которыми он в минуту затишья обратился к своему штабу: «Готов биться об заклад, что когда-нибудь ученые крысы из Военно-морской академии будут ломать голову, пытаясь понять: что мы думали? А ничего мы не думали. Думать было некогда».

В том же эмоциональном ключе звучит свидетельство английского офицера, наблюдавшего с высокого борта дредноута за быстротечной схваткой миноносцев: «Творилось нечто невообразимое.

Какие-то силуэты, длинные и низкие, на бешеной скорости за 30 узлов носились туда и сюда под градом снарядов, в всплесках разрывов и в черном дыму.

По ним стреляла артиллерия вспомогательного калибра линейных крейсеров, над их мачтами с ревом летали тяжелые снаряды — и немецкие, и наши».

«Что-то не так с нашими кораблями»

Или вот рассказ вахтенного офицера линейного крейсера «Лайон», флагмана вице-адмирала Битти. В пылу битвы этот моряк увидел, как на мостик, пошатываясь и истекая кровью, весь в страшных ожогах, поднялся сержант Королевской морской пехоты: «Я спросил его, в чем дело. Он прохрипел чуть слышно: «Башня Q разбита.

Расчет погиб. Мы подтопили артиллерийский погреб». Мне бросилось в глаза, что бронированный верх башни свернулся в трубочку и она походила на открытую банку сардин. Из зияющей дыры клубами валил густой желтый дым.

Странно, что все это произошло лишь в нескольких ярдах от боевого поста Битти, но никто на мостике не слышал взрыва».

В начальной фазе Ютландского сражения тон задавали немцы. Их тяжелый крейсер «Фон дер Танн» отличался одной особенностью: его 11-дюймовые пушки поднимались не на 16 градусов, как у всех других, а на 20. Соответственно, дальнобойность доходила до 20,5 километра.

С этой дистанции «Фон дер Танн» и открыл огонь по английскому линейному крейсеру «Индефатигебл», который, получив несколько прямых попаданий в башни и палубу в кормовой части, затонул в результате взрывов пороховых погребов. Та же участь постигла и «Куин Мэри».

Слова адмирала Битти, которыми он отреагировал на гибель этого мощнейшего линейного крейсера, вошли в анналы Королевского флота: «Кажется, сегодня что-то не так с нашими проклятыми кораблями!»

Дэвид Битти приказал изменить курс, чтобы приблизиться к противнику. Выходец из рода ирландских дворян, потомственный военный, он мыслил широко и оригинально. В 1912-1913 годах Битти сделал ряд стратегических разработок: о строительстве флотских баз, об угрозе со стороны подводных лодок и мин, о возможности блокирования германского флота.

Он считал необходимым обучать артиллеристов стрельбе на больших скоростях. Для соотечественников он остался самой притягательной фигурой из всех военных вождей Антанты в годы Первой мировой. Однако в Ютландской битве Битти действовал небезошибочно.

Читайте также:  Средневековая русь и европейские культуры - история России

В частности, адмирал разделил свою эскадру таким образом, что вступить в бой он мог только с одной ее частью.

На этот «фатальный промах» укажет впоследствии в рапорте Джон Джеллико, убежденный, что Битти подверг Гранд-Флит смертельному риску, очертя голову ввязавшись в сражение. Лорд Джеллико прослужил на флоте 44 года, и все ждал своего часа.

Час пробил 31 мая 1916 года, но одновременно на плечи адмирала легло тяжелейшее бремя ответственности. Главнокомандующий прекрасно осознавал последствия победы Германии на море. Морские коммуникации со Скандинавией перешли бы под полный контроль немцев. Союзная Россия оказалась бы в изоляции.

Защищать берега Британии было бы нечем, пришлось бы отзывать войска с континента.

Даже в море Джеллико оставался затворником. Часами он просиживал у себя во флагманском салоне и, нацепив на длинный нос золотое пенсне, разбирал бесконечные приказы и донесения.

Но в последний день весны 1916 года Джеллико не мог не изменить своим привычкам.

В стареньком синем непромокаемом плаще, в маленькой, видавшей виды форменной фуражке с потускневшим шитьем, в белом кашне, повязанном вокруг шеи, адмирал почти не покидал ходовой мостик линкора «Айрон Дюк», флагмана Гранд-Флита.

Наступившая ночь стала для Джеллико сущим проклятием. Командующий укрепился в уверенности, что ночной бой — это лотерея, а играть в азартные игры он не любил.

Такой бой сводил на нет превосходство Гранд-Флита в дальнобойности и мощи корабельной артиллерии. Немцам же, с их более совершенными прожекторами, темнота давала огромные преимущества: они выискивали цель и тут же открывать по ней огонь.

Однако уклониться от столкновения англичанам не удалось. Эскадры сблизились на дистанцию прямого выстрела.

Это теперь историки могут воссоздать более или менее достоверную картину событий. Непосредственным же участникам все казалось полнейшим хаосом. «Где находится противник, мы не имели ни малейшего понятия, — писал командир одного из британских эсминцев.

— А где наши, могли только догадываться». Когда артиллерийская дуэль закончилась, установилась гнетущая тишина. Занимался рассвет. Ютландское сражение завершилось. В нефтяных разводах плавали мертвые рыбы и мертвые люди, по морю бродили мертвые корабли…

Фактическая сторона битвы хорошо известна: англичане лишились 14 кораблей общим тоннажем 113 570 тонн; при этом 6097 человек были убиты, 510 ранены, 177 взяты в плен.

Германские потери составили 11 кораблей общим тоннажем 60 250 тонн, включая линейный крейсер «Лютцов», при 2551 убитом и 507 раненых. Казалось бы, победа «по очкам» досталась немцам. «Магия Трафальгара развеяна», — заявил тогда Вильгельм II.

Кайзер произвел Шеера в полные адмиралы, а Хиппера возвел в дворянство.

В реальности сражение не решило ни одной из поставленных задач, как для англичан, так и для немцев. Последним удалось сохранить свой флот, Гранд-Флит также не был уничтожен. Оперативная обстановка на Северном море не изменилась.

Кайзеровские адмиралы окончательно убедились в том, что злейший враг им не по зубам: разгромить его в следующем «генеральном сражении» не удастся. После Ютландской битвы в Берлине одержало верх мнение сторонников неограниченной подводной войны, как единственного средства воздействия на Англию.

К концу 1916 года эта война возобновилась, причем ее сфера была распространена на Белое море, Мурманское побережье и другие районы Атлантики, где проходили главные морские торговые пути.

Ну а Джеллико и Битти были вознесены в Британии на вершину славы. Пресса сравнивала их с Нельсоном.

Источник: https://news.day.az/unusual/502055.html

Ютландское сражение. Битва всех времён

В наше время Первая мировая война представляется «делом давно минувших дней». Дата её окончания не стала международным праздником, а её ключевые события смогут вспомнить далеко не все. Одно из таких событий произошло ровно сто лет назад.

31 мая 1916 года развернулась величайшая морская битва в истории человечества — Ютландское сражение.

В ней участвовали силы флотов Британской империи и Германии, в общей сложности 250 кораблей, более сорока из которых — линкоры и линейные крейсеры. Ни до, ни после Ютланда не случалось морских битв подобного масштаба.

Безусловно, для каждого командира корабля и для нас, разработчиков World of Warships, это событие имеет особое значение.

Напомним, что с 30 мая до 1 июня по случаю памятной годовщины в игре вы можете проходить специальное испытание, которое позволяет заработать вдвое больше опыта для вашего командира.

Испытание «Ютландское сражение»

В бою уничтожьте крейсер Германии.

Награда: +100% к опыту командира за бой.

Доступные корабли: все корабли IV–X уровней.
Доступные режимы: случайные, ранговые или командные бои.

Испытание можно проходить многократно.

Это не единственная возможность значительно ускорить прокачку в ближайшие дни. Только с 31 мая по 1 июня в Премиум магазине вас ждёт особое предложение.

UPD. Изменены сроки продажи праздничного пакета. «Ютландское сражение: коллекционный набор» будет доступен в премиум магазине до 1 июня, 14:00 (МСК).

В продаже с 31 мая по 1 июня 14:00 (МСК).

В составе:

Купить пакет

Этот флаг прекрасно дополнит внешний облик любого из ваших кораблей в игре, и обязательно привлечёт внимание других игроков, возможно даже, к истории флота.

Теперь же вспомним, как это было.

Исходные позиции

В конце весны 1916 года морское противостояние между Британской империей и Германией окончательно зашло в тупик.

Безраздельно властвуя на море, британский Гранд-Флит нисколько не стремился навязывать германским силам генеральное сражение, а лишь пресекал любые их попытки прорвать дальнюю морскую блокаду.

Несмотря на пассивность такой тактики, экономическая изоляция истощала Германию, и необходимость прорыва становилась все более острой.

Адмирал Рейнхард Шеер, заступивший на должность командующего флотом Открытого моря в январе 1916 года, решился раскачать патовую ситуацию. Его план состоял в том, чтобы относительно небольшим отрядом линейных крейсеров выманить Гранд-Флит с защищённых баз, а затем уничтожить его по частям.

Первый этап операции прошёл для германского флота довольно неудачно. Соединение подводных лодок не сумело собрать ценных разведданных и «потрепать» Гранд-Флит, а британцы, напротив, перехватили сообщение о выходе в море германского флота и подготовились к возможному сражению.

Основываясь на данных радиоперехвата, английский флот двумя эскадрами направился к предполагаемому месту расположения германских сил. Первую из них составлял авангард из шести линейных крейсеров, лёгких крейсеров и миноносцев адмирала Битти в сопровождении четырёх дредноутов Эван-Томаса.

Большая часть остального Гранд-Флита под началом адмирала Джеллико вышла к месту предполагаемого рандеву из Скапа-Флоу.

Первый залп

31 мая, около 14:00, в точке к западу от побережья Ютландии соединение Битти встретило эскадру адмирала Хиппера из пяти линейных крейсеров и нескольких миноносцев сопровождения, которая, как позже выяснили англичане, шла в авангарде основных сил флота Открытого моря. Видя явное численное превосходство, британские корабли пошли на сближение и открыли по противнику огонь. В ответ на это Хиппер, действуя согласно первоначальному плану, повернул свою эскадру на юг, чтобы вывести противника на основную часть германского флота.

Несмотря на численный перевес, артиллерийская дуэль во время преследования складывалась неудачно для английских кораблей. Давало о себе знать не только удручающе низкое качество боеприпасов, но и небрежность и даже грубые ошибки в управлении эскадрой.

Возникла путаница в распределении целей и управлении огнём, а из-за проблем со связью многие приказы передавались с серьёзной задержкой.

Именно из-за этого линкоры Эван-Томаса не успели вовремя сменить курс вслед за уходящими на юго-восток германскими кораблями и вступили в бой с большим опозданием.

Уже довольно скоро корабли Хиппера сумели пристреляться, и начались первые попадания: в короткий срок были подбиты и потоплены линейные крейсеры HMS Indefatigable и HMS Queen Mary. В ответ на это Битти пустил в атаку свои миноносцы, которые пошли на сближение с эскадрой Хиппера и вступили в скоротечный, но безрезультатный бой с германскими эсминцами.

Около 16:30 к месту сражения подтянулись корабли адмирала Шеера. Неожиданно для себя наткнувшись на превосходящие силы противника, Битти развернул английскую эскадру и двинулся по направлению к основной части Гранд-Флита. И вновь из-за перебоев со связью линейные корабли Эван-Томаса начали манёвр с большим опозданием и на повороте последовательно попали под мощный обстрел германских сил.

Второй этап

Во время дальнейшего преследования в ходе артиллерийской дуэли англичане потеряли линейный крейсер HMS Invincible и броненосный крейсер HMS Defence, а германский флот — лёгкий крейсер Wiesbaden. В 18:20 произошло столкновение главных сил противников.

Корабли адмирала Джеллико быстро включились в бой и сосредоточили огонь на линкорах Шеера, которые вели преследование во главе германской армады.

Баланс сил вновь резко изменился: адмирал Шеер не ожидал встречи с основными силами Гранд-Флита и, выполнив под прикрытием дымовых завес «боевой разворот», попытался оторваться от британцев.

Рассчитывая пройти за кормой английских линкоров и прорваться к базам, Шеер вскоре вновь повернул эскадру и двинулся курсом на восток, но уже около 19:00 произошёл новый боевой контакт.

После скоротечной стычки, которая для германских сил обернулась серьёзными повреждениями линейных крейсеров Von der Tann, Seydlitz и других тяжёлых кораблей, флот Открытого моря снова попытался уйти от сил противника.

В наступивших сумерках соединению Шеера удалось оторваться от преследовавшего его флота англичан.

Взяв курс на юго-восток, флот Открытого моря двинулся по кратчайшему пути к своим базам.

Хотя каждая из сторон крайне смутно представляла себе расположение сил противника, около 22:00 маршруты флотов пересеклись и в бой вступили лёгкие крейсеры обеих эскадр, а часом позже германский флот начал скоротечное сражение с английскими эсминцами, которые шли в хвосте Гранд-Флита. К счастью для адмирала Шеера, британский флот не был готов к ночному бою. Запутавшись в противоречивых разведданных, Джеллико не понял, что флот Открытого моря проскользнул за кормой его кораблей. Преследование германского флота продолжалось всю оставшуюся ночь. Прекратить погоню адмирал Джеллико решился лишь к утру 1 июня, получив из Адмиралтейства радиограмму о том, что флот Открытого моря, по-видимому, вернулся в родную гавань.

Читайте также:  Русско-шведская война 1808-1809 гг. минимум для егэ - история России

Исход боя

О результатах этого грандиозного и ни с чем не сравнимого по размаху сражения сложно судить однозначно. Хотя Гранд-Флит понёс серьёзные потери, по тоннажу почти вдвое превышавшие германские, флот Открытого моря не сумел выполнить свою главную задачу — прорвать экономическую блокаду.

До самого конца войны германские корабли уже не отваживались отходить далеко от своих баз. Но и англичанам формальная победа далась высокой ценой. Британская общественность была крайне разочарована высокими потерями среди своего флота, который долгие годы слыл безупречной и непобедимой военной машиной.

Престиж всего Адмиралтейства оказался надолго подорван, и восстановить пошатнувшуюся репутацию британскому флоту удалось лишь к началу Второй мировой.

Источник: https://worldofwarships.ru/ru/news/history/jutland_battle/

Ютландский морской бой — самое крупное морское сражение в истории

Начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война никого не застала врасплох, стороны, принимавшие в ней самое непосредственное участие готовились к предстоящим столкновениям тщательно и очень долго.

Большую роль в надвигающихся военных действиях выполняли, естественно, вооруженные силы Великобритании, прежде всего, морской флот, ну и конечно накопившиеся за период многолетнего мира оснащенные современным оружием немецкие армия и флот.

Планируя крупномасштабную военную операцию, Английское правительство поставило перед Граннд-Флитом и его командующим Джоном Джеллико задачу блокировать любые подступы к Северному морю и перекрыть все пути поставки продовольствия и вооружения в Германию.

Необходимо отметить, что выполнен отданный приказ был при минимальных потерях и строго в срок. Английский флот надежно заблокировал все лазейки, чем поставил немецкое командование в весьма неприятное положение, которое было приказано исправить в ближайшие месяцы.

Но слабость морских вооруженных сил не позволили отвоевать столь важный плацдарм так быстро.

Командующий Германским флотом Рейнхард Шеер

Северное море оставалось под полным контролем англичан вплоть до 1916 года, когда новый командующий Германским флотом Рейнхард Шеер начал активную подготовку к решительному наступлению.

Шеер справедливо полагал, что усиление немецкого флота за счет постройки новых кораблей и подводных лодок создало как нельзя более выгодные условия для выхода в открытое море против сил противника. Англичан планировалось постоянно держать в напряжении, не давая им передохнуть и постараться заставить отказаться от используемой ими тактики выжидания.

Немецкий флот, в частности, подводные лодки, не достаточно сильны против вооруженных кораблей противника, но воевать с торговыми судами они вполне способны, что и делалось на протяжении всего 1916 года.

Командующий Германским флотом Рейнхард Шеер

Операция по выманиванию английского флота и его уничтожения была назначена на конец мая 1916, в ней должны были принять участие с немецкой стороны 16 линкоров, 6 броненосцев, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 61 миноносец. Кроме того, морскую разведку должны были осуществлять 10 дирижаблей.

Против этих сил англичане способны были выставить 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 легких крейсеров и 78 миноносцев.

Отметив некоторую активность немецких вооруженных сил в порученном им районе, английские разведчики тотчас же доложили об этом по назначению, на что был отдан приказ готовиться к наступлению и начать движение по направлению к новым позициям.

Морское сражение близ берегов Ютландии

31 мая в 14.00 пополудни эскадры отменно вооруженных судов противников заняли такие позиции, при которых они находились уже на расстоянии видимости. Случилось это близ берегов Дании, или, как тогда было принято считать — Ютландии.

Флот англичан выстроился в линию и получил возможность сосредоточить все свои силы для одного единственного удара, но командующий линейным флотом Битти этим преимуществом воспользоваться не сумел.

Приблизившиеся на расстояние выстрела немецкие линкоры первыми открыли огонь по судам противника, но урона не нанесли, так как расстояние между кораблями было рассчитано неправильно. В свою очередь открыли огонь и англичане, но также не попали.

Корабли противника начали движение параллельно друг другу, продвигаясь к югу, при этом благодаря светившему из-за их спины солнцу немецкая эскадра оказалась в куда более выгодном положении, нежели англичане, которым солнце светило в глаза и мешало прицеливаться.

Первыми оказались повреждены английские суда «Лайон» и «Тайгер», а спустя мгновение взлетел на воздух «Индефетигебл», пойдя на дно вместе с более чем 1000 человек команды. Одновременно немецкие линейные крейсеры также получили серьезные повреждения, но смогли потопить еще один английский крейсер «Куин Мэри» практически со всей командой.

Поверженный английский корабль

Как только в бой вступили линкоры, тяжелые и легкие крейсера, эскадры стали кружить по морской глади, то нападая друг на друга, то отступая, дневной бой превратился в ночное морское сражение, в котором англичане имели явное преимущество и несмотря на значительные потери смогли заставить немцев потеснится и отступить.

Главной особенностью произошедшей битвы, несколькими годами позже, получившей название Ютландского морского сражения и самой грандиозной морской битвы за всю историю Первой мировой войны, стало то, что и англичане и немцы громогласно объявили о собственной победе.

Надо сказать, что и те и другие имели на это полное право, так как умелое командование адмирала Шеера позволило немецким кораблям нанести серьезный ущерб англичанам и потопить лучшие суда из их флотилии.

Одновременно сильный английский флот в который раз доказал, что противостоять ему не так то и просто, даже несмотря на то, что в Ютландском бою страна потеряла 3 линейных крейсера, 3 броненосных крейсера и 8 эсминцев.

Немцы потеряли всего 1 линейный крейсер, 1 броненосец, 4 легких крейсера и 5 эсминцев.Число убитых с английской стороны превысило 6.5 тысяч, с немецкой 3 тысячи человек.

Итогом Ютландского морского боя стал отвод немецкого флота в порты и гавани, где он и оставался вплоть до окончания войны, и переход к новой тактике подводной войны.

Агрессия немецких подводных лодок против всех проходящих в зоне их дислокации кораблей стала основной причиной, побудившей вступить в войну на стороне англичан Соединенные штаты, что сыграло существенную роль в победе Антанты.

Таким образом можно сказать, что морской бой, случившийся в последние дни весны 1916 года определил все дальнейшие неудачи немецкого командования и стал причиной позорного поражения Германии в Первой мировой войне.

Статья в тему: Адмирал Шеер – фашистская угроза Арктике

Источник: https://sea-man.org/yutlandskiy-morskoy-boy.html

Ютландское сражение

Рассказывает Клим Жуков, как всегда сочно и ярко. Не оторваться.

Кратко о самом бое:

Ютландское сражение (англ. Battle of Jutland) также известное как Битва при Скагерраке (нем. Skagerrakschlacht) — крупнейшее морское сражение Первой мировой войны, произошедшее 31 мая—1 июня 1916 года между Флотом открытого моря (нем. Hochseeflotte) Императорских военно-морских сил Германии и Гранд-Флитом (англ.

Grand Fleet) Королевских ВМС в Скагерракском проливе Северного моря близ датского полуострова Ютландия.
Это сражение стало единственным полномасштабным столкновением линейных кораблей в войне, которое привело к пересмотру военно-морской доктрины, стратегии и технологий и началу неограниченной подводной войны.

Обе стороны заявили о своей победе, однако дебаты об этом продолжаются по сей день.

Силы сторон :

Великобритания и Германия:

28 Линкоров

9 Линейных крейсеров

8 Броненосных крейсеров

26 Легких крейсеров

78 Эсминцев

1 Гидроавианосец

1 Минный заградитель

Германия:

16 Линкоров

6 Броненосцев

5 Линейных крейсеров

1 Бронепалубный крейсер

10 Легких крейсеров

40 Эсминцев

21 Миноносец

14 Подводных лодок

10 Дирижаблей

Потери:

Великобритания:

3 Линейных крейсера

3 Броненосных крейсера

8 Эсминцев

6094 Человека погибло

674 Человек ранено

177 Захвачено в плен

Германия:

1 Линейный крейсер

1 Броненосец

4 Легких крейсера

5 Эсминцев

2551 Человек погибло

507 Человек ранено

Боевые повреждения английского линкора

«Зейдлиц» вышел из боя.

Взрыв на «Куин Мери»

Немецкий миноносец в атаке.

Источник: https://belayaistoriya.ru/blog/43127126903

Крупнейшие морские сражения в истории России. Морские сражения Второй мировой

Образование 29 декабря 2014

Приключенческие, исторические, документальные фильмы, в которых показывают морские сражения, всегда захватывают дух. Неважно, фрегаты ли это с белоснежными парусами возле Гаити или громадные авианосцы на траверзе Перл Харбора.

Дух странствий не дает покоя человеческой фантазии. Читайте далее, и вы вкратце познакомитесь с наиболее масштабными и грандиозными морскими баталиями в новой истории мира.

Флот в военной истории

История российского флота начинается со времен Петра I.

Тактика морского боя изменялась в зависимости от конструкции кораблей и орудий. От галер и фрегатов до дредноутов и далее до современных мощных и компьютеризированных авианосцев.

Государства часто отстаивают свои интересы в войнах. Сражения бывают как сухопутными, так и морскими. О последних мы и поговорим в данной статье.

Чесменское сражение

Крупные морские сражения известны в истории России, начиная с эпохи Петра Первого. Император сыграл важнейшую роль в создании военно-морского флота.
Одна их крупнейших битв восемнадцатого века произошла во время русско-турецкой войны. Победа в этом сражении была настолько внушительной, что с 1770 года 7 июля празднуется как день воинской славы.

Читайте также:  Политик с мечом и денежным мешком — гай из рода юлиев семьи цезарей - история России

Давайте подробнее разберемся, что же происходило в Чесменской бухте с пятого по седьмое июля 1770 года.

В Черное море из Балтики были отправлены две эскадры, которые на месте объединились в одну. Командование новым флотом было поручено графу Алексею, брату Григория Орлова, фаворита Екатерины II.

В эскадру входило тринадцать крупных кораблей (девять линкоров, один бомбардир и три фрегата), а также девятнадцать малых судов поддержки. В общей сложности на них было около шести с половиной тысяч человек экипажа.

Во время перехода была обнаружена стоящая на рейде часть турецкого флота. Среди кораблей присутствовали достаточно крупные суда. Например, у «Бурдж у Зафер» было восемьдесят четыре пушки на борту, а у «Родоса» — шестьдесят. В общей сложности насчитывалось семьдесят три корабля (из них шестнадцать линкоров и шесть фрегатов) и более пятнадцати тысяч матросов.

С помощью умелых действий русских моряков эскадре Алексея Орлова удалось одержать победу. Среди трофеев был и турецкий «Родос». Турки потеряли убитыми более одиннадцати тысяч человек, а русские – около семиста матросов.

Видео по теме

Второе Роченсальмское сражение

Морские сражения в восемнадцатом веке не всегда были победоносными. Это объясняется плачевным состоянием флота. Ведь после смерти императора Петра I, о нем никто не пекся должным образом.

Через двадцать лет после ошеломительной победы над турками российский флот потерпел оглушительное поражение от шведов.

В 1790 году возле финского городка Котка (ранее назывался Роченсальм) встретились шведский и русский флоты. Первым командовал лично король Густав III, а адмиралом в последнем был француз Ниссау-Зинген.

В Финском заливе встретились 176 шведских суден с 12500 экипажа и 145 русских кораблей с 18500 матросами.

Поспешные действия со стороны молодого француза привели к разгромному поражению. Русские потеряли более 7500 человек, в отличие от 300 шведских матросов.

Ученые говорят, что это вторая битва по количеству кораблей в новой и новейшей истории. О самом грандиозном сражении мы поговорим в конце статьи.

Цусима

Причиной поражений зачастую служили различные недоработки и излишнее усердие. Например, если говорить о Цусимской битве, она произошла именно тогда, когда японский флот имел перевес по всем характеристикам.

Русские моряки были предельно уставшими после многомесячного перехода из Балтики в Тихий океан. А корабли уступали японским в мощности огня, бронированности и скорости.

Как результат необдуманного поступка адмирала Российская империя потеряла флот и какую-либо значимость в этом регионе. В обмен на сотню раненых японцев и три утопленных миноносца русские потеряли убитыми более пяти тысяч человек, а в плену оказались более шести тысяч. Кроме этого, из тридцати восьми суден девятнадцать оказались потопленными.

Ютландское сражение

Ютландское морское сражение считается крупнейшей баталией на море во время Первой мировой войны. В ходе битвы сошлись 149 британских и 99 немецких кораблей. Кроме этого, использовались несколько дирижаблей.

Но вся прелесть событий заключалась не в громадном водоизмещении техники или количестве раненых и убитых. Даже не в последствиях боя. Главной особенностью, которой может похвастаться только Ютландское морское сражение, была неожиданность.

Оба флота случайно столкнулись в Скагерракском проливе, возле полуострова Ютландия. Вследствие ошибки разведданных британцы шли очень растянуто и неспешно к Норвегии. В противоположном направлении двигались немцы.

Встреча оказалась совершенно неожиданной. Когда английский крейсер «Галатея» решил досмотреть датское судно, случайно оказавшееся в этих водах, от «У Фиорда» как раз отходил немецкий корабль, уже проверивший его.

Британцы открыли по противнику огонь. После подтянулись остальные суда. Ютландское сражение увенчалось тактической победой немцев, но стратегическим поражением Германии.

Перл-Харбор

Перечисляя морские сражения Второй мировой войны, следует особо остановиться на битве возле Жемчужной гавани. Американцы назвали ее «Атака на Перл Харбор», а японцы – Гавайской операцией.

Целью данной кампании японцы ставили упреждающее обретение превосходства в Тихоокеанском регионе. США ожидали вступления в войну с Империей Восходящего солнца, поэтому создавались военные базы на Филиппинах.

Ошибка американского правительства оказалась в том, что они серьезно не рассматривали Перл Харбор как мишень для японцев. Они ожидали нападения на Манилу и базировавшиеся там войска.

Японцы же хотели разрушить флот противника и с помощью этого одновременно завоевать воздушное пространство над Тихим океаном.

Американцев спас только случай. Новые авианосцы во время атаки находились в другом месте. Пострадало около трехсот самолетов и только восемь старых линкоров.

Таким образом, успешная японская операция сыграла злую шутку в будущем для этой страны. О ее разгромном поражении мы поговорим далее.

Атолл Мидуэй

Как вы уже убедились, многие великие морские сражения отличаются внезапностью начала битвы. Обычно одна или обе стороны не ожидают никакого подвоха в ближайшее время.

Если говорить про атолл Мидуэй, то японцы хотели повторить через полгода Перл Харбор еще раз. Но нацелились на вторую мощную американскую базу. Все могло произойти по плану, и империя стала бы единственной силой в тихоокеанском регионе, но разведчики США перехватили сообщение.

Атака японцев провалилась. Они смогли потопить один авианосец и уничтожить около полутора сотен самолетов. Сами же потеряли более двухсот пятидесяти летательных аппаратов, две с половиной тысячи человек и пять крупных кораблей.

Запланированное превосходство в одночасье обернулось разгромным поражением.

Залив Лейте

Теперь давайте поговорим про крупнейшее морское сражение войны. Если не считать античных баталий возле острова Саламанка, это самый грандиозный бой в море за всю историю человечества.

Он длился четыре дня. Здесь вновь столкнулись американцы и японцы. Ожидаемое в 1941 году нападение на Филиппины (вместо Перл Харбора), все-таки произошло через три года. В ходе этого сражения японцы впервые применили тактику «камикадзе».

Потеря крупнейшего в мире линкора «Мусаси» и повреждение «Ямато» поставило крест на возможности империи главенствовать в этом регионе.

Итак, в ходе битвы американцы потеряли около трех с половиной тысяч человек и шесть кораблей. Японцы же лишились двадцати семи судов и более десяти тысяч экипажа.

Таким образом, мы с вами в этой статье вкратце познакомились с самыми масштабными морскими сражениями в российской и мировой истории.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Образование
Крупнейшие танковые сражения Второй мировой войны

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что танковые сражения Второй мировой войны выступают одним из главнейших ее образов. Как являются окопы образом Первой мировой или ядерные ракеты послевоенного противосто…

Образование
Главные сражения Северной войны — поворотные пункты в истории России и Европы

Большая Северная война начала XVIII века, в которой были задействованы многие государства северной Европы, в значительной степени повлияла на геополитическую ситуацию и дальнейшее развитие всего континента. Главн…

Новости и общество
Нефтегорск, землетрясение (28 мая 1995 года). Крупнейшие землетрясения в истории России

Землетрясения в России происходят достаточно часто. Жители центральной полосы плохо представляют, что это такое. Но все же многие понимают, что это разрушительного действия стихия, от которой спастись порой практическ…

Новости и общество
Выдающиеся личности России: список. Выдающиеся личности в истории России

Наше столетие наступило совсем недавно, и поэтому сказать, кто именно выдающиеся личности России 21 века, мы пока не можем. Однако анализ прошлого даст нам возможность понять, чего же истинно великого мы можем ждать о…

Образование
Волжский торговый путь и его роль в истории России

В прежние времена торговые пути имели огромное значение. Они являлись связующим звеном для торговли и позволяли обогащаться городам и регионам, где проходили, а также служили нитями для культурных и религиозных связей…

Образование
Роковой 1682 год в истории России

Один год для истории – это ничто, но так уж вышло, что именно 1682 год в истории России выдался богатым на события. Много случилось и скорбного, и радостного. Однозначную оценку периоду дать трудно, но то, что э…

Образование
1918 год в истории России: основные события

В истории каждой страны существуют годы, которые считаются переломными на смене эпох. Они характеризуются стремительной сменой событий практически на всех уровнях общественной жизни, острым кризисом, а зачастую и нача…

Образование
Отечественная война — это… Сколько отечественных войн было в истории России

Когда во время войны на защиту Родины встает весь народ, независимо от сословия и имущественного положения, то ее называют отечественной. Другими словами, отечественная война – это когда народ борется за свою ст…

Образование
Основные даты истории России. Значимые даты в истории России

Российская Федерация – государство, которое занимает первое место по площади территории и девятое — по численности населения. Это страна, прошедшая путь от разрозненных княжеств до кандидата в сверхдержавы. Как …

Образование
Как называлась Россия при святом Сергии. Сергий Радонежский в истории России

В 2014 году весь христианский мир отметил семисотлетие с момента появления на земле великого праведника Сергия Радонежского. В этой статье мы постараемся познакомить вас с жизнью великого русского игумена, расскажем, …

Источник: http://monateka.com/article/187698/

Ссылка на основную публикацию