Вторая половина хх века в учебниках украины — история России

Вторая половина ХХ века в учебниках Украины

Вторая половина ХХ века в учебниках Украины - история России

13.8 Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе.

В послевоенные годы расширилась сеть научно-исследовательских учреждений, увеличилась численность научных кадров. Возобновили свою работу Киевский, Харьковский, Одесский государственные университеты. К 1950 г. действовало 222 тысячи школ.

Наряду со всеми положительными изменениями продолжала действовать сталинская идеология. Постоянному контролю подвергались деятели литературы и искусства. На протяжении 1946-1948 гг.

ЦК КП (б) принял ряд постановлений: «Об искажении и ошибках в освещении истории литературы в книге «Очерки истории украинской литературы», «О репертуаре драматических и оперных театров УССР и мероприятия по его улучшению» и др.

В названных документах искажалась культурная жизнь Украины, в частности литература, искусство, состояние исторической науки, около сотни украинских деятелей науки были обвинены в украинском буржуазном национализме.

Обходя политические притеснения, украинские литераторы доносили до читателя идеи гуманизма, чувство патриотизма, любовь к своей Родине. В эти годы получили широкое распространение произведения А. Малышко «Прометей», О.

Гончара «Знаменосцы», М. Бажана «В дни войны», П. Воронько «Весенний гром» и др. Плодотворно работали А. Довженко, А. Копыленко, М. Стельмах. Борьбе с пережитками посвятили свои произведения сатирики и юмористы О. Вишня и С.

Олейник.

В послевоенный период музыка характеризуется расширением тематики и жанров. В начале 60-х годов Б. Лятошинский завершил Третью симфонию, поэму «Гражина по повести А. Мицкевича. Тепло встретили слушатели Вторую симфонию и сюиту «Король Лир» Г. Майбороды, ораторию «Октябрь» К.

Данькевича, сюиту «Памяти Леси Украинки» и «Партизанские картины» А. Штогаренко, «Прикарпатскую симфонию» С. Людкевича и др. В оперном искусстве следует выделить оперы «Милана» Г. Майбороды, «Украденное счастье» Ю. Мейтуса, оперу-интерпретацию драмы-феерии Л.

Украинки «Лесная песня» В Кирейко и др.

Тематика послевоенной живописи посвящена событиям Второй мировой войны. На материалах фронтовых воспоминаний создано великое множество картин: Д. Безуглый «Форсирование Днепра», Л. Чичкан «Отомстим», С. Отрощенко «Немецкие оккупанты на Украине».

В скульптуре также как и в живописи ведущими темами стали события и образы военного времени: памятник молодогвардейцам – монументальная скульптура (1954), ее авторы В. Агибалов, В. Мухин, В. Федченко, А. Сидоренко и др.

60-е гг. ознаменовались выходом романов «Омут» Г. Тютюнника, «Правда и кривда» М. Стельмаха, «Капля крови» Ю. Мушкетика, «Человек живет дважды» Ю. Шелкопляса. С интересом общественность встретила произведения молодых поэтов-шестидесятников: В. Симоненко, Л. Костенко, И. Драча и др.

Репрессии 1965 – 1966 гг.

скрытая идеологическая «чистка» редакций газет, журналов, издательств, институтов гуманитарного профиля, усиление идеологического давления на интеллигенцию вместо предпологаемого уничтожения инакомыслия дали обратный результат: часть шестидесятников, которые не были арестованы, давали отпор неосталинизму.

Появились произведения «Горе от ума» В. Черновола – сборник документов и биографических сведений о жертвах репрессий 1965 – 1966 гг.; антисталинские статьи В. Мороза «Репортаж из заповедника им. Берия» и «Среди снегов».Весомый вклад в литературу вносят О. Гончар, М. Стельмах, П. Загребельный, Ю. Мушкетик, М. Зарудный и др.

Значительным явлением украинского кино стало творчество С. Параджанова, К. Муратовой, Л. Быкова. Сокровищницу украинского кино пополнили такие талантливые фильмы как «Тени забытых предков», «Белая птица с черной отметиной», «Меланхолический вальс», «В бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты» и др.

Новые черты в 70 – 80-е годы приобрела музыка. Широкой популярностью пользовались исполнители массовой эстрадной песни С. Ротару, В. Зинкевич, Н. Яремчук.

Пропаганде музыкального творчества благоприятствовала деятельность таких художественных коллективов как Государственный симфонический оркестр Украины, капеллы «Думка», «Требита», Украинский народный хор, квартет им. Н. Лысенко и др.

Среди общественных сооружений 70-х годов художественно отличаются Дворец культуры «Украина» (1970, архитектор Е. Маринченко и др.) и Здание института технической информации (1971, архитекторы Л. Новиков, Ю. Броев) в Киеве. Создаются музеи народной архитектуры и быта.

Установлены памятники А. Пушкину и Н. Лысенко в Киеве (А. Ковалев), Т. Шевченко – в Москве (Ю. Синкевич и др.), И. Франко – во Львове (В. Борисенко и др.).

Одной из ярких и характерных черт культурной жизни украинского был расцвет народного самодеятельного творчества. В художественной самодеятельности принимали участие свыше 4 млн. трудящихся; в республике действовало 105 самодеятельных народных театров, 48 народных ансамблей и симфонических оркестров.

В 80-е годы были начаты реформы в экономике и политике, социальной и духовной жизни СССР, которые, в конечном счете, привели к его развалу. 16 июля 1990 г.

Верховной Радой была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, а 2 августа – Закон «Об экономической самостоятельности Украинской ССР. 24 августа 1991 г.

Верховная Рада приняла «Акт независимости Украины», который был подтвержден на всенародном референдуме 1 декабря того же года. Таким образом, Украина пришла к независимости.

С провозглашением независимости Украины государство ощущало острую потребность в создании законодательной базы в области культуры. 23 мая 1991 г. Верховной Радой был принят закон Украины «Об образовании».

Он определил школу как основу духовного и социально-экономического развития государства и предвидел кардинальные изменения в ее работе.

Кабинетом министров утверждена комплексная национальная образовательная программа «Освита» («Украина – ХХI столетие»).

Программа основывается на соединении образования науки и культуры, отечественного и мирового педагогического опыта. Ее целью является подъем отечественного образования до мирового уровня. Важным шагом в этом направлении стало принятие Верховной Радой Украины 19 февраля 1992 г. «Основ законодательства о культуре».

Из-за отсутствия эффективной системы государственного финансирования культуры указом президента Украины в июле 1994 г. был создан Фонд содействия искусству Украины. Уже первые шаги его деятельности показали, что работа Фонда эффективно влияет на реализацию многих художественных проектов, содействует духовному возрождению общества.

В 90-х годах возникают негосударственные культурно-творческие организации, среди них такие как ассоциация творческой интеллигенции «Мир культуры», общественные объединения: театр – студия «Арабески», ассоциация «Новая музыка», Центр международных культурных инициатив и др.

Реорганизовывается вся система высшего и среднего специального образования. В 1998 г. в Украине насчитывалось 204 учебных заведения III – IV уровней аккредитации, т. е. университетов, академий, институтов, 665 учреждений образования I – II уровней аккредитации, т. е. техникумов и колледжей.

В этом же году государство начало новый этап практической реализации программы возрождения исторических памятников, возвращение к жизни символов веры украинского народа. Отстроен заново Михайловский Златоглавый собор.

После нескольких лет дискуссий по поводу проектов работ отстроен Успенский собор Киево-Печерской лавры, который поднялся из руин и освящен 28 августа 2000 г.

В 2000 г. в составе Министерства культуры и искусств Украины создана Государственная служба контроля за перевозом культурных ценностей через государственную границу.

Служба занимается государственной экспертизой культурных ценностей, возвращением краденных, незаконно вывезенных и невозвращенных произведений искусства.

Состоялся Всеукраинский съезд работников культуры и искусств, на котором с программными речами выступили Президент Украины Л. Кучма и министр культуры Б. Ступка, определив пути развития культурно-творческого процесса государства.

Процессы, происходящие в обществе, широко охватили и литературу. Происходит переоценка общественных идеалов, исторических событий. Сегодня первое место занимает публицистика, которая освещает политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Высоким гражданским пафосом наполнено творчество И. Драча, Д. Павличко, П. Мовчана, В. Яворивского, И. Дзюбы и др.

Весомый вклад в возрождение исторической памяти и возвращение забытых имен деятелей культуры и искусства внесли Союз писателей Украины и ее издательские органы: газета «Литературная Украина», журналы «Звон», «Березиль», «Днепр», «Вселенная», «Слово и время», «Украинский исторический журнал», «Памятники Украины».

Благодаря этим изданиям начали возвращаться в украинскую литературу ранее запрещенные имена писателей и их произведения, произведения искусства, творчество художников диаспоры, исторические исследования.

Происходят изменения в украинском кино. Создаются украиноязычные фильмы. По произведениям классиков украинской литературы созданы многосерийные фильмы «Сад Гетсиманский» по мотивам произведений И.

Багряного, «Ловушка» – И. Франко, «Царевна» – О. Кобылянской, «Роксолана» – П. Загребельного. В1991 г. создан Государственный фонд украинской кинематографии.

Позднее создана Ассоциация молодых кинематографистов Украины (АМКУ).

Возрождается в Украине музыкальное творчество, развивается современная украинская песня. Новые песни дарят слушателям О. Билозир, О. Билоножко, С. Ротару, П. Дворский, А. Кудлай, П. Зибров, Т. Повалий и другие мастера эстрадного искусства. Проводятся песенные фестивали – «Червона Рута», «Песенный вернисаж», «Таврические игры» и др.

Таким образом, деятельность украинский народ возрождает и развивает национальную культуру. Культура – вечная золотая нить истории, которая соединяет поколения, эпохи, времена и направлена в будущее. Украинская культура создала великие ценности. Задача нынешнего поколения – сберечь и приумножить их.

Вопросы для самопроверки:

Какие процессы произошли в культурной жизни Украины в 20-30-е гг.

Какой вклад в разгром фашистов внесли деятели культуры во время Второй мировой войны?

Достижения в сфере литературы, изобразительного искусства, музыки в послевоенный период.

Какие процессы происходили в литературной жизни Украины в 60-80 гг.

Какие изменения произошли в культурной жизни Украины после принятия Акта о независимости Украины в 1991 г.

Диаспора – расселение по разным странам народа, изгнанного обстоятельствами, завоевателями или господствующей властью за пределы Родины; вся совокупность выходцев из какой-либо страны и ее потомки, которые проживают за ее пределами.

Кантата – музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, часто также хором, в сопровождении оркестра.

Конструктивизм – направление в искусстве XX в. выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.

Культ – совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

Формализм – искусствоведческое направление в XIX- XX вв. претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры, совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства (футуризм, кубизм, дадаизм и др.).

Рекомендуем ознакомится: http://knigi.link

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/30973-vtoraya-polovina-khkh-veka-v-uchebnikakh-ukrainy

Украинская культура второй половины XX века, Образование — История Украины Библиотека русских учебников

ГлавнаяИсторияИстория УкраиныПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Развитие украинской культуры во второй половине XX в происходило зигзагообразно. Сначала, после смерти.

Сталина, наступил короткий период относительной либерализации, когда была в многих ранее репрессированных художников, доступными стали их произведения, выросло национальное достоинство украинской, расширились границы для творческого самовыражения, наконец, сформировалось поколение»шестидесятников», которое отмечало ся непримиримостью к идеологическому диктату, уважением к личности, приверженностью национальных культурных ценностей, идеалов свободди.

С победой в. Кремле в середине 1960-х годов консервативных сил украинская культура снова попадает в жесткие тиски советской официальной идеологии.

В обществе нарастают кризисные явления, упадок мо орал, девальвируются общечеловеческие ценности, утверждается пренебрежительное отношение к языку, истории, литературы, искусства, усиливается идеологическая цензура, начинается травля интеллигенции, повал ьною становится русификация и т.д..

Тех, кто осмеливался выступать против режима, лишали права печататься, снимать фильмы или ставить спектакли, принимать активное участие в культурной жизни, увольняли с работы, и. Нколо бросали за решеткути.

Наконец, с началом горбачевской перестройки, когда демократизация набирала все большие обороты, создавались условия для национально-культурного возрождения украинского общества

Образование

протяжении всего периода существования. СССР правящий режим особое внимание неизменно уделял образованию, которую рассматривал как важный аспект коммунистической идеологии. Поэтому неудивительно, что, начиная реформирования су успильства,. М.

Хрущев не обошел и образовательной сферы, тем более, что последняя должна создать основу для развертывания научно-технической революции. Именно по его инициативе в прессе развернулась дискуссия относительно май щем школ, которая завершилась принятием в декабре 1958 г..

Закона»Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в. СССл апреле следующего года соответствующих ный закон был принят в Украинраїні.

Согласно этим документам было начато структурную перестройку общеобразовательной школы.

Она предусматривала: введение обязательной восьмилетней неполного среднего образования; преобразования средней десятилетним ной школы в одиннадцатилетнюю, поскольку около трети учебного плана в 9-11-м классах было отведено под производственное обучение, создание материальной базы для овладения школьниками одной из массовых пр офесий.

Стратегическим направлением работы школы в законе было определено принцип сочетания общеобразовательного и политехнического обучения. С этой целью в школах вводилось производственное обучение, часть занятий которого в проводилась на предприятиях и в колхозах и совхозах.

Выпускники средних школ, за исключением 20% лучших учеников, перед поступлением в вузы были обязаны отработать минимум 2 года на производстве и. Согласно закону, вводился аморальный принцип факультативности украинского языка, традиционно сохранялся унифицированный подход к образованию, идеологический контроль за ней тощ тощо.

Несерьезные недостатки реформы, в частности, на недооценку гуманитарного аспекта образования, реальность угрозы снижения общего уровня среднего образования, в своем письме в адрес. М. Хрущева указывал выдающийся ук. Краинский педагог-новатор, директор.

Павлышской средней школы. Кировоградской. В. Сухомлинский. Он стал известным благодаря таким своим педагогическим работам, как»Сердце отдаю детям»,»Рождение гражданин а»,»Как воспитать настоящего человека»,»Сто советов учителю»,»Родительская педагогика»и др..

Читайте также:  Перерастания бунта в крестьянскую войну - история России

Всего в его активе — 41 монография и более 600 научных статей, где раскрываются каноны высокогуманных и д емократичнои педагогической концепции, которая органично сочетает классическую и народную педагогику.

За это выдающегося педагога обвиняли в отсутствии»классового подхода»к воспитаниювання.

После смещения в октябре 1964 p. М. Хрущева школьная реформа предыдущих лет была отменена и лишь отдельные ее фрагменты, как, например, восьмилетняя неполное среднее образование, отмена платы за обучение в стар рших классах (1956), введение школ-интернатов (1956) и школ продленного дня (1960), оставались в силе.

С одиннадцатилетнего срока обучения в дневной общеобразовательной школе с 1966 вернули ися к десятилетке.

Тогда же начался переход к обязательного среднего образования, которая вводилась не только через общеобразовательную школу, но из-за среднее специальное образование и систему профессионально-тех ночного обучения, обновлялись учебные программы и учебники. Обучение в начальной школе сокращалось с четырех лет до трех.

Все шире внедрялись факультативные занятия для старшеклассников углубленное изучение отдельных предметов, кабинетная система обучения, межшкольные учебно-производственные комбинаты, где ученики получали начальную профессиональную подготовку.

Усилилась политизация учебно-виховног в процесса: с середины 1960-х годов вводился специальный курс обществоведения, с 1972 г — обязательная начальная военная подготовка, с 1975 г — основы советского государства и права. Укреплялась центр ализации управления образованием частности, в 1969 г вновь. Министерство образования. СССР урезало автономию своего украинские соответствия, взяв на себя ряд его основных функцииовних функцій.

Следующий шаг реформирования образовательной сферы был связан с тем, что па начале 1980-х годов заметным стало неуклонное отставание образовательной подготовки выпускников советских средних школ от миро ового уровня. Особенно низким был уровень подготовки учащихся сельских школ. Поэтому в 1984 г.. Верховный. Совет.

СССР одобрил»Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»У них определялся комп лекс задач для повышения качества образования и воспитания, роста престижа профессии учителя, совершенствования структуры управления образованием, укрепления ц материальной базы.

Вводилось обучения с 6 лет (по желанию родителей), 8-летние школы были реорганизованы в 9-Ричи, а 10-летние — в 11-летние. Упор делался на трудовом обучении учащихся, овладении ими конкретными знаниями по естественно-технических ичних, экономических и общественных наук и т.д..

Учителя имели уделять больше внимания идеологическому воспитанию учащиесяю учнів.

К сожалению, заметных результатов эта реформа не имела ее осуществления было слабо подкреплено материально, не сопровождалось демократизацией образовательной дела, наоборот, усиливалась централизация управле ния системой образования, рос идеологическое давление со стороны компартии, игнорировались национальные особенностиі.

Итак, система школьного обучения и воспитания.

УССР, которая отмечалась такими недостатками, как догматизм, заорганизованность, нивелирования личности и подчинения ее воле коллектива, назойливое насаждение я оторванной от жизни коммунистической идеологии и атеизма, с каждым годом теряла свою эффективность.

Существенным препятствием, мешала обеспечению надлежащего уровня школьной подготовки, был нищий ю материально состояние сферы образования и, соответственно, низкая оплата труда педагогов.

И все же, несмотря на недостатки, на протяжении второй половины 1950-х — 1980-х годов удалось создать значительный научный и культурный потенциал республики, всем детям было обеспечено доступ к образованию, а уровень знаний и интеллектуальное развитие как учеников, так и студентов длительное время превышали показатели развитых краеїн.

В период перестройки своеобразной попыткой развития способностей школьников стало возрождение лицеев и гимназий

Кроме школ, экономическое и культурное развитие общества требовал наращивания подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием. Не случайно промышленным и сельскохозяйственным предпр приятия с 1959 г было предоставлено право по своим путевкам посылать на учебу способную молодежь. Расширялась сеть заочного и вечернего обученияння.

Быстрыми темпами в Украине развивалась профессионально-техническое образование. Согласно правительственному постановлению от 1969 р все профтехучилища были преобразованы в учебные заведения со средним образованием. Закон о народном в образовании (1973) назвал их основной школой профессионального обучения молодежи.

А в 1984 p, согласно»Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», профтехучилища различных типов реоргани зовувалися в единый тип учебного заведения, где учащиеся получали общее среднее образование и профессию. Если в 1966 г насчитывалось 700 профтехучилищ, где обучалось 285,9 тыс.

учащихся, то в 1987 г -1200 средних профтехучилищ, в которых получали образование и специальность свыше 710 тыс человек. Правда, по ряду причин (недостаточное обеспечение материально-технической базы многих училищ, недостаточная подготовка изложенной.

Дацко состава и мастеров производственного обучения, комплектования училищ учащимися со слабой успеваемостью и с т н неблагополучных семей и т.п.) уровень квалификации выпускников профтехучилищ отставал от нео бхидного уровня производствя виробництва.

Расширилась подготовка специалистов со средним специальным образованием. Если в 1960/61 уч г в республике было 595 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 398 тыс студентов, в 1986 6/87 уч г их было 733, где получали специальность 806 тыс. человек в 370 специальностямностями.

Ощутимо расширялась сеть высших учебных заведений, укреплялась их материально-техническая база. Поэтому протяжении 60-80-х годов общее количество студентов выросло вдвое. В 1986/87 уч р республ. Лике действовало 146 вузов, где обучалось около 850 тыс. студентов. На базе.

Донецкого,. Симферопольского и. Запорожского пединститутов было открыто университеты 31969 р при некоторых вузах было создано подгот вчи отделения, слушатели которых, успешно сдав экзамены, становились студентами.

Для обеспечения учебно-воспитательный процесс в вузе более 80 тыс профессорско-преподавательских кадров, среди которых было 2,6 тыс. докторов и до 30 тыс. кандидатов наук. Соответственно возросла и количество специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве.

УССР: если в 1964 г их насчитывалось 2,3 млн, то в 1985 г — 7300000 оси — 7,3 млн осіб.

Существенным недостатком высшего и среднего специального образования оставалась качество подготовки специалистов, которая значительно отставала от мирового. Она по-прежнему, в целом была низкой, особенно на заочных и ве вечерний отделениях.

Крайне неудовлетворительным оставалось материально-техническое обеспечение вузов. В начале 1990-х годов. СССР по уровню образования в мире занимал лишь 28 место.

Если в начале 1980-х годов персон альной компьютер на столе западного студента заменял набор карандашей и логарифмическую линейку, то советские студенты о таком даже не мечталиіяли.

Общей проблемой всей системы образования в Украине была ее русификация, когда украинский язык достаточно спланировано вытеснялась из школ,. ПТУ, высших и средних специальных учебных заведений. Попытки украинс ских писателей, преподавателей вузов, учителей после XX съезда. КПСС помешать этому процессу не имели успеха. Уже упомянутый.

Закон»Об укреплении связи школы с жизнью»(1959), демократично, на первый взгляд, предоставив родителям право выбирать для своих детей язык обучения в школе, поставил украинский язык в неравноправное положение с российской, которая всячески поддерживалась государством и, конечно, имела высший соц иально статус.

Сложилась абсурдная ситуация, когда нельзя было отказаться от изучения русского языка, однако можно было игнорировать украинского. В условиях настойчиво пропаганды идеи»слияние наций»и»ут ванию единого языка для всех народов»это положение.

Закона об образовании фактически становилось инструментом национального нивелирования и русификации украинских школї школи.

https://www.youtube.com/watch?v=icTv8rbW9F8

Одной из попыток борьбы против русификации была проведена в феврале 1963 г республиканская конференция по вопросам культуры украинского языка, в которой приняли участие более 800 учителей, писателей, ученые ей.

По сути, она превратилась в публичную форму протеста против преследования украинского языка в. СССР.

Приводились многочисленные факты безосновательного ограничения использования украинского языка, травля тех кто выступал за ее всестороннее развитие, единогласно осужден абсурдную теорию»двуязычия нации»Участники конференции обратились к руководству государства с требованием улучшить состояние украинского языка, с отдельная, ввести и во всех образовательных учреждениях республики, учреждениях, торговли, на предприятиях и транспорте, обеспечить поддержку украиноязычных издательств, кинематографии тощтощо.

К сожалению, к мнению конференции партийная номенклатура и не думала прислушиваться.

Из года в год быстрыми темпами сужалась сфера потребления в школе украинского языка, сокращалась сеть украинских школ, а в в крупных городах на востоке и юге Украины они почти совсем исчезли конце 1980-х годов сложилась абсурдная ситуация, когда в канадском городе. Эдмонтон было больше украинских школ, чем у. Донецке. Луганске,.

Днепропетровске и. Харькове вместе взятых целом на грани 80-90-х годов, как уже отмечалось в предыдущем разделе, менее половины украинских школьников учились в украинских школах, перева жно в сельской местности»Состояние школьного образования в городах Украины настолько скандальный, — с болью писал. И.

Дзюба в труде»Интернационализм или русификация?»-. Что соответствующая статистика давно не пуб лечится, а данные о количестве украинских и неукраинских школ чуть ли не относятся к самым государственных тайн.

Плохо то, что»украинский»школы совсем не воспитывают национальную гиднис ть и национальное чувство, не дают элементарного осознания своей национальной принадлежности и связанных с этим обязанностей, не обеспечивают самого минимального знания родной истории и родной культуры. В большинства из них царит тот же дух превосходства и»предпочтительносты»русской культуры и второстепенности украинскихкраїнської… «

Распространению русского языка в национальных республиках способствовали постановления. ЦК. КПСС»О дальнейшем совершенствовании изучения и преподавания русского языка в союзных республиках»от 1 июня 1978 г и. Совета. Мини страх.

СССР»О мерах по распространению изучения русского языка в союзных республиках»от 13 октября 1978 г. В 1979 г в. Ташкенте (Узбекистан) состоялась научно-практическая конференция»Русский язык — мо ва дружбы и сотрудничества народов.

СССР», на которой, между прочим, было рекомендовано»ввести повсюду изучения русского языка в национальных дошкольных учреждениях для детей с пяти лет жизни»В. Постан ове. ЦК. КПСС и. Совета. Министров.

СССР»О дополнительных мерах по совершенствованию изучения русского языка в общеобразовательных учебных заведениях союзных республик»от 26 мая 1983 г в Украине учитель.

России ской языка было установлено 15% надбавки к ставкам, классы, где было более 25 учеников, на уроках русского языка делились на две подгруппы. Также предполагалось увеличить количество изданий учебной, мето щения и художественной литературы на русском языке. Обычным явлением стало освобождение учащихся в российских школах от изучения украинского языка и литературыератури.

Еще хуже было положение в высших и средних специальных учебных заведениях Украины. Попытки министра высшего и среднего образования Украины. Ю.

Даденкова, который в 1965 г разослал инструктивное письмо о языке вы икладання в вузах, постепенно перевести обучение, издательское дело, проведения официальных мероприятий, общественно-политической и культурно-просветительной работы неукраинскую язык, остановила»директива из. Москвы»после я устранения. П. Шелеста и. Ю. Даденкова с должностей процесс русификации украинского образования продолжился с новой силой. Как следствие, высшие и средние специальные учебные заведения Украины почти полностью перешли на русский язык преподавания. Поэтому молодежь, которая приходила в эти учреждения из украинских школ, за годы учебы нередко русифицироваласькувалася.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/istoria/istoriya_ukrayini_-_lazarevich_mv/ukrayinska_kultura_drugoyi_polovini.htm

О новом учебнике истории украины

17 июля министр образования и науки Украины Лилия Гриневич подписала приказ № 826 «Об утверждении учебных программ для 10−11 классов общеобразовательных учебных заведений». В пресс-службе министерства отметили, что «процедуру обновления также прошла программа по истории Украины».

С 1 сентября 2016 года для украинских старшеклассников вводятся новые учебники по отечественной истории.

Как сообщают представители Украинского института национальной памяти (УИНП), ученики 10-11 классов будут изучать «Украинскую революцию 1917-1921 годов», «советскую оккупацию Украины», «войны советской России с Украинской Народной Республикой» и ряд политических событий, имевших место в последние годы.

«Институт в 2015 году инициировал внесение изменений в школьную программу по истории Украины для 10–11 классов. После обсуждения проект был утвержден приказом министра образования и науки», – информирует УИНП.

«В программе выделены и расширены, в частности, такие события, понятия, факты и термины: бой под Крутами; этапы трудовой и политической эмиграции; войны советской России с Украинской Народной Республикой; советская оккупация Украины; административно-территориальные изменения украинских земель на протяжении всего ХХ века; Акт восстановления Украинского государства; вклад украинского народа в победу над нацизмом во Второй мировой войне; украинцы в воинских формированиях государств Объединенных Наций», – отмечают авторы программы.

Кроме того, школьники будут изучать ряд исторических фигур и персоналий, которые «способствовали развитию Украины». Среди них – Степан Бандера, Роман Шухевич, Симон Петлюра, Евгений Коновалец и Петр Порошенко.

По данным СМИ, в раздел новейшей истории войдут параграфы «Агрессия и оккупация Крыма Российской Федерацией» и  «Антитеррористическая операция в Донбассе». Отдельно говорится о победах Украины на конкурсе «Евровидение» в 2004 и 2016 годах.

Читайте также:  Культ личности - история России

В новую школьную программу по истории вводится понятие «депортация» (имеется в виду депортация из Крыма крымских татар и других народов, а также массовые депортации этнических украинцев из Польши в 1944-1946 годах).

В министерстве образования и науки пояснили, что новая программа призвана «воссоздать историю страны без политических купюр и идейной заангажированности». В разработке учебника приняли участие представители правительственных, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Появление нового антинаучного пособия прокомментировали украинские и российские ученые и деятели культуры.

«Без конкретных цитат и годов из темы сложно понять, о чем идет речь, – размышляет о «советской оккупации» историк Андрей Светенко.

– Если это касается 39-го и освободительного похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию, входивших в состав Польши, то тогда, с позиции украинской идентичности, они говорят об акте оккупации. Внедряется в сознание, что это была именно агрессия и оккупация.

Хотя в действительности произошло воссоединение украинского и белорусского народа, возвращение исторических земель. Не секрет, что в украинском языке много расхождений с так называемыми «западенцами» и жителями Левобережной Украины.

Но если они распространяют понятие «оккупация» на всю страну, то это в корне неверно. Не осуществлялось против них карательных действий, местные и центральные органы советской власти были представлены украинцами».

«Все происходит на уровне терминов, – подчеркивает историк. –  Например, сейчас на Украине ситуацию с Крымом называют «аннексией» и «агрессией», невзирая на референдум и мнение подавляющего большинства крымчан.

Как можно политическую историю подать объективно? ″Без политических купюр″ – совсем неясная фраза. Путь выяснения правдивости и достоверности, на мой взгляд, ложный. Есть несколько точек зрения на одно событие.

Их можно давать ученикам, чтобы они формировали свое представление о событиях тех лет. Тогда это хоть как-то можно понять».

По мнению луганского писателя Глеба Боброва, украинские власти «формируют искусственную реальность, и они это делают давно и вполне последовательно».

«Это началось не сегодня и не вчера, это началось с 1990-х годов, сразу с момента действительного образования украинского государства в 1991 году», – напоминает писатель.

«Вся украинская идентичность строится лишь на отрицании русского, – уверен Г.Бобров. – Когда Кучма дал своей книжке название ″Украина – не Россия″, он ошибся, надо было написать: ″Украина – Антироссия″. Это точно выразило бы идентичность нынешнего украинского государства, ибо главная идея интегрального украинского нацизма – это Антироссия.

Если убрать из украинской национальной идеи Россию и противостояние ей, то она сдуется, как воздушный шарик… И вот чтобы эту пустоту как-то наполнить, они и формируют эту фейковую искусственную реальность.

Это фейковая страна с фейковой культурой, потому она вынуждена это делать, в том числе путем формирования всяческих искусственных бредовых идеологем и перекрученных с точностью до наоборот исторических событий».

«По сути, это интеллектуальный, духовный теракт против собственной молодежи, – резюмирует Г.Бобров. – Своими антиисторическими мифами калечат души детей, подростков, молодежи…».

«Эта ситуация настолько комичная, что я вообще не знаю, как ее комментировать, – недоумевает одесский поэт и журналист Олег Губарь. – Страна непуганых идиотов? Мне не хочется оскорблять людей, потому что в Одессе масса здравомыслящих людей, сопротивляющихся таким вещам. Но это вводит в шок, и ничего не остается другого, только юмор спасает.

Как сказала моя очень близкая подруга, американский крупный историк, автор монографии крупнейшей по истории Одессы: я историк, а не политик, во-первых; а во-вторых, она сказала, что в трагических ситуациях, наверно, проявляют больше всего склонности к юмору наиболее претерпевшие.

К окружающему иногда надо относиться как к неизбежности, это единственная наша броня».

«Ничего удивительного, эта тенденция переписывания истории с упором на ″вечное и исконное″ противостояние Украины с Москвой уже длится лет двадцать, – напоминает доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

– В украинских учебниках и Полтавская битва именуется «поражением украинско-шведских воинов от российских царских орд». И других подобных выворачиваний истории наизнанку уже масса. При этом тщательно игнорируется, что в период советской власти территория Украины увеличилась фактически в два раза за счет Новороссии, восточных областей, Крыма, наконец…

Одновременно идет методичная кампания на дискредитацию общих эпизодов истории наших стран – в том числе и победы над фашизмом».

«В предыдущий раз школьную программу по истории на Украине меняли в 2009 году. Но по сравнению с теми коррективами нынешние исправления серьезные специалисты называют тифозным бредом. Особое возмущение вызывает формулировка «советская оккупация»», — рассказывает Дмитрий Чураков, доктор исторических наук, профессор московского педагогического государственного университета.

«Умолчали украинские историки и о строительстве ДнепроГЭС – крупнейшей гидроэлектростанции в Европе того времени, которую изначально планировали построить в России. Ни слова и про Кременчугский автомобильный завод, который выпускал легендарные КРАЗы.

А ведь построить его сначала планировали под Ярославлем. Россия в ущерб себе делала из аграрной Украины индустриальную страну.

И таких примеров можно привести массу…», — сетует Вячеслав Никонов, председатель комитета Государственной Думы РФ по образованию, сообщает www.vesti.ru.

Источник: http://pravorf.org/index.php/news/2176-o-novom-uchebnike-istorii-ukrainy

Развитие украинской культуры во второй половине XIX — начале ХХ века

украинская культура второй половины XIX века, несмотря на все преграды, продолжала успешно развиваться. Этому способствовали: во-первых, реформы 1860-1870-х годов (отмена крепостного права, судебная, земская, городская, образовательная реформы), во-вторых, бурное развитие капиталистических отношений.

В образовании изменения стали ощутимыми уже на грани 1860-х годов. Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украине их действовало свыше 110.

Преподавание во многих из них велось на украинском языке, изданные были буквари и учебники, в том числе «Букварь» Т. Шевченко.

Но того же 1862 царское правительство решило закрыть воскресные школы, а многие их организаторов и преподавателей было арестовано

Политика реформ проводилась царизмом одновременно с политикой репрессий против украинской культуры. Об этом свидетельствовал и известный Валуевский циркуляр 1863 г., который затормозил развитие украинской культуры. Только с начала 1870-х годов в Украине оживляется культурно-образовательная деятельность.

В настоящее время значительную поддержку школьному образованию стали оказывать земства. Они увеличивают ассигнования на содержание и строительство школ. С 1871-го по 1895 ассигнования растут в 6 раз. Новый удар по развитию украинской культуры нанес Эмский указ Александра II в 1876 г.

Но и после этого не исчезают прогрессивные тенденции в культуре. В 1865 г. по инициативе Н. Пирогова в Одессе основан Новороссийский университет. Таким образом на украинских землях действовало уже пять университетов.

Были открыты также Нежинский историко-филологический институт, Харьковский технологический, Киевский политехнический, Екатеринославский горный институты.

Определенных достижений в области образования были достигнуты на Западной Украине: открыт ряд вузов, в том числе Черновицкий университет (1875), Львовский политехнический институт и Академию ветеринарной медицины, с 1869 г. внедрялось обязательное обучение детей возрасте от 6 до 14 лет

Новым явлением было возникновение общественных научных организаций.

При Киевском университете создаются научные общества: филологическое, математическое, физико-медицинское, психиатрическое, акушерско-гинекологическое, общество естествоиспытателей, историческое общество Нестора-летописца. На Западной Украине 1873 г.

была создано Литературное общество им. Т. Шевченко, которое в 1892 г. преобразовано в Научное общество им. Т. Шевченко (НОШ).

В обществе существовало три ведущие научные секции — историко-философская, филологическая и математико-естественно-врачебная, а также ряд комиссий, в том числе археографическая, библиографическая, этнографическая, правовая, статистическая и др. Выдающийся вклад в укрепление научного потенциала общества внес М. Грушевский, который возглавлял его работу с 1897-го по 1913 гг

Научные исследования проводятся в основном в университетах. Выдающийся вклад в развитие магнетизма электротехники сделал Н. Д. Пильчиков, долгое время работал в Харьковском университете. Н. Бекетов, заведующий кафедрой химии этого университета, впервые в мире стал преподавать курс физической химии.

Талантливый биолог И. Мечников, работая в Одесском университете, создал учение о фагоцитозе и защитные свойства организма. 1886 И. Мечников и Н. Гамалея основали в Одессе первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию. Во второй половине XIX в.

заметное возвышение происходило в гуманитарных науках, особенно в исторической. Широким признанием пользовались работы Н. Костомарова, посвятившего ряд глубоких исследований истории Украины периода «Руины» и Гетманщины. Кропотливую работу над исследованием исторических документов проводил В.

Антонович, именно тогда изучал историю украинского казачества и гайдамацкого движения. В 1880-1890 годах началась активная исцька деятельность молодого поколения историков — А. Я. Ефименко, Д. И. Багалея, Д. И. Яворницкого, М. С. Грушевского.

В области исследования истории украинского языка, литературы, фольклора плодотворно работал П. Г. Житецкий. Ряд важных работ по проблемам языкознания принадлежит А. А. Потебни.

В 1880-х годах происходит расцвет украинского театрального искусства. Это было обусловлено тем, что только именно в театре был возможным развитие украинского языка. Лучшие драматурги были также ведущими режиссерами и руководителями театральных трупп. Профессиональный украинский театр возник на базе любительских коллективов, действовавшие в 1860-1870 годах. В 1882 г.

под руководством М. Кропивницкого в Елисаветграде создана первая украинская профессиональную труппу, в которую были приглашены М. Садовский, М. Заньковецкая, А. Маркова, И. Бурлака и др. В 1883 г. труппу возглавил М. Старицкий, а режиссером остался М. Кропивницкий. На Западной Украине украинский профессиональный театр был основана в 1864 г. А.

Бачинским под названием «Русская беседа».

В музыкальном искусстве отличалась творчество С. С. Гулака-Артемовского. В 1862 г. он создает первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем».

Основоположником украинской классической музыки был М. В. Лысенко, который в этот период написал замечательные оперы «Рождественская ночь», «Утопленница», «Недоросль», «Тарас Бульба», оперетту «Черноморце», оперы для детей «Господин Коцкий», «Коза-дереза''т.д. На Западной Украине следует отметить творчество М. М. Вербицкого.

В украинской архитектуре второй половины XIX в. распространяется эклектизм различных стилей. Наиболее значительными достижениями в этот период отмечались архитекторы А. В. Беретти (Владимирский собор, дом Первой гимназии в Киеве), А. Шредер (здание оперного театра и театра Соловцова в Киеве), П. Главка (здание резиденции митрополита Буковины в Черновцах) .

Таким образом, вторая половина XIX в. была сложным и противоречивым периодом в развитии украинской культуры. Несмотря на трудности, культура обогатилась выдающимися достижениями практически во всех ведущих отраслях.

В начале ХХ в. в культурной сфере четко вырисовываются две тенденции — сохранение национально-культурной идентичности (народничество) и пересадки на украинскую почву новейших европейских образцов художественного самовыражения (модернизм).

Своеобразной синтезною моделью народничества и модернизма стала «новая школа» украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, М. Черемшина), которая в своем творчестве органично сочетала традиционные для отечественной литературы этнографизм, рассказ от первого лица и др.

с новейшими европейскими достижениями — символизмом и психоанализмом.

в украинской литературе первой модернистские лозунги выдвинул в 1901 г. писатель М.

Вороной, который на страницах «Литературно-научного вестника» в программном открытом письме призвал вернуться к идее «настоящей душистой поэзии», тематически и жанрово расширить существующие в тогдашней литературе рамки. Эстафету у М. Вороного приняла группа галицких писателей «Молодая муза» (П.

Карманский, В. Пачковский, А. Луцкий и др.), которая в 1907 г. обнародовала свой манифест, содержавший критические замечания относительно реализма в литературе и ориентировался на общеевропейские образцы и тенденции.

конце XIX в. — Начале ХХ в. стиль модерн получает распространение и в украинской архитектуре, что нашло свое выражение в геометрически четких линиях сооружений, динамичности их формы.

В этом стиле построены железнодорожные вокзалы Львова, Киева, Жмеринки, Харькова, первый в Украине крытый рынок (Бессарабский). Самыми яркими фигурами архитектурного модернизма были В. Жуков, А. Вербицкий, М. Веревкин и др.

Поиски и эксперименты архитекторов-модернистов имели целью обеспечить максимальную функциональность здания, сохранив при этом четкость в линиях фасада.

украинская скульптура начала ХХ века тоже не избежала модернистских начинаний. Под влиянием западных художественных школ формируется целая плеяда украинских скульпторов-модернистов — М. Гаврилко, М. Паращук, В. Ищенко, П. Войтович и др.

Их творчестве свойственны контрастные светотеневые эффекты и глубокий психологизм А. Архипенко обогатил язык пластики ХХ века: он заставил пустое пространство стать органичным и очень выразительным элементом композиции.

Руке мастера принадлежат «Ступая женщина», «Женщина, причесывается» и другие произведения.

Читайте также:  Скифское царство в крыму - история России

В живописи сторонниками модернистских экспериментаторов были М. Жук, А. Новаковский, В. и Ф. Кричевские и др.

Следует подчеркнуть, что украинский вариант модернизма был довольно своеобразным и имел свои особенности.

В силу того, что украинские земли не имели собственной государственности, были разобщены и фактически находилось в статусе провинций, общественное развитие у них был замедленным по сравнению с ведущими европейскими странами, так и конфликты между цивилизацией и культурой, художником и обществом не были такими острыми .

Эти факторы и определили приглушенный, слабо выражен, неразвитый характер украинского модернизма. Отдельные всплески мирового уровня только оттеняли общую провинциальность и глубоких традиций украинской культуры.

украинский модернизм не сформировался как национальная самобытная течение, а проявлялся лишь в творчестве отдельных художников.

Этот стиль, особенно в литературе, испытал большое влияние романтизма, что объясняется как традицией, так и ментальностью украинского народа, для которого романтизм является органичным элементом мировоззрения в любую сутки.

Своеобразие украинского варианта модернизма заключается в том, что он с эстетического феномена превратился в культурно-историческое явление, стал попыткой преодоления провинциальности, второсортности, вторичности украинской национальной культуры, формой привлечения к достоянию мировой цивилизации. Он словно символизировал переход украинского общества от этнографически-бытовой самоидентификации, то есть выделения себя среди других, в национальное самосознание — определение своего места и роли в современном мире.

Источник: http://ukrmap.su/ru-uh9/374.html

Образ России в школьных учебниках истории постсоветских стран

Глава 3. Россия в украинских учебникахРассмотрим, что пишется в учебниках по истории, которая преподается во всех украинских школах, включая и немногочисленные оставшиеся русские.

Тема образа России в украинских школьных учебниках истории превращается лишь в набор обид, взаимных обвинений в фальсификации, неблагодарности, предательстве, шовинизме, и теряет, таким образом, всякое практическое значение.

Взяв в руки комплект наиболее распространённых школьных учебников истории, попытаемся воссоздать образ России, который должен сформироваться при их помощи у выпускника средней школы.

§ 3.1. Оценка пребывания Украины в составе дореволюционной России

Украинские учебники рассматривают пребывание территорий современной Украины в составе дореволюционной России как уничтожение «Украинской казацкой державы», а выступление против Петра I гетмана И.

Мазепы как «попытку освободиться от московского царизма»41 [см. приложение 16]. В. Мысан представляет измену И.

Мазепы как заранее разработанный план «освобождения от московского ярма», в котором он использовал Карла XII в своих целях42.

Политика России рассматривается как «великодержавная» и «препятствовавшая культурному и политическому развитию украинского народа». Украина рассматривается как объект «империалистических притязаний», «плацдарм для экспансии на Балканы», «жертва колониальной политики империи».

Например, административная реформа начала XIX в., представлена как попытка царизма «взять в тиски украинский народ». А реформа образования — как попытка «официального Петербурга» сделать украинцев «настоящими русскими»43 [см. приложение 17]. А.К.

Струкевич настаивает на «колониальном» статусе Украины в составе Российской империи. Реформу административного устройства, проходившую на всей территории империи, он расценивает как «стремление царизма расчленить украинский народ»44 [см. приложение 18]. А.К.

Струкевич считает, что Российская империя «втягивала украинцев в чужие войны», в которых «украинцы проливали пот и кровь за чужие имперские интересы России». Среди таких войн он называет русско-турецкие, «франко-русскую 1812 года» (не применяет термин «Отечественная война») и Крымскую войну 1853—1856 гг.

При этом, говоря о Крымской войне, он подчеркивает: «Много неприятностей доставили украинцам и российские резервные войска, которые шли на Крымскую войну через Украину»45 [см. приложение 19].

§ 3.2. Образ России в период нахождения в составе СССР

В украинских учебниках культивируется миф о СССР как тоталитарной «империи», ведущей политику «русификации», где «отсутствовала украинская государственность».

В целом довоенный период истории Украины в составе СССР характеризуется так: «в чрезвычайно сложных условиях отсутствия государственности и тоталитарного сталинского режима она (украинская нация) в короткое время отстроила свою экономику и добилась дальнейшего своего развития»46. Так называемый голодомор 1932—1933 гг.

рассматривается в контексте «сталинских репрессий»47. Авторы учебников называют потери от голодомора от 3 до 12 миллионов, что является явным преувеличением. Кроме того, часто общесоюзные потери от голода выдаются за потери одной Украины. Как одну из основных черт советской послевоенной политики в УССР все авторы учебников выделяют русификацию.

Сопротивление «русификации» осуществляли украинские писатели: «дать свободу родителям решать вопрос, какой язык в обязательном порядке будут изучать их дети — невозможно»48.

Таким образом, мы можем заметить, что речь шла не о русификации, а об украинизации, поскольку детей заставляли изучать в школе украинский язык против их воли и против желания родителей. Распад СССР Ф.Г. Турченко, П.П. Панченко и С.М. Тимченко рассматривают как крах одной из крупнейших империй мира, в результате которого «свершилась вековая мечта украинского народа — Украина стала независимой»49.

В целом по проведенному исследованию образа России в учебниках по истории Украины можно констатировать, что последовательная линия, проводимая авторами – создание негативного образа России, как государства, ведущего захватническую политику. Все это влияет на исторический образ России, которая на страницах украинских учебников в роли союзника появляется довольно редко, а в основном выступает как сильный враг.

Глава 4. Опытно-экспериментальная часть (исследование)

Прежде чем приступить к выяснению образа России в учебниках истории стран ближнего зарубежья (Узбекистана, Казахстана, Украины), мы решили провести небольшой эксперимент, включающий в себя III этапа. Участниками эксперимента стали ученики 11 «а» класса, прошедшие курс истории (12 учащихся).

I этап. Анкетирование.

Сначала ученикам 11 класса было предложено ответить на 2 вопроса [см. приложение 20].

Результаты были следующими: при ответе на 1-ый вопрос вариант «А» выбрало подавляющее большинство (10 человек – 83 %), 2 человека (17 %) выбрали вариант «Б».

При ответе на 2-ой вопрос большинство выбрали вариант «А» (9 человек – 75 %), вариант «Б» выбрали 3 человека (25 %).

II этап. Анализ учебников истории Узбекистана, Казахстана, Украины.

На втором этапе нами был проведен анализ 16 школьных учебников истории бывшего Советского Союза: Узбекистана, Казахстана, Украины. Мы ознакомили учащихся 11 класса с результатами нашего анализа.

III этап. Итоговый мониторинг.

На основе полученной информации учащимся 11 класса было предложено повторно ответить на вопросы, задаваемые раннее, с целью выяснения, изменилась ли их точка зрения по данной проблеме. Результаты были ошеломляющими. Большинство учеников изменило свою точку зрения в противоположную сторону.

При ответе на первый вопрос большинство учащихся выбрали вариант «Б» (11 человек – 92 %) и 1 ученик выбрал вариант «А» (8 %). На 2-й вопрос выбрали вариант «А» 2 ученика (16 %), вариант «Б» выбрали 10 человек (84 %).

Подводя итоги, мы еще раз убедились в том, что исторические события, написанные в негативном ключе, оказывают влияние на изменение точки зрения у учащихся на историю, в частности на роль России в национальной истории стран СНГ.

Заключение

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:Общей чертой школьных учебников новых национальных государств является стремление представить контакты с русскими и Россией как источник бедствий. Присоединение тех или иных территорий к России и Российской империи, как правило, оценивается негативно.

Выгоды, получаемые народами в рамках большого государства, замалчиваются, акцент делается на утрате самостоятельности. Установление советской власти в Узбекистане, Казахстане и Украине изображается как «агрессия», «интервенция», «завоевание», «оккупация». Авторы учебников не скупятся на резкости.

Весь советский период истории учебники Казахстана, Узбекистана оценивают как «колониальный». В украинских учебниках культивируется миф о СССР как тоталитарной «империи», ведущей политику «русификации».

Присутствие России в данных регионах в учебниках оценивается либо крайне негативно, либо однобоко, без учета того, сколько Россия вложила сил и средств, в развитие этих регионов.

В целом по проведенному исследованию образа России в учебниках по истории Узбекистана, Казахстана, Украины можно констатировать, что последовательная линия, проводимая авторами направлена на создание негативного образа России, как государства, ведущего захватническую политику.

Если Россия, русские, империя прилагали усилия для социально-экономического развития окраин, инвестировали ресурсы, прокладывали каналы и железные дороги, строили заводы и города, создавали театры и университеты, то в логике проанализированных учебников это лишний раз доказывает, что они эти окраины русифицировали и эксплуатировали в своих целях.

Проведенное нами исследование очередной раз доказывает, если образ России, получает однобокое освещение, да еще и в негативном ключе, то и в сознании детей закрепляется именно то, что написано в учебнике. И в этом, на наш взгляд таится опасность, поскольку школьные учебники влияют на воспитание граждан. Если существующие тенденции продолжатся, то через 15—20 лет в сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России как зловещей империи, которая веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала их.

Список литературы

1. А.К. Струкевич, И.М. Романюк, Т.П. Пирус. История Украины (XVI—XVIII вв.) 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Киев: Грамота, 2008.2. Байпаков К., Дикань М. Рассказы по истории Казахстана (учебник для 5 кл. общеобразовательной школы). Алматы: Аруна, 2008.3.В.Мысан. Введение в историю Украины. Учебник для общеобразовательных учебных заведений для 5 кл. Киев: Генеза, 2005.4. Г. А. Хидоятов, В. А. Костецкий. История Узбекистана (вторая половина XIX — начало XX вв.). Учебное пособие для 9 класса. Ташкент, 2002.5. Ж. Рахимов. История Узбекистана (вторая половина XIX века — начало XX века). Учебник для 9 класса. Ташкент, 2001. 6. Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2006. 7. М.Койгелдиев, А.Толеубаев, Ж.Касымбаев, Т.Далаева, Е.Калиева. История Казахстана: Важнейшие периоды и научные проблемы. Учебник для общественно-гуманитарного направления общеобразовательной школы. 11. кл. Мектеп, 2007.8. Мисан В.О. Вступ до історії України. Підруч. для 5 кл. загальноосвіт. навч. закладів. Київ: Генеза, 2006. 9. Моисеенкова Л., Марциновский П. Россия в украинских учебниках истории: Взгляд из Крыма. // Старые и новые образы в современных учебниках истории. / Под ред. Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова. М., 2004.10. Сабданбеков А.А., Абиль Е.А. Рассказы по истории Казахстана: учеб. для 5 кл. общеобраз. шк. — Алматы: Атамура, 2006.11. Струкевич А. К ., Романюк И . М., Пирус Т. П. История Украины: Учебник для 8-го кл. общеобразоват. учеб. зав. — К.: Грамота, 2008. 12. Струкевич О.К. Історія України. Підручник для 9-го кл. загальноосвіт. навч. закл. Київ: Грамота, 2009.13. Тиллабоев С., Замонов А.. История Узбекистана (вторая половина XIX-начало XX века) , 9 класс. /Под редакцией Д.А.Алимова. Ташкент, 2010.14. Турченко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новейшая история Украины (1939—начало XXI века). 11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Киев: Генеза, 2006. 15. Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917-1991 годы). Ташкент. 2006.16. Усманов, У. Джураев, Б. Ахмедов. Рассказы по истории. Учебник для 5 классов. Ташкент. 2007.17. Ф.Г. Турченко, В.Н. Мороко. История Украины конец XVIII—начало XX века. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Киев: Генеза, 2002.18. Ферро М.. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Интернет-ресурсы

http://www.livadiaclub.com/pages_174/index.html.

http://www.twirpx.com/about/search/.

http://portfel.at.ua/load/8_klas/vsesvitnja_istorija/gisem/95-1-0-394.

Приложение 1С.Тиллабоев, А. Замонов. История Узбекистана (вторая половина XIX-начало XX века) , 9 классПриложение 2Приложение 3Приложение 4С.Тиллабоев, А. Замонов. История Узбекистана (вторая половина XIX-начало XX века) , 9 классПриложение 5

Усманов, У. Джураев, Б. Ахмедов. Рассказы по истории. Учебник для 5 кл.

Усманов, У. Джураев, Б. Ахмедов. Рассказы по истории. Учебник для 5 кл.Приложение 6Г. А. Хидоятов, В. А. Костецкий. История Узбекистана (вторая половина XIX-начало XX вв.). 9 клПриложение 7Г. А. Хидоятов, В. А. Костецкий. История Узбекистана (вторая половина XIX-начало XX вв.). 9 клПриложение 8Г. А. Хидоятов, В. А. Костецкий. История Узбекистана (вторая половина XIX-начало XX вв.). 9 клПриложение 9Г. А. Хидоятов, В. А. Костецкий. История Узбекистана (вторая половина XIX-начало XX вв.). 9 клПриложение 10Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917-1991 годы)Приложение 11Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917-1991 годы)Приложение 12Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917-1991 годы)Приложение 13Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917-1991 годы)Приложение 14Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классовПриложение 15Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классовПриложение 16Струкевич А. К ., Романюк И . М., Пирус Т. П. История Украины: Учебник для 8-го кл.Приложение 17Струкевич О.К. Історія України. Підручник для 9-го кл.Приложение 18Струкевич О.К. Історія України. Підручник для 9-го кл.Приложение 19Струкевич О.К. Історія України. Підручник для 9-го кл.

Источник: http://ist.na5bal.ru/istoriya/153/index.html?page=2

Ссылка на основную публикацию