Восточные и западные славянские племена на рубеже нашей эры — история России

История России

Восточные и западные славянские племена на рубеже нашей эры - история России

Жизнь племён, обитавших в лесистых областях Среднего и Верхнего Поднепровья, отличается более медленным развитием производства и общественных отношений.

Эти славянские племена известны по памятникам зарубинецкой археологической культуры (II в. до н. э. — II в. н. э.), местные варианты которой очень мало отличались друг от друга.

Возможно, что часть памятников черняховской археологической культуры (II—IV вв. н. э.) тоже принадлежала славянам.

Медленное развитие земледелия определяло сохранение указанными славянскими племенами первобытно-общинного строя и в начале I тысячелетия н. э.

Их укреплённые городища обычно располагались по нескольку посёлков рядом, что позволяет считать их принадлежащими одному роду. Составлявшие род патриархальные семьи жили уже в отдельных домах.

В некоторых местах это были наземные жилища со стенами из плетня, обмазанного слоем глины.

Некоторые группы славян в первые века нашей эры продвинулись от Среднего Поднепровья, повидимому, к Северному Донцу и верховьям реки Сейма. Распространение на восток было началом расселения славянских племён, происходившего в последующие столетия.

Заселяя территории сарматских племён, славяне частично оттесняли сарматов на юг и восток, частично ассимилировали. Следы общения славян с сарматами бесспорно засвидетельствованы появлением у сарматов личных имён «Ант» и «Хорват», которые во II—IV вв. н. э. употреблялись даже сарматами, обитавшими далеко на юге, в Танаисе и Пантикапее.

Основным занятием населения было, как и раньше, земледелие, наряду с которым значительную роль играли охота и скотоводство.

В первых веках нашей эры земледелие достигло более высокого уровня вследствие усовершенствования орудий производства: вместо прежних деревянных пашенных орудий у славян получило распространение рало с железным наконечником, что должно было повысить производительность земледельческого труда

Одновременно с ростом земледелия и скотоводства развивались и другие отрасли общественного производства. Уже в первых веках нашей эры можно отметить обособление металлургического и кузнечного ремёсел.

Распространённость железных орудий в Верхнем Поднепровье указывает даже на большее развитие металлургии здесь, чем в Среднем Поднепровье. Однако все остальные отрасли ремесленной деятельности сохраняли ещё характер домашнего ремесла.

Даже гончарное производство не выделилось в самостоятельное ремесло, и посуда изготовлялась от руки. Ремесленное производство в целом было ограничено, так как его продукция расходилась внутри узкого круга потребителей.

Вопрос о развитии торговли у восточных славян в первые века нашей эры исследован ещё недостаточно. О внутренней торговле между племенами пока ничего не известно. Внешние связи характеризовались относительно слабым контактом с областями средиземноморского бассейна. Это подтверждается указанным выше смутным знакомством римских авторов со славянами.

Материал из поселений свидетельствует о другом направлении меновых и культурных отношений — на запад, к населявшим Чехословакию кельтским племенам и, что вполне естественно, к западнославянским племенам Новисленья. Это заключение, однако, следует считать предварительным, так как из нескольких десятков поселений изучаемых племён раскопаны только единицы.

О социальном строе восточных славян приходится судить почти исключительно на основании археологических данных.

Развитие производительных сил в рассматриваемое время достигло уже такого уровня, когда родовая община начала постепенно уступать место складывавшейся сельской общине — территориальному посёлку больших патриархальных семей.

Сравнительно небольшие жилища первых веков нашей эры и находимый в них инвентарь показывают, что отдельная семья уже владела орудиями производства и запасами.

Показателем начавшегося разложения первобытно-общинного строя у восточных славян служит наличие у них рабства, о чём сообщают более поздние византийские писатели. Хотя эти сведения, относящиеся уже к VI в.

, подтверждают, что и в это время институт рабства у славян был мало распространён и носил патриархальный характер, однако можно предполагать, что зарождение рабства относится ещё к предыдущим столетиям. Об этом свидетельствует наличие у славян в VI в.

обычного права, запрещавшего порабощение соплеменников. Несомненно, в изучаемый период рабство не играло сколько-нибудь заметной роли в производстве.

Племенная организация у восточных славян известна сравнительно мало. По-видимому, каждое племя управлялось своим вождём, наряду с которым существовали совет старейшин и общее собрание племени. Можно думать, что к концу рассматриваемого периода уже началось образование славянских племенных союзов, столь сильных в VI в.

История восточнославянских племён в первые века нашей эры известна крайне недостаточно. В конце II в. н. э. на нижнем течении Дуная и в Северо-Западном Причерноморье появились племена готов, пришедшие из Юго-Восточной Прибалтики.

Движение готов и появление их в Причерноморье не оказало заметного влияния на славянские племена Повидимому, пришедшие с берегов Балтийского моря готские племена были не очень многочисленны, и, кроме того, они сравнительно быстро прошли на Дунай, в пределы фракийских племён.

Ближе всего с готами, в частности с остготами, славянские племена столкнулись лишь в IV в. н. э.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/i-v/vostochnye-slavyane.html

Восточные Славяне

    Исторические источники VI века утверждают, что какой-либо раздробленности между славянами в это время не было, так как у племенные союзы восточных славян имели схожий и язык, и обычаи, и законы. У них также был схож образ жизни, нравы и любовь к свободе. Славяне вообще отличились очень большой волей и любовью к свободе, и в качестве раба у них выступал лишь военнопленный, причем это было не пожизненное рабство, а лишь на определенный период времени. Позже пленного могли выкупить, либо его отпускали и предлагали стать частью общины. Издавна древние славяне жили в народоправстве (демократии). По своему темпераменту отличались сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью, были гостеприимны к чужестранцам, отличались от остальных языческим многобожием и особыми продуманными обрядами.

    Племена восточных славян

    Самые ранние племена восточных славян, о которых писали летописцы, были поляне и древляне. В основном они расселялись в лесах и полях. Древляне часто жили за счет налетов на своих соседей, от чего часто страдали поляне. Именно эти два племени основали Киев. Древляне находились на территории современной Украины на Полесье (Житомирская область и западная часть Киевской области). Поляне населяли земли около среднего течения Днепра и по его правую сторону.Далее после полян и древлян следуют племена дреговичей. Дреговичи населяли современную территорию районов Гомельской, Минской и Брестской областей Беларуси.После дреговичей шли кривичи и полочане. Они населяли современную территорию Псковской, Могилёвской, Тверской, Витебской и Смоленской областей РФ, а также восточную часть Латвии.После них были новгородские славяне. Так прозывали себя только коренные жители Новгорода и тех, кто жил на соседних землях. Также, летописцы писали, что новгородские славяне – это славяне ильменские, которые были выходцами из племен кривичей.Северяне также были выселенцами кривичей, и населяли современную территорию Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.Радимичи и вятичи были выселенцами ляхов, и назывались так от имен родоначальников. Населяли радимичи междуречье верхней части Днепра, а также Десны. Ещё их поселения были расположены по всему течению Сожи и всех его притоков. Вятичи населяли верхнюю и среднюю Оку и Москву-реку.Дулебы и бужани – это названия одного и того же племени. Они располагались на Западном Буге, и так как в летописях о них писали, что данное племя располагалось в одно и то же время в одном месте, то их после прозывали волынянами. Дулеб можно также рассматривать как отрасль хорватского племени, который поселился до сегодняшнего дня на берегах Волыни и Буга.Последними племенами, которые населяли Юг, были уличи и тиверцы. Уличи располагались вдоль нижнего течения Южного Буга, Днепра и побережья Черного моря. Тиверцы же находились в междуречье Прута и Днепра, а также Дуная и Буджакского побережья Черного моря (современная территория Молдавии и Украины). Эти же племена оказывали на протяжении сотен лет сопротивление русским князьям, и Иорнаду и Прокопию они были так же известны, как анты.

    Соседи восточных славян

    На рубеже II-I тыс. до н.э. соседями древних славян были киммерийцы, которые населяли Северное Причерноморье. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. их вытеснили из земель воинственное племя скифов, которые годы спустя основали на этом месте собственное государство, которое будет всем известно, как Скифское царство. Им подчинялись многие скифские племена, которые расселились в низовьях Дона и Днепра, а также в причорноморских степях от Дуная, до Крыма и Дона.В III веке до н.э. с востока из-за Дона на Северное Причерноморье стали переселяться племена сарматов. Большая часть скифских племен ассимилировалась с сарматами, а оставшаяся часть сохранила свое прежнее название и переселилось в Крым, где продолжало существовать Скифское царство.В эпоху Великого переселения народов, на Причерноморье переселились восточногерманские племена – готы. Они существенно повлияли на экономику и культуру Северного Причерноморья, нынешней территории Украины и России. После готов пришли гунны, которые разрушали и грабили все на своем пути. Именно из-за их частых нападений прадеды восточных славян были вынуждены переселиться ближе к северу в лесостепной полосе.Последние, кто оказал не малое влияние на переселение и образование славянских племен были тюрки. В середине VI века с востока пришли прототюрские племена, которые образовали на огромной территории, простирающейся от Монголии до Волги, Тюрский каганат.Таким образом, с приходом все новых и новых соседей, происходило расселение восточных славян ближе к нынешней территории Украины, Беларуси и России, где в основном преобладала лесостепная зона и болота, возле которых строились общины и которые защищали роды от набегов воинственных племен.В VI-IX веках территория расселения восточных славян простиралась с востока на запад начиная с верховьев Дона и Средней Оки и до Карпат, а с юга на север от Среднего Поднепровья и до Невы.

    Восточные славяне в догосударственный период

    Восточные славяне в догосударственный период в основном образовывали небольшие общины и роды. Во главе рода стоял «родоначальник» — старейшина общины, который принимал окончательное решение за свое племя. Племена часто переезжали с места на место, так как основное занятие древних славян было земледелие, и им требовалась новая земля для вспахивания. Вспахивали землю либо на поле, либо рубали лес, сжигали поваленные деревья и после засеивали все семенами. Обрабатывалась земля зимой, чтобы к весне она уже была отдохнувшей и полной сил (зола и навоз хорошо удобряли земельный участок под посев, помогая ей достичь большей урожайности).Ещё одной причиной постоянных переездов славянских племен были нападения соседей. Восточные славяне в догосударственный период часто страдали от набегов скифов и гуннов, из-за чего, как мы писали выше, им пришлось заселить земли ближе к северу на лесной местности.Основная религия восточных славян – языческая. Все их боги были прообразами природных явлений (самый главный бог Перун – бог Солнца). Интересный тот факт, что языческая религия древних славян берет начало ещё у религии древних индонезийцев. В течении всего переселения, она часто подвергалась изменениям, так как многие обряды и образы были заимствованы у соседних племен. Не все образы в древней славянской религии считались богами, так как Бог в их понятии – это дающий удел, богатство. Как и в античной культуре, боги делились на небесных, подземных и земных.

    Образование государства у восточных славян

    Образование государства у восточных славян произошло на рубеже IX-X веков, так как роды становились более открыты а племена более дружественны. После их объединения в единую территорию требовался грамотный и сильный лидер – князь. Пока во всей Северной, Восточной и Центральной Европе племена объединялись в Чешское, Великоморавское и Древнепольское государства, восточные славяне пригласили править своим народом заморского князя, по имени Рюрик, после чего и образовалась Русь. Центром Руси был Новгород, но когда Рюрик умер, а его законный наследник, Игорь, был ещё мал, князь Олег взял власть в свои руки и, убив Аскольда и Дира, присоединил Киев. Так образовалась Киевская Русь.Подведя итог можно сказать, что наши предки пережили очень много бед, но выдержав стойко все испытания, основали одно из сильнейших государств, которое живет и процветает по сегодняшний день. Восточные славяне – одна из сильнейших этнических групп, которая со временем объединилась и основала Киевскую Русь. Их князья с каждым годом завоевывали все больше территорий, объединяя их в одно единое великое государство, которое боялись царства, существующие намного дольше с более развитой экономикой и политикой.Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/istoriya/777-vostochnye-slavyane.html

Восточные славяне. Догосударственный период в истории России

Проблемы происхождения рода человеческого, расселения людей по территории земного шара, сложные вопросы расообразования, этногенеза являются предметом длительной научной дискуссии.

Археологические и лингвистические данные позволяют утверждать, что люди жили на территории Восточно-Европейской равнины не позднее, чем со времен неолита, нового каменного века. Это время так называемой неолитической революции (VIII—III тыс. до н. э.

), когда происходил переход от потребляющего, присваивающего хозяйства к хозяйству, производящему прибавочный продукт. С неолитом связывают возникновение общественного разделения труда — появляются земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, управленческие функции.

В этот важный в истории человечества период возникли первые городские поселения, зачатки религиозных представлений, искусства и многое другое. Последние археологические данные свидетельствуют о проживании людей на месте нынешней Москвы еще в эпоху неолита.

Этническая принадлежность, происхождение различных народов, включая славян, является не только научной, но и политической проблемой, так как используется для обоснования историческими данными претензий на те или иные территории, как правило, богатые природными ресурсами или удачно расположенные.

Славян относят к огромной индоевропейской языковой группе, к индоевропейской культуре, к индоевропейскому антропологическому типу. Группу сородичей, к которой принадлежат славяне, называют также ариями, или арийцами.

В предыстории русского народа можно выделить два крупных этапа.

Первый этап можно обозначить как праславянский, протославянский или дославянский. Он охватывает одно-два тысячелетия до н. э. и несколько веков нашей эры.

В эту огромную историческую эпоху территории, ныне входящие в состав Российской Федерации, прежде всего Европейскую часть России, населяли самые разные народы, оседлые и кочевые, оставившие след в истории или канувшие в лету.

Историческая наука располагает сведениями о греках, скифах, киммерийцах, сарматах, аланах, готах, гуннах, уграх, болгарах и др. Некоторые современные нации ведут свою родословную прямо от этих древнейших поселенцев Восточной Европы: осетины — от аланов (ясов), чуваши — от гуннов, венгры (мадьяры) — от угров и т. д.

Переход от праславянского к славянскому этапу в этногенезе русского народа обозначить трудно. Так, праславянскими считают племена венедов. Время их появления на исторической арене относят к I—II вв. н. э. Во II—IV вв. происходил процесс формирования западных, южных и восточных славянских племенных образований.

Древние славяне расселялись на территории от Эльбы и Одера на Западе, двигаясь в верхнее Приднестровье и среднее Поднепровье.

С севера их соседями были германцы и балты, с востока — скифы и сарматы, с юга — фракийцы, иллирийцы, ромеи (византийцы, римляне), с запада — кельты.

Согласно одной из версий антропогенеза лесистые, благодатные склоны Восточных Карпат были одним из мест, где протекал процесс сапиентсщии, полнился «человек разумный».

Второй, славянский этап в формировании русского этноса можно более или менее уверенно начинать с IV-V вв. н. э. В это время в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы антов и склавииов. По-видимому, приобретает устойчивость и само общеродовое понятие славяне.

Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (народы «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями).

Западные исследователи предпочитают утверждать, что еще древние римляне, позже — византийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склаиииами — от слова «склаве», что означает «раб».

Веские основания приводятся в пользу объяснения более раннего написания племенного обозначения «словене» (например, ильменские словене, предки новгородцев) от «слово», «слуть». Другими словами – словяне, словене или славяне — это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.

В формировании русской нации главную роль сыграли анты, объединения восточных славянских племен, которые в VI-VIII вв. быстро заселили значительные пространства между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра.

Основными занятиями антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. Анты воевали и торговали с Византией, готами, аварами, что нашло отражение в трудах византийских авторов VI-VII вв. У антов происходило имущественное расслоение, имело место рабовладение.

Быстрый прирост населения обеспечивался за счет пленных наложниц, путем ассимиляции различных этнических групп. Их общественный строй называют военной демократией. Вожди выбирались мужчинами данного племенного союза. Все мужчины были воинами.

Анты считаются прямыми предшественниками тех территориально-племенных союзов, которые объединились в Древнерусское государство.

Иногда в VII—VIII вв. между антами и теми восточнославянскими племенами, которые объединились в древнерусское государство, помещают такие племена, как драгувиты, сагудаты, верзиты, северы и др. Не меньшее распространение имеет мнение, в соответствии с которым греческое слово «анты» означает то же самое, что и славянское слово «поляне».

Поляне, жившие на реках Днепр и Рось вокруг Киева, долгое время считались тем ядром, вокруг которого сплотились еще 12 восточнославянских племенных союзов.

Это: древляне, жившие по соседству с полянами; словене, или ильменские словене, которые были не менее важным центром притяжения для других племен, чем те же поляне; дреговичи между Припятью и Западной Двиной; кривичи вокруг Смоленска; полочане по берегам реки Полоты; радимичи в бассейне реки Сож; вятичи по р. Оке, а также уличи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, располагавшиеся юго-западнее древлян и полян.

В VIII—IX вв. восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Сбирь. Обширные пространства быстро осваивались в экономическом отношении.

Славяне валили и жгли вековые деревья, а золой удобряли землю. Заводили пашни, сеяли хлеб, разводили скот. В здешних краях издревле добывалось железо из болотных руд. Реки и озера были полны рыбой. В лесу били зверя, промышляли пушниной.

Славянское население состояло из ильменских словен и кривичей.

Восточные славяне, или русские, принесли в Приневье высокую материальную культуру — пашенное земледелие, высокоразвитое мастерство. Отношения с местными финно-угорскими племенами — чудь, водь, ижора, весь, карелы — носили мирный характер. Местные племена облагались данью и наравне с русскими находились под руководством князей.

Древнейшим русским поселением Северо-Запада, возникшим в 753 г. у впадения р. Ладожки (Елены) в Волхов, была Старая Ладога. В IX-X вв. в Ладоге возникла каменная крепость, появилось околоградье — ладожский посад. Ладога играла важную роль не только в экономике Руси, в осуществлении колонизации восточных и северных земель, но и являлась важным форпостом в борьбе с захватчиками.

С древнейших времен с судьбами русского народа переплетаются исторические пути, линии этногенеза, часто параллельные с этногенезом русских, более чем 20 неславянских народов.

Это: финны — емь, сумь, карела; балты — аукштайты, жемайты, земгалы, курши, латгалы, ливы, эсты, ятваги; поволжские племена — меря, мурома, мещера, черемиса; тюркские племена — печенеги, половцы, хазары; скандинавы — варяги и др.

Безотносительно к тому, как современные потомки исторических соседей восточных славян в силу современной политической конъюнктуры трактуют взаимоотношения своих предков с предками русского народа, следует подчеркнуть преимущественно мирный характер этих взаимоотношений: торгово-экономических, культурных, брачно-семейных и других.

Русская нация (или древнерусская народность) изначально возникла как суперэтнос, вобравший, впитавший в себя, поглотивший и перемешавший десятки и сотни разрозненных и разнородных, близких и далеких племен, их союзов, различных этнических единиц, былых народов, размещавшихся на обширных территориях и прошедших стадию предгосударственных трансформаций. Сам характер русского этногенеза, в ходе которого происходила перепланка в единое целое множества экономических, культурных, этнических и других мирон, способствовал формированию уникального набора качеств, характеризующих русскую цивилизацию, русскую ментальность. Это — жизнестойкость, умение терпеливо переносить лишения, бороться с трудностями. Это — восприимчивость к культурно-историческому опыту других этносов, поиск путей оптимизации собственных жизненных условий. Это — огромный творческий потенциал, в котором сочетались собственные усилия и критический учет достижений других цивилизаций.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Источник: https://lektsia.com/8x1ca6.html

стр 10 Атлас история России

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Начало многим современным народам дали индоевропейцы, племена которых издавна населяли огромные территории от Индии до Западной Европы (отсюда и происходит их название). Когда-то все индоевропейцы составляли единый народ с одним языком.

Но в ходе многочисленных переселений они стали распадаться на отдельные группы племен, начали различаться их языки. Примерно 2 тыс. лет до н. э. из индоевропейских племен выделились балтские и славянские.

Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы.

Славянский поселок. Реконструкция

К началу новой эры древние славяне освоили территорию в верховьях рек Вислы, Буга и Припяти. Во II—III вв. вследствие движения германских племен готов на юг славяне стали расселяться по Днепру, Десне и Днестру. В IV—VI вв. в ходе Великого переселения народов, а после падения в V в.

придунайского государства гуннов особенно, славянские племена мощными потоками устремились на юг в районы Дуная и Северного Причерноморья, на запад — за реку Одер, на восток и север — в верховья Волги и Оки.

Славяне заселили обширные пространства Европы от Эльбы на западе до Днепра и Оки на востоке. На юге

Полевое оборонительное сооружение славян

они заняли почти весь Балканский полуостров, а на севере дошли до берегов Балтийского моря.

Расселение славян на огромной территории стало одной из причин распада праславянской языковой общности. В VII—VIII вв. происходит формирование отдельных славянских языков. Некогда единое славянство разделилось на три ветви (группы): западные, южные и восточные славяне. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

К началу IX в. восточные славяне заселили огромную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Северного Причерноморья и от Восточных

Карпат до Волги, т. е. большую часть Восточно-Европейской равнины. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством, вели торговлю с соседними народами.

Верховная власть в племени принадлежала народному собранию (вече). В случае общей опасности или во время походов славяне собирали войско (ополчение) и выбирали его предводителя (князя).

В VI — начале VII в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам.

Главной ячейкой общества был род — группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, рыбными ловлями и бортями (ульями), вместе трудились и поровну делили результаты труда (родовая община).

Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей. Три — пять близких по происхождению родов составляли племя.

Основным типом поселений являлись села из нескольких домов. Строили восточные славяне и укрепленные поселки — городища. Древнейшие городища были небольшими, но к IX в. они разрослись; за их рвами и забором из кольев стали укрываться десятки домов. На месте некоторых из них выросли города, ставшие центрами племен.

Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств.

Наиболее почитаемыми были Сварог — бог вселенной (вроде древнегреческого Зевса), Велес — покровитель скотоводства, богиня Макоша олицетворяла плодородие, Стрибог — повелитель ветра. В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.

С появлением у восточных славян князей, воевод, дружин, с началом военных походов на первый план выходит бог молнии и грома Перун. Со временем он становится главным языческим божеством восточных славян.

Источник: http://gdz-history.ru/atlas-russia-p10.html

История россии до v века н.э. появление славянских племен

Наша страна изначально является славянским государством. И зарождение русской государственности связано именно с появлением славян на территории современной Белоруссии и Украины.

Появление прославян на территории Русской (Восточно-европейской) равнине связано с Великим переселением народов, начавшемся и продолжавшемся в первом тысячелетии нашей эры.

Предки славян происходят от индоевропейской группы и стали выделяться в отдельные племена в начале пятого века.

Прославяне пришли из Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, они двигались на запад, юг и восток.

Многие письменные источники того времени называют прославян «венедами» и указывают в качестве места их проживания территорию между местами проживания германцев, сарматами и угро-финами, то есть это земли между восточными приграничными территориями Византийской Империи и современными территориями Норвегии и Финляндии.

Славянские племена, располагавшиеся на территории современной Польши, мигрировали, в связи с ростом численности населения и необходимостью в освоении новых земель.

В результате миграций и ассимиляции с другими племенами, согласно источникам Византийской Империи, к началу V века установились уже достаточно обособленные этнические группы: склавины, которые жили между р. Днестр и Средним Дунаем; анты, которые занимали территории между Днестром и Днепром; венеды, располагавшиеся в бассейне р.

Вислы. Всего согласно современным источникам существовала порядка 150 – 200 наименований различных славянских племен, которые были объединены схожим бытом и культурой.

Быт древних славян

В середине V века славяне закреплялись на вновь занятых территориях Русской равнины. Поселившись в конкретных географических местах, славянские народы стали называть себя от имени мест, где одни обосновались.

Славянские племена жили родоплеменной общиной, соответственно скот был общий и отсутствовало имущественное неравенство, но уже в то время существовала частная собственность, в частности племена жили в домах-землянках, которые были рассчитаны на одну семью.

Поселения были не укреплены, в селении было от 8 до 20 домов, селения располагались недалеко друг от друга. В домах присутствовал очаг, если говорить о поселениях славян на запад, или печь, у славян на востоке. Каждое племя, община имело своего князя.

Основным занятием племен было земледелие, славяне выращивали пшеницу и просо, так же славяне занимались скотоводством. У племен, поселившихся на севере, основным занятием была охота.

Среди закрепившихся на местах славянских племен можно выделить следующих: вятичи, которые жили в верхнем и среднем течении Оки; дреговичи — которые поселились между Припятью и Западной Двиной; кривичи – занимали территории верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана; полочане, занимали территорию современной Белоруссии, а так же словене, уличи, тиверцы.

Культура древних славян

Народы, жившие первобытной общинной, как правило, были язычниками, славянские народы были не исключением. Они обожествляли явления природы и поклонялись им. Сворог, Ярило, Перун, Велос, Мокошь, это все олицетворения неба, солнца, грозы и молний, плодородия, земли и так далее.

У славянских племен не было общественных богослужений, славяне не строили храмов, в племенах не было богослужителей – жрецов. Боги изображались в виде фигурок, сделанных из камня или дерева. Идолов ставили в капищах (общедоступные места) а жертвоприношения назывались – требы.

У славян были свои языческие праздники. Как и вся культура, каждый праздник был связан с природным явлением или сменой сезона. Особенно большим праздником были проводы зимы и встреча весны, этот праздник сохранился и до наших времен и носит название Масленица.

Весной у славян праздновались праздники связанные с птицами, славяне верили, что птицы принося счастье, весну, плодородие и урожай. Поэтому славянские племена пекли «жаворонков», отпускали всех птиц. Такие обряды символизировали освобождение природы после зимы.

Так же Славяне отмечали праздник Ивана Купалы, в который проводили гадания с огнем и водой.

По окончании работ на земле в конце октября и начале ноября, славянские народы праздновали праздник посвященный богине плодородия и хранительницы домашнего очага – Мокошь. В эти дни женщины собирались, хвастались перед подругами шитьем и вышивкой.

В славянской культуре женщина занимала второстепенное положение в семье, во многих племенах славян, особенно произошедших от антов, было многоженство. В случае смерти мужчины, с ним хоронили и одну из его жен. Как правило, покойников славяне сжигали на костре, потом совершалась тризна, т.е. пиршество.

Источник: http://ruelect.com/people/istoriya-rossii-do-v-veka-ne-poyavlenie-slavyanskix-plemen

Тайна происхождения славян

Вопрос о  происхождении славян считается одним из основных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы.

Парадоксально, что у этого многомиллионного народа, расселявшегося на огромных пространствах Европы  и Азии — от  лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей и пустынь Казахстана и  Средней  Азии до  хмурых  вод Северного Ледовитого океана, исследователи не могут определить место его происхождения.

   Несмотря на  вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен,  все-таки славянские племена  раньше представляли из себя единое целое.  Летописец «Повести временных лет» в начале своего труда писал:»…  Был  один народ славянский» ( «Бе един язык словенск» ).

    Проблему составляет не  только  определить  прародину славян,  но даже и ответить на вопрос об их происхождении.  По этой проблеме существует множество версий, однако,  ни  одну из них нельзя признать полностью достоверной. Вот некоторые версии.

1.Польские и чешские историки и археологи считают прародиной всех славян территорию, занимаемую племенами лужицкой археологической культуры (это территория Польши, Чехии, Словакии).

Лужицкая культура существовала на этой территории примерно в 13 – 4 веках до н.э.

Я так не считаю, так как племена лужицкой культуры явились основой для создания не только праславянского народа, но и для германских племен.

2.Многие историки – исследователи, особенно российские считают прародиной древних славян территорию Польши, Словакии, западной Украины. На этой территории во с 3-го века до н.э. до 3-го века нашей эры существовала пшеворская археологическая культура.

Племена пшеворской культуры были славянами. И с этим никто почти не спорит. Но кроме племен этой культуры к 3 веку нашей эры к славянам относятся и другие племена.

3.Есть исследователи, которые утверждают, что родиной славян являются Германия, Балканы, Украина, Белоруссия, запад европейской части России. И у всех серьезные доводы.

     На мой взгляд этот вопрос намного сложнее, чем все мы думает. Чтобы решить вопрос о месте появления древнейших славян (пра-славян), надо искать их в очень глубокой древности.

     По  моему мнению,  название «славяне»  возникло в начале нашей эры в среде римлян, захвативших на восточных  границах  римского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась  на  «слав»  — Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. Это окончание римляне превратили в нарицательное название  всякого раба вообще, а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих рабов. От римлян это было затем усвоено и самими славянами. Это было в 5 веке нашей эры.

  До этого времени в своей статье я буду славян называть «пра-славянами». И начну их историю очень издалека.

     О существовании Гипербореи написано много, начиная с древний греков, но до настоящего времени серьезных археологических исследований на севере восточной Европы не велось.

В 22 – 13 тысячелетии до нашей эры, на большом материке Арктида в Северном Ледовитом океане ( остатками этого материки являются Северная Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, Новая Земля, Новосибирские острова, а также находящийся на дне океана хребет Ломоносова) жил народ гиперборейцы (борейцы).

  Гипеборейская цивилизация была очень развита, она имела развитую науку и технику, унаследованную от цивилизации атлантов. Но пока наши историки – исследователи в основном не признают существование этой цивилизации ( как и более ранних цивилизаций – атлантской и асурской).

  С 15 тысяч лет до нашей эры гиперборейцы освоили и населили побережье Северного Ледовитого океана ( от северной Норвегии до устья Оби). Возможно уже в это время материк Арктида начал опускаться на дно океана.

  Примерно около 12500 на Земле произошла какая то катастрофа, по моему мнению и мнению некоторых исследователей произошла война с применением ядерного оружия, в результате чего на Земле наступило сильное похолодание (ледниковый период), похожее на ядерную зиму. Север Европы накрыли ледники.

  Кто и с кем воевали в это время. Рассмотрим какие цивилизации на Земле существовали в этот период, которые бы могли знать ядерные технологии. Во первых – это гиперборейцы на севере Европы.

Во вторых – в это время на острове Посейдонис в Атлантическом океане (к западу от Европы и северной Африки) жили еще ранее очень могущественный народ – атланты, которые в это время еще не теряли надежд на господство над всеми народами Земли.

В третьих – на Ближнем Востоке существовал сильный народ – аккадийцы, которые являются первой волной переселенцев с ушедшего на дно Атлантического океана материка Атлантида. И еще один из сильных народов жил в это время на востоке Азии – туранцы, которые также были развиты и не желали находиться под чьей либо властью.

    Археологи находят признаки того, что ядерное оружие применялось в это время во многих выше перечисленных местах ( кроме Северной Европы – может там просто серьезно не проводились исследования).

Но если даже допустить, что гиперборейцы не участвовали в войне и война была только со стороны атлантов (против туранцев и аккадийцев), то гиперборейцы все равно пострадали от войны. Территория их проживания после этого покрылась ледниками.

Потомки гиперборейцев двинулись на юг, от них образовались племена уральской начальной археологической культуры (которая пока еще не обнаружена археологами). Эта культура существовала с 12500 лет до н.э. до конца 5-го тысячелетия до н.э.

     В это время племена этой культуры двигались на юг – к южному Уралу и бассейну Верхней Волги.

Потомками этих племен явились племена шигирской культуры, по моему мнению и мнению некоторых исследователей славянские, германские, летто-литовские народы и все индоевропейские народы, а также уральские народы (народы уральской языковой семьи) произошли из племен шигирской археологической культуры, существовавшей в 8 – 4 тысячелетии до нашей эры на просторах Восточной Европы, от Урала до Балтийского моря.

   Шигирцы (племена шигирской культуры) в 8-м тысячелетии до н.э. выделились из племен уральской начальной культуры. Их язык включал в себя языки всех индоевропейских и уральских народов.

    Примерно в 4800 лет до н.э. из шигирской культуры выделились племена индоевропейцев и племена нарвской и верхневолжской культур.

Если среди индоевропейцев преобладали языки народов индийской и иранской группы народов, то среди племен нарвской культуры преобладали языки древних кельтов, италиков.

Славянские языки (наравне с германскими и лето-литовскими)по моему мнению в это время преобладали среди племен верхневолжкой археологической культуры.

   Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще  Индостан.

   На рубеже 3-4 тысячелетий до н.э. в северной половине Европы ( от Рейна до Днепра ) усиливалось  скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и социальное неравенство.

Крупный рогатый скот  становится  символом  богатства  (в старом русском языке «скотница»- казна ),  а легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и вождей, тем самым нарушается  первобытное  равенство.

  Начавшаяся   повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению пастушеских племен не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующими племенами.

    Но в то же время, я подчеркиваю, что между всеми южными потомками шигирцев (это будущие народы индоевропейской семьи) шли постоянные перемещения и взаимодействия. В это время еще нельзя точно сказать, где жили пра-славяне, хотя я уже выше упомянул, что их язык преобладал среди племен верхневолжской археологической культуры.

   Примерно в 3100 году до н.э. на основе индоевропейских племен сложилась ямная археологическая культура. В племенах этой культуры доминировали языки древних индийцев и древних персов, но было и присутствие славяно-германских языков, племена ямной культуры значительно участвовали в этногенезе древнего славянского народа.

    К 2000-му году до нашей эры сформировалось много археологических культур, в состав которых входит общий индоевропейский язык. Но для нас важно племена какой археологической культуры являются пра-славянами.

Такими племенами являются племена среднеднепровской археологической культуры. Эта культура возникла примерно 2100-м году до н.э.

из племен шнуровой керамики (эти племена распались на две культуры – среднеднепровскую и культуру ладьевидных топоров, в которой по моему мнению господствовали германские и лето-литовские языки)

    Среднеднепровская культура существовала примерно с 2300 по 1300 год до н.э. Племена этой культуры занимали территорию бассейна среднего и верхнего Днепра (северную половину Украины, Белоруссию, Смоленская и Брянская области).

    Примерно к 15 веку до  н.э.  расселение  прекратилось, и вся  зона европейских лиственных лесов и лесостепей была занята индоевропейскими  племенами.

  Началась  новая,  оседлая жизнь,  в ходе которой складывались различного рода связи между соседствующими племенами,  а также особенности развития отдельных племен.

Впервые на таком большом пространстве начали складываться новые родственные друг другу языки.

    Нельзя основываться только на языковой общности,  важно, чтобы народы не были различны и по культуре.  Под «культурой» археологи понимают  устойчивую совокупность признаков,  свойственных остаткам прошлого периода развития общества:  обряд погребения,  формы украшений,  одежда,  типы орудий,  оружие, керамика и т.д.

Перминов Анатолий Валентинович

Такая бензопила husqvarna j 55s не повредила бы и древним славянам.)

Хотите получать свежие статьи?

Источник: http://neveroyatniymir.blogspot.ru/2014/01/blog-post_27.html

Восточные славяне в vi-viii веках новой эры

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

ПРОГРАММА КУРСА

Природно-климатические особенности Восточной Европы. Взгляды на происхождение славян. Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры. Быт, нравы, религия, политическая история.

Образование государства у восточных славян. Норманнская теория. Киевская Русь — раннефеодальное государство 1Х-Х1 веков. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Принятие христианства Владимиром Святым.

Русские земли в период феодальной раздробленности XII-XV веков. Раздробленность как следствие развития экономики. Основные княжества и земли.

Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля и др. Влияние татаро-монгольского нашествия на политику и экономику русских земель. Александр Невский и Даниил Галицкий.

Довмонт Псковский. Русь под властью Золотой Орды и начало процесса централизации.

Московское государство в XV-XVI веках. Причины объединения и превращения Москвы в центр русских земель. Роль московских князей и царей. Иван III, Василий III, Иван IV. Церковь и власть, идеология («Москва — Третий Рим») и культура.

XVII век — новый период русской истории. Смута начала века. Утверждение династии Романовых. Становление абсолютизма. Бунты, восстание Степана Разина, раскол. Внешняя политика, необходимость реформ. Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Культура.

Петровские реформы. Личность Петра I. Преемственность политики Петра и его предшественников. Реорганизация армии, государственного аппарата, местного управления. Внешняя и внутренняя политика. Итоги преобразований.

XVIII век — век дворцовых переворотов. Бюрократизация аппарата власти. Фаворитизм как явление дворцовой жизни и внутренней политики. Внешняя и внутренняя политика второй четверти XVIII века. Разрыв с культурной традицией Древней Руси.

«Век Екатерины». Экономика и внутренняя политика, законодательная деятельность.Русское военное искусство второй половины XVIII века.Румянцев, Потёмкин и Суворов. Правление Павла I. Культура второй половины XVIII века.

Россия в первой четверти XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы государственного управления. 1812 год и его влияние на русское общество. Кутузов и его роль в победе над Наполеоном. Внутренняя политика и возникновение тайных обществ.

Россия при Николае I. Восстание декабристов и реакция власти. Внутренняя политика, проекты реформ и идеология. «Православие, самодержавие, народность». Восточный вопрос и Крымская война. Культура России в первой половине XIX века.

Россия в период реформ 60-70-х годов XIX века. Личность Александра II. Подготовка реформ и их проведение. Возникновение революционных народовольческих организаций. Значение реформ для капиталистического развития России.

Россия во второй половине XIX века. «Контрреформы» Александра III. «Царь-миротворец». Развитие революционного движения. Культура.

Россия на рубеже XIX-XX веков. Развитие капитализма. Николай II и революционная опасность. Появление политических партий. Россия в системе европейских союзов. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг.

Развитие России в 1907 — 1914 гг. Участие России в Первой мировой войне. Влияние войны на возникновение революционной ситуации. Февральская революция. Временное правительство и двоевластие. Октябрьская революция.

Россия в 1917 — 1922 гг. Установление Советской власти. Предпосылки гражданской войны. Три «лагеря» в гражданской войне: «белые», «красные» и «зелёные». Причины победы «красных».

Советское государство в 20-е — первой половине 30-х годов. Политическая система, экономика и внутренняя политика. НЭП и его сворачивание. Индустриализация и коллективизация: цели, средства, методы и результаты.

СССР во второй половине 30-х годов. Завершение внутрипартийной борьбы, установление культа личности И.В.Сталина. Экономическое развитие и культурное строительство. Внешняя политика до начала Великой Отечественной войны.

СССР в период Великой Отечественной войны. Причины войны, ход,

основные итоги.

СССР после окончания ВОВ. Восстановление народного хозяйства. Атомная и ракетная программы. «Холодная война». Смерть И.В.Сталина.

СССР в середине 50-х — середине 60-х годов. Внутренняя и внешняя политика. Десталинизация и личность Н.С.Хрущёва. Попытки реформирования экономической системы.

СССР середины 60-х — середины 80-х годов. Сворачивание реформ. Нарастание «застойных» явлений в политике, экономике и идеологии. Культурное развитие. Внешняя политика, «разрядка».

«Перестройка», распад СССР, образование РФ и СНГ. Внутри- и внешнеполитические аспекты этих событий.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Орлов А.С. История России. Учебник. М., 1997.

Дополнительная

2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1995.

3. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конца XVII-XIX вв. М., 1995.

4. Данилов А.А., КосулинаЛ.Г. История России XX в. М., 1997.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1990.

6. Ключевский В.О. Соч., т. 1 — 8. М., 1956 — 1959.

7. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1 -15. М. 1959-1966.

8. Краткая история СССР. Ч. 1, 2. М., 1993.

9. История Второй мировой войны. 12т.т. М., 1974-1982.

Научный обзор *

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Рельеф Восточной Европы представляет равнину, местами имеющую небольшие возвышенности, северная часть которой была покрыта сплошными лесами, переходящими южнее в лесостепь и степь.

Эта территория изобилует водными ресурсами, в том числе такими крупными реками, как Днепр, Дон, Западная Двина, Ока, Волга, представлявшими в древности удобные пути сообщения.

Природными ископаемыми, в частности металлами, территория Восточной Европы небогата, что во многом объясняет относительно позднее вступление коренных народов этого региона на путь государственного развития.

Лесная и лесостепная зоны лежат севернее так называемого«золотого пояса»человеческой цивилизации, где возникли первые государства на Земле.

Только с наступлением железного века племена Восточной Европы получили необходимую технологическую основу для развития производительных сил, приведшую в конечном итоге к созданию крупных политических образований, сначала — в виде племенных союзов, потом — государств. Дело в том, что железо в природе встречается гораздо чаще, чем медь и олово — главные ингредиенты бронзы, являвшейся основным металлом первых цивилизаций. Экономической основой ранних оседлых обществ являлось, естественно, пашенное или мотыжное земледелие, а в лесостепной и лесной зонах расчистка лесов без внедрения железных орудий труда в достаточных масштабах была невозможна.

Население южных областей Восточной Европы — кочевые племена киммерийцев, скифов и сарматов, живших в Северном Причерноморье ещё в начале I тысячелетия до н.э., вступили в контакты с древнегреческими колониями, основанными на Тамани, в Крыму и в Новороссии.

Это, несомненно, способствовало ускорению их социального и экономического развития. Но возникшие политические образования, самым известным из которых было скифское царство со столицей в Неаполе Скифском, не оказали существенного воздействия на дальнейшее развитие региона, так как их существование было относительно непродолжительным.

В течении III — V веков н.э. естественный и относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племён, получившим в литературе наименование«Великого переселения народов».Наиболее разрушительными были вторжения готов и гуннов.

Племена лесостепной зоны, которые в предыдущий период активно контактировали с более развитым Югом, в частности с Римской империей, оказались оттеснёнными к Северу. Уровень их развития, что прежде всего фиксируется по остаткам материальной культуры, резко снизился.

Подъём, приведший к созданию государств, политическая традиция которых продолжается и до сегодняшнего дня, отмечается не ранее VI — VII веков н.э. Этот подъём связан с выходом на историческую арену славянских племён.

Восточные славяне в vi-viii веках новой эры

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке.

Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI — VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история. Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию.

С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI — VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян.

Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши.

Этнической основой древнерусского государства — Киевской Руси — стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине 1 тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым.

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо — применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником).

Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие — это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил.

Появился железный сошник у сохи, плуг;

железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить».

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э.

восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой«военной демократии», который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами.

В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем — выходили в море и грабили побережья.

По летописям нам известны основные славянские племена этого времени— поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Современные историки сходятся на том, что в «Повести временных лет» — откуда происходят наши сведения -повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений-союзах племён. Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой.

Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце— Ярило, ветер —Стрибог, гроза —Перун, так и более абстрактным понятиям:небесному огню — Сварогу, прародителям всего живого— Роду и Роде и многим другим богам.

Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны.

Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности.

Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинение других.

Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

Источник: https://megalektsii.ru/s12515t9.html

Ссылка на основную публикацию