Воинствующий мюридизм на кавказе — история России

Воинствующий мюридизм на Кавказе

Воинствующий мюридизм на Кавказе - история России

Шамиль стал одним из основоположников мюридизма на Кавказе

Ровно четверть века на территории России существовало исламское государство с армией, администрацией, судами, налогами и наградами — имамат Шамиля. По степени радикализма его можно сравнить только с режимом Махди в Судане и Афганистаном при талибах.

Имамат был глубоко идеологизированным обществом. Вся жизнь в нем основывались на мюридизме — религиозном течении, возникшем в Дагестане в 20-х годах XIX века.

Мюрид — человек, ищущий духовного совершенства и рая после кончины. Главными условиями достижения того и другого, согласно учению, являлись неуклонное следование шариату и личное участие в газавате, лучше всего — смерть в бою с неверными.

«Рай — под сенью сабель», — любил повторять Шамиль.

Участник и историк Кавказской войны, генерал Ростислав Фадеев, указывал, что до появления русских горцы религиозностью не отличались, и считал мюридизм реакцией на национальное унижение со стороны России.

«Вся энергия старинного мусульманства, давно покинувшая расслабленный азиатский мир, сосредоточилась в горах Кавказа», — писал он.

В горах Кавказа древнее мусульманское учение получило новую жизнь

Мюридизм требовал отказа от посторонних интересов и желаний, слепого повиновения духовным наставникам и готовности не раздумывая жертвовать имуществом, близкими и собственной жизнью. Фадеев говорил о его «всезаменяющем и всепоглощающем характере».

В учении была еще одна сторона, импонировавшая мусульманской бедноте — оно не признавало наследственных привилегий и придавало мало значения богатству. Возвысить человека над другими могли только личные заслуги в бою или толковании Корана.

У мюридизма было три основоположника: создатель и проповедник шейх Мухаммед Ярагинский, Гази-Магомед, поднявший восстание в Дагестане и заколотый русскими штыками в бою у родового села Гимры, и его друг детства и преемник Шамиль.

Начав изучать Коран с шести лет, Шамиль одновременно стал искусным стрелком, наездником и фехтовальщиком. Из сражения 17 октября 1832 года, в котором погиб Гази-Магомед, он вышел живым, по одним сведениям, лично зарубив нескольких солдат и прорвавшись через наступающие цепи, по другим — притворившись мертвым и пролежав так до темноты.

В 1834 году его провозгласили имамом Дагестана и Чечни, то есть непререкаемым духовным авторитетом, устами которого говорит сам пророк. Он сосредоточил в своих руках абсолютную власть.

Шамиль камня на камне не оставил от традиционного горского уклада. На смену старинному местному праву — адатам — пришло шариатское правосудие. Вместо ханов, беков и тейповых старейшин элитой сделались назначенные им наибы — советники, наместники и командиры боевых отрядов.

Он заживо сжег в собственных домах 33 дагестанских бека, а последнего из аварских ханов, 11-летнего Булач-хана, приказал бросить в горный поток.

Шамиль ввел смертную казнь за употребление спиртного, запретил курение, музыку и танцы.

С помощью своего главного военного советника, египтянина Гаджи-Юсуфа, он создал хорошо обученное и дисциплинированное войско, противопоставившее численному превосходству и огневой мощи русских корпусов партизанскую тактику.

Мастер Джебраиль Унцукульский наладил производство оружия, включая литье пушек.

В 1837 году Николай I приехал на Кавказ и потребовал от генералов активизировать боевые действия.

В начале XIX века русские активизировали боевые действия на Кавказе

Через два года русская армия после трехмесячной осады взяла штурмом столицу имамата — дагестанский аул Ахульго. Чтобы сохранить личную свободу, Шамиль поклялся на Коране не сражаться больше против России и отправил в Петербург в качестве заложника своего сына Джамалутдина.

Уже через месяц имам возобновил войну, заявив, что шариат не требует держать слово, данное «неверным». Джамалутдин провел в России 16 лет. Боевые действия переместились в Чечню, а ставка Шамиля — в Ведено.

Пиком могущества исламского государства стал 1845 год, когда Шамиль наголову разгромил экспедицию князя Михаила Воронцова, планировавшего одним походом покорить Чечню. По словам очевидца, «кто не имел осла, приобрел несколько лошадей, кто и палку в руках не держал — добыл хорошее оружие».

«Заложника» Джамалутдина в России не держали в заточении. Он окончил Пажеский корпус, стал гвардейским офицером и собирался жениться на русской девушке, но в 1855 году вернулся на родину, чтобы убедить отца остановить войну.

Встреча состоялась при большом стечении народа. Отец первым делом приказал сыну снять русский мундир и переоблачиться в горскую одежду, и наибы стали живым кольцом, чтобы закрыть от толпы наготу молодого человека.

Шамиль выслушал сына внимательно, но остался при своем мнении. Через два года Джамалутдин заболел чахоткой. Первый раз в жизни имам изменил принципам и обратился к «неверным» с просьбой — прислать врача, но и тот не помог.

Другой сын Шамиля, названный в честь друга и учителя Гази-Магомедом, вырос настоящим абреком. В 1854 году он возглавил набег на цветущую Алазанскую долину в Кахетии, во время которого горцы захватили в заложники 894 человека.

Часть из них погибла в горах, других превратили в домашних рабов. За женщин и детей из богатых семей грузины заплатили такой выкуп, что Грузия на какое-то время осталась без серебряной монеты, а в государстве Шамиля она обесценилась.

В 50-х годах звезда Шамиля стала клониться к закату. Его подданным надоела бесконечная война, запреты и призывы к самопожертвованию. «Мы собрали шамилевский шариат в бурдюк и завязали его горло», — написали закубанские черкесы.

Шамиль сделал Хаджи-Мурата наместником Дагестана

Имама и его наибов стали обвинять в стяжательстве и двойной морали. Особенно возмутило свободолюбивых горцев то, что Шамиль объявил Гази-Магомеда своим наследником — ведь, согласно учению мюридизма, единственным источником власти являлся духовный авторитет, который по наследству не переходит!

По единству горцев сильно ударила ссора Шамиля с самым авторитетным сподвижником, известным по одноименной повести Льва Толстого Хаджи-Муратом. Имам сделал его наибом древней столицы Аварии, Хунзаха, а фактически — наместником Дагестана. Хаджи-Мурат перешел на сторону русских, потом передумал и пытался бежать, но был застрелен.

Тем временем российское командование сменило тактику. Началось планомерное заселение предгорий казаками и вытеснение повстанцев в бесплодные ущелья. На отвоеванных территориях строились удобные, хорошо охраняемые дороги, росли многолюдные станицы, становившиеся центрами торговли и вообще цивилизованной жизни, притягательной, по крайней, мере для части местного населения.

Выросло поколение командиров, умевших воевать на Кавказе, таких, как генерал Аргутинский-Долгорукий, чей переход через Кавказский хребет сравнивали с переходом Суворова через Альпы. Самым свирепым псам местные пастухи до сих пор дают кличку Аргут.

Сыграло свою роль и то, что имамат всегда оставался анклавом внутри Российской империи и не получал существенной помощи ни от Турции, ни из Европы.

Весной 1859 года русские войска заняли Ведено. Шамиль с 400 мюридами укрылся в горном дагестанском ауле Гуниб. По пути горцы разграбили обоз бывшего вождя. Как вспоминал начальник его контрразведки Гаджи-Али, у имама «не осталось ничего, кроме оружия, которое было у него в руках, и лошади, на которой он сидел».

Шамиль превратил Гуниб в крепость. Камни таскали даже его жены и невестки.

Аул Гуниб Шамиль превратил в свою крепость

26 августа, после того как осаждавшие поднялись по крутым склонам и взяли аул в кольцо, опытный переговорщик полковник Лазарев убедил имама сдаться на честное слово.

Шамиль не верил русским, и приказал мюридам застрелить его в случае попытки ареста, но войска встретили вышедших из аула врагов троекратным «ура».

Сразу после пленения Шамиля главнокомандующий князь Барятинский от имени императора объявил чеченскому народу полное прощение «за пролитую кровь и все убытки».

Российские потери в Кавказской войне составили около полумиллиона человек.

В Чечне, по неофициальным данным, из полутора миллионов населения осталось порядка 400 тысяч.

Шамилю дали попрощаться с его людьми. Потом был длинный путь в Петербург (Шамиль подозревал, что его везут в Сибирь, и всю дорогу сверялся с компасом).

Александр II удостоил заклятого врага империи личной аудиенции и назначил ему огромную по тем временам пенсию в 15 тысяч рублей в год. Шамиль снял трехэтажный особняк в Калуге и жил по-княжески. В его владениях была даже маленькая мечеть.

Император удостоил Шамиля аудиенции и назначил пенсию

Гази-Магомед остался с отцом. Третий сын имама, Магомед-шехи, был зачислен офицером личного императорского конвоя.

В 1864 году, когда российские войска подавили последние очаги сопротивления в Черкесии и Адыгее, поставив окончательную точку в Кавказской войне, Шамиль отправил Барятинскому поздравительное письмо, а еще через два года в зале калужского дворянского собрания вместе с сыном присягнул на верность русскому царю.

В 1870 году правительство разрешило 73-летнему старику совершить хадж в Мекку. Поклонившись святым местам, Шамиль заболел (по некоторым сведениям, сильно ушибся, упав со спины споткнувшегося верблюда), скончался и в марте 1871 года был похоронен в Медине.

Гази-Магомед не вернулся в Россию. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов он нарушил данную вместе с отцом присягу и воевал на стороне Турции, дослужившись до генерала.

Рекомендуем ознакомится: http://news.bbc.co.uk

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/31903-voinstvuyushchij-myuridizm-na-kavkaze

Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля

Россия и Кавказ в первой половинœе XIX века.

Борьба с освободительными идеями.

Упорядочение законодательства (кодификация законов).

В России последний раз свод законов — Соборное уложение 1649 года. На протяжении XYIII — начале XIX вв. накопилось огромное количество манифестов, указов, законов и т.д., которые дублировали друг друга, а порой и противоречили друг другу. Необходимо

Читайте также:  Наиболее часто-попадающиеся вопросы в части а - история России

было упорядочить законодательство, провести его кодификацию. Ко­дификацией законов руководил М. М. Сперанский. Этапы кодификации:

Собрать и издать в хронологическом порядке всœе законы до конца царствования Александра I (1825 ᴦ.).

Издать свод действующих законов без исправлений и дополнений.

3. Внести исправления в действующее законодательство, и издать Новый свод действующего законодательства.

В общей сложности всœе ʼʼТри собрания законов Российской империиʼʼ составили 133 тома.

Идеи декабристов в 20-30-е годы подхватила молодежь. В университетах создавались сту­денческие кружки.

Министр народного просвещения граф Сергей Семенович Ува­ров разработал ʼʼтеорию официальной народностиʼʼ.Самодержавие признавалось единственно возможной фор­мой правления в России. Православие считалось основой всœей духовной жизни России. Усилился контроль над печатью и литературой.

Правление Николая I стало вершиной абсолютизма в России. При внешнем могуществе и напускном благополучии Россия оказалась в кризисном состоянии, что и выявила Крымская война.

С 1817-1864 гᴦ.российские войска воевали на Северном Кавказе за присоединœение его тер-рии — ʼʼКавказская войнаʼʼ.

Причины Кавказской войны:

1. Прекратить набеги горцев на военно-грузинскую дорогу.

2. Присоединить территорию Северного Кавказа.

3. Не допустить, чтобы Северный Кавказ перешел к Турции, Ирану или Англии.

Присоединœение Кавказа началось после Отеч. войны 1812 года. Русское пр-во рассчитывало решить эту проблему в короткие сроки. Но быстрой победы не получилось. Этому способ­ствовали:

‣‣‣ географические условия Сев. Кавказа и своеобразие менталитета его народов;

‣‣‣ приверженность отд. народов Кавказа исламу и идее газавата.

На Кавказ был направлен герой Отечественной войны 1812 ᴦ. гене­рал А. П. Ермолов.

Завоевательная политика России на Кавказе вызвала активное противодействие горских народов. Наблюдался мощный всплеск восстаний в Кабарде,Адыгее и Чечне. Их подавляли специальные карательные отряды.

Постепенно разрозненные столкновения переросли в войну, ох­ватившую Северо-Западный Кавказ, Дагестан, Чечню и продолжав­шуюся почти 50 лет. Освободительное движение носило сложный ха­рактер.

В нем переплетались:

— общее недовольство произволом царской администрации

— ущемленная национальная гордость горцев,

— борьба национальной элиты и мусульманского духовенства за власть.

На начальном этапе войны русские войска легко подавляли со­противление отдельных отрядов горцев. Но затем пришлось воевать с отрядами имама Шамиля.

В 20-е годы XIX века среди мусульманских народов Северного Кав­каза, особенно в Чечне и Дагестане, широкое распр-ие получил мюридизм (или послушничество). Это течение отличалось рели­гиозным фанатизмом и провозгласило свящ. войну против неверных.

В кон. 1820–нач. 1830 гᴦ. в Чечне и Дагестане об­разовалось военно-теократическое гос-во — имамат. Вся власть в нем сосредотачивалась в руках имама. Единственный закон — шариат. Гос. язык — арабский. В 30-е ᴦ. имамом Дагестана стал Шамиль.

В 1859 году Шамиль сдался главнокомандую­щему русской армией на Кавказе А. И. Барятинскому. Шамиля отправили в Петербург, где его чествовали как героя. Постоянным местом жительства Шамилю назначили Калугу.

Там ему и его многочисленной семье отвели великолепный двухэтажный особняк.

Через 10 лет спокойной жизни в данном городе Шами­лю позволили осуществить его давнюю мечту — совершить паломничест­во в Мекку и Медину, где он и умер в 1871 году.

Через 5 лет после пленения Шамиля сопротивление горцев было сломлено. Россия начала освоение новых земель.

Кавказская война принœесла России значительные людские и мате­риальные потери. В течение всœего времени погибло, было взято в плен, пропало без вести 77 тысяч солдат и офицеров Кавказского корпуса. Война ухудшила финансовое положение России. Народы Северного Кавказа потеряли свою независимость и вошли в состав России.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/85080_kavkazskaya_voyna_myuridizm_gazavat_imamat_shamilya

Черкесия, страна моя!

МЮРИДИЗМ В УБЫХИИ. 

Победы воинствующего мюридизма в Дагестане и Чечне в середине сороковых годов XIX века обусловили его распространение и на Западном Кавказе.

Мюридизм, имевший теократическую основу, получил популярность в массе низших слоёв горского населения благодаря своей идее всеобщего равенства. Особенно популярной почвой для мюридизма служили патриархально-демократические горские общины, сохранившиеся почти в классической форме в Убыхии.

Несмотря на то, что ислам среди убыхов, как и среди адыгов и абхазов, начал распространяться ещё с середины XVIII века, мусульманская религия не получила широкого распространения, закрепившись в основном лишь в среде горской родовой знати.

Проповеди турецких и крымских мулл оставались чуждыми основной массе населения, в своих религиозных воззрениях прочно придерживавшихся смеси христианства и первобытных культов.

Более или менее прочно ислам начал восприниматься убыхами только начиная с конца тридцатых — начала сороковых годов на популярной мюридистской основе, принесённой с Восточного Кавказа, из Дагестана и Чечни, проповедниками «газавата» — священной войны против России, присылавшимися Шамилём на Западный Кавказ.

Первым официальным эмиссаром Шамиля на Западном Кавказе был наиб Хаджи-Магомет, прибывший к абадзехам в 1842 году. Чтобы изолировать прикубанские племена от русского влияния, он решил заставить их переселиться в горы, но получил решительный отпор.

Попытка Хаджи-Магомета объединить западно-кавказские племена под знаменем «газавата» ему также не удалась; и только внезапная смерть спасла его от гнева Шамиля. В 1845 году на Западном Кавказе появились два новых посланника Шамиля: Сулейман-Эффенди и его помощник Хаджи-Бекир.

Шамиль поставил перед ними задачу создать из западнокавказских горцев крупное воинское соединение и перебросить его в Чечню и Дагестан на помощь войскам Шамиля. По всем горским обществам было разослано воззвание Шамиля, согласно которому каждый аул должен был выставить определённое количество всадников в полном вооружении.

Однако всадники на сборные пункты не являлись, а большинство горских общин вообще отказались обсуждать воззвание Шамиля. Сулейману-Эффенди с трудом удалось сколотить небольшой отряд, с помощью которого он пытался силой принудить выступить на помощь Шамилю, но получил решительный отпор и собранные им силы разбрелись по своим аулам.

Не выполнив поручения Шамиля по организации вспомогательного отряда и опасаясь его гнева, Сулейман-Эффенди сдался в плен русским.
Самым активным проповедником мюридизма на Западном Кавказе явился Магомет-Эмин, присланный Шамилём в конце 1848 г. Магомет-Эмин был известен в Дагестане под своим настоящим именем Магомет Асиялов (по имени его матери — Асин).

Шамиль же дал ему прозвище «верный» (по-арабски — Амин) и с тех пор за ним закрепилось имя Магомет-Эмин. По отзыву самого Шамиля, Магомет-Эмин не отличался большими способностями как правитель, но был очень храбрым и набожным наибом, преданным Шамилю. Достигнув же к началу Крымской войны (1853-1855 гг.

) определённых успехов в проповеди газавата на северном склоне Западного Кавказа, Магомет-Эмин переносит свою деятельность в Убыхию и Джигетию, где его мероприятия находят поддержку как со стороны старшинской верхушки, так и в массе свободного населения. 3 октября 1852 года Магомет-Эмин с двухтысячным отрядом убыхов вторгнулся в землю джигетов.

Начальник Черноморской береговой линии, извещённый об этом, немедленно прибыл с резервом в укрепление «Святого Духа» и 4 октября выслал вверх по реке Мзымте отряд численностью 740 человек с двумя орудиями под командованием майора Бибикова. 5 октября эти войска встретились с отрядом Магомет-Эмина в четырёх километрах от укрепления «Святого Духа» (в районе современного с. Молдовка) и вступили с ними в бой. После ожесточённой схватки убыхи лишились более 20 человек убитых и нескольких раненых из лучших фамилий и на другой день ещё до рассвета разошлись по своим аулам.

Осенью 1852 года, после получения указания из Константинополя, Магомет-Эмин на большом собрании горцев объявил о неизбежности новой войны между Россией и Турцией и призвал их выступить с оружием в руках на стороне Турции.

Деятельность Магомет-Эмина в этот период среди убыхов и абадзехов оценивалась Турцией не менее высоко, чем происки Сефер-бея среди натухайцев и шапсугов.

Определённый успех, достигнутый Магомет-Эмином в распространении мюридизма среди убыхов был обусловлен поддержкой старшинско-дворянской верхушки в лице таких видных деятелей как Измаил Дзиаш (Измаил Баракай) и Хаджи-Берзек Керантух, представлявших наиболее многочисленные и знатные дворянские фамилии. Средним и низшим слоям населения Убыхии импонировали демагогические обещания наиба о полной свободе и независимости всем членам горских обществ.

Обосновавшись в Убыхии, Магомет-Эмин построил в долине Вардане (р. Буу) крепость, которая однако просуществовала недолго и была сожжена повстанцами. Именно в Убыхии Магомет-Эмин нашёл поддержку в тот тяжёлый момент, когда ему выразили непокорность даже абадзехи, в своё время настойчиво просившие Шамиля прислать им наиба.

Несмотря на предпринятые русским командованием меры, Магомет-Эмину удаётся установить свою власть над большей частью Адлерской Джигетии.

Для закрепления своего влияния и насаждения мюридизма в Убыхии, Джигетии и причерноморской Шапсугии Магомет-Эмин производит массовое уничтожение крестов в священных рощах, где горцы совершали в течение многих веков свои религиозные обряды и празднества, и взамен строит мечети.

Среди свободолюбивых горцев, не привыкших к столь бесцеремонным действиям, эти мероприятия Магомет-Эмина вызвали массовое недовольство, выразившееся в конечном итоге в восстании и уничтожении всех мечетей с восстановлением крестов в священных рощах.

Была уничтожена при этих выступлениях и крепость Магомет-Эмина в Вардане, бывшая его опорным лагерем в Убыхии. Под влиянием убыхов очень незначительное распространение мюридизм получил среди жителей Ахчипсу, а также дальцев и цебельдинцев. Распространить идеи мюридизма и газавата в Абхазии Магомет-Эмину не удалось.

Несмотря на слабость позиций Магомет-Эмина на территории причерноморских племён, выступивших против его решительных мер по насаждению мюридизма, общим результатом его деятельности в Убыхии явилось закрепление мусульманства на восточном берегу Чёрного моря, усиление влияния Турции среди горцев и признание ими султана главой мусульманского мира. Но своей основной задачи — поднять горцев против русских во время Крымской войны — Магомет-Эмину не удалось выполнить

Читайте также:  Боевые действия советских войск в центральных и западных районах румынии - история России

После окончательного разгрома в середине 1858 года сил Шамиля и его пленения, Магомет-Эмин счёл более благоразумным сдаться русским войскам, приведя с собой 2000 абадзехских всадников.

Александр II, довольный сдачей в плен последнего наиба Шамиля, очень благосклонно лично принял Магомет-Эмина, назначил ему пожизненную пенсию в размере трёх тысяч рублей в год и разрешил выехать для проживания в Турцию.

Деятельность Магомет-Эмина в Турции носила двойственный характер; он занимался интригами среди кавказских эмигрантов, одновременно заверяя теперь уже царское правительство в своём верноподданничестве и выпрашивая у него дополнительные, кроме пенсии, подачки.

Источник: http://adiga-heku.blogspot.com/2012/05/blog-post_7366.html

Россия. Кавказ. (Краткий исторический анализ)

Война есть трагедия всех ее участников. Однако если ей дан ход, она не терпит либерализма. Что означает полное уничтожение противника. В условиях же вялотекущей войны все более и более создается обширное поле для «этнорелигиозных» сепаратистов, и. кроме того, некоторым политикам кажется возможным увидеть Россию в пределах Московии.

Моралистские заявления о войне в Чечне интеллигентствующих особей есть ни что иное, как политическое ублюдство.

Если не больше… Видимо, им следует напомнить строки из сборника сочинений отцов-основателей США, яростно отстаивающих единство страны: «… защита республиканского строя состоит в том, чтобы с помощью обновленного союзного правительства обуздать местные политические группировки и мятежи и поставить предел властолюбию могущественных лиц в отдельных штатах, чья громкая известность и влияние в среде тамошних лидеров и любимцев толпы может дать деспотическую власть над народом, а также устранить поводы для интриг иностранных держав, которые, несомненно, воспользуются столь желанным для них распадом…»

I. Российско-кавказские отношения до 1917 года

Россия, ведшая борьбу с Турцией, была заинтересована в установлении своего влияния на Кавказе и недопущении его перехода под власть враждебных дер­жав.

Кроме того, христианские народы Кавказа и Закавказья давно искали по­кровительства России и защиты от иранских и турецких нашествий.

Эти обстоятельства сделали Кавказ объек­том борьбы между Россией с одной стороны, Турцией и Ираном – с другой (при прямой или косвенной поддержке последних Англией и Францией). В хо­де русско-турецких войн XVIII века Россия вплотную подошла к Кавказу.

Еще в 1647 году 36 чеченских селений перешли в русское подданство, в 1658 году делегаты-чеченцы были приняты в Москве, после персидского похода Петра I в 1722 г. России присягнули равнинные чеченцы. По русско-иранскому договору от 23 сентября 1723 года, заключенному в Санкт-Петербурге, Петр I получил го­рода Дербент и Баку, прикаспийские провинции Гилян, Мазендаран и Аст-рабад.

Ультиматум Турции чуть более полувека спустя вернуть ей Крым, а Грузию признать вассальным владени­ем, закрыть для России Босфор и Дарданеллы привел к очередной войне 1784-1791 годов и… к триумфальным победам Суворова и Ушакова. Постройкой Кизляра (в 1735-39 гг.) и Моздока (1763 г.

) было начато со­оружение Кавказской укрепленной линии. В 1785 году было учреждено Кавказское наместничество.

В 90-х годах XVIII века русское правительство способствовало переселению в кубанские земли запорожских и части донских казаков, с це­лью закрепления занятой территории создав Черномор­ское казачье войско.

Экспансионистские действия Турции и Ирана (Персии), активизировавшиеся в конце XVIII века при подстрекательстве Англии и Франции привели к добровольному присоединению к России в 1801 году Картли-Кахетинского царства, в 1803 году – Мингрельского кня­жества, в 1804 году – Имере­тинского царства и Гурий­ского княжества.

Война с Ираном началась с отказа России выпол­нить ультиматум о выводе своих войск из Закавказья от 23 мая 1804 года и втор­жения 30-тысячного кор­пуса принца Аббаса-Мирзы. Неоспоримым примером поддержки агрессии во сторо­ны европейских государств служат договоры: с Францией (май 1807 г.) и с Англией (1809 г.).

Для России эта война была длительной по­тому, что в этот период она воевала с Тур­цией (1806-1812 гг.), с Швецией (1808-1809 гг.) и с Наполеоном (1812 г.).

Тем не менее после ряда пора­жений и в соответствии с Гюлистанским договором 1813 года Иран признал присоединение к России Дагестана, Гру­зии и Северного Азербайджана.

К 1813 году территории Грузии, Азербайджана и Ингушетии оказались отделенными от России землями Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа, населенного воин­ственными горскими народами, постоянно совершавшими набега на Кавказскую укрепленную линию и мешавшими сношениям с Закавказьем. Поэтому в начале XIX века при­соединение этих территорией стало для России важной во­енно-политической задачей.

Систематические боевые действия развернулись на Кавказе после окончания наполеоновских войн. Назначенный в 1816 году главнокомандующим на Кавказе генерал А.П.

Ермолов перешел от отдельных карательных действий, предпринимаемых ранее лишь в ответ на бандитские набеги гор­цев, к планомерному продвижению в глубь Чечни и Горного Дагестана.

Перенесение в 1817-1818 годах левого фланга Кав­казской укрепленной линии с Терека на реку Сунжа стало первым шагом на пути дальнейшего продвижения русских войск на Кавказ и фактически положило начало так называемой «Кавказской» войне.

В то же время Ермолов был назначен управляющим по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии. Таким образом, он получил возмож­ность координировать военные, политические и хозяйствен­ные мероприятия по освоению региона. Ермоловым была разработана эффективная стратегия колонизации Кавказа.

Продвигаясь вглубь гор, Ермолов вырубал леса и селил земледельцев, строил станицы, укрепленные посты и дороги, нарушая тем самым привычную среду обитания воинствующих горцев и создавая благоприятные условия для умиротворе­ния. Одновременно строилась система крепостей и военных поселений.

Для лишения враждебно настроенного местного населения экономической самостоятельности разрушались гнезда абреков, лучшие сельскохозяйственные угодья пере­давались мирным колонистам. Казаки, военные и воль­ные поселенцы стали основой социальной и экономической базы России в регионе.

Им предоставлялись особые права и полно­мочия по отношению к местному на­селению, в частности они самосто­ятельно могли осуществить воз­мездие за горские набеги и дру­гие разбойные действия. Од­новременно те народы, кото­рые добровольно подчини­лись российскому закону, оказались в значительно лучшем положении, чем те, кто воевал.

Они получа­ли доступ ко всем благам цивилизации и совместной жизни в составе Империи. Такие местные народы, как кумыки, кабардинцы и осе­тины раньше включились в общее русло развития и теснее были связаны с русским рынком. Условия их жизни и их обществен­ный строй имели существенные от­личия от горцев Чечни и Дагестана.

До­бровольно войдя в состав Империи, они жили гораздо лучше, чем чеченцы, черкесы, ин­гуши и аварцы, ожесточенно сопротивлявшиеся русским.

В 1819 году Отдельный Кавказский корпус насчитывал до 50 тысяч человек. Ермолову было также подчинено Черномор­ское казачье войско (до 40 тыс.чел.). В это время часть дагес­танских племен во главе с феодалами объединилась и начала поход на Сунженскую линию, но потерпела поражение.

Однако это не соответствовало планам Великобритании. Стремясь вытеснить Россию с Ближнего Востока, англичане массированными поставками оружия, с помощью инструкто­ров модернизировали персидскую армию и всячески подталкивали шаха к войне против России. Этим же занималась и Турция.

Летом 1826 года 60 тысяч персов вторглись в Карабах­ское и Талышское ханства. Несмотря на предательство мно­гих местных беков и ханов, население оказало вооруженное сопротивление захватчикам. К 12-тысячному корпусу А.П. Ермолова присоединилось 14 тысяч народного ополчения из Восточной Армении и Северного Азербайджана.

Русские вой­ска под командованием генерала И.Ф. Паскевича, сменивше­го Ермолова, в течение двух лет нанесли ряд серьезных пора­жений персам и 22 февраля 1826 года шах подписал Туркманчайский мир.

По нему России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, сепаратизм местных феодалов получил силь­нейший, но… не последний удар – Чечня и Горный Дагестан оказались отрезаны от прямого внешнего воздействия и по­мощи.

В конце 20-х годов XIX века движение горцев за независи­мость приобрело религиозный характер под лозунгом свя­щенной войны с неверными – газавата. Движение это изве­стно в истории как мюридизм. Впервые газават был объявлен на Кавказе еще в 1783 году шей­хом Мансуром Ушмара, чеченцем по национальности.

За не­сколько лет, при поддержке Турции, ему удалось объединить почти весь Северный Кавказ в «священной войне» против русских. Шейх Мансур нападал на русские укрепления, но в 1791 году был разбит, схвачен и умер в тюрьме два года спустя.

В начале XIX века Турция направила в Азербайджан большую группу агентов, возглавляемую Исмаилом Эфенди, Мухаммед Аскери и др. Эти агенты были пропагандистами мю­ридизма, одновременно они создавали воору­женные отряды, призывая мусульман к вы­ступлениям не только против России, но христиан вообще.

Не найдя в Азербайд­жане должного сочувствия и поддерж­ки, они перенесли свою деятельность в Чечню и Дагестан, где мюридизм нашел благодатную почву в лице криминальных маргиналов.

Именно они на многие десятиле­тия стати создателями идеологи­ческой базы вооруженной борьбы против России. Являясь разновидностью ислама, наиболее ее воинствующим тече­нием, мюридизм отличается более гибкими и совершенными метода­ми воздействия на верующих. Мюрид – это значит послушник, ис­катель истины при помощи веры, че­ловек, посвятивший себя распростра­нению ислама.

Программа и требования, предъявляемые мюриду, составляют содержание тариката, или второй – после шариата – ступени мусуль­манского вероучения.

Смысл тариката заключается искоренении индивидуальной его воли и всяких чувств, кроме любви к богу, и беспрекословного подчинения свое­му наставнику – мюриду и имаму. Если шариат обязателен для каждого мусульманина, то тарикат предназначен только для избранных.

Тарикат объявлен учением, обладающим особыми свойствами. Тарикат можно постигнуть не путем изучения или слепой верой, а только путем откровения свы­ше и передачи этого откровения учителем отдельному уче­нику, способному познать бога.

Читайте также:  Основание константинополя - история России

Посредством постоянной молитвы, отречения от мирских благ мюрид может достиг­нуть заветной цели – сблизиться с богом, сделаться в свою очередь наставником и иметь своих мюридов, которые должны во всем ему повиноваться.

К концу 20-х годов XIX века мюридизм на Северном Кавказе достаточно укрепился, чтобы объединить значительную часть горцев для борьбы с Россией.

Было создано теократическое го­сударство – имамат, в котором традиционные нормы обычного права были заменены нормами шариата и верховным правите­лем провозглашен имам, вставший над светскими правителя­ми. В 1828 году шейхом был провозглашен Гази-Мухаммед, который и объявил газават.

В 1831 году имам с 10-тысячным вой­ском занял Тарки и Кизляр, осадил крепости Бурную и Внезап­ную, а затем взял Дербент. Бои разгорелись также на подступах к крепости Грозной (ныне г. Грозный) и Владикавказу. Но в том же 1831 году в результате крупных экспедиций русских войск отряды Гази-Мухаммеда были оттеснены в Горный Дагестан.

17 октября 1832 года русские войска штурмом взяли Гимры, где укрепился Гази-Мухаммед, который погиб при штурме. Новый имам Гамзат-бек в августе 1834 года захватил Хунзах – столицу Аварии и истребил семью аварского хана за отказ выступить против русских.

Вскоре Гамзат-бек был убит в результате заговора и имамом был избран Шамиль, при котором боевые дей­ствия приобрели особый размах. Попытка подавить движение горцев в 1839 году, несмотря на взятие Ахульго, оказалась без­результатной. В 1840-1841 годов восстание охватило всю Чечню и значительную часть Дагестана.

Предпринятый в 1842 году по­ход на Дарго окончился неудачей, а в 1843 году Шамиль, захва­тив ряд русских укреплений, прервал сообщение с Кизляром и Дербентом. Однако к 50-м годам стала сказываться эффективная блокада мятеж­ных районов.

Накануне Крымской войны Шамиль в расчете на помощь Англии и Турции активизировал свои действия и в августе 1853 года попытался прорвать Лезгинскую линию, но потерпел по­ражение.

Летом 1854 года турецкие войска перешли в наступление на Тбилиси, одновременно отряды Шамиля прорвали Лезгинскую ли­нию, вторглись в Кахетию, захвати­ли Цинандали, но были задержаны грузинским ополчением и разбиты подошедшими русскими войсками. Разгром в 1854-1855 годах турецкой армии окончательно рассеял надеж­ды Шамиля на помощь извне.

В апре­ле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. Шамиль с 400 мюридами укрепился в ауле Гуниб, который 25 авгу­ста 1859 года был взят штурмом. Шамиль сдался в плен. 20 ноября 1859 года капитули­ровали основные силы черкесов (около двух тыс. чел.). Чечня официально вошла в состав России.

Только на Черноморском побережье вожаки мюридизма еще пытались оказать сопротивление, надеясь на поддержку Англии и Турции и трудность организовать блокаду из-за отсут­ствия в то время у России флота на Черном море. В 1859-1864 годах войска генерала А.К. Гарятинского ликвиди­ровали последние опорные пункты восставших.

Для послед­него этапа войны была характерна тактика антипартизанской борьбы, когда ущелье за ущельем занимались русскими вой­сками, а население переселялось. Лишенные таким образом материальной поддержки партизаны не могли продолжать борьбу и вынуждены были уходить за границу или сдаваться. Начавшаяся с покорения Ермоловым Чечни и Горного Да­гестана, «Кавказская» война проводилась суровыми военно-колониальными методами и не всегда на первый взгляд, отличалась справедливостью со стороны России.

Тем не менее, присоединение Северного Кавказа было насущной исторической необходимостью, это диктовалось требованиями национальной безопасности России и ее геополитическими интересами.

Дальнейшее экономическое и культурное развитие региона было немыслимо, пока существовал очаг воинствующего религиозного экстремизма, опиравшегося на самые отсталые и дикие племена, которые не признавали мирного сосуществования с соседними народами и мешали их конструктивному развитию в составе Империи. Кроме того, эти племена постоянно и активно использовались враждебными России державами – Турцией и Англией для достижения своих целей на Кавказе и ведения антирусской борьбы. Альтернатива покорению Кавказа была одна – по­стоянные набеги горцев на российские территории и анти­русский плацдарм в стратегически важном регионе.

Источник: http://srn.su/?p=1877

Какой народ Северного Кавказа самый воинственный

Убыхи были одним из самых загадочных и воинственных народов Западного Кавказа. История этого субэтноса оборвалась внезапно: они не подчинились Российской империи и… растворились.

Самые воинственные

В XIX веке убыхи занимали территорию Черноморского побережья Кавказа — между реками Шахэ и Хоста на территории современного Большого Сочи. Основными занятиями убыхов были садоводство и рыбная ловля. Большое значение имела и меновая торговля. Прежде всего с Турцией.

В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, для изготовления орудий труда и оружия огнестрельное оружие и при необходимости продовольствие. В XIX веке, в отличие от большинства других племен Западного Кавказа, у убыхов получает распространение мюридизм, принесенный эмиссарами Шамиля.

Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи.

История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова.

В апреле 1836 года отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление.

Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев.

Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона.

В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев.

В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт.

Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году. Однако вплоть до самого окончания войны на Западном Кавказе убыхи не оставляли попыток набегов, как на соседей, так и на коммуникации Русской армии.

«Отчаянное положение»

Завершение Кавказской войны в 1864 году вызвало одно из самых сложных неоднозначных явлений — мухаджирство — массовое переселение горцев в Турцию. Оно было обусловлено целым рядом как внешних, так и внутренних факторов.

Начальник Главного штаба Кавказской армии А.П. Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение.

Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь.

А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию».

Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги.

Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно — тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона.

Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества.

Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».

Переселение

Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через три недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 года не обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось.

На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения — голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.

Точная численность убыхов, покинувших родину определяется от 50 до 70 тысяч человек.

Убыхи расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан, постепенно утрачивая свой язык и национальные особенности.

В наши дни материалов по истории исчезнувшего народа, не имевшего своей письменности, сохранилось очень немного и большинство из них относится уже к периоду Кавказской войны.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/64397-kakoy-narod-severnogo-kavkaza-samyy-v.html

Ссылка на основную публикацию