Военная реформа ссср — история России

Военные преобразования в начале XX века — Армейский сайт «Почта полевая»

Взвод конных офицеров и кадет Николаевского кавалерийского училища на учении по верховой езде, 1914 год

Увеличивалось число училищ. Так, к 1912 году насчитывалось 13 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 4 артиллерийских, 3 военно-инженерных училища. Были созданы также электротехническая, автомобильная, железнодорожная и воздухоплавательная офицерские школы. В 1914 году были образованы школы прапорщиков.

В систему военного управления входили центральное, полевое и местное управления. Центральным управленческим органом до и после реформы являлось военное министерство. В 1905 году из Главного штаба министерства были выведены службы Генерального штаба.

В функции и задачи центральных органов были внесены изменения. Не претерпели изменений военные округа, эта система осталась как прежде, во главе округов стояли их командующие.

В июне 1905 года был учрежден Совет государственной обороны как центральный руководящий орган, но через два месяца из-за недоверия со стороны Государственной думы он был упразднен.

Что касается области вооружения, были приняты новые образцы артиллерийских орудий, создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска. Были приняты качественно новые уставы, в том числе боевые.

В основу концепции реформы была положена мысль о полной перестройке армии в самый кратчайший срок. Господствовало мнение, что будущая война будет быстротечной, что все решится в первых же сражениях, для чего с самого начала должен быть задействован максимум сил и средств. А потому основной упор делался на усиление полевых войск.

Реформы проводились так, чтобы в ходе их не понизить боевую готовность армии.

В итоге энергичной работы руководства военного ведомства в кратчайший срок была осуществлена реорганизация войск, коренным образом изменившая их организационно-штатную структуру, начат переход к территориальной системе комплектования, утверждена новая дислокация армии, начато ее техническое переоснащение. 

Таким образом, основные задачи военного реформирования решить удалось. Вместе с тем многое из задуманного воплотить в жизнь оказалось невозможным. Так, ограниченные экономические возможности страны не позволяли снабдить артиллерией армейский корпус России на уровне германского. Бюрократический государственный механизм значительно тормозил преобразования в армии.

Все законопроекты на отпуск кредитов приходилось проводить через ряд комиссий – правительственных и парламентских, на что тратилось много времени и энергии.

В результате темпы модернизации русской армии оказались низкими, вследствие чего наметилось явное запаздывание в подготовке армии к надвигавшейся катастрофе по сравнению с потенциальными врагами – Германией и Австро-Венгрией.

В целом проведенные военные преобразования в российской армии в 1905-1912 годах хорошо сказались на боевой готовности войск. В то же время их оказалось недостаточно, чтобы в полной готовности вступить в Первую мировую войну.

Габриэль Цобехия

Источник: https://pochta-polevaya.ru/aboutarmy/history/russkaya-imperatorskaya-armiya/a231830.html

Военные реформы России — от средневековья до наших дней

Не так давно в вооруженных силах Российской Федерации инициировались масштабные реформы: изменились контуры военных округов, организационная форма войск, в части стала поступать новая техника. Однако воинские реформы случались и ранее – о том, для чего они затевались в прошлом, и пойдет наш рассказ.

Военные реформы Ивана III «Великого» и Ивана IV «Грозного»

Солдаты времен Ивана Грозного.

Впервые серьезные изменения в организации военного дела на Руси пришлись на конец средневековья, впрочем, как и во многих других европейских государствах.

Начало этому процессу положил Иван III «Великий» (годы правления с 1462 по 1505), запустивший практику раздачи земельных наделов служивым людям – кадровым военным, как говорят сейчас.

Практика прижилась, и ко времени вступления на престол Ивана IV (спустя 30 лет) Россия располагала огромной по тем временам армией в 300 тысяч человек – такого воинства не имело ни одного государство Европы.

Иван Грозный продолжил начинания по укреплению мощи страны и в период с 1550 по 1571 г.г. провел первую «настоящую» военную реформу, начало которой положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы между 1000 помещиками, занявшими ключевые командные штаты в армии. Итогами этой работы стали:

  • Упорядочение системы комплектования и военной службы.
  • Организация централизованного управления армией.
  • Создание постоянного стрелецкого войска, основы будущей регулярной армии.
  • Единая централизованная системы снабжения армии.
  • Организация пограничной службы.

Военные реформы Петра I

За полтора столетия в мире многое изменилось. Солдаты петровского времени.

Царь-реформатор взялся за реформирование вооруженных сил России с присущим ему рвением.

Приняв в начале царствования по сути средневековую армию (к слову, российская армия на тот момент не была ни отсталой, ни худшей в мире, и вполне сносно воевала по всей протяженности своих границ), за 30 лет он превратил её в самую современную и эффективную на континенте. Основные результаты воинских реформ Петра I:

  • Создание регулярной армии и флота, основанных на системе рекрутского набора.
  • Упразднение ранее существовавших и создание новых унифицированных, четко разделенных на рода войск соединений, одетых в одинаковую форму, вооруженных одинаковым оружием и т.п.
  • Появление армейского устава и введение единой системы воинского обучения и воспитания.
  • Централизация военного управления.
  • Учреждение должности главнокомандующего, создание полевого штаба.
  • Открытие военных школ для подготовки офицерских кадров.
  • Проведение военно-судебных реформ.

Военные реформы Милютина (Александра II) (1860-70 г.г.)

Форма солдат русской армии 19-го века.

Военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, после неудач Крымской войны, правильно оценил обстановку и затребовал немедленных реформ в армии.

Крымская кампания наглядно показала две слабые точки российской армии: резко наметившееся отставание в вооружении от Франции и Англии, плохо организованные логистика и системы снабжения войск.

К чести неутомимого министра, со своими задачами он справился, вновь подтянув армию до высочайших стандартов. Итогом десятилетия реформ стали:

  • Замена рекрутской повинности общей воинской повинностью.
  • Создание армейского резерва.
  • Образование военных округов (15 округов).
  • Современный устав армии.
  • Перевооружение армии нарезным оружием и артиллерией
  • Реорганизация боевой подготовки войск и офицеров.
  • Учреждение военных гимназий, военных и юнкерских училищ.
  • Военно-судебные реформы.

Военные реформы 1905-12 гг.

Русская армия после реформ 1905 года, на пороге Первой мировой

Новое поражение, на сей раз – во время Русско-Японской войны 1904-1905 г.г. породило новый виток реформ. Именно с армией реорганизованной на данном этапе стране предстояло вступить в Первую Мировую Войну. Основная задача, решаемая этим пакетом состояла в:

  • Усилении централизации военного управления.
  • Введении территориальной система комплектования войск.
  • Сокращении сроков службы для младших чинов и значительный приток «свежей крови» среди офицеров.
  • Принятие новых программ для военных училищ, новых уставов службы.
  • Перевооружение частей новыми артиллерийскими орудиями.
  • Создании тяжелой полевой артиллерии.
  • Значительном усилении роли инженерных войск и улучшении снабжения армии.

«Революционные» военные реформы 1917-18 г.г.

Революция — время, когда все вокруг принимает весьма странные формы. В том числе и обмундирование.

Рождение «несокрушимой и легендарной» Красной Армии на обломках имперской. Эта реформа затрагивала в основном организационные моменты, и серьезно перетрясла как офицерский корпус, так и саму систему управления войсками.

Многие элементы «революционной реформы» с современной точки зрения кажутся полной нелепостью, и вскоре в этом убедились и сами её авторы.

В собственно «военном» плане большевики не стали изобретать ничего нового и продолжили уже сформировавшуюся до них линию. Военные реформы 1917-18 г.г.:

  • Отмена воинских званий и знаков различия, уравнивание в правах офицеров и рядового состава.
  • Армия управляется решениями солдатских комитетов и советов солдатских депутатов. Командиры — вплоть до командира полка – избираются общим собранием частей их непосредственного подчинения, командиры выше полкового уровня — на совещаниях и съездах комитетов соединений.
  • Армия расформировывается и создается заново, по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

Уже меньше года спустя после обозначенных реформ, в апреле-мае 1918 года от принципа добровольного призыва отказались в пользу всеобщей воинской повинности, а командиров стали назначать «сверху», а не избирать.

Военные реформы 1937-39 гг.

Советская армия перед — и в первые годы Великой Отечественной

Реформы этого периода, под стать времени – они вновь сводятся к организационным моментам, в основном, касающихся «затягивания гаек», то есть увеличению ответственности военнослужащих.

  • Создан Главный Военный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, занимающиеся вопросами военного строительства.
  • Увеличение числа военных округов и комиссариатов, создание военных отделов в местных партийных органах.
  • Водится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г. (после — заместитель командира по политической части, политрук).
  • Увеличен срок военной службы, снижен призывной возраст, удлинен срок пребывания в запасе.
  • Весь личный состав вооруженных сил обязан принимать присягу.
  • Более строгие наказания за дезертирство и самовольные отлучки из части.

Военные реформы периода Отечественной войны 1914-1945 г.г.

Бойцы Советской армии, 1943 год

Благодаря тому, что с момента прихода к власти большевиков, и аж двух военных реформ, армия вместо более современной, дисциплинированной и боеспособной, стала скорее весьма хаотичным и стихийным механизмом, кампания 1941 года началась крайне неудачно.

Руководству страны предстояло исправить это положение, во-первых, быстро, а во-вторых, в условиях все нарастающего хаоса.

Речь не шла о каком-то едином программном механизме реформ, в этот краткий период было принято огромное количество решений – как совершенно необдуманных, так и тех, что используются до сих пор в армии России. Военные преобразования 1941-1945 г.г.:

  • Изменение системы организации высшего командования, создание оперативных объединений и армейских корпусов.
  • Всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.
  • Более эффективная структурная организация вооруженных теперь это: фронт, армия, корпус, дивизия, бригада, полк, батальон, рота, взвод, отделение.
  • Издан Боевой устав пехоты (1942 г.).
  • Деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.
  • Введение новых знаков различия.
  • Учреждено Главное управление тыла.
  • Республиканские, областные и районные комитеты партии обязывались развернуть в тылу врага сопротивление.
  • Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов.

Источник: http://armedman.ru/voennyie-kampanii/do-1899-voennyie-kampanii/voennyie-reformyi-rossii-ot-srednevekovya-do-nashih-dney.html

Презентация на тему «История создания вооруженных сил Российской Федерации»

  • Слайд 2
    • Последствия Октябрьской революции 1917 г. на состояние вооруженных сил России.
    • Вооруженные Силы Советского союза перед Второй мировой войной.
    • Вооруженные Силы Советского союза во время Великой Отечественной войны.
    • Послевоенное состояние Вооруженных Сил.
    • Реформа современных Вооруженных Сил России.
  • Слайд 3

    Работа с таблицей

  • Слайд 5

    Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшее государственное устройство России и ликвидировала вооруженные силы. Правительству Республики Советов пришлось в первые месяцы создавать новые вооруженные силы с учетом нового общественного устройства страны, внешних угроз и материальных возможностей

  • Слайд 6

    В первые месяцы Советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвардия (вооруженные отряды рабочих), в которой к началу 1918 года насчитывалось 460 тыс. человек.

    Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не могла противостоять вторжению германских войск. Угроза вторжения германских войск вынудила Советское правительство начать комплектование постоянной армии.

  • Слайд 7

    15 января 1918 года был принят декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января 1918 года – об организации Рабоче-крестьянского Красного Флота. Армия и флот создавались на добровольных началах.

  • Слайд 8

    В феврале 1918 г. молодой Красной Армии и морякам Балтийского флота пришлось отражать натиск германских войск.

    В ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию для защиты Отечества и мужественного сопротивления отрядов Красной Армии германским захватчикам день 23 февраля стал отмечаться как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, а с 1992 года как День защитников Отечества.

  • Слайд 9
    • Формирование Красной Армии и реформирование старой армии.
    • Принятие в декабре 1917 года Декрета об отмене воинских чинов, званий, знаков различий и преимуществ. Командиры – вплоть до командира полка – избирались на общих собраниях частей.
    • Издание СНК в январе 1918 г. Декрета «О создании Рабоче-крестьянской Армии» по принципу и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.
    • Верховным руководящим органом становился СНК, органом непосредственного управления — Наркомвоендел.
    • В апреле 1918 г. набор в Армию перешел от принципа добровольности к принципу воинской повинности, от выборов командиров – к их назначению. В мае вводится всеобщая воинская повинность.
  • Слайд 11

    Международная обстановка в этот период требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935 году – 930 тыс. человек, в 1938 году – 1, 5 млн. человек и к началу 1941 года – 5,7 млн. человек.

  • Слайд 12

    Предпринимались усилия по техническому переоснащению вооруженных сил. Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения. В 1937 г. Военно-Морской Флот (ВМФ) был выделен из состава РККА.

    Страна и ее вооруженные силы готовились к войне.

  • Слайд 13
    • Создание в марте 1938 г. Главного Военного Совета Красной Армии и Главного Совета Военно-Морского Флота, ведавших вопросами военного строительства.
    • Вводится институт военных комиссаров, просуществовавших до августа 1940 г.
    • Воинская обязанность теперь распространялась на всех.
    • Были увеличены сроки службы, снизился призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе.
    • Весь личный состав ВС обязывался к военной присяге.
    • Повышается ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.
  • Слайд 15

    Великая Отечественная война 1941-1945 годов была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны.

  • Слайд 16

    В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников (Г.Г.Жуков, К.К.Рокосовский, И.Ф.Батутин, А.М.Василевский, И.С.Конев и др.), искусно осуществлявших военные операции, приведшие к разгрому стойкого и хорошо вооруженного противника.

  • Слайд 17

    В мае 1945 г. пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции сил нацисткой Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неисчерпаемые возможности советского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.

  • Слайд 18
    • Изменение системы организации высшего командования, объявляется всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.
    • Усложнилась структурная организация вооруженных сил. Структура ВС включала теперь фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы и отделения.
    • В 1942 году издается Боевой устав пехоты. Вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.
    • Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов, учреждено Главное управление тыла.
    • Было принято Постановление, обязывающее республиканские, областные и районные комитеты партии развернуть в тылу врага сопротивление (партизанское движение).
  • Слайд 20

    После войны продолжалось совершенствование и укрепление Вооруженных Сил в соответствии с прогнозом международной обстановки и политикой, проводимой Советским правительством.
    В середине 50-х гг. началось коренное преобразование Советских Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими новейшими видами оружия и военной техники.

  • Слайд 21

    В 1969 г. был создан новый вид Вооруженных Сил СССР — Ракетные войска стратегического назначения.

  • Слайд 22
    • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН);
    • Сухопутные войска (СВ);
    • Войска противовоздушной обороны (ПВО);
    • Военно-Воздушные Силы (ВВС);
    • Военно-Морской Флот (ВМФ);
    • Тыл Вооруженных Сил;
    • Штабы и Войска гражданской обороны.
  • Слайд 23
    • Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами СССР осуществлял ЦК КПСС и высшие органы государственной власти (Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР).
    • Непосредственное руководство Вооруженными Силами СССР осуществляло Министерство обороны СССР.
    • Появились новые вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения;
  • Слайд 25

    После распада Советского Союза основным правопреемником Вооруженных Сил СССР стала Российская Федерация, были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации.

  • Слайд 26

    Строительство ВС РФ намечалось в три этапа. Первый завершился в 1992 г. В ходе его было остановлено снижение уровня боевой готовности, начавшийся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами

  • Слайд 27

    Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы.

    Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила приступить к формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности Россию.

  • Слайд 28

    Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ был осуществлен целый комплекс мероприятий по стратегическому и и оперативному планированию применения войск в новых условиях.

    Была принята Федеральная программа развития вооружения и военной техники, началась военно-правовая реформа и реформа военного образования.
    В соответствии с Указом Президента РФ «О военном строительстве в РФ» в 1995 г.

    была создана Государственная комиссия по военному строительству в РФ. Она активно взялась за работу, но до конца работа доведена не была.

  • Слайд 29
    • оптимизация структуры, боевого состава и численности ВС;
    • качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса;
    • подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитание войск, укрепление правопорядка и воинской дисциплины;
    • повышение качественного уровня технической оснащенности войск;
    • создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и инфраструктуры;
    • обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, их семей.
  • Слайд 31
    1. С какими событиями (политическими, героическими, историческими) из уроков истории и обществознания связан рассматриваемый нами материал?
    2. Как вы оцениваете военные реформы с современных позиций?
  • Слайд 32

    Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, но задача по защите Отечества всегда остается первостепенной, поэтому Вооруженные Силы всегда должны отвечать своему предназначению – защите страны от внешней агрессии.

  • Слайд 33
    • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев – 5-е изд., перераб. — М., «Просвещение», 2004.
    • История России с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко. –– М. : Дрофа, 2007.
    • Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Т.Смирнова, Б.И.Мишина, В.А.Васнева / авт.-сост. В.А. Шкенев. – 2-ое изд., стериотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Слайд 34
  • Слайд 35
Читайте также:  Кавказская война. минимум для егэ - история России

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/obzh/istoria-vs-rf

Сколько военных реформ было в истории России?

Военные реформы, в какой бы стране они не проводились, включают в себя комплекс мероприятий, проводимых по решению высших органов государственного управления, и направленных на коренное качественное и количественное изменение военной организации государства. Они проводятся в тесной связи с состоянием внешней и внутренней политики, экономики, науки, культуры, социальной и духовной сферы государства, тенденциями развития военного дела в сопредельных странах.

Естественно, что термин «военная реформа» раньше не употреблялся, но суть от этого не меняется. Вне зависимости от того, кто являлся инициатором проведения военных реформ, они назревали объективно, а конкретные личности или государственные органы только ускоряли или замедляли ход их проведения, влияли на их масштабы и конечные результаты.

Так уж исторически сложилось, что в ходе военных реформ в России всегда решался примерно один и тот же круг проблем, только каждый раз на качественно новом уровне. В обобщенном виде их можно свести к следующим условным группам:

Определение целей и задач военной реформы, порядка ее проведения и основных исполнителей. Реорганизация системы военного управления и структуры вооруженных сил. Реорганизация системы комплектования и содержания вооруженных сил.

Реорганизация системы военного обучения, воспитания, подготовки к службе. Реорганизация системы материально-технического снабжения армии и перевооружение. Создание экономических условий и промышленной базы для проведения военной реформы.

Создание нормативно-правовой базы и специальных государственных институтов, закрепляющих результаты реформы.

Так уж сложилось исторически, что в России военные реформы всегда проводились в условиях острой нехватки финансовых средств и серьезного противодействия со стороны отдельных влиятельных сил в государстве и армии, что значительно удлиняло сроки их проведения и, зачастую, не позволяло в полном объеме достичь поставленных целей.

В истории России до 1917 года обычно выделяют четыре периода, связанных с проведением крупных военных реформ, и два периода серьезных военных преобразований, когда реорганизациям подвергались только отдельные стороны военной структуры государства: военные реформы Ивана Грозного, Петра I, Д. А. Милютина и в преддверии Первой мировой войны; военные преобразования в период правления первых Романовых и Александра I.

Первую широкомасштабную военную реформу, затронувшую различные сферы государственной жизни, по праву связывают с деятельностью царя Ивана Грозного.

Ее основной целью было создание военной структуры, способной обеспечить утверждение самодержавной царской власти в борьбе с князьями и боярством, возвращение исконно русских земель на западе и надежную защиту от Крымского, Казанского и Астраханского ханств, а при возможности — их нейтрализацию или завоевание.

Все основные цели реформы были достигнуты — создана военная организация, способная решать сложные внутренние и внешнеполитические задачи, а рубежи государства отодвинуты за Урал и к берегам Каспия.

После окончания Смутного времени совершенствование военной системы государства продолжилось в ходе преобразований в XVII веке, проводимых первыми царями династии Романовых. Изменениям подвергались только некоторые стороны военной системы. Основным содержанием преобразований стало дальнейшее развитие системы военного управления и создание воинских частей по западноевропейскому образцу.

В начале XVIII века царь Петр I провел в стране кардинальные реформы, в том числе и военную. Ни до, ни после него столь масштабного изменения военной структуры в стране не проводилось.

Результатом стало создание качественно новых вооруженных сил, комплектующихся по рекрутской повинности, имеющих единую форму и способных «прорубить окно в Европу», системы военного управления и национального офицерского корпуса, военного образования и целого комплекса нормативных документов, регламентирующих все стороны военного дела.

До конца XVIII века в России серьезные военные преобразования не проводились, столь большой «запас прочности» заложил в новую армию Петр I и его последователи.

К сожалению, в период царствования императора Павла I в армии началась определенная деградация.

В девятнадцатый век Россия вступила с армией, созданной по прусским образцам, которую готовили не столько к войне и походам, как к торжественным разводам и вахтпарадам.

Начавшийся в Европе период наполеоновских войн показал, что военное дело перешло на качественно новую ступень. Военная же структура России устарела и нуждается в безотлагательной реконструкции, без которой она не сможет противостоять современной французской армии. Речь не шла о коренной военной реформе.

Период правления Павла I был относительно коротким, поэтому изжить из армии суворовский дух не успели, но боевые возможности армии заметно понизились. Императору Александру I, вступившему на престол в 1801 году, пришлось начать срочные военные преобразования.

В короткий срок армия получила новую структуру, было проведено частичное перевооружение, улучшена подготовка офицерских кадров. Война 1812 года показала, что преобразования были проведены своевременно.

Поражение России в Крымской войне 1853−56 годов продемонстрировало военную слабость страны. В начале 60-х годов под руководством военного министра Д. А. Милютина началась широкомасштабная военная реформа.

Её главным итогом стало создание массовой всесословной армии, комплектующейся по призыву и способной в короткие сроки значительно увеличивать свой состав за счет мобилизационного развертывания. Соответственно.

Изменилась система подготовки и обучения военнослужащих, укрепления дисциплины, были отменены телесные наказания и создана система военных судов. Кроме того, было проведено перевооружение на нарезные виды оружия и артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части.

На флоте на смену парусникам пришли броненосные металлические корабли. К сожалению, из-за сильного противодействия, как в военных кругах, так и в руководстве государства, реформа проводилась с большим трудом и изобиловала компромиссными решениями.

К началу ХХ века назрела необходимость проведения очередной реформы, что ярко продемонстрировало поражение в русско-японской войне.

Впервые в России серьезно приступили к разработке принципов военной политики и военной доктрины. Был создан Совет Государственной Обороны, а в составе Госдумы — комиссия по государственной обороне.

В обществе стали активно обсуждаться цели и задачи военной реформы.

В ходе реформы планировалось проведение комплекса из трех взаимосвязанных групп мероприятий. В первую очередь — ликвидация последствий русско-японской войны, восстановление боеспособности армии и повышение её престижа.

Во-вторых, изменение системы военного управления в стране, перевод армии на новую организационную структуру, отвечающую требованиям современной войны, значительное улучшение вооружения.

В-третьих, воссоздание флотов в Тихом океане и на Балтике, понесших большие потери в кораблях, обеспечение армии современной военной и боевой техникой, реформирование системы подготовки военнослужащих запаса и офицерских кадров.

Как уже не раз бывало, в полном объеме решить все задачи военной реформы не удалось, но существенные изменения, значительно повысившие боеспособность армии и флота накануне Первой мировой войны, были проведены.

Читайте также:  Советско-германский фронт - история России

После октябрьских событий 1917 года в России была создана новая военная организация государства, основу которой составили Рабоче-крестьянская красная армия (РККА) и Рабоче-крестьянский красный флот (РККФ). В советское время военная структура страны тоже прошла через ряд преобразований и реформ. Да и в наши дни в России проводится очередная военная реформа, которая, похоже, становится перманентной.

Статья продолжает цикл материалов об истории военных реформ в России:
Кто в России провел первую военную реформу?
Как первые Романовы создавали в России современную для того периода армию?
Как Петр I создавал «инструмент» для прорубания окна в Европу?
Как в России готовили армию к войнам с Наполеоном?
Как Милютин создавал в России всесословную армию?
Как Россия готовилась к Первой мировой войне?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/28020/

Тема 1 Военные реформы в истории Российского

Тема № 1: «Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки» .

Учебные цели: 1. 2. 3.

Ознакомить с историей возникновения и развития ВС Российского государства, а также разъяснить основное содержание военных реформ Ивана Грозного и Петра I; Ознакомить с основным содержанием военных реформ 60 -70 -х годов XIX века, 1905 -1912 и 1924 -1925 годов, их значение на современном этапе; Изучить историю развития системы военного образования в Российском государстве.

Учебные вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. Направления военной реформы Ивана IV Грозного в середине ХVI века. Создание постоянного стрелецкого войска. Военные преобразования Петра I.

Создание русской (национальной) регулярной армии и флота, введение рекрутской системы комплектования, введение единой системы воинского обучения и воспитания, открытие военных школ для подготовки офицеров и регламентирования службы офицеров. Военные реформы 1862 -1874 годов в России.

Введение всесословной воинской повинности, осуществление технического перевооружения армии и флота, введение системы военного управления, подготовки и обучения офицерских кадров. Военные преобразования российского правительства в 1905 -1912 годах.

Введение территориальной системы комплектования и сокращения сроков военной службы, принятие новых программ для военных училищ, изменение кадровой политики и улучшение материального положения офицерского состава. Основное содержание военной реформы в 1924 -1925 годах. Исторический опыт и уроки военных реформ в России, их значение для военного строительства и реформирования Вооруженных Сил РФ на современном этапе.

«У России есть только одна организованная сила – армия, и в её руках судьба России» (17 (29) сентября 1843 — 7 июля 1882) — выдающийся русский военачальник и стратег, генерал от инфантерии (1881), генераладъютант (1878) М. Д. Скобелев.

«У России есть только два союзника – её армия и флот» Алекса ндр II Николаевич (17 апреля 1818— 1 марта 1881) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855— 1881) из династии Романовых.

Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии — Освободи тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19. 02. 1861 г.

и победой в Русскотурецкой войне (1877— 1878). Погиб в результате теракта.

Военный историк А.

Керсновский «Военный гений русского народа велик и могуч – тому свидетели все покорённые столицы Европы и те, шедшие на Русь завоеватели, что стали затем верноподданными Белого царя… Стоило только когда-либо какой-нибудь европейской армии претендовать на звание первой в мире, как всякий раз на своём пути она встречала неунывающие русские полки и становилась «второй в мире»

Военная реформа — это существенное преобразование военной системы государства, проводимое по решению высших органов государственной власти. 1. 2. 3. 4. Военные реформы вызываются: новыми политическими задачами государства; экономическими соображениями; появлением новых видов вооружения; изменениями общественного или государственного строя и другими факторами и причинами.

В истории Российского государства имели место пять основных военных реформ: 1. 2. 3. 4. 5. военная реформа Ивана IV Грозного (15501571 гг. ); военные реформы Петра I (1693 -1721 гг. ); военные реформы Д. А. Милютина (1864 -1870 гг.

); военные реформы (1905 -1912 гг. ); военная реформа (1924 -1925 гг. ).

Необходимость проведения всех этих реформ была предопределена соответствующими историческими факторами, все они имели конкретные цели, содержание, достигали определенных результатов.

1 -й учебный вопрос: «Направления военной реформы Ивана IV Грозного в середине XVI века. Создание постоянного стрелецкого войска» .

Положение в России до реформы Ивана Грозного: 1. 2. 3. 4. 5.

VI век – племенные ополчения и временные дружины; VII век – постоянные дружины из профессиональных воинов – ядро древнерусского войска; Первые наёмные войска (кочевые племена, тюркские и кавказские народы); XI-XII вв.

– дружинники получают наследственные земли, создаются младшие дружины и княжеский двор (отсюда дворяне) и как следствие раздробление государства; XV век – поместная система комплектования – за службу дворянам выдают поместья (помещики) – поместная конница.

Направления военной реформы Ивана IV Грозного в середине XVI века. Создание постоянного стрелецкого войска.

Направления военной реформы Ивана IV Грозного в середине XVI века. 1. 2. 3. 4. 5. Новая система комплектования дворянского поместного войска.

( «Уложение о службе» 1556 год); Создание постоянного стрелецкого войска, что положило начало образованию постоянной армии Русского государства; Создание нового рода войск – городовые казаки (аналог пограничников); Создание артиллерии – пушкари и затинщики; Посошная рать – ополчение.

Источник: http://present5.com/tema-1-voennye-reformy-v-istorii-rossijskogo/

Реформирование советских ВС в России: первый этап реформ (1991–2010 гг.) | Центр военно-политических исследований

В будущих конфликтах военные (силовые) действия могут даже не вестись вообще, либо они не будут иметь определяющее значение[1]

И. Попов, М. Хамзатов, военные эксперты

России к началу XXI века досталась старая, во многом разрушенная   армия   и   преимущественно   старая   советская   техника, у которой была такая уже старая военная элита, обладающая еще более старыми взглядами на войну.

Это, может быть, излишне резкая оценка того состояния, в котором оказались ВС России (как и вся экономика и общество) к 2009–2010 годам XXI века, ни в коем случае не относится ни к истории, ни к традициям, а тем более тем самоотверженным и героическим военнослужащим, которые в то время пытались (и решали) несмотря ни на что боевые      задачи.

Эти проблемы, сравнения и планы, дающиеся в 2016 году, по- лезно сравнить с ситуацией, в которой оказалась Россия в 1991 году:

Союз Советских Социалистических Республик имел общие для всех республик (в том числе для РСФСР) Вооружённые Силы, в отличие от ведомств МВД.

После распада СССР принимались попытки сохранить в рамках СНГ единые вооружённые силы, в период с лета 1991 года по начало 1993 года Объединённые Вооружённые Силы СНГ состояли из остатков Советской Армии, дислоцированных на территории РСФСР и других союзных республик.

7 мая 1992 года Указом президента России №466 части бывшей Советской Армии, дислоцировавшиеся на территории России были объявлены Вооруженными Силами Российской Федерации, входящими в состав ОВС СНГ.

К весне 1993 года без громогласных объявлений название «ОВС СНГ» повсеместно в России заменилось названием «Воо- руженные Силы Российской Федерации». Строго говоря, с весны 1993 года и существует Российская Армия.

За эти годы, Вооружённые силы России приняли участие  в ряде вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР и на территории бывшей Югославии: молдавско-приднестровский конфликт, грузино-абхазский и грузино-югоосетинский, а также в 1999 году в Косово.

201-я мотострелковая дивизия была оставлена в Таджикистане в условиях начала гражданской войны 1992–1996 гг.

В период осетино-ингушского конфликта на Северном Кавказе 31 октября — 4 ноября 1992 в регион вводились войска.

Кроме того Российская армия принимала участие в двух че- ченских войнах — 1994 г. — 1996 г. («восстановление конституционного порядка») и 1999 г. — фактически до 16 апреля 2009 года («контртеррористическая   операция»)   —   и   в   «пятидневной   войне» в Грузии в августе 2008 года («Операция по принуждению к миру»), фактически военная агрессия РФ и оккупация части территории Грузии[2].

27 февраля 2014 года Вооружённые силы России, дислоцировавшиеся в Автономной республике Крым (Украина), главным образом силы Черноморского флота, а также части введенные с территории РФ начали военную операцию по захвату Крыма  и его последующей аннексии.

В ходе военной операции, которая    с точки зрения международного права классифицируется, как военная агрессия военнослужащие РФ действовали без знаков принадлежности к ВС РФ и именовались в российских СМИ    т.н. «вежливыми   людьми».

   Российскими   военными    были    блокированы, а впоследствии захвачены все объекты силовых структур Украины, здания администраций и взята под контроль административная граница с остальной частью Украины на перекопском перешейке. Позднее они обеспечивали силовое прикрытие т.н.

«референдума о статусе Крыма» проведенный РФ 16 марта 2014 года для легализации    аннексии    Автономной    республики    Крым  (Украина).

В первой половине 1990-х годов Вооружённые силы России    в значительной степени подверглись трансформациям, связанным как с разделом остатков Советской Армии, так и выводом на территорию Российской Федерации ряда формирований из Восточной Европы. Примером может служить использование фронтовой авиации все время Второй Чеченской    войны.

Военное командование сделало определенные выводы из прошлой Чеченской кампании, а также из боевых действий НАТО      в Югославии.

В Первой Чеченской войне федеральные войска понесли большие потери в живой силе и в технике, развивая наступление без предварительной огневой подготовки.

Большие потери были и среди мирного населения, когда для достижения результатов срочно потребовалась поддержка ударной авиации.

На этот раз основная роль в воздушно-наземной операции отводится авиации.

Предварительно ведется тщательная разведка авиационными средствами, разведывательными подразделениями спецназа, агентурной разведкой.

Как следствие, более грамотно производится выбор средств поражения выявленных конкретных целей, что подразумевает уменьшение разрушений гражданских объектов и количества жертв среди мирного    населения.

По сравнению с предыдущей войной качественный состав авиационной группировки почти не изменился. Ударная авиация представлена исключительно самолетами разработки ОКБ Сухого: фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Бомбардировщики Ту-22М пока не вводились в бой.

Радиотехническая, воздушная и фоторазведка ведется самолетами МиГ-25РБ и Су-24МР. Для выполнения фото- и воздушной разведки при- влекаются самолеты Ан-30Б.

Так же, как и во время прошлой Чеченской военной кампании, к ведению тактической воздушной разведки   привлечен   беспилотный   разведывательный   комплекс «Строй-П».

Возможности авиационных средств неоднородны применительно к действиям в сложных метеоусловиях, ночью, по точности навигации и номенклатуре применяемых боеприпасов с точным наведением.

Дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) «Пчела-1Т» в составе комплекса «Строй-П» могут вести разведку только в дневное время при хороших метеоусловиях, т.к. оборудованы только телевизионными камерами (т.е.

в той же комплектации, что и три года тому назад, в период прошлой      войны).

Фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25 в боевых действиях также применяются практически без изменений    по    составу    оборудования    и    номенклатуре   вооружения.

Самолет Су-24М отличает всепогодность боевого применения, мощная прицельно-навигационная система и широкая номенклатура управляемого оружия, в состав которой входят управляемые ракеты класса «воздух — поверхность», корректируемые бомбы КАБ-500, а также тяжелые бомбы КАБ-1500Л и КАБ-1500ТК с лазерным или с телевизионно-командным наведением, предназначенные для поражения высокопрочных целей (бункеров, мостов)[3]. Почти всё время своего существования Вооружённые силы  России находились в стадии реформирования. Очередной этап военной реформы завершился 16 ноября 2004 года. В октябре 2008 года было объявлено о начале новой реформы, которая по задумке авторов должна привести к коренному изменению облика российской  армии.

В сентябре 2008 г. Президент России Д. Медведев выделил пять главных задач развития Вооруженных Сил[4]:

— Совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования войск с переводом всех боевых соединений и частей в категорию постоянной  готовности;

— Повышение эффективности системы управления Вооруженными   Силами;

— Совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной  науки;

— Оснащение Вооруженных Сил современным оружием;

— Решение    социальных    проблем    военнослужащих.

Через полтора года, в марте 2010 г., выступая на коллегии министерства обороны, Президент уточнил эти задачи, сведя их к трем последним из перечня 2008 г. и добавив «задачу повышения боеготовности сил общего назначения в их новой организационно-штатной структуре»[5].

Вторая задача — повышения эффективности системы управления ВС — не исчезла полностью, а трансформировалась в «обеспечение Вооруженных Сил автоматизированными пунктами управления и информационными комплексами». Пятая задача приросла «повышением престижа военной службы».

Главными направлениями военной политики России в период после 2010 года  были:

Читайте также:  Петр николаевич краснов: вехи жизни - история России

— во внутренней военной политике — реформа вооруженных сил и    модернизация    военно-промышленного    комплекса   страны;

— во внешней военной политике — сохранение режима обеспечения стратегической стабильности, укрепление военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве и улучшение отношений с США и НАТО.

К основным факторам, определявшим выбор приоритетов текущей военной политики России и промежуточные результаты реформы Вооруженных Сил, наряду с вводом в действие новых концептуальных документов, следует  отнести:

— критическое осмысление руководством страны состояния Вооруженных Сил по результатам их участия в разрешении конфликта на Кавказе в августе 2008 г.;

— отказ стран Запада начать конструктивный диалог с Россией по вопросу о совершенствовании системы обеспечения международной безопасности в Евроатлантическом  регионе;

— двойственность политики НАТО по отношению к России (предложения о расширении сотрудничества наряду с подтверждением курса на расширение блока, в том числе за счет приема в него Грузии и Украины);

— сохранение очагов потенциальных вооруженных конфликтов на Кавказе и в Центральной   Азии;

— изменение характера российско-американского диалога по обеспечению стратегической стабильности (подписание нового договора по сокращению стратегических наступательных вооружений при одновременном сохранении планов США по развертыванию системы противоракетной обороны в  Европе);

— продолжающийся рост военной мощи Китая;

— снижение темпов экономического развития страны в условиях глобального кризиса;

— продолжающуюся стагнацию большей части военно-промыш- ленного комплекса страны;

— сокращение финансовых возможностей РФ по комплексной реформе военной организации государства;

— отсутствие активной поддержки военной реформы со стороны населения страны[6].

Намеченные Стратегией (2010 г.) и Доктриной-2010 задачи по «укреплению национальной обороны» и «строительству и развитию Вооруженных Сил и других войск» стали еще одним важным фактором   влияния   на   военную   политику  России.

Исходя из содержания статьи 32 Стратегии, главными задачами государства по укреплению национальной обороны следует считать:

— сохранение потенциала стратегических ядерных сил;

— наращивание количества частей постоянной  готовности;

— совершенствование оперативной и боевой подготовки;

— организацию межвидового взаимодействия войск и   сил;

— уточнение системы комплектования ВС РФ и других     войск;

— повышение престижа военной службы и статуса офицерского состава;

— выполнение государственных программ по разработке и созданию   вооружения   и   военной   техники.

Доктрина-2010, суммируя данные задачи в статье 32, определила основную задачу строительства и развития Вооруженных Сил и других войск как «приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов , а также возможностями     Российской    Федерации».

Эти правильные с точки зрения любой военной теории задачи лишены в рассматриваемых документах базиса — определения возможного характера военных конфликтов с участием России в краткосрочной и среднесрочной перспективе и перечня конкретных источников военной опасности, способных перерасти в непосредственную военную угрозу Российской Федерации. Это, в свою очередь, отразилось на стратегии всего военного строительства в России, которая в некоторые годы оказывалась не просто неэффективной, а разрушительной. Так, во времена руководства МО А. Сердюковым был нанесен мощный удар по всей системе материально-технического обеспечения ВС, создававшиеся десятилетиями. Как отмечает ее бывший начальник, генерал-полковник С. Маев, такое «реформирование» в 2000-е годы привело к значительной утрате возможностей по подержанию ВВТ собственными силами (что обеспечивало прежде до 80% возвращенных в строй ВВТ)[7].

Другой пример «реформ Сердюкова» — сокращение численно- сти офицеров в ВС, которое привело к массовому увольнению. Так, в ходе военной реформы 2008–2012 годов бывшим руководством военного ведомства было принято решение о лавинообразном сокращении офицерских должностей.

За год (с 2009 по 2010) их количество сократилось с 335 тыс. до 150 тыс.

Из-за этого части младших офицеров, в основном выпускникам военных вузов, было предложено либо уволиться в запас, либо занять вакантные должности сержантов — командиров отделений, заместителей командиров взводов, командиров боевых машин.

Были уникальные случаи, когда офицеры становились простыми стрелками или пулеметчиками. Также были упразднены звания прапорщиков и мичманов. Их обязанности планировалось переложить на сержантов-контрактников, однако последних в достаточном количестве не оказалось, и на их должности также стали назначать офицеров.

В пик реформ Анатолия Сердюкова в статусе «офицеров-сержантов» было около 10 тыс. человек. Со сменой руководства Минобороны их количество неуклонно снижалось, и сейчас Минобороны должно переназначить с сержантских и старшинских должностей менее тысячи военнослужащих. Ситуацию удалось исправить только к 2017 году[8].

Упоминания в статье 12 Стратегии, что «в условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы», явно недостаточно для определения возможных союзников и потенциальных противников России в конфликтах будущего, а также задач для первых операций вооруженных сил.

Вряд ли поможет решению этой проблемы отнесение руководством России к «потенциальным угрозам национальной безопасности нашей страны» существующего вблизи российских границ «конфликтного потенциала» и «неурегулированных проблем».

Если принять этот посыл («потенциал — это потенциальная угроза») как руководство к уточнению направлений военной политики России, то придется признать, что НАТО является потенциальным противником, так же как и многие соседи России.

Источник: http://Eurasian-Defence.ru/?q=node/40137

Занятие №1 Военные реформы в истории России

Конспект лекции.

Тема №2 Военные реформы и дни воинской славы в истории Российского государства

Занятие №1 Военные реформы в истории России

Учебные вопросы:

1.Военные реформы XVI-XVIII веков:

— Военные реформы Ивана IV Грозного в средине шестнадцатого века;

— Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и флота.

2. Военные реформы XIХ-XX веков:

-Военные реформы 1862 -1874 годов в России;

— Военные реформы российского правительства в 1905-1912 годах;

— Основное содержание военной реформы 1924 — 1925 годов.

3. Исторический опыт и уроки военных реформ в России, их значение для военного строительства и реформирования Вооруженных Сил на современном этапе.

Цели занятия:

Ознакомить студентов с основными военными реформами в истории России. Изучить исторический опыт и уроки военных реформ, их значение для военного строительства и реформирования Вооруженных Сил на современном этапе. Воспитывать чувство долга и патриотизма.

Вид занятия – лекция. Место проведения — лекционная аудитория.

Методическое и материально-техническое обеспечение: план проведения занятия, конспект лекции, медиапроектор, ноутбук, учебный видеоматериал.

Преподаватель – А.Евстигнеев.

Военные реформы XVI-XVIII веков.

Обращение к историческому прошлому, почитание своих исторических традиций — это не просто дань моде или способ формального преклонения перед памятью предков. Изучение собственной военной истории имеет большое практическое значение. На протяжение целого ряда веков в России накоплен огромный опыт военного строительства, который богат как положительными, так и отрицательными примерами.

Учет исторического опыта российских военных реформ весьма важен сегодня при выборе основных направлений осуществляемой реформы Вооруженных Сил Российской Федерации. Он поможет не только наиболее верно определить приоритеты современного военного строительства, избежать наиболее характерных ошибок прошлого, но и явится фундаментом духовно-нравственного возрождения нашей армии и флота.

Изложение материала целесообразно начать с разъяснения сути терминов “военная реформа” и “военные преобразования”.

Военная реформа — это проводимые по решению высших органов государственной власти существенные преобразования военной системы государства, с целью ее приведения в качественно новое состояние, соответствующее реалиям внутреннего и международного положения страны.

Военные же преобразования затрагивают, как правило, лишь отдельные стороны военного дела.

Исходя из такого подхода в отечественной военной истории и выделяют ряд военных реформ: военная реформа Ивана IV (1550-1571 гг.), военные реформы Петра I (1698-1721 гг.), военные реформы Д.А.

Милютина (1862-1874 гг.), военные реформы 1905-1912 гг., военная реформа в СССР (1924-1925 гг.).

Основные итоги военной реформы Ивана IV

Причины ВР   Внешние и внутренние военные угрозы. Отсутствие сильной централизованной власти.
Реформы в системе комплектования армии 1550г.-Указ О создании стрелецких отрядов. 1556г. –Указ «Уложение о службе» Поместное войско.
Реформы в области управления и структуры   Стрелецкое войско -40т.ч.Поместное войско -100т.ч. Городовые казаки-40т.ч. Пушкари (наряд). Управление через систему военных приказов.
Поступление новых образцов оружия Стрельцы-пищали, пистолеты, бердыши, сабли. Артиллерия: пушки осадные, крепостные. Образована оружейная палата.
Реформы военного образования и боевой подготовки войск Системы военного образования нет. Подготовка проводится непосредственно в войсках и в виде военных сборов.
Результаты ВР и основные проблемы   Начало создания регулярной армии. Укрепление безопасности границ России. Противодействие со стороны удельных князей и бояр.

Основные итоги военных реформ Петра 1

Причины ВР   Внешние военные угрозы — Северная война. Проведение государственных реформ.
Реформы в системе комплектования армии 1705г.- Указ о рекрутской повинности. Введен ежегодный обязательный призыв 1 чел. с 20 дворов. Офицерский состав формировался из числа дворян.
Реформы в области управления и структуры   СВ- три рода войск-120т.ч. ВМФ-до30т.ч. Военная коллегия. Морская коллегия. Командующие родов войск (армия, дивизия, полк) Новые воинские уставы.
Поступление новых образцов оружия и военной техники Пехота-ружье, штык, гренады. Кавалерия — карабин, пистолет, сабля, палаш. Артиллерия: пушки, гаубицы, мортиры. В составе ВМФ: 35 лк, 10 фрегатов, 200 галер.
Реформы военного образования и боевой подготовки войск Созданы военные школы: 2-артиллерийские; 2-инженерные; 1-морская. Заложены основы военной науки.  
Результаты ВР и основные проблемы   Созданы регулярная армия и флот. Централизовано военное управление. Введена единая система обучения. Победа в Северной войне.

Основные итоги военной реформы Д.А.Милютина

  Причины ВР Поражение в Крымской войне. Отсталость в военном отношении. Проведение гос. реформ (отмена креп.пр.)
Реформы в системе комплектования армии 1874г. «Устав о воинской повинности» Отмена рекрутской системы комплектования. Введена всесословная воинская повинность. Сроки службы: СВ-6лет; ВМФ-7лет.
Реформы в области управления и структуры Деление территории России на 15 военных округов. Назначены командующие ВО. Введено понятие мобилизационной готовности войск на военное время. Новые воинские уставы.
Поступление новых образцов оружия и военной техники Перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией. Новые образцы орудий: казеннозарядные, нарезные стволы, заряды из бездымного пороха. Переход от парусного флота к паровому, броненосному.
Реформы военного образования и боевой подготовки войск Новая 4–х разрядная система подготовки офицеров. Военные академии, военные и юнкерские училища, военные гимназии, военные школы.
Результаты ВР и основные проблемы Создана армия нового типа с обученным массовым резервом. Победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг. Недостаточное финансирование ВР.

Основные итоги военной реформы 1905-1912гг.

Причины ВР. Поражение в русско-японской войне. Нарастающие внешние угрозы.
Реформы в системе комплектования армии. Принята новая редакция «Устава о воинской повинности» Сроки службы: СВ-3года; ВМФ-5лет.
Реформы в области управления и структуры. Создаются новые рода войск: автомобильные, авиационные, железнодорожные, радиотелеграфные. Новые воинские уставы.
Поступление новых образцов оружия и военной техники. Новые образцы стрелкового оружия: винтовки Мосина, пулеметы Максим. Тяжелая артиллерия: 107мм, 122мм, 152мм, минометы. ВМФ: линкоры, эсминцы, ПЛ.
Реформы военного образования и боевой подготовки войск. Увеличено количество военных учебных заведений. 7-ВА, 7-ВМУ, 19-ВУ И ЮУ, 28-КК.
Результаты ВР и основные проблемы. Повышение боевой готовности ВС перед 1-й Мировой войной. Недостаточное финансирование ВР. Перевооружение незакончено.

Конспект лекции.

Тема №2 Военные реформы и дни воинской славы в истории Российского государства

Занятие №1 Военные реформы в истории России

Учебные вопросы:

1.Военные реформы XVI-XVIII веков:

— Военные реформы Ивана IV Грозного в средине шестнадцатого века;

— Военные реформы Петра I. Создание регулярной армии и флота.

2. Военные реформы XIХ-XX веков:

-Военные реформы 1862 -1874 годов в России;

— Военные реформы российского правительства в 1905-1912 годах;

— Основное содержание военной реформы 1924 — 1925 годов.

3. Исторический опыт и уроки военных реформ в России, их значение для военного строительства и реформирования Вооруженных Сил на современном этапе.

Цели занятия:

Ознакомить студентов с основными военными реформами в истории России. Изучить исторический опыт и уроки военных реформ, их значение для военного строительства и реформирования Вооруженных Сил на современном этапе. Воспитывать чувство долга и патриотизма.

Вид занятия – лекция. Место проведения — лекционная аудитория.

Методическое и материально-техническое обеспечение: план проведения занятия, конспект лекции, медиапроектор, ноутбук, учебный видеоматериал.

Преподаватель – А.Евстигнеев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a57555.html

Ссылка на основную публикацию